Пропагандистские меры демографической политики. Научная электронная библиотека

Демографическая политика — это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на .

В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума .

В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения .

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Цели и направления демографической политики

Структура демографической политики , как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные направления демографической политики включают:
  • государственную помощь семьям с детьми;
  • создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;
  • снижение заболеваемости и смертности;
  • увеличение продолжительности жизни;
  • улучшение качественных характеристик населения;
  • регулирование миграционных процессов;
  • урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения.

Цели могут быть заданы в виде целевого требования (словесное описание целей), либо целевого показателя, системы показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики. Среди показателей, апробированных в демографической политике разных стран, как правило, не используют собственно численность населения (исключения: КНР, где целью политики последних десятилетий ХХ века было «не превысить численность в 1200 млн человек в 2000 г.», а также Румыния времен Чаушеску — достичь численности в 30 млн человек). Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения [Бухарест, 1974] и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению [Мехико, 1984] странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности. В развитых странах для регулирования притока иностранцев практикуются иммиграционные квоты — ограничения на въезд и натурализацию иностранцев.

Меры демографической политики

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредованно, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации.

Меры демографической политики: экономические меры:
  • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
  • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
  • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы — для повышения рождаемости
  • преимущества для малодетных семей — для понижения рождаемости
административно-правовые меры:
  • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение
  • матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
воспитательные и пропагандистские меры:
  • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
  • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
  • политика планирования семьи
  • половое образование
  • гласность по вопросам половых отношений

Меры демографической политики с точки зрения их влияния на поведение могут выступать как стимулы или как ограничения. Задача стимулов и ограничений — изменить поведение, создав преимущества тем, чье поведение будет в большей степени соответствовать общественным потребностям, декларируемым целям политики, или помехи — тем, чьи действия вступают в противоречие с целями политики. Стимулы и ограничения, как правило, влияют на поведение весьма ограниченное время, со временем население адаптируется к ним и не воспринимает их как таковые. Самый важный пласт политики — это группа мер, лежащих между стимулами и ограничениями — их можно назвать .

История демографической политики

История демографической политики показывает, что она была слабым инструментом и не могла заметно влиять на воспроизводство населения. Общественно-экономические условия, как правило, сводили на нет все усилия демографической политики, которой отводили нередко ошибочную роль главного лекарства для лечения больных экономик и социально-политических систем.

Демографическая политика не может и не должна подменять собою социальную и экономическую политику. Попытки решать социально-экономические проблемы мерами воздействия на воспроизводство населения никогда не приводили к желаемым и эффективным результатам.

Современная демографическая политика — до сих пор она была слабым инструментом, чтобы заметно влиять на воспроизводство населения. И дело не только и не столько в неверном выборе целей и средств, но и в том, что власти пытались несерьезными усилиями, малыми затратами добиться серьезных результатов.

В материалах Бухарестской конференции 1974 г. выражалось сомнение в том, что планета способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров пригодной для жизни территории и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежно ведет к увеличению утечки природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни. Новые открытия в науке и новые технологии могут конечно ослабить остроту этого вопроса, но не снять его с повестки дня, если продолжится рост населения. Подобные идеи и выводы (стратегия нулевого роста) содержатся и в докладах Римского клуба, неправительственной организации, под эгидой которой подготовлено несколько экспертных прогнозов мировой динамики, получивших всемирную известность.

По мнению ряда ученых, нет сомнения, что планета не способна содержать неограниченное количество населения из-за ограниченных размеров и исчерпаемых природных ресурсов. Тенденция улучшения материального уровня жизни неизбежна. Она увеличивает утечку природных ресурсов и приводит к тому, что дальнейший рост населения достигается ценой ухудшения условий жизни . Новые открытия в науке и новые технологии могут, конечно, ослабить остроту этого вопроса, но не могут снять его с повестки дня, если продолжится рост населения.

Проблемы народонаселения носят глобальный характер, также как и экологические и энергетические проблемы, поэтому решение таких проблем вполне может и должно быть найдено на уровне ООН в форме компромисса и согласованных стратегических действий национальных правительств и международных организаций.

Нужно поднять среднюю

продолжительность человеческой жизни,

иначе человек «не окупается»

Станислав Ежи Лец

Демографическая политика - комплекс экономических, административных и пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, которая нацелена на стабилизацию и рост численности населения, повышение общего коэффициента рождаемости в 1,5 раза и увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет.

Материнство в нашей стране поощряется государством. Вместе с тем женщине предоставлено право самостоятельно решать вопрос о материнстве (Федеральный закон № 323, 2011 г.), что определяет моральную автономию человека в вопросах планирования семьи и деторождения, которая в мировой практике называется репродуктивным выбором (РВ). Право на РВ является неотъемлемой частью прав человека в мире и гарантирует всестороннюю защиту репродуктивного здоровья, доступ к достоверной информации и услугам по рождению детей, предупреждению НБ и производству безопасного аборта.

Брачность является важным фактором в принятии решения о рождении ребенка женщиной. В настоящее время распространены сожительства до (или вместо) законного брака, частая смена партнеров, типичное для сожителей откладывание рождений первенцев, нередко переходящее в решение никогда не иметь детей. Но даже с учетом сожительств огромная часть взрослого населения России - более трети мужчин (37%) и половина женщин в возрастах от 18 лет и старше не состоят в браке.

Доля женщин в возрастах от 18 лет и старше, живущих с супругами (или гражданскими партнерами) в одной семье, в России самая низкая из 23 европейских стран. Эта доля равна 50%, т.е. половина взрослых женщин в стране не имеет не только супругов, но даже и сожителей.

Средний возраст российской невесты в первом браке уже в 2006 году приблизился к 24 годам. В 2013 году менее трети женщин (29,3%) в возрасте 20-24 лет зарегистрировали брак.

Однако в течение года перед наступлением беременности доля незамужних женщин падает почти на 20 п.п. (с 87 до 68%). Вслед за этим следует лавинообразное заключение браков на первых семи месяцах беременности, что ведет к сокращению доли незамужних в этой возрастной группе на 30-40 п.п. во всех регионах. На момент рождения первенца не состоит в браке каждая четвертая девушка в возрасте 20-24 года (Бирюкова С. с соавт., 2014).

В целом в 2015 году количество браков составило 7,9 на 1 000 населения, разводов - 4,2 на 1 000 населения. Возрастной пик вступления в брак среди женщин составил 25-34 лет - 44,2% (Федеральная служба государственной статистики, 2016).

Суммарный коэффициент рождаемости был минимальным в 2000 году - 1,195, к 2015 году он повысился до 1,777. Сравнение возрастных коэффициентов рождаемости за 1990-2012 гг. показывает изменения в последние два десятилетия за счет перемещения ярко выраженного пика рождаемости в прошлые годы с возрастной группы 20-24 года на 25-29 лет (106,6‰). У женщин 20-24 лет после почти двукратного снижения в 80-90-е годы она остается относительно стабильной на уровне около 90 рождений на 1000 женщин. 24,7% детей (по данным за 2010 г.) рождены 20-24-летними женщинами вне брака.

Рождаемость является результатом действия ряда непосредственных детерминант, а именно: плодовитости, интенсивности половой жизни и сознательного контроля рождаемости. Разложение рождаемости на её непосредственные детерминанты (proximate determinants) было предложено Д. Бонгаартсом и получило название модели Бонгаартса (Bongaarts J., 1982).

На основании наблюдаемого уровня рождаемости и оценки значения индексов Бонгаартса, Денисовым Б.П. с соавт. (2014) получен гипотетический уровень потенциальной плодовитости и соотношение влияния предполагаемых детерминант на рождаемость (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Непосредственные детерминанты, определяющие отклонение рождаемости от потенциальной плодовитости согласно схеме Бонгаартса (потенциальная плодовитость =15,5 ребенка на женщину = 100%).

Разложение рождаемости согласно модели Бонгаартса показывает, что роль контрацепции в структуре методов внутрисемейного регулирования рождаемости в современной России существенно превосходит роль искусственных абортов. Эффективность планирования семьи в стране повышается, а роль аборта во внутрисемейном контроле рождаемости сокращается. В то же время законодательное ограничение аборта рассматривается как инструмент повышения рождаемости. Под профилактикой (предупреждением) абортов чиновники подразумевают отказ от аборта в пользу рождения, если нежелательная беременность случилась. Одним из целевых индикаторов Государственной программы развития здравоохранения РФ (распоряжение Правительства РФ № 2511-p от 24.12.2012) является доля женщин, принявших решение вынашивать беременность, от числа женщин, обратившихся в медицинские организации по поводу прерывания беременности. Она должна возрасти до 15% в 2020 г., однако как измерять этот показатель, не уточняется.

Влияние бесплодия на суммарный коэффициент рождаемости невелико. Так, распространенность первичного и вторичного бесплодия среди женщин в возрасте 20-44 года, подверженных риску беременности в 2010 году в мире составила соответственно 1,9% и 10,5%, а России этот показатель оказался равным 1,9% и 3,2% (Сакевич В.И., 2012). То есть, бесплодие в России не является массовой социальной проблемой. В гипотетическом случае, если высокотехнологичная медицинская помощь станет доступна для всех людей с ограниченной плодовитостью, но мечтающих родить ребенка, и всем удастся помочь, уровень рождаемости в стране существенно не увеличится (по грубым оценкам, коэффициент суммарной рождаемости мог бы возрасти лишь на 0,01).

Наибольший понижающий эффект на реализацию потенциальной рождаемости оказывает фактор брачности, а точнее - безбрачие. За счет того, что не все женщины от 15 до 49 лет состоят в партнерстве на протяжении репродуктивного периода, уровень рождаемости меньше потенциального более, чем на 40%. Однако материальное стимулирование рождений детей второй и последующих очередностей не сопровождается стимулированием вступления в брак.

По данным Бурдули Г.М., Фроловой О.Г. (2008) репродуктивное поведение женщины определяют: социально-экономические (33%), медико-организационные (32%), социально-когнитивные (22%), медико-биологические (10%) и семейные факторы (5%), то есть основная доля факторов, влияющих на РВ женщины - это социальная составляющая.

Это мнение подтверждается анализом результатов социологического исследования «Отношение женщин России к праву на решение о рождении ребенка» (2012 г.), в котором были определены мотивы отказа от беременности и деторождения. Основной из них - «отсутствие денежных средств» - 71%. Следующие по значимости мотивы: «социальная неустроенность» - 48%, «отсутствие надёжного партнёра» - 46%, «неуверенность в своём будущем» - 45%. Желание женщины заниматься карьерой и на время отложить рождение ребенка получили равное количество ответов - по 21%. Воздержались бы от деторождения из-за опасения родить больного ребенка 20% женщин, из-за угрозы жизни и здоровью женщины при беременности и родах - 16%, из-за пьянства и наркомании - 19% и 15% соответственно, а также из-за осуждения матерей-одиночек родственниками - 11% и обществом - 10% или по причине опасения за свое будущее при появлении ребенка - 10%.

Большинство респондентов считают основными мотивами сохранения беременности: «если позволит материальное положение» - 59% и «поддержка со стороны мужа/партнёра» - 53%, а также семьи и близких родственников - 38%. Для 31% женщин значимым является поддержка со стороны государства.

Специалистами института Гуттмахера было показано, что уровень экономической безопасности страны связан с количеством выполняемых абортов, а бедность является фактором риска наступления нежелательной беременности и ее прерывания. Так, 69% абортов делают женщины, чьи доходы оцениваются на уровне бедности и ниже, а показатель абортов среди них составляет 54 случая на 1000 женщин в возрасте 15-44 лет.

За годы проведения рыночных реформ 1990-х годов реальные доходы населения России снизились более чем в два раза до показателей 60-70-х годов, при этом произошло ухудшение большинства показателей уровня и качества жизни. По данным 2011 года института социологии РАН, 59% населения России относятся к категории «бедных» и «малоимущих» (Горшков М., 2011). По данным за I кв. 2015 г. количество бедных составило 15,9% (22,9 млн человек) (с доходом ниже прожиточного минимума 9662 рубля в мес.), малоимущих - 44% (63,4 млн человек) (с доходом меньше социально приемлемого потребительского бюджета, т.е. менее 25 тыс. руб.) (Россат. 11.06.2015). 64% семей с детьми являются малоимущими. Семьи, где несовершеннолетних детей трое или больше, имеют практически 50-процентную вероятность попасть в число малообеспеченных или просто нищих (Российская газета. №6109(133) от 25.10.2015).

Осознавая в полной мере неблагополучие, сложившееся в демогафической сфере Правительство принимает беспрецедентные меры по стимулированию рождаемости, поддержки семей с детьми и снижению количества абортов. По мнению Президента, «главный путь преодоления демографического кризиса - это радикальное увеличение количества семей с тремя и более детьми» (Послание Президента Федеральному Собранию, 30 ноября 2010 г.). В то же время, анализ репродуктивных планов населения (рис. 1.2) демонстрирует установку на малодетность, что определяется социально-экономическим состоянием, которое оказывает влияние на жизненные приоритеты граждан, вектор которых направлен на повышение материального благополучия и не совпадает с рождением большого количества детей (Население и общество, 2013).

Рис. 1.2. Репродуктивные планы населения России:

желание респондентов

иметь соответствующее количество детей в семье

(по данным электронной версии бюллетеня

“Население и общество”, 2013 г.

В отличие от развитых стран, где частота НБ составляет в среднем 20% от числа наступивших беременностей, в нашей стране их в 2 раза больше - 41% и, таким образом, НБ и ее предотвращение (а не аборт!) продолжает оставаться серьезной социальной проблемой. Именно недооценка (или, даже, игнорирование) социальных аспектов этого вопроса приводит к сохранению необходимости прерывания беременности среди сотен тысяч женщин ежегодно.

По мнению международных экспертов в области репродуктивного здоровья, нежелательная беременность - это ВЫСОКИЙ РИСК НЕБЕЗОПАСНОГО АБОРТА И МАТЕРИНСКОЙ СМЕРТНОСТИ (ВОЗ, 2012). Именно поэтому во всем мире серьезная работа направлена на преодоление проблемы НБ и небезопасных абортов (НбА).

Точка зрения мировой медицины в отношении существующих методов регуляции рождаемости состоит в постепенной замене искусственного прерывания НБ другими методами планирования семьи на основе сексуального просвещения населения, а также предоставления доступа к безопасному аборту (БА).

То есть аборт должен стать исключительно редким явлением - только в случае контрацептивных неудач. Современные стратегии репродуктивного выбора (глава 8) являются основой реализации внутрисемейного регулирования рождаемости, преодоления проблемы НБ и охраны репродуктивного здоровья на государственном уровне.

Обостряются и настоятельно требуют разрешения противоречия между постоянно изменяющимся социально-экономическим положением населения и жизненными установками и ориентациями, рассчитанными как на относительно стабильную и благополучную жизнь, так и на реализацию репродуктивных планов в рамках отдельной семьи и демографической политики государства в целом

Политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, возрастной структуры населения и его смертности и является демографической политикой государства. В широком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой в области народонаселения, а в узком, более принятом рассматривают как одну из ее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, но, тем не менее, имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могут выступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы (когорты) населения.

Демографическая политика обычно основывается на комплексе различных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских. К числу экономических мер, направленных преимущественно на стимулирование рождаемости, относятся:

· оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей,

· пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и состава семьи - по прогрессивной шкале,

· различные ссуды, кредиты,

· налоговые и жилищные льготы и т. д.

Административно-правовые меры включают:

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак,

· разводимость,

· отношение к абортам и применению контрацептивов,

· имущественное положение матери и детей в случае распада семьи,

· режим труда работающих женщин и др.

Воспитательные и пропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным и другим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планирования семьи (внутрисемейного регулирования деторождения), к половому воспитанию и образованию молодежи и др. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.121

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.123

Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А. Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Как показывает опыт проведения демографической политики в странах мира в XX в., среди целевых показателей редко встречается собтвенно численность населения. Исключение составили Китай, стремившийся к 2000 г. не превысить численность своего населения более чем в 1200 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 1254 млн человек) и Румыния, ставившая задачу довести численность своего населения до 30 млн человек (фактически на середину 1999 г. - 22,5 млн). Харченко Л. П. Демография: учебное пособие/Л. П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.305

Экономически менее развитые страны с быстро растущим населением в качестве целевого показателя выбирают чаще всего снижение темпов роста численности населения или снижение общего коэффициента рождаемости (суммарного коэффициента рождаемости).

Страны с высоким уровнем смертности в качестве целей демографической политики рассматривают достижение определенных уровней средней предстоящей продолжительности жизни или снижение младенческой смертности.

В более развитых в экономическом отношении странах целями демографической политики являются регулирование миграционной политики, введение иммиграционных квот, ограничивающих въезд и натурализацию иностранцев.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине XX в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и ускорения - во втором случае.

Неудивительно, что очень много внимания этим вопросам уделила и Организация Объединенных Наций. Под ее эгидой состоялись всемирные конференции по народонаселению: в 1954 г. (Рим), в 1965 г. (Белград), в 1974 г. (Бухарест), в 1984 г. (Мехико), в 1994 г. (Каир). В 1967 г. был образован Фонд ООН по поощрению деятельности в области народонаселения (ЮНФПА). С 1960-х гг. ООН проводит систематические опросы правительств по проблемам политики в области народонаселения. Их обсуждают также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. В 1992 г. они вошли в повестку Всемирной конференции по окружающей среде и развитию. Из отдельных документов особое значение имеет принятый в Бухаресте в 1974 г. «Всемирный план действий в области народонаселения», содержащий много конкретных рекомендаций по осуществлению демографической политики. Затем, на конференциях в Мехико и в особенности в Каире, он получил дальнейшее развитие с включением ряда принципиальных изменений. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Однако для того, чтобы сделать демографическую политику по-настоящему эффективной и действенной, всех этих постановлений было недостаточно. Необходимы были и новые средства ее осуществления, которые и были изобретены. Первый большой прорыв в этой области произошел на рубеже 50--60-х гг. XX в., когда удалось получить комбинированные контрацептивные средства для внутреннего употребления - гормональные таблетки, пилюли и другие средства, которые постепенно все более усовершенствовали. Все это привело к тому, что в 1960-х гг. в мире произошла настоящая сексуальная революция. Здесь уместно вспомнить слова американского писателя Эптона Синклера о том, что «контроль над рождаемостью является высшим достижением человеческого разума, равноценным открытию огня и изобретению печатания». Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.124

Как и всякая другая революция, сексуальная вызвала к жизни острейшие противоречия во взглядах и соответственно полемику и борьбу мнений. В первую очередь, пожалуй, они коснулись отношения к абортам. В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступила католическая церковь. Еще в 1987 г. Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, а на Каирской конференции 1994 г. снова высказался столь же резко. Против абортов и вообще планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение к ним гораздо терпимее. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов. К числу стран-рекордсменов, где на каждую 1000 женщин в возрасте от 15 до 44 лет приходится более 50 абортов, относятся Вьетнам, Румыния, Куба, Белоруссия, Россия, Украина, Эстония, Болгария. На другом полюсе (менее 10 абортов) находятся Замбия, Индия, ЮАР, Бангладеш, Испания, Ирландия, Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

Сведения о распространении демографической политики в современном мире не всегда бывают сопоставимыми. Так, по одним данным, в развитых странах к различным формам контроля рождаемости прибегают около 70 % женщин в репродуктивном возрасте, в развивающихся - 50 %. По другим данным, более или менее активную демографическую политику проводят примерно в половине всех стран мира. По третьим, только с 1970 по 1993 г. число супружеских пар в развивающихся странах, использовавших различные формы планирования семьи, увеличилось в 10 раз (с 40 млн до 400 млн), а число самих этих стран возросло до 130. По четвертым, количество участников планирования семьи к 2000 г. в Восточной и Юго-Восточной Азии превысило уже 300 млн, в Южной Азии - 100 млн, в Латинской Америке - 75 млн семей. Несмотря на некоторую противоречивость подобных сведений, в целом они свидетельствуют о том, что распространение демографической политики приобретает все больший размах. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.125

В зависимости от демографической обстановки демографическая политика обычно преследует одну из двух главных целей.

В развивающихся странах, еще находящихся на стадии демографического взрыва, основная цель демографической политики заключается в снижении коэффициентов рождаемости и естественного прироста населения. Рождаемость уменьшается в результате популяризации и распространения контрацептивов, санитарного просвещения, консультирования по вопросам планирования семьи, пропаганды преимуществ малодетной семьи, а также стимулирования малодетности при помощи разного рода экономических и административных мер. Некоторые страны в качестве одной из таких мер не только допускают, но и всячески приветствуют добровольную стерилизацию мужчин и женщин. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Наиболее яркий пример осуществления демографической политики являют собой развивающиеся страны Азии. Там она охватывает подавляющее большинство жителей. В первую очередь это относится к странам с самой большой в мире численностью населения - Китаю, Индии, а также к Индонезии, Пакистану, Бангладеш, Малайзии, Таиланду, Филиппинам. Довольно активную демографическую политику проводят также в странах Латинской Америки, некоторых странах Северной Африки. Однако в остальных частях развивающегося мира, в особенности в мусульманских странах, она пока еще получила незначительное распространение. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

Об этом можно судить, в частности, по применению средств контрацепции. Согласно статистике ООН, средний показатель применения контрацептивов для всех развивающихся стран немногим превышает 1/2 (речь идет о количестве применяющих контрацептивы семей), а для наименее развитых - 1/5. Впереди по этому показателю находится Китай (почти 85 %). В Таиланде, во Вьетнаме и в Шри-Ланке он достигает 65-75 %, в Малайзии и Индии - 50-60, в большинстве стран Латинской Америки - 50-75 %. На другом полюсе находятся страны Западной и Центральной Африки и некоторые страны Юго-Западной Азии, где доля таких семей обычно не превышает 10 %; в Афганистане она составляет всего 2 %, а в Йемене - 7 %. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

В качестве одной из действенных мер демографической политики многие развивающиеся страны осуществляют законодательное повышение возраста вступления в брак. Например, в Китае он был повышен до 22 лет для мужчин и 20 лет для женщин, в Индии - соответственно до 21 года и 18 лет. В действительности же наблюдается еще большее «старение» брака, которое объясняется тем, что значительная часть молодых людей стремится прежде получить образование, а затем пройти профессиональную подготовку, часто совмещая ее с трудовой деятельностью. В результате, тогда как еще 15-20 лет назад средний возраст невест в развивающихся странах составлял 16-18 лет, к началу XXI в. даже в Африке он стал превосходить 20 лет, а в Азии и особенно в Латинской Америке «постарел» еще больше. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.126

При этом нужно, однако, иметь в виду, что среди стран Азии, Африки и Латинской Америки есть и десятки очень небольших по численности жителей, а зачастую просто карликовых государств, демографическая политика в которых (если ее проводят) направлена в первую очередь не на снижение, а на увеличение естественного прироста населения.

В большинстве экономически развитых стран, вступивших в полосу демографического кризиса, осуществляют демографическую политику, преследующую цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это относится к странам Европы.

Примером решения демографических проблем стала Франция. В конце ХIХ и начале XX вв. в стране началась депопуляция. Благодаря информационно-пропагандистским мерам общество, властные структуры, ученые и предприниматели поняли необходимость увеличения рождаемости и роста населения страны. В 1896 г. создан Национальный совет в поддержку роста населения, в 1920 г. - Высший совет по проблемам рождаемости, в 1921 г, - Федерация союзов больших семей, в 1939 г. - Высший комитет по проблемам населения, в 1945 г. (по инициативе президента де Голля) -- Высший консультативный комитет по проблемам населения и семьи. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

Франция умело сочетала информационно-пропагандистские меры с экономическими и нормативно-правовыми. Например, в 1920 г. был принят закон, запрещающий аборты, разрешающий продажу и распространение контрацептивов, публичную информацию о методах контроля над рождаемостью и т.п. В 1939 г. был принят «Кодекс о семье», предусматривающий введение денежных пособий. Размер ежемесячных пособий по многодетности определялся как доля от базовой заработной платы (месячная заработная плата неквалифицированного рабочего металлиста в Париже). Размер пособий варьировал по территориальным зонам. Разрыв между максимальным и минимальным уровнями ставил в 1945-1946 гг. 49 %, в 1968 г. - до 4 %. Виды пособий:

* семейные пособия в размере 22 % базовой заработной платы на второго ребенка в возрасте до 10 лет; 31 % - в возрасте от 10 до 15 лет; 38 % - 15 лет и более; 33 % - на третьего и каждого следующего ребенка в возрасте до 10 лет; 42 % - от 10 до 15 лет; 49% - 15 лет и более. На первенца пособие не выплачивалось но если в семье три ребенка, то оно составляло 9 % от базовой заработной платы в возрасте до 10 лет, 16 % - от 15 лет и более;

* пособие на семью с одним кормильцем: 20 % от базовой заработной платы на первого ребенка до пять лет, 40 % - на второго,

50 % - на третьего и каждого последующего ребенка. Выплаты проводились наравне с семейными пособиями (предельный возраст - 16 лет плюс шесть льготных месяцев);

* дородовое пособие с момента официального удостоверения беременности до родов в размере 22 % базовой заработной платы;

* единовременное пособие при рождении ребенка в размере двойной базовой заработной платы при условии: а) если это первенец, а мать не старше 25 лет или состоит в браке менее двух лет; б) если это не первый ребенок, но со времени предыдущих родов прошло не менее трех лет. Харченко Л.П. Демография: учебное пособие/Л.П. Харченко. -- 3-е изд., стер. -- М.: Омега-Л, 2009.- с.308

В 1975 г. был принят закон о разрешении абортов в течение первых 10 недель беременности.

Вслед за Францией различные меры проведения демографической политики предприняли Бельгия, Дания, Швеция, Чехословакия, Венгрия и другие страны.

В России идет депопуляция, сейчас, как никогда, информационно-пропагандистские меры, особенно через современные СМИ, должны быть использованы для понимания необходимости решения демографических проблем, рост населения должен стать общенациональной идеей страны.

Не будет ошибочным утверждение, что особенно активную демографическую политику до конца 1980-х гг. проводили социалистические страны Восточной Европы.

В странах Западной Европы система мер демографической политики в общем сходная, хотя, конечно, различается размерами разного рода выплат и других льгот. Демографы считают, что политику поощрения рождаемости и естественного прироста наиболее активно проводят Франция и Швеция.

Ныне средний возраст вступления в брак в Европе составляет 26,4 года для мужчин и 23,4 года для женщин. В Италии, Швейцарии, Швеции для мужчин он превышает 27, а в Германии - даже 28 лет. Для женщин в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии, Испании он превышает 27, а в Дании и Швеции - 29 лет. Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. 4-е изд.- М.: Дрофа, 2009.- с.127

В США государственная демографическая политика в обычной ее трактовке фактически почти отсутствует. Гражданам в этой сфере предоставлена полная свобода выбора. Помощь семье оказывают, как правило, косвенную, в форме разных налоговых льгот. В США, на родине сексуальной революции 1960-х гг., особенно широкое распространение получили различные виды контрацептивов. Однако «реабилитация» секса повлекла за собой такие бурные дискуссии, которые буквально раскололи общество на враждующие группировки. В первую очередь это относится к спору о запрете или легализации абортов, которые в США то запрещали, то разрешали в зависимости от соотношения сил «либералов» и «консерваторов».

Демографическая политика -- это комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

История демографической политики

Демографическая политика известна с древних времён. В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены во Франции.

В начале XIX века в Европе взяла верх теория Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.

После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.

В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор. Однако имеется проблема абортов: они то разрешены, то запрещены в зависимости от соотношения либералов и консерваторов в правительстве. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. В независимой России политика поощрения рождаемости продолжилась, в качестве меры материального поощрения появился материнский капитал.

Цели демографической политики

В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв -- снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная стерелизация, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.

В экономически развитых странах -- повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-х) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции. демографический рождаемость социальный

Меры демографической политики

  • 1. Экономические
  • · оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
  • · возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
  • · ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы -- для повышения рождаемости
  • · преимущества для многодетных семей -- для повышения рождаемости
  • 2. Административно-правовые
  • · законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
  • 3. Воспитательные, пропагандистские
  • · формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
  • · определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
  • · политика планирования семьи
  • · половое образование молодёжи

Демографическая политика, в соответствии с предметом демографии, имеет своей целью управление демографическими процессами их регулирование

Демографическая политика -

опосредовано ,

Основные направления

экономических

административно-правовых

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4124 | Нарушение авторского права страницы

Демография — это исторически сложившаяся наука, посредством определенных методов изучающая естественное воспроизводство населения, численность, структуру и миграцию населения, изменения в них, причины и последствия этих изменений.

Объект исследований демографии — население (народонаселение), то есть сообщество людей, проживающих на данной территории. Это сообщество рассматривается как статистическая совокупность, единицей которой является человек со всеми своими признаками: пол, возраст, национальность, статус и т.д. Термин «демография» впервые появился в 1855 году в названии книги французского ученого А.Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Официальное признание термин получил после проведения Международного конгресса гигиены и демографии в Женеве в 1882 году и первоначально употреблялся как синоним статистики населения. В дальнейшем демографией стали называть вид деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений численности, составе и воспроизводстве населения. К середине XX века пришло понимание, что предметом изучения демографии является определенная область действительности — возобновление поколений людей, т.е. процессы взаимодействия рождаемости, смертности, брачности, прекращения брака и воспроизводство населения в целом. Целью демографии является раскрытие закономерностей воспроизводства населения и его групп под влиянием социально-экономических и других причин. Перед демографией стоят следующие основные задачи:

· разработка методов изучения взаимосвязей демографических явлений и процессов;

· изучение экономических факторов, влияющих на темпы роста населения;

· изучение социологических и психологических факторов, влияющих на поведение людей и приводящих к изменению демографической ситуации в стране;

· изучение этнических особенностей воспроизводства населения, а именно, бытового уклада, традиций, влияющих на уровень рождаемости, смертности и продолжительности жизни.

Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности или структуры. Демографическая политика — это система целей и средств их достижения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, согласованная с другими сферами, такими, как регулирование занятости населения, образования, здравоохранения и т.п.

Цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сокращению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, т.е. достижения демографического оптимума. Развитие человеческого потенциала страны является необходимым условием полномасштабного социально-экономического развития страны. Демографическая политика воздействует на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, сфере занятости, места жительства и др.

Основные направления демографической политики включают государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и

смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшения качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.д. Важной частью демографической политики является семейная политика. Ее целью является создание оптимальных условий для выполнения семьей ее функций, социальная защита семьи, оказание адресной поддержки семьям различных типов, повышения качества жизни семьи. Семейная политика является составной частью социальной политики, обеспечивая функционирование семьи как одного из общественных институтов. Достижение целей формируется посредством определенных мер:

1. Экономические меры: оплачиваемые отпуска, пособия при рождении детей, пособия на детей, ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.п.;

2. Административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, условия занятости труда, работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

3. Воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Цели и меры определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями.

Цели и задачи политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, в планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительства и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах.

При формировании демографической политики необходимо учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных и семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных. В обществе должны быть реализованы приоритетные права и интересы личности. Социальное и экономическое развитие страны должно быть нацелено на удовлетворение максимально широких материальных возможностей для удовлетворения базовых потребностей человека в получении качественного образования и услуг здравоохранения, а также обеспечении безопасности человека в самом широком понимании этого термина.

Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Читайте также:

Демографическая политика государства - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.

Существует два направления демографической политики – направленная на повышение численности и направленная на снижение численности.

Предметом демографической политики является режим воспроизводства населения, не смешивать с социальной и семейной политикой. Акцент именно на естественных процессах, а не на миграционных.

Демографическая политика

Но так как демографическая политика тесно связана с семьей, некоторые авторы предлагают называть ее «семейно-демографическая политика».

Условия эффективной демографической политики

  • политическая воля;
  • научное обоснование;
  • адекватное финансирование;
  • информационная сопровождение;
  • субъектность: наличие системы органов власти (управленческой структуры), отвечающей за реализацию данной политики на федеральном и региональном уровнях.

Элементы политики народонаселения:

  • влияние на условия труда;
  • улучшение жизненных условий всех слоев населения;
  • воздействие на воспроизводство населения

это опосредованное влияние на поведение людей

экономические

административно-правовые

  • политика планирования семьи
  • половое образование молодёжи

Расходы государства на демографическую политику

Считается общепринятым, что расходы на прямые финансовые выплаты семьям не должны быть менее 2% от ВВП.

В России отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось с 0,98% в 1996 г. до 0,4%, вместо предусмотренного «Основными положениями государственной семейной политики» роста до 2,2%.

В сравнении со среднеевропейским уровнем расходы России на семейные пособия в 8–10 раз меньше, чем в европейских странах.

В ряде скандинавских стран (Дании, Финляндии, Швеции), добившихся во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг. существенного повышения показателей рождаемости, доля расходов на семейную политику была самой высокой в Европейском Союзе и превышала 4% ВВП.

При этом расходы на семейную и демографическую политику не должны ограничиваться указанными объемами финансирования материального стимулирования рождаемости и должны включать обеспечение целого ряда мер в области информационного сопровождения, образования, жилищной и градостроительной политики, организационного и научно-исследовательского обеспечения, а также иных сегментов указанной политики.

Демографическая политика в мире

В современное время в развивающихся странах проводится политика мальтузианской идеологии «планирования семьи» (Томас Мальтус – продуктов производится меньше, чем ростет население) — попытка контрацептивного ограничения рождаемости, аргументируя это перенаселением планеты.

В арсенал экономических мер входят денежные дотации — ежемесячные пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в Польше) по ее требованиям в последнее время в парламентах обсуждаются законы, предусматривающие уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт.

Демографическая политика в России

В 2010 году Медведев в послании Федеральному Собранию высказался относительно мер демографической политики:

  • Доступность и качество медицинской, социальной помощи матерям и детям, лечение бесплодия, поддержка детей с низкой массой тела и тд
  • Технологическую модернизацию детских поликлиник и больниц, повысить квалификацию их сотрудников (100 млрд.руб на два года)
  • Проведение углубленной диспансеризации, вакцинопрофилактики детей и подростков
  • Поддержка молодых семей
  • Увеличение семей с тремя и более детьми (выделение земли, дополнительные деньги за третьего и последующих детей)
  • Поддержка благотворительности
  • Увеличение количества детских садов, поддержка негосударственного дошкольного образования, дошкольные группы при школах

Демографическая политика РФ направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Целью демографического развития России на период до 2025 года являются стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Демографическая политика в регионах:

Политика регионов зачастую просто дублирует распоряжения «сверху». Мало какой регион обладает собственными административными ресурсами для решения демографических проблем. Тем не менее, существуют некоторые региональные меры – выплата за 3-го ребенка, льготное получение земли, получение квартиры – хотя эти меры в целом продиктованы администрацией президента.

Демографическая политика - комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая политика - это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

История демографической политики

Демографическая политика известна с древних времён.

Демографическая политика

В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены во Франции.

В начале XIX века в Европе взяла верх теория Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.

После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.

В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор. Однако имеется проблема абортов: они то разрешены, то запрещены в зависимости от соотношения либералов и консерваторов в правительстве. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. В постсоветской России политика поощрения рождаемости продолжилась, в качестве меры материального поощрения появился материнский капитал. Хотя демографы признают, что экономические меры стимуляции рождаемости не отличаются высокой эффективностью .

Цели демографической политики

Демографическая политика может иметь разные цели в зависимости от ситуации в стране.

  1. В развивающихся странах, где наблюдается взрыв - снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.

Меры демографической политики

  • экономические
    • оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества
    • возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале
    • ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы - для повышения рождаемости
    • преимущества для многодетных семей - для повышения рождаемости
  • административно-правовые
    • законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин
  • воспитательные, пропагандистские
    • формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения
    • определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям
    • политика планирования семьи
    • половое образование молодёжи

Примечания

Ссылки

См. также

Тема 29. Демократический политический режим.

    1. Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур.

2.Основные формы демократии

    3.Теоретические модели демократии

Тема 76. Политическое поведение.

1. Сущность политического поведения.

2. Типы политического поведения.

3. Основные элементы политического поведения: мотивы, потребности, ценностные ориентации

Список литературы.

Тема 29. Демократический политический режим.

Понятие "демократия" возникнув в античности и обозначая «власть народа» (от греческих слов demos — «народ» и kratos — «власть») в современном политическом языке – одно из наиболее распространенных.

Однако массовое использование термина не оставило за ним определенного однозначного содержания. До сих пор в политологии не выработаны общепринятые представления, позволяющие сформулировать четкое определение демократии. Различные авторы акцентируют внимание на отдельных составляющих демократии, например, на власти большинства, на ее ограничении и контроле над ней, на основных правах граждан, на правовой и социальной государственности, наконец, на разделении властей, всеобщих выборах, гласности, конкуренции различных мнений и позиций и т. д.

Соответственно демократия интерпретируется в нескольких смыслах: во-первых, расширительно, как общественная система, основанная на добровольности всех форм жизнедеятельности индивида; во-вторых, более узко, как форма государства, при которой все граждане обладают равными правами на власть (в отличие от монархии, где власть принадлежит одному лицу или аристократии, где управление осуществляется группой лиц). Это античная традиция трактовки демократии, берущая начало с Геродота (V в. до н. э.); в-третьих, демократия понимается как идеальная модель общественного устройства, как определенное мировоззрение, основанное на ценностях свободы, равноправия, прав человека. Индивиды, группы, исповедующие данные ценности, формируют движение за их реализацию. В этом значении термин «демократия» трактуется как социальное движение, как тип политической ориентации, воплощенный в программах определенных партий.

Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия — это "понятие, решительно не поддающееся определению".

Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

1. Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур.

Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция, форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация принципа "один гражданин — один голос" раскрывает смысл политического равенства.

Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода — это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода.

Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь и др.

6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав — необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению.

Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

Отметим, что свобода слова, свобода печати, доступ к средствам информации рассматриваются демократической общественностью как необходимые условия реализации других прав. Эти свободы позволяют гражданам критиковать правительство, выражать протест против нарушения каких-либо индивидуальных и коллективных прав, участвовать в дебатах по важнейшим общественным проблемам.

2.Основные формы демократии

На протяжении веков опыт становления и развития демократических порядков в различных странах анализировался в философско-теоретическом плане, кроме того, исследователи давали эмпирическое описание ее разнообразных практик. При этом нередко отображение практического опыта тех или иных государств превращалось в создание нормативных моделей демократического устройства. Сегодня в политической мысли сложился не один десяток авторитетных теоретических представлений об этой форме организации власти. Однако, несмотря на разнообразие имеющихся теоретических трактовок демократии, все они в конечном счете могут быть сведены к двум наиболее общим интерпретациям природы.

Так, сторонники, условно говоря, «ценностного» подхода, при всех их идеологических разногласиях, рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность совершенно определенных идеалов и принципов, т.е. тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение. К этой группе прежде всего относятся авторы трактовки демократии как системы народовластия, что вполне соответствует ее этимологии (греч. demos – народ, cratos – власть). Наиболее емко и кратко суть такого понимания демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа». Исходя из идеи народного суверенитета, приверженцы такого подхода расценивали демократию как форму власти народа над самими собой, т.е. по сути дела сближали ее с понятием общественного самоуправления.

Еще в Древней Греции в качестве ценностных предустановок, обусловливающих понимание демократии, выступали идеи, отождествлявшие государство с обществом, отрицавшие понятие свободного индивида и признававшие равенство по отношению к власти только за частью общества («гражданами»). Иначе говоря, демократия рассматривалась в то время как форма правления неимущего большинства ради собственного блага. Такое понимание вызывало резко критическое отношение к демократической форме правления, проявившееся, впрочем, и на более поздних этапах истории политической мысли.

К сторонникам ценностного подхода относятся и приверженцы философии Ж.Ж. Руссо, понимавшие демократию как форму выражения всевластия суверенного народа, который как политическое целое отрицает значение индивидуальных прав личности и предполагает исключительно прямые формы народного волеизъявления, так как любое представительство интересов и граждан уничтожает народный суверенитет. Марксисты также исповедовали ценности коллективистской демократии (идентиарной*); они опирались на идею отчуждения прав индивида в пользу коллектива, но при этом делали упор на классовых ценностях пролетариата, которые, по их мнению, выражали интересы всех трудящихся и обусловливали построение «социалистической» демократии.

Характерно, что такого рода идеи, приведшие на практике к установлению коллективистских диктатур, по своей природе не отличаются от образцов либеральной мысли, для которой главным условием формирования здания демократии также являются определенные ценности, но ценности, отражающие приоритет не народа (коллектива), а человека. Так, Д. Локк, Т. Гоббс, Т. Джеферсон и другие основоположники либерального учения, исходя из способности народа к рационально-нравственному «самоопределению и волеоб-разованию» (Кант), положили в основу интерпретации демократии идею индивида, обладающего внутренним миром, изначальным правом на свободу и защищенность своих прав. Таким образом, равенство на участие во власти они распространяли на всех людей без исключения. Государство же при таком понимании демократии рассматривалось как нейтральный институт, основные функции и полномочия которого определяются совместными решениями граждан и направлены на защиту индивидуальных прав и свобод.

Сторонникам такого предзаданного ценностями понимания демократии оппонируют приверженцы так называемого «рационально-процедурного» подхода. Философская база такой позиции основана на том, что демократия возможна лишь в условиях, когда распространение ресурсов власти в обществе приобретает столь широкий характер, что ни одна общественная группа не в состоянии подавить своих соперников или сохранить властную гегемонию.

В таком случае наиболее рациональным выходом из ситуации является достижение компромисса и взаимное разделение функций и полномочий, обусловливающих чередование групп у власти. Эти-то процедуры и технологии установления подобного порядка и выражают существо демократической организации политики.

Одним из первых такое понимание демократии закрепил М. Вебер в своей плебисцитарно-вождистской теории демократии. По его мнению, демократия представляет собой «средство» властвования, полностью обесценивающее все понятия «народного суверенитета», общей «воли народа» и т.п. Немецкий ученый полагал, что характерные для нее прямые формы политического волеизъявления возможны только в строго ограниченных пределах (например, в древнегреческих городах-государствах). Любая же организация представительства интересов граждан в сложных, больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за властью и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру. Имея такой независимый от бюрократии источник легитимной власти, люди и будут иметь возможность реализовывать свои интересы. Поэтому демократия, по Веберу, есть совокупность процедур и соглашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».

Акцентируя процедурные и процессуальные аспекты демократии, Вебер практически полностью снимал идею участия масс в управлении. По сути дела, подобное устройство власти невольно оправдывало ослабление контроля за лидером со стороны общественности, его дистанцированность от населения и их интересов, предполагало утверждение цезаристского стиля управления, установление режима личной власти лидера. Однако Вебер считал такое развитие событий либо необязательным, либо сравнительно небольшой платой за подчинение обществу и власти пагубному влиянию бюрократии.

    3.Теоретические модели демократии

В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках указанных подходов в более ранний исторический период.

Страницы:1234следующая →

1.10. Демографическая политика

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно – это составная часть политики народонаселения.

Необходимость проведения демографической политики — воздействие государства на процессы рождаемости — признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Термин «контроль рожд-ти» используется для описания воздействия государства на процесс рож-ти, главный образом с целью снижения ее уровня и сохранение темпов роста населения в стране

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях и т.п. В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Объектами дем. политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, соц-демогр. группы, кагорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано , через демографическое поведение , через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п.

Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:

экономических (оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.);

административно-правовых (законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин–

матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.);

воспитательных и пропагандистских мер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

⇐ Предыдущая30313233343536373839Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 4123 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…