Какие страховые компании уходят рынка. Почему страховые компании покидают рынок осаго

Отозвал лицензию на ОСАГО страховой компании " "; решение принято в связи с добровольным отказом страховщика от работы с ОСАГО. Ранее, в 2015 году, от ОСАГО отказался Русский страховой центр, а в марте этого года лицензию в ЦБ вернула петербургская Региональная страховая компания. Согласно прогнозам, если убыточность ОСАГО в регионах будет расти, с рынка будут уходить и другие страховщики, а оставшиеся будут сокращать свои портфели в сегменте.

По словам члена правления СК "Альянс" и СК "Альянс Жизнь" , руководство Allianz планировало уйти с рынка ОСАГО с 2014 года - тогда была принята новая стратегия компании, которая предусматривала сокращение присутствия в рознице. Затем, с декабря 2014 года по декабрь 2015 года, "Альянс" приостанавливал продажи ОСАГО, но лицензия по этому виду страхования не была отозвана. "Мы вернулись к аккуратной, внимательной продаже полисов с декабря 2015 года, но в июле этого года, проанализировав ситуацию, совет директоров принял окончательное решение о том, что мы начинаем процедуру возврата лицензии в Центральный банк", - заявил Дубенский.

До решения уйти из сегмента "Альянс" на протяжении многих лет входил в топ-10 страховщиков по сборам ОСАГО. Ежегодные сборы компании в этом сегменте до кризиса в целом по РФ в среднем составляли около 3 млрд рублей, по итогам 2013 года компания собрала 5 млрд рублей. В Петербурге по ОСАГО "Альянс" также не покидал топ-10, собирая 100-200 млн рублей премий ежегодно. За 6 месяцев этого года после приостановки и сокращения бизнеса в сегменте компания собрала по ОСАГО только 117 тыс. рублей в Петербурге и 4 млн рублей по стране.

Часть действующих полисов "Альянса", которая осталась после сокращения бизнеса, вместе с действующими обязательствами по ранее проданным полисам уже переданы страховой компании "Медэкспресс" (входит в группу компаний Allianz в России и специализируется на медицинском страховании). "Медэкспресс" займется урегулированием убытков, которые тянутся по этому портфелю с прошлых лет, их размер "Альянсом" не раскрывается. Расширять продажи полисов ОСАГО "Медэкспресс" не планирует, уточнил Дубенский.

Кризис не отступает

Главной причиной решения "Альянса" уйти с рынка ОСАГО стали новые правила работы на рынке автострахования, которые обязывают страховщиков работать во всех регионах страны, а также обязательная продажа электронных полисов с 1 января 2017 года.

В июле все страховщики должны были присоединиться к системе "Единого агента РСА", запущенной Российским союзом автостраховщиков. По этой системе компании, которые имеют филиалы в определенном регионе, теперь могут продавать не только свои полисы, но и заключать договоры от имени других страховщиков ОСАГО. Страховщикам же не выгодны массовые продажи в проблемных регионах, в которых убыточность иногда достигает 200-300%.

Надежда на реформу

Надеждой на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО стали поправки о натуральном возмещении, которые вступят в силу в июле 2017 года. Страховщики будут сами выбирать форму возмещения для каждого пострадавшего: денежная выплата или ремонт на станции техобслуживания (СТО), а также будут заключать договоры со станциями и постоянно с ними сотрудничать. Минфин, который разрабатывал проект, рассчитывает, что свыше 90% страховых случаев в ОСАГО будут урегулироваться ремонтом.

Натуральное возмещение убытков в ОСАГО перекроет возможности для автоюристов перекупать права требования выплат и получать за пострадавшего суммы, в разы превосходящие ущерб, и таким образом хотя бы притормозит негативные процессы, считает директор филиала компании " " в Петербурге и Ленобласти Игорь Лагуткин. При этом он рассчитывает на дальнейшее реформирование рынка. "Проблемы ОСАГО требуют пристального внимания всех государственных организаций, включая руководство регионов, правоохранительные органы, судейский корпус. Их совместные усилия должны быть направлены на реальную борьбу с автоюризмом, а не на включение своего региона в список "Единого агента РСА", - отметил он.

"Если рост тарифов не сопроводить механизмом натурального возмещения, то он никогда не сможет покрыть убытки, создаваемые автоюристами", - оценил представитель " " Юрий Нехайчук. "Электронный полис в ОСАГО снимет вопрос дефицита полисов в регионах, которые столкнулись с данной сложностью, а натуральный ремонт позволит повысить качество услуг, не позволит серым автоюристам несправедливо обогащаться на чужих ДТП. Дальнейшая реформа ОСАГО и ее сроки будут зависеть исключительно от регулятора и законодательных органов РФ", - добавил он.

В Петербурге ситуация, безусловно, лучше, чем в ряде городов, но все равно в целом ситуация с ОСАГО остается достаточно сложной, оценил управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств " " Сергей Демидов. За первое полугодие сборы по ОСАГО в Петербурге за счет роста тарифов выросли на 20%, до 7,1 млрд рублей, выплаты за тот же период увеличились на 38%, до 4,5 млрд рублей. В целом по России за полгода сборы выросли на 21%, до 113 млрд рублей, а выплаты - на 40%, до 77,5 млрд рублей. Окончательно финансовые последствия можно будет оценить только в следующем году, но уже сейчас очевидно, что ситуация не самая лучшая, добавил начальник отдела по работе со страховыми посредниками филиала " " в Петербурге Артем Яковлев. По его словам, "Ингосстрах" также надеется на согласованные действия страховщиков, ЦБ и правительства.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Страховой рынок в 2018 году покинут 20% действующих компаний, предсказывают страховщики, опрошенные экспертами КПМГ. Среди других их прогнозов - рост рынка на 7%, увеличение сделок M&A и новый рекорд убыточности в сегменте ОСАГО

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

​Страховой рынок в течение 2018 года могут покинуть почти 50 страховых компаний — к концу года их останется 168 против 217 в феврале, следует из результатов июньского опроса топ-20 крупнейших страховщиков. Итоги опроса представлены в исследовании аудиторско-консалтинговой компании КПМГ «Обзор рынка страхования в России. 2018 год» (есть у РБК).

К концу первого квартала, по данным ЦБ, в стране действовали 204 страховые компании. По итогам 2017 года рынок покинули 30 страховых компаний (на конец года их было 226). Основная причина ​— добровольный отказ от лицензий (16 страховщиков), еще пять — в связи с реорганизацией, а у девяти лицензия была отозвана из-за нарушения законодательства.

При этом, по оценкам крупнейших компаний — респондентов КПМГ, в 2018 году страховые сборы вырастут на 7%, в основном за счет деятельности топ-20 страховщиков (по итогам 2017 года был рост 8%). Основным драйвером рынка останется страхование жизни, которое в течение ближайших двух лет будет показывать ежегодный прирост на уровне 30% и выше. А вот рынку ОСАГО участники рынка предрекли рекордную убыточность в текущем году, несмотря на принимаемые ЦБ меры по либерализации тарифов, которые, как ожидается, осенью вырастут на 20%.

Естественный отбор

Среди основных причин ухода страховых компаний с рынка в КПМГ указывают усиление контроля ЦБ за соблюдением страховщиками регуляторных требований. Уже сейчас они должны соблюдать новые требования по открытому стандарту представления отчетности (формат XBRL), единому плану счетов, а впереди внедрение новых стандартов международной финансовой отчетности (МСФО 17) и директива Solvency II (аналог банковского «Базель II» для страхового рынка), говорит партнер, руководитель практики по работе со страховыми компаниями КПМГ в России и СНГ Юлия Темкина. Для реализации всех этих требований нужны инвестиции — как в технологии, так и в профессиональные кадры. Для небольших компаний это зачастую неподъемно, и их бизнес в результате просто перестает быть прибыльным, отмечает эксперт. «Им сложно еще и потому, что, как правило, это нишевые или кэптивные игроки, не имеющие диверсифицированных портфелей в отличие от крупных компаний», — указывает Темкина.

В «АльфаСтраховании» ожидают коэффициент убыточности в 2018 году в районе 85%, но комбинированный КУ может вырасти до 115%, говорит руководитель управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Денис Макаров. В «РЕСО-Гарантии» считают, что убыточность в текущем году в лучшем случае останется на прежнем уровне. «Регулятор проводит очень активную работу по улучшению ситуации на рынке, однако мы видим и противоположные тенденции (например, рост мошенничества в электронных полисах), по совокупности этих факторов ситуация в лучшем случае останется на прежнем уровне», — говорит заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

В «Ингосстрахе» не берутся предсказывать убыточность ОСАГО по итогам года, так как с 1 июня в два раза увеличился размер лимита на выплату по европротоколу (без вызова полиции) — до 100 тыс. руб. «Как это скажется на убыточности, не знает никто», — поясняет глава дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Тарифы помогут

Чтобы снизить убыточность ОСАГО, ЦБ . В рамках первого этапа предполагается расширение коридора базовых ставок на 20% вверх и вниз до 2746-4942 руб. (сейчас 3432-4118 руб.), что позволит страховщикам повышать или понижать тарифы в более широких пределах. После расширения коридора средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., тогда как сейчас платит 5800 руб., зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

Но запланированная либерализация ОСАГО не успеет оказать значительного влияния на убыточность страховых компаний до конца года, говорит Юлия Темкина. В этом году на убыточности все еще будут сказываться инициативы, принятые ранее, — «Единый агент» и электронное ОСАГО. В КПМГ считают, что тарифы вырастут главным образом в глубоко убыточных регионах, в то время как «хорошие» регионы (с точки зрения выплат по ОСАГО) могут показать даже снижение стоимости полисов.

Страховщики склонны консервативно оценивать динамику убыточности — это усиливает их позицию по вопросу о целесообразности повышения тарифов, предупреждает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин. По его мнению, расширение тарифного коридора приведет в большей степени к повышению тарифов, чем к понижению. С другой стороны, эта мера негативно скажется на покупательной активности клиентов: может возрасти количество поддельных полисов (предлагаемых якобы по более низким тарифам) либо же часть населения просто откажется от страхования.

Сроки перехода рынка ОСАГО к безубыточности зависят от того, когда начнут действовать принципы либерализации, запланированные ЦБ, говорит представитель РСА. «В лучшем случае комбинированный коэффициент убыточности будет равен порядка 100%», — отметил он.

Минувший год стал сложным для автостраховщиков. Все внимание компаний, оставшихся на рынке ОСАГО (их уже всего 59, хотя 14 лет назад насчитывалось 240), сосредоточено сейчас на выправлении ситуации с автогражданкой. ОСАГО уже давно тормозит из-за хронической недостаточности тарифа, но в прошлом году страховщики впервые ушли в глубокий минус.

Сборы страховщиков по ОСАГО снизились на 3% за год, а суммы выплат выросли с утроенной скоростью (9% в 2017 году). При этом пени, штрафы, неустойки и накладные расходы в структуре выплат по суду уже превысили 50%. Средняя выплата в ОСАГО в 2017 году увеличилась на 10% с 69 000 до 75 800 рублей, а средняя премия упала на 4% - с 6032 рублей до 5800 рублей.

Многие из тех, кто остался на рынке, сознательно снижают свою долю. Показателен пример прежнего лидера, компании «Росгосстрах»: несколько лет назад она контролировала треть рынка ОСАГО, сейчас доля компании едва превышает 10%. Бедствие, которое терпит этот некогда серьезнейший игрок, сказалось на всем рынке, и, конечно, первая в современной истории национализация страховщика не прошла безболезненно.

Преступные автоюристы

К 2018 году мегарегулятор страховой отрасли, Министерство финансов России, признал, что ОСАГО сдерживается не рыночными методами, а по социальным основаниям. Были разговоры, что после выборов нужно будет как-то это исправить. По словам главы Центробанка Эльвиры Набиуллиной, стратегическая задача состоит в уходе от предвыборной зависимости ОСАГО в ближайшие три-четыре года. Необходимо поставить ОСАГО на рыночные рельсы, чтобы рынок нашел равновесную цену, а ОСАГО стало базовым каско и приносило благо автовладельцу, не будучи убыточным для страховщика.

Одно из важнейших событий прошлого года - поправки в закон об ОСАГО, касающиеся натурального возмещения. Когда мы выходили с инициативой этого закона, то рассчитывали, что изменения сыграют положительную роль в выравнивании ситуации, что таким образом удастся побороть «черных автоюристов». Это движение началось массово после того, как в 2012 году на страхование распространили закон о защите прав потребителей, а затем в 2014 году увеличилась максимальная выплата по ОСАГО.

Когда максимум, что можно получить с одной аварии, - 100 000 рублей, это не особо интересно злоумышленникам. Преступлений в этой сфере было 10-15%. Сейчас, когда можно «накрутить» 400 000 рублей за «железо» плюс 500 тысяч рублей за ущерб жизни и здоровью (и это не считая штрафов и пеней), извлечение денег из аварий стало бизнесом. Люди заинтересовались, сгруппировались, привлекли профессиональных юристов и поставили все на поток. Получились целые банды. Мы надеялись, что с принятием закона о натуральном возмещении недобросовестные автоюристы успокоятся, но этого не случилось.

В процессе согласования закона столько было введено ограничений, что многое из задуманного просто не работает. Сервисное техобслуживание не укладывается в отведенное законом время, так как многие запчасти нужно заказывать, а детали просто не приходят вовремя. Ограничение в 50 км до станций техобслуживания в некоторых регионах абсурдно. Например, Волгоград растянут на 100 км: как тут уложиться?

В итоге закон не смог «перекрыть кислород» мошенникам: те же самые недобросовестные автоюристы нашли новые способы затаскивать страховщиков в суд по натуральному возмещению. При этом доля урегулирований в натуральной форме у некоторых крупных компаний доходит до 40% в ряде регионов. Используя лазейки в законодательстве, недобросовестные посредники без малейших угрызений совести подрывают основы рынка страхования, призванного защитить всех, кто ездит по дорогам страны. И эти люди даже не считают себя преступниками.

В итоге такого компромиссного текста закона страховщики получили рост выплат, в том числе за счет обязательности ремонта новыми запчастями. Это примерно на 30% увеличивает затраты. В то же время страховые компании не смогли избавиться от дополнительной нагрузки нестраховых выплат в судах.

Есть и еще один нюанс действия натурального ОСАГО. Автовладелец по соглашению со страховщиком может отказаться от ремонта. В этом случае он подписывает бумагу, что согласен с той выплатой, которую ему рассчитали в страховой компании.

Мошенничество с электронными полисами

В 2017 году были запущены обязательные продажи электронного ОСАГО, что дало возможность по большей части решить проблемы доступности полисов в проблемных регионах. Часть регионов России получили такой статус из-за того, что страховщики просто отказывались там работать из-за запредельных убытков. К концу года через интернет продавалось уже более 34% полисов ОСАГО.

Не сразу удалось наладить всю систему - на первом этапе отмечалось большое количество сбоев в работе сайтов страховых компаний и базе данных РСА, которая в силу чрезмерной нагрузки не всегда справлялась. Мы всерьез начали работу по созданию новой базы с совершенно другими техническими параметрами: когда создавалась нынешняя, о таких нагрузках никто не мог и подумать.

Важным моментом в увеличении доступности ОСАГО стало создание Российским союзом автостраховщиков системы гарантирования возможности заключения договора ОСАГО в электронном виде - системы «e-ОСАГО Гарант», которая позволяет совершить покупку через сайт РСА. Эта функция подключается при наличии сбоев на сайте компании, в которую обратился клиент, либо если у этой компании закончились «электронные бланки», то есть номера полисов.

По мере роста доступности мы стали отмечать появление новых форм мошенничества: подделку электронных документов и фальсификацию данных в заявлениях на заключение договоров ОСАГО, заполняемых при оформлении через интернет. Активизировались и недобросовестные посредники, которые якобы помогают автовладельцам заполнить форму заявки, а на деле вводят их в заблуждение относительно стоимости полиса и зарабатывают на этом.

Мошенники начали массово регистрировать в интернете сайты по продаже ОСАГО, копирующие сайты страховщиков. Для борьбы с этим явлением РСА заключил договор со специализированными компаниями по борьбе с кибермошенничеством. За девять месяцев 2017 года было выявлено и заблокировано более 700 таких сайтов.

Сейчас ситуация с мошенничеством и злоупотреблением правом перешла все мыслимые пределы. Страховщики потеряли около 40 млрд рублей из-за мошенничества в сфере ОСАГО. В 2017 году РСА совместно Банком России провел серию межведомственных совещаний в регионах, чтобы донести мысль о том, что проблемы в ОСАГО чреваты ростом социальной напряженности.

Мы проехали почти по всем федеральным округам (на 2018 год оставили относительно благополучные Центральный и Северо-Западный), провели межведомственные совещания с МВД и Генпрокуратурой, довели до сведения местных властей, насколько катастрофическая ситуация складывается у них под носом. Местные власти должны понимать, что ситуация с мошенничеством по ОСАГО напрямую влияет на его доступность, а следовательно - на социальную напряженность в регионе.

Итогом совещаний стала системная работа всех сторон, активизация следствия и доведение дел до суда. В целом правоохранители обратили больше внимания на страховое мошенничество. По итогам этой работы в органы правопорядка направлено более 8100 заявлений по выявленным фактам страхового мошенничества в страховании в целом. По ним возбуждено 1565 уголовных дел. Большинство заявлений и возбужденных дел касается ОСАГО. Мы надеемся, что впоследствии сможем сказать: «2017 год стал переломным в борьбе со страховыми мошенниками». Впрочем, сейчас мы только в начале трудного и долгого пути.

Проблемы ОСАГО стали системными, и решать их необходимо комплексно - постепенно «отпуская» тарифы, давая возможность страховщикам поощрять добросовестных водителей пониженными коэффициентами и наказывая рублем разного рода нарушителей. Установление справедливого тарифа поможет устранить возникшие перекосы и пресечет практику, когда «плохих» водителей дотируют добропорядочные автовладельцы.

МОСКВА, 8 авг - РИА Новости, Наталья Дембинская. Последние несколько лет страховщики активно добиваются либерализации тарифов ОСАГО - по сути это переход к свободному тарифообразованию, который должен позволить им снизить колоссальную убыточность в этом секторе. В многострадальный закон об ОСАГО едва ли не каждый месяц вносят какие-то поправки.

Защитить автовладельцев вызвался Минфин . Он предложил запретить страховщикам устанавливать повышающие стоимость полиса коэффициенты, разрешить продавать полисы с лимитами до 1-2 млн рублей, и продавать ОСАГО cроком на три года. Эксперты указывают: предлагаемые нововведения говорят лишь о том, что отрасль находится в системном кризисе, водители по-прежнему будут переплачивать, а страховщики быстрее уйдут с рынка, чем снизят стоимость полиса. О том, что происходит с рынком ОСАГО, и можно ли вывести его из порочного круга - в материале РИА Новости.

Чем обернулось «натуральное ОСАГО»

В конце апреля в России вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натурального возмещения перед денежной компенсацией при наступлении страхового случая. Это стало одним из ключевых изменений, за которое ратовали страховщики. Игроки объясняли: такой подход позволит им охладить пыл нечистых на руку автоюристов, выкупающих у водителей права требования по ОСАГО, и выбивающих со страховых внушительные суммы.

Защитники прав автовладельцев сразу же заявили, что для владельцев ОСАГО такая инициатива сомнительна: стремление заинтересованных сторон к экономии грозит им низким качеством ремонта и запчастями с разборок. Споры о «натуралке» не утихают до сих пор, но не прошло и трех месяцев, как выяснилось: переход на натуральное возмещение начал работать против страховых компаний, лишь повысив убыточность ОСАГО. Если в прошлом году, рынок потерял на обязательной «автогражданке» 60 млрд рублей, то в этом году убытки будут еще больше, констатировали крупнейшие игроки.

Почему закон, на который отрасль возлагала огромные надежды не оправдал ожиданий и принес новые потери?

Забыли про износ

Прямое урегулирование - это правильный шаг в сторону клиентоориентированности: где купил полис, там и отремонтировал, указывают эксперты. Но здесь есть нюанс - по правилам, выплаты между страховщиками осуществляются с учетом износа, а натуральная форма возмещения износа не предполагает. На практике это получается так:

Вася въехал в Алену. Алена застрахована в Ингосстрахе , а Вася - в Росгосстрахе . Чтобы получить возмещение Алена обращается по прямому урегулированию в свою компанию - Ингосстрах. По нормам РСА Ингосстрах ремонтирует Алене машину без учета износа (то есть, как новую), а страховая компания ответчика - Росгосстрах компенсирует Ингосстраху расходы с учетом износа автомобиля Алены. В итоге Ингосстрах теряет деньги.

Печальные итоги

Таким образом, система в ее нынешнем виде сама мотивирует страховщиков уходить от натуральной формы возмещения, за которую они сами вроде бы и ратовали.

"Крупные страховщики саботируют «натуралку», и выбирают выплаты деньгами. По сути ничего не изменилось, система не работает, мошенники продолжают мошенничать, а автоюристы - работать на свой карман", - констатирует Максим Ханжин, президент Ассоциации по защите прав автострахователей.

В условиях, когда страховщики уходят с рынка, растут убытки и средний чек по ОСАГО, страховые компании просто не могут взять и опустить цены, указывает Ханжин.

Готовый иностранный опыт

Одной из главных ошибок наблюдатели считают передачу натуральной формы возмещения страховым компаниям - чтобы те определяли сервис, куда направляют автовладельца. Дело в том, что страховщики оказывают ценовое давление на сервисы, и чем крупнее компания, тем оно выше:

"Они говорят авторемонтникам: если хотите получить объем, то - минус 30% от единой методики расчета (cтоимости ремонта). В результате качество ремонта страдает, автовладельцы недовольны, сервисы и разоряются. Довольны только страховщики", - поясняет Ханжин.

Гораздо эффективней, по его словам, было бы рассмотреть иностранный опыт: снять ответственность по ремонту со страховщиков, и передать ее саморегулируемым организациям (СРО), куда вошли бы заинтересованные сервисы, отвечающие требованиям Минтранса и ЦБ .

При таком подходе компенсационный фонд будет у СРО, а страховщики не смогут оказывать давление на сервис.

"Только тогда все будут довольны, и можно проводить либерализацию рынка. Сейчас же пока - нужно дисциплинировать страховщиков и ужесточить над ними контроль", - считает Ханжин.

Спорные предложения

Наблюдатели неохотно комментируют новые предложения Минфина в части ОСАГО, и расходятся в оценках того, каким будет эффект от нововведений. Разногласия, например, вызывает подход, который позволяет покупать различный объем ответственности.

"Очевидно, если вы живете в поселке городского типа, где преимущественно отечественные автомобили - 400-х тысяч хватит за глаза, а если в столице, где вокруг дорогие машины, то это смешная сумма", - отмечает Игорь Пушкарь, руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования. По его мнению, приобретать полисы на срок больше года - тоже неплохая идея.

В РСА же опасаются: продажа «улучшенных» полисов с лимитами 1-2 млн рублей вызовет новую волну мошенничеств.

"Черные" автоюристы" смогут покупать полис себе на 2 млн хоть каждый год, и страховщик не сможет отказать. А платить мошенник будет всего в три раза больше, чем честный водитель", - соглашается Михаил Анохин , исполнительный директор «Лаборатории умного вождения». Он указывает и на то, что, например, трехлетний полис ОСАГО может подстегнуть недобросовестных игроков - они будут собирать страховую премию за несколько лет, а потом пропадать.

Лоскутное одеяло

Закон об ОСАГО наблюдатели сравнивают с лоскутным одеялом: возникла какая-то проблема - тут же вносятся изменения в закон, экономически плохо просчитанные. А позже выясняется, что, то уже узаконили, не решает проблему - возникает следующая проблема, и так шаг за шагом.

Пушкарь выделяет несколько причин, по которым на рынке ОСАГО воцарился хаос. Во-первых, изначально на него были допущены любые компании, порог входа был минимален, а получить лицензию было очень легко.

"В результате очень много мелких компаний собрали деньги, и ушли с рынка, оставив эти долги Российскому союзу автостраховщиков. Все эти компенсационные выплаты серьезно ударили по РСА", - отмечает эксперт.

Проблемой стало и отсутствие диалога между страховым сообществом и организациями, которые представляют интересы автовладельцев.

Наконец, в отрасли нет единого регулятора. Сначала это был Департамент страхового надзора при Минфине, потом Федеральная служба по ценным бумагам, а сейчас ЦБ. Не успеет один регулятор вникнуть в практику и суть закона, происходит какая-то административная реформа, полномочия по регулированию страховой отрасли уже передаются другому регулятору, и так далее. Такой пинг-понг, в итоге, приводит к отсутствию единого взгляда на отрасль.

Заказ-наряд на обслуживание автомобиля

Скандал с получением полисов ОСАГО не утихает: многие водители жалуются, что страховщики к стоимости полиса добавляют плату за ненужные потребителю услуги. АиФ.ru проверил, какова сейчас ситуация на рынке обязательного автострахования.

С 2003 года российские автомобилисты каждый год покупают полис ОСАГО. Отсутствие этого документа грозит автовладельцу штрафом до 800 рублей и снятием государственных номеров. До недавнего времени проблем с автостраховкой не было в принципе: по первому звонку страховой агент готов был примчаться в любое место города и оформить документы прямо на капоте.

Однако примерно год назад большинство компаний начали отказывать в выдаче полиса ОСАГО, ссылаясь на то, что нет бланков, либо нужно ждать в очереди по месяцу и более.

Хотя есть и другой вариант: если вы решаете застраховать свою жизнь и здоровье от несчастных случаев или имущество, полис «автогражданки», как по мановению волшебной палочки, тут же находится в ящике стола.

Проблема обострилась до скандалов: люди почти «штурмовали» офисы компаний. Правоохранительные органы, ФАС, РСА, Роспотребнадзор и многие региональные правительства даже начинали проверки деятельности страховщиков, но толку оказалось мало. Купить заветный полис «в чистом виде», без дополнительных опций до сих пор проблематично. Водителям остаётся выбирать из двух малопривлекательных вариантов - либо переплачивать пару тысяч рублей, либо ставить машину в гараж и ждать лучших времён.

Без ОСАГО за руль не сядешь - этим нагло пользуются страховщики. Фото: АиФ / Илья Костин

Корреспондент АиФ.ru Полина Седова решила проверить, легко ли оформить страховку без довеска, посетила четыре офиса страховых компаний и встретилась с тремя агентами.

Частная страховая компания

В небольшом офисе компании народу немного, человек 7– 9. Тут же я интересуюсь, заставляют ли в этой фирме приобретать дополнительные страховки. Мужчины в очереди пожимают плечами. Придётся выяснять самой, занимаю очередь за разговорчивым мужчиной. Интересуюсь у «коллеги» по мытарствам, сколько страховых он объехал. Валерий объясняет, что завтра у него истекает срок действия полиса и ему всё равно, где получить документ, лишь бы сегодня.

Очередь движется быстро, вскоре мы с Валерой оказываемся у рядом сидящих страховщиков. Пока мой консультант считает мне стоимость ОСАГО, Валерий начинает возмущённо доказывать девушке, что страховать жизнь он не хочет, потому что на его работе в пожарной охране это делается организованно. Девушка даёт ему чистый лист и просит написать заявление об отказе в услуге, которое будет рассматриваться от 1 до 30 дней.

Огласив мне стоимость полиса в 6732 рубля, девушка добавила, что нужно прибавить ещё как минимум 960 рублей за страхование от несчастного случая. Нужно ли говорить, что Валера заплатил на тысячу рублей больше и ушёл с заветным полисом в этот же день, а я отправилась дальше, на поиски честных страховщиков.

Кстати, на двери офиса красуется объявление с контактными данными Роспотребнадзора и УФАС, куда можно пожаловаться на незаконные действия страховщиков.

Контакты для подачи жалоб страховщики размещают на видном месте. Фото: АиФ / Полина Седова

Страховая группа газовой компании

В офисе следующей страховой компании уже толпятся с десяток человек. Спрашиваю, кто последний по очереди. Мужчины начинают посмеиваться:

А вы блатная?

Нет, рядовая. Так кто последний?

В список записывайте свою фамилию, - протягивает мне пенсионер листок формата А4, исписанный мелким почерком. Пока я раздумываю, ставить ли свои инициалы под номером 49, подходит ещё несколько человек.

Интересно, сколько мне нужно ждать, чтобы попасть к страховщику? Мужчины тут же пояснили, что сегодня я полис получить не успею: за полтора часа работы офиса из списка вычеркнули лишь 5 фамилий.

На столе красуются ещё два подобных листа с данными очередников, но там заполнено по 12– 13 пунктов. Быстрее попасть к окошку оформления полисов могут или корпоративные клиенты, или те, кто уже страховался в этой компании.

По примерным подсчётам, моя очередь подойдет примерно через три дня. Причём, чтобы подтвердить своё желание остаться в этой очереди, нужно приходить в офис страховой в 16:00 и лично сказать об этом специалисту, обновляющему список.

Интересуюсь у охранника, всегда ли в их офисе такая толпа желающих или можно подгадать время для более удачного визита. Виновато улыбнувшись, он сообщил, что в последнее время ситуация не меняется: их компания одна из немногих, которая не навязывает дополнительные страховки.

В офисах компаний постоянные очереди из автовладельцев. Фото: АиФ / Полина Седова

Холдинговая страховая компания

Попытать счастья я попробовала и в крупнейшей в России компании по масштабу присутствия в регионах. Почти вековая история страховой вселяет определённую надежду и веру в удачу. В названии есть слово «государственная», однако по документам все акционеры компании- частные лица. Что ж, пробуем.

Очереди почти нет, передо мной четверо мужчин. Прием ведётся быстро, через полчаса я попадаю к специалисту.

Будьте добры, проконсультируйте меня по ОСАГО, - прошу девушку. Та, взяв документы, тут же начинает подсчёт на калькуляторе:

Ваша страховка обойдётся вам в 9199 рублей.

А почему такая сумма? Онлайн-калькулятор ОСАГО показал мне 6732 рубля!

Правильно, это сам полис. Плюс ещё 2 тысячи страхование водителя, и 467 рублей техосмотр.

Но у меня есть ТО!

Вы же у нас раньше не страховались? Соответственно, компания, которая проводила осмотр вашего автомобиля, нами не рекомендована. У нас есть партнёры, которым мы доверяем, ТО нужно проходить у них. Если вы не согласны на повторное ТО, мы должны будем проверить вашу диагностическую карту. Это займёт от 1 до 30 дней.

И страховать жизнь я не хочу. Это обязательно?

Нет.

А зачем вы мне тогда включили эту страховку?

Я вам просто предложила оформить. Дорожное движение опасно для жизни человека. Это мое личное побуждение - как менеджера - предложить вам застраховаться. Вы можете отказаться от этого. Но ОСАГО мы вам оформим только через месяц, когда проверим по базе вашу диагностическую карту.

На таких условиях из стоящих передо мной мужчин оформить полис согласился лишь один. Остальные, как и я, пошли попытать счастья в других страховых.

Региональная страховая компания

Следуя простой логике «государственная компания - надёжнее», я отправилась на поиски таковой. Собственной региональной страховой в Оренбургской области нет, поэтому в сети нашла адрес компании, единственным акционером которой является Ханты-Мансийский АО.

У этой компании в Оренбурге нет своего здания, маленький офис расположен по соседству с салоном красоты и финансовыми учреждениями. Правда, специалиста по страхованию на месте не оказалось.

Охранник офисного здания пояснил, что там работает всего одна девушка, но сейчас она в отпуске, потому что нет бланков. Интересно, к кому во время отпуска агента обращаются потерпевшие в ДТП для получения страховой компенсации?

Охранник посоветовал ехать к ГИБДД, где постоянно толпятся страховые агенты, оформляющие ОСАГО «на коленках».

Около ГИБДД много павильонов для страхования ответственности автовладельцев. Фото: АиФ / Полина Седова

Страховые агенты

К областному ГИБДД я подъехала уже после обеда, когда схлынул основной поток покупателей и продавцов «железных коней». Многочисленные офисы и будки около ведомства пестрят баннерами «ОСАГО за 5 минут», «все виды страхования».

Захожу в самый крупный павильон. Страховщики уже собираются домой, но я слёзно прошу их хотя бы посчитать мне стоимость полиса.

- «Чистое» ОСАГО для вас 6732 рубля, плюс дополнительные страховки. В разных компаниях это разные услуги, стоят около двух тысяч рублей. Вы заплатите примерно 8700– 9000 рублей. Если для вас это дорого, можете оформить ОСАГО на полгода, но от допстраховок всё равно не избавитесь.

А без них никак нельзя? Это же незаконно!

По большому счёту, незаконно. Но так работают все агенты. Единственный выход - поехать в офисы компаний, может быть, там вам дадут только ОСАГО. Или сходите в соседние офисы, вон там ещё в Оке девушка оформляет.

Страховой агент, сидящая в авто на парковке, быстро посчитала мне стоимость ОСАГО: 8200 вместе со страхованием жизни и добавочными 500 рублями (видимо, в карман), без которых выписывать документ отказалась наотрез.

Третий страховой агент около ГИБДД заявила, что полиса ОСАГО у неё остались только для жителей города. Сельчан и приезжих из других регионов страховщик принимать отказывается, отправляя в ту же Оку или большой павильон.

Оформить ОСАГО можно и за 10 минут, но потратить придётся больше положенного. Фото: АиФ / Полина Седова

Итоги эксперимента: время или деньги?

Впустую потратив целый день на поиски честных страховщиков, я уже была готова согласиться на что угодно, лишь бы больше не возвращаться к этим кругам ада. Видимо, так рассуждает большинство водителей: «Сейчас переживу, заплачу лишнего, зато год буду ездить спокойно, а потом, авось, всё исправится».

Страховщики, пользуясь этим, выкручивают водителям руки, заставляя оплачивать дополнительные услуги. Если клиента смущает такой «сервис», он может обратиться в другую компанию… где услышит то же самое.

По закону полностью отказать в оформлении ОСАГО страховщики не могут, то есть, запросив письменный отказ в предоставлении услуги, скорее всего вы услышите: «мы не выдаём таких справок». Ведь это документальный повод для скандалов, очередной проверки и крупных штрафов.

Оформить ОСАГО без дополнительных страховок всё-таки можно, но заниматься этим нужно, по крайней мере, за месяц до истечения срока старого полиса, при этом потратив изрядное количество времени и нервов. Новым автовладельцам вообще не позавидуешь, ведь им хочется быстрее сесть за руль. А без страховки авто на учёт не поставишь.

Меньше чем через два месяца, согласно поправкам в закон «Об ОСАГО», на четверть вырастет базовый тариф (он составит 2455 вместо 1980 рублей), вырастут повышающие коэффициенты для многих городов и сельской местности. Учитывая, что одной из «официальных» причин навязывания дополнительных страховок являются как раз низкие тарифы, многие автомобилисты надеются, что изменения в законодательстве с 1 октября улучшат ситуацию.

Однако никто не даёт гарантии, что страховые компании добровольно упустят лёгкий дополнительный заработок. А попытки ФАС, прокуратуры и властей навести порядок в системе обязательного автострахования пока не возымели должного эффекта.