Экономика индонезии. Общая характеристика хозяйства
Индонезия лежит в Юго-Восточной Азии, опоясывается Тихим и Индийским океанами, и считается сегодня одним из самых популярных мест в мире. Само наименование «Индонезия» происходит от латинского Indus («Индия») и греческого nesos («острова»).
Острова
Государство лежит почти на 18 тыс. островных пятачков, совместной величиной почти в 2 млн. кв. км. При этом большинство островов являются безымянными. Многие из них с давних пор широко популярны. Сухопутная граница у Индонезии есть только с Малайзией.
Население
В религиозном отношении Индонезия с эпохи Средневековья является самой большой мусульманской державой. Сторонники Аллаха составляют около 87% жителей. Характерной чертой этого государства было то, что оно стало цивилизацией, население которой общается на 580 языках и говорах. В современную эпоху Индонезия, с числом жителей 234 млн. человек, является одной из самых многочисленных стран с четкой перспективой дальнейшего роста.
Климат
В «стране многих островов» характер погоды во многом зависит от экватора, проходящего практически посередине государства. Климат сырой и жаркий. В течение всего года погода постоянна: обычно днем температура сохраняется на уровне + 25 градусов. Из-за преобладания влаги и жары значительная территория страны занята буйной растительностью. Господство воды приводит к тому, что привычным компонентом островов является болото. Горная и равнинная местность также занимают большую территорию, примерно поровну. Из-за многочисленности представителей флоры Индонезия служит родиной многих растений и животных.
Экономическая сфера
Экономика Индонезии (кратко) обладает развитой промышленностью и сельским хозяйством. Существует самый большой в Азии плантационный аграрный сектор и разработанная горнодобывающая отрасль. Отрасли экономики Индонезии базируются на рыночной структуре с большим значением государства. В стране существует свыше ста шестидесяти фирм, находящихся под контролем государственных структур. Особенно велико значение правительства в таких отраслях, как сырье, энергетика, топливо, сельское хозяйство. В ходе бедственного экономического спада в 1997 г. правительство начало контролировать существенную часть частного капитала, купив не работающие финансовые займы и представив разделение на части задолженности компаний.
Динамика развития
После мирового кризиса 1997 г., больно ударившего по экономике Индонезии, и продлившейся несколько лет стагнации, 2010-е годы начались с ускорения экономики страны. Вложение средств в хозяйственные структуры и увеличение затрат населения способствовали ускорению темпов экономики. Повышение уровня жизни ощутила автомобильная отрасль, в ней возросли покупки машин.
Эксперты отмечают, что в скором времени экономику Индонезии ожидает сильный рывок, что позволит ей оказаться в числе лидеров мирового хозяйства. К середине двадцать первого века страна перейдет по уровню производства на восьмое место, обогнав все западноевропейские страны.
Промышленность Индонезии
Если говорить об экономике в стране Индонезия кратко, то ведущая отрасль этой азиатской страны на части больших островов - нефтегазовая (в первую очередь на экспорт). В крупных городах развитие получили промышленные предприятия, связанные с переработкой сырья, металла, химии. Почти 70% трудящихся работает на выработку сельскохозяйственного сырья (продовольствие, ткани).
Страна имеет большие залежи руд черных и цветных металлов, угля, драгоценных металлов. На основе добычи нефти и газа развивается энергетическая система страны.
В сфере индустриального переустройства государство решает задачу повышения роли импортозамещающих предприятий и задачу внедрения в аграрном секторе машинного труда вместе с сокращением ручного. Для уменьшения ввоза продукции в последние годы добавляется требование увеличить выпуск продовольственной продукции, тканей, удобрений, цемента. Наиболее серьезные государственные компании - это предприятия по переработке продукции аграрного сектора и нефтехимии. Серьезный вклад в увеличение промышленной базы принадлежит среднему и малому семейному капиталу. В этой области особенно отличаются предприниматели из КНР - они закупили значительную долю индустриального оборудования и выпускают разнообразную продукцию - от изделий из дерева до товаров из ткани.
Легкая промышленность островного государства
На ввозимой продукции функционирует основная индустрия индонезийского хозяйства — легкая промышленность. Предприятия по выпуску пряжи в руках зарубежных фирм или правительства, а фирмы, производящие материал из хлопка и другого сырья, относятся к мелким бизнесменам, из-за этого случаются перебои. Создание батика производится на о. Ява. Значительная доля ткани создается в ремесленной обстановке, в то же время существует большое количество компаний по промышленному выпуску батика.
В экономике Индонезии в 20 веке по-прежнему развиваются средневековые производства: выпуск батика (как промышленное, так и кустарное), выкованная продукция из серебра, глиняная посуда, художественная резьба по кости, скручивание плетей в коврики, головные уборы и другое. Значительное влияние для Индонезии носит ввозимая продукция. На ней функционирует основная индустрии страны - лёгкая промышленность. Предприятия по выпуску пряжи располагаются в достоянии зарубежных фирм или правительства, а фирмы, работающие над конечной продукцией, подчинены семейному мелкому бизнесу. Выпуск батика — индонезийский аналог печатного текстиля, происходит в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.
Индонезия находилась в ОПЕК с 1962 г. и отказалась от членства в 2008 г. В наши дни экономика Индонезии успешно заимствует деятельность остальных государств региона, улучшая технологически трудные отрасли, в них до девяноста процентов изделий идет на экспорт.
Сельское хозяйство Индонезии
Говоря об экономике Индонезии кратко, нельзя не упомянуть о сельском хозяйстве. Экваториальная природа и частые дожди является хорошим средством для формирования аграрного сектора в стране. Однако пока в государстве возделывается лишь десять процентов территории. Активное земледелие идет только на отдельных землях. Существенная доля окультуренной территории на Ява оставлена под рис. Возделываются и другие растения, хотя и в гораздо меньших масштабах. Искусственный полив производится на тридцати процентах территории.
Становление аграрного сектора на Суматре не столь масштабно. Хотя динамика экономика Индонезия прослеживается и здесь. Уже засажено до пятидесяти процентов от имеющихся плантаций, размещенных на северо-восточном побережье. Около Медана расположены многочисленные плантации, выращивающих экваториальные культуры. Со временем идет изменение внимания от выращивания риса к потреблению прочих зерновых растений, но население по-прежнему сохраняет традиционный набор продуктов. Индонезия - экономика страны не может рассматриваться без влияния правительства.
Государство стремится запустить комплекс действий Bimingan Massal, или Bimas («Руководство масс»), что дает возможность поднять урожаи риса методом использования высокопродуктивных культур и удобрений. Каучук — первая вывозная аграрная культура, но пока в стране не получается сделать большую роль машин в сельском хозяйстве. К настоящему времени поднялось выращивание некоторых других культур.
Рыболовство
Как развивается экономика Индонезия очевидно и по рыболовству. Оно играет небольшую роль. Япония проявила поддержку в увеличении потребления и вывоза рыбопродуктов. Значительная доля пойманных речных рыб вылавливается из оросительных каналов, океанская рыба составляет большую часть общего имущего объема.
Транспорт Индонезии
Насколько развита экономика Индонезии можно понять, рассмотрев транспортную сферу. Поскольку Индонезия страна, расположившаяся на большом количестве небольших островов, то главное внимание имеют корабли и паромы, а в настоящее время и самолетный транспорт. Недостаток морской и воздушной инфраструктуры в части регионов государства способствует хозяйственной стагнации и неритмичному подъему разных провинций Индонезии. На самих островах господствует местный транспорт: автобусы, такси. Многие ездят на велосипедах.
Откликаются требованиям жителей и экономики Индонезии транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проведены и автомобильные, и железные пути, существует аванс для очередного увеличения их структуры, но упор в транспортировании грузов усилен к автомобильному транспорту из-за небольших расстояний между производителем и потребителями, точками розничной торговли. Тем не менее, есть реальная возможность для будущего укрепления структуры железных дорог. Так, малая территория острова наряду с большим количеством жителей является фактором задержки развития путей для машин.
Природная специфика и вариативность направления грузов уменьшили масштабы транспортирования, имеющие малые возможности в отдаленной транспортировке грузов. Значительная доля путей с жестким покрытием сыскивается на островах Ява и Мадура. Сравнительно обширные зоны путей на Суматре и Бали сохраняют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси обладают лишь крохотными участками асфальтированных путей, а Ириан-Джая и Молуккские острова совсем не располагают дорогами такого класса.
Значительная часть крупных населенных пунктов появились и расширялись в качестве портовых центров. Моря около Индонезии сравнительно тихи, государство лежит за полосой природных невзгод. Для заходящих в порт кораблей не нужна слишком развитая или высокотехнологичная инфраструктура, для погрузочно-разгрузочных действий хватает обычного якоря. В государстве есть порты, которые могут встречать корабли объемом свыше 500 тонн.
Индонезия в мировой экономике
Экономика Индонезии держится, главным образом, на продаже нефти на мировом рынке. Следующим по существенности для экономики Индонезии экспортируемым товаром будет натуральный каучук. Значимым для вывоза является дерево и продукция из него, строительные материалы. Наконец, Индонезия вывозит продукты экваториального сельского хозяйства, весьма популярные на мировом рынке.
Основные партнеры Индонезии - Соединенные Штаты Америки, некоторые соседние азиатские страны.
Туризм в Индонезии
Туризм остается одной из ведущих отраслей экономики Индонезии. Хорошая экваториальная природа, популярные исторические и культурные памятники страны прельщают гостей из многих зарубежных стран. В Индонезию едут туристы со всего мира.
Что касается природных объектов, наиболее значительная высота Индонезии - Punkcak Jaya. Она расположена в высотной местности Папуа Новой Гвинеи. Индонезия также была колыбелью яванского носорога, который не наблюдается ни в одной другой местности.
Остров Бали с давних пор считается наиболее известным местом в Индонезии. Хорошие местности этого красивого уголка притягивают к себе гостей и охотников за восхитительной природой со всех материков Земли. Кроме того, на острове еще и достаточно развитая туристическая инфраструктура, что позволяет путешественникам чувствовать себя комфортно. Туристов ждет большое количество замечательных уголков. Особым интересом пользуются культурные вечера и танцы, красивые вещи из кожи, музыка, звуки которой отбивается нижними конечностями.
Джакарта, столица Индонезии, стоит на 11-м месте в мире по количеству жителей. В ней находится значительное число туристических памятников, привлекающих гостей со всего мира. Это только часть мест, которые можно посетить в Индонезии.
В Индонезии сосуществуют ислам, христианство (протестантизм и католицизм), буддизм, индуизм, анимизм, конфуцианство, охватывающие различные языковые и социальные группы населения. Подавляющее большинство индонезийцев (почти 90%) являются мусульманами. Хотя в некоторых частях Индонезии (на Суматре, на западе Явы и юго-востоке Калимантана) мусульмане строго соблюдают каноны ислама, в остальных местах эта религия находится, как правило, под сильным влиянием буддизма и анимистических верований. Почти все без исключения жители о.Бали исповедуют индуизм, подвергшийся влиянию буддизма, в то время как большинство китайцев остаются приверженцами буддизма и конфуцианства. Во внутренних районах островов широко распространен анимизм – вера в то, что мир наполнен всевозможными духами, скрывающимися в вулканах, ветре, реках, деревьях, скалах, могилах, кинжалах, гонгах, барабанах и т.д.
Христиане разбросаны по всей стране, но сосредоточены преимущественно в провинциях Северная Суматра, Северный Сулавеси, Восточная Нуса-Тенгара, Центральная Ява, Ириан-Джая, а также в столичном округе. ,,
2.3 Демографическая ситуация.
Население Индонезии стало быстро увеличиваться с начала 19 в. По данным переписей, в 1930 в стране проживало 60,6 млн. человек, в 1961 – 97 млн., в 1971 – 119,2 млн., в 1980 – 147,5 млн. человек и в 1990 – 179,3 млн. Численность населения Индонезии в конце 1990-х годов возрастала примерно на 3 млн. человек в год. Согласно оценке на 2004, в Индонезии проживало 238,4 млн. человек. По этому показателю страна занимает четвертое место в мире после Китая, Индии и США.
Увеличение численности населения происходит за счет естественного прироста, характеризуемого высокой рождаемостью и постепенно снижающейся смертностью. Ежегодные темпы прироста в 1963–1970 оценивались в 0,28% в год, в 1970–1980 – 0,23% , в 1985 – 0,29% , но благодаря успешному осуществлению программы планирования семьи в 1990–1995 снизились до 0,17% . Сейчас прирост населения равен 0,15% . Рождаемость (2008) из расчета на 1000 человек составляет 21,49 человек. Уровень смертности 6,26 на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни 65года. При сохранении нынешних темпов роста ожидаемая численность населения в 2025 должна достигнуть 287 млн. человек.
В отличие от других мусульманских стран в Индонезии примерно равное число мужчин и женщин. Возрастная структура населения- лица до 14 лет 0,3% , с 15 до 64 лет – 0,65% , старше 65 лет – 4,9% .
2.4 Урбанизация и миграция. Трудовые ресурсы.
Урбанизация и миграция в Индонезии, как и в большинстве развивающихся стран, наблюдается тенденция к ускоренному оттоку населения из деревень. За последние годы суммарная численность населения крупнейших городов увеличилась в 10 раз. Этот процесс особенно выражен на Яве. Согласно оценке, в Джакарте проживает около 11 млн. человек, в Сурабае – 4,5 млн., Бандунге – свыше 3,5 млн., в Семаранге – 2,6 млн. человек. В когорту ведущих центров урбанизации на Суматре входят Медан (на севере), Палембанг (самый большой город на острове) и Паданг (главный порт на западном побережье). На Сулавеси наибольшее значение имеет Уджунгпанданг (бывший Макасар), а на Калимантане – Банджармасин.
Начиная с 1980 экономически активное население возросло на 45 млн. человек. Контингент самодеятельного населения ежегодно пополняется приблизительно на 2,5–3 млн. за счет притока молодежи. Только часть их трудоустраивается в больших городах на предприятиях и стройках. Большинство индонезийцев, которые не сумели найти себе место в рамках формального сектора, ищут работу в неформальных структурах, характерных для центров урбанизации.
По оценкам на 2009, экономически активное население Индонезии составляет 105,7 млн. человек, из них 41,2% – женщины. Крупные государственные инвестиции в развитие народного образования отозвались подъемом уровня грамотности взрослого населения с 47% до 89%. Однако в процессе индустриализации был обнаружен недостаток квалифицированных рабочих кадров. Полностью занятых в производстве – около 60 млн. человек. По официальным данным, уровень безработицы снизился с 10,6% в 2006 до 8,7% в 2009, при этом в середине 1990-х безработица была особенно высокой среди лиц с высшим образованием. Число лиц за чертой бедности 27%. Несмотря на отлив рабочей силы из сельского хозяйства в другие отрасли, большая часть населения (44%) занята в аграрном хозяйстве; в сфере услуг работает 38%, в промышленности – 17%.
В горнодобывающей промышленности занято менее одного процента всей рабочей силы, но она вносит более 10% ВВП и дает более 2/3 экспортного дохода. Основные минеральные ресурсы Индонезии – нефть, природный газ, олово, глинозем, никель, медь, уголь, марганец и железная руда. , ,
3 Хозяйство
3.1 Место страны на экономической карте мира.
Сегодня добывающая промышленность по-прежнему остается локомотивом экономики Индонезии. По запасам и добыче нефти Индонезия занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии - на нее приходится 1,9% мировой добычи нефти. Ежегодно Индонезия импортирует нефти и нефтепродуктов в количестве 34 739,3 млн. тонн. Доказанные объемы составляют 2,5-3 млрд. т. По добыче природного газа Индонезия вышла на шестое место в мире, а по экспорту сжиженного газа - на первое. По добыче олова Индонезия стоит на втором месте в мире, а по добыче никеля - на четвертом.
В планах Индонезии - строительство новых нефтеперерабатывающих заводов ради сокращения импорта нефтепродуктов. Сегодня Индонезия может переработать всего 400 000 баррелей нефти в день. К 2014 г. предполагается найти инвестиции в 3 млрд. долларов.
По производству и экспорту некоторых товаров сельского хозяйства Индонезии также принадлежат ведущие места. Так, эта страна - основной поставщик на мировой рынок коры хинного дерева, ей принадлежит 1-е место в мире по производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина. Индонезия - крупный экспортер натурального каучука и пальмового масла (2-е место в мире).
Производство кофе ставит Индонезию на почетное 3-е место в мире, а какао - на 4-е. По поставкам на мировой рынок чая, сахарного тростника и хлопка Индонезия также держится в числе лидеров, а по вылову рыбы за ней остается 8-е место.
3.2 Промышленность и сельское хозяйство.
Обрабатывающая промышленность. В конце 1960-х – начале 1970-х годов активно наращивался выпуск потребительских товаров. Приток нефтедолларов в 1974–1981 позволил правительству сосредоточиться на стимулировании ряда отраслей тяжелой промышленности, например автомобилестроения, черной металлургии и производства цемента. Частный сектор отдает предпочтение капиталовложениям в трудоемкие отрасли: текстильную, швейную, обувную, а также в мебельные, целлюлозно-бумажные и т.п. предприятия, опирающиеся на отечественную сырьевую базу.
В отраслях тяжелой индустрии, связанных с использованием нерудных полезных ископаемых и химического сырья, оказались три направления хозяйственной активности: переработка нефти, производство минеральных удобрений и цемента. В черной и цветной металлургии ведущее положение заняли два крупных комплекса – сталеплавильный комбинат в Чилегоне и алюминиевый завод в Асахане. В середине 1990-х годов был введен в эксплуатацию первый в стране нефтехимический комплекс, размещенный близ Чилегона, и началось сооружение второго комплекса в Тубане. В 1990-х годах быстро увеличивалось производство цемента, что диктовалось растущими потребностями строительной отрасли. Действует несколько заводов по производству автопокрышек из местного каучука. Несмотря на межотраслевые сдвиги, почти половина стоимости продукции обрабатывающей промышленности Индонезии в 1990-х годах приходилась на пищевкусовую отрасль (продовольствие, напитки, табачные изделия).
Сельское хозяйство – основная отрасль индонезийской экономики. Для возделывания в стране пригодно менее 25% всей площади. На острова Ява, Мадура и Бали, суммарно занимающие лишь 7% территории Индонезии, приходится около 40% обрабатываемых земель. Для внутреннего потребления выращивают прежде всего рис, маниок и кукурузу, а на экспорт идут в первую очередь пальмовое масло, каучук, кофе, какао и чай. Кроме того, в крупных размерах на внешние рынки поставляются также сахар, пряности и лес. В Индонезии выращивают сою, арахис, просо, саговую пальму, батат, табак и многочисленные фрукты (около 300 сортов бананов, ананасы, манго, папайю, дуриан и другие местные виды). Правительство потратило немалые средства на стимулирование сельскохозяйственного производства страны, уделив особое внимание развитию орошения, созданию инфраструктуры и распространению среди крестьян новых сортов культурных растений.
Уже в конце 1960-х годов Индонезия превратилась в одного из ведущих мировых экспортеров древесины. Концессии предоставлялись дружески настроенным к власти бизнесменам и охватили миллионы гектаров на Суматре, Калимантане, Молуккских о-вах и в Ириан-Джая. В 1979 правительство запретило продажу за границу круглого леса, была одобрена линия на строительство предприятий по производству пиломатериалов. В 1990-х годах в стране насчитывалось свыше 200 предприятий по выпуску фанеры. Их мощности превысили размеры ежегодного прироста древесных ресурсов, и из-за отсутствия действенного государственного надзора частные компании свели миллионы гектаров лесов, особенно на Суматре, Калимантане и в Ириан-Джая. ,
3.3 Инфраструктура.
На архипелаге отлично развита туристская инфраструктура. Центрами туризма считается острова Бинтан, Ломбок, Бали и его районы Джимбаран, Нуса-Дуа, Убуд. Именно здесь расположились лучшие курорты и отели. Для туристов, предпочитающих пляжный отдых Индонезия станет идеальным выбором. Поскольку пляжи здесь действительно потрясающие. Они притягивают чистейшим мелким песком, шумом волн и окружающей буйной тропической растительностью. Ну и конечно, великолепный сервис, истинное восточное гостеприимство – вот, что является девизом индонезийских курортов.
Связь между островами осуществляются с помощью лодок и катеров, а так же авиаперевозчиками компаний Garuda, Mandala, Merpati и другие. На островах один из наиболее дешевых способов перемещения – автобус и железнодорожное сообщение, повсеместно есть возможность арендовать автомобиль, мотоцикл и велосипед
Страна отличается относительно низким уровнем цен, в сувенирных магазинах можно недорого приобрести качественные и разнообразные поделки из камня, дерева, серебра, батика, ювелирные, кожаные и текстильные изделия, а так же плетенные изделия.
3.4 Место туризма в экономике страны.
Туристская индустрия - одна из самых доходных отраслей (4-6 млрд долл. США в год). В 2001 Индонезию посетило 5,1 млн. туристов. Из-за террористического акта на Бали 12 сентября 2002 около 1,5 млн туристов отменили свои туры в Индонезию, и доходы от туризма сократились почти на 1 млрд. долл. Индонезия упрощает визовый режим и таможенные процедуры, координирует туристскую политику с другими странами АСЕАН.
В настоящее время ндонезийцы стараются поддерживать уровень экономики страны, ведь доходы от туризма составляют весомую статью доходов государственной казны. Не смотря на то, что индустрия туризма здесь довольно активно развивается в последнее десятилетие, все же Индонезия по расчетам некоторых экономистов не использует и десятой доли возможностей этой отрасли. А ведь в Индонезии есть почти все, что может заинтересовать путешественника с другой страны: прекрасные пляжи, нетронутые человеком леса, заповедники, красивейшие водопады, чистейшие озера, бурные реки, идеально подходящие для любителей каякинга (сплав по реке на лодке), горы, коралловые рифы, экзотическая индонезийская кухня, приветливый народ и, наконец, низкие цены.
Наиболее развита индустрия туризма на острове Бали, который активно стал посещаться и нашими соотечественниками. Другие туристские центры - Ява, Ломбок, Мадура и, пожалуй, все. Другие места и острова совсем не используются в развитии такой выгодной отрасли, как туризм. Наиболее посещают эту республику люди из таких стран: Япония, Китай, Сингапур, Малайзия, Австралия, США, Южная Корея, Англия и Германия. В последнее время увеличился поток туристов из России и Украины. Наибольшее количество туров наши турфирмы предлагают на Бали. В большом отставании Ява и Мадура. Русские в Индонезии встречаются не так уж и часто и в основном только на Бали и в Джакарте.
3.5 Перспективы развития туризма в Индонезии.
Правительство страны стремится развивать туристскую инфраструктуру острова, привлекая новые категории туристов. В 2007-2008 годах на строительство современного порта на острове было потрачено больше 3 млн. дол. Кроме того власти планируют построить новый международный аэропорт в провинции Джембрана на западе Бали. В марте 2010 года министерством туризма Индонезии представило план развития туристической отрасли на период с 2010 по 2014 годы.
В 2010 году непосредственно на остров Бали планируется привлечь не меньше 2,1 млн. туристов. Директор по маркетингу туристического представительства страны отмечает, что Индонезия в состоянии принимать 10 млн. туристов. В 2011 году планируется принять – 7,1 млн., в 2012м – 7,5 млн., в 2013м – 8 млн., в 2014м – 8,5 млн. человек.
Правительство Индонезии приняло ряд шагов для стимулирования турпотока из России. В апреле 2010 года Республика Индонезия открыла туристический офис в Москве. Власти рассчитывают, что это поможет увеличить количество российских туристов на 30%. В 2010 году индонезийское правительство разработало 8 типов туристских продуктов в надежде увеличить численность туристов из России до 85 тыс. человек. , , ,
Заключение
В подведении итогов работы следует отметить, что Индонезия является развивающейся страной с довольно большим количеством минеральных ресурсов таких как: нефть, природный газ, олово, глинозем, никель, медь, уголь, марганец и железная руда. Благодаря добыче и переработке ресурсов, страна занимает ведущие позиции в Южной и Юго-Восточной Азии. По развитию и экспорту продукции сельского хозяйства Индонезия так же занимает ведущее место, так как это является одной из основных отраслей экономики страны. Но хотелось бы отметить, что это не единственные достоинства Индонезии.
Туристская инфраструктура была и остается одной из самых доходных отраслей. Для большего посещения туристами страны, упрощается визовый режим и таможенные процедуры, координируется туристская политика с другими странами АСЕАН. Несмотря на то, что туризм здесь активно развивается, он еще не достиг должного уровня, потому как по расчетам некоторых экономистов не использует и десятой доли возможностей этой отрасли. В перспективе, правительство планирует развивать туристскую инфраструктуру острова, его привлекательность, хотя здесь одни из самых прекрасных и живописных мест с лазурными берегами и золотистыми от песка пляжами. А так же будут привлекаться все новые категории туристов.
К сожалению, из-за отсутствия достаточной рекламы до этого времени тур маршрут в Индонезию не пользовался популярностью у российских туристов. В настоящее время приток российских туристов увеличился за счет расширения предоставляемых тур услуг на территории курорта.
Библиографический список
Американский журнал путешествий «Трэвл энд лэжа» РИА Новости, 2002.
Амиров В. Страны АСЕАН: разные пути выхода из кризиса.
[Текст]/ В Амиров Мировая экономика и международные отношения, 2003. - № 5.
Бандиленко Г.Г. История Индонезии: Учебник для вузов. [Текст]/ Г.Г. Бандиленко - М.: Издательство московского университета,2001. - 304 с.
Володин А; Михалев П. Балийский индуизм. [Текст]/ А Володин;
П Михалев – СПБ.: Айрис, 2001. - 98 с.
Вольский В.В. Социально-экономическая география зарубежного мира. [Текст]/ В.В Вольский - М.: Дрофа, 2001. - 558 с.
Другов А.Ю. Доктрина национальной целостности Индонезии - испытание прогрессом. [Текст]/ А.Ю. Другов - Восток: Афро-азиатские острова, 2003. - № 1.
Индонезия. – Энциклопедия «Кругосвет»
Коваленко Д. Индонезия: мозаика из воды и островов. [Текст]/
Д Коваленко – Украинская Туристическая газета, 2003.
Костюнина Г.М. Система подготовки кадров в Индонезии. Труд за рубежом. [Текст]/ Г.М. Костюнина, 2002. - № 1.
Кузнецова Н.П. Экономический рост в Индонезии: исторический контекст. [Текст]/ Н.П. Кузнецова - Вестник Санкт-Петербургского университета Серия 5 – Экономика,2001. - № 13.
Лавров, С.Б., Сдасюк Г.В. Современная экономическая и социальная география. – М.: Знание, 1997. – 312 с.
Новиков, Э. А. Клады земли. – М.: Просвещение, 2003. – 130 с.
Нуген Зуи Куй. Региональное сотрудничество стран АСЕАН. [Текст]/ Нуген Зуи Куй. - Азия и Африка сегодня, 2002. - № 3-4.
Обширная база данных по 193 странам, словарь экономических терминов, сравнение национальных экономик, обзор мировой прессы - 2005.
Покшишевский В.В. Население и география. [Текст]/ В.В. Покшишевский – М.: Мысль,2002г.
Современное состояние экономики стран АСЕАН. Экономика и управление в зарубежных странах,2000. - № 10.
Страны и регионы мира: экономико-политический справочник.
Шестакова Е.С. Материальная поддержка безработных в странах Юго-Восточной Азии. [Текст]/ Е.С. Шестакова - Труд за рубежом, 2001. - №4.
Индонезия - индустриально-аграрная страна, с крупнейшим в Азии плантационным хозяйством и развитой горнодобывающей промышленностью. Экономика Индонезии основана на рыночном принципе. При этом значительную роль в ней играет правительство, контролирующее более 160 государственных компаний и регулирующее такие важные отрасли, как топливно-энергетический комплекс и продовольствие. После тяжелого финансово-экономического кризиса в Азии (1997) правительство взяло под свою опеку новую значительную долю частного сектора, приобретя не функционирующие банковские займы и организовав реструктуризацию корпоративных долгов.
К 1996 г., то есть к концу 30-летнего периода правления Сухарто, установившего в стране «новый порядок», ВВП на душу населения вырос с $70 до $1000. Уровень инфляции составлял 5-10% в год, рупия стала достаточно стабильной. Однако в конце 1997 г. разразился кризис. Правительство ввело плавающий валютный курс и повысило процентные ставки. Однако принятые меры не помогли, и Сухарто был вынужден уйти в отставку.
В 1998 г. реальный ВВП сократился на 13,7%, а инфляция достигла 77%. В 1999 г. ситуация несколько стабилизировалась - ВВП поднялся на 0,3%, инфляция снизилась до 2%. В 2004 г. рост экономики составил уже 5,1%, а Джакартская фондовая биржа стала одной из наиболее успешных в Азии - рост индексов составил 42%.
В 2010 г., по данным Центрального бюро статистики Индонезии, индонезийская экономика увеличилась на 6,1%. Темпы роста индонезийской экономики стали рекордными за последние шесть лет. При этом в конце 2010 года экономическое развитие ускорилось. Так, за последние три месяца 2010 г. ВВП Индонезии увеличился на 6,9%.
Высокие темпы роста экономического развития Индонезии объясняют ростом инвестиций в экономику страны, а также расходов индонезийских потребителей. Внутреннее потребление, которое составляет 2/3 от ВВП Индонезии, в 2010 г. обеспечило 2,7% роста ВВП Индонезии, а инвестиции - 2%. Увеличение благосостояния индонезийцев почувствовал автомобильный рынок страны, на котором в прошлом году выросли продажи.
Быстрое экономическое развитие в Индонезии, так же как в Китае и Индии, сопровождает высокая инфляция. Потребительские цены в Индонезии выросли в январе 2011 г. на 7,02%, а в декабре 2010 г. - на 6,96%, что является рекордным ростом с апреля 2009 г. Правительство страны обеспокоено тем, что рост потребительских цен еще больше усиливает проблему бедности в Индонезии. По оценкам Всемирного банка, 29% жителей Индонезии получают менее $60 в месяц.
Власти страны уже готовы пожертвовать высокими темпами экономического роста, чтобы сдержать рост цен. Так, в начале февраля Центральный банк принял решение повысить ключевую процентную ставку на 0,25%, до 6,75%, что произошло впервые с октября 2008 г. До этого ЦБ сохранял минимальный уровень процентной ставки (6,5%) уже более года, тем самым поддерживая внутреннее потребление. Повышение процентной ставки должно увеличить стоимость кредитов в индонезийской экономике, предотвратить наплыв избыточной денежной массы и снизить темпы инфляции. Одновременно ограничение доступности кредитов замедлит экономическое развитие страны.
В январе 2011 г. международное рейтинговое агентство Moody`s Investors Service повысило кредитный рейтинг Индонезии с Ba2 до Ba1, что стало для страны максимальным уровнем с 1997 г., когда разразился азиатский финансовый кризис. Прогноз по рейтингам Moody`s установлен «стабильный». Рейтинг Moody`s был улучшен благодаря устойчивости Индонезии к мировому финансовому кризису, улучшению кредитных показателей и способности осуществлять управление внутренней политикой, не снижая эффективность работы ключевых политических институтов. После повышения суверенного рейтинга Индонезии резко уменьшилась стоимость заимствований для страны: доходность 10-летних облигаций снизилась на 10 базисных пунктов - с 5,87% до 4,56%.
Согласно прогнозу Центрального банка Индонезии, в 2011 г. экономика страны может вырасти на 6,5%. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдойоно поставил цель вывести темпы роста ВВП Индонезии на уровень 6,6% в год до окончания своего правления в 2014 г.
В настоящее время Индонезия, население которой составляет 230 млн., входит в четверку стран мира с самым большим населением (вместе с Китаем, Индией и США). Ожидается, что именно эти страны со временем займут ведущие позиции в мировой экономике. Аналитики консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers прогнозируют, что в ближайшие десятилетия Индонезию ждет мощный экономический подъем, который приведет ее в десятку ведущих экономических держав мира. К 2050 г. Индонезия может подняться с 16-го места по размеру ВВП, которое она занимала в 2009 г., на 8-е, обогнав в течение 40 лет Италию, Францию, Великобританию и Германию.
Статистические показатели Индонезии
(по состоянию на 2012 год)
Аналитик американского банка Goldman Sachs Джим О`Нил, создатель термина BRIC, относит Индонезию к группе развивающихся стран, которые оказывают самое сильное влияние на мировую экономику. Вместо термина BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай) Джим О`Нил теперь предлагает использовать термин «рынки роста» (growth markets), к которым экономист относит также Мексику, Южную Корею, Турцию и Индонезию. Доля каждой из этих стран превышает 1% мирового ВВП. Так, доля Мексики и Южной Кореи составляет по 1,6%, Турции - 1,2%, а Индонезии - 1,1%.
Промышленность Индонезии
Основа экономики - добыча и переработка нефти и газа (гл. обр. на экспорт) на Суматре, Яве, Калимантане и в западной части Ириан-Джая. Основные промышленные центры: Джакарта, Сурабая, Джокьякарта, Палембанг (нефте- и газопереработка, металлургия, машиностроение, химическая промышленность и др.). 2/3 занятых приходится на пищевкусовую и текстильную промышленность.
Индонезия располагает богатыми месторождениями различных ископаемых: высококачественной нефтью, оловом, бокситами, никелем, марганцем, свинцом, медью, цинком, хромом. Залежи олова найдены на островах Банка, Белитунг, Синкеп и юго-западных областях Калимантана. Месторождения никеля обнаружены на острове Сулавеси, Хальмахера, Молуккских островах и Ириан-Джае. Марганцевые месторождения расположены в центральных районах Явы, на Суматре, Калимантане, Сулавеси, Тиморе. Медная руда разведана в горах Джайявиджзйя (провинция Ириан-Джая). Острова Риау, Банка, Синкеи и Калимантан располагают месторождениями бокситов, на Суматре и Калимантане ведется добыча угля. Разведаны месторождения золота, железа, серебра, сульфатов. Крупные нефтяные месторождения стабильно обеспечивают сырьем национальную энергосистему.
Политика промышленного развития Индонезии предусматривала две главные цели: развитие импортозамещающих отраслей и механизация сельского хозяйства. В целях сокращения импорта было принято решение о налаживании производства продовольствия, текстиля, удобрений, цемента. Самые крупные предприятия, принадлежащие государству, - это заводы по переработке сельхозпродукции и производству удобрений. Среди них можно выделить «Pertamina», контролирующую нефтехимическую отрасль Индонезии. Существенный процент производства сосредоточен в руках среднего и малого семейного бизнеса. В этой сфере особо выделяются китайские бизнесмены - им принадлежит большая часть производственных мощностей. Они выпускают потребительские товары типа мебели, предметы домашнего обихода, одежду и текстиль, печатную продукцию. Центр частного предпринимательства - западные районы Явы, хотя значительное развитие предпринимательства заметно и в столице - Джакарте.
На импортируемом сырье работает главная отрасль национальной экономики - легкая промышленность. Заводы по производству пряжи находятся в собственности иностранных компаний или государства, а предприятия, выпускающие готовые ткани, сосредоточенны в Бандунге и принадлежат частному капиталу. Производство батика - индонезийский вариант печатного текстиля, ведется в центральных областях Явы. Хотя большая часть батика выпускается в домашних условиях, действует множество предприятий промышленного производства ткани.
Индонезия была членом ОПЕК в 1962-2008гг. и вышла из нее 1 ноября 2008 г. До этого она была единственным азиатским членом ОПЕК, не относившимся к странам ближневосточного региона, и единственным членом этой организации, импортирующим нефть.
В настоящее время Индонезия успешно перенимает опыт других азиатских стран, развивая технологически сложные производства, когда до 90% продукции поступает на внешний рынок. Например, Индонезия поставляет 50% всех выпускаемых вертолетов Апач используя дешевую рабочую силу внутри страны.
Сельское хозяйство Индонезии
Муссонный климат и ливневые дожди служат прекрасным подспорьем для развития сельского хозяйства в Индонезии. Но несмотря на это в стране обрабатывается только десятая часть земель. Интенсивное растениеводство ограничено островами Ява, Бали, Ломбок и несколькими районами Суматры и Сулавеси Большая часть пахотных земель на острове Ява отведена под рис (главным образом, на северном побережье и в центральных равнинах). В засушливых восточных областях Явы преобладают посевы кукурузы, кассавы, пряного картофеля, арахиса и сои, хотя на небольших фермах выращивают экспортируемые табак и кофе. Орошается почти 1/3 обрабатываемых земель.
Развитие сельского хозяйства на Суматре менее интенсивно. На острове расположено около половины всех площадей плантаций, расположенных на северо-восточном побережье Вокруг Медана имеются обширные плантации, производящие табак, каучук, пальмовое масло, капок, чай, гвоздику, кофе Возле Паданга и Палембанга выращивают рис, кукурузу и кассаву. Постепенно происходят смещение акцента в национальном масштабе от культивирования риса к производству других зерновых культур, типа кассавы. Для крестьянских масг рис остается краеугольным камнем домашнего хозяйства, правительство запустило в действие программу «Bimingan Massal», или «Bimas» («Руководство масс»), что позволит повысить урожаи данной культуры путем применения высокопродуктивных сортов и удобрений. Каучук - главная экспортная сельскохозяйственная культура, но в отличие от соседней Малайзии, в Индонезии не удалось достичь высокой степени механизации. В последние годы выросло производство пальмового масла и сахарного тростника.
Рыболовство развито слабо. Япония оказала помощь в расширении производства и экспорта рыбопродуктов. Большая часть улова пресноводных рыб идет из ирригационных каналов, а морская рыба - основа всего валового улова.
Транспорт Индонезии
Так как Индонезия островное государство, то приоритетное развитие получил морской транспорт, а в последние годы и авиатранспорт. Отсутствие портов и аэродромов в некоторых провинциях страны привело к экономическому застою и неравномерному развитию регионов Индонезии. На островах доминирует автомобильный и железнодорожный транспорт.
Адекватно отвечающая запросам населения и экономики являются транспортные системы островов Ява, Мадура и Суматра. На Яве проложены и автомобильные, и железные дороги, есть задел для дальнейшего расширения их сети, но акцент в перевозке грузов смещен к автомобильному транспорту, по причине коротких дистанций перевозок. Однако существует объективная предпосылка для дальнейшего расширения сети железных дорог, небольшая площадь острова вместе с высокой плотностью населения служит препятствием для автодорожного строительства. Индонезийская Государственная Железная Дорога «Perusahaan Jawatan Kereta Api», или «PJKA», управляет дорогами на Яве, Мадуре и Суматре.
Географические особенности и особенности грузопотока сократили объем перевозок, остающиеся небольшие потребности в дальних перевозках грузов служат постоянным источником заказов для работы железной дороги. Большая часть дорог с твердым покрытием находится на островах Ява и Мадура. Довольно большие участки дорог Суматры и Бали имеют твердое покрытие. Западный и Центральный Калимантан и Сулавеси имеют небольшие участки асфальтированных дорог, а Ириан-Джая и Молуккские острова почти не располагают такими дорогами.
Большинство городских центров возникали и развивались как портовые города. Моря близ Индонезии относительно спокойны, страна находится вне пояса тайфунов и сильных ветров. Для заходящих в порт судов не требуется доков, для погрузочно-разгрузочных операций достаточно якорной стоянки. В стране построены порты, способные принимать суда водоизмещением более 500 тонн.
Главные порты: Танджунприок (порт Джакарты), Таид-жунперак (порт Сурабаи), Белаван (порт Медэна). Главный нефтяной терминал страны - порт Палембанг. Морем перевозят нефть и нефтепродукты, рис,
Международные авиаперевозки ограничены городами Джакарта (о. Ява), Медан (о. Суматра), Денпасар (о. Бали). Главные города Суматры связаны авиалиниями с Малайзией, Джаяпура - с Папуа - Новой Гвинеей. Авиаперевозки в пределах страны ограничены услугами нескольких компаний, прежде всего это «Garuda» - национальная авиакомпания, и «Merpati Nusantara» - частично субсидируемая правительством. На местных линиях действуют несколько небольших компаний.
Индонезия в мировой экономике
Экономика Индонезии основана, прежде всего, на экспорте нефти. Вторым по важности для экономики Индонезии экспортируемым товаром является натуральный каучук. Также экономически важными для экспорта древесина и изделия из дерева, цемент. Кроме того, Индонезия экспортирует кофе, табак, какао, кору хинного дерева, пальмовое масло, кокос, мускатный орех, перец и другие специи.
Основные импортеры Индонезии – США, Япония, Сингапур и другие страны Индокитая. Основные продукты питания населения – рис, кукуруза, батат. Индонезийцы почти не держат крупный скот – коров, свиней всвязи с малым количеством пастбищ.
Объем ВВП в 2012 г. составил 1,212 триллиона ам.долл. - 16-е место в мире и первое- в Юго-Восточной Азии (около 5000 долл. США на душу населения). Темпы экономического роста в 2012 г. - около 6% (50-е место в мире). Доходная часть государственного бюджета за 2011 г. - 119,5 млрд долл., расходная - 132,9 млрд долл., дефицит бюджета - 13,4 млрд долл.
Основу экономики составляют промышленность (47% ВВП, более двух третей этого объема приходится на обрабатывающие отрасли), сфера услуг (37,6%), сельское хозяйство (15,4%). Производятся сталь, холодный и горячий прокат, бесшовные трубы, тракторы, автомобили, вертолеты, морские суда, телевизоры, телекоммуникационное оборудование, цемент, текстиль, неорганические удобрения, бумага, фанера. Для экономики при ее рыночном характере характерна активная роль государства: оно владеет примерно 140 крупными предприятиями в различных секторах национального хозяйства, а также контролирует цены на ряд товаров, включая базовые продукты питания и горюче-смазочные материалы. Ведется добыча нефти и газа и их переработка. На территории страны имеется 60 крупных нефтяных полей, общие запасы нефти оцениваются в 9 млрд тонн. Подтвержденные запасы - 1,2-1,4 млрд т, достоверные - 612,3 млн т. На24 полях ведутся разведочные работы, 14 находятся в стадии освоения, 22 практически не изучались. Добыча ведется на Суматре (около половины добытой нефти), на Калимантане, Яве, Папуа, а также на морском шельфе. Добычу нефти контролирует государственная нефтяная компания «Пертамина», имеющая контракты на условиях раздела продукции со 177 нефтедобывающими компаниями. В 2009 г. добыча нефти составила 1,02 млн баррелей в день (37-е место в мире). Общие запасы природного газа оцениваются в 30 трлн куб. м, в том числе достоверные - 2,5 трлн. Товарная добыча в 2009 г. составила 85,7 млрд кубометров (8-е место в мире). Значительная часть его сжижается и идет на экспорт, в основном в Японию, Южную Корею и на Тайвань.
Разрабатываются также месторождения олова, золота (входит в шестерку мировых экспортеров), никеля, медной руды (5-е место в мире), каменного угля, драгоценных камней, алмазов.
В стране большой энергетический потенциал. Кроме значительных запасов нефти, газа и угля, обнаружены месторождения урана в восточной части архипелага. Гидроресурсы составляют 321 тыс. МВт, запасы геотермальной энергии - 16 тыс. МВт. Национальная энергетическая программа предусматривает рационализацию использования нефти в качестве сырья для производства электроэнергии и сокращение ее доли в топливо-энергетическом балансе за счет расширения применения альтернативных источников энергии. В число крупнейших электростанций входят: ТЭС «Суралайя» на Западной Яве - 1 600 МВт, «Гресик» на Восточной Яве - 660 МВт, «Муара Каранг» на Западной Яве - 700 МВт, ТЭС Чилегонского металлургического комбината - 400 Мвт, ГЭС Асаханского алюминиевого комбината - 603 МВт, «Сагулинг» и «Чирата» на Западной Яве - по 500 МВт. Национальные потребности в электричестве удовлетворяются исключительно за счет собственных мощностей. Производство электроэнергии около 142,2 млрд кВтч (24-е место в мире) (за счет нефти, газа и угля - 87,2%, гидроресурсов - 7,9%, геотермальных и других альтернативных - 4,9%). Атомных электростанций в стране нет.
Ведущая отрасль сельского хозяйства - земледелие, связанное с производством технических культур. По производству копры, мускатного ореха, перца и ванилина Индонезия занимает первое место в мире, по каучуку и пальмовому маслу - второе, по кофе - третье, какао-бобов - четвертое (300 т. т).
Большая часть земли занята под рисом - главной продовольственной культурой и основным продуктом питания населения (общая площадь - около 10 млн га, производство в 2009 г. - 64,4 млн т, 3-е место в мире). Достигнуто стабильное самообеспечение рисом. Другими важными продовольственными культурами являются кассава (22 млн т, 1-е место в мире), кокосы (21,5 млн т, 1-е место в мире), кукуруза (16,9 млн т, 4-е место в мире), бананы (6,3 млн т, 6-е место в мире), батат (2 млн т, 4-е место в мире). В больших объемах выращиваются масличная пальма (22,5 млн т пальмового масла, 1-е место в мире), саговая пальма (5,2 млн т саго, 1-е место в мире), сахарный тростник (26,5 млн т, 10-е место в мире), какао-бобы (800 тыс. т, 2-е место в мире), кофе (700 тыс. т бобов, 4-е место в мире), табак (181 тыс. т, 6-е место в мире), чай (160 тыс. т, 7-е место в мире), гвоздика (81 тыс. т, 1-е место в мире), перец (80 тыс. т, 2-е место в мире). Из технических культур наибольшее значение имеют каучуконосы (2,8 млн т натурального каучука, 2-е место в мире). Развитие получило животноводство, особенно молочное, а также рыболовство. Ведется добыча разных видов тунца, сардины, анчоусов, сельди, ракообразных и др. как на экспорт, так и для внутреннего рынка. По объему улова рыбы и морепродуктов за 2009 г. - более 5,1 млн т - Индонезия занимает третье место в мире. В то же время по вылову искусственно разведенной рыбы и морепродуктов за 2009 г. - более 4,7 млн т - страна занимает второе место в мире.
Интенсивно ведутся лесоразработки - по массиву влажных тропических лесов Индонезия занимает 2-е место в мире (после Бразилии), лесные запасы оцениваются в 2,4 млрд куб. м. В 2009 году было заготовлено 98,7 млн м³ древесины (8-е место в мире).
Исключительно важную роль играет морской транспорт. В стране свыше 700 портов, в том числе шесть крупных современных с контейнерными причалами, принимающие океанские суда: Танджунг-Приок, Танджунг-Перак, Белаван, Танджунг-Мас, Макасар, Соронг. Специализированный нефтяной порт Думай. Нефтеналивной флот принадлежит «Пертамине». По протяженности официально зарегистрированных внутринациональных морских маршрутов - 21 579 км на 2011 год - страна занимает 5-е место в мире. На плаву находится 1244 судна океанского класса, 87 из которых зарегистрированы в других странах и 65 - принадлежат зарубежным собственникам.
Общая протяженность магистральных железнодорожных путей 5042 км (74% на Яве) - 35-е место в мире, автодорожной сети - 437 759 км - 14-е место в мире. В стране зарегистрировано около 58,8 млн автотранспортных средств, более 48 млн из которых - мотоциклы и мотороллеры, около 6,4 млн - легковые автомобили, более 2,8 млн. - грузовые автомобили, более 767 тысяч - автобусы и более 278 тысяч - транспортные средства различного специального назначения. 5984 км нефтепроводов и 7165 км газопроводов, 885 км трубопроводов для транспортировки газового конденсата и 617 км продуктопроводов прочего назначения.
Авиаперевозки осуществляют 17 авиакомпаний, в том числе государственные «Гаруда» и «Мерпати нусантара эруэйз». 684 аэродромов (10-е место в мире), а также 64 вертодрома. 171 аэропорт имеет асфальтированные либо бетонированные взлетно-посадочные полосы
По состоянию на март 2011 г. в Индонезии насчитывается 122 коммерческих банка, в том числе 28, представляющие собой совместные банковские предприятия с зарубежными партнерами, и 10, контрольный пакет в которых принадлежит зарубежным собственникам. Ряд банков, находящихся в частных руках, осуществляет исламский банкинг.
Развивается система телекоммуникаций и связь. Телефонная, телеграфная и телексная связь обеспечивается компанией «П.Т. Телком», почтовая связь - «П.Т. Пос Индонесия», спутниковая связь - «П.Т. Индосат» (все государственные). Сеть почтовых отделений - около 3,7 тыс. На 100 человек приходится 14,8 стационарных телефонных линий и 69,2 контрактов на пользование мобильным телефоном. 90% населения проживает в зоне действия мобильной телефонной связи.
Спутниковая связь обеспечивается в рамках национальной спутниковой программы «Палапа», реализуемой с 1976 г. Всего с начала действия программы запущено 10 геостационарных спутников, последний из которых, «Палапа-D» - в августе 2009 г. Сеть телексных станций охватывает основные провинции страны. Прямая автоматическая связь установлена со 130 странами.
Сохраняются традиционные промыслы: изготовление тканей батик и сонгкет, ювелирных украшений из серебра и сувениров из олова, кожаных изделий (в том числе резных абажуров из буйволиной кожи), плетение.
Внешнеторговый оборот в 2010 г. составил 285,3 млрд ам. долл. при положительном сальдо в размере 31,1 млрд долл. Объем экспорта - 158,2 млрд долл., импорта - 127,1 млрд долл. (по обоим показателям - 30-е место в мире). Около 51% экспорта - продукция обрабатывающей промышленности. Основные экспортные товары: готовая одежда, текстиль, газ, нефть и нефтепродукты, продукция элетронной промышленности, целлюлозобумажной промышленности, фанеры, изделия из натурального каучука, обувь, металлы и изделия из них. Потребители экспорта: Япония (15,9%), страны ЕС (15%), Китай (9,9%), США (9,3%), Сингапур (8,8%), Южная Корея (7%), Индия (6,4%), Малайзия (5,8%). Основные предметы импорта: машины и оборудование, сырье, продовольствие, нефтепродукты. 16,1% импорта поступает из Сингапура, 14,5% - из Китая, 10,3% - из Японии, 7,3% - из США, 5,8% - из Малайзии, 4,9% - из Южной Кореи, 4,8% - из Таиланда.
Внутренняя торговля развивается быстрыми темпами, особенно в Джакарте и других крупных городах. Объем внутренней торговли в 2010 г. составил более 50 млрд ам. долл. (около 5% ВВП), количество торговых точек превысило 2,5 миллиона (второе место в мире после Индии). В сфере супермаркетов лидирует группа магазинов Него, а в сфере продажи готовой одежды - группа магазинов Matahari. Имеется также сеть магазинов зарубежных групп: Sogo (Япония), Metro (Сингапур), Carrefour (Франция).
Объем прямых иностранных инвестиций в индонезийской экономике на 2010 г. составляет около 85,6 млрд долл. (38-е место в мире). Индонезийскими инвесторами за рубежом размещено более 33 млрд долл. (37-е место в мире).
Города-миллионеры: Джакарта, Сурабая, Бандунг, Бекаси, Медан, Тангеранг, Депок, Семаранг, Палембанг, Макасар, Тангеранг-Селатан.
Являясь крупным производителем сырьевых товаров, Индонезия для регулирования рынка и поддержания стабильных цен на эти товары участвует в раде международных товарных соглашений и группировок. Важнейшими из соглашений являются: Международное соглашение по олову (осн. в 1956 г.), Международное соглашение по натуральному каучуку (осн. в 1979 г.), Международное соглашение по чаю (осн. в 1978 г.). Эти соглашения периодически продляются на срок от 2 до 5 лет. Индонезия является также членом Ассоциации стран - производителей натурального каучука (осн. в 1970 г., Куала-Лумпур), Ассоциации стран - производителей олова (осн. в 1983, Куала-Лумпур), Азиатско-тихоокеанского сообщества стран, производящих кокосы (осн. в 1969 г., Джакарта), Международной ассоциации по сбыту чая (осн. в 1979 г., Роттердам), Международной ассоциации по сбыту чая (осн. в 1979 г., Найроби), Международного комитета по чаю (осн. в 1933 г., Лондон), Международного сообщества перца (осн. в 1972 г., Джакарта), Конфедерации промышленных палат Азии и Тихого океана (осн. в 1966 г., Тайбэй), Организации стран - экспортеров нефти (осн. в 1969 г., Вена - в 2008 г. Индонезия вышла из ОПЕК) и др.
Финансовый год в Индонезии с 2001 г. отсчитывается с 1 января по 31 декабря (до этого: с 1 апреля по 31 марта).