Развитие промышленности во франции. Промышленность и сельское хозяйство франции

Новости и общество

Промышленность Франции (кратко). Специализация промышленности Франции

25 февраля 2015

Промышленное производство является ведущей сферой экономики Франции. На него приходится более 30 % национального ВВП и половина от всей экспортируемой государством продукции. Более того, в данной сфере работает около 27 % от всех занятых жителей страны. Главные отрасли специализации промышленности Франции - это машиностроение, энергетика, металлургия и автомобилестроение.

Машиностроение

На этот сегмент экономики страны приходится порядка 40 % занятых промышленных рабочих и стоимости продукции. Ведущая роль области принадлежит общему и транспортному машиностроению. Государство занимает одну из лидирующих позиций на планете в таком показателе, как производство и экспорт машин различного предназначения. Интересная особенность отрасли заключается в том, что она в значительной мере (около 25 %) сконцентрирована в Париже и его окрестностях. Международная специализация промышленности Франции в данной сфере связана, прежде всего, с такими направлениями, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС.

Ежегодно с конвейеров французских предприятий сходит до 4 миллионов автомобилей. Неудивительно, что это направление зачастую называют одной из основ национальной промышленной структуры. Ведущими производителями легковых машин считаются компании «Рено» и «Пежо-Ситроен». На них приходится более, чем 90% от всех выпущенных авто.

Отдельных слов заслуживает и авиаракетная промышленность Франции, которая является лидером на территории Западной Европы. Страна выпускает самолёты и вертолёты для военных и гражданских целей, а также ракеты. Практически все функционирующие в этой области заводы находятся в государственной собственности. Они расположены в Париже, Бордо, Тулузе и других крупных городах.

Энергетика

В связи с тем, что страна не может похвастаться большими залежами традиционных ресурсов, после окончания второй мировой войны правительство начало уделять много внимания развитию ядерной энергетики. Не изменилась специализация промышленности Франции в этом направлении и в наши дни. В большей мере отрасль опирается на собственную сырьевую и научно-техническую базу. Ежегодно страна добывает до трёх тысяч тонн урановой руды. Вместе с этим часть её импортируется из африканских стран (преимущественно Габона и Нигера). В государстве по состоянию на сегодняшний день функционирует более 50 атомных энергоблоков, производящих более 70 % электроэнергии. По уровню развития ядерной энергетики оно уступает только США.

Вместе с этим общего количества добываемых ресурсов, в том числе нефти, природного газа и угля, хватает для обеспечения страны лишь наполовину. Это делает её сильно зависимой от импорта энергоносителей. Таким образом, государственная политика правительства в этой сфере направлена на сокращение потребления энергии. Это, в свою очередь, дало толчок развитию альтернативных её видов. Как результат, довольно развитым стало использование энергии ветра, солнца и приливов.

Видео по теме

Металлургия

Уровень развития чёрной металлургии и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Вместе с этим из-за высокой конкуренции со стороны других государств эти отрасли промышленности Франции в последние годы характеризуются небольшим спадом. Как бы там ни было, местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается. Очень важными стали и металлургические комбинаты, что находятся в городах Фосе и Дюнкерк. Их отличительной особенностью является расположение возле моря, что позволяет существенно экономить на транспортировке прибывающего в порты импортного сырья. Нельзя не отметить и электрометаллургию, которая развита неподалёку от ГЭС в горных регионах страны. Её продукцией являются цветные металлы, ферросплавы, а также высококачественные сорта стали.

Текстильная промышленность

В таком сегменте, как легкая промышленность Франции, наибольшее значение имеет текстильная отрасль. Она уже не играет такой важной роли для экономики страны, как ранее, однако находится на одной из лидирующих позиций в Западной Европе. Основной её отличительной характеристикой стала высокая доля потребления шерсти с хлопком. При этом процент использования синтетических волокон является незначительным. По состоянию на сегодняшний день в отрасли заняты более 250 тысяч работников, в то время как среднегодовой денежный оборот в ней оценивается в 28 миллиардов евро. Около 30 % изготовленной в отрасли продукции экспортируется в другие страны.

В целом выделяется несколько основных районов, где сосредоточено большинство предприятий этой отрасли промышленности Франции. На севере государства находятся в основном джутовые, льняные и шерстяные заводы. Этот же регион является центром хлопкопрядения. Трикотаж изготовляется преимущественно в Париже, Рубе и Труа. Что касается выделки тканей из химических волокон, то крупнейшие фабрики, специализирующиеся на этом, находятся в Лионе. Центром хлопчатобумажного производства стал Эльзас.

Химическая промышленность

По объёму производства и экспорту различных химикатов государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. Практически во всех регионах функционируют крупные предприятия из этой сферы.

Химическая промышленность Франции в Эльзасе представлена производством калийных удобрений, в Лотарингии налажено производство соды и углехимия, а в Ландах преобладает лесохимия. Что касается Парижа, то здесь существенные успехи были достигнуты в таких направлениях, как парфюмерия и фармацевтика. Заметная доля производства сконцентрирована неподалёку от портов. Такие заводы используют в основном импортное сырьё.

Обрабатывающая промышленность

В последние несколько десятилетий обрабатывающая промышленность Франции претерпела ряд изменений. Прежде всего, в данном случае речь идёт об уменьшении её энергоемкости и зависимости от материальной базы. Если электротехническое производство в этот период выросло, то для некоторых традиционных сфер машиностроения характерным стало существенное сокращение (сильно уменьшилось изготовление станков и оборудования, тоннаж спускаемых на воду судов).

В химической отрасли начало отдаваться предпочтение выпуску синтетических смол и пластмасс, в то время как роль неорганической химии практически свелась к нулю. Явным стал процесс свёртывания отраслей, раньше играющих ведущую роль в экономике государства. К примеру, выплавка стали традиционными способами сократилась на 30 %. С другой стороны, этот процесс существенно модернизирован, поэтому теперь продукт производится кислородно-конверторным методом либо посредством электропечей.

Агропродовольственная промышленность

Основным потребителем продукции сельского хозяйства является агропродовольственная промышленность Франции. Кратко говоря, ежегодно ею обеспечивается товарооборот, составляющий более 122 миллиардов евро. Это даёт все основания называть эту область экономики одной из важнейших для государства. Значительная доля в этом направлении деятельности приходится на переработку продуктов, имеющих животное происхождение. Довольно высокими показателями могут также похвастаться компании, специализирующиеся на переработке овощей и фруктов, а также на производстве безалкогольных и алкогольных напитков. Большое количество выпускаемой продукции экспортируется за рубеж.

Авиакосмическая промышленность

Каждое пятое рабочее место в стране обеспечивается за счёт новейших отраслей. Авиакосмическая промышленность Франции является одной из них. Сфера в значительной мере сконцентрирована в Парижском округе и юго-западной части страны. На экспорт приходится более половины выпускаемой ею продукции.

Большинство из местных компаний, функционирующих в сегменте, находятся в государственной собственности. Наличие взаимовыгодных отношений с зарубежными партнёрами позволяет местным предприятиям эффективно противостоять конкуренции на международной арене. Ярким примером здесь можно назвать всемирно известную компанию Airbus, которая стала результатом сотрудничества Франции, Англии, Германии и Испании.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что промышленность Франции характеризуется очень неравномерным размещением. В столице государства и её окрестностях производится около 20 % всей продукции. Такая же доля принадлежит Северному и Лионскому районам. При этом уровень индустриализации в восточных и северных регионах существенно превышает аналогичный показатель центра, юга и запада страны. В данной статье более подробно рассмотрены лишь ведущие сферы французской промышленности. Стоит учитывать тот факт, что сейчас в стране на должном уровне развития находятся также электротехническая и строительная промышленность, биоиндустрия и многие другие отрасли.

Ведущая роль области принадлежит общему и транспортному машиностроению. Государство занимает одну из лидирующих позиций на планете в таком показателе, как производство и экспорт машин различного предназначения. Международная специализация связана, прежде всего, с такими направлениями, как выпуск автомобилей, вооружения, космической и авиационной техники, а также оборудования для АЭС.


За год в стране выпускается от 3 до 4 миллионов автомобилей (из них около 90% легковых). Легковые автомобили производятся в основном на заводах 2 компаний: госпредприятии «Рено» и частной фирмой «Пежо-Ситроен». Более половины автомобилей выпускается в Париже и его пригородах. Другие центры автомобилестроения это Лион, Гавр, Ле-Ман.


Значительны успехи Франции в самолетостроение и ракетной технике. Широко используются во всем мире французские вертолеты, гражданские реактивные самолеты «Каравелла» и «Конкорд», бомбардировщики «Мистер», истребители «Мираж». "Мираж" многоцелевой истребитель ВВС Франции



В связи с тем, что страна не может похвастаться большими залежами традиционных ресурсов, после окончания второй мировой войны правительство начало уделять много внимания развитию ядерной энергетики. Не изменилась специализация промышленности Франции в этом направлении и в наши дни. В большей мере отрасль опирается на собственную сырьевую и научно- техническую базу. Ежегодно страна добывает до трёх тысяч тонн урановой руды. Вместе с этим часть её импортируется из африканских стран (преимущественно Габона и Нигера).


В государстве по состоянию на сегодняшний день функционирует более 50 атомных энергоблоков, производящих более 70 % электроэнергии. По уровню развития ядерной энергетики оно уступает только США. Вместе с этим общего количества добываемых ресурсов, в том числе нефти, природного газа и угля, хватает для обеспечения страны лишь наполовину. Это делает её сильно зависимой от импорта энергоносителей.


Уровень развития чёрной металлургии и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается.


В таком сегменте, как легкая промышленность Франции, наибольшее значение имеет текстильная отрасль. Она уже не играет такой важной роли для экономики страны, как ранее, однако находится на одной из лидирующих позиций в Западной Европе. В целом выделяется несколько основных районов, где сосредоточено большинство предприятий этой отрасли промышленности Франции. На севере государства находятся в основном джутовые, льняные и шерстяные заводы. Этот же регион является центром хлопкопрядения. Трикотаж изготовляется преимущественно в Париже, Рубе и Труа. Что касается выделки тканей из химических волокон, то крупнейшие фабрики, специализирующиеся на этом, находятся в Лионе. Центром хлопчатобумажного производства стал Эльзас.


По объёму производства и экспорту различных химикатов государство входит в пятёрку мировых лидеров. Благодаря наличию собственной сырьевой базы, в стране хорошо развито изготовление минеральных удобрений, пластмасс и синтетического каучука. Практически во всех регионах функционируют крупные предприятия из этой сферы.



Frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii -frantsii-kratko-spetsializatsiya- promyishlennosti-frantsii

Франция — одна из самых богатых природными ресурсами стран За-падной Европы. Недра Франции богаты каменным углём (Северный бас-сейн и Сент-Этьен), железными рудами (Лотарингия), урановыми рудами (Центральный массив), калийными солями (Эльзас). Франция обладает прекрасными агроклиматическими и почвенными ресурсами , способст-вующими развитию сельского хозяйства. Важное значение имеют рек-реационные ресурсы : источники минеральных вод (Виши), горные (Аль-пы, Пиренеи) и морские курорты (Лазурный берег).

Для страны характерна постиндустриальная структура экономики, большая часть ВВП создаётся в непроизводственной сфере.

Во Франции развиты все виды добывающей промышленности : угольная , горнорудная (добыча железных, алюминиевых и урановых руд) и горно-химическая (добыча калийных солей).

Энергетика Франции выделяется развитием атомной энергетики, ко-торая производит 73% всей электроэнергии в стране. Уделяется большое внимание развитию нетрадиционных видов энергетики, особенно при-ливной (Ране) и ветровой. По общему производству электроэнергии (более 550 млрд. кВт ч) Франция занимает 2 место в зарубежной Европе и седьмое в мире.

Основные центры чёрной металлургии сосредоточены в старом Ло-тарингском промышленном районе (Флоранж, Лонгви, Тьонвиль, Айанж) и в портовых центрах — в Дюнкерке и Фосе, ориентированных на им-портное сырьё.

Среди отраслей цветной металлургии наибольшее развитие получили алюминиевая промышленность, сконцентрированная в гидроэнергетиче-ских районах Альп (Л’Аржантьер и Сен-Жан-де-Морьен) й Пиренеев (Ланмезан), и производство свинца и цинка (Крей), использующие при-возное сырьё.

Ведущей отраслью промышленности является высокоразвитое мно-гоотраслевое машиностроение : автомобилестроение (Париж, Монбельяр, Лион, Ренн), авиакосмическая промышленность (Париж, Тулуза, Бордо), железнодорожное машиностроение (Лилль, Лион, Дижон), судостроение (Марсель, Нант, Сент-Назер, Шербур и Брест), тяжёлое машиностроение (Лилль), электротехническая промышленность (Париж, Гренобль, Лион, Ницца).

Среди отраслей химической промышленности Франция специализи-руется на производстве минеральных удобрений (Эльзас, Северный рай-он, Нижняя Рона), полимеров (Северный район, Нижняя Сена, Нижняя Рона, Марсель, Лион), шин и других изделий из резины (Париж, Клер-мон-Ферран), и, конечно, особое место занимает тонкая химия — пар-фюмерная и фармацевтическая промышленность, главным центром кото-рой является Париж.

Лёгкая промышленность , где ведущие позиции занимает текстильная промышленность , сконцентрирована в трёх промышленных районах: в Северном (производство хлопчатобумажных, шерстяных, льняных, джу-товых тканей), в Эльзасе (хлопчатобумажная промышленность) и в Лио-не (производство шёлковых и синтетически тканей), а главным законода-телем моды и центром швейной промышленности и галантереи является Париж.

Во Франции развиты все виды пищевой промышленности , однако мировую славу ей принесли виноделие (по производству виноградных вин Франция занимает 1 место в мире), где выделяются Бордо, Коньяк, Шампань, Эльзас, долина Луары, Лангедок, и молочная промышленность (Париж и Нормандия). Материал с сайта

Важной отраслью экономики Франции является сельское хозяйство . По производству и экспорту сельскохозяйственной продукции Франция является крупнейшей европейской державой.

Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнооб-разием отраслей при незначительном преобладании животноводства (51% сельхозпродукции), где выделяются молочно-мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство. Основные направления растениеводства: зерновое хозяйство (производство пшеницы, кукурузы, ячменя, ржи, а на юге — риса), картофелеводство, садоводство, виноградарство, выращивание сахарной свёклы, подсолнечника, рапса, табака. Важное место занимает рыболовство и устричный промысел.

На этой странице материал по темам:

  • Доклад краткое содержание на тему париж

  • Доклад по географии на тему франция что производят, какие животные обитают

  • Селекционная промышленность по географии доклад

  • Париж доклад по географии кратко

  • Краткий доклад по географии о франции

Вопросы по этому материалу:

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI столетия превысил 25 тыс. евро в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн евро.

Как и Германия, Франция - страна со сложнейшей отраслевой и территориальной структурой хозяйства.

В высокоэффективном сельском хозяйстве занято всего 5% работающего населения, доля сельхозпродукции в ВВП страны не превышает 2%, но по объемам производства Франция занимает 1-е место в Европейском союзе и дает 22% общего объема его сельскохозяйственной продукции. По экспорту ей принадлежит 2-е место в мире после США.

Обрабатываемые земли составляют 33,4 млн га - более половины территории страны. Фруктовые сады и виноградники занимают 4%.

В результате укрупнения хозяйств средняя площадь одного хозяйства Достигла 40 га. В Парижском бассейне, Пикардии и Бри велика доля хозяйств площадью более 100 га.

Половину сельхозпродукции страны дает растениеводство. Ассортимент выращиваемых культур здесь очень широкий, среди них ячмень, кукуруза, рапс, подсолнечник, виноград, соя, разнообразные овощи и фрукты. По ряду ключевых отраслей Франция - либо мировой, либо европейский лидер. По сбору пшеницы она занимает 1-е место в Зарубежной Европе, по винограду - 1-е место в мире. Пшеница традиционно возделывается в основном в Парижском бассейне, районах Берри и Тулузы. Сахар производится как Из сахарной свеклы, выращенной также в Парижском бассейне, так и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и . После укрупнения хозяйств в северных и центральных регионах поля приобрели правильную геометрическую форму, что благоприятствует использованию техники.

Обширные виноградники размещены в Шампани, Аквитании (район Бордо), Бургундии, в долине Луары и в Лангедоке. Именно эти исторические районы Франции дали название всемирно известным винам, число сортов которых превышает 7 тыс. В окрестностях городов Коньяк и Арманьяк выращивают виноград специально для производства не менее знаменитых более крепких напитков. По сбору фруктов и овощей Франция занимает 3-е место в мире, уступая лишь и .

В у Франции не менее сильные позиции. По поголовью крупного рогатого скота (20 млн голов) и производству мяса она занимает 1 -е место в Зарубежной Европе. Тучные стада рыжих и пятнистых буренок - традиционный элемент ландшафта на влажном западе страны, в Нормандии, Бретани, долине Луары. Франция занимает ведущие места в мире по производству многих молочных продуктов, в частности сыра. Культура сыроварения, как и виноградарства, уходит корнями в эпоху Римской империи, насчитывая уже 2 тыс. лет. Во Франции более 2 тыс. сортов сыра, каждый приурочен к определенной исторической местности. Особенно славятся сыры, вырабатываемые на старинных семейных фермах в предгорьях Юры и Альп.

По поголовью свиней и производству мяса птицы Франция уступает только Германии. Овцеводство сосредоточено в основном на юге в предгорьях Пиренеев и Альп, а также на о. Корсика. Последнее время растет популярность овечьих сыров, особенно рокфора. Есть и традиционные национальные пристрастия: гусиная печень из Эльзаса, выращивание или лов устриц на Атлантическом побережье, раз- ведение лошадей на мясо, производство знаменитого лягушачьего «мяса».

Яркие национальные особенности проявляются не только в сельском хозяйстве. Например, Франция - единственная , где АЭС дают более 70% всей электроэнергии, обеспечивая почти половину ее энергетических потребностей. В стране действует 57 атомных реакторов суммарной мощностью 60 тыс. МВт. Большинство АЭС размещены на реках Луара и Рона.

ТЭС вырабатывают всего 10% электроэнергии, еще 13% - гидроэлектростанции, расположенные в основном в Альпах, Пиренеях и Центральном массиве. Возрастает роль новых источников электроэнергии. Появляется все больше ветровых электростанций, обеспечивающих электроэнергией малые населенные пункты. Геотермальные установки дают тепло более 200 тыс. квартирам в Парижском округе и на юго-западе страны.

Французская индустрия занимает 2-е место в Зарубежной Европе после Германии. Судьбы отраслей промышленности в процессе модернизации экономики страны складывались по-разному. Как и в других развитых странах, многие традиционные отрасли переживают глубокий кризис. Наиболее характерный пример - угольная промышленность. За последние полвека добыча угля сократилась почти в 10 раз и сегодня не превышает 7 млн тонн. Шахты в департаменте Нор-Па-де- Кале закрыты в 1990 г., почти все остальные шахты - в Лотарингии и в Центральном массиве - планируется закрыть к 2005 г Главные поставщики угля во : США, Австралия и Южная Африка.

Другая депрессивная отрасль - черная металлургия. С 1975 г. производство стали во Франции уменьшилось на треть и не превышает 15- 17 млн тонн в год. Спад производства связан с обострением конкуренции со стороны как других видов продукции, прежде всего алюминия и пластмасс, так и более успешных производителей в лице и . Чугунолитейное производство теперь размещается не в традиционных внутренних металлургических центрах (прежде всего в Лотарингии), а в приморских центрах: в Нор-Па-де-Кале и Дюнкерке, где металлургические заводы были переориентированы на импортное сырье, и в Фос-сюр-Мэр вблизи Марселя.

Намного лучше положение алюминиевой промышленности, обеспечивающей нужды прежде всего авто- и авиастроения. Первое в мире месторождение алюминиевой руды было обнаружено более 100 лет назад в местечке Бокс на юге Франции, поэтому руду назвали бокситами. Сегодня самый мощный в стране ультрасовременный завод по производству алюминия, принадлежащий компании «Пешинэ», расположен в Дюнкерке, рядом с атомной электростанцией в Гравлине.

Стабильно работает химическая промышленность. Предприятия основной химии используют местное сырье, в частности калий из Эльзаса, серу из Лака, соль из Лотарингии. Компания «Эр Ликид» - мировой лидер в промышленной переработке газа, крупнейшее месторождение которого находится в Лаке, в предгорьях Пиренеев. Нефтепереработка и нефтехимия тяготеют к портовым городам. Внутри страны нефтехимические предприятия компаний «Эльф-Акитэн» И «СФП-Тоталь» заняли корпуса бывших предприятий углехимии. Своих нефти и газа Франции уже давно не хватает, поэтому велика доля импорта. Франция интегрирована в единую общеевропейскую газовую сеть.

Быстро развивается производство товаров бытовой химии и фармацевтики. Здесь господствуют такие крупные компании, как «Про- ктер энд Гэмбл», «Колгейт-Пальмолив». Отдельно необходимо выделить знаменитую французскую парфюмерию. Фирма «Л’Ореаль» занимает ведущее место в производстве косметических средств. Продукция парфюмерных фирм «Ив Сен-Лоран» и «Шанель» известна во всех странах мира. В России она также широко представлена, од- йако пока еще, к сожалению, не по карману большинству поклонников тонкого французского парфюма.

Одна из старейших отраслей хозяйства Франции - текстильная промышленность. Традиционно она сконцентрирована в трех районах: на севере в промышленно-городской агломерации Лилль-Рубэ- Туркуэн (шерстяное и льняное производство), в южном Эльзасе (хлопчатобумажные ткани) и в Лионской ПГА (трикотаж и синтетические волокна). Французские швейные изделия всегда отличались хорошим вкусом и элегантностью. Для состоятельных модниц Париж - город лучших в мире ателье. Сюда не только съезжаются посмотреть на плоды фантазии лучших модельеров мира, но нередко прилетают из-за океана по нескольку раз на примерки заказанных платьев.

В ключевая позиция принадлежит автомобилестроению. Франция занимает 4-е место в мире по производству автомобилей (около 3,5 млн в год) и 3-е место по экспорту легковых автомобилей индивидуального пользования (60% производства). Крупнейшие производители - частная группа PSA (более 50% автомобилей), контролирующая заводы «Пежо» и «Ситроен», и государственная компания «Рено» (более 40% автомобилей). На территории Франции корпуса завода «Рено» традиционно располагаются вокруг Парижа и к западу от него вдоль р. Сены вплоть до Гавра. Заводы «Пежо» и «Ситроен» находятся в Сошо-Монбельяре и Страсбурге, на Востоке страны. Сегодня география производства автомобилей этих Марок намного шире и простирается далеко за границы Франции. Покрышками и другими комплектующими выпускаемые автомобили обеспечиваются заводами всемирно известной компании «Мишлен» - крупнейшего производителя шин, головное предприятие которой находится в Клермон-Ферране.

Производство бытовой техники известно в мире прежде всего благодаря продукции компании «Мулинекс», основные предприятия которой расположены в Париже.

Авиационная и космическая промышленность - предмет национальной гордости. Франция одной из первых стран выпустила на пассажирские авиалинии сверхзвуковые самолеты. И хотя судьба знаменитого «Конкорда» складывалась не просто, с самолетом случались трагические аварии, французы не оставляли надежду на развитие сверхзвуковых полетов и до весны 2003 г. упорно продолжали эксплуатировать «конкорды». В рамках грандиозных программ «Аэробус» и ATR, оцениваемых миллиардами долларов, Франция выпускает самолеты вместе с и . Аэробус А-340 сегодня единственный в мире реальный конкурент американским «боингам». Главные предприятия авиационной промышленности сосредоточены в Париже и Тулузе. Совместно с другими странами ЕС Франция активно участвует в космических программах и в создании международной космической станции, имеет свои спутники связи. Ракеты «Ариан» регулярно взлетают с французского космодрома Куру в Гвиане.

Франция располагает одним из мощнейших в мире военно-промышленных комплексов, по экспорту вооружений входит в пятерку мировых лидеров. Она известна производством современных танков, истребителей («Мираж»), баллистических ракет средней и большой дальности. Основные заводы по производству вооружений находятся в Иль-де-Франсе, на севере в Бретани, на юге в Провансе и на Лазурном берегу. В Бордо размещен завод «Талез» по производству истребителей. Авиасалон в Бурже - мировой выставочный центр и место заключения коммерческих сделок по купле-продаже военных самолетов и вертолетов. Значительную часть вооружений закупают французские вооруженные силы. Примечательно, что Франция, обладая самой мощной армией в Зарубежной Европе, расходует на образование в 1,5 раза больше, чем на армию (27,8% против 19,8% бюджета страны в 1998 г.).

Намного хуже, чем с , дело обстоит с французским . За последнее тридцатилетие ушедшего века производство судов по тоннажу упало с 500 до 70 млн тонн, в 1980-1990-х гг. 80% работающих в отрасли потеряли свои места. Связано это с избыточной грузовместимостью мирового торгового флота и конкуренцией со стороны азиатских производителей, прежде всего Южной Кореи. Старинные судоверфи в Тулоне, Гавре, Сен-Назере выживают в основном за счет судоремонта. Военные судоверфи традиционно располагались в Тулоне и Нанте.

Среди «новейших» отраслей необходимо назвать прежде всего электронную промышленность и биоиндустрию. Первая занимает очень сильные позиции на мировом рынке телекоммуникаций (компания «Франс Телеком» и др.). Широкий спектр продукции - от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры - выпускает фирма «Томпсон». Размещены предприятия электронной промышленности очень дисперсно. Но тяготеют они к наиболее живописным и экологически чистым районам побережий, в особенности юга страны, что связано с повышенными притязаниями К качеству жизни высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых работников этой отрасли.

В условиях теснейшего взаимодействия науки и производства во Франции создаются технополисы - современные центры НИОКР, где разрабатываются наиболее перспективные научно-исследовательские проекты. Самый известный - София-Антиполис на юге страны недалеко от Ниццы.

Во Франции широко внедряются достижения биоиндустрии в самые различные сферы жизни. Достижения генной инженерии используют в медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве, экологии. Так же как и в Германии, стремительно набирает темпы экоиндустрия - оборот предприятий «зеленого рынка» оценивается более чем в 5 млрд евро. Приоритетное внимание уделяется водоочистке, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов.

В целом размещение промышленности отражает продолжающийся кризис внутренних старопромышленных районов, таких, как Лотарингия и Нор, и активное хозяйственное развитие прибрежных территорий, в особенности на юге.

Огромную роль в экономике страны в последние десятилетия играет сфера нематериального производства, или сфера услуг: транспорт, телекоммуникации, банковские услуги, торговля, туризм, а также образование, культура, спорт и др. Как уже отмечалось, этот сектор обеспечивает сегодня 70% ВВП страны.

Во Франции уже давно осознали, что такое транспорт для развития страны. За послевоенный период здесь создана одна из самых густых и эффективных транспортных сетей мира. На 100 км 2 территории приходится 146 км автомобильных и 6,2 км железных дорог. Главная черта дорожной сети - ярко выраженная радиальная структура с центром в столице. Все ключевые магистрали сходятся в Париже.

Общая протяженность автомобильных дорог достигает почти 1 млн км. По ним осуществляется 60% грузоперевозок и 90% пассажироперевозок (включая индивидуальный автотранспорт). В 1990-х гг. стабильно растут международные автоперевозки, особенно после ввода в строй автомагистралей Париж-Лилль-Брюссель, Перпиньян-Барселона й др.

Железнодорожный транспорт почти весь послевоенный период находился в глубоком кризисе, так как не выдерживал конкуренцию автотранспорта. Длина железнодорожного полотна с 1930-х гг. к концу ушедшего столетия сократилась с 52 до 34 тыс. км. Однако Франция одна из первых в мире начала внедрять скоростные железные дороги, прежде всего для перевозок пассажиров. Хотя железнодорожным транспортом пользуются менее 10% пассажиров, скоростные поезда (TGV) популярны, особенно среди туристов, путешествующих по Европе. Каждый час с Северного вокзала столицы отправляется поезд «Еврос;гар», прибывающий через 3 часа на вокзал Ватерлоо в Лондоне, 54 км пути он проходит по тоннелю под . Поезд «Талис» - за 1 час 25 минут (!) «долетает» до . Внутри страны большой популярностью пользуются скоростные линии TGV Париж-Лион-Марсель, Париж-Тур-Бордо и Париж-Лимож-Тулуза.

Парижский авиаузел по пассажироперевозкам занимает 2-е место после Лондона. Огромное достоинство организации транспортных узлов в Париже - сведение в один пункт разных видов транспорта. Например, прилетев в аэропорт Руасси-Шарль-де-Голль, пассажир за считанные минуты, с тележкой, успевает перейти на железнодорожную станцию, станцию метро (RER), автовокзал или стоянку такси.

Занимая 4-е место в мире по экспорту, Франция находится всего на 27-м месте по морским перевозкам. Из 70 портов относительно крупные только два: Марсель-Фос (90 млн т) на Средиземноморье и Гавр (56 млн т) на севере в Па-де-Кале. В последние годы растут морские перевозки туристов, особенно из Кале и Шербура в порты Великобритании.

Грузо- и пассажирооборот речного транспорта невысокий. Несмотря на наличие густой речной сети, судоходная ее часть отстает от современных требований, плохо оборудована. Грузоперевозки по рекам в последние полвека многократно сократились из-за низкой рентабельности. Некоторое оживление наблюдается на реках, имеющих туристское значение. Например, очень популярен изумительно красивый речной маршрут «Замки Луары». Главные речные порты - Париж (р. Сена) и Страсбург (р. Рейн).

Во Франции зарегистрировано более 30 млн телефонных абонентов и уже более 35 млн абонентов мобильной (2002). Компания «Франс Телеком» входит в десятку крупнейших телекоммуникационных компаний мира. Счет пользователей Интернетом также пошел с середины 1990-х гг. на миллионы. Во многом это результат целевой государственной политики, направленной на преодоление отставания в этой сфере от мирового лидера США. Стремительно растет число французских страниц в Интернете.

Банковская деятельность обеспечивает 4% ВВП, что сопоставимо с какими секторами экономики, как транспорт, энергетика и сельское хозяйство. Возрастает интернационализация банковской деятельности, отражая стремление Франции увеличить мировую финансовую роль Парижа. Свыше тысячи отделений французских банков функционируют в 140 странах мира. После отказа в 2000 г. от национальной валюты - франка и вхождения в зону евро французский финансовый рынок стал неотъемлемой частью рынка общеевропейского. Французская система страхования находится на 4-м месте в мире - ее оборот в 2000 г. превышал 175 млрд долл.

Одна из ключевых отраслей специализации Франции - туризм. 0то самая посещаемая страна мира, за год она принимает 60-70 млн туристов, из которых почти 90% - европейцы. В стране насчитывается 12 тыс. памятников, находящихся под охраной государства, и 1200 музеев. Здесь первоклассная инфраструктура туризма, гостиничная сеть включает 45 тыс. гостиниц (1 млн номеров). «Туриндустрия» - мощный двигатель развития страны, она обеспечивает 1,5 млн рабочих мест и приносит около 125 млрд долларов дохода. Основные курортные зоны Франции расположены на море; это аристократические Довилль на севере и Ницца на юге, а также Аркашон и Биарриц. По числу приезжающих туристов лидирует регион Прованс-Альпы- Лазурный берег. Туризм дал «новое дыхание» многим бывшим депрессивным приморским районам, таким, как Лангедок и Ланды, замедлил отток населения из горных районов.

Горный туризм во Франции зародился в Шамони еще до Второй мировой войны. Здесь самая длинная горнолыжная трасса в Европе - более 20 км. Особенно популярным горнолыжный туризм стал после проведения зимних Олимпийских игр в Гренобле (1968) и Альбервилле (1992). В последнее десятилетие растет интерес к «зеленому» - экологическому - туризму. Он, в частности, позволяет крестьянам получать дополнительные доходы от аренды комнат и домов и оборудования кемпингов на фермах. Особенно активно «зеленый» туризм развивается в долине Роны и Центральном массиве.

Франция по праву гордится тем, что создала одну из самых передовых и эффективных систем образования и профессиональной подготовки. Как уже отмечалось, государство тратит на образование в 1,5 раза больше, чем на армию. 80% учащихся оканчивают не только среднюю школу (коллеж), но и лицеи, получая дипломы бакалавров. В системе высшего образования работают 130 тыс. преподавателей и научных сотрудников. В университетах Франции обучаются более 1,5 млн студентов, 10% из них - иностранцы, в основном выходцы из бывших французских колоний. Выпускники парижского университета Сорбонна славятся блестящим образованием в области гуманитарных наук. Престижные университеты расположены также в Лилле, Тулузе, Бордо, Гренобле, Монпелье, Нанси.

Сложная отраслевая структура и различие в факторах размещения отраслей обусловливают не менее сложный рисунок общего территориального устройства страны. К интегральным чертам современной территориальной структуры хозяйства можно отнести:

  • сохраняющуюся ключевую роль столичного региона. Несмотря на то что вес Большого Парижа в хозяйстве страны постепенно уменьшается, он остается огромным, здесь концентрируется почти четверть производства страны;
  • качественную перестройку хозяйства северо-востока и востока, связанную с глубоким кризисом традиционных отраслей экономики: , черной металлургии и текстильной промышленности;
  • стабилизацию развития центральных районов страны, стимулирование развития экономики второго города страны Лиона;
  • динамичное развитие прибискайского и средиземноморского побережий, прежде всего за счет развития здесь авангардных отраслей промышленности, интенсификации сельского хозяйства и улучшения инфраструктуры туризма.

Франция является самым большим государством Западной Европы. Ее общая площадь составляет пятьсот сорок пять тысяч кв. километров. Страна также владеет территориями в районе Карибского бассейна, в частности: Мартиникой, Гваделупой, а также островом Реюньон,расположенным к востоку от Мадагаскара. Ландшафт западных и северных районов Франции представлен равнинами, в центральной и восточной части небольшими горами, Альпами - на юго-востоке и Пиренеями - на юго-западе.

Население

Во Франции (в том числе включая зависимые от нее территории), проживает 64,05 миллионов человек. Самым густозаселенным является север страны, менее всего заселены горные районы. Франция характеризуется высокой рождаемостью и ожидаемой продолжительностью жизни. Девяносто процентов населения составляют французы, но на окраинах проживают этнические группы, имеющие собственный язык и культуру, как то: бретонцы, составляющие примерно полтора миллиона человек. На территории страны проживает много эмигрантов из бывших африканских колоний, в основном из Северной Африки. Преобладающая часть населения (76%) исповедует католицизм, 9% протестантизм, 3% ислам, 2% иудаизм. При этом примерно 10% населения - атеисты

Промышленность Франции

Франция является индустриально-аграрной страной, занимающей одно из ведущих мест по развитию промышленности и с/х производству. Для ее экономики характерным является очень высокий уровень валового внутреннего продукта на душу населения при большой доле в общем объеме ВВП сферы услуг.

Ведущую роль играет тяжелая промышленность. Ежегодно добыча угля составляет восемнадцать миллионов тонн, добыча газа 11000000000 кубометров, нефти 1,4 миллионов тонн, производство электроэнергии - 246 миллиарда киловатт/часов, при этом тридцать процентов от вырабатываемой энергии приходится на АЭС. Несколько заводов по производству металлического урана работают под Парижем, в Маркуле, а также в Пьерлате. Сырьем для черной металлургии служит собственная руда, добыча которой составляет двадцать девять миллионов тонн в год. Также ежегодно в стране выплавляют девятнадцать миллионов тонн чугуна и двадцать три миллиона тонн стали. Главными центрами черной и цветной металлургии являются Лотарингия, а также район Лиона и Север. Почти вся цветная металлургия функционирует на импортном сырье. Отличительной чертой энергетики Франции является рост числа атомных электростанций.

В обрабатывающей промышленности активно развивается электротехническая отрасль (производство электрических кабелей, приборов для оснащения АЭС и прочее).

Машиностроение является ведущей отраслью (1/3 всех занятых в промышленности), особенно развито транспортное машиностроение, электротехника и электронная промышленность. Ежегодно во Франции с конвейеров сходит около 4-х миллионов автомобилей и сорока тысяч тракторов. Хорошо развиты авиационно-космическое производство, а также химическая промышленность, производство косметики, фармацевтика.

Частично или целиком национализированы банковская сфера, атомная, угледобывающая, автомобильная и газовая промышленность. Крупные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия построены на Нижней Сене (в Руане и Гавре) а также в районе Марселя, углехимические - на Севере; производство соды налажено в Лотарингии; калийных удобрений - в Эльзасе. Центрами по произодству химической продукции являютя Париж и Лион. Здесь выпускают азитные и фосфорные удобрения, пластмассы, синтетическое волокно. Видное место занимает текстильное производство. Центром легкой промышленности считается Париж. Самыми развитыми отраслями пищевой промышленности являются мясная и молочная, виноделие и производство сыров.

Сельское хозяйство Франции

Несмотря на то, что доля сельского хозяйства Франции в структуре валового внутреннего продукта минимальна, оно высокоэффективно и диверсифицировано. Хотя численно в стране преобладают мелкие фермы, значительная доля принадлежит крупным капиталистическим хозяйствам, поощряемым государством. Примерно три четверти всех сельскохозяйственных площадей обрабатывается землевладельцами и лишь одна четверть земель находится в аренде. Благодаря хорошим климатическим условиям, высокому уровню агрокультуры и интенсивности производства, страна ежегодно получает хороший урожай. Тем не менее, главной сельскохозяйственной отраслью во Франции остается животноводство. Почти 25 миллионов насчитывает поголовье крупного рогатого скота, широко распространено овцеводство, разведение свиней и птицы. Главными животноводческим районами являются Центральный Французский массив, а также северо-западные области.

Растениеводство в основном специализируется на выращивании зерна, фруктов, овощей, сахарной свеклы, картофеля, а также винограда. Большие объемы зерновых и сахарной свеклы собирают в области Северо-Французской низменности, овощи выращивают в долинах крупных рек, таких как Рона, Луара и Гаронна. Хорошо развит морской промысел рыбы и морепродуктов, разведение устриц.Специфичными хозяйственными отраслями, характерными для Франции, являются виноделие (Бордо и Лангедок) а также производство сыров.