Государственная или частная? Газпром, Ты Чей.

О том, что Газпром "де факто" частная компания, мы догадывались давно. А теперь давайте посмотрим, что из себя Газпром представляет "де юре"...
Инфа взята с официально сайта Газпрома http://www.gazprom.ru/investors/stock/
Вот что получается:
Из ста процентов акций Газпрома принадлежат частникам без сомнения:
25,6%- прочие лица (понятно кто,- частники)
23.4%.-владельцы американских депозитарных расписок (АДР) Газпрома, торгующихся на биржах США (надо полагать,- частники). АДР,-это акции нештатовских компаний, которые держат и торгуют штатовские банки.
Принадлежит частникам под «сомнением»:
10,7 % акций Газпрома, которые принадлежат ОАО Роснефтегаз (яплакаль,-зарегистрировано ОАО Роснефтегаз в тверской области в поселке с символическим названием БОЛЬШИЕ ПЕРЕМЕРКИ (ох и любят же сатанисты символичность), основной вид деятельности (а вот и не угадали, не нефть и не газ, а), "деятельность по управлению ценными бумагами". Можете проверить вот тут http://www.skrin.ru/issuers/RABPT/
Теперь, с учетом того, что 50%+1 акция, акций Газпрома, чтобы он считался государственной компанией, должны находиться в руках государства, (в том числе и владелец газпромовских акций,- ОАО Роснефтегаз, в котором контрольный пакет (замечу не 51%, и даже не 50%+1 акция, а контрольный пакет, который может составлять и 30 и 25 и даже 20 %) должны быть в собственности государства.) все ФОРМАЛЬНО соблюдено. (38,373% акций Росимущества+10,740% акций РОснефтегаза+0,889 акций РОсгазификации) Да не все. Т.к. если в ОАО Роснефтегаз (с Росгазификацией та же ситуация) государству принадлежит контрольный пакет в (допустим) 30% и этот пакет НА САМОМ деле является контрольным, то Роснефтегаз,-ВСЕ РАВНО ЧАСТНАЯ КОМПАНИЯ, т.к. 70% ее,-находятся в частных руках. Ферштейн? Я состава акционеров Роснефтегаза не видел, т.к. он не раскрывается, но готов дать руку на отсечение, если размер контрольного пакета государства в Роснефтегазе вдруг окажется больше 49%, т.е как минимум 51% Роснефтегаза в руках у частников и значит, де факто,-это частная компания.
Теперь суммируем:
Частники и частные владельцы Американских депозитарных расписок Газпрома на пару, владеют 49% акций Газпрома, плюс, формально частная с контрольным пакетом в собственности у государства ОАО Роснефтегаз (из Больших Перемерок тверской области Ха-Ха-Ха!, занимающеяся депозитарной деятельностью ("я ща обосрусь") владеет еще 10,7%, плюс подкупленные или пролоббированные интересы частных владельцев (кто в этом сомневается?) в Росимуществе, которому принадлежит 38,37% акций Газпрома.
Теперь, после этого краткого обзора я полностью «убежден», что Газпром-Супер-пупер «государственная компания»... Кроме того, в новом июньском уставе Газпрома, который можно посмотреть на вышекуказанном официальном сайте Газпрома, вообще нет упоминания про обязательную долю государства и/или хотя бы обязательном контрольном пакете, который должен принадлежать государству в ОАО-шках, владеющих акциями Газпрома.
Так что пусть власти не компостируют народу мозги басенками о том, что «Что хорошо для Газпрома,-то хорошо для России»… Газпром частная компания, интересы которой мало, если вообще как-то, связаны с интересами народа. Манипуляторы рулят!

Значимую роль в экономике РФ играют государственные предприятия. Соответствующего типа организации могут вести деятельность в самых разных сегментах национального хозяйства. Их учреждение и обеспечение работы имеет специфику. В чем она заключается? Какие типы госпредприятий распространены в России?

Что представляют собой государственные предприятия?

Государственное предприятие - субъект экономической деятельности, имущество которого находится в собственности органов власти - на федеральном или региональном уровне. Достаточно близким к нему учреждением по правовому статусу является муниципальное предприятие. Оно, в свою очередь, имеет активы, принадлежащие местным властям.

Государственные и муниципальные предприятия чаще всего относятся к категории унитарных, то есть их имущество не может быть распределено по долям. С точки зрения вида деятельности и те и другие могут не отличаться от частных бизнесов. Работа государственных и муниципальных предприятий может быть полностью коммерциализированной.

Специфика унитарных предприятий

Как мы отметили выше, государственные и унитарные предприятия России по правовой природе чаще всего являются унитарными. В чем специфика данного статуса фирм?

К унитарным предприятиям относятся фирмы, за которыми не закреплено право собственности на какие-либо активы. То имущество, которое используется в коммерческих активностях соответствующего типа организации, может находиться в хозяйственном ведении. Оно полностью принадлежит собственнику предприятия, то есть государству.

Соответствующие активы неделимы и не могут быть, как мы отметили выше, каким-либо образом распределяться. Основные признаки унитарности фирмы:

  • юридическое лицо утверждается посредством выделения некоторого имущества, в то время как хозяйственные общества формируются, как правило, посредством объединения активов нескольких инвесторов;
  • право собственности всегда остается за учредителем фирмы;
  • распоряжение активами унитарного госпредприятия осуществляется исходя из принципа хозяйственного ведения или же оперативного управления.

Основной принцип управления государственным предприятием, относящимся к категории унитарных - наличие единоличного органа, принимающего решение. В то время как в хозяйственных обществах распространен принцип коллегиального принятия ключевых решений.

Для чего создаются унитарные предприятия?

С чем связана необходимость учреждения государством предприятий рассматриваемого типа? Это может связано, к примеру, с невозможностью приватизации тех или иных фирм, в то время как использование их ресурсов в коммерческих целях вполне возможно. В этом случае бизнес ведется в форме унитарного предприятия.

Еще одна возможная причина учреждения фирм рассматриваемого типа - необходимость решения социальных задач. Таких как, например, обеспечение занятости граждан. Бывает, что частные бизнесы не рассматривают вариантов с открытием производств в том или ином регионе в силу того, что это может быть нерентабельно.

В этом случае государство может учредить в соответствующем субъекте унитарное предприятие. Оно может быть не слишком прибыльным и даже иметь убытки, но сможет обеспечить занятость населения. Возможные долги фирмы вследствие убыточной бизнес-модели могут компенсироваться посредством государственных финансовых механизмов.

Учредительные документы госпредприятий

Государственные и муниципальные предприятия, как и другие юрлица, имеют учредительные документы. Главный из них - решение собственника. Таковым чаще всего выступает компетентный государственный орган. Другой важнейший учредительный документ госпредприятия - устав. Он утверждается тем же органом власти, который выносит решение об учреждении фирмы. В документах, о которых идет речь, должны быть зафиксированы цели деятельности предприятия.

Можно отметить, что государственное предприятие будет вправе заниматься только теми коммерческими активностями, что определены на уровне учредительных источников. Но фирма сможет осуществлять, в принципе, любые сделки, что необходимы ей для осуществления деятельности. Государственное предприятие, как и другие коммерческие структуры, может зарегистрировать фирменное название и иные признаки индивидуализации - например, логотип.

Создание госпредприятия и управление бизнесом

Создание госпредприятие осуществляется по инициативе компетентного органа власти - он, в частности, подписывает учредительные документы, о которых мы сказали выше. При этом собственник имущества фирмы, если она создается по принципу хозяйственного ведения, который рассматривается как один из самых распространенных, не отвечает по возникшим у компании обязательствам, не считая субсидиарной ответственности по факту банкротства фирмы, если оно допущено в результате его действий.

Собственник государственного предприятия имеет широкий круг полномочий. Так, он имеет право выносить решения о создании, изменении статуса и ликвидации фирмы, определять цели деятельности государственного предприятия, назначать и освобождать от должности директора фирмы, осуществлять контроль над использованием имущества фирмы, контролировать сделки компании с недвижимостью.

Кроме того, государственное предприятие в ряде случаев может быть обязано уплачивать собственнику часть прибыли.

Назначение уставного фонда госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику одного из важнейших элементов госпредприятия - уставного фонда. Данный ресурс также чаще всего формируемый исходя из принципа хозяйственного ведения, должен быть сформирован собственником еще до того как предприятие будет зарегистрировано. Минимальный размер соответствующего фонда должен удовлетворять критериям, прописанным в законодательстве.

Рассматриваемый ресурс госпредприятия является основным инструментом защиты интересов кредиторов. Если величина чистых активов компании будет ниже размера уставного фонда, то он также должен быть сокращен. Однако в этом случае кредиторы получают право запросить у фирмы досрочное исполнение имеющихся обязательств. Если чистые активы предприятия становятся меньше того минимального уровня, что определен в законодательстве, то оно должно быть ликвидировано.

Дочерние структуры госпредприятий

Государственные предприятия России могут учреждать дочерние структуры. Их имущество может быть отнесено исходя из принципа хозяйственного ведения как в сферу компетенции учредителя, так и, собственно, находиться под управлением самой дочерней фирмы. Соответствующая структура, как и основная компания, должна иметь собственный устав. Учредитель дочернего предприятия также должен назначить его директора. Ответственность субъекта, учреждающего дочернюю структуру, реализуется в рамках тех же юридических механизмов, что и в случае с собственником основного предприятия.

Госпредприятия в оперативном управлении

Альтернативой созданию госпредприятия по принципу хозяйственного ведения может быть учреждение фирмы по праву оперативного управления. Оно имеет ряд особенностей. В данном случае формируется не государственное предприятие (учреждение). Статус организуемой фирмы другой - федеральное казенное предприятие. Главным образом такие структуры учреждаются в промышленных сегментах. То есть представляют собой преимущественно производственные предприятия.

Как создаются госпредприятия в оперативном управлении?

Данного типа структуры создаются в соответствии с решениями правительства РФ. К ним приписывается имущество, которое входит в структуру федеральной собственности. Устав казенного предприятия также утверждается правительством РФ. Рассматриваемого типа структуры могут учреждаться как заново, так и посредством реорганизации госпредприятий иных типов. В том числе и тех, которые изначально формировались исходя из принципа хозяйственного ведения. Таковым может быть федеральное государственное предприятие. Если оно реорганизуется в казенное - то это не должно сопровождаться сокращениями кадров. Каждый сотрудник получает право перейти на работу на новое предприятие.

Устав казенного госпредприятия

Полезно будет рассмотреть специфику устава казенного госпредприятия. В нем фиксируются: порядок предоставления отчетности, а также указываются ее формы, механизмы ответственности директора за результаты работы фирмы, обязательство по использованию государственных средств по назначению, виды коммерческой деятельности фирмы, а также то, в каком порядке должна распределяться прибыль организации. В уставе организации рассматриваемого типа также отражается фирменное название компании.

Какие в России есть госпредприятия: примеры

Какие в России функционируют известные государственные предприятия?

В числе таковых - ФГУП «Космическая связь», которая находится в подчинении Федерального агентства связи. Данная организация является одним из ведущих поставщиков спутниковых технологий в РФ. География его деятельности не ограничена территорией России - компания широко известна и за рубежом. Данное госпредприятие обладает современной инфраструктурой, задействует волоконно-оптические линии. Ее сервисы представлены организацией телевизионного вещания, предоставления доступа в интернет, предоставления коммуникационных услуг для крупных бизнесов.

Известным государственным предприятием является ФГУП «Гознак». Данная организация осуществляет исследования и разработки в сфере государственных знаков. В компетенции данной компании - производство различных официальных документов, монет, орденов. Госпредприятие находится в подчинении Минфина РФ.

К федеральным госпредприятиям относится Издательско-торговый центр «Марка». Данная издает и выпускает почтовые марки, различные буклеты, конверты, карточки, бланки, штемпели, открытки, наборы для филателистов.

В регионах РФ учреждено большое количество муниципальных предприятий, осуществляющих деятельность в самых разных сегментах. Данная форма коммерческих активностей также в достаточной мере популярна в России.

Госкорпорации РФ

Наряду с унитарными госпредприятиями, существуют также госкорпорации, а также бизнесы с государственным участием. В чем их специфика? Прежде всего стоит отметить, что госкорпорации - это разновидность некоммерческих учреждений. В то время как деятельность государственных предприятий унитарного типа по сути может не отличаться от активностей частных бизнесов.

Госкорпорации учреждаются высшими органами власти РФ на базе имущественных взносов. Создаются такие организации, как правило, в целях решения социальных задач. Одна из важнейших характеристик госкорпораций в том, что в отношении них осуществляется существенно менее активный контроль со стороны надзорных органов. Главное отличие госкорпорации от ГУП в том, что она владеет всем тем имуществом, которое ей передается органами власти, на праве собственности. В то время как в государственной собственности находятся все активы унитарных предприятий. Учредители госкорпораций не несут обязательств перед кредиторами соответствующих организаций.

Бизнесы с государственным участием

Еще один тип компаний, присутствующих в экономике РФ - бизнесы с государственным участием. Они чаще всего представлены в виде хозяйственных обществ. Это могут быть производственные предприятия, банки, консалтинговые - в принципе, любые бизнесы. Участие государства в них обеспечивается посредством приобретения с его стороны определенной доли в акциях соответствующих фирм. Властям может принадлежать контрольный пакет акций, или же, миноритарный. В первом случае фирма, теоретически, может именоваться госпредприятием, но это не совсем корректно с юридической точки зрения. Например, ПАО «Сбербанк» с точки зрения контрольного пакета акций принадлежит государству. Но называть его госпредприятием не вполне корректно, так как по всем признакам данное кредитно-финансовое учреждение следует относить к хозяйственным обществам.

Резюме

Государственные и муниципальные предприятия - организации, которые играют заметную роль в экономике РФ. Они ведут деятельность в самых разных сферах национального хозяйства. Посредством них государство обеспечивает занятость граждан, создает капитализацию в различных сегментах экономики, извлекает прибыль как коммерческий субъект. Наиболее распространенный тип структур соответствующего типа - унитарное предприятие. Также государство может быть субъектом бизнеса, приобретая долю в хозяйственных обществах. В некоторых случаях власти РФ могут учреждать госкорпорации, являющиеся самостоятельными хозяйствующими субъектами, но не считающиеся коммерческими организациями.

08.02.2018
События. ЦБ подрегулировал словарь. В программном документе Банка России появились новые понятия. Вчера был обнародован программный документ Банк России, описывающий планы по развитию и применению новых технологий на финансовом рынке на ближайшие годы. Основные идеи, понятия и проекты так или иначе регулятором уже анонсировались. При этом ЦБ вводит и раскрывает новые термины, в частности, RegTech, SupTech и «сквозной идентификатор». Эксперты отмечают, что эти направления уже давно и успешно развиваются в Европе.

08.02.2018
События. Госдума выписала капиталу пропуск в Россию. Однократную амнистию бизнеса решено повторить. Госдума России приняла в среду в первом, а спустя несколько часов - и во втором чтении инициированный Владимиром Путиным пакет законопроектов о возобновлении амнистии капиталов. Новый акт «прощения» объявлен вторым этапом кампании 2016 года, которая подавалась тогда как однократная и была фактически проигнорирована бизнесом. Поскольку привлекательности у российской юрисдикции и доверия к ее правоохранителям за прошедшие два года не прибавилось, сейчас ставка сделана на тезис о том, что капиталы в страну надо возвращать потому, что за рубежом им хуже, чем в России.

07.02.2018
События. Контроль и надзор подгоняют по фигуре. Бизнес и власти сверили подходы к реформе. Итоги и перспективы реформы контрольно-надзорной деятельности обсудили вчера представители бизнес-сообщества и регуляторов в рамках «Недели российского бизнеса» под эгидой РСПП. Несмотря на снижение числа плановых проверок на 30%, бизнес жалуется на административную нагрузку и призывает власти оперативнее реагировать на предложения предпринимателей. Правительство, в свою очередь, планирует заняться пересмотром обязательных требований, реформой КоАП, цифровизацией и приемом отчетности в режиме «одного окна».

07.02.2018
События. Эмитентам добавят прозрачности. Но инвесторы ждут дополнений по собраниям акционеров. Московская биржа готовит изменения в правила листинга для эмитентов, чьи акции находятся в высших котировальных списках. В частности, компании обяжут создавать на своих сайтах специальные разделы для акционеров и инвесторов, ведение которых будет контролироваться биржей. Крупные эмитенты уже удовлетворяют этим требованиям, однако инвесторы считают важным эти обязанности закрепить в документе. Кроме того, по их мнению, бирже стоит обратить внимание на раскрытие информации к собраниям акционеров, что является наиболее болезненным вопросом во взаимоотношениях эмитентов и инвесторов.

07.02.2018
События. ЦБ России вчитается в рекламу. Финансовый регулятор нашел новое поле для надзора. Добросовестность финансовой рекламы скоро начнет оценивать не только Федеральная антимонопольная служба, но и ЦБ. С этого года в рамках поведенческого надзора Банк России будет выявлять рекламу финансовых компаний и банков, содержащую признаки нарушений, и сообщать об этом в ФАС. Если банки будут получать не только штрафы от ФАС, но и рекомендации ЦБ, это может изменить ситуацию с рекламой на финансовом рынке, считают эксперты, но порядок применения надзорных мер ЦБ в новой сфере пока не описан.

06.02.2018
События. Не по акценту, а по паспорту. Иностранные инвестиции под контролем россиян останутся без международной защиты уже весной. Законопроект правительства, лишающий вложения подконтрольных россиянам зарубежных компаний и лиц с двойным гражданством защиты закона об иностранных инвестициях, в частности, гарантий свободы вывода прибыли, будет принят Госдумой России уже в начале марта. Документ не признает иностранными и инвестиции через трасты и иные доверительные институты. Подконтрольные россиянам структуры, вкладывающиеся в стратегические активы в РФ, Белый дом по-прежнему готов считать иностранными инвесторами - но для них это, как и ранее, означает только необходимость согласования сделок с комиссией по иностранным инвестициям.

06.02.2018
События. Госструктурам не даются банки. ФАС России намерена ограничить экспансию госсектора на финансовом рынке. Федеральная антимонопольная служба разработала предложения об ограничении покупок банков государственными структурами. ФАС планирует внести поправки в закон «О банках и банковской деятельности» и сейчас прорабатывает их с Центробанком (ЦБ). Исключение могут составить санация банков, обеспечение доступности банковских услуг на нуждающихся в этом территориях, а также вопросы безопасности страны. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина уже поддержала данную инициативу.

06.02.2018
События. Аудиту онлайн дали шанс. ФРИИ готов поддержать дистанционные проверки. Аудит в режиме онлайн, до сих пор являвшийся побочной ветвью этого бизнеса, которым занимались преимущественно недобросовестные компании, получил поддержку на государственном уровне. Фонд развития интернет-инициатив инвестировал в компанию «АудитОнлайн» 2,5 млн руб., таким образом признав перспективность данного направления. Однако участники рынка уверены, что законного будущего у онлайн-аудита нет - дистанционные проверки противоречат международным стандартам аудита.

05.02.2018
События. От законных сделок рекомендовано воздержаться. ЦБ России счел «скрытое доверительное управление» неэтичным. Банк России предостерегает профучастников от использования некоторых популярных, но не вполне этичных по отношению к клиентам практик на фондовом рынке. Описанные в письме регулятора схемы лежат в законной плоскости, поэтому ЦБ ограничился рекомендациями. Но фактически регулятор обкатывает применение мотивированного суждения, право на использование которого законодательно пока не утверждено.

05.02.2018
События. В поглощении будет меньше занимательного. ЦБ России стимулирует банки сокращать кредитование сделок M&A. Идея ЦБ стимулировать банки кредитовать не сделки по слиянию и поглощению компаний, а развитие производства обретает конкретные черты. Первым шагом может стать указание банкам формировать повышенные резервы под кредиты, выдаваемые на сделки M&A. По мнению экспертов, это сократит подобное кредитование, но чтобы банковские ресурсы пошли на развитие производства, потребуются дополнительные стимулирующие меры.

Одним из любимых либеральных мифов на протяжении вот уже нескольких десятилетий было утверждение о заведомой и тотальной неэффективности государственных компаний.

Нам твердили с высоких трибун, а затем устами либеральных СМИ, что государственные компании, в силу размытости прав собственности («общее – значит ничье») не могут на равных конкурировать с частными фирмами и менеджмент в госсекторе также оставляет желать лучшего.

Однако последний отчет международной антикоррупционной организации Transparency International показывает, что утверждения о неэффективности и непрозрачности государственных корпораций как минимум неверны. В этом рейтинге отечественный «Газпром» и «Роснефть» заняли более высокие места чем столь любимые креативными хомячками корпорации Apple и Google.

Члены экспертной группы «Трансперенси» оценивали их по трём характеристикам: раскрывают ли они антикоррупционные стратегии, насколько прозрачна их корпоративная и организационная структура, а также по критериям открытости финансовых показателей их зарубежных операций

Следует отметить, что госкомпания «Роснефть» получила довольно приличный бал за раскрытие данных о внедрённых антикоррупционных программах, набрав 81 очко из 100 возможных. Этот показатель близок к тем, которые смогла достичь американская компания ExxonMobil. А вот «Газпром» оказался на высоте в рейтинге раскрытия своей корпоративной структуры. Показатели компании оказались примерно равными с «Роснефтью».



Данные Transparency International по сути демонстрируют несостоятельность мифа о неэффективности российский госкорпораций. Дело оказывается вовсе не в структуре собственности, а в наличии нормального менеджмента, который способен выдерживать западные же стандарт открытости и корпоративной эффективности.

А вот западные гиганты IT-индустрии типа Гугла и Эппла эти стандарты оказались не в силах соблюдать. И виной тому – корпоративная жадность и стремление максимально «оптимизировать» налогообложение. Естественно, что когда речь идет о миллиардах долларов, которые можно сэкономить используя «серые» оффшорные схемы ухода от налогов, от «социальной ответственности» западных компаний не остается и следа.

Речь идет о знаменитой схеме, под условным названием «Двойная ирландская с голландским сэндвичем».

Американские корпорации, в частности тот же Google, Apple и Microsoft, использовали механизм, предусматривающий создание 3-х кампаний. Одна дочерняя компания крупной корпорации создавалась в Ирландии и ей лицензировались права на интеллектуальный продукт, принадлежащий материнской компании. Затем создавалась компания – «прокладка» в Голландии, которой эти права в свою очередь сублицензировались. А затем уже третья компания, опять в Ирландии сублицензировала права у 2-й компании.

Причем третья компания в большинстве случаев являлась «дочкой» первой ирландской компании. За счет разного рода «дырок» в налоговых законодательствах Голландии и Ирландии американские корпорации экономили на налогах существенные суммы, к примеру, позволяя снижать налоги с 50-60% до 12,5%, которые распространяются на упомянутые выше схемы в Ирландии.

Однако если схемы с уходом от налогообложения посредством ирландских компаний известны довольно давно и столь же давно подвергаются критике со стороны общественности, то недавний скандал с государственным «крышеванием» оффшорных схем в Люксембурге способен существенно подорвать представление о «честности» и законопослушности крупного западного бизнеса.

Выяснилось, в частности, что у Люксембурга существовали (и вполне возможно существуют) тайные налоговые соглашения с 340 крупнейшими корпорациями мира, в частности, Apple, IKEA, Amazon, Pepsi, банк Credit Agricole, 26 предприятий и семей из Бельгии.

Базируясь на этих соглашениях в период с 2002 по 2010 годов эти крупнейшие налогоплательщики получили со стороны налоговых служб Люксембурга специальные разрешения, дающие возможность, по мнению ряда левых политиков в Германии, инициировавших расследование, экономить миллиарды евро на фискальных сборах, потерянных для тех государств, в которых доходы были получены.

Схема работала посредством создания в Люксембурге филиалов предприятий или переноса туда их штаб-квартир. Также эксперты указывают на то, что одним из способов ухода от налогов посредством Люксембурга было создание так называемых кондуитных компаний, что впоследствии подкреплялось специальным tax-ruling соглашением, то есть заключением налоговых органов, по которым в будущем компаниям, оптимизарующим налоги не предъявлялись претензии.

Все это существенног снижало риски доначисления налога в великом герцогстве. Стоит отметить и то, что уже звучат обвинения в причастности к этим «серым» схемам многолетнего главу правительства Люксембурга Жан-Клода Юнкера, который к тому же занял недавно пост председателя Еврокомиссии.

В итоге оказывается, что «король то голый», то есть западные рейтинги, очищенные от разного рода популистской и демагогической шелухи вроде взятых с потолка оценок уровня «толерантности» или «восприятия коррупции», дают России и российским компаниям вполне европейские баллы по уровню эффективности и адекватности менеджмента.

В общественной дискуссии вокруг приватизации госактивов чуть ли не главным аргументом выдвигается постулат «Частное всегда лучше государственного». В западных экономических школах его вообще подают как неоспоримую истину. Я не согласен с такой постановкой вопроса так же, как и с целеполаганием, что для успеха рыночной экономики главное - приватизировать как можно больше государственного имущества. Приватизация, на мой взгляд, должна решать конкретные стратегические задачи того или иного общества, соответственно этот процесс не может быть одинаковым во всех странах. Он таковым и не является, если обратиться к зарубежному опыту. Китай, например, не приватизировал ни одной стратегической отрасли. Там открыли частную инициативу в области малого, среднего и выскокотехнологичного бизнеса, все остальное осталось под контролем государства. При этом мы являемся свидетелями китайского экономического успеха.

Мне не раз приходилось слышать, что приватизации в России противодействуют чиновники и менеджеры госкомпаний. На самом деле ей противодействует отсутствие четкой и ясной доктрины развития национальной экономики, в соответствии с которой и должны формулироваться цели приватизации тех или иных госактивов. Возьмем, к примеру, ОАО «РЖД». По указанию государства мы последовательно реализуем программу по вовлечению в коммерческий оборот избыточного имущества. С 2004 года по настоящий момент продано или передано в муниципальную собственность 5,5 тысяч объектов на сумму более 22,3 млрд. рублей. Есть примеры передачи в частную собственность и самых дорогостоящих активов, таких как «Первая грузовая компания». Приватизированы и поставлены в план приватизации «Желдорреммаш», «Желдорпроект», «Вагоноремонтные компании» ОАО «РЖД», т.е. активы, не являющиеся для нас профильными. Во всех этих случаях разработка планов приватизации и финансовых моделей осуществлялась менеджментом ОАО «РЖД», и затем уже они одобрялись соответствующими государственными ведомствами. Как же можно утверждать, что менеджмент ОАО «РЖД» противодействует этим процессам?! Такие утверждения являются в лучшем случае необоснованными. Мы считаем, что привлечение новой «крови» за счет частичной продажи акций несет позитивный эффект не столько с точки зрения получения дохода от приватизации, сколько из-за того, что оно фактически потребует окончательной доработки многих законодательных и нормативных актов, необходимых для реализации задач реформы. Кроме того, будет обеспечена выработка более эффективных решений за счет дискурса между государством и миноритарными собственниками.

Вообще, в ответе на вопрос, что лучше - государственное или частное, пора уходить от клише и стереотипов. Думаю, что все зависит от целей и эффективности управления. В частных компаниях, кстати, безобразий выявилось огромное количество, что довольно наглядно вскрыл кризис 2008 года. Частником движет жадность - об этом никогда не стеснялись говорить современные экономические теоретики (сейчас, правда, это уже не модно). Это, может, и хорошая мотивация в бизнесе, но не во всех областях. Практика показывает, что там, где речь идет о сбалансированности интересов общества в целом, такое утверждение не правильно. Если взять железнодорожную отрасль, то сегодня в мире кроме американских железных дорог нет ни одной приватизационной инфраструктуры, а вопрос о развитии и повышении эффективности железнодорожного транспорта стоит на повестке дня не только в России, но и в большинстве стран мира. На этот счет есть совершенно четкие дефиниции - с точки зрения общественного интереса, железные дороги должны быть государственными. Подтвердило это и недавно проведенное в Евросоюзе исследование (отчет скоро будет опубликован), результаты которого констатируют, что идея ухода от вертикально-интегрированных систем в ж/д транспорте несет в себе значительно больше негативного, чем позитивного. Классический пример в этом смысле - это полная приватизация Британских железных дорог. Она закончилась не только реальными трагедиями, вследствие безответственного отношения частных собственников к обеспечению безопасности движения, но и явила собой пример резкого снижения экономической и технологической эффективности по сравнению с железнодорожным транспортом других европейских стран. Стоимость услуг ж/д перевозок в Великобритании на 40% выше, чем в соседних европейских странах. Это официальная цифра, которую озвучивают сами англичане. А по сведениям вице-президента Международного союза железных дорог Мауро Моретти, стоимость пригородных перевозок в районе Лондона на 2000%(!) выше, чем в районе Рима. Так что совершенно не очевидно, что в инфраструктурных естественно-монопольных видах деятельности частный собственник сможет заменить государство с точки зрения обеспечения интересов общества в целом!

В связи с сомнениями в эффективности менеджмента госкомпанией хороший пример - очередное размещение ОАО «РЖД» на Лондонской бирже. Могу с гордостью сказать, что недавно мы закрыли книгу по размещению 10-летних облигаций в долларах под 4,05% годовых. Такого никогда не было в истории нашего рынка! ОАО «РЖД», которое на 100% принадлежит государству, на сегодняшний день привлекает заимствования на лучших условиях, чем любая частная компания в нашей стране. О чем это свидетельствует? О том, что госкомпания может и должна быть эффективной. Наличие у нее долгосрочной, утвержденной государством стратегии развития, которая спускается через решение Совета директоров менеджменту, профессионально выполняющему возложенную на него функцию - это и есть залог успеха. Сегодня рынок, международное инвестиционное сообщество признает РЖД именно такой компанией.