Международный студенческий научный вестник. Прогрессивное налогообложение

Под прогрессивным налогообложением понимают увеличение эффективной ставки налога с ростом налогооблагаемой базы. Прогрессивное налогообложение используется главным образом для налогообложения физических лиц (подоходный налог).

В России первая своеобразная попытка ввести подоходное прогрессивное обложение относится к 1810 г. Когда война с Наполеоном истощила государственный бюджет и вызвала резкое падение курса бумажного рубля, обложены были помещики; обложение начиналось с 500 руб. дохода и прогрессивно повышалось до 10 % чистого дохода. После окончания войны с Наполеоном, когда опасность миновала и военный энтузиазм помещичьего класса остыл, поступления стали быстро сокращаться и в 1820 году налог был отменен.

К началу XX века прогрессивный подоходный налог был введён во многих европейских странах. В Соединённых Штатах Америки прогрессивное налогообложение было введено в 1913 году.

В России подоходный налог (по прусскому образцу) был установлен царским правительством 6 апреля 1916 г. и должен был вступить в силу с 1917 года. Но в планы правительства вмешалась сначала Февральская, а затем и Октябрьская революция, и закон о подоходном налоге фактически не вступил в действие.

Пропорциональный (постоянная, фиксированная ставка налога) - каждый платит одинаковую долю от своих доходов. При ставке налога 10 %, зарабатывающий 20 000 рублей платит 2000 рублей налога, зарабатывающий 40 000 рублей платит 4000 рублей налога. Налогообложение с фиксированной ставкой налога называют пропорциональным налогообложением, так как налог прямопропорционален облагаемому доходу.

Прогрессивный (то есть с возрастающей ставкой налога) - более высокие доходы облагаются более высокой ставкой налога.

Надо заметить, что налогообложение - это не только явление финансово-экономическое, но и политическое, поэтому во взглядах на него всегда находят отражение те или иные классовые интересы. Пропорциональное налогообложение гораздо легче переносится состоятельными классами, так как оно ослабляет налоговый пресс по мере увеличения объекта обложения (налогооблагаемые суммы). Прогрессивное же налогообложение задевает имущие классы гораздо чувствительнее и тем больше, чем сильнее растет прогрессия обложения. Вот почему имущие классы всегда выступают против этого способа обложения и финансисты, которые защищают их интересы, всегда находят доводы против прогрессивного обложения.

До 1990 года для расчёта налоговых ставок в Германии использовались формулы многочлена (полинома).
В 1990 году была введена новая комбинированная модель, которая значительно облегчила расчёт налогов.

В данном случае шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:

Зона 1 (нулевая зона): Доход в этой зоне не облагается налогом.
зона 2 (линейная): Начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.
зона 3 (линейная): Ставка налога в данной зоне растёт так же линейно, как в предыдущей зоне, но не так круто, с 24 % до 42 %.
зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.
зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне тоже постоянна и равна 45 %.

Подоходный налог в США. Налогообложение в США
В США ставки федерального налога на доходы физических лиц (НДФЛ) взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 % и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один (single) субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

Австралия 4 ступени, необлагаемый минимум 18000, Макс ставка при 180000.
19; 32,5; 37; 45 %.

Зачастую рассчет происходит ступенями. То есть берется доход за год из него вычитается необлагаемый сумма, затем берется сумма облагаемая по первой ставке и так далее пока не вычитаем весь, если доход очень большой весь остаток считается по 42-45%.

Из плюсов вижу увеличение налоговых поступлений, освобождение от налогов очень бедных. Опять же если налоги не устраивают можно уехать вести бизнес за границу. Получается в России быть богатым выгодно, но сложно им стать)
Из минусов вижу что от нас уедет Депардье (

Почему правительство упорно не хочет вводить прогрессивную шкалу налогообложения

Пресс-конференция (своего рода отчёт) премьер-министра Дмитрия Медведева перед федеральными телеканалами не отличалась особой новизной сюжета. Да и содержание, если скорректировать некоторые цифры, было весьма близко к тому, что глава правительства говорил год, два и три назад.

Медведевым была озвучена масса поводов для оптимизма. По итогам уходящего года, уверяет премьер, нас ждёт рекордно низкая инфляция — менее 3%. Это самый низкий показатель за всю постсоветскую историю, подчеркнул он.

На фоне озвученных успехов несколько диссонансно прозвучало заявление об одной из самых «кричащих проблем». «Бедность — это, конечно, одна из самых кричащих проблем нашей современной экономики, естественно, что сама бедность является оборотной стороной недоразвитости экономики», —опечалился Медведев, отвечая на вопрос о 12 миллионах работающих бедных граждан в стране.

Казалось бы, один из рецептов устранения или смягчения проблемы бедности, использующийся во многих странах, введение прогрессивного подоходного налога (НДФЛ), который увеличивается в зависимости от степени доходов человека. Однако уже не одно десятилетие правительство России делает туманные намёки на то, что в «данной сфере возможны изменения», но изменения так и не наступают. И бедные, и богатые платят в России одинаково — 13% от своих доходов.

Мало того, плоская шкала налога на доходы физлиц, по мнению главы правительства, оказалась очень удачным решением, способствовавшим выводу доходов граждан из тени. Медведев забыл сказать (а может быть и по незнанию), что громадные суммы, равные нескольким бюджетам страны уходят в офшоры, не подлежащие налогообложению . То есть в ту же самую тень. И это при самых "демократичных" 13-ти процентах!

Вот так одна ложь накладывается на другую, а бедность растет и растет...

Итак, предложение ввести прогрессивный налог на доходы, который применяется во всех развитых странах и был в СССР, упорно отвергается властью России.

Почему налог, который даст триллионы рублей дополнительных доходов в бюджет, встречает такое сопротивление со стороны власти?

Очень важно понять, что дифференцированный налог имеет непосредственное отношение к справедливости в обществе.

Не вдаемся в историю возникновения философского понятия от Платона и Аристотеля до наших дней, не рассматриваем виды справедливости, каждый это может посмотреть в интернете. Нас сейчас интересует только один вид - социальная справедливость в обществе, которая является обязательным условием возможности построения благополучного общества.

Сейчас у нас в России властвует дикая несправедливость. У нас создана система, когда любая молоденькая певица, любой шоумен, чиновник сырьевых отраслей имеет доходы значительно превышающие доходы академиков, создателей космических кораблей, «калибров», любой военной и гражданской техники. Шоу-бизнес - это вообще сплошная тень и наличка, все это периодически на экранах ТВ. В бизнесе то же самое. Когда на Красноярской ГЭС произошла авария, Путин сильно возмущался, что двум увольняющимся заместителям станции должны были выплатить суммы более 10 млн. долларов, по курсу на тот момент. Как так можно, восклицал Путин. И никаких системных выводов! А Сталин бы в течение месяца привел в порядок всю систему - ввел бы сразу тарифную сетку окладов по всей стране и дифференцированный налог с миллионных доходов довел бы до 75%. Оланд и сейчас это предлагал, потому Депардье к нам приехал.

Поэтому народ все чаще обращается к имени Сталина с желанием наведения порядка, справедливости. Для большинства населения это так, каким бы спорным это не казалось. Население сейчас не рассматривает негативные стороны того времени, ему не так важно как будет называться политический строй. Население желает справедливости и эффективных действий сейчас. Имя Сталина стало символом эффективности управления и неотвратимости наказания для преступников. Этого желает население.

Почему же, отвергая дифференцированный налог, власть приводит несостоятельные и несерьезные доводы - не наш путь, уйдут в тень, будут платить в конвертах и др. чушь? Я еще раз напоминаю о том, что несколько бюджетов странф как раз при 13 процентах подоходного налога для богаты, уходит в тень, а именно в безналоговые офшоры! Ведь это означает, что власть не умеет управлять или не хочет. Почему?

Да потому, что:

1. Власть в России не несет никакой ответственности перед народом, поэтому спокойно позволяет себе презирать его. Это все объясняет.

2. Власть в России проводит либеральную экономическую политику, выгодную только олигархам и 10% населения, которые являются ее опорой. На остальное безропотное население ей глубоко наплевать, продолжается «чубайсовщина» - циничное, презрительное отношение к населению.

3. Почти все реформы власти имеют своей целью уменьшение (оптимизацию) расходов на население, перекладывание их на плечи самого населения. Это уничтожение сельского образования и медицины, по сути уничтожения провинции, рост услуг ЖКХ , рост тарифов на энергоресурсы, рост цен на лекарства и продукты и т.д. Власть, похоже, слишком дословно руководствуется выражением - хлеба и зрелищ. Считает, что населению должно хватать денег только на хлеб и зрелища по ТВ (зомбоящику).

По сути, власть сбрасывает с себя все обязанности заботиться о населении, для чего она вообще то и существует.

4. Введение дифференцированного налога ударит, прежде всего, по обладателям высоких и сверхвысоких доходов, т. е. по самой власти и тем на кого она опирается. Поэтому власть уже против.

5. Введение дифференцированного налога заставит перестраивать всю законодательную систему в этой области, вводить совершенно новую систему контроля и ответственности за уход от налогов, за теневые доходы. Придется принимать меры по борьбе с теневой экономикой.

6. Это обязательно потянет за собой потребность в более эффективной и системной борьбе с коррупцией, оффшорами, изменений законодательства и в этой области. А это власти надо? Это же, сколько работы и все себе во вред.

7. Само собой придется перестраивать налоговую систему и налоговое законодательство, резко ужесточая ответственность за уход от уплаты налогов. Ведь налоги надо обязательно и эффективно собирать. Тут можно позаимствовать опыт США и др. Можно Китая и Белоруссии.

К чему ведет отсутствие дифференцированного налога на доходы?

Отсутствие дифференцированного налога ведет к резкому расслоению общества на нищих и очень богатых и уменьшению поступлений в бюджет страны.

Заявления власти - уйдут в тень, будут платить в конвертах, несерьезны. При этом об офшорах тупо молчат!

Это признание власти в своем бессилии или нежелании что-то делать. Введите адекватное наказание, ее неотвратимость и 99,9% уходов в тень прекратится. Действенная мера за уход от уплаты налогов - семья 5 лет невыездная.

Суть здесь в том, что уход от налогов - это опосредованная кража из кармана каждого гражданина. Налоги не попадают в бюджет, нищий бюджет - это нищие пенсионеры, врачи, учителя, военные, культура и т.д. Когда кража из квартиры - это уголовное преступление, а у государства (у каждого из нас) миллионами и миллиардами - как так и надо. Изменить в России что-то может только президент, если не доводить ситуацию до абсурда, как в 90 годы.

Вот такой, казалось бы, простой налог, а сколько требует изменений, сколько в нем заключено силы и смысла для справедливого устройства общества.

Именно поэтому в развитых странах добились высокого уровня жизни населения и спокойствия в обществе, что внедрили справедливые общественные отношения, переняв в 50 и 60-е годы социалистические идеи социальной справедливости. Внедрили у себя принцип Ж.Ж.Руссо - чтобы построить благополучное общество, надо, что бы богатые делились с бедными. В обществе не должно быть слишком богатых и нищих, из богатых вырастают тираны, из нищих - рабы.

Выводы.

1. Нет дифференцированного налога, значит, нет справедливых общественных отношений. Уменьшаются доходы бюджета, увеличивается расслоение общества, нарастает протест. Значит, мы не сможем построить благополучное государство, где население социально защищено.

2. Большой вопрос в профессионализме правительства, что оно вообще способно справиться с решением масштабных практических задач. Это значительно сложнее простого учета расхода природных ресурсов, где и напрягаться не надо, все давно сделано и относительный учет налажен.

И вообще, с виртуальной экономикой - банки, биржи, фьючерсы, иметь дело проще, ответственности никакой и головы другим дурить легче.

Наполеон говорил - чтобы предложение не было принято, его надо высмеять. И наоборот - если надо чтобы приняли, надо высмеять доводы противной стороны. Если наши партийные вожди будут говорить свои предложения тоном доброго дедушки - давайте жить дружно, то от таких предложений будут легко отмахиваться. А если доводы правительства высмеять публично и доказательно выставить как антинародные, это уже другая картина. Иначе говоря, голосуй мозгами, а не другими частями тела. А если не знаешь как, то и не надо этой чепухой заниматься...

Ващенко А.Ю.

ORCID: 0000-0002-4175-2706,

Бакалавр,

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ НА ДОХОДЫ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Аннотация

В данной научной статье обосновывается необходимость введения в РФ прогрессивной шкалы налогов на доходы, построенной на принципе увеличения налоговых ставок в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщиков. При этом уделяется особое внимание причинам внедрения системы прогрессивного налогообложения с точки зрения экономистов. Автор раскрывает сущность прогрессивной шкалы налогообложения и предлагает оценить преимущество и объективную необходимость введения прогрессивной ставки налога в Российской Федерации.

Ключевые слова: прогрессивное налогообложение прогрессивная шкала, пропорциональное налогообложение, дискреционный доход, совокупный доход.

Vashchenko A.Yu.

ORCID: 0000-0002-4175-2706,

Financial University under the Government of the Russian Federation

PROGRESSIVE INCOME TAX: OBJECTIVE NECESSITY

Abstract

The following scientific article justifies the necessity to introduce a progressive scale of income taxes in Russia, built on the principle of increasing tax rates, and depending on the increase in the taxable income of taxpayers. At the same time, special attention is paid to the reasons for introducing progressive taxation system from the point of view of economists. The author discusses the essence of the progressive taxation scale and offers to assess its advantages and realize objective necessity of introducing progressive tax rate in the Russian Federation.

Keywords: progressive taxation, progressive scale, proportional taxation, discretionary income, total income.

Убеждения экспертов, которые отстаивают метод пропорционального или прогрессивного обложения непримиримы. Многие вопросы налогообложения доходов в России оВрассматривались как выдающимися учеными – Г.Л. Марьяхиным, И.Х. Озеровым, Н.И. Тургеневым и другими успешными российскими экспертами. Стоит отметить тот факт, что в государстве споры всегда представлялись существенно политизированными.

В сущности, выбор определенного метода обложения – это осуществление приоритетов населения. Прогрессивное обложение по своему назначению должно противоречить интересам состоятельного населения и отвечать требованиям малоимущих людей. Следовательно, прогрессивное налогообложение – это такая система налогообложения, которая разработана с целью того, чтобы сместить существенную величину налогового бремени на плательщиков налогов, получающих солидные доходы. Из данного определения следует, что чем значительнее прогрессия ставки налога, тем сильнее противодействие обеспеченных людей установке прогрессивного налогообложения в стране. Вопрос о введении прогрессивного налога на доходы является открытым, так как на протяжении всего периода действия плоской шкалы в РФ продолжаются споры многих политиков и экспертов о введении в практику прогрессивной шкалы.

Практические и теоретические проблемы и вопросы эффективности налогообложения довольно детально проанализировали Т.Ю. Ревякина, А.С. Писарева, Т.Г. Амбросьева и иные экономисты. ,

По теории экономистов, основополагающая причина внедрения системы прогрессивного налогообложения заключается в том, чтобы достичь справедливости в российском социуме. , , Относительно теории, налогоплательщики, которые имеют малый уровень дохода, имеют право уплачивать меньшую сумму налоговых платежей, чем те, кто получает больший доход. Домохозяйство, уплачивая налог, должно отказаться от эквивалентного количества расходов на услуги и товары. Для высокодоходного домохозяйства данные вероятные затраты смогли бы включать, например, второй дом, дорогостоящий автомобиль или покупку облигаций. Л.В. Костылева в статье отметила необходимость введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц.

По мнению экспертов в области экономики существует суждение, что прогрессивная шкала налогообложения располагает обратной стороной медали. Под этим подразумевается предположение, что крупные компании способны найти способы уклонения от уплаты налогов. Проблемная ситуация сбора налогов может впоследствии обнаруживаться в виде выплаты «серой» оплаты труда в конвертах.

Стоит отметить тот факт, что в декабре 2011 года в Министерстве финансов РФ было заявлено, что перехода на прогрессивную шкалу не планируется. Данную точку зрения аргументировали тем, что успешно действует на практике система стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов для граждан.

В современном государстве наиболее серьезная угроза возникает у среднего класса граждан, которые оказывают существенное влияние на экономический рост, а также воздействуют на инвестиционный климат в стране. Проблема внедрения прогрессивного налогообложения была центральной в процессе Санкт-Петербургского международного экономического форума, который проходил в июне 2013 года, во время которого Первый заместитель председателя Правительства РФ Шувалов Игорь Иванович высказал, что было бы логично реализовать этот шаг с 2018 года.

Актуальность данное исследование получает в ситуации, связанной с необходимостью обеспечения увеличения результативности исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Также этот анализ приобретает актуальность в процессе рассмотрения допустимых путей повышения доходов бюджетов бюджетной системы России. ,

Необходимо отметить тот факт, что налогообложение – это явление не только финансово-экономическое, а также политическое, по этой причине, те или иные интересы классов населения всегда находят на данное явление отражение во взглядах граждан. Пропорциональное налогообложение значительно легче переносится более состоятельными классами, потому что оно смягчает налоговый пресс по мере повышения объекта обложения, т.е. налогооблагаемые суммы. В свою очередь, прогрессивное налогообложение затрагивает состоятельные классы гораздо чувствительнее в зависимости от роста прогрессии обложения. Поэтому слой населения с высокими доходами систематически выступают против такого способа налогообложения, а также финансисты, защищающие их интересы, всегда находят аргументы против прогрессивного обложения.

В современном государстве выбор налогообложения с прогрессивной шкалой основано на определении дискреционного дохода в большей степени. Под этим определением понимается доход, который используется по личному усмотрению. В теории, дискреционный доход является разницей между совокупным доходом и тем доходом, который идет в расход на удовлетворение первоочередных нужд. Важно добавить, что именно дискреционный, а не совокупный доход обусловливает действительную платежеспособность конкретного налогоплательщика. Эксперты полагают, что с ростом доходов существенно снижается доля жизненно необходимых затрат, например, на продукты питания и иных товаров первой необходимости. В данной ситуации преобладает доля дискреционного дохода налогоплательщика. Разумеется, что при пропорциональном налогообложении совокупного дохода плательщик, который является малоимущим, несет более тяжелую налоговую нагрузку, по сравнению с состоятельным лицом. Это можно объяснить тем, что доля свободного дохода у малоимущего лица меньше, а доля налога, выплачиваемая за счет свободного дохода, выше.

Стоит привести экономические доводы в поддержку введения прогрессивной системы налогообложения. В процессе роста уровня дохода, величина потребления начитает проявлять тенденцию к уменьшению. Домохозяйство, имеющее низкий доход, было бы расположено стремительно расходовать все существующее количество денежных средств на нужные услуги и товары. Данная ситуация могла привести к увеличению денежных средств в экономике страны. Денежные средства, которые домашнее хозяйство с высоким доходом экономит либо инвестирует, не приводят к подъёму уровня спроса на товары и услуги. Стоит отметить, что по этому основанию обсуждается, то что экономическое потребление способно стимулироваться, понижая налоговое бремя (налоговую нагрузку) на граждан с существенно низкими доходами, увеличивая данное бремя на налогоплательщиков с более высокими доходами.

Однако можно утверждать, что государство работает над тем, чтобы не обделять финансово-обеспеченную часть населения, в том случае, если решение ввести прогрессивную шкалу налогообложения будет принято. Кроме того, соответствующий законопроект в России планирует вноситься Правительством РФ. Только в таком случае законопроект приобретет существенные шансы на принятие.

Шкалой налогообложения обозначают принципиальную позицию власти государства. В условиях современной экономики, не велика вероятность для распределения дохода обеспеченных слоев населения в пользу малоимущих. Основываясь на вышеизложенном, введение социально справедливого прогрессивного налога на доходы физических лиц с освобождением от уплаты налога граждан с заработной платой, равной либо незначительно выше МРОТ будет являться оптимальным вариантом.

В заключении следует добавить, что в государстве, где налоги являются той стоимостью, которую население уплачивает за развитое и цивилизованное общество, то прогрессивность налогов в основном определяет, как эта стоимость приносит существенные изменения в данном обществе.

Список литературы / References

  1. Сергиенко Н.С, Игудин А.Г., Повышение эффективности казначейского исполнения бюджетов // Финансы. № 12. C. 22–24.
  2. Савельев А.А. Пути повышения доходной базы местных бюджетов // Аудит и финансовый анализ. №1. C. 236–240.
  3. Горлова О.С. Бюджетная политика РФ в области доходов бюджетов: совершенствование механизма реализации // Экономика и предпринимательство. №10-2. C. 431–435.
  4. Писарева А.С. Социально-экономическая эффективность налогового планирования и налогообложения // Экономические и гуманитарные науки. №9. C. 118–122.
  5. Ревякина Т.Ю. Достаточность и эффективность налогообложения как критерии стабильности развития налогового потенциала региона // Проблемы современной экономики. №6. C. 55–61.
  6. Костылева Л.B. Налогообложение как механизм регулирования неравенства населения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. № 3. C. 66–77.
  7. Багаутдинова И.B., Шалина O.И., Токарева Г.Ф. К вопросу о социальной справедливости, прогрессивной шкале налогообложения и институциональных «ловушках» // Налоги и финансовое право. №8. C. 134–143.
  8. Пансков B.Г. Принцип справедливости в налогообложении: вопросы теории и практики // Финансы. №2. C. 26–30.
  9. Нигматулина Э.Ф. Принцип социальной справедливости в экономике и налогообложении // Инновационное развитие экономики. №1. C. 36–41.
  10. Еременко E.А. Сущность принципа справедливости в налогообложении // Налоги и налогообложение. №9. C. 676–688.

Список литературы на английском языке / References in English

  1. Sergienko N.S., Igudin A.G. Povysheniye effektivnosti kaznacheyskogo ispolneniya biudzhetov // Finansy . 2007. No.12. P. 22-24.
  2. Saveliev A.A. Puti povysheniya dokhodnoy bazy mestnykh budzhetov // Audit i finansoviy analiz . 2016. No.1. P. 236-240.
  3. Gorlova O.S. Budzhtnaya politika RF v oblasti dokhodov budzhetov: sovershenstvovniye mekhanizma realizatsii // Ekonomika i predprinimatelstvo . 2015. No. 10-2. P. 431-435.
  4. Pisareva A.S. Sotsialno-ekonomicheskaya effektivnost nalogovogo planirovaniya i nalogooblozheniya // Ekonomicheskiye i gumanitarniye nauki . 2010. No. 9. P. 118-122.
  5. Revyakina T.Yu. Dostatochnost i effektivnost nalogooblozheniya kak kriterii stabilnosti nalogovogo potentsiala regiona // Problemy sovremennoy ekonomiki . 2012. No. 6. P. 55-61.
  6. Kostyleva L.B. Nalogooblozheniye kak mekhanizm regulirovaniya neravenstva naseleniya // Ekonomicheskiye i sotsialniye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz . 2011. No. 3. P. 66-77.
  7. Bagautdinova I.B., Shalina O.I., Tokareva G.F. K voprosu o sotsialnoy spravedlivosti, progressivnoy shkale nalogogoblozheniya i institutsionnykh «lovushkakh» // Nalogi i finansovoye pravo 2015. No. 8. P. 134-143.
  8. Panskov V.G. Printsip spravedlivosti v nalogooblozhenii: voprosy teorii i praktiki // Finansy 2015. No. 2. P. 26-30.
  9. Nigmatulina E.F. Printsip sotsialnoy spravedlivosti v ekonomike i nalogooblozheniya // Innovatsionnoye razvitiye ekonomiki 2015. No.1. P. 36-41.
  10. Eremenko E.A. Sushchnost printsypa spravedlivosti v nalogooblozhenii // Nalogi i nalogooblozheniye . 2013. No.9. P. 676-688.

Пожалуй, нет ни одного человека в нашей стране, чьи проблемы не могла бы решить настоящая инициатива в значительной мере. И при этом не важно, что вам в действительности необходимо и нужно сейчас: новая машина, квартира, отдохнуть в райском уголке на берегу моря или всего лишь улучшить и разнообразить свой рацион питания. Или, может быть, вы подумали о своём здоровье (или своих близких), которое могло бы быть в полном порядке, будь эта инициатива реализована. Ведь в этом случае российская медицина ничем не уступала бы уровню передовых европейских стран, Израиля, США, Японии. Возможно, вас беспокоит стоимость услуг ЖКХ? Благодаря этой инициативе, качество коммунального обслуживания улучшилось бы в разы, а оплата счетов для вашего бюджета была бы незаметна. Доступ к образованию был бы открыт всем и каждому, и вы или ваш ребёнок не задумывались бы над вопросом, где взять деньги на оплату учёбы.

И даже если бы вы оказались в сложной ситуации и без работы в какой-то момент – вас бы не бросили на произвол судьбы. Так как государство смогло бы позаботиться о каждом своём гражданине без исключения, как это и должно быть в справедливом социальном обществе. В котором, в том числе, недопустимо увеличение пенсионного возраста (ввиду нехватки денежных средств и т.п).

Суть реформы заключается во ведении прогрессивной шкалы налогов на сверхдоходы, обеспечивающей справедливое перераспределение денежных средств в стране. Если кому-то покажется, что эта инициатива направлена против состоятельных людей, а также призывает к всеобщей уравниловке бедных и богатых, то это будет самой большой ошибкой. Поскольку прогрессивное налогообложение в равной мере защищает права всех, в том числе и самых богатых людей России, поскольку они, отчисляя существенный процент налогов с дохода от своей эффективной экономической деятельности, гарантируют себе и своим потомкам стабильное будущее в экономически и политически сильном государстве. То есть, прогрессивное налогообложение делает богатство не предметом зависти или осуждения, а залогом гражданской ответственности перед государством и обществом, поводом для уважения и признания.

Помимо вышеперечисленных достоинств (и целей, которых придерживаются авторы инициативы и те, кто её поддерживает), данное предложение наносит удар и по коррупции. Дача взятки становится просто невыгодной, поскольку, чтобы подкупить кого-то за 100 млн. руб., нужно предварительно заплатить в бюджет с этого дохода ещё 100 млн. (при ставке налога 50%). Инициатива создана и для борьбы с инфляцией, которая ведёт к постоянному удорожанию продуктов питания. Судите сами – основной причиной инфляции является переизбыток денег. У одних – их еле-еле хватает, а другие не знают, куда их деть. Чтобы остановить разрушающую экономику инфляцию – нужно всем чуть-чуть экономить свои финансы.

Решение проблемы

На понимание необходимости реализации предлагаемых нововведений нам понадобилось более 10 лет. Поскольку 99% всех иных реализуемых законопроектов, нововведений, социальных инициатив и даже протестов (в т.ч. митингов) направлены на решение узких и текущих проблем и вопросов, не меняющих к лучшему общее положение дел в нашей стране.

Мы, нижеподписавшиеся и/или направившие данную инициативу граждане, просим депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, Президента РФ, Правительство РФ и подконтрольные им органы разработать и ввести в действие прогрессивную систему налогообложения в Российской Федерации, принять соответствующие нормативные правовые акты (законы, подзаконные акты), в соответствии со следующими принципами:

Ожидаемый результат

1. Разница доходов 10% самого богатого населения и 10% самого бедного населения страны не должна быть более, чем в 10 раз. В СССР разница таких доходов была всего примерно в 4 раза, но обеспеченные слои населения компенсировали «дефицит неравенства» за счёт бесплатного привилегированного доступа к жилью, медицине и т.п. В современной России такая разность достигает более, чем в 15-17 раз.

2. Общие принципы налогообложения.

1) Применение прогрессивной шкалы налогообложения подлежит в отношении доходов от предпринимательской, экономической и т.п. деятельности, заработной платы, иного систематического дохода физических и юридических лиц. Прогрессивное налогообложение также подлежит применению в отношении выигрышей в казино, лотереи, в отношении вывода любых сумм денежных средств за пределы Российской Федерации на любые цели (в целях противодействия отмыванию, легализации, уклонения от налогообложения и/или вывода в оффшоры доходов).

2) При реализации (отчуждении) движимого и недвижимого имущества налоговая ставка должна составлять 10-15% и 0% (если имущество находилось в собственности более 3-5 лет).

3) У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по прогрессивной шкале облагаются только доходы за вычетом расходов (необходимых издержек на производство и ведение бизнеса).

4) Прогрессивная шкала налогообложения:

а) доход до 150.000 руб./год (12 500 р./мес.) – не подлежит налогообложению (ставка 0%);

б) доход от 150.000 до 650.000 руб./год (500 000 р./год или 41 666 руб./мес.) – налог 10 %

в) доход от 650.000 до 5.150.000 руб./год (4 500 000 р./год или 375 000 руб./мес.) – налог 25%

г) доход от 5.150.000 руб. и более в год – налог 50%

д) на доходы свыше 50-100 млн. руб. в год возможно введение процентной ставки выше 50%

5) Образец расчёта налога.

То есть, при доходе в 15.000.000 руб. в год нужно уплатить:

а) с дохода в 15.000.000 руб. – 5.150.000р. = 9 850 000 руб. по ставке 50% (налог 4.925.000 руб.)

б) 5.150.000 руб. – 650.000 руб. = 4.500.000 руб. по ставке 25% (налог 1.125.000 руб. – максимальный размер);

в) 650.000 руб. – 150.000 руб. = 500.000 руб. по ставке 10% (налог 50.000 руб. – максимальный размер);

г) 150.000 руб. не подлежит налогообложению.

Прогрессивный налог на доходы – это система, полностью реформирующая налогообложение РФ, нацеленная на уравнение социального расслоения населения.

С ее введением, налоги будут исчисляться согласно получаемому доходу физического лица.

Но данный вид налогообложения имеет не только преимущества, но и определенные недостатки, которые ставят его в ряд не самых эффективных методов наложения .

Что такое прогрессивный налог?

Прогрессивное налогообложение – это система, расчет которой основан на пропорциональном методе.

Она предусматривает увеличение средней ставки соразмерно с повышением дохода физического лица за отчетный период, и уменьшение расчетной ставки в связи со снижением общегодовой прибыли.

Такого типа предполагает разрядное разделение общей базы налогов. Каждый разряд имеет определенную ставку, выраженную в процентах.

Внутриразрядное обложение предусматривает сохранение пропорциональной ставки. При увеличении или снижении прибыли, происходит скачкообразный переход к следующему разряду с другим процентным исчислением с учетом регрессии.

Данный вид налогообразования используется в большинстве развитых стран. Однако, есть страны, базирующие на пассивном методе, с расчетом, основанном на фиксированной ставке.

Россия в данном случае, не исключение. В РФ применяется единая (плоская) шкала налогообложения, где фиксированная ставка, например, составляет 13% и распространяется на всех резидентов нашей страны, независимо от количества общегодовой прибыли, статуса плательщиков и источников получения дохода.

Первыми, прогрессивные и регрессивные налоги применили в Великобритании. На тот момент, минимальная ставка налога составляла 2 пенса, которая замещалась после превышения прибыли.

В России, в 1810 году, также пытались ввести данное налогообложение, что привело к резкому падению рубля и затяжному экономическому кризису. Уже в 1820 году данную систему отменили.

Виды

Прогрессивная шкала налогов предусматривает несколько путей обложения. В зависимости от принципа пополнения налоговой базы, различают следующие виды прогрессивных налогов:

  • Одноступенчатый. Особенность данного вида в том, что он имеет необлагаемый минимум и всего один, но достаточно высокий, размер фиксированной ставки. Увеличение общего капитала, поступаемого в бюджет страны возможно, только при повышении общего дохода физического лица.

  • Многоступенчатый. При использовании этого вида, получаемый доход делится на определенные ступени (части) имеющие четкие границы. Каждой ступени присваивается своя ставка налога. В этом случае может быть использована система, включающая от двух до 18 ступеней. Особенность этого вида заключается в том, что при переходе на следующую ступень облагается только часть прибыли, превышающая максимальный предел предыдущего разряда.

  • Линейный. Предусматривает постепенное увеличение коэффициента обложения, благодаря равномерному росту основной ставки. Отличается высокой эффективностью и сложностью внедрения.
  • Комбинированный. В данном случае, получаемый доход делится на несколько категорий, каждой из которых соответствует максимальное и минимальное значение прибыли, и присваивается один из видов системы, перечисленных выше.

Каждый из видов обложения нашел применение в какой-либо стране. Одни из них показали высокую эффективность в одних странах и нерациональность в других.

Прогрессивный налог в РФ

В выдвинутом не так давно законопроекте, были рассмотрены особенности развития и внедрения прогрессивной шкалы налогообложения в зависимости от дохода, полученного физическим лицом за отчетный период.

На основании этого документа, общая база прибыли делится на несколько категорий, каждой из которых присваивается своя определенная ставка налога. При переходе с одной категории на другую, обложению подлежит лишь разница дохода, превышающая максимальное значение от предыдущей категории.

В данном случае, расчет будет производиться следующим образом:

  1. для категории лиц, с годовым до 60 тыс. рублей оплачивают 5% подоходного налога. По предварительным данным, около 13% населения подходит под параметры этой категории и поступление в казну государства от них составит не менее 24 млрд руб.;
  2. для категории 60–600 тыс. руб. ставка находится в пределах 15%. Планируемый доход государства от этого – 90 млрд руб.;
  3. 600 тыс.–3 млн руб. будет облагаться по ставке 25% и принесет бюджету 60 млрд;
  4. 3–12 млн руб. соответствует ставке 35%. В казну от этого поступят около 85 млрд руб.;
  5. для лиц, доход которых превышает 12 млн, обложение будет производиться под самую высокую ставку 45%, что дополнит бюджет страны на 65 млрд руб.

Как прогрессивная шкала налогообложения урегулирована законодательством РФ в 2016 году?

Несмотря на предполагаемый высокий доход от прогрессивной системы, ставки на подоходный налог не изменятся.

Она была отклонена, и в настоящее время, правительство не предполагает вводить данную шкалу, как минимум несколько лет. Расчет налога на доход физических лиц будет производиться с фиксированной ставкой в размере 13%.

Он до сих пор считается оптимально функциональным для экономического развития нашей страны.

Кроме того, отклонение предложения было обосновано большой затратностью, внедрения системы, потери больших ресурсов, замещение которых невозможно поступлением средств с прогрессивной системой.

Плюсы и минусы системы

Возможность введения прогрессивного способа формирования налоговой базы может привести как к положительным, так и негативным результатам.

Преимущества системы:

  • эффективное пополнение бюджета страны, способного покрыть ее дефицит. Но практика показывает, что в случае отдельных стран это не подтверждается;
  • стабилизация бюджета регионов;
  • уменьшение социального расслоения.

Недостатки прогрессивной шкалы:

  • региональная стабилизация возможна лишь на уровне крупных городов, так как налогообложение производится, основываясь на месте трудоустройства и зарплат, к пример, а не жительства;
  • увеличиваются расходы на административные издержки, так как граждане будут вынуждены отчитываться о доходах самостоятельно;
  • проблемы социального характера: увеличение риска безработицы, снижение трудового стимулирования и вложения инвестиций.

Перспектива развития прогрессивного налогообложения в РФ

Правительство России отказалось от внедрения данной системы, предпочитая работать с единой ставкой для всей прибыли. Но, было озвучено, что отказ лишь временный – через несколько лет возможность внедрения прогрессивной шкалы будет рассмотрена, но уже с откорректированными ставками.

Уже на данный момент действующая программа налогообразования показывает свою неэффективность. Прогнозы будущего активного роста бюджетных расходов, скорее всего, приведет именно к необходимости использования прогрессивного налогообложения.

Прогрессивный налог. Право голоса