Кто осуществляет валютный контроль. Принципы валютного регулирования и валютного контроля, органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется наделенными специальными полномочиями органами. В нашей статье подробнее расскажем о том, что является объектом валютного контроля и какие органы контролируют валютные операции.

Понятие валютного контроля в Российской Федерации

Валютный контроль (далее — ВК) — одно из направлений денежной политики страны, инструмент валютной регулировки. Заключается в надзоре уполномоченными органами за соблюдением требований в области внешнеэкономических и денежных операций.

С этой целью надзор производится:

  • за денежными расчетами и иными действиями, осуществляющимися в РФ;
  • перемещениями денежных единиц через границу РФ;
  • исполнением обязанностей, выраженных в деньгах, перед Россией ее резидентами.

Какие лица относятся к органам и агентам

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется перечисленными в ст. 22 закона № 173 лицами, а именно:

  • Правительством РФ;
  • органами ВК;
  • агентами ВК.

При этом в п. 2 обозначенной статьи разъясняется, что к органам валютного контроля относятся:

  • Центробанк;
  • федеральные исполнительные органы, наделенные Правительством надлежащими полномочиями.

Агентами валютного контроля являются следующие юрлица:

  • банки, наделенные такими полномочиями;
  • профессиональные участники РЦБ, не имеющие статуса банка.

Кроме того, как следует из текста закона № 173, к агентам ВК относится госкорпорация «Внешэкономбанк».

Какие операции являются валютными

В РФ валютный контроль осуществляется за определенными действиями. Ниже представлен перечень действий резидентов и нерезидентов, которые согласно п. 9 ч. 1 ст. 1 закона № 173 причисляются к валютным операциям:

  1. Покупка и отчуждение валютных ценностей, а также их использование в качестве средства платежа, если сторонами сделки выступают резиденты.
  2. Сделки по отчуждению валюты и ценных бумаг (в том числе их применение как средства платежа), заключенные между резидентами и нерезидентами, а также совершенные только между нерезидентами.
  3. Передвижение денежных средств и ценных бумаг как в Россию, так и из страны.
  4. Денежные транзакции на счета одного и того же лица, если эти счета находятся в разных странах (России и другом государстве).
  5. Транзакции между счетами нерезидента, открытыми в России.
  6. Переводы денег со счетов на территории РФ, принадлежащих одному резиденту, на счета иного лица-резидента, находящиеся как в России, так и за рубежом.

Центробанк

Центробанк — один из органов ВК. Соответствующие полномочия этого органа явствуют не только из закона № 173. В ст. 54 закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ он назван органом денежного регулирования и ВК.

П. 12 ст. 4 закона № 86 к функциям Банка России относит осуществление ВК в соответствии с действующим законодательством.

Можно сказать, что Банк России — основной орган в этой сфере, так как в его компетенции находится значительное количество вопросов, связанных с обращением валюты. К примеру, Центробанк реализует следующие полномочия:

  • устанавливает порядок выполнения валютных операций среди банков (см. указание от 28.04.2004 № 1425-У);
  • определяет требования к документам при покупке валюты кредитными учреждениями (см. инструкцию от 16.09.2010 № 136-И с 01.03.2018 ее заменяет инструкция от 16.08.2017 № 181-И);
  • утверждает требования к открытию счетов нерезидентами;
  • устанавливает требования к переводам денежных средств, в том числе вводит ограничения на их размер;

осуществляет многие другие функции в целях ВК и регулирования.

Федеральные органы, осуществляющие валютный надзор

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются перечисленные в п. 2 ст. 22 закона № 173 лица. Одни из них, как указывалось выше, — исполнительные госорганы, которых уполномочило на это правительство. Такая формулировка позволяет сделать вывод, что список органов, которые вправе реализовывать ВК, не является исчерпывающим. В зависимости от решения Правительства полномочиями могут быть наделены разные лица и органы.

К примеру, ранее одним из таких лиц являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, на которую постановлениями Правительства были возложены необходимые функции. Однако Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 данная служба была упразднена, а ее функции в сфере ВК переданы:

  • Налоговой службе;
  • Таможенной службе.

Федеральная налоговая служба

Полномочиями по исполнению ВК в сфере денежного регулирования налоговая служба наделена согласно постановлению Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (п. 1), которым утверждено положение об этом государственном органе.

Вместе с тем налоговая служба имеет право контролировать не полностью все валютные операции, а только часть из них, относящуюся к ее компетенции. Так, ФНС осуществляет надзор:

  1. За соблюдением физическими и юридическими лицами вне зависимости от того, являются они или нет резидентами РФ, требований валютного законодательства. Полномочия налоговой службы в этом случае ограничиваются только сферой налогообложения.
  2. Соответствием проводимых гражданами и организациями валютных операций условиям, перечисленным в выданных разрешительных документах, лицензиях.
  3. Соблюдением резидентами обязанности в установленных законом случаях уведомлять ФНС об открытии, закрытии счетов или ином действии, совершенном в зарубежных банках, с последующим представлением отчетов о движении денег по этим счетам.

Другими словами, ФНС осуществляет надзор только в той части, которая возложена на нее, не затрагивая сферы, отнесенные к компетенции других контролирующих органов. К примеру, если валюта перемещается через границу, в таком случае ФНС не будет органом контроля. Эти функции будут иметь таможенные органы.

Федеральная таможенная служба

Еще одним государственным органом, уполномоченным в соответствии с возложенными на него Правительством функциями осуществлять ВК, является таможенная служба. Данные полномочия закреплены в постановлении Правительства РФ от 16.09.2013 № 809, которым утверждено положение о ФТС.

В числе многочисленных функций таможенных органов, как устанавливает п. 5.3.3 Положения:

  1. Надзор за валютными операциями, которые осуществляются путем перемещения продукции через границу ЕЭС.
  2. Надзор за операциями, которые производятся путем ввоза товаров на территорию РФ.
  3. Контроль при вывозе товаров из РФ.
  4. Контроль за соответствием перечисленных операций условиям, указанным в выданных разрешениях и лицензиях.

Перечисленные полномочия, помимо постановления № 809, закреплены за ФТС законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ (см. подп. 10 п. 1 ст. 1).

Агенты валютного контроля

В п. 3 ст. 22 закона № 173 в числе агентов ВК называются уполномоченные банки. Под этими организациями подразумеваются кредитные учреждения, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

  • образованы согласно нормам и законам России;
  • получили в установленном порядке лицензию Центробанка;
  • вправе проводить операции с иностранной валютой.

В законе № 173 не раскрывается, кто относится к не являющимся уполномоченными банками профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вместе с тем такие лица описываются в законе «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

В ст. 2 указанного документа определено, что этими участниками являются организации, сформировавшиеся согласно законам РФ, которые занимаются следующей деятельностью:

  • по управлению реестром собственников ценных бумаг;
  • депозитарной;
  • по управлению ценными бумагами;
  • дилерской, в т. ч. форекс-дилеры;
  • брокерской.

Третий агент ВК — это государственная корпорация «Внешэкономбанк». Ее цели и адачи определены в специальном нормативном акте — законе «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ. Ее правовой статус как агента ВК установлен в подп. 5 п. 3 ст. 3 данного закона.

Органы валютного регулирования в РФ

Закон № 173 разграничивает понятия «валютный контроль» и «валютное регулирование». Если в общем смысле ВК — это деятельность по осуществлению надзора за соблюдением установленных требований, то валютное регулирование — это одно из многих направлений деятельности государства, суть которого заключается в издании правовых актов, регламентирующих валютные операции.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются уже рассмотренные выше органы ВК:

  • Центробанк;
  • Правительство.

Реализацию денежного регулирования возможно символически разделить на 2 уровня:

  1. Нормативный. Суть — разработка правовых актов в области валютных операций, их последующее утверждение.
  2. Индивидуальный. Заключается в непосредственном применении действующих правовых актов к конкретной ситуации, правоотношениям, возникшим на фоне валютных операций.

Так как органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство, на них в первую очередь и возложены задачи по реализации валютной политики государства.

Права и обязанности субъектов

Каждому органу и агенту ВК законодательством предоставлены индивидуальные полномочия по осуществлению надзора, объем которых зависит от компетенции конкретного органа. Однако в общем смысле все эти органы имеют право:

  • производить необходимые проверки по соблюдению лицами требований законодательных актов в области денежных отношений;
  • выполнять проверки представленных резидентами и нерезидентами документов по произведенным денежным транзакциям на предмет их достоверности и всесторонности;
  • делать запросы для получения необходимых сведений или документов от резидентов или нерезидентов, если имеется связь с открытием счетов и проведением денежных операций.

При этом органам ВК дополнительно предоставляются следующие полномочия:

  • при обнаружении нарушений законодательства в области ВК выдавать виновным лицам соответствующие предписания с требованием об обязательном устранении нарушений;
  • привлекать в случае нарушений валютного законодательства виновных к административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 193 УК РФ) ответственности.

С некоторыми вопросами привлечения к административной ответственности можно ознакомиться в статье Административная ответственность юридических лиц - понятие .

Помимо полномочий, на агентов ВК возлагаются обязанности:

  • по осуществлению надзора за соблюдением лицами валютного законодательства;
  • по представлению информации о проведенных с их участием валютных операциях в органы ВК.

Органы и агенты валютного контроля: основные отличия

Подводя итоги, следует отметить различия в функциях и полномочиях органов ВК, агентов ВК и органов денежного регулирования. Как было отмечено выше, органами валютного регулирования являются Банк России и Правительство, а их главное отличие от других субъектов ВК заключается в том, что они способны издавать нормативные акты, непременные для выполнения.

Более того, Центробанк, будучи одновременно органом ВК, а также ФНС и ФТС имеют полномочия не только издавать правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять надзор за их исполнением, а в случае нарушений валютного законодательства применять к виновным соответствующие меры ответственности.

В отличие от указанных органов агенты ВК обладают менее широким объемом полномочий. В целом вся их деятельность сводится к контролю за проводимыми через них валютными операциями и передаче необходимой информации органам ВК.

Итак, валютный контроль в РФ осуществляется Банком России, а также налоговой и таможенной службами. В осуществлении надзорных функций перечисленным органам помогают так называемые налоговые агенты — уполномоченные банки и ряд профессиональных субъектов рынка ценных бумаг, а также «Внешэкономбанк».

1. Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) , уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

3. Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

4. Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

5. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

6. Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Права и обязанности органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц

1. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

  • проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  • запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

2. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
  • 3. Порядок предоставления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:
  • для предоставления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, — Правительством Российской Федерации;
  • для предоставления уполномоченным банкам — Центральным банком Российской Федерации.

4. В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

  • документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • документы, удостоверяющие статус юридического лица,- для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации;
  • регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с настоящим федеральным законом;
  • документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;
  • документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних, внутренних ценных бумаг в документарной форме;
  • паспорт сделки.

5. Агенты валютного контроля вправе требовать предоставления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.

Все документы должны быть действительными на день предоставления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля предоставляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц — нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть предоставлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Документы предоставляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть предоставлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредоставления лицом документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются предоставившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

6. Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с настоящим федеральным законом предварительную регистрацию, в пределах своей компетенции обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации, требуемой в соответствии с настоящим федеральным законом, и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.

7. Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

  • осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  • предоставлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

8. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

9. Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством Российской Федерации иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

  • в отношении юридического лица: наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или нарушения;
  • в отношении физического лица: фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

10. Уполномоченные банки передают информацию в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

11. Органы и агенты валютного контроля предоставляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

12. Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за неисполнение функций, установленных настоящим федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Права и обязанности резидентов и нерезидентов

1. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

  • знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
  • обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • на возмещение в установленном законодательством Российской Федерации порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

2. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

  • предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 настоящего федерального закона;
  • вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее 3 лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;
  • выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

В статье мы рассмотрим, как проходит валютный контроль в банке. Разберем, что такое валютное регулирование и какие операции подвергаются валютному контролю. Вы узнаете, какие функции выполняют агенты валютного контроля и какие документы потребует банк для проведения сделки.

Валютный контроль: понятие, цели и направления

Для расчетов по сделкам, совершаемых в нашей стране, используются рубли. Но в некоторых случаях для проведения финансовой операции нужна другая валюта. Именно эти ситуации и подлежат регулированию валютным законодательством. Далее проанализируем валютный контроль на предприятии и в банке, а также выясним, что это такое.

Итак, что же значит термин «валютный контроль»? Объясним простыми словами. Валютным контролем (ВК) называют действия, благодаря которым обеспечивается соблюдение закона и правил, связанных с расчетами в валюте.

В глобальном смысле за выполнением этих норм следят:

  • Центробанк (далее ЦБ РФ).
  • Таможенный комитет.
  • Правительство.
  • Минфин.
  • Исполнительная власть.

Непосредственный же контроль осуществляют так называемые — коммерческие банковские организации — наделенные полномочиями ЦБ РФ. Они несут ответственность за то, чтобы все платежи были оформлены правильно, а сведения предоставлены в полном объеме.

Если же говорить о том, для чего и зачем, вообще, нужен ВК, то его главная цель состоит в том, чтобы обеспечить полное соблюдение валютного законодательства.

Помимо этого, контроль проходит по направлениям:

  • наблюдение за соответствием операций закону;
  • проверка факта выполнения обязательства между резидентами и нерезидентами;
  • проверка достоверности отчетности по валютным операциям.

Теперь обсудим, в каких странах есть валютный контроль. Большое количество государств использовали методику ВК, когда переживали тяжелые времена в своей экономической жизни. Если приводить примеры из истории, то осуществление такого контроля активно применялось в послевоенный период.

В более позднее время ВК был реализован в таких крупных государствах, как Франция, Япония, Германия. Сейчас большинство стабильных стран не применяет контроль над операциями в валюте и вполне успешно обходится без него. Но часть держав по-прежнему использует этот режим. В это число входят около 50 стран, таких как Чехия, Турция, Польша, Израиль.

Все тонкости ВК в нашем государстве отражены в законодательстве, там же определены субъекты данного режима.

Формы и принципы валютного контроля

ВК базируется на таких принципах:

  • исключается неоправданное вмешательство государства в операции;
  • система ВК и валютного регулирования едины;
  • права всех участников сделок защищаются на государственном уровне.

Стоит также отметить несколько специфических принципов. В частности:

  1. Законность.
  2. Обязательность.
  3. Обеспечение коммерческой и служебной тайны.

Виды, формы и методы валютного контроля находятся в развитии, так как в законодательство вносятся изменения. А теперь разберемся с каждым пунктом несколько подробнее.

Методы контроля можно условно разделить на специализированные, основные и дополнительные. В понятие специализированных методов входят обследование и ревизия.

К основным методам можно отнести наблюдение и проверку. К дополнительным же обычно относят различные запросы на получение информации и анализ полученных данных с использованием приемов аналитики.

Если выделять отдельные виды валютного контроля, то они делятся на:

  • предварительный (происходит до момента, пока операция будет совершена);
  • текущий (осуществляется непосредственно в процессе совершения операции);
  • последующий (производится после того, как операция с валютой будет совершена).

А также имеет место разделение на непосредственный и опосредованный контроль. В первом случае его осуществляют органы и агенты валютного контроля, во втором — Правительство РФ.

Органы валютного контроля

Органы валютного регулирования и валютного контроля осуществляют контроль на территории Российской Федерации. К этим органам относят прежде всего, ЦБ РФ и Правительство РФ.

К их функционалу относится:

  • издание нормативных актов, которые должны исполнять все стороны;
  • осуществление надзора за проведением валютных операций;
  • проведение проверочных мероприятий по операциям в валюте.

А также эти органы регулируют процесс учета и отчетности. Должностные лица компетентных органов обладают правом проверять документацию, приостанавливать действие лицензий на осуществление операций и так далее. Причем вся информация, полученная этими лицами, должна быть сохранена как коммерческая тайна.

Операции, подлежащие обязательному валютному контролю

Обязательному валютному контролю подлежат только 3 разновидности сделок:

Сделки, в которых участвуют внешние и внутренние ценные бумаги. Если у ценных бумаг номинал в долларах США или другой валюте, то сделки подлежат ВК.

Расчеты между резидентами и нерезидентами. Все стороны должны соблюдать законодательство, но в то же время, они имеют право на защиту своих прав.

Сделки с расчетами в валюте других стран. Если валюта является платежным средством по контракту с компанией, находящейся за рубежом, эта сделка подлежит ВК.

Отметим, что не все операции осуществляются под контролем. Какие операции не подлежат валютному контролю? ВК охватывает только те ситуации, когда товар пересекает границу нашей страны. Не контролируются те валютные операции, когда товар фактически в Россию не ввозится.

Агенты валютного контроля

В число агентов валютного контроля входят:

  • банковские организации, которые напрямую подчиняются ЦБ РФ;
  • структуры небанковского типа, в частности, ФНС;
  • государственная корпорация — Внешэкономбанк.

Данные агенты, осуществляя контроль, выполняют ряд функций:

  • оформляют один или несколько расчетных счетов участникам сделок;
  • проверяет все бумаги на соответствие действительности;
  • регистрируют всю информацию по сделке в соответствующих базах данных;
  • осуществляют открытие паспорта операции;
  • закрывают операцию;
  • создают отчет по проведенной сделке.

Этапы валютного контроля

Процедура валютного контроля состоит из нескольких этапов. Разберемся в них несколько подробнее.

На практике весь процесс происходит так:

  1. Собирается полный пакет документации, который подтверждает, что сделка правомерна. В зависимости от типа сделки пакет бумаг может отличаться.
  2. Агент валютного контроля проводит операцию. Для этого может потребоваться открыть доп. счет.
  3. Открывается паспорт сделки (если это нужно).
  4. Информацию вносят во все базы данных.
  5. Резервируются средства для исполнения сделки.
  6. После того как сделка будет исполнена, резерв возвращается.
  7. Осуществляется закрытие сделки и формирование отчетности по ней.

Проанализировав алгоритм, мы видим, что валютный контроль является составной частью в обычной сделке. Он будет произведен, если сделка входит в число тех, осуществление которых должно проходить под контролем государства.

Документы для валютного контроля

Уточним, что банковская организация может затребовать у вас только ту документацию, которая имеет непосредственное отношение к осуществляемой сделке.

Чаще всего это:

  • паспорта участников сделки;
  • документы, которые подтверждают гос. регистрацию;
  • различная таможенная документация (декларации и прочее);
  • контракты, доверенности, счета-фактуры;
  • при необходимости — документация на недвижимость.

А также предоставляется документация, подтверждающая право сторон осуществлять подобные сделки. Не стоит забывать брать в финансовом учреждении бумаги, подтверждающие, что операция с валютой успешно проведена.

Органы валютного контроля созданы для обеспечения законности действий организаций, осуществляющих операции в иностранных денежных единицах. Контролю подлежат как резиденты, так и нерезиденты национальной экономики.

Он осуществляется в соответствии с федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютный контроль и его предназначение

Контроль в данной области осуществляют органы и агенты валютного контроля. Цель — обеспечение законности деятельности участников, осуществляющих перемещение валюты внутри страны и за ее пределами. Предназначение этих действий состоит в обеспечении экономической безопасности страны.

Значимость такого контроля увеличивается с каждым годом. Происходит это по причине усиления темпов развития мировой экономики. Результатом этого развития является тот факт, что изолированных национальных экономик сейчас в мире практически не существует. Экономика каждой страны в любом случае является субъектом мировой экономики.

Мировая торговля связывает все страны единой нитью взаимовлияний и взаимозависимостей. Операции, осуществляемые между странами, обеспечивают постоянный обмен товаров и услуг, полностью удовлетворяя потребности населения. Эти же операции являются основой мирового финансового рынка, составляющего финансовый сектор мировой экономики. Интересы национальной экономики ущемляются экспансией транс-национальных компаний, которые могут являться резидентами сразу нескольких стран, но часто отражают интересы одной страны.

Постоянные международные платежи сливаются в единые потоки, оказывающие существенной влияние на состояние регионов, страны, государства и отдельных производителей. Страны с открытой рыночной экономикой подвержены сильным рискам, слагающимся из двух ветвей влияния: иностранных производителей, стремящихся проникнуть на рынок данной страны, и черного рынка внутри страны.

Из этого следует вывод — целью существования валютного контроля в рф является минимизация рисков и угроз со стороны других стран, транс-национальных корпораций и неконтролируемых процессов внутри страны.

Организация валютного контроля: формы, функции, ответственность

В Российской Федерации организация валютного контроля осуществляется в трех формах.

  1. Общий или неспециализированный. Это деятельность Минфина в обязательном взаимодействии с органами МВД, ФСБ, прокуратуры и налоговой инспекцией по обеспечению соответствия документации существующим нормам и правилам.
  2. Банковский. Проявляется в контролирующих действиях Банка России и всех его подразделений. Контроль направлен на обеспечение законности операций, проходящих через кредитные организации.
  3. Таможенный. Осуществляется через действия таможенной службы во всех ее структурных и территориальных органах, которые контролируют прохождение ценностей и товаров через границу.

Такое распределение ролей дает возможность государственным структурам использовать всю полноту власти для достижения главной цели своей деятельности — обеспечения экономической безопасности.

Валютный контроль выполняет следующие функции:

  • выявления действий субъектов экономики, не соответствующих законодательству РФ;
  • проверки наличия или отсутствия документов, разрешающих валютную деятельность;
  • выявления степени обоснованности платежных операций, осуществляемых в денежных единицах других государств;
  • контроля адекватности составления учетной и отчетной документации по осуществляемым расчетам в иностранной валюте.

Все участники экономических процессов несут равную юридическую ответственность. Законодательство предусматривает применение следующих мер наказания:

  • взыскание всей прибыли, полученной как физическим, так и юридическим лицом в результате проведения незаконной сделки или иных незаконных действий;
  • при неоднократных незаконных действиях помимо взысканий применяется также штраф, который превышает в пять раз величину совершенной сделки;
  • приостановка действия лицензии или ее отзыв.

Ответственность наступает за следующие действия, а также бездействия любых субъектов национальной экономики:

  • нарушения отчетно-учетной дисциплины;
  • отсутствие реакции на запрос документов;
  • предоставление данных, не соответствующих действительности;
  • несвоевременное предоставление отчетных или запрошенных документов;
  • ведение документов по правилам и формам, не соответствующих государственным требованиям, нормам и стандартам.

Органы и агенты валютного контроля: сходство и отличие

Ст. 22 федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» утверждает, что агентами валютного контроля являются:

  • банки, наделенные соответствующими правами;
  • банки, не имеющие специальных полномочий, которые осуществляют деятельность по обороту ценных бумаг;
  • таможенная служба и все ее территориальные подразделения;
  • налоговая инспекция.

Эта же часть федерального закона определяет, что органами валютного контроля являются:

  • Центробанк Российской Федерации;
  • все органы исполнительной власти, имеющие соответствующие полномочия.

Агенты наделены следующими правами:

  • осуществления проверок деятельности субъектов экономики;
  • контроля деятельности субъектов по учету и отчетности;
  • направления запросов по предоставлению документов и информации.

Органы и агенты валютного контроля могут запрашивать документацию у организаций или физических лиц в достаточно широком информационном диапазоне. К таким документам, предоставляемым в обязательном порядке, могут относиться:

  • удостоверения личности;
  • учетная информация из налоговой инспекции;
  • свидетельства, подтверждающие права на недвижимость;
  • копии договоров, соглашений, контрактов, проектов, результатов торгов и иная документация, сформированная в процессе законной деятельности организации, осуществляющей валютные платежи;
  • документы о получении валютных кредитов;
  • сведения о семейном положении, родственниках и других людях, вовлеченных в процесс валютных операций.

Органы валютного контроля наделены следующими полномочиями:

  1. Формирования законов и иных нормативных актов, призванных регулировать финансовые потоки на внутреннем рынке и между странами.
  2. Осуществления контролирующей деятельности по определению соответствия валютных операций субъекта в специфике его лицензии.
  3. Проведения проверок любых валютных действий как граждан Российской федерации, так иностранцев.
  4. Составления стандартов, определяющих форму и содержание отчетных и учетных документов.

Органы и агенты валютного контроля при выявлении незаконных действий по проведению операций с валютой, передают информацию о нарушениях государственным органам, которые уполномочены применять санкции.

Валютный надзор и управление относятся к основным показателям построения рыночной экономики. Этим занимаются власти страны, а также специальные уполномоченные органы и агенты. Все данные об урегулировании вопросов относительно валюты определены соответствующим нормативным актом – Федеральным законом № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г.

Органы валютного регулирования

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются две инстанции:

  • Правительство РФ;
  • ЦБ РФ (главный банк страны).

Дополнительными органами валютного регулирования в РФ являются службы:

  • финансового контролирования;
  • таможенная;
  • налоговая.

Основным органом валютного регулирования в России является ЦБ.

Агенты валютного контроля

Агентами валютного контроля являются:

  • банки, подчиняющиеся главной финансовой организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • «Внешэкономбанк».

Данные организации ведут непосредственный надзор за перемещением валюты внутри своей деятельности.

Органы и агенты валютного контроля: полномочия и обязательства

Индивидуальной особенностью органа надзора за валютными движениями выступает их возможность утверждать специальные нормативные акты. Информация в них распространяется на всех граждан, находящихся на территории страны.

Органы и агенты валютного контроля могут:

  • Проверять два показателя:
    • соблюдение норм закона относительно движения валюты;
    • правдивость предоставляемой отчетности.
  • Делать запросы у физических и юр. лиц.
  • Требовать документальные данные относительно валютных операций, в том числе по банковским счетам.

Законодательством установлен срок предоставления данных – семь дней с момента поступления запроса.

Органы валютного регулирования в РФ в лице должностных лиц имеют право:

  • Давать рекомендации по исправлению недочётов и нарушений.
  • Использовать наказания.

Агенты валютного контроля могут требовать документацию:

  • паспорт;
  • регистрационное свидетельство ИП;
  • документальное подтверждение статуса юр. лица;
  • свидетельство о постановке на налоговый учёт;
  • регистрирующая документация на недвижимость;
  • бумаги, дающие право совершать движение валюты;
  • документы о брачных отношениях;
  • таможенная документация;
  • бумаги о подтверждении места проживания;
  • иная сопроводительная документация.

Агенты валютного контроля вправе запрашивать только пакет документации, напрямую связанный с передвижением валюты. Она должна быть действительна на день предоставления.

Важно! Уполномоченный банк может отказаться проводить операцию с валютой, если не предоставлен нужный пакет документации либо присутствуют недостоверные данные.

К обязательствам агентов валютного контроля и их должностных лиц относятся:

  • надзор за правильным исполнением норм относительно валюты;
  • предоставление органам валютного контроля полного отчёта о совершаемых валютных перемещениях.

Органы валютного регулирования в РФ и агенты должны сохранять все виды тайн, установленные законом.

Орган власти координирует деяния в области надзора за движением валюты организаций исполнительной власти, а также регулирует их взаимосвязь с главным банком страны.

Определения организаций, контролирующих движение валюты, и их полномочия определены ст. 22 - 23 закона о валютном контроле.