Безработица и ее причины. Методы снижения уровня безработицы в россии

3.1. Государственная политика борьбы с безработицей

Борьба с безработицей представляет собой комплекс мер, которые приводят к снижению уровня безработицы. Власти каждой страны определяют методы борьбы с безработицей. Для того, чтобы эффективно применить эти методы требуется определить нужные факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Только факторно-ориентированная политика влияния на рынок труда может принести определенные результаты. Снижение безработицы - это очень сложная задача, по причине того, что существует множество её типов. Поэтому очень сложно и часто совсем невозможно разработать единый способ борьбы с безработицей и государству приходится использовать разные методы для того, чтобы решить эту проблему.

Рассмотренные ниже меры применяются к рыночной экономике, но некоторые из них могут применяться и к командной экономике.

Для снижения безработицы государство применяет разные методы, которые связанны с разработкой способов переподготовки безработных, их социальной поддержки, поддержки в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Эти методы можно поделить на активные и пассивные.

1) активные методы

Эти методы направлены на создание новых рабочих мест, организацию системы образования, производственного и технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; создание рабочих мест для молодежи, регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

2) пассивные методы

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования включает выплаты пособий по безработице с учетом прежних заработков; материальную помощь, направленную на обеспечение безработному прожиточного минимума.

При рассмотрении вопроса государственного регулирования безработицы, следует определить виды политики, которые прямо воздействуют на уровень безработицы в стране. На основании данного критерия определим такие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая политика и политика в сфере занятости населения. (Рис.3.1.)

Рис.3.1. Виды государственной политики в области безработицы.

Такие виды политики государства тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют то влияние, которое они осуществляют на уровень занятости населения.

Обращаясь к методам снижения безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к классификации, указанной выше.

Макроэкономическая политика:

Создание условий для роста спроса на товары.

Занятость на рынке возрастет, а безработица снизится в том случае, когда товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников, так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации, что сложилась на рынках товаров и услуг. К способам увеличения спроса можно отнести следующие:

1) стимулирование роста экспорта;

2) льготное налогообложение;

3) поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий;

4) льготное кредитование и т.п.

Социальная политика:

Выплата пособия по безработице;

Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях;

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста.

Политика в сфере занятости населения:

Применение гибких форм занятости в не-государственном секторах экономики;

Реализация программ поддержки молодых работников;

Развитие самозанятости населения.

Самозанятость населения можно определить как специфическую форму экономической деятельности. Сущность ее заключается в следующем: гражданин находит сам для себя источник доходов, который обеспечивает его достойное существование;

Предоставление рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, а связанны с работой в интересах общества;

Организация подготовки и переподготовки кадров;

Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости;

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;

Предоставление информационной помощи безработным;

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда.

Далее рассмотрим более подробно возможность снижения безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время, в основном, государственные биржи труда выполняют функции бирж труда. Это так называемые государственные службы занятости населения, которые подчиненные министерствам труда. К задачам государственных служб занятости можно отнести следующие:

Предоставление посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, которые желают переменить работу;

Изучение спроса и предложения рабочей силы;

Предоставление информации о профессиях, которые требуются;

Профориентация молодежи.

Государственные биржи труда ведут учет всех безработных и осуществляют выплату пособий по безработице. При отказе от работы, предложенной биржей труда, безработному такие пособия не предоставляются.

В Российской Федерации создана Государственная служба занятости для реализации государственной политики в области занятости населения и для обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.

В законодательстве предусматривается обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из принципов, который определяет правила поведения гражданина и государства на рынке труда, а именно: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству. В Государственной службе занятости человека регистрируют как лицо, которое ищет работу. С этого момента у государства возникает обязанность на протяжении 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если после окончания периода предложений о работе нет, то человек приобретает статус безработного и начинает получать пособие со стороны государства.

Государственная служба занятости - это структура специальных государственных органов. Они призваны обеспечить координацию, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, решение вопросов занятости населения, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги, которые предоставляются службой занятости - бесплатные.

К функциям службы занятости относятся следующие:

Прогнозирование и анализ спроса и предложения на рабочую силу, информирование о состоянии рынка труда население и работодателей;

Учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются с вопросами о трудоустройстве;

Комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью;

Предоставление консультаций лицам, которые обращаются в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы, требованиях, которые предъявляются к профессиям и работникам;

Помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, что потеряли работу и заработок, подходящей будет та работа, которая соответствует их профессиональной подготовке, учитывает возраст, трудовой стаж и опыт работы, транспортную доступность нового рабочего места;

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях;

Повышение уровня профессиональной подготовки занятого населения, который на сегодня достаточно низок. При значительном количестве уволенных работников с предприятий требуется организовать курсы ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе;

Предоставление услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. По этой причине нужно разработать новую концепцию развития системы профориентации. Предоставление профориентационных услуг должно осуществляться не только для учащейся молодежи, но и для работающих граждан, которые хотят сменить профессию;

Регистрация безработных, а также оказание им помощи в пределах своей компетенции;

На сегодня в законодательстве определен статус безработного. Он является незанятым человеком вынуждено, по отношению к нему государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть со стороны государства ему не была предоставлена работа. Но при этом не всякий незанятый человек, что желает работать, получает статус безработного и может рассчитывать на предоставление ему социальной помощи или поддержки со стороны государства. Для этого нужно соблюдать два следующие условия:

1) гражданин должен быть трудоспособного возраста и иметь способность к систематической работе по определенной профессии. Если нет профессии, то в таком случае он должен принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке;

2) нужна готовность гражданина трудиться (желание и обязанность принять предложение о подходящей работе);

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых нуждается в получении новой профессии;

Выдача гражданам пособия по безработице и приостановление выплат этих пособий;

Разработка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, которые привлекаются в России на основе межправительственных соглашений и лицензий;

Разработка региональных и республиканских программ занятости, включая при этом финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции, которые выполняет Государственная служба занятости, значительно расширились по сравнению с функциями, что действовали ранее в системе трудоустройства населения.


Похожая информация.


Современная безработица в Российской Федерации – явление, порожденное стадией развития в процессе становления рыночных отношений. Несмотря на специфику и особенности российской безработицы, ей присущи черты, характерный всем странам. Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных.

Среди экономистов нет одинаковой точки зрения на причины безработицы.

Можно выделить следующие основные причины безработицы:

Избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения спо­собствует этому);

Установление ставок заработной платы выше равновесно­го уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;

Вытеснение труда капиталом в эпоху научно-технической революции;

Наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монопсонисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);

Низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица).

Также можно выделить ряд причин возникновения фрикционной безработицы:

Географические перемещения населения: человек переезжает на новое место и может оказаться в момент переезда и в течение какого-то времени до и после переезда безработным;

Смена профессиональных интересов, переобучение, переквалификация;

Наступление новых этапов в персональной жизни человека: учеба, рождение детей и т.п.

Причины возникновения структурной безработицы возникают в результате тех­нического прогресса, сокращающего спрос на работни­ков одних профессий и увеличивающего спрос на работ­ников других профессий. Иными словами, структурная безработица порождается невозможностью трудоуст­ройства из-за различий в структуре спроса и предложе­ния рабочей силы на рынках труда различных профес­сий.

Причины скрытой безработицы на российских предприятиях можно разделить на две группы: причи­ны, по которым руководители фирм не идут на массовое уволь­нение работников, и причины, по которым работники сами не увольняются с предприятий, хотя заработки зачастую едва дос­тигают прожиточного минимума; а заработная плата задерживается месяцами.

Первая группа причин сохранения скрытой безработицы включает следующие пункты. Во-первых, даже в условиях падения производства руководители фирм стараются сохранить кадры на перспективу, вводя частичную занятость, оплачивае­мые (и неоплачиваемые) отпуска. Во-вторых, сохране­ние кадров позволяет надеяться на финансовую поддержку го­сударства. В-третьих, часто у фирм просто нет средств на вып­лату высвобождаемым работникам пособий и заработной пла­ты на период трудоустройства в соответствии с трудовым зако­нодательством. Поэтому увольнения происходят, как правило, с грифом «по собственному желанию», спровоцированные все ухудшающимися условиями труда и низкой заработной платой. Еще несколько лет назад, на первом этапе приватизации, предприятия сохраняли штаты еще и в целях акционирования: как известно, первоначально акционирование осуществлялось трудовыми коллективами. Однако к настоящему времени дан­ная причина сохранения кадров исчезла.

Работодатели зачастую стремятся снизить свои расходы, а потому по возможности стараются нанять дешевую рабочую силу – конечно, при условии, что сотрудники в состоянии справиться с поставленными задачами. Это порождает сразу две популярных причины безработицы.

Во-первых, люди, не желающие соглашаться на низкую заработную плату, вынуждены порой подолгу искать подходящую вакансию. Чем больше таких безработных, тем выше «конкурс» на каждую должность и тем ниже шанс кандидатов ее получить. Нередко в поисках подходящего места люди проводят несколько месяцев или даже лет. Во-вторых, если у работодателя есть возможность заменить человека более дешевой машиной, которая будет выполнять процедуры не хуже рядового сотрудника, он наверняка это сделает. В результате, часть вакансий и вовсе пропадает, а уровень безработицы возрастет. Эта проблема особенно актуальна на производстве: многие заводы переходят на автоматические системы и вместо большого коллектива нанимают минимальное количество работников, которого будет достаточно, чтобы следить за функционированием машин и чинить их при необходимости.

Еще одна широко распространенная во многих странах причина безработицы заключается в том, что определенный процент населения попросту не может предложить свои услуги работодателям. Речь идет в основном о деклассированных элементах, о людях с плохой репутацией, включая ранее судимых, а также, увы, об инвалидах. В список входят и люди невостребованных или, напротив, очень популярных профессий. Первые не могут найти подходящую должность, а вторые – устроиться на работу при наличии огромного числа конкурентов, выбравших ту же престижную специальность.

Дополнительные причины безработицы

Спрос на товары и услуги меняется очень быстро, и это тоже влияет на уровень безработицы. Нередко представители профессий, популярных 5-10 лет назад, оказываются невостребованными, в то время как «в моду» входят новые вакансии и особые должности.

Проблема заключается еще и в том, что работодатели не всегда могут найти сотрудников с нужной квалификацией. Это связано с тем, что люди попросту не успевают пройти обучение и «перестроиться», чтобы соответствовать новым требованиям. В результате получается неприятная ситуация: есть много свободных вакансий, а безработица все равно растет.

Не стоит забывать и о сезонной безработице. Она связана с тем, что некоторые вакансии актуальны только в определенное время года.

Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы? Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы. Используя опыт ряда иностранных государств, выделим некоторые пути решения проблемы безработицы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

· улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

· устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей. В ряде городов такая переподготовка осуществляется через городскую службу занятости и Центр социальной поддержки.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда - производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

    стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;

    поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на данные места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного, возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатах мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам - в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного, они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем данный способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

Создание условий для роста само занятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму. В России это реализуется через программы поддержки малого предпринимательства. Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

    экономическое стимулирование молодежной занятости;

    создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

    создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все данные программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране и нужно не просто реализовывать одну из вышеназванных программ, а предварять данные программы в жизнь вкупе.

Итак, еще раз подчеркнём ключевые пути решения проблем безработицы: Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например,: работа в области охраны окружающей среды и т.д. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемы безработицы не решаются в один шаг, а носят характер многосторонних программ, которые и необходимо реализовывать для предотвращения и понижения уровня безработицы в России.

В качестве экономической категории воспринимался как явление, которое присуще лишь капиталистическим странам. Безработица же рассматривалась как следствие специфических взаимоотношений, которые осуществлялись в его рамках и появлялись из-за нескончаемых противоречий труда и капитала.

Переход к рыночной экономике в нашей стране оголил старые проблемы занятости. А также добавил ряд новых, связанных со структурной перестройкой нашей экономики, появлением нового вида трудовых отношений, которые обусловлены различными формами собственности. Следствием чего стало высвобождение сотрудников с крупных предприятий в период перехода к рыночным отношениям и пополнение ими рядов безработных. Однако воспринимать данную социально-экономическую категорию в качестве явления именно переходного периода, бесспорно, ошибочно. Она взаимосвязана с экономической эволюцией, с изменением спроса на труд и соцстатусом самого работника. А также с недостатками правового регулирования рынка труда и соответствующих отношений.

В полной мере избавиться от безработицы невозможно, однако доступно ее минимизировать, одновременно сглаживая политические, общественные и этические последствия ненадлежащего обеспечения занятостью трудоспособного слоя населения.

Занятость и безработица: теоретические аспекты

Вторая категория выступает неотъемлемой характеристикой рыночной экономики нашей страны. Безработица – явление социально-экономическое, в рамках которого часть трудоспособного населения не занята в сфере производства. Она является следствием превышения предложения труда над спросом на него.

Доля безработных пребывает в зависимости от существующих на конкретный период времени темпов роста экономики и эффективности труда, а также от степени соответствия классификационных, профессиональных навыков трудящихся текущему спросу, существующей демографической ситуации, проводимой государством политики занятости.

Концепции трактовки феномена безработицы

Полностью противоположные точки зрения у сторонников кейнсианской концепции и классической. Последние интерпретируют данное понятие как несовершенство рынка труда (микроэкономическими причинами), а первые – с позиции макроэкономики, как дефицит агрегированного экономического спроса.

Согласно кейнсианцам, безработица появляется по причине «жесткости» заработной платы. При сдвиге кривой трудового спроса, который вызван падением всего агрегированного спроса в экономике, зарплатный порог остается неизменным. В связи с этим наблюдается разрыв уровня спроса и предложения при условии фиксированной зарплаты.

Существует 2 формы безработицы:

  1. Вынужденная (есть желание и возможность работать, но нет предложения, может быть связана с уменьшением объемов производства).
  2. Добровольная, или безработица ожидания (результат «жесткости» заработка и, как следствие, нехватки рабочих мест).

Это именно формы безработицы, а существуют еще и ее типы. Они представлены в таблице ниже.

  • Функциональный тип проявляется в результате перемещения сотрудников с одного рабочего места на другое. Это следствие кратковременной динамики на рынке труда. Данный тип существует из-за растянутости во времени процедуры подбора персонала и рабочих мест. Функциональная безработица принципиально неустранима. Она присутствует в каждой экономической системе.
  • Сезонный тип безработицы возникает вследствие колебаний уровня экономической активности на протяжении года, которые характерны для некоторых отраслей.
  • Институциональный тип проявляется из-за недостаточной эффективности организации рынка труда. К примеру, из-за неполной информации о наличии текущих вакансий.
  • Структурная безработица , по сути, выступает углубленной формой фрикционной. Данный тип возникает в результате продолжительной динамики в экономической структуре, которая приводит к существенному несоответствию имеющейся квалификации либо профессии трудящихся квалификационным или профессиональным требованиям, необходимым для конкретного рабочего места. Также могут прослеживаться и территориальные структурные несоответствия.(Фрикционный тип и структурный достаточно схожи на первый взгляд. В первом случае у безработных имеются навыки, которые можно продать, а во втором - они сразу не могут получить работу ввиду недостаточности квалификационной подготовки. Итак, можно говорить о том, что функциональная безработица носит краткосрочный характер, структурная же более продолжительна во времени, ввиду чего она считается более серьезной проблемой.)
  • Безработица избыточного предложения – следствие нарушения баланса на рынке труда (к примеру, в ситуации, когда уровень зарплаты оказывается выше существующего равновесного). Данный тип считается вынужденным, неравновесным.
  • Также можно выделить и такую разновидность рассматриваемого явления, как скрытая (латентная) безработица . Если кратко, то это люди, не относящиеся к экономически активному населению на конкретный момент времени. Однако они хотели бы войти в данную категорию при условии предоставления им подходящей работы.

Типология рассматриваемой категории по К. Марксу

Ее основа – способность безработных по-новому включиться в трудовую обстановку из-за растянутости данного явления во времени. Итак, согласно К. Марксу, безработица бывает:

  • Текучая (периодическое «отталкивание» и «протягивание» рабочей силы на трудовом рынке).
  • Застойная (длительная безработица, которая чередуется с кратковременной случайной занятостью). Она охватывает чаще всего ту долю рабочей силы, которая наименее профессионально подготовлена (неквалифицированные слои населения, бывшие домохозяйки и др.) и может продолжаться не один год.

Естественный уровень безработицы – это особый идеальный уровень данного социально-экономического явления. В его пределах она поставлена в конкретные рамки, в границах которых достигаются состояние требуемой экономической стабильности и режим существенного эффективного роста.

Естественный уровень безработицы должен соответствовать потенциальному ВНП (максимально возможный реальный объем валового национального продукта при полной занятости как трудовых, так и остальных ресурсов, которые пригодны для производства).

Интерпретация понятия занятости

Данную категорию можно расшифровать как совокупность определенных экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами, а также с участием в обширной хозяйственной деятельности.

Принято разграничивать все население на экономически неактивное и активное. Занятость очерчивает очень важный аспект социальной эволюции человека, который связан с удовлетворением его существующих трудовых потребностей. В качестве социально-экономической категории она характеризует деятельность, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречит законодательству и приносит человеку заработок (трудовой доход).

В соответствии с МОТ безработным признается гражданин, который не осуществляет трудовую деятельность, однако способен к работе и находится в активном ее поиске на протяжении последних 4 недель.

Что касается занятых, то это люди в возрасте старше 16 лет, которые трудятся по найму за определенную плату либо на себя (самозанятость), пребывают в отпуске либо временно не осуществляют никакой деятельности из-за болезни.

Классификация рассматриваемой категории

Исходя из качественных и количественных характеристик, выделяют занятость:

  • полную (все желающие обеспечены работой);
  • свободно избранную (право на занятость либо незанятость);
  • скрытую (неофициальные подработки);
  • маятниковую (занятость и безработица постоянно чередуются);
  • продуктивную или эффективную (приносит трудящимся доход);
  • неполную (работает лишь часть всего экономически активного населения);
  • сезонную (работа в определенное время года);
  • периодическую (чередование трудовой деятельности и равномерных периодов отдыха).

Согласно МОТ рассматриваемое явление бывает трех категорий:

  • занятые (рабочая сила);
  • безработные (активная часть населения в определенный период времени);
  • вне рабочей силы (остальная часть населения, не имеющая занятости, не осуществляющая ее поиск, не изъявляющая желания работать, а также лица, не достигшие трудоспособного возраста).

Таким образом, любая государственная политика борьбы с безработицей должна проводиться по двум направлениям:

  1. Разработка мер стимуляции роста уровня трудоустройства.
  2. Реализация мероприятий, способствующих сокращению увольнений.

Безработица и инфляция: кривая Филлипса

В соответствии с официальными данными опроса (январь 2009 г.) приблизительно 61% россиян уверены, что именно эти два явления – главные проблемы России. Их взаимосвязь выражена кривой Филлипса и представляет собой проявление цикличности экономической стороны развития нашей страны.

Так, на рисунке ниже можно увидеть, что фаза спада (начало падения цен) отражает рост безработицы, а фаза подъема (рост инфляции) – ее сокращение. Пик экономической активности сопровождается ускоренным обесцениванием денежной массы и наименьшим уровнем незанятости. Видно, что безработица и инфляция достигают своего предельного уровня в самой нижней и самой верхней точках экономического цикла соответственно. А вот в точке, где образуется «дно» цикла, наоборот, показатель рассматриваемого негативного социально-экономического явления будет наивысшим, а темпы обесценивания денег – наименьшими.

О. Филлипс исследовал зависимость динамики уровня инфляции (темпа прироста з/пл.) и безработицы. На оси абсцисс он отложил в процентном выражении темп прироста незанятости (U), а на оси ординат – заработной платы (W). Фаза подъема: темп прироста инфляции высокий, а безработицы - низкий (W₃; U₃). Фаза спада: темп прироста зарплаты низкий, а незанятости - высокий (W₁; U₁). Среднее положение (W₂; U₂) отображает такое состояние, которое характеризуется устойчивым экономическим развитием (оптимальное соотношение темпов прироста зарплаты и безработицы).

Госрегулирование занятости

Государственная борьба с безработицей осуществляется посредством системы социальных амортизаторов (устройств защиты), применяемые в целях обеспечения безопасности трудящихся (ее экономической стороны). Первый элемент системы – регулирование уровня занятости.

Борьба государства с безработицей сводится к решению задачи достижения полной занятости в рамках макроэкономики: обеспечение сбалансированности трудоспособной части населения и необходимого количества рабочих мест для него. Для этого требуется сформулировать и реализовать комплекс соответствующих мер, направленных на сокращение уровня рассматриваемого социально-экономического явления.

Меры борьбы с безработицей многообразны. Они различаются в зависимости от типа данного социально-экономического явления.

Макроэкономические меры способствуют снижению уровня безработицы, которая вызвана дефицитом спроса (агрегированного). Целенаправленная, четко фиксированная политика позволит увеличить данный спрос через рост госрасходов, снижение налоговых ставок, ввиду чего начнет увеличиваться спрос на труд, а соответственно - и занятость.

В рамках монетарной политики посредством увеличения предложения денег можно снизить банковский процент, вследствие чего будет наблюдаться рост потребительского спроса, а значит, и агрегированного. В конечном итоге это приведет и к увеличению показателя занятости.

Микроэкономические меры – госмероприятия, касающиеся напрямую рынка труда, с помощью которых можно снизить уровень и циклического, и естественного типа данного явления.

Государственная борьба с безработицей выливается в применение активных и пассивных мер. Первые нацелены на уменьшение уровня безработицы, а вторые – на смягчение ее отрицательных последствий.

Как побороть данное негативное явление с точки зрения государства?

Госрегулирование – многоуровневый процесс, который обобщенно представляет собой 3 уровня. На каждом из них используются соответствующие методы борьбы с безработицей:

  • макроуровень;
  • региональный;
  • микроуровень.

Высшие органы исполнительной и законодательной власти в рамках макроуровня призваны решать основные задачи, такие как:

  1. Политика соцподдержки и трудоустройства незанятого населения. Сюда можно отнести такие текущие задачи, как совершенствование Министерства труда и соцразвития, включая службу занятости и иные структуры. Разработка их грамотной политики.
  2. Согласование демографической, миграционной, социальной политики с приоритетами и целями регулирования трудового рынка. Это достигается посредством минимизации оттока классифицированных кадров за границу, ограничения нелегальных и нежелательных форм иммиграции, регулирования доходов (цены на труд), содействия занятости такой категории населения, как зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы.
  3. Согласование структурной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, инвестиционной политики в целях регулирования трудового рынка. Здесь должны рассматриваться решения по поводу осуществления госзаказов и госзакупок продукции, прежде всего, инфраструктурного, социального, оборонного и экологического назначения, а также госпрограмм инвестиционной направленности, государственных дотаций, кредитов, субсидий и налоговых льгот, которые должны быть направлены на поддержку, развитие производства (в первую очередь, в приоритетных отраслях). Задача исключительной важности – регулирование связей внешнеэкономической ориентированности в интересах повышения занятости.

Госрегулирование на региональном уровне должно осуществляться по тем же самым направлениям, что и на макроуровне, и применять те же методы борьбы с безработицей. На данном уровне также должны разрабатываться и реализовываться программы транспортного, производственного и жилищного строительства, госзакупок продукции предприятий любой формы собственности, предоставления компаниям кредитов, налоговых льгот, дотаций, направленных на поддержку и развитие производства также в приоритетных отраслях. Именно на региональном уровне более эффективны такие способы борьбы с безработицей, которые реализуются посредством стимулирования фермерства, малого и индивидуального бизнеса.

Как борются с данным явлением в России?

К общим для всех форм безработицы мерам относятся:

  • выплата соответствующих пособий;
  • формирование действенных служб занятости.

К специфическим мерам борьбы исключительно с фрикционным типом безработицы относятся:

  • совершенствование системы сбора, предоставления информации касаемо наличия свободных вакансий (не только в рамках данного населенного пункта, но и в других городах, регионах);
  • формирование узкоспециализированных служб по данной направленности.

Борьба с безработицей структурного типа подразумевает применение следующих мер:

  • формирование госслужб и учреждений, ориентированных на переподготовку и переквалификацию кадров;
  • стимулирование деятельности частных служб данной направленности.

Средства борьбы с циклическим типом данного явления следующие:

  • разработка и реализация стабилизационной политики, ориентированной на предотвращение серьезных спадов производства и, как следствие, массовой безработицы;
  • проведение мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест государственного сектора экономики.

Борьба с безработицей в России осуществляется в соответствии с принятой в 2009 г. президентской антикризисной программой, которая направлена на устранение негативных последствий кризиса, а также напряженности на трудовом рынке, на сокращение уровня безработицы. Общая сумма, выделенная из бюджета на поддержку региональных рынков труда в 2010 г., составила 36,4 млрд руб. Существенная часть выделенных средств направлена на реализацию мер пассивного характера, а именно на выплату положенных пособий.

Борьба с безработицей в нашей стране осуществляется в рамках вышеуказанной программы, которая включает ряд пунктов:

  1. Организация общественных работ. Так, в регионах в них были заняты те, кто лишился постоянной зарплаты. Наиболее распространенные виды общественных работ: благоустройство территорий, ремонт и реставрация культурных памятников, уборка улиц, обслуживание общественного транспорта.
  2. Формирование дополнительных рабочих мест (стимулирование малого бизнеса).
  3. Господдержка посредством выдачи кредита на собственное дело.
  4. Выплата пособий. Минимальный размер пособия по безработице в нашей стране составляет 850 руб., максимальный – 4900 руб. Среднее значение данного пособия – 2700 руб.
  5. Мероприятия по оказанию помощи студентам (организация стажировки для выпускников вузов).
  6. Предоставление возможности переобучения.

Несмотря на то что вышеперечисленные меры имеют ряд недостатков и требуют усовершенствования, борьба с безработицей уже к концу 2010 г. принесла свои плоды в виде сокращения незанятости на 2,8%.