Система внешнеторговых операций и внешнеторговая политика россии. В чем заключается значение внешней торговли для развития национальной экономики


Книга является одним из первых в России научных исследований, посвященных комплексному анализу экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - важном центре мировых интеграционных процессов. Рассмотрены цели, направления и достигнутые результаты торговой и инвестиционной либерализации в таких известных группировках, как Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН-АФТА), Зона свободной торговли между Австралией и Новой Зеландией (АНЗСЕРТА), Форум Тихоокеанских островов. Автор раскрывает сущность фактической интеграции, нашедшей проявление в зонах (треугольниках) экономического роста, в том числе в районе бассейна реки Туманная на российском Дальнем Востоке. Особое внимание уделено деятельности Форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" и проблеме формирования зоны свободной торговли товарами, услугами и движения капитала, что представляет существенный интерес с учетом членства Российской Федерации в АТЭС. Подробно исследуются новейшие интеграционные...

В учебнике рассматривается одна из важнейших форм международных экономических отношений - международная торговля товарами и услугами в различных ее аспектах: теория, географическая и товарная структура, внешнеторговая и международная торговая политика, организация внешнеторговых операций. Предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Мировая экономика».

В монографии английского историка д-ра Стюарта Р.Томпстона исследованы система организации и инфраструктура российской внешней торговли в XIX - начале XX в. Автором проанализированы такие ключевые проблемы, как источники финансирования товарообмена, эволюция торгового предпринимательства в контексте экономической политики правительства Российской империи, место России и русских в международной торговле. Несомненный интерес представляют очерки по истории ведущих внешнеторговых фирм России. Книга написана с привлечением новых документов из архивов банкирских домов Великобритании. Эти материалы не только предоставляют в распоряжение историков множество ранее неизвестных данных об активности предпринимателей в сфере российской внешней торговли, но и позволяют верифицировать имеющиеся в литературе суждения о природе русского делового мира. Книга рассчитана на исследователей экономической истории.

В учебном пособии изложены основные теории международной торговли, показаны тенденции ее развития в конце XX - начале XXI вв. На основе обобщения статистических данных, исследований и публикаций в учебных и периодических изданиях дана характеристика позиций России на мировых рынках товаров, услуг, технологий. Издание предназначено для студентов, обучающихся по специальности "Мировая экономика", а также для студентов всех экономических специальностей, изучающих учебную дисциплину "Мировая экономика". Представляет интерес для преподавателей экономических дисциплин, аспирантов и широкого круга читателей.

Чтобы стать грамотным инвестором, вооруженным индивидуальными и институциональными знаниями, необходимо четко представлять себе главные особенности каждого финансового инструмента, связанные с ними риски и рынки, на которых они обращаются. Справочник, который вы держите в руках, содержит самое полное описание финансовых инструментов. К его написанию привлечены известнейшие эксперты, обладающие ключевыми знаниями, необходимыми для правильного выбора и эффективного использования абсолютно всех существующих сегодня на рынке финансовых инструментов.

Исследование посвящено ведущим тенденциям и основным итогам экономической интеграции в ЗП. Проанализированы результаты и перспективы интеграции в основных торгово-экономических объединениях на континенте: НАФТА, Меркосур, Андском сообществе, ЦАОР, КАРИКОМ. В Части 2 рассматривается состояние торговли России со странами ЗП, а также возможные неблагоприятные последствия образования АЛКА для российских экспортеров. Определены, в частности, следующие меры противодействия негативным явлениям в торговле РФ со странами Америки: облагораживание российского экспорта, вступление России в ВТО, обновление и совершенствование договорно-правовой базы экономического сотрудничества, вступление России в МАБР, сотрудничество с Андской корпорацией развития, изучение внешних рынков и выявление наиболее перспективных товарных групп для российских экспортеров, создание смешанных предприятий в странах ЗП, использование свободных экономических зон и др. Работа содержит обширное статистическое...

Самое полное исследование применения различных ограничений в международной торговле в XIX - первой трети XX вв. Показано, как к середине XIX в. в Западной Европе в результате заключения системы двусторонних договоров, содержавших оговорку о праве наибольшего благоприятствования, сложился режим свободной торговли; проанализированы причины, по которым, начиная с 70-х гг. XIX вв., постепенно вновь восторжествовала протекционистская идеология, вылившаяся в агрессивный протекционизм начала XX в., логическим исходом которого стала Первая мировая война. Книга адресована экономистам, историкам, политологам и будет интересна широкому кругу читателей.

Работа адресована экономистам-международникам, специалистам в области сырьевой проблематики и торговой политики, преподавателям и студентам экономических вузов и факультетов, а также всем тем, кто интересуется вопросами международной торговли сырьевыми товарами.

Правила Инкотермс определяют обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров. Это официальные правила для определения того, как расходы и риски распределяются между сторонами по договору. Термины Инкотермс регулярно включаются в текст договоров купли-продажи и стали частью повседневной торговой практики. Инкотермс 2010 содержат правила ICC по использованию 11 торговых терминов Инкотермс. Новая редакция правил учитывает последние изменения в коммерческой практике, а также обновляет и обобщает некоторые из правил предыдущей редакции. Во всех договорах купли-продажи должна делаться ссылка на правила Инкотермс 2010, как на последнюю версию Инкотермс. ICC занимается составлением и выпуском правил Инкотермс уже более 70 лет, обеспечивая импортеров, экспортеров, юристов, перевозчиков, страховые компании и студентов по всему миру правилами, отражающими актуальную практику в сфере торговли.

Эта книга написана создателем производственной системы Тойоты. Тайити Оно рассказывает о тридцатилетней истории создания японского метода производства - производственной системы, позволившей компании Toyota занять лидирующие позиции не только в Японии, но и по всему миру. Зародившись в автомобильной промышленности в условиях крайне неблагоприятной рыночной ситуации, сегодня производственная система Тойоты широко применяется и во многих других производственных отраслях. Уникальный стиль изложения основных принципов и философии производственной системы Тойоты, присущий первоисточнику, делает книгу интересной руководителям всех уровней, студентам бизнес-школ и экономических вузов, а также широкому кругу читателей.

Значение внешней торговли для современной экономики России

Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.

Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.

В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Таким образом, внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.

Главной целью развития внешнеэкономических связей (ВЭС) является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат пошлины, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для раз-витых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Одной из традиционных форм участия нашей страны в систе­ме международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потен­циальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой по­литики, использования тарифных и нетарифных методов регули­рования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизо­ванной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический ком­плекс страны, развитие внешней торговли и других форм внеш­неэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, фор­мирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 19992000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической по­литике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безогляд­ной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «лю­бой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отече­ственного производителя.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были ха­рактерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 5070-е гг. экономики Индии и Бра­зилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустри­альных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти мо­дели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значитель­ным научно-техническим, производственным, кадровым и интел­лектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой оте­чественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энерге­тическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторго­вой политике обеспечение равноправного, недискриминаци­онного участия России в международной торговле. На этом на­правлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

Охарактеризуем динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России в 90-е годы.

В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзны­ми республиками не рассматривались как внешнеторговая дея­тельность, а товары российского производства, поступая на ми­ровой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося эко­номического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начи­нает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.

1991 г. последний год существования СССР охарактеризо­вался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важ­ных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвер­тируемую валюту и последующий роспуск этой организации, фун­кционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).

С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом миро­вой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в дол­ларах США по текущему курсу.

Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осущест­вляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируе­мых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).

С 1992 по 1997 гг. наблюдался непрерывный рост внешнеторго­вого оборота (с 96,6 до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997 1998 гг. цен на нефть главный экспортный товар России привел к резкому спаду внешнеторгового оборо­та, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 19992003 гг., когда цены на этот товар существенно возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого 60,6 млрд. долл. был достигнут в 2000 г.).

Таблица 1. Динамика внешней торговли России (млрд. долл.)*

С учетом неорганизованной торговли.

Несмотря на колебания объемов импорта и экспорта, с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, до­стигшее максимальной величины в 2000 г. В условиях высокой внеш­ней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, и неопределенности в отношениях с международными финансовы­ми центрами положительное сальдо внешней торговли способству­ет накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведе­нию Россией более самостоятельной экономической политики.

С 1992 г. в географической структуре внешней торговли России произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг.

Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны члены СЭВ и другие социалистические страны, доля которых пре­вышала 60 %. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в СКВ уже с 1990 г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран Восточной Европы (бывшие чле­ны СЭВ) на западные рынки с их более качественными товарами. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60 %, ас некоторыми государствами еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внеш­неэкономических партнеров СССР Польша, Чехословакия и Бол­гария отступили на второй план.

Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991 г. за­няли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3 %. Сокращение торгового оборота с этой группой стран тоже произошло, но оно не было столь об­вальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Герма­ния заняла первое место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.

В статистике внешней торговли России выделяются два круп­ных политико-географических сектора: страны СНГ, «ближнее за­рубежье», и страны вне СНГ, или «дальнее зарубежье». Выделе­ние этих двух секторов связано с рядом различий в регулирова­нии, системе расчетов и ценообразовании.

Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой. Так, в 2001 г. удель­ный вес 15-ти государств ЕС в обороте внешней торговли России составил более 37 %. Если к этому показателю прибавить другие индустриальные страны (США, Канаду, Японию и т.д.), то доля индустриальных государств превысит 50 %. Если же прибавить к ним 10 новых стран-членов ЕС (вступивших в ЕС в мае 2004 г.), то кар­тина изменится еще более существенным образом. В географиче­ской структуре внешней торговли РФ продолжается действие тен­денции, наметившейся еще в конце 80-х годов.

Страны СНГ занимают устойчивое второе место среди внеш­неторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24 25 %) был достигнут в 1993 1994 гг., а к 2002 г. он сокра­тился в российском экспорте до 14,8 %, а в российском импор­те до 22,2.%.

Третью группу внешнеторговых партнеров России составляют государства Центральной и Восточной Европы бывшие члены СЭВ. Их удельный вес составляет 12 13% и имеет тенденцию к снижению. Важнейшие партнеры России в этой группе Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

В целом сохранялась тенденция сокращения в российской внеш­ней торговле удельного веса развивающихся стран. Главные парт­неры здесь Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Еги­пет, Бразилия. До минимума сократилась торговля с такими стра­нами (бывшими членами СЭВ), как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.

Один из крупнейших торговых партнеров России Китай. Если во второй половине 90-х гг. оборот российско-китайской тор­говли сокращался, несмотря на важные политические и эконо­мические договоренности на высшем уровне, то в 2000 2002 гг. он существенно возрос и доля Китая в российском экспорте в 2002 г. составила 6,4 %, а в российском импорте 5,2 %.

Основными внешнеторговыми партнерами России в 2002 г. были: Германия 7,6 % российского экспорта; Италия 7,0; Нидер­ланды 6,8; Китай 6,4; Украина 5,5 % (всего на первые пять стран приходилась 1/3 часть российского экспорта); далее Бело­руссия 5,5%; Швейцария 5,1; США 3,7; Великобрита­ния 3,5; Польша 3,5 % (всего на десять первых стран прихо­дилось более 1/2 части российского экспорта).

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рын­ке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке Рос­сии. Однако сложившаяся к началу XXIв. товарная структура внеш­ней торговли не соответствует экономическому, интеллектуаль­ному, промышленному и агроклиматическому потенциалам Рос­сии. Она является следствием экономического кризиса и спада производства, с одной стороны, неконкурентоспособности мно­гих российских производств и неудач в структурной трансформа­ции народного хозяйства с другой. Многие особенности товар­ной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд проблем возник уже в 90-е гг.

В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господ­ствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные про­дукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты (табл. 4.2). Удель­ный вес этой группы традиционно превышает 40 %, а его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся при­мерно на одном уровне (132 млн. т нефти в 2000 г.).

Таблица 2. Товарная структура импорта и экспорта России в 2000 т., % к итогу*

* Источник: Россия в цифрах. М., 2001. С. 357.

В экспорте России 2-е место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, в пер­вую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинго­вая компания, угрожающая российским поставщикам запрети­тельно высокими импортными пошлинами.

По сравнению с советским периодом значительно возрос экс­порт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. Рос­сия один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмаз­ным монополистом фирмой «Де Бирс» эта корпорация обяза­лась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.

Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» за­нимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направ­ляется в страны СНГ. Именно здесь - самое слабое место в струк­туре российского экспорта, отражающее как неконкурентоспо­собность российского машиностроения, так и недостатки госу­дарственной промышленной политики и «пороки» конверсии во­енно-промышленного комплекса.

В СССР доля машинотехнической продукции в экспорте была более чем в 3 раза выше. Но не следует забывать, что на рынки стран Западной Европы, США и Японии советская техника до 1992 г. почти не поступала. В настоящее время рынки стран Центральной и Восточ­ной Европы для российского машиностроения практически потеря­ны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. То же самое относится и к тор­говле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2,03,5 млрд. долл. Однако с начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники уже третье место после США и Великобритании. В 2003 г. поставки вооружений и военной техники из России превы­сили 5 млрд. долл. Значительное место в машинотехническом экс­порте России занимают изделия электротехнической промышлен­ности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.

В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калий­ные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опас­ность антидемпинговых санкций в отношении товаров с более высокой степенью обработки.

На 1-м месте по ввозу находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (3136 %), высокий удель­ный вес которой характерен для импорта развитых стран; он был примерно таким же и в советский период. Однако товарная струк­тура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились легковые ав­томобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышлен­ности России оказались неконкурентоспособными и, за исключе­нием автомобилестроения, сократили до минимума свое произ­водство, не приспособившись к условиям открытой экономики.

Примерно такое же положение сложилось с ввозом товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сы­рье» (2-е место, 22 25 %). Удельный вес этой группы примерно соответствует советскому периоду. В 80-е гг. главной статьей ввоза было зерно (максимально до 42 млн. т в год). В 90-е гг. централизо-ванные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продоволъственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алко­гольные и безалкогольные напитки, кондитерские и табачные изделия.

Финансовый кризис августа 1998 г. в сочетании с «потреби­тельским патриотизмом» привел к определенному вытеснению им­портной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных ин­вестиций. Это касается, в первую очередь, молочной, масложи-ровой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленно­сти, производства соков, безалкогольных напитков и т. д., неред­ко под привычными российскими марками. Тем не менее агропро­мышленный комплекс (АПК) России остается нереформирован­ным, восстановление многих отраслей животноводства требует дли­тельного времени и больших инвестиций, чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обес­печения продовольственной безопасности недостаточны.

Группа «Продукция химической промышленности» занима­ет 3-е место в российском импорте (1418 %). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества това­ров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, фармацевтических изделий. Указанные товары большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. И для этой группы, особенно товаров бытовой химии, характерно импортозамещение на базе прямых иностранных инвестиций и им­порта технологий.

Следует заметить, что основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны.

Хотя в мае 2002 г. Министерство торговли США и Комиссии ЕС предоставили России статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ог­раничений в отношении российского экспорта готовой продук­ции, завершения переговоров о вступлении во Всемирную торго­вую организацию.

Диверсификация российского экспорта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью обработки будет связано с рест­руктуризацией промышленности и развитием ее конкурентоспо­собности на мировом рынке производств.

Рассмотрим формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России. Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно даже предшествовало радикальным реформам начала 90-х гг. и проводи­лось более решительно и последовательно. Рыночные отноше­ния стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь, с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, т.е. исключительное право го­сударства на осуществление внешнеэкономической деятельности но всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. Начало было положено расширением прав государствен­ных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональ­ные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной про­дукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы соб­ственности.

Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится само­стоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосред­ственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следую­щим образом:

Обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;

· защита внутреннего рынка и отечественного производителя в
процессе осуществления внешнеторговых связей;

· заключение международных договоров в области внешних экономических связей и участие в деятельности международных эко­номических организаций с целью создания наиболее благоприят­ных условий для экономического развития страны.

В 90-е гг. постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внеш­неторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Уста­новлен приоритет экономических методов регулирования внеш­ней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

Важнейшие Федеральные законы, составившие в 2003 г. осно­ву российского законодательства во внешней торговле, следую­щие:

· «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуще­ствлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 63-
ФЗ;

· Таможенный кодекс РФ (в редакции 2003 г., вступил в дей­ствие 01.01.2004);

· «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (1998 г.);

· «О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.);

· «Об экспортном контроле» (1999 г.);

· «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.);

· «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.)

Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимо­сти товара, по которой рассчитываются также налоги на ввози­мые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (дек­ларантом), и проверяется таможней, оформляющей груз. Тамож­ня решает вопрос о величине пошлины на основе документов декларанта либо собственной ценовой информации.

Таможенная стоимость определяется шестью методами, глав­ные из которых - расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспорт­ные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.

К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.

Таможенный тариф включает код товара, название товара, став­ку (ставки) таможенной пошлины.

В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное распространение имеют комбинированные, увеличивающие общее обложение. Вывозные пошлины большей частью специфические или комбинированные.

Таможенный кодекс РФ это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономиче­ские и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс РФ регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможен­ного оформления и таможенного контроля. Ответственность за на­рушения таможенных правил также предусмотрена специальны­ми разделами кодекса. Таможенный кодекс РФ устанавливает так­же правила ведения таможенной статистики и товарной номенк­латуры внешнеэкономической деятельности.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней тор­говли России. Внешнеторговая деятельность рассматривается как Деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственнос­тью. Под товаром понимается любое движимое имущество, а ре­зультаты интеллектуальной деятельности включают интеллекту­альную собственность.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

· российские юридические лица;

· российские физические лица, зарегистрированные в каче­стве индивидуальных предпринимателей;

· иностранные юридические лица и организации в иной форме;

· иностранные физические лица;

· Российская Федерация;

· субъекты Российской Федерации;

· муниципальные образования.

При этом иностранные лица осуществляют свою внешнетор­говую деятельность в России в соответствии с российским зако­нодательством. Непосредственное участие государства и муници­пальных образований во внешнеторговой деятельности регулиру­ется законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов. Все участники внешнеторговой деятельности равноправны и на­ходятся под защитой государства.

Состав участников внешней торговли России реально выгля­дит следующим образом.

1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (порядка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внешне­торговых связей и обеспечивают основной (порядка 80 %) объем экспортно-импортных операций.

Государственные внешнеторговые организации - правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь со­зданные, имеющие статус федеральных государственных унитар­ных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военно-технического сотрудничества в целом. Кроме того, сохраняется их роль в поставках российского оборудования и дру­гих инвестиционных товаров по межгосударственным соглашениям.

Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («чел­ноки»). Сотни тысяч «челноков» в основном поставляют потреби­тельские товары (одежду, обувь и прочие) на внутренний рынок из Турции, Китая, ОАЭ и других стран, продовольственные това­ры (включая фрукты и овощи) - из стран СНГ. В 1996- 1997 гг. стоимость «челночного» импорта составляла в среднем более
20 млрд. долл. в год, в 1990 2000 гг. она снизилась до 10- 11 млрд.
долл., а в 20012002 гг. вновь повысилась до 1314 млрд. долл.
Удельный вес «челночного» ввоза в общем российском импорте
вновь колеблется по годам в пределах 23 30 %.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с пере­мещением товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.

Основные методы регулирования внешнеторговой деятельно­сти носят экономический характер. В то же время не исключаются государственная монополия на торговлю определенными катего­риями товаров, ограничения и временные запреты на ввоз и вы­воз товаров в интересах национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Законы и другие нормативные акты, принятые во второй по­ловине 90-х гг., способствовали усилению государственного ре­гулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и националь­ного производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, Россия начала жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.

Рассмотрим тарифное регулирование внешней торговли России. В государственном регулировании внешней торговли России ис­пользуются все общепринятые в мировой практике методы и ин­струменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ог­раничений.

Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные го­сударственную и таможенную границы с Норвегией, Финлянди­ей, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем таможенные гра­ницы с новыми независимыми государствами необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Бал­тии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое по­ложение в этом отношении занимают только границы с Белорус­сией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Ка­захстаном, где таможенная граница только оборудуется.

С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые из России, под­лежат таможенному оформлению. Это относится и к странам членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание та­моженных сборов за оформление и хранение товаров, санитар­ный и ветеринарный контроль и т.д. Только оформление тран­зитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов.

Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.

При современном экономическом положении России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большин­ства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета, Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.

Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ныне Федеральная таможенная служба - ФТС), 7 территориальных таможенных управлений, та­можни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.

Таможенная служба контролирует движение через таможенную границу товаров, движимого имущества и услуг. При взимании пошлин она руководствуется Товарной номенклатурой внешне­экономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная класси­фикация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством РФ в 1992 г. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, приня­той в Европейском Союзе, и совпадает с ТН ВЭД.

ТН ВЭД включает 97 групп товаров, объединенных в 24 разде­ла, и имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:

01.Живые животные.

02.Мясо и пищевые мясные субпродукты.

10. Зерновые хлеба.

30. Фармацевтические товары.

39. Пластмассы и изделия из них.

72. Черные металлы и изделия из них.

84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления.

97. Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-значный код, которым и руководствуется таможенник при контроле за прохождением товара.

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Ввоз­ной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднок­ратно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторго­вой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продоволь­ствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла дру­гая проблема затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и уси­ления конкуренции со стороны иностранных товаров.

Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тен­денция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (авто­мобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, некоторые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отде­лочные строительные материалы и т.д.).

Ныне действующий таможенный тариф утвержден постанов­лением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в дей­ствие с 1 апреля 2000 г.

Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти сразу стал в повестку дня. На новом этапе развития выяс­нилось, что высокие ставки ввозных таможенных пошлин вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни за­щиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение внешней торговли для современной экономики России

Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.

Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.

В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Таким образом, внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.

Главной целью развития внешнеэкономических связей (ВЭС) является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат пошлины, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для раз-витых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Понятие и значение международной торговли для развития национальной экономики. Основные теории международной торговли. Факторы производства и теория Хекшера-Олина, теорема Рыбчинского о "голландской болезни". Тенденции развития внешней торговли России.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2016

    Анализ динамики внешней торговли России в условиях вступления в Таможенный союз, пути ее стимулирования, перспективы на 2012-2013 г. Структура внешнеэкономических связей России, пути развития экономического потенциала и повышение конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Приоритеты и направления развития внешней торговли России. Место России в международной торговле.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Роль внешней торговли России в мировой экономике. Тенденции и факторы развития внешней торговли России. Структура внешней торговли России. Активная торговля машинами и оборудованием. Жесткая конкуренция и ограниченный спрос.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Статистика внешней торговли России в январе-августе 2013 года: основные тенденции. Факторы, влияющими на торговлю. Общие тенденции экспорта, импорта и внешнеторгового оборота в целом. Россия в Таможенном союзе. Товарная структура экспорта и импорта.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Динамика внешней торговли Японии за 2002–2010 годы. Анализ географического распределения экспорта и импорта государства за последние годы. Товарная структура внешней торговли Японии за 2002 и 2010 годы. Развитие внешней торговли между Японией и Россией.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2011

    Общая характеристика и особенности экономики Китая. Характеристика международной торговли. Нынешний этап и перспективы развития внешней торговли КНР. Основные статьи экспорта и импорта страны. Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли, внешнеторговый баланс. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках. Перспективы присоединения к ВТО, преимущества от членства.

    практическая работа , добавлен 12.10.2009

    Экономическая сущность и значение внешней торговли Кыргызской Республики. Динамика и объем мировой торговли. Анализ товарной и географической структуры экспорта и импорта. Основные проблемы и перспективы развития внешней торговли Кыргызской Республики.

Многие со мной уже успели познакомиться, а кто не успел, буду рад знакомству. Сегодня мы с вами рассмотрим термин "экспорт-это" и его значение не только для трейдера, торгующего активами на финансовых рынках, но и для всей мировой экономики. И начнем, по нашей приятной традиции, с определения.

Что такое экспорт?

Экспорт – это вывоз товаров, произведенных внутри одной страны, для их потребления внутри другой страны. Почему вообще настолько важен экспорт и зачем производители отправляют свои товары за рубеж? Ответ на данный вопрос прост – с целью получения прибыли. Дело в том, что насколько огромным спросом товар не пользовался бы среди внутренних потребителей, ни одной компании не выгодно терять свою прибыль и игнорировать потребителей в других странах, которые имеют схожие потребности, ведь эти потребности всегда можно будет удовлетворить посредством товаров, которые производит компания. Если бы Coca-Cola производила свою продукцию только для жителей США, в мире о ней знал бы только ограниченный круг людей, которые либо приезжали на отдых в США, либо у которых были бы друзья или родственники в этой стране. И уж точно прибыль Coca-Cola не измерялась бы миллиардами долларов.

Возможно, вы будете удивлены, но 65% всех компаний мира свою лучшую продукцию поставляют в другие страны, оставляя внутри страны то, что осталось. Они понимают, что большую долю прибыли они имеют за счет экспорта своей продукции, а потому они скорее пожертвуют внутренним потребителем, чем внешним. Впрочем, данное правило не касается крупных компаний с мировым именем, качество продукции которых не вызывает сомнений и полностью соответствует принятым мировым стандартам.

Решая вопросы экспорта товаров и услуг, очень важно точно определить, какие товары и в какие страны следует экспортировать. Эта особенность экспорта очень напоминает торговлю на финансовых рынках, где все решает точный вход и своевременные решения. Согласен, сравнение так себе, но это первое, что пришло в голову.

Пора сделать выбор!

Несколько причин того, зачем каждой из компаний нужно экспортировать свои товары!

Возможно, кто-то скажет о том, что для нормального функционирования компаниям достаточно удовлетворять спрос внутри страны. Вот именно – для “нормального”, иными словами, для того, чтобы перекрывать прибылью издержки, и при этом еще успевать получать определенный доход. Вот только ни одна компания не согласится на это, если у нее будет возможность получать еще больше прибыли. Спрос, как и предложение, не имеет четких границ. По этой причине сотни компаний тратят миллионы и миллиарды долларов на исследования внешних рынков и изучение потребностей потенциальных покупателей. Они сегментируют своих покупателей по определенным признакам и создают продукцию, которая максимально соответствует их потребностям и удовлетворяет их. Пример – та же вышеупомянутая компания Coca-Cola, создавшая свой напиток под названием “Light” и позиционируя его как оптимальный товар для людей, следящих за своей фигурой. И неважно, что сам напиток содержит в себе компоненты, способствующие ожирению.
Главное, чтобы в глазах потребителей он смотрелся выгодно. Впрочем, мировой бренд решил не останавливаться на достигнутом, произведя новый продукт – “Coca-Cola Zero”. Представляете, в нем вообще ноль калорий! И большая часть этой продукции пошла на экспорт в европейские страны.

Ок, первая важность экспорта для компании ясна – это получение большей прибыли. Что еще? Вторая причина заключается в том, что экспорт – это прекрасная возможность заявить о себе в мировом масштабе. Именно экспорт считается тем фактором, который определяет конкурентоспособность компании. Даже если сейчас дела компании на внутреннем рынке идут лучше всех, рано или поздно у нее появятся конкуренты, которые просто оставят ее за бортом, переманив к себе всех покупателей. Что ждет такую компанию? В лучшем случае, она будет сокращать персонал, урезать другие расходы и пытаться свести концы с концами, но в 90% случаев она просто обанкротится. Однако если экспорт – это важная часть деятельности компании, ей удастся избежать негативных последствий.

Третий фактор – это сегментация рынка. Допустим, ваша компания является крупным производителем запасных частей для машин и оборудования. В вашей стране наибольшим спросом пользуются запчасти для автомобилей Тойота, в Белоруссии – для тракторов, во Франции – запчасти для газонокосилок. Будет ли иметь смысл производить запчасти для газонокосилок и поставлять их на рынок России? Нет, такая продукция не будет пользоваться спросом. А что вы будете делать с партией таких запчастей, которые уже произведены? Ответ очевиден – отправите их на экспорт во Францию! Вот для чего нужен экспорт.

Экспорт и его влияние на экономику стран!

Огромное значение экспорта для отдельных компаний очевидно, ведь именно экспорт позволяет им рассчитывать на получение прибыли и позволяет удерживаться на плаву долгое время, становясь все более конкурентоспособными.

А имеет ли экспорт какое-то влияние на экономику стран? Да, причем не просто “какое-то”, а самое что ни на есть определяющее. Именно экспорт товаров и услуг способствует увеличению ресурсов страны и развитию ее экономики. Если бы страна ничего не поставляла на экспорт, ей пришлось бы искать внешних и внутренних инвесторов. Но будут ли инвесторы стремиться вкладывать свои средства в страну, которая ничего не производит и не экспортирует? Скорее всего, риски такого инвестирования будут оцениваться как чрезмерно высокие.

Экспортируя свои товары, страна принимает непосредственное участие в международной торговле, заявляет о себе всему миру как о надежном партнере, которому есть, что предложить другим странам. За примером далеко ходить не надо – это Россия. Страна экспортирует нефть и газ в другие страны, что позволяет пополнять свой бюджет и распределять его средства на развитие промышленных отраслей, поддержание экономики, социальные выплаты и т.п. Кроме того, страна может диктовать свою волю другим игрокам мирового рынка. Так было в случае отказа России поставлять газ Украине по причине отсутствия предоплаты. И кто устанавливает цену на экспорт газа? Россия, а Украине и другим странам-потребителям приходится либо соглашаться на выдвигаемые условия, либо искать других поставщиков. В случае Украины, единственной альтернативой российскому газу является его реверс из стран ЕС, но уже сейчас стало очевидно – объемов этого реверса явно недостаточно для того, чтобы заполнить все газохранилища. А потому, независимо от отношений между Украиной и Россией, первой пришлось обратиться к России за скидками на газ.

Еще один пример – поставки овощей и фруктов из Турции в Россию, которые ежегодно обеспечивают несколько миллиардов долларов бюджету Турции. После случая со сбитым российским бомбардировщиком, российская сторона ввела мораторий на поставку овощей, фруктов и прочих групп турецких товаров, и сейчас Турция уже подсчитывает колоссальные убытки, а заодно с этим пытается найти новые рынки сбыта своим товарам.

Польза экспорта для экономики страны выражается в том, что он:

  1. Способствует росту ВВП страны и позволяет компаниям создавать новые рабочие места. Чем выше объемы экспорта, тем большие отчисления в бюджет страны. С другой стороны, это формирует необходимость производить еще больше продукции, а для этого компаниям нужно нанимать сотрудников. Выходит, что экспорт – это не просто способ улучшить состояние экономики, но и один из важнейших способов борьбы с высоким уровнем безработицы.
  2. Способствует притоку иностранной валюты в страну. Поставляя свои товары в США, компании России получают прибыль в долларах США, а не в рублях. Вот почему экспорт считается важным источником привлечения в страну иностранной валюты. Рост экспорта позволяет укрепить положение национальной валюты и способствует сбалансированному торговому балансу в государстве. Но стоит отметить, что явное превышение экспорта над импортом имеет настолько же негативное влияние на торговый баланс, как и обратная ситуация. Ведь если курс национальной валюты слишком высокий, это приведет к значительному повышению стоимости товаров и снижению их конкурентоспособности на внешних рынках. Именно по этой причине государствам важно соблюдать баланс между экспортом и импортом.

ТОП-5 крупнейших стран-экспортеров!

Какие страны являются крупнейшими мировыми экспортерами товаров и услуг? Это очень важно знать каждому человеку, торгующему на финансовых рынках, ведь от состояния экспорта напрямую зависит курс национальной валюты.

Итак, пятое место в списке стран-экспортеров по данным 2015 года занимают Нидерланды . Совершенно не случайно Нидерланды занимают 17 место в списке стран с наиболее развитой экономикой. Как и другие страны мира, Нидерланды переживали не самые лучшие времена: выросла безработица, произошла девальвация валюты, однако за счет экспорта продукции стране удалось избежать дефицита бюджета и уверенно упрочить свои позиции в списке самых благоприятных для жизни людей стран.

Главные статьи экспорта Нидерландов составляют продовольствие, химикаты, оборудование и топливо, а основными торговыми партнерами страны считаются Германия, Франция и Бельгия.

Четвертое место в списке экспортеров занимает Япония . В стране практически нет собственных ресурсов, однако благодаря развитию инновационного потенциала страна смогла громко заявить о себе на мировой сцене.

Из Японии в другие страны мира поставляют запасные части для автомобилей, железо, технику и полупроводники. Большая часть этой продукции поставляется в Китай, США, ОАЭ, Австралию и Южную Корею.

На третьем место нашего рейтинга расположилась Германия , которая еще в 2013 году занимала второе место. После поражения в войне страна смогла отстроить себя с нуля, на несколько десятилетий превратившись в основную силу всего Европейского Союза.

Практически 40% всей продукции, произведенной в Германии, отправляется на экспорт. В перечень продукции входят химикаты, компьютерная техника, автомобили, текстиль и машинерия. Крупнейшие партнеры страны – Франция, США, Швейцария, Бельгия и Нидерланды.

Второе место совершенно заслуженно достается США , стране с крупнейшей экономикой в мире. От решения США зависит экономика других стран, а потому именно Штаты диктуют свою волю, несмотря на то, что долг самой страны уже приближается к 20 триллионам долларов и является крупнейшим в мире.

Америка – это мечта большинства людей, ведь здесь есть все – инфраструктура, природные ресурсы и деньги, очень большие деньги. Что США экспортируют в другие страны мира? Проще сказать, что они не экспортируют. Основными статьями экспорта являются продовольственные товары, автомобили, промышленные ресурсы, нефть и технологии.

И на первом месте в списке стран-экспортеров расположилась РОССИЯ!
Вы уже чувствуете невероятную гордость за свою страну?
Расслабьтесь, России нет даже в ТОП-10.

На первом месте в рейтинге находится Китай , страна, обеспечивающая 12,5% всего мирового экспорта.

Каждый год из КНР в другие страны экспортируется огромный ассортимент товаров – текстиль, медицинские приборы и техника, сталь, электронное оборудование, одежда и многое другое. Главными партнерами республики считаются Япония, США, Южная Корея и Германия.

Кстати! Торговцы бинарными опционами регулярно интересуются новостями из других стран, обращая свое внимание на экспорт продукции и прочие важнейшие факторы, которые позволяют принять правильное торговое решение.

Если у вас первые сделки идут в “минус” – не теряйтесь, я тоже в свое время терял немало денег, но смог выдержать давление и постепенно начал получать прибыль. Я искал Святой Грааль, один единственный секрет успеха, тем самым уподоблялся барану, который прет вперед по заезженной схеме, а когда упрется в стену, все равно не останавливается.

Хотите знать, к чему я пришел? Никакого секрета успеха не существует. Имею ввиду, единственно верного. Каждый трейдер на собственном опыте создает свой секрет успеха, свою стратегию, и четко следует ей.

Но стоит ли учиться исключительно на собственных ошибках, если можно узнать секреты успеха других трейдеров, которые прошли длинный путь и добились своих целей? Учиться у других однозначно стоит. В статье описывается несколько историй успеха трейдеров, которые начинали с нуля. Когда я только начинал торговать бинарными опционами, данная статья стала для меня откровением. По-правде сказать, до сих пор перечитываю ее. Нравится, как Виктор описывает пошагово алгоритм движения к успеху, акцентируя внимание на важных деталях.

Друзья! Возможно, после прочтения данной статьи у вас остались вопросы, либо вы желаете высказать свою точку зрения. Пожалуйста, не стесняйтесь – комментарии в вашем полном распоряжении.