Влияние экономики на жизнь человека. Негативное воздействие экономики на жизнь людей

Понятие экономики . Экономика – это сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в жизненных благах. Без жизненных благ – пищи, одежды, крова – человек существовать не может. Для того чтобы иметь эти блага, люди должны работать, производить все нужное для жизни. Лишь в некоторых районах планеты человек может обходиться практически без одежды и находить в достаточном количестве разнообразную, готовую к употреблению пищу. В большинстве регионов мира для того, чтобы выжить, человек должен решать серьезные и разнообразные хозяйственные задачи. Производя жизненные блага, человек преодолевает дискомфорт своей естественной среды обитания, изменяет окружающую природу. Производственная деятельность является предпосылкой и основой всех других видов человеческой деятельности, общественной жизни в целом.

Понятие «экономика» имеет два разных, хотя и взаимосвязанных значения. Первое, о котором мы уже говорили, относится к производственной и хозяйственной деятельности людей, к экономическим отношениям, складывающимся в обществе. Второе значение – это наука об экономической жизни общества. С некоторыми основными понятиями и выводами данной науки вы здесь познакомитесь.

Экономический цикл и его фазы . Воздействие человека на предметы и процессы природы, в результате которого создаются жизненные блага, нужные людям, называется производством . Процесс производства жизненных благ включает в себя следующие элементы: труд человека, предмет труда, средства труда.

Труд – это осознанная целенаправленная деятельность человека по производству материальных и духовных ценностей. Эта деятельность направлена на преобразование предметов природы, среды человеческого обитания, на подчинение условий жизни человека его потребностям. Благодаря труду, изменяются не только эти условия, но и сам человек, а в конечном итоге и общество, в котором он живет.

Предметом труда является все то, на что направлен труд человека. Предметы труда могут быть даны самой природой, например, деревья, из которых впоследствии изготовят мебель, или золото, извлеченное из недр земли и используемое для производства ювелирных изделий. Предметы труда, которые ранее подверглись воздействию труда, например, древесина на мебельной фабрике, носят название сырых материалов или сырья.

Средства труда – это все вещи, при помощи которых человек воздействует на предметы своего труда и видоизменяет их. В составе средств труда выделяются орудия труда (оборудование, станки приборы, машины и т.д.), а также производственные здания и сооружения, дороги, трубопроводы, средства перемещения грузов, средства связи, энергоснабжения и др.

Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства . Сами по себе средства производства, если их никто не использует, представляют собой набор бесполезных вещей. Для того чтобы процесс производства мог осуществляться, со средствами производства должна соединиться рабочая сила, т.е. работники должны обеспечить их целесообразное использование.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность физических и духовных сил человека, благодаря которым он может производить жизненные блага. Рабочая сила и средства производства составляют производительные силы общества .

Схема: производительные силы общества.

Производство – это первая фаза экономического цикла. Завершается эта фаза созданием предметов, предназначенных для использования, или потребления.

Вторая фаза экономического цикла – распределение производственных благ. Распределение устанавливает долю каждого человека, причастного к производству, в созданном богатстве. Эта доля зависит от того, кто является собственником основных элементов процесса производства – средств производства и рабочей силы.

Распределяемые блага часто непригодны для личного потребления (таковы, например, вновь созданные орудия труда) или сами по себе не очень нужны человеку, которому они достались в результате распределения. Поэтому экономический цикл включает еще одну, третью фазу – обмен . Отношения обмена устанавливаются не только между отдельными людьми, но и между предприятиями. Важную роль в этих отношениях играют деньги.

Наконец, четвертая , завершающая фаза экономического цикла – это потребление , или использование производственных благ. Потребление бывает производительным или личным. Производительное потребление – это использование ранее созданных ценностей в новом процессе производства. При этом станки и оборудование изнашиваются, сырье расходуется, и все это нужно вновь производить. Личное потребление – это употребление человеком благ, полученных через распределение или обмен, для своих нужд, в результате чего они тоже изнашиваются (одежда, обувь, бытовые приборы и т.д.) или расходуются (еда, питье и пр.).

Поэтому завершение одного экономического цикла требует начала нового такого цикла. Постоянное возобновление процесса производства и следующих за ним фаз распределения, обмена и потребления называют процессом общественного воспроизводства .

Производство и его типы . Производство всегда происходит в рамках общественной связи людей, так как изолированно от других людей, от общества отдельный человек производить различные блага и вообще жить не может. Для работы ему бывают нужны орудия труда, материалы, сырьё, изготовленные или добытые другими людьми. Вместе с тем в наши дни продукт труда человека обычно бывает предназначен не только для себя, а и для других людей, для общества.

Производство может существовать в двух основных формах – натуральной и товарной.

Натуральное производство (хозяйство) предполагает, что продукты труда изготавливаются для удовлетворения собственных потребностей производителя, для потребления внутри его хозяйства. Примерами натурального хозяйства могут служить первобытная община, патриархальное крестьянское хозяйство, а также феодальное поместье. Натуральное хозяйство преобладает при низком уровне развития техники и технологии. В таком хозяйстве количество и набор производимых продуктов долгое время не меняются. В современном мире натуральное хозяйство характерно для некоторых развивающихся стран.

В условиях товарного производства , которое более характерно для современного общества, продукты производятся отдельными, относительно обособленными производителями. Каждый из них обычно специализируется на выработке какого–то одного или немногих продуктов, так что для удовлетворения всего разнообразия потребностей людей необходима купля – продажа произведенных продуктов на рынке. Это означает, что продукты производства становятся товарами.

Товар – это продукт труда, предназначенный для купли-продажи.

Два основных условия возникновения и развития товарного производства – это общественное разделение труда и экономическая обособленность производителей товара.

Общественное разделение труда означает, что люди специализируются на производстве каких-то определенных продуктов, а потом обмениваются результатами своего труда. Как говорится, «сапоги должен шить сапожник, а пироги печь – пирожник». В результате разделения труда растет искусность, мастерство производителя товара. Благодаря этому в единицу времени он создает все большее количество продукта. Иными словами, увеличивается производительность труда.

Экономическая обособленность товаропроизводителя означает, что ему принадлежат средства производства, с помощью которых он изготавливает товар, а также производимый с их помощью продукт.

Экономические потребности и ресурсы . Цель производства – удовлетворение общественных и личных потребностей.

Потребность – это состояние нужды, недостатка в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.

Наши потребности многообразны и потенциально безграничны. Одни из них врожденные, другие – приобретенные. Потребности бывают также материальные и духовные, постоянные (устойчивые) и ситуативные (изменчивые). По мере развития человеческого общества состав потребностей расширяется. Для удовлетворения этих потребностей необходимы разнообразные ресурсы.

Ресурсы – это средства, запасы, источники чего-либо (например, водные ресурсы). Экономические ресурсы, используемые обществом в процессе производства, ограничены. К ним относятся рабочая сила, земля или, более широко, природные ресурсы, а также средства производства и финансовые ресурсы.

Рабочая сила, рассматриваемая в масштабах общества, называется трудовыми ресурсами . Их составляют все люди, способные трудиться.

Земля , как экономический ресурс, включает все то, что дано человеку природой на нашей планете и используется им для производства необходимых жизненных благ. Например, человек добывает нефть и производит из нее бензин, мазут; используя пашню, он производит растительные продукты; мировой океан дает людям рыбопродукты.

Финансовые ресурсы – это денежные средства, которыми располагает общество, государство, отдельные люди.

Под капиталом (от лат. capitalis – главный) понимают созданные человеком ресурсы, которые используются в производстве. Капитал включает средства производства, а также финансовые ресурсы, используемые для организации процесса производства.

Вопросы и задания

1. Что такое экономика?

2. Почему экономический процесс имеет циклический характер? Назовите основные фазы экономического цикла.

3. Какие вы знаете орудия и предметы труда, используемые в сельскохозяйственном производстве?

4. Чем, на ваш взгляд, отличается рабочая сила начала XXI века от рабочей силы ХIХ века?

5. Можно ли деятельность пчелы по сбору меда и созданию сот считать трудом? Почему?

6. Что включает в свой состав экономические ресурсы?

Деньги

Сущность денег и их виды . Деньги – одно из величайших изобретений человечества. Порой деньги как бы заколдовывают людей. Из–за них они страдают и радуются, ради них они трудятся. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободившись от него. Деньги не накормят и не оденут человека до тех пор, пока он их не истратит.

Деньги нечто большее, чем обычный компонент экономики. Правильно функционирующая денежная система вливает жизненную силу в экономику. И наоборот, расстройство денежного обращения наносит тяжелейшие удары экономике.

В далеком прошлом, когда человек начал приручать животных и обрабатывать землю, собирательство и охота уступили место скотоводству и земледелию. Одни племена начинают преимущественно заниматься скотоводством, другие – земледелием. В дальнейшем о качестве особой области трудовой деятельности людей выделилось ремесло. Обмен производимыми благами становится необходимым элементом жизни людей. Продукты начинают производиться специально для обмена, как товары. Обмен становится регулярным. Каждый товар теперь нужно соотносить по стоимости со множеством других товаров и тем самым упорядочивать обмен товарами.

Скажем, гончар вынес на рынок свои горшки в расчете обменять их на зерно. Однако продавцу зерна нужны не горшки, а ткань. Кроме того, на рынке имеется шерсть, птица, молочные продукты и другие товары. Гончару придется совершить несколько актов обмена, прежде чем он выменяет товар, который подходит хлеборобу, и получит, наконец, желаемое зерно.

Отсутствие всеобщего эквивалента – товара, выражающего стоимость всех остальных товаров и способного на них обмениваться, существенно затрудняет товарный обмен. В процессе общественного развития рано или поздно находится такой товар – избранник, в котором все остальные товары выражают свою стоимость. Таким товаром являются деньги.

Деньги – это всеобщий эквивалент, который выражает и измеряет стоимость всех товаров. Иными словами, это – особый товар, который обладает способностью обмениваться на любой другой товар. Чтобы служить деньгами, какой-то определенный товар должен получить общественное признание у покупателей и продавцов в качестве универсального средства обмена.

Первоначально роль денег закреплялась за товаром, который являлся наиболее важным и ходовым в данной местности. Например, у многих народов деньгами были скот, зерно. Постепенно роль денег закрепилась за так называемыми благородными металлами – золотом и серебром. Именно они обладали свойствами, которые облегчали товарный обмен и содействовали общественному развитию. Так, золото и серебро обладают химической устойчивостью, т.е. хорошо сохраняются. Они имеют высокую стоимость в единице веса. Их стоимость относительно постоянна. Кроме того, они обладают замечательными физическими характеристиками – мягкостью, ковкостью, способностью принимать любую форму.

Благородные металлы опосредуют отношения обмена в виде готовых, удостоверенных и гарантированных государством весовых количеств – монет . Чеканка монет становится привилегией государства и даже получает особое название – монетная регалия. Начало чеканки монет относят к VII веку до н.э. В Беларуси первые сведения о собственной чеканке монет относят к концу XV века. Наиболее известные монеты в Беларуси выпускали монетные дворы Российского государства, Речи Посполитой.

Впоследствии было замечено, что в обращении наряду с полновесными монетами довольно успешно обращаются монеты стершиеся, потерявшие часть своего первоначального веса. Это обстоятельство, а также нехватка благородных металлов привели к тому, что возникла идея замены золотых и серебряных монет бумажными деньгами. Бумажные деньги представляют собой выпускаемые государством и обязательные к приему денежные знаки, заменяющие золото или серебро.

Итак, различают следующие виды денег: натуральные (полноценные) и символические.

Натуральные деньги – это какие-то вещи, которые имеют ценность сами по себе. Таковы все виды первобытных денег, а также золотые и серебряные деньги, поскольку содержащийся в них металл может быть использован, например, для изготовления ювелирных изделий.

Символические деньги – это знаки стоимости, заменители натуральных денег. Символическими деньгами являются, например, бумажные деньги. В современных условиях бумажные деньги на золотые монеты не размениваются, хотя за них можно купить золотые изделия или слитки.

В наши дни эффективными заменителями как натуральных, так и символических денег становятся так называемые электронные деньги . Их невозможно увидеть или пощупать, ибо они существуют в виде записей на электронных носителях. Все вы знаете о такой их форме, как пластиковые карты. С их помощью можно безналичным путем расплатиться за товар, осуществить платежи за коммунальные услуги, пополнить телефонный счет при пользовании мобильной связью, получить кредит, вести счета в различных валютах. Можно также осуществлять безналичные платежи, получать денежные переводы, осуществлять конвертирование валют, находясь за границей. Электронные деньги играют огромную роль в осуществлении современных экономических взаимосвязей, в которых использование наличных денег становится все более редким.

Основные функции денег . В экономике деньги выполняют следующие функции: они выступают мерой стоимости, средством обращения, средством платежа, средством накопления; существуют также мировые деньги.

Функция меры стоимости означает, что стоимость всех товаров выражается в деньгах. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется его ценой . С древности и до начала ХХ в. владелец товара назначал его цену в определенном количестве золота или серебра. На производство различных товаров затрачивалось различное количество труда, поэтому их стоимость выражалась в различных количествах металлических денег.

Весовое количество благородного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы, называлось масштабом цен . Например, английский фунт стерлингов сначала содержал фунт серебра, но затем, когда золото стало вытеснять серебро, это название стало применяться к равному по стоимости количеству золота, составлявшему по весу лишь небольшую часть фунта.

В настоящее время цена товара обозначается не в граммах золота, а в национальных денежных единицах.

Функция средства обращения означает, что деньги используются в качестве посредника для осуществления оплаты за товары и услуги. Обмен товарами, совершаемый при помощи денег, называется обращением товаров. Обращение товаров неразрывно связано с обращением самих денег: когда товар переходит из рук продавца в руки покупателя, деньги переходят из рук покупателя в руки продавца.

В качестве средства платежа деньги выступают в тех случаях, когда покупка – продажа товара осуществляется в кредит, то есть с отсрочкой платежа. Товар переходит из рук продавца в руки покупателя без немедленной оплаты купленного товара. Когда наступает срок уплаты за купленный товар, деньги уплачиваются покупателем продавцу без передачи товара, которая совершилась ранее.

Деньги выполняют и функцию средства накопления , так как они являются воплощением богатства. Их можно хранить в любом количестве. Данную функцию часто выполняют полноценные деньги (золотые или серебряные монеты), слитки, а также изделия из золота и серебра, поскольку бумажные деньги могут обесцениваться.

С развитием товарного обращения между различными странами и народами возникает потребность в мировых деньгах . На протяжении веков функцию мировых денег выполняло золото. В настоящее время мировыми деньгами являются валюты наиболее развитых стран с мощной и сравнительно стабильной экономикой, например, доллары США, евро, английские фунты, японские йены. Впрочем, финансово-экономические кризисы заставляют усомниться в их стабильности.

Ценные бумаги . Впервые в Европе ценные бумаги – в виде свидетельств об участи деньгами в предприятии, дающих право на получение части прибыли этого предприятия – были использованы лондонскими предпринимателями при создании в конце XVI в. Ост-Индской компании.

Ценные бумаги – это имеющие юридическую силу документы установленной формы, которые дают их владельцу право на получение определенных денежных сумм при предъявлении данных документов. Наличные деньги, лотерейные билеты, завещания и т.д. к ценным бумагам не относятся. Ценными бумагами являются банковские чеки , векселя , акции , облигации и некоторые другие документы.

Предъявитель банковского чека имеет право получить в банке сумму денег, указанную в чеке, а банк обязан выплатить эту сумму, если чек оформлен правильно.

Вексель – это денежное долговое обязательство, составленное по определенной форме. Вексель выдается заемщиком, который одалживает деньги, кредитору – тому, кто берет деньги в долг. В векселе указывается срок возвращения и сумма денег, подлежащая возврату кредитором.

Акция – документ, закрепляющий права его владельца на получение части прибыли акционерного общества. Акционерным называют общество, учрежденное рядом лиц и имеющее определенный его уставом капитал (уставной капитал), который используется для производственной или какой-то другой деятельности. Этот уставной капитал разделен на определенное количество акций. Доход акционера, или владельца акции, называется дивидендом.

Облигация – ценная бумага, которая закрепляет право ее владельца на получение в указанный в ней срок установленной суммы денег. Покупая облигации, люди как бы дают деньги в долг тому, кто эти облигации выпустил. В определенный срок долг возвращается. Наиболее надежны государственные облигации.

Инфляция . С движением денег в экономике тесно связана возможность инфляции – серьезной экономической болезни. Инфляция – это обесценивание бумажных (а значит, и электронных) денег, вызванное превышением количества денег, находящихся в обращении, над их товарным покрытием. В результате этого покупательная способность денег снижается, т.е. растут цены на товары и услуги.

Различают два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек . В первом случае денежные доходы населения и предприятий растут быстрее, чем реальный объем производимых товаров и услуг. Спрос на товары и услуги превышает их предложение (поступление на рынок), поэтому цены на них растут. Так растут цены на продукты питания в неурожайный год.

Во втором случае, при инфляции издержек, увеличиваются издержки на используемое в производстве сырья другие производственные затраты. Например, дорожают металлы, энергоресурсы, стройматериалы. В итоге опять-таки повышаются цены на товары и услуги.

Обычно же характеристики инфляции используют такой показатель, как уровень инфляции , который измеряется увеличением цен в процентах за определенный период времени (месяц, квартал, год и т.д.). В международной практике принято считать, что безопасный уровень инфляции составляет примерно 3–5% в год.

Когда экономика поражена инфляцией, неизбежны потери большинства участников экономического процесса. Первыми жертвами инфляции становятся потребители, у которых обесцениваются личные сбережения, а также уменьшается текущее потребление, поскольку потребители за одну и ту же сумму денег в условиях роста цен могут приобрести меньше товаров и услуг. От инфляции страдают и производители товаров, потому что они не знают, какую назначать цену за производимые товары и услуги. Производителям становится крайне трудно планировать свою деятельность на перспективу. В условиях сильной инфляции все стараются поскорее избавиться от денег и перевести их в надежные ценности; денежное обращение разрушается.

Поскольку в условиях инфляции деньги перестают выполнять свои функции, нарастает кризис взаимных неплатежей, т.к. все ждут дальнейшего обесценивания денег и стараются отсрочить выполнение финансовых обязательств. Государство не получает нужного объема налоговых поступлений и для оплаты своих расходов выпускает в обращение все новые и новые деньги.

Главный способ погасить инфляцию – это регулирование цен и сокращение расходов, в том числе и государственных.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте трудности товарного обмена, возникающие из–за отсутствия всеобщего эквивалента.

2. Назовите общие черты и различия натуральных (полноценных) и символических денег.

3. Какие функции выполняют деньги при: установлении цены товара; покупке товара за наличные деньги; оплате товара, проданного в кредит; уплате долга; выплате заработной платы; помещении в банк; оплате внешнеторговых сделок?

4. Что такое инфляция? Почему она возникает?

5. Охарактеризуйте основные виды ценных бумаг.

Экономика - это совокупность научных исследований, финансовой структуры и деятельности людей, которая обеспечивает производство, рациональное распределение и потребление товаров и услуг в человеческом обществе.

Понятие экономики, ее роль в жизни человека

Экономика состоит из микроэкономики и макроэкономики. Макроэкономика представляет собой уровень создания факторов и условий, которые благоприятно влияют на результативность экономической деятельности.

Микроэкономика - процесс непрекращающегося взаимодействия между производителем и потребителем. Экономика играет, без сомнений, важную роль в жизни современного человека.

В первую очередь, благодаря экономике мы обеспечены материальными благами, необходимые для полноценной жизнедеятельности - жилье, одежда, продукты. Экономическая жизнь общества задает общий темп его развития, определяет ход происходящих в нем процессов.

Общественные потребности

Общественные потребности представляют собой вид тех потребностей, которые носят массовый характер и присущи каждому человеку в силу его общественной природы. Общественные потребности включают в себя два подтипа, которые связанны между собой: потребности государства и потребности общества.

К числу общественных потребностей относят потребности в коммуникациях, образовании, труде, здравоохранении, безопасности. На степень реализации общественных потребностей влияет уровень экономики в государстве. Именно фактор экономического развития становится решающим в удовлетворении людьми своих общественных потребностей.

В государствах с нестабильной экономикой беспрепятственно могут быть удовлетворены только первичные потребности - необходимость в еде и одежде.

Ограниченность ресурсов

Ограниченность ресурсов - термин, который в последнее время довольно часто встречается в экономике. Это понятие, которое выражает конечность и дефицитность тех производственных ресурсов, которые привыкли использовать люди в хозяйственном производстве.

Человеческие потребности не имеют границ и склонны к возрастанию, в то время как уровень ресурсов для их удовлетворения безостановочно падает. В широком смысле ограниченность ресурсов - это использование человеком свободных материальных и нематериальных ресурсов.

В подобной трактовке к свободным материальным ресурсам производства добавляются такие нематериальные ресурсы как время и человеческие силы.

Факторы производства

Те ресурсы, благодаря которым происходит процесс хозяйственного производства, имеют название факторы производства. Виды факторов производства:

1. Информация - в современном мире вместо информации в экономике все чаще применяют термин «технология». Информация является основой экономической деятельности, так как она открывает новые пути улучшения производства и повышения его результативности.

2. Труд - целесообразная деятельность индивида, направленная на достижения результата.

3. Капитал - совокупность материальных благ: машины, станки, деньги, здания, сооружения.


Тема:

Класс: 10

Тип урока : комбинированный

Цели урока: Образовательные

Воспитательные

Развивающие

Средства обучения:

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

2. Искусство субъективно

3. Образность (худ.образ)

5. Индивидуальное восприятие)

пространственных искусств временных искусств

3.Изучение нового материла

Тема: Роль экономики в жизни общества

Экономика

потребление

Стр 127 – читают вслух положения

валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения

Уровнем бедности

Читают стр 132- 134

(

(

(

(

5. Домашнее задание

Тема: Роль экономики в жизни общества

Тип урока : комбинированный

Цели урока:

Образовательные — Расширить и углубить знания об экономике, и ее роли в жизни общества

Воспитательные

Развивающие — умение коллективно работать; умение слушать другие точки зрения, задавать вопросы

Средства обучения: Учебник Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов. Обществознание. § 12

Ход урока

1. Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

1. Что такое искусство? (это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литера­туре, музыке, танцах и др.)

2. Назовите особенности искусства (1. Чувственное восприятие

2. Искусство субъективно

3. Образность (худ.образ)

5. Индивидуальное восприятие)

3. Какие вы знаете виды искусства? (Произведения пространственных искусств (живо­пись, скульптура, архитектура и др.) занимают определен­ную часть пространства, не меняются во времени и не на­ходятся в движении. Произведения же временных искусств (литература, музыка, театр и др.), напротив, меняются на протяжении того времени, пока ими наслаж­дается зритель или слушатель.)

3.Изучение нового материла

Тема: Роль экономики в жизни общества

Материалы раздела «Общество и человек» познакоми­ли вас с обществом как сложной динамичной системой ос­новными сферами его жизни. Экономическая сфера обще­ства является важнейшей из них, она играет значительную роль в существовании общества: обеспечивает саму возмож­ность жизни людей (производств необходимых благ) деятельности человека (науч­ной, культурной и др.), участие так или иначе каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домаш­нем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.) Экономика – это хозяйственная система обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем со­здания и использования необходимых жизненных благ.

Ее главная цель — поддержание жизнедеятельности людей, создание условий для продлений человеческого рода.

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потреб­ление товаров и услуг. Это могут быть как материальные блага (одежда, жилище, продукты питания, транспорт, об­разование), так и духовные ценности (предметы искусства, наука и т. д.). _

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования резуль­татов производства для удовлетворения определенных по­требностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие его отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влия­ние всех сторон общественной жизни (социальной, полити­ческой, духовной), в свою очередь, также существенно влия­ет на различные явления общественной жизни и общество в целом.

Стр 127 – читают вслух положения

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономи­ческие перемены стали прежде всего следствием научно-тех­нической революции, реального превращения науки в непо­средственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производ­ства. На базе всех этих перемен резко возросло материаль­ное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стан­дарты потребления, комфорта и услуг (государства благо­состояния). Здесь важно отметить, что перемены в общест­венном производстве требуют развития творческих, инди­видуальных качеств и способностей основного участника производства - человека.

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов, под которым понимают степень обеспечения населения товара­ми, услугами и условиями жизни, необходимыми для ком­фортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других на­родов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня бо­гатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами.

Именно эффективное использование производ­ственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эф­фективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще всего используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг, произведенных страной за год, поделен­ная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосо­стояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружаю­щей среды, степень неравномерности распределения дохо­дов в обществе, доступность культуры, прожиточный ми­нимум и др.

Уровень благосостояния государства в немалой степе­ни зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при реше­нии задач жизнеобеспечения. К таким экономическим ме­ханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тор­говля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производи­телям обмениваться результатами труда на взаимовы­годной основе.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный пе­риод, позволяющий обеспечить его физический (физиоло­гический) прожиточный минимум. Представления о бедно­сти в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности.

Условия и способы перехода России к рыночной эко­номике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

Читают стр 132- 134

1. Назовите функции государства в рыночной экономике? (облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики; разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.)

2. Для обеспечения внешней и внутренней безопасности государства, предполагает создание каких институтов?(институты по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие армии.)

3. Назовите важную задачу государства в экономике (охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму.)

4. Каковы же цели государственной политики в сфере экономики? (обеспечение полной занятости, справедливое распределение доходов, защита природного комплекса)

5. Чему учат людей условия рыночной конкуренции? (более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений.)

Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами современ­ной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

5. Домашнее задание

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе

На тему: «Роль экономики в жизни общества»

В нашей жизни существуют главные и второстепенные роли. Нашу жизнь можно подразделить на разные сферы общественной жизни. Одним из элементов общества является экономическая сфера. Экономическая сфера -- главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. К экономике обычно относят все то, что связанно с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных трудом человека. Главная цель и роль экономики -- это удовлетворение потребностей каждого отдельного человека, потребностей организаций и предприятий, а также всего общества в целом. экономика материальный общество благосостояние

В течение многих столетий проблема -- как удовлетворить многочисленные потребности людей -- решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики: материальное производство и духовное производство. Производство материальных благ - (хлеба, станков, электроэнергии и т.п.) является основой жизни человеческого общества. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности оказываются услуги в области образования, медицины (под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей). Производство должно быть непрерывным.

Уровень развития производства отражается на духовности общества. Если производство развивается по возрастающей, то и потребности в культурных ценностях возрастают. Люди, обретая уверенность в завтрашнем дне, тратят деньги на разнообразные развлечения, приобретают товары для потребления.

Если же производство падает, то растет безработица, появляется неуверенность в завтрашнем дне, растет преступность, наркомания, люди замыкаются как бы в себе. Появляется так называемая субкультура. Преодоление негативных процессов в обществе растягивается на неопределенное время. А это больно ударяет по всем устоям государства: семье, правопорядку и т.п.

Таким образом, уровень жизни зависит от производства и производительности труда. Чем шире и разнообразнее производство, чем выше производительность труда, тем лучше качество жизни и благосостояние народа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Производство и основные способы получения материальных благ. Экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны. Роль экономики в жизни общества. Наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

    презентация , добавлен 20.01.2011

    Экономическая жизнь общества. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Степень обеспечения населения товарами и услугами как важный показатель экономической жизни общества. Роль экономики в жизни каждого современного человека.

    эссе , добавлен 20.10.2013

    Производство-основа жизни общества. Производство-деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Национализация и приватизация. Потребности и производство. Взаимосвязь понятий. Классификация понятий. Производительные силы.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2008

    Определение роли государства в решение социально-экономических задач. Понятие термина "качество жизни". Модель постиндустриального общества. Уровень жизни населения. Стоимость жизни, потребительские цены, социальное обеспечение и свобода человека.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения. Актуальные проблемы повышения качества жизни в федеральных округах России.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Анализ эволюции взглядов на взаимодействие человеческого капитала и качества жизни. Связь человеческого капитала с этапами развития экономической системы. Роль и значение потребительского рынка и рыночных отношений в формировании качества жизни.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Уровень жизни как основа благосостояния населения. Основные составляющие и показатели уровня жизни. Социальные нормативы и потребности. Факторы жизненного уровня населения. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Доходы населения. Потребление населением материальных благ и услуг. Качество жизни как социально-экономическая категория. Уровень и качество жизни населения, их динамика. Бюджетные проектировки. Сравнение уровня жизни различных регионов и стран.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2008

    Материальное и нематериальное производство. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Простое товарное производство, производство централизованной и рыночной экономики.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Качество жизни населения, его социальная составляющая и оценка. Значение изучения динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование. Показатели уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, основные направления его повышения.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования, является базовой сферой общественной жизни. В обществознании выделяют два значения понятия «экономика»: хозяйственная деятельность и наука.

Экономика – наука о хозяйстве и способах его ведения, закономерностях развития, об отношениях между людьми в процессе производства, распределения, потребления. Впервые слово «экономика» было использовано древнегреческим мыслителем Ксенофонтом (V-IV вв. до н.э.). Под экономикой понималось искусство ведения домашнего хозяйства. Постепенно слово приобрело более широкий смысл. Экономическая наука возникла вместе с рыночной экономикой. Основная ее задача – поиск путей эффективного хозяйствования, использования ограниченных ресурсов при росте потребностей.Развитие экономической науки привело к формированию целого ряда экономических школ. Экономические школы – системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической мысли, имеющие своих основоположников и последователей, обосновывающие собственную концепцию той или иной экономической проблемы или законов развития экономики в целом.

Экономическая деятельность изначально направлена на удовлетворение потребностей людей. Потребностью называется объективная нужда человека в чем-либо.

Различают следующие потребности:

1) по субъектам (носителям потребностей) – индивидуальные, групповые, коллективные и общественные;

2) по объекту (предмету направленности потребности) – материальные, духовные, этические и эстетические;

3) по сферам деятельности – потребности в труде, общении, рекреации (отдыхе, восстановлении сил);

Экономическая наука рассматривает ряд важнейших вопросов, например, вопросы экономического роста, проблемы безработицы, роль государства как экономического регулятора. Этим занимается макроэкономика . Макроэкономика охватывает экономические процессы в масштабах национального или мирового хозяйства. Она исследует вопросы темпов развития экономики, объема произведенного продукта и совокупного дохода, проблемы повышения занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции, безработицы, кризисов и т.д.

Часть экономической науки, изучающая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, функционирование локальных рынков, называется микроэкономикой . Микроэкономика исследует проблемы ограниченности, выбора, альтернативной стоимости, влияние цены на отдельные элементы хозяйства, производства и потребления, изменения спроса и предложения на отдельные товары и услуги на локальных рынках и т.д.

Основные вопросы экономики:

1. Что и в каком количестве производить?

2. Как производить?

3. Для кого производить?

Сегодня, когда национальные экономики отдельных государств переживают период активной интеграции, возникла необходимость в такой отрасли экономической науки, как мировая (международная) экономика . Предметом ее исследования являются международный обмен товарами и услугами, взаимодействие стран в области науки, техники, технологии, международные финансовые отношения.