Как снизить штраф на несвоевременную сдачу декларации. Размеры штрафов за несдачу отчетности в налоговую

Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?

так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Ответственность по ст. 119 НК РФ неприменима к отчетным периодам

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 ). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 ). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации". Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25) ).

Не применяются ст. 119 и 126 НК РФ к нарушениям, связанным с исчислением сборов и взносов

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 ).

Отсутствие суммы к уплате налога не освобождает от обязанности подачи декларации

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800 ).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29) ). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 ). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08 ).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07 .

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07 ).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам .

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07 ).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 ). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08 , в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 ).

Что относится к смягчающим обстоятельствам?

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суд учтет Ваши смягчающие ответственность обстоятельства, если налоговый орган этого не сделал

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) : "Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства".

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006 ). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7) . В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность :

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) ). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 );
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) . Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99 , суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.

    Является ли совершение правонарушения впервые смягчающим обстоятельством - решит суд

    Между тем не всегда совершение правонарушения впервые признается судами как смягчающее обстоятельство. Так, в постановлении ФАС СЗО от 30.06.2007 N А21-4829/2006 суд указал на неправомерность ссылки на такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые. Он пояснил, что "совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее" (определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15375/07 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ по заявлению налогоплательщика отказано);

  3. незначительный характер правонарушения, а именно небольшой период просрочки представления налоговой декларации (постановления ФАС ВСО от 08.04.2008 А10-3436/07-Ф02-1188/08, от 21.02.2008 N А33-13458/07-Ф02-356/08, от 19.02.2008 N А33-12418/07-Ф02-383/08; ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08 ). Так, в постановлении ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 суд снизил размер штрафа с 91 464,45 руб. до 11 433 руб., руководствуясь незна-чительным (4 дня) нарушением срока подачи декларации по земельному налогу, вызванным неполадками в компьютерной системе организации;
  4. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения. Но может ли это обстоятельство распространяться на юридическое лицо? Полагаем, что да! Ведь перечень смягчающих обстоятельств в НК РФ не является исчерпывающим. Арбитражная практика также признает тяжелое финансовое положение организации смягчающим вину обстоятельством (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9; постановления ФАС ВСО от 21.02.2008 А33-13458/07-Ф02-356/08, ФАС СКО от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А; ФАС СЗО от 13.11.2006 N А05-4018/2005-29, от 14.01.2008 N А56-1698/2007; ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 ). Однако такое положение необходимо доказывать со ссылками на бухгалтерские документы;
  5. Может ли штраф быть больше суммы налоговых платежей?

  6. несоразмерность величины штрафа совершенному налоговому правонарушению. Так, при вынесении постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) суд сослался на п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 , которым предусмотрено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
    В письме, направленном заявителем (ответчиком) в налоговый орган, он просил при принятии налоговым органом решения учесть в качестве смягчающего обстоятельства, помимо прочих, несоразмерность штрафа допущенному нарушению (сумма налога, подлежащая уплате по декларации, составляет 1 601 090 рублей, а размер штрафа — 2 721 853 руб.). Арбитражный суд исходя из принципов соразмерности и справедливости уменьшил подлежащую взысканию с общества сумму штрафа.
    Аналогичное решение содержится и в другом постановлении ФАС СЗО от 22.04.2008 N Ф04-2542/2008(3973-А81-31) . Налогоплательщик может ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении КС РФ от 15.07.1999 N 11-П указано, что в случаях, когда подлежащие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышают размеры налоговых обязательств, это не только приводит к лишению предпринимателей дохода (прибыли), но и ставит под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения;
  7. Сошлитесь на неопределенность налогового законодательства

  8. заблуждение относительно режима налогообложения осуществляемой предпринимателем деятельности. Это, как правило, вызвано неопределенностью действующего в спорный период законодательства о налогах и сборах и отсутствием официальных разъяснений компетентных органов (постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) и от 18.01.2007 N А52-2613/2006/2 );
  9. социальная значимость налогоплательщика (постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26); ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08; ФАС ВВО от 28.01.2002 N А29-7560/01А; ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС СКО от 19.11.2007 N Ф08-7587/07-2838А );
  10. добросовестность налогоплательщика, что выражается в своевременной и полной уплате налогов в бюджет (определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08; постановление ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 );
  11. возраст предпринимателя и наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (постановления ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31); ФАС ПО от 27.11.2007 N А65-3005/2007-СА2-8 ); состояние здоровья предпринимателя и его близких, например болезнь ребенка, инвалидность матери (постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-4498/2005(13053-А27-19); ФАС ВСО от 13.02.2007 N А19-16402/06-44-Ф02-220/07, от 19.03.2007 N А33-12072/06-Ф02-1271/07; ФАС ВВО от 15.03.2006 N А79-1673/2005 );
  12. Больничный главбуха послужит оправданием вашей просрочки

  13. болезнь главного бухгалтера организации (постановления ФАС ВСО от 10.07.2003 N А33-17991/02-С3с-Ф02-2039/03-С1; ФАС ЗСО от 02.12.2002 N Ф04/4353-1705/А45-2002; ФАС СЗО от 17.07.2001 N А26-5260/00-02-03/407 ) или его неквалифицированность (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А19-913/07-41-Ф02-4575/07; ФАС ЗСО от 13.03.2007 N Ф04-1166/2007(32271-А45-3) ;
  14. изъятие документов уполномоченным государствен-ным органом (постановление ФАС СЗО от 30.05.2000 N А56-31511/99 );
  15. ошибочное направление декларации в другую инспекцию, в том числе через оператора электронной связи (постановления ФАС ВСО от 16.10.2007 N А19-4293/07-44-Ф02-7638/07; ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-45/2007(30821-А81-32) ).

Когда налогоплательщик одновременно имеет отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А ). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации .

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.


Журнал "Арбитражное правосудие в России" N 7/2008, И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Несвоевременная сдача декларации о доходах карается по закону. Соответствующие правовые нормы были введены еще в 2013-м году. В следующем году их начали применять, однако действуют они и по сегодняшний день. Сегодня мы выясним, какой предусмотрен штраф за несвоевременную сдачу декларации НДФЛ и как его можно избежать.

Итак, если декларация не подана вовремя, то человека, повинного в этом, наказывают штрафом. Размер последнего составляет 5 процентов от невыплаченной в срок суммы налога по декларации за каждый просроченный месяц. Но, что характерно, общий процент в этом случае не должен превышать значения в 30 пунктов. Вместе с тем, сумма платежа должна составлять не менее 1 000 рублей, даже если период просрочки длился меньше одного месяца, а сумма 5 процентов от налогов не превысила отметку в 1 000 рублей (статья 119 Налогового кодекса РФ).

С внесением новых норм НК вопрос, касающийся суммы, с которой должен уплачиваться штраф, существенно прояснился. Дело в том, что до этого имело место двоякое толкование кодекса.

  1. С одной стороны, штраф должен начисляться с той суммы долга, которая набежала на момент сдачи (пусть и несвоевременной) декларации.
  2. С другой стороны (этот вариант был более популярным), штраф должен начисляться с общей задолженности, т. е. без привязки непосредственно к декларации.

Выходит, во втором случае штраф нужно выплачивать с общей суммы неуплаченных налогов, которые рассчитаны на основании данных, указанных в декларации (а не тех, что рассчитываются в момент сдачи последней).

Так, если принимаются условия второго подхода, то наказание за несвоевременную подачу по-прежнему остается, поскольку если человек не сдал декларацию в срок, это приведет к несвоевременной уплате самих налогов, за что, в свою очередь, будет начисляться штраф. Заметим также, что данное толкование не просто пользовалось популярностью в судах – его рекомендовали сами органы надзора. Но в новой редакции НК этот момент прописан во всех подробностях, благодаря чему исключаются любые неверные толкования во время начисления штрафов.

Обратите внимание! У закона нет обратной стороны, поэтому для тех, кто не сдал декларацию за 2013-й год, наказание наступило уже по новым правилам. Объясняется это порядком принятия деклараций НДФЛ: годовая отчетность должна подаваться в следующем году, а значит, в этом же году наступает и ответственность за несвоевременную сдачу.

Для кого предусматриваются штрафные санкции при задержке декларации?

В новой редакции закона появилось одно серьезное дополнение. Так, теперь за задержку документации ответственность несет как сам налогоплательщик, так и все лица, которые обязаны ее предоставлять. Причем даже в тех случаях, если они вообще не должны платить налоги.

Выходит, что сегодня под ответственность касаемо своевременной подачи декларации подпадают:

  • плательщики налогов;
  • неплательщики налогов;
  • налоговые агенты.

Штрафом теперь могут наказать, к примеру, даже тех юридических лиц, которые не являются плательщиками НДС. Причина заключается в следующем: если какое-то предприятие предоставляет клиентам счета-фактуры, в которых указывается сумма НДС, то они должны подавать декларацию по этому налогу, как будто они и сами являются плательщиками. И если отчетность не будет сдана своевременно, то налоговый инспектор вправе оштрафовать предприятие.

То же относится и к тем организациям, которые зарегистрированы на физ. лицо (в том числе на индивидуальных предпринимателей). Нельзя сказать, что до этого подобное нарушение никак не наказывалось, но максимальная ответственность для него равнялась штрафу в размере 200 рублей.

Никаких возражений и сопротивлений описанная выше поправка в налоговом законодательстве не вызвала. Более того, и судьи, и налоговики единогласно признали эту корректировку необходимой мерой для того, чтобы унифицировать и упорядочить налоговое поле России. К слову, предложение с аналогичным решением присутствовало в письме Министерства финансов еще в 2004-м году. Спустя четыре года оно рассматривалось в Уральской арбитражной службе. Поэтому единодушное принятие отображает тот факт, что решение было жизненно необходимым, а в будущем оно позитивно повлияет на процесс налогообложения.

В каких случаях не нужно уплачивать штраф?

Заметим, что все описанные ранее нововведения имеют отношение к наказанию за несвоевременную или неправильную сдачу исключительно налоговой декларации. Вместе с тем, задержка со сдачей другой отчетности (она перечислена ниже) не может служить причиной для штрафа в соответствии с новыми нормами, поскольку нововведения в Налоговом кодексе этих документов не касаются вовсе. То же относится и к документам по УСН и налогу на доходы.

В частности, сюда относятся:

  • декларации по налоговым агентам;
  • сведения;
  • справки;
  • расчет.

Добавим, что сама налоговая декларация, подаваемая до завершения налогового периода, и расчет авансового платежа – это два совершенно разных документа. И если не сдать расчет авансового платежа вовремя, это, опять же, не повлечет за собой штрафов, которые определены новыми уточнениями в законодательстве. Об этом не стоит забывать, т. к. многие часто путают эти документы.

Другим важным моментом является то, что корректировки норм относятся исключительно к налоговым декларациям, а значит, в случае нарушения подачи каких-то других документов попытки привлечь к наказанию не являются законными. Поэтому платить штрафы в таких случаях вовсе не обязательно.

Обратите внимание! Если вам выписали неправомерный штраф, то вы можете отменить его посредством подачи жалобы в Налоговую инспекцию. Если это не принесет никакого результата, то обращайтесь в суд.

Еще новое законодательство предусматривает массу смягчающих обстоятельств, при которых определенную к погашению сумму могут пересмотреть в сторону ее уменьшения. Более того, эту сумму могут даже опустить ниже минимального значения (1 000 рублей).

Как уплатить штраф, начисленный за несвоевременную сдачу декларации?

У каждого есть возможность оплатить штраф за бюджетные деньги. Имеется в виду то, что если вы не подали декларацию в срок и вам присудили за это штраф, то вы можете выплатить это обязательство за счет будущих налогов. Но это возможно только в тех случаях, когда основная деятельность фирмы не предусматривает налоговой базы на выплату налога на доход.

Кроме того, ответственность может быть переложена на главного бухгалтера либо руководителя предприятия. Ведь по закону именно люди, которые занимают эти должности, ответственны за точность и своевременность подачи налоговых документов. Это значит, что если предприятие было оштрафовано, то оно вправе переложить с себя ответственность на физических лиц.

Видео – Что будет, если не сдать декларацию вовремя

Если компания не представит декларацию УСН вовремя, ее могут оштрафовать. Сумма штрафа составит 5% от налога, который не уплачен в срок. Налоговики возьмут штраф за каждый месяц просрочки

Сроки сдачи декларации по единому налогу

Организации и ИП, которые применяют упрощенную систему налогообложения, должны представлять декларацию по единому налогу по форме, утвержденной приказом ФНС России от 04.07.2014 №ММВ-7-3/352.

Декларацию нужно представить в ИФНС по месту нахождения организации или по месту жительства ИП (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Сдается декларация по итогам года Последний срок сдачи декларации для юрлиц — 31 марта года, следующего за отчетным. ИП должны представить отчетность не позднее 30 апреля (п. 1 ст. 346.23 НК РФ).

Если компания или ИП, применявшие УСН, прекратили деятельность, то декларацию следует сдать не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Если право на применение «упрощенки» утрачено, то декларацию по единому налогу нужно представить не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение УСН (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

Штрафы за непредставление отчетности в срок

Если компания не представит декларацию вовремя, ее могут оштрафовать. Сумма штрафа составит 5% от налога, который не уплачен в срок. Налоговики возьмут штраф за каждый месяц просрочки, вне зависимости от того, полный он или нет. При этом штраф будет не больше 30% от суммы неуплаченного в срок налога, но и не меньше 1000 рублей (ст. 119 НК РФ). Если у компании есть смягчающие обстоятельства, то штраф может быть уменьшен (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).

Кроме того, за просрочку сдачи декларации к ответственности может быть привлечено должностное лицо компании. Ему может быть вынесено предупреждение или наложен штраф. Размер штрафа составит от 300 до 500 руб. (ст. 15.5, ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).

Кроме того, ИФНС может принять решение о блокировке расчетного счета компании. Это произойдет в случае, если период просрочки превысит 10 рабочих дней (п. 2 ст. 76 НК РФ).

Возлагает на субъектов обязанность сдавать в контролирующий орган отчетность, если она предусмотрена в соответствующем законодательстве. Плательщик направляет документы в инспекцию по месту учета. В НК предусмотрена ответственность за непредоставление декларации.

Общие сведения об отчетности

Декларация является письменным заявлением плательщика об объектах обложения, полученных доходах и осуществленных расходах. В этом документе субъект также указывает сведения об источниках поступления средств, льготах, базе, исчисленной сумме обязательного платежа в бюджет или иную информацию, выступающую как основание для начисления и уплаты сбора. Данное разъяснение присутствует в ст. 80 НК. предписывает сдавать отчетность по каждому платежу, подлежащему отчислению в бюджет, если другое не установлено в законодательстве.

Ст. 119 НК

В соответствии с п. 6 статьи 80 декларация представляется в налоговый орган в установленные законодательством сроки. Неисполнение этого предписания является нарушением. За непредоставление декларации в срок к плательщику может быть применена ст. 119 НК. При этом следует иметь в виду, что уплата начисленной суммы платежа в бюджет не освобождает субъекта от наказания за несоблюдение установленного порядка. Это означает, что в случае погашения вмененного сбора санкция не будет определяться в минимальном размере. Ее величина будет рассчитываться по сумме обязательного платежа, указанной в отчетности.

Какие штрафы в налоговой инспекции предусмотрены для субъектов?

Санкции к плательщикам, нарушающим порядок сдачи отчетности в контрольный орган, предусматриваются в пунктах 1 и 2 ст. 119. Штраф за непредоставление налоговой декларации по месту учета субъекта составляет 5% от суммы платежа, подлежащего отчислению (доплате) в бюджет и указанного в документе. Начисление осуществляется за каждый полный либо неполный месяц с даты, установленной для сдачи отчетности. При этом штраф за непредоставление налоговой декларации не может быть более 30% от рассчитанного сбора, но не меньше 100 р. Данный порядок считается общим для всех плательщиков. Ст. 119 НК также предусматривает повышенные санкции за нарушение порядка сдачи отчетности. В частности, штраф за налоговую декларацию может составлять 30% от суммы платежа, если субъект не сдал документацию в течение более 180 дн. с установленной в законе даты. При этом, начиная со 181 дня, с него будет взыскиваться 10% от сбора, указанного в отчетности, за каждый месяц (неполный или полный).

Нюансы

Денежное взыскание за непредоставление в срок при неверно исчисленной сумме обязательного платежа, определяется в соответствии с подлежащим к уплате, а не ошибочно указанным в отчетности. Субъекту необходимо также иметь в виду, что в случае, если размер сбора по расчетам будет равен нулю, у субъекта сохраняется обязанность сдать документацию. В Президиума ВАС № 71 от 2003 г. указано, что отсутствие у плательщика по окончании конкретного периода суммы к уплате само по себе не освобождает его от необходимости составлять и предъявлять отчетность. Таким образом, штраф за непредоставление налоговой декларации будет начислен вне зависимости от результатов расчета.

Отягчающие обстоятельства

На практике достаточно часто возникает вопрос - вправе ли контрольный орган увеличить сумму взыскания при повторном нарушении порядка сдачи отчетности? Ответ на него содержится в п. 2 ст. 112. В нем сказано, что при наличии обстоятельства, предусмотренного в пункте четвертом ст. 114, штраф за непредоставление налоговой декларации повышается на 100%. В п. 2 ст. 112 установлено отягчающее обстоятельство - совершение нарушения лицом, к которому ранее уже применялись санкции за аналогичный проступок. В п. 3 данной нормы содержится указание на давность привлечения к ответственности. Так, сумма в двойном размере может быть взыскана, если с даты первого наказания не прошло 12 мес. Обстоятельства, отягчающие или смягчающие ответственность, устанавливаются налоговым органом либо судом и принимаются во внимание при применении санкции. Таким образом, в соответствии с вышеизложенным, контрольный орган вправе взыскать сумму в двойном размере.

Дифференциация нарушений

Достаточно часто возникает вопрос о правомерности установления денежного взыскания за несдачу расчетов, а не за непредоставление декларации по НДС или иному обязательному отчислению. Следует отметить, что порядок применения санкций в таких случаях различается. Порядок сдачи и контрольная дата направления расчетов, правила и форма заполнения регламентируются ст. 80 НК. Эта же статья действует в отношении декларации. Тем не менее сами эти понятия нетождественны. Если в документе отсутствуют признаки декларации, то применение наказания по ст. 119 неправомерно. В этом случае следует использовать ст. 126. В ней сказано, что к субъекту, не сдавшему документы либо другие сведения, предусмотренные в НК и законодательных актах, применяется денежное взыскание в размере 50 р. за каждый документ.

Разъяснения Президиума ВАС

В п. 15 Письма №71 указано, что с организации не может взиматься штраф за непредоставление декларации по НДС или иному сбору, если законодательство по конкретному платежу разграничивает понятия отчетности и расчета. Аналогичное разъяснение приводится в Постановлении Президиума № 15356/04. В нем сказано, что при оценке платежа по существу, вне зависимости от его наименования, следует учитывать установленные в законе понятия о сборах и налогах. Рассмотрим пример. В суде разбиралось дело о том, что организация не предоставила декларацию (расчет) по операциям с ценными бумагами. По своей сути, платежи, связанные с оборотом акций, выступают в качестве сбора. То есть, это взносы, уплата которых выступает в качестве одного из условий совершения государственными структурами юридических действий в отношении этой организации. В частности, речь идет о предоставлении определенных прав или выдаче лицензий (разрешений). Таким образом, платеж по своей природе - эмиссионный сбор по операциям с ценными бумагами. Непредоставление декларации (расчета) по его выплате не может выступать в качестве основания для применения ст. 119 НК.

Электронная форма

В действующее законодательство были внесены определенные изменения. В соответствии с ними, предусматривается обязанность субъекта сдавать отчетность в контрольный орган в электронной форме. С 2007-го она вменяется плательщикам, штат сотрудников которых более 250, а с 2008-го - больше 100 человек. Данная обязанность исполняется субъектами путем отправки соответствующих сведений с использованием каналов телекоммуникационной связи. Необходимо отметить, что за непредоставление декларации (3-НДФЛ или по иному обязательному платежу) в надлежащей форме также могут применяться санкции статьи 119 НК. Разъяснения по этому вопросу присутствуют в Письме Минфина № 15356/04. В документе, в частности, сказано, что сдача отчетности (расчета) в ненадлежащей форме либо неустановленным способом рассматривается как невыполнение обязанности, вмененной плательщику.

Задачи санкций

Необходимо сказать, что денежное взыскание за непредоставление выступает в качестве важнейшего института государственности. Его ключевая цель состоит в обеспечении реализации полномочий власти по контролю над неукоснительным соблюдением предписаний законодательства, прав и интересов (стратегических, экономических, социальных) всех участников правоотношений. Денежное взыскание является разновидностью гражданско-правовой ответственности в целом и индивидуальной в частности. Применяя к нарушителям санкции, государство обеспечивает поддержание правопорядка в конкретной сфере общественных и экономических взаимодействий.

Специфика правового регулирования

Необходимо сказать, что реализация полномочий властью по установлению ответственности по налоговым правонарушениям - ее Осуществление ее невозможна без государственного контроля над соблюдением норм, устанавливающих и регламентирующих порядок общественных взаимодействий в сфере обязательных бюджетных платежей. Для этого существует институт обеспечения исполнения обязательств, вмененных субъектам, участвующим в соответствующих правоотношениях.

Соблюдение и реализация законодательства о сборах и налогах не могло бы гарантироваться государством в полной мере, если бы при надлежащем исполнении одних норм, выполнение других предписаний было чисто формальным. Это, в свою очередь, привело бы к частичной или полной потере ими их юридической ценности. В этой связи соблюдение всех установленных законодательством норм в комплексе, а не только в рамках структуры какого-либо одного, конкретного кодифицированного правового акта, но и в общей системе всех действующих нормативных документов, международных в том числе, позволит государству сформировать наиболее благоприятные, выгодные условия для интенсивного и эффективного экономического роста и совершенствования всех лиц, задействованных в сфере налоговых отношений.

Заключение

Налоговая ответственность субъектов, осуществляющих экономическую деятельность, имеет огромное значение для поддержания правопорядка в хозяйственной сфере страны. Она выступает как ключевой инструмент правового регулирования. Взаимное выполнение вмененных обязанностей и реализация имеющихся прав всеми субъектами налоговых правоотношений способствуют формированию законного общества, в котором устанавливается высокий уровень основ правопорядка. При этом обязательства как в общем, так и частном смысле, не должны становиться для плательщика рутинной деятельностью, за неосуществление которой предусматриваются только те либо другие санкции. Они должны стать для него необходимой реализацией своих прав, интересов и свобод в конституционном смысле, посредством которой формируется полноценное гражданско-правовое общество.

Каждый налогоплательщик должен представлять отчетность в налоговую инспекцию, однако не все и не всегда делают это своевременно. Рассмотрим, какая ответственность предусмотрена законодательством за несвоевременное представление деклараций .

Ответственность за несвоевременное представление отчетности для юридических лиц и должностных лиц организации предусмотрена нормами Налогового кодекса РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Налоговая ответственность

Штрафные санкции за установлены в ст. 119 НК РФ. Непредставление в установленный срок декларации в налоговый орган влечет штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Если налогоплательщик не представил декларацию в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного срока, с него может быть взыскан штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Просрочка срока представления отчетности считается в рабочих днях.
Важно обратить внимание на то, что наступает и в случае нарушения срока на один день. В связи с чем не рекомендуется откладывать подачу отчетности на последний день, поскольку из-за возможных очередей появляется риск нарушения установленных сроков.
В настоящее время многие налогоплательщики представляют налоговые декларации в электронном виде. Если у налогоплательщика нет технической возможности сделать это в установленный срок, он может представить отчетность в бумажном варианте в установленный срок, а потом "досдать" в электронном формате. В этом случае санкций за несвоевременное представление отчетности не будет, поскольку ответственность установлена только за представление декларации с нарушением сроков, а не за представление декларации по неустановленной форме, в том числе не в электронном виде (Постановления ФАС Московского округа от 09.02.2009 N КА-А40/163-09, от 20.01.2009 N КА-А40/11260-08, ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2009 по делу N А42-4491/2008).
Рассмотрим ситуации, в которых имеет место несвоевременное представление отчетности, и санкции, налагаемые на налогоплательщиков, допустивших нарушение сроков представления деклараций.

Ситуация 1 : несвоевременно представлена "нулевая" декларация, однако 180 дней с установленного срока подачи декларации еще не прошло

На первый взгляд такое нарушение чревато взысканием минимального штрафа в размере 100 руб. за несвоевременное представление декларации в течение срока 180 дней. Однако в Налоговом кодексе РФ не указано конкретно, можно ли взыскать на основании данной нормы штраф за несвоевременную подачу "нулевой" декларации.
По данному вопросу есть две противоположные точки зрения.
Первая: при несвоевременном представлении "нулевой" декларации взыскивается штраф в сумме 100 руб. (Письма Минфина России от 27.10.2009 N 03-07-11/270, от 16.01.2008 N 03-02-07/1-14, УФНС России по г. Москве от 16.03.2009 N 20-14/4/022859@ и др.). Данной точки зрения придерживаются и некоторые арбитражные суды. В качестве примера можно привести Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.02.2009 по делу N А56-28215/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2008 N Ф04-7250/2008(16478-А45-42), ФАС Уральского округа от 12.05.2008 N Ф09-3291/08-С2.
Основным аргументом, подтверждающим необходимость взыскания штрафа, является тот факт, что налогоплательщик обязан был подать декларацию, несмотря на отсутствие объекта налогообложения. И за неисполнение этой обязанности накладывается санкция в виде штрафа.
Вторая: при несвоевременном представлении "нулевой" декларации штраф не взыскивается, поскольку сумма налога к уплате равна нулю. В частности, к такому выводу пришли многие арбитражные суды (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30.06.2009 по делу N А26-7635/2008, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.09.2008 N А19-697/08-32-Ф02-4671/08, от 16.09.2008 N А19-1984/08-15-Ф02-4503/08 и пр.).
При обосновании своей позиции суды указали, что согласно ст. 119 НК РФ размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет. Таким образом, если данная сумма равна нулю, то и штраф за несвоевременное представление декларации также должен быть равен нулю. ВАС РФ в Определении от 29.10.2009 N ВАС-13444/09 поддержал эту точку зрения, указав, что штраф при несвоевременной подаче "нулевой" декларации не взыскивается по причине отсутствия базы для его расчета.

Ситуация 2 : "нулевая" декларация подана по истечении 180 дней

Налогоплательщик привлекается к ответственности за непредставление декларации в течение более 180 дней после окончания срока ее подачи. При этом минимальный размер штрафа не предусмотрен (п. 2 ст. 119 НК РФ).
По данному вопросу также существуют две противоположные точки зрения.
Первая: при нарушении срока представления "нулевой" декларации более чем на 180 дней следует уплатить штраф в размере 100 руб. (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.03.2007 N А78-4063/06-С2-8/216-Ф02-1433/07, от 01.03.2007 N А19-15990/06-32-Ф02-743/07). Вторая: при нарушении срока представления "нулевой" декларации более чем на 180 дней штраф в размере 100 руб. платить не нужно. Данной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 13.02.2007 N 03-02-07/1-63, УФНС России по г. Москве в Письме от 16.03.2009 N 20-14/4/022859@. Именно эта точка зрения лежит в основе решений арбитражных судов (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.01.2008 N А19-18641/06-33-52-Ф02-9586/07, ФАС Уральского округа от 18.06.2007 N Ф09-4526/07-С2 и др.), а также Президиума ВАС РФ (Постановление от 10.10.2006 N 6161/06 по делу N А45-1098/05-45/40).
В обоснование этой позиции приводятся два аргумента. Во-первых, в п. 2 ст. 119 НК РФ отсутствует конкретное указание о взыскании минимального штрафа за несвоевременное представление "нулевой" декларации. Во-вторых, согласно этой статье размер штрафа определяется исходя из суммы налога, подлежащей фактической уплате в бюджет. Поэтому если данная сумма равна нулю, то и штраф за непредставление декларации также равен нулю.
На наш взгляд, при подаче "нулевой" декларации с нарушением установленного срока штраф можно не платить независимо от срока просрочки (более или менее 180 дней).

Ситуация 3 : содержащая обязательства по уплате налогов декларация подана несвоевременно, при этом налогоплательщик имеет переплату по данному налогу

В данном случае не возникает вопроса о неотвратимости штрафных санкций (п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71). Наличие переплаты не освобождает налогоплательщика от ответственности за непредставление налоговой декларации (Постановление ФАС Поволжского округа от 09.10.2008 по делу N А57-1337/2008).
Однако возникает вопрос о том, как рассчитывается штраф. Налоговый кодекс РФ не содержит необходимых разъяснений, поэтому существуют две противоположные позиции.
Первая: если налог был уплачен в срок, привлечение к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по п. 1 ст. 119 НК РФ возможно только в виде взыскания штрафа в размере 100 руб. (Письмо Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133, Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7145/07-С3). Основанием является уплаченный в срок налог.
Вторая: если налог был уплачен в срок, при привлечении к ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по п. 1 ст. 119 НК РФ размер штрафа определяется исходя из суммы налога, указанной в несвоевременно поданной декларации (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.11.2007 N А19-1223/07-30-Ф02-8369/07, А19-1223/07-30-Ф02-8373/07, ФАС Уральского округа от 19.06.2007 N Ф09-4569/07-С3 и др.). Во-первых, уплата налога по несвоевременно представленной декларации не влияет на привлечение к ответственности за несвоевременную подачу декларации. Во-вторых, размер штрафа определяется исходя из данных, отраженных в декларации, независимо от факта и (или) срока уплаты налога.
На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации налогоплательщику целесообразно уплатить штраф в сумме 100 руб., обосновывая свою позицию положениями Письма Минфина России от 27.03.2008 N 03-02-07/1-133.

Ситуация 4 : декларация подана несвоевременно, при этом за данный период должна быть уплачена сумма налога, отличающаяся от указанной в декларации

Размер штрафа исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе представленной с нарушением срока (непредставленной) декларации. В Налоговом кодексе РФ не разъясняется, как рассчитывается штраф, если фактически за данный период подлежит уплате сумма налога, отличающаяся от указанной в декларации.
Позиция, выраженная в Письме ФНС России от 01.04.2009 N ШС-22-7/240@: размер штрафа исчисляется не на основании указанной в декларации суммы, а исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате налогоплательщиком. Сумма штрафа определяется на основании данных, указанных в уточненной декларации, либо на основании данных, полученных в результате камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации.

Ситуация 5 : несвоевременно подана содержащая обязательства по уплате налогов "промежуточная" декларация

Как следует из Письма Минфина России от 05.05.2009 N 03-02-07/1-228, к организации не применяются санкции за нарушение сроков сдачи "промежуточных" деклараций по налогу на прибыль. Единственная санкция, грозящая в таком случае, - штраф за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, равный 50 руб. за несданный документ, т.е. за несвоевременно представленный расчет авансового платежа.
ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 22.12.2009 по делу N А32-19097/2009-51/248 указал, что взыскание штрафа за несвоевременную подачу "промежуточной" отчетности неправомерно, поскольку ответственность за непредставление в установленные сроки расчетов не предусматривается.
Декларация - это письменное заявление налогоплательщика о доходах, расходах и исчисленной сумме налога. Поскольку налог на прибыль организация исчисляет по итогам налогового периода - календарного года, то "декларация" по этому налогу за отчетный период (I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) есть не что иное, как расчет авансового платежа, а не налоговая декларация. Следовательно, за несвоевременное представление расчета авансового платежа по налогу на прибыль ответственность не наступает.

Административная ответственность

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
Административная ответственность установлена КоАП РФ.
Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.
Должностное лицо может понести наказание за административное нарушение в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. На основании изложенных норм УФНС России по г. Москве в Письме от 29.08.2008 N 09-14/081895 сделало вывод о правомерности привлечения руководителя организации к административной ответственности за непредставление декларации.

Отражение в учете санкций за несвоевременное представление деклараций

Налоговый учет

Расходы в виде штрафов и других санкций, перечисляемых в бюджет (государственные внебюджетные фонды), не учитываются при определении базы по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет

Суммы причитающихся к уплате налоговых санкций отражаются учетными записями по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции с кредитом счета 68 "Расчеты по налогам и сборам". Сумма штрафных санкций не участвует в формировании показателя бухгалтерской прибыли, исходя из которого исчисляется условный расход (доход) по налогу на прибыль. При их начислении постоянная разница в бухгалтерском учете не возникает.

Пример. По решению налогового органа организации начислен штраф за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в сумме 30 000 руб. В бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Д-т сч. 99 "Прибыли и убытки"
К-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"
30 000 руб.
начислен штраф;
Д-т сч. 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам"
К-т сч. 51 "Расчетные счета"
30 000 руб.
оплачен штраф с расчетного счета.