Разработка занятия "введение в образовательную программу "спортивный туризм". Реферат: Программа дисциплины «введение в профессию» Тема Туризм как объект исследований

Я предлагаю вам стать туристами и попробовать себя в их роли!

Поиграем в игру «Собираемся в поход» (слайд-шоу)

Отгадайте загадку

Он с тобою и со мною

Шел лесными стёжками

Друг походный за спиною

На ремнях с застёжками. (Рюкзак)

Правильно, молодцы.

Рюкзак - это верный друг любого туриста. Походный дом, который всегда рядом. Туристу приходится несколько раз в день собирать и разбирать его в походе.

    Ребята так давайте вместе с вами соберём рюкзак.

Я предлагаю первое соревнование. Перед вами лежит рюкзаки и разные вещи нужные и ненужные в походе, ваша задача выбрать нужные и все сложить в рюкзак, а ненужные оставить. Чья команда соберёт больше нужных вещей в поход, та и победила.

    Нужные вещи в походе : рюкзак, фонарь, компас, блокнот с ручкой, спички, туалетная бумага, коврик, спальный мешок, репшнур, система,

2 карабина, вода простая.

    Ненужные вещи в походе: шампуни для волос, духи, лак для ногтей, кока-кола, краски, туфли на каблуках, огурцы в стеклянной банке …

Эти вещи будут лишними в походе. И принесут вам не радость, а будут все время тянуть вниз и без того тяжелый рюкзак.

Итак с первой задачей вы справились, идём дальше по маршруту

2 .Переправа по кочкам : на маршруте мы встречаем естественное препятствие – это неглубокая река или ручей, ваша задача переправиться на другую сторону, вы выкладываете на ручье или реке камушки которые называются кочки и переправляетесь на ту сторону ручья или реки.

Правила: 1. Переправляться только по одному

2. Ни одной кочки не пропускать

3. Если упал с кочки, вы промочили ноги, нужно переправу начать с начала.

Побеждает команда по наименьшему времени или кто быстрее переправится (если старт будет одновременный).

3 .Переправа параллельная : идём дальше и на пути встречается глубокий овраг, или глубокая река. Назад идти нельзя, только вперед, ваше решение натянуть параллельною переправу и по одному переправиться на противоположную сторону реки или оврага.

Правила:

1. Передвигаться приставными шагами

2. Руками держаться за верхнюю верёвку

3. Переправляться только по одному

1 вариант: Ребята с другой команды помогут нам в этом. (Учащиеся держат верхнюю верёвку с двух сторон, нижняя лежит на земле). Переправляется одна команда, затем другая.

Побеждает команда по наименьшему времени.

2 вариант: две команды переправляются одновременно (два участника держат верёвки, а остальные члены команды переправляются на другую сторону реки или оврага.

Побеждает команда, которая быстрее переправится.

Поощрить команду победительницу эмблемой центра.

    «Бивуак» и костер.

Ребята молодцы, присаживайтесь, наступил вечер.

И вот наше путешествие-игра заканчивается.

Чтобы остановиться на ночлег, туристы разбивают бивуак. Что это? Кто знает?

Бивуак – это временное месторасположение людей, группы туристов на отдых и ночёвку в условиях естественной природной среды. Туристы выбирают место бивуака, устанавливают палатки, натягивают тент, заготавливают дрова, разжигают костёр, готовят еду ужинают, поют песни у костра и тд.

Отгадайте загадку:

На привале нам помог

Суп варил, картошку пек.

Для похода он хорош,

Да с собою не возьмешь. (Костер)

Молодцы, это костер!

Ребята, а вы знаете какие бывают типы костров: шалаш, колодец, звёздный, таёжный, нодья….и тд.

Давайте мы сегодня познакомимся с 5 типами костров.

Костер “колодец”. Дрова укладываются в виде колодца, или сруба. Дает очень ровное большое пламя для варки пищи и обогрева.

Костер “шалаш” . Дрова укладываются в виде шалаша. Пламя дает большое и ровное. Служит для варки пищи в одной посуде. Хорош для просушки одежды.

Костер звездный. Называется так потому, что несколько бревен кладется на землю в виде звезды. Зажигается в центре. По мере того как бревна сгорают, их подвигают внутрь. Костер длительного действия, вокруг него можно располагаться на ночлег, хорош для варки пищи в одной посуде.

Костер таежный.
Тоже костер длительного действия. Дает большое жаркое пламя и много углей. Хорош для варки пищи в нескольких посудах, для просушки одежды и для ночлега большой группы охотников. Как видно из рисунка, на одно толстое бревно кладется несколько бревен потоньше. При этом они укладываются только одними концами и обязательно с подветренной стороны.

Костёр -Нодья. Нодья -такой вид костра на который придётся потратить время, но и в замен получаем многое. Делается так: Вбиваем 4 колышка в землю (ширину и длину измеряем по дровам), выкладываем брёвна, можно чередовать сухие с сырыми, между брёвен ложим бересту, бумагу, в общем розжиг, поджигаем снизу. Такой костёр будет гореть очень долго и с очень высокой теплоотдачей, хорошо подходит для сушки вещей.

Задание: Посмотрите на слайд и запомните название костров, а сейчас вы по памяти заполните карточку с правильным названием костров, кто заполнит правильно, получит эмблему центра.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

«ИРКУТСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ, СЕРВИСА И ТУРИЗМА»

ФИЛИАЛ

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность

Ангарск, 2014

Программа учебной дисциплиныразработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) 100401 Туризм

Одобрена предметно-цикловой комиссией

Председатель:__________ И.А. Каминская

Утверждаю:

Заведующий филиалом ГАПОУ ИКЭСТ

М.В. Корчуганова

«____» _____________________ 2014 г.

Согласовано:

Заведующий отделением ГАПОУ ИКЭСТ ___________________ И.В. Лалетина

«___»____________________2014 г.

Организация-разработчик: филиал Государственного Автономного Профессионального Образовательного Учреждения Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», г. Ангарск

Разработчик:

Берёзкина Дарья Борисовна, преподаватель филиала Государственного Автономного Профессионального Образовательного Учреждения Иркутской области «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма», г. Ангарск

Рецензент:

(от работодателя)

ООО «Турагенство Турсервис»

Генеральный директор

Н.А. Володченко

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение в специальность

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности «Туризм», подготовлена в соответствии:

С Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 43.02.10 Туризм;

С вариативной частью учебного плана, согласованного с работодателем в лице ООО «Турагенство Турсервис»

Данная дисциплина позволит изучить историю становления туризма; выявить роль туризма в обществе и рыночной экономике, его функции, структуру отрасли и классификации видов профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит общепрофессиональный цикл, сформирована за счёт часов вариативной части учебного плана по согласованию с работодателем.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель дисциплины состоит в развитии навыков познавательной деятельности в сфере туристского обслуживания и социально-культурного сервиса, ознакомлении с содержанием и формами практической деятельности в области социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи дисциплины:

Изучить историю развития туризма

Оценить современную роль туризма в экономике, социально-культурной и политической сфере государств

Выявить факторы, оказывающие влияние на развитие туризма

Рассмотреть классификацию туризма и дать характеристику его отдельным видам

Проанализировать составляющие туристской индустрии и их взаимосвязи

Выявить особенности турпродукта

Рассмотреть роль государства в управлении индустрией туризма

Изучить основы правового регулирования туристской деятельности в России

Рассмотреть основные виды туристских формальностей

знать:

- основные понятия и термины сферы туризма

- основные виды туризм и их географию

- специфику туризма как особого вида деятельности

- составляющие туристской индустрии и их взаимосвязи

- специфику правовой базы туристской и сервисной деятельности

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- на основе анализа различных показателей определять основные тенденции развития туризма

Оценивать современную роль туризма в экономике, социально-культурной и политической сфере государств

Выявлять факторы, оказывающие влияние на развитие туризма

Классифицировать туризм по основным видам

Пользоваться нормативно-правовой базой туристской отрасли

максимальной учебной нагрузки обучающегося 51 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося 17 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Т ематический план и содержание учебной дисциплиныВведение в специальность

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Организация учебного процесса в колледже и на курсе. Требования к специалисту по туризму.

6

Тема 1.1 . Понятие о специальности «Туризм»

Понятие о специальности «Туризм »;Содержание образовательной подготовки специалиста: ФГОС, учебный план, график учебного процесса;

Практическая работа

Актуальность специальности и потребность в специалистах по туризму ; д еловые качества менеджера по туризму; деловая игра

Подготовка эссе «Я и моя будущая карьера»

Тема 1.2. Профессиональная деятельность специалиста по туризму

Виды деятельности специалиста по туризму. Понятие «деловой имидж менеджера по туризму.

Практическая работа

Перспективы карьерного роста специалиста по туризму. Корпоративная этика работников сферы туризма

Самостоятельная работа студентов

Письменно ответить на вопросы по теме « Истоки возникновения туризма»

Раздел 2.

Туризм как вид социально-экономической деятельности

6

Тема 2.1 .

История мирового туризма

История и основные этапы развития мирового туризма. Туризм как отрасль экономики, экономическая деятельность, рынок и общественное движение

Практическая работа

Туризм и другие области знаний. Связь туризма с другими науками. Роль Томаса Кука в становлении туризма.

Самостоятельная работа студентов

Составить сравнительную таблицу.

Тема 2.2.

Туристские ресурсы и факторы влияния на развитие туризма

Туристские ресурсы. Их классификация: природные, исторические, социально-культурные туристские объекты

Практическая работа

11-12

Виды факторов влияния на развитие туризма: природно-географические, культурно-исторические, экономические, социальные, демографические, политико-правовые, технологические, экологические.

Самостоятельная работа студентов

Раздел 3.

Организационные аспекты туристской деятельности

22

Тема 3.1.

Классификация видов и форм туризма

13-14

Классификация видов и форм туризма. Необычные виды туризма.

Практическая работа

15-16

17-18

Основные центры развития видов туризма: горный, водный, лыжный, спортивный, деловой, рекреационный, паломнический, лечебно-оздоровительный, приключенческий.

Самостоятельная работа студентов

Подготовить доклад с презентацией

Тема 3.2.

Туристская индустрия и её структура

Туристский рынок, основные его элементы и продвижение турпродукта

Практическая работа

20-21

Этапы создания тура. Формирование маршрута. Комплектация тура.

Самостоятельная работа студентов

Подготовить сообщение

Тема 3.3.

Поставщики туристских услуг

Туроператорская и турагентская деятельность.

Практическая работа

23-24

Работа с каталогами. Поиск информации

Самостоятельная работа студентов

Подготовить таблицу

Тема 3.4.

Средства размещения в туризме

25-26

Этапы развития мировой гостиничной индустрии. Классификации средств размещения мира. Необычные гостиницы.

Практическая работа

27-28

Характеристика средств размещения на международном туррынке (на примере отдель2ной страны)

Самостоятельная работа студентов

Подготовить доклад с презентацией

Тема 3.5.

Предприятия питания в туризме

29-30

Классификации предприятий питания по критериям. Комплекс услуг предприятий питания. Необычные рестораны мира.

Практическая работа

31-32

Характеристика предприятий питания на международном туррынке (на примере отдельной страны)

Самостоятельная работа студентов

Подготовить доклад с презентацией

Контрольная работа

33-34

Итоговый тест

Всего:

34

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы модуля предполагает наличие:

- учебного кабинета;

Библиотеки, читального зала, информационного центра с выходом в сеть Интернет.

Оборудование учебного кабинета:

Комплект географических карт;

Комплект учебно-методической документации;

Комплект учебно-методических материалов.

Технические средства обучения:

Компьютер;

Экран;

Мультимедиа проектор;

Принтер;

Программное обеспечение общего и профессионального назначения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

    Атлас мира / ФГУП ПКО "Картография" Федер. агенство геодезии и картографии Мин. транспорта РФ. - М. : Картография; М. : Оникс 21 век, 2007. - 288 с.

    Власова Т.В. Физическая география материков и океанов: Учеб. пособие для вузов / Т. В. Власова, М. А. Аршинова, Т. А. Ковалева. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2007. - 640 с. - (Высшее профессиональное образование)

    География российского внутреннего туризма: Учеб.пособие.-М.:КНОРУС,2008-272с

    География туризма [Текст] : Учеб. пособие для вузов. - М. : КноРус, 2008. - 592 с.

    Дыжина, Н. Н. География туризма [Текст] : учеб. пособие / Н. Н. Дыжина. - М. : Дашков и К, 2010. - 255 с.

    Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. Учебное пособие.-СПб.:

Изд-во Михайлова В.А., 2005, 347с

    Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма [Текст] : Учеб. пособие для вузов / А. Б. Косолапов. - М. : КноРус, 2008. - 272 с.

    Косолапов, А. Б. Туристское страноведение. Европа и Азия [Текст] : учеб.-практ. пособие для вузов / А. Б. Косолапов. - 3-е изд., стер. - М. : Кнорус, 2008. - 395 с.

    Самойленко А.А. География туризма: Учеб. пособие. - Ростов-на-Дону:"Феникс",2006-368с

    Самые красивые и знаменитые места планеты / М. Аксенова, О. Елисеева, Т. Евсеева и др. - М. : Астрель; М. : Мир энциклопедий Аванта+, 2007. - 512 с. : ил

    Сапожникова Е.Н. Страноведение: Теория и методика туристического изучения стран: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006

    Севастьянов Д. В. Основы страноведения и туризма: СПб., 2007.

Дополнительные источники:

Учебники и учебные пособия:

    Баландин Р. К. Сто великих географических открытий / Р. К.Баландин, В. А.Маркин. - М. : Вече, 2001. - 480 с. - (100 великих)

    Косолапов А.Б. Туристское страноведение. Европа и Азия: Учебно-практ. пособие / Б. А. Косолапов. - М. : Кнорус, 2005. - 400 с

    Лагутина Б. Т. Страноведение. – М., 2007.

    Мироненко Н. С. Страноведение. Теория и методы. – М., 2005.

    Страны мира [Электронный ресурс] : Геогр. справ. - Электрон. дан. и прогр. - М. : Новый диск, 2005. - 1 CD-ROM: цв.

    Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Т. М. Тимошина. - Электрон. дан. и прогр. - М. : Равновесие, 2005. - 1 CD-ROM: цв.

    Туристический атлас мира [Электронный ресурс] : В 8 ч. Ч. 8. - Доп. и перераб. изд. - Электрон. дан. и прогр. - М. : Кирилл и Мефодий, 2001. - 1 CD-ROM: цв., зв

    Шпажников Г.А. Религии стран Юго-Восточной Азии: Справочник / Г.А. Шпажников. - М.: Наука, 1980. - 247 с.: карты. - Библиогр.: с. 229-245

    Энциклопедия стран мира: научное издание / РАН ООН. - М.: Экономика, 2004. - 1319 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, деловых игр.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

профессионально пользоваться основными терминами и понятиями

определять основные тенденции развития туризма

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

оценивать современную роль туризма в экономике, социально-культурной и политической сфере государств

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

выявлять факторы, оказывающие влияние на развитие туризма

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

классифицировать туризм по основным видам

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

пользоваться нормативно-правовой базой туристской отрасли

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Знать:

основные понятия и термины сферы туризма

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

основные виды туризм и их географию

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

специфику туризма как особого вида деятельности

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

составляющие туристской индустрии и их взаимосвязи

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

специфику правовой базы туристской и сервисной деятельности

Оценка результатов выполнения практических заданий.

Оценка результатов выполнения домашних заданий.

Введение

программа анимационный туризм

Туризм (от франц. - прогулка, поездка) - это путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха, который превратился в настоящее время в целую отрасль, мировую индустрию.

Основные функции туризма: воспроизводящая, познавательная, а также функция самовыражения. Все эти функции тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, позволяя осуществлять современный подход к туризму как программному обслуживанию. В связи с высокой степенью накала конкурентной борьбы на международном туристском рынке большинство туристских фирм стало предлагать комплексное обслуживание по определенной программе. Это сильно увеличило рынок.

Анимация - сравнительно новое направление в туристической деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых и театрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление - порождение конкуренции между курортами, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.

Целью курсовой работы является: разработка программы с учетом организации обслуживания туристов.

1. Рассмотреть организацию программного обслуживания туристов;

2. Охарактеризовать программный туризм;

Организация программного обслуживания туристов

Программа обслуживания - это набор запланированных услуг, распределенный по дням и времени их предоставления.

Программное обслуживание представляет собой комплексное предоставление определенного набора услуг клиенту в процессе преодоления им пространства (на транспорте, пешком, на животных или другими способами), подчиненное основной цели (мотиву), побудившей его (клиента) к решению собственных проблем (возможности знакомства, обучения, самовыражения, удовлетворения любопытства и т.д.) с помощью путешествия.

Основной целью туристской программы является путешествия. Это связано с тем, что, турист не считает программу и обслуживание качественным, если цель путешествия не достигнута. Например, при покупке тура клиент предполагал, что получит много познавательных экскурсий, а в процессе обслуживания выяснилось, что на фешенебельном курорте все экскурсии предоставляются за дополнительную плату, да и то при условии набора минимального количества человек в экскурсионной группе. Турист не удовлетворен. Программа его не устроила - обслуживание некачественное.

В международном туризме сложились свои традиции по организации обслуживания туристов различных возрастных групп и особенности туристов в зависимости от состава путешественников (туристская группа, семьи с детьми или без детей, только женщины, холостые мужчины, очень важные персоны). Для этих групп туристов уже имеются предложения на международном туристском рынке. Кроме того, на рынке существует большое разнообразие программ обслуживания и целевых туров. Каждый их этих туров имеет свою специфику: организация и обслуживание туристов, совсем не похожа на работу, выполняемую туроператором при организации курортно-оздоровительных, развлекательных и познавательных туров. Молодежь и студенты всем видам отдыха предпочитают развлечения - посещение баров, клубов и дискотек. Туристы третьего возраста (свыше 64 лет) очень любознательны, они также предпочитают активный отдых, но у них на первом месте - экскурсии. Самыми пассивными выглядят туристы среднего возраста (45-64 года), особенно путешествующие семьями. У этой группы туристов предпочтение всегда отдается пассивному отдыху с семьей.

В туроперейтинге также существуют свои традиции. Создание привлекательного туристского продукта (тура), насыщенного разнообразными услугами, является основной задачей туроператора. И при его создании необходимо ясно представлять, что будет покупать турист, ведь он оплачивает не бифштекс и котлету в ресторане, а уют, внимание, располагающую обстановку, хорошую кухню; не гостиничное размещение, а новые ощущения и знакомство с неизвестным. И нужно дать ему эти ощущения. Поэтому создание туристского продукта начинается с изучения его потребительских качеств и свойств, с выявления наиболее привлекательных его сторон для туристов. Именно привлекательные качества туристского продукта являются ориентирами при его разработке и реализации. Проектируя туристский продукт, туроператор исходит из собственных местных возможностей (ресурсов). Но сегодняшний международный туризм уже давно пошел еще дальше, создавая дополнительные аттрактивные ресурсы. Это очень привлекательные мотивы для посещения туристами той или иной местности.

Основой обслуживания туристов служит туристская программа, которая формируется из комплекса таких услуг, как проживание, питание, экскурсионное обслуживание, транспортные, досугово-развлекательные, спортивные, бытовые услуги и др.

Базисной основой для разработки туристских программ являются:

· живописное, вызывающее интерес место расположения объекта;

· хорошие погодно-климатические условия;

· хорошее санитарное состояние места отдыха, его чистота ухоженность;

· комфортные и уютные гостиницы;

· здоровое и вкусное питание, его хорошая организация;

· максимальная изолированность от шума;

· наличие естественных водоемов.

Эти данные получены из множества опросов, проведенных среди туристов. Они говорят о том, что создание благоприятных условий для отдыха - основа туристского программирования, именно на основе благоприятных рекреационных ресурсов и возможностей составляются программы обслуживания.

Туристские программы всегда обладают тематической направленностью. В зависимости от тематики тура составляется определенный набор услуг, соответствующих цели путешествия, плюс дополняющие и сопутствующие услуги. Только целостный, разработанный на основе мирового опыта и маркетинговых и исследований подход к программированию туристского отдыха и поездок приводит к положительному результату в обслуживании туристов.

Подход к туристскому программированию можно условно разделить на три составляющие: качество, оптимальность и психологическая подготовка к восприятию программ.

Качество. Программа обслуживания должна быть качественной и привлекательной для туриста. Понятие качества программы обслуживания - комплексное понятие, которое включает в себя следующие составляющие:

· потребительское качество каждой отдельной услуги;

· соответствие услуг их функциональному назначению (отдых, спорт, познание и др.);

· общее тематическое соответствие программы путешествия категории потребителей.

· гарантии предоставления соответствующих услуг;

· технологически грамотный порядок предоставления услуг.

Все это - основа программного туризма.

Оптимальность. Программа обслуживания должна быть оптимальной, т.е. такой, которая учитывает потребности клиентов и тематику обслуживания (вид туризма) с точки зрения содержания, состава услуг, их количества и порядка предоставления. Например, программа обслуживания горнолыжного тура считается оптимальной, несмотря на то, что в ее составе нет ни одной экскурсии, но зато организована возможность пользоваться трассами, подъемниками и бугелями, а вот познавательные программы не будут считаться таковыми без включения в них обязательных, тематически соответствующих путешествию культурных и экскурсионных мероприятий.

Оптимальность обслуживания подразумевает:

· соответствие всех видов услуг одному уровню (классу) обслуживания;

· соответствие всех услуг тематике тура;

· адресную направленность тура на определенную, целевую группу потребителей;

· заблаговременное согласование программ обслуживания;

· гибкость программ, возможность замены тех или иных услуг;

· рациональное содержание обслуживания (мало услуг - скучно, много - утомительно для туристов);

· отсутствие тенденциозности в обслуживании, ненавязчивость в предоставлении услуг.

Психологическая подготовка к восприятию программ. Необходимо готовить такие принципы обслуживания, которые полностью удовлетворяют потребности современного человека.

С самого начала необходимо понять принципы современного программного обслуживания , которые укладываются в понятие «гость-хозяин», из чего вытекают смысл гостеприимства в туризме и соответствующий подход к организации обслуживания.

По мнению зарубежных специалистов, в основе продвижения любой программы обслуживания должны быть заложены следующие принципы:

1. Освобождение. В процессе обслуживания клиент должен быть освобожден от всяких неприятных моментов (долгого ожидания размещения, транспорта и т.д.).

2. Оптимальное обслуживание. Клиент должен почувствовать соответствие всех услуг одному уровню, без «выпадения» в высшую или низшую категорию.

3. Активность. Инициатива при обслуживании, в какой то степени предупредительность, а также способность сделать для клиента то, что он не ожидает (приветственный коктейль или сувенир за счет гостиницы, обеспечение билетами в театр и т.п.).

4. Уважение к клиенту. Уважительное отношение к его желаниям, склонностям, увлечениям.

5. Индивидуальный подход. Подход к обслуживанию клиентов, который не предусматривает обязательный набор услуг, а строится с учетом вкусов и потребностей клиентов.

6. Свобода от тенденций. Клиент должен чувствовать, что обслуживание - не цель, а желание удовлетворить его потребности.

7. Наглядность объема обслуживания. Клиент заранее должен знать перечень услуг, подобранных для него.

8. Корректность обслуживания и продажи. Клиент должен быть уверен, что, купив тур, он сделал правильный выбор.

9. Наличие бесплатной информации (консультаций, буклетов и пр.) об имеющихся турах и услугах. Это очень привлекательно для клиентов.

Все эти принципы построены с учетом психологии современного человека. Хорошее обслуживание призвано удовлетворить его потребности.

Основой туристской программы является цель путешествия. Турист не считает программу и обслуживание качественными, если цель путешествия не достигнута. Например, при покупке тура на престижный курорт клиент предполагал, что будет много познавательных экскурсий, а в процессе обслуживания выяснилось, что на этом курорте все экскурсии предоставляются за отдельную плату и при условии набора в группу необходимого количества человек.

В результате турист не удовлетворен программой обслуживания. Положительная же реакция потребителя на обслуживание способствует восстановлению его здоровья. Таким образом, основой программирования туристского обслуживания являются вкусы, привычки и желания клиентов.

Наряду с вышеуказанными факторами специалистов признана важность такого свойства туристского продукта, как гостеприимство. Без него самый совершенный туристский продукт будет выглядеть обезличенным и турист не получит ожидаемого уровня удовлетворенности своей потребности.

Гостеприимство в сфере туристкой индустрии - это профессиональное требование, это искусство дать людям почувствовать, что им рады. Но само гостеприимство многогранно и складывается из таких факторов, как:

· качественная информация, как местных, так и региональных рынков о возможностях отдыха, познания и развлечений, о том, что туристов ждут и к встрече с ними готовятся;

· наличие благоприятной туристской местности, мероприятий, обслуживания потенциальных потребителей (реклама, паблисити, участие в телепередачах, посвященных туризму, благотворительная деятельность и др.);

· благожелательное отношение к туристам и стремление обслуживающего персонала оказывать туристам знаки внимания, т.е. политика обслуживания по принципу «все для клиента»;

· внимательное отношение всех сотрудников туристского продукта к просьбам и пожеланиям клиента;

· забота об облегчении ориентации туристов в получении услуг (информация внутри фирмы, сведения об объектах в путеводителях буклетах, а также стендовое информирование на понятном туристу языке). Обеспечение ясности информации с помощью знаков и пиктограмм.

Все эти факторы должны войти в технологию обслуживания. При организации тура важно учитывать не только климат взаимодействия туристов с обслуживающим персоналом, но и психологические аспекты восприятия туристом услуг и технологии их предоставления. Это значит, что на первый план ставятся личность туриста, его интересы и душевное к нему отношение. В условиях серьезной конкуренции, имеющейся на рынке труда, - это немаловажный фактор.

В международном туризме стало практикой оказывать туристу следующие знаки внимания:

· Приветственный сувенир - каждому туристу. В отличии от гостиничного обслуживания, где таких сувениром может быть даже конфета на подушке, на турах требуется предметность сувениров (в зависимости от типа тура и цели путешествия). Например: для деловых туров это могут быть деловые проспекты, сувенирные образцы интересующей продукции, специальные вымпелы и т.д.; для фольклорных туров - мелкие сувениры национального характера и т.д.;

· Выдача туристам после завершения туров специально разработанных дипломов, грамот, значков о пройденном маршруте и т.п.;

· В один из первых дней отдыха (путешествия) необходимо провести встречу туристов с гидом для получения информации и разъяснений по запланированным и дополнительным услугам. Хорошо, если эта встреча сопровождается видеоинформацией и угощением туристов местными напитками. Все это выглядит очень гостеприимно и привлекательно для туристов.

Как уже говорилось вначале, современные методы обслуживания туристов строятся по принципу освобождения (т.е. клиент должен быть освобожден от всех обременительных организационных забот), способному обеспечить наилучшие впечатление об обслуживании. Освобожденный человек чувствует себя спокойнее, ему заметнее забота туроператора. В результате он остается доволен своим отдыхом или путешествием.

Даже в таких сложных путешествиях, как маршрутные туры, туроператоры стараются придерживаться принципа освобождения, вводя услуги носильщиков, трансферменов, гидов и т.д. На развитых курортах для многих компаний - это уже устоявшиеся нормы обслуживания. Тем хуже смотрятся на их фоне операторы, не учитывающие этот принцип и проигрывающие в конкуренции за постоянного клиента.

· ориентацию на активную и содержательную деятельность туристов;

· учет индивидуальных потребностей каждого туриста, так как услуги по предоставлению возможности заниматься любым видом деятельности не могут строиться, как прежде, в расчете на «среднеарифметического потребителя»;

· обслуживание по научно обоснованным нормам и стандартам, о которых потребитель информируется не позднее стадии приобретения путевки или реализации своего заказа.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РСО-АЛАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

учебной дисциплины

Введение в специальность

для специальности

43.02.10 Туризм

базовая подготовка

Владикавказ

2014

стр.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.10 Туризм, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 43.00.00 Сервис и туризм.

Рабочая программа разработана для курса «Введение в специальность», который входит в состав профессиональной подготовки специалистов социально-культурного сервиса и туризма. Курс «Введение в специальность» позволит изучить историю становления туризма; выявить роль туризма в обществе и рыночной экономике, его функции, структуру отрасли и классификации видов профессиональной деятельности в сфере сервиса и туризма.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель настоящего курса состоит в развитии навыков познавательной деятельности в сфере туристского обслуживания и социально-культурного сервиса, ознакомлении с содержанием и формами практической деятельности в области социально-культурного сервиса и туризма.

Задачи:

  • понимание специфики туризма как особого вида деятельности;
  • углубление представлений о туристской индустрии;
  • овладение спецификой деятельности организаторов туризма;
  • изучение специфики правовой базы туристской и сервисной деятельности;
  • знание специфики туристских ресурсов РСО-А

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные характеристики статистических данных о развитии туризма;
  • основные качественные характеристики ресурсов, обеспечивающих реализацию целевых функций туризма;
  • фактологический материал об организационно-правовом устройстве мирового туристского движения;
  • фактологический материал о формах и возможностях самоорганизации в туризме – как в бизнес-среде, так и в среде потребителей туристских услуг;
  • фактологический материал об отечественном и зарубежном опыте развития туризма.

уметь:

  • подготавливать отчет о проведенном исследовании отраслевого объекта.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 87 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 58 часов;

Самостоятельной работы обучающегося – 29 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

в том числе:

практические занятия

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Введение в специальность»

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1 .

История туризма

История путешествий. Паломничество. Путешествия и начало туризма. Значение туризма в жизни общества: экономическое, социальное, гуманитарное. Основные факторы, влияющие на развитие туристской отрасли. Исторические аспекты развития туристской отрасли.

Практическое занятие

Выявление психологического типа личности.

Самостоятельная работа

Туризм как явление в современном мире. Становление науки о туризме.

Тема 2.

Формы и виды туризма

Продолжительность туристской поездки, свободное время, сезонность. Цели туризма. Основные формы и категории туризма. Внутренний и международный туризм. Плановый и самодеятельный туризм. Индивидуальный туризм. Туристские фирмы и предприятия. Социальный туризм. Самодеятельный туризм. Таймшер и его сервисное обслуживание.

Практическое занятие

Разработка маршрута путешествия по исходным данным.

Самостоятельная работа

Туризм как особая социально-экономическая система. Основные этапы развития туризма.

Тема 3.

Туристская индустрия. Организаторы туризма

Определение туристской индустрии. Организаторы туризма: туроператор, туристское агентство. Специфика туроператорской и турагентской деятельности. Договорные отношения между ними. Перевозки. Гостиничная индустрия. Система общественного питания. Развлечения и система аттракций. Инфраструктура туризма.

Практическое занятие

Формирование информационного пакета для работы турагента.

Самостоятельная работа

Классификация туризма.

Тема 4.

Туристский продукт и его состав

Туристский продукт: услуги, работы, товары. Аттракции, игры, развлечения, игорный бизнес. Работы как разновидность туристской услуги. Туристские товары. Тур, туристский маршрут и его разновидности. Туристские ресурсы. Туристский интерес. Объекты туристского интереса.

Практическое занятие

Оценка туристского маршрута и разработка предложений по его улучшению.

Самостоятельная работа

Туроператор и турагент.

Тема 5.

Гостиничная индустрия

Исторические аспекты развития гостиничного бизнеса. Становление и развитие средств размещения. Классификация гостиниц и других средств размещения. Услуги средств размещения. Технологический процесс управления гостиницей и средством размещения

Практическое занятие

Изучение турцентров отдельно взятой страны.

Самостоятельная работа

Мотивация и потребности туриста.

Тема 6.

Государственное регулирование туристской деятельности

Финансовое обеспечение и страхование ответственности туроператора. Туристские формальности. Паспортно-визовый режим. Страхование. Duty-free, tax-free.

Практическое занятие

Деловая игра «В офисе турфирмы»

Самостоятельная работа

Анализ рекреационных и туристских ресурсов дестинации.

Дифференцированный зачет

ИТОГО

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета туризма.

Оборудование и оснащение учебного кабинета:

Рабочие места по количеству обучающихся;

Оборудованное рабочее место преподавателя;

Комплект учебно-методической документации по программе учебной дисциплины;

Наглядные пособия.

Технические средства обучения:

аудиовизуальные, компьютерные (мультимедиа проектор, компьютеры, принтер, сканер) и телекоммуникационные (Интернет-ресурсы) и др.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

  1. Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.02.2007 N 12-ФЗ)
  2. Бгатов, А.П. Безопасность в туризме: учебное пособие/ А.П.Бгатов.-М,: Форум, 2012.-176с.- Режим доступа: http://zhanium.com//
  3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000.
  4. Брашнов, Д.Г. Гостиничный сервис и туризм: учебное пособие /Д.Г.Брашнов.-М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011.-224с .- : Режим доступа: http://zhanium.com//
  5. Кусков, А. С.Туроперейтинг: учебник / А.С. Кусков, В.Л. Голубева. - М.: Форум, 2009. - 400 с.: Режим доступа: http://zhanium.com// .

Дополнительная литература

  1. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие для сред. проф. образования / А.Б. Косолапов. - М. : КНОРУС, 2010. - 288 с. Режим доступа: http://zhanium.com//

Дополнительная литература

  1. Васильев Г.А. Поведение потребителей: учебное пособие / Г. А. Васильев.- М. : Вузовский учебник, 2006. - 239 с.
  2. Кекушев В.П., Сергеев В.П. и др. Основы менеджмента экологического туризма. – М., 2001. – 257 с.
  3. Яковлев А.Г. Религиозный туризм – один из самых древних и традиционных видов туризма // Туристские фирмы, Вып. 13. – СПб. 1997.
  4. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».
  5. Журнал « Туризм: практика, проблемы, перспективы».
  6. Журнал «Турбизнес».
  7. Журнал «Отель».
  8. Журнал «Гостиница и ресторан: бизнес и управление».
  9. Журнал «Ресторатор».

и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение

пользоваться методами классификации объекта исследования;

Демонстрация умений в процессе выполнения практического задания,

моделирование практической ситуации, внеаудиторная самостоятельная работа.

пользоваться методами проведения интервью с руководителем/специалистом туристского предприятия;

использовать навыки поиска отраслевой информации по проблемам туризма;

подготавливать отчет о проведенном исследовании отраслевого объекта

Знание

основных характеристик статистических данных о развитии туризма;

Опрос, тестирование,

экспертная оценка на практическом занятии,

внеаудиторная самостоятельная работа.