Открытая экономика определение. Открытая экономика в современном мире

Слово "открытость" имеет два связанных, но отличающихся значения. Оно может означать, что нечто является неограниченным, доступным и, возможно, уязвимым. Или же оно может означать, что некий объект, например, человек или организация, является прозрачным, а не секретным.

В первом значении это слово часто применяется к международной торговле, инвестициям и технологиям (хотя в большинстве определений открывающиеся возможности не связываются с уязвимостью). Такая открытость всегда приводила к структурным изменениям в экономике, особенно в том, что касается занятости. Структурные изменения могут быть одновременно и позитивными, и разрушительными. Политикам уже давно надо было найти баланс между абстрактным принципом открытости и конкретными мерами по ограничению худших последствий подобных изменений.

К счастью, научные исследования и исторический опыт могут помочь властям найти разумный ответ на этот вызов. Взять, к примеру, опыт небольших развитых стран Северной Европы, которые, как правило, являются открытыми. Для этого есть причина: если бы они не были открытыми, им понадобилась бы слишком высокая степень диверсификации торгуемой части экономики для удовлетворения внутреннего спроса. Это привело бы к высоким издержкам, поскольку малый размер внутреннего рынка не позволяет им достичь экономики масштаба в сфере технологий, разработки продуктов и производства.

Однако открытость этих стран привела к росту экономической и политической значимости как инвестиций в человеческий капитал, так и сильной системы социальной защиты. Меры социальной защиты вдвойне важнее для стран с небольшой, узкоспециализированной экономикой, поскольку воздействие внешнего шока на какой-либо один торгуемый сектор в этой стране может оказать влияние на всю экономику.

Так было не всегда. Канада, Австралия и Новая Зеландия, то есть страны с небольшой и средней экономикой, проводили протекционистскую политику, которая вызвала избыточную диверсификацию в торгуемых секторах. Но, по мере расширения международной торговли и усиления специализации, себестоимость товаров, произведенных внутри страны (например, автомобилей), по сравнению с импортными аналогами стала слишком высока для потребителей. В 1980-х и 1990-х годах эти три страны начали открывать экономику и пережили трудный переходный период структурных изменений, который, тем не менее, помог повысить производительность и принес многочисленные выгоды гражданам и потребителям.

Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен

Впрочем, поиск правильного баланса всегда сложен. Канада, Австралия и Новая Зеландия являются странами, которые богаты ресурсами и подвержены "голландской болезни ": ситуация, когда один сильный, капиталоемкий сектор вредит другим секторам, укрепляя национальную валюту. Это вызывает озабоченность недостаточной диверсификацией, которая делает данные страны уязвимыми перед волатильностью на глобальных товарных рынках и создает угрозы для занятости.

Обычно мы связываем структурную адаптацию с международной торговлей и инвестициями. Однако внутри страны промышленная деятельность тоже постоянно меняется, что вызывает локальные и региональные проблемы. Например, текстильное производство в США, когда-то плотно сконцентрированное в штатах Новой Англии, по большей части мигрировало в южные штаты (а затем переместилось в Азию и другие страны с низкими издержками).

В 1954 году бывший тогда сенатором Джон Кеннеди написал большую и увлекательную в журнале The Atlantic , в которой объяснял это нежелательное перемещение производства из Новой Англии системой налоговых льгот в южных штатах. Кеннеди утверждал, что подобные меры могут привести к неэффективно высокому уровню промышленной мобильности, поскольку корпорации всеми силами стремятся повысить прибыль, игнорируя влияние своих действий на местные сообщества. Для прекращения этой гонки на выживание (race to the bottom) Кеннеди призывал не к свободной торговле, а к регулированию, которое сделало бы торговлю более справедливой и эффективной.

Структурные перемены действительно необходимы для улучшения динамической эффективности. Однако необходимы и меры, которые гарантировали бы, что инвестиции и экономическая деятельность опираются на реальные сравнительные преимущества, а не временное стимулирование по принципу "разори соседа". Это особенно важно в периоды быстрых структурных изменений. Адаптация на стороне рыночного предложения является медленной, болезненной и дорогой, поэтому не стоит проводить ее без необходимости.

Но, как страны с закрытой экономикой, вообще упускающие выгоды торговли, так и страны с открытой экономикой, но обладающие значительными институциональными и политическими барьерами на пути структурных изменений, будут демонстрировать низкие результаты. Этим и объясняется, почему многие страны с открытой экономикой оказались сегодня не способны адаптироваться к новым технологиям и моделям торговли. Власти слишком часто хотят полностью исключить наступление перемен. Однако, хотя блокирование перемен может на какое-то время защитить существующие отрасли и рабочие места, подобные действия ведут к резкому снижению потока инвестиций, что, в конечном итоге, вредно для роста экономики и занятости.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся

Еще одним барьером на пути перемен в стране является структура ее экономики и социальной защиты. Как отмечает бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, обещаний дивидендов, которые принесет рост экономики в долгосрочной перспективе, благодаря структурным реформам, оказывается недостаточно, чтобы успокоить тревоги людей по поводу их ближайшего, краткосрочного будущего, особенно если экономика находится в полустагнирующем состоянии. Если вы заменяете нечто ничем, вам следует ожидать значительного политического и социального сопротивления.

Если структурные реформы не сопровождаются реформой социальной защиты, они, скорее всего, провалятся. Реформаторская программа "План 2010", начатая бывшим канцлером Германии Герхардом Шредером в 2003 году, является хорошим примером такого многостороннего подхода; однако для Шредера он оказался политически рискованным: в 2005 году он не был переизбран.

Важен также график реформ. Например, люди, имеющую работу, будут намного больше обеспокоены реформой социальной защиты в стране с плохим состоянием экономики, чем в стране, переживающей экономический бум. Политическое сопротивление структурным реформам, особенно со стороны работников старшего возраста, будет сильнее в стране, где высок уровень безработицы и низки объемы производства, потом что в таких условиях намного хуже оказаться без работы.

Как правило, правительствам не следует проводить структурные реформы, пока экономика страны не начала двигаться вперед, благодаря мерам бюджетной и инвестиционной политики. Действуя в таком порядке, можно уменьшить политическое сопротивление переменам. Сейчас Европа переживает умеренный, но значимый всплеск темпов роста экономики. Смогут ли политики воспользоваться этим шансом для проведения необходимых реформ, можно только гадать.

Последний урок, о котором следует помнить: структурные перемены являются не просто неприятным побочным эффектом роста экономики и создания новых рабочих мест и новых отраслей экономики. Напротив, они являются неотъемлемой частью этих процессов.

Это можно четко увидеть на примере успешных развивающихся стран, где рецептом роста стали открытость, современные отрасли экономики, международная торговля, высокий уровень инвестиций, расширение базы человеческого капитала. Эти страны тоже подвергаются структурным сдвигам и сталкиваются с проблемами распределения. Однако их переходный период оказывается более быстрым и менее болезненным, поскольку инвестиции активно текут как в государственный, так и частный сектор, как в материальные, так и нематериальные активы.

Развитые страны в этом смысле мало чем отличаются. Значительный и широкий рост инвестиций не поможет решить все их проблемы с распределением и адаптацией. Но он, несомненно, способен подтолкнуть рост экономики и уменьшить экономическое и политическое трение, мешающее структурной адаптации.

Майкл Спенс - лауреат Нобелевской премии по экономике 2001 года, профессор экономики в Школе Стерна Нью-Йоркского университета

Copyright: Project Syndicate 2017

Для того чтобы определить степень открытости экономики необходимо рассмотреть основные признаки открытой экономики, их можно разделить на три группы.

Первая группа это признаки открытой экономики на макро-уровне:

Наиболее полное использование различных форм мирохозяйственных связей.

Устойчивая внешнеэкономическая специализация страны, при которой обмен с мировым хозяйством происходит не в силу дефицитов или излишков продукции внутри страны, а на основе сравнительных издержек производства и качества товара.

Стабильность валютно-финансового положения страны, когда обслуживание внешнего долга не закрывает возможностей экономического роста и не создает трудностей с привлечением новых кредитов.

Международная обратимость национальной валюты.

Развитие национальной экономики определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве.

Вторая группа это признаки открытой экономики на микро-уровне:

Свободный выход предприятий всех форм собственности на внешние рынки товаров, капиталов и услуг.

Свобода выбора всеми экономическими субъектами отечественных и иностранных партнеров и рынков при осуществлении хозяйственных операции.

Превращение внешнеэкономической деятельности в органичную составную часть в хозяйственной деятельности многих предприятии.

И третья группа это признаки открытой экономики в деятельности государства:

Открытие внутреннего рынка для иностранной конкуренции в сочетании с гибкой защитой отечественного производителя.

Обеспечение правовых и экономических гарантий хозяйственного функционирования и защиты иностранного капитала.

Создание и поддержание благоприятного инвестиционного климата (под которым можно понимать комплекс факторов обеспечивающих разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранных товаров, капиталов, технологии, информации и т.д.)

Ликвидация монополии внешней торговли по большинству товарных позиций.

Поддержка на внешних рынках отечественных экспортеров.

Ориентация технической, промышленной и социальной политики на мировые стандарты и тенденции их развития.

Сближение отечественного хозяйственного права с международным.

Приоритет международных договорных обязательств страны над нормами отечественного права.

Применение общепринятого в мировой практике арсенала средств и методов регулирования внешнеэкономических связей комбинируемых в зависимости от конкретной ситуации в национальной экономике.

Обеспечение участия государства в важнейших международных экономических организациях.

Следует различать понятия «открытость экономики» и «свобода торговли» фритредерство. Свобода торговли это есть не что иное, как политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю. Открытость экономики более широкое понятие, чем свобода торговли поскольку:

Подразумевает активное участие страны не только в международной торговле, но и в других внешнеэкономических или мирохозяйственных связях. Понятие свободной торговли касается только сферы внешней торговли.

Открытость экономики не исключает протекционизм, который является антиподом политики свободы торговли

Протекционизм это государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Цель политики протекционизма существенно отличается от цели политики автаркии, поскольку протекционизм не отрицает полезности международной торговли и не ставит задачу, чтобы страна сама себя всем обеспечивала.

Различают 4 основные формы протекционизма это:

Селективный направлен против конкретных отдельных стран, товаров или компании.

Отраслевой защищает определенные отрасли национального хозяйства, прежде всего сельское хозяйство.

Коллективный проводится в отношении какой-то страны или ряда стран совместно с одной или несколькими другими странами.

Скрытый (косвенный) осуществляется методами внутренней экономической политики.

Основные показатели открытости экономики страны

В качестве показателей, используемых для измерения степени открытости экономики, чаще всего применяются:

экспортная квота

импортная квота

внешнеторговая квота

Иногда используют также коэффициенты эластичности экспорта (для оценки динамики открытости экономики) или импорта по отношению к ВВП.

Экспортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства она рассчитывается как отношение стоимости экспорта (Э) к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) за соответствующий период в процентах:

Кэ = Э/ВВП*100%.

Импортная квота представляет собой количественный показатель, характеризующий значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции. В рамках всего национального хозяйства импортная квота рассчитывается как отношение стоимости импорта (И) к стоимости ВВП:

Ки = И/ВВП*100%.

Внешнеторговая квота определяется как отношение совокупной стоимости экспорта и импорта, делённой пополам, к стоимости ВВП в процентах:

Кв = Э+И/2ВВП*100%.

Другой вариант

Кв = (Э+И) / ВВП*100%*0,5

Показывает значимость внешнеторговых связей для страны, а не только экспорта и импорта. Все показатели не показывают долю страны в мировом экспорте.

Коэффициенты эластичности экспорта и импорта по отношению к ВВП показывают, на сколько возрастает экспорт или импорт при увеличении ВВП страны на 1 % и рассчитываются как отношение процентного изменения стоимости экспорта (или импорта) за рассматриваемый период к процентному изменению ВВП страны за тот же период.

Еэ = дельта Э(%) / дельту ВВП(%)

Еи = дельта И(%) / дельту ВВП(%)

Значение данных коэффициентов если они больше > 1 трактуют как усиление открытого характера экономики, если меньше < 1 то наоборот.

Необходимо отметить, что не один из этих показателей нельзя признать универсальным индикатором открытости национальной экономики, поскольку они не учитывают участие данной страны в международном движении факторов производства, не учитывают ее влияние на изменение на движении мировой ставки процента, уровень мировых цен и т.д. Поэтому все эти показатели могут служить мерилом открытости экономики лишь в первом приближении. макроэкономика российский государство капитал

Универсального показателя открытости экономики нет, можно говорить лишь о совокупности показателей.

Мировой банк до сих пор классифицирует открытость экономики по критерию экспортной квоты страны. Он делит страны на три группы:

Относительно закрытые, с квотой < 10%

Страны с умеренно открытой экономикой, квота от 10 до 25%

Страны с открытой экономикой, квота > 25%

Но здесь можно тоже ошибиться если ВВП сокращается больше, чем экспорт, то мы получаем неправильную картину.

Иногда в теории международной экономики используют понятия как малая открытая экономика и большая открытая экономика.

Эти понятия ничего общего не имеют с экспортными и импортными квотами этих стран. Показатели открытости экономики не является критерием для отнесения страны к большой или малой открытой экономике страны.

И большую и малую рассматривают в узком и широком смысле. При этом акцент делается не столько на степень включенности национальной экономики в международные хозяйственные связи, сколько на процесс формирования мировой ставки процента и влияние соответствующей страны на данный процесс.

В узком смысле большая открытая экономика это экономика, в которой ставка процента формируется под значительным воздействием внутренних экономических процессов. Страны, где сформировалась большая открытая экономика: США, Япония, Германия оказывают значительное влияние на состояние международного рынка и на уровень мировой ставки %.

Малая открытая экономика в узком смысле это экономика, в которой ставка % задана условиями мирового финансового рынка. Государства с малой открытой экономикой не оказывают существенного влияния на движение мировой ставки % и на состояние международного рынка.

При более широком подходе содержание большой открытой экономики не ограничивается только критерием ставки % поэтому в широком смысле большая открытая экономика благодаря ее степени влияния на мировых рынков товаров, капиталов и услуг, а также имеющемуся национальному экономическому потенциалу оказывает реальное воздействие на формирование всех основных экономических параметров мирового хозяйства: уровень инфляции, мировых цен, влияние на динамику спроса и предложения на группу важнейших товаров, на состояние мировых финансовых рынков, включая движение ставки процента, а также на политику в области определения международных норм и правил регулирующих внешнеэкономические связи.

Малая открытая экономика это все в зеркальном смысле наоборот к большой экономике.

Страны с открытой экономикой

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Страны с открытой экономикой" в других словарях:

    Экономика страны - (National economy) Экономика страны это общественные отношения по обеспечению богатства страны и благосостояния ее граждан Роль национальной экономики в жизни государства, сущность, функции, отрасли и показатели экономики страны, структура стран… … Энциклопедия инвестора

    ЕВРОПЕЙСКАЯ ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА - EUROPEAN MONETARY SYSTEMВступившее в силу в марте 1979 г. соглашение об экон. и валютном сотрудничестве между гос вами членами Европейского экон. сообщества было первым шагом к образованию Европейской валютной системы (ЕВС). Его основной и… … Энциклопедия банковского дела и финансов

    Монетаризм макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Возник в 1950 е годы как ряд… … Википедия

    Изолированная экономика - CLOSED ECONOMY Экономика страны, которая не участвует в международной торговле. В противоположность изолированной экономике страны с открытой экономикой постоянно расширяют свой внешнеторговый оборот. Ср.: Open economy … Словарь-справочник по экономике

    Инфляция - (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора

    Платежный баланс - (Balance of payments) Платежный баланс это статистический документ, отражающий все внешнеэкономические операции данной страны Платежный баланс страны, методы и структура составления платежного баланса, отрицательное и положительное сальдо… … Энциклопедия инвестора

    Торговый баланс - (Trade balance) Торговый баланс это экономический показатель, отражающий соотношение между экспортом и импортом страны Торговый баланс страны, активный и пассивный торговый баланс, сальдо торгового баланса, роль торгового баланса в экономике… … Энциклопедия инвестора

    Мировая экономика - (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

    Курс валют - (Exchange rate) Курс валют это цена одной валюты к другой валюте Курс валют: понятие и форма, методы установления, котировки и виды, динамика и теории регулирования, валютный паритет и таргетирование Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Приток капитала - (Cash inflow) Приток капитала это поступление денежных средств в экономику страны от иностранных источников Приток капитала и его влияние на экономику государства, роль иностранных инвестиций в национальных экономиках стран, ввоз и вывоз… … Энциклопедия инвестора

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: Экономической теории

Контрольная работа

по дисциплине «Мировая экономика»

Вариант - 12

Студентки

финансово-экономического факультета

заочного отделения

группы У06-ЭПз-1

Галай Натальи Михайловны

Преподаватель:

Зенькова И.В.

Новополоцк, 2008 г.

3. Лицензионные соглашения и франчайзинг

Список использованных источников

Приложения

1. Преимущества открытости экономики и международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику

Открытая экономика - экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Преимуществами открытой экономики являются;

· Увеличение возможности привлечения прямых иностранных инвестиций;

· Расширение ассортимента и номенклатуры товаров и услуг;

· углубление специализации и кооперации производства;

· рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

· распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную интеграцию и горизонтальную интеграцию компаний.

Международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику:

1. Установление стабильного политического режима;

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям;

3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой;

4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением;

5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

Сегодня Беларусь продает за рубеж свыше 55% ВВП, 80% промышленного производства. Торгово-экономические отношения установлены более чем со 180 странами мира. Внешнеторговый оборот с 2000 по 2007 г. вырос втрое и составил 53 млрд. Br. При отсутствии сырьевых ресурсов, и в первую очередь энергоносителей, это, бесспорно, хороший показатель, подтверждающий открытость экономики РБ. В плюсах внешней торговли - снижение за последние 5 лет доли РФ с 58% до 49% и рост товарооборота со странами ЕС (с 18,9% до 31,9%).

Также, одним из главных критериев степени открытости стран мировому рынку является экспортная квота (Эк) – отношение объема экспортируемых товаров и услуг (Э) к ВВП/ВНП страны. В Беларуси в январе-октябре 2008 года Эк≈50-60% (ВВП в январе-октябре 2008 г. составил в текущих ценах 104987,1 млрд. рублей). Это свидетельствует о том, что экономика РБ относительно открыта.

Помимо этого, за 9 месяцев 2008 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 5,2 млрд. долларов США инвестиций, или на 37,4% больше, чем за 9 месяцев 2007 г.

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (43,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (32,7%), торговля и общественное питание (7%). Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в Приложении 1.

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (32,5% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (20,4%), Австрии (14,1%), Соединенного Королевства (12,4%), Кипра (7,8%).

За 9 месяцев 2008 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г.Минска (39,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (22,5%), Гомельской (16,6%) и Витебской (15,3%) областей.

Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за январь-сентябрь 2008 г. приведена в диаграмме:

На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 35,8% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с январем-сентябрем 2007 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (69,4% от общего объема прямых инвестиций).

Организациями республики за 9 месяцев 2008 г. получено прочих иностранных инвестиций на сумму 3,4 млрд. долларов США, или на 15,6% больше, чем за 9 месяцев 2007 г. На их долю приходилось 64,1% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.

Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за январь-сентябрь 2008 г. в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 16,3% меньше, чем за январь-сентябрь 2007 г. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.

2. Государственное регулирование внешней торговли

Развитие международной торговли тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы: непосредственно влияющие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и др.); ограничивающие количество поступающего товара (лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и др.).

Внешняя торговля - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну.

На национальном уровне регулирование государством международной торговли осуществляется посредством регулирования экспорта и импорта, однако не всякий ввоз товара в страну означает импорт, а не всякий вывоз – экспорт. Так, товар может ввозиться, или вывозиться из страны для переработки, или перевозиться через территорию страны транзитом. Чтобы обеспечить дифференцированный подход к таким ситуациям, мировой практикой выработаны различные таможенные режимы, оговоренные в таможенных кодексах стран. Это режим экспорта, выпуска для свободного обращения, транзита, реэкспорта и реимпорта, свободной таможенной зоны и др. Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению, которое проводится главным образом двумя путями:

а) через таможенный тариф;

б) нетарифные ограничения.

Оба пути широко практикуются во всем мире.

а) таможенный тариф - перечень товаров, подлежащих обложению пошлиной, т.е. налогом. Он включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход, либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны.

Таможенная пошлина поднимает отечественную цену импортного товара выше мировой, а отечественные производители расширяют выпуск. Поэтому тариф является средством защиты рынка, позволяя отечественным фирмам производить с предельными издержками, превышающими мировые.

Тариф представляет собой налог на импортные товары. Фискальный тариф накладывается на иностранные товары, которые не производятся в данной стране. Он идет на пополнение средств бюджета. Протекционистские тарифы защищают местных производителей. Различают запретительный и незапретительный тарифы . Величина первого высока, что перекрывает импорт. Этот тариф направлен на запрещение торговли. Второй тариф является более умеренным, поэтому он лишь тормозит торговлю, так как повышение цены на ввозимые товары уменьшает импорт и способствует росту национального производства.

Наверняка каждый согласится с тем, что ни одна страна в современном мире не является полностью изолированной от внешнеэкономических отношений. В конечном итоге государства потребляют все же больше, чем производят в одиночку. Такое положение дел ведет к стимулированию и последующему развитию международной торговли, причем в этом случае выигрывают одинаково все - и страна-экспортер, и государство-импортер. Более того, в последнее время наметилась тенденция перемещения капиталов между державами (инвестиции, трансферты, кредиты и т.д.). Именно поэтому макроэкономическая модель, безусловно, включает в себя операции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Одним словом, она является примером открытой экономики.

Открытая экономика. Понятие

Открытая экономика считается среди специалистов широко интегрированной во всеобщую хозяйственную систему сферой. Отметим ее некоторые характерные черты. Прежде всего, это и, безусловно, участие в интернациональном разделении труда, и отсутствие препятствий на экспорт/импорт товаров, а также на движение капиталов между странами. Специалисты условно подразделяют данную на два типа: малая открытая экономика и большая открытая экономика. Первый тип на представлен лишь в малых долях. В этом случае на мировые цены и ставку процента практически не оказывается влияния. С другой стороны большая открытая экономика (к примеру, Германия, Соединенные Штаты Америки), а точнее принадлежащие к ней страны, обладают весомой частью мировых сбережений и непосредственно самих инвестиций, следовательно, оказывают непосредственное влияние на все мировые цены.

Основные показатели открытой экономики

  • Часть ввозимых грузов в потреблении.
  • Часть экспортируемых товаров в объеме производства.
  • Доля зарубежных инвестиций в сравнении с внутренними капиталовложениями.

Формирование открытой экономики

Основной тенденцией послевоенных десятилетий специалисты называют именно переход от замкнутых хозяйств к непосредственно самой экономике открытого типа, то есть направленной на внешний рынок. Именно первыми объявили тезис о становлении совершенно нового хозяйства, свободы торговли. Цель была исключительно одна - навязать другим государствам свои правила и стандарты общения на международном рынке. Действительно, после Второй мировой войны Америка вышла победительницей, а на практике доказала свою состоятельность и процветание, предлагая постепенно шаги совершенно иного нового экономического порядка. Такой призыв приняли многие государства. Приблизительно начиная с 60-х годов, такого рода процессы начинают продвигаться в ряде Уже в 80-е годы к их числу примкнул и Китай, а сам термин «открытость» вошел во многие словари. Постепенный переход держав к плану по открытой экономике был в значительной мере простимулирован и решениями которые по всему миру в целях освоения все новых рынков стремительно открывали и филиалы, тем самым, интермиттируя международный экономический обмен.