Дополнительное пенсионное обеспечение. рассматривает отчеты управляющей компании и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений

Особенности пенсионного обеспечения прокуроров, следователей, сотрудников таможенных органов (по сравнению с пенсионным обеспечением лиц, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел) отражены в подзаконных актах. Эти акты развивают и конкретизируют положения Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих с учетом специфики деятельности прокуроров и следователей, учитываемой при назначении пенсии .

Наиболее важные отличительные особенности в пенсионном обеспечении указанных лиц связаны с порядком исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет. Порядок исчисления выслуги лет и правила назначения данной пенсии утверждаются Правительством РФ .

Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан

Гражданам РФ, проходившим военную и иную приравненную к ней службу, может устанавливаться трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Законом о трудовых пенсиях. При этом происходит преобразование приобретенных в период службы пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал в случае, если одновременно соблюдены следующие условия:

  1. в период службы на этих граждан не распространялось обязательное пенсионное страхование ;
  2. они были уволены со службы не ранее 2002 г.;
  3. они не приобрели право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета .

Поскольку указанные лица не подлежали обязательному пенсионному страхованию и за них не уплачивались страховые взносы, их пенсионный капитал формируется за счет средств федерального бюджета, которые передаются в Пенсионный фонд РФ. В этом случае данные лица приобретают статус застрахованных лиц.

Величина средств, зачисляемых на индивидуальный лицевой счет указанных застрахованных лиц, определяется в зависимости от продолжительности службы, имевшей место не ранее 2002 г. Преобразование пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал производится при назначении этим лицам страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности).

Периоды службы, учтенные при преобразовании пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал, не включаются в выслугу лет, с учетом которой назначается пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание.

Назначение досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

В Законе о занятости населения содержатся очень важные положения, которые устанавливают дополнительное основание для назначения досрочной пенсии, назначаемой ранее достижения общего пенсионного возраста по основанию, которое не предусмотрено Законом о трудовых пенсиях.

Досрочная пенсия по указанному Закону может быть назначена только при одновременном соблюдении целого ряда условий (табл. 7.1). Эти условия касаются статуса гражданина, его возраста, наличия общего и специального страхового стажа, причины увольнения с последнего места работы. Пенсия назначается не ранее чем за два года до наступления возраста, при котором трудовая пенсия по старости назначается на общих основаниях либо досрочно в соответствии с Законом о трудовых пенсиях.

Таблица 7.1. Условия назначения досрочной пенсии гражданам, признанным безработными

Размер пенсии, назначаемой по Закону о занятости населения, определяется по правилам исчисления страховой части трудовой пенсии по старости. Однако выплачивается эта пенсия за счет средств федерального бюджета, поэтому данная пенсия, являясь по сути государственной, содержит элементы, характерные для трудовой (страховой) пенсии.

Выплата пенсии, установленной безработным гражданам, прекращается при поступлении на работу, время выполнения которой включается в страховой стаж. После прекращения указанной работы выплата пенсии восстанавливается.

Ежемесячное пожизненное содержание судьи, ушедшего в отставку

Особым видом обеспечения, который по своему целевому назначению аналогичен пенсии, является ежемесячное пожизненное содержание судьи . Данный вид выплаты предусмотрен Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации » и Законом о статусе судей.

Если судья, пребывающий в отставке, имеет длительный стаж работы в должности судьи, ему выплачивается (по его выбору) либо пенсия на общих основаниях, либо ежемесячное пожизненное содержание.

В соответствии с Законом о статусе судей ежемесячное пожизненное содержание может назначаться при соблюдении одного или нескольких условий (табл. 7.2). Право на ежемесячное пожизненное содержание предоставлено судье, который:

  1. либо имеет стаж работы в должности судьи не менее 20 лет;
  2. либо достиг возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины) и имеет стаж работы в должности судьи менее 20 лет;
  3. либо достиг возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины), имеет стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее десяти лет работы судьей.

Таблица 7.2. Условия назначения ежемесячного пожизненного содержания судье, ушедшему в отставку

В стаж работы по юридической профессии, учитываемый при назначении ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы в должности судьи и другой работы по юридической профессии:

  1. на должностях, которые требуют высшего юридического образования (государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ , должности государственной службы , муниципальные должности, должности в юридических службах организаций, должности в научно-исследовательских учреждениях и др.);
  2. в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  3. в качестве адвоката или нотариуса.

Ежемесячное пожизненное содержание устанавливается в полном размере либо пропорционально к полному размеру в зависимости от условий его предоставления.

Указанный полный размер ежемесячного пожизненного содержания может быть увеличен с учетом следующих оснований:

  1. за стаж работы в должности судьи, превышающий 20 лет;
  2. ученую степень (ученое звание);
  3. почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

При наличии данных оснований размер повышения определяется в порядке, указанном в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Основание повышения ежемесячного пожизненного содержания

Выплата ежемесячного пожизненного содержания осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Страховые и государственные доплаты к пенсиям

Страховые доплаты к пенсиям

Пенсионная реформа, реализация которой началась с 2002 г., предусматривала формирование профессиональных пенсионных систем. Отсутствие основополагающего (рамочного) закона в этой области приводит к появлению отдельных законов, целью которых является повышение уровня пенсионного обеспечения некоторых категорий граждан в связи с осуществлением ими определенной длительной профессиональной деятельности.

Одним из таких законов является Закон о дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей. С 2011 года вступил в силу Закон о дополнительном социальном обеспечении работников организаций угольной промышленности. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется в форме установления ежемесячной доплаты к пенсии за счет дополнительных взносов, уплачиваемых работодателями целевым назначением - на выплату этой доплаты. Доплаты устанавливаются в качестве дополнительной гарантии в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями труда, имеющего особый характер.

Дополнительные взносы уплачиваются соответствующими работодателями сверх общей суммы страховых взносов, предусмотренных системой обязательного пенсионного страхования . Размер дополнительного тарифа зависит от категории граждан, которым устанавливается доплата (табл. 7.4).

Таблица 7.4. Дополнительный тариф страховых взносов, за счет которых устанавливается страховая доплата к пенсии

Такая доплата предусмотрена Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации » и устанавливается к пенсии, назначенной по Закону о трудовых пенсиях или по Закону о занятости населения.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при исполнении полномочий депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) от одного года до трех лет - 55 %, свыше трех лет - 75 % ежемесячного денежного вознаграждения. Размер ежемесячной доплаты к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы (члена Совета Федерации) действующего созыва.

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта РФ , должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы .

Ежемесячная доплата к пенсии не устанавливается гражданину РФ, которому назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с законодательством субъектов РФ установлена ежемесячная доплата к пенсии.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги

Особым видом государственной доплаты к пенсии является дополнительное материальное обеспечение, которое предусмотрено Закон о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги. Такое обеспечение устанавливается в дополнение к назначенной пенсии или ежемесячному пожизненному содержанию и имеет свои особенности.

Право на дополнительное материальное обеспечение имеют граждане РФ независимо от места жительства . Дополнительное материальное обеспечение устанавливается лицам, которые отвечают одновременно двум критериям:

  1. получают пенсию или ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье ;
  2. имеют предусмотренные Законом о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги государственные награды или почетные звания за выдающиеся достижения и особые заслуги.

В указанном Законе перечислены следующие государственные награды и почетные звания, представленные в табл. 7.6.

Дополнительное материальное обеспечение не назначается в том случае, если гражданин получает иные денежные выплаты, к которым относятся:

  • пенсия за выслугу лет для лиц, замещавших государственные должности РФ и должности федеральной государственной гражданской службы;
  • доплаты к пенсии по законодательству субъектов РФ и актам ;
  • оклады за звания действительного члена и члена-корреспондента Российской академии наук и отраслевых академий.

Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение по Закону о дополнительном материальном обеспечении за особые заслуги и дополнительное материальное обеспечение по иным нормативным актам , назначается по их выбору одна из этих выплат.

Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги в денежном выражении различается в зависимости от основания, в связи с которым оно установлено (табл. 7.7). Размер его исчисляется в процентном отношении к размеру социальной пенсии и составляет 415, 330 или 250 % социальной пенсии. Дополнительное материальное обеспечение в размере 415 % социальной пенсии устанавливается лицам, удостоенным звания Героя (СССР, Российской Федерации, Социалистического Труда), в размере 330 % - лицам, удостоенным звания лауреата Ленинской или Государственной премии), в размере 250 % - чемпионам Олимпийских (Паралимпийских, Сурдлимпийских) игр. Граждане, награжденные орденами, включены во все три группы в зависимости от конкретного ордена.

Таблица 7.7. Размер дополнительного материального обеспечения

Выплата дополнительного материального обеспечения осуществляется за счет средств федерального бюджета. При изменении размера социальной пенсии одновременно повышается размер выплачиваемого дополнительного материального обеспечения. С 1 января 2010 г. размер социальной пенсии составлял 2562 руб. в месяц. С 1 апреля 2012 г. размер социальной пенсии, на основе которого определяется дополнительное материальное обеспечение, составляет 3626 руб. 71 коп. в месяц.

Выплата дополнительного материального обеспечения производится одновременно с выплатой соответствующей пенсии или пожизненного содержания судьи. Особый порядок выплаты дополнительного материального обеспечения заключается в том, что оно не выплачивается в период выполнения оплачиваемой работы (независимо от ее характера).

Порядок и сроки назначения пенсий

Порядок назначения и выплаты пенсий регулируется законами и иными нормативными правовыми актами . В законодательстве предусматриваются некоторые различия при назначении и выплате отдельных видов пенсий. Но в целом порядок, установленный для назначения и выплаты трудовых пенсий, дает общее представление по данному вопросу относительно сроков , процедуры, требуемых документов и т. п. В связи с этим указанные вопросы рассматриваются преимущественно на примере Закона о трудовых пенсиях.

Обращение за назначением трудовой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на трудовую пенсию без ограничения каким-либо сроком. Такое обращение может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством РФ и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе Интернета, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Назначение производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата пенсии осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания.

Пенсия может назначаться:

  • со дня обращения за пенсией;
  • ранее дня обращения за пенсией;
  • со дня наступления предусмотренных законодательством обстоятельств (без обращения гражданина).

Во всех указанных случаях пенсия назначается не ранее возникновения права на нее.

По общему правилу днем обращения за пенсией считается:

  • либо день приема органом пенсионного обеспечения заявления;
  • либо дата на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, если оно пересылается по почте;
  • либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Во всех случаях вместе с заявлением должны быть представлены необходимые документы. Необходимые для назначения трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы или сведения не находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления . Заявитель может представить необходимые для назначения трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган пенсионного обеспечения дает лицу, обратившемуся за пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее трех месяцев со дня получения разъяснения, то днем обращения считается одна из указанных дат (т. е. либо дата приема заявления, либо дата отправления заявления о назначении пенсии, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей).

Ранее дня обращения пенсия назначается в случаях, представленных в табл. 7.8.

Таблица 7.8. Случаи назначения пенсии ранее дня обращения за ней

Без обращения гражданина назначается, например, пенсия по старости лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, если он достиг общего пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) и имеет не менее пяти лет страхового стажа. Трудовая пенсия по старости назначается со дня достижения указанного возраста на основании данных, имеющихся у органа пенсионного обеспечения, без истребования от гражданина заявления. Орган пенсионного обеспечения в течение десяти дней со дня вынесения решения о назначении трудовой пенсии по старости указанному лицу извещает его о назначении ему этой пенсии.

Пенсия (в зависимости от ее вида) может назначаться на определенный срок либо бессрочно (табл. 7.9).

Таблица 7.9. Срок, на который устанавливается пенсия

Поскольку по общему правилу гражданин имеет право получать одну пенсию, то при возникновении оснований, дающих право на получение разных видов пенсий, он может выбрать любую из них и перейти с одной пенсии на другую. Перевод с одного вида пенсии на другой производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле).

Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, ее назначения, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Заявление о назначении пенсии, о переводе с одного вида пенсии на другой рассматривается не позднее десяти дней со дня приема этого заявления либо со дня представления дополнительных документов. В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган пенсионного обеспечения не позднее пяти дней после вынесения решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа, порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Перерасчет, индексация, корректировка размеров пенсий

Перерасчет размера пенсии

Таким образом, корректировка осуществляется в том случае, если на индивидуальный лицевой счет пенсионера поступили дополнительные суммы страховых взносов, не учтенные при исчислении пенсии ранее.

Пенсионер может отказаться от корректировки размера трудовой пенсии по письменному заявлению.

Индексация размеров пенсий

Индексация является механизмом адаптации размеров пенсий с целью сохранения их реальных размеров в связи с ростом цен.

Индексация осуществляется в том случае, если за период, определенный Законом о трудовых пенсиях, рост цен составил не менее 6 %. Таким образом, проведение индексации зависит от того периода, за который определяется рост цен, и от уровня этого роста (т. е. от того, достигает ли рост цен ключевого параметра - 6 % в течение этого периода) (табл. 7.11).

При меньшем чем 6 % росте цен за установленный период сроки проведения индексации увеличиваются.

Таблица 7.11. Сроки индексации размеров пенсий

Коэффициент индексации определяется Правительством РФ исходя из уровня роста цен за соответствующий период.

Кроме роста цен применяется еще один критерий, который учитывается для проведения индексации - индекс роста средней заработной платы в Российской Федерации. Если годовой индекс роста средней заработной платы превышает суммарный коэффициент проведенной индексации, то с 1 апреля следующего года пенсии дополнительно увеличиваются (поскольку при увеличении заработной платы объем уплачиваемых страховых взносов тоже увеличивается). Однако в этом случае учитывается не только годовой индекс роста среднемесячной заработной платы, но и индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.

выплата пенсий. ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Порядок выплаты пенсий

Ответственность субъектов пенсионных правоотношений

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе требовать от физических и юридических лиц предоставления документов, необходимых для назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии, а также проверять обоснованность выдачи указанных документов.

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты пенсии.

Работодатели, кроме того, несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования .

Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган пенсионного обеспечения о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты.

Если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей и выплаты в связи с этим излишних сумм пенсий работодатель и пенсионер возмещают органу пенсионного обеспечения причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Возмещение органу пенсионного обеспечения работодателем и пенсионером причиненного ущерба предусмотрено и в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения возложенных на них законодательством обязанностей, если это повлекло выплату излишних сумм пенсий.

В случае выплаты излишних сумм пенсий эти суммы удерживаются из размера назначенной пенсии при очередной ее выплате (т. е. производятся удержания из пенсии).

Удержания из пенсий производятся на основании:

  1. исполнительных документов;
  2. решений органов пенсионного обеспечения о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру;
  3. решений судов о взыскании сумм пенсий вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.

Удержания производятся в размере, исчисляемом из размера назначенной пенсии.

Удержано может быть не более 50 %, а в установленных законодательством РФ случаях - не более 70 % размера пенсии. Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 % размера пенсии.

В случае прекращения выплаты пенсии до полного погашения задолженности по излишне выплаченным суммам пенсий, которые удерживались на основании решений органов пенсионного обеспечения, оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение осуществляется в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц.

В отличие от обязательного пенсионного страхования, отчисления на дополнительное пенсионное обеспечение всегда добровольны. В то же время получение дополнительной пенсии не отменяет права на получение государственной пенсии, а дополняет его.

Внедрение негосударственных пенсионных институтов в систему пенсионного обеспечения - тенденция всех развитых государств. Ведь негосударственное пенсионное обеспечение в странах с развитой экономикой выполняет функцию аккумулирования пенсионных накоплений для инвестирования их в экономику страны, а также обеспечивает повышение уровня жизни лиц пенсионного возраста.

В современной России дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение осуществляют негосударственные пенсионные фонды. Их деятельность регламентирована Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социальною обеспечения, которая может осуществлять три исключительных вида деятельности:

  • 1. деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения. Этот вид деятельности ведется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда;
  • 2. деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании. Этот вид деятельности включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам;
  • 3. деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. Данный вид деятельности включает в себя аккумулирование и инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам.

Законодательство устанавливает ряд правовых гарантий обеспечения обязательств фонда. Деятельность негосударственных пенсионных фондов подлежит лицензированию. Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности, фонд должен соответствовать следующим требованиям:

  • § руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку), у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • § главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет; высшее образование, у него не должно быть судимости за совершение преступлений в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • § величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 июля 2009 г. должна составлять не менее 50 млн. руб.

Для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонд создает страховой резерв.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку.

Фонды размещают средства пенсионных резервов самостоятельно или через управляющую компанию (управляющие компании). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги Российской Федерации, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством Российской Федерации.

Контроль над деятельностью негосударственных пенсионных фондов осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Дополнительное пенсионное обеспечение представляет собой часть пенсионной системы, в рамках которой осуществляется назначение и выплата пенсий отдельным категориям граждан сверх помимо установленных Законом о трудовых пенсиях и Законом о государственном пенсионном обеспечении размеров, а также сверх их размеров.

Подсистема финансирования. Подсистема финансирования данной части российской пенсионной системы имеет три основных источника: 1) бюджеты всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты); 2) средства организаций-работодателей; 3) средства негосударственных пенсионных фондов.

Подсистема управления. В подсистему управления входят ПФР и его территориальные учреждения, Минздравсоцразвития России, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, администрация организаций-работодателей, негосударственные пенсионные фонды.

Подсистема субъектов обеспечения. Данная подсистема включает в себя широкий круг граждан. Одни из них имеют выдающиеся достижения и особые заслуги перед государством, другие обладают особым статусом, трудовая деятельность третьих связана с тяжелыми условиями труда. К первой группе относятся Герои СССР и РФ, лауреаты государственных премий, чемпионы Олимпийских игр и др. Вторая группа состоит из лиц, замещающих государственные должности РФ (федеральные министры, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы и др.), государственные должности субъектов РФ (высшие должностные лица субъектов РФ, члены высшего исполнительного органа субъекта РФ, депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ и др.), государственных гражданских служащих субъектов РФ, лиц, замещающих муниципальные должности (глав муниципальных образований и др.), муниципальных служащих. В третью группу входят специалисты ядерного оружейного комплекса, члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работники угольной промышленности. В четвертую группу - входят работники тех организаций, где имеет место корпоративное пенсионное обеспечение. Наконец Пятая группа состоит из граждан, получающих обеспечение из негосударственных пенсионных фондов. В шестую группу можно назвать граждан, пенсионные накопления которых пополняются в соответствии с Законом о дополнительных страховых взносах, а также средствами материнского (семейного) капитала.

Подсистема видов обеспечения. Видами дополнительного пенсионного обеспечения являются: 1) дополнительное ежемесячное материальное обеспечение; 2) ежемесячные доплаты к пенсиям; 3) региональные пенсии; 4) муниципальные пенсии; 5) корпоративные пенсии; 5) негосударственные пенсии; 6) срочная пенсионная выплата (другие выплаты в соответствующей части по Федеральному закону «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений»).



Правовая подсистема. Правовая подсистема состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, актов органов местного самоуправления, уставов, коллективных договоров, локальных актов организаций, актов негосударственных пенсионных фондов. К нормативным правовым актам федерального уровня относятся: Федеральные законы от 4 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией», от 27 ноября 2001 г. № 155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности»; Указ Президента РФ от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы» и др. Сюда следует также отнести Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Закон о трудовых пенсиях и Закон о государственном пенсионном обеспечении, ТК РФ. Субъекты РФ принимают соответствующие нормативные правовые акты, таков Закон Ханты-Мансийского автономного округа ― Югры от 16 декабря 2004 г. № 81-03 6 июля 2011 г. № 64-оз «О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Контрольные вопросы и задания

Дайте определение понятия пенсионной системы РФ и назовите ее части и подсистемы.

Дайте характеристику пенсионного обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Что входит в содержание государственного пенсионного обеспечения?

Что включает в себя дополнительное пенсионное обеспечение?

Трудовой стаж в пенсионном обеспечении

В результате освоения данной темы студент должен:

ñ современное состояние института трудового стажа;

ñ понятие трудового стажа, его юридическое значение и виды;

ñ основные нормативные правовые акты о трудовом стаже;

ñ документы о трудовом стаже;

ñ правила начисления отдельных видов трудового стажа.

ñ свободно ориентироваться в вопросах трудового стажа;

ñ производить подсчеты трудового стажа отдельных граждан;

ñ оценить подлинность документов о трудовом стаже.

ñ юридической терминологией по вопросам трудового стажа;

ñ навыками работы с нормативными правовыми актами и документами о трудовом стаже;

ñ навыками анализа правовых явлений в данной сфере

7.1. Современное состояние института трудового стажа, соотношение между понятиями трудового и страхового стажа

Актуальность применения и проблемы трудового стажа, значение которого в законодательстве постоянно меняется, во многом обусловлено периодом реформ. Страховой стаж приобретает все большее значение. Вместе с тем трудовой стаж по-прежнему относится к числу правообразующих юридических фактов в пенсионном обеспечении, играет важную роль при назначении, выплате пенсий, а также обращении за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесении соответствующего решения компетентным органом и др. Вероятно, трудовой стаж утратит свое значение на определенном этапе пенсионной реформы и по мере формирования в России эффективной системы обязательного социального страхования.

Это во многом обуславливает то, что в различных источниках встречаются разные определения и классификация трудового стажа, его понятие неоднозначно. В одних случаях выделяют трудовой стаж с включением в него страхового, в других - его рассматривают как страховой (трудовой) стаж, в-третьих - для целей оценки пенсионных прав в соответствии с Законом о трудовых пенсиях (ст. 30), для целей Закона о государственном пенсионном обеспечении (ст. 2).

Содержание правоотношения, связанного с трудовым стажем, представляет собой единство его свойств и связей, объединенных значением - это суммарная продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности и других, указанных в законодательстве периодов, с которыми связаны определенные правовые последствия для некоторых возрастных категорий граждан.

В связи с этим следует обратить внимание на одно существенное обстоятельство, которое предусматривает длящиеся правоотношения, связанные с учетом трудового стажа в пенсионном обеспечении. С 1 января 2002 г. утратил силу Закон РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», где одним из оснований для назначения пенсии являлся общий трудовой стаж. Поэтому в пенсионной реформе большое значение имеет дата 1 января 2002г. Она условно «разделила» граждан на уже вышедших на пенсию, лиц приобретающих это право с 01.01.2002г., для которых предшествующая трудовая деятельность оценивается продолжительностью трудового стажа, учитываемого в соответствии со ст. 30 Закона РФ о трудовых пенсиях и другими. Третья категория при вступлении в пенсионный возраст трудовую деятельность подтверждает исключительно наличием страхового стажа (ст.7. п.2 Закона РФ о трудовых пенсиях).

Первая категория - граждане, которым по состоянию на 31 декабря 2001 года установлена трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца или трудовая пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Этой категории граждан был необходим пересчет пенсий по нормам нового законодательства (конвертация пенсионных прав неработающих пенсионеров, общий трудовой стаж которых на 31 декабря 2001 г. составляет один день и более для установления расчетного пенсионного капитала на 1 января 2002 г.: если они не имели прав на повышение пенсии, то им выделили в их пенсии базовую (ныне - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца - статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) и страховую части - получаемая пенсия минус базовая часть; а позже индексировали их по новому пенсионному законодательству). В дальнейшем при назначении гражданам этой категории трудовых пенсий размер трудовой пенсии определяться с учетом трудового стажа, имеющегося на 1 января 2002 г., как элемента, преобразующегося в пенсионный капитал.

Вторая категория - граждане так называемых «транзитных поколений» (имеющих трудовой стаж, включая в него страховой с 1991г. и стаж до указанной даты 1 января 2002 г.). Это те возрастные группы, которые, заработав пенсионные права в старой модели, еще не достигли пенсионного возраста и будут дорабатывать до него в рамках новой страховой модели. Главным образом это касается людей старше 1967 г.р., которые были исключены из накопительной пенсионной системы. Все они теоретически с 1 января 2002 г. должны уйти на пенсию. Для этого им производится расчет пенсионных прав по закону с учетом выработанного трудового стажа по старым нормам, который играет роль при назначении так называемой расчетной пенсии - той пенсии, которая может быть назначена представителям «транзитных поколений» по закону.

Также продолжительность общего трудового стажа для этой категории учитывается при проведении валоризации. То есть путем конвертация пенсионных прав со значением трудового стажа для соединения старых и новых прав, чтобы все это вошло в расчетный пенсионный капитал в отношении всех пенсионеров, вышедших на пенсию до 2002 г., и тех, кто начал работать до 2002 г. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 Закона о трудовых пенсиях. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

Третья категория - граждане, начавшие трудовую деятельность в рамках новой страховой модели. Для этой категории лиц пенсионный капитал состоит из страховых взносов, уплаченных после этой даты, что составляет страховой стаж (это - суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы). Трудовая пенсия по старости этой категории граждан назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст.7. п.2 Закона о трудовых пенсиях), в который включаются периоды, предусмотренные статьями 10,11,12 Закона о трудовых пенсиях.

Рекомендуется для понимания соотношения значений трудового - страхового стажа применять подобную классификацию категории граждан иначе невозможно уяснить определенную логическую и юридическую (мыслительную) модель (т.е. логико-теоретическую конструкцию системы и ее схему) как для надлежащего доктринального понимания пенсионной реформы, толкования, так и для фактической деятельности в реальной действительности пенсионного законодательства.

Надо отметить, что значение трудового, как и страхового стажа, весьма подвижно в связи с изменениями законодательства, так что необходимо их учитывать. Например, Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ (часть 5 статьи 41) в статью 14 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ((ред. от 27.07.2010 N 227-ФЗ (ред. 01.07.2011), от 30.11.2011 N 361-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ)) внесено положение, что с 1 января 2015 года устанавливается продолжительность страхового стажа, приводящая к уменьшению фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливается продолжительностью девять лет и ежегодно (с 1 января соответствующего года) для мужчин увеличивается на один год до достижения продолжительности 30 лет, а для женщин увеличивается на один год до достижения продолжительности 25 лет. Гражданам, которым трудовая пенсия по старости была назначена до 1 января 2015 года, установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17 - 19 статьи 14, производится с 1 января 2015 года исходя из продолжительности соответствующего страхового стажа, приобретенного на день достижения указанными гражданами возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин (часть 3 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

В связи с этим возникают вопросы относительно толкования и применения статьи 7 Закона о трудовых пенсиях, определяющей в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости наличие 5 лет страхового стажа. Внесенные вышеперечисленные изменения не меняют эти условия и относятся лишь к формированию фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Определенные сложности в понимании соотношения трудовой - страховой стаж возникают в связи с исчислением страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Здесь в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности (трудовой стаж), предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет, в соответствии с указанным Федеральным законом.

Также статьи 17.1., 17.2. (введены Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) предусматривают порядок соотношения трудового и страхового стажей при расчете доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. Для федеральных государственных гражданских служащих в этих случаях в страховой стаж, предусмотренный пунктом 1 статьи17.1. включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, в том числе периоды службы (работы), учтенные при исчислении стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Гражданам из числа работников летно - испытательного состава в страховой стаж, предусмотренный пунктом 1 статьи 17.2, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные статьей 10 Федерального закона о трудовых пенсиях, и периоды, засчитываемые в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности и предусмотренные статьей 11 закона, в том числе периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при исчислении выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и периоды работы и (или) иной деятельности, учтенные для установления трудовой пенсии по старости, к которой была установлена пенсия за выслугу лет.

Такая особенность в соотношении стажей (трудовой – страховой) появилась т.к. понятие страхового стажа возникло с началом пенсионной реформы. До 2002 года для назначения пенсии на общих основаниях значение имел не страховой стаж, а общая продолжительность трудового стажа, который для приобретения права на пенсию должен был составлять 25 лет у мужчин и 20 лет для женщин. В общий трудовой стаж в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" включалась почти любая работа и определенные виды общественно полезной деятельности.

Как соотносятся между собой понятия трудового и страхового стажа? К сожалению, законодательство Российской Федерации не дает однозначного ответа на этот вопрос, а наоборот, лишь порождает множество неясностей, требующих отдельного разъяснения. С одной стороны, страховой стаж можно рассматривать как разновидность трудового стажа. Их объединяет то, что основу обоих составляет труд, работа. В этом смысле понятия трудового и страхового стажа тесно связаны. Можно отметить преемственность законодательства в отношении зачета в страховой стаж периодов, которые не являются работой, следовательно, не подтверждаются взносами. Такая возможность предусмотрена Законом о трудовых пенсиях в отношении периодов ухода за ребенком, службы в рядах Вооруженных Сил и др. Кроме того, аргументом в пользу определенного родства страхового и трудового стажа являются положения п. 2 ст. 29 Закона о трудовых пенсиях, которые предусматривают включение в страховой стаж периодов работы и иной деятельности, осуществляемой гражданами в прежние годы, до вступления в силу этого закона.

С другой стороны, уплата страховых взносов как обязательное условие зачета периодов работы в страховой стаж отличает данную категорию от традиционного представления о трудовом стаже. В определении страхового стажа, закрепленного в Законе о трудовых пенсиях, заметно смещены акценты с труда как критерия, определявшего ранее право на пенсию, на финансовый результат этого труда - страховые взносы, составляющие финансовую основу обязательного пенсионного страхования. Таким образом, главным квалифицирующим признаком становится не работа и ее продолжительность, а участие застрахованных лиц в формировании бюджета ПФР и степень этого участия. В связи с этим, перспектива учета трудового стажа в пенсионном законодательстве, возможно, ограничится 2023–2027 гг., т.е. с наступлением пенсионного возраста транзитного поколения - граждан старше 1966 г.р. (связано это также и с тем, что с 1 января 2005 года у мужчин 1953-1966 г.р. и женщин 1957-1966 г.р. прекратились отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии, трудовой стаж для исчисления пенсий гражданам моложе уже не понадобится).

На этот раз поговорим о негосударственном пенсионном обеспечении. Мне предстоит разобраться, что за зверь такой и что с ним делать.

Сегодня в России, наверное, практически нет людей, которые не слышали о проводимой государством пенсионной реформе.

Безусловно, в основу этой реформы заложены благие намерения. Но при всех положительных аспектах существующей пенсионной системы, она не в состоянии обеспечить людям, выходящим на пенсию, достойный уровень жизни.

Мы часто слышим расхожую фразу о том, что с выходом на пенсию жизнь только начинается. Однако, на практике получается, что пенсионеры на свою пенсию не живут, а выживают. И получаемая большинством пенсия скорее напоминает пособие, чтобы человек не умер с голода.

Поэтому никого уже не удивляет то, что наша российская пенсионная система переживает одну реформу за другой. И основная мысль, к которой приходят будущие пенсионеры — их будущая пенсия все больше зависит от степени их собственного участия в том, сколько они готовы выделить на будущий пенсион. И одним из способов такого воздействия на размер предстоящей пенсии является участие гражданина в системе негосударственного пенсионного обеспечения.

Что такое негосударственное пенсионное обеспечение (НПО)

Сейчас есть две системы обеспечения собственной пенсии:

  • обязательное (государственное)
  • добровольное (негосударственное).

Негосударственное пенсионное обеспечение представляет собой добровольное накопление гражданином денежных средств. В результате этого накопления гражданин приобретает право на получение дополнительной, негосударственной пенсии. Эта пенсия формируется за счет самостоятельных отчислений в негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) представляет собой некоммерческую организацию, специально созданную для социального обеспечения населения.

Особенности негосударственного пенсионного обеспечения

А отличается тем, что в обычном обязательном пенсионном страховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негосударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

С кем заключается договор:

  • с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии;
  • с работодателем, который действует в интересах своих работников.

В чем выгода негосударственного пенсионного обеспечения

Как говорят сами негосударственные пенсионные фонды, выгода негосударственного пенсионного обеспечения очевидна. Оно дает человеку возможность формировать для себя дополнительную пенсию, находясь в активном трудоспособном возрасте. А при достижении трудоспособного возраста эта пенсия может стать весьма существенным источником дохода. Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение направлено на повышение размеров пенсий.

Так же, как и в обязательном пенсионном обеспечении, в негосударственном происходит увеличение размеров накоплений, за счет прибыли, получаемой от их инвестирования.

Другими словами, как я понял, после заключения договора с негосударственным пенсионным фондом, вы доверяете ему свое будущее. И это реальный риск, потому что вы доверите ему свое нетрудоспособное будущее, когда по судам может сил не остаться ходить.

Эта особенность негосударственного пенсионного обеспечения, которая является довольно существенным минусом. Прогори пенсионный фонд и все денежки по ветру, как говорят.
Мда-а-а.

Функции негосударственного пенсионного обеспечения

Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. После этой стадии негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Помимо этого негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием, как ПИФы, к приму, кто знает, что это такое.

Затем, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конце концов, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.

Порядок заключения договора гражданина и НПФ

Когда гражданин заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения, он имеет возможность самостоятельно определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Необходимо отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного периода или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Предусмотрено также право гражданина в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его расторжении получить обратно уплаченные взносы вместе с начисленным на них инвестиционным доходом.

Порядок внесения взносов в НПФ

Пенсионные взносы могут вноситься гражданином каждый месяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самостоятельно. Внесение денежных средств может осуществляться почтовым или банковским переводом, а также путем внесения налом через кассу фонда.

Резюме

В результате ознакомления с негосударственным пенсионным обеспечением я понял несколько вещей, если понял неправильно или неточно, то поправьте меня в комментариях:
— негосударственное пенсионное обеспечение облегчит государству жизнь, для того и придумано. Цель: поставить пенсионную систему на самостоятельный баланс. Как вы уже знаете, по опыту приватизации, после которой приняли решение вверить собственникам делать капремонт домов самим (подробнее говорил об этом « «) — самостоятельность имеет, как хорошие, так и плохие стороны. Теперь надо как минимум заморачиваться тем, чтобы определиться — в какой негосударственный пенсионный фонд нести свою будущую пенсию;
— негосударственное пенсионное обеспечение имеет несколько существенных недостатков — негосударственный пенсионный фонд может прогореть или его инвестиции на ваши деньги, могут быть неудачными и пока что делать с этими рисками я не выяснил.

Конечно, придется прояснить ситуацию с выбором фонда и выяснением рисков негосударственного пенсионного обеспечения, в следующих статьях, поэтому следите за их появлением — подписывайтесь на рассылку блога.

Сегодня мы узнали о негосударственном пенсионном обеспечении, его сущности, функциях и предварительно о рисках, следующий разговор будет о критериях выбора негосударственного пенсионного фонда.

Остальное продолжим выяснять в следующих статьях, ведь мне это тоже интересно!

Дополнительное пенсионное обеспечение (additional provision) – система пенсионного обеспечения, осуществляемого наряду с государственной системой пенсионного обеспечения как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в или .

После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей. Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять ряду требований. Она обязана обеспечить выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть с установленными выплатами либо с установленными взносами, солидарной или накопительной или же использовать одновременно оба этих вида. Ее финансирование предполагается осуществлять как за счет взносов работодателя, так и с участием работников.

Обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов. При финансировании перечисленных пенсионных систем за счет взносов работодателя в них может быть предусмотрен определенный период, в течение которого уволившийся работник, «охваченный» этой системой, не приобретает пенсионных прав, а также механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае увольнения из организации.

Когда дополнительная профессиональная пенсионная система удовлетворяет установленным требованиям, ей могут быть предоставлены определенные налоговые льготы. В качестве возможного решения взносы, отчисляемые на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их .

В целях обеспечения справедливой распределительной политики необходимо установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении налоговой базы.

Развитие негосударственных пенсионных систем осуществляется под государственным контролем. Пенсионное законодательство не определяет конкретные условия и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов остается в ведении структур, создающих негосударственные пенсионные системы. Законодательство лишь устанавливает определенное ограничение в отношении характера допустимой деятельности таких структур в области пенсионного обеспечения.