Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ студентами по дисциплине: «Основы экономической теории.

Методическое обеспечение самостоятельной работы по правоведению состоит из:

Определения учебных вопросов, которые студенты должны изучить самостоятельно;

Подбора необходимой учебной литературы, обязательной для проработки и изучения;

Поиска дополнительной научной литературы, к которой студенты могут обращаться по желанию, если у них возникает интерес к данной теме;

Определения контрольных вопросов, позволяющих студентам самостоятельно проверить качество полученных знаний;

Организация консультаций преподавателя со студентами для разъяснения вопросов, вызвавших у студентов затруднения при самостоятельном освоении учебного материала.

Контроль за самостоятельной работой студентов по курсу правоведение осуществляется в двух формах: текущий контроль и итоговый. Текущий контроль проводится на семинарском занятии при плановом обсуждении соответствующей темы курса, в ходе которого преподаватель оценивает качество усвоения студентами вопросов, изложенных на лекции и вопросов, которые были предложены для самостоятельного изучения.

Итоговый контроль предусматривает зачет и экзамен в семестре.

Самостоятельная работа студентов – важнейшая составная часть занятий по правоведению, необходимая для полного усвоения программы курса. Целью самостоятельной работы является закрепление и углубление знаний, полученных студентами на лекциях, подготовка к текущим семинарским занятиям, промежуточным формам контроля знаний (тестированию, контрольным работам и пр.) и сдаче дифференцированного зачета.

Самостоятельная работа способствует формированию у студентов навыков работы с правовой литературой, развитию культуры умственного труда и поискам в приобретении новых знаний. Самостоятельная работа включает те разделы курса правоведения, которые не получили достаточного освещения на лекциях по причине ограниченности лекционного времени и небольшого объема аудиторных занятий.

Систематическая самостоятельная работа по изучению курса «правоведения» обеспечит студентам успешную сдачу зачета и экзамена и, главное, действительно глубокие знания, необходимые любому образованному специалисту и просто неравнодушному человеку.

Одной из задач преподавателей, ведущих занятия по дисциплине «правоведение» является выработка у студентов осознания важности, необходимости и полезности знания дисциплины для дальнейшей работы их технологами, инженерами-исследователями, проектировщиками, при организации современного производства высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Самостоятельная работа студентов – совокупность всей самостоятельной деятельности обучаемых как в отсутствие преподавателя, так и в контакте с ним, в учебной аудитории и за ее пределами (в том числе и в ходе учебных занятий). При изучении данной дисциплины целесообразно использовать следующие формы учебной работы:

Обзорные лекции;

Самостоятельная работа студентов с учебной и методической литературой;

Выполнение контрольных заданий (упражнений, тестов, задач).

Планируя время на изучение дисциплины, студентам можно руководствоваться предложенным учебно-методическим планом, где указано распределение времени, отведенного на изучение дисциплины, между лекциями, семинарами и самостоятельной подготовкой.

В ходе самостоятельной работы студентам необходимо разбираться с изучаемым вопросом, используя учебники (смотри список основной литературы) и материалы лекций. Для подготовки докладов к семинарским занятиям, или для углубления знаний по той или иной теме, целесообразно воспользоваться дополнительной литературой (смотри список дополнительной литературы). Учебники и другую литературу можно взять в библиотеке.

При подготовке докладов, сообщений можно воспользоваться Интернет ресурсами. При этом следует обратить внимание на то, чтобы используемая информация была актуальна и достоверна. Студенты должны уметь пользоваться основными правовыми базами, такими как « » и « » и др.

При подготовке докладов следует выписывать полные ссылки из тех источников, которыми воспользовались. Это позволит преподавателю проверить качество выполненной работы. Для проверки знаний можно использовать тестовые материалы или вопросы для самостоятельной подготовки, предложенные в УМК.

Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен зачет и экзамен. Вопросы к зачету и экзамену приведены в разделе « ».

Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)»;140100 Теплоэнергетика и теплотехника; 220400 Управление в технических системах; 220700.62 Автоматизация технологических процессов и производств; 223200 Техническая физика; 231300 Прикладная математика; 240100 «Химическая технология».

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Организация самостоятельной работы для студентов по направлениям 111400 Водные биоресурсы и аквакультура; 140400 Электроэнергетика и электротехника; 141100 Энергетическое машиностроение; 141100.62 Энергетическое машиностроение; 200100 Приборостроение; 210100 Электроника и наноэлектроника; 230100 Информатика и вычислительная техника; 230700.62 Прикладная информатика; 280700 Техносферная безопасность.

Тема самостоятельной работы

Номер раздела

лекционного

Продол-житель-ность
5

Понятие и принципы гражданского общества и правового государства

Защита прав человека в государстве

Психологические и социальные факторы развития российского правосознания

Права и обязанности человека и гражданина закрепленные в конституции РФ

Понятие, виды и правовой статус субъектов административного права

Гражданское право Российской Федерации

Трудовое право Российской Федерации

Уголовное право Российской Федерации

Вуз: РАНХиГС


Вопросы по Экономике

  1. Предмет и метод экономической теории.
  2. Потребности и блага.
  3. Экономические ресурсы и факторы производства.
  4. Кривая производственных возможностей и экономическая эффективность.
  5. Экономический рост.
  6. Типы экономических систем.
  7. Спрос в рыночном механизме.
  8. Предложение в рыночном механизме.
  9. Рыночное равновесие, дефицит и излишек.
  10. Совершенная конкуренция.
  11. Монополия: сущность, виды.
  12. Монополистическая конкуренция и олигополия.
  13. Государственная антимонопольная политика.
  14. Рынок земли.
  15. Рынок труда.
  16. Рынок капитала.
  17. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов.
  18. Совокупный спрос и совокупное предложение: определение, график, факторы.
  19. Макроэкономическое равновесие и его изменение.
  20. Экономический цикл.
  21. Безработица: определение, типы, последствия.
  22. Инфляция: типы, виды, последствия.
  23. Государственный бюджет: определение и структура.
  24. Налоги как основной источник бюджетных доходов.
  25. Воздействие бюджетного дефицита (профицита) на экономику.
  26. Государственный долг: определение, структура, последствия.
  27. Налогово-бюджетная политика.
  28. Сущность и функции денег.
  29. Банковская система: определение и структура.
  30. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
  31. Основные формы международных экономических отношений.
  32. Валютная система и валютный рынок.

Ответы по Экономике

1. Предмет и метод экономической теории

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Методы экономической теории:

  • , т.е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления.
  • Метод индукции - метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.
  • Метод дедукции - метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами.
  • Математические методы.
  • Моделирование. Модель - упрощенная картина действительности.

2. Потребности и блага

Материальные потребности можно назвать экономическими потребностями. Они выражаются в том, что мы хотим различных экономических благ. В свою очередь, экономические блага - это материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности. Экономические потребности — одна из основополагающих категорий в экономической теории.

Экономические блага — это результаты экономической деятельности, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями.

Экономические блага включают в себя две категории: товары и услуги.

С точки зрения потребления благ их подразделяют на потребительские и производственные. Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация)).

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага можно осязать. Это вещи, которые могут накапливаться и храниться длительное время. Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные. Частное благо предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил. Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

  • Взаимозаменяемые блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.).
  • Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

При всем этом экономические блага делятся на нормальные и низшие.

К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей.

Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

3. Экономические ресурсы и факторы производства.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы:

  • - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают «неисчерпаемые» и «исчерпаемые»;
  • - все созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства;
  • - население в трудоспособном возрасте, которое оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;
  • - денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название «базовых »; возникшие на рыночной ступени финансовые ресурсы стали называться «производными».

В экономической теории выделяют четыре основных фактора производства:

  • - совокупность всех природных ресурсов планеты, вовлекаемых в процесс производства. Это пахотные земли, другие сельскохозяйственные угодья, полезные ископаемые, водные ресурсы, воздушный бассейн, растительный и животный мир природы;
  • - созданные людьми средства производства, используемые для получения
    экономического продукта. Это производственные здания, сооружения, оборудование (физический капитал). Кроме этого сюда принято включать денежный капитал (инвестиции), используемый для приобретения основных средств;
  • - это рабочая сила, которая непосредственно занята в процессе производства. Труд измеряется количеством работников, занятых в производстве, или количеством рабочего времени, затрачиваемого этими работниками.
  • предпринимательские способности - характеризует людей, участвующих в производстве, способных эффективно использовать экономические ресурсы с целью получения наиболее высоких результатов.

4. Кривая производственных возможностей и экономическая эффективность.

Кривая производственных возможностей — это кривая, показывающая различные комбинации максимальных объёмов производства нескольких (как правило, двух) товаров или услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов.

Кривая производственных возможностей показывает:

1. Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров.

2. Уровень эффективности производства.

Производство продукции, соответствующее любой из точек на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующей.

Экономическая эффективность по Парето , это такое состояние рынка, при котором никто не может улучшить свое положение, одновременно не ухудшая положения хотя бы одного из участников. По-другому подобную ситуацию называют Парето-оптимальным состоянием .

5. Экономический рост

Экономический рост — это увеличение объёма производства продукции в национальной экономике за определённый период времени (как правило, за год).

Различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста.

Экстенсивный фактор роста реализуется за счёт количественного увеличения ресурса (например, за счет роста численности работников).

Интенсивные факторы экономического роста определяются совершенствованием и повышением качества систем управления, технологий, использованием инноваций.

6. Типы экономических систем

Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить.

Типы экономических систем:

Традиционная

Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие товары и услуги как и для кого производить

  • Отсталая технология производства
  • Преобладание ручного труда
  • Многоукладность экономики
  • Консерватизм и неприятие ново-введений

Командная
Экономические решения прини-мают в основном представители государственной власти

  • Отсутствие у производителей свободы выбора
  • Отсутствие у производителей заинтересованности в повы-шении эффективности произ-водства

Рыночная

Свободное решение основных эко-номических вопросов на основе рыночных механизмов регулиро-вания

  • Преобладание частной собствен-ности
  • Экономические субъекты осущест-вляют деятельность в соответствии со своими личными экономически-ми интересами
  • Свободная конкуренция
  • Минимальное влияние государства

Смешанная
Одновременное сочетание част-ного и государственного секто-ров экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций и социализации жизни

  • Недостатки рыночной экономи-ки сглаживаются государствен-ным регулированием
  • Непосредственное участие госу-дарства в предоставлении соци-альных благ.

7. Спрос в рыночном механизме.

Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

8. Предложение в рыночном механизме.

Предложение это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения.

9. Рыночное равновесие, дефицит и излишек

Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос и предложение находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом. Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене.

Если реальная рыночная цена выше, то объем спроса будет меньше объема предложения, т.е. возникает избыток товара . Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то объем спроса превышает объем предложения, возникает дефицит товара . Дефицит товара действует в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар.

10. Совершенная конкуренция.

Совершенная , свободная или чистая конкуренция — экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют её своим вкладом спроса и предложения. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

  • бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей
  • однородность и делимость продаваемой продукции
  • отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка
  • высокая мобильность факторов производства
  • равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

11. Монополия: сущность, виды

Монополия - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

С учетом степени охвата экономики :

В масштабе определенной отрасли - чистая монополия . В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров и их ценой.

В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия . Она находится в руках государства или его хозяйственных органов.

Монопсония (чистая и абсолютная) - один покупатель ресурсов, товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения :

Естественная монополия . Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники).

Легальные монополии образуются на законном основании. Различают:

а) патент . Право исключительного пользования сделанным, изобретением;

в) торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму.

Искусственные монополии . Объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

12. Монополистическая конкуренция и олигополия

Монополистическая конкуренция и олигополия представляют собой модели рынка, в которых смешаны черты чистой конкуренции и чистой монополии.

В преобладают черты чистой конкуренции при небольшой власти над рынком.

Отличительные признаки монополистической конкуренции :

  • На рынках монополистической конкуренции действует относительно большое число относительно небольших фирм , каждой из которых в силу этого принадлежит небольшая доля рынка, которая если и дает возможность контролировать цену, то очень незначительную.
  • . Дифференциация продукта имеет различные проявления:
  • фирмы производят разновидности какого-либо продукта или услуги (услуги парикмахерских, разные зубные пасты и т.д.);
  • различное местоположение (магазина, АЗС);
  • различные условия послепродажного обслуживания.
  • Вследствие дифференциации продукта очень велика роль неценовой конкуренции (реклама, разработка торговых знаков, марок и т.д.).
  • Относительно лёгкое вхождение в отрасль, что обусловлено небольшим размером фирм.

Олигополией называется рыночная структура, на которой действует несколько соперничающих фирм. Производимый фирмами-олигополистами продукт может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов). Вход в отрасль весьма труден, информация об олигополстическом рынке практически недоступна.

Принципиальное отличие олигополии от других рыночных структур (совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции) заключается в том, что любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска сказывается на спросе на продукт других и соответственно на их прибылях.

13. Государственная антимонопольная политика.

На создание условий добросовестной конкуренции и предотвращения монополизации рынка направлена государственная антимонопольная политика. Она выполняет важнейшие функции в развитии национальной экономики, так как создает условия повышения конкурентоспособности отечественного производителя и экономики в целом .

Основы антимонопольной политики закреплены в Федеральном законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках », принятом в 1991 г.

В 2004 г. Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства было реорганизовано в Федеральную антимонопольную службу .

Антимонопольная политика — это система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

  • прямое регулирование цен;
  • налогообложение;
  • регулирование естественных монополий.

14. Рынок земли

Рынок земли - это рынок, на котором объектом купли-продажи является пользование земли, предоставляемой в аренду собственниками земли (землевладельцами) фирмам.

Как фактор производства земля необходима в любой отрасли экономики. На земле выращиваются культурные растения, пасется скот, строятся здания, прокладываются дороги и другие коммуникации. Поэтому при организации и расширении производства у предпринимателей возникает спрос на пользование землей.

Одной из важнейших особенностей земли как фактора производства является ее абсолютная (физическая) ограниченность.

Рента - это доход, который получает собственник земли от сдачи ее в аренду. Величина ренты определяется уровнем доходов, которые могут получить с данного участка земли землепользователи. Чем выше качество земли, чем ближе она расположена к местам сбыта продукции и рынкам ресурсов, различным коммуникациям (дорогам, мостам, источникам энергии, воде и др.), тем больше уровень доходов, которые могут получить землепользователи.

15. Рынок труда.

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Функции:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

Спрос и предложение труда:

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

16. Рынок капитала

Рынок капитала - это часть финансового рынка, на котором обращаются долгосрочные инвестиционные инструменты.

Капитал как фактор производства выражает совокупность производственных ресурсов, созданных людьми для того, чтобы с их помощью осуществлять производство будущих экономических благ ради получения прибыли. В состав капитала входят: здания, сооружения, оборудование, инструменты, технологии, разработки, материалы, сырье, полуфабрикаты.

Первая часть капитала называется оборотным капиталом, а вторая - основным.

К оборотному капиталу относят сырье, материалы, топливо, энергию, полуфабрикаты и т.д.

На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты .

Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.

17. Основные макроэкономические показатели в системе национальных счетов.

Чтобы определить состояние экономики в целом, необходимо суммировать (агрегировать) состояние экономик каждой фирмы. Агрегирование позволяет получить статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества. Такие показатели называются макроэкономическими. Совокупность макроэкономических показателей называется системой национальных счетов.

Валовой национальный продукт (ВНП) - рыночная стоимость всех предназначенных для конечного потребления товаров и услуг, произведенных принадлежащими данной стране факторами производства в течение определенного периода времени (года).

При подсчете ВНП учитываются товары и услуги, произведенные факторами производства, принадлежащими данной стране .

Различают номинальный и реальный ВНП.

Номинальный ВНП (ВВП) измеряет стоимость выпуска в данном периоде по ценам этого периода или в текущих денежных единицах.

Реальный ВНП (ВВП) соизмеряет физический объем выпуска в экономике в различные периоды времени путем оценки всех благ, произведенных в обоих периодах в одних и тех же или в постоянных ценах (сопоставимых, базисных). Для расчета реального объема ВНП выбирается базисный год.

Валовой внутренний продукт (ВВП) измеряет стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам.

Конечными товарами и услугами являются те из них, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления.

Дефлятор ВВП (D) или индекс Пааше показывает изменение цены единого продукта в отчетном году по отношению к базисному:

D = Номинальный ВВП/ Реальный ВВП.

18. Совокупный спрос и совокупное предложение: определение, график, факторы.

Совокупный спрос — это объем товаров и услуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данном уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Ценовые факторы

Характеристика

Эффект процентной ставки

Рост уровня цен заставляет потребителей и производителей брать деньги в долг. Это приводит к повышению процентной ставки, поэтому потребители откладывают свои покупки, а предприниматели сокращают инвестиции. В результате совокупный спрос уменьшается.

Эффект кассовых остатков (эффект богатства)

При повышении цен стоимость финансовых активов (кассовых остатков) падает и население, владеющее ими, беднеет. В результате совокупный спрос сокращается.

Эффект импортных товаров

При росте цен внутри страны спрос на отечественные товары сокращается, а на более дешевые импортные - растет.

Неценовые факторы:

  • Потребительские расходы
  • Инвестиционные расходы
  • Государственные расходы
  • Расходы на чистый экспорт
  • Национальный доход других стран
  • Валютные курсы

Неценовые факторы смещают кривую AD либо вправо и вверх, когда совокупный спрос увеличивается, либо влево и вниз, когда он уменьшается. Изменение ценовых факторов графически изображается движением по кривой совокупного спроса.

Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

  • Горизонтальный.
  • Промежуточный (восходящий).
  • Вертикальный.

Неценовые факторы совокупного предложения:

  • Изменение цен на ресурсы:
  • Наличие внутренних ресурсов
  • Цены на импортные ресурсы
  • Господство на рынке
  • Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
  • Изменения правовых норм:
  • Налоги с предприятий и субсидии
  • Государственное регулирование

19. Макроэкономическое равновесие и его изменение

Макроэкономическое равновесие - это состояние в экономике, когда совокупный спрос равен совокупному предложению. Макроэкономическое равновесие является таким состоянием, которое одновременно устраивает и потребителей, и производителей.

Увеличение совокупного спроса приводит:

  • на горизонтальном отрезке - к увеличению реального объема национального производства конечных товаров и услуг, но не затрагивает уровня цен;
  • на вертикальном отрезке - к повышению уровня цен, при этом реальный объем национального производства не может выйти за пределы своего уровня “при полной занятости”.
  • на промежуточном отрезке - к увеличению как реального объема национального производства, так и уровня цен.

20. Экономический цикл

Экономическим циклом называют промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

Экономический (деловой) цикл — подъемы и спады уровней экономической (деловой) активности в течение нескольких лет. Это промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономической конъюнктуры.

Экономические циклы — колебания экономической активности (конъюнктуры), состоящие в повторяющемся сжатии (спада, рецессии, депрессии) и расширении экономики (подъёма). Циклы носят периодический, но, обычно нерегулярный характер.

Экономические циклы характеризуются следующими важными показателями:

  • амплитуда колебаний — максимальная разница между наибольшим и наименьшим значением показателя в течение цикла.
  • продолжительность цикла — период времени, в течение которого совершается одно полное колебание деловой активности.

По продолжительности циклы делятся на:

  • короткие циклы , связанные с восстановлением экономического равновесия на потребительском рынке, с колебанием оптовых цен и изменением запасов у фирм. Их продолжительность составляет 2-4 года;
  • средние циклы , связанные с изменением инвестиционного спроса предприятий, с долгосрочным накоплением факторов производства и усовершенствованием технологий. Их продолжительность составляет 10-15 лет;
  • длинные циклы (волны) , связанные с открытиями или важными техническими нововведениями и их распространением. Их продолжительность составляет 40-60 лет.

21. Безработица: определение, типы, последствия

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Виды :

  • Вынужденная — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.
  • Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы.
  • Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
  • Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
  • Скрытая
    • формально занятые, но фактически безработные лица
    • наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных.

Типы безработицы:

  • Фрикционная безработица - это временная безработица, связанная с добровольным или вынужденным поиском, или ожиданием работы.
  • Структурная безработица (или технологическая ) - это высвобождение рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике, изменяющая спрос на отдельные профессии, специальности и предложение квалифицированной рабочей силы.
  • Циклическая безработица - это высвобождение рабочей силы, вызванная общим спадом производства, как фазой экономического цикла (конъюнктурная, фактическая, естественная безработица).
  • Застойная безработица - это лица, которые заняты вынужденно неполный рабочий день или находятся в административных отпусках.
  • Сезонная безработица - вызывается сезонной неравномерностью.

Последствия безработицы:

  • Снижение доходов
  • Потеря квалификации
  • Экономические последствия (потеря ВВП)
  • Ухудшение криминогенной ситуации
  • Ухудшение динамики роста интереса населения к труду
  • Снижение уровня обеспеченности домохозяйств

22. Инфляция: типы, виды, последствия

Инфляция — обесценива-ние бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их ка-чества.

Типы инфляции: инфляция спроса и инфляцию предложения .

  • Инфляция спроса - возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, кото-рый толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.
  • Инфляция предложе-ния (издержек) - увеличение издержек производства (вслед-ствие роста заработ-ной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокраще-нию производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейше-му сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса.

Виды инфляции:

По характеру протекания:

  • открытая - отличается продолжи-тельным ростом цен на товары и услуги;
  • скрытая (подавленная) - возникает при неизмен-ных розничных ценах на товары и услуги и одно-временном росте денеж-ных доходов населения.

В зависимости от темпа роста цен

  • умеренная (ползучая) - цены поднимаются в умеренном темпе и посте-пенно (до 10% в год);
  • галопирующая - быстрый рост цен (при-мерно 100—150% в год);
  • гиперинфляция - сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)

По степени рас-хождения роста цен по различ-ным товарным группам

  • сбалансирован-ная - цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
  • несбалансиро-ванная - цены различных товаров по отношению друг к дру-гу постоянно меняются.

Последствия инфляции:

Для сферы производства :

  • снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
  • обесценение всего фонда накопления;
  • обесценение кредитов;
  • стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.

23. Государственный бюджет: определение и структура

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

  • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
  • Легально контролирует действия правительства
  • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
  • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства

В России бюджетная система страны трехуровневая:

  • Первый уровень включает в себя федеральный бюджет и федеральные государственные внебюджетные фонды.
  • Второй уровень составляют бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды.
  • К третьему уровню бюджетной системы относят местные бюджеты.

24. Налоги как основной источник бюджетных доходов.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяет конкретные элементы налогов.

Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, и поступают в распоряжение органов власти.

Налоговые доходы :

  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, пошлины, сборы.

25. Воздействие бюджетного дефицита (профицита) на экономику

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом:

  • бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • бюджета - это превышение расходов госбюджета над его доходами.
  • бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Дефицит полезен в период безработицы , но в фазе подъема он опасен , так как приводит к инфляции, поскольку рост покупательной способности не сопровождается адекватным увеличением производства из-за исчерпания ресурсов.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительнойденежной массы(инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

26. Государственный долг: определение, структура, последствия

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным настоящей статьей видам долговых обязательств.

Последствия накопления государственного долга:

  • Переложение налогового бремени на будущие поколения.
  • Перераспределение доходов среди населения.
  • Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг.

27. Налогово-бюджетная политика

Фискальная (налогово-бюджетная) политика — правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

  • стабильного экономического роста;
  • полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);
  • стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты

28. Сущность и функции денег

Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.

Главное свойство денег — абсолютная ликвидность.

Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги.

В системе денежных отношений выделяют три подсистемы:

  • функциональную;
  • экономическую;
  • в форме денежных потоков.

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

  • Меры стоимости
  • Средства обращения
  • Средства платежа
  • Средства сбережения и накопления
  • Мировые деньги

Функции денег :

  • деньги являются мерой стоимости;
  • деньги являются средством платежа;
  • деньги являются средством обращения;
  • деньги являются средством накопления.
  • Если выйти за рамки экономики одной страны, то появляется пятая функция денег - мировые деньги, которая состоит из всех вышеперечисленных.

29. Банковская система: определение и структура

Банковская система совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком . На нижнем уровне действуют коммерческие банки , подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки.

Банковская система не включает небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании). Данные институты являются частью более общей категории - финансовые институты.

Типы банковских систем:

  • распределительную централизованную банковскую систему;
  • рыночную банковскую систему;
  • банковскую систему переходного периода.

30.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк .

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

  • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Виды монетарной политики:

  • — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег.
  • — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

31. Основные формы международных экономических отношений

Важнейшие формы мировых экономических отношений следующие:

  • международная торговля товарами и услугами;
  • интернациональное перемещение предпринимательского и ссудного капиталов;
  • международная миграция рабочей силы;
  • создание совместных предприятий;
  • развитие международных корпораций;
  • международное научно-техническое сотрудничество.

Международная торговля состоит из импорта и экспорта. Импорт заключается в приобретении продукции в другой стране. Экспорт - продажа продукции в другие страны.

Вывоз капитала представляет собой вывоз денежных средств из одной страны в другую для выгодного их размещения. Вывоз капитала осуществляется в виде предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капиталов .

Прямые инвестиции - это вложения капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними.
"Портфельные" инвестиции означают покупку ценных бумаг иностранных компаний.

Вывоз ссудного капитала - это предоставление иностранным компаниям, банкам, государственным органам средне- и долгосрочных кредитов в денежной и товарной форме с целью получения прибыли из-за выгодной нормы ссудного процента.

Международная миграция рабочей силы - это международное перемещение работников, связанное с поиском занятости в других странах.

32. Валютная система и валютный рынок

Валютная система - это форма организации отношений валютного рынка на национальном или международном уровне.

К элементам валютной системы относятся:

  • средства, используемые как расчетные или платежно-расчетные;
  • органы, осуществляющие валютное регулирование и контроль;
  • условия и механизмы конвертируемости валют;
  • режим определения валютного курса;
  • правила проведения международных расчетов;
  • режим функционирования рынков драгоценных металлов;
  • правила получения и использования кредитных средств в иностранных валютах;
  • механизмы валютных ограничений.

Национальная валютная система - это форма организации валютных отношений в стране, определяемая ее валютным законодательством.

Парижская валютная система:
Основана на золотомонетном. Для нее характерны фиксированное золотое содержание национальных валют и фиксированные валютные курсы.

Генуэзская валютная система
Была основана на золотодевизном стандарте. Английский фунт стерлингов и американский доллар конкурировали за лидерство на мировом валютном рынке в качестве резервной валюты.

Бреттон-Вудская валютная система
Официально установленные фиксированные паритеты валют к доллару США, который, в свою очередь, конвертировался в золото по фиксированному курсу;

Ямайская валютная система
Ямайская валютная система — современный международный валютный механизм. Узаконена демонетизация золота, т.е. утрата им денежных функций, благодаря реальной ценности золота за ним сохранилась роль чрезвычайных мировых денег и резервного актива. Золотодевизный стандарт был заменен стандартом СДР. Вместо фиксированного валютного курса страны официально перешли к режиму плавающих валютных курсов.

Валютный рынок — это система устойчивых экономических и организационных отношений, возникающих при осуществлении операций по покупке или продаже иностранной валюты, платежных документов в иностранных валютах, а также операций по движению капитала иностранных инвесторов.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Шпаргалки на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Шпаргалки для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Шпаргалка, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Южный федеральный университет»

Колледж прикладного профессионального образования

УТВЕРЖДАЮ

Директор КППО ЮФУ

И.А. Высоцкая

«__» ___________________201_ г.

Тематика САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ работ

по дисциплине БД.12 Экономика

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Базовый уровень подготовки

Одобрено на заседании цикловой методической комиссии

«Экономики и бухгалтерского учета»

протокол №__ от _______________ 2016 г.

Председатель___________ Божко Л.П.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

М.В. Рупняк

«__» ___________________201__ г.

Разработчики: преподаватель Т.М.Орлова, преподаватель Е.Н.Лавриненко

Ростов-на-Дону

2016 год

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема : Экономические блага и их производство

Цель работы : овладение умениями сформулировать представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук

Задание:

1. Подготовить доклад на тему:

Изменение доходов и расходов семьи под воздействием различных факторов

2. Составить конспект по теме «Бюджетное ограничение потребителя»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

Тема : Экономические системы и их особенности.

Цель работы

Перечень справочной литературы:

    Абчук А.С. Основы предпринимательства.М., 2015.

    Автономов В.С. Экономика, Базовый курс, 10-11 класс. «Вита-Пресс».- 2015.

    Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уроень. М. «Вако» , 2015.

    Липсиц И.В.Экономика, Базовый курс, учебник для 10-11 класс.:М.-«Вита-Пресс».- 2015.

    Мицкевич А.А. Сборник задач по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики: В 3 кн.М.: Вита-Пресс, 2015.

Задание:

Подготовка рефератов, презентаций, составление тезисов по теме:

    Рыночная экономика и ее основные аспекты

    Система национальных счетов и ее значение для экономики РФ.

    Государственное регулирование рынка труда.

    Основные виды экономических систем и их отличие по форме собственности и способу управления экономикой.

    Основные черты и виды государственных предприятий.

    Признаки выделения типов экономических систем

    Особенности экономических систем

    Рыночная экономика (чистый капитализм)

    Современная рыночная экономика

    Командно-административная система

    Традиционная экономическая система

    Смешанная система

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

Тема : Спрос и предложение

Цель работы : формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения экономических наук

Перечень справочной литературы:

    Абчук А.С. Основы предпринимательства.М., 2015.

    Автономов В.С. Экономика, Базовый курс, 10-11 класс. «Вита-Пресс».- 2015.

    Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уроень. М. «Вако» , 2015.

    Липсиц И.В.Экономика, Базовый курс, учебник для 10-11 класс.:М.-«Вита-Пресс».- 2015.

    Мицкевич А.А. Сборник задач по экономике с решениями: Пособие для преподавателей экономики: В 3 кн.М.: Вита-Пресс, 2015.

Задание:

Выберите товар, который вас интересует, и проведите исследование: в течение четырех недель отмечайте изменение цены на него в нескольких магазинах нашего города.

По результатам наблюдений сделайте доклад, в котором отразите следующие вопросы:

1. Изменилась ли цена (объясните снижение её или повышение)

2. Различается ли цена на этот товар в различных магазинах. Объясните.

Удалось ли вам установить связь между спросом на выбранный товар и его ценой в разное время и разных местах. Приведите примеры.

3. Исследования оформите в виде доклада

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4

Тема : Потребление и потребители

Цель работы : сформировать систему знаний об экономической сфере жизни общества - как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства

Перечень справочной литературы:

    Автономов В.С. Экономика, Базовый курс, 10-11 класс. «Вита-Пресс».- 2015.

Задание:

Подготовка рефератов, презентаций, составление тезисов по теме: Потребительские расходы в России

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5

Тема : Типы рынков и конкуренция

Цель работы : Изучить основные проблемы по теме и научиться презентовать результаты исследования

Перечень справочной литературы:

    Конституция Российской Федерации.

    Абчук А.С. Основы предпринимательства. М., 2015.

    Автономов В.С. Экономика, Базовый курс, 10-11 класс. «Вита-Пресс».- 2015.

    Бевентер Э. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях /Э.Бевентер, И.Хампе.- М.: Республика,2012.

    Вилькен Ф. Самостоятельная экономика как условие развития общества /Ф.Вилькен.- М.: Антропософия,2014.

    Гребенников П.И. Микроэкономика /П.И.Гребенников, А.И.Леусский, Л.С.Тарасевич.- СПб.,2010.

    Липсиц И.В. Экономика, Базовый курс, учебник для 10-11 класс.:М.-«Вита-Пресс».- 2015.

    Основы предпринимательского дела /Под ред. Ю.М.Осипова.- М.,2014.

    Селищев А.С. Практикум по микроэкономике.СПб.::Питер,2013.

Задание:

1.Подготовка рефератов, презентаций, составление тезисов по теме: Конкуренция в различных отраслях экономики

2.Составить кроссворды по темам: «Собственность», «Конкуренция и монополия», «Рынок и предпринимательство», «Государственное регулирование рыночной экономики»

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6

Тема : Организационно правовые формы собственности в РФ

Цель работы : владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет, уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения, анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни

Перечень справочной литературы:

    Конституция Российской Федерации.

    Трудовой Кодекс РФ.

    Абчук А.С. Основы предпринимательства.М., 2015.

    Автономов В.С. Экономика, Базовый курс, 10-11 класс. «Вита-Пресс».- 2015.

    Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уроень. М. «Вако» , 2015.

    Бевентер Э. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях /Э.Бевентер, И.Хампе.- М.: Республика,2012.

    Вилькен Ф. Самостоятельная экономика как условие развития общества /Ф.Вилькен.- М.: Антропософия,2014.

    Липсиц И.В. Экономика, Базовый курс, учебник для 10-11 класс.:М.-«Вита-Пресс».- 2015.

Задание:

1.Изучить материал

2. Подготовка рефератов, презентаций, составление тезисов по теме: Особенности унитарных, автономных предприятий

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7

Тема : Результаты макроэкономической деятельности

Цель работы : понимание места и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире

Перечень справочной литературы:

    Конституция Российской Федерации.

    Трудовой Кодекс РФ.

    Абчук А.С. Основы предпринимательства.М., 2015.

    Автономов В.С. Экономика, Базовый курс, 10-11 класс. «Вита-Пресс».- 2015.

    Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по экономике. Базовый уроень. М. «Вако» , 2015.

    Бевентер Э. Основные знания по рыночной экономике в восьми лекциях /Э.Бевентер, И.Хампе.- М.: Республика,2012.

    Вилькен Ф. Самостоятельная экономика как условие развития общества /Ф.Вилькен.- М.: Антропософия,2014.

    Касл Э. Эффективное фермерское хозяйство /Э.Касл, М.Бекер, А.Нелсон.- М.: Агропромиздат,2012.

    Кларк Дж.Б. Распределение богатства /Дж.Б.Кларк.- М.: Экономика,2013.

    Липсиц И.В. Экономика, Базовый курс, учебник для 10-11 класс.:М.-«Вита-Пресс».- 2015.

    Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России /Л.П.Окунева.- М., 2015.

    Пансков В. Налоги и налоговая политика./В.Пансков //РЭЖ.-2013.- №1.

    Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2015 года.- М., 2015.

    Хейне П. Экономический образ мышления /П.Хейне.- М.: Новости,2015.

    Хоскинг А. Курс предпринимательства /А.Хоскинг.- М.: Международные отношения,2015.

    Экономическая теория: Хрестоматия /Сост. Е.Ф.Борисов.- М.: Высшая школа,2015.

Задание:

1.Изучить материал

2. Составить конспект

Пособие содержит большое количество оригинальных тестов и задач по микро- и макроэкономике для учащихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом или профильном уровне. Может быть использовано в учебном процессе в комплекте с любым школьным учебником по экономике. Работа с пособием позволяет осуществить текущий и итоговый контроль знаний учащихся, делая его важным элементом процесса обучения. Учителям оно поможет рационально спланировать урок, родителям - проконтролировать выполнение учащимися домашних работ, а самим учащимся - критически оценить свои знания и лучше разобраться в основах экономической теории. Пособие будет полезным и для студентов средних специальных и высших учебных заведений, изучающих курс экономической теории вводного уровня.

Похожие публикации

Ч. 1. Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2010.

Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.

В работе рассматривается экономическая отдача от здоровья на российском рынке труда. Проводится эмпирический анализ влияния здоровья работников на предложение труда и заработки на основе данных RLMS 1994—2004 гг. Обсуждается проблема измерения здоровья, сравниваются характеристики самооценок здоровья и объективных показателей здоровья. С помощью методов факторного анализа строится интегральный показатель индивидуального здоровья на основе различных объективных показателей. Особое внимание уделяется проблеме эндогенности здоровья при оценках его влияния на занятость. Полученные результаты свидетельствуют о значительном отрицательном влиянии плохого здоровья на занятость и об относительно меньшем положительном влиянии на занятость хорошего здоровья, а также о положительном влиянии хорошего здоровья на заработки.

Титова Е. В. Вестник экономической интеграции. 2010. № 11 (31). С. 72-79.

Рассмотрены проблемы достижения конкурентного преимущества работника на рынке труда, методы оценки конкурентоспособности работника, вопросы их трудоустройства и адаптации в условиях развития инновационного производства.

Польдин О. В. , Мокеева М. Б. В кн.: Гендерные аспекты в образовании и на рынке труда. Н. Новгород: Стимул-СТ, 2010. С. 6-21.

Рассмотрены ключевые показатели гендерной статистики рынка труда в различных странах, которые отражают различия и неравенство в положении женщин и мужчин.

Приведенные данные позволяют провести систематическую оценку гендерных проблем и проявлений неравенства между женщинами и мужчинами.

Кирюшин С. А. В кн.: Научно-техническая конференция профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов «Строительный комплекс-96». Тезисы докладов. Часть 4: Исследования по технологии, организации, экономике и управлению строительством. Ч. 4. Н. Новгород: Нижегородская государственная архитектурно-строительная академия, 1996. С. 56-56.

В работе излагается сущность экономической категории конкурентоспособности при выделении базовых рыночных принципов, отмечены две ключевые группы факторов конкурентоспособности, отражена роль организационно-технического уровня производства в современной науке.

Sharunina A. In bk.: Proceedings of the International Scientific Conference for Doctoral Students and Young Researchers EDAMBA 2012. Bratislava: Publishing House EKONOM, 2012. P. 1075-1084.

В исследовании предпринята попытка определить, существует ли на российском рынке труда значимые различия в оплате труда работников бюджетного и небюджетного секторов. Анализ на базе данных РМЭЗ-ВШЭ за 2000-2010 гг. показал наличие межсекторного разрыва с учетом как наблюдаемых, так и ненаблюдаемых характеристик работников и рабочих мест. Относительная недоплата «бюджетникам» составляет в среднем около 30%. Кроме того, при прочих равных, потери от работы в бюджетном секторе выше у более способных, чем у их менее оплачиваемых коллег. Использование декомпозиции на основе квантильной регрессии помогает ответить на вопрос о природе и источниках различий в оплате труда. Автор приходит к выводу, что главной причиной разрыва являются институциональные механизмы формирования заработной платы бюджетного сектора в России.

Проведен анализ национальных банковских систем стран БРИК. Сделан вывод об отставании банковского сектора России от банковского сектора развитых стран и стран БРИК – Китая, Индии, Бразилии в связи с медленным ростом ВВП, низким кредитным рейтингом и высокими кредитными рисками.

В статье исследуется взаимосвязь между внутренними миграционными потоками и политическими факторами. На основании официальных данных Росстата за период с 1999 по 2010 г. оценивается модифицированная гравитационная модель миграции на панельных данных российских регионов. В качестве политических факторов рассматривается предоставление общественных благ, расходы региональных бюджетов, размер социальных выплат и индекс демократии в регионах. Большинство исследуемых зависимостей имеют ожидаемые результаты. Если же сравнивать чувствительность миграционных потоков к политическим и экономическим факторам, то влияние последних на миграцию значительно больше.

Плотников А. Т. 2. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2011.

Комплексная монография посвящена решению важной научной задачи по исследованию развития м формирования социально-экономических отношений в реформируемом обществе. Исследования, представленные в монографии отражают многообразие проблем социально-экономического развития общества. Рекомендовано научным работникам, специалистам, аспирантам и студентам, изучающим социально-экономические проблемы.

Данная работа посвящена критическому анализу института минимальной заработной платы в странах с развитой рыночной и переходной экономикой, а также в некоторых развивающихся странах. Рассматриваются институциональные особенности минимальной оплаты труда в отдельных странах: процедура установления, региональные особенности, роль профсоюзов. В специальном разделе анализируется динамика абсолютного и относительного размера МЗП, выявляются те общественные группы, которые выигрывают и проигрывают от пересмотра минимальной оплаты. Особое внимание уделено воздействию института МЗП на рынок труда. Автор рассматривает механизм трансляции повышения минимальной оплаты труда на динамику занятости и безработицы, приводит результаты эмпирических исследований. Опыт многих стран свидетельствует, что «скачкообразное» повышение МЗП приводит к стагнации и даже сокращению занятости, в первую очередь среди социально не защищенных слоев. Особенно негативный эффект фиксируется для компаний с высокой долей трудовых издержек и широким применением неквалифицированного труда, т.е. прежде всего для малого предпринимательства и предприятий аграрного сектора. Один из выводов работы состоит в том, что увеличение МЗП не является эффективным средством решения проблемы бедности, так как большинство ее получателей сосредоточены в домохозяйствах со средним и выше среднего уровнем дохода.

«Частная медицина… выставляет требования на специалистов медицинских вузов, готова, в том числе, платить и повышенные стипендии определенному контингенту, и направлять на подготовку и переподготовку за рубеж…» Т.Голикова, Министр здравоохранения и социального развития России

В книге рассмотрены теоретико-методологические основы изучения социального взаимодействия на рынке труда, определены особенности социальных ролей кадровых агентств в процессе взаимодействия с работодателем по вопросам найма персонала, а также предложено несколько подходов к определению социальных функций кадровых агентств на рынке труда. Кроме того, выявлены основные факторы, оказывающие влияние на результативность данного социального взаимодействия и предложена система коэффициентов для оценки этой результативности.

Под редакцией: А. Киселев Кн. 4. Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012.

В монографии предпринята попытка проанализировать актуальные проблемы современного экономического потенциала и перспективы экономического развития России и странах СНГ.

Адресуется экономистам, социологам, специалистам в области социально-гуманитарных наук.

В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.

Трунин П. В. , Дробышевский С. М. , Евдокимова Т. В. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.

Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы - эмпирической - описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

Пособие содержит большое количество оригинальных тестов и задач по микро- и макроэкономике для учащихся 10-11 классов, изучающих предмет на базовом или углубленном уровне. Может быть использовано в комплекте с любым школьным учебником по экономике.
Работа с пособием позволяет осуществлять текущий и итоговый контроль знаний учащихся, делая его важным элементом процесса обучения.
Пособие будет полезным и для студентов средних специальных и высших учебных заведений, изучающих курс экономической теории вводного уровня.

Примеры.
Господин Петров снимает квартиру и платит ее хозяину 8100 долл, в год, храня свои денежные сбережения в абсолютно надежном банке, что приносит ему 9% годовых. Хозяин квартиры предлагает господину Петрову купить данную квартиру за 90 тыс. долл. Если господин Петров располагает такой суммой денег, то ему при прочих равных условиях:
а) следует купить данную квартиру;
б) следует отказаться от покупки данной квартиры;
в) все равно - покупать или снимать данную квартиру;
г) следует посоветоваться со своей женой;
д) следует посоветоваться с женой хозяина квартиры.

Примером свободного (неэкономического) блага служит:
а) бесплатный проезд в метро пенсионера;
б) ваша прогулка на свежем воздухе;
в) стрижка в парикмахерской вашей мамы;
г) учебник, выданный вам в школьной библиотеке;
д) ведомственный автомобиль, на котором возят начальника.

В каком из перечисленных ниже вариантов представлены примеры всех трех факторов производства: земли, труда и капитала?
а) Нефтяник, программист, торговец.
б) Земельные угодья, фермер, деньги.
в) Озеро, рыбак, рыба.
г) Конвейер, бухгалтер, лес.
д) Учитель, здание школы, акция.

Содержание
От авторов (информация для учителя)
Самостоятельная работа №1. «Экономические блага и факторы производства. Альтернативная стоимость»
Самостоятельная работа №2. «Экономические системы»
Самостоятельная работа №3. «Спрос и предложение. Рыночное равновесие»
Самостоятельная работа №4. «Эластичность спроса и предложения»
Самостоятельная работа №5. «Распределение налогового бремени»
Самостоятельная работа №6. «Кривые безразличия и бюджетное ограничение»
Самостоятельная работа №7. «Семья в рыночной экономике»
Контрольная работа №1
Самостоятельная работа №8. «Производство»
Самостоятельная работа №9. «Издержки и прибыль фирмы»
Самостоятельная работа №10. «Организационно-правовые формы предпринимательства»
Самостоятельная работа №11. «Рынок ценных бумаг»
Самостоятельная работа №12. «Маркетинг»
Самостоятельная работа №13. «Типы рынков (рыночная структура)»
Самостоятельная работа №14. «Монополия. Ценовая дискриминация»
Самостоятельная работа №15. «Рынок труда»
Контрольная работа №2
Самостоятельная работа №16. «Внешние эффекты. Общественные блага»
Самостоятельная работа №17. «Валовой внутренний продукт»
Самостоятельная работа №18. «Экономические циклы»
Самостоятельная работа №19. «Занятость и безработица» ...
Самостоятельная работа №20. «Деньги и банковская система»
Самостоятельная работа №21. «Инфляция»
Самостоятельная работа №22. «Государственные финансы» ...
Самостоятельная работа №23. «Макроэкономическая политика государства»
Контрольная работа №3
Самостоятельная работа №24. «Международная торговля» ...
Самостоятельная работа №25. «Валютный курс»
Самостоятельная работа №26. «Экономическая глобализация»
Самостоятельная работа №27. «Экономика России на рубеже XX-XXI вв.»
Самостоятельная работа №28. «Баланс фирмы»
Самостоятельная работа №29. «Экономическое право»
Контрольная работа №4
Итоговая зачетная работа
Приложение: кейсы.