Идеи капитализма. Как появился капитализм

Возник и функционирует на основе частной собственности на средства производства, рынка свободной конкуренции, определенного уровня техники, денежного обращения, рациональной организации процесса производства, предпринимательства и деятельности предпринимателя как собственника и организатора производства с целью получения прибыли. Генезис капитализма является преодолением традиционализма и утверждением принципа рациональности (сопоставления полезности и затрат) во всех сферах общественной жизни (религии, науке, праве, государственном управлении, организации предприятий). Тенденция к рационализации социально-экономической жизни является основой развития капитализма. Он всегда имеет конкретно-историческую характеристику (торговый, буржуазно-промышленный, который сформировался в Северо-Западной Европе в XVI-XVП вв. и тому подобное). В становлении капитализма важное значение имели взаимосвязи между религиозными идеями и экономической организацией общества. Протестантизм (лютеранство, особенно кальвинизм), который провозгласил добродетелью трудовой аскетический образ жизни, бережливость и накопление капитала, стремление к получению законной прибыли как следствие высокого профессионализма, порядочность, верность слову и деловитость, стимулировал трансформацию религиозной этики в деловой предпринимательский тип хозяйственного поведения и появление нового капиталистического строя.

Капитализм как форма цивилизации

Является целостным историко-культур-ным феноменом или типу, возникшего на основе территориальной, этнической, языковой, политической, психологической общности. Хозяйственная система является частью общества, его движущей силой является "дух народа", или ментальность.

На рубеже XIX-XX вв. в условиях роста экономического значения крупных корпораций происходят разграничение собственности и управления, формирования управленческих структур в сфере бизнеса. Растет государственная бюрократия, регулирующего экономику. М. Вебер отмечал, что власть - это возможность подчинения своей воле других субъектов. Желание власти является важным поведенческим фактором. Надежду на предупреждение развития бюрократизма ученый связывал с возникновением новых общественных институтов, способных совместить творческую деятельность и управленческие способности в специфической для определенного человека форме.

Вернер Зомбарт

(1863-1941) - профессор Бреславльського и Берлинского университетов, автор трудов: "Современный капитализм" (1902), "Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека" (1913), "Три политические экономии" (1929), "Немецкий социализм" (1934) и др.

Взгляды. Зомбарта эволюционировали от приверженности к марксизму до консервативного национализма. Труд "К критике экономической системы Карла Маркса" была оценена Ф. Энгельсом как удачное изложение марксистских идей. Позже в трудах "Социализм и социальное движение в XIX в." (1896), "Пролетариат. Очерки и этюды" (1906), "Почему в Соединенных Штатах нет социализма?" (1906) ученый выступал как сторонник либерального реформизма, позиций "катедер-социализма". Признание ученому принесло фундаментальное исследование "Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от его зарождения до современности" (1902), в котором предпринята попытка осмыслить генезис, периодизация и формы развития капитализма.

Основные положения учения. Зомбарта:

o Использовал понятие "хозяйственная система" и "хозяйственная эпоха". Хозяйственная система - абстрактно-теоретическая конструкция, лишенная исторической специфики и предназначена для систематизации эмпирических фактов, организация хозяйственной жизни, в пределах которой господствует определенное хозяйственное мышление и применяется определенная техника. Хозяйственная эпоха - реально существующая хозяйственная система.

Ученый выделил:

Структуру хозяйственной системы, охватил три группы элементов: 1) технологический способ производства (субстанции); 2) форму или общественные отношения (совокупность социальных, правовых, политических); 3) хозяйственный дух (побудительный мотив развития);

Факторы эволюции хозяйственной системы: технико-экономические, социально-организационные (институциональные) и социально-психологические (общественное сознание, типы мышления и идеология);

Элементы системы капиталистической экономики: а) стремление к получению максимальной прибыли; б) институциональная организация (господство частной собственности, свободная продажа рабочей силы, центральная роль предпринимателя в производстве и распределении доходов, незначительная роль государства); в) прогрессивная техническая основа (средства производства).

o Эволюция хозяйственной системы является многофакторной и интегральной. Считал движущей силой развития "хозяйственный дух*9, который состоит из "духа предпринимательства" и "бюргерского духа". Первый - это синтез готовности к риску, жажда денег и приключений, авантюризм. Основой бюргерского (мещанского) духа является бережливость, хозяйственность, осторожность, умение считать.

Зомбарт предпринимательство характеризовал как стремление к "бесконечного", к самоопределению и власти. Выделил шесть основных типов капиталистических предпринимателей: разбойников (участников военных походов и заморских экспедиций за золотом и экзотическими товарами), феодалов (занятых коммерцией, горным делом и т. п), государственных деятелей (которые способствуют развитию торговых и промышленных компаний), спекулянтов (ростовщиков, банкиров, игроков на бирже, учредителей акционерных обществ), купцов (вкладывающие торговый капитал в процесс производства благ), ремесленников (совмещают в одном лице мастера и коммерсанта). Функциями предпринимателей ученый считал: организаторскую, основанную на умении подбирать и объединять факторы производства в работоспособное целое; сбытовую, которая предусматривает умение вести переговоры, завоевывать доверие и побудить к покупке предложенных товаров; учетную, связанную с точным количественным подсчетом и сопоставлением затрат и результатов.

o Используя понятие "хозяйственный дух" как критерий периодизации развития капитализма, В. Зомбарт анализировал три стадии: раннего капитализма (и молодости), когда хозяйственная деятельность направлена на накопление богатства в денежной форме и преобладали первые три типа предпринимателей; зрелого (развитого) капитализма как хозяйственной системы, подчиненной производству исключительно ради прибыли; позднего капитализма (старости). На последних двух стадиях типичными являются спекулянты, купцы и ремесленники. Благодаря В. Зомбарту термин "капитализм" стал общеупотребительным.

Вместе с тем ученый не отрицал таких факторов генезиса капитализма, как переселение народов, колонизация, открытие месторождений золота и серебра, развитие техники и технологии.

В теории организованного капитализма было положено начало концепции эволюционного перерастания капитализма в социализм и социального плюрализма, согласно которым развитие общества происходит не путем изменения хозяйственных систем, а путем их сосуществования, присоединение основных элементов нового уклада в предыдущих. Будущее капитализма - это "смешанная" хозяйственная система, в которой будут гармонично сочетаться частные, кооперативные, общественные, коллективные, крупные и мелкие, крестьянские и ремесленные хозяйства. Развитие различных укладов и усиление влияния государства будут способствовать трансформации капитализма в стабильное и высокоэффективное общество будущего.

o Развивая теорию кризисов, ввел в экономическую теорию понятие экономической конъюнктуры, с которой связал цикличность капиталистической экономики в зависимости от динамики развития предпринимательства и ожидания доходов, что вызывает развертывания спекуляции и укрупнение производства. Расширение производства предопределяет диспропорции между добывающими и перерабатывающими отраслями, объемами основного и денежного капиталов, что неизбежно приводит к спаду экономики. Чередование периодов подъема и периодов спада является необходимой предпосылкой развития "капиталистического духа", поскольку период подъема способствует развитию новаторства и риска, а в период спада возрастает значение расчетов и улучшения организации, направленных на внутреннее совершенствование капиталистической системы. Фактором уменьшения циклических колебаний капиталистической экономики являются процессы концентрации производства и централизации капитала, монополизации экономики.

Артур Шпітхоф

(1873-1957) был ведущим исследователем экономической конъюнктуры в Германии. Он утверждал, что не только национальную экономику, но и каждый этап ее развития необходимо изучать с точки зрения отдельной экономической теории.

Труды ученых исторической школы является важным вкладом в развитие экономической теории. Они способствовали исследованию морально-этической природы общественно-исторических процессов, менталитета нации как определяющего фактора экономического поведения, институциональных рамок хозяйственной деятельности и факторов их изменения, экономической истории.

Выдающийся ученый И.А. Шумпетер, анализируя достижения исторической школы, приводит такие их идеи:

1. Релятивистский подход. Детализированные исторические исследования учат тому, насколько несостоятельной является идея существования общепринятых практических правил в области экономической политики. Более того, возможность существования общих законов опровергается положением об исторической причинности социальных событий.

2. Положение о единстве социальной жизни и неразрывную связь между его элементами. Тенденция к выходу за пределы простых социальных доктрин.

3. Антираціоналістичний подход. Множественность мотивов и небольшое значение чисто логических побудительных причин человеческих действий. Это положение выдвигалось в форме этических аргументов и в психологическом анализе поведения индивидов и масс

4. Эволюционный подход. Эволюционные теории призваны использовать исторический материал.

5. Положение о роли интересов во взаимодействии индивидов. Важно то, как развиваются конкретные события и формируются конкретные условия, а также что конкретно их приводит, а не общие причины всех социальных событий.

6. Органический подход. Аналогия между социальными и физическими организмами. Первоначальная органическая концепция, согласно которой национальная экономика существует вне различными индивидуумами и над ними, позже заменяется концепцией, согласно которой индивидуальные экономики, которые составляют национальную, находятся в тесной зависимости друг от друга.

Социальное направление в политической экономии.

на Протяжении 80-90-х годов XIX века. - 30-х годов XX века, в Германии и Австрии возникло и развивалось экономическое учение, получившее название "социальная школа" (социальное направление в политической экономии, социально-правовая школа). Социальная школа считается наследницей новой исторической школы, но, в отличие от нее, не отрицала значение экономической теории, а пыталась создать экономическую теорию с этико-правовым подходом к экономическим явлениям. ее представители цель экономической деятельности определяли правом, политикой и идеологией, исследовали экономическую жизнь общества как совместную деятельность людей, связанных нормами права.

Начало социального направления экономических исследований было обусловлено формированием новой системы организации рыночной экономики (процессами монополизации, акционирования и корпоратизации, возрастанием роли государства и рабочих объединений), обострением проблем социального неравенства и социальной защиты, необходимостью идеологического противостояния марксизму.

Социальная школа не была целостным экономическим учением, она охватывала такие течения:

o социально-правовое, или социально-этическую, которую характеризуют труда Рудольфа Штольцмана (1852-1930) "Социальные категории" (1896) и "Цель в народном хозяйстве", Рудольфа Штаммлера (1856-1938) "Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории" (1896), Альфреда Амонна (1883-1962) "Предмет и основные понятия политической экономии" (1911), Карла Дол я (1864 - 1943) "Теоретическая политэкономия" (1916), Франца Петри "Социальное содержание теории стоимости Маркса" (1916);

o теорию либерального социализма, изложенную в труде Франца Оппенгеймера (1864-1943) "Учение Маркса о основной закон общественного развития" (1903);

o теорию универсализма Отмара Шпанна (1878-1950), который возглавлял социальное направление в Австрии.

Объединяют представителей социального направления в политической экономии такие методологические принципы:

o отрицание объективных экономических законов, утверждение, что социальные законы - это законы человеческого поведения;

o трактовка производства как сугубо технического вечного процесса взаимодействия факторов производства, который не связан с определенным социальным устройством;

o социальный подход к анализу хозяйственных явлений, их исследование с позиций социологии - науки об обществе как целостной системе. Отрицался определяющее влияние экономических факторов на социальные, политические, правовые, духовные процессы общественного развития. Экономика рассматривалась как составляющая социальной системы, хозяйственные процессы анализировались как результат взаимодействия экономических, политических, правовых, идеологических и социальных факторов. Признавался примат правовых и этических аспектов эволюции экономических явлений и процессов. Это свидетельствовало о институциональный характер идей ученых;

o защита частной собственности, отрицание эксплуатации наемного труда, обоснование необходимости социальных реформ и государственно-правового регулирования производства;

o применение принципа историзма и системного подхода к анализу хозяйственной жизни, обоснование эволюционного развития капитализма.

Социальная школа внесла значительный вклад в экономическую теорию.

Экономическое развитие рассматривался как совместная деятельность людей, связанных нормами права. Собственное правовое регулирование определяет форму общественного устройства. Правовые факторы определяют этические нормы. Предлагался новый метод познания экономических процессов - телеологічний1, согласно которому задачей экономики является исследование отношений между целевыми установками и средствами их достижения. Основными целями считались стремление к удовлетворению потребностей, обеспечения "достойного существования" граждан. А. Шпанн в труде "Фундамент народного хозяйства" (1918) изложил концепцию универсализма, в которой обосновал необходимость усиления государственно-правового регулирования экономического развития.

Большинство представителей социальной школы отвергали теорию ценности.

Да-А. Амонн анализировал теорию ценности представителей математической школы, ценность отождествлял с ценой, которая рассматривалась как равнодействующая субъективных оценок определенного товара покупателями и продавцами. Г. Штольцман обработал "соціологічний19 вариант теории предельной полезности, объединив теорию предельной полезности с "социальной теорией распределения". По мнению Ф. Оппенгеймера, причиной ценности "полезность блага", стоимость трактовалась им как нечто идеальное. Однако К. Диль отрицал любое значение теории стоимости, считал, что формирование цены - это чисто эмпирический случайный процесс, лишенный закономерностей.

Много внимания представители социальной школы уделяли отношениям распределения. Они трактовали их с социально-правовых и социально-этических подходов, анализировали независимо от теории стоимости или противопоставляли последний (Кол. Диль), рассматривали теорию распределения как первоначальную теории стоимости (Г. Штольцман). Исследовались классовые противоречия между рабочими и предпринимателями путем анализа их доли в общественном продукте. Противоречия воспринимались как нормальные явления, связанные со стремлением каждого из классов получить больше доходов. Сторонники социального направления подчеркивали важность функций предпринимателей как организаторов производства, их праве получать вознаграждение для обеспечения социально обусловленного прожиточного минимума ("единицы прогодовування"). Так же и работник должен быть обеспечен прожиточным минимумом согласно его социального положения. А. Шпанн в теории обратной прибавочной стоимости отмечал, что капиталист эксплуатирует рабочих, а наоборот, поэтому марксистская концепция прибавочной стоимости является ошибочной. Ф. Оппенгеймер идеализировал капитализм свободной конкуренции, который отождествлял с простым товарным производством и частной собственностью, считал естественным и трактовал как либеральный социализм - свободный от эксплуатации общественный строй, основанный на частной собственности и рыночном обмене.

Основой нового социально справедливого общественного устройства, по мнению ученых, должна быть рыночная экономика с акционерной формой собственности и корпоративной организацией производства, которые способны обеспечить единство интересов рабочих и предпринимателей.

Методология и традиции новейшей исторической и социальной школ повлияли на дальнейшее развитие экономической теории, в первую очередь на развитие институционального напряму1.

Альтернатива феодализму как форме хозяйствования появилась не сразу. И даже возникнув на почве разлагающегося феодализма, капиталистическая организация производства долгое время использовалась ограничено и приносила мало дохода. А тем более неравномерность проявлялась территориально - страны постепенно входили в новую стадию экономического развития.

В каждой стране были свои стимулы, способствовавшие изменениям. Буревестники капитализма (Англия и Голландия) отличались от других стран географией, определявшей широкое развитие торговли в этих странах. События эпохи перехода от феодализма к капитализму диктовали новые условия экономического развития. Великие географические открытия и связанное с ними появление мирового рынка, «революция цен», так же связанная с колониями, внедрение совершенно новых технологий в производство – всё это не могло не послужить предпосылками широкого внедрения нового способа производства. Таким способом стал капиталистический.

Исходная точка капитализма

Исходной точкой капитализма, многие исследователи считают первоначальное накопление капитала –, а именно процесс отъёма средств производства у мелких производителей, накопление крупных денежных сумм в руках купцов, ростовщиков, фермеров, цеховых мастеров.

Затем в ведущих странах Европы (Англии, Голландии), возникла простая капиталистическая кооперация – будущий прообраз мануфактурного производства. То в свою очередь, дав экономике большой толчок, пройдя множество трансформаций, превратилась в капиталистическую фабрику.

Вся эта экономическая эволюция сопровождалась резко возросшей ролью Англии, которая и по сей день играет важную роль в её экономике. Но тогда – в 14-16 веках, в период становления капитализма, английская шерсть обеспечивала мировое сукноделие. Все изменения в Англии происходили интенсивнее, в том числе и первоначальное накопление капитала.

Голландскому экономическому развитию сильный стимул придали главным образом географические условия страны. Экономика малоплодородных голландских земель зиждилась на морской торговле, а так же личной свободе крестьян – что было специфично для Европы. Лишь в 18 веке, отсутствие фабричного производства – как новой и прогрессивной формы капиталистического производства, вкупе с бесконечными войнами, ведшимися Голландией, отодвинули эту экономическую морскую державу назад. Полноправным мировым лидером стала Англия, в которой мощным толчком для капитализма стала буржуазная революция 1642-1660 годов.

Активное развитие внешней торговли, распространение банков – всё это послужило ускоренному развитию в Англии капитализма. Положение крестьян, подходящие условия для свободного развития торговли – вот главные причины первенства Англии по сравнению с Францией, где крестьяне были расслоены (что замедлило и усложнило их обезземеливание, подобно крестьянству Англии), а буржуазия пассивна.

Германия же, на тот момент бывшая в виде множества княжеств, несла экономические потери из-за Тринадцатилетней войны и усиленной эксплуатации крестьян феодалами.

Таким образом, можно придти к выводу, что генезис капитализма был бы невозможен без процесса разложения феодализма. Процесс этот, как мы видим, не одномоментный, различается в разных странах. Развитие капитализма в каждой отдельной стране происходило под влиянием экономических, социальных и географических условий, и каждый раз с какими-либо специфическими чертами.

Построенная на праве частной собственности и свободе предпринимательства. Явление зародилось в Западной Европе в XVII-XVIII веке и сегодня распространено во всем мире.

Возникновение термина

Вопрос «что такое капитализм» изучался многими экономистами и учеными. Особенная заслуга в освещении и популяризации этого термина принадлежит Карлу Марксу. Этот публицист в 1867 году написал книгу «Капитал», которая стала основополагающей для марксизма и многих идеологий левого толка. Немецкий экономист в своем труде подверг критике сложившуюся в Европе систему, при которой предприниматели и государство нещадно эксплуатировали рабочий класс.

Слово «капитал» возникло несколько раньше Маркса. Первоначально это был жаргонизм, распространенный на европейских биржах. Еще до Маркса это слово в своих книгах использовал знаменитый английский писатель Уильям Теккерей.

Основные особенности капитализма

Чтобы понять, что такое капитализм, следует разобраться в его основных чертах, которые отличают его от других экономических систем. Основой этого явления является свободная коммерция, а также производство услуг и товаров частными лицами. Важно и то, что все это продается только на свободных рынках, где цена определяется в зависимости от спроса и предложения. Капитализм не подразумевает принуждения со стороны государства. В этом он противоположен плановой экономике, которая существовала во многих коммунистически странах, в том числе и СССР.

Движущей силой капитализма является капитал. Это средства производства, которые находятся в частной собственности и нужны для получения прибыли. В обиходе под капиталом чаще всего подразумевают деньги. Но это может быть и другое имущество, например драгоценные металлы.

Прибыль, как и капитал - собственность владельца. Он может использовать ее для того, чтобы расширить собственное производство или удовлетворить свои нужды.

Жизнь капиталистического общества

Капиталистическое общество зарабатывает себе на жизнь с помощью свободного найма. Иначе говоря, рабочая сила продается за заработную плату. Так что такое капитализм? Это принципиальная свобода рынка.

Для того чтобы в обществе возникли капиталистические отношения, ему необходимо пройти несколько стадий развития. Это увеличение количества товаров и денег на рынке. Кроме того, капитализму нужна еще и живая рабочая сила - специалисты с необходимыми навыками и образованием.

Подобная система не может контролироваться из определенного центра. Каждый член капиталистического общества свободен и может по своему усмотрению распоряжаться собственными ресурсами и умениями. Это, в свою очередь, означает, что любое решение подразумевает индивидуальную ответственность (например, за убытки из-за неправильного вкладывания денег). В то же время участники рынка защищены от посягательств на собственные права с помощью законов. Правила и нормы создают тот баланс, который необходим для стабильного существования капиталистических отношений. Также необходим независимый суд. Он может стать арбитром в случае возникновения спора между двумя участниками рынка.

Социальные классы

Хотя именно Карл Маркс известен больше всех как исследователь капиталистического общества, даже в свою эпоху он был далеко не единственным, кто изучал эту экономическую систему. Немецкий социолог уделил много внимания рабочему классу. Однако еще до Маркса Адам Смит исследовал борьбу различных групп общества.

Английский экономист выделил три основных класса внутри капиталистического общества: собственников капитала, землевладельцев и пролетариев, которые эту землю обрабатывали. Кроме того, Смит обозначил три вида доходов: ренту, заработную плату, а также прибыль. Все эти тезисы в дальнейшем помогли другим экономистам сформулировать, что такое капитализм.

Капитализм и плановая экономика

Карл Маркс в собственных трудах признавал, что не он открыл явление классовой борьбы в капиталистическом обществе. Однако он писал, что его главной заслугой является доказательство того, что все социальные группы существуют только на определенном этапе исторического развития. Маркс считал, что период капитализма - временное явление, которое должно смениться диктатурой пролетариата.

Его суждения стали основой для многих левых идеологий. В том числе марксизм оказался платформой для большевистской партии. История капитализма в России обернулась революцией 1917 года. В Советском Союзе была принята новая модель экономических отношений - плановая экономика. Понятие «капитализм» стало ругательством, а западных буржуа начали называть не иначе как буржуями.

В СССР государство взяло на себя функции последней инстанции в экономике, на уровне которой решалось, сколько и чего производить. Подобная система оказалась неповоротливой. В то время как в Союзе упор в экономике делался на ВПК, в капиталистических странах царила конкуренция, обернувшаяся ростом доходов и благосостояния. В конце XX века почти все коммунистические страны отказались от плановой экономики. Они также перешли к капитализму, который сегодня является двигателем мирового сообщества.

Капитализм (capitalism ) - это экономическая система и общественный строй, где отличительными чертами являются частная собственность на средства производства, использование наемного труда и свобода предпринимательства.

Капитализм как общественный порядок пришел на смену феодализму. Этот переход от феодальных производственных отношений к капиталистическим в различных странах имел свои особенности (например, Английская буржуазная революция XVII в., Нидерландская буржуазная революция XVI в. и т.д.). Одним из главных и решающих экономических значений для возникновения капитализма был процесс так называемого первоначального накопления капитала , когда мелкие производители (в основном это были крестьяне) насильственным методом лишались всяких средств и становились юридически свободными, а средства производства, напротив, концентрировались в руках у буржуазии.

Как экономический строй, капитализм характеризуется тремя основными признаками: частным распоряжением средствами производства; рыночно-ценовым механизмом координации деятельности индивидов; максимизацией дохода, пользы как цели хозяйствования. В такой экономической системе на первый план выдвигается проблема эффективности распределения и использования ресурсов. И решается эта проблема прежде всего каждым индивидом. Поэтому капитализм (европейская модель) предполагает личную свободу, индивидуализм, субъективизацию и рационализацию. Положение человека теперь не определяется социальным статусом его семьи, религиозными нормами. Он сам утверждает себя в соответствии со своими способностями, становясь мерой всех вещей. Как показал немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер (1864-1920 гг.), в становлении капитализма огромную роль сыграла протестантская этика, для которой характерны: ответственность человека перед собой, перед обществом, перед богом; самоценность труда и дохода, полученного честным путем (заработанного дохода). Такая этика утвердилась в ходе религиозной реформации (XVI-XVII века) и пришла на смену католической этике, проповедовавшей не труд, а потребление, наслаждение, освящавшей социальное неравенство и право грешить, так как грехи могут быть прощены.

Для стран, совершающих революционный и весьма болезненный переход от плановой к рыночной экономике, чрезвычайно важно понять, что представляет собой общество, которое нужно построить. Для этого необходимо избавиться от иллюзии совместимости рынка и социализма , то есть рынка без частной собственности, эффективной экономики без капитализма. В постсоветском сознании слово "капитализм" ассоциируется с эксплуатацией, несправедливостью, с борьбой всех против всех по принципу "человек человеку волк". Трудно предположить, что основанное на таких нравственных нормах общество могло бы просуществовать двести-триста лет.

Капитализм не только и не столько экономическая система, сколько форма общества, которое объединяет свободных индивидов, предъявляя к ним огромные моральные требования. Эти нравственные нормы жизни и определяют жизнеспособность рыночного экономического механизма. Они не порождаются рынком, а предшествуют ему. Капитализм как возникшая в ходе эволюции форма общества предполагает:

  1. свободу как возможность действия в соответствии с поставленной самостоятельно целью и ответственность за свой выбор как отсутствие заведомых ограничений, кроме нравственных;
  2. гражданское общество как совокупность институтов, союзов, ассоциаций достаточно сильных, чтобы исключить возможность узурпации власти, тирании, и в то же время достаточно свободных, позволяющих человеку беспрепятственно к ним присоединяться или их покидать, иначе говоря, это общество структурировано, но его структура подвижна, способна к совершенствованию;
  3. модульного человека, способного включаться в те или иные структуры, ассоциации, но не подчиняться им, сохраняя свою свободу и права выхода из этих союзов, ассоциаций, партий и т.д., и в то же время готового к активным действиям против тех, кто ограничивает его свободу, его права, как и права других;
  4. демократию, то есть форму правления, предполагающую политическую свободу и действия избранного народом правительства в соответствии с интересами и волей избирателей (управляемых), что, в свою очередь, предполагает конституционное согласие и наличие эффективных механизмов, ограничивающих власть и функции правительства;
  5. частную собственность как общественный институт, дающий всем членам общества равные права по владению ресурсами;
  6. рыночную систему, включающую рынок капиталов, рынок труда , рынок земли;
  7. свободу предпринимательства и рыночную конкуренцию;
  8. ограниченную роль правительства.

Названные черты, свойства капиталистического общества можно определить как капиталистическую идеологию, то есть систему ценностей, взглядов, на которых зиждется это общество и которые признаются абсолютным большинством его членов.

Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.

С высоты богатого исторического опыта многих стран можно выделить четыре основных типа капитализма (рис. 1.11). Из них, как уже отмечалось, наиболее непригляден начальный капитализм – период стихийного становления рыночной системы и так называемого "первоначального накопления капитала" (Смит), при котором нужные для старта бизнеса средства концентрируются в руках относительно небольшой группы самых энергичных людей, способных к предпринимательству. Здесь-то и неизбежны: перераспределение собственности, обогащение одних людей за счёт других, резкое расслоение общества, масса злоупотреблений и беззаконий (захват чужого или общего имущества, обман, бесчеловечность и насилие, действия по принципу "хапнуть и убежать", сверхэксплуатация наёмного труда, хищническое отношение к природе преступления и пр.). Недаром патриарх американского индустриального бизнеса Генри Форд (1863–1947) однажды признался, что он может отчитаться за каждый заработанный доллар, кроме первого миллиона.

В странах-первопроходцах капитализма (Англия, Голландия, США и др.) начальный период длился многие десятки лет (главным образом в XVI–XIX веках), пока, наконец, основная часть собственности не обе рела хозяев и не наладилось производство, пока сами люди не устали от "беспредела", не успокоились и не выработали законодательные правила цивилизованной жизни.

В России этот период усилиями коммунистов разбился на две суровые "серии". Первая началась в середине XIX века (особенно бурно после оте мены крепостного права в 1861 году). Здесь тоже в экономику ворвались, как пишет Достоевский, "ошалевшие от собственного могущества пагубные пришельцы", кричавшие диким голосом на всю Россию: "Прочь с дороги, я иду!"

При этом писатель с тревогой отмечал, что хуже стало и во всём обществе. "Что-то носится в воздухе полное материализма и скептицизма ... как бы какой-то дурман... зуд разврата... преклонение народа перед деньгами, пред властью золотого мешка... Началось обожание даровой наживы, наслаждения без труда; всякий обман, всякое злодейство совершаются хладнокровно; убивают, чтобы вынуть хоть рубль из кармана" (15-13:34,35).

Таким образом, негативный эффект нарастающего "разврата" в обществе при переходе к капиталистической свободе – явление повсеместное. Эгоцентричные и "нахально самодовольные" дельцы (Достоевский) обычно не склонны к философским раздумьям и не сразу осознают, что более рационально, безопасно и продуктивно действовать не обманом и насилием, а на принципах цивилизованного партнёрства , взаимной выгоды и, значит, в рамках закона.

"Подчиняющийся закону – умён, – гласит Библия. – Не подчиняясь закону, ты вместе со злыми", а они ничтожны и непременно будут наказаны (6-Пр 28:7,4; 6:14,15). Вторая "серия" перехода России к рынку на рубеже XX–XXI веков наглядно подтверждает это. Капиталисты-хищники вместо честной конкуренции уничтожают друг друга. Так Бог, но словам Лютера, "бьёт одного злодея другим" (10-366).

Остальные три типа капитализма различают в зависимости от того, в чьих руках сосредоточены главные рычаги экономической и политической власти и какова форма этой власти в обществе – бюрократия , олигархия или демократия (вернёмся к рис. 1.11).

Так, бюрократический капитализм (или государственный капитализм) предполагает, что экономикой и другими сферами общественной жизни распоряжается государство, т.е. прежде всего его бюрократический аппарат, многочисленное племя чиновников. Отсюда неизбежны чрезмерное вмешательство госорганов в деятельность граждан (жесткий контроль, всевозможные проверки и регистрации, необходимость на всё получать разрешения и т.п.), чиновничий произвол, коррупция , сговор бюрократов с преступниками, крупным и/или нелегальным бизнесом,

Рис. 1.11.

расцвет "теневой экономики" и высокая криминализация общества, низкий уровень жизни большинства населения на фоне сверхбогатства коррумпированного чиновничества и верхушки бизнеса.

В частности, теневая экономика – это хозяйственный сектор, охватывающий такие виды незаконной деятельности, как (1) подпольное производство, связанное с нарушением технологических, трудоохранных, экологических и других требований (к примеру, "чёрная занятость" – наём работника без оформления в штат, а значит, без пенсионных отчислений, без возможных претензий и пр.); (2) скрытое предпринимательство (или "работа на себя", без госрегистрации), нацеленное на уклонение от налогов и "мешающих" правил; (3) деятельность, связанную с запрещённым производством, наркобизнесом, коррупцией и т.п. По разным оценкам, доля подобной "злокачественной" экономики в России в конце 1990-х достигала 40-50% от ВВП.

В чём-то схожую картину даёт и олигархический капитализм. Экономика и власть здесь находятся в руках узкой группы так называемых "олигархов " – крупнейших банкиров, биржевых спекулянтов, промышленных, торговых, газетно-телевизионных магнатов и т.п. При этом высшие руководители госаппарата, политических партий, средств массовой информации (СМИ) могут быть куплены олигархами и работают на них. От криминализированных верхов преступность кругами расходится в обществе, ибо верно говорит библейская мудрость: "Если у власти люди порочные, тогда грех будет везде" (6-Пр 29:16). Что же касается уровня жизни, то у большинства населения он невысок, в то время как олигархи и те, кто им прислуживает, "жируют" и живут припеваючи.

В отличие от этого демократический капитализм (его также называют цивилизованным, или народным, капитализмом) возможен лишь в условиях зрелой и подлинной демократии, когда народ сам избирает и контролирует власть в обществе и когда гарантированы права и свободы личности. Здесь эффективно действует разноукладная, социально-рыночная экономика (свободный конкурентный рынок + социальные гарантии всем гражданам), ведётся широкое предпринимательство, работает огромная масса средних и малых бизнесов.

При этом в стране мало бедных и сверхбогатых, жизнь регулируется отлаженными и уважаемыми законами, а государство защищает собственников от бандитов и вымогательства бюрократов.

Наибольший (60–80%) удельный вес в подобном демократическом обществе занимает процветающий средний класс – его главная интеллектуально-созидательная сила (отсюда термин "общество двух третей"). Он охватывает представителей самых разнообразных профессий: учёных, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т.д.

Обычно это люди с хорошим образованием, надёжной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много работают, располагают собственностью (земля, дома, машины, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо : благосостояние человека определяют его личные усилия – трудолюбие, образование, энергия, предприимчивость. Недаром представителя среднего класса на Западе по-английски часто называют self-made man [сэлф мэйд мэн] – человек, "сделавший себя сам", преуспевший самостоятельно.

Разумеется, реальная жизнь "хитроумнее" и "шершавее" любых гладких схем. В ней всё может быть в сложном переплетении. Так, в России на рубеже XX–XXI веков затейливо сплелись воедино элементы начального, бюрократического, олигархического "капитализмов". До народного же капитализма, похоже, ещё далеко. Отсюда и социальная напряжённость. Когда в обществе много бедности и бесправия, отмечал ещё Аристотель, оно "неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми" (29-2,410).

Однако чем определяется тот или иной конкретный облик общества? Ряд исследователей [в частности, американские экономисты и социологи То́рстейи Ве́блен (1857–1929) и Джон Ке́ннет Гэ́лбрейт (родился в 1908)1 полагают, что в первую очередь – его важнейшими институтами, или учреждениями. Отсюда и название основанного Всбленом теоретического направления – институционализм.

Социальные институты вообще (от лат. institutum – установление, учреждение) – это те или иные исторически сложившиеся в обществе установления (традиции, нормы, правила, организационные формы), которые регулируют совместную жизнь людей. Например, любовь, брак, семья, материнство (семейные институты); бизнес, рынок, деньги, банк, биржа (экономические институты) , государство, армия, суд, партии (политические институты); наука, образование, религия, моральные нормы (духовные институты).

Именно социальные институты "создают и воспитывают народы" (Чаадаев), поэтому от их форм и содержания, от их укоренения, законодательного и организационного оформления в данной стране (институционализация), от своевременной смены быстро устаревающих учреждений новыми во многом зависит прогресс общества. Чем отлаженнее и совершеннее социальные институты, чем выше их гуманный, нравственный, демократический и правовой уровень, тем менее конфликтно и более успешно в своём развитии общество.

Для экономики первостепенное значение имеют такие институты, как семья, трудолюбие, собственность, домашнее хозяйство, закон, налоги, товар, деньги, рынок, корпорации , профсоюзы и др., а главное, как увидим ниже, государство.

  • Индустриа́льный (от лат. industria – усердие, деятельность) – промышленный (индустри́я – то же, что промышленность).
  • Материали́зм (от лат. materialis – вещественный) – (1) в философии – мировоззрение, принимающее за основу всего существующего материю, объективную реальность (а не её субъективное отражение в сознании человека); (2) *узкопрактическое отношение к действительности, чрезмерный прагматизм.
  • Скептици́зм (от греч. skeptikos – рассматривающий, исследующий) – (1) а философии – позиция сомнения в возможности познания действительности; (2) критическое, недоверчивое отношение к чему- либо.
  • Цивилизо́ванный (от лат. civilis – гражданский) – (1) находящийся на уровне данной цивилизации; (2) правовой, культурный, просвещённый, гуманный.
  • Партнёрство (от англ, partner, франц. partenaire – партнёр, сотоварищ) – сотрудничество между людьми в какой-либо деятельности на основе взаимопонимания и доверия, уважения интересов друг друга и взаимных уступок, ответственности и обязательности соблюдения догово́рных условий.
  • Бюрокро́тия (от франц. bureau – бюро, канцелярия + греч. kratos – власть, господство; буквально: господство канцелярии) – (1) форма власти с господством чиновников в обществе; (2) сами госчиновники, особенно руководящий состав. Бюрократи́зм – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела и подмена его формальностями (справками, отчётами, совещаниями). Бюрокра́т – (1) представитель чиновничества; (2) тот, кто склонен к бюрократизму, к "игре с бюрократическую переписку бумажек", "чинодрал" (Ленин).
  • Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп) – подкуп; продажность должностных лиц; взяточничество, казнокрадство и другие злоупотребления служебным положением для получения неоправданных преимуществ для себя. Криминализа́ция (от лат. criminalis – преступный) – (1) усиление преступности в обществе; (2) проникновение криминальных (преступных) элементов куда-либо, подчинение кого-, чего-либо влиянию преступного мира.
  • Магнат (от лат. magnatus – богатый, знатный человек) – представитель крупного бизнеса, влиятельное лицо (в экономике, политике, СМИ и т.д.).
  • Кредо (от лаг. credo – верю) взгляды, убеждения, основы мирон воззрения.
  • Корпора́ция (от лат. corporatio – объединение) – (1) акционерное общество; (2) объединение лиц, организация или фирм на основе общности их профессиональных или сословных интересов (например, корпорация банкиров).