Что общего у индустриального и постиндустриального общества. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество

1. Возникновение креативного класса - предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.

2. Рост и развитие специального и общего образования, науки, культуры, качества жизни, инфраструктуры.

3. Переход к машинному производству.

4. Перемещение населения в города - урбанизация.

5. Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.

6. Общественно-исторический прогресс.

7. Эксплуатация природных ресурсов, зачастую, во вред экологии.

8. Основа экономики -- конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.

9. Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

10. Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

«Возникшая в середине XX в. Научно-техническая революция дала человечеству атомную бомбу, компьютер, космический корабль и возможность уничтожить самого себя и все живое на Земле. Принципиально новая ситуация имела социальные последствия, отразившиеся в том, то теории индустриального общества была дополнена теорией постиндустриального общества (Р. Арон и др). Другое название -информационного общества..»

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное (информационное) общество является следующей стадией развития экономики и социума, приходящей на смену индустриальному обществу. В отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер.

Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно - коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей.

В истории ХХ века особое место занимают 50-е годы. Мир вступил в эпоху научно-технической революции – коренных преобразований в системе научных знаний и техники. В западных странах завершился процесс формирования индустриальных обществ, в которых машинная индустрия (техника и технология) заняла ведущее место, определяя экономическое благополучие, военный потенциал и международный статус государств.

Для индустриальных обществ характерны следующие черты:

1. Быстрое изменение техники и технологии, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний.

2. Промышленная, научная и научно-техническая революции, которые существенным образом изменили взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства. Вследствие узкой специализации и жесткой организации труда человек превратился в придаток машины и стал как - бы частью технологического процесса.

3. Обновление искусственно созданной человеком предметной среды (транспорт, бытовая техника и др.).

4. Распространение идеологии технократизма, в основе которой лежит идея рационального, технологического устройства общества по типу производственных организаций, стремление перенести методы управления производственной организацией на все общество.

5. Внедрение на производстве корпоративного коллективизма. Разделение труда обусловило тесную взаимосвязь людей в производственном цикле и формирование коллективных интересов. Производственные организации стали ведущей формой социальной организации общества.

Концепция «индустриального общества» достигла своего расцвета в трудах западных социологов (Ж.Фурастье, Р.Арона, У.Ростоу, Дж.Гэлбрейта, Р.Дарендорфа и др.) в 1950-60-е гг. В этот период концепция «индустриального общества» конкурировала с марксистским понятием «капиталистическое общество». Ее сторонники выступали против противопоставления капитализма и социализма, рассматривали их как разновидность одного типа индустриального общества, имеющего функцией развитие производительных сил и накопление общественного богатства.

В поисках перспектив развития индустриального общества в 1970-е гг. возникла концепция «постиндустриального общества». По мнению сторонников этой концепции, сущность научно-технической революции – переход от индустриальных, общественных производительных сил к постиндустриальным, всеобщим производительным силам, которыми являются наука, культура, информация и вся природная среда жизни человека. Для постиндустриального общества характерен перелив самодеятельного населения из первичного (сельское хозяйство) и вторичного (промышленность) секторов хозяйства в третичный – сферу услуг. Постиндустриальная стадия развития связана с индивидуализацией труда, превращением его в свободную творческую деятельность, с гуманизацией и демократизацией всех сторон общественной жизни. Основой его становления явилось накопление интеллектуального, духовного потенциала работников, их знаний и навыков, затрат на поддержание здоровья. Это обеспечивается за счет развития нерыночной сферы экономики (системы социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования и др.)



В многообразии версий, описывающих постиндустриальное общество, выделяются две позиции. Первая (неотехнократическая) основывается на признании особой роли высших технологий и научной деятельности в формировании общества. Вторая (гуманитарно-экологическая) акцентирует внимание на подчинении научно-технических факторов человеческому и природному. Главная задача сегодня – найти разумный компромисс между двумя позициями.

Постиндустриальная концепция истории отходит от жестких конфронтационных стереотипов мышления, опирающихся на противопоставление (например, Запад – Восток, капитализм – социализм, либеральная демократия – тоталитаризм и др.) и намечает синтетический взгляд на происходящие в современном мире перемены. История нашей страны является частью мировой истории и не осталась в стороне от глобальных преобразований в мире в ХХ веке.

Доклад по дисциплине «Обществознание» на тему:

"Индустриальное и постиндустриальное общество"

Введение

Во второй половине XX в. в западной социологии трудами Д. Белла, Р. Арона, Ж. Фурастье, А. Турэна, Дж. Гэлбрейта, 3. Бжезинского, О. Тоффлера и др. была создана трехступенчатая типология обществ.

«В ней эволюция общества, основываясь на антропологических данных, представляется, как прошедшая три этапа. Первый этап представляет собой охотничье-собирательное хозяйство, когда мужчины преимущественно занимались охотой, а женщины - собирательством. Этнографы назвали такую стадию развития дикостью. В период неолитической революции примерно 10 тыс. лет. назад произошел переход от охотничье-собирательного к земледельческо - скотоводческому хозяйству, когда собирательство сменилось выращиванием растений, а охота разведение животных. Этот период был назван варварством. С появлением городов и письменности сформировались ранние цивилизации. Такое общество было названо аграрным, или традиционным. Оно существовало до промышленной революции конца XVIII - начала XIX в., когда в результате использования силы пары и применения машин произошло становление индустриального общества»

1. Индустриальное общество

Переход к индустриальному обществу возникает по итогам промышленной революции. Следовательно, индустриальное общество сформировалось в результате и в процессе развития машинного производства, появления адекватных форм организации человеческого труда и использования достижений технологического прогресса. Происходит своеобразное перераспределение рабочей силы: падение занятости населения в сельскохозяйственной сфере с 74-80 % до 12-15 %, возрастание доли занятости людей в промышленности до 85 %, а также существенный прирост городского народонаселения. Если говорить о признаках и основных чертах индустриального общества, то оно характеризуется поточным, массовым производством, автоматизацией и механизацией труда, развитием рынков услуг и товаров, гуманизацией всех экономических отношений, формированием цельного гражданского общества, общим возрастанием роли управления. Становление индустриального общества было обусловлено глубокими изменениями в политической, экономической и культурной жизни людей позднего Средневековья.

Основные признаки индустриального общества

.резкий рост сельскохозяйственного и промышленного производства;

.ускоренное развитие средств коммуникации;

.изобретение печатной прессы, радио и ТВ;

.расширение возможностей образовательной и просветительской деятельности;

.массовая урбанизация;

.увеличение средней продолжительности жизни людей;

.образование монополий, сращивание банковского и промышленного капиталов;

.повышение восходящей мобильности населения;

.разделение труда в международном масштабе;

.значительный рост вертикальной дифференциации народонаселения (деление общества на регионы и «миры»).

Черты индустриального общества

1.Возникновение креативного класса - предпринимателей (капиталистов) и наемных рабочих.

.Переход к машинному производству.

.Перемещение населения в города - урбанизация.

.Неравномерность роста экономики и развития - стабильный рост чередуется со спадами и кризисами.

.Общественно-исторический прогресс.

.Эксплуатация природных ресурсов, зачастую, во вред экологии.

.Основа экономики - конкурентные рынки и частная собственность. Право собственности на средства производства рассматривается как естественное и неотъемлемое.

.Трудовая мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

.Важнейшими ценностями в индустриальном обществе признаны предприимчивость, трудолюбие, честность и порядочность, образование, здоровье, способность и готовность к новациям.

«Возникшая в середине XX в. Научно-техническая революция дала человечеству атомную бомбу, компьютер, космический корабль и возможность уничтожить самого себя и все живое на Земле. Принципиально новая ситуация имела социальные последствия, отразившиеся в том, то теории индустриального общества была дополнена теорией постиндустриального общества (Р. Арон и др). Другое название -информационного общества..»

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное (информационное) общество является следующей стадией развития экономики и социума, приходящей на смену индустриальному обществу. В отличие от индустриального общества, символами которого были фабричная труба и паровая машина, символом постиндустриального общества становится компьютер.

Массовое производство товаров заменяется демассифицированной продукцией, выпускаемой быстро, по заказу, под интересы и потребности определенных групп или покупателей и даже отдельных индивидов. Возникают новые виды промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, нефтехимия, полупроводники, биотехнология, космические станции; водное хозяйство, ориентированное на разведение и откорм рыбы с последующим фабричным «сбором урожая». Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату индустриального общества приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудиться с применением глубокого знания все более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно - коммуникационных средств, которые являются не только олицетворением новой экономики, но и универсальной производительной силой. В постиндустриальном обществе научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей.

5. Концепция и сущность постиндустриального общества

индустриальное постиндустриальное общество

Если говорить о главных характерных, отличительных и основополагающих чертах постиндустриального общества, то нельзя не отметить очень высокую производительность труда, высокий уровень жизни, преобладание сектора инновационной экономики с венчурным бизнесом и хай-теком. Сущность данного общества заключается в постоянном развитии инновационной экономики (в том числе индустрии знаний) и непрекращающемся росте качества жизни народонаселения.

Концепция развития информационного и постиндустриального общества сводится к повышению конкурентоспособности и качества инновационной экономики, приоритету инвестиций в человеческий капитал. Такие признаки и особенности постиндустриального общества, как эффективность систем управления, человеческого капитала, инновационной системы и экономики, а также высокая производительность труда и хорошая конкуренция во всех типах деятельности насыщают продукцией рынки, удовлетворяют спрос любых потребителей, включая население и экономических агентов.

Постиндустриальное общество характеризуется снижением темпа прироста объёмов промпроизводства и увеличением доли сферы услуг в ВВП по сравнению с промышленностью. Последний признак вовсе не означает снижение общих объёмов производства. Просто для постиндустриального общества характерно более медленное возрастание этих объёмов по сравнению с ростом объёмов оказанных услуг напрямую связано с инновационным развитием, ростом качества жизни и опережающим предложением потребителям большого разнообразия инновационных услуг.

Наглядный пример этого бесконечного процесс развития культуры современного и грядущего постиндустриального общества - новейшие средства связи и Интернет.

Список используемой литературы

1.#"justify">.#"justify">.Словарь по социологии #"justify">.А.А. Горелов., Социология, конспект лекций, Москва, 2013, 185 стр, стр 24-28, -26 стр, -27стр.

  • 15. Русская религиозная философия 20 века. Философия русского космизма.
  • 16. Неокантианство и неогегельянство. Феноменология э. Гуссерля. Прагматизм.
  • 17. Исторические формы позитивизма. Аналитическая философия.
  • 18. Иррационализм как направление философии 19-21 века.
  • 19. Современная западная религиозная философия.
  • 20. Современная западная религиозная философия.
  • 21. Герменевтика, структурализм, постмодернизм как новейшие философские течения.
  • 22. Научные, философские и религиозные картины мира.
  • 24. Понятие материального и идеального. Отражение как всеобщее свойство материи. Мозг и сознание.
  • 25. Современное естествознание о материи, ее структуре и атрибутах. Пространство и время как философские категории.
  • 26. Движение, его основные формы. Развитие, его основные характеристики.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 27. Диалектика, ее законы и принципы.
  • 28. Категории диалектики.
  • 29. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
  • 30. Проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.
  • 31. Структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.
  • 32. Общелогические методы познания. Методы научного теоритического исследования.
  • 33. Гносеологическая проблематика в философии. Проблема истины.
  • 34. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание. Понимание и объяснение.
  • 35. Познание, творчество, практика. Чувственное и логическое познание.
  • 36. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.
  • 37. Закономерности развития науки. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности.
  • 38. Наука и ее роль в жизни общества. Философия и методология науки в структуре философского знания.
  • 39. Наука и техника. Техника: ее специфика и закономерности развития. Философия техники.
  • 40. Методы научного познания, их типы и уровни. Методы эмпирического исследования.
  • 41. Формы научного познания. Этика науки.
  • 41. Человек и природа. Природная среда, ее роль в развитии общества.
  • 43. Философская антропология. Проблема антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в обществе.
  • 44. Смысл человеческого бытия. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
  • 45. Социальная философия и ее функции. Человек, общество, культура. Культура и цивилизация. Специфика социального познания.
  • 46. Общество и его структура. Основные критерии и формы социальной дифференциации.
  • 47. Основные сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная, политическая). Гражданское общество и государство.
  • 49. Человек в системе социальных связей. Человек, индивид, личность.
  • 50. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и историческая необходимость.
  • 51. Свобода воли. Фатализм и волюнтаризм. Свобода и ответственность.
  • 52. Этика как учение о морали. Нравственные ценности. Мораль, справедливость, право. Насилие и ненасилие.
  • 53. Эстетика как раздел философии. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Философия религии.
  • 54. Глобальные проблемы современности. Будущее человечества. Взаимодействие цивиллизаций и сценарии будущего.
  • 55. Философия истории. Основные этапы ее развития. Проблемы прогресса, направленности исторического развития и «смысла истории».
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.
  • 57. Духовная жизнь общества. Общественное сознание и его структура.
  • 2. Структура общественного сознания
  • 56. Традиционное общество и проблема модернизации. Индустриальное и постиндустриальное общество. Информационное общество.

    Под традиционным обществом обычно понимают такое, где основными регуляторами жизни и поведения являются традиции и обычаи, которые остаются устойчивыми и неизменными на протяжении жизни одного поколения людей. Традиционная культура предлагает людям находящимся внутри нее определенный набор ценностей, общественно одобряемые модели поведения и объяснительные мифы, организующие окружающий их мир. Она наполняет мир человека смыслом и представляет собой «прирученную», «цивилизованную» часть мира.

    Коммуникативное пространство традиционного общества воспроизводится непосредственными участниками событий, но оно существенно шире, поскольку включает и определяется предшествующим опытом адаптации коллектива или общины к ландшафту, среде, шире – к окружающим обстоятельствам. Коммуникативное пространство традиционного общества тотально, так как оно полностью подчиняет жизнь человека и в ее рамках человек имеет относительно небольшой репертуар возможностей. Скрепляется оно с помощью исторической памяти. В дописьменный период роль исторической памяти является определяющей. Мифы, сказания, легенды, сказки транслируются исключительно по памяти, непосредственно от человека к человеку, из уст в уста. Человек лично включен в процесс трансляции культурных ценностей. Именно историческая память сохраняет социальный опыт коллектива или группы и воспроизводит его во времени и в пространстве. Она выполняет функцию защиты человека от воздействия извне.

    Объяснительные модели, предлагаемые основными религиями, оказываются достаточно эффективными, чтобы до сих пор удерживать в своем коммуникативном пространстве десятки и даже сотни миллионов людей во всем мире. Религиозные коммуникации могут взаимодействовать. Если этот симбиоз давний, то степень проникновения той или иной религии в традиционную культуру может быть весьма значительной. Хотя некоторые традиционные культуры более терпимы и позволяют, например, как японская традиционная культура, посещать своим приверженцам храмы разных религий, обычно они все же четко замкнуты на определенную религию. Конфессиональные коммуникации могут даже вытеснять более ранние, но чаще происходит все же симбиоз: они проникают друг в друга и существенно переплетаются. Основные религии включают в себя многое из более ранних верований, в том числе мифологические сюжеты и их героев. То есть в реальности одно становится частью другого. Именно конфессия задает основную тему религиозным коммуникативным потокам – спасения, достижения слияния с богом и т.п. Таким образом, конфессиональные коммуникации играют важную терапевтическую роль, помогая людям легче переносить трудности и невзгоды.

    Кроме того, конфессиональные коммуникации оказывают существенное, иногда определяющее, влияние на картину мира человека, находящегося или находившегося под их воздействием. Язык религиозной коммуникации – язык социальной власти, стоящий над человеком, определяющий особенности мировосприятия и требующий от него подчинения канонам. Так, особенности православия, по мнению И.Г. Яковенко, наложили серьезный отпечаток на менталитет адептов этого направления в виде культурного кода традиционной отечественной культуры. В составе культурного кода, по его мнению, лежат восемь элементов: установка на синкрезис или идеал синкрезиса, особый познавательный конструкт «должное»/ «сущее», эсхатологический комплекс, манихейская интенция, мироотречная или гностическая установка, «раскол культурного сознания», сакральный статус власти, экстенсивная доминанта. «Все эти моменты не существуют изолированно, не рядоположены, но представлены в едином целом. Они поддерживают друг друга, переплетаются, взаимодополняют и поэтому так устойчивы.

    Со временем коммуникации теряли сакральный характер. С изменением социальной структуры общества появились коммуникации, не направленные на сохранение рода или первичной группы. Эти коммуникации имели целью интеграцию множества первичных групп в единое целое. Так появились и окрепли коммуникации, имеющие внешние источники. Им нужна была объединяющая идея – героев, общих богов, государства. Точнее, новым центрам силы нужны были объединяющие в единое целое коммуникации. Это могли быть конфессиональные коммуникации, скреплявшие людей символами веры. А могли быть и властные коммуникации, где основным способом консолидации было, в той или иной форме, принуждение.

    Большой город как феномен появляется в новое время. Связано это с интенсификацией жизни и деятельности людей. Большой город это вместилище людей, попавших в него из разных мест, разного происхождения, не всегда желающих в нем жить. Постепенно ускоряется ритм жизни, возрастает степень индивидуализации людей. Меняются коммуникации. Они становятся опосредованными. Непосредственная трансляция исторической памяти прерывается. Появившиеся посредники, профессионалы коммуникации: учителя, деятели культа, журналисты и т.п. отталкиваются от разных версий произошедших событий. Эти версии могут быть как результатом самостоятельной рефлексии, так и результатом заказа определенных групп интересов.

    Современные исследователи выделяют несколько видов памяти: миметическую (связанную с деятельностью), историческую, социальную или культурную. Именно память является тем элементом, который скрепляет и создает преемственность в передаче этносоциального опыта от старших к младшим поколениям. Конечно, память сохраняет не все события, произошедшие с представителями того или иного этноса за период его существования, она избирательна. Она сохраняет наиболее важные, ключевые из них, но сохраняет их в превращенном, мифологизированном виде. «Социальная группа, учреждающаяся как общность воспоминания, оберегает свое прошлое с двух основных точек зрения: своеобразия и долговечности. Создавая свой собственный образ, она подчеркивает различия с внешним миром и, напротив, преуменьшает внутренние различия. Кроме того, она развивает «сознание своей идентичности, проносимой сквозь время», поэтому «сохраняемые памятью факты обычно отбираются и выстраиваются так, чтобы подчеркнуть соответствие, сходство, преемственность»

    Если традиционные коммуникации способствовали достижению необходимой слитности группы и поддерживали необходимый для ее выживания баланс «Я» – «Мы» идентичности, то современные коммуникации, являясь опосредованными, имеют, во многом, иную цель. Это – актуализация транслируемого материала и формирование общественного мнения. В настоящее время происходит разрушение традиционной культуры за счет вытеснения традиционных коммуникаций и замещения их профессионально выстроенными коммуникациями, навязывания определенных интерпретаций событий прошлого и настоящего с помощью современных СМИ и СМК.

    При вбрасывании порции новой псевдоактуальной информации в пространство массовой коммуникации, которое и так перенасыщено в информационном плане, достигается сразу множество эффектов. Главным из них является следующий: массовый человек, не прикладывая усилий, не прибегая к действиям, достаточно быстро утомляется, получая концентрированную порцию впечатлений и у него, в результате этого, как правило, не возникает желания что-либо менять в своей жизни и в своем окружении. Он, при умелой подаче материала, испытывает доверие к тому, что видит на экране и к транслируемым авторитетам. Но не нужно здесь видеть обязательно чей-то заговор – здесь не меньше и заказа, идущего от потребителей, а организация современных СМИ и конъюнктура в значительной части случаев такова, что такого рода операции производить выгодно. В том числе и от этого зависят рейтинги, а значит и доходы владельцев соответствующих СМИ и СМК. Зрители уже приучены потреблять информацию, выискивая наиболее сенсационную и развлекательную. При ее избытке, при иллюзии соучастия в процессе ее совместного потребления, времени для рефлексии у среднего массового человека практически не остается. Человек, втянутый в такое потребление вынужден постоянно находиться в своеобразном информационном калейдоскопе. В результате ему остается меньше времени на реально необходимые действия и, в значительной части случаев, особенно применительно к молодым людям, теряются навыки их проведения

    Воздействуя, таким образом, на память, властные структуры могут добиться актуализации в нужный момент необходимой интерпретации прошлого. Это позволяет ей гасить негативную энергию, недовольство населения сложившимся положением вещей в направлении ее внутренних или внешних противников, которые становятся в таком случае уже врагами. Этот механизм оказывается очень удобным для власти, так как позволяет ей в нужный момент отвести от себя удар, отвлечь внимание при невыгодной для себя ситуации. Осуществляемая таким образом мобилизация населения дает возможность власти выправить общественное мнение в нужную для себя сторону, ошельмовать врагов и создать благоприятные условия для ведения дальнейшей деятельности. Без проведения такой политики удержание власти становится проблематичным.

    В ситуации модернизации значительно возрастают риски, причем как социальные, так и технологические. По мнению И. Яковенко, «в модернизирующемся обществе природа города «берет свое». Порождаемая городом динамическая доминанта способствует размыванию космоса должного» Человек, привыкая к инновациям «не замечает сложно уловимой трансформации собственного сознания, осваивающего вместе с новыми навыками культурные смыслы, положенности и установки. Вместе с распадом традиционной культуры постепенно возрастает степень индивидуализации, т.е. выделенности «Я» из коллективного «Мы». Меняются установившиеся, казалось бы, навсегда коммуникативные и хозяйственные практики.

    Сворачивается межпоколенный обмен. Старики перестают пользоваться авторитетом. Общество ощутимо меняется. Основными каналами передачи знаний и традиций становятся СМИ и СМК, библиотеки, университеты. «К традициям обращаются преимущественно те поколенческие силы, которые стремятся сохранить существующие порядки и устойчивость своего сообщества, общества в целом, противостоять деструктивным внешним воздействиям. Однако и здесь большое значение имеют поддержание преемственности – в символике, исторической памяти, в мифах и легендах, текстах и образах, восходящих к далекому или недавнему прошлому»

    Таким образом, даже быстро происходящие модернизационные процессы все же сохраняют в том или ином виде элементы привычной традиционной культуры. Без этого находящиеся во главе изменений структуры и люди вряд ли будут обладать необходимой легитимностью, чтобы удержаться у власти. Опыт показывает, что процессы модернизации будут тем успешнее, чем в большей степени сторонникам изменений удастся достичь баланса между старым и новым, между элементами традиционной культуры и инновациями.

    Индустриальное и постиндустриальное общество

    Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

    Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

    1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

    2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

    3. Интенсивная урбанизация

    4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

    5. Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

    6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права)

    7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

    8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

    9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

    Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

    Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития.

    Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров.

    Так, постиндустриальное общество определяется как общество "пост экономическое", "пост трудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу.

    Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

    Постиндустриальное общество определяется также как общество "пост классовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал "культурным капиталом").

    На этом основании Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными.

    Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество). Таким образом, можно согласиться с утверждение Д. Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, фактически заменившее в конце 20 в. интересный радиоуправляемый вертолет по низкой цене заказать термин "постиндустриальное общество". Впервые словосочетание "И.О." был употреблен американским экономистом Ф. Машлупом ("Производство и распространение знания в Соединенных Штатах", 1962). Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие "И.О." быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально постулируется понятие "посткапиталистического" - "постиндустриального общества" (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория "глобальной деревни" Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций И.О. принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983), следующие: "основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное про- изводство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование"; в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться "демократия участия"; основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени". Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию 21 в., им самим названную "Компьютопией", которая заключает в себе следующие параметры: (1) преследование и реализация ценностей времени; (2) свобода решения и равенство возможностей; (3) расцвет различных свободных сообществ; (4) си-нергетическая взаимосвязь в обществе; (5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, который и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества. С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустриальном обществе, значимыми представляются также работы Дж. Бенингера, Т. Стоуньера, Дж. Нисбета. Ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем - это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает Вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. . Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.

    "
    В статье рассмотрен цивилизационный подход к развитию общества, выделены 3 временных типологии общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное), каждому из которых дана подробнейшая характеристика.

    На протяжении всего существования человечества общество не стояло на месте и развивалось. Наука рассматривает такое развитие с разных ракурсов, использую два разных типа подхода: цивилизационный и формационный. В данной статье я предлагаю рассмотреть только первый из этих подходов.

    Данный подход предусматривает деление стадий развития общества на 3 временных промежутка. Давайте рассмотрим их и постараемся дать каждому развернутую характеристику и отличительные черты.

    Доиндустриальное (аграрное) общество

    Первый временной отрезок в развитии общества. Данный вид общества характеризуется занятостью населения преимущественно в сфере сельского хозяйства, при этом труд носит индивидуальный характер. Основным фактором производства выступает земля, труд осуществляется ручным способом, без применения техники. В данном обществе срок жизни очень мал (40-50 лет), существует высокая смертность, которая происходит из-за недоразвитой медицины, да и вообще всех сфер жизни, что, впрочем, компенсируется высокой рождаемостью. Социальная мобильность отсутствует, классовая или сословная принадлежность определяется еще при рождении. Форма правления - монархия. Примеров государств такого уклада уже нет в современном мире, однако такими примерами могут выступить различные племена аборигенов, проживающих на территориях Африки и Австралии.

    Индустриальное общество

    Для индустриального общества характерна занятость населения во всех сферах деятельности. Так, в промышленной сфере трудятся 85%, в сфере услуг - 5%, в сфере сельского хозяйства - 10%. Естественно, эти цифры не абсолютно точно, но они не могут значительно поменяться и показывают примерную занятость населения в разных видах деятельности. В данном обществе появляется социальная мобильность, впрочем, она не так высока, присутствует деление на классы, принадлежность к которым, не определяется при рождении. В отличие от аграрного общества, в индустриальном наблюдается применение техники во многих видах труда, при этом, основным фактором производства выступает капитал. Средняя продолжительность жизни достаточно высока (около 70 лет). Форма правления - республика, которая и обеспечивает каждому человеку естественные права (право на жизнь, свободу и т.д.). Ярким примером такого общества может послужить СССР (со времен основания до развала) и современный Китай.

    Постиндустриальное общество

    Постиндустриальное общество характеризуется большой занятостью населения в сфере услуг. Так, распределение труда по этим сферам деятельности выглядит примерно следующим образом: сфера услуг - 60%, сельское хозяйство - 5%, промышленность - 35%. При этом, происходит полная автоматизация производства, а основным его фактором выступают знания. Существует высокая социальная мобильность (выше, чем в индустриальном обществе), классовая принадлежность никак не присваивается при рождении, а определяется только умственными и иными способностями того или иного индивида. Срок жизни в таком обществе выше, чем в предыдущих двух, он составляет в среднем более 70 лет. Форма правления - республика, которая так же, как и в индустриальном обществе обеспечивает естественные и другие права людям, но, при этом, появляется активное гражданское общество, которое получает множество прав для участия в политической жизни. Ярко выраженным примерами государств с таким типом общества могут выступить современная Швеция, Испания, Франция.