Какую роль сыграл план маршалла в восстановлении послевоенной экономики.

План Маршалла - программа восстановления и развития Европы после II мировой войны путем предоставления ей американской экономической помощи. Выдвинут в 1947 г. Дж. К. Маршаллом, вступил в действие в 1948 г. В его осуществлении участвовало 17 европейских стран. В 1951 г. заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности», предусматривавшим одновременное предоставление экономической и военной помощи.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРШАЛЛА ПЛАН

т. н. план восстановления и развития Европы после 2-й мировой войны, впервые выдвинутый гос. секретарем США Дж. Маршаллом в выступлении в Гарвардском ун-те 5 июня 1947. Был направлен против Советского Союза и стран нар. демократии, на сохранение и укрепление в странах Зап. Европы власти монополистич. буржуазии, позиции к-рой оказались серьезно подорванными в результате 2-й мировой войны, против роста революц. борьбы рабочего класса и освободит. движения в колониях. М. п. ставил своей целью содействие проведению экспансионистской политики амер. монополистич. кругов, укрепление их позиций в разрушенной войной Европе, подчинение экономич. развития Европы интересам США, вовлечение стран Зап. Европы в агрессивные воен., политич. и экономич. планы США. М. п. и т. н. доктрина Трумэна (см. Трумэна доктрина) явились основными программами США, подготовившими создание агрессивного воен. блока НАТО. По предложению Англии и Франции осн. положения М. п. обсуждались в 1947 на Парижском совещании министров иностр. дел СССР, Англии и Франции. В противовес М. п. Советский Союз выдвинул предложения, направленные на обеспечение равноправного экономич. сотрудничества с учетом нац. суверенитета гос-в, но они были отклонены зап. державами. Сов. Союз и страны нар. демократии отказались участвовать в осуществлении М. п. В М. п. согласились участвовать 16 европ. стран (Англия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Австрия, Ирландия, Исландия, Греция, Турция, Португалия, Швейцария), к-рые заключили конвенцию о создании "Организации европ. экономич. сотрудничества", в задачу к-рой входила выработка совместной "программы восстановления Европы". М. п. был распространен также на Зап. Германию. Начал осуществляться с апр. 1948, когда конгресс США принял "закон об экономич. сотрудничестве", предусматривавший 4-летнюю (до 30 июня 1952) программу "экономич. помощи" Европе. Конгресс отказался установить общую сумму ассигнований для всей программы и решил выделять определенные суммы ежегодно. Для первого года программы было ассигновано 5,3 млрд. долл. (фактически израсходовано ок. 4 млрд.). Законом предусматривалось заключение двусторонних соглашений, по к-рым европ. страны-участницы М. п. обязывались обеспечить рост произ-ва и финанс. стабильность, сотрудничать с др. странами в снижении торг. барьеров, поставлять США дефицитные материалы, представлять регулярные отчеты об использовании амер. "помощи", сохранять и поощрять частные амер. инвестиции. Страны-участницы М. п. обязались создать спец. фонды в нац. валюте, распоряжение к-рыми контролировалось США. Все это давало возможность США вмешиваться во внутр. дела этих стран и оказывать на них давление в интересах амер. монополий. Для осуществления М. п. была создана Администрация экономич. сотрудничества. Администратором был назначен крупный амер. промышленник П. Гофман, его спец. представителем в Европе стал А. Гарриман. В страны-участницы (кроме Исландии и Швейцарии) были направлены спец. амер. миссии, наделенные широкими правами контроля не только за использованием "помощи", но и в отношении экономич. развития этих стран в целом. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. Закон предусматривал поставку в европ. страны в первую очередь излишков амер. товаров (гл. обр. с.-х. излишков), причем определялось, что 25% всех поставок пшеницы должно быть в виде муки и что по крайней мере 50% всех перевозок должно осуществляться на амер. судах. США использовали М. п. для облегчения положения своей экономики, для широкого проникновения не только на рынки ряда европ. стран, но и их колоний. Администрация М. п. гарантировала амер. монополиям их заграничные капиталовложения, а также прибыли в размере до 175%. В случае экспроприации или конфискации капиталовложений амер. компаний пр-вом страны-участницы М. п. предусматривалась соответствующая компенсация этим компаниям. -***-***-***- Таблица. Двусторонние соглашения, заключенные США с другими странами по т. н. плану Маршалла [s]ПЛАНМАРШАЛЛА.JPG Ежегодное рассмотрение в конгрессе вопроса о новых ассигнованиях явилось средством оказания нажима на страны-участницы М. п., к-рые всегда находились под угрозой сокращения и даже прекращения им "помощи". Конгресс принял в 1951 решение, согласно к-рому Нац. совет безопасности США получил право прекращать экономич. помощь гос-вам, осуществлявшим поставки СССР и др. социалистич. странам, если эти поставки, по мнению Нац. совета, "наносят ущерб амер. безопасности". Осуществление М. п. способствовало проникновению и закреплению амер. монополий на рынках стран-участниц М. п., привело к усилению милитаризации их экономики и росту воен. расходов. Воен. сторона М. п. постепенно приобретала все более доминирующий характер, в особенности после создания в 1949 агрессивного североатлантич. блока. М. п. все в большей степени использовался для осуществления чисто воен. программ. В значит. мере благодаря средствам, предоставлявшимся по М. п., общий уровень воен. произ-ва в странах-участницах М. и. возрос с 700 млн. долл. в апр. 1949 до 1,5 млрд. долл. в апр. 1951. Общая сумма ассигнований по М. п. с апр. 1948 по дек. 1951 составила около 12,4 млрд. долл., причем осн. доля пришлась на Англию (2,8 млрд. долл.), Францию (2,5 млрд. долл.), Италию (1,3 млрд. долл.), Зап. Германию (1,3 млрд. долл.), Голландию (1,0 млрд. долл.). 30 дек. 1951 М. п. официально прекратил свое действие и был заменен "Законом о взаимном обеспечении безопасности" (принят конгрессом США 10 окт. 1951). Лит.: Леонтьев А., Империализм доллара в Зап. Европе, (М.), 1949; Аллен Д., План Маршалла. План восстановления или воен. план., пер. с англ., М., 1949; Клод А., План Маршалла, пер. с франц., М., 1950; Перло В., Амер. империализм, пер. с англ., M., 1951, Brown W. A. and Opie R., American foreign assistance, Wash., 1953; Price H. В., The Marshall plan and its meaning, (N. Y., 1955). В. Ларин. Москва.

70 лет назад Соединенные Штаты Америки развернули масштабное наступление на Европу

США выдвинули план Маршалла как программу восстановления ЕВРОПЫ после Второй мировой войны

1945 год. Дрезден после бомбардировок союзной авиации. Руины кафедрального собора. Фото Deutsche Fotothek /Richard Peter /TASS

Пятого июня 1947 года Джордж Маршалл, госсекретарь США, выступая в Гарвардском университете, рассказал о том, как Вашингтон планирует возрождать ЕВРОПУ. Этот план, получивший имя его создателя, стал по существу сигналом к экономическому наступлению на «старый континент», закончившемуся полным подчинением Европы в западной части американской экономико-политической машине.

РУССКИЕ ИДУТ!

Это выступление Маршалла стало логичным продолжением речи президента США Гарри Трумэна, с которой он выступил перед американским конгрессом 12 марта 1947 года. Коротко ее суть: Советский Союз навязывает европейским государствам свою политику, мешая таким образом Вашингтону утверждать понятия демократии в освобожденной Европе. Следовательно, необходимо проводить «политику сдерживания», противодействуя СССР и его национально-патриотическим союзникам в Европе. А для этого Трумэн попросил конгресс выделить около 400 миллионов долларов для помощи Греции и Турции, которые якобы находятся под мощным давлением коммунистов. В самом деле, СССР тогда потребовал от Турции изменить статус черноморских проливов, а в Греции к власти фактически пришли коммунисты-партизаны, внесшие немалый вклад в разгром итало-германских фашистских войск. Балканы уплывали из-под влияния англосаксов, которые почему-то традиционно считали полуостров зоной своих интересов.

План Маршалла и стал по существу экономической формой сдерживания, в западной терминологии, коммунистической экспансии. Основания у США для этого были, и не только турецко-греческого происхождения. После Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне Европа резко полевела. Высочайший моральный авторитет СССР как носителя коммунистической идеи обусловил рост политического влияния компартий, члены которых к тому же в большинстве своем воевали с фашизмом.

В Италии в результате прошедших выборов Компартия получила 25 процентов мест в парламенте, во Франции - более 30 процентов. В Восточной Европе практически во всех странах к власти в ходе выборов пришли или коммунисты, или возглавляемые ими коалиции, как в Польше и Чехословакии. Еще чуть-чуть - и большая часть Западной Европы могла встать под красные знамена. Военным путем, как привыкли делать США в Латинской Америке, этот процесс остановить было нельзя, не рискуя получить обратный результат: боеготовые советские танковые армии снесли бы оккупационные войска в Атлантику за считаные недели. При этом советских солдат поддержало бы население в большинстве случаев. Сергей Штеменко, в те годы один из руководителей Генштаба, вспоминал, что в «мобилизационных планах Генштаба были предусмотрены все возможные варианты развития событий в Европе», а советские маршалы научились воевать в Европе беспроигрышно с гораздо более сильным врагом, чем звездно-полосатые любители фарцовки на черных рынках и кока-колы.

С другой стороны, монополии США лопались от денег: за годы войны они заработали на поставках вооружений и продовольствия не меньше 300 миллиардов долларов, по современному курсу - примерно 4,5 триллиона долларов. Золотой запас США к 1948 году возрос до 21 тысячи 800 тонн, что составило более 70 процентов всего золота мира. Но перевести промышленность на мирные рельсы в условиях капитализма возможно только через кризис, признаки которого все отчетливее начали проявляться в американской экономике: с учетом масштабов он грозил стать пострашнее знаменитого кризиса начала 30-х годов.

Надо отдать должное Маршаллу, кстати, бывшему начальнику генерального штаба американской армии: разработанный под его руководством план предусматривал, что будут решены главные политико-экономические проблемы послевоенной Америки.

ИЗ МЕТРОПОЛИИ - В КОЛОНИЮ

В чем состояла суть американской «помощи» разгромленной экономике Европы? США готовы были предоставить до 20 миллиардов долларов (фактически было выделено 13,3 миллиарда) тем странам, которые согласятся с их планом «восстановления и развития экономики». Помощь эта должна была осуществляться в соответствии с двусторонними договорами, но при соблюдении нескольких базовых принципов.

Во-первых, речь шла в основном не о свободных деньгах, которыми страны могли распоряжаться как угодно, а о так называемых товарных кредитах - США направляли в Европу продукты, машины, одежду, оборудование и тому подобное по своему усмотрению, реализуя таким образом немалые товарные запасы и выигрывая время для структурной перестройки своей экономики. Треть из общей суммы, кстати, была израсходована на покупку американского продовольствия, что позволило снизить государственные субсидии США своим фермерам, получившим таким образом немалые инвестиционные ресурсы.

Другие условия также были далеки от благотворительности и жестко привязывали европейскую экономику к интересам финансово-промышленного капитала США.
Страны - получатели «помощи» обязаны были отказаться от национализации промышленности, сохранить свободу частного предпринимательства, создать льготный режим для американских частных инвестиций, гарантировать свободный доступ американских товаров при одновременном одностороннем снижении таможенных пошлин, ввести ограничения на торговлю со странами народной демократии и так далее. Одновременно США оговаривали право на строительство военных баз на территории «облагодетельствованных» стран.

Это, кстати, стало основой не афишируемой «военной» части плана Маршалла, который в итоге привел к военной интеграции Западной Европы в блоке НАТО уже через год после принятия конгрессом США закона об экономическом сотрудничестве, который в апреле 1948 года запустил реализацию плана Маршалла. Заметим, кстати, что оборонные расходы всех стран-реципиентов в рамках НАТО значительно превысили размеры финансовой помощи, которую они получили от США. Так что американцы остались верны себе: продали Европе ненужные излишки, получили проценты и прибыль от займов и кредитов, а в итоге заставили оплатить и свои военные расходы! К тому же, выставив требование о возвратности кредитов в долларовой форме, надолго привязали финансовые системы европейских стран к доллару (лишь Франция спустя восемнадцать лет отказалась от долларового эквивалента и вышла из военной организации блока НАТО).

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний. Парадокс состоял в том, что Франция, Нидерланды, Бельгия и другие метрополии расплачивались за американскую помощь сырьем из своих заморских территорий, что, впрочем, не смогло остановить распад колониальных империй: если метрополия становится фактически колонией, то колонии закономерно освобождаются от диктата. Последовали национально-освободительные войны в Индокитае и Африке. К 1960 году большинство колониальных стран получили независимость. Это также можно отнести к побочным эффектам плана Маршалла.

Но вернемся в 1948 год, когда американская долларовая благодать хлынула бурным потоком в Западную Европу. 4 апреля 1948 года конгресс США, как уже было упомянуто, одобрил четырехлетнюю программу экономической помощи Европе. Основная ее часть, как и следовало ожидать, пришлась на Великобританию (2,8 миллиарда долларов), Францию (2,5), Италию и Западную Германию (по 1,3), Нидерланды (1). Всего помощь получили 17 стран, было израсходовано в конечном итоге 17 миллиардов долларов, что эквивалентно в зависимости от методики подсчета примерно 200-500 миллиардам нынешних долларов. При этом американцы через специально созданный комитет жестко контролировали внутреннюю экономическую политику должников, а также их золотовалютные резервы и финансово-кредитную систему, которая к тому времени была включена в Бреттон-Вудскую систему и полностью зависела от доллара.

Западная Германия, помимо всех перечисленных ограничений, была вынуждена также передать свой немалый золотовалютный запас в американский Форт-Нокс. Судьба этих немецких ресурсов до сих пор окутана туманом, который не могут развеять вспыхивающие время от времени скандалы и расследования. Во всяком случае, официально признано, что сегодня во франкфуртском хранилище Бундесбанка хранится менее трети золотого запаса ФРГ.

В целом план Маршалла по существу ставил страны Европы в положение американских колоний»

СТАЛИН СКАЗАЛ «НЕТ»

Разумеется, в послевоенной Европе невозможно было игнорировать мнение Советского Союза и его союзников, организуя такую масштабную акцию, как восстановление экономики континента. СССР и восточноевропейские правительства получили приглашение участвовать в реализации плана Маршалла. Сталин первоначально с интересом отнесся к этому предложению: страна, разоренная войной, бесспорно, нуждалась в финансово-материальных ресурсах.
Но не любой ценой, о чем четко и недвусмысленно было заявлено в инструкциях Политбюро ЦК ВКП(б) для делегации во главе с Вячеславом Молотовым, направлявшейся в Париж, где 27 июня 1947 года открылось совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР. Тема - обсуждение предложений Маршалла.

Позиция СССР определялась во многом мнением академика Евгения Варги, которое он изложил Вячеславу Молотову в докладной записке от 24 июня: «План Маршалла в первую очередь должен явиться оружием смягчения экономического кризиса, приближение которого в США уже никто не отрицает… Если в интересах США нужно отдать за границу американские товары на много миллиардов долларов в кредит ненадежным должникам, то нужно постараться извлечь из этого максимальные политические выгоды». О серьезности советских намерений свидетельствует и тот факт, что послам в Варшаве, Праге и Белграде были даны указания довести до руководства соответственно Польши, Чехословакии и Югославии пожелания «проявить инициативу по обеспечению своего участия в указанных экономических мероприятиях (плане Маршалла. - Ред.) и заявить свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».

Совещание в Париже избавило советское руководство от иллюзий. Во-первых, для СССР было неприемлемо то обстоятельство, что американская помощь обуславливалась необходимостью выполнять распоряжения Администрации экономического сотрудничества, которая фактически определяла не только внутреннюю экономическую политику, но и получала доступ к информации о ресурсах, состоянии промышленности, к научно-техническим разработкам и так далее. Во-вторых, план Маршалла был полностью подконтролен США и осуществлялся вне рамок и критериев ООН, хотя там имелась соответствующая структура - Администрация помощи и восстановления Объединенных Наций, созданная 9 ноября 1943 года с целью оказывать помощь странам, пострадавшим в ходе войны.

В довершение ко всему Вячеслав Молотов 30 июня получил информацию советской разведки, в которой сообщалось, что руководители США и Великобритании договорились обусловить предоставление помощи СССР его отказом от германских репараций. Это было совершенно невозможно для СССР, единственным гарантированным источником внешних инвестиций для которого были трофейные поставки. 2 июля 1947 года парижское совещание завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. Вслед за СССР отказались от участия и страны Восточной Европы. Сталин заявил, что парижская конференция - часть плана Запада по изоляции СССР.

Примечательно, что одним из формальных критериев, по которым СССР не имел права на получение американской помощи, стал тот факт, что советский бюджет не имел дефицита. Это после кровопролитнейшей, разрушительной войны, в итоге которой было потеряно
не менее трети экономического потенциала! Забегая вперед, констатируем, что и СССР, и его восточноевропейские союзники восстановили экономику не позже, чем реципиенты американской помощи. В Советском Союзе карточки были отменены уже в 1947 году, в то время как несравненно меньше пострадавшая Британия отменила карточное нормирование только в 1951 году.

…Четыре года пролетели быстро: план Маршалла официально прекратил свое действие 30 декабря 1951 года. На смену ему пришел закон «О взаимном обеспечении безопасности», который конгресс США утвердил 10 октября 1951 года. Этот закон, официально признававший раздел Европы на зоны влияния, уже безо всяких фигур умолчания предусматривал возможность США одновременно предоставлять своим европейским сателлитам и военную, и экономическую помощь. Подчиненная роль некогда мировых европейских держав была официально закреплена.

Безусловно, этот план стал одним из самых успешных проектов американской дипломатии. США достигли всех целей, явных и скрытых. Перечислим их кратко: американский доллар стал основной международной валютой в Европе; влияние коммунистов и СССР в Западной Европе было ослаблено; США получили громадный рынок сбыта своей продукции; создана экономическая основа для военного блока НАТО; экономика США получила время и ресурсы для перестройки на работу в условиях мирного времени; американские монополии получили ощутимую прибыль, позволившую им осуществить модернизацию производства и нарастить научно-технический потенциал; зависимое положение европейских союзников позволило создать основы для внешнеполитического давления на советский блок; была создана мощная военная инфраструктура НАТО в американских интересах, причем ее содержание оплачивала Западная Европа.

“ПРОТИВ ГОЛОДА, НИЩЕТЫ, ОТЧАЯНИЯ И ХАОСА”

При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных жономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее.

Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных - прежде всего американских - продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.

Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.

Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов.

Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.

Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.

Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помоши. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.

СССР И ПЛАН МАРШАЛЛА

Основную роль в обсуждении предложения Маршалла с Советским Союзом сыграли министры иностранных дел Великобритании Э. Бевин и Франции Ж. Бидо. Они предложили созвать 27 июня 1947 г. в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР для консультации по предложению Маршалла. Ныне имеются основания утверждать, что Бевин и Бидо вели двойную игру: в публичных заявлениях они выражали заинтересованность в привлечении СССР к осуществлению «план Маршалла», а вместе с тем каждый из них заверял американского посла в Париже Дж. .Кэффери, что надеется на «отказ Советов сотрудничать».

В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом. В нем увидели возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы. Министр иностранных дел В. М. Молотов дал указание серьезно готовиться к обсуждению «плана Маршалла». 21 июня 1947 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило положительный ответ советского правительства на ноты британского и французского правительств о совещании министров иностранных дел трех держав в Париже.

Серьезность советских намерений подтверждает и телеграмма, переданная 22 июня 1947 г. советским послам в Варшаву, Прагу и Белград. Послы должны были передать руководству этих стран следующее: «Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий и заявили свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».

Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения…

В сложившейся ситуации советское руководство стремилось не допустить получения США каких-либо экономических и политических преимуществ в процессе осуществления «плана Маршалла». Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы. Вместе с тем Советский Союз был заинтересован в американских кредитах для послевоенной реконструкции…

2 июля Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении «плана Маршалла». Тем самым советская внешняя политика облегчила положение организаторов «плана Маршалла». Думается, что это был проигрышный дипломатический ход. В сентябре 1947 г. Бидо в беседе с Дж. Бирнсом так оценил действия Молотова: «Признаюсь, я никогда не мог понять причины его поведения. Либо он получил бы часть выгоды, либо, если бы все предприятие провалилось, он все равно выигрывал бы от того, что никто ничего не получил. Оставаясь с нами, он бы ничего не потерял в любом случае, но он избрал единственный способ действий, при котором он совершенно определенно проигрывал».

Тем не менее в действиях советского руководства имелась своя логика. Жесткая неконструктивная позиция советской делегации в Париже объяснялась, главным образом, стремлением не позволить Западу получить возможность влиять на положение дел в странах Восточной Европы - советской сфере влияния. Молотов в телеграмме Сталину в ночь с 30 июня на 1 июля так суммировал впечатления от Парижского совещания: «Как Англия, так и Франция находятся в весьма затруднительном положении и не имеют в своих руках серьезных средств для преодоле.ния своих экономических затруднений. Единственная их надежда на Соединенные Штаты, которые требуют от Англии и Франции создания какого-либо общеевропейского органа для облегчения вмешательства Соединенных Штатов как в экономические и политические дела европейских стран. На использование этого органа в своих интересах рассчитывает также Великобритания и отчасти Франция».

Уже в день окончания Парижского совещания Бевин и Бидо опубликовали совместное заявление: от имени правительств Великобритании и Франции они пригласили все европейские государства, временно исключая франкистскую Испанию, принять участие в Европейской экономической конференции. Предполагалось создать непостоянную организацию для составления в кратчайшие сроки программы европейской реконструкции, в которой будут согласованы ресурсы и потребности каждого государства. 4 июля официальные приглашения были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.

СССР отказался от участия в конференции и повел линию на ее срыв. Утром 5 июля советские послы в столицах ряда европейских государств получили из Москвы указание посетить министров иностранных дел соответствующих стран и сделать им заявление, в котором давалась негативная оценка предложениям Маршалла. В тексте заявления, в частности, подчеркивалось: «Делегация СССР усмотрела в этих претензиях желание вмешаться во внутренние дела европейских государств, навязав им свою программу, затруднить им сбывать свои изделия туда, куда они хотят, и, таким образом, поставить экономику этих стран в зависимость от интересов США».

Особая роль отводилась восточноевропейским союзникам СССР. Наиболее четко и ясно замыслы Кремля были изложены в телеграмме от 5 июля советскому послу в Белграде. Посла обязывали от имени ЦК ВКП(б) передать Тито следующее: «Мы получили сообщение о намерении югославского правительства отказаться от участия в Парижском совещании 12 июля, созываемом англичанами и французами. Мы рады, что Вы проявляете твердость в вопросе об американских кабальных кредитах. Однако мы думаем, что все же было бы лучше принять Вам участие в совещании, послать туда свою делегацию и дать там бой Америке и ее сателлитам - Англии и Франции с тем, чтобы помешать американцам единодушно провести их план, а потом уйти с совещания и увести с собой возможно больше делегаций от других стран». В более дипломатичной, мягкой форме эта позиция ЦК ВКП(б) была сообщена Б.Беруту (Польша), К.Готвальду (Чехословакия), Г.Георгиу-Дежу (Румыния), Г.Димитрову (Болгария), М.Ракоши (Венгрия), Э. Ходже (Албания) и лидеру коммунистов Финляндии X. Куусинену.

Как ни парадоксально, но осуществление «плана Маршалла» без участия и даже при противодействии со стороны СССР в какой-то степени устраивало обе стороны: СССР сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по «плану Маршалла» получили возможность для проведения комплекса мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе, а затем для создания военно-политического западного союза.

М.М. Наринский. СССР и План Маршалла

ПЛАН МАРШАЛЛА И ОБРАЗ АМЕРИКИ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ

Советская реакция на план Маршалла стала поворотным пунктом стратегии руководства СССР в отношении США. Процесс создания каждой стороной блоков становится отличительной чертой холодной войны. Образ Соединенных Штатов 1947 года, который формировался средствами массовой информации в советском обществе, полностью соответствовал основным этапам развития внешнеполитических отношений с этой страной.

В начале года в периодической печати регулярно появлялись статьи, характеризующие негативные стороны внешней политики и особенно внутренней жизни США: «В США гниет 20 млн. бушелей картофеля», «Экономические затруднения в США», «Американская федерация» ученых против использования в США гитлеровских специалистов», «Уничтожение продовольствия в США», «Американская военная активность на Алеутских островах», «Военные круги США выступают против сокращения военных расходов».

В то же время пока еще не наступило время оскорбительных выпадов, горячих обвинений и открытой враждебности…

План Маршалла, который был встречен советским руководством, как уже отмечалось, осторожно и, в целом, заинтересовано. До конца июня 1947 г. в советской прессе не было отрицательных оценок плана Маршалла, да и вообще, надо отметить, каких-либо материалов по оценке внешнеполитической деятельности США было исключительно мало.

Отказ СССР от участия в предложенной Америкой экономической помощи Европе, резко изменил тон советской прессы, стали более жесткими оценки политики США. Появляются статьи «Планы американской интервенции в Греции», «Планы США в Скандинавии», «Беспокойство в Англии в связи с истощением американского займа», «Истинный смысл одной «доброй услуги»(о посредничестве США между Голландией и Индонезией), «Американский контроль над Турцией», «Поход американского доллара на Турцию», «Латинская Америка и «помощь» США» основной смысл которых сводился к тому, что «американская политики используют свои займы в целях распространения своей экспансии».

119 июля в «Правде» появляется карикатура Б. Ефимова, впервые посвященная «плану Маршалла», под названием «До и после Парижского совещания». Перед нами две картины. На одной все европейские страны с протянутой рукой бегут за Бевиным и Бидо, у которых в руках «план Маршалла», а впереди сияющий мешок с долларами. На второй - все страны Европы понуро стоят у кассы, которая закрыта на замок, где написано - «касса закрыта до июля 1948 г., а там будет видно». На кассу с ключом в руках опирается Вандерберг с толстой папкой, на которой надпись «Долларовая дипломатия».

С большим сарказмом звучат слова первого фельетона о плане Маршалла: «У парадного американского подъезда стоят, обнажив голову, бедные просители и, переминаясь с ноги на ногу, ждут подачки, но барин занят. Пусть просители зайдут как-нибудь в другой раз… Ну, в этом… в 1948 году». Автор не придумал ничего нового, приспособив к новой теме стихотворение Некрасова «У парадного подъезда». В журнале «Крокодил» с сентября 1947 г. увеличилось количество карикатур, статей, фельетонов про Америку. Это карикатуры о торговле женщинами и детьми, о свободе печати и клевете, стихи и анекдоты об американском образе жизни. Именно в стихотворной форме «Крокодил» дал оценку плану Маршалла:

«Спаситель Европы»

«Европе Маршалл так помог

Что этой «помощи» в итоге

Теперь Европа, видит бог,

Вот-вот совсем протянет ноги».

Август - сентябрь 1947 года стали переломными в формировании образа Соединенных Штатов в советской прессе.

Была создана специальная группа планирования политики во главе с Дж. Кеннаном, которой давалось распоряжение найти путь укрепления американского влияния в западноевропейских странах. Между тем Кеннан не переставал работать, создавая доклад «Некоторые аспекты проблем европейского восстановления с точки зрения США», представленный Маршалу 25 мая 1947 г. Бороться с Россией надо укрепляя Западную Европу. Именно на эту тему госсекретарь Маршал решил выступить в Гарварде 5 июня. Речь его помощник Болен написал, обильно черпая из Кеннана, за два дня.

Идеологическое обоснование американских притязаний на мировой контроль было старо, как мир. Следовало найти антагониста и представить его виновником мировой напряженности, а собственный диктат представить как вынужденный или как благожелательное покровительство. Главный рычаг воздействия - экономический, помощь предоставлялась безвозмездно и в большом объеме. Группа Ачесон-Клиффорд-Маршалл подготовила соответствующий поставленным задачам документ довольно быстро - к 23 мая 1947 г. Это и явилось основой «плана Маршалла».

Доклад группы планирования политики предусматривал экономическое восстановление Западной Германии. Но чтобы помощь вчерашнему врагу не вызвала сопротивления со стороны общественности Соединенных Штатов, требовалось оказать содействие и другим западноевропейским странам, которые должны были выдвинуть программу собственного экономического восстановления и развития (предоставив США полный отчет о текущем состоянии своей экономики). Америка бралась финансировать все «предприятие».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, госсекретарь Дж. Маршалл широковещательно очертил картину грядущего крушения Европы и огласил «"план спасения Европы», план, при помощи которого Соединенные Штаты хотели овладеть контролем над европейским развитием. Оставался вопрос, который нужно было решить с минимумом потерь. Объявить, что помощь предназначается лишь западноевропейским странам, значило бы слишком очевидно разделить Европу таким образом, что ни у кого не оставалось бы сомнений относительно инициатора этого раскопка. Поэтому госсекретарь не очертил круг стран, которым США собирались оказать экономическую помощь. Он указал, что помощь предназначается «некоторому числу, если не всем европейским нациям». Документы того времени проясняют картину. Они не оставляют сомнения в том, что включение СССР и стран Восточной Европы в программу помощи было немыслимо для США. Ведущими деятелями администрации это исключалось абсолютно.

Государственный секретарь Маршал спрашивал Кеннана и Болена, примет ли СССР приглашение присоединиться к американскому плану? Оба считали, что Москва на это не пойдет. «Это была тонко рассчитанная игра - поскольку американский конгресс не поддержит программу помощи, если одним из получателей будет Советский Союз - но Маршалл азартно приглашал - с согласия и президента Москву».

Британский министр иностранных дел Бевин довольно быстро организовал в Париже конференцию получателей помощи по «плану Маршала». СССР, Польша, Чехословакия и Румыния выразили свои интересы к плану.

Какова была реакция Советского Союза? Молотов вскоре же после эпохального выступления госсекретаря Маршалла в Гарвардском университете (5 июня 1947 г.) послал в ЦК ВКП(б) записку с предложением присоединиться к американскому плану. Через две недели делегация из 83 лучших советских специалистов прибыла в Париж, куда американцы пригласили потенциальных получателей помощи. Именно в это время заместитель государственного секретаря Д. Ачесон, понимая, что уговорить конгресс выделить помощь можно будет лишь устрашив их коммунистической экспансией, писал: «Нужно сделать происходящее более ясным, чем правда.»

Советский Союз, стараясь сохранить хотя бы минимальный шанс на предотвращение раскола Европы, все же отправил делегацию высокого ранга в Париж в июне 1947 г. на трехстороннюю - совместно с англичанами и французами - конференцию по обсуждению «плана Маршалла». Молотов во главе многочисленной делегации прибыл в Париж для встречи и дискуссий с Бевином и Бидо. 2 июля Форрестол пишет в дневнике: «Я глубоко обеспокоен последующими шестью месяцами. Я смотрю на Париж и думаю о том, что программа была рассчитана на то, чтобы русские не участвовали в ней».

Сталин смертельно боялся Запада, картина полностью открылась лишь в 90-е гг. Советские минеры отнюдь не налаживали коммуникации для броска на Запад, они взрывали железнодорожное полотно и локомотивы с тем, чтобы обезопасить СССР от наступления со стороны запада.

Судьба «плана Маршалла» подвисла. Агентура (Гай Берджес) сообщала Сталину, что восточная зона оккупации в Германии в отличие от трех западных никогда не получит американской экономической помощи. Историки сегодня сходятся в том, что конгресс США в случае присоединения СССР к «плану Маршалла», сделал бы эту помощь сугубо декоративной. Получатели и неполучатели помощи образовывали истинный барьер размежевания в Европе. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложение было отвергнуто.

Сталин отрицал два требования американцев: объединение европейских ресурсов, при котором советские фонды будут использоваться для поднятия западноевропейской промышленности; Открытие счетов того, куда пойдут американские деньги.

2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, уже обсуждавшему конкретику плана, покинуть французскую столицу. Довольно неожиданно после пяти дней заседаний В.М. Молотов взял слово и объявил, что советская делегация (83 лучших экономиста) вынуждена покинуть совещание: «План Маршала» - это ничто более как злостная американская схема за доллары купить Европу». Как пишет Д. Маккалох, «отказавшись участвовать в „плане Маршала“, Сталин фактически гарантировал его успех (преодолевая сопротивление американского конгресса)».

Соединенные Штаты могли теперь консолидировать тех, чьи экономические системы были открыты для их влияния. Много лет спустя Ачесон напишет Трумэну: «Помните, мы часто говорили, что мы можем надеяться лишь на дураков среди русских». Под предлогом спасения Запада от России конгресс проголосовал за помощь западной части Европы. Россия оказалась предоставленной сама себе.

И все же. И на этот раз не была сделана верная оценка стратегии России и ее жертвенности. За пять недолгих лет СССР ценой невероятных усилий сумел восстановить свою мощь.

Таблица. ВНП основных стран в 1950 г.

(в млрд. долл. 1964 г.).

Британия 71

Франция 50

========================================

Невероятно быстрое восстановление потребовало еще одной в текущем веке мобилизации. Возможно, определенная деморализация в дальнейшем была своего рода психологической компенсацией. Даже самый жертвенный народ не может жить постоянно в мобилизационном напряжении.

Американцы наделись, что некоторые восточноевропейские страны осмелятся противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршала» - последняя реальная попытка изменить коалиционное соотношение сил в Европе. Гомулка в Польше и Масарик в Чехословакии пытались, несмотря ни на что, получить американскую помощь. Но после 2 июля, учитывая советское давление, это было уже невозможно. Польское правительство отказалось участвовать в американских схемах. 9 июля Масарика и Готвальда Сталин и Молотов призвали в Кремль. В совместных документах было сказано, что «целью „плана Маршала“ является изоляция Советского Союза». Советская сторона заявила, что чехословацкое участие будет рассматриваться как направленное против СССР. И Чехословакия изменила свое решение.

Американцы не видели в советской реакции на «план Маршала» оборонительные действия страны, которая не могла конкурировать с Соединенными Штатами в экономической сфере, но интерпретировали эти действия как воплощение агрессивных замыслов. Посол в Москве Смит увидел в происходящем «ничто иное как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».

Шестнадцать стран Европы приняли американскую помощь. Первым пожеланием правительства Трумэна было видеть их более тесно сплоченными между собой - это облегчало задачу прямого и косвенного контроля над ними. Страны западноевропейского региона образовали Комитет европейского экономического сотрудничества. В него вошли Англия, Франция, Италия, Голландия, Бельгия, Люксембург, Дания, Греция, Португалия, Норвегия, Австрия, Ирландия, Исландия, Турция, Швеция и Швейцария. Именно в эти дни Европу разделил, говоря словами У. Черчилля, «железный занавес», и опущен он был американской дипломатией. Ибо «план Маршала» предрешал судьбу Германии. Определенно противившийся некоторым американским мерам Клей потерял свои позиции главы американской администрации в Германии.

"ПЛАН МАРШАЛЛА"

Назван по имени государственного секретаря США Маршалла (см.), впервые выдвинувшего этот план в своём выступлении в Гарвардском университете 5. VI 1947; наряду с "доктриной Трумэна" "П. М." явился выражением агрессивного, открыто экспансионистского курса внешней политики правящих кругов США после второй мировой войны.

"П. М." был задуман американской дипломатией как продолжение "доктрины Трумэна".

"Доктрина Трумэна" и "П. М.", по словам А. А. Жданова, "представляют собой выражение единой политики, хотя они различаются по форме преподнесения в обоих документах одной и той же американской претензии на порабощение Европы". "П. М." более завуалирован, чем "доктрина Трумэна". Однако "существо туманных, нарочито завуалированных формулировок "плана Маршалла" состоит в том, чтобы сколотить блок государств, связанных обязательствами в отношении США, и предоставить американские кредиты как плату за отказ европейских государств от экономической, а затем, и от политической самостоятельности. При этом основой "плана Маршалла" является восстановление контролируемых американскими монополиями промышленных районов Западной Германии.

"План Маршалла", как выяснилось из последующих совещаний и выступлений американских деятелей, состоит в том, чтобы предоставить помощь в первую очередь не обнищавшим странам-победительницам, союзницам Америки в борьбе против Германии, а германским капиталистам с тем, чтобы, подчинив себе основные источники добычи угля и металла для нужд Европы и Германии, поставить государства, нуждающиеся в угле и металле, в зависимость от восстанавливаемой экономической мощи Германии" (А. А. Жданов).

Выступая в Гарвардском университете, Маршалл заявил о готовности США оказать помощь "восстановлению Европы". При этом в выступлении Маршалла не были указаны ни условия и размеры помощи, которую США могли оказать европейским странам, ни то, насколько реальной является эта помощь.

Правительства Англии и Франции немедленно подхватили инициативу. Маршалла и предложили созвать совещание министров иностранных дел СССР, Франции и Англии с целью обсуждения его предложений.

На совещании выяснилось, что США, не давая никаких сведений об условиях и размерах "помощи", которую они намерены предоставить Европе, в то же время настаивали на том. чтобы был создан руководящий комитет из представителей великих держав, в функции которого входило бы составление всеобъемлющей программы "экономического восстановления и развития" европейских стран: при этом данный комитет должен был обладать весьма широкими полномочиями в отношении экономических ресурсов, промышленности и торговли европейских стран в ущерб их национальному суверенитету. Поскольку было ясно, что руководящий комитет станет орудием США, с помощью которого они попытаются поставить в зависимость от себя экономику европейских стран, советская делегация не могла согласиться с предложениями представителей Англии и Франции (игравших на конференции роль агентуры США) о создании этого комитета.

Советская делегация заявила, что прежде всего следует выяснить реальность американских кредитов, их условия и размеры, потом запросить европейские страны об их потребностях в кредите и, наконец, составить сводную программу заявок европейских стран, которые можно было бы удовлетворить за счёт кредитов США. Советская делегация при этом особенно подчёркивала, что европейские страны должны оставаться хозяевами своей экономики и иметь возможность свободно распоряжаться своими ресурсами и излишками. Ввиду отказа английских и французских представителей принять советские предложения совещание министров иностранных дел закончилось безрезультатно.

После этого английское и французское правительства при деятельной поддержке США решили созвать без участия СССР совещание европейских стран, которые согласятся примкнуть к "П. М."

12-15. VII 1947 в Париже происходила конференция "европейского экономического сотрудничества" с участием 16 стран, примкнувших к "П. М.", а именно: Англии, Франции, Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Греции, Ирландии, Исландии, Италии, Люксембурга, Норвегии, Португалии, Швеции, Швейцарии и Турции.

Конференция создала "Комитет европейского экономического сотрудничества", которому была поручена подготовка доклада о ресурсах и потребностях стран - участниц конференции на период в 4 года, с тем чтобы этот доклад был представлен правительству США.

Комитет определил общую сумму средств, необходимых для осуществления помощи по "П. М.", в размере 29 млрд. долл. и во второй половине сентября 1947 направил свой доклад в Вашингтон.

Для рассмотрения этого доклада в США было организовано 3 специальных комитета, причём наибольшее значение из них имел возглавлявшийся Гарриманом (см.) "Консультативный комитет при президенте США по оказанию помощи иностранным государствам", отчёт которого был опубликован 8. XI 1947. Комитет Гарримана снизил размеры "помощи" Европе до 12-17 млрд. долл. на ближайшие 4 года, что означало дальнейшее снижение первоначальной заявки, представленной комитетом европейских стран (до этого решения комитета Гарримана сумма кредита по "П. М." была уже значительно уменьшена по требованию государственного департамента). В то же время комитет Гарримана невольно разоблачил подлинные цели американских монополистов, рекомендовав значительное увеличение доли "помощи", предназначенной для Западной Германии.

Вопрос об утверждении ассигнований на осуществление "П. М." рассматривался конгрессом США в феврале-марте 1948, причём в первоначальный проект закона о т. н. "помощи иностранным государствам" в процессе обсуждения были внесены значительные изменения. Конгресс отказался сразу ассигновать средства, потребные на весь срок осуществления "И. М.", и ограничился лишь утверждением сумм на первый год его действия. Конгресс ещё более сократил сумму ассигнований, доведя её до 5,3 млрд. долл. на срок в 15 месяцев. Наконец, принятый конгрессом закон делал ещё более обременительными для европейских стран условия получения американской "помощи".

Обсуждение "П. М." в конгрессе ознаменовалось решением палаты представителей включить франкистскую Испанию в число стран, получающих "помощь" по "П. М." Позднее упоминание о франкистской Испании, вызвавшее возмущение американской и мировой демократической общественности, было исключено из законопроекта.

Закон о "помощи иностранным государствам" был подписан президентом Трумэном 3. IV 1948.

Вслед за принятием этого закона в соответствии с его условиями в США была создана правительственная администрация по руководству оказанием экономической "помощи" во главе с крупным американским промышленником Полем Гофманом. Представителем США в Европе по вопросам, связанным с "П. М.", был назначен Гарриман.

Закон об осуществлении "П. М." предусматривал заключение странами - участницами "П. М." двусторонних соглашений с США об условиях, на которых будет предоставляться американская "помощь".

Такие соглашения в течение первой половины 1948 действительно были заключены, причём они включали следующие условия:

а) Предоставление американским товарам свободного доступа в страны Западной Европы путём одностороннего снижения таможенных тарифов в этих странах.

б) Отказ правительств западноевропейских стран от национализации промышленности и предоставление полной свободы частным предпринимателям.

г) Контроль США над внешней торговлей стран, примкнувших к "П. М." Запрещение этим странам торговать с СССР и странами народной демократии.

Используя указанные соглашения, американские монополии стремятся превратить европейские страны в потребителей промышленных товаров, ввозимых из США, затруднить восстановление и развитие тех отраслей промышленности европейских стран, которые могут конкурировать с промышленностью США. Характерным примером является сокращение под давлением США программы английской и итальянской судостроительной промышленности. Направляя экономическое развитие европейских стран по угодному им пути, США в конечном итоге добиваются установления постоянной зависимости европейских стран от американской промышленности, что должно явиться важнейшей предпосылкой политического подчинения "маршаллизированных" стран Соединённым Штатам. Одним из последствий этого является рост безработицы в этих странах, а также снижение заработной платы и обнищание трудящихся. Стремясь не допустить действительного развития промышленности европейских стран (кроме Западной Германии, которую США намерены сделать промышленной базой и арсеналом агрессивного блока), США избегают ввозить в Европу промышленное оборудование, ограничиваясь в основном ввозом продовольствия и предметов потребления. Таким образом, американский монополистический капитал, проводя в жизнь "П. М.", ставит своей целью полностью подчинить себе западноевропейские государства и сделать их орудием своей империалистической политики. Разговоры о стремлении США "помочь" восстановлению пострадавших от войны народов являются лишь дымовой завесой, призванной вводить в заблуждение трудящихся "маршаллизированных" стран.

США делают откровенную ставку на первоочерёдное развитие экономики Западной Германии, промышленность которой всё более переходит в руки магнатов американского финансового капитала. Правящие круги США стали особенно активно проводить политику поощрения роста военно-промышленного потенциала Германии после того, как в результате объединения западных зон оккупации они стали подлинными хозяевами всей Западной Германии, включая и Рурскую область.

"П. М." носит ярко выраженный антисоветский характер, поскольку США надеялись с помощью этого плана отколоть от СССР страны народной демократии и в то же время сделать "П. М." основой антисоветского военно-политического блока в Европе. Попытка США с помощью "П. М." расколоть антиимпериалистический лагерь вбить клин между СССР и странами народной демократии потерпела провал. Что же касается "западного блока", то он был оформлен заключением 17. III 1948 Брюссельского пакта, согласно которому 5 государств - Англия, Франция, Голландия, Бельгия и Люксембург - образовали политический экономический и военный союз. Вслед за тем по указке американской дипломатии 4. IV 1949 в Вашингтоне был заключён Северо-атлантический пакт. Не довольствуясь этим американская дипломатия выступила с планами создания других агрессивных военных союзов, направленных против СССР и стран народной демократии,- Средиземноморского блока (участниками которого должны явиться Греция, Турция и другие страны Ближнего Востока), Тихоокеанского блока и др. Всё это - звенья широко задуманной цепи военных блоков, которые реакционные правящие круги США намерены использовать в своих агрессивных целях, причём экономической основой этих союзов должен стать всё тот же "П. М.", являющийся одним из важнейших орудий американского империализма в его борьбе за мировое господство.

Формально закон об осуществлении "П. М." и заключаемые на основе этого закона двусторонние соглашения между США и западноевропейскими странами не содержат каких-либо обязательств военного сотрудничества, однако фактически страны, получающие американскую "помощь", вынуждены предоставлять США военно-морские и авиационные базы на своей территории, идти на военное сотрудничество с ними и т. д. Американцы уже располагают сейчас обширной сетью баз во французских колониях, на принадлежащем Англии о. Кипр, в Исландии, Испании, Греции, Турции и т. д.

Наряду с этим в двусторонних соглашениях по "П. М." содержатся статьи о поставках европейскими странами Соединённым Штатам стратегического сырья.

"П.М." используется также американской разведкой в целях легализованного шпионажа, поскольку "маршаллизированные" страны обязаны предоставлять США любые сведения, относящиеся к их экономике.

"П. М." находится в вопиющем противоречии с жизненными интересами западноевропейских стран. Однако их реакционные правящие круги, стремясь получить поддержку США в борьбе против демократических сил своих стран, идут на предательство национальных интересов и в конечном итоге на утрату национального суверенитета своих государств.

"П. М." неспособен принести народам Западной Европы действительного восстановления их экономики. Как отмечал В. М. Молотов, американские кредиты по "П. М." "не дали настоящего подъёма промышленности в странах капиталистической Европы. Они и не могут дать этого подъёма, так как американские кредиты предназначены не для того, чтобы восстанавливать и поднимать конкурирующую с Соединёнными Штатами Америки промышленность европейских государств, а для того, чтобы обеспечить более широкий сбыт американских товаров в Европе и чтобы поставить эти государства в экономическую и политическую зависимость от господствующих в Соединённых Штатах капиталистических монополий и их агрессивных планов, не считаясь с интересами самих народов Европы".

С другой стороны, экспансионистский "П. М." противоречит и подлинным интересам широких масс американского народа.

Два с лишним года действия "П. М." полностью подтвердили позицию Советского Союза в этом вопросе. "П. М." потерпел полный крах. Это обстоятельство не могут скрыть даже его вдохновители и организаторы.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое ""ПЛАН МАРШАЛЛА"" в других словарях:

    - (Marshall Plan), американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого… … Энциклопедический словарь

    - (Marshall Plan) Крупная программа американской помощи с целью содействия восстановлению европейских стран после второй мировой войны. Этот план был предложен государственным секретарем США Джорджем С. Маршаллом. В течение 1948 – 1951 гг. США… … Экономический словарь

    ПЛАН МАРШАЛЛА - программа т.н. восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны 1939 1945 годов путём оказания ей экономической «помощи» со стороны США. Фактически П.м. вместе с доктриной Трумэна представлял собой составную часть агрессивного… … Юридическая энциклопедия

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи) … Википедия

    Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи). План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program «Программа восстановления Европы»)… … Википедия

    «План Маршалла» - программа восстановления и развития Европы, провозглашенная госсекретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.. Была предоставлена американская помощь на 17 млрд. долларов 16 ти европейским странам. После Второй мировой войны американская модель… … Геоэкономический словарь-справочник

    ПЛАН МАРШАЛЛА - (англ. Marshall Plan) – неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 гос. секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. На основании амер. закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апр.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь