Рекомендации по формированию системы внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни государственных и муниципальных учреждений. Об утверждении регламента организации и осуществления внутреннего контроля

Однако только с 1 января 2013 года Федеральным законом о бухучете официально установлена обязанность организаций осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Недавно Минфин России подготовил рекомендации по этому вопросу. Как организовать и документально оформить внутренний контроль исходя из данных рекомендаций, рассмотрим в данной статье.

Основные требования

Согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) организация обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если ее подлежит , то она обязана организовывать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (за исключением случаев, когда ее руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя).

Не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.


Закон № 402-ФЗ не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако понятно, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни...


Например, вопросы внутреннего контроля в экономических субъектах регламентируются нормами, устанавливающими создание ревизионных комиссий финансово-хозяйственной деятельности общества:

  • статьей 85 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
  • статьей 47 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Требования, предусмотренные данными федеральными законами, необходимо соблюдать.

В данном документе дано понятие внутреннего контроля как процесса, направленного на получение достаточной уверенности в том, что организация обеспечивает:

  • а) эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;
  • б) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;
  • в) соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

Элементы внутреннего контроля

Основными элементами внутреннего контроля экономического субъекта являются:

  • контрольная среда;
  • оценка рисков;
  • процедуры внутреннего контроля;
  • информация и коммуникация;
  • оценка внутреннего контроля

Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности организации, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю в организации в целом. Она отражает культуру управления организацией и создает надлежащее отношение персонала организации к осуществлению данного контроля.

Коммуникация как элемент внутреннего контроля - это способ распространения информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля. Например, каждый сотрудник организации должен быть осведомлен о рисках, относящихся к сфере его ответственности, об отведенной ему роли и задачах по осуществлению внутреннего контроля и информированию руководства.


Постановка контроля
за фактами хозяйственной жизни очень важна для организации. Контроль традиционно подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Оптимально, когда эти этапы разделены между разными работниками организации. Если санкционирование и контроль за совершением хозяйственных операций будут поручены одному должностному лицу, это может привести к ошибкам и возможным злоупотреблениям с его стороны - ведь он полностью контролирует хозяйственную жизнь, от «а» до «я». Если же в разных этапах контроля участвуют разные сотрудники, это повышает независимость и эффективность контрольных мероприятий. Для их проведения целесообразно (не обязательно, но желательно) создать комиссию по внутреннему контролю. Именно ее члены будут независимыми ревизорами.

Оценка рисков и управление ими также являются важной составляющей системы внутреннего контроля. Под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения экономическим субъектом целей деятельности. Риски могут быть сгруппированы по следующим видам: финансовые, правовые, страновые и региональные, репутационные и др. Информация о рисках хозяйственной деятельности необходима организации для полного представления о своем финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в своем финансовом положении.


К сведению!

Организации, публикующие годовую отчетность по каждому виду рисков в годовой бухгалтерской отчетности, обязаны раскрывать информацию о таких качественных характеристиках своей хозяйственной деятельности, как подверженность рискам, и о причинах их возникновения; концентрации риска (описание конкретной общей характеристики, которая отличает каждую концентрацию (контрагенты, регионы, валюта расчетов и платежей, др.); механизм управления рисками (цели, политика, процедуры, применяемые в области управления рисками, и методы, используемые для оценки риска, и т. п.); изменения по сравнению с предыдущим отчетным годом (Информация Минфина России № ПЗ-9/2012).


Для достижения своей финансовой стабильности организация может применять следующие процедуры внутреннего контроля:

  • документальное оформление (например, осуществление записей в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений исключительно на основе расчетов);
  • проверка оформления первичных учетных документов на соответствие установленным требованиям при принятии их к бухгалтерскому учету;
  • санкционирование (авторизация) сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности совершения их. Как правило, оно выполняется персоналом более высокого уровня, чем лицо, осуществляющее сделку или операцию;
  • сверка данных;
  • разграничение полномочий и ротация обязанностей персонала;
  • процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;
  • надзор за правильностью осуществления сделок и операций, выполнения учетных операций, точности составления бюджетов (смет, планов), соблюдением установленных сроков составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами (правила и процедуры, регламентирующие доступ к информационным системам, данным и справочникам, правила внедрения и поддержки информационных систем, процедуры восстановления данных и др.).

В любом случае, если основные процедуры контроля фактов хозяйственной жизни соблюдаются не формально, а хорошо проработаны, то они позволят обеспечить высокую эффективность внутреннего финансового контроля организации в целом.

Документирование внутреннего контроля

Порядок организации и осуществления внутреннего контроля необходимо оформить документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов организации (приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета).

Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика организации, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала организации и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.


На заметку

Документами, устанавливающими правила коммуникации, могут являться: положения, графики предоставления данных и составления отчетности, должностные инструкции.


Документацию по организации внутреннего контроля необходимо регулярно обновлять. Оценивать необходимость ее обновления нужно не реже одного раза в год. Основанием для обновления документации могут являться, например, результаты непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы организации.

Организация внутреннего контроля

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала организации, определяются в зависимости от характера и масштабов ее деятельности, особенностей ее системы управления.

При организации внутреннего контроля необходимо исходить из того, что:

  • внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления организации, во всех ее подразделениях;
  • в осуществлении внутреннего контроля должны участвовать все сотрудники в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

Внутренний контроль, как правило, осуществляют:

  • органы управления организации;
  • ревизионная комиссия (ревизор);
  • главный бухгалтер или иное должностное лицо организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета;
  • внутренний аудитор (служба внутреннего аудита);
  • специальные должностные лица, специальное подразделение организации, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля, предусмотренного иными федеральными законами;
  • другой персонал и подразделения организации.
  • При организации и осуществлении внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни организация должна руководствоваться требованием рациональности.


    Елена Антаненкова , руководитель экспертно-консультационного отдела Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт», для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


    Ищете решение Вашей ситуации?

    «Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде.

    В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

    Под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством в качестве средств, применяемых при ведении эффективной хозяйственной деятельности учреждения.

    Система внутреннего контроля создается в целях обеспечения:

    • соблюдения государственной политики (стратегии) руководством учреждения;
    • эффективности и результативности своей деятельности, в том числе достижении финансовых и операционных показателей;
    • сохранности имущества и инфор-мации;
    • достоверности и своевременности бухгалтерской отчетности;
    • соблюдения применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

    Порядок организации внутреннего контроля , в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала учреждения, определяются руководителем учреждения в зависимости от характера, масштабов и специфики деятельности учреждения, а также особенностей системы управления.

    При организации внутреннего контроля необходимо учитывать следующее:

    • внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления учреждением, а также во всех его подразделениях;
    • в осуществлении внутреннего контроля должны участвовать все сотрудники учреждения в соответствии с их полномочиями и функциями;
    • созданная система внутреннего контроля должна быть рациональной и полезной, т.е. сопоставима с затратами на ее организацию и осуществление.

    При этом организация и оценка внутреннего контроля учреждения может осуществляться специально созданным подразделением (отделом, участком) в пределах возможностей учреждения или возложением функций на отдельных специалистов учреждения. В этом случае за определенными специалистами учреждения закрепляются должностные обязанности по методическому обеспечению организации и проведению внутреннего контроля, координация деятельности всех подразделений (участков) в системе внутреннего контроля, а также оценка системы внутреннего контроля.

    В качестве примера, отвечающего вышеперечисленным требованиям, приводится один из возможных вариантов формирования Положения и оформления приказа о системе внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни учреждения.

    Образец приказа об утверждении Положения по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни в учреждении

    Эффективность системы внутреннего контроля, созданной руководством учреждения, зависит от способности решать поставленные задачи и обеспечивать защиту учреждения от возможных рисков.

    Внутренний контроль способствует достижению руководством учреждения целей своей деятельности, но не гарантирует их достижение, так как эффективность внутреннего контроля может быть ограничена следующими обстоятельствами:

    • изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства учреждения;
    • превышением должностных полномочий руководством или персоналом учреждения, включая сговор персонала;
    • возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе и составления бухгалтерской отчетности.

    Система внутреннего контроля учреждения включает три составляющие:

    • среду контроля;
    • систему бухгалтерского учета;
    • средства контроля.

    Среда контроля представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности учреждения, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне учреждения в целом. Контрольная среда отражает культуру управления учреждением, создает надлежащее отношение персонала к учреждению и осуществлению внутреннего контроля, а также означает осведомленность и конкретные действия руководства и учредителя (ГРСБ), направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.

    Составляющими элементами среды контроля являются политика и стиль управления, обеспечивающие понимание сотрудниками учреждения важность внутреннего контроля и позицию руководства по отношению к проблемам внутреннего контроля. При этом от руководителей учреждения, принимающих конкретные управленческие решения, зависит следующее:

    • создание организационной структуры с четко продуманным разделением обязанностей, взаимосвязи с процедурами контроля с учетом квалификации и опыта специалистов;
    • организация надежного учета финансовых и материальных ресурсов, не допускающего расточительства и хищений;
    • соблюдение хозяйственного законодательства;
    • создание специальной контрольной службы в учреждении и т. п.

    Одним из важнейших элементов среды контроля для учреждения являются методы планирования внутреннего контроля , включающие периодическую бухгалтерскую отчетность о результатах деятельности учреждения в соответствии с установленными бюджетными сметами (планами финансово-хозяйственной деятельности) учреждения; определение значительных расхождений между фактическими результатами деятельности по данным бухгалтерской отчетности и плановыми показателями; принятие необходимых мер по их исправлению на соответствующем уровне управления.

    Действенность и эффективность системы внутреннего контроля хозяйственной деятельности учреждения определяется оценкой достижения конкретных результатов. Методика оценки достижения конкретных результатов учреждением предполагает проведение мониторинга результатов деятельности учреждения.

    Основным элементом внутреннего контроля учреждения является оценка рисков , связанная с выявлением и анализом последствий недостижения учреждением целей хозяйственной деятельности. При выявлении рисков руководство учреждения должно принять соответствующие управленческие решения путем создания необходимой контрольной среды , организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

    При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности оценка рисков необходима в целях выявления обстоятельств и причин, которые могут оказать влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В ходе такой оценки руководству учреждения следует рассматривать вероятность искажения отчетных данных исходя из следующих допущений:

    • возникновение и существование: активы, обязательства и финансовый результат фактически существуют на отчетную дату; факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете учреждения, имели место в течение отчетного периода и относятся к деятельности учреждения;
    • полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете;
    • права и обязательства: учреждение имеет права на отраженные в бухгалтерском учете активы и несет ответственность по существующим обязательствам;
    • оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном и количественном измерении на соответствующих счетах и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;
    • представление и раскрытие: данные бухгалтерского учета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской отчетности.

    Контрольная среда учреждения может оформляться следующими документами:

    • положение о стратегии, целях и ценностях учреждения, определяющее статус учреждения при предоставлении государственных и муниципальных услуг;
    • деловая этика, описывающая правила поведения руководства и персонала учреждения при наступлении разных событий, процедуры рассмотрения жалоб;
    • организационная структура учреждения, определяющая место и роль его подразделений, уровни принятия управленческих решений, штатное расписание;
    • при наличии структурных подразделений учреждения необходимы положения об отдельных подразделениях, определяющие их функции, полномочия и ответственность их руководителей;
    • внутренние распорядительные документы, определяющие правила принятия решений и осуществления отдельных хозяйственных операций, в том числе учетная политика учреждения ;
    • кадровая политика, устанавливающая направления найма, обучения и развитие персонала учреждения, критерии оценки результатов деятельности, систему оплаты труда.

    Применительно к ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской отчетности контрольную среду могут описывать:

    • положение о бухгалтерской службе;
    • учетная политика учреждения для целей бухгалтерского и налогового учета;
    • требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений (участков) и персонала учреждения и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета. При этом необходимо обратить внимание на порядок взаимодействия по вопросам бухгалтерского учета учреждения и централизованной бухгалтерии.

    В систему бухгалтерского учета включается:

    • учетная политика учреждения, ее организационно-технические и методологические аспекты;
    • организационная структура бухгалтерии, распределение обязанностей и полномочий между исполнителями;
    • порядок оформления первичных документов и организация документооборота;
    • система бухгалтерских записей и порядок отражения данных в регистрах бухгалтерского учета;
    • процесс подготовки бухгалтерской отчетности;
    • средства контроля, предусмотренные системой бухгалтерского учета;
    • критические области бухгалтерского учета и возможные риски.

    Процедуры санкционирования расходов являются обязательными и последовательно осуществляемыми для всех учреждений. Факты хозяйственной деятельности учреждения, совершенные во исполнение вышеуказанной процедуры, в обязательном порядке и в той же последовательности находят свое отражение в бухгалтерском учете. Процедура санкционирования расходов учреждения подразделяется на этапы, в соответствии с которыми в регистрах бухгалтерского учета учреждения отражаются следующие хозяйственные операции:

    • принятие сметных (плановых) обязательств в пределах доведенных до учреждения утвержденных показателей (ЛБО, субсидий) текущего финансового года;
    • подтверждение обязанности учреждения оплатить за счет утвержденных бюджетной сметой (ПФХД) денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты.

    Для проведения процедуры санкционирования в бухгалтерском учете используются в обязательном порядке счета 5 раздела Плана счетов , предназначенные для ведения учета учреждениями сумм расходов, утвержденных бюджетной сметой для казенных учреждений и планом финансово-хозяйственной деятельности показателей по доходам и расходам для бюджетных и автономных учреждений. При помощи счетов 5 раздела Плана счетов фиксируются также принятые учреждениями сметные (плановые) обязательства и денежные обязательства на текущий финансовый год.

    Операции по санкционированию обязательств учреждения, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

    В соответствии с Единым Планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, для отражения в учете операций санкционирования расходов всеми типами учреждений и финансирования доходов бюджетными и автономными учреждениями регламентируется использовать следующие счета 5 раздела:

    Для казенных учреждений:

    Счет 50100 «Лимиты бюджетных обязательств» используется в целях учета показателей утвержденных и поступивших лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год в соответствии с бюджетной сметой и бюджетной росписью. Лимиты бюджетных обязательств группируются в разрезе аналитических счетов

    Используется в целях учета показателей принятых бюджетных обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых обязательств (денежных обязательств).

    При этом учет принятых бюджетных обязательств и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований финансового органа.

    Группировка принятых учреждением обязательств осуществляется в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета, определяющий бюджетные и денежные обязательства.

    Счет 50300 «Бюджетные ассигнования» используется в целях учета показателей утвержденных и поступивших бюджетных ассигнований текущего финансового года.

    Группировка бюджетных ассигнований осуществляется в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета.

    Для бюджетных и автономных учреждений:

    Счет 50400 «Сметные (плановые) назначения» используется в целях учета сумм утвержденных на соответствующий финансовый год плановых назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также сумм внесенных изменений в показатели плановых назначений, утвержденных в установленном порядке в течение текущего финансового года.

    Счет 50200 «Принятые обязательства» используется в целях учета показателей принятых плановых обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года и внесенных в текущем финансовом году изменений в показатели принятых плановых обязательств (денежных обязательств).

    При этом учет принятых плановых обязательств и денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики.

    Группировка принятых учреждением обязательств осуществляется в разрезе счетов, содержащих соответствующий аналитический код группы синтетического счета, определяющий плановые (расходные) обязательства и денежные обязательства.

    Счет 50600 «Право на принятие обязательств» используется в целях отражения информации об объеме права бюджетными и автономными учреждениями на принятие в пределах утвержденных ему на соответствующий финансовый год сумм плановых назначений обязательств учреждения.

    Счет 50700 «Утвержденный объем финансового обеспечения» используется в целях учета бюджетными и автономными учреждениями сумм утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения на соответствующий финансовый год объемов доходов (поступлений), а также сумм внесенных в установленном порядке в течение текущего финансового года изменений.

    Счет 50800 «Получено финансового обеспечения» используется в целях учета бюджетными и автономными учреждениями сумм полученного в текущем финансовом году финансового обеспечения (доходов и поступлений) и сумм возврата ранее поступившего финансового обеспечения (доходов и поступлений).

    Операции санкционирования расходов учреждения отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных документов, предусмотренных Инструкцией по бухгалтерскому учету № 157н.

    В процессе исполнения бюджетной сметы казенное учреждение и плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетное и автономное учреждение принимают на себя сметные или плановые обязательства.

    Принятие сметных (плановых) обязательств заключается в праве осуществления расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных сметных (плановых) назначений. В бухгалтерском учете принятие обязательств за счет сметных (плановых) назначений отражается в момент совершения хозяйственных операций по признанию кредиторской задолженности, подлежащей погашению за счет ЛБО казенных учреждений или за счет разных источников финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений:

    • по начислению различных выплат работникам учреждения;
    • по начислению различных налогов, сборов и платежей в бюджет;
    • по начислению задолженностей поставщикам и подрядчикам за приобретение материальных ценностей (работ, услуг);
    • по начислению задолженностей по прочим хозяйственным операциям в соответствии с действующим законодательством.

    Принятие обязательств казенными учреждениями за счет бюджетной сметы (ЛБО), а также бюджетными и автономными учреждениями за счет плановых назначений ПФХД отражается в учете одновременно с признанием кредиторской задолженности учреждения, подлежащей погашению за счет разных форм источников финансового обеспечения (ЛБО, субсидии бюджета, средства приносящей доход деятельности и т. п.).

    Оценка эффективности системы бухгалтерского учета определяется с учетом соответствующих критериев, в части временного периода, правильности сумм, отражения деталей операций, имеющих существенное значение для бухгалтерского учета и отчетности, соответствия нормативным актам и учетной политике.

    Средства контроля (т. е. конкретные действия и мероприятия) вытекают из разработанной руководством политики учреждения и служат для ее реального воплощения при помощи процедур внутреннего контроля, направленных на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей учреждения.

    Средства контроля обеспечивают достижение следующих целей:

    • достаточное разделение обязанностей;
    • авторизация (санкционирование) операций;
    • правильное документирование операций и их бухгалтерский учет;
    • обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей;
    • независимые проверки деятельности.
    • документальное оформление. Правильное документирование операций и их учет заключаются в процедурах фиксации информации об операциях и подведении итогов в документах и учетных регистрах с соблюдением требований полноты, своевременности документального оформления и отражения в учете совершенных операций. Например , записи в регистрах бухгалтерского учета должны осуществляться на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок. При этом существенные оценочные значения, включаемые в бухгалтерскую отчетность, должны основываться на экономически-обоснованных расчетах;
    • подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям. Например , при принятии первичных учетных документов к бухгалтерскому учету должна проводиться проверка их оформления на соответствие требованиям законодательства. К данной процедуре внутреннего контроля относятся также процедуры контроля, связанные с операциями перечисления денежных средств в оплату за материальные ценности и фактическое их поступление и принятие к бухгалтерскому учету учреждения и т. д.;
    • санкционирование (авторизация) хозяйственных операций. Данная процедура внутреннего контроля подтверждает правомочность совершения операций и должна выполняться персоналом более высокого уровня квалификации, чем исполнитель этой операции. Каждая операция должна быть надлежащим образом санкционирована (авторизированна). В этом случае процедуры контроля оцениваются как достаточные. Получение общих разрешений позволяет руководству установить единую процедуру для персонала учреждения по приобретению и расходованию активов. Например , авансовый отчет сотрудника должен утверждаться руководителем учреждения. Кассовые документы подписываться руководителем и главным бухгалтером учреждения и т. д.;
    • сверка данных бухгалтерского учета. Например , в целях подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности учреждения должна проводиться сверка расчетов с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками). Остатки по счетам учета наличных денежных средств должны сверяться с остатками денежных средств по данным кассовой книги и т. д.;
    • разграничение полномочий и ротация обязаннос-тей. С целью уменьшения рисков возникновения ошибок и злоупотреблений полномочия по подготовке первичных учетных документов, санкционированию (авторизации) хозяйственной операции и отражению ее результатов в бухгалтерском учете, как правило, должны возлагаться на разных лиц на ограниченный период. Цель достаточного разделения обязанностей заключается в предотвращении умышленных и случайных ошибок. Данная цель достигается в разделении функций управления и учета активов. Сотрудники, которые временно или постоянно работают с активами учреждения, не должны вести их учет. Если обе эти функции выполняются одним и тем же лицом, имеется большой риск, что активы будут использованы в собственных интересах, а данные учета - искажены. Желательно, чтобы сотрудники, которые выдают разрешения на совершение операций, не имели контроля над активами, задействованными в этих операциях;
    • физический контроль, в том числе охрана, ограничение доступа, инвентаризация объектов. Обеспечение сохранности активов и бухгалтерских записей достигается наиболее эффективными методами защиты - физическими мерами контроля;
    • надзор. Данная процедура внутреннего контроля предполагает оценку достижения поставленных целей и показателей деятельности учреждения. Например , оценка правильности выполнения хозяйственных и учетных операций, достоверности (точности) составления казенными учреждениями бюджетных смет и планов финансово-хозяйственной деятельности бюджетными и автономными учреждениями, соблюдения установленных сроков составления и представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности и т. д.

    Для целей противодействия злоупотреблениям и мошенничеству наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) хозяйственных операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, физический контроль.

    Необходимость независимой проверки деятельности учреждения возникает, когда структура внутреннего контроля становится менее эффективной из-за отсутствия механизма ее периодического анализа. Сотрудники могут забывать, не выполнять предписания или допускать халатность при отсутствии контроля за их действиями. Регулярный анализ системы внутреннего контроля учреждения является необходимым, однако изменения в систему могут быть внесены лишь после проведения оценки их эффективности.

    Эффективность внутреннего контроля снижается при превышении руководством или персоналом учреждения должностных полномочий. При этом одним из важных направлений оценки рисков является оценка риска злоупотреблений и мошенничества, которые могут быть связаны с приобретением и использованием активов, ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской отчетности, совершением действий, являющихся коррупционными. Оценка данного риска предполагает выявление обстоятельств, которые могут привести в дальнейшем к злоупотреблениям и мошенничеству, а также возможностей для их совершения, в том числе связанных с недостатками контрольной среды и процедур внутреннего контроля учреждения.

    В зависимости от момента осуществления различают предварительные и последующие процедуры внутреннего контроля. Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности учреждения (физический контроль, санкционирование (авторизация) хозяйственных операций и т.д.). Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности учреждения (сверка, надзор и т.д.).

    Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении всех элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их и должна осуществляться не реже одного раза в год.

    Эффективность системы внутреннего контроля означает, что внутренний контроль осуществляется в течение всего отчетного периода оперативно и постоянно, а также соответствует установленному порядку в учреждении. Подтверждение эффективности системы внутреннего контроля предполагает тестирование определенного объема доказательств осуществления внутреннего контроля в течение определенного периода времени с помощью установленных процедур на основе принятого плана тестирования, в котором определены способы, процедуры, объемы и период тестирования.

    Тестирование эффективности внутреннего контроля проводится при помощи выборки определенных хозяйственных операций методом случайного отбора. При этом на размер выборки хозяйственных операций могут влиять обстоятельства и особенности системы внутреннего контроля учреждения, к которым относятся:

    • выполнение ручного внутреннего контроля: чем больше частота ручного внутреннего контроля, тем больший объем хозяйственных операций должен подлежать тестированию;
    • существенность внутреннего контроля: процедуры внутреннего контроля, являющиеся более важными, с точки зрения управления учреждением, должны подлежать более обширному тестированию. Например, если наблюдаются искажения некоторых данных в бухгалтерской отчетности, которые должен предотвращать внутренний контроль, тем более важным является этот участок внутреннего контроля для тестирования;
    • риск сбоя тестируемой процедуры внутреннего контроля: изменения в объемах или видах хозяйственных операций, а также численности и квалификации персонала учреждения, ответственного за осуществление и оценку внутреннего контроля, которые произошли в течение проверяемого периода, могут привести к увеличению размера выборки для целей тестирования;
    • уровень автоматизации процедуры внутреннего контроля: в целях тестирования автоматической процедуры внутреннего контроля достаточно выполнить единственное ее повторение в информационной системе, тем самым выборка отсутствует. При этом необходимо подтвердить эффективность процедур общего компьютерного контроля в течение определенного периода.

    Для оценки эффективности системы внутреннего контроля учреждения рекомендуется применение следующих способов:

    • опрос персонала учреждения , который проводится с целью оценки знаний и квалификации персонала, а также получения информации о фактическом порядке совершения хозяйственных операций и осуществления внутреннего контроля;
    • наблюдение за совершением хозяйственных операций и осуществлением внутреннего контроля в учреждении с целью подтверждения факта проведения в учреждении внутреннего контроля совершаемых операций;
    • проверка доказательств осуществления внутреннего контроля и его результатов на документальном уровне с целью выявления ошибок при совершении хозяйственных операций и мер по их устранению.

    В случае выявления недостатков эффективности внутреннего контроля рекомендуется провести анализ причин выявленных недостатков, а также определить меры по их устранению. При этом необходимо сделать описание недостатка внутреннего контроля, а также действий, необходимых для устранения недостатка, ответственных лиц и сроков устранения недостатка.

    Результаты оценки внутреннего контроля подлежат документальному оформлению, согласованию с исполнителями процедур внутреннего контроля и представлению руководству учреждению для принятия управленческих решений.

    

    Порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. В статье на примере рассмотрены структура и основные разделы положения о внутреннем контроле в организации.

    В силу ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и п. 6 Инструкции № 157н учреждения силовых ведомств обязаны организовать у себя внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутренний финансовый контроль направлен на создание системы соблюдения законодательства РФ в сфере финансовой деятельности, внутренних процедур составления и исполнения бюджета, повышение качества составления и достоверности бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также на повышение результативности использования средств федерального бюджета. Порядок осуществления такого контроля должен быть утвержден при формировании учреждением своей учетной политики. О том, что должно содержать такое положение, поговорим в статье.

    Еще раз отметим, что порядок организации и проведения внутреннего финансового контроля в учреждении должен быть закреплен в его учетной политике. При этом учреждение может сформировать свою учетную политику путем издания отдельных нормативных актов.

    Порядок организации и проведения финансового контроля может быть оформлен отдельным приказом.

    Внутренний финансовый контроль может осуществляться следующими путями:

    • в учреждении создается структурное подразделение (отдел внутреннего финансового контроля с подчинением руководителю учреждения) либо вводится должность ревизора (также с непосредственной подчиненностью руководителю учреждения);
    • в учреждении создается постоянно действующая комиссия, на которую будет возложено осуществление данного контроля;
    • осуществление внутреннего финансового контроля возлагается на работников структурных подразделений учреждения (например, на работников финансовых и кадровых служб). В такой ситуации внутренний контроль будет вестись в рамках предварительных и текущих контрольных мероприятий.

    Выбор варианта построения контроля зависит от предполагаемого объема работ, финансовых и организационных возможностей учреждения (не всегда есть возможность вводить дополнительные ставки), структурных особенностей учреждения, компетентности специалистов и т. д.

    При этом внутренний финансовый контроль должен включать в себя следующие его виды.

    Вид контроля

    Описание

    Предварительный контроль

    Такой контроль должен осуществляться перед совершением хозяйственных операций. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Так, контрольными мероприятиями, относящимися к предварительному контролю, являются анализ соответствия заключаемых договоров утвержденному плану финансово-хозяйственной деятельности, проверка бюджетной, финансовой, статистической, налоговой и другой отчетности до ее утверждения или подписания и т. д.

    Текущий контроль

    Данный вид контроля заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, оценке эффективности и результативности расходования денежных средств для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями учреждения (филиалами и представительствами)

    Последующий контроль

    Этот контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, осуществления инвентаризаций и иных необходимых процедур

    Таким образом, предварительный и текущий контроль будут вестись непосредственно работниками учреждения в рамках осуществления ими своих должностных обязанностей, а последующий контроль может проводиться как отделом контроля (ревизором), так и комиссией по внутреннему контролю.

    В идеале необходимо сделать так, чтобы в учреждении осуществлялись все типы контроля:

    • установить процедуры согласования определенной документации как с юридическими службами и другими заинтересованными подразделениями, так и с соответствующими заместителями руководителя учреждения;
    • возложить на работников финансовых и других служб обязанность осуществления текущего контроля за составляемой ими финансовой документацией;
    • создать в учреждении отдел финансового контроля (ввести должность ревизора) или комиссию по осуществлению финансового контроля.

    Структурные подразделения учреждения организуют внутренний финансовый контроль на следующих уровнях:

    • уровень сотрудника – контрольные функции исполняются в рамках должностных обязанностей в соответствии с принципами системности, непрерывности, оперативности и массовости;
    • уровень структурного подразделения – регулярные операции и процедуры внутреннего финансового контроля проводятся сотрудниками отдела, сотрудниками, старшими по должности, и начальниками отделов.

    Выбранный способ осуществления контроля необходимо закрепить в положении о порядке осуществления внутреннего финансового контроля, при этом деятельность отдела внутреннего контроля (ревизора) будет регламентироваться также положением об отделе внутреннего контроля.

    К сведению

    Данный документ утверждается приказом руководителя учреждения и является важным правовым актом, определяющим порядок образования, правовое положение, обязанности, организацию работы отдела внутреннего контроля (ревизора).

    Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

    При разработке названных документов необходимо установить права и обязанности проверяющих и сотрудников отделов, которых будут затрагивать проверки.

    Утверждаю

    Руководитель учреждения

    ________________ / И. И. Иванов /

    Положение о внутреннем финансовом контроле

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством РФ (Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению») и уставом учреждения. Положение о внутреннем финансовом контроле устанавливает единые цели, правила и принципы организации и проведения мероприятий внутреннего финансового контроля в учреждении.

    1.2. Целями внутреннего финансового контроля являются подтверждение достоверности бюджетного учета и отчетности учреждения, соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля призвана обеспечить:

    • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
    • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
    • предотвращение ошибок и искажений;
    • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
    • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) учреждения;
    • сохранность имущества учреждения.

    1.3. Задачами внутреннего контроля являются:

    • установление соответствия проводимых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов;
    • установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников;
    • соблюдение установленных технологических процессов и операций при осуществлении функциональной деятельности;
    • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

    1.4. Внутренний контроль в учреждении должен основываться на следующих принципах:

    • принцип законности – неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
    • принцип независимости – субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей независимы от объектов внутреннего контроля;
    • принцип объективности – внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
    • принцип ответственности – каждый субъект внутреннего контроля за ненадлежащее выполнение контрольных функций несет ответственность в соответствии с законодательством РФ;
    • принцип системности – проведение контрольных мероприятий всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления.

    1.5. При осуществлении мероприятий внутреннего контроля лица, его проводящие, могут использовать:

    • общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, редукцию, аналогию, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.);
    • эмпирические методические приемы контроля (инвентаризацию, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальную и арифметическую проверки, встречную проверку, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическую проверку, письменный и устный опросы и др.);
    • специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики).

    1.6. Внутренний контроль в учреждении могут осуществлять:

    2. Организация внутреннего финансового контроля

    2.1. Внутренний финансовый контроль в учреждении осуществляется в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

    2.1.1. Предварительный контроль осуществляется до начала совершения хозяйственной операции. Он позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, и сотрудники юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся следующие действия:

    • контроль за составлением финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.). Данные действия осуществляются руководителем, главным бухгалтером;
    • их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
    • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
    • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая консультантом по финансам и экономике, главным бухгалтером, руководителями подразделений, комиссией по внутреннему контролю.

    2.1.2. Текущий контроль заключается в проведении повседневного анализа соблюдения процедур исполнения бюджета, составления бюджетной (бухгалтерской) отчетности и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, осуществлении мониторингов целевого расходования средств областного (федерального или муниципального) бюджета подведомственными учреждениями, оценке эффективности и результативности расходования средств бюджета для достижения целей, задач и целевых прогнозных показателей подразделениями управления, подведомственными учреждениями.

    В ходе текущего контроля осуществляются следующие мероприятия:

    • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. п.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
    • проверка наличия денежных средств в кассе;
    • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
    • проверка наличия у подотчетных лиц полученных под отчет денежных средств и (или) оправдательных документов;
    • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
    • сверка аналитического учета с синтетическим учетом (оборотная ведомость);
    • проверка фактического наличия материальных средств.

    Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами отделов бухгалтерского учета и отчетности учреждения, экономического отдела, заместителем руководителя учреждения, ответственным за финансово-экономический блок, комиссией по внутреннему контролю.

    2.1.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций. Он осуществляется путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых процедур. Для проведения последующего контроля в учреждении создается комиссия по внутреннему контролю, состав которой определяется в приложении к данному Положению. Состав комиссии может меняться.

    Методами последующего контроля являются:

    • внезапная ревизия кассы;
    • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
    • документальные проверки (ревизии) завершенных операций финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

    Система контроля состояния бюджетного (бухгалтерского) учета включает в себя проверку:

    • соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
    • точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
    • предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
    • исполнения приказов и распоряжений руководства;
    • сохранности финансовых и нефинансовых активов учреждения.

    2.2. Последующий контроль осуществляется путем проведения как плановых, так и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной планом проверок, утвержденным руководителем учреждения.

    Основными объектами плановой проверки являются:

    • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета, и норм учетной политики;
    • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;
    • полнота и правильность документального оформления операций;
    • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
    • достоверность отчетности.

    В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

    2.3. Лица, ответственные за проведение проверки, осуществляют анализ выявленных нарушений, определяют их причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

    Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, которые могут содержать перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

    2.4. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, который подписывается всеми членами комиссии и направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:

    • программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
    • характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
    • виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
    • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
    • выводы о результатах проведения контроля;
    • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

    Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.

    2.5. По результатам проведения проверки главный бухгалтер учреждения (или лицо, уполномоченное руководителем учреждения) разрабатывает план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

    По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин неисполнения.

    3. Субъекты внутреннего контроля

    3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

    • руководитель учреждения и его заместители;
    • комиссия по внутреннему контролю;
    • руководители и работники учреждения на всех уровнях;
    • сторонние организации или внешние аудиторы, привлекаемые для целей проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

    3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

    4. Права и обязанности субъектов контроля

    4.1. В ходе осуществления внутреннего финансового контроля субъекты контроля имеют право:

    • на доступ к документам, базам данных и регистрам, непосредственно связанным с вопросами проведения контрольного мероприятия;
    • на получение информации по вопросам, включенным в программу контрольного мероприятия;
    • на получение от должностных лиц учреждения письменных объяснений по вопросам, входящим в программу контрольного мероприятия;
    • на беспрепятственный допуск (с соблюдением установленного порядка) во все служебные помещения субъекта внутреннего контроля;
    • на расширение круга направлений (вопросов) проверки в случае необходимости такого расширения при выполнении основного задания.

    4.2. Субъекты контроля обязаны:

    • обладать необходимыми профессиональными знаниями и навыками;
    • исполнять обязанности, предусмотренные должностными инструкциями и положением о структурном подразделении;
    • соблюдать при осуществлении своей деятельности требования законодательства РФ;
    • обеспечивать сохранность и возврат полученных в объекте внутреннего контроля оригиналов документов;
    • соблюдать конфиденциальность полученной информации в связи с исполнением должностных обязанностей;
    • оформлять материалы проверки в соответствии с установленными требованиями.

    5. Ответственность

    5.1. Субъекты внутреннего контроля в рамках своей компетенции и в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за разработку, документирование, внедрение, мониторинг и развитие внутреннего контроля во вверенных им сферах деятельности.

    5.2. Ответственность за организацию и функционирование системы внутреннего контроля возлагается на заместителя руководителя учреждения, ответственного за финансово-экономический блок.

    5.3. Лица, допустившие недостатки, искажения и нарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

    6. Оценка состояния системы финансового контроля

    6.1. Оценка эффективности системы внутреннего контроля в учреждении осуществляется субъектами внутреннего контроля и рассматривается на специальных совещаниях, проводимых руководителем учреждения.

    6.2. Непосредственная оценка адекватности, достаточности и эффективности системы внутреннего контроля, а также контроль за соблюдением процедур внутреннего контроля осуществляются комиссией по внутреннему контролю.

    В рамках указанных полномочий комиссия по внутреннему контролю представляет руководителю учреждения результаты проверок эффективности действующих процедур внутреннего контроля и (в случае необходимости) разработанные совместно с главным бухгалтером предложения по их совершенствованию.

    7. Заключительные положения

    7.1. Все изменения и дополнения к настоящему Положению утверждаются руководителем учреждения.

    7.2. Если в результате изменения действующего законодательства РФ отдельные статьи настоящего Положения вступят с ним в противоречие, эти статьи утрачивают силу и преимущественную силу имеют положения действующего законодательства РФ.

    Приложение 1

    Комиссия по внутреннему контролю

    Приложение 2

    к Положению о внутреннем финансовом контроле

    План проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности

    Наименование проверяемого вопроса (объекта проверки)

    Проверяемый период

    Срок проведения

    Ответственное лицо

    Проверка сохранности денежных средств и бланков строгой отчетности

    Проверка правильности расчетов с бюджетом, налоговыми органами, внебюджетными фондами и контрагентами

    Ежемесячно в последний рабочий день месяца

    Председатель комиссии по внутреннему контролю

    Соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет

    Ежеквартально в последний рабочий день месяца

    Председатель комиссии по внутреннему контролю

    Проверка наличия актов сверки с поставщиками и подрядчиками

    Полугодие

    Председатель комиссии по внутреннему контролю

    Инвентаризация активов

    Ежегодно перед составлением годовых отчетных форм

    Председатель комиссии по внутреннему контролю

    Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

    Добавлен на сайт:

    1. Общие положения

    1.1. Настоящее положение о внутреннем контроле за финансово-хозяйственной деятельностью [наименование экономического субъекта] (далее соответственно - Положение, Общество) разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, уставом и внутренними документами Общества.

    1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи и процедуры внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью Общества (далее - внутренний контроль).

    1.3. Для целей настоящего Положения под внутренним контролем понимается процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что Общество обеспечивает:

    Эффективность и результативность своей деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

    Достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

    Соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

    1.4. Внутренний контроль способствует достижению Обществом целей своей деятельности, обеспечивает предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

    2. Элементы внутреннего контроля

    2.1. Основными элементами внутреннего контроля Общества являются:

    Контрольная среда;

    Оценка рисков;

    Процедуры внутреннего контроля;

    Информация и коммуникация;

    Оценка внутреннего контроля.

    2.2. Контрольная среда представляет собой совокупность принципов и стандартов деятельности Общества, которые определяют общее понимание внутреннего контроля и требования к внутреннему контролю на уровне Общества в целом. Контрольная среда отражает культуру управления Обществом и создает надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля.

    2.3. Оценка рисков представляет собой процесс выявления и анализа рисков. Для целей настоящего Положения под риском понимается сочетание вероятности и последствий недостижения Обществом целей деятельности. При выявлении рисков Общество принимает соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.

    Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, оценка рисков призвана выявлять риски, которые могут повлиять на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности. В ходе такой оценки Общество рассматривает вероятность искажения учетных и отчетных данных исходя из следующих допущений:

    Возникновение и существование: факты хозяйственной жизни, отраженные в бухгалтерском учете, имели место в отчетном периоде и относятся к деятельности Общества;

    Полнота: факты хозяйственной жизни, имевшие место в отчетном периоде и подлежащие отнесению к этому периоду, фактически отражены в бухгалтерском учете;

    Права и обязательства: имущество, имущественные права и обязательства Общества, отраженные в бухгалтерском учете, фактически существуют;

    Оценка и распределение: активы, обязательства, доходы и расходы отражены в правильном стоимостном измерении на соответствующих счетах бухгалтерского учета и в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

    Представление и раскрытие: данные бухгалтерского учета корректно представлены и раскрыты в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    2.4. Процедуры внутреннего контроля представляют собой действия, направленные на минимизацию рисков, влияющих на достижение целей Общества.

    2.4.1. Процедуры внутреннего контроля, применяемые Обществом:

    Документальное оформление;

    Подтверждение соответствия между объектами (документами) или их соответствия установленным требованиям;

    Сверка данных;

    Разграничение полномочий и ротация обязанностей;

    Процедуры контроля фактического наличия и состояния объектов, в том числе физическая охрана, ограничение доступа, инвентаризация;

    Надзор, обеспечивающий оценку достижения поставленных целей или показателей;

    Процедуры, связанные с компьютерной обработкой информации и информационными системами, среди которых, как правило, выделяют процедуры общего компьютерного контроля и процедуры контроля, осуществляемые в отношении отдельных функциональных элементов системы (модулей, приложений).

    2.4.2. Для целей противодействия злоупотреблениям наиболее эффективными процедурами внутреннего контроля являются санкционирование (авторизация) сделок и операций, разграничение полномочий и ротация обязанностей, контроль фактического наличия и состояния объектов.

    2.4.3. В зависимости от момента осуществления процедуры внутреннего контроля подразделяются на предварительные и последующие.

    Предварительные процедуры внутреннего контроля направлены на предупреждение появления ошибок и нарушений установленного порядка деятельности Общества.

    Последующие процедуры внутреннего контроля направлены на выявление ошибок и нарушений установленного порядка деятельности Общества.

    2.4.4. В зависимости от степени автоматизации процедуры внутреннего контроля подразделяются на автоматические, полуавтоматические, ручные.

    Автоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой без участия персонала.

    Полуавтоматические процедуры внутреннего контроля выполняются информационной системой, но инициируются или завершаются вручную.

    Ручные процедуры внутреннего контроля выполняются персоналом Общества вне информационных систем.

    2.5. Качественная и своевременная информация обеспечивает функционирование внутреннего контроля и возможность достижения им поставленных целей. Основным источником информации для принятия решений являются информационные системы Общества. Качество хранимой и обрабатываемой в них информации может существенно влиять на управленческие решения Общества, эффективность внутреннего контроля. Информационная система Общества должна обеспечивать ведение бухгалтерского учета.

    Коммуникация представляет собой распространение информации, необходимой для принятия управленческих решений и осуществления внутреннего контроля.

    2.6. Оценка внутреннего контроля осуществляется в отношении элементов внутреннего контроля с целью определения их эффективности и результативности, а также необходимости изменения их. Оценка внутреннего контроля осуществляется не реже одного раза в год. Объем оценки внутреннего контроля определяется руководителем или внутренним аудитором (службой внутреннего аудита) Общества.

    Объем и характер способов и методов оценки внутреннего контроля определяются руководителем соответствующего подразделения или руководителем Общества.

    Одним из видов оценки внутреннего контроля является непрерывный мониторинг внутреннего контроля, то есть оценка внутреннего контроля, осуществляемая Обществом на постоянной основе в ходе его повседневной деятельности. Непрерывный мониторинг может осуществляться руководством Общества в форме регулярного анализа результатов деятельности Общества, проверки результатов выполнения отдельных хозяйственных операций, регулярной оценки и уточнения внутренней организационно-распорядительной документации и других формах.

    3. Документирование внутреннего контроля

    3.1. Порядок организации и осуществления внутреннего контроля оформляется документально на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Положения, касающиеся организации внутреннего контроля, являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов Общества: приказов, распоряжений, положений, должностных и иных инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета Общества.

    3.2. Положения, касающиеся контрольной среды Общества, являются частью документов, определяющих:

    Стратегию, цели и ценности Общества, его поведение на рынке и методы управления им;

    Правила поведения руководства и иного персонала Общества при наступлении различных событий, процедуры рассмотрения жалоб (кодекс корпоративного управления, кодекс деловой этики);

    Организационную структуру Общества, в том числе место и роль его подразделений, уровни принятия решений, штатное расписание;

    Функции подразделений Общества, полномочия и ответственность их руководителей (положения об отдельных подразделениях Общества);

    Правила принятия управленческих решений и осуществления сделок и операций, в том числе учетную политику Общества;

    Кадровую политику, устанавливающую подходы к найму, обучению и развитию персонала Общества, критерии оценки результатов деятельности, систему оплаты труда.

    Применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика Общества, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала Общества и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета.

    3.3. Документированию рисков предшествует описание бизнес-процессов и процедур работы Общества. Достоверное описание бизнес-процессов Общества способствует выявлению и оценке всех существенных рисков вне зависимости от того, осуществляется ли в настоящее время в отношении них внутренний контроль.

    Описание бизнес-процессов Общества проводится в разрезе направлений его деятельности, его юридической или организационной структуры. Описания бизнес-процессов Общества составляются в текстовой и графической форме, что обеспечивает полноту и наглядность представления деятельности Общества.

    Описание риска включает:

    Указание на потенциальное неблагоприятное внутреннее и (или) внешнее событие (факт, обстоятельство), порождающее риск;

    Причину и вероятность его возникновения;

    Возможные негативные последствия (ущерб), их количественную и (или) качественную оценку.

    По результатам оценки рисков Общество определяет наиболее существенные риски и принимает решения для минимизации их посредством организации и осуществления внутреннего контроля.

    С целью систематизации принятых Обществом процедур внутреннего контроля, относящихся к определенным выявленным рискам и зафиксированных в соответствующих внутренних организационно-распорядительных документах, а также оценки полноты покрытия внутренним контролем выявленных рисков, составляется матрица рисков и процедур внутреннего контроля.

    Матрица рисков и процедур внутреннего контроля содержит:

    Описание риска, на минимизацию последствий которого направлен внутренний контроль;

    Наименование области или процесса, который подвержен риску;

    Наименование и краткое описание процедуры (процедур) внутреннего контроля, посредством осуществления которой (которых) минимизируются последствия риска;

    Классификацию процедуры внутреннего контроля, если это необходимо для структурирования информации;

    Исполнителя процедуры внутреннего контроля;

    Частоту (периодичность) осуществления процедуры внутреннего контроля;

    Входящие документы, на основании которых осуществляется процедура внутреннего контроля;

    Исходящие документы.

    3.4. Документация, оформляющая организацию внутреннего контроля, регулярно обновляется. Общество не реже одного раза в год проводит оценку необходимости обновления документации. Основанием для обновления документации могут являться результаты периодической оценки и непрерывного мониторинга внутреннего контроля, организационные изменения, изменения процессов и процедур работы Общества. Обновление документации производится в течение разумного срока после выявления ее недостатков или изменений в деятельности Общества.

    3.5. Общество обеспечивает хранение документации, оформляющей организацию и осуществление внутреннего контроля, в течение разумных сроков.

    4. Организация внутреннего контроля

    4.1. Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала Общества, определен в зависимости от характера и масштабов деятельности Общества, особенностей его системы управления.

    4.2. При организации внутреннего контроля Общество исходит из того, что:

    Внутренний контроль должен осуществляться на всех уровнях управления Обществом, во всех его подразделениях;

    В осуществлении внутреннего контроля должен участвовать весь персонал Общества в соответствии с его полномочиями и функциями;

    Полезность внутреннего контроля должна быть сопоставима с затратами на его организацию и осуществление.

    4.3. Внутренний контроль осуществляют:

    Органы управления Общества;

    Ревизионная комиссия (ревизор) Общества;

    Главный бухгалтер Общества;

    Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) Общества;

    Другой персонал и подразделения Общества;

    Специальные должностные лица, специальное подразделение Общества, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля.

    4.4. Совет директоров (наблюдательный совет) Общества:

    Устанавливает общие принципы и требования к внутреннему контролю;

    Утверждает стандарты, методики организации и осуществления внутреннего контроля на уровне Общества в целом;

    Принимает решения по повышению эффективности внутреннего контроля.

    4.5. Комитет по аудиту совета директоров (наблюдательного совета) Общества:

    Наблюдает за эффективностью внутреннего контроля, независимостью специального подразделения внутреннего контроля, процессом обеспечения соблюдения законодательства и кодекса делового поведения (этики) Общества;

    Анализирует отчеты внешнего и внутреннего аудитора о состоянии внутреннего контроля;

    Проводит регулярные встречи с руководителями подразделений Общества для рассмотрения существенных рисков, проблем внутреннего контроля и соответствующих планов;

    Анализирует результаты и качество выполнения разработанных руководителями подразделений Общества мероприятий (корректирующих шагов) по совершенствованию внутреннего контроля;

    Рассматривает случаи злоупотреблений и оценивает адекватность принятых руководителями подразделений мер по предупреждению таких случаев.

    4.6. Генеральный директор (директор) Общества отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом.

    4.7. Главный бухгалтер Общества отвечает за организацию и осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

    4.8. Внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) Общества:

    Осуществляет оценку внутреннего контроля;

    4.9. Руководители подразделений и иной персонал Общества в соответствии со своими полномочиями и функциями:

    Проводят оценку рисков;

    Составляют и обновляют документацию, оформляющую организацию внутреннего контроля;

    Осуществляют внутренний контроль в соответствии с установленным порядком;

    Осуществляют оценку внутреннего контроля.

    4.10. Специальное подразделение внутреннего контроля (служба внутреннего контроля) Общества:

    Осуществляет методическое обеспечение организации и осуществления внутреннего контроля;

    Координирует деятельность подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля.

    5. Заключительные положения

    5.1. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения Советом директоров Общества.

    5.2. Внесение изменений и дополнений в настоящее Положение либо утверждение Положения в новой редакции осуществляется по решению Совета директоров общества.

    5.3. В случае, если нормы настоящего Положения входят в противоречие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, применяются нормы законодательства Российской Федерации.

    Собственно, саму процедуру документального оформления внутреннего контроля можно разделить на следующие этапы.
    Планирование. Планирование мероприятий внутреннего контроля является наиважнейшим этапом проведения такого контроля. Планирование контрольной деятельности осуществляется путем составления и утверждения плана контрольной деятельности на календарный год.
    В плане контрольной деятельности по каждому контрольному мероприятию устанавливаются проверяемый период, форма контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия, ответственные исполнители. Разработанный план следует утвердить у руководителя учреждения.
    Проведению контрольного мероприятия (в рамках осуществления последующего контроля) должен предшествовать этап составления программы проверки. В программу могут быть включены следующие вопросы:
    - сохранность денежных средств и бланков строгой отчетности: полнота и своевременность оприходования наличных денег в кассу, правомерность списания денежных средств, оформление приходных и расходных денежных документов, соблюдение порядка ведения кассовых операций, установленного лимита остатка наличных денег в кассе;
    - проверка правомерности банковских операций;
    - правомерность образования и использования фонда оплаты труда, в том числе на премирование и материальную помощь;
    - соблюдение установленного порядка выдачи авансов под отчет;
    - обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей: полнота учета материальных ценностей, наличие письменных договоров с ответственными лицами о полной материальной ответственности, правильность ведения учета и оформления документов по приемке и выдаче материальных ценностей материально ответственными лицами, соответствие этих данных данным бухгалтерского учета, правомерность списания материальных ценностей (в том числе основных средств, ГСМ, строительных материалов, запасных частей и других материальных запасов), своевременность проведения инвентаризации, качество оформления результатов и принятие мер;
    - состояние дебиторской и кредиторской задолженностей на отчетные даты: правомерность расчетов по взаимным обязательствам, реальность кредиторской и дебиторской задолженностей по срокам и характеру ее возникновения, наличие актов сверок;
    - достоверность ведения бухгалтерского учета и отчетности: соответствие данных синтетического и аналитического учета, данных бухгалтерской отчетности и данных учета.
    Оформление результатов контроля. Результаты проведения предварительного и текущего контроля оформляются в виде служебных записок на имя руководителя учреждения, к которым могут прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок. В том случае, если в учреждении не создается отдельный отдел внутреннего контроля, а сам контроль осуществляется силами работников бухгалтерии, в положении о внутреннем контроле следует прописать, с какой периодичностью указанные работники должны представлять сведения о проведенных контрольных мероприятиях.
    Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта, подписанного всеми членами комиссии, который направляется с сопроводительной служебной запиской руководителю учреждения. Акт проверки должен включать в себя следующие сведения:
    - программу проверки (утверждается руководителем учреждения);
    - характер и состояние систем бухгалтерского учета и отчетности;
    - виды, методы и приемы, применяемые в процессе проведения контрольных мероприятий;
    - анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
    - выводы о результатах проведения контроля;
    - описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.
    В положении о внутреннем контроле должны быть прописаны сроки передачи акта руководителю учреждения с рекомендациями по устранению выявленных нарушений.
    Принятие решений по результатам проверок. Работники учреждения, допустившие искажения и нарушения, в письменной форме представляют руководителю учреждения объяснения по вопросам, относящимся к результатам проведения контроля.
    По результатам проведения проверки главным бухгалтером учреждения (или лицом, уполномоченным руководителем учреждения) разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с отражением сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.
    По истечении установленного срока главный бухгалтер незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.