Основы эффективного общения. Эффективные приемы общения

Полная информация о программе курса "Коучинг высших руководителей. Executive Coaching" .

Подготовка презентации. Урок №12. Использование кейсов

С результатами Финала XIII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров "Тренерское мастерство" можно ознакомиться .

Сергей Бекрицкий "Учимся слушать и слышать"

Мария Морозова выступает модератором тренинга.

Больше о тренинге "Немецкие системные инструменты в развитии руководителей и команд. Технологии Мюнхенской системной школы для HR, коучей, бизнес-консультантов и тренеров" .

Мария Морозова. Немецкие системные инструменты в развитии руководителей и команд

С результатами Финала XIII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров можно ознакомиться .

Мария Черняк «Три шага к эффективной презентации»

Результаты Финала XIII Всероссийского ежегодного конкурса бизнес-тренеров .

Вячеслав Руденко "Конструктивная обратная связь, Или 4 правила обратной связи"

Председатель правления АРК, executive-коуч Андрей Королихин о программе повышения квалификации коучей "Уровень PROFESSIONAL"

Жанина Эккерт представляет тренинг "Немецкие системные инструменты в развитии руководителей"

Демоверсия бизнес-симуляции "Остров"

СЕКРЕТ №1: Используйте все возможные способы применения бизнес-симуляций для обучения и развития сотрудников

Ольга Кабанова, бизнес-тренер торговой сети «Перекресток» (г. Йошкар-Ола). Номинация "Опытные тренеры"

Екатерина Пилипчук, бизнес-тренер фрилансер (г. Москва). Номинация "Опытные тренеры"

Светлана Гаврилова, руководитель регионального центра обучения и развития персонала компании «Тандер» (г. Тула). Номинация "Опытные тренеры"

Ксения Терентьева, тренер по обучению в компании «Остин» (г. Москва). Номинация "Начинающие тренеры"

Татьяна Сундеева, тренинг-менеджер компании «Ладомед» (г. Москва). Номинация "Начинающие тренеры"

Анастасия Белова, бизнес-тренер фрилансер (г. Москва). Номинация "Начинающие тренеры"

Современный человек стремится быть успешным везде - и на работе, и в личной жизни. Карьера, семья, друзья - все это составляющие части жизни, а эффективная коммуникация позволяет наладить все сферы и прийти к максимальному согласию. Каждый должен стремиться улучшить свои социальные навыки. Даже если изначально возникают сложности, со временем эти знания принесут заслуженные плоды - надежные межличностные связи.

Определение коммуникации

Разные способы передачи информации от одних людей к другим называют коммуникацией. Она включает в себя все разнообразие каналов передачи и расшифровки сигналов и бывает:

  • вербальная;
  • невербальная;
  • письменная;
  • пиктографическая;
  • пространственно-символьная и т. д.

Считается, что коммуникация эффективная, когда отправитель информации общается на одной волне с получателем. Однако даже общение в единой знаковой системе не дает гарантий того, что послание будет верно расшифровано.

Эффективная коммуникация позволяет свести к минимуму потери смысла сообщения. Для успешного продвижения бизнеса, для поддержания дружеских связей, для яркой личной жизни любому человеку будет полезно улучшить свои навыки общения.

Основы эффективной коммуникации

Общение как банальный обмен информацией присутствует уже у простейших животных. Человек в процессе эволюции довел коммуникацию до совершенства. Разговорная и развивалась и постепенно расширилась до письменной, символьной и образной. Однако этот процесс усложнил понимание, и эффективная коммуникация становится отдельным объектом изучения.

Коммуникативный процесс включает в себя пять элементов:

  1. Коммуникатор - тот, кто передает информацию.
  2. Содержание сообщения.
  3. Способ передачи информации (как она осуществляется).
  4. Аудитория, или реципиент, - кому предназначено сообщение.
  5. Заключительный этап общения, позволяющий понять, состоялась ли эффективная коммуникация. Он возможен, только если предыдущие четыре достаточно удовлетворительны.

Принципы эффективной коммуникации

Без позитивного общения невозможно добиться взаимопонимания ни в одном вопросе. Для того чтобы убедиться в том, что другие люди правильно воспринимают исходящую информацию, необходимо соблюдать ряд требований.

Прежде всего нужно обратить внимание на принципы эффективной коммуникации:

  1. Общение должно быть двусторонним. Когда все участники заинтересованы в положительном исходе разговора, и он для них равнозначен - возникает необходимый эффект.
  2. Реципиент должен прилагать максимальные усилия для правильного восприятия сообщения.
  3. Сообщение должно быть четким, структурированным и кратким.
  4. Реципиент должен доверять оратору, уважать его мнение и не ставить под сомнение его компетентность.
  5. Эффективная коммуникация всегда эмоциональна, в той степени, которая приемлема в данной ситуации.
  6. Терпение и снисходительность к чужим недостаткам. Принятие людей такими, какие они есть, без попыток что-либо подкорректировать и исправить.

Ниже обсудим основные условия эффективной коммуникации.

Как добиться положительного эффекта от общения?

Для того чтобы коммуникация считалась эффективной, должны соблюдаться определенные условия:

  1. Речь должна соответствовать изначальной цели разговора, быть адекватной. Не стоит говорить слишком много или затрагивать в беседе вопросы, никак не касающиеся обсуждаемой темы. Это улучшает навыки эффективной коммуникации.
  2. Используемые слова должны быть логичны и лексически точны, это очень важно для достижения цели общения. Достигается путем постоянного самообразования, чтения различной литературы и внимательного отношения к родному языку.
  3. Само повествование должно быть логичным и грамотным. Четкая структура изложения создает благоприятные условия для слушателей и повышает шансы на позитивный исход.

Приемы эффективной коммуникации

Любой человек живет в обществе и зависим от него. Даже самые отчаянные домоседы, возможно не напрямую, но вступают в межличностные связи. И для работы, и для бытовых социальных связей будет полезна эффективная коммуникация. Приемы и навыки общения можно развить и улучшить - это сделает жизнь любого человека намного проще.

Хотите в процессе общения получать позитив? Вам будет полезно узнать некоторые приемы повышения эффективности коммуникации:

  1. Научитесь внимательно слушать то, что говорят. Следует не просто смотреть на собеседника во время разговора, но и слегка наклониться, кивать головой, задавать уместные наводящие вопросы. Этот прием позволит максимально точно понять точку зрения собеседника.
  2. Говорите четко, кратко и по существу. Чем яснее сформулирована мысль, тем больше вероятности, что ее поймут и воспримут правильно.
  3. Включайте в свой арсенал не только вербальную, но и невербальную коммуникацию. Примите такую же позу, как и собеседник, старайтесь использовать только открытые жесты, не касайтесь лица во время беседы.
  4. Следите за эмоциональной окраской речи. Она должна быть умеренной, но настолько, чтобы собеседник понял вашу заинтересованность в вопросе.
  5. Овладейте приемами владеть голосом позволяет ускорить развитие эффективной коммуникации. Четкая артикуляция, правильный тембр и выверенная громкость сделают позитивным любое сообщение.
  6. Овладейте техническими средствами коммуникации. Любому взрослому человеку необходимо уметь пользоваться телефоном, факсом, "Скайпом", электронной почтой. Навык письменного общения следует развивать регулярно.

Это лишь основные приемы, предназначенные для облегчения и улучшения межличностного общения.

Правила для эффективной коммуникации

Любое должно соответствовать определенным нормам. Их нарушение ведет к отсутствию понимания между собеседниками, конфликтам и даже к разрыву отношений.

Правила эффективной коммуникации:

  1. Говорите на языке собеседника. Это правило следует понимать как необходимость учитывать уровень образования, социальный статус, возраст и другие параметры. Чтобы быть услышанным и понятым, надо формулировать свои мысли, опираясь на особенности аудитории.
  2. Подготовьтесь к общению. Если беседа не спонтанна, следует заранее узнать, с кем, и по какому поводу предстоит встретиться. Возьмите наглядные материалы и технические средства. Разработайте план беседы.
  3. Научитесь приемам активного слушания, это поможет расположить собеседника и лучше понять его точку зрения.
  4. Говорите четко, в меру громко и уверенно, не растягивайте слова, но и не частите.
  5. При написании письма придерживайтесь выбранного стиля.
  6. Перед звонком по телефону или "Скайпу" заранее составьте план беседы и вопросы, которые необходимо обсудить.

Способы эффективного общения

Чтобы достигнуть взаимопонимания в процессе общения, необходимо создать условия и учесть возможные способы эффективной коммуникации. Всего их выделяют шесть:

  1. Стремитесь излагать мысли максимально убедительно. Всегда говорите кратко и по существу, избегайте излишних нагромождений слов, недомолвок и возможных двойных толкований.
  2. Употребляйте терминологию и профессионализмы только в тех случаях, кода они уместны.
  3. Даже в бытовом общении следует избегать жаргонных и сленговых выражений, особенно это касается межпоколенной коммуникации.
  4. Избегайте излишней эмоциональной нагрузки, как положительной, так и отрицательной.
  5. Старайтесь обращаться персонализированно, по имени, по научному или военному званию, либо объединяя группу собеседников общезначимым словом.
  6. Всегда соблюдайте и этикета.

Невербальные сигналы для улучшения коммуникации

Собеседники воспринимают друг друга не только на слух. Словесное воздействие может быть усилено или уменьшено с помощью различных невербальных сигналов. Наше тело посылает их в большом количестве, а другие люди считывают и интерпретируют их на подсознательном уровне.

Чтобы улучшить будет полезно овладеть приемами позитивного невербального подкрепления:

  1. Будьте всегда чисты и опрятны: даже если одежда не совсем соответствует дресс-коду, общее впечатление от беседы будет позитивным.
  2. Старайтесь контролировать мимику и эмоции. Выражение лица должно быть нейтрально-позитивным и реагировать изменениями в зависимости от течения беседы.
  3. Избегайте касаться лица во время коммуникативного акта - это подсознательно воспринимается как попытка прикрыть рот, соответственно, высказывание ваше - ложное.
  4. Научитесь «зеркалить» положение тела собеседника. Важно делать это деликатно, без излишнего рвения, чтобы не выглядеть карикатурно.
  5. Избегайте «закрытых» поз - скрещенных рук и ног. Такое положение тела говорит о неготовности к эффективной коммуникации. В то время как открытые ладони и доброжелательная улыбка - способны расположить любого собеседника.

Условия эффективного общения с помощью технических средств

Технический прогресс подарил нам новые средства, позволяющие облегчить общение. Это телефоны, факсы, Интернет. Коммуникация с помощью техники должна строиться по тем же правилам и принципам, что и межличностная. Следует соблюдать все правила этикета, принципы ведения деловой и персональной беседы.

Понятия «общение» и «коммуникация».

Навыки коммуникации и установления контакта (внешний вид, первое впечатление, общительность и умение налаживать контакт, речь, язык тела, признание мнения других, активное слушание, способность аргументировать и воодушевлять).

Психологические особенности общения в профессиональной деятельности проводника пассажирского вагона.

Виды и средства общения (вербальные и невербальные).

Особенности общения с детьми.

Принципы и правила ведения диалога.

Структура межличностного общения.

Межкультурное общение.

Коммуникативные барьеры в профессиональном общении (установки, стереотипы, идентификация и др.).

Развитие бдительности у работников сферы обслуживания и особенности взаимодействия с подозрительными лицами. Действия при выявлении таких лиц.

Понятия «общение» и «коммуникация».

Коммуникация, общение . Обычно коммуникация определяется как "передача информации" от человека к человеку. Общение может осуществляться как в процессе любой деятельности, например производственной, так и при помощи специализированной формы - речевой деятельности или другой деятельности, использующей знаки.

В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Психология общения исследует такие явления, как восприятие и понимание людьми друг друга; передачу и получение информации, взаимовлияние; сплоченность и конфликтность .

Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение (почти синоним во всех языках, кроме русского), обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.

Средствами общения является речь, а так же жесты, мимика и другие, так называемые невербальные средства. Общение всегда осуществляется как процесс, который в наиболее простом виде включает в себя : ориентировку в ситуации, установление контакта, обмен информацией, заключительный этап.

В общении выделяют следующие этапы общения:

1. Ориентировка в ситуации, умение слушать и понимать собеседника. Именно с ориентировки в ситуации начинается практически любой процесс общения.

  • Ориентировка в ситуации общения обычно включает в себя:
  • Уяснение мотивационно - целевого контекста общения;
  • Ориентировку в пространственно – временных условиях общения;
  • Ориентировку в собеседнике (в партнерах ) по общению.

Центральное звено ориентировки в ситуации общения связано с формированием образа партнера по общению. Ориентировка в партнере по общению осуществляется следующими способами:

По невербальным параметрам (по тому, что мы видим);

По речевым характеристикам (по тому, что мы слышим);

По статусно – ролевым характеристикам (по полученной информации);

По действиям и поведению партнера.

2. Умение слушать и понимать собеседника обычно недооценивается. Ошибочно думать, что слушать – значит не говорить. Этот активный процесс проникновения во внутренний мир собеседника. Основные приемы здесь:

Слушать всем телом;

Пассивное слушание: невмешательство, нейтральные, малозначительные фразы (Да, Понимаю Вас и т.п.), кивки;

Активное слушание: обращение за уточнением, перефразирование, отражение чувств говорящего, резюмирование;

Трехтактная схема: поддержка (молчание, угу-поддакивание, эхо, эмоциональное сопровождение) – уяснение (уточняющие вопросы, парафраз) – комментирование (оценка, советы, комментарии);

Деловое общение всегда предполагает достижение какого-либо результата. Если на бытовом уровне цель разговора может и не проявляться, то в бизнес-коммуникациях общение всегда производится для достижения определенной задачи. Навыки эффективного общения для этого просто необходимы.

Из статьи вы узнаете:

Такое субъективное понятие как «эффективность общения» измерить, конечно, трудно. Но в бизнесе любая коммуникация осуществляется для достижения определенного результата. Целями деловых переговоров могут быть:

  • договоренности о совместных проектах;
  • определение стратегии развития;
  • решение текущих задач;
  • представление результатов работы;
  • знакомства с деловыми партнерами;
  • урегулирование разногласий;
  • досудебное решение конфликтных ситуаций;
  • обсуждение промежуточных результатов деятельности и др.

Это не полный перечень целей бизнес-коммуникации. Как видим, у каждого вида переговоров можно определить, достигнута ли цель или нет: осуществлена ли продажа, урегулированы ли разногласия, приняты ли результаты работы, пришли ли стороны к договоренности. Разумеется, пускать на самотек деловую коммуникацию – значит зависеть от случая. А бизнес такого подхода не прощает. Поэтому разработаны специальные технологии эффективного общения , которые позволяют добиваться целей в переговорах.

Технологии эффективного общения

Психологами, бизнесменами систематизированы несколько правил, которые позволяют достигать поставленных целей в бизнес-беседах максимально полно. Например, такие:

Давно уже доказано, что человек получает информацию не только из вербального канала, т.е. из слов, которые он слышит, но еще и из других каналов – тон общения, позы при общении. Может показаться на первый взгляд совсем несущественно, в какой позе и с использованием каких жестов ведутся переговоры, но их результат в итоге очень зависим от данных факторов. Техники эффективного общения предписывают вести беседы в доброжелательном тоне, в спокойном ритме, смотреть собеседнику в глаза, позой тела выражать симпатию.

Если слова будут выражать одну информацию, а язык жестов и тела нести иной посыл, то собеседник не всегда воспримет информацию нужным образом из слов. Только использование в комплексе всех трех основных уровней восприятия информации будет наиболее правильным для достижения результата.

Если ваш оппонент по переговорам медлителен и флегматичен, а вы обрушиваете на него поток информации в том темпе, который он просто не в состоянии освоить, то об успехе в восприятии ваших слов говорить не приходится. Но и в любом общении, даже если вы не настолько хорошо знаете своего собеседника, важно делать остановки, паузы, подчеркивать важные моменты – этим вы даете возможность слушающему усвоить информацию, выделить из нее главное в спокойном режиме. А уж о силе паузы в речи известно много – вовремя сделанной паузой можно держать в интересе толпу. Это знают все великие ораторы.

Этот прием позволяет не только лучше понять оппонента, но и дать ему ощущение значимости, ощущение, что его воспринимают, проявляют интерес к его словам. А это очень важно для достижения не только взаимопонимания, но и целей переговоров.

Пожалуй, это наиболее важный прием, особенно если речь идет о значимых переговорах, где результат имеет большое значение и его надо достигнуть во что бы то ни стало. Условия эффективного общения предполагают, что все слова, сказанные на такой встрече, будут тщательно выверены, взвешены и продуманы. У собеседника будут найдены все «болевые» точки, на каждый его возможный посыл будут готовы контраргументы и доказательства. Наиболее показательны здесь примеры эффективного общения в суде – подготовка адвоката более значима, чем его речь в зале суда. Это же справедливо и в отношении обвинителя, преподавателя, менеджера по продажам.

Задавая вопросы своему оппоненту, вы не только дадите ему понять, что заинтересованы темой, стремитесь понять его, но иногда вопросы могут подвести его к принятию вашей точки зрения, заставить его взглянуть на проблему с иной стороны. Это очень тонкое искусство.

Безусловно, владение специальной терминологией в ряде переговоров очень важно, однако перегружать ею речь тоже не стоит. Иногда использование специальных терминов в общении с людьми, не владеющими этими нюансами, будет говорить о неуважительном отношении. Да и в любом случае зачастую лучше прямо сказать о своих намерениях, желаниях, потребностях, чем сложными путями заставлять собеседника напрягаться и догадываться. В ряде переговоров в бизнесе этот принцип играет решающую роль.

Разумеется, перечисленные техники эффективного общения не являются исчерпывающими. Они, скорее, базовые. Но именно они создают условия эффективного общения, причем не только в бизнесе, но зачастую и в повседневном общении.

Читайте также:

Навыки эффективной коммуникации

Как мы уже рассмотрели, соблюдая приемы эффективного общения, можно успешнее достигать целей в предпринимательской деятельности. Но можно ли этим премудростям научиться? Безусловно, да. Не только можно, но и нужно. Особенно если ваша результативность, ваши показатели, ваша прибыль, наконец, зависит от результатов общения с людьми.

Понятно, что само по себе общение приобретается по мере роста и взросления. Но вот именно деловое общение требует знаний и умений, которые не даются от рождения (бывают, конечно, редкие исключения).

Знания по психологии и технологии эффективного общения могут быть получены на специальных тренингах, из книг, из работы с личным наставником (коучем). Немаловажно в освоении этой науки – наличие практики. Начинать можно с малого – с тренировки простой улыбки, способности дружелюбно и отрыто заговорить с незнакомыми людьми.

На сегодняшний день потребность в такого рода знаниях и навыках очень велика, поэтому предложений различных курсов очень широкое. При выборе стоит отдавать предпочтение тем «тренерам», у кого есть образование в области психологии. Хотя в ряде случаев очень ценную информацию можно получить и у бизнесменов со стажем и подтвержденным неоспоримым успехом в предпринимательстве. Именно они с легкостью приведут жизненные примеры эффективного общения из своей практики и поделятся секретом (если, конечно, они занимаются такой деятельностью, как обучение навыкам делового общения).

Иногда результаты дают даже просмотры записей важных переговоров, моментов деловой коммуникации, репортажи с встреч, где можно увидеть, как профессионалы ведут беседы, как они держатся, какой тон используют и т.д.

Как говорится, было бы желание овладеть этой наукой, а уж возможности для этого обязательно найдутся. Тем более, что специалист, владеющий приемами коммуникации, разбирающийся в психологии общения, умеющий склонить собеседника к нужному результату, ценится сейчас очень высоко. Такие люди востребованы, уважаемы, их труд оплачивается выше специалистов, не имеющих результатов в ведении деловых переговоров.

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы, прежде всего, имеем в виду технику и средства общения.

Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.

Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.

На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражение лица, позы, выбор начальных слов и тона высказываний, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).

Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении.

Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.

Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.

Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражения лица (мимика), часто являются непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил Зигмунд Фрейд.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи . Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.

Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.

Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность.

Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способностей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности. Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения проявляется на этапе преднастройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон. У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.