Одним из основных методов финансового контроля является. Методы и приемы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы и способы, средства его осуществления. Следует отметить, что в финансовом законодательстве и соответствующей литературе отсутствуют единообразие и последовательность в использовании применительно к финансовому контролю терминов «метод», «форма», «вид». Например, ст.265 БК РФ формами финансового контроля называет предварительный, текущий, последующий контроль. В то же время НК РФ (ст.82) формами налогового контроля называет проверки, осмотр помещений, получение объяснений ит.п. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: специфики правового положения, организационных форм и особенностей деятельности органов, осуществляющих контроль, объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Выделяют следующие виды методов финансового контроля:

Наблюдение;

Проверка;

Обследование;

Ревизия;

Необходимо различать методы финансового контроля и отдельные контрольные действия. Например, в ходе проверки могут осуществляться следующие контрольные действия: допрос свидетелей, выемка документов, осмотр помещений и т.д., которые сами по себе самостоятельным мероприятием финансового контроля не являются.

Четкого перечня методов финансового контроля в законодательстве нет, однако все вышеназванные методы закреплены в нормативных правовых актах. (Химичева Н.И. Финансовое право)

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого объекта. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности , системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

Проверка - это контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Проверка является единичным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (ред. 3 ноября 2006).


Результаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.

Обследование - это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Выявление положения дел на определенном объекте контроля с целью определения целесообразности проведения на данном объекте других мероприятий финансового контроля. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ - это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом , эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов.

Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала. (Вострикова Л.Г. Финансовое право; Карасева М.В. Финансовое право).

Ревизия - это основная форма финансового контроля, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется:

1) в содержании;

2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора);

3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы (Счетная палата, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств) и субъекты (например, ревизоры);

4) в том, что ревизия проводится только комиссионно;

5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации убедительным документам;

2) исполнение смет расходов;

3) использование бюджетных средств по целевому назначению;

4) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

5) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

6) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

7) операции с основными средствами и нематериальными активами;

8) операции, связанные с инвестициями ;

9) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами и др.

Вопросы организации проведения и содержания ревизии регулируются различными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ (ред. от 5 апреля 2010 г. № 43-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации».

Виды ревизии:

По своему содержанию ревизии бывают документальные и фактические.

Документальные включают в себя проверку финансовой документации, ведения учета и отчетности. Устанавливают обеспеченность сохранности, законности целесообразности использования материальных ценностей и денежных средств. Для этого на основе первичных учетных документов проверяются проведенные операции по счетам в банке. Обязательной проверке подлежит правильность оприходования, использования и списания на себестоимость сырья, материалов, топлива и других ценностей.

В ходе фактической ревизии осуществляется проверка наличия материальных ценностей, денежных средств.

По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности ревизии делятся на комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно ревизоры нескольких органов и тематические, которые сводятся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности.

По времени проведения ревизии подразделяются на плановые и внеплановые. В основном ревизии проводятся в соответствии с планом, который составляется в вышестоящих органах, министерствах и службах, но в определенных случаях могут проводиться и внеплановые ревизии. Конкретные вопросы ревизии определяются соответствующей программой или перечнем основных объектов и направлений ревизии. Сроки проведения ревизии не могут превышать 45 дней и устанавливаются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ и особенностей контролируемой организации.

По окончании ревизии составляется акт ревизии — документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается лицами, проводившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, указываются причины, повлекшие данные нарушения, лица, виновные в данных нарушениях, а также предлагаются меры по устранению обнаруженных нарушений и меры ответственности виновных лиц. В случае установления фактов недостач, хищений материальных ценностей акт ревизии направляется следственным органам, которые могут возбудить уголовное дело. Материалы ревизии предоставляются руководителю контрольно-ревизионного органа в срок не позднее трех рабочих дней после подписания акта. (Юлин Б.А., Алексеев В.Б., Алексеева Д.В., Григорьев Д.В. Финансовое права Российской Федерации)

Новым для России методом финансового контроля является аудит , который за последние десять лет получил широкое распространение. По сравнению с другими методами контроля аудит обладает рядом преимуществ, такими как соблюдение аудиторской тайны (результаты проверки известны только руководителю организации и аудитору), возможность добровольного проведения, передачи прав организации на представление своих интересов в налоговых спорах аудиторской фирме.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимом в соответствии с законодательством РФ специально уполномоченным на то государственным органом.

Виды аудита:

Аудит делится на обязательный и инициативный.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму ОАО;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 000 раз установленный законодательством МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 000 раз указанный норматив;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если его показатели соответствуют нормам, указанным ранее;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен соответствующим ФЗ.

Аудиторская проверка завершается составлением официального документа - аудиторского заключения, которое предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленного в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащего мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет ответственность в виде аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности, а для лица, подписавшего такое заключение, также аннулирование квалифицированного аттестата аудитора и привлечение его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ. (Голосов О.В. Аудит: концепция, проблемы, стандарты, контроль, эффективность, кризис. - М.: бухгалтерский учет, 2009)

Если рассматривать сходства ревизии и аудиторской проверки то можно обнаружить, что они сходны по предмету, т.е. изучают:

Финансовое состояние хозяйствующих субъектов

Ведение бухгалтерского учета

Достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности

Соблюдение при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности действующего финансового законодательства Российской Федерации.

А также по технике проведения - используются одинаковые подходы к подготовке, планированию и составлению программы контрольного мероприятия, сбору доказательств и их документированию и т.д.

Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой деятельности проверяемого объекта. С помощью наблюдения можно определить направления финансовой деятельности предприятия, организации, их организационную структуру управления, а также сделать предварительные выводы об их рентабельности, системе доходов и расходов. Следует учесть, что при наблюдении нельзя в точности определить финансовое состояние проверяемого объекта. Однако в большинстве случаев сделанные выводы являются достоверными, что подтверждается результатами непосредственной проверки. Наблюдение как метод финансового контроля используется и при осуществлении проверок, обследования и ревизии. Так, наблюдение применяется в качестве метода контроля финансового состояния организации при осуществлении процедуры банкротства.

Проверка - это контрольное действие по определенному кругу вопросов, участку или эпизоду финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации. Иными словами, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на одном или нескольких участках финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений финансовой дисциплины и устранения их последствий. Проверка является единичным контрольным действием, т.е. осуществляется единожды и предполагает исследование состояния дел организации на определенном участке деятельности. Вопросы организации и порядка проверки закреплены Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ (ред. 3 ноября 2006).езультаты проверки оформляются специальным актом, с которым ознакомляют руководителя организации. По результатам проверки могут применяться различные меры воздействия дисциплинарного, материального, административного и иного характера.

Обследование – это оперативное выявление положения дел по определенному вопросу, входящему в компетенцию финансового контроля, в целях определения целесообразности проработки данной проблемы и необходимости проведения детальной проверки. Выявление положения дел на определенном объекте контроля с целью определения целесообразности проведения на данном объекте других мероприятий финансового контроля. Обследование как метод государственного финансового контроля используется при проведении контрольно-ревизионных или экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых должны содержать информацию о наличии и состоянии материальных объектов в натуре, данные о контрольных замерах. Например, данный метод используется при проведении контрольных мероприятий, объектом которых выступает федеральная адресная инвестиционная программа. При обследовании не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, могут проводиться и контрольные замеры работ, расходов топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте и т.д.

Анализ - это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности объекта, которое представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Анализ предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом, эффективности его использования и т.п. Данный метод контроля отличается системным подходом и включает в себя статистические и экономико-математические аналитические приемы: сводку, группировку, расчет обобщающих величин (абсолютных, относительных и средних), анализ рядов динамики, индексный, табличный и графический методы, построение экономико-математических моделей на базе расчетных коэффициентов. Особая роль анализа проявляется в системе управления государственными и местными финансами, поскольку его всестороннее проведение служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики, а также регулирования социально-экономических процессов. Например, в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из условий предоставления государственных и муниципальных гарантий является проведение анализа финансового состояния принципала. (Вострикова Л.Г. Финансовое право; Карасева М.В. Финансовое право).

Ревизия – это основная форма финансового контроля, которая проводится с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций за определенный период с целью установления законности, достоверности и экономической целесообразности проведенных хозяйственных операций, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством возложена ответственность за их осуществление.

Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется: 1) в содержании; 2) порядке ее назначения уполномоченными государственными органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); 3) в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы (Счетная палата, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральное казначейство, контрольно-ревизионные подразделения отраслевых министерств и ведомств) и субъекты (например, ревизоры); 4) в том, что ревизия проводится только комиссионно; 5) по ее окончании составляется акт, имеющий юридическое значение.

14. Особенности и значение ревизий, их виды. Акт ревизии.

Документальная ревизия (иногда, просто ревизия) - это наиболее полная форма последующего финансового контроля. Под документальной ревизией понимают систему контрольных действий по проверке законности и обоснованности хозяйственных операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учёте и отчётности.

Ревизия осуществляется уполномоченными должностными лицами - ревизорами, также независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами.

Цель документальной ревизии - осуществление контроля за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйственных операций, за их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами.
Суть ревизии - проверка путём применения методов финансового контроля по документированной учётно-экономической информации ряда вопросов, контролируемых в обязательном порядке руководством, собственниками хозяйствующего субъекта, государственными органами.
Классификация документальных ревизий

Документальная ревизия может быть полной или частичной, то есть охватывающей одну или несколько сторон деятельности ревизуемого объекта.

Документальная ревизия может быть сплошной, выборочной или комбинированной. ---Документальная ревизия может быть бухгалтерской - проводимой только специалистами-финансистами - или комплексной - с привлечением более широкого круга специалистов (например, экономистов, товароведов, технологов, кадровиков)
---Документальная ревизия может быть плановой (назначенной в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы проверяющего органа) или внезапной.

Документальная ревизия может быть, наконец, первичной, дополнительной или повторной.
Ревизия отдельных направлений деятельности организации:

Ревизия основных средств

Ревизия кассы

Ревизия финансовых вложений

Ревизия расчётов

Ревизия хозяйственных договоров

Ревизия внешнеэкономической деятельности

Ревизия определения и распределения прибыли

Ревизия организации розничной торговли

Ревизия в строительстве

Ревизия на автотранспортных предприятиях

Ревизия бюджетного учреждения

Ревизия в коммерческом банке

Результаты документальной ревизии оформляются актом. Акт ревизии подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером организации. Руководитель и главный бухгалтер имеют право получить время для детального изучения акта ревизии (обычно до пяти суток). При наличии возражений и замечаний по акту ревизии руководитель и главный бухгалтер подписывают акт и при этом делают оговорку (запись) перед своей подписью о том, что акт подписывается с разногласиями. Список возражений представляется ревизору в письменном виде (протокол разногласий) и приобщается к акту ревизии, являясь его неотъемлемой частью. В свою очередь, ревизор вправе дать заключение по возражениям и замечаниям руководителя и главного бухгалтера. При отказе руководителя и главного бухгалтера от подписания акта ревизии, ревизор в конце акта делает запись о том, что они ознакомлены с актом и отказались от подписи. В этом случае акт ревизии отправляется по почте с уведомлением о вручении

15. Особенности и значение проверок, их виды. Акт проверки .

Вопрос 4. Методы финансового контроля

Методы финансового контроля - это совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций. Применение конкретного метода зависит от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Используются следующие методы финансового контроля: наблюдение; обследование; анализ (проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финан­сово-хозяйственной деятельности); проверка (документации, информации должностных лиц и др.); финансово-экономическая экспертиза (документации, состо­яния учета и отчетности и т.д.); ревизия, аудиторская проверка.

Наблюдение представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации

Обследование - один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования - общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных (муниципальных) расходов и доходов.

Анализ п редставляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей - выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

Проверка представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов в целях выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

Финансово-экономическая экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Основной метод финансового контроля - ревизия, т.е. наиболее глу­бокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законнос­ти, правильности и целесообразности. Ревизии проводят разные конт­ролирующие органы, прежде всего финансовые, а также органы госу­дарственного управления в отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по ука­занию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, факти­ческие, полные (сплошные), выборочные (частичные).

По организа­ционному признаку они могут быть плановыми (предусмотренными в плане работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначен­ными в связи с поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих безотлагательной проверки), комплексными (проводимы­ми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются докумен­ты, в особенности первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т.п. Фактичес­кая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной ревизией понимают про­верку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятель­ности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему налоговых и страховых взносов).

Под методами контроля понимаются приемы и способы его осуществления. Финансовый контроль осуществляется, как правило, двумя основными методами: ревизией и проверкой. По методам проведения виды финансового контроля подразделяются на:

  • - наблюдение;
  • - проверки;
  • - обследования;
  • - надзор;
  • - экономический анализ;
  • - ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка - производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. Она позволяет выявить нарушения финансовой дисциплины.

Виды проверок раскрыть по Указу № 510 (плановая, внеплановая; дополнительная, контрольная, основная; комплексная и тематическая; камеральная и выездная)

Обследование охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей. При обследовании объекта используются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки финансового положения объекта контроля, реорганизации производства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельностью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ - как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтролировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм расходования средств и отчислений в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, соблюдение финансовой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия - наиболее распространенная и очень важная форма финансового контроля, предусматривающая глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей .

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии:

полные - предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;

частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов;

комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учреждения, организации, охватывают хозяйственную и финансовую деятельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к ревизии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффективность и полноту ее результатов;

тематические. Они проводятся по однотипным предприятиям, учреждениям. Здесь проверяется один и тот же круг вопросов. Значение тематической ревизии заключается в том, что, охватывая большое число однородных объектов, она дает возможность проверить состояние определенного участка, вскрыть типичные недостатки и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяйственных операций различают ревизии:

сплошные - предполагают проверку всех операций на оп¬ределенном участке деятельности за весь проверяемый период;

выборочные - это проверка определенной части первичных документов за тот или иной промежуток времени. Как правило, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении нарушений переходят к сплошной ревизии;

комбинированные - предусматривают проверку одних участков сплошным методом, а других - выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осуществляющие крупные хозяйственные операции .

Весь процесс документальной ревизии можно разбить на несколько этапов:

  • 1 Предъявление полномочий. По прибытии на проверяемый объект ревизор обязан предъявить руководителю своё удостоверение и предписание (приказ) на проведение ревизии.
  • 2 Проведение инвентаризации материальных ценностей и проверка сохранности денежных средств.
  • 3 Личное ознакомление с объектом.
  • 4 Непосредственная документальная проверка операций подконтрольного объекта.
  • 5 Систематизация ревизионных материалов и составление акта.
  • 6 Реализация материалов ревизии на подконтрольном объекте и информирование органа, назначившего ревизию, о её результатах. При необходимости материалы ревизии могут быть переданы следственным органам.
  • 7 Проверка выполнения приказа, изданного на предприятии, об устранении причин и условий, приведших к нарушениям, и наказании виновных должностных лиц .

По месту проведения контрольных действий проверка (ревизия) подразделяется на камеральную и выездную.

Камеральная проверка (ревизия) проводится контролирующим органом по месту своего нахождения на основе данных различных документов, предоставляемых субъектами хозяйствования или их представителями, а также на основании имеющихся у контролируемого органа документов и сведений.

Выездная проверка (ревизия) проводится непосредственно по месту нахождения субъекта хозяйствования.

По периодичности проведения проверки (ревизии) делятся на плановые и внеплановые.

Плановая проверка (ревизия) проводится на основе ежемесячных или квартальных графиков проверок, утвержденных приказом или распоряжением начальника (заместителем начальника) контролирующего органа. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановая проверка (ревизия) одного и того же субъекта предпринимательства проводится только по поручению президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов. Иные контролирующие органы вправе обращаться к указанным органам и Совету по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь с предложениями о необходимости проведения внеплановых проверок.

Выделяют так же встречную проверку, под которой понимается установление фактического отражения субъектов предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, осуществляющихся с другими субъектами предпринимательской деятельности, в отношении которых проводятся плановые или внеплановые проверки.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Проверки и ревизии - самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых вопросов. Эффективность финансового контроля во многом зависит не только от знания методов проверки, но и от правильного их сочетания в соответствии с поставленными задачами.

Способами осуществления проверок являются:

  • - проведение встречных проверок;
  • - осмотр используемых для осуществления деятельности территорий, помещений и иных объектов плательщика (иного обязанного лица);
  • - проведение личного досмотра;
  • - контрольный обмер выполненных объемов работ и произведенных затрат на объектах строительства (в том числе реконструкции, ремонта, реставрации, благоустройства);
  • - назначение инвентаризации имущества плательщика (иного обязанного лица);
  • - контрольная закупка товарно-материальных ценностей либо контрольное оформление заказов на выполнение работ (оказание услуг);
  • - иные определенные законодательными актами способы.

Как правило, различают формальные, фактические, встречные, корреспондирующие, аналитико-нормативные проверки.

Формальная проверка заключается в контроле за правильностью оформления самого документа. При этой проверке выясняется: соблюдена ли установленная форма документа, написан ли на надлежащем бланке, имеются ли на нем необходимые подписи, печати, штампы и прилагаемые к нему другие документы.

Фактическая проверка имеет большое значение. При ее проведении устанавливается достоверность расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств. В данном случае проводится инвентаризация, на основе которой производится сличение действительного наличия материально-денежных средств с учетными данными. При фактических проверках могут производиться контрольные замеры, химико-технологический анализ и т.п.

Важным методом установления достоверности финансово-хозяйственных операций является встречная проверка. Она производится в тех случаях, когда возникает сомнение в подлинности и правильности документов и операций. В связи с этим проверяется, нет ли расхождения в документах подконтрольного объекта с документами его партнеров.

Корреспондирующая проверка представляет собой сопоставление одной и той же операции, отраженной в различных документах. Аналитико-нормативная проверка заключается в сопоставлении учетных и отчетных данных с установленными показателями и нормами. Это дает возможность выявить неоправданные отклонения от них. Отсутствие отклонений нередко связано с завышенными нормами, что позволяет фактические затраты показывать на уровне таких норм. Завышенные нормы - фактор, способствующий хищениям товарно-материальных ценностей и денежных средств. Проверки так же могут быть тематическими и комплексными.

Текущий контроль проводится ежедневно, систематически путем рассмотрения финансовой информации, анализа для оперативного устранения сбоев, нарушений, закрепления положительного опыта работы. Он позволяет получить необходимую оперативную информацию, характеризующую состояние объекта контроля, внести необходимые коррективы в случае выявления отклонений.

Таким образом, финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально - экономического развития страны и отдельных регионов .

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Основным методом финансового контроля является ревизия, то есть наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности.

Существующие формы и методы финансового контроля, позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов.

Социально экономическая сущность финансов заключается, прежде всего, в обеспечении регулярного товарно-денежного обращения и удовлетворении потребности в финансовых ресурсах.

Финансы – это продукт экономического развития общества, который формировался в процессе становления государства и развития товарно-денежных отношений.

Причиной возникновения финансов явилась потребность субъектов ведения хозяйства и государства в финансовых ресурсах, необходимых для обеспечения их деятельности.

Наука о финансах изучает социально-экономическую сущность финансов через исследование совокупности финансовых отношений, которые возникают в процессе формирования и использования денежных доходов и фондов на разных уровнях экономической системы: общегосударственном (макроуровень) региональном (уровень административно-территориальных единиц) и на уровне отдельных субъектов ведения хозяйства (микроуровень). Отдельно выделяются международные финансы.

Финансы – это совокупность денежных отношений, которые связанны с формированием, мобилизацией и размещением финансовых ресурсов, а также с обменом, распределением и перераспределением стоимости созданного на основе использования финансов валового внутреннего продукта, а при определенных условиях и национального богатства.

Основные признаки финансов:

Обменно-распределительный характер; - движение стоимости от одного субъекта к другому; - денежная форма отношений; - формирование доходов и осуществление расходов; - эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный по перераспределению.

В качестве материальных носителей финансовых отношений выступают финансовые ресурсы.

Финансы являются сложным многоплановым общественным явлением, которое характеризуется разными сущностными признаками и формами проявления. Важным признаком финансов является их денежный характер.

    Функции финансов. На уровне государства финансы выполняют две основные функции:

Распределительную; - контрольную.

Распределительная функция финансов

Распределительная функция финансов определена схемой распределения ВВП (валового внутреннего продукта) . Распределительная функция финансов осуществляется по этапам:

1)первичное распр-е; 2) перераспределение; 3) вторичное распр-е.

Первичное распределение - это распределение добавленной стоимости и формирование первичных доходов субъектов занятых в создании ВНП (валового национального продукта).

Первичные доходы физических лиц, занятых в создании ВНП, - заработная плата.

Первичные доходы юридических лиц, занятых в создании ВНП, - прибыль .

Первичные доходы государства - это прибыль государственного сектора и поступления от государственных ресурсов, угодий, предоставленных государственных услуга, а также непрямые налоги.

На стадии перераспределения осуществляется создании и использовании централизованных фондов. По уровню централизации выделяют централизованные фонды общегосударственного, ведомственного и корпоративного назначения.

Вторичное распределение - это вторая стадия перераспределения. На этом этапе вторичного распределения осуществляются движение денежных средств из централизованных фондов на формирование первичных доходов физических лиц, занятых в бюджетной сфере, выплаты и бесплатные услуги физическим лицам, выделение средств юридическим лицам.

Финансовый контроль - это один из основных видов контроля в любом обществе. Необходимость функции финансового контроля обусловлена тем, что финансовые отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер, каждый субъект финансовых отношений стремится получить как можно больше.

Функции финансов как экономической категории непосредственно связаны с такими финансовыми понятиями, как финансовые отношения, финансовая деятельность, деньги и денежные средства, финансовые ресурсы, доходы и расходы.

    Финансовые ресурсы и основы управления ими.

Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность приобретенных им различных основных денежных средств, используемых в процессе уставной деятельности.

Основные источники финансовых средств предприятия:

1. Источники собственных и приравненных к ним средств;

2. Источники заемных средств.

Финансовые ресурсы предприятия определяются как его основной капитал, который делится на:

Капитал, включающий всю сумму активов (собственный и заемный);

Собственный капитал; разделяется на: ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ – это денежные средства, вложенные во внеоборотные активы (основные фонды предприятия).

ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ (ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА) – это часть финансовых ресурсов предприятия, авансированных в оборотные производственные фонды и фонды обращения, для обеспечения непрерывность процесса производства и своевременности осуществления расчетов.

Цель оборотных средств – обеспечение текущей деятельности предприятий, ее непрерывность.

Структура оборотного капитала:

1 . Оборотные производственные фонды;

2. Фонды обращения. Источники оборотных средств:

Собственные -Заемные -Дополнительно привлеченные Управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Объекты управления финансами:

Финансовая деятельность государства и конкретного предприятия;

Выделенные субъектом управления направления финансовой политики;

Укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, обязательства, риски и т.п.);

Конкретные финансовые показатели (рентабельность, фондоемкость и фондоотдача);

Органы (службы) управления финансами и их персонал.

Управление финансами осуществляется специальным финансовым аппаратом, состоящим из финансовых служб предприятий (отдел внутреннего и внешнего аудита) и государства (налоговые органы, Счетная палата).

В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов:

Финансовое планирование – это финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом является составление финансовых планов, начиная от бизнес-плана и заканчивая государственным бюджетом.

Оперативное управление – это комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовый контроль – осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Используется для сопоставления фактических результатов от использования финансовых ресурсов с плановыми, для выявления резервов роста финансовых ресурсов и путей более эффективного хозяйствования.

При выработке управленческих решений финансового характера, оформляемых в юридических законах, финансовых прогнозах и планах, постановлениях и др. следует учитывать:

Требования экономических и юридических законов;

Результаты экономического анализа не только итогов прошлого хозяйственного периода, но и перспективы;

Экономико-математические методы и автоматизированные системы управления финансами;

Рациональное сочетание экономических и административных методов управления.

    Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и прежде всего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученые считают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса - при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматривают финансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежные отношения на стадии обмена.

Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовку сущности финансов, возражают против ограничения финансов только перераспределительными отношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичного распределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получает определенное целевое назначение.

К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках, определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основном о том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность. Причем термин ”императивность” трактуется учеными по-разному: одни видят в нем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину, порождающую функционирование финансов.

К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции - распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

    Взаимосвязь финансов с экономическими законами и экономическими категориями.

1. ЦЕНА. Именно она первой вступает в распределительный процесс и определяет первичные пропорции в нем. Колебания цены вокруг стоимости создают поле деятельности для финансов.

2. ЗАРПЛАТА. Следом за ценой, внутри финансового распределения, начинает функционировать заработная плата. Финансы создают условия для нормирования фонда заработной платы и других фондов оплаты труда.

3. КРЕДИТ . Фонды банков формируются на стадии перераспределения, т.е. кредит завершает распределительный процесс. Кредитные ресурсы формируются в результате того, что появляется несоответствие в наличии собственных средств и их потребностью. Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет происходить процессу расширенного воспроизводства.

Особенности:

1. средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности.

2. средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Финансы и экономические законы

Закон стоимости выражает основные устойчивые денежно-ценовые взаимосвязи, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления ВВП.

Главная функция закона стоимости состоит в обеспечении обмена продукции. Эта функция реализуется через механизм ценообразования. В системе финансовых отношений находит воплощение один из важнейших принципов действия закона стоимости –эквивалентность обмена . На уровне отдельного предприятия она выражается в достижении необходимой рентабельности производства, а также установлении связи между конечными результатами и размерами средств, выделяемых на расширение производства.

Государственное регулирование экономики предполагает грамотное использование законов и рычагов с учетов их взаимосвязи и адресного использования.

    Общее понятие о финансовой системе государства.

В состав финансовой системы государства исходя из роли субъектов финансовых отношений в процессе общественного воспроизводства традиционно включаются 2 крупные сферы : 1. Финансы предприятий (организаций) - децентрализованные финансы. 2. Общегосударственные финансы - централизованные финансы. Финансы предприятий подразделяются в зависимости от характера деятельности на: 1. Финансы коммерческих организаций 2. Финансы некоммерческих организаций. В зависимости от отрасли экономики: 1. Финансы промышленных предприятий. 2. Финансы агропромышленного комплекса 3. Финансы строительных организаций 4. Финансы энергетики и т.д. В состав финансов некоммерческих организаций, исходя из организационно-правовой формы субъектов, различают: 1. финансы учреждений. 2. Финансы общественных и религиозных организаций. 3. Финансы благотворительных и др. фондов. Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования. Кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также ФЛ и ИП. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финансовой системы. Централизованные финансы включают следующие звенья: 1. Государственный бюджет. 2. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. 3. Государственный кредит. Отдельной сферой финансовой системы являются 1. органы общего управления финансами 2. Органы оперативного управления: ·МинФин ·ЦБ 3. Органы отраслевого управления: Финансовые службы министерств и ведомств; Финансовые службы предприятий и организаций.

    Сферы и звенья финансовой системы РБ и их краткая характеристика. 1. Финансы предприятий – совокупность экономических отношений, связанных с формированием и использованием капитала, денежных доходов и фондов в процессе кругооборота их средств. Материальным выражением этой совокупности выступают децентрализованные финансовые ресурсы. 2. Централизованные финансовые ресурсы Центральным звеном во всей финансовой системе является госбюджет. Он является централизованным фондом государства, а по форме правления является основным финансовым планом. 3. Госбюджет включает 2 раздела: 1. доходы (все виды централизованных финансовых ресурсов) 2. расходы (направления использования централизованных финансовых ресурсов). 3. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды - охватывают финансовые отношения, связаннее с формированием средств правительства. Местных органов власти, которые затем используются на целевое финансирование.

В соответствии с законом РБ целевыми бюджетными фондами являются (2008): 1. Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции. 2. Республиканский дорожный фонд. 3. Республиканский фонд аграрной природы. 4. Фонд национального развития. 5. Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторсырья. 6. Инновационные фонды.

4. Государственный кредит – совокупность экономических денежных отношений, возникающих между государством и ФЛ, ЮЛ внутри государства и с иностранными государствами, международными финансово-кредитными организациями по поводу формирования, пополнения централизованных денежных средств государства и использование их на развитие экономики.

    Органы управления финансами и их функциями.

Общее управление финансами в Республике Беларусь осуществляют высшие законодательные и исполнительные органы государственной власти: парламент страны, аппарат президента, правительство.

В частности, Палата представителей Национального собрания рассматривает и утверждает бюджет страны, отчет о его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы. Президент подписывает законы (в том числе по финансовым вопросам) или, используя свое конституционное право, возвращает закон или отдельные его положения на доработку в парламент.

Правительство Республики Беларусь рассматривает проект государственного бюджета, другие финансовые документы и представляет их для обсуждения и утверждения в парламент.

Обязанность правительства – принимать постановления финансового характера, направленные на реализацию принятых законов. Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат.

Одним из важнейших органов управления является Министерство финансов Республики Беларусь. Оно проводит единую финансовую, бюджетную, налоговую, валютную политику, утвержденную парламентом, Президентом и Правительством Республики Беларусь.

Управление финансами в отраслевых министерствах, государственных комитетах осуществляют финансовые управления (отделы) этих ведомств.

    Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование – это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств предприятия для обеспечения его развития.

Цель финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей.

Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:

Обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

Определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

Выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономического использования денежных средств;

Установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

Соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

Контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Методы финансового планирования

1 . Нормативный метод – на основе заранее установленных норм и технико-экономических норматиbob рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.

2. Метод балансовых расчетов основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе для определения будущей потребности в финансовых средствах.

3. Метод денежных потоков является универсальным при составлении финансовых планов и основывается на ожидании поступления средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов.

4. Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, для того чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут быть различными.

    Финансовый контроль.

Финансовый контроль – это совокупность мероприятий по проверке соответствия фактического состояния финансовой системы плановому или отчетному.

Значение финансового контроля заключается в:

1. Деятельности специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2. Управлении финансами и денежными потоками на макро– и микроуровне.

Финансовый контроль разделяют на два различных аспекта:

1. Государственный финансовый контроль – это комплексная и целенаправленная система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующихся на положениях основных законов государства.

2. Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Методы финансового контроля:

1. Обследование – изучение широкого спектра финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

2. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности.

3. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

4. Наблюдение (мониторинг) – постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента;

5. Ревизия или проверка – Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности,

    Финансовая политика.

ФП в отличие от финансов является формой сознательной деятельности отдельных субъектов, является элементом надстроечных отношений в обществе и таким образом может быть подвергнута влиянию отдельных субъектов. В то же время содержание финансовой политики определяется сущностью и содержанием финансов. ФП - составная часть экономической политики государства. В процессе разработки ФП, и ее направлений, мероприятий, закладываются финансовые основы для достижения целей и решения задач экономической политики.

Главный субъект ФП – государство. Прежде всего в лице главы государства, законодательных и исполнительных органов, которые и определяют, устанавливают основные направления развития финансов, финансовых отношений, законодательно закрепляют формы финансовых отношений, регламентируют порядок их функционирования. Эта деятельность должна проводится в интересах государства, отдельных хозяйствующих субъектов и граждан.

Объекты ФП – финансовые отношения и финансовые ресурсы, которые формируются и используются в различных сферах и звеньях финансовой системы государства.

ФП – совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами, направленных на разработку и реализацию наиболее эффективных мероприятий, для создания финансовой основы выполнения экономической политики государства.

Содержание ФП раскрывается в следующих структурных элементах: 1. выработка научно обоснованных концепций развития финансов в обществе, которые должны базироваться на действии объективных экономических законов, учитывать перспективы развития производственных сил и производственных отношений в обществе, и особенности экономического и социального развития государства. В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла экономики конкретного государства, субъекты государственной власти используют сдерживающую или стимулирующую финансовую политику.

    Финансовый механизм.

Финансовый механизм – инструмент реализации финансовой политики государства, решения задач и выбора направлений.

Финансовый механизм – совокупность конкретных форм финансовых отношений, методов, приемов, и способов и организации в процессе формирования, распределения и использования денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств на макро- и микроуровнях.

Элементы финансового механизма соответствуют разнообразию финансовых отношенийв обществе:

1. В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы государства : 1.финансовый механизм хозяйствующих субъектов

1.1 Финансовый механизм коммерческих организаций 1.2 Финансовый механизм не коммерческих организаций

2. механизм общегосударственных финансов 2.1 Бюджетный механизм

2.2 Механизм целевых бюджетных и внебюджетных фондов

2.3 Механизм государственного кредитования 2. В зависимости от государственного устройства: 1. финансовый механизм в РБ 2. финансовый механизм органов местного управления и самоуправления 3. В зависимости от методов и способов организации финансовых отношений: 1 . финансовые рычаги и стимулы 2. финансовые нормы, нормативы, элементы. 3. финансовое законодательство

Воздействие финансового механизма и отдельных его элементов на экономику государства, социальную сферу может быть как количественным, так и качественным. Количественное воздействие выражается в том, какой объем финансовых ресурсов мобилизуется государством и на уровне отдельных территорий, отраслей, субъектов хозяйствования, а также какие пропорции устанавливаются в процессе распределения финансовых ресурсов между сферами и звеньями финансовой системы страны.

    Понятие бюджета.

Бюджетный кодекс вступил в силу с 1 января 2009 года, за исключением 148 и 149 статьи, которые вступили в силу со дня официального опубликования настоящего Кодекса, а также статей 30–37, 44–47 и пункта 4 статьи 105, которые вступили в силу с 1 января 2010 года.

В Бюджетном кодексе Республики Беларусь в разделе «Общие положения» даны основные термины и их определения.

Бюджет - план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства.

Бюджетные отношения - отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономическому содержанию государственный бюджет - это совокупность финансовых отношений, возникающих у государства с физическими и юридическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств.

    Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы.

В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя:

    республиканский бюджет;

    бюджет г. Минска

    местные бюджеты.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

    Принцип единства , который означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.

    Принцип полноты , который предполагает учет по каждой статье всех затрат и поступлений.

    Принцип правдивости и реальности , который направлен против фальсификации бюджетных росписей, на соблюдение утвержденных статей расходов.

    Принцип гласности , обязывающий правительство публиковать бюджет, его основные расходы и источники доходов.

Все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга.

С правовой точки зрения бюджетная система Республики Беларусь регулируется следующими законодательными актами:

    Конституция РБ

    Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»;

    Закон РБ о бюджете Республики Беларусь (принимается ежегодно);и др.

Совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, образует бюджетное право. Развитие бюджетного права связано с приобретением независимости Беларуси, расширением прав местных Советов народных депутатов, выполнением региональных программ, финансированием мероприятий по повышению уровня жизни населения.

    Бюджетный процесс.

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетный процесс – это регламентируемая государством деятельность госорганов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчета об его исполнении. Бюджет действует в течение года с 1 января по 31 декабря. Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его окончания (этот период составляет 1 месяц).

Специфические принципы бюджетного процесса: 1) принцип ежегодности 2) принцип специализации бюджетных показателей – конкретизация бюджетных доходов по источникам (расходы конкретизируются по целевому назначению) 3) принцип разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной власти

Стадии составления проекта бюджета.

Внесенный проект закона о бюджете направляется в постоянную комиссию палаты представителей РБ по бюджету, финансам и налоговой политики, после чего в случае одобрения он выносится на рассмотрение сессии парламента. Исполнение бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет доходов, предусмотренных в законе о бюджете. На данной стадии происходит с одной стороны – аккумуляция в бюджете налоговых и неналоговых доходов, а с другой стороны – распределение денежных средств между их получателями.

Бюджетная роспись предусматривает: 1) бюджетные ассигнования (бюджетные средства, передаваемые получателю денежных средств распорядителем) 2) на основании бюджетной росписи составляемой бюджетной сметы

Составление-утверждение отчета

Отчеты об исполнении респ-го бюджета предоставляются на рассмотрение парламента не позднее 5 месяцев со дня окончания отчетного финансового года.

Бюджетный контроль регулирует выполнение субъектами бюджетных правоотношений, установленных законом правил поведения в области образования, распределения и использования бюджетных средств.

    Источники формирования государственного бюджета.

Государственный бюджет - план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.

Расходы государственного бюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.

Все расходы можно подразделить на следующие группы:

1. военные;

2. экономические;

3. на социальные цели;

4. на внешнеполитическую деятельность;

В современных условиях в связи с проведением активной государственной политики происходит значительное увеличение расходов государства. Рост государственных расходов был предсказан немецким экономистом А. Вагнером, который сформулировал закон возрастающей государственной активности, в соответствии с чем государственные расходы в странах, где развивается промышленность, должны расти быстрее объемов национального дохода. Эти утверждения вошли в мировую экономическую науку под названием закона Вагнера.

Доходы государственного бюджета формируются за счет:

1. налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2. неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

3. доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы - 7%, доходы целевых бюджетных фондов - 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

    Расходы государственного бюджета.

Из бюджета финансируются следующие расходы:

    национальная оборона;

    финансирование науки;

    финансирование реального сектора;

    образование госрезервов;

    обслуживание и погашение госдолга (внутреннего и внешнего);

    регулирование финансового потенциала субъектов государства (федерального или унитарного).

К расходам, финансируемым совместно из госбюджета, федеральных и муниципальных бюджетов, можно отнести:

    господдержку отраслей промышленности (строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь);

    обеспечение правоохранительной деятельности;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    науку и социально-культурные мероприятия.

По принципу участия в процессе расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие и расходы капитального характера .

Текущие расходы - это:

    текущие расходы на оборону, науку, социальную сферу;

    отдельные компенсационные расходы по отраслям экономики.

Расходы капитального характера делятся на:

    новое строительство;

    реконструкцию важных объектов государственной и муниципальной собственности.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

    социальные расходы;

    военные расходы;

    образование и здравоохранение.

    Дефицит бюджета и пути его сокращения.

Бюджетный дефицит – это означает превышение расходов над доходами, характеризует его несбалансированность и возникает на основе действия различных факторов - как объективных, так и субъективных. Общеизвестный фактор дефицита бюджета я вляется ни чем иным, как невозможностью государства обеспечивать наполнение бюджета необходимыми доходами. Причиной этого могут быть спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров, потребности в новейшем оборудовании и реконструкции производства за счет внедрения новых технологий, несбалансированность экономики, и в целом снижение эффективности хозяйствования.

Вторым фактором бюджетного дефицита является непомерный рост расходов без учета финансовых возможностей. Причем расходы осуществляются несмотря на их целесообразность и эффективность..

Третьим фактором дефицита бюджета , который к тому же и наиболее весом, являются инфляционные процессы, разбалансирование денежного обращения и системы расчетов, непродуманная налоговая, инвестиционная и кредитная политика.

Активный дефицит бюджета дает возможность подтолкнуть дальнейшее развитие экономики и рост капитала. Пассивный –подчиняется законам инфляции.

Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы:

1. Сокращение бюджетных расходов

2. Нахождение источников дополнительных доходов.

3. Выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат.

4. Заимствование денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

    Социально-экономическая сущность налогов.

Налоги – экономическая категория. Они играют важную роль в экономической и социальной жизни общества. В современных условиях для Республики Беларусь чрезвычайно важно использовать налоги в целях создания эффективной экономической системы. Налоговый метод изъятия части чистого дохода, создаваемого в производственной сфере, ограниченно использовался в Советском Союзе. Сейчас это – основной метод. Налогообложение прошло длительный путь развития, прежде чем оно сформировалось в нынешнем виде. Возникновение налогов связано с появлением государства, которому для выполнения его функций необходима материальная база в виде денежных фондов. Образование этих фондов происходит путем налогового изъятия у хозяйствующих субъектов и населения части их доходов.

Как экономическая категория налоги обладают устойчивыми внутренними свойствами, закономерностью развития и отличительными формами проявления. Имея много общего с другими финансовыми категориями, налоги обладают специфическими признаками, имеют собственную форму движения.

Государство устанавливает правила изъятия части доходов у юридических и физических лиц посредством придания этим правилам силы Закона. Правовая природа налогов обусловлена необходимостью государственного принуждения, так как вряд ли кто добровольно, по собственной инициативе, будет расставаться с частью своего дохода и, порой, достаточно солидной его частью.

Из истории известно, что правовое регулирование налогов имело место в древних и рабовладельческих государствах. Налоги были предметом исследования многих видных ученых еще в античные и феодальные времена. Были сформулированы основные принципы налогообложения, появились первые налоговые законы. Таким образом, налоги – это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков. Подчеркнем – индивидуально безвозмездные. Для всех членов общества они возмездные, так как поступившие в виде налогов денежные средства используются государством для удовлетворения общественно значимых потребностей, таких как оборона, управление, фундаментальная наука и некоторые другие.

    Функции налогов.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.

Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.

Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

    Классификация налогов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Обязательные элементы налога:

    объект (доход, имущество, товар);

    налоговая база;

    величина налоговой ставки (квота);

    налоговый период (месяц, квартал, год);

    порядок исчисления;

    порядок и сроки уплаты налога.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам: 1. По способу изъятия различают два вида налогов:

    прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

    косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).