346.13 главы 26.2 налогового кодекса российской федерации. Информация об изменениях

Новая редакция Ст. 346.12 НК РФ

1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

17) казенные и бюджетные учреждения;

18) иностранные организации;

19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;

20) микрофинансовые организации;

21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Комментарий к Статье 346.12 НК РФ

Переход на упрощенную систему налогообложения является добровольным. Вместе с тем существует ряд ограничений на ее применение.

Ограничение по доходам

Поправка, внесенная Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 Кодекса РФ, вступающая в силу с 1 января 2006 г., установила показатель в виде доходов, определяемых в соответствии со ст. 248 Кодекса РФ. В связи с этим при подаче заявления в 2006 г. о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 г. учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы за 9 месяцев 2006 г. Размер таких доходов не должен превышать 15 000 000 руб.

Указанная величина подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим пунктом ранее. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Коэффициент-дефлятор на 2006 г. равен 1,132 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2005 г. N 284); на 2007 г. - 1,241 (Приказ Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 г. N 360). То есть, чтобы перейти на "упрощенку" с 2007 г., фирме за 9 месяцев 2006 г. нужно было получить доход в размере не более 16 млн 980 тыс. руб.; а чтобы перейти на УСН в 2008 г., за 9 месяцев 2007 г. фирме нужно получить не более 18 млн 615 тыс. руб.

Ограничение по видам деятельности или организаций

Для перехода на "упрощенку" организация и предприниматель не должны заниматься следующими видами деятельности:

Банковской, страховой, негосударственным пенсионным обеспечением, игорным бизнесом;

Производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных.

К общераспространенным относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, которые определяются Министерством природных ресурсов РФ совместно с субъектами РФ (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").

Не могут быть плательщиками единого налога и организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.

Также они не должны являться профессиональными участниками рынка ценных бумаг, инвестиционными фондами, ломбардами.

Не имеют права воспользоваться упрощенной системой и нотариусы, занимающиеся частной практикой (пп. 10 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Это же относится и к адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также к иным формам адвокатских образований.

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ п. 3 ст. 346.12 НК РФ был дополнен еще двумя подпунктами. С 2006 г. упрощенная система налогообложения стала недоступна для бюджетных учреждений и иностранных организаций, имеющих филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Ограничение по структуре организации

Организация не вправе применять "упрощенку", если она имеет филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 Кодекса РФ).

Филиалы и представительства прежде всего являются разновидностью обособленных подразделений организации. В ст. 11 НК РФ дано общее понятие обособленных подразделений - это "любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места". Вместе с тем плательщиками единого налога не могут быть только те организации, у которых есть именно филиалы и представительства. Следовательно, организации, имеющие иные обособленные подразделения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения (Письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. N 03-03-02-04/1/14).

Обратите внимание: согласно пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, также не могут применять упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по структуре уставного капитала

Это условие распространяется только на организации. Доля участия других юридических лиц в ее уставном капитале, предполагающая переход на упрощенную систему налогообложения, не должна превышать 25 процентов. Если же, например, после подачи заявления о переходе на "упрощенку" организация до начала ее применения внесет изменения в учредительные документы и "правило 25 процентов" не будет выполняться, то она потеряет право перейти на упрощенную систему налогообложения.

Льготы по соблюдению этого условия имеют организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Если хотя бы одно из этих условий не выполняется, то организация не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения.

Кроме того, данное ограничение не распространяется на некоммерческие организации, в том числе и на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Ограничение по численности работников

Ограничение по численности касается как организаций, так и индивидуальных предпринимателей.

Для перехода на "упрощенку" количество работающих в организации или у индивидуального предпринимателя не должно превышать 100 человек (пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Средняя численность работников определяется в соответствии с порядком, установленным Госкомстатом РФ, по состоянию на 1 октября текущего года. Это значит, что для расчета средней численности работников предприятия используются данные о списочной численности работников за период с января по сентябрь года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Ограничение по стоимости имущества

Для того чтобы организация получила право на применение упрощенной системы налогообложения, остаточная стоимость ее основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 млн руб. При этом учитывается только то имущество, которое подлежит амортизации и признается амортизируемым в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Обратите внимание, что остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором было подано заявление о переходе на "упрощенку".

Другой комментарий к Ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации

Перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен пунктом 3 статьи 346.12 НК. Данный перечень налогоплательщиков является исчерпывающим.

Например, в указанном перечне отсутствуют организации, учрежденные иностранными физическими лицами, такие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения (см., например, письмо Минфина России от 14.05.2009 N 03-11-06/2/76).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 N 3114/04 указывается, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Как отмечено в письме Минфина России от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248, налогоплательщики, у которых средняя численность работников за 9 месяцев календарного года превышает 100 человек, в случае ее приведения в соответствие с требованиями подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12 НК до 1 января следующего года могут применять упрощенную систему налогообложения с 1 января календарного года.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Минэкономразвития России ежегодно не позднее 20 ноября публикует в "Российской газете" согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.

Так, Минэкономразвития России установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2006 год" коэффициент-дефлятор на 2006 г. установлен равным 1,132;

Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2007 год" коэффициент-дефлятор на 2007 г. установлен в размере 1,241;

Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 N 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2008 год" коэффициент-дефлятор на 2008 г. установлен в размере 1,34;

Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2009 год" коэффициент-дефлятор на 2009 г. установлен в размере 1,538.

При этом коэффициент-дефлятор на очередной календарный год устанавливался с учетом коэффициентов-дефляторов, установленных на предыдущие годы.

Максимальная величина предельного размера доходов, полученных по итогам девяти месяцев 2009 г. (2010, 2011 гг.), ограничивающая право перехода организации на УСН с 2010 г. (2011, 2012 гг.), составляет 45 млн. руб.

Максимальная величина предельного размера доходов, полученных по итогам девяти месяцев 2012 г. (2013 г.), ограничивающая право перехода организации на УСН с 2013 г. (2014 г.), составляет 23070 тыс. руб.

Максимальная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН:

В 2009 г. составляет 30760 тыс. руб.;

В 2010, 2011, 2012 гг. составляет 60 млн. руб.;

В 2013 г. составляет 30760 тыс. руб.

  • Вверх

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщики - статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

(см. текст в предыдущей редакции)

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.

4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным

СТ 346.13 НК РФ .

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

В уведомлении указывается выбранный объект налогообложения. Организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщики - организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в уведомлении о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября 2014 года не указывают.

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года, вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 февраля 2015 года.

Организации, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом части 4 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", вправе уведомить об этом налоговый орган не позднее 1 апреля 2015 года.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, вправе на основании уведомления перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход. В таком случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате единого налога на вмененный доход.

3. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

В случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 настоящего Кодекса.

4.1. Если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, не превысили 150 млн. рублей и (или) в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения в следующем налоговом периоде.

5. Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

6. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

7. Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

8. В случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Комментарий к Ст. 346.13 Налогового кодекса

Комментируемая статья устанавливает порядок перехода индивидуальных предпринимателей и организаций на УСН. Пункт 1 статьи 346.13 НК РФ устанавливает, что если названные субъекты желают перейти на данный специальный режим налогообложения со следующего календарного года, то они должны уведомить по установленной форме налоговый орган о данном. Уведомлению подлежит налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

При этом комментируемая норма устанавливает срок уведомления - не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Обращаем внимание, что формат представления уведомления о переходе на упрощенную систему налогообложения (форма N 26.2-1) в электронной форме утвержден Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@.

Абзац второй пункта 1 комментируемой статьи устанавливает, что в уведомлении о переходе на УСН обязательно должен указываться объект налогообложения. Кроме того данная норма устанавливает, что организации указывают в уведомлении также остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

Пункт 1 комментируемой статьи стал предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Судебная практика.

Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы физического лица на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 4 статьи 346.13 НК РФ.

По мнению заявителя, предусмотренные в оспариваемых законоположениях условия применения упрощенной системы налогообложения содержат неопределенность, которая может приводить к неблагоприятным последствиям в виде невозможности сохранения права на использование такой системы налогообложения. В связи с этим он просит признать данные законоположения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2) и 34.

Конституционный Суд, в свою очередь, дал следующие разъяснения.

Из взаимосвязанных положений пункта 2 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 346.13 НК РФ следует, что право перейти на упрощенную систему налогообложения предоставляется организации с учетом размера ее дохода по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения. В то же время право индивидуальных предпринимателей на переход на упрощенную систему налогообложения с таким условием не связывается, что фактически создает для данной категории налогоплательщиков более благоприятные условия реализации права на переход на упрощенную систему налогообложения.

При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Следовательно, налогоплательщик - индивидуальный предприниматель вправе самостоятельно на основе собственной оценки своего экономического положения принять решение о подаче уведомления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Предусмотренный же пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ случай утраты налогоплательщиком права на применение упрощенной системы налогообложения в связи с превышением предельного размера дохода, дающего право на применение данного специального режима налогообложения, не влечет необоснованное ухудшение его правового положения.

Таким образом, пункты 1 и 4 статьи 346.13 НК РФ не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

Пункт 2 статьи 346.13 НК РФ устанавливает порядок направления уведомления о переходе на УСН вновь созданной организацией и вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем, а также порядок их перехода на упрощенную систему налогообложения.

Данная норма устанавливает, что, вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 НК РФ.

Также законодатель в пункте 2 комментируемой статьи уточняет, что в таком случае вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель признаются применяющими УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 25.04.2014 N ГД-4-3/8232@ "О применении упрощенной системы налогообложения" указывается, что юридические лица, а также индивидуальные предприниматели с даты постановки их на учет в налоговом органе вправе применять УСН в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Актуальная проблема.

Возникает вопрос - обязана ли организация по правилам пункта 2 статьи 346.13 НК РФ направить в налоговый орган уведомление о применении упрощенной системы налогообложения, если она была реорганизована в форме преобразования ЗАО в ООО и если последнее применяло УСН до реорганизации. В рассматриваемой ситуации организация должна соблюсти порядок перехода на УСН для вновь созданных организаций, что соответствует позиции официальных органов.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 24.02.2014 N 03-11-06/2/7608 разъясняется следующее: учитывая, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) возникает новое юридическое лицо, организация, реорганизованная путем преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, до реорганизации применявшая упрощенную систему, переход на данный специальный налоговый режим должна осуществить в порядке, установленном пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ как для вновь созданной организации, при условии соблюдения положений пункта 3 статьи 346.12 НК РФ.

На практике возможна ситуация, когда индивидуальный предприниматель или организация применяли к предпринимательской деятельности УСН, но в течение календарного года прекратили осуществлять такую деятельность, но в течение этого же календарного года принимают решение о возобновлении данной предпринимательской деятельности. Встает закономерный вопрос - могут ли они продолжить применять упрощенную систему налогообложения к возобновленной предпринимательской деятельности в этом календарном году? Исходя из буквального толкования пункта 1 комментируемой статьи, можно сделать вывод, что в рассматриваемой ситуации индивидуальный предприниматель или организация вправе применять УСН к указанному виду возобновленной предпринимательской деятельности только со следующего календарного года.

Рассмотрим позицию Минфина России по данной проблеме.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 08.07.2013 N 03-11-11/26247 указывается, что в том случае, если налогоплательщик в течение календарного года прекратил предпринимательскую деятельность, облагаемую в рамках упрощенной системы налогообложения, при возобновлении такой деятельности в течение этого же календарного года он вправе перейти в отношении ее на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года в порядке, установленном пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ.

Судебная практика.

На практике налоговые органы оставляют без рассмотрения заявления индивидуальных предпринимателей и организаций о переходе на УСН, если ими нарушен срок, установленный пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ. Налоговые органы указывают, что данный срок является пресекательным. Однако необходимо обратить внимание, что судебная практика идет по другому пути развития, указывая, что нарушение установленного срока не может являться основанием для лишения субъектов права на применение упрощенной системы налогообложения.

Так, например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.10.2013 N А12-31595/2012 разъясняется, что нарушение налогоплательщиком организационного срока подачи заявления, установленного пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, не лишает его права на применение упрощенной системы налогообложения. Уведомление налогового органа о переходе на упрощенную систему налогообложения лишь констатирует возможность применения специального налогового режима при соблюдении налогоплательщиком определенных условий. Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и главой 26.2 НК РФ налоговым органам не предоставлено право запрещать или разрешать налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, пятидневный срок для подачи заявления вновь созданной организацией нельзя признать пресекательным.

Абзац 2 пункта 2 статьи 346.13 НК РФ регулирует ситуацию, когда индивидуальные предприниматели и организации перестали быть налогоплательщиками ЕНВД и желают применять упрощенную систему налогообложения. В этой ситуации они должны направить уведомление о переходе на УСН и перейти на ее применение с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате единого налога на вмененный доход.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 08.08.2013 N 03-11-06/2/32078 разъясняется, что если налогоплательщик единого налога на вмененный доход, утративший право применять данный налог в связи с превышением физических показателей, применял по иным видам предпринимательской деятельности упрощенную систему налогообложения, он вправе с начала того месяца, в котором перестал быть налогоплательщиком единого налога на вмененный доход в отношении указанных выше видов предпринимательской деятельности или отдельных объектов по этим видам деятельности, применять упрощенную систему налогообложения при условии соблюдения ограничений, установленных главой 26.2 НК РФ.

Также в письме ФНС России от 24.06.2013 N ЕД-4-3/11412@ указывается, что представление налогоплательщиками заявления о снятии с учета организации (индивидуального предпринимателя) в качестве налогоплательщика ЕНВД в связи с переходом на иной режим налогообложения не является основанием для перехода на УСН в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме ФНС России от 24.06.2013 N ЕД-4-3/11412@ также разъясняется, что представление данными налогоплательщиками заявления о снятии с учета организации (индивидуального предпринимателя) в качестве налогоплательщика ЕНВД в связи с переходом на иной режим налогообложения не является основанием для перехода на УСН в соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ.

Пункт 3 комментируемой статьи устанавливает запрет для индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено комментируемой статьей.

Официальная позиция.

В письме ФНС РФ от 17.01.2012 N ЕД-4-3/360@ "Об использовании участником проекта "Сколково" права на освобождение от обязанностей налогоплательщика" разъясняется, что согласно пункту 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 346.13 НК РФ. При этом налоговым периодом при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. Для участников проекта возможность перехода с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения до окончания налогового периода статьей 346.13 НК РФ не предусмотрена.

С учетом указанных положений НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и получившие статус участника проекта, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала следующего календарного года и с начала этого же периода - воспользоваться правом на освобождение от обязанностей налогоплательщиков по налогу на добавленную стоимость и (или) по налогу на прибыль организаций.

Абзац 1 пункта 4 статьи 346.13 НК РФ устанавливает случаи, когда налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН:

во-первых, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. рублей;

во-вторых, если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ.

Обращаем внимание, что достаточно одно из вышеназванных двух оснований, чтобы индивидуальный предприниматель или организация считались утратившими право на применение упрощенной системы налогообложения.

Также в данной норме уточняется момент, с которого налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН - налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

Организация утрачивает право на применение УСН, если остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн. руб.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 17.02.2014 N 03-11-06/2/6319 разъясняется, что в соответствии с пунктом 24 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (как новых, так и бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Учитывая изложенное, если в течение отчетного (налогового) периода у налогоплательщика остаточная стоимость основных средств превысит 100 млн. руб., то он считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущено указанное несоответствие.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-06/2/248 указывается, что для налогоплательщиков упрощенной системы налогообложения предельный размер доходов за налоговый (отчетный) период 2014 г. не должен превышать 64 020 тыс. руб. (60 млн. руб. x 1,067), а для перехода на упрощенную систему налогообложения с 2015 г. доходы за девять месяцев 2014 г. не должны превышать 48 015 тыс. руб. (45 млн. руб. x 1,067).

Актуальная проблема.

На практике очень часто индивидуальные предприниматели обращаются в суд с требованием признать незаконными решения налоговых органов. Предприниматели считают, что абзац 1 пункта 4 статьи 346.13 НК РФ на них не распространяется. Обращаем внимание, что в данной норме используется термин "налогоплательщик", который подлежит расширительному толкованию в рассматриваемой ситуации, то есть включающим себя организации и индивидуальных предпринимателей. Аналогичная позиция сформировалась и в судебной практике.

Судебная практика.

Так в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.04.2014 N А26-5213/2013 разъясняется, что в формулировке пункта 4 статьи 346.13 НК РФ использовано понятие "налогоплательщик", включающее в себя как организации, так и предпринимателей. Следовательно, исходя из системного толкования норм главы 26.2 НК РФ, следует, что распространяются и на предпринимателей правила об утрате права на применение УСН при несоблюдении требования, приведенного в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.

На основании абзаца 2 пункта 4 комментируемой статьи в том случае, если налогоплательщик применяет одновременно упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного комментируемым пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 22.07.2013 N 03-11-12/28687 разъясняется, что НК РФ не содержит запрета на совмещение налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения. В этой связи индивидуальный предприниматель - налогоплательщик упрощенной системы налогообложения вправе в течение календарного года перейти на патентную систему налогообложения по отдельным видам предпринимательской деятельности, в отношении которых она введена законом субъекта Российской Федерации. Если индивидуальный предприниматель - налогоплательщик упрощенной системы налогообложения в течение календарного года переходит на патентную систему налогообложения, то есть совмещает два указанных специальных налоговых режима, он обязан представить налоговую декларацию по упрощенной системе налогообложения, в которой доходы определяются без учета доходов от предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения.

При этом в соответствии с абзацем 2 п. 4 ст. 346.13 и абзацем 5 п. 6 ст. 346.45 НК РФ в случае, если налогоплательщик применяет одновременно патентную систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного указанными пунктами, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам. Доходы от предпринимательской деятельности, облагаемой в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в этих целях не учитываются.

Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 15.05.2013 N 03-11-10/16830.

В соответствии с абзацем 3 пункта 4 статьи 346.13 НК РФ суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, чем УСН, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в комментируемом абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

В абзаце 4 пункта 4 комментируемой статьи установлено, что указанная в абзаце первом комментируемого пункта величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ.

Пункт 4.1 статьи 346.13 НК РФ установлены основания, при которых индивидуальные предприниматели и организации имеют право продолжить применять УСН в следующем налоговом периоде:

во-первых, если по итогам налогового периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, не превысили 60 млн. рублей;

во-вторых, если в течение налогового периода не было допущено несоответствия требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 20.05.2013 N 03-11-11/17737 разъясняется, что в течение календарного года независимо от количества полученных патентов размер доходов индивидуального предпринимателя, перешедшего на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, не должен превышать 60 млн. руб.

Также в письме ФНС России от 15.01.2013 N ЕД-3-3/69 уточняется, что с 1 января 2013 г. остаточная стоимость нематериальных активов налогоплательщика не будет влиять на право применения упрощенной системы налогообложения.

Налогоплательщики, утратившие право на применение УСН, также утрачивают право на применение пониженного тарифа страховых взносов, что соответствует позиции официальных органов.

Официальная позиция.

В письме ФСС РФ от 18.12.2012 N 15-03-11/08-16893 разъясняется, что по аналогии с положениями НК РФ плательщик страховых взносов теряет право на применение пониженного тарифа страховых взносов с начала того квартала, в котором он утратил право на применение УСН.

Пункт 5 статьи 346.13 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика сообщать в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 комментируемой статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Пункт 5 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Актуальная проблема.

Микрофинансовые организации, как мы уже говорили, потеряли право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2014 года. С указанной даты они обязаны применять общий режим налогообложения. При этом необходимо обратить внимание, что такие организации обязаны уведомить налоговые органы в сроки, установленные пунктом 5 статьи 346.13 НК РФ о переходе на общий режим налогообложения.

Судебная практика.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 25.10.2013 N А23-404/2013 разъясняется, что из совокупного анализа норм главы 26.2 НК РФ следует, что в ситуациях, когда налогоплательщики теряют право на применение упрощенной системы налогообложения, НК РФ установлено правило, согласно которому налогоплательщики вправе применять данную систему только по истечении года и с подачей соответствующего заявления в налоговый орган (пункт 7 статьи 346.13, пункт 2 статьи 346.12 НК РФ).

Необходимо обратить внимание, что за непредставление в установленный срок (закрепленный в пункте 5 статьи 346.13 НК РФ) сообщения об утрате права на применение УСН организация может быть привлечена к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ.

Также микрофинансовые организации, утратившие право на применение упрощенной системы налогообложения с 1 января 2014 года, не позднее 15.01.2014 должны были сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения.

В пункте 6 комментируемой статьи установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Обращаем внимание, что формат представления уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (форма N 26.2-3) в электронной форме утверждена Приказом ФНС России от 16.11.2012 N ММВ-7-6/878@.

Официальная позиция.

В письме ФНС РФ от 19.07.2011 N ЕД-4-3/11587 "О соблюдении налогоплательщиками положений статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что налогоплательщику НК РФ предоставлено право добровольно принимать решение о переходе с УСН на иной налоговый режим, при обязательном соблюдении условий такого перехода. В связи с чем положениями главы 26.2 НК РФ установлены четкие сроки для реализации налогоплательщиком своего решения о переходе с УСН на иной режим налогообложения посредством направления в налоговый орган соответствующего уведомления. Следовательно, направление налогоплательщиком уведомления о переходе с УСН на иной режим налогообложения в сроки более поздние, чем определенные статьей 346.13 НК РФ, является нарушением установленного порядка перехода с УСН на иной режим налогообложения, в связи с чем такой налогоплательщик не вправе осуществить указанный переход, а обязан применять УСН до конца налогового периода.

Налогоплательщик, своевременно подавший заявление о применении УСН и не уведомивший налоговый орган в установленный пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ срок о переходе с УСН на иной режим налогообложения, признается налогоплательщиком, применяющим УСН, и несет в этой связи обязанности по уплате и исчислению соответствующих налогов в порядке, предусмотренном Кодексом для этой категории налогоплательщиков. Поскольку переход организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН и возврат к иным режимам налогообложения носят добровольный характер, то в случае несоблюдения налогоплательщиком условий перехода с УСН на общий режим налогообложения у налоговых органов нет оснований выносить решение об отказе в таком переходе. При этом налоговые органы в рамках возложенных на них функций вправе требовать от налогоплательщиков исполнения обязанностей, связанных с соблюдением налогового законодательства в соответствии с выбранным режимом налогообложения, в данном случае - с упрощенной системой налогообложения.

Неисполнение индивидуальными предпринимателями и организациями, применяющими УСН, требования, установленного пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ о направлении уведомления об отказе от применения УСН и переходе на иной режим налогообложения или нарушение срока направления такого уведомления, не может являться основанием для налогового органа признания незаконным применения налогоплательщиком общей системы налогообложения.

Судебная практика.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 16.01.2014 N А68-276/2013 разъясняется, что налоговое законодательство устанавливает правила выбора налогоплательщиком определенных систем налогообложения в зависимости от условий осуществления им хозяйственной деятельности, определяя критерии соответствия налогоплательщиков определенным системам налогообложения и последствия несоблюдения этих критериев. Реализация налогоплательщиком своего права на выбор системы налогообложения осуществляется в пределах установленных законодательством критериев по собственному усмотрению. В случае несоответствия установленным критериям для применения определенной системы налогообложения налогоплательщик обязан перейти на иную систему налогообложения.

Переход с одной системы налогообложения на другую осуществляется налогоплательщиком добровольно по своему усмотрению по истечении соответствующего календарного года, за исключением случаев, когда в силу положений законодательства он обязан перейти с упрощенной системы налогообложения на другой режим налогообложения до истечения календарного года.

Следовательно, определяющим фактором для выяснения вопроса о правомерности применения или отказа в применении упрощенной системы налогообложения является фактическое ведение хозяйственной деятельности в соответствии с выбранным режимом налогообложения с начала налогового периода, а подача заявления в инспекцию носит уведомительный характер, последствий нарушения срока, установленного пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ, не установлено.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 01.02.2013 N 03-11-11/47 указывается, что при неуведомлении налогового органа о переходе с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения в вышеуказанный срок индивидуальные предприниматели вправе продолжать применение упрощенной системы налогообложения. В случае совмещения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы на основе патента с общеустановленной упрощенной системой налогообложения они обязаны представлять в налоговый орган по месту своего жительства декларацию по общеустановленной упрощенной системе налогообложения.

Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает право индивидуальных предпринимателей и организаций, перешедших с УСН на иной режим налогообложения, снова вернуться к применению упрощенной системы налогообложения. Так в силу пункта 7 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 12.09.2012 N 03-11-06/2/123 разъясняется, что под утратой права применения упрощенной системы налогообложения имеется в виду утрата такого права в связи с нарушением порядка и условий применения данного специального налогового режима, установленных положениями главы 26.2 НК РФ. В том случае, если налогоплательщик в течение календарного года прекратил предпринимательскую деятельность, облагаемую в рамках упрощенной системы налогообложения, при возобновлении такой деятельности в течение этого же календарного года он вправе перейти в отношении ее на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года.

В письме ФНС РФ от 30.09.2011 N ЕД-4-3/16073@ также указывается следующее: в ситуациях, когда налогоплательщики теряют право на применение УСН, НК РФ установлено правило, согласно которому налогоплательщики вправе применять данную систему налогообложения только по истечении года и с подачей соответствующего заявления в налоговый орган.

Организации и индивидуальные предприниматели, утратившие право на применение упрощенной системы налогообложения, вновь переходя на упрощенную систему налогообложения, обязаны выполнить требования, установленные пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ.

Судебная практика.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 25.11.2013 N А02-2098/2012 было удовлетворено требование организации о признании недействительным решения налогового органа. ФАС разъяснил, что налогоплательщик, утративший право на применение упрощенной системы налогообложения, вновь переходя на упрощенную систему налогообложения, обязан выполнить требования, установленные пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ. К таким требованиям, в том числе, относится направление в инспекцию в порядке пункта 1 статьи 346.13 НК РФ заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Пункт 8 статьи 346.13 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика в случае прекращения им предпринимательской деятельности, к которой применялась УСН, уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

Пункт 8 комментируемой статьи был введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Официальная позиция.

В письме Минфина России от 13.01.2014 N 03-11-11/259 разъясняется, что под прекращением предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщиком применялся данный специальный налоговый режим, следует понимать все виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась упрощенная система налогообложения. Датой снятия с учета физического лица в качестве налогоплательщика - индивидуального предпринимателя является дата внесения в ЕГРИП записи о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Обращаем внимание, что в целях применение пункта 8 комментируемой статьи отсутствие доходов у индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих УСН, само по себе не свидетельствует о прекращении предпринимательской деятельности, что соответствует позиции официальных органов.

Официальная позиция.

Так, в письме Минфина России от 08.07.2013 N 03-11-11/26247 разъясняется, что отсутствие доходов само по себе не свидетельствует о прекращении деятельности.

Судебная практика.

Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2013 N А41-21644/13 было признано недействительным решение налогового органа в части. По мнению налогового органа, налогоплательщик, не известивший инспекцию об отказе от применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с положениями пункта 8 статьи 346.13 НК РФ, не вправе применять общий (или любой другой) режим налогообложения.

Однако суд в рамках данного дела разъяснил, что перешедшими на упрощенную систему налогообложения считаются индивидуальные предприниматели, не только направившие в налоговый орган заявление, но и фактически перешедшие на данный режим налогообложения.

1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;

13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

17) казенные и бюджетные учреждения;

18) иностранные организации;

19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 настоящего Кодекса;

20) микрофинансовые организации;

21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Положения статьи 346.12 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
    4. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 НК РФ, превысили 150 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.

1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.

2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 112,5 млн. рублей.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год.

Установленное абзацем первым настоящего пункта ограничение по доходам не применяется в отношении организаций, сведения о которых внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", подающих уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2015 года.

3. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

1) организации, имеющие филиалы;

3) страховщики;

4) негосударственные пенсионные фонды;

5) инвестиционные фонды;

6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

7) ломбарды;

8) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

9) организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;

10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

12) утратил силу. - Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ;

13) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

14) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется:

на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами);

на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);

15) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;

16) организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн. рублей. В целях настоящего подпункта учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;

17) казенные и бюджетные учреждения;

18) иностранные организации;

19) организации и индивидуальные предприниматели, не уведомившие о переходе на упрощенную систему налогообложения в сроки, установленные пунктами 1 и 2 статьи 346.13 настоящего Кодекса;

20) микрофинансовые организации;

21) частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала).

4. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств, установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предельная величина доходов, установленная пунктом 2 настоящей статьи, определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.