Постсоветское пространство - это все, что было когда-то советским. Страны постсоветского пространства Ссср и постсоветские государства

Число жителей постсоветского пространства к 2025 году может сократиться до 272 миллионов человек

В 2005 году были опубликованы основные результаты 19-го цикла прогнозных расчетов численности и состава населения мира (пересмотр перспективных оценок 2004 года) до 2050 года, выполненных Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН. По среднему варианту прогноза, совокупное население, проживающее на территории бывшего СССР, быстро увеличивавшееся во второй половине ХХ века, в ближайшие двадцать лет сократится на 13 миллионов человек. Если в 1950 году оно насчитывало около 181 миллиона человек, а в 2005 году - 285 миллионов, то к 2025 году снизится до 272 миллионов человек.

Примерно половину населения постсоветского пространства составляет население России, но доля его постоянно снижается: с 56,7% в 1950 до 50,3% в 2005 и 47,5% к 2025 году. Быстро снижается и доля Украины, которая пока сохраняет за собой второе место по числу жителей в этой группе стран: с 20,6% в 1950 до 16,3% в 2005 и 13,7% в 2025 году. Одновременно с этим быстро растет доля населения Узбекистана, увеличившись за 1950-2005 годы с 3,5% до 9,3%, а в перспективе до 2025 года - до 12,5%. Белоруссия, занимавшая в послевоенном СССР третье место по численности населения (4,3% населения), переместилась к 2005 году на пятое место (3,4%), пропустив вперед не только Узбекистан, но и Казахстан (5,2%), а к 2025 году будет делить шестое и седьмое место с Таджикистаном (по 3,2% от совокупного населения постсоветского пространства), пропустив вперед и Азербайджан (3,5%). Удельный вес населения каждой из остальных стран в рассматриваемой перспективе не превысит 2,3%, несмотря на его быстрый рост (Киргизия, Туркмения), а тем более при его абсолютном сокращении (рис. 1).

Рисунок 1. Численность населения стран - бывших республик СССР, 1950, 2005 и 2025 годы (по среднему варианту прогноза ООН), миллионов человек
Ранжировано по численности населения в 2005 году

Со второй половины 90-х годов рост населения сохранялся лишь в республиках Средней Азии (Киргизии, Таджикистане, Туркмении и Узбекистане) и в одной республике Закавказья - Азербайджане. В Киргизии и Узбекистане среднегодовой темп прирост в 1995-2000 года превышал 1,5%. В 2000-2005 годах он немного снизился, но во всех среднеазиатских государствах по-прежнему превышал 1% в год. Несмотря на постепенное снижение, рост населения в этих странах сохранится в ближайшие десятилетия. По оценкам экспертов ООН, в ближайшие годы будет увеличиваться и население Казахстана (рис. 2). Население других стран - бывших республик СССР - продолжит сокращаться. При этом интенсивность убыли населения Белоруссии, России и Украины будет только нарастать, а интенсивность убыли населения стран Балтии и Закавказья будет ниже, чем во второй половине 90-х годов, но в перспективе будет демонстрировать тенденцию к повышению.

Рисунок 2. Среднегодовые темпы прироста (убыли) общей численности населения стран - бывших республик СССР в отдельные периоды 1995-2025 годов (по среднему варианту прогноза ООН), в %
Ранжировано по темпу прироста (убыли) населения в 2000-2005 годах

В основе быстрого роста численности населения среднеазиатских государств лежит высокий естественный прирост, который в Таджикистане превышает 2% в год, а в Туркмении и Узбекистане - 1,5% в год (рис. 3). Естественный прирост населения сохраняется в Казахстане и Армении, в Грузии он близок к нулевому. Преобладание миграционного оттока населения приводит к сокращению числа жителей этих стран. Сокращение численности населения остальных стран постсоветского пространства связано, главным образом, с довольно интенсивной естественной убылью населения, которая в Белоруссии, России и на Украине превышает 0,5% в год.

Рисунок 3. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения стран - бывших республик СССР, по оценке на 2005 год, в %

Во второй половине 1990-х годов за счет миграции увеличивалось население Белоруссии, России и Туркмении (рис. 4). Наиболее высоким уровнем чистой миграции отличалась Туркмения (2,2 на 1000 человек в среднем за год), в России и Белоруссии она была несколько ниже - 2,0 и 1,5, соответственно. Но в абсолютном выражении больше всего от миграции выигрывала Россия, ежегодно добавляя к своему населению примерно по 287 тысяч человек. Отметим, что в целом по Европе миграционный прирост в этот период составлял 1,1‰ в год, а в целом по развитым странам мира - 2,0‰.

Сокращение населения за счет миграции было наиболее интенсивным в Казахстане (на 12,2‰ в среднем за год), а также в Таджикистане (-10,3‰). В абсолютном выражении больше всего жителей теряли в результате миграционных перемещений Казахстан (примерно по 200 тысяч человек в год) и Украина (100 тысяч).

Рисунок 4. Среднегодовое сальдо миграции в странах - бывших республиках СССР в 1995-2000 годах, тысяч человек и в расчете на 1000 человек постоянного населения
Ранжировано по коэффициенту миграционного прироста населения

Распад Советского Союза привел к резкому увеличению числа мигрантов, выделяемых по такому признанному международным сообществом критерию как рождение за пределами страны постоянного проживания. Таких мигрантов на постсоветском пространстве, по оценке на 2000 год, оказалось 29,3 миллиона человек, больше всего в России - 13,3, на Украине - 6,9, в Казахстане - 3,0, Узбекистане - 1,4, Белоруссии - 1,3 миллиона человек. По удельному весу международных мигрантов больше всего в Эстонии (26,2%) и Латвии (25,3%). Доля родившихся за пределами страны составляет в Казахстане 18,7%, на Украине -14%, в Белоруссии и Киргизии - примерно по 12%, в Молдавии -11%, Литве и России - примерно по 9%. В остальных странах постсоветского пространства доля родившихся за рубежом не превышает 5,5%, а ниже всего она в Азербайджане - 1,8% (рис. 5).

Для сравнения отметим, что на тот же период времени число международных мигрантов в Европе составляло 56,1 миллиона человек, а их удельный вес - 7,7% от общей численности населения.

Рисунок 5. Родившиеся в других странах, оценка на 2000 год, тысяч человек и в % от общей численности населения
Ранжировано по доле международных мигрантов в общей численности населения

Следует, однако, отметить, что критерий рождения за пределами страны проживания для постсоветского пространства, бывшего еще недавно единым государством, не столь убедителен, как для большинства других регионов мира. При таком критерии в число мигрантов, например, в России попадают, многие дети офицеров советской армии, родившееся по месту службы их родителей в Средней Азии; на Украине - если они служили на Дальнем Востоке и т. п. К числу мигрантов относятся представители депортированных народов - родившиеся в ссылке в Казахстане или Узбекистане чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и т.д.


СНГ похоже на голого короля. Дилемма проста: нужен ли ещё кому-то этот король? Не оказываемся ли мы в плену иллюзий, утверждая, что интеграция постсоветского пространства есть безусловное благо? Не является ли это следствием ностальгии по общему прошлому, усиленной комплексом имперской неполноценности? Нужна ли и выгодна ли России подобная интеграция?

Россия как монопольный субъект интеграции

Постсоветское пространство в своей долгой истории объединялось в двух формах - империи и советской федерации. Российская империя исторически была более устойчивым и долгосрочным образованием, хотя и не смогла решить задач гармоничной модернизации и преодоления исторической неодновременности своих составных частей. СССР как федерация оказался неустойчивым, асимметричным политическим компромиссом российского центра и этнических окраин, который разрешился закономерным распадом в контексте сочетания многих неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Следует честно признать необратимость разрыва исторической, социальной, экономической, культурной непрерывности, поддерживаемой Российской империей и СССР. Бывшие союзные республики всё более неодновременны в своих центробежных тенденциях. Среднеазиатские республики тяготеют к периферии капиталистической миросистемы, в то время как Прибалтика стремится найти своё «место с конца», но зато в центре этой системы.

Проблема интеграции заключается в том, что с позиций здравого смысла и рационального экономического расчёта никакой особой и явной выгоды для простых людей из постсоветских стран в данном процессе не просматривается. Однако условия интеграции любых проектов, выходящих за рамки сиюминутных выгод, требуют в качестве своего условия именно отказа от подобной логики прагматизма, признания её иррациональности с позиций неких больших целей и ценностей. Именно таким проектом потенциально является реинтеграция постсоветского пространства, не несущая немедленных и явных выгод её участникам, но вполне способная принести их будущим поколениям. Так как подобное объединение может попасть в мейнстрим мировой глобализации.

Следует признать, единственным потенциальным субъектом интеграции постсоветского пространства является Россия, таково её монопольное географическое положение, экономический вес и политические возможности. Но не оказываемся ли мы в плену иллюзий, утверждая, что интеграция постсоветского пространства есть безусловное благо? Не является ли это следствием ностальгии по общему прошлому, усиленной комплексом имперской неполноценности? Нужна ли и выгодна ли России подобная интеграция?

Например, инфраструктурное взаимодополнение и общие цепочки сложных производств экономик бывших республик были эффективны лишь в условиях экономической автаркии СССР от остального мира, когда в принципе не существовало других возможных экономических партнёров и поставщиков за пределами социалистического периметра. Альтернативного выбора у производителей и потребителей просто не было, либо он был крайне ограничен. Однако распад с отменой сложных сверхзадач и цепочек в советской экономике привнёс возможность выбора товаров, комплектующих, сырья, поставщиков на глобальном рынке. В результате многие из прежних производств рухнули, не выдержав конкуренции и потеряв монополию на рынок сбыта в пределах СССР.

Конечно, русский язык всё ещё сохраняется как формат общения на постсоветской территории, существуют общие транспортные и энергетические системы, культурные и исторические архетипы. Но стоит ли овчинка выделки, а отношения с постсоветским пространством каких-то особых преференций по сравнению с остальным миром? Что это может дать России «здесь и сейчас»? Может ли осуществляться интеграция на абсолютно равноправной основе либо Россия и постсоветские страны могут найти каждый для себя более выгодных партнёров и условия объединения, как это пытаются сделать Прибалтика и Грузия, Украина и Азербайджан?

Действительно, в Российской империи и в СССР создавались единые коммуникации, производственные, энергетические и инфраструктурные цепочки. Но в настоящее время политиками и экономистами всё более осознаётся тот факт, что индустриальная логика экономического взаимодополнения пространства СНГ, доставшаяся в наследство от СССР, оказывается скорее фантомом, чем эффективной реальностью в глобализированной экономике. Ложной оказывается и предпосылка о том, что возможную выгоду экономических обменов определяют выгодные соседские географические связи. Как только экономическое пространство СССР из автаркичного превратилось в открытое, оказалось, что старые соседи по Союзу всё менее нужны, а новые потребители и продавцы всегда готовы прийти к ним на смену.

Таким образом, хуже всего даже не растущие диспропорции экономических связей России со странами СНГ, с одной стороны, и остальным миром - с другой. Проблема в том, что большая часть российского экспорта - минеральные ресурсы и металлы, вывозимые для более высокого передела в более развитые экономики. Но аналогичная структура экспорта и у стран СНГ! Варьируется лишь вид ресурсов (нефть, газ, каменный уголь, руда, минеральные удобрения, металлы, лес), а также более высокая доля бывших советских республик в экспорте сельхозпродукции. Поэтому образуется не взаимодополнение экономик, основанное на мифах об общем прошлом и кумулятивности экономических инфраструктур, а прямая конкуренция за внешние рынки. Различные газовые, нефтяные, трансфертно-трубопроводные конфликты обретают характер политических, поскольку страны СНГ (Украина, Белоруссия, Грузия, Казахстан и др.) являются для России трансфертными по отношению к конечным потребителям в Европе и Азии.

В результате при нынешней структуре экономики и производства России и постсоветских стран интеграция на экономической основе не может быть ведущим фактором реального сближения. Что не исключает самой её возможности и эффективности, связанной с торговлей, обменом ресурсами, унификацией импортно-экспортных тарифов, созданием единых таможенных стандартов.

Реальная проблема в другом - нынешней России нечего предложить ближнему зарубежью в качестве универсальных правил игры, поскольку уровень мышления российских элит не вырастает выше «суверенной демократии» для крупных корпораций, контролирующих российскую «властесобственность». К тому же эти корпорации одновременно снимают сливки с экспорта минеральных ресурсов и любыми способами защищают свои экономические интересы. В результате стратегия сжимается до узко понимаемых национальных интересов, которые элиты часто отождествляют со своими собственными. Состояние российских элит, мыслящих исключительно тактически и прагматически, работает не в пользу интеграции постсоветского пространства как символического проекта, призванного повысить легитимность в том числе и российского политического режима.

На пространстве бывшего СССР любая реальная интеграция может являться только следствием восстановления взаимного доверия бывших союзных республик. Стратегическим решением может быть лишь установление взаимовыгодных долгосрочных правил игры, не зависящих от конфигураций элит, как в России, так и в постсоветских странах. Над СНГ довлеет его характер искусственной структуры, являющейся не реализацией желания исторически сложившихся стран к дальнейшей интеграции, но паллиативом, призванным подсластить горечь от распада СССР и отчасти компенсировать репутационные, политические и военно-стратегические потери России. По крайней мере на первых порах. Сейчас эта пора прошла и необходимо определиться: либо «развод» окончателен, либо бывшие республики осознали общие интересы и готовы восстановить объединённое пространство на неких более универсальных и эффективных началах, нежели те, которые привели к краху СССР.

Никакие искусственные границы и политическая воля не могут остановить объективные процессы глобализации. В мировой экономике, основанной на свободе движения капиталов и товаров, столь же естественной является свобода передвижения рабочей силы. Закрытые границы прямо противоречат аксиомам капитализма.

Либо в качестве третьего варианта признать, что двусторонние связи России с различными странами СНГ могут быть более эффективны, чем попытки воссоздания всё более расходящегося экономического, политического, культурного пространства, связанного на западе и востоке лишь Россией. Назревает необходимость интеграционного проекта, в рамках которого будут найдены решения для обозначенных противоречий. Представляется, что управлять интеграцией СНГ должны вне- и наднациональные организации. Интеграция должна начинаться с прозрачных правил, выгодных для всех в долгосрочной перспективе и независимых от конкретных политических игроков, именно этот вариант оказался оптимальным для ЕС.

Условие нового консенсуса - автономия его участников, независимый выбор без внешнего давления и общие интересы. Последнее на пространстве СНГ в новейшее время агрегировать труднее всего. Поскольку интересы всех новых государств, как правило, исходят из краткосрочных выгод действующих элит, путающих собственные выгоды с национальными интересами. Тем более что национальные элиты бывших республик не затем боролись за неподконтрольность и приватизацию активов, чтобы сдавать их результаты обратно как неким наднациональным структурам, так и собственным народам. В результате, как ни парадоксально, именно новые политэкономические элиты постсоветских стран наименее заинтересованы в возможном объединении.


Постсоветское пространство после распада Советского Союза представляло собой единое геополитическое целое. Но результаты последующего развития новых независимых государств (ННГ), возникших на территории бывшего СССР, свидетельствуют о том, что теперь едва ли возможно рассматривать их в таком качестве: дезинтеграционные процессы привели к фрагментации, что проявляется в различной внешнеполитической ориентации существующих здесь субъектов международных отношений. Учитывая это, можно выделить три группы стран.

К первой относятся государства, которые участвуют в реализации интеграционных проектов, инициированных и возглавляемых Россией, - Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан. Их лидеры, сформировавшаяся там политическая элита исходят из необходимости тесного сотрудничества с Москвой. Они являются членами Евразийского экономического союза, ОДКБ.

Вторая группа состоит из стран, стремящихся войти в евроатланти­ческую систему безопасности и при­­соединиться к европейской экономи­ческой интеграции, став, соответствен­но, членами НАТО и ЕС. Это Украина, Молдавия и Грузия. Они провозгласили курс на вхождение в Европу, который последовательно и неуклонно реализуют. Все они имеют напряженные отношения с Москвой.

В третью группу входят страны, которые не проявляют интереса к участию в интеграционных проектах, возглавляемых Россией, и не стремятся войти в Европу, предпочитая сохранить за собой свободу рук, развивая сотрудничество как с Россией, так и с ЕС, США, а также с Китаем. Это Азербайджан, Узбекистан, Туркмения.

ННГ возникли на месте бывших советских республик, народы которых совместно прожили в одном государстве не одно столетие и экономики которых входили в единый народно-хозяйственный комплекс Советского Союза. Казалось бы, после распада СССР они должны были ориентировать свою внешнюю политику на сохранение единого политического и эко­номического, а также геополитического постсоветского пространства. Однако этого не произошло. Даже в оформившемся на постсоветском пространстве интеграционном ядре в виде Евразийского экономического союза по-разному понимается сущность интеграции, темпы, формы и ме­ханизмы ее осуществления.

Геополитическое единство постсоветского пространства все более и более размывается, и остановить этот процесс не представляется возможным. Для подавляющего большинства этих государств СНГ не является главным приоритетом их внешней политики и, видимо, таковым уже и не будет. Политические элиты не заинтересованы в формировании эффективных и дееспособных институтов и механизмов интеграции, опасаясь лишиться власти и попасть под влияние бывшего «имперского центра» - России. Главного гаранта своей независимости они видят в лице Запада: США, ЕС, НАТО. Но одновременно Запада опасаются, так как западные демократии требуют - может быть, и не всегда настойчиво - уважения прав человека, принципов демократии, совершенствования институтов собственности, что угрожает властным позициям правящей политической элиты, которая рассчитывает остаться у власти надолго, а лучше навсегда. Отсюда и усиливающаяся заинтересованность в расширении связей с Китаем, который, предоставляя кредиты, предлагая различные инвестиционные программы, не выдвигает никаких политических требований, не критикует за нарушение прав человека и вообще не предпринимает никаких шагов, которые могли бы быть расценены как вмешательство во внутренние дела. Пекин для них сегодня самый удобный партнер. Конечно, они видят опасные последствия экономической экспансии КНР на свои рынки и пытаются их ослабить с помощью различных заградительных протекционистских законов. Но разворот в сторону сотрудничества с Китаем очевиден. Политические и в том числе геополитические результаты такой политики зримо проявятся через несколько лет.

США еще в 1993 году заявили о том, что не рассматривают постсоветское пространство в качестве зоны исключительно российских интересов и провозгласили доктрину геополитического плюрализма в регионе. ЕС также проводит активную политику по вовлечению ННГ в зону своего влияния, выделяя для этого немалые ресурсы. В рамках политики «нового соседства», а затем «восточного партнерства» Брюс­сель стремится включить европейские и южнокавказские ННГ в систему особых отношений с ЕС, что подрывает усилия РФ по налаживанию экономической интеграции на постсоветском пространстве. Эту же роль была призвана играть одобренная ЕС в июне 2008 года стратегия нового партнерства в отношении стран Центральной Азии. Тем самым Европейский союз создает необходимые предпосылки для ускорения политической ассоциации и экономической интеграции с заинтересованными странами региона.

Анализ внешней политики ННГ неизбежно ставит вопрос о соответствии международной активности правящих в них политических элит национальным интересам этих стран. Что касается взаимоотношений с Россией, ЕС, США и Китаем, то общенациональный консенсус в этих государствах не сложился, что проявляется и в их внешней политике. Это особенно отчетливо видно на Украине и в Молдавии, хотя и в других ННГ сформировались сходные тенденции. Достигнуть консенсуса по вопросам внешнеполитической стратегии удастся не скоро, и разногласия еще долго будут сотрясать государственные здания в ННГ, обрекая многие из них на существование в статусе несостоявшихся государств.

Интеграционные проекты на постсоветском пространстве, инициированные Россией, встречают там скрытое или открытое отторжение из-за опасения потерять свой суверенитет. Поэтому все ННГ предпочитают строить свои отношения с Москвой на двусторонней основе, руководствуясь принципами международного права.

Распаду единства евразийского геополитического пространства способствует нарастание противоречий между самими ННГ. Противостояние Азербайджана и Армении - из-за Нагорного Карабаха, России и Грузии - из-за статуса Южной Осетии и Абхазии, России и Молдавии - из-за Приднестровья, Узбекистана и Киргизии - из-за водных ресурсов, Узбекистана и Таджикистана - из-за разногласий по поводу демаркации государственной границы и особенно российско-украинский конфликт делают воссоздание единства в рамках какой-то институализированной структуры в обозримом будущем маловероятным.

Стабильность на постсоветском пространстве размывается и неустойчивым социально-экономическим и политическим положением в ННГ. Они приступили к преобразованиям примерно в одно и то же время, что и бывшие социалистические восточноевропейские страны. Но их политические режимы принципиальным образом отличаются друг от друга. Если бывшие союзники СССР смогли создать устойчивые институты демократии с действенной системой сдержек и противовесов и реальной многопартийностью, избежать авторитаризма, то большинство постсоветских стран еще очень далеки от этого. НАТО и ЕС выступили в качестве мощной политической си­лы, заставившей политический истеб­лишмент восточноевропейских стран проводить эти преобразования. Страны постсоветского пространства оказались предоставленными сами себе и пошли по накатанному пути традиционализма. Поэтому и результаты реформ здесь совершенно иные.

За два с лишним десятилетия в них не была создана дееспособная и устойчивая модель экономического развития, способная адекватно реагировать на вызовы глобализации. Ощущения бесперспективности и отчаяния, которые охватывают широкие слои населения ННГ, с одной стороны, ведут к политической пассивности, а с другой - создают мощный социальный заряд огромной разрушительной силы, способный привести к выходящим из-под контроля массовым стихийным протестам в виде «цветных революций».

К наиболее тяжелым последствиям и для самой страны, и для европейской безопасности, и для постсоветского пространства привела украинская «цветная революция». За годы независимости украинская политическая и бизнес-элита не смогла создать современную эффективную экономику, устойчиво работающую систему государственных институтов, политических партий, ориентированных в своей деятельно­сти на защиту интересов общества и го­сударства. Аналогичные общественные настроения характерны для Грузии и Молдавии.

Украинский кризис потряс Содружество Независимых Государств. Некоторые страны поддержали Украину, но никто не заявил открыто о поддержке России. Тем самым украинский кризис явился еще одним весомым фактором дезинтеграции постсоветского пространства. Его урегулированием занимаются внерегиональные страны и институты - ЕС и ОБСЕ. После российско-грузинской войны 2008 года и признания Россией независимости Южной Осетии и Абхазии, присоединение к ней Крыма было воспринято как намерение проводить политику собирания земель, воссоздание российской империи, что вызвало у новых независимых государств заметное отчуждение от Москвы.

Мыслители XIX и XX веков полагали, что евразийское пространство, сформированное в виде Российской империи, а затем СССР, в случае его распада на независимые государства будет источником нестабильности, ареной соперничества различных центров силы. И эти пророчества сбываются. Без объединения государств постсоветского пространства в рамках большого геополитического проекта по созданию интеграционной системы невозможно стабилизировать ситуацию и придать ей устойчивость. В противном случае оно будет раздираться межгосударственными столкновениями, сопровождаться распадом государств, переделом границ очень и очень долго.

В этом плане имеется убедительный опыт Европы, которая прошла длительный путь, прежде чем смогла наслаждаться плодами мира и процветания. Однако здесь такого проекта не имеется. В строительстве Евразийского экономического союза большинство ННГ не участвует и положенные в его основу идеи не разделяет. Местный бизнес в рамках функционирования единого экономического пространства оказался не в состоянии конкурировать на равных с российскими товарами и добивается введения ограничений на поставку российской продукции. Большинство ННГ заинтересовано в участии в реализации китайского проекта создания экономического пространства Великого шелкового пути, связывая с ним надежды на восстановление своей экономики.

Усилия Российской дипломатии использовать механизмы ООН, ОБСЕ, «нормандской четверки» для нормализации обстановки, для прекращения идущей на юго-востоке Украины гражданской войны успеха не имели. Запад, и в первую очередь США, судя по всему, в этом не заинтересован. Он намерен сохранить нарастающий хаос в стране, что исключает возможность установления стабильных отношений между Россией и Украиной. Запад достиг своей стратегической цели. Установившееся враждебное противостояние между двумя странами сохранится, видимо, на долгие годы, что исключает их объединение в рамках каких бы то ни было интеграционных союзов.

Что Россия потеряла и что обрела в результате своей политики на Украине? Она получила Крым, что существенно улучшило ее геополитические позиции в мире, в Европе и Причерноморье. Но потеряла Украину, если не навсегда, то надолго. Но с другой стороны, и пассивное созерцание развития ситуации на Украине не сулило ничего хорошего. По существу, Москва была поставлена перед необходимостью выбора между плохим вариантом развития двусторонних отношений и очень плохим…

…Распад Советского Союза дал мощный толчок борьбе народов на пост­советском пространстве за самоопределение вплоть до образования своих собственных независимых государств, одновременно в некоторых новых независимых государствах началось нацстроительство, в результате чего они начали развиваться не как демократические, а как национальные государства. Это приводит к конфликту между титульными нациями и национальными меньшинствами. Исторически борьба за самоопределение на постсоветском пространстве является четвертой волной самоопределения в Европе.

В результате первой волны в XIX ве­ке завершился процесс формирования национальных государств в Западной Европе и частично на Балканах, затем возникли национальные государства в межвоенный период в Восточной Европе, и наконец, в конце ХХ века началась борьба за самоопределение народов бывшего СССР и Югославии. Распад СССР и образование ННГ не завершили борьбу за самоопределение, напротив она приобрела новую динамику и более острые формы выражения, стремления к самоопределению народов, являющихся там национальными меньшинствами. Это стремление к самоопределению и нежелание национальных элит титульных наций его предоставить способны взорвать как государственность этих стран, так и безопасность на всем постсоветском пространстве. Национализм может превратиться в разрушительную силу, блокирующую трансформацию общества и государства. Его проявления отмечаются в Армении, Азербайджане, Грузии, Украине, странах Балтии. Для его изживания требуется немало времени, в течение которого безопасность в Евразии будет неустойчивой.

Распад СССР еще не завершен. Это произойдет только после создания устойчивой государственности ННГ, решения проблем нацстроительства, нормализации отношений между новыми независимыми государствами, и в первую очередь - между Россией и Украиной. Но для этого потребуется немало времени, в течение которого евразийское геополитическое пространство будет лихорадить, и оно может окончательно исчезнуть как геополитическое целое.

Термин "постсоветское пространство" появился в политологии вслед за распадом Социалистических Республик (СССР). Как правило, он понимается буквально географически - это территория, на которой располагался бывший Советский Союз. Хотя многие политики, культурологи и экономисты вкладывают в него гораздо больше.

Попробуем и мы разобраться. - это что?

География

Наверное, главный момент в понимании термина. Постсоветское пространство - это все бывшие союзные республики, а теперь независимые государства, возникшие после исчезновения СССР. Назовем их все по регионам: Балтия - Латвия, Литва, Эстония; Европа - Беларусь, Украина, Молдавия (Молдова); Закавказье - Армения, Азербайджан, Грузия; Средняя Азия - Казахстан, Узбекистан, Киргизия (Кыргызстан), Туркмения (Туркменистан), Таджикистан.

Для полноты картины, возможно усложняя ее, назовем непризнанные или частично признанные государственные образования, появление которых вызвано проблемами на постсоветском пространстве (к ним вернемся ниже). Итак, Европа - Приднестровская Молдавская республика, Донецкая народная республика, Луганская народная республика; Закавказье - Республика Абхазия, Республика Южная Осетия, Республика Арцах (Нагорный Карабах). Как синоним, объединяющий их все, используется также словосочетание "страны ближнего зарубежья".

В географическом понимании постсоветское пространство составляют именно они. Впрочем, постсоветское пространство - это не только география.

Геополитика

Политологи не ограничивают "территорию" СССР только квадратными километрами. Союз был сильным государством, имевшим огромные сферы влияния, фактически являясь идеологическим, а очень часто и экономическим хребтом государств, объявивших о социалистическом пути развития. Советский Союз частенько контролировал и политическую обстановку этих стран, прибегая порой к военному вмешательству. В сферу "широкого" постсоветского пространства входили такие страны, как: в Европе - Польша, Восточная Германия (ГДР), Чехословакия, Венгрия, Болгария, Румыния; в Азии - Вьетнам, Северная Корея (КНДР); в Латинской Америке - Куба.

Это, впрочем, не значит, что все страны соцлагеря подчинялись СССР. Потому в перечень стран зон влияния СССР не включены вроде бы социалистические Китай, Югославия и Албания, имевшие хронические, вплоть до военных, конфликты и разногласия. Не называем мы и многочисленные страны Африки и Азии, периодически менявшие политический курс, стараясь извлечь полезную для себя "энергию" из геополитической борьбы гигантов - СССР и США. Подобно первому президенту Афганистана Мохаммеду Дауду, однажды заявившему: "Я чувствую себя счастливым, когда могу закурить мои американские сигареты с помощью советских спичек".

Исчезновение СССР внесло большие изменения в разные сферы жизни этих государств, что говорит в пользу оправданности существования большего широкого понимания термина "постсоветского пространства". Это не все, что он означает.

Культурология и социология

Подавляющее большинство населения в родилось и выросло в СССР. Училось в советских школах и вузах, владело государственным языком Советского Союза - русским, жило согласно "кодексу строителя коммунизма", так или иначе разделяло культурные советские ценности. Кроме того, существование республик носило, скорее, административный характер: передвижения населения внутри страны хоть и контролировалось, но не возбранялись, а то и поощрялись. В результате этническая однородность территорий размывалась, появлялись смешанные браки, жители далеких друг от друга регионов имели родственные связи.

Юридическое исчезновение Советского Союза, смена системы ценностей и ориентиров не может мгновенно изменить людей и отменить их родственные связи. Оттого до сих пор даже конфликтующие республики бывшего СССР, хотят они того или нет, ощущают бесспорную общность. В меньшей степени это касается соцстран дальнего зарубежья.

Именно вышеописанное культурологи, социологи и историки также называют постсоветским пространством. И расположено оно не на квадратных километрах, а в душах и головах людей.

К сожалению, перемены не обходятся без проблем. Порой жестких и тяжких. На постсоветском пространстве во всех его измерениях даже спустя четверть века их с избытком. Назовем самые сложные.

Территориальные споры

Что кому? Самый актуальный вопрос при разводе очень горяч и при разделе страны. И хотя де-факто гарантировал новым государством нерушимость границ, согласно их советским контурам, эти споры возникли, возникают и будут возникать.

  • Во-первых, границы бывших союзных республик носили по большей части административный характер и не были согласованы с интересами населения, историческими особенностями, да и никто в руководстве СССР не задумывался о том, что страны когда-нибудь не станет.
  • Во-вторых, подвижность административных границ. Например, тот факт, что присоединение Абхазии к советской Грузии происходило вопреки желанию коренного народа.
  • В-третьих, Советский Союз заморозил многие межнациональные конфликты, которые "растаяли", породив раздел территорий по национальному и религиозному признаку. Данные факты дают оправданные и не очень поводы устраивать территориальные споры или объявлять независимость. Хорошо, если они решаются мирным путем. К сожалению, вариант затяжного военного конфликта наиболее распространен.

Данный аспект для стран социалистического лагеря актуален только для Югославии, до сих пор продолжающей деление.

Национализм

Новые государства всячески ищут поводы выдвинуть вперед свою историческую значимость и силу. Все бы ничего, но при этом доходит до ограничения функционирования неродных для титульного населения языков, даже если в ряде регионов страны они более традиционны во всех смыслах.

Вводятся ограничения в правах для людей некоренной национальности. Не запрещены, а то и поддерживаются политические движения и общественные организации, пропагандирующие национализм вплоть до крайних форм экстремизма, от которого один шаг до фашизма. Часть всего этого - русофобия. Так исторически сложилось, что на имперском пространстве и в Советском Союзе государствообразующим народом были русские.

Причем в СССР продвигались принципы интернационализма и, хотя де-факто признавалось лидерство русских, но всегда подчеркивалось: да, бывают отсталые народы, но это только ввиду исторических обстоятельств, при должном развитии и внимании люди всех наций равны. К сожалению, как реакция на подобные действия идеи национализма имеют почву для развития и в России.

Разгул русофобии наблюдается и во многих странах бывшего соцлагеря. Правда, во многим он связан, скорее, с давним историческим прошлым (в случае с Польшей). Однако национализм в катализе с территориальным спором привел и к жуткой сербско-хорватской войне.

Разрыв экономических связей

Регламентированная экономика Советского Союза была разрушена, уже на старте обрушив и экономики молодых государств и "обеспечив" низкий уровень жизни, безработицу, преступность и прочие подобные "радости".

Странам с большим экономическим потенциалом (Россия и Казахстан) с течением времени удалось встать на ноги. Вызывает уважение курс Белоруссии на постсоветском пространстве. Она - одна из очень немногих стран смогла избежать главных проблем общности бывших стран СССР.

Тяжело пришлось и приходится соцстранам. В рамках социалистического СЭВ (Содружество экономической взаимопомощи) их экономики взаимодействовали с советской и друг с другом. В новой реальности, в рамках Евросоюза, они испытали шок и трепет, ощущая свою ненужность. Поиск своего места в мировой экономике еще продолжается.

СНГ для решения проблем

Именно для решения проблем в рамках одной общности и проведения согласованной политики на постсоветском пространстве было создано Содружество Независимых Государств. На добровольной основе входят в него бывшее республики СССР. В ведении органов СНГ вопросы экономики, культуры и безопасности. К сожалению, не все государства вошли в его состав. Некоторые из него успели уже выйти. Хотя Содружество - хорошая площадка для взаимопонимания. Впрочем, возможны и другие формы. Подобные, например, инициативе Беларуси по созданию Союзного государства России и Беларуси.

Главное ведь то, что нам всем жить если не вместе, то все равно рядом: хорошие соседи лучше плохих.

И Российская Федерация

Постсоветское пространство включает
15 стран входивших до 1991 года
В Советский Союз“
Что же такое «Постсоветское
пространство»?

Постсоветское пространство – территориальная
локализация новых независимых государств, связанных
общностью
исторической
судьбы
(длительным
периодом существования в одном государстве – СССР)
и в силу этого сохраняющих некую идентичность и
сегодня.

Постсоветское пространства имеет определённое ядро из нескольких стран, являющихся центром притяжения других стран региона

Основанием этой зоны
тяготения выступают
Российская
Федерация, Беларусь и
Казахстан.

Страны СНГ можно разделить на три группы:

Группа I. Страны – экспортеры энергоносителей: Россия,
Казахстан,
Азербайджан,
Туркменистан.
Характеризуются значительной величиной экспорта
относительно ВВП, положительным балансом торговли и
счета текущих операций.

Группа II. Экономики Армении, Молдовы,
Кыргызстана, Таджикистана в значительной
степени финансируются за счет поступлений
трудовых мигрантов и поддержки диаспоры.
Для этих стран характерны значительные
отрицательные балансы внешней торговли и
счета текущих операций.

Группа III. Экономики Беларуси, Узбекистана и
Украины.
Эти страны отличаются заметной долей продукции с
относительно высокой степенью переработки в экспорте
(хотя все они обладают и достаточно значительным
сырьевым экспортом).
По размерам ВВП на душу населения и ряду других
индикаторов они ближе к странам первой группы, чем к
странам второй группы.

Что же объединяет эти страны между собой?

- На протяжении более 70 лет ныне независимые
республики входили в единое государство;
- Наличие в прошлом общего экономического
пространства;
- Наличие схожего типа хозяйствования (переход
в начале 1990-х от командно-административной к
рыночной эконмике);

Однако следует отметить, что взаимодействие в рамках
СНГ чаще всего не выходит за рамки, ограниченные
суверенитетом государств. Организационные и
правовые ошибки, допущенные инициаторами и
создателями СНГ, не позволили уже на начальном этапе
формирования этой межправительственной
организации заложить фундамент будущей интеграции.

Таким образом, в отличие от ЕС, где существуют структуры, являющиеся определённым «арбитром» в спорах между её членами, в СНГ

нет такого
«арбитра». идеи интеграции в СНГ в значительной степени зависит от
способности руководства стран «продать» широким массам «идею
присоединения».
Евросоюз
СНГ

ПРИЧИНЫ ТОРМОЖЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

а) незавершенность системных социально-политических и
экономических преобразований;
б) возникновение различных интересов, функционирующих как на уровне государств,
так и на уровне хозяйствующих субъектов;
в) раздел бывшего экономического пространства СССР на «сферы влияния» стран
дальнего зарубежья (от США до Пакистана и Турции);
г) различиЯ в направленности экономических реформ стран Содружества;
д) усиление этнической идентичности и порождаемыми этим межэтническими
конфликтами.Неординарная роль России определяется объективными
факторами: сохранением за Россией статуса энергетической
державы в условиях обостряющейся мировой проблемы
энергоресурсов,
территориальным
расположением
Российской Федерации, предполагающим обретение ею
значения связующего звена между Западом и Востоком.
Потенциально же Россия может претендовать на лидерство
интеграционных процессах в региональном сообществе.

В настоящее время развитие международных и
экономических отношений на Постсоветском
пространстве пошло по пути создания автономных
интеграционных группировок. Это, безусловно, несет в
себе значительный деструктивный потенциал для СНГ
как для организации. Поэтому логично начинать
интеграцию с некоего «ядра». Именно такой основой для
будущей интеграции, вероятно, и станут организации
Таможенный союз и ОДКБ.

Экономика Белоруссии

- Частным сектором создается только около 30% ВВП;
- Присутствие государства в экономике выражается через
владение предприятиями, страховыми и кредитными организациями,
многочисленные налоговые льготы, кредиты и субсидии
предприятиям и населению и т.д.
- Нереструктуризированные предприятия энергетического сектора,
сталкивающиеся с убытками в результате предоставления населению
электроэнергии и тепла по ценам ниже рыночных.

Угрозу для устойчивости бюджетной системы Беларуси представляют квазифискальные операции:

1. Целевое кредитование государственных
предприятий.
2. Размещение депозитов правительства в банках.
3. Кредиты Национального банка для субсидирования
льготных процентных ставок по кредитам.

Однако это нивелируется участием Беларуси как в Таможенном союзе, так и «Союзном государстве», что обеспечивает республики как

льготные поставки сырья,
так и бестаможенный сбыт своих товаров в Россию и
Казахстан.

Это позволяет Беларуси беспошлинно импортировать нефть из России для внутреннего потребления, что ослабляет давление на

государственные
расходы,
возникающие
в
результате
субсидирования жилищно-коммунальных услуг для населения и
предприятий
энергетического
сектора.
В структуре экспорта России
в Беларусь в январе-декабре
2012 года преобладали
топливно-энергетические
товары, на долю которых
приходилось 56,6% от всего
объема экспорта.

Экономика Украины

Государственный бюджет Украины подвержен циклическим
колебаниям: в доходах бюджета основную долю составляют НДС
(33% доходов сводного бюджета), подоходный налог (15%
доходов сводного бюджета), налог на прибыль предприятий (14%
доходов сводного бюджета) и акцизы (9% доходов сводного
бюджета).
В период кризиса политика государства включала регулирование
тарифообразования, дотации национальной компании
«Нафтогаз», национализацию банков через вхождение в их
капитал, сохранение текущих социальных расходов за счет
снижения капитальных расходов, введение единого взноса в
социальные фонды для всех категорий граждан, выпуск
гособлигаций.

Влияние кризиса ослабило бюджетную систему
Украины. Отсутствие резервного фонда и
зависимость от налогов, имеющих циклический
характер поступлений, вынудили власти
прибегнуть к увеличению долговой нагрузки.

Экономика Республики Молдова

Существенную долю в экономике
Республики Молдова составляет
сельское хозяйство, а также переводы
из-за границы. Последние выступали
как двигателем экономического роста
в период с 2004 по 2008 год, так и
ключевым
источником
экономического кризиса в 2009 году.

-
-
Ключевыми источниками доходов являются поступления по налогу на добавленную
стоимость, таможенные пошлины, поступления по налогу на прибыль и подоходному
налогу, а также отчисления в социальные фонды.
Государственный сектор в Молдове характеризуется значительными размерами и
низкой эффективностью, что является значительным препятствием для улучшения
инвестиционного климата и достижения устойчивого экономического роста.
Республике Молдова не удалось произвести реструктуризацию расходных обязательств
в период экономического кризиса. В связи с этим в республике возник дефицит
бюджета. В 2008 году он составил 1% ВВП. В 2009 году дефицит бюджета достиг 6,4%
ВВП, а в 2010 году снизился до 2,5% ВВП.
К концу 2010 года внешний долг составил 952 млн долл. Внутренний долг составил 5,3
млрд рублей. Размер государственного долга составил около 23% ВВП.
ВВП Молдовы упал в 2011 году на 6,5%. Что говорит о экономической слабости

Экономика Азербайджана

Для Азербайджана характерна
низкая
диверсификация
экономики.
Доля
нефтегазового
сектора
в
период 2006–2008 годов, по
данным
Министерства
финансов
республики,
составляла более 60% ВВП.

- Для обеспечения устойчивости бюджетной системы страны в 1999 году был
сформирован Государственный нефтяной фонд, в который поступала часть
доходов от продажи нефти.
- К 2008 году размер Нефтяного фонда составил 3,6 млрд манатов, или около
20% ВВП республики. Это позволило стране сохранить расходы бюджета на
уровне, необходимом для обеспечения расходных обязательств и реализации
антикризисных мероприятий.
- Вопросы увеличения объемов взаимной торговли и развития нормативной
правовой базы двустороннего взаимодействия находятся в центре внимания
России и Азербайджана.
- Россия
заинтересована
в
максимальном
ускорении
заключения
межправительственного соглашения о поощрении и взаимной защите
капиталовложений, отсутствие которого негативно сказывается на уровне
российско-азербайджанского инвестиционного сотрудничества.

Сотрудничество России и Азербайджана

- В Азербайджане создано и действует совместное предприятие «Хазар-Лада» с
участием капитала ОАО «АВТОВАЗ» по сбыту, сервису и техническому
обслуживанию автомобилей LADA.
- Лидерами продаж на рынке среди новых автомобилей являются автомобили LADA
(42,5%). Всего в 2012 году на азербайджанский рынок ОАО «АВТОВАЗ» по ставило
более 11 тыс. автомобилей.
- В 2012 году более 3 млн долл. вложено в развитие совместного предприятия по
производству в Азербайджане бентонитовой глины.
- В конце 2013 года приступил к активной фазе деятельности VTB Bank (Azerbaijan) с
уставным капиталом в размере около 25 млн долл., и в настоящее время на его
рассмотрении находятся шесть проектов, по которым планируется предоставить
кредиты на сумму до 100 млн долл.

Экономика Армении

Местные бюджеты в Армении
относительно
устойчивы,
поскольку базовые источники
доходов местных бюджетов -
налоги на имущество и землю -
относительно стабильны. Их доля
в консолидированном бюджете
невелика (4–5% доходов).

- В 2012 году рост доходов государственного бюджета привел к уменьшению доли местных
бюджетов до 3% в государственном.
- В стране имеются месторождения железной руды, запасы медно-молибденовых и
полиметаллических руд, залежи барита с примесями золота и серебра, свинца и цинка,
разведаны месторождения нефелиновых сиенитов - сырья для производства алюминия и
марганца.
- По состоянию на 1 января 2012 года общее число предприятий и обособленных подразделений с
российским капиталом в Армении составило 1380 (в 2008 году - 1234). Удельный вес этих
предприятий в общем количестве предприятий с участием иностранного капитала составил
25,7% (25,1% - в 2008 году).
- Активно работает на армянском рынке ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», которому принадлежит 100%
акций ЗАО «Электрические сети Армении».
- Компанией ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» в Армении создано 26 компаний,
деятельность которых служит удовлетворению нужд железнодорожной отрасли Армении. Это
компании «O-live», «CK-2000», «Барсис», ООО «Интеркабель», ОАО «Электроприбор», ООО
«Производственная технологическая компания» и другие. Диапазон производимой продукции
- от пошива спецодежды до производства шпал и ка белей. При этом создано 1915 новых
рабочих мест.
- На армянском банковском рынке активную деятельность осуществляет российский
Газпромбанк, являющийся 100%-м собственником армянского ЗАО «Арэксимбанк-Группа
Газпромбанка» и банк ВТБ

Экономика Казахстана

В сфере общественных финансов
Казахстан традиционно - лидер
реформ
на
Постсоветском
пространстве. Общий вектор этих
реформ направлен на повышение
стабильности бюджетной системы, а
также внедрение элементов успешной
мировой практики: переход на
трехлетнее бюджетное планирование,
внедрение
программно-целевых
принципов

- Залогом устойчивости бюджетной системы страны является Национальный фонд
Республики Казахстан, созданный в 2001 году.
- К концу 2011 года размер фонда оценивался в 29% ВВП, что почти в 1,5 раза
превышало общий объем расходов государственного бюджета в 2011 году.
- Доходная база местных бюджетов выглядит довольно стабильной и хорошо защищена
от кризисных явлений в экономике, поскольку привязана к наиболее стабильным
источникам доходов, главными из которых являются подоходный и социальный
налоги, а также налог на собственность, составляющие около 80% всех налоговых и
неналоговых доходов местных бюджетов.
- Правительство Республики Казахстан проводит достаточно жесткую бюджетную
политику, последовательно снижая уровень налоговой нагрузки и одновременно
сдерживая рост бюджетных расходов, что позволяет обеспечивать интенсивный рост
объема Национального фонда
- Таким образом, расходы государственного бюджета после 2005 года остались на
относительно стабильном и самом низком в СНГ уровне - примерно 20–22% ВВП
(19,8% в 2011 году).

Экономика Таджикистана

Экономика
Таджикистана
характеризуется высоким уровнем
бедности. Она в большой степени
зависит от денежных переводов из-за
границы, а также от экспортных
доходов.
Значительная
часть
государственных
инвестиций
осуществляется
за
счет
международных
грантов
и
двусторонних кредитов.

- Без учета грантов дефицит консолидированного бюджета Республики
Таджикистан составлял около 5% ВВП в 2007–2009 годы. Вместе с тем
налоговые поступления бюджета находятся на довольно низком уровне.
- В 2008–2009 годах на экономику Таджикистана серьезное влияние оказал
мировой финансово-экономический кризис в связи с резким снижением
мировых цен на основные экспортные товары республики, а также
резким сокращением размеров денежных переводов трудовых мигрантов
(Денежные переводы сократились более чем на 30%, сокращение доходов
составило 15% от запланированных показателей. Кроме того, произошла
девальвация сомони).

Отличительной особенностью расходной структуры бюджета
Таджикистана является достаточно большая доля капитальных
расходов, что связано с политикой властей страны по увеличению
экономического потенциала. Однако это приводит к сжиманию текущих
расходов, в том числе направляемых на социальные нужды.
Долговая устойчивость государства обеспечивается на основе
реализации утвержденной правительством Таджикистана Стратегии
управления государственным долгом на 2009–2011 годы
(устанавливает лимит государственного долга на уровне 40% ВВП)
Внешний долг республики по состоянию на 1 января 2011 года -
1942,8 млн долл., что составляет 34,37% ВВП.

Ведущие отрасли в экономике

- В республике имеются запасы полиметаллов, угля, нефти, газа. Страна богата гидроресурсами.
- Ведущие отрасли промышленности: хлопчатобумажная, шелковая, швейная, ковроткацкая, пищевая,
химическая, цветная металлургия, машиностроение, стройиндустрия.
- Действуют шесть ГЭС, наиболее мощная из которых Нурекская, а также ряд крупных ТЭС.
- Основная отрасль топливной промышленности - угольная (Шурабадское буроугольное
месторождение). Нефть невысокого качества добывается на севере и юге, газ - в Вахшской и
Гиссарской долинах. Север страны снабжается узбекским газом.
- Таджикистан - один из ведущих хлопководческих регионов СНГ (43% производства
тонковолокнистого хлопка). Развито шелководство, овощеводство, садоводство и виноградарство.

Сотрудничество с Россией

- Объем накопленных российских инвестиций в экономику Республики
Таджикистан в конце 2012 года составлял около 60% от общей суммы
инвестиций (около 800,0 млн долл.).
- В 2012 году по сравнению с 2008 годом объем российских вложений в
экономику Республики Таджикистан уменьшился почти на 60%. Такое
снижение главным образом связано с завершением в 2009 году
строительства и вводом в эксплуатацию Сангтудинской ГЭС-1 (ОАО
«ИНТЕР РАО ЕЭС»).
- В настоящее время в Республике Таджикистан зарегистрировано 148
совместных российско-таджикских предприятий, из которых достаточно
активно работает около 25.

Экономика Кыргызстана

Разграничение
полномочий
между
уровнями
государственной
власти
привело
к
их
существенной
централизации и общему сокращению
количества уровней бюджетной системы
(с четырех до двух).
В настоящее время консолидированный
бюджет включает в себя государственный
бюджет (республиканский бюджет и
бюджеты
органов
местного
самоуправления) и бюджет Социального
фонда.

- Доля ВВП, перераспределяемая через бюджетную систему Кыргызской Республики,
существенно выросла с 2005 по 2011 год: по доходам консолидированного бюджета - с
23 до 33%, по расходам - с 27 до 38%.
- Рост доходов ресублики был обусловлен улучшением налоговой политики и повышением
качества администрирования, но также в значительной степени связан с поступлениями от
золоторудного месторождения Кумтор.
- Однако кризис, произошедший в стране в 2010 году и повлекший за собой экономическую
дестабилизацию, потребовал существенного увеличения социальных расходов и расходов на
поддержку экономики, что не позволило снизить расходы и привело к дальнейшему росту
дефицита.
- После волнений 2010 г. Техническим правительством проводилась большая работа по
обеспечению энергетической безопасности (финансовое оздоровление предприятий,
укрепление финансовой дисциплины и ликвидация коррупционных схем)
- В обход территории Узбекистана завершается строительство высоковольтной линии «ТашКумыр - Караван», а также линий «Парники - Тепе-Курган», «Алай – Кадамжай»,
«ТЭЦ г. Ош – Карасуу».

Благодаря сотрудничеству с Россией

- Несмотря на прошедшие события, внешнеторговый оборот в 2011 году
возрос на 8,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и
составил 2,8 млрд долл.
- Экспортные поставки увеличились на 21,2%, импорт возрос на 3,4%.
- Несмотря на произошедшие события, поступление прямых иностранных
инвестиций за 2012 год
увеличилось на 14,2% по сравнению с
аналогичным периодом прошлого года. Это свидетельствует о том, что
инвесторы доверяют новым властям и ожидают, что будут созданы
благоприятные условия работы.

Экономика Узбекистана

Экономика Узбекистана сильно не
зависит от цен на нефть. Слабое влияние
кризиса
объясняется
структурой
внешнеэкономических
связей
республики,
а
также
достаточно
эффективной
антикризисной
программой расходов. По данным МВФ,
темпы роста ВВП составили 9% в
2008 году, в 2009 и 2010 годах
экономика
Узбекистана
выросла
соответственно на 8,1 и 8,5%.

- Профицит консолидированного бюджета достиг в 2010 году 4,9% ВВП,
увеличившись с 2,8% ВВП в 2009 году отчасти благодаря более высоким
ценам на биржевые товары.
- Более низкие налоговые поступления а также использование единой
налоговой ставки для малого бизнеса более чем компенсировались
широкомасштабным
сокращением
неприоритетных
расходов.
Государственный и гарантированный государством долги остаются на
низком уровне.
- Узбекистан был одним из лидеров СНГ по темпам экономического
роста в связи с эффективной реализацией антикризисной политики, а
также благодаря высоким ценам на газ и золото.

За годы независимости в Республике Узбекистан создан
благоприятный инвестиционный климат, широкая система
правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов,
разработана целостная система мер по стимулированию деятельности
предприятий с иностранными инвестициями.
Из всех преимуществ ключевыми факторами успеха ведения бизнеса
в Узбекистане являются богатая сырьевая база, выгодное
географическое расположение в центре крупнейших региональных
рынков, интегрированная в сеть наземных и воздушных
коммуникаций международного значения транспортнологистическая система, диверсифицированная индустриальная
база и научно-интеллектуальный, кадровый потенциал республики.

Сотрудничество с Россией

- Существуют предпосылки для сотрудничества России и Узбекистана в сфере
модернизации и согласования инновационной политики.
- Производственный потенциал местной электроэнергетики значительно вырос в
рамках реализации совместно с Россией «Программы развития и
реконструкции генерирующих мощностей» на 2001–2010 годы.
- В ГАК «Узбекэнерго», введен энергоблок мощностью 300 МВт на НовоАнгренской ТЭС. Стал выдавать электрическую энергию блок № 1
мощностью 800 МВт Талимарджанской ТЭС. Его ввод повысил надежность
электроснабжения потребителей Самаркандско-Бухарского региона.

Введено в строй более восемнадцати тысяч километров линий электропередачи всех
напряжений, соединившие Ново-Ангренскую ТЭС и подстанцию Узбекистанская, а
также подстанции Гузар–Сурхан, создали в стране единую энергетическую систему, что
позволило обеспечить надежное снабжение населения Ферганской долины и юга
Узбекистана электроэнергией.
Построенная в прошлом году высоковольтная линия ПС Гузар – ПС Сурхан
существенно повысила экспортный потенциал узбекской энергосистемы, увеличивающей
поставки электрической энергии в Кабул.