Налоговая реформа рф. Налоги и налоговые реформы в России: описание, особенности и направления
Александр I вступил на престол в 1801 г. в результате дворцового переворота. В период его царствования Россия участвовала в ряде серьезных войн: 1805 г. – война в составе третьей антифранцузской коалиции, 1806–1812 гг. – война с Турцией, 1808– 1809 гг. – война со Швецией, 1812 г. – Отечественная война. Понятно, что все это требовало расходов, которые существенно превышали доходы бюджета. Основным источником покрытия дефицита стало печатание бумажных денег.
В связи с этим уже в самом начале царствования Александра I стали разрабатываться планы реформ в сфере государственных финансов. Проекты реформ составлялись в 1801 – 1804 гг. негласным комитетом, в который входили друзья императора – граф Кочубей, граф Строганов, князь Адам Чарторыйский, племянник известного елизаветинского вельможи Безбородко, князь Новосильцев.
В 1802 г. манифестом Александра I было создано Министерство финансов и определена его роль. В манифесте говорилось: "Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и государственными частями кои доставляют Правительству нужные доходы и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям государственных расходов" . В дальнейшем члены Негласного комитета один за другим удалялись от императора. Их место занял Μ. М. Сперанский (1772–1839), который с 1809 по 1812 г. был ближайшим советником императора. Им была разработана программа финансовых преобразований, сформулированная в его труде "План финансов".
В этот период финансы Российской империи находились в крайне расстроенном состоянии, вследствие войн с Наполеоном и Турцией. По смете 1810 г. внешний долг составлял 100 млн руб. Выпущенных в обращение ассигнаций насчитывалось на сумму 577 млн руб. Смета доходов на 1810 г. предполагала сумму 127 млн руб., смета расходов требовала 193 млн руб. Дефицит составлял 66 млн руб., т.е. более половины всей суммы государственных доходов. Это положение и хотел изменить Μ. М. Сперанский, составив план широких финансовых реформ, который был основан на следующих принципах :
- – совершенное прекращение выпуска новых ассигнаций и постепенное изъятие из обращения старых;
- – увеличение всех налогов, как прямых, так и косвенных;
- – снижение государственных расходов.
План Сперанского в сфере денежного обращения, кредита и бюджета содержал следующие предложения:
- 1) придать государственному бюджету законодательный характер;
- 2) устранить бюджетный дефицит;
- 3) отменить подушные подати и заменить их подоходным налогом;
- 4) обложить налогами лиц, пользующихся домашней прислугой;
- 5) взимать пошлины с владельцев тягловой силы;
- 6) от винных откупов перейти к акцизам;
- 7) создать центральный банк;
- 8) выпустить кредитные деньги и организовать кредитные операции в целях развития промышленности, торговли и сельского хозяйства.
В сфере государственных расходов он сформулировал принцип, актуальный и в настоящее время: "Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели найден соразмерный ему источник дохода" .
По мнению Сперанского, расходы должны разделяться :
- – "по ведомствам;
- – по степени нужды в них – необходимые, без коих внутренняя и внешняя безопасность существовать не могут; полезные – кои принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные – кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние и бесполезные – кои употребляются на предметы для правительства посторонние;
- – по пространству – общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
- – по предметному назначению – обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
- – по степени постоянства – стабильные и меняющиеся издержки".
Реализация плана Сперанского была начата законами от 2 февраля 1810 г. и от 11 февраля 1812 г., в соответствии с которыми налоги были увеличены более чем в два раза, а также введен ряд новых налогов. Подушная подать была повышена с 1 руб. до 3 руб. Оброчная подать в 1812 г. в сравнении с 1798 г. была увеличена более чем в два раза и составила 10 руб. с души в губерниях 1-го класса, 9 руб. – 2-го класса, 8 руб. – 3-го класса, 7,5 руб. – 4-го класса. Цена пуда соли с 40 кои. была доведена за счет роста акциза до 1 руб. Был введен новый, небывалый прежде налог – "подоходный прогрессивный". Им был обложен доход помещиков с их земель. Низшая ставка налога устанавливалась с доходов свыше 500 руб. в год и составляла 1%. По высшей ставке (10%) налог взимался с помещичьих имений, дававших более 18 тыс. руб. дохода в год.
В 1810 г. Манифестом императора был образован Государственный совет из 35 членов, назначаемых государем. Государственным секретарем совета был назначен Μ. М. Сперанский. Вслед за Государственным советом по плану Сперанского были преобразованы и министерства, учрежденные манифестом 8 сентября 1802 г. По новому порядку упразднялось министерство коммерции, дела которого распределялись между министерством финансов и министерством внутренних дел, было создано новое министерство полиции, которому были переданы дела по внутренней безопасности из министерства внутренних дел.
Указом от 25 июня 1811 г. "Общее учреждение министерств" управление финансами было разделено между тремя ведомствами: министерство финансов занималось всеми источниками доходов, вновь созданное особое ведомство "Главное управление ревизий государственных счетов" занималось ревизией всех доходов и расходов, а государственное казначейство ведало всеми расходами. Через 10 лет государственное казначейство было включено в состав министерства финансов на правах департамента.
По разным причинам Сперанский был уволен от должности, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812 г., был сослан в Нижний Новгород, напутствуемый самой искренней бранью со стороны высшего общества и ожесточенной озлобленностью со стороны народа. Главной причиной этого недовольства было увеличение налогов.
В первые годы правления Александра I были внесены изменения в систему гильдейских сборов. В 1807 г. размеры объявляемых капиталов, установленных для отнесения купцов к той или иной гильдии, были существенно увеличены. Так, для купцов первой гильдии размер объявляемого капитала был установлен в размере 50 тыс. руб. (вместо 10 тыс. руб. ранее), для купцов второй гильдии – от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ранее 5–10 тыс. руб.), для купцов третьей гильдии – 8 тыс. руб. (ранее 1–5 тыс. руб.). При этом пропорциональная ставка (1%) была заменена прогрессивной шкалой: купцы первой гильдии уплачивали 4% от объявленного капитала, купцы второй гильдии – 3%, купцы третьей гильдии – 2,5%.
Вследствие злоупотреблений откупщиков и увеличения пьянства в 1805 г. был учрежден Комитет для изыскания мер к "ограничению размножения кабаков" при сохранении питейного дохода в прежней величине, составлявшей в то время 12 млн руб. (почти четверть всех государственных доходов). Комитет разработал новые откупные условия на 1807–1811 гг. С 1811 г. цена на вино была увеличена с 4 до 6 руб. Мерой было ведро. Война 1812 г. и связанное с ней разорение страны, увеличение податей и повинностей привели к уменьшению потребления питой и увеличению недоимок у откупщиков.
В 1817 г. был издан новый устав о питейном сборе, установивший казенную продажу вина через казенные палаты и уездные управления. Был установлен акцизный сбор с водки, пива и меда. Система государственной монополии просуществовала до 1827 г. В 1820 г. питейный доход составил 77,5 млн руб. .
В 1824 г. была введена кибиточная подать с кочевых народов в виде государственной подати или местного сбора, поступающего в губернские бюджеты. Единицей обложения служила кибитка, повозка и т.п.
В начале царствования Александра I были отменены пошлины с наследств, как акт благоволения к дворянству, и восстановлены отмененные императором Павлом I жалованные сословные грамоты. В 1808 г. пошлины с наследств были восстановлены в размере 6%, но исключительно при переходе имущества к дальним родственникам, помимо ближайших. Попытки ввести налог со всех наследств пересекались вплоть до 1882 г., как мера, несовместная с интересами дворянства.
В целом в период царствования Александра I налоговая политика была направлена на интересы дворянства. В частности, по требованию помещиков после завершения Отечественной войны 1812 г. был отменен подоходный прогрессивный налог с доходов помещиков, введенный по инициативе Μ. М. Сперанского.
Налоговая реформа Петра І. Ее значение для России.
Роль Петра І в истории России велика и неоднозначна. Будучи великим реформатором, он расширил географические, экономические и культурные границы государства, создал великую империю. Но для простого народа эти же реформы стали тяжелым бременем.
Причины проведения реформы
Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена.Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым.
В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада.
Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота.
Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты.
Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость.
Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства.
Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия.
Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией.
Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний.
Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.
Этапы проведения налоговой реформы
Налоговая реформа Петра І проводилась поэтапно, а также имела два основных направления: это прямое налогообложение (налог зависит от дохода) и косвенное налогообложение (налог в виде надбавки).Специально была учреждена новая финансовая должность – прибыльщик. Их обязанностью было изыскивать новые источники наполнения казны.
В 1698 году указом Петра І подтверждено право российских городов собирать деньги с городского населения (стрелецкие) и оброчные деньги, обходя при этом воевод и приказных людей. Чтобы те не злоупотребляли своим положением. При этом население городов, согласившихся на это, должно было оплачивать государству окладной сбор в двойном размере. Со временем эта реформа стала обязательной для всех городов, хотя уплату двойного оклада отменили.
С 1701 по 1705 годы введено много новых прямых и косвенных налогов: подать на приобретение драгунских лошадей, налоги с плавучих судов, с постоялых дворов, с продажи съедобного, ледокольный налог, налог на бани, на соль и другие. Налогами облагалось даже вероисповедание. В 1705 году стараниями прибыльщиков ввели налог для горожан за ношение бороды, крестьяне же оплачивали налог на бороды при въезде и выезде из города. Всего с людей бралось около 30 различных налогов.
Кроме этого, была введена монополия на продажу алкоголя, рыбьего жира, сала, дегтя.
Налоговая реформа должна была наполнить государственную казну, но несмотря на такую жесткую систему налогообложения, денег в бюджете не хватало. В 1710 году дефицит бюджета составлял одну седьмую от части государственных доходов.
В 1719 году был введен горный налог. Его налоговая ставка - одна десятая доли всей добычи ископаемых, уплачивалась натурой.
В 1718 году был издан Указ о переписи населения (ревизии), целью которой была подготовка к введению для населения подушной подати (подушного налога). С 1720 года по распоряжению Петра І перепись проводилась не только среди крестьян, но и среди церковников, дворовых и холопов.
В 1724 году взамен подворного налога была введена подушная подать. Налог стали брать не со двора, а с души. Таким налогом облагалось все мужское население, кроме дворян и духовенства. Для сбора подушной подати, в каждом уезде дворянами выбирался комиссар.
Налоговая ставка не зависела от доходов. Для расчета размера налога, сумму необходимую государству для армейских затрат, делили на все подлежащее налогообложению население.
Все налогоплательщики должны были придерживаться «правила 30 верст». Нельзя удалятся больше чем на 30 верст от места приписки без специальных документов.
Трудности подушной подати были в том, что между проведениями ревизий, из налоговых списков не исключались умершие и не включались новорожденные души.
Историческое значение реформы
Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась.Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет.
Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет.
Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами.
Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.
Арендный блок
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:
Первый тип - высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. Рассмотрим налоговую политику в двух аспектах: с точки зрения, во-первых, ее действительного единства и последовательности при реализации целей экономической политики в широком смысле, наличия в ней взаимодополняющих рычагов и инструментов, а во-вторых, действенности рычагов и инструментов реализации налоговой политики в нынешних конкретно-экономических условиях.
Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы.классификацию налоговых реформ
1.1. Системная реформа - реформа, вследствие которой изменяются концепции и механизмы действия налоговой системы. В результате системных реформ преобразуются принципы налогообложения в целом, а также спектр существующих налогов, объем налоговой нагрузки и т.д.
1.2. Структурная реформа - реформа, ориентированная на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурных реформ преобразуются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.
По целям проведения .
2.1. Многоцелевая реформа - реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результат многоцелевых реформ проявляется в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны
2.2. Ограниченная целевая реформа - реформа, ставящая перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ограниченных целевых реформ выступает преобразование стимулирующих налоговых функций.
По срокам проведения .
3.1. Краткосрочная реформа - реформа, длящаяся около трех лет. Как правило, краткосрочные реформы проводятся в рамках достижения ограниченных целей.
3.2. Среднесрочная реформа - реформа, длящаяся от трех до восьми лет. Среднесрочные реформы могут позволить себе провести более принципиальные изменения в системе налогообложения.
3.3. Долгосрочная реформа - реформа, длящаяся более восьми лет. Долгосрочные реформы, как правило, проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.
У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы
Эта тема принадлежит разделу:
Налоги и налоговая система Российской Федерации
Определение налогов, роль налоговых доходов бюджетной системы РФ. Налоговая система, НК - налоговый кодекс. Налогообложение. Готовые ответы на экзамен
Информация для участника ОГЭ
Правила проведения основного государственного экзамена в 2015 году. Общие сведения
Хоровая литература зарубежная
Развитие и разнообразие жанров и форм в хоровой музыке Западной Европы (Средневековье и Возрождение). Жанры культовой музыки. ТЕРМИНЫ по жанрам светской музыки. Хоровая музыка эпохи барокко. Хоровая музыка композиторов-романтиков.
Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области»
Положение о проведении областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее Положение) регламентирует статус и порядок проведения областного фотоконкурса «Туризм Воронежской области» (далее - Конкурс)
Оптические методы анализа
Определение молярного и удельного коэффициентов светопоглощения. Определение открываемого минимума фотометрических реакций. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при фотометрическом анализе. Расчет концентрации и массы определяемого вещества при флуориметрическом анализе.
Безопасность и экологичность проекта ПБО “Блинная”
В этом разделе проведена оценка разработанного проекта с точки зрения его безопасности и экологичности. Оценка безопасности означает перечисление опасных и вредных факторов, возможных на различных участках производства и технических, организационных и т.д. решений, предусмотренных проектом для уменьшения их воздействия на человека.
Налоги являются обязательными сборами, взимаемыми государством с хозяйственных субъектов и с населения по ставкам, установленным в законодательном порядке. Для становления налоговой системы, кроме образования государства и появления законодательных актов, необходим определенный уровень хозяйственных (экономических) отношений в стране.
Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепенное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто становление государственности на Руси в IX-X вв., но и совершенствование государственных структур, особенно занимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI-XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV-XVI вв. сельскохозяйственного как главного в аграрном обществе, т. е. активное развитие земледелия и скотоводства, поставлявшего продукцию для торговли на внутреннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно считать развитие ремесла, а в XVII-XVIII вв. мануфактурного производства.
На Руси первая форма взимания налогов получила название "полюдье", она была характерна для ряда зарождающихся государств Восточной Европы. "Полюдье" - это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловленной в устных договорах между племенами, а также кормления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий.
О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородного (908-959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днепра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходили с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полюдья", что именовалось "кружением".
Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без заранее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" отправлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви - ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви - там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье проживали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продолжалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чернигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.
Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрипцией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, например Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полюдья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды.
Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или менялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использовалась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрестные племена присылали "моноксилы" - лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100- 200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль стоял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя - чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов.
Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с сезоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торговых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавливались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и серебро.
Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки".
Когда Древнерусское государство окрепло, в середине X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяйственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багрянородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы князя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей видимости, опасности походов за данью типа "полюдья", в одном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Ольгу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести временных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и погосты, (от слова "гости" - купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевского князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - "погосты". Они использовались также для местной (меновой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах больших рек - и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погостах - "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отношений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.
Итак, первый этап становления податно-налоговой системы на Руси хронологически определяем: IX - сер. X е.;
Второй этап: с сер. X в. до начала социально-политической раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;
Третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.
По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе проявились очень интересные тенденции в развитии податно - налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "оброк" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII-XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, который обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого князя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобретала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и получила название "десятины".
Одновременно появились три разновидности дани-оброка: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сельского строительства, можно предположить, что желающие уклониться от дани топили "по-черному" - без вывода трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его зарождались в XII-XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Другая часть семей - земледельцев - платили с "рала" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным налогом. Еще часть населения платила с "человека", что через несколько веков трансформируется в подушный налог.
Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань платилась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам существования Древнерусского государства такую четкую градацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих.
Четвертый этап в становлении налоговой системы совпадает со временем татаро-монгольского ига. Это был период с 1236-1240 гг. до середины XV в.
Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на условиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рюриковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление.
Ордынцы были прирожденными степняками и коневодами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изобрели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длинные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили меховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первоначально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и народов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой связи путем создания через равные отрезки пути "ям" - почтовых станций.
Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Батый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Русским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар - пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамужних женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисьему". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была проведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладывали "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священнослужителей и монахов. Для остальных, занесенных "численниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не заплативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".
Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Платили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) московские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими мехами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посудой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть.
Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную заниматься охотой. Таким образом, вместо производящего хозяйства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития произойдет лишь через несколько веков.
Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XIV-XVI вв. В это время сложились условия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире - Восточной и Западной Европе - создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенденций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет земледелия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и определился переход к новому этапу в развитии налоговой системы - взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васильевича Темного (1425-1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по сохам и по людям". Здесь официально упоминается "соха" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономической мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения податью не ассоциировалась с сохой - орудием земледелия. "Соха" - это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV-XVI вв., первой половине XVII в. "Соха" определялась также количеством рабочей силы, необходимой для обработки определенной земельной площади. С постепенной ликвидацией раздробленности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недвижимость.
Законодательно посошная подать как основной прямой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взиматься со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи"" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько человек с одной или несколькими лошадьми. При этом учитывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мелких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская - около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный округ. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200-1800 десятин земли.
Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, возможно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех местах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил подати, видимо, от суммы общих доходов.
"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 десятин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. государственных, землях, не несли военной повинности, поэтому с них брали больше сельских податей.
"Соха" государственных крестьян доходила до 600 десятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как служилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.
Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:
1) дани (посошной подати);
2) кормления административных лиц;
3) иных натуральные повинностей.
Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.
Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" - до 30 десятин земли и "обжа" - до 15 десятин.
"Кормы" областным управителям делились на: а) "въезжий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рождественский". До главенства Московского княжества "кормы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам стали выдаваться денежные оклады.
История свидетельствует, что и с введением денежных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быть обязательными, приобрели характер даров -» подарков -» -» подкупов должностных лиц.
В XVI-XVII вв., т. е. с появлением единого государства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно возросли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это можно объяснить большими государственными расходами в период Ливонской войны, а в XVII в. - ликвидацией последствий Смутного времени.
К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоединились сборы на:
1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими татарами - "полоняничные" деньги;
2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стрелецкого войска;
3) "ямские деньги" - на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";
4) "ямчужные" - или селитряные деньги - на покупку пороха;
5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возведение "засек" - преград на пути татар к Москве.
Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были укрупнены, т. е. сведены в три основных:
1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;
2) "полоняничные";
3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные земские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".
Для упорядочения налогообложения в XVI в. создавались писцовые книги, в которых содержались данные переписей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Михайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога - к подворной подати.
Шестой этап взимания прямого налога - подворного - начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:
1) стрелецкие деньги;
2) ямские и полоняничные.
Стрелецкий налог теперь платило городское и промышленное сельское население, к нему относилось и население поморских уездов, где хлебопашество не было главным занятием сельских жителей. Все они должны были содержать стрелецкое войско.
Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и помещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с подворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.
Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подворья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае - казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, поэтому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме - "по душам" мужского пола - его собирали более 160 лет - до реформ Н. X. Бунге - И. А. Вышнеградского.
Противником введения подушного налога выступил современник Петра I - Иван Тихонович Посошков (1652- 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещиков. Он относился к налогам как важнейшему источнику доходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовенства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (суммарном) отношении налоги нужно взимать исходя из доходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посошков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предложение первого российского политэконома опережало время, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил великому ученому критику существовавших тогда в России порядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петропавловской крепости.
Кроме государственных податей - налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвенными налогами. Они с периода образования Древнерусского государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" - сбор за право провоза товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, назывались мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водяной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос - тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние калачи" - это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рынка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.
Собственно торговые пошлины подразделялись на:
1) сборы за подготовительные торговые действия;
2) сборы за право купли-продажи.
Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" - мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" - сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные налоги: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" - сбор при взвешивании товара, "померное" -- при замере сыпучих товаров и т. д.
За право купли-продажи взимались: "тамга" - сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от татарского слова " ". Иногда вместо тамги этот сбор называли "осмничее" - оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.
Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли - рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя - 2,5 рубля.
XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и суть основного прямого налога.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
К какому типу относится налоговая реформа?
1 социальная реформа 2 экономическая реформа 3 политическая реформа
Потребительская корзина в России не включает в себя
1 транспортные расходы 2 квартплата 3 набор продуктов
Определи конечный этап законодательного процесса в современной России?
1 принятие закона в Совете Федерации 2 подписание закона Президентом 3 опубликование закона
Только в процессе общения в социуме у человека формируется
1 прямохождение 2 речь 3 инстинкт самосохранения
Указание на требуемые действия является такой формой как
1 дозволение 2 запрет 3 предписание
Какое высказывание не является верным?
1) Между мышлением и языком существует тесная связь.
2) Способности человека развиваются в процессе деятельности.
3) Вступление в эпоху ноосферы предполагает полное подчинение природы человеческой
цивилизации.
Ученные считают, что второй фазой становления личности является
1 интеграция 2 адаптация 3 индивидуализация
Выберите способы повышения эффективности производства.
а) неограниченное использование ресурсов
б) внедрение новой техники
в) дополнительное привлечение рабочей силы
г) повышение квалификации работников
д) разделение труда
Исключите лишнее понятие в ряду витальных ценностей человека: семья, здоровье, истина.
1 здоровье 2 истина 3 семья
Характеристика, какого финансового инструмента в решении проблемы дефицита
государственного бюджета представлена в тексте: «Данный финансовый инструмент возник, как
считают исследователи на основе ростовщичества. Первым период появления считается XVI век,
Страны -Франция и Голландия. В России стал использоваться данный инструмент в XIX веке.
Советское государство использовало его в основном принудительно и активно для решения
финансовых проблем. В России конца XX-начала XXI века это явление также имеет место быть,
но на добровольных условиях для населения»?
1 облигации 2 налоги 3 кредиты
Вставьте в текст вместо цифр подходящие слова из списка. Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Ученые выделяю три ступени в развитии общества. Первая ступень – это (1) общество. В данном
обществе четко определяется принадлежность человека к определенному (2). В экономике
ведущую роль играет (3). Вторая ступень- это (4) общество. Здесь в экономике преобладает
(5).Главная роль в социальной жизни отводится такому слою людей, как (6). Третья ступень-это
(7) общество. Главным фактором развития экономики здесь является (8). Ведущую роль в
социальной жизни играют (9), создающие новые открытия и технологии.
Список слов:
а) сельское хозяйство
б) индустриальное
в) промышленность
г) традиционное
д) сословие
е) постиндустриальное
ж) бизнесмен
з) информация
и) ученые