Что такое профицит государственного бюджета. Бюджетный дефицит и профицит

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

Сбалансированный бюджет -- равенство доходов и расходов бюджета.

Дефицит бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.

Профицит бюджета -- превышение бюджетных доходов над расходами.

Бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, -- явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и тому подобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Дефицит бюджета.

Бюджетный дефицит -- состояние бюджета, характеризующее превышение объема расходов над доходами. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования.

Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.

Причины дефицита госбюджета:

1. Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.

2. Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.

3. Увеличение бюджетных расходов.

4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.

Существует несколько видов дефицита бюджета:

Бюджетный дефицит (D).Сумма превышения расходов государства над его доходами в пределах финансового года: D = G-T = G-T y y, где D -- бюджетный дефицит, G -- государственные расходы, T-- налоги, Т у -- ставка подоходного налога

Бюджетный дефицит есть отрицательная величина, бюджетный избыток -- положительная.

Структурный дефицит. Разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения: D cmp = G-T F

Циклический дефицит. Представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом: D цикп = Т у F -у), где у F -- национальный доход при полной занятости.

Общий дефицит (Реальный). Фактический дефицит госбюджета.

Первичный дефицит. Фактический дефицит за минусом выплат по государственному долгу.

Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции.

1. Так как дефицит - это превышение расходов над доходами, то можно его сократить путем сокращения расходов бюджета. Это имеет место в практике, но этот метод нежелателен, так как сокращение расходного бюджета влечет за собой сокращение совокупного спроса, а следовательно и сокращение ВВП. Однако этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономики, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2. Повышение расходной части достигается путем повышения налогов. Это нежелательно, так как повышение налогов влечет сокращение домохозяйств и стимулов развития бизнеса, снижение инвестиций и потребления. Последнее также снижает возможности роста ВНП, поскольку сужает емкость рынка.

3. Еще одним способом покрытия бюджетного дефицита является эмиссия денег (увеличение денежной массы в обращении).

Эмиссия денег сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это прямо и непосредственно способствует росту инфляции.

В настоящее время эмиссия реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. становятся основой многократного увеличения количества денег в обращении. Это самый опасный путь погашению бюджетного дефицита, ибо ведет к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники, но естественно в ущерб населению и всему государству.

4. Так же покрытие бюджетного дефицита возможно через формирование государственного долга. Это происходит разными способами.

Прежде всего формируется государственный внешний долг, как правило в иностранной валюте, путем заимствования во внешнем мире. Бюджетный кодекс РФ выделяет следующие источники формирования внешнего долга:

Займы у правительств других стран;

Займы у международных финансовых институтов (банков);

Займы у банковских структур зарубежных стран (в виде кредитов);

Выпуск государственных ценных бумаг, т.е. облигаций, и продажа их на мировых фондовых рынках.

Для погашения дефицита государства также формируется внутренний долг, т.е. государство осуществляет свои займы внутри страны. По кодексу РФ выделяют следующие займы:

Кредитные заимствования у кредитных организаций (у банков);

Межбюджетные заимствования (у других субъектов федерации);

Продажа государственный ценных бумаг (облигаций) на фондовых рынках внутри страны.

Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

Управление государственным долгом включает следующие меры:

Эффектное использование средств заимствования;

Поиск средств для выплаты долга;

Нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Профицит бюджета.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние -- его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Профицит может возникнуть следующим образом:

Если бюджет составляется сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;

Если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, при том, что расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

Если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;

Если в целях получения профицита запланированная сумму доходов изначально превышает сумму расходов, при том расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.

Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга. Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ -- К > РБ -- ОГД,

ДБ -- доходы госбюджета;

К -- кредиты и займы;

РБ -- расходы госбюджета;

ОГД -- обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статье 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

1. сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

2. предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

3. увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1. Внутренние источники, а именно:

Кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;

Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

Кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета.

Финансирование бюджетного дефицита -- покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

Разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

Разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

Изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

Иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

1. разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

2. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;

3. разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

4. прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

(млрд.рублей)

Январь-август

Справочно

январь-август

Общее финансирование 1)

в том числе:

источники внутреннего финансирования 2)

государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость

которых указана в валюте Российской Федерации

изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета 2)

увеличение остатков денежных средств Резервного фонда

увеличение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

уменьшение остатков денежных средств Резервного фонда

уменьшение остатков денежных средств Фонда национального благосостояния

иные источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

акции и иные формы участия в капитале, находящиеся

в государственной и муниципальной собственности

государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней

курсовая разница

бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны

в валюте Российской Федерации

прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

источники внешнего финансирования

в том числе:

государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых

указана в иностранной валюте

кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты

(заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов

международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте

иные источники внешнего финансирования

1) С учетом погашения основной суммы задолженности (долга).

Величина превышения доходов над расходами (профицит) имеет положительный знак, а величина дефицита - отрицательный знак. Профицит или дефицит покрываются за счет финансирования такой же величины, но с противоположным знаком.

2) Включая остатки денежных средств бюджетов.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в январе-августе 2010г. составило 2421,4 млрд.рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - 879,6 млрд.рублей, вывозные таможенные пошлины на нефть сырую, газ природный и товары, выработанные из нефти - 1541,8 млрд.рублей.

Совокупный объем средств Резервного фонда (в рублях и иностранной валюте) на 1 сентября 2010г. составил 1228,9 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 августа 2010г. на 0,3%, Фонда национального благосостояния - соответственно 2671,5 млрд.рублей и на 0,3%.

ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА. (млрд.рублей)

Профицит, дефицит(-)

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Январь-сентябрь

Январь-октябрь

Январь-ноябрь

Январь-февраль

I квартал

Январь-апрель

Январь-май

I полугодие

Январь-июль

Январь-август

Объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2010г. составил 68,1% от прогнозируемого на 2010г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (с учетом Федерального закона от 23.07.2010г. № 185-ФЗ).

Мультипликатор Кейнса в экономике это -- численный коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастает национальный доход при увеличении инвестиций.

Существует такое понятие как мультипликатор сбалансированного бюджета. Его суть состоит в следующем: прирост государственных расходов, обусловленный равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного ЧНП (чистый национальный продукт) на сумму прироста государственных расходов. Мультипликатор сбалансированного бюджета обозначается так: К сбалансированный бюджет.

Кс.б.= ^?ЧНП / ^?G; ^?TAX,

где ^?ЧНП - прирост ЧНП, ^?G - повышение государственных расходов, ^?TAX - увеличение налогов. Можно записать так:

G = ?TAX = ?ЧНП

Если госрасходы и налоги растут на одну и ту же величину, то и равновесный ЧНП увеличивается на ту же самую величину.

Так, через изменение налогов и государственных расходов правительство воздействует на развитие производства и динамику ЧНП, Выбор сочетания указанных регуляторов определяет эффективность корректировки экономического развития.

По данным РИА новостей: Профицит консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования и обязательного медицинского страхования) в 2011 году сложился на уровне 848,8 миллиарда рублей против дефицита в 1,585 триллиона рублей в 2010 году, говорится в докладе Росстата.

Доходы консолидированного бюджета за 2011 год составили 20,854 триллиона рублей против 16,032 триллиона рублей за 2010 год, расходы - 20,005 триллиона рублей против 17,617 триллиона рублей годом ранее.

Росстат уточнил, что профицит федерального бюджета в 2011 году сложился на уровне 430,8 миллиарда рублей. Ранее Минфин сообщал, что профицит-2011 составил 427,8 миллиарда рублей.

Доходы федерального бюджета за прошлый год составили 11,366 триллиона рублей, госфондов - 5,82 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,644 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 904,6 миллиарда рублей. Расходы федерального бюджета сложились на уровне 10,935 триллиона рублей, госфондов - 5,387 триллиона рублей, субъектов РФ - 7,679 триллиона рублей, территориальных внебюджетных фондов - 883,7 миллиарда рублей.

Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет в 2011 году составило 5,642 триллиона рублей, в том числе налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) - 1,989 триллиона рублей, вывозные таможенные пошлины на сырую нефть, природный газ и нефтепродукты - 3,653 триллиона рублей.

В консолидированный бюджет России в 2011 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС, на сумму 9,72 триллиона рублей, что на 26,8% больше, чем в 2010 году. В декабре поступления в консолидированный бюджет выросли по сравнению с предыдущим месяцем на 32,3% - до 931,7 миллиарда рублей.

Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2011 году обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 23,4%, налога на добычу полезных ископаемых - 21,0%, налога на доходы физических лиц (НДФЛ) - 20,5%, НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории России и ввозимые из Белоруссии и Казахстана, - 19,0%.

Баланс государственного бюджета - явление идеальное и весьма теоретическое, поскольку в современной практике либо доходы страны превышают расходы, либо наоборот. Ну а мы попробуем разобраться, каковы последствия и причины сложившейся ситуации.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно - рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета - это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление - дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета - это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета - это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход - это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

  • при составлении бюджетного плана на следующий год всегда оставляется запас на непредвиденные расходы в виде возникающих чрезвычайных ситуаций и неконтролируемых природных явлений;
  • доходные излишки не оседают где-либо в резервах для дальнейшего обесценения, а «латают» прорехи и проблемные места государственного регулирования: это может быть вышеупомянутое погашение внешнего долга, оптимизация инвестиционного портфеля и многое другое;
  • у всех вокруг профицитная экономика вызывает доверие. А это значит, что стоимость ценных бумаг растет, и это касается не только акций государственной формы собственности, но и частных компаний-представителей страны;
  • растет уровень либерализма: налоговая политика ослабевает, местный бизнес имеет больше шансов на успешное развитие.

Отрицательные стороны

Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета - это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Так, данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;
  • бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;
  • иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам.

Их связывает лишь то, что они оба говорят о несбалансированности внутренней экономической политики, причем дефицит может возникать в следующих случаях:

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% - профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.

Несомненно, в экономической теории перечень подобных процедур существует, но все мы должны понимать, что на практике все куда сложнее и ряд факторов просто невозможно предугадать.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Профицит российского бюджета

При федеральном финансовом планировании ежегодно учитывается такой нестабильный и значительный фактор, как цена на нефть, что позволяет заложить в казну резервные средства и избежать их перерасхода. Поэтому профицит бюджета РФ - явление стабильное и многолетнее.

Аккумулируемый излишний доход в большей степени идет на погашение внешнего долга, ну а остальная его часть используется в программах социального развития страны.

1.
2.
3.
4.

Здравствуйте, дорогие друзья, снова с вами Владимир Ветров, один из авторов раздела « » на портале «PAMMTrade». Профицит бюджета - это противоположность дефицита, но так ли это хорошо? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Профицит -это цель, но что же дальше?

В одной из своих статей я подробно рассматривал понятие государственного бюджета и там же упоминал о профиците. Напомню - если доходы бюджета выше расходов, то бюджет считается профицитным, а разность между доходами и расходами и есть профицит бюджета. Казалось бы, все очень просто – если запланировано доходов больше чем расходов, то это замечательно и прекрасно, вперед к светлому будущему. Давайте рассмотрим профицит бюджета 2000-2008 года в России.

В России до 1999 года, выход на бюджет с профицитом казался чем-то сказочным, но потом, поднявшиеся цены на нефть эту сказку сделали былью, и бюджет страны стал наконец профицитным.

Однако это породило другую проблему. Когда деньги остаются это конечно неплохо, но предлагаю вам задуматься о расходах государственного бюджета, о военных иэкономических расходах, о расходах на социальные нужды. Если деньги в бюджете оставались, не значит ли это, что важные сферы были недофинансированными? Не лучше было бы пустить оставшиеся средства на различные инвестиционные программы? Улучшить и перевооружить на всякий случай армию, или позаботится о пенсионерах. Эти вопросы поднимались неоднократно и, возникали каждый раз, когда в Государственной думе обсуждали проект очередного закона о бюджете.

Куда уходили доходы?

Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики, стратегический финансовый резерв страны. Туда и направлялись все избыточные деньги бюджета.

Причем деньги находящиеся в стабилизационном фонде надо было уберечь от обесценивания и сохранить без высоких рисков, и так как от рубля высокой стабильности ожидать не приходится, то средства эти были размещены в американских долларах, евро, и британских фунтах, а также на них приобретались долговые обязательства других государств. Такая деятельность проводилась конечно же для придания государственной экономике большей стабильности. После 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд Российской федерации был разделен на два – Резервный фонд (аварийные средства на всякий случай) и Фонд национального благосостояния (является важным механизмом пенсионного обеспечения граждан страны). Несмотря на раздававшуюся критику, сейчас, в условиях экономических санкций, создание этих фондов и усиленное накачивание их деньгами в былые годы, кажется не самым плохим методом распорядиться сверхдоходами от экспорта нефти.

Профицит бюджета–это как правило временное явление, им надо уметь воспользоваться!

К чему приведет, критикуемая оппозицией, политика правительства использования профицита бюджета для создания Стабилизационного фонда, мы точно узнаем в наступающем 2016 году, а теперь от высоких материй и гигантских объемов, давайте перейдем к более близкому нам– работе на финансовых рынках. Если вы читали мою предыдущую статью, посвященную бюджету - « », то там я давал четкие советы, как следует распоряжаться средствами, полученными от работы на валютных рынках. Сегодня расскажу вам, что следует делать, если возникает личный профицит бюджета. Это тоже не так просто, когда серия удачных сделок вдруг выводит из «бедного студента» в «удачливые инвесторы». Если вы недавно пришли в эту сферу, а со времени начала работы по торговле бинарными опционами или на рынке forexне прошло и года, и у вас, совершенно внезапно для себя, получилось за короткий срок многократно увеличить депозит, не спешите радоваться.

Позвольте рассказать случай из личной практики. Когда я только начинал свою деятельность в бинарных опционах, рвения было очень много, а опытеще отсутствовал, то мне часто приходилось прибегать к работе по стратегии мартингейла, подробнее о ней можете прочесть в статье « », материал я конечно же не изучал, и так получилось, что несколько неудачных покупок опционов подряд, подняли размер моей ставки ставку до критических величин.

Грубо говоря, первая ставка в 1000р. была неудачной, пришлось поднять до 2200р. чтобы окупить предыдущую, это тоже не сработало, я поднял до 4400р., тут уже видно начали сдавать нервы, ипошел тильт во всей своей красе (тильт-состояние игрока в покер, вызванное сильными эмоциями от выигрышей или проигрышей, при котором он играет в несвойственном ему стиле и начинает допускать много ошибок в игре. Тильт считается главным врагом игрока, поэтому существует много психо-тренингов и упражнений, целью которых является улучшение самоконтроля и психологическая борьба с тильтом). Ставка поднялась до 8800р. а потом и до 15000р., что составляло остатки всего моего депозита.

Если кому-то это кажется слишком рискованным и странным, прошу учесть, что опыта в то время у меня было очень мало, и работал я тогда на турбо-опционах с экспирацией в одну минуту.Вы не можете представить себе мое состояние, когда ставка в 15 000р. все же сработала, и депозит вернулся практически к исходным размерам. Это было как вынырнуть со дна черного омута. В тот день я больше не торговал, но на следующий, находясь в офисе, где тогда трудился на основной своей работе, решил зайти на торговую платформу,тут как-то очень быстро увидел подходящую для себя ситуацию, нажал кнопку приобрести опцион, и только потом заметил, что размер ставки остался вписан в платформе со вчерашнего дня и составил опять 15000р - больше половины моего оставшегося депозита на одну ставку.

Ощущение было такое, как будто на голову кто-то вылил ведро ледяной воды. Но я угадал с направлением, опцион был закрыт в прибыли, размер депозита сразу увеличился на четверть, что конечно опять привело к тильту – размер следующей ставки был никак не меньше, и она тоже закрылась в плюсе. Представляете себе состояние человека, который за несколько минут, путем простого нажатия кнопки, увеличил содержимое кошелька больше чем на размер своей месячной зарплаты? Это даже не счастье, это кажется нечто большее. В тот день кажется, я даже хотел уволиться со своей основной работы, раз смог заработать 30 000р. за пару ставок.

А дальше идет отрицательный пример большого профицита бюджета у новичка трейдера – огромные доходы, не подкрепленные усиленной работой, трудом и шлифовкой торговой системы никогда не задерживаются на счетах. Думаю, не стоит и говорить, что так нелепо доставшиеся деньги так же и ушли, из-за горячности, продержавшись на моем счету дня три или четыре. Не зная о психологии трейдинга, не имея личного стабилизационного фонда, я оказался не готов к двукратному увеличению депозита за две случайные сделки. Поэтому, дорогие друзья, дам вам совет – торговля бинарными опционами, особенно работа по стратегии «Точный вход», соответствующее видео о которой можете посмотреть на нашем канале:

Настало время сделать выбор!

При строгом соблюдении системы, может внезапно вывести вас на ситуацию, когда бюджет начнет быстро увеличиваться. Настолько быстро, что вы тут же можете возомнить себя великим инвестором, который кликом мыши зарабатывает суммы, равные средней зарплате вашего региона. Если это произойдет – сохраняйте хладнокровие и не теряйте головы, постарайтесь остановиться на время, как тяжело бы не давалось это решение. Проведите несколько дней вдали от торгового терминала, финансовые рынки от вас никуда не скроются (первые биржи появлялись еще в тринадцатом веке, и будут функционировать, пока существует человечество).
Не позволяйте внезапно увеличившемуся бюджету захватить ваш рассудок и усыпить осторожность и сразувыводите излишки средств из платформы. Как только человек начинает считать себя великим инвестором, тонко чувствующим направление движения рынка, этот рынок обычно больно щелкает по носу. Так бывает и с действительно великими людьми, такими как Джордж Сорос, когда он купил ОАО «Связьинвест», что же говорить о нас с вами.

Излишки средств хороши, только если ими правильно распоряжаться!

Дорогие друзья, сегодня мы разобрали, что профицит бюджета - это не всегда так хорошо, как кажется. Возникающие в процессе макроэкономической ли деятельности, или нашей с вами работе на финансовых рынках излишние средства необходимо уметь, прежде всего, сохранить и приумножить. А для этого надо иметь четкий план действий, сохранять трезвость рассудка и не надеяться на одну лишь удачу. Желаю успешного трейдинга друзья!

Определение

Профицит — это положительное сальдо. Применительно к исполнению госбюджета - превышение его доходной части по сравнению с расходной. По отношению к бюджету представляет собой излишек бюджета , то есть превышение доходов над затратами; используется также термин «первичный профицит», то есть профицит до вычета процентных расходов. В отдельных случаях такой дисбаланс приводит к росту инфляции, однако чаще всего политика профицита проводится для сдерживания инфляции и обеспечивания ее прогнозируемого уровня. Профицитная политика необходима также для уменьшения долговых обязательств государства. По отношению к торговому балансу — это превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).

По отношению к бюджету — превышение доходов над издержками . Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

По отношению торговому балансу — превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).

БЮДЖЕТНЫЙ ПРОФИЦИТ — положительное бюджетное сальдо, превышение доходов бюджета над его затратами . Профицит может использоваться на: сокращение привлечения доходов от продажи государственного или муниципального имущества; направление средств на погашение дополнительных обязательств; увеличение расходов, в т. ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней; уменьшение налоговых доходов путем внесения изменений в налоговое .

Профицит торгового баланса - превышение объема экспортирования над объемом импорта (в денежном выражении).



Профицит торгового баланса РФ

Сальдо торгового баланса РФ за 10 месяцев 2009г. сложилось положительным и составило порядка 88 млрд долл. Об этом сообщил в понедельник, 23 ноября, исполняющий обязанности директора сводного департамента макроэкономического прогнозирования Министерства экономического развития Российской Федерации Министерству экономического развития РФ Олег Засов. По его словам, в годовом исчислении сальдо сократилось практически в два раза со 166,7 млрд долл. за 10 месяцев 2009г.

Сальдо торгового баланса РФ в октябре 2009г., по предварительным оценкам МЭР РФ, составило 11,3 млрд долл. при экспорте в 30 млрд долл. и импорте в 18,7 млрд долл.

Экспорт за 10 месяцев 2009г. составил 238,2 млрд долл., - 150,2 млрд долл. О.Засов напомнил, что импорт за 10 месяцев 2008г. составлял 246 млрд долл., а - 412,7 млрд долл.

Напомним, в январе-сентябре 2009г. положительное сальдо торгового баланса Российской Федерации составило 74,9 млрд долл., снизившись на 51,7% по сравнению с аналогичным периодом 2008г. Положительное сальдо в январе-сентябре 2008г. составляло 155 млрд долл. Внешнеторговый оборот, по оценке МЭР, в январе-сентябре 2009г. составил 337,8 млрд долл. и снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43%, в том числе со странами дальнего зарубежья - на 42,9%, со странами СНГ - на 43,1%.

Экспорт товаров, по оценке Министерство экономического развития , составил в сентябре 27,7 млрд долл., снизившись 37,8% к сентябрю прошлого года и увеличившись на 0,5% к августу с.г. В январе-сентябре 2009г. Экспорт составил 206,3 млрд долл., снизившись на 44,8% к соответствующему периоду 2008г. Импорт товаров, по оценке Министерство экономического развития России , составил в сентябре 2009г. 17,5 млрд долл., снизившись на 35,7% к сентябрю прошлого года и увеличившись на 12,1% к августу с.г. В январе-сентябре 2009г. этот показатель составил 131,5 млрд долл., снизившись на 39,8% к соответствующему периоду 2008г.

Источники

http://top.rbc.ru/


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Профицит" в других словарях:

    ПРОФИЦИТ - положительное сальдо бюджета. Экономический словарь. 2010 … Экономический словарь

    Профицит - положительное сальдо бюджета. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    профицит - сущ., кол во синонимов: 1 излишек (18) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ПРОФИЦИТ - положительное сальдо бюджета, превышение доходов бюджета над его расходами … Юридическая энциклопедия

    Профицит - Профицит положительное сальдо. По отношению к бюджету превышение доходов над расходами. Профицит бюджета экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета. По отношению… … Википедия

    ПРОФИЦИТ Энциклопедический словарь экономики и права

    профицит - м. Превышение доходов над расходами (обычно в государственном бюджете). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    профицит - профиц ит, а (фин.) … Русский орфографический словарь

    ПРОФИЦИТ - положительное сальдо бюджета … Большой бухгалтерский словарь

    профицит - превышение (заложенных в бюджет) доходов над (заложенными в бюджет) расходами … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Книги

  • Бюджет и бюджетная система. Учебник. В 2 томах. Том 2 , Мст. П. Афанасьев, А. А. Беленчук, И. В. Кривогов. В учебнике раскрываются все обязательные термины и понятия по тематике бюджета и бюджетной системы. В основу положены фундаментальные категории бюджета - доходы, расходы, сбалансированность.…

Одной из главных целей государственной финансовой политики является макроэкономическая стабилизация. Она может достигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, государственные расходы, бюджетный дефицит. Бюджет может быть в трех состояниях: сбалансированном, дефицитном и профицитном.

«Бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами».

Причинами бюджетного дефицита могут быть:

  • 1) Осуществление крупными государственными программами развития экономики, например, её структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита будет оправдано, так как значительные государственные расходы в будущем будут способствовать подъёму экономики и росту доходов бюджета.
  • 2) Спад экономики, так как сокращение объёма производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами.
  • 3) Рост теневого сектора экономики, который приводит к уменьшению налоговой базы.

Классификации дефицита бюджета:

  • 1) По отношению к плану выделяют плановый и фактический дефициты бюджета.
  • 2) По степени учета конъюнктурных доходов бывают скрытый (латентный) и реальный дефициты бюджета.
  • 3) По отношению к уровню бюджета могут быть дефициты федерального, региональных и местных бюджетов.
  • 4) По характеру возникновения разделяют случайный и действительный дефициты.
  • 5) В зависимости от периодичности возникновения различают постоянный, циклический и временный дефициты.
  • 6) По способу воздействия на социально-экономические процессы различают активный и пассивный дефициты бюджета.

Последствия бюджетного дефицита:

  • 1) Дефицит Федерального правительства
  • 2) Высокие процентные ставки в стране
  • 3) Снижение внутренних инвестиций и чистого экспорта
  • 4) Высокий процент на ценные бумаги
  • 5) Рост зарубежного спроса на национальные ценные бумаги, внешнего долга, импорта, международной ценности национальной валюты.

«Бюджетный профицит - это превышение доходов бюджета над его расходами». государственный долг бюджетный дефицит

В БК РФ статья, регламентирующая профицит бюджета, отсутствует. В то же время в БК есть статья 232, касающаяся использования доходов, утвержденных законом о бюджете. В соответствии с этой статье доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом объема доходов без учета нефтегазовых доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, могут направляться Министерством финансов РФ без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на:

  • - замещение государственных заимствований;
  • - погашение государственного долга РФ;
  • - исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном п. 3 ст. 217 БК РФ.

Основной причиной появления профицита государственного бюджета может стать рост цен на различные виды энергоносителей (в том числе и на нефть) на мировых рынках (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 207,4 млн. руб. в 2000 г., что составило 2,9 % от ВВП, это первый год с профицитом после 1990-х гг., в течение которых наблюдался только дефицит). Следовательно, мировые изменения цен на некоторые виды товаров и услуг могут дать стране дополнительную прибыль, благодаря которой образуется бюджетный профицит. Однако самой благоприятной причиной возникновения профицита

бюджета является экономический рост. Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных унитарных предприятий приносит чистый доход. Все это в совокупности приводит к увеличению доходов государственного бюджета. Если данный экономический рост не был спрогнозирован, то происходит возникновение профицита.

Профицит бюджета - явление положительное. Однако опыт крупнейших стран мира показывает, что значительная профицитность бюджета имеет свои негативные последствия: часть денежных средств изымается из национального оборота, и влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности, рост кредитной нагрузки на страну, большая налоговая нагрузка, вследствие которой предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

В ходе изучения параграфа изучены определения понятий бюджетного дефицита и бюджетного профицита и классификации. Выявлены причины: спад экономики, рост теневого сектора, рост цен на различные виды энергоносителей, а также такие последствия, как высокие процентные ставки в стране, снижение внутренних инвестиций и чистого экспорта и др.