Возникновение налоговых правоотношений. Понятие и элементы налоговых правоотношений

Введение

Глава 1. Налоговые правоотношения

1.1. Понятие налоговых правоотношений

1.2. Элементы налоговых правоотношений

Глава 2. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности

2.1. Состав субъектов налоговых правоотношений

2.2. Права и обязанности субъектов налоговых правоотношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение.

Становление современно рынка изменяет содержание ранее существовавших отношений по обеспечению государства финансовыми ресурсами: все большее значение приобретают налоговые методы их аккумуляции.

Общественные отношения, возникающие при установлении, взимании налогов и сборов, регламентируются нормами финансового права. Указанные нормы имеют определенные специфические признаки, позволяющие объединить их в самостоятельную группу. Эту совокупность финансовых норм, регулирующих налоговые отношения, принято называть институтом финансового права или даже подотраслью - налоговое право. Нормы налогового права содержатся в различных нормативных актах: Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, федеральных законах о налогах, иных нормативных актах, регулирующих налоговые отношения.

Общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, объединенных в налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями.

Глава 1. Налоговые правоотношения.

1.1 . Понятие налоговых правоотношений.

Налоговое правоотношение – это вид финансового правоотношения, то есть общественное финансовое отношение, урегулированное нормами подотрасли (раздела) финансового права - налоговым правом, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими в связи с взиманием налогов.

Отношения в сфере налогообложения регламентируются исключительно нормами законодательства о налогах и сборах, тем более что правовая регламентация налоговых правоотношений с 1 января 1999 г. осуществляется в налоговой сфере не разрозненной совокупностью финансово-правовых норм, а «возглавляется» кодифицированным законодательным актом (Налоговым кодексом РФ), который комплексно унифицировал не только предмет правового регулирования налоговых отношений, но и установил особые юридические средства регулирования - установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д.

О том, что налоговые правоотношения могут регламентироваться нормами иных отраслей права, а также иными отраслями законодательства, в НК РФ ничего не сказано, что, по мнению многих авторов, исключает возможность регламентации налоговых отношений иными нормами, которые не входят в состав законодательства о налогах и сборах, даже несмотря на то обстоятельство, что в подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ упоминается о неких «иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах». Таким образом, отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержатся в иных нормативных актах, не отвечающих требованиям ст. 1 НК РФ.

1.2. Элементы налоговых правоотношений.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания.

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.

Субъективный состав . В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), органы Министерства по налогам и сборам, федеральные органы налоговой полиции, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), при перечислении налогов, взимаемых с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Элементы налогообложения. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и следующие элементы налогообложения:

1) объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);

2) налоговая база (ст. 53 НК РФ);

3) налоговый период (ст. 55 НК РФ);

4) налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);

5) порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);

6) порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ).

В необходимых случаях при установлении налога в нормативно-правовом акте могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 56 НК РФ).

Глава 2. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности.

2.1. Состав субъектов налоговых правоотношений.

Одной из сторон налоговых правоотношений выступают РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице их органов, уполномоченных устанавливать налоги.

Второй стороной являются налогоплательщики без их персонификации, т.е. каждый имеющий общие и специальные признаки субъекта налога.

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (сборщики налогов и сборов);

Налоговые правоотношения – это охраняемое гос. общественное отношение, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Налоговые правоотношения – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения обязанных субъектов к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговые правоотношения – это общественные отношения, урегулированные налоговым законодательством.

Элементы налоговых правоотношений.

1. Субъекты:

· налогоплательщики и плательщики сборов;

· налоговые агенты;

· ФНС и ее территориальные подразделения

· ФТС и ее территориальные подразделения;

· Минфин, финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы районов и городов – при решение вопроса предусмотренных НК;

· государственные и муниципальные органы, уполномоченные ими и должностные лица, осуществляющие прием и взимания налогов и сборов, а также контроль за своевременность ее уплаты;

· органы МВД – при решении вопросов отнесенных к их компетенции НК.

2. Объекты, т.е. сами налоги и сборы, размеры которых устанавливаются налоговым законодательством;

Налогоплательщики и плательщики сборов, на которых возложены обязанности по уплате налогов и сборов. Одним из критериев отнесения к физическим лицам или организации к налогоплательщикам является предполагаемая возможность уплачивать налоги и сборы. Физ. лица и организации приобретают налоговый правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с гос. или МО относительно уплаты установленных налогов и сборов. Предпологаемость уплачивать налог возлагается на физ. лицо или организацию с момента возникновения обстоятельств установленных в законодательстве о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного конкретного налога. Налогоплательщики в качестве субъекта налогового права подразделяются на две группы:

a. организации;

b. физ. лица.

Понятие налогоплательщики – организации включает в себя:

1. юр. лиц созданных в соответствие с законодательством РФ;

2. иностранные организации, т.е. иностр. юр. лица, компании и др. корпоративные образования обладающее гражданской правоспособностью и созданные в соответствие с законодательством ин. государства, международные организации и их филиалы и представительства созданные на территории РФ.

К числу организаций расположенные на территории РФ при условии, что законодательством о налогах и сборах на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и обособленные представительства РФ не являются налогоплательщиками, а только исполняют налоговые обязанности головного

Понятие налогоплательщики – физ. лица включает в себя:

2. ин. гр-не;

3. лиц без гр-ва.

Кроме того, среди физ. лиц выделяются:

1. налоговые резиденты РФ, т.е. физ. лица находившиеся на территории РФ в общей сложности не мене 183 дней в течении года

2. ИП, т.е. фи. лица имеющие регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, а также адвокаты, частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. ИП приобретают правовой статус налогоплательщика не зависимо от правового статуса предпринимателя. Физ. лица осуществляющие ПД без образования юр. лица, но не имеющие регистрацию в кач-ве ИП (нарушение требований гражданского законодательства) при исполнении налоговых обязательств не вправе ссылаться, что они являются ИП.

Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами налогового права возможность или способность быть субъектом налогового права. налоговая правосубъктность состоит правоспособности и дееспособности. Налоговая правоспособность – это возможность меть права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она предпологает юр. характеристику лица и дает возможность быть участником налогового правоотношение. Налоговая дееспособность – это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать свои права и выполнять возложенные на него обязанности. Налоговая правоспособность и дееспособность, тесно взаимосвязанные и дополняют друг друга. Налоговая правоспособность возникает с момента (например, с момента рождения ребенка), а дееспособность по достижении определенного условия (например, регистрации в кач-ве ИП, достижение определенного возраста и т.д.). В налоговом праве возникновение правоспособности и дееспособности часто совпадают, например: с регистрации Устава юр. лица и постановки его в налоговом органе по представлению отчета о деятельности, а в случае уклонения применяются меры гос. принуждения. Налогоплательщик – это особый правовой статус лица, на которого возлагается обязанность уплачивать налоги и сборы.

Для обеспечения и защиту прав налогоплательщиков и плательщиков сборов установлены след. гарантии реализации этих прав:

1. право установлены обязанностями должностных лиц и не исполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей влечет за собой ответственность таких должностных лиц;

2. налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется защита их прав и законных интересов:

· законодательная защита – в порядке обжалования не правомерных действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в выше стоящие налоговые органы;

· судебная защита.

Налогоплательщикам м.б. предоставлены след. права:

1. получать от мин. финаносов, налоговых органов про месту учета бесплатную информацию о законодательстве о налогах и сборах;

2. использовать налоговых льгот;

3. требовать соблюдения налоговой тайны;

4. не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

5. обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

6. требовать полного возмещения убытков причиненных не законными решениями налоговых органов и незаконными действия (бездействием) их должностных лиц;

7. и др. права установленные законодательством.

Налогоплательщики плательщики обязаны:

1. в зависимости от юр. фактов лежащих в основе возникновения обязанностей:

· уплачивать установленные законодательством налоги. своевременная и в полном объеме уплаты налогов является основной обязанностью налогоплательщика. Данная обязанность возникает с момента вступления в законную силу НПА предусматривающего уплату конкретного определенного налога;

· вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения;

· представлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Налоговая декларация – это письменное заявления налогоплательщика о доходах, расходах, а также об объекта налогообложения и иные данные, предусмотренные НК РФ. Налоговая декларация заполняется на спец. бланке, установленные налоговым законодательством. Налоговая декларация подается в налоговый орган, а также иным способом (по почте). Налоговый орган не вправе отказать в требовании налогоплательщика о проставлении даты принятия в копии налоговой декларации. Налоговый орган не вправе требовать внесения;

· представлять налоговым органами и их должностным лицам документы необходимые для исчисления и уплаты налогов;

· выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

· не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при осуществлении ими служебной обязанности;

· в течение 3-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги, а также подтверждающие произведенные расходы;

· постановка на учет в налоговых органах;

· предоставление налоговому органу необходимой информации и документов;

2. В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков. Большинство обязанностей прямо зафиксированы НК РФ, входит в общий правовой статус налогоплательщика и не требует введения доп. действий. К таким обязанностей относятся обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Вместе с тем возложение на налогоплательщика некоторых обязанностей возможна только в силу указания на то НПАК. К числу таким обязанностей относится обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения (в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете).\

3. В зависимости от принадлежности статуса налогоплательщика выделяются обязанности для налогоплательщиков – организаций и ИП, которые обязаны в письменной форме сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

· об открытии или закрытия счетов в коммерческих банках в срок 7 дней;

· об участии в иностранных и Российских организациях в срок 1 месяц с момента участия;

· о реорганизации, ликвидации, банкротстве в срок 3 дня с момента принятия соответствующего решения;

· о филиалах и др. обособленных подразделениях на территории РФ в срок в 1 месяц с момента их создания, реорганизации, ликвидации;

Налогоплательщики могут нести иные обязанности установленные федеральным законодательством, т.к. обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установленные НК не является исчерпывающим. Не выполнение или ненадлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных обязанностей образует соответствующий состав налогового правонарушения. Субъекты, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров ч\з таможенную границу РФ также несут обязанности установленные таможенным законодательством.

Взаимозависимые лица - это лица, кот. могут оказывать влияние на условие или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых лиц. Для признания взаимозависимости лица учитывает влияние лица над другими лица путем доли капитала. Взаимозависимыми лицами являются:

1. организации, которые прямо или косвенно участвует в другой и долей такого участия более 25%;

2. физ. лица и компания, если это лицо прямо или косвенно участвует в этой компании и доля такого участия составляет более 25%;

3. организации, в кот. прямо или косвенно участвует одно и тоже физ. лицо причем доля его участия в каждой организации более 25%;

4. компания и лицо, кот. наделено полномочиями назначать либо ее единоличный исполнительный орган либо не мене 50% состава директоров;

5. организации если их единоличный исполнительный орган либо не менее половины совета директоров одним и тем же лицом;

6. компании, где совет директоров более чем на половину состоит из тех же физ. лиц;

7. организация и лицо, наделенное полномочиями ее единоличного исполнительного органа;

8. компании, где функции ЕИО выполняет одно и тоже лицо;

9. юр. лица или физ. лица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет боле 50%;

10. физ. лицо и его родственники: супруг супруга, родители, дети, братья и сестры, опекуны и подопечные.

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право - официальный (государственный) регулятор общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Устанавливая юридические предписания(налогово0правовые нормы), оно тем самым придает налогообложению правовую форму, в результате чего возникают особые, урегулированные правом общественные отношения - налоговые правоотношения. Через подобное нормативное воздействие государство придает процессу изъятия части частной собственности легитимный характер, переводит его под свою юрисдикцию и защиту.

Налоговые правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.

С целью достижения баланса между публичными и частными финансовыми интересами в сфере налогообложения государство максимально реализует все правовые регуляторы. В налоговом законодательстве содержатся регулирующие, запрещающие, обязывающие, поощрительные нормы, посредством которых налоговое право очерчивает необходимые, общественно значимые или полезные варианты поведения налогоплательщиков и государства, ограничивает в должной мере частные финансовые интересы и одновременно не позволяет публичному фискальному интересу преобладать в предпринимательской деятельности. Нормы налогового законодательства устанавливают и меры юридической ответственности за противоправное поведение субъектов.

Таким образом, налоговые правоотношения - это центральное звено механизма налогово-правового регулирования, основной канал реализации налогового права.

Налоговые правоотношения возникают не в силу того, что законодатель изобрел норму налогового права, а потому, что отношения по изъятию части частной собственности в доход государства не могут существовать ни в какой иной форме.

Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но имеют и характерные черты.

Налоговым правоотношениям свойственны следующие общеправовые признаки.

1. Формальная определенность . Налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, возникающие между определенными субъектами. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно моделируют налоговые правоотношения и реализуются через них. Именно правоотношения придают движение налоговым нормам, реализуют их цели и задачи, выражают регулятивный и охранительный потенциалы, показывают степень эффективности правового воздействия на сферу налогообложения.

2. Связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями. Участники налоговых правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через деяния другого. Например, п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщику право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, о налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Названному праву корреспондирует установленная абз. 4 п. 2 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов бесплатно предоставлять такую информацию и документы налогоплательщику.

Наличие законодательно установленных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений дает основания каждой стороне рассматривать себя в качестве равной другой. Вместе с тем, учитывая публичную природу и властный характер налогового права, следует отметить, что каждая из сторон налогового правоотношения видит в другой средство для достижения желаемой цели.

3. Волевой характер налоговых правоотношений. Он проявляется в двух аспектах. Во-первых, налоговые правоотношения возникают только на основе нормы налогового права, которая устанавливается по воле государства; во-вторых, налоговое правоотношение возникает и реализуется не автоматически, а только при наличии к тому воли хотя бы одной из его сторон. Например, на основании абз. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством.

Наличие налоговой нормы еще не означает, что на ее основе обязательно возникнет налоговое правоотношение. Без заинтересованности в ее реализации и без осуществления действий со стороны хотя бы одного из субъектов налоговое правоотношение не возникнет, тем более, не будет развиваться. Только в процессе взаимодействия участники налоговых правоотношений смогут реализовать предоставленные им права и выполнить возложенные на них обязанности.

4. Индивидуализация субъектов. Налоговые правоотношения отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения. Участники налоговых правоотношений всегда известны. Поскольку налоговые отношения имеют властный характер, одной стороной всегда будет выступать государство - самостоятельно или в лице компетентного органа. При постановке на налоговый учет каждый налогоплательщик получает индивидуальный номер, прикрепляется к определенной налоговой инспекции. В результате налоговые правоотношения являются не абстрактной связью, а упорядоченным правовыми нормами взаимодействием известных лиц.

5. Охрана налоговых правоотношений государством . Каждая налоговая норма и, как следствие, возникающее на ее основе налоговое правоотношение, имеют санкции за нарушение установленного порядка поведения. В случае же нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма: НК РФ установлена ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах (гл. 16 и 18), другие федеральные законы устанавливают меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков, за неправомерные действия или бездействия должностных лиц и иных работников органов внутренних дел, допущенные ими при реализации налоговых полномочий.

Государственная защита налоговых правоотношений показывает заинтересованность властного субъекта в наличии и поддержании установленного порядка в налоговой сфере. Даже деликтные налоговые правоотношения (возникающие из совершения налогового правонарушения) имеют государственную охрану. Это не свидетельствует о том, что государство заинтересованно в совершении налоговых правонарушений. Публичный интерес при обнаружении таких деликтов заключается в обеспечении законности и сохранении правопорядка в процессе привлечения виновных к ответственности. Поэтому при производстве дела о налоговом правонарушении государство устанавливает и гарантирует соблюдение необходимых процедурных и процессуальных действий, направленных на пресечение, выявление правонарушения, компенсацию государству причиненного имущественного вреда и убытков, наказание виновного с одновременным соблюдением прав человека.

Поскольку сфера возникновения всех налоговых правоотношений - финансовая деятельность государства по аккумулированию публичных доходов, то специфика этой области общественной жизни обуславливает следующие характерные черты налоговых правоотношений.

1. Возникновение и функционирование . Налоговые правоотношения возникают и функционируют в процессе налоговой деятельности государства - т.е. деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях.

2. Имущественный характер . Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные отношения, носящие публичный характер. Правовое регулирование налогообложения не может обойтись и без установления процедурно-процессуальных норм, на основе которых возникают и функционируют процессуальные (организационные) правоотношения. Но эти правоотношения производны от материальных налоговых правоотношений, они обеспечивают движение денежных средств от налогоплательщиков в казну государства и создают охранительный механизм в налоговой сфере.

3. Направленность. Они направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств.

4. Обязательное участие государственных органов. Обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов. Налоговые правоотношения возникают только на основе правовых норм, установленных или санкционированных государством или (в пределах компетенции) муниципальным образованием. В этих же правоотношениях государство или муниципальное образование будут обязательным участником, которым принадлежит правотребование об уплате налогов. Тем самым, особенность налоговых правоотношений состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны) государство или действующий от его имени уполномоченный орган, но и в том, что оно проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении.

5. Наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности . Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Тем самым НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанными исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщиками, но обязанными исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие лица согласно ст. 24 НК РФ называются налоговыми агентами и их наличие в качестве участников налоговых правоотношений обуславливает особенность последних.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Все элементы структуры налогового правоотношения направлены на достижение целей налоговой деятельности государства - своевременное и полное поступление обязательных платежей в казну при одновременном соблюдении прав налогоплательщиков. Вместе с тем каждый элемент выполняет и самостоятельные, только ему присущие функции, обусловленные спецификой конкретного налогового правоотношения, в рамках которого этот элемент функционирует. В налоговом правоотношении все элементы тесно взаимосвязаны и только в совокупности они способны вызывать к жизни и обеспечивать функционирование налоговых правоотношений. Наличие такого состава позволяет налоговому правоотношению выполнить все функции, возложенные на него в механизме налогово-правового регулирования.


ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(г. Казань)

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Курсовая работа

По дисциплине «Налоговое администрирование»

Выполнила:_________________

Студент гр. 871

Ильина Светлана Валерьевна

Научный руководитель:______

к. э. н., доцент Гарасимчук Елена

Геннадьевна

Набережные Челны – 2010

Введение

Реформирование экономики России было нацелено на переход к рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Механизм налогообложения приводится в действие с помощью правовых норм, совокупность которых именуется налоговым правом. В современных условиях - это крупная отрасль права, имеющая свои особенности предмета и метода правового регулирования. Следовательно, актуальность данной темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений в Российской Федерации.

Значение налоговых правоотношений также обусловлено значением налогов для жизни общества и государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают интересы каждого человека, каждой организации.

Целью курсового исследования является изучение понятия и структуры налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать определение налоговому правоотношению, установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;

2. провести исследование видов налоговых правоотношений;

3. рассмотреть особенности налогового правоотношения как элемента механизма правового регулирования;

4. установить основных участников налоговых правоотношений в РФ;

5. раскрыть основания возникновения и прекращения налоговых правоотношений;

6. определить состав и структуру налогового правоотношения;

7. выявить проблемы и перспективы совершенствования и развития налоговых правоотношений.

Объектом курсового исследования являются налоговые правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой регламентации налогообложения, а также их осуществление на практике.

Предметом исследования являются нормы финансового, административного, гражданского и иных отраслей права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация регулирования налогообложения в Российской Федерации.

Предметом исследования – проблемы правоотношений субъектов налогового права.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка используемой литературы. Каждая глава в свою очередь делится на три-четыре параграфа.

Первая глава посвящена исследованию налогового правоотношения как вида финансового правоотношения. Здесь были определены сущность налогового правоотношения, его виды, а также проанализировано налоговое правоотношение как элемент механизма правового регулирования.

Вторая глава посвящена анализу субъектно-объектного состава налогового правоотношения, в частности участники налоговых правоотношений, основания возникновения и прекращения, содержание, совершенствование и развитие налоговых правоотношений.

При проведении курсового исследования были использованы различные методы исследования. Среди использованных методов можно выделить: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы и библиографических источников, метод обобщения.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, различные литературные источники, полный список которых приведён в конце работы.

1. Налоговое правоотношение как вид финансового правоотношения

1.1. Сущность налогового правоотношения

Налоговые правоотношения - это охраняемые государством об-щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек-тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Распространенное мнение высказывает Н.И. Химичева, характеризуя налоговые правоотношения как урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц . Это же определение наблюдается в работе О.В. Староверовой, где «налоговые отношения отличаются от финансовых и административных наличием особых элементов: субъектов и объектов».

Сущность налогового правоотношения с введением, установлением и взиманием налогов и сборов связывает А.В. Брызгалин. Он указывает, что «налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов» . Подтверждает это и С.Г. Пепеляев, выделяющий стержнем налоговых правоотношений отношения по взиманию налогов. Однако четкого определения налоговых правоотношений в своих работах он не дает .

Более широкого подхода придерживается А. Б. Борисов. По мнению этого автора, «Налоговые правоотношения носят комплексный характер и вытекают из финансовых, конституционных, имущественных, административных управленческих, арбитражно-процессуальных, административно-процессуальных, информационных, гражданско-процессуальных отношений» .

Таким образом, приведенный анализ позволяет заключить, что по своей правовой природе, сущности и значению правовые отношения в сфере налогообложения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера. Вопрос о материальном содержании (составе) таких правовых отношений в настоящее время продолжает оставаться дискуссионным.

Правоотношение обычно понимают как общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально-определенной юридической связи между лицами.

Основанием и предпосылкой для возникновения правоотношения служит правовая норма.

Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчет в последствиях своих действий либо бездействия, даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. Например, приговоренный к отбытию наказания в виде лишения свободы, вступает в правоотношения с администрацией соответствующего учреждения.

Для правоотношений характерна индивидуализированная связь между его субъектами, которая осуществляется через субъективные права и обязанности. При этом юридическая связь между субъектами выражается в их взаимных правах и обязанностях. Правоотношение носит представительно-обязывающий характер. Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения. Если одному участнику правоотношения предоставлено субъективное право, то у другого участника возникает субъективная обязанность, исполняя которую, он обеспечивает обладателю субъективного права необходимые условия для его реализации. В то же время у обязанного лица есть право требовать от обладателя субъективного права, чтобы оно не выходило за его пределы.

Структура правоотношения включает в себя следующие элементы:

Субъекты правоотношения;

Объект правоотношения.

Юридическую сторону содержания правоотношения составляют сами субъективные права и обязанности. Субъективное право и юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера возможного и должного поведения участников конкретных правоотношений. Субъективное право выражается в правомочиях субъекта, которые состоят в следующем:

1. возможность субъекта своими собственными действиями реализовать свое право;

2. право требовать от другого участника правоотношения исполнения своих обязанностей;

3. право обращаться за государственной защитой, в случае, если субъективное право нарушено.

Юридическая обязанность - это обязанность исполнить все то должное, что предусмотрено нормой права, а в случае неисполнения претерпевать предусмотренные санкцией данной нормы меры государственного воздействия.

1. 2. Виды налоговых правоотношений

В юридической литературе предлагаются различные виды налоговых правоотношений.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся отношения по привлечению к налоговой ответственности.

По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным. Отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т. п., можно отнести к процессуальным.

По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:

    отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями;

    отношения между государствами (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений – по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

По характеру межбюджетных связей они делятся на отношения на абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена только одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативно-правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязательных лиц, наделенных соответствующими правами.

    установления и введения налогов и сборов;

    взимания налогов и сборов;

    проведения налогового контроля;

    привлечения к ответственности за налоговые правоотношения;

    обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц .

По цели они делятся на основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию и уплате налога и сбора. Отношения, возникающие по поводу постановки на учет, по проведению налоговых проверок и т. п. принято рассматривать как вспомогательные.

  1. Налоговые правоотношения (5)

    Реферат >> Финансы

    А также их теоретического обоснования. 1 Понятие налогового правоотношения , его структура Следует отметить, что в дореволюционной юридической...

  2. Налоговый процесс и его структура

    Дипломная работа >> Финансы

    ... налоговых правоотношений . Как отмечалось выше, связь финансового права с административным несомненна, однако рассматри­вать понятие налогового ... исследования является налоговый процесс его структура . Целью исследования налогового процесса является...

  3. Налоговое планирование предприятия, его структура

    Реферат >> Финансы

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1.1. Понятие и содержание налогового планирования на... РИС 2) Структура налогового планирования Проекция конструкции налогового планирования в виде... ли предприятие субъектом налоговых

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие: 1) эти отношения складываются в процессе проведения финансовой деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер; 2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения; 3) финансовые правоотношения имеют денежный характер; 4) эти отношения имеют властный характер; 5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.

Налоги выступают основным методом собирания денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.

Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих упол- номоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.

Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.

Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице своих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.

Налоговые органы - обязательный участник отношений и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.

В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер.

В то же время налоговые правоотношения обладают и рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных финансовых правоотношений. К ним могут быть отнесены следующие.

Налоговые правоотношения отличаются прежде всего сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц,

привлечения к ответственности за совершение налогового правона-

§ 1. Понятие и виды налоговых правоотношений

Особая сфера возникновения и существования налоговых правоотношений обусловливает и некоторые особенности их субъект- но-объектного состава, например, участие налоговых органов, а так- же содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей сторон в названной сфере.

Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения»18, поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.

Более глубокому пониманию сущности данного явления способствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.

В юридической литературе предлагаются различные классифицирующие признаки.

Взависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения.

К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.

По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.

По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на: 1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями - к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов; 2) отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений - по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Похарактеру межсубъектных связей ониделятся на отношения абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в

" Финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина. М. 1967. С. 197.

теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.

По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.

Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также проявляются как общие, так и специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовых правоотношений.

Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.

Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны - налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица. Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение - налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.