Оператор электронных денежных средств. Тонкости работы с виртуальной валютой Виды операторов по переводу денежных средств

___________________________________ (), выполняя в Платежной инфраструктуре Оператора функцию (и)_____________________________ (Оператора по переводу денежных средств, Расчетного центра, Оператора платежной системы), в лице __________________________, действующ__ на основании __________________________, и Заказчик__________________________________,в лице __________________________ (наименование ),действующ__на основании _________________________________, составили настоящий Акт о нижеследующем: 1. За отчетный месяцв Платежной инфраструктуре Оператора в пользу Заказчика было совершено____(количество )Платежей на общую сумму: ___ рублей ____ копеек. 2. За отчетный месяцв Платежной инфраструктуре Оператора было осуществлено возвратовпо причине недостоверных и/или неполных Платежных реквизитов ___ Платежей на общую сумму ___ рублей ___ копеек. 3. Общая сумма вознаграждения___________________________________ (наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного централибо Оператора платежной системы ) за отчетный календарный месяц, удержанного из сумм принятых в адрес Заказчика Платежей, составляет ___________ рублей, в том числе(выбирается один или несколько подпунктов в зависимости от того, какие функции исполняет в Платежной инфраструктуре Оператора Субъект платежной инфраструктуры Оператора, подписывающий настоящий акт) : a. вознаграждение Оператора по переводу денежных средств, удерживаемое за услуги:

в размере ___________ рублей,определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за отчетный период;

b. вознаграждение Расчетного центра, удерживаемое за услуги:

осуществление переводов денежных средств по принятым Платежам на основании полученных от Платежного клирингового центра клиринговых файлов по Платежным реквизитам Заказчиков в срок не позднее следующего рабочего дня с даты приема Платежа
осуществление при наличии полных и достоверных Платежных реквизитов приема Платежей в Платежной инфраструктуре Оператора в пользу Заказчиков на основании распоряжений Плательщиков о переводе денежных средств, находящихся на их банковском счете или предоставленных Плательщиком без открытия банковского счета, и перевода электронных денежных средств в соответствии с порядком и условиями, установленными законодательством Российской Федерации
формирование и передача (направление) Оператору (для последующего предоставления Заказчикам) реестров к каждому платежному поручению на общую сумму принятых Платежей, отправленному Расчетным центром в адрес Заказчиков, в срок не позднее рабочего дня, следующего за Операционным днем;
передача Платежному клиринговому центру информации о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков, либо информации о возвращенных Платежах
обеспечение взимания и перечисления вознаграждения в пользу Субъектов платежной инфраструктуры Оператора в соответствии с размерами вознаграждений, установленных Договором, включая вознаграждение Оператора, ежедневно, по рабочим дням, не позднее 18-00 по московскому времени
незамедлительное уведомление Оператора о выявлении недостоверных Платежных реквизитов, препятствующих осуществлению перевода Платежа, в целях приостановления приема Платежей по Платежным реквизитам
осуществление возврата Платежа Плательщику в случае невозможности исполнения распоряжения Плательщика о переводе денежных средств в отношении Платежей, принятых в пользу Заказчика
обеспечение рассмотрения обращений и претензий Заказчиков, Плательщиков по вопросам, связанным с исполнением Расчетным центром в Платежной инфраструктуре Оператора своих функций

в размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период;


c. вознаграждение Оператора платежной системы, удерживаемое за услуги:

определение правил платежной системы, организация и осуществление контроля за их соблюдением Участниками Платежной инфраструктуры Оператора, в том числе Расчетным центром, Операторами по переводу денежных средств, Операционным центром и Платежным клиринговым центром
осуществление привлечения в платежную систему операторов услуг платежной инфраструктуры, в том числе Операционного центра, Платежного клирингового центра, Расчетного центра, за исключением случая, если Оператор платежной системы совмещает функции оператора(ов) услуг платежной инфраструктуры
обеспечение привлечения в платежную систему Операторов по переводу денежных средств в целях расширения каналов приема Платежей в пользу Заказчика
обеспечение бесперебойности проведения расчетов в рамках Платежной инфраструктуры Оператора в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации
выполнение иных требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к деятельности оператора платежной системы

размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период.

4. Расчет суммы вознаграждения _____________(наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного централибо Оператора платежной системы) за отчетный месяц:

Наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы Наименование предоставляемых услугОператором по переводу денежных средств и/или Расчетным центром либо Оператором платежной системы Ставка вознаграждения Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы(в соответствии с пунктами 7.1.1,7.1.2 и 7.1.5. Договора), НДС не облагается* Сумма всех вознагражденийОператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы, подлежащая уплате Заказчиком за отчетный месяц, руб. (сумма всех вознаграждений, удержанных из суммы каждого Платежа в соответствии с размером вознаграждения, указанным в столбце 3, за отчетный месяц), НДС не облагается*

* - НДС не облагается в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса Российской Федерации

5. _______________________________ () свои обязательства перед Заказчиком за отчетный календарный месяц выполнил в срок, в полном объеме и надлежащим образом. ________________________________ (наименование Участника Платежной инфраструктуры Оператора либо Оператора платежной системы ) и Заказчик претензий друг к другу не имеют.

6. Настоящий Акт составлен в форме электронного документа и подписанЗаказчикоми __________________(наименование Оператора по переводу денежных средств и/или Расчетного центра либо Оператора платежной системы) .

Приложение № 2.3

к договору-оферте на оказание услуг по информационному обеспечению расчетов с населением за потребляемые товары,

работы, услуги, в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства

ОБРАЗЕЦ
Форма акта сдачи-приемки услуг операционного центра и платежногоклирингового центра, оказанных ОператоромЗаказчику

№ ______за период _____________

г. Москва «__» _______ 20__ г.

ФГУП «Почта России» (далее – Оператор), выполняя в Платежной инфраструктуре Оператора функцииОперационного центра, Платежного клирингового центра, в лице __________________________,действующ__ на основании __________________________,и Заказчик,в лице __________________________,действующ__ на основании _________________________________, составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. За отчетный месяц в Платежной инфраструктуре Оператора в пользу Заказчика было совершено ____ (количество ) Платежей на общую сумму: ___ рублей ____ копеек.

2. За отчетный месяц в Платежной инфраструктуре Оператора было осуществлено возвратов по причине недостоверных и/или неполных Платежных реквизитов ___ Платежей на общую сумму ___ рублей ___ копеек.

3. Общая сумма вознаграждения Оператора, выполняющего функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, за отчетный месяц, удержанного из сумм, принятых в адрес Заказчика Платежей, составляет ___________ рублей, в том числе:

a. вознаграждение Операционного центра, удерживаемое за услуги:

получение и хранение электронных сообщений от Оператора по переводу денежных средств, содержащих информацию о принятых распоряжениях Плательщиков
передача электронных сообщений, содержащих информацию о принятых распоряжениях Плательщиков, в Платежный клиринговый центр, Расчетный центр, а также передачаОператору и Операторам по переводу денежных средств извещений (подтверждений) о приеме и об исполнении распоряженийПлательщиков Участниками Платежной инфраструктуры Оператора
передача Оператору ежедневно информации о принятых в пользу Заказчиков Платежах за предыдущий Операционный день для ее размещения в Личном кабинете Заказчика
приостановление возможности приема Платежей по Платежным реквизитам после поступления информации от Оператора о выявлении недостоверных Платежных реквизитов, препятствующих осуществлению перевода Платежа, до исправления Платежных реквизитов Заказчиком

в размере ___________ рублей, определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1.3 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за отчетный период;

b. вознаграждение Платежного клирингового центра, удерживаемое за услуги:

выполнение процедур подготовки к приёму и исполнению Расчетным центром распоряжений Операторов по переводу денежных средств, включая проверку соответствия распоряжений установленным законодательством Российской Федерации требованиям
ежедневное формирование клирингового файла (реестра Платежей) по принятым Платежам и передача указанного клирингового файла в Расчетный центр не позднее 12:00 по московскому времени рабочего дня, следующего за Операционным днем, в котором были приняты Платежи
прием ответов от Расчетного центра о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков
передача Операционному центру информации о результатах осуществления переводов денежных средств в пользу Заказчиков
расчет вознаграждений, причитающихся по каждому принятому распоряжению Плательщика, в пользу Субъектов платежной инфраструктуры
рассылка Операторам по переводу денежных средств отчетов с информацией о результатах платежного клиринга
рассылка Оператору и Участникам платежной инфраструктуры реестров удержанных вознаграждений в пользу Оператора и каждого из Участников платежной инфраструктуры платежей в разрезе каждого Заказчика, с указанием в указанном реестре информации о номере платежного поручения и сумме вознаграждения, удержанного с оплаты каждого Заказчика

в размере ___________ рублей,определяется как размер процента (установленный согласно пункту 7.1.4 Договора) от общей суммы платежей, осуществленных за расчетный период;

4. Расчет суммы вознаграждения Оператора, выполняющего функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, за отчетный месяц:

5. Оператор, выполняющий функции Операционного центра и Платежного клирингового центра, свои обязательства перед Заказчиком за отчетный месяц выполнил в срок, в полном объеме и надлежащим образом. Оператори Заказчик претензий друг к другу не имеют.

6. Настоящий Акт составлен в форме электронного документа и подписанЗаказчиком и Оператором.

От Заказчика: ФИО__________________ От Оператора: ФИО_____________________

За исключением отдельных положений Законы N 162-ФЗ и N 161-ФЗ вступают в силу 29 сентября 2011 г.

60;физических лиц в банках Российской Федерации"" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D108932">закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и страхованию не подлежат.

60;платежной системе" ------------------ Не вступил в силу" href="http://my.consultant.ru/cabinet/?mode=stat;click;d=2011-07-12;r=iw;s=consultant;dst=http%3A%2F%2Fwww.consultant.ru%2Fonline%2Fbase%2F%3Freq%3Ddoc%3Bbase%3DLAW%3Bn%3D115625%3Bdst%3D100142">ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).

Оператор по переводу денежных средств может избежать возмещения клиенту суммы операции, совершенной без его согласия. Для этого он должен доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что и повлекло совершение такой операции (ч. 15 ст. 9 Закона N 161-ФЗ). Такие же последствия для клиента наступают, если он не был идентифицирован оператором по переводу денежных средств в соответствии с законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

5. Особые требования к переводу электронных денежных средств

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ оператором электронных денежных средств может быть любая организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, указанная в п. 1 ч. 3 ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности. Такое лицо обязано уведомить Банк России в установленном им порядке о начале своей деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств. На это отведен срок не более 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. Закона N 161-ФЗ устанавливает, что оператор электронных денежных средств обязан разработать правила осуществления перевода таких средств, которые должны включать:

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств, связанной с их переводом;

Порядок предоставления клиентам электронных средств платежа и осуществления перевода электронных денежных средств с их использованием;

Порядок деятельности оператора электронных денежных средств при привлечении банковских платежных агентов, организаций, оказывающих операционные услуги и (или) услуги платежного клиринга;

Порядок обеспечения бесперебойности осуществления перевода электронных денежных средств;

Порядок рассмотрения оператором претензий (включая процедуры оперативного взаимодействия с клиентами);

Порядок обмена информацией при осуществлении переводов электронных денежных средств.

В качестве главной и безусловной обязанности оператора электронных денежных средств установлена обязанность обеспечивать бесперебойное осуществление перевода электронных денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России (ч. 6 ст. 12

Проводить инспекционные проверки поднадзорных организаций;

Осуществлять действия и применять меры принуждения, если поднадзорные организации нарушили требования законодательства в сфере НПС.

Для осуществления этих полномочий Банк России вправе определять формы и сроки предоставления специальной отчетности, методику ее составления. Кроме того, он может запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, а также издавать нормативные акты, касающиеся осуществления надзора в НПС (ч. ч. 2 - 4 ст. 32 Закона N 161-ФЗ).

Банк России осуществляет плановые и внеплановые инспекционные проверки поднадзорных организаций. Плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в два года в соответствии с утверждаемым Банком России планом проверок (ч. 1 ст. 33 Закона N 161-ФЗ). Внеплановые проверки должны осуществляться при нарушении бесперебойности функционирования значимой платежной системы.

Также ч. 3 ст. 33 Закона N 161-ФЗ установлено, что инспекционные проверки могут проводиться комплексно либо по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций.

Закона N 161-ФЗ).Б) Наблюдение

Наблюдение в НПС Банк России проводит с целью совершенствования субъектами НПС своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также развития платежных систем и платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России (ч. 5 ст. 31 Закона N 161-ФЗ).

Наблюдение в НПС включает следующие виды деятельности:

Сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности субъектов НПС и связанных с ними объектов наблюдения (мониторинг);

Оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (оценка);

Подготовку по результатам оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (инициирование изменений).

О банках и банковской деятельности понятие "расчеты" как банковская операция было заменено термином "перевод денежных средств". Из текста данного РФ, а также в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предполагают создание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" дополнен следующим правилом. Сделка, совершенная кредитной организацией - участником или субъектом платежной системы, по которой такая организация несет обязательства в результате определения платежных клиринговых позиций (на нетто-основе) в рамках платежной системы, при условии соответствия требованиям Закона N 161-ФЗ не может быть признана недействительной согласно законодательству о банкротстве.

В Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" введена новая норма. Согласно ей при осуществлении перевода денежных средств по требованию клиента - физического лица его идентификация обязательна лишь в случае, если сумма перевода превышает 15 тыс. руб. или эквивалентную сумму в иностранной валюте.

В Кодекс РФ об административных правонарушениях введены составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за неисполнение требований Закона N 161-ФЗ в виде штрафа, который может достигать 500 тыс. руб. (ст. 15.36 КоАП РФ).

Примечательны изменения, внесенные в Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". Закон N 162-ФЗ устанавливает, что денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения его остатка электронных денежных средств в соответствии с

Статья 4. Общие требования к деятельности операторов по переводу денежных средств и операторов по приему платежей

1. В целях настоящего Федерального закона операторами по переводу денежных средств являются:

Банк России; кредитные организации; государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - Внешэкономбанк).

2. Оператор по переводу денежных средств, оператор по приему платежей обязан предоставлять клиентам информацию о видах и условиях оказания платежных услуг, размере комиссионного вознаграждения, если оно предусмотрено условиями договора, порядке обеспечения информационной безопасности (если применимо к оказываемой платежной услуге), порядке урегулирования споров, а также иную информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Информация должна предоставляться и быть доступна для ознакомления клиентами до заключения договора и в любой момент по требованию клиента в течение рабочего времени оператора по переводу денежных средств, оператора по приему платежей.

3. Денежные средства клиентов, полученные оператором по приему платежей, должны находиться на платежном счете и не могут быть использованы в иных целях, чем для перевода денежных средств.

На денежные средства, находящиеся на платежном счете, не может быть обращено взыскание по обязательствам оператора по приему платежей.

4. Оператор по приему платежей обязан предоставлять в Банк России информацию об оказываемых платежных услугах в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России.

Статья 5. Требования к деятельности операторов по переводу денежных средств - кредитных организаций при осуществлении переводов денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа

1. Кредитные организации, имеющие право осуществлять перевод денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов, могут осуществлять перевод денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа.

2. Кредитные организации вправе заключать договоры с организациями, не являющимися кредитными организациями, по условиям которых последние вправе оказывать кредитным организациям операционные и клиринговые услуги.

3. При осуществлении переводов денежным средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа: физические лица могут являться плательщиками и (или) получателями средств; индивидуальные предприниматели и юридические лица могут являться получателями средств.

4. Кредитные организации могут осуществлять перевод денежных средств с использованием следующих видов предоплаченных электронных средств платежа: с возможностью однократного предоставления денежных средств физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием одного предоплаченного электронного средства платежа (непополняемые предоплаченные электронные средства платежа);

с возможностью многократного предоставления денежных средств физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием одного предоплаченного электронного средства платежа (пополняемые предоплаченные электронные средства платежа).

5. Перевод денежных средств с использованием непополняемых электронных средств платежа осуществляется в соответствии со следующими условиями: установлением лимита суммы предоставляемых физическим лицом денежных средств не более 15 000 рублей (либо на сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублям, по официальному курсу Банка России, установленному на день предоставления физическим лицом денежных средств кредитной организации);

без обязательного проведения идентификации физического лица в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

без начисления процентов на денежные средства или уплаты вознаграждения за пользование денежными средствами, предоставленными физическим лицом.

6. Перевод денежных средств с использованием пополняемых электронных средств платежа осуществляется в соответствии со следующими условиями: становлением лимита суммы предоставляемых физическим лицом денежных средств в размере, предусмотренном нормативными актами Банка России;

с обязательным проведением идентификации физического лица в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; ез начисления процентов на денежные средства или уплаты вознаграждения за пользование денежными средствами, предоставленными физическим лицом.

7. Сведения о размере остатка денежных средств, предоставленных физическим лицом в целях перевода денежных средств с использованием пополняемого предоплаченного электронного средства платежа, предоставляются кредитными организациями уполномоченным государственным органам и их должностным лицам в порядке и случаях, установленных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» для предоставления сведений, составляющих банковскую тайну.

8. Операции с денежными средствами, предоставленными физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием пополняемых предоплаченных электронных средств платежа, могут быть приостановлены в порядке и случаях, аналогичных порядку и случаям приостановления операций по счету, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

9. На денежные средства, предоставленные физическими лицами в целях перевода денежных средств с использованием пополняемых предоплаченных электронных средств платежа, может быть обращено взыскание по обязательствам клиента - физического лица.

10. Банк России вправе устанавливать для кредитных организаций, не являющихся участниками системы страхования вкладов, следующие требования: соотношению размера денежных средств, предоставленных клиентами-физическими лицами в целях переводов денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа, и ликвидных активов, определяемому в соответствии с методикой Банка России;

к размеру совокупной суммы обязательств кредитной организации перед клиентами - физическими лицами по переводам денежных средств с использованием предоплаченных электронных средств платежа.

Статья 6. Требования к деятельности оператора платежной системы (за исключением Банка России)

1. Оператор платежной системы обязан:

разработать и принять правила платежной системы и обеспечить контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;

осуществить привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе, обеспечить контроль оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры;

обеспечить (организовать) оценку и управление рисками в платежной системе;

разработать меры обеспечения информационной безопасности в платежной системе и обеспечить контроль их соблюдения;

предусмотреть правилами платежной системы порядок создания и использования гарантийного фонда с учетом требований статьи 19 настоящего Федерального закона;

обеспечить возможность досудебного рассмотрения споров с участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

2. В случае несоблюдения участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры правил платежной системы оператор платежной системы вправе применять к ним меры воздействия в соответствии с правилами платежной системы.

3. Оператор платежной системы обязан направить в Банк России уведомление.

В срок не более десяти рабочих дней со дня получения уведомления Банк России включает информацию об организации, направившей уведомление, в реестр операторов платежных систем с направлением указанной организации подтверждения, содержащего регистрационный номер оператора платежной системы.

Оператор платежной системы обязан указывать свой регистрационный номер при предоставлении (раскрытии) информации о платежной системе.

Банк России вправе принимать решение об исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем.

Исключение сведений об организации из реестра операторов платежных систем осуществляется Банком России по следующим основаниям и в следующие сроки:

1) на основании заявления оператора платежной системы - со дня представления заявления в Банк России;

2) в случае неоднократного нарушения оператором платежной системы законодательства о национальной платежной системе - со дня принятия решения Банком России;

3) в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у оператора платежной системы, являющего кредитной организацией - со дня отзыва лицензии;

4) в случае ликвидации оператора платежной системы как юридического лица - со дня получения сведений о ликвидации Банком России.

Исключение сведений об организации из реестра операторов платежных систем по иным основаниям, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, не допускается.

Со дня, следующего за днем исключения сведений об организации из реестра операторов платежных систем осуществление переводов денежных средств в рамках платежной системы прекращается, а в случаях, предусмотренных в подпунктах 1-3 абзаца пятого настоящего пункта, переводы денежных средств, осуществление которых было начато до указанного дня, должны быть завершены в течение срока, установленного пунктом 2 статьи 861.1 Гражданского кодекса Российской Федерации. В отношении значимых платежных систем срок прекращения осуществления и завершения переводов денежных средств может быть увеличен Банком России, но не более чем до одного месяца.

Порядок направления уведомления для включения организации в реестр операторов платежных систем, ведения реестра операторов платежных систем, принятия решения об исключении организации из реестра операторов платежных систем устанавливается нормативными актами Банка России.

4. Оператор платежной системы обязан предоставлять в Банк России в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России:

правила платежной системы (вносимые в правила изменения), перечень операторов услуг платежной инфраструктуры (вносимые в перечень изменения) в срок не позже десяти дней со дня вступления в силу правил платежной системы (вносимых в правила изменений), включения в перечень операторов услуг платежной инфраструктуры (исключения из перечня);

информацию о своей деятельности, деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры (в части оказания услуг платежной инфраструктуры), деятельности участников платежной системы (в части участия в платежной системе).

5. Оператор платежной системы может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры и иной деятельностью, если это не противоречит федеральным законам.

Статья 7. Требования к деятельности Банка России в качестве оператора платежной системы

Права и обязанности Банка России в качестве оператора платежной системы определяются нормативными актами Банка России.

Статья 8. Общие требования к деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры

1. Оператор услуг платежной инфраструктуры осуществляет свою деятельность в соответствии с правилами платежной системы и договорами, заключаемыми с участниками платежной системы и другими операторами услуг платежной инфраструктуры (для операционных центров).

2. Оператор услуг платежной инфраструктуры может совмещать, в том числе в рамках одной организации, оказание операционных, клиринговых и расчетных услуг (с учетом требований пункта 1 статьи 11).

3. Оператор услуг платежной инфраструктуры может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора платежной системы и иной деятельностью, если это не противоречит федеральным законам.

4. Операторы услуг платежной инфраструктуры обязаны предоставлять оператору платежной системы информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) в соответствии с правилами платежной системы.

5. Операторы услуг платежной инфраструктуры значимых платежных систем обязаны предоставлять информацию о своей деятельности (в части оказания услуг платежной инфраструктуры) Банку России в порядке и в объеме, установленном нормативным актом Банка России.

6. Банк России осуществляет деятельность оператора услуг платежной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России и заключаемых договоров.

Статья 9. Требования к деятельности операционных центров

1. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности операционных центров значимых платежных систем, включая требования к бесперебойности, информационной безопасности, а также порядок оценки соответствия операционных центров значимых платежных систем установленным требованиям.

2. Операционные центры не вправе передавать информацию, касающуюся переводов денежных средств, осуществляемых на территории Российской Федерации, на территорию иностранных государств или предоставлять доступ к ней с территории иностранных государств, за исключением случаев резервного хранения указанной информации с правом ее передачи на территорию Российской Федерации или доступа с территории Российской Федерации, в том числе в целях восстановления информации или подтверждения осуществленных переводов денежных средств, при условии гарантий обеспечения операционным центром иностранного государства, осуществляющим резервное хранение информации, соблюдения указанных в настоящем пункте ограничений в отношении третьих государств.

Статья 10. Требования к деятельности клиринговых центров

1. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности клиринговых центров значимых платежных систем, касающиеся управления рисками в платежной системе.

2. Клиринговый центр, являющийся кредитной организацией, Внешэкономбанком может становиться в соответствии с правилами платежной системы и заключенными договорами стороной (центральным клиринговым контрагентом) по обязательствам, возникающим (возникшим) у операторов по переводу денежных средств. В указанных целях центральный клиринговый контрагент должен обладать средствами, достаточными для исполнения своих обязательств и участвовать в гарантийном фонде, создаваемом в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Требования к деятельности расчетных центров

1. Расчетным центром может являться Банк России, кредитная организация или Внешэкономбанк.

2. Банк России вправе устанавливать требования к деятельности расчетных центров значимых платежных систем, касающиеся управления рисками в платежной системе.

Валютная позиция банка

При осуществлении операций со средствами в инвалютах у банка

(его филиала) формируются активы и пассивы (требования и обязательст-

ва) в соответствующих валютах, соотношение которых носит название

«валютная позиция».

Валютная позиция – состояние остатков средств в инвалютах, кото-

рые формируют активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и

обязательств) в соответствующих валютах или драгоценных металлах и

создают в связи с этим риск получения дополнительных доходов или рас-

ходов при изменении обменных курсов. Различают открытую и закрытую,

короткую и длинную валютную позицию.

Закрытая валютная позиция – валютная позиция в отдельной инва-

люте, активы и пассивы (с учетом внебалансовых обязательств и требова-

ний) в которой количественно совпадают.

Открытая валютная позиция возникает в случае количественного

несовпадения активов и пассивов (с учетом внебалансовых обязательств и

требований) по отдельной инвалюте или отдельному драгметаллу и пред-

ставляет собой разницу сумм активов (и внебалансовых требований) и пас-

сивов (с учетом внебалансовых обязательств) в этой валюте или драгме-

По каждой инвалюте (драгметаллу) открытая позиция определяется

отдельно и оценивается в валюте РФ по действующим на отчетную дату

официальным обменным курсам (учетным ценам), которые устанавлива-

ются ЦБ РФ.

Открытая валютная позиция (ОВП) банка подразделяется на длин-

ную и короткую.

Короткая валютная позиция – открытая валютная позиция в отдель-

ной инвалюте, пассивы и внебалансовые обязательства в которой количе-

ственно превышают активы и внебалансовые требования в этой инвалюте.

Короткая позиция включается в расчет ОВП со знаком «-».

Длинная валютная позиция - открытая валютная позиция в отдельной

инвалюте, активы и внебалансовые требования в которой количественно

превышают пассивы и внебалансовые обязательства в этой инвалюте.

Длинная позиция включается в расчет ОВП со знаком «+».

Балансирующая позиция в рублях рассчитывается как разность меж-

ду абсолютной суммой всех коротких открытых валютных позиций в руб-

левой оценке и абсолютной суммой всех длинных открытых валютных по-

зиций в рублевой оценке.

Сумма открытых позиций в отдельных иностранных валютах и от-

дельных драгоценных металлах рассчитывается как сумма всех длинных

открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдель-

ных драгоценных металлах (включая балансирующую позицию в рублях,

если она длинная), которая должна быть равна (в абсолютном выражении)

сумме всех коротких открытых валютных позиций в отдельных иностран-

ных валютах и отдельных драгоценных металлах (включая балансирую-

щую позицию в рублях, если она короткая).

Любая ОВП означает подверженность валютному риску, и следстви-

ем ее становятся возможные прибыли или убытки. Поэтому ОВП называ-

ют «позицией валютного риска» коммерческого банка.

Регулирование позиций валютного риска – это один из важнейших

факторов обеспечения стабильности банковской системы страны и одно-

временно инструмент валютного регулирования. Главной целью регулиро-

вания ОВП является минимизация отрицательного влияния валютного

риска на результаты деятельности коммерческого банка. Данная задача

складывается из двух составляющих.

1. Собственно регулирование открытых позиций с целью управления

банковским валютным риском. Особенность управления валютным риском

характеризуется тем, что он может принести банку не только убытки, но и

доход, в т.ч. спекулятивный, в результате благоприятного изменения ва-

лютных курсов.

В зависимости от принятой в банке политики управления валютным

риском процедура регулирования ОВП может осуществляться только в це-

лях предотвращения вероятных убытков, с ним связанных, либо для извле-

чения дополнительного спекулятивного дохода. В общем же случае это

управление обеспечивает возможности для одновременного выполнения

обеих указанных задач.

2. Регулирование ОВП в целях недопущения нарушений установлен-

ных контролирующими органами требований к позициям валютного риска

– лимитов ОВП. Данный аспект полностью соответствует главной цели ре-

гулирования ОВП, т.к. направлен на выполнение обязательных норматив-

ных требований (Инструкция ЦБР от 15.07.2005 г. № 124-И «Об установ-

лении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их рас-

чета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредит-

ными организациями»)

3. Валютно-обменные операции банков

Валютно-обменные операции банки проводят в соответствии с инструкцией № 113-И.

В банке должен быть организован обменный пункт, оборудованный стендом и содержащий следующую информацию:

Наименование, местонахождение (почтовый адрес) и телефон уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка), открывшего обменный пункт.

Режим работы обменного пункта (рабочий день обменного пункта).

В случае круглосуточного режима работы обменного пункта его операционный день заканчивается в 15.00 часов по местному времени.

Перечень видов банковских операций с наличной операции с наличной валютой и чеками - Курсы иностранных валют к валюте Российской Федерации и кросс-курсы иностранных валют,

Выписка о размерах комиссионного вознаграждения.

Правила приема банком поврежденных денежных знаков

В обменных пунктах проводятся следующие операции:

1) Покупка наличной иностранной валюты за наличные рубли.

2) Продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли.

3) Продажа наличной иностранной валюты одного государства за валюту другого государства.

4) Размен денежных знаков иностранного государства.

5) Замена поврежденных денежных знаков на неповрежденные.

6) Прием денежных знаков иностранных государств и денежных знаков Банка России на экспертизу.

7) Покупка чеков за наличную валюту РФ и наличную валюту иностранных государств.

Операции с наличной иностранной валютой и чеками совершаются обменными пунктами только с теми валютами, курсы которых устанавливаются ЦБ РФ по отношению к рублю.

Кассовый работник обменного пункта ведет реестр операций с наличной иностранной валютой и чеками по всем видам операций в течение дня в электронной форме.

Обменному пункту запрещается в течение операционного дня осуществлять операции только по покупке или только по продаже наличной иностранной валюты за наличную валюту Российской Федерации, за исключением случаев израсходования кассовым работником обменного пункта авансов.

Банк, проводя валютно-обменные операции, ставит целью работать на марже, на которую влияет установленные банком курсы покупки и продажи валют, объемы производимых операций. Изменяя маржу путем регулирования курса покупки или продажи, банк может не только управлять доходностью обменных пунктов, но и регулировать остатки наличной валюты в хранилище. Например, если в банке излишек наличных рублей и есть необходимость в долларах на крупные выплаты по вкладам, можно увеличить курс покупки и стимулировать клиентов продать валюту банку.

Устанавливая курсы в пунктах обмена, банк ориентируется на следующие показатели:

Официальный курс ЦБ РФ;

Стоимость валюты на межбанковском рынке;

Прогноз изменений курса на межбанковском рынке;

Себестоимость банкноты для банка.

Получаемая маржа составляет не только разницу между курсом покупки или продажи и курсом ЦБ РФ, но и затраты банка на покупку валюты. Банки, работающие с обменными пунктами, в основном не завозят наличную валюту из за рубежа самостоятельно, а покупают ее у населения, крупных операторов межбанковского рынка банкнотных сделок. Цена банкноты на межбанковском рынке зависит от вида валюты. Различают валюту двух основных видов:

BRANDNEW (БРЭНД НЬЮ) – новые банкноты в упаковке банка-эмитента;

FEDFIT (ФЭД ФИТ) – банкноты, бывшие в употреблении.

4) Банки активно работают и с такими ценными бумагами, которые мо-

гут выпускать только они. Основными бумагами такого рода считаются

банковские сертификаты – сберегательные и депозитные. Порядок их вы-

пуска и обращения был установлен письмом Банка России от 10.02.1992 г.

№ 14-3-20 «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах

кредитных организаций»».

Депозитный и сберегательный сертификаты – это письменные сви-

детельства банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющие

право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении уста-

новленного срока суммы депозита (вклада) и процентов по нему.

Банки могут выпускать сертификаты только после утверждения ус-

ловий их выпуска и обращения в ТУ ЦБ РФ. Депозитные сертификаты

выпускаются для продажи только юридическим лицам, сберегательные –

только физическим лицам. Оба вида выпускаются только в рублях. Мак-

симальный срок обращения депозитных сертификатов – 1 год, сберега-

тельных – 3 года.

Сертификаты должны быть срочными, отпечатаны на бланках уста-

новленной формы и содержать все основные условия выпуска, оплаты и

обращения.

Сертификаты могут: выпускаться как в разовом порядке, так и се-

риями; быть именными или на предъявителя, принадлежать резидентам и

нерезидентам, передаваться другому лицу. Депозитный сертификат может

быть передан от юридического лица юридическому лицу, сберегательный

– от физического лица физическому лицу.

Депозитный и сберегательный сертификаты – виды доходной ценной

бумаги, поэтому не могут служить расчетным или платежным средством.

Проценты, причитающиеся владельцу по истечении срока обращения

сертификата, выплачиваются независимо от времени его покупки. В случае

досрочного предъявления сертификата к оплате банк выплачивает сумму

вклада и проценты такие же, как по вкладам до востребования, если в ус-

ловиях сертификата не указан иной размер процентов.

Если срок получения вклада (депозита) пропущен, то банк все равно

обязан выплатить означенные в сертификате сумму вклада и проценты по

первому требованию его владельца.

Права по утраченному сертификату на предъявителя восстанавлива-

ются в судебном порядке, а по сертификату именному это может сделать

сам банк по письменному заявлению владельца сертификата о выдаче ему

дубликата.

Различия между сберегательным и депозитным сертификатами :

1. Право выпуска сберегательных сертификатов предоставляется

коммерческим банкам: 1) при условии осуществления ими деятельности

не менее 2 лет – это то же самое условие, которое необходимо банку для

получения разрешения работать с физическими лицами; 2) при наличии

резервного фонда в размере не менее 15% от оплаченного уставного капи-

тала. Поэтому сберегательный сертификат – это ценная банковская бумага

для населения, а депозитный сертификат – это ценная банковская бумага

для юридических лиц.

2. Платежи по сделке купли-продажи депозитных сертификатов ве-

дутся только в безналичном порядке, а в случае со сберегательными – как

безналичными, так и наличными деньгами.

3. Средства от погашения депозитного сертификата могут направ-

ляться по заявлению владельца только на его банковский (корреспондент-

ский, расчетный или текущий) счет; гражданин может получить причи-

тающиеся ему средства как путем перевода суммы на банковский счет, так

и наличными.

5 вопрос Депозитные операции - это операции банков по привлечению денежных средств юридических и физических лиц во вклады либо на определенный срок, либо до востребования. Исходя из категории вкладчиков, различают депозиты:

§ юридических лиц (предприятий, организаций, других банков);

§ физических лиц.

По форме изъятия депозиты подразделяются на:

§ до востребования (обязательства, не имеющие конкретного срока);

§ срочные (обязательства, имеющие определенный срок);

§ условные (средства, подлежащие изъятию при наступлении заранее оговоренных условий).

К депозитам до востребования относятся:

§ средства на расчетных (контокоррентных), текущих и бюджетных счетах негосударственных предприятий, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности;

§ средства на счетах физических лиц - предпринимателей;

§ средства на счетах фондов различного назначения;

§ средства на корреспондентских счетах других банков (счета ЛОРО);

§ средства на счетах депозитов до востребования финансовых органов (федеральных и местных), коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся в федеральной и государственной (кроме федеральной) собственности, негосударственных предприятий;

§ средства в расчетах (аккредитивы, чеки) и обязательства в расчетах по отдельным операциям (факторинговым, форфейтинговым, конверсионным)вклады населения до востребования.

6. Оператор платежной системы и требования к его деятельности

Оператор платежной системы - организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом «О национальной платежной системе».

Банк как оператор платежной системы может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств, оператора услуг платежной инфраструктуры.

Оператор платежной системы обязан:

1) определять правила платежной системы, организовывать и осуществлять контроль за их соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры;

2) осуществлять привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры (операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр), за исключением случая, если оператор платежной системы сам выполняет их функции;

3) вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечивать бесперебойность оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также информировать Банк России, участников платежной системы о случаях и причинах приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры в день такого приостановления (прекращения);

3) организовывать систему управления рисками в платежной системе, осуществлять оценку и управление рисками в платежной системе, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке;

4) обеспечивать возможность рассмотрения споров с участниками платежной системы и операторами услуг платежной инфраструктуры в соответствии с правилами платежной системы.

Организация, намеревающаяся стать оператором платежной системы, должна направить в Банк России регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установлены Банком России.

К регистрационному заявлению прилагаются следующие документы:

1) решение органа управления кредитной организации об организации платежной системы;

2) бизнес-план развития платежной системы на ближайшие два календарных года с указанием целей и планируемых результатов организации платежной системы, включая анализ рыночных и инфраструктурных факторов;

3) правила платежной системы;

4) перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, которые будут привлекаться для оказания услуг платежной инфраструктуры в платежной системе.

В случае принятия решения о регистрации организации в качестве оператора платежной системы Банк России присваивает оператору регистрационный номер, включает информацию в реестр операторов платежных систем, который является общедоступным, и направляет организации регистрационное свидетельство, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия указанного решения.

Со дня получения регистрационного свидетельства Банка России банк вправе стать оператором платежной системы.

Оператор платежной системы обязан указывать свой регистрационный номер при предоставлении информации о платежной системе.

Платежная система должна иметь наименование, указанное в правилах платежной системы, содержащее слова "платежная система". Ни одна организация в РФ, за исключением организации, зарегистрированной в реестре операторов платежных систем, не может использовать в своем наименовании (фирменном наименовании) слова "платежная система" или иным образом указывать на осуществление деятельности оператора платежной системы. Операторы услуг платежной инфраструктуры, участники платежной системы вправе указывать на принадлежность к платежной системе в соответствии с правилами платежной системы. Банк России вправе использовать слова "платежная система" в отношении платежной системы Банка России.

Банк России отказывает в регистрации в качестве оператора платежной системы в случае:

1) непредставления требуемый документов;

2) несоответствия разработанных правил платежной системы требованиям закона о национальной платежной системе.

В случае отказа в регистрации в качестве оператора платежной системы Банк России в письменной форме уведомляет об этом организацию с указанием оснований отказа и приложением представленных для регистрации документов в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия решения об отказе в регистрации.

Банк России вправе принимать решения об исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем по следующим основаниям и в следующие сроки:

1) на основании заявления оператора платежной системы с указанием им рабочего дня, в который сведения об организации исключаются из реестра операторов платежных систем, - в рабочий день, указанный в заявлении, но не ранее дня представления заявления оператора платежной системы ;

2) в случае установления Банком России при осуществлении надзора факта существенного несоответствия сведениям, на основании которых осуществлялась регистрация оператора платежной системы, - в рабочий день, следующий за днем принятия решения Банком России;

3) при отзыве Банком России лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, являющейся оператором платежной системы, - в рабочий день, следующий за днем отзыва лицензии Банком России;

4) в случае ликвидации оператора платежной системы как юридического лица - в рабочий день, следующий за днем, в который Банку России стало известно о ликвидации юридического лица, являющегося оператором платежной системы .

При исключении сведений об организации из реестра операторов платежных систем Банк России вносит соответствующую запись в реестр и не позднее дня, следующего за днем такого исключения, направляет организации уведомление. Не позднее дня, следующего за днем получения уведомления Банка России, организация обязана возвратить Банку России свое регистрационное свидетельство.

Реестр операторов платёжных систем
Номер Оператор Расчётный центр Платёжная система Статус
ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК» Contact исключена из реестра
ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» ОАО КБ «ЮНИСТРИМ» Юнистрим
ЗАО «Национальные кредитные карточки» NATIONAL CREDIT CARDS национально значимая
ООО НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» ОАО Банк ВТБ, ОАО НКО «ОРС», ООО НКО «Вестерн Юнион ДП Восток» Вестерн Юнион
ЗАО «Процессинговая компания «Юнион Кард» ОАО «УРАЛСИБ» Юнион Кард национально значимая
ООО КБ «Анелик РУ» ООО КБ «Анелик РУ» Anelik
ОАО НКО «ОРС» ОАО НКО «ОРС» ОБЪЕДИНЕННАЯ РАСЧЕТНАЯ СИСТЕМА
ОАО КБ «Тульский Расчетный Центр» Regional Payment System
ЗАО «ХэндиСолюшенс» ЗАО Банк «Новый Символ» HandyBank национально значимая
ОАО АКБ «Связь-Банк» ОАО АКБ «Связь-Банк» BLIZKO национально значимая
ООО «Платежная система «Виза» ОАО Банк ВТБ Виза социально значимая
ООО РНКО «Платежный Центр» ООО РНКО «Платежный Центр» Золотая Корона социально значимая
ЗАО МКБ «Москомприватбанк» ЗАО МКБ «Москомприватбанк» PrivatMoney исключена из реестра
НКО ЗАО «НРД» НКО ЗАО «НРД» НКО ЗАО НРД системно значимая, национально значимая
НКО ЗАО «МИГОМ» НКО ЗАО «МИГОМ» Migom, СМАРТИ исключена из реестра
ООО «Таможенная карта» ООО НКО «Межбанковский Кредитный Союз» ТАМОЖЕННАЯ КАРТА национально значимая
НКО ЗАО «ЛИДЕР» НКО ЗАО «ЛИДЕР» Международные Денежные Переводы ЛИДЕР социально значимая
ООО «МастерКард» ОАО «Сбербанк России» МастерКард социально значимая
ОАО «УЭК» ОАО «Сбербанк России» Универсальная электронная карта национально значимая
ООО «СПС» ОАО «Альфа-Банк» Страховая платежная система
ОАО АКБ «ИНТЕРКООПБАНК» ОАО АКБ «ИНТЕРКООПБАНК» InterExpress
ООО «Мультисервисная платежная система» ОАО Банк ВТБ, ОАО Банк «Возрождение», ОАО «НОТА-Банк», ОАО «Альфа-Банк», ЗАО «Нефтепромбанк» Мультисервисная платежная система национально значимая
ЗАО «Петербургский Расчетный Центр» ЗАО ПРЦ исключена из реестра
ОАО Банк ВТБ ОАО Банк ВТБ Система ВТБ социально значимая, национально значимая
ОАО «Сбербанк России» ОАО «Сбербанк России» Система Сбербанк системно значимая, социально значимая
ОАО «АМБ Банк» ОАО «АМБ Банк» АМБ БАНК
ООО «Америкэн Экспресс Банк» Америкэн Экспресс
ООО «ЮнионПэй» АКБ «БАНК КИТАЯ (ЭЛОС)» UnionPay
ООО КБ «Геобанк» ООО КБ «Геобанк» REXPAY
ЗАО «Райффайзенбанк» ЗАО «Райффайзенбанк» Быстрая Почта исключена из реестра
ЗАО «Платежная система Дельта Кей» ООО КБ «Метрополь», ЗАО РНКО «ФРЦ» Дельта Кей
ООО «БЭСТ» ОАО НКО «ОРС» БЭСТ
ООО НКО «Рапида» ЗАО АКБ «РУССЛАВБАНК», ООО НКО «Рапида», ПАО «Ханты-Мансийский банк Открытие», ОАО Банк ВТБ Contact
ООО «Объединенный национальный банк» F5
ООО «Цифровой платеж» ООО «Дил-банк» ДИПЕЙ
ПАО Банк ВТБ24 ОАО Банк ВТБ МультиКарта
ООО «Джей Си Би Интернэшнл (Евразия)» ОАО «АЛЬФА-БАНК» Джей Си Би

А) с Расчетным Центром ОРЦБ

Договор банковского счета (дополнительное соглашение к договору) , предусматривающий (ее) право Банка России на взыскание суммы штрафа за неисполнение Участником обязательств по депозитной сделке инкассовым поручением без распоряжения Участника – владельца счета.

Региональные Расчетные Центры ОРЦБ:

  • ЗАО ”Петербургский расчетный центр” (г. Санкт-Петербург);
  • ЗАО ”Сибирский расчетный центр” (г. Новосибирск);
  • Нижегородский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Нижний Новгород);
  • Ростовский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Ростов);
  • Уральский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Екатеринбург);
  • Приморский филиал ЗАО РП ММВБ (г. Владивосток);
  • ЗАО ”Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи” (г. Самара).

Кредитные организации могут использовать для осуществления расчетов по депозитным сделкам банковский счет, уже открытый в вышеперечисленных РЦ ОРЦБ для проведения операций с госбумагами или иностранной валютой, либо открыть его по собственному выбору в любом из указанных РЦ ОРЦБ, заключив договор банковского счета.

Б) C Банком России

Генеральное соглашение о заключении депозитных сделок в рублях с использованием СЭТ ММВБ (в целях его заключения кредитной организации следует обратиться в территориальное учреждение по месту открытия своего корреспондентского счета);

Договор корреспондентского счета/корреспондентского субсчета (ов) (дополнительное (ые) соглашения к договорам), открытого в ЦБ, предусматривающий право Банка России на взыскание со счета без распоряжения кредитной организации суммы штрафа за неисполнение обязательств по депозитной сделке инкассовым поручением Банка России в очередности, установленной законодательством.

В) с ММВБ:

  • Договор об участии в СЭТ ЗАО ММВБ по заключению сделок с Банком России.
  • Договор о присоединении к Правилам электронного документооборота , если такой договор не был заключен ранее.

Г) с Техническим центром (ММВБ, либо организация – региональный представитель ММВБ):

  • Договор ”Об обеспечении технического доступа к программно-техническому комплексу ЗАО ММВБ” если такой Договор не был заключен ранее.

Договоры оформляются в двух экземплярах, скрепляются печатью и подписью руководителя Организации. В случае если лицо, подписавшее Договоры со стороны Участника, имеет право подписи на основании доверенности или иного документа, необходимо предоставление нотариально заверенной копии такого документа.

Список документов, необходимых для предоставления на ММВБ:

Карточка с образцами (либо ее нотариально заверенная копия);

Удостоверенная подписью уполномоченного лица и заверенная печатью кредитной организацией копия доверенности, выданной представителю кредитной организации;

Нотариально удостоверенная копия лицензии на осуществление банковских операций, если она не была предоставлена ранее;

Нотариально удостоверенная копия Устава кредитной организации (включая зарегистрированные изменения и дополнения);

Заявление о допуске к участию в Системе электронного документооборота;

Карточка учета основных сведений Участника торгов;

Доверенности на Трейдеров, уполномоченных на заключение депозитных сделок Банка России с кредитными организациями с использованием СЭТ ММВБ;

Доверенности на должностных лиц, уполномоченных от имени Участника получать отчетные документы по результатам депозитных сделок.

Заключение депозитных сделок с Банком России не требует предварительного резервирования денежных средств в РЦ ОРЦБ. По итогам заключенных депозитных сделок кредитная организация перечисляет со своего банковского счета в РЦ ОРЦБ на счет по учету депозитов в Банке России сумму депозита в соответствии с платежными реквизитами, указанными в выписке из реестра сделок. Возврат суммы депозита и начисленных на нее процентов осуществляется Банком России на банковский счет кредитной организации в РЦ ОРЦ

Заключение сделок осуществляется путем регистрации заявок участников в СЭТ и встречных заявок центрального банка. Встречная заявка – заявка, введенная ЦБ РФ в СЭТ в ответ на зарегистрированную заявку участника. Подача заявок обеими сторонами означает их согласие заключить сделку на условиях встречной заявки ЦБ РФ.

20)Лизинг – это комплекс возникающих имущественных отношений, а именно – передача имущества во временное пользование на основе его приобретения и последующей сдачи в долгосрочную аренду. Это своеобразная альтернатива банковскому кредитованию.
Отличие в том, что банковская ссуда носит денежный характер, а лизинг – товарный либо смешанный.

29.10.98 г. принят Закон о лизинге, согласно которому лизинг – это инвестиционная деятельность, связанная с приобретением имущества и предоставлением его на основе договора лизинга.

Классическому лизингу свойственен трехсторонний характер взаимоотношений. Первой стороной является собственник имущества (лизингодатель), второй – пользователь имущества(лизингополучатель) и третьей – продавец имущества (рисунок8).

Компания, желающая арендовать оборудование с использовани-ем финансовых средств лизинговой компании, выбирает продавца необходимого оборудования(1). Заключается договор об аренде с лизинговой компанией(2). Лизинговая компания договаривается с по-ставщиком о покупке оборудования(3) с поставкой его арендатору (4). Стоимость товара выплачивается поставщику, и лизинговая компания становится владельцем оборудования(5). Арендатор вносит арендные платежи на протяжении всего периода использования оборудования(6).

Рисунок8 – Схема организации лизинговых отношений

Все стороны, участвующие в операции, получают выгоды. Про-давец продает товар и получает его стоимость. Арендатор получает возможность эксплуатировать оборудование, не затрачивая крупных сумм на инвестирование и не замораживая капитал на длительные сроки.

Коммерческие банки участвуют в лизинговой сделке непосредственно в роли лизинговой фирмы, гаранта лизингополучателя, либо контролируют лизинговую фирму, предоставляя ей кредиты.

Интересы лизингодателя-банка состоят в следующем:

§ получение чистого дохода в виде части лизинговой маржи и рисковой премии;

§ снижение риска неплатежей лизингополучателя за счет гарантий и возможности изъятия объекта лизинга из эксплуатации;

§ повышение степени защиты лизинговой операции за счет юридического владения предметом лизинга;

§ расширение рынков сбыта объектов лизинга;

§ повышение своей конкурентоспособности и диверсификации своего кредитно-инвестиционного портфеля;

§ расширение сферы предоставляемых услуг за счет выполнения наиболее сложных лизинговых операций;

§ повышение оборачиваемости кредитно-инвестиционного портфеля и, как следствие, увеличение объема прибыли и размера дохода;

§ ликвидность деятельности в течение лизингового периода и по его окончании, возможность демонтажа оборудования и его продажи по приемлемой цене;

§ генерирование дополнительных денежных потоков в банке, вызванное повышением эффективности деятельности лизингополучателя за счет внедрения технологически прогрессивного оборудования и совершенствования технологии производства.

Интересы гаранта могут заключаться в следующем:

§ получение агентского вознаграждения при выдаче гарантий или поручительства;

§ повышение степени защиты гарантий по лизинговой операции, т.к. получение имущества в лизинг обеспечивается(гарантируется) самим предметом лизинга;

§ минимизация принятия рисков при выдаче гарантий или поручительства.

Различают следующие виды лизинга .

По типу имущества :

§ лизинг движимого имущества;

§ лизинг недвижимого имущества.

По объему обслуживания :

§ чистый лизинг– все обслуживание предмета аренды берет на себя лизингополучатель;

§ лизинг с полным набором услуг – полное обслуживание объекта сделки берет на себя лизингодатель;

§ лизинг с частичным набором услуг – на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию объекта сделки.

Услуги по лизингу могут быть:

§ технические(монтаж, наладка, обслуживание, текущий ремонт);

§ консультационные(по вопросам налогообложения, оформления сделки и др.).

В зависимости от сектора рынка:

§ внутренний лизинг;

§ международный лизинг(экспортный, импортный)

  • 21 вопрос . Расчеты между РКЦ по операциям коммерческих банков, а также по их собственным операциям осуществляются через систему межфилиальных оборотов. На балансе ЦБР открываются два счета по межбанковским расчетам: “Начальные межфилиальные обороты” и“Ответные межфилиальные обороты”. Расчетный центр, начавший операцию по расчетам (начальный провод), условно называется филиалом А, а принявший документы к ответному проводу – филиалом Б.
  • Операции банков осуществляются на основании специальных документов - авизо (официальное извещение о выполнении расчетной операции). Они могут быть дебетовыми или кредитовыми (в зависимости от содержания операции).
  • Правильность совершения расчетов РКЦ подтверждается совпадени­ем начальных и ответных оборотов в процессе квитовки, т.е. сопо­ставления каждого ответного провода с начальным. Иными словами, должно быть обеспечено равенство общего итога остатков по счету начальных МФО через РКЦ общему итогу остатков по счету сквитованных ответных МФО. Такое соответствие достигается на балансах главных управлений ЦБ РФ только после завершения квитовки в межфилиальных оборотах за истекший год. Контроль за правильно­стью совершения расчетов между хозяйственными органами осущест­вляют коммерческие банки и их учреждения. В необходимых случаях привлекаются РКЦ и РЦИ Банка России.
  • Деятельность РКЦ тесно связана и напрямую зависит от качества работы вычислительных центров (ВЦ). В настоящее время коммерче­ские банки имеют возможность использовать для автоматизации своей деятельности как централизованную систему обработки инфор­мации, так и различные варианты локальных сетей либо сочетание обеих этих систем.

22. Порядок открытия и ведения металлических счетов

Проведение банками любых операций с драгоценными металлами связано с открытием металлических счетов.

Металлический счет – счет, открываемый в уполномоченном банке, на котором учитывается физическое количество принадлежащих клиенту аффинированных драгоценных металлов.

Виды металлических счетов:

- Металлические счета ответственного хранения.

Предназначены для учета драгоценных металлов клиентов, переданных в банк на ответственное хранение с сохранением их индивидуальных признаков (наименование, количество, проба, производитель, серийный номер).

Для открытия и ведения таких счетов, а также для приема драгоценных металлов (ДрагМе) банку необходимо иметь сертифицированное хранилище, оборудованное специальными приборами, например, для измерения веса. ДрагМе, принятые на хранение не могут рассматриваться банком как привлеченные средства и, следовательно, не могут быть размещены от имени и за счет банка. Доход по этим счетам складывается исключительно из комиссии за ведение счета и обеспечение сохранности ДрагМе.

- Обезличенные металлические счета.

Предназначены для учета ДрагМе без указания их индивидуальных признаков. ДрагМе в данном случае имеют только количественную характеристику массы металла в граммах и стоимостную оценку в рублях. Счета используют для осуществления операций по привлечению во вклады и размещению ДрагМе. По обезличенному счету проводятся следующие операции.

«О национальной платежной системе» . «Электронные деньги» были признаны на законодательном уровне. В частности, было закреплено само понятие «электронных денег» - денежные средства, которые внесены клиентами в кредитные организации, которые учитываются без открытия банковских счетов». Право на выпуск «цифровой валюты» имеют теперь организации, которые обладают минимальным уставным капиталом в размере не менее 18 млн. руб. Чтобы стать оператором электронных денег, таким НКО (небанковские кредитные организации) достаточно уведомить Центробанк.

Обсудить закон «О национальной платежной системе» и его возможное влияние на работу интернет–магазинов SEOnews решил со специалистами юридической фирмы «КЛИФФ»:

Еленой Денисовой , руководителем коммерческой практики гражданско-правового департамента, и

Светланой Максимовой, ведущим аудитором Департамента аудита и бухгалтерского сопровождения.


Оператор платежной системы, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денег…. В чем разница?

Елена: ФЗ № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», принятым 27 июня 2011 г., даны следующие определения основных участников платежных систем.

Под оператором платежной системы следует понимать юридическое лицо, фактически организовавшее такую систему. Операторами платежной системы могут являться Банк России, Внешэкономбанк, кредитные, а также не кредитные организации (т.е. любое юридическое лицо при соблюдении определенных условий, установленных названным ФЗ). В качестве примера не кредитной организации, которая сможет принять статус оператора платежной системы, можно привести наиболее крупных игроков этого рынка, таких как: WebMoney, ЯндексДеньги, операторы международных платежных систем Visa и MasterCard и прочие крупные платежные системы (при условии, что они будут подпадать под критерии установленные ФЗ о минимальном размере активов и пр.). Кроме того, поскольку в число платежных инструментов, наравне с кредитными картами, войдет обычный мобильный телефон, к операторам платежной системы можно будет также отнести операторов сотовой связи.

К операторам по переводу денежных средств новый ФЗ относит Банк России, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств (п.1 ст.11 ФЗ №161-ФЗ). Таким образом, кредитные организации, в лицензии которых отсутствует указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не смогут стать операторами по переводу денежных средств.

Оператором электронных денежных средств признается кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» (п.1 ст.12 ФЗ). Т.е. небанковская кредитная организация, в лицензии которой будет отсутствовать указание на возможность осуществления операций по переводу денежных средств, не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора электронных денежных средств и осуществлять перевод электронных денежных средств.

Примером оператора электронных денег могут служить уже ранее названные игроки. Однако, для осуществления названными игроками деятельности в качестве операторов электронных денег им необходимо будет получить соответствующую лицензию ЦБ РФ.

Разница между вышеназванными операторами можно наглядно продемонстрировать в следующей таблице:

Основные Критерии

Оператор платежной системы

Оператор электронных денежных средств

Оператор по переводу

денежных средств

Субъекты

Любые юридические лица

Кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств

Банк России

Внешторгбанк

Кредитные организации, имеющие право на осуществление переводов денежных средств

Функционал

ü Создает платежную систему;

ü Определяет правила функционирования ПС;

ü Создает систему управления рисками; Обеспечивает возможность рассмотрения споров с участниками и операторами ПС

Фактически является одним из участников ПС и устанавливает только правила осуществления перевода ЭДС

Фактически является одним из участников ПС

Осуществляет свою деятельность в соответствии с банковским законодательством РФ

Порядок принятия статуса

Для организаций, не являющаяся кредитными необходимо направить регистрационное заявление по форме и в порядке, которые установленные Банком России.

Банк России осуществляет соответствующую деятельность с даты вступления ФЗ в силу

Обязаны уведомить Банк России о начале своей деятельности в соответствующем статусе не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

Осуществляют деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств со дня вступления ФЗ в силу

Какие участники структуры могут быть некредитными организациями?

Елена: Юридические лица, не являющиеся кредитными организациями, могут участвовать в платежной системе в статусе: операторов платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры (таких как операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр); банковские платежные агенты.

Возможно ли совмещать деятельность оператора электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС (национальной платежной системы)?

Елена: Как указывалось выше, операторами электронных денег будут признаваться кредитные организации, в том числе небанковские кредитные организации, имеющие право (предоставленное соответствующей лицензией) на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п.1 ст.12 ФЗ №161-ФЗ).

В соответствии с положениями ФЗ «О банках и банковской деятельности» небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные ФЗ и лицензией на осуществление такой деятельности. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с ст.5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанные ограничения не распространяются на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороной купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре.

Таким образом, на операторов электронных денег будут распространяться все ограничения и требования, установленные действующим законодательством РФ для кредитных организаций. Осуществление операторами электронных денег видов деятельности, приведенных в качестве примера в вопросе, невозможно.

Что касается второго вопроса о возможности совмещения операторами электронных денег с иными видами деятельности внутри НПС, на него может быть дан положительный ответ. Операторы электронных денег могут совмещать свою деятельность с деятельностью иных субъектов платежной системы, с учетом имеющихся ограничений, предусмотренных для операторов электронных денег получивших статус небанковской кредитной организации. Напомним, что оператор электронных денег, созданный в форме НКО не сможет осуществлять деятельность в качестве оператора по переводу денежных средств, центрального платежного клирингового контрагента, а также расчетного центра.

Что изменится в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей через Интернет? Какие меры необходимо предпринять владельцам магазинов, чтобы узаконить теперь свою деятельность?

Елена: После вступления ФЗ №161-ФЗ и №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» 29.09.2011г в практической схеме работы интернет - магазинов, принимающих оплату за товары от пользователей, существенным образом ничего не измениться. Однако, в последствие, таким участникам рынкам необходимо будет открыть специальный расчетный счет у оператора по переводу денежных средств и оператора по переводу электронных денег (для возможности использования ЭСП), а также стать банковскими платежными агентами для сохранения статуса оператора по приему денежных средств (в соответствии с положениями ФЗ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» в ред. ФЗ №162-ФЗ от 27.06.2011).

Электронные средства платежа могут быть персонифицированными и неперсонифицированными (неидентифицированные и только физические лица). Для первого вида нет ограничений по месячным переводам, для второго – 40 тысяч рублей. Остаток по счету не должен превышать соответственно100 и 15 тысяч рублей. Насколько я понимаю, эти ограничения можно обойти, просто заведя, например, несколько карт на одно лицо, не так ли?

Светлана: Статьей 10 Закона №161-ФЗ ограничен размер остатков электронных денежных средств, а также общая сумма переводимых электронных денежных средств в использованием неперсонифицированного средства платежа в месяц 40 тыс. руб. При этом данные ограничения относятся ко всем видам электронных денежных средств у одного оператора (например: WMR, WMZ, WME, WMU, WMB, WMY, WMC, WMZ, WMG). На наш взгляд данные ограничения можно обойти, имея ЭСП у разных эмитентов таких средств платежа.

Предположим, ЭСП – это карта пользователя, физ. лица. Если идет речь о юр. лице, например, интернет - магазине. Его лицевой счет считается ЭСП? Будут ли здесь действовать ограничения? Ведь обороты таких магазинов превышают 100 тысяч.

Светлана: Во-первых, хотелось бы напомнить, что расчеты электронными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрещены (ч. 9 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Во-вторых, ограничения установленные ч.7 ст.10 Закона №161-ФЗ, говорят об остатках (а не об оборотах) электронных денежных средств.

В-третьих, необходимо напомнить определение ЭСП, данное в пункте 19 ст.3 Закона №161-ФЗ

Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Клиенты - юридические лица или индивидуальные предприниматели предоставляют денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета. Для юридических лиц ЭСП – это специальный банковский счет открытый для приема электронных денег.

Таким образом, если физические лица используют банковские карты для расчетов с интернет - магазином ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай не распространяются.

Если интернет – магазины принимает в счет оплаты электронные денежные средства через ЭСП ограничения, предусмотренные ст.10 Закона №161-ФЗ, на данный случай распространяются.

Как и кто сможет обналичить виртуальные деньги?

Елена, Светлана: Обналичить можно только персонифицированные электронные денежные средства. То есть, это могут сделать физические лица идентифицированные в соответствии с законом №115-ФЗ от 07.08.01 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ч.21 ст.7 Закона №161-ФЗ). Остатки электронных денежных средств неперсонифицированных физических лиц и юридических лиц могут быть переведены только на банковский счет (ч.20 и 22 ст.7 Закона №161-ФЗ).

Для обналичивания электронных денежных средств или перевода их на банковский счет клиент дает соответствующее распоряжение оператору электронных денежных средств.

Закон дает огромные полномочия ЦБ. Как вы оцениваете перспективу его действия в этой структуре? Будет ли это регламентная или ограничительная деятельность?

Елена: На наш взгляддеятельность ЦБ РФ и его действия, в том числе надзорные и контрольные функции, не будут сильно отличаться от существующих в отношении банковской сферы, а его деятельность будет носить скорее смешанный характер, т.е регламентно-ограничительный. Мы считаем, что основной целью законодателя, при предоставлении столь широких полномочий для ЦБ, было урегулирование этого рынка и выстраивание системы с той же четкостью и возможностью контроля, что и при построении банковской деятельности.

Закон «О национальной платёжной системе» был принят и опубликован в конце июня. Когда закон вступит в силу и вступит ли он целиком?

Елена : Федеральный закон об НПС вступает в силу 29 сентября 2011 г. частично. Стоит отметить, что ФЗ будет вступать в силу «частями», в течение следующих 15 (пятнадцати) месяцев соответственно все участники этого рынка будут иметь определенное время для подготовки необходимых документов, принятия какого либо статуса в качестве субъектов платежной системы, а также для привидения в соответствие своих действующих документов.