Индексы роста цен. Индекс потребительских цен (CPI)

термины уровень инфляции

Инфляция в России

Годовая инфляция в России по итогам 2018 года составила 4,3%, при ключевой ставке на конец года в 7,75%. Надо отметить, что инфляция в России против 2017 года выросла в 1,7 раза, хотя и остаётся достаточно низкой за всю историю страны.

Цель по инфляции на конец 2019 года и 2020 год Банк России озвучил на заседании Совета Директоров от 8 февраля 2019 года, которое было сделано на основании анализа ситуации на рынке, а именно:

По прогнозу Банка России, под действием повышения НДС и произошедшего в 2018 году ослабления рубля годовая инфляция временно ускорится, достигнув максимума в первом полугодии 2019 года, и составит 5,0–5,5% на конец 2019 года. Квартальные темпы прироста потребительских цен в годовом выражении замедлятся до 4% уже во втором полугодии 2019 года. Годовая инфляция вернется к 4% в первой половине 2020 года, когда эффекты произошедшего ослабления рубля и повышения НДС будут исчерпаны.


Совет директоров Банка России на заседании от 08.02.2019 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,75% годовых. Годовая инфляция в январе 2019 года соответствовала нижней границе ожиданий Банка России.

Первоначальное заявление, косающееся прогноза по инфляции на 2018 - 2020 годы Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сделала ещё по итогам заседания Совета директоров ЦБ РФ от 14 сентября 2018 года:

... реализовались инфляционные риски со стороны внешних условий. В результате прогноз инфляции повышен даже с учетом принятых сегодня решений. Мы ожидаем инфляцию в интервале 3,8–4,2% по итогам 2018 года, 5–5,5% по итогам 2019 года с возвращением к 4% в 2020 году.

На пресс-конференции, которая состоялась по итогам заседания Совета директоров ещё 15 сентября 2017 года, Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сказала уточнила описание цели по инфляции:
Инфляция достигла 4%, и мы хотели бы дополнительно уточнить описание цели.
Нашей целью является инфляция вблизи или около 4%. Почему «вблизи»? Потому что она может колебаться вверх и вниз вокруг 4%.
Раньше мы говорили о горизонте достижения цели, то есть определяли точку, устанавливали конкретный период (например, конец 2017 года), когда мы достигнем целевого значения. Теперь у нас эта цель становится постоянной .

Ниже в таблицах приведены данные годовой инфляции в России за период с 1991 по 2018 годы. Кроме того, будут приводиться внутри годовые (месячные) данные по инфляции на текущий 2019 год.

Для большей наглядности, помимо уровня инфляции в сравнительную таблицу также включены ставка рефинансирования Банка России и ключевая ставка, действующие на конец соответствующего года.

Динамика уровня инфляции в России за 1991 - 2018 годы выглядит так:


Годы Годовая инфляция в России* Ставка рефинансирования, на конец года (%) Ключевая ставка на конец года (%)**
2018 4,3 - ** 7,75
2017 2,5 - ** 7,75
2016 5,4 - ** 10,00
2015 12,90 8,25 11,0
2014 11,36 8,25 17,0
2013 6,45 8,25 5,50
2012 6,58 8,25 -
2011 6,10 8,00 -
2010 8,78 7,75 -
2009 8,80 8,75 -
2008 13,28 13,0 -
2007 11,87 10,0 -
2006 9,00 11,0 -
2005 10,91 12,0 -
2004 11,74 13,0 -
2003 11,99 16,0
2002 15,06 21,0 -
2001 18,8 25,0 -
2000 20,1 25,0 -
1999 36,6 55,0 -
1998 84,5 60,0 -
1997 11,0 28,0 -
1996 21,8 48,0 -
1995 131,6 160 -
1994 214,8 180 -
1993 840,0 210 -
1992 2508,8 80,0 -
1991 160,4 25,0 -
* Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
** Советом Директоров Банка России от 11.12.2015 г. было установлено, что начиная с 1 января 2016 года:
  • значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и её самостоятельное значение в дальнейшем не устанавливается. Изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину.
  • с 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации будет использовать ключевую ставку Банка России во всех нормативных актах вместо ставки рефинансирования

По данным Статорганов инфляция в годовом измерении за январь месяц 2019 года выглядит так:
*Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к соответствующему месяцу предыдущего года, %
**Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу, %)

По информации Росстата:
В феврале 2019г. индекс потребительских цен составил 100,4%, с начала года – 101,5% (в феврале 2018г. – 100,2%, с начала года – 100,5%).
В феврале в 9 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен составил 0,8% и более. Самый заметный прирост цен отмечен в Чукотском автономном округе – 2,0% в результате увеличения цен на продукты питания на 4,0%. В Москве индекс потребительских цен за месяц составил 100,5% (с начала года – 101,6%), в Санкт-Петербурге – 100,4% (с начала года – 101,5%).

Наибольший рост цен в феврале отмечался на плодоовощную продукцию. Так, помидоры стали дороже на 16,6%, огурцы – на 14,8%, капуста белокочанная – на 8,4%, лук репчатый – на 5,0%. В то же время цены на апельсины снизились на 4,4%, лимоны – на 2,3% и т.д.

В таблицах приводятся данные по инфляции и ключевой ставки, взятые с сайтов Банка России и Федеральной службы государственной статистики.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. ИПЦ является одним из важнейших показате­лей, характеризующих уровень жизни населения.

ИПЦ применя­ется:

    для оценки изменения стоимости жизни и уровня инфляции в стране;

    для пересмотра правительственных социальных программ (основа повышения минимальной заработной платы, индексации прожиточного минимума, индексации минималь­ной пенсии, обоснования субсидий и дотаций к ценам, не допускающих снижения уровня потребления населением това­ров и услуг первой необходимости);

    в определении государственной политики в области фи­нансов, регулирования реального курса национальной валюты, анализа и прогноза ценовых процессов;

    для пересчета из текущих в сопо­ставимые цены показателей системы национальных счетов.

ИПЦ измеряет изменение стоимости фиксированного набо­ра товаров и услуг в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в предыду­щем (базисном) периоде.

«Корзина» основных потребительских товаров и услуг фик­сирована для того, чтобы измене­ния ИПЦ вызывали только изменения цен, но не перемены в структуре потребления в результате изменения доходов или приобретения других товаров. Поэтому ИПЦ назы­вают также индексом стоимости жизни.

Потребительский набор для расчета ИПЦ состоит из трех крупных групп:

    Продовольственные товары,

    Непродовольственные товары,

    платные услуги, оказываемые населению.

Для расчёта ИПЦ используется формула индекса цен Ласпейреса , но не агрегатная форма, а средняя арифметическая взвешенная из индивидуальных индексов цен, вычисленная по показателям структуры расходов. Весом выступает доля потребительских расходов населения на определённый товар-представитель.

Формула цен Ласпейреса преобразовывается следующим образом:

,

где Q 0 – стоимость отдельного товара в потребительской «корзине» базисного периода;

- доля расходов населения по конкретному j-ому товару в общем объёме потребительских расходов в базисном периоде;

- индивидуальный базисный индекс цен на j-ый товар-представитель,

, - средние цены товара соответственно текущего и базисного периодов. Они рассчитываются как простые средние арифметические из цен, зарегистрированных в отобранных базовых торговых точках:

,

где М – число торговых точек.

Индекс показывает , во сколько раз (или на сколько процентов) изменились бы потребительские расходы населения в текущем периоде по сравнению с предыдущим, если бы при изменении цен уровень потребления оставался бы прежним.

Формулу с индивидуальными базисными индексами трудно использовать, т.к. за длительные периоды времени меняется круг продаваемых товаров, происходит замещение товаров, изменяется структура товарных потоков. Поэтому индивидуальный базисный индекс цен вычисляют как произведение цепных индивидуальных индексов цен:

Использование цепных сравнений цен облегчает введение новых товаров или их замещение, когда возникает такая необходимость.

Расчет сводного ИПЦ ведется с месячной, квартальной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года. Ежемесячно рассчитывается ИПЦ к предыдущему месяцу текущего года и к соответствующему месяцу предыдущего года, а также нарастающим итогом с начала года к соответствующему периоду предыдущего года. Расчет индексов цен за квартал, полугодие, период с начала года производится цепным методом, т.е. путем перемножения месячных индексов потребительских цен.

Статистика доказывает, что использование формулы Лас­пейреса имеет тенденцию завышать реальное изменение цен. Так, если цены на какие-то потребительские товары увеличиваются по отношению к остальным товарам, то потребители сокраща­ют расходы на эти товары. Путем замены более дорогих товаров некоторыми более дешевыми потребители могут купить набор товаров и услуг, адекватный предыдущему, но он обойдется им дешевле, чем обошлась бы покупка предыдущего набора по но­вым ценам.

Индекс потребительских цен, исчисленный по такой фор­муле, не принимает во внимание и качественные сдвиги. Если улучшается качество товаров и услуг, должно произойти и повышение цен на них. Однако предполагается, что весь рост денежной стои­мости потребительской «корзины» целиком вызван инфляцией, а не улучшением качественных характеристик товаров и услуг. Следовательно, расчет на фиксированном наборе корректен только за непродолжительный период времени, если за это время не происходит существенных количественных и качественных изме­нений в структуре потребительских расходов. При этих условиях ИПЦ будет адекватно отражать изменение стоимости жизни.

Индекс потребительских цен по модифицированной фор­муле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федераль­ном уровнях.

Сводный индекс цен по России рассчитывается как средневзвешенный из региональных индексов, весом служит доля численности населения соответствующего района в общей численности населения:

,

где - индекс потребительских цен вk-ом регионе;

- доля численности k-ого региона в общей численности населения России.

Индекс покупательной способности денег рассчитывается как величина, обратная к ИПЦ:

Его величина показывает относительное изменение покупательной способности денег, находящихся на руках у населения.

Утверждены новые правила целевого обучения в высших и средних учебных заведениях Постановление от 21 марта 2019 года №302. В связи со вступлением в силу изменений в законодательстве, направленных на совершенствование механизмов целевого обучения, утверждены Положение о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, правила установления квоты приёма на целевое обучение в вузах за счёт федерального бюджета, типовая форма договора о целевом обучении. Реализация механизмов целевого обучения призвана повышать мотивированность абитуриентов и студентов в выборе будущего места работы, усиливать ответственность работодателей за отбор будущих работников, снижать дефицит квалифицированных кадров в тех регионах, где по наиболее востребованным экономикой профессиям специалистов не хватает.

20 марта 2019 , Железнодорожный транспорт Утверждена долгосрочная программа развития ОАО «Российские железные дороги» до 2025 года Распоряжение от 19 марта 2019 года №466-р. В рамках реализации долгосрочной программы развития ОАО «РЖД», в частности, предусматриваются развитие комплексного обслуживания грузоотправителей и повышение качества грузовых перевозок, повышение транспортной мобильности людей внутри и между агломерациями, развитие контейнерных перевозок, расширение сети высокоскоростных магистралей, развитие инфраструктуры для обеспечения перспективных объёмов перевозок, переход на «цифровую железную дорогу».

20 марта 2019 , Вопросы производительности труда и поддержки занятости О распределении межбюджетных трансфертов на переобучение и повышение квалификации работников предприятий в целях поддержки занятости и повышения эффективности рынка труда Распоряжение от 19 марта 2019 года №463-р. Межбюджетные трансферты в размере 1,525 млрд рублей распределены 31 субъекту Федерации. Господдержка позволит в 2019 году 18 443 работникам пройти опережающее профессиональное обучение и получить дополнительное профессиональное образование, отвечающее потребностям работодателей – участников национального проекта и соответствующее целям по повышению производительности труда.

20 марта 2019 , Об инвестиционном проекте строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае Распоряжение от 14 марта 2019 года №436-р. Утверждён комплексный план реализации инвестиционного проекта «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Камчатском крае». Реализация проекта позволит увеличить объём перевозки по Северному морскому пути с 9,7 млн т в 2017 году до 31,4 млн т к концу 2026 года, обеспечить переход Северного морского пути на круглогодичную загрузку, создать крупнейший в регионе региональный СПГ-хаб, привлечь около 70 млрд рублей частных инвестиций, создать новые рабочие места.

20 марта 2019 , Государственные и муниципальные услуги О расширении списка госуслуг Постановление от 19 марта 2019 года №285. Список государственных и муниципальных услуг дополнен государственной услугой Пенсионного фонда России «Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста».

18 марта 2019 , Добыча, транспортировка, экспорт газа. Индустрия СПГ. Газификация Об использовании иностранных судов для реализации проектов по производству сжиженного природного газа Распоряжение от 14 марта 2019 года №435-р. Для обеспечения потребности в специализированных судах-газовозах для вывоза сжиженного природного газа и газового конденсата с проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» установлена возможность использования в этих целях 28 иностранных судов.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Оренбургской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №411-р. Программой предусматривается переселение в Оренбургскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Оренбургскую область до 2024 года 4200 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Костромской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №419-р. Программой предусматривается переселение в Костромскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Костромскую область до 2020 года более 750 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Ставропольского края по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №421-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров для развития экономики Ставропольского края, в том числе для реализации инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства, развития сельских территорий. Реализация программы позволит привлечь на территорию края до 2021 года 1500 соотечественников.

16 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Республики Татарстан по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 13 марта 2019 года №420-р. Программой предусматривается переселение квалифицированных кадров, в том числе специалистов и учёных, ведущих актуальные научные исследования и технологические разработки, для развития экономики Республики Татарстан. Реализация программы позволит привлечь на территорию Республики до 2021 года 450 соотечественников.

15 марта 2019 , Противодействие наркомании Об одобрении Правительством Российской Федерации проекта Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров Распоряжение от 9 марта 2019 года №394-р. Протоколом, в частности, предлагается ввести такие новые формы сотрудничества Сторон Соглашения в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, как создание совместных следственно-оперативных групп в целях раскрытия и расследования преступлений транснационального характера, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также проведение комплексных согласованных и совместных межведомственных, профилактических и оперативно-разыскных мероприятий, специальных операций.

15 марта 2019 , Пенсионное обеспечение Об индексации социальных пенсий Постановление от 15 марта 2019 года №271. Установлен коэффициент индексации социальных пенсий с 1 апреля 2019 года в размере 1,02.

15 марта 2019 , Развитие Северного Кавказа Утверждена Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 года Распоряжение от 7 марта 2019 года №369-р. Стратегия направлена на увеличение притока иностранных туристов, комплексное развитие туризма на Северном Кавказе, рост его вклада в показателях социально-экономического развития СКФО.

13 марта 2019 , Переработка углеводородов, нефте- и газохимия. Химическая промышленность Утверждён план развития нефтегазохимического комплекса до 2025 года Распоряжение от 28 февраля 2019 года №348-р. В целях развития российского нефтегазохимического комплекса планируются, в частности, государственная поддержка экспортных поставок отечественной продукции высоких переделов, стимулирование инвестиционной деятельности производителей нефтегазохимической продукции, снижение влияния инфраструктурных ограничений, стабилизация налоговых условий и таможенно-тарифного регулирования на срок от 15 лет для организаций, реализующих крупные нефтегазохимические инвестиционные проекты.

13 марта 2019 , Оплата труда. Доходы населения О повышении оплаты труда работников бюджетной сферы Распоряжение от 13 марта 2019 года №415-р. С 1 октября 2019 года на 4,3% будет повышена оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения. Средства на эти цели предусмотрены в федеральном бюджете на 2019 год.

11 марта 2019 О ректоре Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Распоряжение от 7 марта 2019 года №380-р

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Белгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на 2020–2024 годы Распоряжение от 7 марта 2019 года №373-р. Программой предусматривается переселение в Белгородскую область соотечественников в целях обеспечения потребности экономики региона в квалифицированных кадрах, востребованных на рынке труда. Реализация программы позволит привлечь в Белгородскую область в 2020–2024 годах около 1900 соотечественников.

11 марта 2019 , Миграционная политика Согласована программа Новгородской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом Распоряжение от 7 марта 2019 года №372-р. Программой предусматривается переселение соотечественников в целях обеспечения потребности экономики Новгородской области в квалифицированных кадрах для реализации экономических и инвестиционных проектов, развития малого и среднего предпринимательства. Реализация программы позволит привлечь в Новгородскую область в 2019–2020 годах около 2 тысяч соотечественников.

1

Индекс потребительских цен, ИПЦ (Consumer price index, CPI) - это индекс цен, который рассчитывается для определенной группы товаров и услуг, определяющих состав потребительской корзины одного жителя страны и рассчитывающийся за определенный период времени.

Например, в США показатель индекса потребительских цен рассчитывается путем взятия за основу 265 товаров и услуг, взятых в 85 городах страны. В России при расчете берется потребительская корзина, состав которой утвержден Федеральным законом № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В нее входят как продукты питания, непродовольственные товары, так и различного рода услуги.

Формула расчета индекса потребительских цен

Индекс потребительских цен = (Потребительская корзина в текущих ценах / Потребительская корзина в ценах базового года) * 100

Таким образом, определение индекса потребительских цен представляет из себя отношение всей потребительской корзины базового года, которая оценивается в ценах текущего года, к потребительской корзине за базовый год, которая оценивается в ценах базового года.

Расчет индекса потребительских цен

Если допустить, что в состав потребительской корзины входит всего лишь три вида товаров, то пример расчета показателя будет выглядеть таким образом, как показано в таблице ниже.

Таблица. Пример для расчета индекса потребительских цен.

Индекс потребительских цен - это один из самых распространенных индексов цен, играющий важную роль в экономике, т.к. является базовой величиной служащей толчком для перерасчета заработной платы, социальных выплат и иных платежей, которые должны происходить регулярно и автоматически, например, каждый квартал, ежегодно или каждые полгода, организациями, нанимающими в свой штат работников.

Важная роль индекса потребительских цен, подразумевает необходимость создания в экономике единой методики подсчета данного показателя, которая в свое время отражала бы степень изменения уровня цен. Например, при подсчете ИПЦ будут учитываться лишь небольшое и ограниченное количество товаров, которые относятся к минимальному уровню потребления.

Исходя из этого, индекс изменения цен будет намного меньше и рост заработной платы не компенсирует роста инфляции, что может повлиять на снижение стимулов к труду.

Подобная ситуация может случиться, если, допустим, что в состав потребительской корзины будут включены такие товары, которые были произведены в пределах страны. В подобной ситуации, при высоком уровне централизации, обязательно осуществиться перераспределение роста цен на товары потребительского назначения. Например, между такими товарами, как автоматы Калашникова и кирзовые сапоги, цены на которые правительство страны может снизить искусственно.

Также играет важную роль и сама методика расчета. Для примера рассмотрим следующую методику расчета индекса потребительских цен, которая с математической точки зрения верна и даже рекомендуется для расчета ИПЦ, но дает несколько другой результат, чем в случае показанном выше. Формула выглядит следующим образом:

ИПЦ=(Цена пищи 1992/Цена пищи 1982)*100*доля пищи+(Цена одежды 1992/Цена одежды 1982)*100*доля одежды+(Цена жилья 1992/Цена жилья 1982)*100*доля жилья.

Определив долю каждой группы товаров, входящих в состав обычной потребительской корзины и подставив цены в формулу, мы получим:

ИПЦ=(5/2*100*0.46)+(10/5*100*0,35)+(20/10*100*0.18)=116.25+69.80+37.20=223.25

При расчете индексов статистическая точность влечет за собой создание единой базы и поэтому индекс потребительских цен в стране опирается на единую базу, которая представляет собой объем производства базового года или единые доли товаров потребительской корзины.

В результате ИПЦ не отражает влияние изменения цены на изменение доли потребления какого-либо товара.

Кроме этого, индекс цен не может оценить то, какую процентную величину в повышении цен занимает качественное улучшение товара как такового. Например, автомобиль образца 1960 года и автомобиль 1990 года значительно отличаются своими качественными характеристиками.

Индекс потребительских цен отличается от такого показателя, как дефлятор ВВП. Дефлятор ВВП оценивает стоимость общего объема производства в ценах текущего года. Помимо этого, дефлятор ВВП учитывает товары и услуги, образующих ВВП страны, а ИПЦ - всего лишь товары и услуги, входящие в потребительскую корзину.

ИПЦ (индекс потребительских цен) вычисляется Федеральной службой государственной статистики и отражает рост (снижение) стоимости основных товаров и услуг по отношению к прошедшему периоду. ИПЦ – основной параметр при определении инфляции, индексации заработной платы, пенсий и других социальных выплат и тарифов, установленных естественными монополиями («Газпромом», «АЭС», ОАО «РЖД»).

В связи с экономическим кризисом, снижением стоимости нефти, введением западных санкций и ограничением импорта продуктов в 2014 году повысилась стоимость кредитных ресурсов, началась девальвация рубля. Росстат определил, что в 2014 году потребительские цены выросли на 11,4% (данный показатель 2 раза больше показателя за 2013 год).

На 2015 год Центробанк прогнозировал рост цен на 13%. Однако в первом квартале цены выросли на 7,4% по сравнению с концом 2014 года и на 16,9% по сравнению с началом 2014 года (это максимальное значение за последние 13 лет). Это значит, что в конце первого квартала 2015 года за 10 000 рублей можно было приобрести товаров на 8 624 рубля (если сравнивать с 2014 годом). То есть, что индекс потребительских цен достиг показателя 116. Но ситуация изменилась после повышения , повлекшего за собой укрепление рубля по сравнению с долларом и снижение цен на импортные продукты. Это позволило Центробанку снизить стоимость кредитных ресурсов для предпринимателей.

В апреле этого года инфляция снизилась до 16,4%, в мае – до 15,8%, в третьем квартале удерживалась на уровне 15,6-15,8%. По прогнозу премьер-министра Дмитрия Медведева показатель инфляции к концу декабря 2015 года должен снизиться до 11,9%. Эксперты из комитета Кудрина считают, что из-за летней девальвации рубля этот показатель будет примерно 15%.

По мнению Министерства экономического развития в 2016 году экономика России начнет восстанавливаться и инфляция может снизиться до 10% при условии, что цены на нефть останутся на уровне $55-$60 и геополитическая ситуация, связанная с кризисом на Украине, не ухудшится. Это значит, что ИПЦ может снизится больше, чем в 2 раза.

В Центробанке считают, что в 2016 году составит 6,5%, что почти совпадает с мнением аналитиков из Bank of America, прогнозирующий рост потребительских цен на 6,3%. Но необходимо учитывать, что оба прогноза базируются на том, что стоимость нефти удержится на уровне 50 долларов за баррель, а стоимость доллара – на уровне 71 рубль. При обвале цен на нефть стоимость американской валюты может вырасти до 90 рублей, что приведет к более высокому уровню инфляции.

Прогноз Минэкономразвития по ИПЦ на 2016 год

Прогноз Министерства экономического развития по отношению показателей инфляции в пределах 7-9% в 2016 году базируется на четырех условиях:

  • будут отменены экономические санкции;
  • цена нефти поднимется до 70 рублей за баррель;
  • начнется рост экономики;
  • политика Кабинета министров и Центробанка будет благоприятна для предпринимательской деятельности.

Но ситуация может оказаться не столь благоприятной, особенно, если учитывать геополитическую ситуацию на данный момент. Кроме того, при введении ограничений со стороны ЦБР может снизиться платежеспособность предприятий.

Цены на нефть предсказать достаточно сложно, так же как и рост экономики. Если вышеперечисленные факторы не будут соблюдаться, уровень инфляции вполне может достичь показателей 2014 года.

Эксперты-экономисты считают, что расчет на высокую стоимость нефти может оказаться неверным, если:

  • на рынок вернется иранская нефть (будут сняты санкции);
  • вырастет добыча «черного золота» в США;
  • другие экспортеры нефти захотят удержать или увеличить рынок сбыта;
  • увеличиться объем нефти в хранилищах;
  • начнется падение экономики Китая.

При падении стоимости нефти неизбежна очередная девальвация рубля и повышение цен на импортируемые товары. Подобное развитие событий допускает Эльвира Набиуллина – глава Центробанка. Она утверждает, что рынок валют по прежнему не стабилен, а динамику цен на рубль определят в основном внешние факторы, в том числе ситуация в Китае, который является практически самым крупным потребителем всех видов сырья.

В Центробанке так же допускают, что стоимость нефти снизится до 40 долларов за баррель и позиции рубля станут еще хуже. При снижении роста китайской экономики цены на металлы и нефть не смогут расти такими же темпами. Такое мнение выразили и аналитики Moody’s. Вероятность обвала нефтяного рынка допускает и Алексей Улюкаев – глава Министерства экономического развития.

Что касается роста российской экономики, то В Министерстве финансов заявили, что он возобновится в первом квартале 2016 года. Западные аналитики придерживаются другого мнения, в Danske Bank считают, что в 2015 году падение российской экономики достигнет 6,2%, поэтому рост ранее 2017 года невозможен. Специалисты Morgan Stanley прогнозируют,что курс доллара в следующем году не поднимется выше 75 рублей, если западные санкции не будут расширены. В противном случае доллар может стоить до 100 рублей.

Однако Минэкономразвития все таки смогло рассчитать показатель индекса потребительских цен на 2016 год, учитывая санкции, существующие на данный момент.

Свою позицию данное ведомство определило в документе под названием «Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», определив, что ИПЦ в 2016 году не превысит показателя 107 , так как:

  • рубль укрепился;
  • платежеспособность населения и спрос на товары значительно снизились;
  • предложение товаров первой необходимости должно вырасти за счет замены импортных товаров отечественными.

Минэкономразвития так же предложило с целью снижения инфляции индексировать потребительские цены на газ, электроэнергию, тепловую энергию, проезд по железной дороге. В «Сценарных условиях» так же указано на риски, связанные с повышением стоимости зерна из-за низкого урожая в 2015 году и сокращением в России численности трудоспособного населения. При дефиците трудовых ресурсов потребуются значительные инвестиции с целью повысить производительность:

  • модернизировать технико-технологическую базу на производстве;
  • совершенствовать организацию труда;
  • повысить интенсивность труда.

Еще один риск – рост численности населения пенсионного возраста, вызывающий дополнительную нагрузку на социальный сектор экономики и здравоохранение. Минэкономразвития предусмотрело так же более успешный сценарий развития событий, который возможен при отмене западных санкций. В этом случае ИПЦ снизится до 106,5.