Демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Является ли социальное природным? (к дискуссии о реформе социальных наук)

Александр Николаевич Костенко,

профессор (Киев)

Мать-Природа – Высший Законодатель

для всего сущего на все времена

ВВЕДЕНИЕ

То, что сегодня происходит в мире вызывает вопрос: это свидетельство прогресса или регресса современной цивилизации? Самым драматичным является то, что с каждым днем становится все тяжелее различать добро и зло, истину и неистину, красоту и некрасоту, справедливость и несправедливость, героизм и преступление, хороших людей и плохих, предпринимательство и псевдопредпринимательство, свободу и своеволие, действительность и иллюзии, порядок и анархию, право, и неправо, демократию и псевдодемократию, нравственность и аморальность, и так далее Однополые браки приравниваются к бракам между мужчинами и женщинами, политическое мошенничество цинично называют невинной «политической технологией», эксплуатацией биологических свойств (инстинктов) человека в литературе, музыке и на телевидении заменяют настоящее искусство, мистикой пытаются «исправить» реальность и тому подобное. И все это в современных обществах маскируется под видом прогресса.

Своеволие и иллюзии будут поражать все более людей, проявляясь во всех областях человеческой жизни в виде аморальности, преступности, экстремизма, мистицизма, волюнтаризма, утопизма, обскурантизму и тому подобное. Людям становится все тяжелее понимать друг друга. Злоупотребление, то есть употребление для творения зла средств, которые существуют для творения добра, становится нормой жизни. Люди плохие живут в лучшем благосостоянии, чем люди хорошие. При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что все это симптомы кризиса социального порядка, при котором люди не могут жить счастливо...

Представляется, что все это и много другого, подобного этому, является признаками не социального прогресса, а социального регрессу. Человечество должно набраться смелости признать это, потому что лишь тогда оно обратится к Новейшему Просветительству, которое выведет его на путь социального прогресса, как это было, в частности, в ХVII – XVIII веках.

Именно благодаря Новейшему Просветительству, которое будет пропагандировать прогрессивные социальные идеи, добытые наукой, должен сформироваться новый социальный порядок, способный стать основой для новой жизни людей.

Для формирования нового социального порядка в обществе нужна новая социальная наука, которая освещала бы путь к

Следующие тезисы могут служить поиску подтверждения этой гипотезы:

Тезис 1.

Сегодня есть достаточно симптомов, которые указывают на кризис социального порядка в мире

На заострение проблем современной социальной жизни людей указывали, в частности, К.Ясперс, Э.Фромм, Ф.Хайек, Хосе Ортега-и-Гассет, Ф.Фукуяма, С.Капица, религиозные деятели и другие. Вызовом для цивилизации сегодня стала проблема соотношения свободы и безопасности человека, от решения которого зависит концепция нового социального порядка в условиях глобализации. В частности, современная концепция прав человека ведет к либерализму «без пределов», что разрушает социальный порядок..

Тезис 2.

Социальное своеволие и социальные иллюзии, которые заключаются в игнорировании природных законов общественной жизни людей порождают любой социальный кризис

Причиной всякого социального кризиса является пораженность людей социальным своеволием и социальными иллюзиями, что в частности проявляется в виде игнорирования природных законов социальной жизни людей, в том числе в игнорировании законов естественного (природного) права. Именно это порождает социальные кризисы. Юридическое своеволие и юридические иллюзии (разновидность социального своеволия и социальных иллюзий), которые заключаются в признании источником права исключительно воли и сознания людей, становятся господствующими в общественной жизни тогда, когда эта жизнь не согласовывается с законами социальной природы, в частности при тоталитаризме или при криминализме, который приходит на смену тоталитаризму на пути к демократизму. Правовое своеволие и правовые иллюзии – симптом социального регресса, а натуралистическая социальная наука – средство устранения этой патологии.

Тезис 3.

Для преодоления кризиса социального порядка и выхода на путь социального прогресса нужна новая социальная теория

Современная социальная наука не может решить проблемы, связанные с кризисом социального порядка. В частности, это касается проблемы существует ли сегодня в мировом сообществе эксплуатация человека человеком? Если существуют, то это социальная норма или социальная патология? А если это социальная патология, то как ее следует лечить – путем революции, как предлагал К.Маркс, или есть другой путь? Для ответа на эти и другие вопросы нужны новые научные инструменты. Преодолению кризиса в современной социальной жизни призвана способствовать новая социальная наука, способная открывать природные (естественные) законы общественной жизни людей, которые игнорируются теми, кто ограничивается социальным волюнтаризмом и социальным утопизмом. Научное исследование, в том числе и социальное, невозможно без использования определенной теории, которая имеет своим назначением открывать закономерности, недоступные непосредственному восприятию. Кризис практики всегда является следствием кризиса теории. Чем лучшей теорией пользуется исследователь – тем практичнее будет результат его исследования. Познание без теории является «слепым». Исследователь, который не имеет теории для своего научного исследования, – это «всадник без головы». Лишь с помощью новой теории может быть преодоленный кризис современной социальной науки.

Тезис 4.

Новая социальная доктрина может быть продуктивной, если будет основываться на принципе природности социального (принципе социального натурализма), что является результатом развития идей Просветительства

Выход из кризиса социальной жизни людей должен осуществляться путем основания этой жизни на доктрине, которая устраняла бы социальное своеволие и социальные иллюзии. Такая доктрина может быть разработана на основе теории социального натурализма, которая является результатом развития, в частности, идей стоиков, идеологов эпохи Просветительства, Эмиля Дюркгейма, Ф. Хайека и других мыслителей. Для преодоления кризиса юриспруденции, которая является «концентрированным выражением» социальных наук, актуальным есть также обращение к идеям юристов-натуралистов прошлого: Цицерона, Гуго Гроция, Пуффендорфа, Локка, Радбруха и других. Теория социального натурализма основывается на принципе природности социального, который заключается в интерпретации социальных феноменов как таких, которые должны существовать по природным законами (законам социальной природы), действующим через волю и сознание людей.

Тезис 5.

Для создания продуктивной доктрины социальной науки следует, исходя из идеи природной целостности мира, решить проблему №1 современной цивилизации, которая формулируется так: «Является ли социальное природным?»

Проблему №1 современной цивилизации, от решения которой зависит решение всех других проблем, можно сформулировать следующим образом: «Является ли социальное природным? Или, иначе говоря, в чем заключается социальная роль человеческой воли и сознания в мире, что существует по законам Матери-Природы?». Исходя из идеи природной целостности мира, а также из идеи В.И.Вернадского о «планетарном значении ума», предлагается следующее решение этой проблемы: «Социальные феномены являются не менее природными, чем физические и биологические, а социальная роль человеческой воли и сознания заключается в том, чтобы приспосабливать человеческую жизнь к законам Матери-Природы!». Это - основание для теории социального натурализма. Социальный натурализм не ведет к редукционизму, то есть не означает физикализацию или биологизацию социальных феноменом, потому что социальная природа не сводиться при этом к физической или биологической природе. Социальная природа признается как третья (рядом с двумя другими - физической и биологической), самостоятельная форма природы, генетически связанная с физической и биологической природами, но такая что существует по своим, свойственным лишь ей законами природы. Теория социального натурализма заключается в признании социального природным в соответствии с идеей природной целостности мира, которая означает, что ничего в мире не может существовать вне законов Матери-Природы, в том числе и социальные явления, которые порождаются волей и сознанием людей. Любое другое представление следует квалифицировать как волюнтаризм и утопизм, то есть таким, что оно признает источником законов для социальных феноменов волю и сознание людей, которые могут находиться в состоянии своеволия и иллюзий. Всякое социальное зло – это проявление комплекса своеволия и иллюзий, который поражает людей в результате несогласованности их воли и сознания с природными законами, свойственными социальной жизни людей. Согласно теории социального натурализма дихотомия «природа и общество» является ошибочной, потому что общество – это тоже природа. Из этой теории вытекает следующее положение: «Мать-Природа – Высший Законодатель для всего сущего на все времена». Лишь Мать-Природа может дать критерии для различения добра и зла, справедливости и несправедливости, права и неправа, истины и неистины, красоты и некрасоты, предпринимательства и псевдопредпринимательства, и так далее. С этим положением должна согласовываться и новая социология, которая может быть названа «натуралистической» социологией. Превращение современных социальных наук в естественные (природные) науки возможно, если социальные науки будут основаны на принципе природности социального, то есть на принципе социального натурализма. (Этот подход детальнее изложен в частности в кн.: Костенко А.Н. Культура и закон - в противодействии злу. – Киев: Атика, 2008. – 352 с. (на украинском языке); Костенко А.Н. Проблема №1 современной цивилизации (в украинском котексте).- Черкассы. – 2008. – 112 с. (на украинском языке)).

Тезис 6.

Социальная наука сможет обеспечить социальный прогресс, если станет естественной (природной) наукой – отраслью естествознания, то есть будет направлена на познание законов природы, по которым существует общественная жизнь людей (законов социальной природы)

На необходимость использования достижений социальных наук в обеспечении социального прогресса указывается, в частности, в Декларации социального прогресса и развития, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 11 декабря 1969 года. Однако современная социальная наука еще не используется должным образом для социального прогресса. Если объяснять положение отмеченной Деларации в свете натуралистической теории, то под социальным прогрессом следует понимать политический, экономический, правовой, моральный прогресс как прогресс в приспособлении жизни людей к законам социальной природы. Поэтому социальный прогресс не возможен без развития социальных наук, которые способны были бы открывать новые законы социальной природы для политики, экономики, права, морали и других областей общественной жизни людей. Из теории социального натурализма выходит, что все науки должны признаваться естественными – не естественных наук не может быть. Это касается и наук о социальных феноменах – социальных наук, а также юриспруденции, которая является «концентрированным выражением» социальных (и гуманитарных) наук. Поэтому юриспруденция должна стать «натуралистической» юриспруденцией, как и социальная наука вообще. Они должны познавать природные законы жизни людей, по которым существуют социальные и юридические феномены. «Натуралистическая» юриспруденция призвана способствовать формированию согласованности воли и сознания людей с законами естественного (природного) права, способствуя таким образом формированию того, что называется правовой культурой человека. Правовая культура людей, которая понимается таким образом, выше любых конституций, кодексов и законов, – она определяет их действие как инструментов в обеспечении правопорядка в обществе. Отсюда формула: «Культура – мать порядка!». В соответствии с этой формулой основой социального порядка и социального государства является социальная культура граждан. А если это так, то судьбу народов определяют не партии, правительства и парламенты, а университеты, которые формируют социальную, то есть правовую, а также экономическую, политическую, моральную культуру граждан. Из принципа социального натурализма выходит, что жизнь людей определяется мерой согласованности их воли и сознания с природными законами, по которым существует человеческое общество. Эту согласованность мы называем социальной культурой людей, включая в нее, в частности, политическую, экономическую, правовую, моральную культуру людей. Существует следующая закономерность: «какая культура людей – такая и их жизнь». Это положение может быть основанием для отрасли науки, называемой социальной культурологией, изучающей закономерности существования социальной культуры людей. Кризис социальной культуры граждан приводит к кризису общественной жизни, который проявляется, в частности, в том, что правовое государство превращается в псевдоправовое государство, права человека, - в псевдоправа человека, демократия – в псевдодемократию, равенство людей – в псевдоравенство (в социальную уравниловку), предпринимательство – в псевдопредпринимательство (то есть в эксплуатацию человека человеком), религия – в псевдорелигию, нравственность – в псевдонравственность, искусство, – в псевдоискусство, социальный (общественный) прогресс, – в псевдопрогресс и тому подобное. Теперь в мире существует кризисное состояние в сфере права, которое заключается в том, что гипертрофия роли законодательства в общественной жизни за счет атрофии правовой культуры граждан порождает процветание фарисейства, иезуитства, коррупции. Именно «натуралистическая» юриспруденция способна предложить как устранить это, а именно: с помощью формулы «правовая культура граждан плюс законодательство», то есть устранив гипертрофию законодательства и атрофию правовой культуры граждан. Основанная на «натуралистической» юриспруденции доктрина прав человека позволяет избавиться так называемого «либерализма без пределов», заменив его концепцией либерализма, ограниченного «природными обязанностями». «Натуралистическая» юриспруденция открывает «камень, которым пренебрегли строители», а именно «природные обязанности» человека, которые должны корреспондировать «природным правам» человека. По законами социальной природы люди наделяются не только «природными правами», но и корреспондирующими им «природными обязанностями», которые и должны определять пределы свободы поведения человека в концепции либерализма. Следовательно, натуралистическая концепция либерализма должна учреждаться на формуле: «природные права человека плюс природные обязанности человека». Очевидно, лишь такая, «натуралистическая» концепция либерализма может способствовать социальному прогрессу. Она дает возможность отмежеваться от так называемого «дикого» либерализма, который, будучи нарушением единства «природных прав» и «природных обязанностей», является проявлением безграничной свободы людей, порождающей социальные кризисы. «Дикий» либерализм превращает, в частности, демократию в псевдодемократию, признаки которой мы и имеем во многих странах.

Тезис 7.

Будучи основанной на принципе социального натурализма, «натуралистическая» социальная наука открывает путь к новому социальному мировоззрению, которое базируется на новом решении «основного вопроса социологии»

«Натуралистическая» социальная наука, которая учреждается на принципе социального натурализма, дает основания для нового решения «основного вопроса социологии», который формулируется таким образом: «Социум – это творение Матери-природы или воли и сознания Людей, и ли того и другого?». Это новое решение имеет вид представления, согласно которому: а) «Социум – это продукт воплощения в жизнь людьми законов тех естественных законов, которые дает Мать-природа для общественной жизни людей; бы) «Любое нарушение социального порядка (в частности правопорядку, как «концентрированного выражения» социального порядка – это проявление комплекса произвола и иллюзий человека в виде нарушения законов социальной природы (в том числе законов «естественного права», воплощенных в действующем законодательстве»); в) «Социальный порядок – это состояние, которое образуется в результате применения людьми в соответствии с их социальной (в том числе правовой) культурой законов социальной природы (включая применение действующего законодательства, в котором воплощенные законы «естественного права»); г) «Законодательство – это лишь инструмент в руках людей, который применяется в соответствии с их социальной культурой, а не самодействующий фактор в обеспечении социального порядка (и правопорядку). Отмечено социальное представление полностью пригодным для употребления как в теории, так и в практике всех отраслей общественной жизни людей: в экономике, политике, правые, морали и тому подобное. Лишь с помощью «натуралистической» теории социальных феноменов можно дать адекватные ответы, например, на такие вопросы: эксплуатация человека человеком – это естествено или противоестествено; чем отличается демократия от псевдодемократии; однополый брак – это социальная норма или социальная патология; как отличить равенство мужчины и женщины от уравниловки; является ли разделение людей на элиту и массу противоестественным и другие. В частности, в соответствии с «натуралистической» социологией прогресс общества может происходить лишь тогда, когда общество естественным образом делится на элиту и массу – это естественный закон общественной жизни людей. На нем должен учреждаться социальный порядок, который обеспечивает прогресс общества, а не на своевольной социальной уравниловке людей, которая ведет к регрессу общества. Что касается эксплуатации человека человеком, то согласно «натуралистической» социологии она сегодня имеет место в мире, но противодействие ей должно происходить не противоестественным образом, то есть не своевольно, как предлагал К.Маркс - путем революции, а естественным путем, то есть содействуя развитию добросовестной конкуренции, которая имеет свойство вытеснять эксплуатацию.

Тезис 8.

Теория «натуралистической» социальной науки отличается от других социальных теорий тем, что является применением принципа социального натурализма к интерпретации социальных явлений

«Натуралистическая» социология отличается от других социальных теорий (теологических, позитивистских, исторических, антропологических, психологических, реалистических, постмодернистских и тому подобное) тем, что она учреждается на принципе социального натурализма, согласно которому социум со всеми его атрибутами (в том числе политика, религия, экономика, право, мораль, искусство и тому подобное) должен признаваться «третьей природой», рядом с двумя другими: физической природой («первая природа») и биологической природой («вторая природа»). Поэтому юриспруденция (как и все социальные и гуманитарные науки) станет действительно наукой тогда, когда она получит статус естественной науки (природоведения), как физика и биология. Искусственный раздел между так называемыми естественными науками и науками социальными (гуманитарными) должен быть устранен. Лишь в этом случае социальные (и гуманитарные) науки станут действительно науками, открывая законы социальной природы так же, как сегодня открываются законы физической и биологической природы. Тогда и в социальных науках, в том числе в юриспруденции, будут возможны открытия законов социальной природы (в частности законов естественного (природного) права), как в физике и биологии физических и биологических законов. (Кстати, понятие «закона», которое теперь используется в естествознании, было впервые создано в юриспруденции и перенесено в естествознание древнегреческим философом Анаксимандром.)

Тезис 9.

Роль «натуралистической» социальной науки заключается в том, что она способствует преодолению социального своеволия и социальных иллюзий, которые являются источником кризиса социального порядка и ведут к социальному регрессу, предлагая формулу «Культура – мать порядка!», создающую иммунитет против злоупотреблений достижениями физических и биологических наук

В соответствии с теорией социального натурализма ни один Президент, Правительство, Парламент или политические партии и другие институты «гражданского общества», не могут вывести общество на путь прогресса без решающей роли граждан, вооруженных развитой на основе идеологии социального натурализма социальной (экономической, политической, правовой, моральной) культурой. Значение теории социального натурализма заключается в том, что она содействует развитию социальной культуры людей, которая способна формировать иммунитет против социального своеволия и социальных иллюзий в обществе, в том числе правового своеволия и правовых иллюзий. Указанные своеволие и иллюзии и является источником кризиса социального порядка, и в частности кризиса правопорядка. Социальная культура граждан заключается в единстве «естественных (природных) прав» и «естественных (природных) обязанностей», что устраняет так называемый «дикий» либерализм как форму злоупотребления свободой, а значит и правами. На этом и учреждается «натуралистическая» социальная наука, имеющая своим назначением противодействие социальному своеволию и социальным иллюзиям, которые являются источником кризиса социального (то есть экономического, политического, правового, морального) порядка. В соответствии с «натуралистической» социальной наукой предлагается новая доктрина обеспечения социального (экономического, политического, правового, морального) порядка, который заключается в формуле: «социальная культура граждан плюс законодательство». Как показывает опыт человечества, существует следующая закономерность: благоприятный для счастья людей прогресс социальной жизни задается прогрессом социальных наук, которые обеспечивают социальный порядок, пригодный для получения пользы от достижений физических и биологических наук и для противодействия злоупотреблением достижениями этих наук. Поэтому следует руководствоваться доктриной приоритетности социальных (в том числе гуманитарных) наук относительно физических и биологических наук. Представление, что прогресс человечества обеспечивается не развитием социальных (в том числе гуманитарных) наук, а исключительно достижениями физических и биологических наук должен быть развеян как ошибочное и вредное.

Тезис 10.

«Натуралистическая» социальная наука позволяет адекватно отвечать на новые вызовы времени, в частности способствует решению проблем, которые появляются в связи с процессом глобализации социальной жизни людей

Как показывает опыт эпохи Просветительства, на новые вызовы, которые появлялись перед человечеством, адекватный ответ обеспечивался с помощью новых социальных идей, сформулированных социальными (и гуманитарными) науками. Исходя из этого, следует признать существование социальной закономерности, которую можно выразить следующим образом: «Судьбу народов определяют университеты, а не партии, правительства или парламенты». Следовательно, мир, безопасность, благополучие народов зависят от прогресса социальных наук. Этот прогресс заключается именно в «натурализации» социальных наук, то есть в мере отраженности в социальных науках естественных (природных) законов общественной жизни людей. «Натуралистическая» социальная наука побуждает, в частности, рассматривать глобализацию социальной жизни людей как приближение всех национальных социумов к одному «общему знаменателю» - к естественным (природным) законам общественной жизни людей, которые являются общими для всех народов. Исходя из этого, и должны разрешаться проблемы, возникшие в связи с глобальным экономическим кризисом, который человечество имеет сегодня, – то есть через реформирование экономической науки (а благодаря этому и экономической культуры людей) на основе принципа природности социального.

ВЫВОДЫ:

Если допустить, что изложенная здесь гипотеза является верной, то это дает основания для следующего вывода: социальная наука, будучи доктринально реформированной в отрасль естествознания (природоведения) с помощью «принципа природности социального» (принципа социального натурализма), может способствовать формированию новой социальной культуры граждан, которая является основой нового социального (то есть политического, экономического, правового, морального) порядка в современном обществе и двигателем социального прогресса. Существует, очевидно, следующая закономерность – как человечество воспользуется достижениями физических и биологических наук зависит от развития социальных наук, которые формируют социальную культуру людей: какая культура людей – такая и их жизнь. А это значит, что для адекватного ответа на вызовы, которые появляются перед современным человечеством (в частности вызовы, которые связаны с достижениями физических и биологических наук), следует придерживаться доктрины приоритетности социальных наук (в том числе гуманитарных) над науками физическими и биологическими. Развитие человечества порождает потребность в науках, которые бы адекватно объясняли новые социальные феномены, возникающие в результате этого развития. Поэтому, в частности, исходя из «натуралистической» социологии глобальный экономический кризис, который возник теперь, можно объяснить как проявление кризиса социальной культуры людей, порожденного кризисом социальных (и гуманитарных) наук. Сегодня эти науки уже не отображают адекватно новые социальные реалии, в частности законы новой социальной природы, которые развились в ХХI веке. Это тоже является свидетельством того, что назрела потребность в реформировании социальных наук на основе «принципа природности социального» и учреждении Новейшего Просветительства, которое будет формировать новую социальную (политическую, экономическую, правовую, моральную) культуру людей – основу социального прогресса в современном мире.

Тема 20. Воспроизводство населения и рынок труда

20.1. Демографические процессы. Противоречивость проблемы.

20.2. Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. Занятость и ее виды.

20.3. Социально-экономические факторы. Воспроизводство трудовых ресурсов.

Демография – наука о народонаселении. Впервые этот термин был использован французским ученым А.Гийаром в 1855 г. в его книге «Элемент статистики населения, или сравнительная демография». Демография – общественная наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов, причин и условий исследует закономерности процессов, происходящих в структуре размещений, перемещений и динамики народонаселения. Изучение демографических процессов в отдельной стране нельзя рассматривать в отрыве от демографической ситуации на всей земле, а также из учета фактора историчности данного процесса.

Проследим численность населения в исторически значимые периоды для нашего государства:

население мира – 275 млн. чел.

из них в Европе – 42 млн. чел.

Киевская Русь – 8 млн. чел.

1200 г. – 348 млн. чел.

из них в Европе – 100 млн. чел.

в Азии, Австралии и Океании – 203 млн. чел.

1800 г. – 906 млн. чел.

из них в Европе – 187 млн. чел.

1900 г. – 1608 млн. чел.

из них в Европе – 401 млн. чел.

в Африке – 120 млн. чел.

в Америке – 140 млн. чел.

В настоящее время в мире проживает более 6 млрд. чел, в Африке – 600 млн. чел., и при доминирующей роли традиционной экономики потребности людей уже превысили допустимую нагрузку на местные биологические системы.

По прогнозам, численность населения мира к 2025 г. составит 8 млрд. чел.

Демографические проблемы в нашей стране начали изучаться только с 60-х годов ХХ столетия, т.к. ранее считалось, что, покончив с безработицей к началу 30-х годов, организовав систему подготовки кадров, наша страна демографических проблем иметь не может.

Демографические проблемы в нашей стране были сложными и многообразными и в целом их можно было свести к двум основным составляющим:

1) два противоположных типа воспроизводства населения;

2) демографические последствия войны.

В бывшем СССР сложились 2 типа воспроизводства населения (Н:1.1) на основе низкой, контролируемой населением рождаемости, низкой смертности и высокой интенсивности миграции. Этот тип воспроизводства характерен для России, Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии, т.е. примерно для 80% населения бывшего Советского Союза. Для данного типа характерна система, которая не обеспечивает простого воспроизводства населения. По подсчетам демографов, от первоначальной численности населения в 1000 чел. через 30 лет остается 621 чел., через 98 лет – 386 чел., через 50 лет – 92 чел., через 300 лет – 8 чел., или менее 1% от первоначальной численности населения.



Тип воспроизводства на основе высокой рождаемости, низкой смертности и малой интенсивности миграции за пределы своих республик дает высокий процент (от 2,5 до 3%) ежегодно и характерен для коренного сельского населения республик Средней Азии. В результате наступает перенаселенность, отсутствие для избыточных трудовых ресурсов стабильных источников дохода, рост социально-экономической нестабильности и неблагоприятных экономических последствий. Если раньше, до распада СССР, можно было рассчитывать на миграцию молодежи из Азии в Россию, то теперь, в условиях образования СНГ, такой вариант практически исключается.

Демографические последствия войны делят на прямые и косвенные. Прямые – более 20 млн. чел. погибших, а косвенные – это неродившееся поколение в результате войны, снижение «качества» населения: уровень образования, состояние здоровья и пр.

Трудовые ресурсы государства представляют собой трудовой потенциал, т.е. являются интегральной характеристикой количества, качества и мерой совокупной способности к труду.

Современный рынок труда включает три основные категории лиц:

1) «синие вортонички» (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);

2) «серые воротнички» (рядовые работники – вспомогательный персонал);

3) «белые воротнички» (работники умственного труда: служащие, инженеры, административно-управленческий персонал и т.д.).

Развитие научно-технического прогресса и переход к информационному обществу вызвал ряд качественных и количественных сдвигов в структуре рынка труда:

Наблюдается резкое снижение удельного веса, работников физического труда;

Значительно возросла доля работников умственного труда.

Характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня.

По показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится на одном из ведущих мест в мире. Так на начало 1998 г. высшее образование в стране имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) – около 69%; вузами было выпущено около 46 тыс. специалистов, а в 1998 г. в России насчитывалось более 3 млн. студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения. Уровень образования рабочей силы в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ.

Ускоряющиеся процессы обновления научно-технических знаний повысили потребность в специалистах, умеющих на основе достижений информатики творчески использовать научные и инновационные подходы в совершенствовании технологий.

Современные условия и развитие информационного общества требуют от работников совершенные знания информатики, владение компьютерной техникой, требуется высокий уровень устной и письменной речью. Умение читать книги и литературные обзоры, научные и технические журналы, финансовые отчеты и юридические документы.

Высокий уровень динамики инновационных процессов в экономике вызвал необходимость создания на предприятиях, организациях, учреждениях системы непрерывного образования кадров. Регулярное обновление и пополнение профессиональных качеств работников в вузах, на факультетах и курсах повышения квалификации.

Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния нации. Этот показатель является оценкой благополучия страны, ее экономической и социальной стабильности. Занятость является составной частью социально-экономической политики.

В Законе «О занятости населения РФ» определены социально-экономическая структура занятости, где выделены основные ее виды. К ним относятся:

Работающие по найму;

Занимающиеся предпринимательской деятельностью;

Временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышение квалификации и т.д.;

Самостоятельно обеспечивающие себя работой;

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие службу в рядах Российской армии и др. вооруженных структурах государства;

Обучающиеся в учебных заведениях.

Из многообразия видов деятельности можно выделить 3 группы занятых:

1) занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;

2) служащие Российской Армии;

3) учащиеся с отрывом от производства.

Занятых в экономике по характеру участия в экономических процессах можно подразделить на три подгруппы:

1) наемные работники;

2) работодатели;

3) самозанятые.

Рынок труда, строящийся на законах спроса и предложения и функционирующий по определенным принципам и механизмам, является рынком особого рода и имеет ряд существенных отличий от других товарных рынков. На функционирование рынка труда существенное влияние оказывают экономические факторы, которыми можно считать:

Численность населения, находящегося в трудоспособном возрасте, т.е. число людей, которые могут быть задействованы в процессе производства;

Возрастную структуру населения, показывающую, какими трудовыми ресурсами располагает страна;

Уровень занятости и профессиональная структура занятых, что определяет эффективность использования трудового потенциала и пути увеличения объемов производства;

Переток трудовых ресурсов из одной производственной сферы в другую и процессы миграции населения;

Квалификационный уровень рабочей силы и уровень производственной культуры, как факторы, определяющие качество рабочей силы.

Российская экономика располагает значительными трудовыми ресурсами. Общая численность в 1997 г. составляла 147 137 тыс. человек, из них в трудоспособном возрасте находилось 84 337 тыс. человек, т.е. 57,3% населения. Наряду с этим за последние годы наблюдается ряд негативных тенденций, связанных с воспроизводством рабочей силы. К ним следует отнести старение населения, увеличение численности населения старше трудоспособного возраста, снижение численности населения моложе трудоспособного возраста за счет резкого сокращения рождаемости. Наблюдается естественная убыль населения, связанная со снижением рождаемости и уменьшением средней продолжительности жизни, что может отразиться в уменьшении численности трудоспособного населения в 2005-2010 гг.

Повышение эффективности воспроизводства трудовых ресурсов можно с помощью использования различных рыночных инструментов регулирования: повышение мобильности рабочей силы, стимулирования свободного перетока занятых между сферами производственной деятельности, ввода дифференцированной системы социальной помощи безработным.

концепция "пределы экономического роста"

концепция "нового качества" экономического роста

Концепция "устойчивого развития"

70. К природным ресурсам, создающим условия существования человека, в первую очередь относится:

Панфилова

71. Абсолютная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов связана с (отметить):

вовлечением в хозяйственный оборот новых видов ресурсов

кардинальными сдвигами в производственном базисе

Общей ограниченностью масштабов нашей планеты и всех видов ресурсов

72. Возобновляемые (воспроизводимые) виды природных ресурсов:

Солнечная энергия

Геотермическая энергия

73. Относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов связана:

общей ограниченностью масштабов нашей планеты и всех видов ресурсов

Кардинальными сдвигами в производственной базе

Вовлечении в хозяйственный оборот новых видов ресурсов

74. Пять стран, в недрах которых сосредоточено 100 млрд. т. нефти (или 2/3 от всех разведанных запасов):

Венесуэла

Саудовская Аравия

Норвегия

75. Семь стран, в недрах которых сосредоточено 60% разведанных запасов природного газа:

Узбекистан

Туркменистан

Саудовская Аравия

76. Основными экспортерами нефти в настоящее время являются:

Мексика

Норвегия

Саудовская Аравия

Венесуэла

77. Основные импортеры нефти:

Страны ЕС

78. Первые пять мест в мировом спросе на первичные энергоресурсы:

Гидроэнергия

Природный газ

Атомная энергия

энергия ветра

солнечная энергия

79.Главные факторы, которые по выражению П. Самульсона обеспечат, как отдельным странам, так и в целом мировой экономике «безкризисное развитие»:

Природные ресурсы

Население

Капитал

Технические новации

демократия

культура

экологическая чистота

гуманность

80. «Шестерка» стран-лидеров по добычи золота:

Австралия

81. Наука, которая на основе социальных, экономических, биологических и географических факторов исследует процессы, происходящие в структуре, динамике, перемещении и размещении населения называется:

глобалистика

социология

политология

Демография

мировая экономика

82. Численность населения Земли по прогнозам будет:

постепенно уменьшаться

медленно сокращаться

Расти все медленнее

расти все более быстрыми темпами

83. Перемещение сельского населения в города неизбежно ведет к:

маргинализации

Урбанизации

демократизации

демопуляции

84. Перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на достаточно длительный срок - это:

диверсификация населения

маргинализация населения

Миграция населения

геополитизация

урбанизация

85. Рабочие - фронтальеры - это:

официально регистрирующиеся трудящиеся-мигранты

нелегальные иммигранты

Ежедневно пересекающие границу рабочие

члены семей мигрантов

86.Рост среди мигрантов удельного веса специалистов высокой квалификации приводит к:

значительным убыткам

росту экономической преступности

политической нестабильности

Значительному экономическому эффекту для принимающих стран

87. Группы населения, объединенные по национально-этническим или религиозным признакам и проживающие в новом для себя районе (стране) называются:

народность

Диаспора

88. Современная демографическая ситуация в России характеризуется:

ростом числа родившихся

сокращением смертности среди населения

Депопуляции

Снижением ожидаемой продолжительности жизни

увеличением продолжительности жизни

89. Продолжительная тенденция «старения» населения характерна для следующих стран:

развивающиеся страны

Промышленно-развитые страны

страны с переходной экономикой

90. Профессиональная структура населения отражает:

политическую активность страны на международной арене

Степень развития общества в целом

половозрастной состав населения

Достигнутую структуру экономики стран

уровень безработицы в стране

Общие тенденции в распределении рабочей силы по секторам занятости

91. Характерные тенденции распределения экономически активного населения (ЭАН) в промышленно развитых странах:

рост ЭАН в сельском хозяйстве

Уменьшение и стабилизация ЭАН в сельском хозяйстве

Рост занятых в сфере услуг

92. Характерные тенденции распределения занятых в развивающихся странах:

рост занятых в сельском хозяйстве

Рост занятых в промышленности

Высокий уровень занятых в сельском хозяйстве



Рост занятых в сфере услуг

93.Характерные тенденции распределения ЭАН в странах с переходной экономикой:

Стабильно высокий уровень занятых в сельском хозяйстве

Рост занятых с сфере услуг

рост занятых в промышленности и строительстве

Уменьшение занятых в промышленности и строительстве

94. Причины международной миграции:

Экономические

Демографические

Военно-политические

Экологические

Терроризм

Подлесных

95.Характерными чертами понятия «Демографический взрыв» считаются

Снижающаяся смертность

низкая смертность

Высокая рождаемость

Резкое увеличение темпов роста населения

снижающаяся рождаемость

стабильное или растущее по минимальной динамики население

низкая рождаемость

96.Характерными чертами понятия «Демографическая зрелость» считаются

снижающаяся смертность

Низкая смертность

высокая рождаемость

снижающаяся рождаемость

Низкая рождаемость

Стабильное или растущее по минимальной динамике население

97.Характерными чертами понятия «Демографический кризис» считаются

высокая рождаемость

Высокая смертность

Коэффициент естественного движения населения со знаком минус (-)

Депопуляция

Смертность превышает рождаемость

2я пол. ХХ в. - обсуждение проблем оснований и предпосылок научного познания позволило расширить проблематику структуры научного знания - метатеоретические основания науки, которые носят неявный характер. Полани – концепция неявного предпосылочного знания.

В качестве оснований науки - различные формы аксиологических и мировоззренческих структур.

ФУНКЦИИ – 1) задают стратегические ориентации научному познанию,

2) во многом обеспечивают включение его результатов в культуру соответствующей исторической эпохи.

БАЗОВЫЕ ФОРМЫ метатеоретических оснований науки :

· мировоззрение

· философские принципы, парадигмы и категории;

· общенаучные методологические регулятивы,

· научную картину мира,

· различные модели развития науки,

· стиль научного мышления и др.

Мировоззренческая функция философии считается одной из важ­нейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой на теоретическом уровне целостную, устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлени­ях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержа­ния жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека-ученого играют представления о принципах, которые опреде­ляют его отношение к миру, обществу и самому себе. Особое значение мировоззренческие установки ученого имеют в исследовании социально-гуманитарных процессов. Это наглядно можно проследить на примере экономики.

Философские проблемы экономики в настоящее время приобретают особую актуальность, т.к. в современном мире происходят глобальные перемены в области мировой экономики, геополитики и социально-духовной жизни людей.

Экономическая сфера- это сложная многогранная система. Она входит в более широкую систему общества в целом. Экономика- это объективная реальность, с которой мы постоянно имеем дело в повседневности, это непременный атрибут нашего бытия. Как отмечал Гегель, именно экономика является фундаментом гражданского общества. Разные стороны экономической жизни изучаются многими науками. Среди них важное место занимают экономическая теория, экономическая психология, философия экономики.

Особенности социально-экономического познания:

1. Сложность объекта – многообразие и динамизм экономических явлений

2. Совпадение объекта и субъекта в познании (возможна ли объективность?)



3. Влияние личностного субъективного фактора в познании (опыта и т.д.)

4. Ситуативность экон. познания

5. Ограниченность эксперимента как метода

Мировоззренческие факторы исследователя, т.о., играют не последнюю роль в изучении эк. Процессов. На формирование мировоззренческих основ мышления ученого определяющим образом влияет философия.

Философия экономики нацелена на осмысление основ экономического бытия, опираясь на философские категории и принципы, она выявляет сущностные аспекты экономических явлений и процессов.

Философия экономики - область знания, оказавшаяся в современном мире в сложном положении. Став прагматичной, технологичной - в соответствии с духом времени -экономическая наука претендует на статус точной дисциплины, таковой, по сути, не являясь. Происходит заметное сужение ее предметного поля, в то время, когда, наоборот, в современный переломный момент истории необходим более широкий гуманитарный взгляд на экономику как на феномен культуры. Сегодня требуется обсуждение экономических проблем общества в интенсивном взаимодействии с философскими и культурологическими подходами.

Философский угол зрения предполагает выявление сущности поведения и деятельности человека в экономической сфере.

Активизация научных усилий в трактовке и решении экономических вопросов особенно заметна в рамках социальной философии. Философия экономики занимается исследованием общих глубинных процессов в экономике, этот анализ осуществляется на основе достижений философии.

Во-первых, речь идет о философской гносеологической трактовке экономических знаний- это стремление выявить и описать фактически сложившиеся структуры экономического знания и их адекватность объективным реалиям.

Во-вторых, философия выступает как методологическая база для рассмотрения экономических проблем. Принципиальное значение здесь приобретает знание законов и категорий диалектики, а также использование форм и методов познания, разрабатываемых современной философией.



В-третьих, речь идет о философской мировоззренческой трактовке экономических знаний- это стремление выявить и описать фактически сложившиеся структуры экономического знания и их адекватность ценностным установкам конкретно-исторического времени.

Данные методы, будучи применимы в комплексе с другими методами, способны помогать экономистам в решении сложных теоретических и фундаментальных проблем. Нет ни одной экономической теории, формирование которой обошлось бы без использования философских представлений о причинности, пространстве, времени и др. Без мировоззренческих понятий и принципов невозможен прогресс экономической науки.

Однако философская методология экономических исследований ограничивается не только диалектико-материалистическими подходами, ей также присущи методологические идеи, ценностно-культурная ориентация (М. Вебер), этические аспекты.

В экономической науке действуют стратегии двух исследовательских программ – натуралистической и антинатуралистической. Уже в самом построении экономической теории или экономической математической модели следует учитывать, что экономика имеет дело с явлениями повседневного опыта. Это должно расширить ее эмпирическую базу. Далее идет этап теоретического исследования, где появляются известные из обыденного опыта зависимости, понятия. И только после этого начинается более сложный этап – доказательство возможности применения этой теории для прогнозирования реальных процессов в экономике и ее приложениях.

В основных противостоящих друг другу подходах – стихийной или регулируемой экономики – можно найти ориентации как на натурализм, так и на культурцентризм. Вполне очевидно, что концепция стихийной экономической деятельности создает больше предпосылок для обоснования естественного характера экономического процесса и применения к его анализу позитивистских подходов, а также математических моделей и методов. Можно отметить влияние Г. Спенсера на В. Парето, предложившего идею экономического равновесия. Идея экономического равновесия была поддержана рядом других исследователей, обратившихся к анализу экономических циклов. Это создало возможности для математического моделирования в экономике (П. Самуэльсон, В. Леонтьев).

Наряду с этими концепциями среди теорий неуправляемой экономики получил распространение маржинализм , исходящий из субъективной теории ценностей и психологизма. Маржиналисты (Ф. Визер, Е. Бем-Беверк и др.) заменили трудовую теорию стоимости классической буржуазной политической экономии, с их точки зрения не отвечающую наиболее оптимальным режимам работы экономической системы, теорией предельной полезности и производительности, призванной рационализировать субъективные устремления торговых партнеров и любых других агентов экономических отношений. Они предполагали, что предприниматель стремится максимально увеличить свой доход, а покупатель – приобрести максимально полезную вещь. Эти мотивы агентов экономических отношений представлялись маржиналистам столь очевидными, что их выявление не требовало какого бы то ни было анализа. Поэтому в этих субъективистских концепциях метод понимания в сколько-нибудь разработанном виде не используется.

Ввиду абстрактного в своей сущности толкования интересов индивидов, как всегда, неизменных, маржиналисты остаются в рамках натуралистической исследовательской программы. Поскольку человеческий фактор всегда, так или иначе, учитывается обществознанием, к культурцентристским следует отнести те экономические концепции, которые исходят из исторически и психологически изменчивого характера участия субъекта в рассматриваемом процессе. В этом случае возникает необходимость понимания мотивов, выявления исторического контекста деятельности.

Однако названное условие отнесения концепций к культуроцентристским является необходимым, но недостаточным. Так, в теориях, допускающих вмешательство государства в экономику, роль человека по самой сути названных концепций представлена в большей мере. Но и здесь встречаются натуралистические тенденции. Например, Дж. Кейнс ищет объяснение неравномерности экономического процесса в изменчивости психологических мотивов предпринимателя и покупателя. И все же при всей этой изменчивости он находит «основной психологический закон»: люди увеличивают свое потребление с ростом дохода, но не прямо пропорционально его росту. Поэтому спрос зависит не столько от платежеспособности, сколько от психологической склонности к потреблению и сбережению, соотношение которых является переменной величиной. Экономическая концепция Кейнса направлена на устранение этой переменчивости посредством мер государственно-монополистического регулирования (налоговой, инфляционной политики, субсидирования предпринимателей из госбюджета и др.). В ходе государственного вмешательства экономика претерпевает своего рода натурализацию посредством поддержания должных количественных соотношений постоянного набора факторов, влияющих на воспроизводство.

Наряду с этой натуралистической, хотя и искусственно сконструированной, экономической моделью в теориях государственно регулируемой капиталистической экономики имеются (и преобладают) культурцентристские подходы, берущие свое начало в исторической школе М. Вебера, В. Зомбарта, Г. Шмоллера.

Г. Шмоллер поставил себе задачу провести анализ меняющихся способов деятельности агентов экономических отношений с учетом совокупности психологических, географических, экономических и прочих факторов. Внеэкономические аспекты экономической деятельности были главным предметом его интересов. Экономические изменения рассматривались им как следствия изменений тех содержаний душевной жизни, которые человек проявляет в экономике.

В. Зомбарт отрицал экономические законы и ставил характер экономической деятельности и институтов в зависимость от места и времени. Исследуя культурные парадигмы экономики, он пытался обнаружить мотивы экономической деятельности в любом обществе, трактуя капитализм как универсальное явление. Экономическая система, по Зомбарту, является воплощением хозяйственного духа, обладающего культурно-созидательной ролью. Поэтому экономическая деятельность должна быть не просто изучена, а понята.

М. Вебер в своей более рационалистической теории хозяйства стремился к превращению политической экономии в строгую науку, способную вместе с тем понимать. Его «идеальный тип» превращается в метод обнаружения уникальных аспектов, присущих конкретной исторической ситуации. Вводя «актуальное понимание», Вебер действительно делает шаг к распространению этого метода на естественные науки, что в полной мере могло быть продолжено при приложении культурцентристской исследовательской программы к естествознанию. В экономике Вебера интересуют институциональные аспекты экономической деятельности, связь религии, социологии и экономики. В основе развития капитализма, по мнению ученого, лежит развитие «духа капитализма», на который оказывают влияние религиозные идеи.

Следует отметить, что основой любых экономических исследований и экономики является производительность труда, как показатель эффективности использования ресурсов труда (трудового фактора), измеряемый либо количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное, фиксированное время (час, день, месяц, год);- либо количеством времени, затрачиваемым на производство единицы товарной продукции. В связи с этим можно выделить различные мировоззренческие направления:

Либерализм

Это направление с начала возникновения заявило о себе как проявление буржуазной общественной мысли. Идеи либерализма были обоснованы в XVII-XVIII вв. английским философом Дж. Локком и английским экономистом А. Смитом. Большой вклад в разработку теории либерализма внесли выдающиеся русские мыслители, специалисты в области философии, истории, политологии и права Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов. Представители либерализма, осмысливая общество, его экономическую, политическую и духовную жизнь, деятельность его правовых институтов (речь идет в то же время о главных методологических подходах к исследованию общественных явлений, в том числе экономических, политических и др.), использовали определенные критерии, главным из которых была (и есть) идея свободы человека1 - в первую очередь свобода выражения каждым индивидом своих взглядов и интересов, а также свобода его деятельности и связанные с ней другие гражданские свободы. Предметом исследования становятся состояние общества с точки зрения наличия или отсутствия в нем тех или иных экономических, политических и гражданских свобод и нахождение путей их наиболее полной реализации.

В связи с этим теоретиками либерализма решаются следующие проблемы:

Свобода личности в обществе и ее личная ответственность за свои поступки и результаты своей деятельности;

Роль частной собственности как экономической основы свободы личности и функционирования экономики;

Условия, обеспечивающие свободное предпринимательство и свободные рыночные отношения.

Со времени А. Смита либералы традиционно отводили государству роль «ночного сторожа», охраняющего собственность граждан, их права, порядок в стране и защищающего ее от внешних посягательств

Монетаристская теория .

Она была создана представителями так называемой чикагской школы, возглавляемой видным современным экономистом Милтоном Фридменом. Данная теория теоретически и методологически базируется на идее свободного рынка и невмешательства государства в развитие экономики. В то же время М. Фридмен и его последователи обосновывают идею о первостепенной роли денежного обращения и главным образом денежно-кредитных операций в функционировании рыночной экономики. Об этом более подробно будет рассказано далее. Отметим только, что теория монетаризма, исходящая из представлений о самоорганизации и саморегулировании экономических процессов и вносящая свой вклад в их исследование, доказывает актуальность основополагающих идей либерализма при изучении современных экономических явлений и процессов.

Консерватизм

Данное направление общественной мысли формировалось как реакция на либеральную теорию и идеологию. Его предшественники - английские мыслители Э. Берк и Т. Карлейль, а также французские мыслители Ж. де Местр и Л. де Бональд - противопоставили идеям буржуазного индивидуализма идеи сохранения и развития общества как тотального, т.е. целостного образования. Эти же идеи обосновывали и представители русского консерватизма К.Н. Леонтьев и К.П. Победоносцев и др. В решении проблем взаимодействия общества и личности, что трактовалось ими как взаимодействие целого и части, они отдавали предпочтение обществу как целостному организму, в котором каждый человек должен иметь необходимые условия для своего существования и развития. В то же время указывалось, что сами индивиды несут обязанности перед обществом, направленные на его сохранение и укрепление на общую пользу.

Любые общественные явления (духовные, политические, экономические и др.) рассматривались ими в соотношении с обществом как целостным социально-природным организмом. По их мнению, свободу личности, ее предпринимательской деятельности, равно как и свободу слова и другие гражданские свободы, стоит поддерживать лишь в том случае, если они не наносят ущерб обществу, способствуют его эволюции и укрепляют его, поскольку названные свободы могут носить разрушительный характер, вести к необоснованной ломке традиционных социальных институтов, сформировавшихся в области политики, экономики, морали, религии.

Одним из наиболее значительных проявлений консерватизма в области экономических исследований XX в. признаются работы известного английского ученого Дж.М. Кейнса, который заявил о конце либеральной доктрины стихийного развития экономики, основанной на неограниченной свободе предпринимательства и конкуренции и отрицании какого-либо государственного вмешательства в экономику, в силу полной теоретической и практической несостоятельности этой доктрины.

Социал-демократическое направление

Теоретические истоки данного направления восходят отчасти к марксизму, отчасти к социал-реформизму, неокантианству и другим учениям. Вскоре после Октябрьской (1917) революции в России произошел окончательный разрыв социал-демократов с последовательными марксистами. Ныне это самостоятельное и широко распространенное в Европе направление в теории, идеологии и политике. Социал-демократы, давно отказавшись от идеи ликвидации частной собственности на средства производства, ныне выступают за сохранение в обществе государственной, кооперативной и частной собственности, т.е. за многоукладную экономику. Они все более склоняются к признанию преимуществ свободного рынка, хотя и не отрицают необходимости частичного воздействия государства на развитие экономики. Здесь они единодушны, с одной стороны, с современными консерваторами, а с другой - с современными либералами. Для них основной способ социальных преобразований - не революция, а реформы. Основная цель теоретических исследований современных социал-демократов - выявить и обосновать возможности построения общества демократического социализма.

Марксистское направление

Основоположниками данного направления являются, как известно, немецкие мыслители К. Маркс и Ф. Энгельс. Их видными единомышленниками, сыгравшими значительную роль в распространении и дальнейшем развитии марксизма, были А. Бебель (Германия), А. Лабриола (Италия), Г.В. Плеханов и В.И. Ленин (Россия), Мао Цзэдун (Китай) и др.

Исходным теоретическим и методологическим положением марксизма в исследовании происходящих в обществе экономических, политических и других процессов является рассмотрение самого общества как саморазвивающейся социальной системы. Каждая такая исторически сформировавшаяся система рассматривается как общественно-экономическая формация, которая, с одной стороны, предстает как определенный социальный организм, развивающийся на основе присущего ему способа производства, а с другой - как качественно своеобразный этап мирового исторического процесса. Характер и содержание общественных отношений в том или ином обществе в решающей степени определяют характер и содержание происходящих в нем социально-экономических и политических процессов, их социальную природу.

Ведущая роль в системе общественных отношений (экономических, политических, правовых, нравственных, религиозных и др.) отводится экономическим отношениям, совокупность которых характеризуется как экономический базис общества, над которым возвышается политическая, юридическая и идеологическая надстройка, производная от экономического базиса. Как подчеркивали основоположники марксизма, это не умаляет значения политических или духовных явлений в жизни общества (напротив, их значение постоянно возрастает), однако показывает, что в конечном счете их характер и содержание определяются экономическим базисом общества.

1 . Сущность понятия «Мировая экономика».

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА - экономика всех стран мирового содружества, рассматриваемая с учетом межстрановых экономических взаимосвязей и взаимодействий. Это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами мирохозяйственных язей.

Мировая экономика как наука (или учебная дисциплина) - это часть теории рыночной экономики, изучающая закономерности хозяйственного взаимодействия между различными государствами в области международного обмена товарами и услугами, движения факторов производстваых связей.

Мировое хозяйство- совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства. Это всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производс тва свободно обращаются товары, услуги, капиталы.

Мировое хозяйство - совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства. Это всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы.

Характерные черты современного мирового хозяйства следующие:

Развитие международного перемещения факторов производства, прежде всего в формах вывоза-ввоза капитала, рабочей силы и технологи;

Рост на этой основе международных форм производства на предприятиях, располагающихся в нескольких странах, в первую очередь в рамках транснациональных корпораций;

Экономическая политика государств, предусматривающая поддержку международного движения товаров и факторов производства на двусторонней и многосторонней основе;

Возникновение экономики открытого типа в рамках многих государств и межгосударственных объединений.

2. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства

Естественные ресурсы - первоисточник, отправная база экономики всех стран на всех ступенях их развития. Естественные ресурсы бывают двух видов: восстанавливаемые и невосстанавливаемые. Восстанавливаемые ресурсы могут использоваться периодически и в объеме, не истощающем их наличности для будущего потребления. К восстанавливаемым природным ресурсам относятся земля, море, реки, солнечное тепло и энергия и т.д. Леса, дикие животные и рыбные запасы также могут быть примером восстанавливаемых ресурсов. Если лесоразработка, вылов рыбы ведутся умеренно и рационально, то природа сама позаботится об их воспроизводстве. К невосстанавливаемым ресурсам относят те, которые используются один раз и не воспроизводятся самой природой. К таким ресурсам следует отнести уголь, нефть, газ и т.д.

Естественные ресурсы имеют два важных экономических измерения - величину запаса и поток. Величина запаса каждого ресурса определяется самой природой и интенсивностью предыдущего использования. Потоки естественных ресурсов зависят от уровня их ежегодного потребления. Потребности человека определяют этот поток, и в зависимости от них запасы природных ресурсов могут потребляться быстро, медленно или же не использоваться вообще.

Рабочая сила как активная часть населения - второй важный компонент. Чем выше ее удельный вес в составе населения, тем значительнее производи тельные возможности народного хозяйства.

Величина занятой (активной) рабочей силы зависит от многих экономических, социальных и демографических факторов. По удельному весу занятых развивающиеся страны значительно уступают развитым, а количество отработанных в неделю часов значительно больше в развивающихся странах.

Быстрый рост населения в развивающихся странах, низкая доля его активной части значительно замедляют, даже понижают рост валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, что и обрекает на неудачу предпринимаемые усилия по экономическому развитию. Все попытки решить проблемы экономического роста развивающихся стран самостоятельно обречены на провал. Решение вопроса возможно лишь в рамках мирового xoзяйствa, в котором каждая страна найдёт свою пишу в системе МРТ.

Какую же численность населения с экономической точки зрения следует считать оптимальной и каковы критерии подобной оптимальности? Поскольку oт численности населения зависит показатель душевого доходa, оптимальным можно считать такое его количество, которое максимизирует доход на душу населения .

Трудовыми ресурсами и движением народонаселения в целом занимается демография - наука, которая на основе социальных, экономических, биологических, географических факторов исследует закономерности происходящих в структуре, динамике, а также размещении и перемещении народонаселения. На базе этого разрабатывается политика народонаселения, делаются прогнозные оценки изменений страны народонаселения страны, региона и в рамках мировой экономики в целом.

Неотъемлемой частью демографических процессов в мировой экономике являются процессы урбанизации. Урбанизация - это многосторонний социально-экономический, демографический и географический процесс, происходящий на основе исторически сложившихся форм общественного и территориального разделения труда. В узком смысле слова - это рост городов, особенно больших, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире.

При фиксированном уровне технологии, количестве земли и капитала слишком малое население не обеспечивает должного простора ни для максимального эффекта разделения труда, ни для полной реализации эффекта масштабов производства национальной промышленности.

Проблемы больших городов: значительное географическое несовпадение между рабочими местами и рабочей силой в пригородах и городе - центре, что требует создания эффективной транспортной системы; загрязнение окружающей среды.

Ископаемые ресурсы. Их залежи имеют различную степень изученности и различную степень точности оценки. В зарубежных странах применяется следующая классификация. Разведанные запасы по степени изученности делятся на достоверные и вероятные. Имеется также категория возможных запасов. В целом изученность недр еще недостаточна. Удельный вес достоверных запасов по некоторым видам полезных ископаемых иногда составляет несколько процентов от геологических запасов. Запасы ископаемых по странам различны.

Влияние природно-ресурсного потенциала государства на развитие национальной экономики и его интеграцию в МЭО.

Для понимания данного вопроса необходимо познакомиться с сутью т.н. «голландского синдрома» . Его влиянию подвержены многие богатые сырьевыми ресурсами страны, в т.ч. и Россия. Суть «голландского синдрома» состоит в том, что наличие большого количества разнообразных полезных ископаемых совершенно не гарантирует стране процветания, а при определенных условиях даже вредит ее экономике, и наоборот. Как правило, стабильный приток экспортных поступлений от ТЭК или других сырьевых отраслей (секторов) приводит к тому, что страна перестает уделять внимание развитию своей обрабатывающей промышленности, предпочитая закупать импортное оборудование и готовую продукцию.

В России эта болезнь стала развиваться еще в 70-е годы. Это было связано со скачком цен на нефть и открытием новых нефтяных месторождений в Западной Сибири (Самотлор и др.). Советская промышленность, в этот период, выпускала преимущественно неконкурентоспособную продукцию. К тому же СССР не имел ориентиров на экспорт и соприкасался с внешним миром исключительно через поставки сырья и топлива. Высокотехнологическое оборудование приобреталось за выручку от экспорта, причем большая его часть не была воспринята экономикой, т.к. существовавшая в то время система не была ориентирована на нововведения. Как ни странно радикальные реформы лишь усугубили ситуацию. Реформаторы, руководствуясь дарвинистким принципом естественного отбора(все, что жизнеспособно должно выжить, а, что нежизнеспособно, умрет), подтолкнули отечественную экономику не к обновлению, а к примитивизации. Она в еще большей степени стала ориентироваться на топливно-сырьевой экспорт.

Примером противоположного подхода является опыт Западной Европы, Японии, США и новых индустриальных стран (НИС). Первые три столкнувшись с топливно-сырьевым кризисом в 70-х годах сконцентрировались на разработке энергосберегающих технологий и снизили расход энергии за 30 лет на 30%. Вторые (НИС) воспользовались начавшимся в 60-е годы переводом трудоемких производств из развитых стран в развивающиеся страны, сделали заполнять нишу на рынке товаров ширпотреба и бытовой техники.