Китай заводы на дальнем востоке. Нужны ли россии китайские предприятия на дальнем востоке

Все больше китайских компаний становятся резидентами территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Сейчас на разных стадиях реализации находятся 24 проекта с общим объемом инвестиций 3,35 млрд долларов, из них 21 проект – на территории Приморского края. За последние два года рекордсменами по количеству инвестиций в экономику Дальнего Востока среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) стала Китайская Народная Республика.

Всего на Дальнем Востоке резидентами ТОР и СПВ стали 29 компаний с китайскими инвестициями. Они инвестируют средства в создание перерабатывающих производств, в агропромышленный сектор и развитие аквакультуры, в строительство жилой и коммерческой недвижимости, в энергетический сектор и транспортно-логистические проекты.

Сферы интересов

Первый резидент с китайскими инвестициями запустил производство в конце прошлого года. Компания "Юбо-Сумотори" совместно с производителем большегрузной техники FAW использовали режим СПВ для создания в Артеме сборочного производства. Инвестиции, в первую очередь, составили 28 млн рублей.

Первые самосвалы приобрели приморские компании, работающие в угольной и строительной сфере. В дальнейшем производитель намерен расширить рынок сбыта на Сибирь, Урал и другие регионы страны.

Раньше подобная техника закупалась за рубежом. Режим свободного порта помог нам локализовать сборку в Приморье. В первом квартале мы выпустили более 30 машин, планы на текущий год - от 350 до 500 единиц техники, в 2019 году – 2 тысячи грузовиков. Сейчас у нас трудятся около 30 человек, на втором этапе количество рабочих мест увеличится до 52, - сообщил корреспонденту Дальневосточной объединенной редакции директор компании Константин Гуркович.

Остальные проекты находятся на разных стадиях реализации. Так, шесть резидентов СПВ выбрали сферой деятельности проектирование и строительство жилья, гостиниц и других объектов недвижимости.

Несколько масштабных проектов разворачиваются в сфере животноводства, растениеводства и аквакультуры. Так, в ТОР "Михайловский" агрохолдинг "Чжундин Дайри Фармин", который входит в пятерку крупнейших производителей молока в КНР, вложит более 300 млн долларов в создание животноводческого комплекса на 50 тысяч голов крупного рогатого скота и производство 500 тонн молока в сутки, а также создаст на площади 50 тысяч га собственную кормовую базу. Большая часть продукции пойдет на экспорт в КНР и на рынок стран АТР.

В комплексе будет создано в общей сложности более 2 тысяч рабочих мест. В соглашении с российской стороной оговорено, что только 300 из них займут китайские граждане, остальные предназначены для местных жителей. Компания уже инвестировала 18,3 млн долларов в аренду земли, строительство фермы, покупку техники и первой партии поголовья молочного стада. Создано 70 рабочих мест, 40 из них занимают местные жители.

В проект по развитию аквакультуры в Приморском крае один из резидентов вложит на первом этапе 33 млн долларов.

"Созданная нами для реализации компания "Дальневосточная марикультура "Хэ Сян"" будет заниматься производством, переработкой и продажей морепродуктов. Мы одна из первых китайских компаний, которая будет заниматься аквакультурой на Дальнем Востоке России, применяя самые передовые технологии. У нас есть собственный флот и крупные базы, что позволяет найти рынки сбыта в разных странах. Мы создадим для местных жителей около 500 рабочих мест", - сообщил президент компании "Яньтай Тунсян Фудс" Чжан Жуньфэнь.

Еще один резидент (компания "Вен Лян - Аквакультура") гарантировал в соглашении с Корпорацией развития Дальнего Востока, что инвестирует около 9,5 млрд рублей в строительство завода по выращиванию гребешка, трепанга, мидии и морской капусты (около 40 тысяч тонн в год) и создаст более тысячи новых рабочих мест.

Компания "ВЕЛЕС-Снек" наладит в ТОР "Надеждинская" выпуск продукции из рыбы и морепродуктов, сумма заявленных инвестиций - 135 млн рублей, из них доля китайского инвестора - 108 млн рублей.

Также китайские предприниматели организуют в Уссурийске инновационное предприятие по переработке старых покрышек методом пиролиза, производство OSB плит и опалубки, построят холодильный комплекс; в Надеждинском районе - фабрику по производству кожи и цех по производству подгузников; в Шкотовском районе - комплекс по производству металлоконструкций.

Активно идет работа над транспортными проектами, имеющими большой мультипликативный эффект для экономики России и Китая, особенно для приграничных регионов. Самый масштабный – развитие международных транспортных коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2". Потенциал тяготеющих к ним транзитных грузов из провинций Хэйлунцзян и Цзилинь - около 45 млн тонн.

Справка: Меморандум о сотрудничестве в области развития этих МТК был подписан в июле 2017 года во время рабочего визита в Москву председателя КНР Си Цзиньпиня. Стороны договорились развивать инфраструктуру МТК, обеспечить "бесшовный" режим транзита, поддерживать строительство логистических парков и стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции .

Интерес к строительству объектов инфраструктуры МТК на условиях концессии проявляют Китайская компания коммуникаций и строительства, компания "Гуанда" и Китайская корпорация по строительству дорог и мостов. Достигнуты договоренности о создании российско-китайской рабочей группы, которая займется подготовкой финансово-экономической модели по каждому объекту.

"У нас есть все условия для дальнейшего развития двусторонних отношений и углубления многопланового сотрудничества. Китай начал новую эпоху своей истории. Мы будем следовать новой концепции развития, политики открытости, создавать максимально комфортные и либеральные условия для торгового и инвестиционного сотрудничества", - подчеркнул чрезвычайный и полномочный посол КНР в России господин Ли Хуэй.

ТОР на российско-китайской границе

Также Китай и Россия договорились создать трансграничную территорию опережающего развития в районе пунктов пропуска Пограничный в Приморье и Суйфэньхэ в КНР. Такое заявление было сделано в Харбине, на церемонии открытия Годов межрегионального сотрудничества России и Китая. Проработкой проекта занимается рабочая группа, образованная в составе межправительственной российско-китайской комиссии по развитию регионов. Общие инвестиции в проект могут составить около 2 млрд долларов.

"Внутри ТОР предусмотрено свободное перемещение (без оформления виз) людей, товаров и услуг, а также режим беспошлинной торговли. Здесь также планируется построить предприятия по выпуску конкурентоспособной экспортной продукции, торговые и развлекательные объекты для привлечения туристов из Китая. Резиденты смогут без ограничений поставлять свою продукцию на рынки обеих стран", - сообщила пресс-служба ведомства.

Управлять трансграничной ТОР будет "наблюдательный совет из представителей заинтересованных ведомств России и Китая". Более детальная информация будет готова к IV Восточному экономическому форуму, который пройдет во Владивостоке с 11 по 13 сентября.

Справка: По данным Минвостокразвития, общая площадь трансграничной ТОР на сопредельных территориях вблизи пунктов пропуска Пограничный " (Приморский край) и Суйфэньхэ" (провинция Хэйлунцзян) - 413 гектаров. На российском участке под проект определено 233 га земель, на китайском - 180 га. Объем инвестиций с российской стороны - $355,8 млн, с китайской – порядка 1,6 млрд долларов.

ТОР "Остров Русский"

Китайские компании проявляют большой интерес и к созданию во Владивостоке территории опережающего развития на острове Русский. Она ориентирована на развитие высоких технологий, научные исследования, проекты цифровой экономики и проекты в области медицины и развития туризма.

На прошлогоднем Восточном экономическом форуме Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) подписал соглашение о партнерстве с Центром исследований и планирования Шелкового пути в проекте создании Центра международного сотрудничества. Он станет ядром концепции развития острова Русский, одобренной правительством РФ.

Здесь будут построены конгрессно-выставочный центр и гостиницы, научно-исследовательский и лечебный центры, многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс, международный деловой центр, жилье, объекты туристической инфраструктуры. Именно здесь в дальнейшем планируется проводить крупные международные мероприятия, включая ВЭФ.

"Мы рассчитываем, что Центр международного сотрудничества станет пилотным проектом комплексной международной программы в сфере здравоохранения и практическим шагом реализации взаимовыгодных инициатив в рамках глобальной стратегии "Один пояс, один путь". Вокруг проекта объединились сильные партнеры из Азии, плюс ко всему уникальные конкурентные преимущества региона, ведь в пределах двух часов полета до Владивостока проживает более миллиарда человек. По прогнозам экспертов, к 2020 году турпоток в Приморье достигнет 7 млн человек", - отметил генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков.

Созданный для реализации проекта консорциум уже объединяет около десятка компаний (China Huaxin Group, Universal Medical Financial & Technical Advisory Services Company, Sunac China (Beijing), China Chengtong International Investment, China National Culture & Art Company и др.). Недавно к пулу международных инвесторов присоединилась China Communications Construction Corporation - один из мировых лидеров в области проектирования и строительства портов, жилой и коммерческой недвижимости, автодорог, мостов, железнодорожных магистралей, метро и аэропортов. Концерн рассматривает как возможность прямых инвестиций, в том числе в строительство международного конгрессно-выставочного центра, так и участие в проектировании, строительстве и управлении объектами.

Справка: Суммарная площадь объектов недвижимости, которые будут построены, - около 1,7 млн кв. метров, общий бюджет проекта - более 140 млрд рублей.

Материал подготовлен Дальневосточной объединенной редакцией (ДОР)

© РИА Новости

Китай начинает «завоевание» Дальнего Востока России

Русские скоро кончатся

Участие в освоении в планах развития этого региона представляет большую важность для Пекина благодаря богатым запасам сырьевых ресурсов Нам нужны капиталовложения, которые уважают российское законодательство, а не дороги или плотины в обмен на нефть, говорит представитель министерства промышленности и торговли РФ Олег Липаев

Владивосток, 31 июля. На Дальнем Востоке России расположены более 20 тысяч китайских предприятий и проживают около 70 тысяч китайских иммигрантов, вследствие чего Пекин становится ключевым игроком в этом изолированном регионе, представляющем для него большую важность благодаря богатым запасам сырьевых ресурсов.

Пересекая китайско-российскую границу через пропускной пункт Суйфенхе, расположенный на северо-востоке Китая, первое, что бросается в глаза, это то, что Россия перестала быть «старшим братом» в отношениях с Пекином, который всего лишь четверть века назад свято следовал коммунистической идеологии, навязанной советским режимом.

Расположенные на китайской стороне новенькие дороги и торговые центры, в которых видишь всевозможные товары и продукты питания, резко контрастируют с инфраструктурой прошлого века и полуразрушенными дорогами Приморского края. Они даже не в состоянии обеспечить сообщение между основными экономическими предприятиями этого региона.

В развитии Приморского края Китай является ключевым игроком. Его доля в регионально валовом внутреннем продукте достигает 20%, сообщил представитель министерства промышленности и торговли РФ в Приморском крае Олег Липаев.

«50% сельскохозяйственной продукции, в особенности фрукты и зелень, которые продаются на российском рынке, производятся в Китае. Если китайцы прекратят экспортировать свою зелень, то цена на неё, вероятно, поднимется втрое», заявил чиновник в ходе интервью.

В столице Приморского края Владивостоке, портовом городе с населением в 750 тысяч жителей и стратегически важном для России в силу его выхода к Тихому океану, китайцы контролируют большинство рынков, где местные жители покупают товары ежедневного спроса, от одежды до риса.

Четыре из главных рынков города принадлежат 37-летнему китайскому предпринимателю Лю де Шангу (Liu De Shang), который также является председателем Китайско-Российской Ассоциации предпринимателей. Бизнесом в России он занимается уже 15 лет.

На самом крупном из его рынков работают около двух тысяч китайцев, торгующих в ларьках самыми разнообразными товарами китайского производства. Весь бизнес строго контролируется гражданами Поднебесной Империи.

Они производят товар, привозят в Россию и продают здесь в розницу.

История Лю наилучшим образом отражает успех, которого предприимчивые китайцы могут добиться в этом промышленно слаборазвитом регионе России.

«Я долгие годы работал поваром в Китае, а в 1995 году решил всё бросить и стал продавать в России сапоги, производившиеся в китайской провинции Хэйлунцзян», рассказывает Лю де Шанг.

«За 58 дней я заработал своё первое состояние: 24 тысячи рублей, что равнялось 780 долларам», с улыбкой вспоминает этот человек, имеющий хорошие связи во всех слоях общества.

«Бизнес пошёл в гору, и мы открыли свой первый магазин. Впоследствии приобрели прилегающее помещение, убрали стенку и расширили дело», рассказывает Лю, ставший легендарной личностью у себя в посёлке.

А всё дело заключается в том, что более 120 родственников и знакомых участвуют в бизнесе, который распространился на другие районы России (четыре торговых центра во Владивостоке, два в Хабаровске, а также торговые помещения его брата в Москве).

Миграция китайцев, которые работают в горнодобывающей промышленности, строительстве или на рынках, особенно усилилась после 90-х годов, когда на севере страны промышленность пришла в упадок вследствие приватизации обанкротившихся государственных предприятий.

Российские власти не имеют данных о точном количестве находящихся в стране китайцев, но согласно различным оценкам, их около 70 тысяч, прибывших как легально так и нелегально, в трёх областях на северо-востоке России. Это вызывают определённую напряжённость и ксенофобские настроения, поскольку россияне видят, как китайцы обогащаются на их территории.

Трансграничная торговля, основу которой составляет обмен российского сырья на китайские товары, вызывает здесь озабоченность, как и в некоторых странах Латинской Америки.

«Проблема заключается в том, что конкурировать с Китаем невозможно. С каждым разом они поставляют всё более высокотехнологичные товары, что влечёт за собой последствия на местном уровне и определяет существование всей нашей промышленности», отметил Липаев.

Он подчеркнул, что именно по этой причине правительство РФ ввело налог на экспорт металлов, древесины и нефти.

«В китайской провинции Хэйлунцзян средний размер заработной платы составляет от 60 до 100 долларов. У нас в Приморском крае - 600. Как нам с ними конкурировать?», спрашивает Липаев, не высказывая особого оптимизма в отношении будущего.

«В ближайшем будущем торговля с Китаем будет выгодной, особенно для людей, имеющих доступ к дешёвым товарам. Но через 10-15 лет Китай наверняка будет представлять собой угрозу и создаст препятствия для создания рабочих мест на местном рынке труда», предупредил чиновник.

Тем не менее, некоторые эксперты настроены более оптимистично, поскольку считают, что китайские инвестиции, товары и иммигранты дают шанс на развитие региону, находящемуся в экономическом и демографическом упадке.

«У нас всё ещё советские мышление, заставляющее нас думать, что иностранные инвестиции в добычу полезных ископаемых представляют собой одну из форм колониализма и зависимости от заграницы», считает эксперт по российско-китайским отношениям Виктор Ларин.

«Я думаю, что восточная часть России может потерять представившуюся возможность. Китай - это не угроза, а шанс», добавил он.

Ларин приветствовал межправительственные соглашения, подписанные в 2009 году президентом России Дмитрием А.Медведевым и председателем КНР Ху Цзиньтао и направленные на дальнейшее развитие экономических отношений, в первую очередь в области добычи и использования природных ресурсов.

Тем не менее, некоторые подвергают критике действия Китая не только в Сибири, но также в Средней Азии, Африке и Латинской Америке, где китайские инвестиции в разработку месторождений полезных ископаемых не сопровождаются предварительным анализом экологических и социальных последствий.

«Для разработки полезных ископаемых Сибири мы предлагаем создавать совместные российско-китайские предприятия, действующие в соответствии с российским законодательством», подчёркивает Липаев, обучавшийся в Китае.

Нам нужны капиталовложения, которые уважают российское законодательство, а не дороги или плотины в обмен на нефть. Нам они не нужны», заявил он.

«Мы их можем построить и сами», добавил Ларин, подчеркнув тем самым разницу между своей страной и Средней Азией, Юго-Восточной Азией и Африкой, где Китай всегда выигрывает, предлагая в обмен на природные ресурсы не только финансирование, но также строительство необходимой инфраструктуры.

«Мы хотим оставаться независимой страной и ради этого будем продолжать делать всё от нас зависящее до тех пор, пока сможем», отметил он.

За последние два года Россия активно привлекала иностранные инвестиции на Дальний Восток. Их общий объем составил девять миллиардов долларов, из которых 80% — вклад китайской стороны. Об этом сообщил президент России Владимир Путин 7 сентября на встрече лидеров России, Японии, Южной Кореи и Монголии, которая состоялась в рамках Третьего Восточного экономического форума. Три года назад заместитель председателя Правительства РФ Трутнев сказал, что Дальний Восток в будущем станет «российским Шэньчжэнем». В начале этого месяца на саммите БРИКС в Сямэне Китай выступил с инновационным предложением в сфере развития морских ресурсов и морских транспортных путей. Россия, в свою очередь, выразила заинтересованность в сотрудничестве, и российские СМИ впоследствии писали, что дальневосточные порты и аквакультура могут стать основой этого союза. Похоже, обширный и малонаселенный Дальневосточный регион стал частью расцвета российско-китайских отношений.

Как сообщает китайская газета «Цанькао Сяоси», на фоне всемирной экономической глобализации и региональной интеграции важными аспектами в развитии двусторонних отношений России и Китая станут: использование сравнительных преимуществ приграничных регионов (Дальнего Востока и Северо-Востока Китая), стимулирование стратегического развития сотрудничества в этой области, повышение конкурентоспособности. Данные регионы находятся в непосредственной географической близости, и необходимо прилагать усилия для усиления обмена между народами обеих стран, укреплять взаимное доверие и поддерживать дружественные отношения. Общие интересы в таком случае станут движущей силой для содействия экономическому развитию на местном уровне. Это принесет пользу приграничным регионам и создаст внутри них благоприятный социальный климат. Исходя из всего вышесказанного, российское и китайское правительства должны оказывать большое внимание гармоничному развитию регионального сотрудничества.

Значительные результаты российско-китайского приграничного сотрудничества

За последнее десятилетие китайское правительство подготовило ряд стратегических планов государственного значения по возрождению и ускорению развития северо-восточного региона КНР. В контексте дальнейшего продвижения внутренней институциональной реформы и корректировки экономической структуры, становится очевидно, что Китаю следует и дальше трудится на благо российско-китайского сотрудничества. Ключевой упор здесь делается на открытость внешнему миру, стабильное развитие, оптимизацию и модернизацию промышленной структуры, а также введение институциональных инноваций.

В то же время «стабильная» отсталость Дальнего Востока стала препятствием для развития всей российской экономики в целом. Начиная с 2009 года, российское правительство также предлагало серию национальных стратегий по ускорению развития Дальневосточного региона. Основными направлениями развития стали: создание территорий опережающего развития (ТОР), строительство свободных портов, совершенствование инфраструктурных проектов. При этом правительство РФ рассматривает усиление сотрудничества с Китаем как важную движущую силу развития Дальнего Востока.

За последние пять лет в области сотрудничества, созданного на основе общих интересов двух стран, были достигнуты следующие результаты.

Во-первых, наблюдается постоянный рост объема торговли. Коммерческий обмен между российским Дальним Востоком и китайским Северо-Востоком уже стал важной частью российско-китайского торгово-экономического сотрудничества. В настоящее время Китай уже давно является крупнейшим торговым партнером на Дальнем Востоке, крупнейшим источником импорта и третьим по величине экспортером. С расширением масштабов торговли обмен становится все более разнообразным, а его структура — более оптимизированной. В дополнение к непрерывному росту традиционного торгового ассортимента, доля высокотехнологичной продукции и продукции с высокой добавленной стоимостью также увеличивается.

Во-вторых, был создан механизм для различного рода консультаций. Для достижения гармоничного развития соседних регионов правительства двух стран и соответствующие ведомства постепенно создали ряд институтов, чтобы принять дальнейшие меры: усовершенствовать модель и способы ведения торгово-экономического сотрудничества, содействовать росту торговли и понижению торговых барьеров, укрепить пограничное строительство и координировать законы соответствующего законодательства. Кроме этого, созданные институты способствуют обмену опытом в области улучшения экологического состояния трансграничных рек и развития транспортной инфраструктуры.

В-третьих, сотрудничество, привлечение капиталов, совместная разработка региональных ресурсов стали важной частью развития приграничного сотрудничества. В последние годы представители приграничных районов Китая, используя географические преимущества, то есть близость к российскому Дальнему Востоку, открывают новые совместные торгово-промышленные предприятия, такие как фермы, лесоперерабатывающие заводы и другие. Китайская сторона прикладывает усилия для развития строительства в регионе и способствует дальнейшему укреплению научно-технического сотрудничества двух стран. Россия и Китай вместе повышают уровень развития технологий в области сельскохозяйственных культур. Эти технологии уже принесли ощутимые результаты.

© РИА Новости, Евгений Биятов | Перейти в фотобанк Логотип Восточного экономического форума на территории Дальневосточного федерального университета на острове Русский во Владивостоке

В-четвертых, на рынке появилось такое понятие как международный интернет-бизнес. С быстрым развитием электронной коммерции, а также благодаря географической близости в двух приграничных регионах Китая и России стоимость доставки товаров относительно невелика. В последние годы на Дальнем Востоке стало модно заказывать китайскую продукцию в интернете. Это содействовало открытию большего количества складов, совершенствованию логистики в регионе и развитию китайского интернет-бизнеса в целом. Трансграничная электронная коммерция, имеющая огромный потенциал развития, стала новой областью и новой платформой для российско-китайского приграничного сотрудничества.

В-пятых, выполняются планы по совместному российско-китайскому строительству крупной инфраструктуры. После некоторой задержки с российской стороны началось строительство второй половины трансграничного железнодорожного моста Тунцзян — Нижнеленинское. Также спустя 20 лет ведения переговоров было начато строительство автодорожного моста Благовещенск — Хэйхэ. Китай и Россия обсуждают сотрудничество в области строительства автомагистрали «Приморье-1» и «Приморье-2», а также в области реконструкции базовой инфраструктуры для того, чтобы добиться сопряжения проекта «Один пояс, один путь» и проекта развития Дальнего Востока.

КНР и РФ следует поддерживать сотрудничество для улучшения условий ведения бизнес

Конечно, для реализации взаимовыгодного делового сотрудничества сначала необходимо пройти этап становления, изучения и ожидания, тем более, учитывая тот факт, что подходы сторон иногда могут отличаться. Общение между двумя странами не всегда может проходить гладко, но к возникающим проблемам необходимо относится со всей серьезность и решать их совместно.

Правительства двух стран должны укреплять взаимодействие в сфере политики, права, строительства базовой инфраструктуры. Становление российско-китайского рынка все еще находится в процессе, и все еще существуют вопросы в отношении предоставляемых рынком условий. С увеличением объема взаимных инвестиций между двумя странами следует установить более четкий правовой режим для защиты инвестиций, чтобы в дальнейшем снизить риски для инвесторов. Имеются в виду такие положения как: правовая защита строительства технопарков, инвестиций в ключевых областях.

© РИА Новости, Владимир Федоренко | Перейти в фотобанк В морском торговом порту города Корсакова. Сахалинская область

Создание инфраструктуры на сегодняшний день — это не только препятствие на пути развития двух приграничных регионов России и Китая, но и необходимое звено в их будущем взаимодействии. Важным пунктом в деле развития производства и инвестиционного сотрудничества является улучшение ряда инфраструктурных объектов: мостов, железных и автомобильных дорог, водных маршрутов, электросетей и портов.

Налаживать контакты в сельском хозяйстве местные правительства Дальнего Востока и Северо-востока Китая начали довольно давно, но масштабы обмена в этой области были невелики. В дальнейшем стоит перевести сотрудничество на новый уровень и совместно работать над укреплением сотрудничества в сельскохозяйственном производстве.

Порты приграничных регионов двух стран обладают богатыми туристическими ресурсами. Российские и китайские правительства и предприятия должны координировать свои действия друг с другом, полностью использовать потенциал сотрудничества, совершенствовать соответствующие инфраструктурные объекты, улучшать уровень обслуживания и совместно разрабатывать эти ресурсы. Таким образом, развитие экономики трансграничного туризма станет новым направлением в российско-китайском сотрудничестве.

Экологические ресурсы Дальнего Востока России и Северо-востока Китая также богаты, однако недостаточно устойчивы к воздействию вредных факторов. Страны должны создать и улучшить местный механизм сотрудничества в области охраны окружающей среды, содействовать строительству трансграничных природных заповедников и строить трансграничные экологические коридоры.

Условия ведения бизнеса еще не скоро достигнут идеала. Однако если в скором времени существующая бизнес-среда не удовлетворит требования инвесторов, это приведет к снижению интереса к инвестированию в регионы. Инвесторы будут с недоверием относится к предлагаемым проектам, а это в краткосрочной перспективе, и тем более в долгосрочной перспективе, негативно скажется на взаимном доверии и сотрудничестве России и Китая.

Страны достигли консенсуса в отношении инициативы создания сопряжения между Евразийским союзом и проектом «Один пояс, один путь». Благодаря совместным усилиям России и Китая сотрудничество, основанное на создании базовой инфраструктуры и постоянном взаимодействии в сфере промышленности, обязательно принесет пользу народам обеих стран.

Подпишитесь на нас

В понедельник, 13 марта, губернатор Приамурья Александр Козлов, другие дальневосточные губернаторы и полпред в ДФО Юрий Трутнев встретились с китайскими инвесторами, которые готовы участвовать в развитии экономики Дальнего Востока и Амурской области. Встреча прошла в Хабаровске,сообщает сайт правительства РФ . Ранее российские экологи выступили против переноса китайских предприятий на Дальний Восток. /сайт/

Китайские инвесторы традиционно заинтересованы в развитии сельского хозяйства. С этой целью они предложили взять в аренду до 100 тысяч га земли в Амурской области, на которой будут выращивать сою.

«По моему мнению, области выгодно, что земля будет использоваться, поскольку её сейчас не возделывают, она заросла кустарниками. И чтобы вернуть её в первоначальное состояние - в пашню - нужны серьёзные вложения», - объяснил зампред амурского правительства Владислав Бакуменко, вместе с амурским губернатором участвовавший во встречах.

Участники совещания также вели речь о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Амурской области, который примерно на 30% будет поставлять бензин в дальневосточные регионы, а на 70% ― в Китай. Обсуждалось и строительство электростанции, часть энергии которой будет экспортироваться в Китай.

На встрече корпорация China Paper Corporation подтвердила готовность инвестировать более $1 млрд в строительство в Амурске (Хабаровский край) целлюлозно-бумажного комбината. Комбинат будет производить несколько видов целлюлозы для различных видов бумаги и картона. Проектная мощность его составит 500 тысяч тонн хвойной целлюлозы в год. Предполагается, что продукция предприятия будет поставляться в Китай.

По данным Минвостокразвития, до конца года в ДФО планируется запустить более 50 новых предприятий с объёмом инвестиций 60 млрд рублей. За счёт этого будет создано около 4 500 новых рабочих мест.

Эксперты ― за перенос заводов

Российские эксперты по Дальнему Востоку поддержали перенос вредных китайских предприятий на Дальний Восток. Речь идёт о переносе предприятий 12 различных отраслей. По их мнению, новые предприятия начнут платить налоги в бюджет, а их продукция пойдёт на экспорт. На китайских предприятиях будут работать россияне, что решит проблему рабочих мест. «Успешные предприятия с привлечением иностранного капитала, на мой взгляд, способны возродить малые города, решить целый ряд социальных проблем», ― цитирует eastrussia.ru слова председателя Законодательного собрания Еврейской автономной области Анатолия Тихомирова.

«Российское экологическое законодательство является одним из самых жёстких в мире. Это страховка, которая утверждена на федеральном законодательном уровне. Всё это понимают китайские партнёры», ― заявил директор департамента Минвостокразвития Рустам Макаров в ответ на претензии экологов. Китайский бизнес получит на Дальнем Востоке налоговые льготы и административные преференции, заявил он.

Против сои и заводов

По поводу загрязнения земли китайцами ранее выступал губернатор Еврейской автономной области РФ Александр Левинталь. Он отметил, что 80% земель области находится в распоряжении китайцев. Они засеивают территорию соей, которая «убивает» землю, после чего почва становится непригодной для использования. Он рекомендовал исключить эти участки из программы по раздаче дальневосточного гектара.

Китайцы при использовании земли не соблюдают никаких нормативов. По данным Россельхознадзора по Республике Хакасия, Алтайского края, Республики Алтай, арендуемые китайцами земли содержат ядохимикаты: мышьяк, нитраты, азот и фтор выше предельной нормы. Использовать такую землю далее нельзя.

Освоение китайцами российских территорий вызывает волнение у местных жителей и экологов. Высокий уровень загрязнения экологии Китая заставил его искать новые площади для производства и добычи сырьевых ресурсов за пределами страны.

«Китай никогда не отличался экологичными и безопасными производствами», ― считает координатор токсической программы «Гринпис Россия» Нина Лесихина.

«К сожалению, установленные в России экологические требования, с учётом которых планируется переводить китайские предприятия, крайне слабые и, как правило, не соблюдаемые на практике. Последнее время идёт активный процесс деградации природоохранного законодательства в интересах бизнеса», ― цитирует ВВС слова Лесихиной.

Эколог отметила, что многие химические вещества, используемые в Китае, в России не подлежат нормированию. Следовательно, они беспрепятственно будут вместе со сточными водами и выбросами поступать в реки и атмосферу России.

К тому же издание «Коммерсантъ. Власть» отмечало, что китайцы согласны инвестировать в Россию только в случае передачи им контроля над финансируемым предприятием, и это вызывает протест российского бизнеса.

Дальний Восток ждет китайских инвестиций в промышленность и транспорт. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 5 апреля сообщил о том, что Китайская сторона вышла с инициативой о переносе на территорию дальневосточных регионов ряда своих предприятий таких отраслей как: металлургия, строительство и производство цемента, энергетика, машиностроение, судостроение, химическая и текстильная промышленность, телекоммуникация и сельское хозяйство.

На встрече директоров департаментов Минвостокразвития и ГКРР, Рустама Макарова и Чжоу Цзяньпина, был подписан документ о создании механизма регулярных консультаций и обмена информацией в сфере инвестиционного сотрудничества. Обсуждались вопросы привлечения государственных и частных китайских инвестиций в регионы Дальнего Востока.

«Мы готовы принять китайские предприятия и создавать совместные экспортоориентированные производства на дальневосточной территории» - заявил Рустам Макаров по итогам встречи.

«Уверен совместными усилиями мы сможем достичь результатов в максимально короткие сроки» - сказал его китайский коллега.

На совещании так же широко обсуждались планы по созданию международных транспортных коридоров на территории юга Приморского края. Для этого было решено в ближайшее время провести встречу с привлечением ведущих компаний КНР и России занятых в сфере транспорта.

Договоренность о взаимодействии между ведомствами была достигнута во время визита Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Александра Галушки в Пекин и зафиксирована в Меморандуме взаимопонимании по укреплению российско-китайского регионального, производственного и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке.

Выгодно ли это нам? Привлечение инвестиций, создание новых производств и как следствие рабочих мест - конечно выгодно. А дальше вопрос, как это будет реализовано.

Сразу после публикации новости на сайте, пошли сообщения в различных СМИ и блогах, о том что Китай захватывает Дальний Восток, перенесет к нам вредные производства и там будут работать китайские рабочие. Процитирую разъяснения для СМИ от Минвостокразвития:

Взаимодействие Минвостокразвития России с ГКРР Китая базируется на взаимопонимании по следующим вопросам: 100% соблюдение российского законодательства, не менее 80% - российская рабочая сила, безусловный приоритет российских поставщиков и подрядчиков.

“Российское экологическое законодательство - одно из самых строгих в мире, - подчеркнул Рустам Макаров. - Ни один проект, который не соответствует экологическим нормам, не может реализовываться по определению. Грязным производствам нет и не может быть места на Дальнем Востоке”.

Мы до недавнего времени в Европу собирались и принимали все очень высокие европейские стандарты в сфере экологии, что конечно хорошо. В Китае экологическое законодательство гораздо мягче.

А зачем это нужно Китаю? Сошлюсь на статью эксперта «Экспериментального Творческого Центра» Юрия Бялого «Экономическая война Китая» опубликованную в газете «Суть времени» 9 декабря 2015 г.

«Еще одна большая проблема Китая — огромные, созданные в последние, «тучные» для экономики годы, неиспользуемые или не полностью используемые мощности для инфраструктурного, промышленного, офисного и жилищного строительства. Которые опять-таки создавались в расчете на увеличение спроса на внутреннем и глобальном рынках и на прежние высокие темпы экономического роста.

Внутренний рынок страны в последние годы развивался очень бурно, параллельно росту доходов населения, и действительно в значительной мере заместил, с точки зрения экономики, доходы от экспорта. То есть экономика Китая стала гораздо менее ориентированной на экспорт. Тем не менее, созданные впрок избыточные мощности промышленности вну-тренний сегмент экономики в условиях кризиса использовать не в состоянии.

Китай в последнее время в качестве «подпорки» для экономического развития очень ак-тивно развивает сферу услуг. И уже получает на этом направлении весьма серьезные результаты. Однако опять-таки сфера услуг заметную часть избыточных промышленных мощностей страны никак использовать не может.

В результате внутренние инвестиции в производственные фонды неуклонно падают.

Раньше, перед началом нынешней волны мирового кризиса, темпы годового роста капитальных инвестиций достигали 50 %, а рост инфраструктурных инвестиций превышал 64 % в год! А затем темпы роста капитальных инвестиций начали снижаться, причем в последние три года они снижаются устойчиво и довольно быстро.

Но раз снижаются капитальные инвестиции, то одновременно и неизбежно падает спрос на всё промышленное сырье. И, соответственно, на продукцию сырьевых отраслей экономики, которые тоже испытывают всё более глубокое влияние кризиса.

В результате единственной возможностью полноценного использования накопленных «избыточных» китайских финансовых ресурсов, а также производственных и сырьевых мощностей, оказывается внешняя экспансия с прямыми зарубежными инвестициями, а также промышленными и инфраструктурными проектами».

Вот мы и видим реализацию на практике того, о чем говорит эксперт. Уже планируют переносить незадействованные производственные мощности, а так же, осуществлять широкомасштабные транспортные проекты. И китайский бизнес в этом очень заинтересован. Хотя официальная идеология в КНР коммунистическая, но экономически они живут по западным стандартам, значит построенный и не работающий завод - это вложенные и не приносящие прибыль деньги. Инвестиции вкладываются в большинстве случаев заемные:

«Следующая экономическая проблема Китая — огромный объем набранных китайскими корпорациями внутренних и внешних кредитов. Эти кредиты брались в расчете на выход мировой экономики из кризиса и дальнейший рост экспорта и внутреннего потребления. Выхода из кризиса, увы, не произошло, а кредитные долги остались. Причем большая часть кредитов (и, соответственно, долгов) фактически была скрыта от контроля, поскольку шла через «теневой» банкинг.

В результате у Китая весьма большой совокупный внешний и внутренний долг, в основном накопленный корпорациями. По разным оценкам, различающимся по «прикидкам» доли «теневого банкинга» в кредитах, этот долг составляет от 3 до 5 трлн долларов, некоторые аналитики говорят чуть ли не о $12 трлн. Но даже это сравнительно немного по мировым меркам: у большинства стран Европы отношение долга к ВВП существенно больше, чем у Китая. Тем не менее, такой долг с учетом его достоверно не известной «теневой» составляющей ставит под вопрос экономическую устойчивость многих, в том числе крупных, корпораций и банков».

Кроме экологии следующая тема для критики, можно свести к утверждению, что мы Дальний Восток продаем китайцам. Они завезут туда своих рабочих, так как наши значительно дороже. Опять таки, цитирую статью:

«В результате последних десятилетий стремительного роста китайская экономика обеспечила невероятно высокие темпы подъема благосостояния очень широких слоев населения.

Как мы видим, средние зарплаты в Китае выросли за десятилетие в 3 раза, а с учетом повышения курса юаня — в 4 раза. И в пересчете на доллары превысили $800 в месяц — очень солидный уровень для любой развивающейся страны».

Солидный - это не то слово, получается что средняя заработная плата в КНР при курсе доллара в 68 рублей, равно 54 400 рублей. Давайте сравним её с российскими зарплатами. Сайт «Деловая жизнь»