Смоленцева, Августа Алексеевна - Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учеб. Электронная книга: Евгений Смирнов «Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран) Введение в мир экономики

Данные об авторе

Черняк Ирина петровна

Место работы, должность:

Детский сад комбинированного вида №22 "Ладушки"

Саратовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Целевая аудитория:

Воспитатель

Предмет(ы):

Экономика

Цель урока:

Цель: В игровой занимательной форме закрепить знание детьми различных экономических понятий: товар, бартер, ссуда, реклама и т. д.,

Тип урока:

Урок закрепления знаний

Используемая методическая литература:

  1. А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику»,издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2001 год.
  2. Е.А.Курак, «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г.Москва 2002 год.
  3. А.А.Смоленцева, О.В.Пустовойт «Математика до школы» Часть 1, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г.Санкт-Петербург 2010 год.
  4. Е.Н Табих «Дошкольникам об экономике», издательство «Вышэйшая школа» 2007 год.
  5. Т.А.Шорыгина «Беседы об экономике», издательство «Сфера» г.Москва 2009 год.

Используемое оборудование:

Оборудование: наборы картинок с изображением различных товаров для игры «Универсальный магазин», две

Магнитные доски.

Краткое описание:

Данный конспект разработан в соответствии с целями и задачами развивающей программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.) и планируется к проведению в подготовительной группе как итоговое занятие по закреплению всего материала по курсу «Введение в мир экономики». Целью моей работы является: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей, развитие экономического мышления, правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию; интереса к материально-предметному окружению; побуждение к деловой активности; знакомство детей с современными рыночными отношениями. Новизна и актуальность работы, на мой взгляд, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку. В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Экономическое образование – важный компонент в развитии и воспитании ребенка, так как мы стали очевидцами активного становления рыночного механизма хозяйствования, “коммерческого образа жизни”, требующего от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Другими словами, современным детям предстоит жить в новых условиях, овладевать принципиально новыми профессиями, требующими новых знаний, профессиональных и личностных качеств.

Тема: Игра КВН « Путешествие в мир экономики».

Цель: В игровой занимательной форме закрепить знание детьми различных экономических понятий: товар, бартер, ссуда, реклама и т. д.

Закрепить знание пословиц и поговорок по экономической тематике;

Развивать связную речь, умение обосновывать свои ответы;

Развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление при решении экономических задач;

Продолжать развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению;

Побуждать к деловой активности;

Воспитывать у детей интерес к экономике, рациональность.

Оборудование: наборы картинок с изображением различных товаров для игры «Универсальный магазин», две магнитные доски.

Предварительная работа: чтение книг Э.Мошковской «Мы играем в магазин», И.Шведовой «Экономическая азбука для детей и взрослых», С Михалкова «О рекламе»; заучивание пословиц и поговорок по экономической тематике; решение экономических задач; изготовление упаковки для мороженого, придумывание рекламы к нему; рассматривание различных рекламных плакатов и буклетов; сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: «Что быстрее купят?», «Обмен», «Купи другу подарок», «Папа идёт в магазин» и т. д.; организация и проведение сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Кафе», «Банк», «Супермаркет».

Ход занятия

Организация: дети заранее разделены на две команды, которые в процессе предварительной подготовки выполнили домашнее задание, разучили приветствие.

  1. Вступительная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет не простое занятие. Мы поиграем в КВН. КВН - это соревнование. А, как вы знаете, на каждом соревновании есть судьи, которые оценивают работу участников. У нас тоже есть жюри. (Представляю членов жюри: заведующая детским садом, методист, воспитатели) Они будут внимательно следить за выступлением команд, оценивать ваши ответы и выставлять определённые баллы. А по окончании нашей игры подведут итог, определят и наградят победителей. Итак, мы начинаем КВН. (Звучит музыка).

  1. Основная часть

Воспитатель: Сегодня в Клубе весёлых и находчивых встречаются две команды «Экономисты» и «Банкиры». Я прошу команды поприветствовать друг друга.

  1. Приветствие команд.

Команда «Экономисты»

Капитан: Мы пришли на КВН

Знаниями помериться,

На вопросы отвечать,

Петь и веселиться.

Команда: Мы соперникам своим

Говорим:

«С вами мы сразимся,

Так просто не сдадимся».

Команда «Банкиры»

Капитан: Вызов мы

Принимаем с почтеньем,

Есть у нас сноровка,

Опыт и уменье.

Команда: Команде «Экономистов»

Шлём пламенный привет,

От всей души желаем

Дать правильный ответ.

Воспитатель: Соревнуясь в этом зале

Вы все останетесь друзьями.

Пусть кипит буря страстей,

А ваша дружба крепнет в ней.

  1. Конкурс 1 «Разминка»

Командам по очереди задаются экономические вопросы. Правильный ответ оценивается в 2 балла.

  1. Родители решили подарить своему сыну Ване коньки. В какое время года их выгоднее будет купить? Почему?

Ответ: Коньки выгоднее купить летом, так как это товар не сезонный и будет стоить дешевле.

  1. В двух магазинах продают одинаковые фломастеры. В магазине «Читатель» они стоят 8 рублей, а в магазине «Канцтовары» - 6 рублей. В каком магазине их продадут быстрее? Почему?

Ответ: Быстрее продадут в магазине «Канцтовары» потому, что там они дешевле.

  1. Лиса продавала на рынке грибы. У неё их была целая корзина. И ёжик пришёл на рынок грибы продавать. У него было две корзины грибов. Кто быстрее продаст свои грибы: ёж или лиса, если цена грибов у лисы - 5 рублей за штуку, а у ёжика - 3 рубля за штуку? Почему?

Ответ: Быстрее продаст товар ёжик, так как его грибы дешевле и у него будет больше покупателей.

  1. Шапокляк выращивает в своём саду яблоки. Летом она продаёт по 2 рубля за килограмм, а зимой - по 4 рубля. Почему цена на одни и те же яблоки меняется?

Ответ: Зимой яблоки не растут и это редкий продукт- дефицит, потому они и стоят дороже.

  1. Конкурс 2 «Домашнее задание».

Максимальная оценка конкурса - 4 балла.

Воспитатель: Молочный завод «Молоко Поволжья» решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого: фруктовое и шоколадное. У вас было домашнее задание: разработать оформление для упаковки новых сортов мороженого и придумать рекламу.

Команда «Экономисты»

Зимой и летом

Вкусно и полезно.

Покупайте новое

Мороженое фруктовое.

Команда представляет эскиз упаковки фруктового мороженого и рассказывает что на ней изображено.

Команда «Банкиры»

Мороженное шоколадное-

Невероятно вкусно, нежно.

Купить и съесть его!

Команда представляет эскиз упаковки шоколадного мороженого и рассказывает что на ней изображено.

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Конкурс 3 « Музыкальный конкурс».

Частушки на экономическую тему. Максимальная оценка - 4 балла. При оценивании учитывается оригинальность, соответствие теме.

Команда «Экономисты»

  1. Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем постесняться.

  1. С экономикою нас

Начали знакомить.

Что такое «вклад» и «банк»,

Как деньги экономить.

  1. Мы доход своей семьи

Вместе посчитали.

Знаем цену всем вещам,

Что нам покупали.

  1. «Бизнес», «бартер» и «бюджет»-

Что это такое?

От гремучих этих слов

Детям нет покоя.

  1. Будем знанья получать,

Капитал накопим.

И тебе, наш детский сад,

В будущем поможем.

  1. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы все попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

Команда «Банкиры»

  1. Сочиняли мы частушки,

Очень все старались.

Только просим, чтобы вы

На нас не обижались.

  1. В детском садике с монетой

Удивили мы полсвета,

Покупаем, продаём,

Мы играть не устаём.

  1. Моя бабушка в чулке

Денежки хранила.

И пропали деньги те -

На спички не хватило!

  1. Я бабуле говорю:

В банк тебя я отведу.

Там проценты ты получишь,

Заживёшь на них ты лучше.

  1. Экономика больна,

И страдает вся страна.

Дайте вырасти нам только -

Вылечим её тогда.

  1. Мы частушки вам пропели,

Думаем, что хороши,

Так похлопайте дружнее,

Мы старались от души.

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Конкурс 4 «Конкурс капитанов».

Звучит музыка, на конкурс приглашаются капитаны команд. На двух магнитных досках подготовлены витрины для карточек с изображением товаров. Оценка конкурса: 1 карточка - 1 балл.

Воспитатель: В нашем городе открывается новый универсальный магазин. На склад завезли много разных товаров. Необходимо разложить товар в продовольственный и промышленный отделы. Капитан команды «Экономисты» заполняет товаром продовольственный отдел, а капитан команды «Банкиры» - промышленный отдел.

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Конкурс 5 «Ретро конкурс».

Оценка конкурса: 1 ответ-1 балл.

Воспитатель: Люди, которые занимаются бизнесом, должны быть образованными, умными и порядочными, и, что особенно важно, разбираться в экономических вопросах. Господа бизнесмены, вспомните пословицы и поговорки в которых затрагиваются вопросы экономики.

  1. Деньги легче прожить, чем нажить.
  2. Кто баклуши бьёт - добра не наживёт.
  3. Копейка рубль бережёт.
  4. Честность-лучшее богатство.
  5. Раз ты бездельник - сиди без денег.
  6. Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено.
  7. Не деньги нас зарабатывают, а мы их.
  8. Не сиди на печи - будешь есть калачи.
  9. Покажи товар лицом.
  10. Лениться да гулять - добра не знать.

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Конкурс 6 «Блиц- опрос».

Каждой команде задаётся блок из 10 вопросов, предполагающих ответ одним словом. Оценка конкурса: 1 балл за каждый правильный ответ.

Вопросы для команды «Экономисты».

  1. Люди ходят на базар

Там дешевле весь…(товар).

  1. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги).
  2. Чтобы партнёров не мучили споры

Пишут юристы для них …(договоры).

  1. Учреждение, в котором хранят деньги (банк).
  2. Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик).
  3. Чтобы дом купить я смог

Взял кредит, внеся …(залог).

  1. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата).
  2. За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробил…(кассир).

  1. Информация о товаре (реклама).
  2. Что такое бартер? (обмен).

Вопросы для команды «Банкиры».

  1. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин).
  2. Любой предмет, который можно купить или продать (товар).
  3. Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам…(продавцы).

  1. В чём измеряется цена товара? (в деньгах).
  2. Мебель купили, одежду, посуду,

Брали для этого в банке мы …(ссуду).

  1. Место торговли, где можно торговаться (рынок).
  2. И врачу и акробату

Выдают за труд …(зарплату).

  1. Как называются иностранные деньги? (валюта).
  2. На товаре быть должна

Обязательно…(цена).

  1. То, что продаётся или покупается (товар).

Жюри подводит итоги конкурса.

  1. Заключительная часть.

Подводится общий итог игры. Награждается команда, набравшая большее количество баллов.

Books" />

Рассмотрены ключевые темы курса «Экономическая география зарубежных стран», в каждой из которых – вопросы для самопроверки, тестовые задания, терминологическиесловари и список литературы по каждой теме, а также приложения. Основной акцент сделан на организацию контроля знаний студентов по ключевым категориям экономической географии с позиций развития современного мирового хозяйства, а также на сопоставление и анализ экономико географических характеристик отдельных стран и регионов мира. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, слушателей системы послевузовского образования, а также специалистов, занимающихся вопросами экономической географии и мировой экономики.

Издательство: "КноРус"

ISBN: 978-5-406-04382-0

электронная книга

На Litres

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Евгений Смирнов
    490 электронная книга
    Самал Смагулова Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран). Практикум Рассмотрены ключевые темы курса «Экономическая география зарубежных стран», в каждой из которых – вопросы для самопроверки, тестовые задания, терминологическиесловари и список литературы по каждой… - КноРус, электронная книга
    420 электронная книга
    Е. Н. Смирнов Введение в курс мировой экономики. Экономическая география зарубежных стран. Учебное пособие Рассмотрены ключевые вопросы экономической географии зарубежных стран (население, сельское хозяйство, транспорт). Сопоставлены экономико-географические характеристики отдельных стран и регионов мира… - КноРус, (формат: 60x90/16, 406 стр.) 2016
    721 бумажная книга
    Е.Н. Смирнов,С.М. Смагулова Введение в курс мировой экономики. Экономическая география зарубежных стран. Практикум. Учебное пособие - (формат: 60x90/16, 406 стр.) 2017
    587 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

      - (Indonesia) Республика Индонезия (Republik Indonesia). I. Общие сведения И. государство в Юго Восточной Азии. Расположено на островах Малайского (Индонезийского) архипелага, простирающихся между континентальной Азией и… …

      Экономическая история. Расцвету Киевской Руси в 9 11 вв. способствовало ее выгодное положение на перекрестке торговых путей и создание единого экономического и культурного пространства. В 12 в., после перекрытия кочевниками торгового пути по… … Энциклопедия Кольера

      РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

      Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

      - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

      Население Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… … Большая советская энциклопедия

      Бразилия - (Brazil) Страна Бразилия, география, природа и лимат Бразилии Информация о стране Бразилия, география, природа и лимат Бразилии, политическая и экономическая система Содержание Содержание Природа Рельеф местности Атлантическая прибрежная равнина… … Энциклопедия инвестора

      Экономика США - (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора

      УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

      Федеративная Республика Германии (ФРГ), гос во в Центр. Европе. Германия (Germania) как территория, заселенная герм, племенами, впервые упоминается Пифеем из Массалии в IV в. до н. э. Позже название Германия использовалось для обозначения рим.… … Географическая энциклопедия

    Мировое хозяйство представляет собой сложный механизм, подверженный быстрому изменению под влиянием много-численных факторов экономического и политического характера. Научно-техническая революция определила качественные преобра-зования в производительных силах, выход развитых стран на постиндустриальную ступень развития, обусловила структурные сдвиги в мировой экономике. За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения в расстановке экономических сил, прослеживалась тенденция к многополюсному строению мирового хозяйства. В этих условиях возрастает значение дисциплин, изучающих мировое хозяйство как единое целое, а также экономику зарубежных стран, международные экономи-ческие отношения и внешнеэкономическую деятельность.

    Данное учебное пособие предназначено для изучения курса «Мировая экономика», который занимает важное место в системе экономических знаний.

    Актуальность изучения мирового хозяйства вызывается следующими обстоятельствами:

    Во-первых , в двадцатом столетии сложилась мировая система хозяйства, мировая экономика вышла на этап глобализации и международные экономические отношения стали играть более важную роль в общей системе экономических отношений. В этих условиях тенденции развития любой национальной экономики, в том числе и экономики России, нельзя правильно оценить и прогнозировать без учета как всей совокупности мирохозяйственных связей, так и без учета конкретных форм внешнеэкономических связей каждой отдельной страны.

    Во-вторых , в настоящее время возникли и оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни ряд глобальных проблем, решение которых не под силу отдельным, даже самым развитым странам.

    В-третьих , сегодня Россия стремится строить свою экономику на рыночных основах, стремится интегрироваться в мировую экономику, стать полноправным членом многочисленных междуна- родных экономических организаций. Поэтому важно знать законы, которые господствуют на мировом рынке, уяснить те правила игры, которыми руководствуются в своей деятельности наши зарубежные хозяйственные партнеры, понимать те принципы, на основе которых функционируют международные экономические организации.

    Предмет курса «Мировая экономика» многообразен. Данная учебная дисциплина изучает:

    2.Механизмы, посредством которых реализуются экономи-ческие интересы субъектов хозяйствования, вступающих в между-народные экономические отношения.

    3.Значение международных экономических организаций и принципы, на основе которых они были созданы и функционируют, а также рычаги, посредствам которых эти международные экономи-ческие организации воздействуют на экономические процессы в мире.

    4.Место и роль тех или иных стран и их объединений в мировой системе хозяйства.

    Активное исследование международных экономических отношений давно входит в круг интересов ученых экономистов, начиная с меркантилистов. Важный шаг в теории международных экономических отношений был сделан в связи с разработками Д. Рикардо, который обосновал сравнительные преимущества стран от участия в международном разделении труда. Как особая отрасль знаний «Мировая экономика» складывается в двадцатом столетии. Значительный вклад в развитие этой науки внесли такие ученые: Б. Олин, Э. Хекшер, М. Портер, Д. Мид и другие.

    Значение курса «Мировая экономика» можно проследить в функциях, которые выполняет эта учебная дисциплина.Выделяют познавательную, мировоззренческую и практическую функции.

    Познавательная функция заключается в том, что курс «Мировая экономика» дает комплекс знаний о строении мировой экономики, помогает понять основные тенденции развития мирохозяйственных связей.

    Мировоззренческая (критическая) функция заключается в том, что данная учебная дисциплина позволяет студентам выработать собственное мнение о своевременности и степени позитивности решений, принимаемых правительствами разных стран во внешнеэкономической сфере, а, следовательно, позволяет критически оценивать правительственные проекты, а также программы международных экономических организаций.

    Практическая функция может воплотиться в действиях людей при обмене валюты, а также в хозяйственной практике при решении конкретных вопросов, связанных с внешнеэкономической деятельностью фирм и организаций, где в качестве специалистов и руководителей могут работать выпускники ВУЗов.

    При подготовке данного курса лекций использовались труды ведущих российских и зарубежных специалистов в области мировой экономики, список важнейших из них приводится в конце данного учебного пособия. Приведенные источники, вопросы к зачету и экзамену позволят студентам лучше изучить курс «Мировая экономика» и подготовиться к соответствующим формам проверки знаний.

    Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития.

    1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства.

    Международные экономические отношения возникли несколько тысячелетий назад, однако мировое хозяйство стало складываться лишь в период великих географических открытий. За XV-XVI столетия европейцы открыли и стали использовать в своих интересах территории Земли, в 6 раз бòльшие по площади, чем были им известны до ХV века. Тогда же начался процесс колонизации этих земель. Как целостное единство мировое хозяйство формируется к концу XIX века. К этому времени практически все страны оказались вовлеченными в мирохозяйственный оборот. Передовые страны переживали период промышленной революции и все более нуждались в сырьевых и энергетических ресурсах, которые в значительной степени ввозились из слаборазвитых стран. В свою очередь крупное машинное производство, основанное на высоком уровне концентрации производства и капиталов, приводит к тому, что внутренний рынок развитых стран становится узким для потребления всего объёма производимых товаров. Передовые страны становятся поставщиками на мировой рынок прежде всего готовых товаров. В свою очередь, накопив огромные капиталы, монополии развитых стран стремятся к вывозу относительно избыточного капитала туда, где наблюдаются более низкие цены на экономические ресурсы, а именно, где дешевле земля, сырьевые и энергетические ресурсы, а также рабочая сила. В результате процесс производства в отдельных странах приобретает интернациональный характер и становится частью процесса воспроизводства во всемирном масштабе.

    Интернационализация производства предусматривает наличие следующих обстоятельств:

    1. Для осуществления производства хозяйствующим субъектам страны всё более необходимы экономические ресурсы других стран.

    2. Само производство ориентируется на растущие рынки других стран, и продукт этого производства предназначен для продажи и потребления в других странах.

    3. Происходит объединение капиталов различных стран в деятельности самостоятельных хозяйствующих ячеек и при реализации совместных международных экономических проектов и программ.

    Следует заметить, что отношения между странами не ограничиваются лишь торговыми связями, воплощающимися в обмене товарами. Международные экономические отношения развиваются как с количественной, так и с качественной стороны. Это означает, что, с одной стороны, все больше стран и субъектов вовлекаются в международный хозяйственный оборот, а с другой стороны, появляются новые формы международного экономического сотрудничества.

    Международные экономические связи становятся многообразными и представлены в торговле товарами и услугами, в международной миграции предпринимательских и ссудных капиталов, в международной миграции рабочей силы, в отношениях прямого кооперирования. Тем самым экономики отдельных стран дополняют друг друга, переплетаются друг с другом, проникают друг в друга, что как раз и свидетельствует о формировании мирового хозяйства как единого целого, как системы.

    В экономической литературе встречается множество определений мирового хозяйства:

    Мировое хозяйство – это сумма всех национальных экономик мира.

    Мировое хозяйство – это совокупность тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним миром.

    Мировое хозяйство – это совокупность экономик различных стран в их взаимодействии, взаимодополнении, взаимопроникновении и взаимозависимости, которая проявляется в становлении и развитии системы международных экономических отношений.

    Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.

    Мировое хозяйство предполагает сложный комплекс международных экономических отношений. В эти отношения вступают многообразные субъекты: отдельные граждане, различного рода фирмы (и по организационно-экономической форме, и по отраслевой направленности, и по масштабам деятельности), а также государственные органы различных уровней и международные экономические организации.

    Мировое хозяйство в своем развитии прошло ряд этапов:

    Этап становления мирового хозяйства берет начало от великих географических открытий и длится до промышленного переворота в передовых странах. В этот период главной формой международных хозяйственных связей выступает международная торговля, которая в значительной степени носит неэквивалентный, колониальный характер. Европейские страны продают свою продукцию в колониях по завышенным ценам, а оттуда вывозят товары по низким ценам. Перепродажа колониальных товаров приносит купечеству и ростовщикам огромные прибыли и является одной из основ первоначального накопления капитала. В структуре мировой торговли преобладали потребительские товары (мед, пушнина, посуда, пряности и т.д.). Ведущее место в мировом хозяйстве занимали Испания, Португалия, Голландия, Англия и Франция. Они же были одновременно крупнейшими колониальными державами.

    Второй этап начинается в период промышленного переворота и продолжается до конца ХIХ века . В этот период развитые страны, к которым относятся Англия, Франция, Голландия, все более нуждаются в сырьевых ресурсах для расширения промышленного производства, в том числе в хлопке, шерсти, ценных породах деревьев, рудах, красителях и т.д. В свою очередь они в крупных размерах вывозят промышленные товары: шерстяные и хлопчатобумажные ткани, станки, рельсы, паровозы, вагоны и т.д. Таким образом, в этот период мировая торговля расширяется по масштабам и изменяется по структуре. Именно на этом этапе происходит становление мирового рынка. Лидером мирового хозяйства являлась Англия. Её называли «мастерской мира». Здесь ранее, чем в других странах, завершился промышленный переворот и произошло становление фабричного производства. На неё приходилось около 1/3 мировой торговли. К концу ХIХ века складывается мировая колониальная система, и соответственно весь мир оказался поделенным между великими державами. Начинается борьба за его передел.

    Третий этап датируется с конца ХIХ века до І Мировой войны .

    В период вызревания монополий на рынках ведущих стран мира и образования монополистических союзов появляется относительно избыточный капитал. Мирохозяйственные связи в форме мировой торговли и международного кредита дополняются международной миграцией предпринимательского капитала. На этом этапе экономи-ческое объединение стран и народов происходило прежде всего в интересах крупнейших империалистических держав. Импульсы развития мирового хозяйства исходили от промышленно развитых стран. Отношения между промышленно развитыми и отсталыми странами носили явно эксплуататорский характер. Именно на рубеже ХIХ-ХХ в.в. международный обмен потребительскими товарами и услугами, сырьевыми и энергическими ресурсами, ссудными и предпринимательскими капиталами принял всемирный характер, что свидетельствовало о формировании мировой системы хозяйства.

    Тенденция к расширению господства определённых государств и монополистических групп сопровождалась нарастанием острейших противоречий между крупнейшими индустриальными державами, что привело к двум мировым войнам в ХХ веке. Поэтому история мировой экономики представляет собой, с одной стороны, процесс углубления и укрепления мирохозяйственных связей, а с другой стороны, периоды усложнения отношений и даже разрыва тех или иных связей.

    Четвертый этап: от Первой Мировой войны до 50-х г.г. ХХ в .

    Первая Мировая война, а потом и революция в России нарушили многие международные хозяйственные связи. Россия вышла из мировой капиталистической системы хозяйства. Германия, наказанная за агрессию, практически до середины 20-х г.г., не могла восстановить взаимовыгодные международные хозяйственные связи. Во второй половине 20-х г.г. происходит существенный рост мирохозяйственных отношений на фоне экономического подъема в странах с рыночной экономикой. В 1922 году был образован СССР, который в период НЭПа также стремился расширить внешне-экономические связи. Однако в 1929-1933 г.г. страны с развитыми рынками поразил экономический кризис, названный «Великой депрессией». Он охватил все капиталистические страны и сопровождался резким сокращением объемов производства (особенно в США и Германии). В этот период многие промышленные державы стремились обеспечить снижение потерь от кризиса в собственных странах через возведение барьеров на пути импорта товаров, что, в конечном итоге, определило снижение параметров мирового товарооборота и сильное стремление к автаркии.

    Пятый этап: после Второй мировой войны (50-70-е г.г.).

    В этот период возникают первые интеграционные группировки (ЕЭС, СЭВ). Наблюдается бурный процесс интернационализации. Происходит активное перемещение между странами товаров, услуг, знаний (технологии), предпринимательского капитала. Формируется современный облик мирового рынка ссудных капиталов. На особую роль в мировом хозяйстве претендуют социалистические и развивающиеся страны. Именно на этом этапе происходит деление мировой системы хозяйства на два блока: капиталистический и социалистический. Начинается распад колониальной системы. Ведущие позиции в мировой экономике занимают США. Однако в период НТР усиливается конкуренция между ведущими державами мира. Наблюдается «японское» и «германское» экономическое чудо, определившие возрастание роли Японии и ФРГ в мировом хозяйстве.

    Шестой этап: 80-е годы XX века – начало ХХI века.

    В этот период осуществляется переход наиболее развитых стран на этап постиндустриального развития. Наблюдается стремление многих отсталых стран к преодолению своего экономического отставания. В бывших социалистических странах идет процесс формирования рыночных институтов и проводятся рыночные реформы. На этом этапе многие государства стараются придерживаться более либеральной политики в области внешнеэкономической деятельности. Характерной чертой становится глобализация мирового хозяйства.

    Читается : 1-2 модули 2 курса

    Пререквизиты : нет

    Трудоемкость : 5 кредитов

    76 аудиторных часов :

    • 38 часов лекций;
    • 38 часов семинаров.

    Формы контроля :

    • экзамен,
    • 1 эссе,
    • 2 домашних задания.

    О курсе

    Целями освоения дисциплины «Введение в мировую экономику» являются ознакомление студентов с ключевыми проблемами мировой экономики, основными факторами, определяющими развитие мировой экономики в исторической перспективе, а также установление связей между факторами и основными теориями, целями и методами политики экономического развития в условиях открытой экономики. Предусмотрено изучение следующего круга вопросов: история развития мировой экономики и науки о ней, демография, теории фирмы и роль корпоративного сектора в мировой экономике, международная торговля и международная интеграция, финансовые рынки и роль спекулятивного капитала в дестабилизации международной экономической системы, социальная структура общества, урбанизация и ее динамика в развитых и развивающихся странах, экономические циклы и кризисы. Курс также включает изучение роли формальных и неформальных институтов в экономической жизни, социальный капитал и культурные факторы экономического роста. В рамках курса не останутся без внимания актуальные глобальные проблемы, которые оказывают все большее влияние на мировую экономику. К ним относятся проблема изменения климата, продовольственная проблема, дефицит воды и водные кризисы, энергобезопасность. Изучение дисциплины «Введение в мировую экономику» не только значительно расширит кругозор у слушателей, но и сформирует у них научно обоснованное понимание объективных процессов, происходящих в мировой экономике как динамично изменяющейся системе взаимосвязей.