Нормативное регулирование бухгалтерского учета субъектов малого предпринимательства. Нормативное регулирование формирования упрощенной бухгалтерской отчетности малого предприятия

Основой существования и функционирования любого правового государства является конституция. Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ бухгал­терский учет находится в ведении Российской Федерации. Это означает следующее:

· во-первых, нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету вправе из­давать только федеральные органы законодательной и исполнитель­ной власти;

· во-вторых, правовое регулирование бухгалтерского учета осуществляет­ся только федеральными законами и федеральными подзаконны­ми нормативно-правовыми актами;

· в-третьих, на всей территории нашей страны действуют единые правила бухгалтерского учета.

Следующим документом, устанавливающим основы норматив­но-правового регулирования бухгалтерского учета, является феде­ральный закон № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете».

Особенности ведения бухгалтерского учета субъектами мало­го предпринимательства регулируются несколькими положениями закона о бухгалтерском учете. Прежде всего, необходимо отметить положение ст. 4, согласно которому организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (а в большей своей части – это субъекты малого бизнеса), освобождаются от ведения бухгалтерского учета за исключением бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов. Не меньшее значение для малых предприятий в законе о бухгалтерском учете имеет положение п. 2 ст. 5, в котором указывается, что в нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Для исполнения указанной правовой нормы приказом Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н были, утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (далее Типовые рекомендации).

В настоящее время Типовые рекомендации являются единственным нормативно-правовым актом, посвященным регулированию бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. В них утверждены: рекомендованный рабочий план счетов для субъектов малого предпринимательства, формы бухгалтерского уче­та, возможность применения кассового метода и ряд других момен­тов, имеющих большое значение для организации и ведения бухгал­терского учета на малых предприятиях.

К ведению бухгалтерского учета предъявляются следующие требования:

1) ведение бухгалтерского учета только на основании первич­ных учетных документов, которые должны составляться при про­ведении хозяйственных операций и соответствовать унифициро­ванным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ, а при их отсутствии – разрабатываться самой организацией с нали­чием обязательных реквизитов. При разработке форм документов самостоятельно образцы их должны быть приложены к Положе­нию об учетной политике;

2) использование стандартного плана счетов бухгалтерского учета (на основе которого малое предприятие может самостоятель­но сформировать свой рабочий план счетов);

3) обязательное проведение инвентаризации – для проверки данных бухгалтерского учета и отчетности и документального под­тверждения их;

4) ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации:

Непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридическо­го лица до ликвидации или реорганизации;

Без каких-либо пропусков и изъятий со своевременной регист­рацией на счетах всех операций и результатов инвентариза­ции;

Путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтер­ского учета в хронологической последовательности;

5) соответствие данных аналитического учета оборотам и ос­таткам по счетам синтетического учета;

6) организация раздельного учета:

Имущества, находящегося в собственности данной организа­ции, и имущества других юридических лиц, находящегося у нее;

Текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений;

7) ведение бухгалтерского учета в рублях.


Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в рублях с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату

совершения операции. Одно­временно эти записи производятся в валюте расчетов и платежей.

Согласно федеральному закону «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета на малых предприятиях, соблюдение законодательства несет руководитель малого предприятия. Он обязан создать необходимые условия для правильной постановки учета.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского уче­та и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверж­денным приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98 (в ред. от 24 марта 2000 г.), руководитель предприятия может:

1) сформировать бухгалтерскую службу в виде специального подразделения, возглавляемого главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского уче­та централизованной бухгалтерии, специальной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается и освобождается от должности на основании приказа руководителя предприятия и подчиняется непосредственно ему. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, методологию и ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтер­ской отчетности в контролирующие организации.

Если на малом предприятии в штате не предусмотрена долж­ность кассира, то главный бухгалтер имеет право выполнять эти функции по совместительству. Для этого должен быть оформлен специальный приказ руководителя, копии которого следует пере­дать в обслуживающие банки.

Требования главного бухгалтера по документальному оформ­лению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.

Налоговый учет осуществляется малыми предприятиями в со­ответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Для организации налогового учета они могут самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Вместе с тем им предоставлено право в указанных целях использовать информацию из регистров бухгал­терского учета.

  • Семенова Светлана Солтановна , бакалавр, студент
  • Ставропольский государственный аграрный университет
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Проблемы такого сектора экономики, как малое предпринимательство в Российской Федерации, по-прежнему остаются одним из дискуссионных вопросов экономико-правовой сферы. В данной статье авторами рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса.

  • Информационные технологии: их роль и значение в бухгалтерском учете
  • Информационные технологии в бухгалтерском учете предприятия
  • Пути решения проблем налога на прибыль для иностранных организаций

Малое предпринимательство является важной частью рыночной экономики, без которой невозможно эффективное развитие экономики страны.

Критерии отнесения организаций к субъектам малого предпринимательства были определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209- ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Малыми предприятиями считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие следующим требованиям:

  • суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в устав- ном капитале не должна превышать 25 %;
  • доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 %;
  • средняя численность работников за пред- шествующий календарный год не должна превышать 100 чел. включительно (для микропредприятий - 15 чел.);
  • выручка от реализации товаров (работ, ус- луг) без НДС за
  • предшествующий календарный год не должна превышать 400 млн руб. (для микропредприятий - 60 млн руб.).

Примером развития малого бизнеса, а вместе с ним и роста экономики в целом, могут служить США, страны ЕС, Япония, в которых существует настоящий «культ» малого предпринимательства. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП и занятости населения в этих странах превышает 50-60 %.

В России доля малого и среднего бизнеса по сравнению с экономически развитыми странами довольно мала, но за последние несколько лет наметились тенденции к ее повышению.

Основная проблема бухгалтерского учета для предприятий малого предпринимательства - несовершенство отчетности, налогообложения и нормативно- правового регулирования учета. Наиболее близко субъекты малого бизнеса столкнулись с ней в 2013 г., когда вступил в силу новый Федеральный закон № 402 «О бухгалтерском учете», который обязал вести бухгалтерский учет все экономические субъекты. Исключение составили индивидуальные предприниматели, лица, занимающееся частной практикой, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Управленческий учет является одним из главных компонентов системы управления предприятием. Благодаря которому руководство компании обеспечено полной, своевременной и достоверной информацией для проведения дальнейшего ее анализа и принятия на его основании правильного делового решения В настоящий момент роль автоматизированного управления компанией нельзя недооценивать.

Программное обеспечение, которое предназначено ля решения задач ведения управленческого учета в малых предприятиях должно соответствовать следующим требованиям:

  • не требовать серьезных технических навыков для настройки системы;
  • не иметь высоких системных требований;
  • должна быть возможность установить программное обеспечение на локальный компьютер;
  • иметь возможность экспорта и импорта данных;
  • цена владения программным продуктом должна быть невысокой.

На основе вышеперечисленного, можно сделать вывод о необходимости разработки упрощенных правил бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, действующие сейчас, распространяются только на субъекты малого предпринимательства и на микропредприятия и социально ориентированные некоммерческие.

Глобальной проблемой современного российского бухгалтерского учета является низкий уровень информативности бухгалтерской отчетности.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что сейчас в России, нормативно-правовое регулирование ведения бухгалтерского учета пока еще не может предоставить объектам малого бизнеса тех условий функционирования, которые нужны для развития этого сектора предпринимательства в России. Многие положения, предусматривающие особые правила ведения бухгалтерского учета и отчетности в отношении субъектов малого предпринимательства либо устарели, либо недостаточно четко прописаны законодательно, либо идут в разрез с потребностями малых предприятий. Поэтому для реального упрощения ведения бухгалтерского учета на таких предприятиях существует необходимость объединения всех правил и альтернативных возможностей ведения бухгалтерского учета в одном нормативном документе.

Независимо от формы представления учета в субъектах малого бизнеса, каким бы не было его содержание, какие бы показатели не включались в отчетность, все заинтересованные пользователи нуждаются в информации, которая сформирована по принципам понятности, надежности, полноты, сопоставимости, нейтральности, существенности, и других важные принципов.

Список литературы

  1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.
  3. Рудакова Т. А. Пользователи информации финансовой отчетности // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 2–1. С. 314–319.

Ведение бухгалтерского учета малого предпринимательства регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Формирование такой системы - одно из важных направлений Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283. Основной целью этой программы является приведение российской системы учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В настоящее время существует 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Первый уровень включает в себя законодательство о бухгалтерском учете. В его состав входят федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», постановления Правительства РФ, указы Президента РФ. Особое место на этом уровне занимает федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений).

В законе определены: общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета.

Закон определяет, что методологией учета должны заниматься органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Эти органы имеют право разрабатывать и утверждать для всех организаций на территории России:

Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие;

Принципы, правила и способы учета хозяйственных операций;

Составления бухгалтерской отчетности;

Другие нормы и методологические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Для субъектов малого бизнеса может применяться упрощенная система бухгалтерского учета.

Очень важным документом первого уровня системы регулирования является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Этот документ законодательно укрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждение годового бухгалтерского отчета, обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.

Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами. В настоящее время утверждены и действуют 23 ПБУ.

Основные из них:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98г. № 60 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №34 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 9.07.01г. №44 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26 н.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минфина от 12.12.05г.);

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №32 н.) (с изменениями и дополнениями Приказ Минфина от 12.12.05г.);

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99г. №33 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина от 16.10.00г. №91н);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.02.01г. №60 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114 н.).

Разработка Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 стала важным этапом развития бухгалтерского учета. Установленные этим документом состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации в большой степени приближены к нормам, заложенным в международных стандартах бухгалтерского учета. Требования к бухгалтерской отчетности изложены в таблице 2.

Таблица 2. Требования к бухгалтерской отчетности

Они дополняют собой допущения и требования, раскрытые в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

При использовании стандартом по учетной политике необходимо исходить из того, что он полностью базируется на общепринятых в мировой практике принципах бухгалтерского учета.

Таким образом, разработка документов второго уровня обусловлена необходимостью обобщения, применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, изложения основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета, и возможных методов применения бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма к определенному виду деятельности.

Третий уровень включает документы, раскрывающие конкретный механизм применения на предприятии бухгалтерских методов, с учетом отраслевой специфики предприятия, его масштабов, либо самих объектов бухгалтерского учета. К ним относятся следующие документы:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94 н., в редакции дополнений и изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 07 мая 2003 г. № 1-550/32-2);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н)

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2002 г. №119н);

Следует отметить, что документы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, связывают два крупных блока учетной работы: финансовый и управленческий учет. При этом на данные блоки влияет множество вопросов по организации налогового учета.

Четвёртый уровень состоит из внутренних рабочих документов организации, который разрабатывается руководителями организации. Основное условие содержания таких рабочих документов – это непротиворечивость нормативным актам более высокого уровня.

Важным документом этого уровня является приказ об учетной политике. При ее разработке организации должны руководствоваться следующими правилам, предусмотренными ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Допущения учетной политики

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою работу в обозримом будущем, и у нее нет намерения ликвидации. Если такие намерения имеют место быть, то организация должна указать в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно из года в год.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанными с этими фактами. Кроме указанных допущений при разработке учетной политики необходимо также выполнение определенных требований, которые тоже закреплены в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», они представлены в таблице 4.

Таблица 4. Требования к учетной политике

Требование полноты говорит о необходимости отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности предприятия. Требование своевременности обязывает отражать в бухгалтерском учете операции в момент их совершения либо, сразу после их завершения, что позволит получить оперативную и точную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

Требование приоритета содержания перед формой означает, что отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности нужно не только по их правовой форме (юридическому оформлению), но и по экономическому содержанию фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Требование рациональности говорит об эффективной организации бухгалтерского учета в конкретной форме, исходя из её условий хозяйствования, масштабов деятельности и других факторов.

Данное требование особенно важно для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых зачастую весьма специфична, а финансовые возможности по организации бухгалтерского учета ограничены.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (с учетом изменений и дополнений). На основании этого закона ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятия.

В зависимости от объема учетной работы руководители предприятий малого бизнеса могут:

Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение;

Ввести в штат должность бухгалтера;

Передать на основе договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации и бухгалтеру;

Вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности организации.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников предприятия. В своей работе главный бухгалтер может подчиняться непосредственно только руководителю организации.

К основным задачам бухгалтерского учета и налогообложения деятельности малых предприятий относятся:

Совершенствование законодательной и нормативной базы;

Унификация и упрощение учетных регистров;

Упрощение рабочего плана счетов;

Совершенствование документооборота и сведение к минимуму бухгалтерских документов;

Сокращение форм отчетности;

Упрощение налогообложения.

Организация бухгалтерского учета предприятии малого бизнеса начинается с формирования учетной политики, составления рабочего плана счетов, определения формы бухгалтерскою учета и состава применяемых форм первичных учетных документов, c системы документооборота, которые утверждает руководитель организации. Малое предприятие на основании ПБУ 1/98«Учетная политика организации» разрабатывает учетную политику.

Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При этом утверждаются:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета на предприятии;

Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, а также формы первичной внутренней бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Порядок контроля за хозяйственными операциями.

При формировании учетной политики малого предприятия производится выбор одного конкретного направления ведения и организации бухгалтерского учет из допустимых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Выбранный способ применяется предприятием с 1 января и до конца года.

Изменения учетной политики, которые оказали бы влияние на финансовое положение организации, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.

Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций на малом предприятии ведется в рамках системы взаимосвязанных бухгалтерских счетов путем применения метода двойной записи и предполагает, что в момент отражения отдельной операции в системе счетов бухгалтерского учета она классифицируется, то есть в зависимости от экономического содержания и характера операции определяются соответствующие счета для ее учета.

Предназначенная для конкретного малого предприятия система счетов регламентируется принятым на предприятии рабочим планом счетов, который позволяет вести учет имущества и его обязательств в регистрах бухгалтерского учета по главным для него счетам.

При организации бухгалтерского учета на малых предприятиях допускается использование рабочего плана счетов с большим или меньшим количеством счетов. Выбранная группа счетов должна обеспечивать учет всех хозяйственных операций на данном предприятии, с отражением особенностей его деятельности.

Рабочий план счетов позволяет вести учет активов, капитала и обязательств в регистрах бухгалтерского учета на основных счетах, обеспечить контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью учетных данных.

Если деятельность малого предприятия не связана с использованием собственных или арендованных основных средств, определенного запаса материалов, учета задолженности покупателей и обязательств поставщикам и подрядчикам, или же, если процесс производства и реализации продукции завершается в течение месяца, то предприятие малого бизнеса может использовать рабочий план счетов с сокращенной формой.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется непосредственно двойной записью.

Малым предприятиям разрешается самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета, исходя из своих потребностей деятельности и управления. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие принципы, а также технологию обработки учетной информации.

В соответствии с выработанным вариантом рабочего плана счетов, предприятие выбирает соответствующую систему бухгалтерского учета из предложенных Министерством финансов РФ.

Каждой форме бухгалтерского учета соответствуют определенные регистры бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета служат для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Применяя единую журнально-ордерную форму счетов, предприятие составляет и разрабатывает таблицы на основании первичных документов.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает применение следующих основных видов учетных регистров: журналов-ордеров, ведомостей, кассовой книги, Главной книги.

По первичным документам, отражающим хозяйственные операции, делают записи этих операций в журналы-ордера, на основании которых составляется Главная книга.

При организации учета на малом предприятии определен ряд принципов, которыми должен руководствоваться бухгалтер. К ним относятся:

Соблюдение в течение года принятой учетной политики;

Отражение в учете всех хозяйственных операций, совершенных в отчетном периоде, а также результатов инвентаризации имущества организации;

Правильность отнесения расходов и соответствия их доходам по отчетным периодам;

2583- раздельный учет затрат на производство товаров (работ, услуг) и капитальные вложения;

Качественное и экономное ведение учета;

Непротиворечивость.

Выполнение указанных принципов при ведении бухгалтерского учета основывается на документальном оформлении всех операций в момент их совершения.


Похожая информация.


Организация и ведение бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета. Формирование и развитие такой системы - одно из важных направлений Программы реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283. Основной целью данной программы является приведение российской системы учета в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).

В настоящее время складывается 4-х уровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Первый уровень включает законодательство о бухгалтерском учете. В его состав входят федеральные законы «О бухгалтерском учете», «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Особое место на этом уровне занимает федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (в редакции изменений и дополнений).

В законе определены: концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета: права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Закон является правовой базой для привлечения иностранных инвестиций.

Методологические основы бухгалтерского учета обозначены в этом законе только в основных чертах. Закон определяет, что методологией учета должны заниматься органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. Эти органы имеют право разрабатывать и утверждать обязательные для всех организаций на территории России:

Планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие;

Принципы, правила и способы учета хозяйственных операций;

Составления бухгалтерской отчетности;

Другие нормы и методологические указания по вопросам бухгалтерского

Для субъектов малого бизнеса может предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета.

Очень важным документом первого уровня системы регулирования является Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Этот документ законодательно закрепил многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, наличие самостоятельного баланса, обязательность утверждение годового бухгалтерского отчета, случаи обязательного аудиторского заключения, понятие чистых активов, понятие дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц.

Второй уровень системы регулирования бухгалтерского учета составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), являющиеся национальными стандартами. В настоящее время утверждены и действуют 23 ПБУ.

Основные из них:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98г. № 34 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утверждено приказом Минфина РФ от 09.12.98г. № 60 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №34 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 9.07.01г. №44 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26 н.) (с изменениями и дополнениями, утвержденными приказом Минфина от 12.12.05г.);

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99 г. №32 н.) (с изменениями и дополнениями Приказ Минфина от 12.12.05г.);

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 6.05.99г. №33 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 (утверждено приказом Минфина от 16.10.00г. №91н);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01 (утверждено приказом Минфина РФ от 02.02.01г. №60 н.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114 н.).

Разработка Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 стала важным этапом развития отечественного бухгалтерского учета. Установленные этим документом состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организации максимально приближены к нормам, заложенным в международных стандартах бухгалтерского учета. Требования к бухгалтерской отчетности изложены в таблице 2.

Таблица 2. Требования к бухгалтерской отчетности

Они дополняют собой допущения и требования, раскрытые в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации».

При пользовании стандартом по учетной политике необходимо исходить из того, что он полностью базируется на общепринятых в мировой практике принципах бухгалтерского учета.

Таким образом, разработка документов второго уровня обусловлена необходимостью обобщения и трактовки применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, изложения основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета, и возможных методов применения бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности.

Третий уровень включает документы, раскрывающие конкретный механизм применения бухгалтерских методов с учетом отраслевой специфики предприятия, его масштабов, либо самих объектов бухгалтерского учета. К ним относятся следующие документы:

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.00г. №94 н., в редакции дополнений и изменений, внесенных приказом Минфина РФ от 07 мая 2003 г. № 1-550/32-2);

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49);

Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91н)

Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина РФ от 28.12.2002 г. №119н);

Следует отметить, что документы по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции, связывают два крупных блока учетной работы: финансовый и управленческий учет. При этом на данные блоки влияет комплекс вопросов по организации налогового учета.

Четвёртый уровень составляют внутренние рабочие документы организации, разрабатываемые руководителями организации. Основное условие содержания таких рабочих документов - непротиворечивость нормативным актам более высокого уровня.

Важным документом этого уровня является приказ об учетной политике. При ее разработке организации должны руководствоваться следующими допущениями (правилам»), предусмотренными ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», которые представлены в таблице 3.

Таблица 3. Допущения учетной политики

Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства существуют обособленно от имущества и обязательств собственника.

Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою работу в обозримом будущем, и у нее нет намерения ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если такие намерения имеют место, то организация должна указать в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.

Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанными с этими фактами. Кроме указанных допущений при разработке учетной политики необходимо также выполнение определенных требований, которые тоже закреплены в ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», они представлены в таблице 4.

Таблица 4. Требования к учетной политике

Требование полноты говорит о необходимости отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. Требование своевременности обязывает отражать в бухгалтерском учете операции в момент их совершения либо, если такое отражение затруднительно, сразу после их завершения, что позволит получить оперативную и точную информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации.

Требование осмотрительности означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов).

Требование приоритета содержания перед формой означает, что отражать в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности нужно не только по их правовой форме (юридическому оформлению), но и по экономическому содержанию фактов и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

Требование рациональности говорит об эффективной организации бухгалтерского учета в конкретной форме, исходя из её условий хозяйствования, масштабов деятельности и других факторов.

Данное требование особенно важно для субъектов малого предпринимательства, деятельность которых зачастую весьма специфична, а финансовые возможности по организации бухгалтерского учета ограничены.

Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса ведется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. №129-ФЗ (с учетом изменений и дополнений). На основании данного закона ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители предприятия.

В зависимости от объема учетной работы руководители предприятий малого бизнеса могут:

Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

Ввести в штат должность бухгалтера;

Передать на основе договора ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру;

Вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной информации в бухгалтерской отчетности.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций обязательны для всех работников организации. В своей работе главный бухгалтер может подчиняться только непосредственно руководителю организации.

К основным задачам бухгалтерского учета и налогообложения деятельности малых предприятий относятся:

Совершенствование законодательной и нормативной базы;

Унификация и упрощение учетных регистров;

Упрощение рабочего плана счетов;

Совершенствование документооборота и сведение к минимуму количества бухгалтерских документов;

Сокращение форм отчетности;

Упрощение баланса за счет укрупнения статей и исключения статей, не являющихся исключительно информативными для государственных органов;

Упрощение налогообложения.

Организация бухгалтерского учета предприятии малого бизнеса начинается с формирования учетной политики, составления рабочего плана счетов, определения формы бухгалтерскою учета и состава применяемых форм первичных учетных документов, cсистемы документооборота, которые утверждает руководитель предприятия

Малое предприятие на основании ПБУ 1/98«Учетная политика организации» разрабатывает учетную политику, под которой понимается принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика утверждается приказом или распоряжением руководителя.

При этом утверждаются:

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

Формы первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы документов, а также формы первичной внутренней бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

Порядок контроля за хозяйственными операциями.

При формировании учетной политики малого предприятия производится выбор одного конкретного направления ведения и организации бухгалтерского учет из допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Выбранный способ применяется предприятием с 1 января и до конца года.

Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация осуществляет обработку соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и иных ПБУ.

Принятая вновь созданным предприятием учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации предприятия. Изменения учетной политики должно быть обосновано. Изменения вводятся с 1 января финансового года и могут производиться при изменениях в законодательстве РФ или нормативных актах по бухгалтерскому учету, а также разработки организацией новою способа ведения бухгалтерского учета, который позволяет более достоверно представить факты хозяйственной деятельности организации или снизить трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации.

Изменения учетной политики, которые оказали бы существенное влияние на финансовое положение организации, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности следует раскрыть в бухгалтерской отчетности.

Организация бухгалтерского учета хозяйственных операций на малом предприятии ведется в рамках системы взаимосвязанных бухгалтерских счетов путем применения метода двойной записи и предполагает, что в момент отражения отдельной операции в системе счетов бухгалтерского учета она классифицируется, то есть в зависимости от экономического содержания и характера операции определяются соответствующие счета для ее учета.

Предназначенная для конкретного малого предприятия система счетов регламентируется принятым на предприятии сокращенным рабочим планом счетов, который позволяет вести учет имущества и его обязательств в регистрах бухгалтерского учета по главным для него счетам.

При организации бухгалтерского учета на малых предприятиях допускается использование рабочего плана счетов с большим или меньшим количеством счетов. Выбранная группа счетов должна обеспечивать учет всех хозяйственных операций на данном предприятии, с отражением особенностей его деятельности.

Рабочий план счетов позволяет вести учет активов, капитала и обязательств в регистрах бухгалтерского учета на основных счетах, обеспечить контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнением обязательств и достоверностью учетных данных.

Некоторые бухгалтерские счета, входящие в рабочий план счетов малого предприятия, кроме своих прямых учетных задач должны также выполнять функции других счетов.

Если деятельность малого предприятия не связана с использованием собственных или арендованных основных средств, определенного запаса материалов, учета задолженности покупателей и обязательств поставщикам и подрядчикам, или же, если процесс производства и реализации продукции завершается в течение месяца, то предприятие малого бизнеса может использовать рабочий план счетов с сокращенной номенклатурой.

Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.

Малым предприятиям предоставлено право самостоятельно выбирать форму бухгалтерского учета, исходя из своих потребностей деятельности и управления. На основе рекомендуемых форм они могут разрабатывать свои оригинальные формы, совершенствовать учетные регистры и создавать программы регистрации и обработки, соблюдая общие методологические принципы, а также технологию обработки учетной информации.

В соответствии с выработанным вариантом рабочего плана счетов, предприятие выбирает соответствующую систему бухгалтерского учета из предложенных Министерством финансов РФ.

Каждой форме бухгалтерского учета соответствуют определенные регистры бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета служат для обобщения, классификации и накопления информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, и отражения ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Приспосабливая регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы, малые предприятия должны соблюдать: единые методологическую основу бухгалтерского учета, которая предполагает ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи, взаимосвязь данных аналитического и синтетического учета, сплошное отражение в учете всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов, накопление и систематизацию данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Применяя единую журнально-ордерную форму счетоводства, предприятие составляет и разработочные таблицы на основании первичных документов.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета предусматривает применение следующих основных видов учетных регистров: журналов-ордеров, ведомостей, кассовой книги, Главной книги.

По первичным документам, отражающим хозяйственные операции, делают записи этих операций в журналы-ордера, на основании которых составляется Главная книга.

При организации учета на малом предприятии определен ряд принципов, которыми должен руководствоваться бухгалтер. К ним относятся:

Соблюдение в течение года принятой учетной политики в отражении

отдельных хозяйственных операций и оценки имущества;

Отражение в учете всех хозяйственных операций, совершенных в отчетном периоде, а также результатов инвентаризации имущества организации и его обязательств;

Правильность отнесения расходов и соответствия их доходам по отчетным периодам;

Раздельный учет затрат на производство товаров (работ, услуг) и капитальные вложения;

Качественное и экономное ведение учета;

Непротиворечивость.

Выполнение указанных принципов при ведении бухгалтерского учета основывается на документальном оформлении всех операций в момент их совершения.

"Бухгалтер и закон", 2009, N 7

Наличие юридически обоснованной нормативно-правовой базы помогает решать многие проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъекта предпринимательства, выбора оптимальной системы налогообложения и форм бухгалтерского учета, заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования.

Организация и ведение бухгалтерского учета малыми предприятиями и вопросы налогообложения в настоящее время регулируются общей системой нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогообложения.

Как отмечает большинство авторов, 1987 г. можно считать годом возрождения предпринимательства в России: в мае был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", в июне того же года - Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)".

По мнению З.И. Калугиной, развитие малого бизнеса в бывшем СССР началось с принятия Закона СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР", в котором были заложены правовые основы для легальной деятельности в негосударственном секторе экономики и появления малых предприятий . Как полагает Г.В. Максимова, данный Закон создал первые реальные предпосылки для оживления предпринимательства и развертывания частной инициативы в России .

В своих научных работах многие отечественные авторы (В.С. Акимов, В.А. Рубе, А.В. Виленский, Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина, Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов и др.) представляют этапы развития малого предпринимательства в России, однако в отечественной литературе не уделено должного внимания развитию нормативно-правового регулирования деятельности малых предприятий. По мнению автора, целесообразно обозначить этапы становления нормативно-правовой базы, касающиеся вопросов бухгалтерского учета, налогообложения малых предприятий, поскольку данные моменты оказали непосредственное влияние в целом на развитие малого бизнеса в России.

В диссертации Р.Р. Рахматуллиной проанализированы мнения выдающихся ведущих экономистов А.В. Виленского и В.А. Рубе. При этом А.В. Виленский выделяет три состоявшихся этапа:

  • на первом этапе (1987 - 1992 гг.) факторами развития являются быстрое накопление капиталов, развитие производства дефицитных товаров народного потребления, бытового обслуживания, общественного питания, розничной торговли;
  • на втором этапе, который начался с 1992 г. в период "шоковой терапии", факторами, способствовавшими распространению малого бизнеса, явились падение производства в крупных промышленных предприятиях, в том числе за счет обвальной конверсии, резкий рост безработицы;
  • начало третьего этапа относится к 1995 г., который характеризуется значительным сокращением прироста числа субъектов малого предпринимательства в связи с некоторым разочарованием в ожидании финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.

По мнению В.А. Рубе, в современном развитии малого бизнеса следует выделить два этапа:

  • первый этап, характеризующийся стремительным ростом малых предприятий, начался в 1987 г. и продолжался до 1995 г. - последнего всплеска роста малых предприятий. Этому, по мысли В.А. Рубе и А.В. Виленского, способствовали следующие причины: происходило разгосударствление предприятий, малые предприятия пользовались существенными льготами, тотальный дефицит эпохи застоя способствовал развитию малого бизнеса в производстве товаров широкого потребления, бытовых услуг, розничной торговли;
  • второй этап - с середины 1990-х гг. по настоящее время - характеризуется не только замедлением роста малых предприятий, но и их количественным уменьшением .

По мнению Д.А. Ендовицкого, Р.Р. Рахматуллиной, отсчет истории развития российского малого бизнеса следует начинать с более ранней даты, поэтому данными авторами выделены пять этапов развития малого предпринимательства в Российской Федерации:

  • первый этап (1985 - 1987 гг.) - первоначальный. В данный период активно развиваются центры научно-технического творчества, временные творческие коллективы, получил широкое распространение бригадный подряд. Творчески активное трудоспособное население пытается найти альтернативу административно-командной уравнительной системе организации деятельности хозяйствующих субъектов. Для этого периода характерно появление первых ростков частной собственности;
  • второй этап (1987 - 1988 гг.) - этап кооперативного движения. На данном этапе характерно развитие кооперативного движения, происходит активное насыщение внутреннего рынка товарами народного потребления;
  • третий этап (1989 - 1990 гг.) - период узаконивания малого бизнеса. В этот период получили широкое распространение арендные отношения, через которые впоследствии осуществлялась так называемая малая приватизация;
  • четвертый этап (1991 - 1994 гг.) - этап диверсификации малого предпринимательства. Данный этап характеризует активное развитие различных видов предпринимательства, формирование капиталов, появление значительного числа собственников, глубокое проникновение малого бизнеса в сферу услуг, торговлю, общественное питание, легкую и пищевую промышленность;
  • пятый этап (с 1995 г. по настоящее время) - период структурной перестройки. В малом бизнесе России происходит структурная перестройка, вызванная развитием экономики, базирующаяся на инновационных процессах (программирование и конструирование с широким применением средств автоматизации, предоставление экспертных и информационных услуг, коммерческое и технологическое освоение нововведений на наиболее перспективных направлениях развития экономики). Именно на этом этапе правительством предприняты попытки обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки .

В свою очередь Э.А. Уткин и Д.С. Шабанов выделяют семь этапов развития малого бизнеса:

  • первый этап (1985 - 1986 гг.) характеризуется зарождением центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, развитием бригадного подряда, малочисленностью субъектов предпринимательской деятельности;
  • на втором этапе (1987 - 1989 гг.) область малого бизнеса расширяется, число людей (его участников) растет, предпринимательство становится все более широким и активным. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами. Данный этап (кооперативного движения) послужил стимулятором накопления капиталов, обретения начальных знаний, развития навыков деятельности малого предприятия;
  • третий этап (1989 - 1990 гг.) характерен принятием ряда законодательных актов, нацеленных на совершенствование деятельности малых предприятий. В данный период осуществлялась подготовка "малой приватизации", формировалась необходимая база для реального перехода к рыночным отношениям, к повышению эффективности российской экономики, было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость приобрело также развитие арендных отношений;
  • четвертый этап (1991 - 1992 гг.) характеризуется коммерциализацией и появлением более масштабного среднего бизнеса. Как отмечает автор, коренным образом меняется отношение государства к развитию предпринимательства. Приняты законы, открывшие более широкие возможности для его развития. Начало "шоковой терапии" (1992 г.) ознаменовало новую попытку развития бизнеса. В сфере малого бизнеса постепенно формируется естественная конкурентная среда, характеризующаяся соперничеством таких предприятий за выживание на рынке посредством повышения качества и увеличения разнообразия товаров и услуг. Наблюдается ускоренный рост количества малых предприятий. В рамках торгово-посреднических отношений малого бизнеса происходило развитие новых хозяйственных отношений;
  • пятый этап (1993 - 1994 гг.) стал периодом массовой приватизации и совершенствования предпринимательства. Возникло множество собственников. Еще более активизировался малый бизнес в области услуг, торговли, общественного питания, промышленности, производящей товары народного потребления и длительного пользования;
  • шестой этап (1995 - 1998 гг.). К этому времени исчерпались потенциалы весьма выгодной торгово-посреднической деятельности. Усилилась конкуренция. Множество малых предприятий торгово-посреднической, научно-консультационной и другой ориентации прекратило существование или изменило сферу деятельности. Отчетливо проявились новые тенденции в развитии отечественного малого бизнеса, возникли качественные изменения в его динамике и структуре, существенно ограничился прирост численности подобных фирм. Была осуществлена перерегистрация малых предприятий, появившихся еще на основе прежних законов. Действующие малые компании изменили свои организационные формы, а некоторые просто были ликвидированы;
  • седьмой этап (1999 - 2003 гг.) характеризуется восстановлением позиций малого бизнеса. С 2002 г. начато реформирование отношений государства и бизнеса. Разрабатываются руководящие документы, цель которых обеспечить благоприятные условия для прогресса малого бизнеса .

В рамках исследования был проведен анализ нормативно-правовой базы, в ходе которого были выделены четыре этапа развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий. По мнению автора, рационально выделить следующие этапы:

  • первый этап - с 1987 по 1994 г.;
  • второй этап - с 1995 по 1997 г.;
  • третий этап - с 1998 по 2006 г.;
  • четвертый этап - с 2007 г. до настоящего времени.

На первом этапе (1987 - 1994 гг.) было разработано и утверждено большое количество нормативно-правовых актов:

  • Закон СССР от 19.11.1986 "Об индивидуальной трудовой деятельности";
  • Закон СССР от 30.06.1987 "О государственном предприятии (объединении)";
  • Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI "О кооперации в СССР";
  • Положение об организации деятельности малых предприятий (утверждено в 1989 г. комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма при Совете Министров СССР);
  • Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР";
  • Закон СССР от 04.06.1990 N 1529-1 "О предприятиях в СССР";
  • Постановление Совета Министров СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий";
  • Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности";
  • Закон СССР от 02.04.1991 N 2079-1 "Об общих началах предпринимательства граждан СССР";
  • Постановление Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР";
  • Приказ Минфина СССР от 01.11.1991 N 56 (с последующими изменениями и дополнениями) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкции по его применению";
  • Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций";
  • Приказ Минфина России от 20.03.1992 N 10 "Об утверждении Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1485 "Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 11.05.1993 N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней";
  • Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая) принят Государственной Думой Федерального собрания РФ соответственно 21 октября 1994 г. и 22 декабря 1995 г.;
  • Приказ Минфина России от 26.12.1994 N 170 "О Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации".

Как отмечает кандидат экономических наук, научный сотрудник института государства и права РАН Л.Т. Ибадова, термин "малое предприятие" впервые появился в документе Совета Министров СССР в 1989 г. (протокол от 06.06.1989 N 14). Согласно данному протоколу к малым предприятиям относились юридические лица с бесцеховой структурой и с числом работающих до 100 человек. Нормативное закрепление термин "малое предприятие" впервые получил в Законе СССР от 04.06.1990 N 1529-1 "О предприятиях в СССР". В нем указывалось, что предприятие может быть отнесено к малым независимо от форм собственности в соответствии с численностью его работников и объемом хозяйственного оборота.

В дальнейшем Постановлением Совета Министров СССР от 08.08.1990 N 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" численность работающих была существенно дифференцирована в зависимости от основного вида деятельности предприятия (от 15 до 200 человек). В данном Постановлении критерий "объем оборота" лишь декларировался, и конкретная величина его должна была вводиться постановлениями (законами) на уровне союзных республик.

Уточнение критериев отнесения предприятий к малым было продолжено в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18.07.1991 N 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". В данном Постановлении впервые было дано понятие "субъект малого предпринимательства" в Российской Федерации, были определены критерии отнесения предприятий к малым по предельной численности работающих (по отдельным отраслям экономики). Впервые было предусмотрено применение для малых предприятий налоговых льгот, формирование фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств, введение в действие механизма ускоренной амортизации основных средств, принадлежащих малым предприятиям. Субъектами предпринимательства в то время были и малые предприятия, основывающиеся на государственной и муниципальной собственности. Учредителями малых предприятий являлись, как правило, крупные государственные предприятия и местные Советы народных депутатов. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое предпринимательство так и оставалось на "вторых ролях".

Важное значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в действие Закона РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", который после введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ утратил силу .

Как отмечают М.Г. Лапуста и Ю.Л. Старостин, "в данном Законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти".

Нельзя не отметить Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", который в отдельных своих положениях был направлен на стимулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Были установлены налоговые льготы для малых предприятий, выпускающих определенную продукцию (работы, услуги).

С 1992 г. малому предпринимательству предоставляются экономические, финансовые и налоговые льготы. В Постановлении Правительства РФ от 11.05.1993 N 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" были сформулированы основные элементы механизма поддержки малого предпринимательства в стране. В Постановлении говорилось, что государственная поддержка малого предпринимательства считается одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей. Тем самым подчеркивалась большая экономическая и социальная роль малого предпринимательства, определялись задачи федеральных органов по решению этой актуальной проблемы. В Постановлении Правительства РФ впервые были обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, пользующиеся государственной поддержкой. Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г. .

В Указе Президента РФ от 22.12.1993 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" в целях стимулирования развития малого предпринимательства были установлены льготы для малых предприятий. К сожалению, частью второй Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) данные льготы были отменены, что отрицательно сказалось на развитии малого предпринимательства.

По мнению В.Я. Горфинкеля, ГК РФ - очень важный документ, закрепивший многие вопросы учетной работы: признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского баланса, случаи обязательного аудиторского заключения, порядок реорганизации и ликвидации различных видов юридических лиц и др. .

Второй этап развития нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства (1995 - 1997 гг.). В этот период были приняты:

  • Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 04.12.1995 N 1184 "О федеральном фонде поддержки малого предпринимательства";
  • Приказ Минфина России от 22.12.1995 N 131 "Об указаниях по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";
  • Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства";
  • Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации";
  • Постановление Правительства РФ от 23.04.1996 N 523 "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд";
  • Указ Президента РФ от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины";
  • Приказ Минфина России от 12.11.1996 N 97 "О годовой бухгалтерской отчетности организаций";
  • Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и др.

В 1995 - 1997 гг. в России заложены основы государственной и общественной поддержки и развития малого предпринимательства. Созданы ГКРП России и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства; комитеты, департаменты, отделы в администрациях регионов; муниципальные фонды поддержки предпринимательства. На федеральном уровне и в большинстве субъектов Российской Федерации разработаны программы и приняты законы о государственной поддержке малого предпринимательства.

По мнению многих авторов (М.Г. Лапуста, Ю.В. Старостин, В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин, В.В. Брызгалин и др.), для развития малого предпринимательства особое значение сыграла реализация Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Закон определял общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации, устанавливал формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса. Следует отметить, что для целей бухгалтерского учета и налогообложения данный нормативный документ никакой конкретной информации не нес, что обусловливается названием данного Закона. Можно выделить только четыре статьи, которые затрагивали вопросы учета и налогообложения малых предприятий.

Организацию бухгалтерского учета малые предприятия стали осуществлять в соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета, утвержденными Приказом Минфина России от 22.12.1995 N 131. В нем предлагался рабочий план счетов бухгалтерского учета, позволяющий малым предприятиям ориентироваться в методике его составления и применения. Данные Указания содержали две системы регистров бухгалтерского учета, которые позволяли малым предприятиям правильно регистрировать и обобщать информацию о совершенных хозяйственных операциях, составлять бухгалтерскую и налоговую отчетность.

С января 1996 г. начал действовать Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", в котором большая роль отводилась налоговым вопросам. Цель данного Закона - максимальное упрощение ведения бухгалтерского учета, составления налоговой отчетности и процедуры уплаты налогов. Предполагалось, что Закон вызовет массовый переход субъектов малого бизнеса на упрощенную систему налогообложения, однако этого не произошло. Данные свидетельствуют о том, что немалое количество малых предприятий предпочитают пользоваться общим режимом налогообложения.

Указ Президента РФ от 08.05.1996 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины", по мнению М.И. Куттера, внес кардинальные изменения в учет основных средств, расчета амортизации, формирования себестоимости продукции (работ, услуг) и признания дохода предприятиями .

Порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, в том числе и на малых предприятиях, регулируется Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Закон обобщил опыт бухгалтерского учета в рыночной экономике применительно к российским традициям. В нем определены концептуальные положения и общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета; права, обязанности и ответственность в этой области юридических и физических лиц, управленческого персонала; меры, обеспечивающие достоверность информации; порядок публикации бухгалтерской отчетности и государственного регулирования всей системы бухгалтерского учета. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" - правовая основа системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Третий этап развития нормативно-правовой базы бухгалтерского учета и налогообложения субъектов малого предпринимательства, по мнению автора, проходил с 1998 по 2006 г.

Август 1998 г. очень сильно "ударил" по малому бизнесу. Большинство малых предприятий были вынуждены резко сократить объемы своей предпринимательской деятельности. Однако в такой сложный период в стране Минфин России издает ряд важнейших для ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях нормативных документов:

  • Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";
  • Налоговый кодекс РФ (часть первая), утвержденный Федеральным законом от 31.07.1998 N 146-ФЗ;
  • Федеральный закон от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности";
  • Приказ Минфина России от 21.12.1998 N 64н "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства";
  • Налоговый кодекс РФ (часть вторая), утвержденный Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ;
  • Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению";
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации..." (дополнение Налогового кодекса РФ главами, посвященными специальным режимам налогообложения);
  • Постановление Росстата от 21.12.2006 N 80 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого предпринимательства на 2007 год" и др.

Большое значение для регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет введение в действие первой (от 31.07.1998 N 146-ФЗ) и второй (от 05.08.2000 N 117-ФЗ) частей Налогового кодекса РФ. Так, в части первой Налогового кодекса РФ установлены понятия (термины), посредством которых регулируются все налоговые отношения, определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Установлены обязанности и права налогоплательщиков, их ответственность за совершение налоговых правонарушений и другие важные положения, реализация которых на практике непосредственно влияет на результаты деятельности субъектов малого предпринимательства. В части второй Налогового кодекса РФ изложен механизм исчисления и уплаты субъектами малого бизнеса основных налогов.

Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" впервые был введен особый порядок налогообложения малых предприятий, занимающихся определенными видами деятельности, в соответствии с которым уплата налогов осуществлялась не от фактического дохода, полученного предприятием за определенный период, а от предполагаемого дохода.

Особым документом, являющимся основным для субъектов малого предпринимательства и действующим и до настоящего времени, которым предусматривались вопросы организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях, были и остаются Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н. Однако следует заметить, что многие положения данного нормативного документа не могут быть применимы на практике из-за своей "старости", так как они расходятся с принятыми позднее правилами и нормами бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней, т.е. не имеющими нормативно-правового характера. Однако в практической деятельности Плану счетов придается первостепенное значение.

Начиная с 1994 г. и до 2006 г. были утверждены и долгое время действовали 20 положений по бухгалтерскому учету, которые включают рекомендации по ведению бухгалтерского учета по отдельным участкам учета и видам деятельности. Данные положения разработаны на основе МСФО, вместе с тем в них отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. Данные положения регулярно пересматриваются в зависимости от требований законодательства на определенный момент.

В июле 2002 г. был принят Федеральный закон от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации...", которым были введены в действие дополнительные главы Налогового кодекса РФ: гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и гл. 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Тем самым были отменены ранее действовавшие федеральные законы.

Постановлением Росстата от 21.12.2006 N 80 была предусмотрена обязанность малых предприятий по представлению сведений о предпринимательской деятельности в органы статистики.

Болезненной темой неизменно в последнее десятилетие остается нормативно-правовая база, регулирующая налогообложение, а в ряде моментов - и бухгалтерский учет малых предприятий. Особенно часто в предпринимательских кругах вызывают недоумение игнорируемые законодателем пробелы правовых актов, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность субъектов малого бизнеса. По мнению В.И. Ляховенко, "пробелы" эти можно свести к следующим видам: противоречие принятых актов друг другу и положениям документов иных областей права, разрозненность, иногда отсутствие каких-либо нормативных актов, инструктивных материалов по имеющей место проблематике, в том числе выходящей за пределы сферы обычаев делового оборота, оторванность нормативных актов от практики их применения.

Когда-либо специально издававшиеся для малого предпринимательства документы не обновляются, не адаптируются к современным условиям .

Отметим при этом, что Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н, в современных условиях по многим аспектам неприменимы на практике. Типовые рекомендации противоречат Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденному Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (с последующими изменениями), более поздним документам - положениям по бухгалтерскому учету, утверждавшимся Минфином России. План счетов, на базе которого написаны Типовые рекомендации, не действует с 2001 г.

Нормативно-правовая база в настоящее время не раскрывает в достаточной мере вопросов организации и ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях. В основном нормативные документы ориентированы на постановку бухгалтерского учета в организациях, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

В целом о малых предприятиях можно сказать, что налоговое и бухгалтерское законодательство, регламентирующее их деятельность, находится в процессе неустанного совершенствования и доработки. Постоянное изменение законодательства в части бухгалтерского учета и налогообложения малых предприятий обусловлено интенсивным развитием экономических отношений в России, а в последнее время и переходом отечественного учета на международные стандарты. В связи с чем, по мнению автора, определяется четвертый этап развития нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета малых предприятий - с 2007 г. до настоящего времени. Данный период ознаменовался разработкой и доработкой большого количества нормативных документов.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Данным документом были установлены новые критерии численности сотрудников для субъектов малого и среднего бизнеса. Впервые в российской практике выделены микропредприятия, в которых количество сотрудников не превышает 15 человек. Фирмы с численностью сотрудников от 16 до 100 человек признаются малыми, а с численностью от 101 до 250 человек - средними предприятиями.

В основном Закон посвящен вопросам государственной поддержки в области развития малого и среднего предпринимательства, которые направлены на решение широкого перечня задач, начиная с обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса и заканчивая оказанием содействия в продвижении товаров (работ, услуг), увеличением их объема и доли уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства налогов.

С 1 января 2009 г. вступили в действие многочисленные изменения и поправки, внесенные в положения по бухгалтерскому учету, что говорит о вопросах совершенствования нормативной базы.

Постановлением Росстата от 05.08.2005 N 58 была утверждена отдельная форма N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", которая предоставляется органам статистики только организациями, в том числе находящимися на упрощенной системе налогообложения.

В заключение следует отметить, что со стороны Минфина России и других соответствующих компетентных органов в последнее время осуществлен ряд мероприятий по усовершенствованию нормативно-правовой базы для субъектов малого предпринимательства, но значительных изменений в постановке бухгалтерского учета для малых предприятий они не повлекли.

Список литературы

  1. Брызгалин В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета. М.: МЦФЭР, 2003. 304 с.
  2. Ендовицкий Д.А. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии / Д.А. Ендовицкий, Р.Р. Рахматуллина; под ред. Д.А. Ендовицкого. М.: КНОРУС, 2006. 264 с.
  3. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М.: Волтерс Клувер, 2006. 272 с.
  4. Калугина З.И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. 2006. N 2. С. 105 - 127.
  5. Куттер М.И. Бухгалтерский учет: основы теории. М.: "Экспертное бюро-М", 1997. 496 с.
  6. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА-М, 2004. 454 с.
  7. Ляховенко В.И. О налоговом и бухгалтерском законодательстве для малых предприятий // Финансы. 2006. N 4.
  8. Максимова Г.В. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / Г.В. Максимова, Т.И. Копылова. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. 173 с.
  9. Малый бизнес. Организация, экономика, управление / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 430 с.
  10. Новодворский В.Д. Бухгалтерский учет на малых предприятиях / В.Д. Новодворский, Р.Л. Сабанин. М.: ТК Велби, Изд-во "Проспект", 2005. 296 с.
  11. Рахматуллина Р.Р. Бухгалтерский учет и формирование отчетности на предприятиях малого бизнеса [Электронный ресурс]: Дис. ...к. э. н.: 08.00.12 Воронеж, 2005. 283 с.
  12. Уткин Э.А. Антикризисное управление в малом бизнесе / Э.А. Уткин, Д.С. Шабанов. М.; ТЕИС, 2004. 124 с.

И.Н.Бачуринская

Старший преподаватель

кафедры бухгалтерского учета и налогов

Вятского государственного

гуманитарного университета