Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии. Смотреть страницы где упоминается термин государственная дотация

Дотация - денежное пособие, предоставляемое государственным бюджетом безвозмездно.

Получить дотацию вправе местные органы власти, низкорентабельные компании, имеющие значение для экономики страны. Дотация предоставляется некоторым категориям работников на предприятии.

Дотации субъектам страны

Дотация - мера поддержки территорий страны государством. Порядок назначения выплаты, ее условия получения определяется бюджетным кодексом страны. Единая методика, разработанная правительством, обуславливает распределение пособия между субъектами страны.

Федеральное финансирование предоставляется для межбюджетных трансферов муниципальных образований. Основные виды дотации регионам:

  1. пособие для выравнивания бюджета;
  2. поддержка сбалансированности бюджета.

Дотация на выравнивание помогает регионам решить социально-экономические проблемы, обеспечить граждан необходимым уровнем жизни и предоставить социальные гарантии. Но регион не может постоянно получать пособия от государства. Правительством предусматриваются меры воздействия на субъекты.

Если в течение трех последних периодов отчета процент дотации из госбюджета составил выше 40% от объема собственного дохода государства, субъект вынудят принимать меры по повышению эффективности средств из выделяемого бюджета.

Целевое назначение у дотации отсутствует, но порядок расходования средств регулируется Счетной палатой страны. Регионы, нарушившие порядок, не вправе пользоваться пособием в будущем периоде.

Пособие для сбалансированности бюджета предоставляется при изменении расходов и доходов региона. Часть средств санкционируется законом о бюджете, а другая половина назначается комиссией, состоящей из депутатов Госдумы, Совета Федераций и участников правительства.

Пособия направляются не только на поддержку региона, но и на осуществление конкретных президентских программ и задач общегосударственного значения, которые реализуются в этом субъекте федерации.

Дотации производителям

Пособия государства направляются на отрасли хозяйств или отдельным производствам. Компенсирует издержки и нивелирует убытки организации. Поддержка идет предприятиям с большим значением для региона или страны с продукцией, входящей в потребительский минимум. И если удорожание товаров и слуг приведет к социальному коллапсу.

Дотациями государство защищает низкорентабельные компании от банкротства и поддерживает рост потребительских цен. Пособия предоставляются крупным предприятиям, малому и среднему бизнесу дотационная политика не предусмотрена.

Правительственная дотация предприятиям не служит панацеей. Пособия повышают нагрузку на госбюджет, может вызвать его дефицит и повысить уровень инфляции. В этом случае аналитиками предлагается оптимизировать производство, применять технологии и повысить инвестиции к бизнесу со стороны.

Организациям необходимо быть самофинансированным и самоокупаемым.

Получить дотации от государства могут и отдельная категория граждан. Для этого соблюдаются и документально подтверждаются условия: матери-одиночки, многодетные и малообеспеченные семьи, инвалиды и другие категории граждан.

Дотация направляется и студентом вузов, обучающимся за счет госбюджета: ученики-сироты, инвалиды.
Право на получение любой дотации подачи заявления и предоставления документов.

Международные нефтяные монополии весьма ревниво охраняют свой научно-технический приоритет. Об этом свидетельствует тот факт, что, несмотря на отдельные случаи их привлечения к осуществлению государственных экономических проектов, они предпочитают самостоятельно финансировать все свои исследования. Это объясняется тем, что получение государственных дотаций на исследования предполагает, что их результаты, как правило, могут быть использованы компаниями-конкурентами.  


Роль бортовой себестоимости. Из концепции цен по среднему неизбежно вытекает, что около половины предприятий (точнее, около половины продукции) данной отрасли будут работать нерентабельно и должны погашать свой плановый убыток за счет высокорентабельных предприятий. В идеальном случае алгебраическая сумма дифференциального дохода должна быть равна нулю. Тогда каким же образом оценить новое месторождение для принятия решения о возможности или невозможности его эксплуатации Сторонники цен по среднему решают эту проблему введением в обиход внутриотраслевых расчетных цен, т. е. цен условных, с помощью которых исчисляются дифференциальные доходы (убытки) на предприятиях отрасли и рассчитывается бортовая себестоимость в этих условных ценах, с которой сравнивается себестоимость получения полезного ископаемого на вновь вводимых в эксплуатацию месторождениях. Эти расчетные цены оказываются близкими к ценам, исчисляемым на базе относительно худших месторождений, однако сторонники концепции цен по средним не считают возможным принять их за базу цен на данные полезные ископаемые бортовая себестоимость устанавливает не общественно необходимые, а предельно допустимые затраты труда на единицу продукции. Из последней цитаты видно, что, боясь войти в противоречие с трудовой теорией стоимости , Ю. В. Яковец и другие сторонники концепции цен по месторождениям средним противопоставляют предельно допустимые и общественно необходимые затраты , несмотря на их очевидное в данном случае тождество. Эти затраты допустимы именно потому, что необходимы. Ю. В. Яковец вынужден с этим согласиться И хотя затраты предприятий , разрабатывающих худшие месторождения, признаются необходимыми и воспроизводство на них обеспечивается (с помощью государственных дотаций или расчетных цен) , но тут же добавляет...общественно необходимыми затратами труда... являются среднеотраслевые... (Яковец, 1964, с. 53). Аргумент, что называется, диалектический.  

Государственная дотация на покрытие убытков (85)  

Может иметь место финансирование из бюджета в оборотные средства и на покрытие плановых убытков (государственная дотация) или изъятие излишка оборотных средств . В первом случае записи производятся по кредиту счета Уставный фонд , во втором - по дебету.  

Государственная дотация на покрытие плановых  

Сумма государственной дотации на покрытие плановых убытков, приходящаяся на остаток неоплаченных товаров, при определении собственных и приравненных к ним оборотных средств из расчета исключается.  

При рассмотрении данных таблицы следует иметь в виду, что в 1994 г. значительная часть оплаты труда работников угольной отрасли производилась в виде государственных дотаций по тарифному соглашению и не входила в состав себестоимости. Доля этих затрат была сопоставимой (если не большей) с частью затрат на оплату труда , учтенных в себестоимости. Таким образом реальные затраты на оплату труда (а также и полные эксплуатационные затраты угольных предприятий) существенно выше указанных в табл. 9.1 официальных данных.  

Происходящие с начала 90-х годов кризисные явления в промышленности привели к необходимости выведения части затрат по заработной плате работников за рамки себестоимости продукции ряда горнодобывающих предприятий. Значительную часть выплачиваемой работникам заработной платы стали покрывать за счет специальных государственных дотаций, выплачиваемых согласно "Тарифным соглашениям" профсоюзов и правительства.  

Вместе с тем, специфика высшего образования, сохранение госбюджетного финансирования устанавливают определенные границы стоимостного механизма. Так, в случае, когда заказчиком услуг вуза по подготовке и переподготовке кадров выступает государство, фонды экономического стимулирования образуются за счет плановых накоплений , части нормы бюджетного финансирования сверх себестоимости подготовки специалистов. Возможность реального получения средств и распоряжения ими по каналам создания различных курсов интенсивного обучения и компьютерной грамотности оказания дополнительных или новых форм услуг консультирования и развития научных, внедренческих работ, что означает и укрепление прибыльности вузов. Следовательно, будут созданы реальные, а не мнимые (только через государственные дотации) условия для формирования учебно-производственной и социальной базы в сфере высшего образования .  

Общая сумма расходов на потребление зависит от целого ряда факторов, которые с точки зрения области возникновения можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам следует отнести (в порядке значимости) величину совокупных денежных доходов домашнего хозяйства степень обеспечения потребностей домашнего хозяйства за счет ведения натурального хозяйства уровень организации ведения бюджета домашнего хозяйства уровень материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства . Внешними факторами являются уровень розничных цен на потребляемые домашним хозяйством товары и услуги величина государственных дотаций, направляемых на финансирование медицины, обра-  

Государственные дотации, кредит снижение увеличение л  

Постоянная адаптация к изменениям окружающей среды - в политике, экономике, обществе и технологиях. Если хозяйствующий субъект делать этого не будет, он станет жертвой данных изменений. На практике это означает, что предприятие, чтобы выжить в период таких изменений, должно приспособить к ним свою деятельность. Ярким примером может служить конверсия наших оборонных предприятий. Те из них, которые продолжают ждать государственных дотаций, постепенно слабеют, а сделавшие ставку на свои силы и возможности, ориентирующиеся на потребности рынка , стабильно растут и развиваются.  

В сущности, мы используем вышеприведенную информацию для получения тождества если расходы домашнего хозяйства в данный момент больше, чем доходы, то ему придется уменьшить ранее приобретенное богатство, взять ссуду или получить частные или государственные дотации. Похожая схема существует, если расходы домашнего хозяйства меньше, чем доходы оно увеличит свое богатство в виде денег либо при выдаче ссуд, либо при приобретении финансовых активов либо оно платит налоги, либо осуществляет дарение.  

В нашей стране до сих пор не существовало практики банкротств. Убыточное (не приносившее прибыли) предприятие, продукция которого включалась в государственный план , называлось планово-убыточным. Его убытки покрывались за счет государственных дотаций. При этом убыточность не всегда была результатом плохой работы или неудовлетворительного качества выпускаемой продукции. Как правило, она возникала вследствие низких государственных цен на товары, директивно включаемые в план производства . С переходом к рынку ситуация изменяется банкротство становится элементом хозяйственной жизни. Сфера государственных дотаций существенно снижается, цены становятся более гибкими, лучше отражающими спрос и предложение. Поэтому недостаточно эффективно работающее предприятие может оказаться банкротом, что удостоверяется соответствующим государственным органом . Имущество таких предприятий может быть реализовано другому предприятию (фирме), сдано в аренду или передано в °акционерную собственность акционерного общества для привлечения дополнительных средств.  

Другим не менее важным условием успеха намечаемого информационного прорыва является максимальное облегчение доступа к информации, разработка и обеспечение которой инициированы на бюджетные деньги. Разработчики сетей информационного обмена должны иметь мотивацию к лучшему обслуживанию, но не высокой ценой информации, которая сделает их труд выгодным и при минимальном числе пользователей. Необходимо сделать информацию по возможности бесплатной или с использованием каких-то комбинированных форм например, скромная абонементная плата информационному центру плюс государственная дотация, пропорциональная числу пользователей и/или их оценке соответствующих услуг.  

Рентабельными для этих предприятий могли стать лишь гигантские объемы производства (стартовый размер (гна рис. 5.4), которые вовсе не требовались рынку в таких количествах. Поддерживать же производство на необходимом уровне (условная величина Q7 на рис. 5.4) при установленных продажных ценах было возможно лишь при условии выделения государственных дотаций по отдельным позициям, кстати, довольно значитель-  

Государственные дотации и субвенции  

IV. ОБЩАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОТАЦИЯ  

Большая часть ежегодной государственной дотации распределяется в зависимости от размера налого-  

Общая дотация на

», «дар»- определяет характер данного вида финансового поступления. Это определенная денежная сумма, которая передается получателю на безвозмездной основе и не предполагает целевого использования. Возвращать дотацию так же не нужно. Она направлена на покрытие расходов получателя, его поддержку и компенсацию понесенных им убытков.

По определению, в качестве «донора» может выступать только вышестоящий бюджет. Как правило, им становится федеральная казна.

  • Трансферты из федерального бюджета для поддержки бюджетов другого уровня – межбюджетные трансферты;
  • предоставление денежных средств предприятиям и организациям, в случае если их доходы не покрывают на производство и реализацию продукции;
  • пособия, предоставляемые гражданам для покрытия их убытков, доплата.

Финансовая поддержка субъектов

Наряду с другими формами межбюджетных трансфертов, в которым относятся субсидии, субвенции, иные безвозмездные перечисления, а так же бюджетные кредиты, дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ.

Порядок предоставления дотаций регулируется бюджетным Кодексом РФ, этот же законодательный документ определяет и условия, на которых тот или иной регион может подучить дотацию из федерального бюджета. Правительством разработана специальная единая методика, на основании которой дотации распределяются между субъектами России, нуждающимися в государственной поддержке. Федеральное финансирование может быть предоставлено субъектам для осуществления последующих межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.

К основным видам дотаций, которые федеральный бюджет предоставляет регионам, являются:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
  • дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации первого вида предоставляются с целью выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов. Региональные различия в нашей стране весьма значительны по многим причинам: это и географическое положение, и размер территории, и отраслевая направленность, и масштабы налоговых отчислений, которые субъект производит в федеральный, а не в свой собственный, бюджет. За счет дотаций регионы-реципиенты - так еще называют получателей бюджетных трансфертов - решают насущные социально-экономические вопросы, обеспечивают гражданам необходимый уровень жизни и социальные гарантии.

Минфин со следующего года вновь меняет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. Но пятерка крупнейших получателей, от Дагестана до Чечни, не изменится и заберет себе 30% всех таких дотаций

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. ​Дотация региону составит 27 млрд руб. (Фото: Алексей Никольский / ТАСС)

Тринадцать российских регионов из 85 получат ровно половину дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, выделяемых Минфином на будущий год, следует из материалов к проекту федерального бюджета на 2018-2020 годы. В общей сложности на этот вид дотаций регионам федеральный центр выделит в 2018 году 645,1 млрд руб. — на 5% больше, чем в 2017-м.

В прошлом году Минфин объявил, что региональных бюджетов — было решено сократить выдачу бюджетных кредитов (а теперь от них и вовсе ) и увеличить объем средств на предоставление дотаций. В сентябре этого года министр финансов Антон Силуанов также пояснял, что дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличатся в 2018 году на величину прироста того 1% налоговой базы по налогу на прибыль, который с 2017 года и распределяется между нуждающимися в поддержке субъектами.

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности растет последние шесть лет, говорит старший аналитик группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александр Шураков, увеличение на 5% — это незначительный рост (в 2017 году объем дотаций вырос на 20%, в 2015-м — на 10,9%). «Помимо роста дотаций произошло их перераспределение между регионами. Соответственно, для тех регионов, у которых [на 2018 год] выросли дотации, суммарный рост составил 48 млрд руб. Как за счет 30 млрд руб., на которые общая сумма увеличилась, так и за счет 17,4 млрд руб., на которые были уменьшены дотации другим регионам», — подсчитал Шураков.

Кому пойдут дотации

Самым крупным получателем дотаций на выравнивание третий год подряд станет Дагестан — из федерального бюджета республика получит более 59 млрд руб., на 6,6 млрд руб. больше, чем в текущем году. А наибольший прирост по объему дотаций в 2018 году продемонстрирует Якутия — в следующем году республика получит на выравнивание бюджетной обеспеченности на 7,3 млрд руб. больше и станет вторым по объему получателем этой дотации. Третья по величине дотация — более 39,3 млрд руб. — будет направлена в Камчатский край.


Эти регионы входят в число высокодотационных, у которых доля зависимости от федеральных трансфертов максимальна: доля федеральных дотаций в доходах их бюджетов превышает 40%, объясняет завкафедрой госрегулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. Также к высокодотационным относятся Алтайский край (в 2018 году дотация на выравнивание вырастет на 4,5 млрд руб., до 27,1 млрд), Чечня (дотация составит 27 млрд руб.), Крым (17,7 млрд руб.), Тыва (15,7 млрд руб.), Ингушетия (9,2 млрд руб.), Карачаево-Черкесия (9,1 млрд руб.). Доходы бюджета Чечни на 84% складываются из безвозмездных поступлений из федерального центра (дотации, субвенции, субсидии и прочие поступления), а доходы бюджета Крыма — на 67%, следует из уточненных законов о бюджетах на 2017 год двух республик.

В целом разрыв в бюджетной обеспеченности регионов таков, что первая пятерка самых дотируемых субъектов получит 30% всех дотаций на выравнивание в 2018 году.

Как считаются дотации

Объем дотации рассчитывается в зависимости от уровня финансовой обеспеченности на душу населения, объясняет Климанов, при этом учитываются два показателя — налоговый потенциал территории (сколько налогов генерируется, поступает в региональный бюджет) и удорожающий коэффициент, так называемый индекс бюджетных расходов. «На Камчатке и в Якутии — один из самых высоких удорожающих коэффициентов. Это происходит в силу того, что стандартный набор бюджетных услуг, который должен быть получен одним гражданином, в Якутии или на Камчатке будет стоить в разы дороже, чем в европейской части России», — говорит Климанов.

Объем дотаций Дагестану объясняется многочисленностью населения в республике, так как дотации рассчитываются по среднедушевому принципу и умножаются на число жителей. Еще одна причина — низкая бюджетная обеспеченность республики, добавляет Шураков. Это обусловлено низким уровнем налоговых и неналоговых доходов, которые способна генерировать экономика региона. «Порядка 72% поступлений по налогу на доходы физических лиц генерируются в бюджетных секторах экономики — госуправление, образование, здравоохранение. Существенную часть зарплат в данных секторах платит региональный бюджет», — говорит он.


Объем трансферта увеличится для 47 регионов, у 26 регионов объем дотаций сократится. Самое значительное сокращение дотации ждет Пермский край — на 2,6 млрд руб. Красноярский край получит меньше на 2,4 млрд, Челябинской области дотацию сократят на 1,4 млрд руб., Липецкой области — на 1,1 млрд. Снижение дотаций на 2018 год обусловлено улучшением состояния их экономик, считает Шураков, они в этом году получили больше доходов из-за роста цен на сырье. Все эти регионы в разное время бывали и регионами-донорами, то есть не получали дотации на выравнивание, указывает Климанов. «Это регионы с экономикой больших предприятий, они во многом могут зависеть от состояния отрасли и принципов учета доходов в этой отрасли для формирования налогового потенциала», — поясняет эксперт.

При этом 12 регионов в 2018 году не получат трансферт на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще, как и в этом году. Это Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Тюменская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Московская и Ленинградская области, Татарстан, а также Москва и Санкт-Петербург. Все они являются регионами-донорами и не получают дотации на выравнивание.

Новая методика

В 2018 году изменится и методика расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Методика меняется практически каждый год, указывает Шураков, нынешняя редакция станет уже 11-й. Но при этом состав регионов-лидеров по объему получаемых дотаций сильно не менялся уже лет пять, указывает он.

Во-первых, Минфин вводит 20-процентное ограничение на прирост дотаций каждому региону год к году. Во-вторых, согласно материалам Минфина, в формулу включается еще один элемент: объем дотации ставится в зависимость от коэффициента долговой нагрузки. В новой редакции методики значительно большее внимание уделяется долгу регионов и расходам на его обслуживание, указывает Шураков, Минфин таким образом пытается снизить долговую нагрузку на регионы. «Действительно, выплаты процентов для ряда регионов — существенная статья расходов регионального бюджета», — говорит он. Это же, по его мнению, является одной из причин роста дотаций отдельным регионам.

Нововведения, предложенные Минфином, дадут ведомству возможность более гибко подходить к расчетам объемов дотаций регионам, считает Климанов. «Это элемент некоего ручного управления. Минфин будет настаивать, что это тоже формула, но жесткая формула может привести к резким всплескам или падениям, ненужным для всей финансовой системы. Для этого введена третья составляющая, которая дает возможность гибче подойти к этой ситуации», — считает эксперт. Новая методика даст Минфину возможность маневра, чтобы избежать «проседаний» по дотациям из-за простого математического счета.

Другие дотации еще не распределены

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности являются наиболее формализованными и прозрачными среди всех федеральных трансфертов регионам. В бюджете также предусмотрены дотации на частичную компенсацию расходов регионов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы по майским указам, дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала и дотации на сбалансированность бюджетов отдельных регионов.


Дотации на балансировку региональных бюджетов на 2018 год предусматриваются в сумме 48,7 млрд руб., сообщил РБК первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Ремезков. Представленный в парламент проект бюджета не расшифровывает эти ассигнования, они будут распределены ко второму чтению бюджета. В действующей редакции бюджета на 2017 год такие дотации выделялись, в частности, Чечне, Крыму и Севастополю по отдельным, «именным» статьям расходов — эти регионы получили по ним дополнительно около 40 млрд руб. В проекте бюджета на 2018 год таких «именных» статей нет, говорит Ремезков, соответственно Чечне, Крыму и Севастополю отдельная от других регионов дотация на сбалансированность предоставляться не будет. Но, возможно, она будет включена в общую сумму дотаций на сбалансированность (48,7 млрд руб.). Пресс-служба Минфина не ответила на запрос РБК о распределении этих дотаций.

Сохранить

При участии: Екатерина Копалкина

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов - получателей, виды контроля за исполнением и иные.

Дотации

Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

Дотации выделяются без установления направления их использования. Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований. Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств. На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций - достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели. Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ. Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе. Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов - социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций - достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты). Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации. Субъекты - получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются больницам, образовательным учреждениям. Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей. Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков. Субсидия - форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе. Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий. При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов - получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений. Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 - 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям. По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. - выделение субсидий на подержание инновационной деятельности). Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. - развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г. - субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. - реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г. - выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам. Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

Наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

Наличие квалифицированного кадрового потенциала;

Объем дополнительного софинансирования программы;

Наличие утвержденной социально ориентированной программы;

Удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ. Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов - доноров (их порядка 11). Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения. Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов социальных программ.