Налоговая отчетность. Микропредприятиям упростят отчетность Микропредприятия освобождены от сдачи отчетности в налоговую

Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации (ч. 1 , ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ). А порядок ведения бухучета зависит от статуса организации.

Полностью освобождены от ведения бухучета:

  • индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
  • находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.

Упрощенные способы ведения бухучета , включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять три группы организаций:

  1. субъекты малого предпринимательства.
  2. организации, получившие статус участников проекта «Сколково».
  3. некоммерческие организации.

Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность

Малые предприятия формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе согласно п.6 Приказа от 2 июля 2010 г. № 66н:

  • бухгалтерский баланс,
  • отчет о финансовых результатах,
  • отчет о целевом использовании средств (если есть такие средства)

БУХУЧЕТ на малом предприятии, микропредприятиии

В Минфине России предложили малым компаниям на выбор три способа упрощенного ведения бухучета.

При составлении учетной политики на 2019 год малые компании могут воспользоваться своим законным правом и предусмотреть упрощенный порядок бухучета. Теперь это прямо прописано в части 4 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. То есть необязательно соблюдать все без исключения правила бухучета. Те из них, от которых малые предприятия вправе безболезненно отказаться, приведены ниже.

От каких правил бухучета вправе отказаться малые предприятия?

  • От метода начисления (п. 12 ПБУ 9/99, п. 18 ПБУ 10/99). Малые компании вправе применять кассовый метод. Тогда, к примеру, поступившие авансы будут формировать доходы, как только деньги поступят в кассу или на расчетный счет. А выданную предоплату надо списывать, только когда ее отработает контрагент
  • От учета постоянных и временных разниц и соответствующих им налоговых активов и обязательств (п. 2 ПБУ 18/02). Из рабочего плана счетов можно исключить счета 09 и 77
  • От (приказ Минфина России от 21 декабря 1998 г. № 64н). План счетов можно сократить так:
    - применять счет 10 «Материалы» вместо счетов 07, 11
    - использовать счет 20 «Основное производство» вместо счетов 23, 25, 26
  • От формирования оценочных обязательств (п. 3 ПБУ 8/2010). Не надо делать отчисления в резервы, а отпускные и затраты на гарантийный ремонт можно списывать сразу
  • От корректирования учета и отчетности ретроспективно (п. 9 ПБУ 22/2010). Исправить существенные ошибки можно в том периоде, в котором они обнаружены
  • От включения расходов по займам в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008). Учитывать все проценты по займам и кредитам можно в составе прочих расходов на счете 91
  • От составления всех форм бухгалтерской отчетности и приложений к ним , расшифровки и пояснения показателей баланса (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н). Можно сдавать только баланс и отчет о финансовых результатах. Кроме того, в бухгалтерской отчетности необязательно детализировать отдельные группы статей. Показатели достаточно привести обобщенно, по группам статей

к меню

Упрощенный бухучет, когда можно перейти

Упрощенный бухучет можно вести по одной из трех форм:

  1. полный бухгалтерский учет ;
  2. сокращенный учет ;
  3. простой бухучет микро предприятий .

Для работы достаточно лишь выбрать для себя конкретную форму бухучета и . Но какую бы из упрощенных форм бухучета субъект малого предпринимательства или микропредприятие для себя ни выбрала, в налоговую инспекцию надо будет сдавать в любом случае.

Для систематизации и накопления информации организация, применяющая упрощенные способы, может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.

Примечание : Информационное письмо Минфина РФ № ПЗ-3/2015 от 04.06.2015.

Критерии, при которых малые предприятия вправе упростить бухучет

  • 100 человек - предельная средняя численность работников всех подразделений, в том числе совместителей, за 2013 год
  • 25 процентов - максимальная доля участия другой организации (не относящейся к малому бизнесу) или государства в уставном капитале компании
  • 400 млн руб . - максимальная выручка (без учета НДС), полученная от реализации товаров, работ, услуг за 2013 год
  • 15 человек и 60 млн руб .- максимальная численность и выручка микропредприятия за 2013 год. Такие компании могут вести учет в простой форме без двойной записи

к меню

1 . Полная форма упрощенного бухучета

Подходит для малых предприятий, применяющих метод начисления, с разнообразными хозяйственными операциями и руководителем, который в деталях интересуется бухгалтерскими и налоговыми показателями.

Полная форма упрощенного учета предполагает применение двойной записи по бухгалтерским счетам и использование регистров. Подойдет тем организациям, которые применяют метод начисления, а также тем, у кого хозяйственные операции достаточно разнообразны.

К примеру, компания не только закупает и продает товары, но еще и сама производит продукцию, получает займы, сдает в аренду основные средства и др. Такие организации, соответственно, используют довольно много счетов. Поэтому удобнее в данном случае открыть отдельные регистры для каждого из них. Ведь главное для бухгалтера - обеспечить полноту данных, необходимых для управления компанией.

Еще такой вариант бухучета удобен, если руководители или акционеры периодически просят вас составить отчеты и списки в разрезе самых разных показателей. Например, директор хочет знать не только общую стоимость приобретенных материалов, но также количество и цену каждого из товаров.

Такие отчеты нетрудно сформировать, если детально вести учет в специальных ведомостях. Их вы можете разработать самостоятельно. Специалисты Минфина России рекомендуют вести такие ведомости отдельно для учета:

  • расчетов с персоналом по оплате труда (счет 70);
  • денежных средств (счета 50, 51 и др.);
  • материально-производственных запасов (счета 10, 41);
  • основных средств и амортизации (счета 01, 02);
  • продаж (счета 62, 90 или 99);
  • расчетов с поставщиками (счет 60);
  • затрат на производство (счет 20);
  • расчетов и прочих операций (счета 58, 66, 67, 68, 69, 76).

Бланки и все формы разработанных ведомостей необходимо утвердить в приложении к учетной политике. А в самой учетной политике четко указать выбранную вами форму учета.


к меню

2. Сокращенная форма бухгалтерского учета

Могут применять малые предприятия, использующих кассовый метод, с однообразными хозяйственными операциями. Поэтому есть простой способ организовать учет, а именно все хозяйственные операции можно регистрировать посредством двойной записи в одном документе. Чиновники из минфина рекомендуют использовать для этого книгу учета операций.

Этот способ удобен компаниям, использующим кассовый метод. А также организациям, у которых операции преимущественно однообразные. Форму документа, удобную именно для вас, надо утвердить в учетной политике. Она позволяет вести учет хозяйственных операций и на основе этой информации составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Вести учет в общей книге - это право, а не обязанность компании. При этом никто не запрещает вам при сокращенном учете заводить дополнительные регистры. К примеру, если деятельность компании начнет активно развиваться и операции перестанут быть однотипными, возникнет потребность сгруппировать их. Составлять отчетность на основании длинного списка самых разнообразных операций крайне неудобно.

Более того, представители Минфина России советуют помимо общей книги применять ведомость для отражения расчетов по оплате труда с работниками. Так вы всегда сможете ответить на любые вопросы о зарплате, не исследуя список всех операций с начала года.

Можно оформлять дополнительно ведомость для любого из счетов, если это необходимо вам для полноты информации. Но об этом обязательно надо упомянуть в учетной политике. При этом выбранная форма останется сокращенной и, соответственно, для каждого счета отдельный регистр не понадобится.


к меню

3. Простая форма ведения бухгалтерского учета

Микропредприятия вправе вести учет по группам статей бухгалтерской отчетности, не применяя при этом двойную запись по счетам.

Самый простой способ организовать бухучет - не применять двойную запись совсем, то есть вообще не делать никаких проводок. Правда, таким способом могут воспользоваться лишь микропредприятия (п. 6.1 ПБУ 1/2008). И только если он не исказит информацию о компании, то есть позволит составлять бухгалтерскую отчетность. Применяя простую форму бухучета, хозяйственные операции достаточно регистрировать в едином документе в хронологической последовательности непосредственно по группам статей бухгалтерского баланса. А те операции, что формируют доходы и расходы отчетного периода, надо отражать еще и по группам статей отчета о финансовых результатах.

Для этого можно использовать книгу (журнал) учета операций. Записи в ней делают по каждому виду активов и обязательств на основании первичных документов. Остатки по всем группам статей в книге должны быть нулевыми или положительными.

Наряду с книгой учета операций надо предусмотреть в учетной политике регистры, если, конечно, вы решили их вести. Они помогают детализировать группы статей, которые приведены в книге обобщенно.

Пункт 6.1 ПБУ 1/2008 предоставляет организациям, имеющим статус микропредприятий, право вести бухучет по простой системе, без использования метода двойной записи. Однако в настоящее время четкая методика для этого нигде не прописана.

Также нет и специальных регистров для ведения бухучета по простой системе. Поэтому организация может самостоятельно утвердить методику учета и разработать нужные регистры. За основу можно взять, например:

  • книгу учета доходов и расходов – при упрощенке;
  • книгу (журнал) учета фактов хозяйственной жизни по форме № К-2МП;
  • книгу учета доходов и расходов – для предпринимателей.

Главное, предусмотреть в своей форме все необходимые реквизиты, установленные пунктом 4 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. И пусть такой регистр утвердит руководитель организации. Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 6 Рекомендаций, утвержденных решением Президентского совета НП «Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России» от 25 апреля 2013 г. № 4/13.

Бухгалтерский баланс нужно заполнять, взяв данные из таких регистров, а также результаты полной инвентаризации имущества и обязательств организации.

Кстати, чтобы упростить учет, микропредприятие может предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета, что начисляет амортизацию один раз в году. Поскольку Микропредприятие вправе начислять амортизацию:

  • один раз в году (при составлении годовой бухгалтерской отчетности);
  • при возникновении необходимости определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (например, при составлении бухгалтерского баланса, определении чистых активов при выходе участника из состава собственников (учредителей), при необходимости представления бухгалтерской отчетности для оформления кредита и т. п.).
Выбранный вариант нужно предусмотреть в учетной политике.

Что важно помнить при упрощенном ведении бухгалтерского учета

1. В учетной политике надо прописать форму ведения бухучета, а также закрепить формы регистров, которые вы планируете использовать.

2 Малые предприятия могут отказаться от полного бухучета и вести его в сокращенной форме. Микропредприятия вправе не применять двойную запись.

Рекомендации для субъектов малого предпринимательства (СМП), разработанные НП «ИПБ России», 17 сентября 2013 года одобрены к применению на заседании Экспертной группы Минфина РФ по вопросам ведения бухгалтерского учёта и отчётности СМП.

Документ предназначен для оказания методической помощи СМП в постановке и ведении бухгалтерского учёта.

Департамент Регулирования Бухучета, Финансовой отчетности и Аудиторской деятельности Минфина РФ

Методические материалы "УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА и Отчетности Субъектов Малого бизнеса"

Примечание : Скачать материалы в формате.pdf 957 Кб

Общие принципы упрощенного бухгалтерского учета

Экспертная группа по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности субъектами малого предпринимательства Минфина РФ сформулировала общие принципы ведения упрощенного бухгалтерского учета.



к меню

Бухгалтерская справка пример, когда составляется?

Бухгалтерскую справку нужно составлять в любых случаях, когда бухгалтеру необходимо обосновать проводки или расчеты. Например:

  • при представлении уточненных деклараций для обоснования расчетов, отраженных в них (письмо ФНС России от 14 декабря 2006 г. № 02-6-10/233);
  • для подтверждения сумм, отраженных в бухучете, например, при расчете дивидендов;
  • для обоснования сторнировочных проводок и т. д.

Этот первичный документ должен содержать обязательные реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г.

Сервис раскрытия информации: финансовая отчетность, бухгалтерские балансы и все другие формы бесплатно.


Изменения, повлиявшие на формирование бухотчетности за 2018 год; обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности; частые нарушения при оценке статей баланса и отражения финансовых результатов; пояснения в составе бухгалтерской отчетности; информация, сопутствующая бухгалтерской отчетности.


к меню

Отчетность через интернет. Контур.Экстерн

ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, РАР, РПН. Сервис не требует установки и обновления - формы отчетности всегда актуальны, а встроенная проверка обеспечит сдачу отчета с первого раза. Отправляйте отчеты в ФНС прямо из 1С!

При Минэкономразвития РФ создается межведомственная рабочая группа по регулированию количества отчетности, которую сдают предприниматели. Формально инициатором ее создания выступил глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ России Сергей Катырин. Но «отмашку» на это дали на «самом-самом верху».
По данным ТПП за год количество сдаваемых отчетов для предприятий, работающих по общей системе налогообложения, выросло с 30 до 46, а для организаций на УСН – с 18 до 35. Кроме того, в период с марта прошлого года было введено 12 новых отчетов в Пенсионный фонд, еще четыре – в Федеральную налоговую службу, а один – в Росстат.

Пять в одном

Единую упрощенную форму отчета, которая заменит привычные СЗВ-М, 6-НДФЛ, 2-НДФЛ, а также декларации по транспортному налогу и налогу на имущество , утвердит ФНС. Предоставлять ее с 2018 года будут все микропредприятия, работающие на спецрежимах. Сдавать ее придется не в налоговую инспекцию, а в многофункциональный центр.

Произойдет это в том случае, если внесенный в Госдуму законопроект № 164161-7 успешно пройдет три чтения, получит одобрение сенаторов и, получив визу президента страны, обретет статус закона. Поправки предполагается внести в статью 7 федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

В пояснительной записке приведены следующие сведения. Субъекты малого предпринимательства сейчас обязаны представлять бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иные виды отчетности, в том числе отчетность в зависимости от видов экономической деятельности.

К примеру, субъект малого предпринимательства – организация, имеющая наемных работников, одну единицу транспортного средства, объект недвижимости в собственности и применяющая УСН, за один календарный год деятельности подает в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики 41 форму отчетности, в том числе:

Один раз в год справку-подтверждение основного вида экономической деятельности в ФСС;

Ежеквартально форму 6-НДФЛ в налоговый орган;

Один раз в год справку 2-НДФЛ в налоговый орган;

Один раз в год сведения о среднесписочной численности в налоговый орган;

Один раз в год налоговую декларацию по УСН;

Ежеквартально налоговые расчеты по авансовым платежам и декларацию по налогу на имущество организаций (рассчитываемому исходя из кадастровой стоимости);

Ежеквартально налоговые расчеты по авансовым платежам и декларацию по земельному налогу;

Один раз в год бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъектов малого предпринимательства в орган статистики;

Один раз в год формы статистической отчетности в зависимости от вида экономической деятельности (опубликованы на сайте statreg.gks.ru).

Кроме того, в соответствии с законодательством об охране окружающей среды организации заполняют и сдают один раз в год: сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления, отчет субъекта малого и среднего предпринимательства, годовую форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления», а также декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Таким образом, общая нагрузка по сдаче различного рода отчетов для микропредприятия может составлять до 45 форм в год. Авторы проекта считают, что это сдерживает развитие предпринимательской деятельности.

Бухотчетность в статистику можно будет не сдавать

Компании могут освободить от обязанности предоставлять Росстату отчетность, которую статистические органы могут самостоятельно получить в рамках межведомственного взаимодействия. По крайней мере, этого добивается «Опора России», руководство которой направило соответствующее письмо в Минэкономразвития.

Речь идет о годовой бухгалтерской отчетности – бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. Сейчас эти документы получают не только Росстат, но также Федеральная налоговая служба (ФНС), Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. По мнению «Опоры», подобная обязанность является «излишней и не оправдывающей себя мерой».

Статистнагрузка станет «подъемной»

Свои наработки по части снижения «статистической» нагрузки для малого бизнеса активно продвигает и Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП).

В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства» может применяться упрощенный порядок предоставления статистической отчетности, который фактически сводится к ограничению периодичности проведения выборочных обследований: наблюдение за малыми и средними предприятиями проводится ежемесячно и/или ежеквартально, за микропредприятиями – по итогам за год. Однако количество обязательных для сдачи форм отчетности законом не ограничено. Ситуацию осложнило ужесточение административной ответственности за нарушение порядка сдачи отчетности, что привело к жалобам бизнеса; президент поручил сократить статистическую нагрузку на МСП, рассказывает замдиректора НИСИПП Олег Шестоперов.

Отдельного внимания заслуживают сроки сдачи отчетности, которые, по оценке НИСИПП, удобны только Росстату. Табель форм статистического наблюдения содержит более 60 уникальных дат сдачи отчетности.

В рамках одного вида деятельности количество отчетных дат может доходить до 10, а для многопрофильных предприятий и более. Разрозненность отчетных дат, очевидно, затрудняет планирование процесса сбора и сдачи отчетности, с ростом предприятия и расширением сфер деятельности издержки на сдачу отчетности из-за увеличения числа документов возрастают скачкообразно.

Средние издержки на сдачу статистической отчетности могут показаться невысокими (от 3000 до 60 000 руб. на одно предприятие). Однако, во-первых, в ряде отраслей издержки существенно выше среднего (например, в сфере производства нефтепродуктов). Во-вторых, предприятия сдают и иные формы отчетности (налоговую, бухгалтерскую, ведомственную и т. д.), суммарные издержки на сбор и представление которых сопоставимы с объемом налоговых отчислений субъектов МСП.

В связи с вышесказанным эксперты НИСИПП предлагают реформировать систему отчетности следующим образом:

Исключить ежемесячную отчетность. Отчетность должна сдаваться не чаще одного раза в квартал;

Укрупнить формы наблюдения. Необходимы единые формы, включающие как базовые, так и отраслевые показатели;

Сократить количество наблюдаемых показателей в сферах деятельности, выделяющихся повышенной нагрузкой;

Сократить отчетность микропредприятий – юридических лиц, привести ее к уровню отчетности индивидуальных предпринимателей;

Исключить дублирование отчетности и обеспечить межведомственный обмен данными. Для начала, как предлагают и в «ОПОРЕ», отменить сдачу в Росстат второго экземпляра бухгалтерского баланса;

В перспективе – отказаться от отраслевых форм для предприятий розничной торговли и ряда других отраслей в связи с введением онлайн-касс , а также отдельных универсальных форм (занятость, выручка, инвестиции в основной капитал), показатели которых уже аккуму­лируются в системе ФНС России. Отказ от сбора универсальных форм сэкономил бы бизнесу и самому Росстату порядка 800 млн руб. косвенных и прямых затрат;

Установить пятилетний мораторий на сдачу отчетности предприятиями с численностью занятых менее 15 человек, в случае если они участвовали в сплошном наблюдении. Или, как минимум, на период реформирования системы статистической отчетности и налаживания информационного обмена между ведомствами;

Реализация этих мероприятий должна сопровождаться созданием сервисов, обеспечивающих возможность сдачи отчетности в электронной форме , формирование табеля форм отчетности для конкретного предприятия и составление индивидуального календаря отчетности,

Интеграцию создаваемых сервисов в инфраструктуру электронного правительства.

P.S. В общем, однажды какой-нибудь пожилой бухгалтер, отправляя в некий единый многофункциональный контролирующий орган некую единую электронную (бумаги, к тому времени, наверное, уже не останется вовсе) отчетность (ежегодную, на 2-3 файловых страничках) лишь улыбнется, вспоминая 2017 –ый и предшествующие ему годы. Если вспомнит, конечно.

На основании пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Закон № 209-ФЗ) субъектами малого предпринимательства до 31.12.2015 являлись:

    потребительские кооперативы;

    крестьянские (фермерские) хозяйства.

С 01.01.2016 (на основании Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

    хозяйственные партнерства;

    производственные кооперативы;

    сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

    крестьянские (фермерские) хозяйства;

Указанные субъекты должны соответствовать всем критериям, указанным в п. 1.1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ. Речь идет о трех критериях, касающихся:

    состава учредителей (собственников, участников) и доли их участия в уставном капитале (пп. 1 п. 1.1 ст. 4);

    средней численности работников (пп. 2 п. 1.1 ст. 4);

    дохода (выручки) от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (пп. 3 п. 1.1 ст. 4).

Таким образом, с 01.01.2016 под малым предприятием в соответствии с пунтом 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 408-ФЗ) считаются организации и ИП, одновременно отвчающие следующим условиям:

    Хозяйственное общество или хозяйственное партнерство (производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства теперь освобождены от соблюдения данного критерия), доля государства, фонда (за исключением акционерных или закрытых паевых инвестиционных) в уставном капитале которого, иностранца, иностранной фирмы, либо юридического лица, не являющегося субьектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25% от общей суммы уставного капитала . Ограничение не касается предприятий, внедряющих инновации, исключительные права на которые принадлежат хозяевам таких предприятий - бюджетным научным институтам, центрам, бюро и пр., бюджетным ВУЗам, учреждениям Академии наук РФ.

    Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" скорректированы отдельные законодательные акты, касающиеся развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно внесенным изменениям:

    порог участия иностранных юрлиц в уставном (складочном) капитале субъектов МСП увеличен с 25% до 49%. То же касается участия российских юрлиц, не являющихся субъектами МСП;

    организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом о Сколково, наделены статусом субъекта МСП вне зависимости от доли участия в их уставном (складочном) капитале иных юрлиц (как иностранных, так и российских);

    решено создать Корпорацию развития МСП. Ее задачи - поддержка субъектов МСП и компаний, образующих инфраструктуру поддержки таких субъектов, организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестпроектов, реализуемых субъектами МСП, организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП и др.

Среднесписочная численность работников предприятия за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год (без НДС) или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества, имевшего первоначальную стоимость свыше 10 тыс. рублей и нематериальных активов) не превышает 400 млн рублей.

Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" увеличены в два раза предельные значения выручки для отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса.

С 01.08.2016 соответствие предельным значениям дохода для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства будет определяться не по величине выручки, а на основе дохода от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (пункт 3 части 1.1 статьи 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"в ред. Федерального закон от 29.12.2015 N 408-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265).

С 25.07.2015 (с 01.08.2016 их размер не изменился) эти показтели составляют:

    для микропредприятий - 120 млн рублей;

    для малых предприятий - 800 млн рублей;

    для средних - 2 млрд рублей.

Первый критерий применяется только в отношении организаций. В их уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан , общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов).

Если в составе участников общества есть одно или несколько юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, то доля их участия не должна превышать 25%. Данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Эта норма применяется при условии, что исключительные права на указанные результаты интеллектуальной деятельности принадлежат следующим учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ:

    бюджетным научным учреждениям;

    научным учреждениям, созданным государственными академиями наук;

    бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования;

    образовательным учреждениям высшего профессионального образования, созданным государственными академиями наук.

Важно : в отношении участников общества - физических лиц или юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, ограничений по доле их участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) организации Законом № 209-ФЗ не установлено.

Второй критерий . Средняя численность работников организации определяется за предшествующий календарный год . В организации малого бизнеса эта величина не должна превышать 100 человек включительно. Данный показатель определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе тех, кто работает по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений (п. 6 ст. 4). Порядок расчета средней численности работников малого предприятия изложен в Приказе Росстата от 31.12.2009 № 335.

Третий критерий . Согласно пп. 3 п. 1 и п. 7 ст. 4 Закона N 209-ФЗ показатель выручки от реализации товаров (работ, услуг) формируется без учета НДС. Выручка определяется за предшествующий календарный год по данным налогового учета. Для малых предприятий предельное значение этого показателя составляет 400 млн руб. Данное ограничение установлено Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 556.

В показатель балансовой стоимости активов включается остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Указанные сведения определяются по данным бухучета за предшествующий календарный год (пп. 3 п. 1 и п. 8 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Предельные значения этого показателя Правительством РФ не установлены. Поэтому данный критерий при определении статуса малого предприятия не применяется.

Субъект малого бизнеса утрачивает свой статус, только если у него превышены предельные значения по второму и (или) третьему критериям в течение двух календарных лет, следующих один за другим. Основанием является п. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

Важно :

Статус субъекта малого предпринимательства:

    можно приобрести, если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим;

  • Льготы для малого бизенса

    Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 144н вносены поправки в законодательство по бухгалтерскому учету. Все новшества касаются малых предприятий и значительно упрощают ведение бухгалтерского учета , а именно:

      Упрощено ведение бухгалтерского учета. Не применяются некоторые Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), такие, как ПБУ 8/01, 18/02 и другие (см. ниже).

      Уменьшено количество сдаваемых бухгалтерских отчетов в налоговые органы. У них остаются только:

      • Баланс - Форма № 1 (ежеквартально);

        Отчет о прибылях и убытках - Форма № 2 (ежеквартально);

        Среднесписочная численность (ежегодно).

      При этом вся налоговая отчетность остается в полном объеме.

    Приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

    Предприятиям с небольшим доходом предоставляются дополнительно можно воспользоваться льготой по по статье 145 Налогового кодекса РФ , если выручка без учета НДС за 3 предшествующих календарных месяца не превышает 2 млн рублей, и не быть плательщиком НДС, но одновременно предприятие лишается права выставлять счета-фактуры с НДС. Это делается по заявлению о предоставлении льготы по ст.145 НК РФ.

    Доходы и расходы по кассовому методу

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н внес изменения в п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации". Субъекты малого предпринимательства вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей.

    Организации могут использовать кассовый метод при соблюдении нескольких условий:

      организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

      сумма выручки может быть определена;

      расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

    Эти нововведения дают право, но не обязывают компании определять выручку по мере поступления денежных средств и списывать расходы по их оплате. Начать применять новшество можно со следующего года, прописав в учетной политике выбранный метод признания выручки и расходов. Но следует помнить: если в налоговом учете компания использует метод начисления, в бухгалтерском неизбежно возникнут разницы по ПБУ 18/02.

    Неприменение ПБУ 16/02 и 2/2008

    По общему правилу все коммерческие организации (кроме кредитных) должны применять ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности".

    Приказ Минфина России от 08.11.2010 № 144н разрешает организациям малого бизнеса не применять ПБУ 16/02 и 2/2008, что значительно упрощает работу бухгалтеров организаций малого бизнеса.

    Упрощен порядок оценки финансовых вложений

    По общему правилу первоначальная стоимость финансовых вложений, по которым они приняты к бухгалтерскому учету, может изменяться в случаях, установленных законодательством или ПБУ 19/02 (п. 18). При этом для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы. Первая - финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную цену. Вторая - финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется.

    Новшества позволяют субъектам малого бизнеса осуществлять последующую оценку финансовых вложений в порядке, предусмотренном для второй группы. Тогда финансовые вложения отражаются в бухгалтерском учете и отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02).

    Учетная политика

    Пункт 15.1. ПБУ 1/2008, позволят малым предприятиям отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменений учетной политики перспективно, то есть с начала внесения корректировок.

    Такой порядок предусмотрен для изменений, которые оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение компании, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств. Это правило не распространяется на случаи, когда законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухучету установлен иной порядок.

    Исправление ошибок

    ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете" позволяет малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года без ретроспективного пересчета. Это новшество существенно упростит составление отчетности.

    Для субъектов малого бизнеса в п. 9 ПБУ 22/2010 есть норма, которая регламентирует порядок исправления существенных ошибок прошедшего года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год. Малое предприятие имеет право исправлять такие ошибки в том же порядке, который прописан в п. 14 ПБУ 22/2010 для несущественных ошибок.

    Это означает, что субъект малого бизнеса, обнаружив существенную ошибку за истекший год, после утверждения соответствующей годовой бухгалтерской отчетности может отразить сумму корректировки не на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", как остальные организации, а на счете 91 "Прочие доходы и расходы". В результате таких бухгалтерских записей у малых предприятий суммы корректировки при исправлении ошибок прошлых лет будут влиять на финансовый результат текущего отчетного периода.

    Штрафы для малого и среднего бизнеса заменены на предупреждения

    Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ в КоАП внесли изменения (дополнена статья 4.1 и введена статья 4.1.1), согласно которым с 03.07.2016 штраф заменят на предупреждение, при одновременном выполнении следующих условий:

      ИП или организация совершили нарушение впервые;

      не причинен имущественный ущерб, вред жизни и здоровью людей, вред окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства;

      не было угрозы чрезвычайной ситуации.

    Для некоторых нарушений заменить штраф на предупреждение не получится. Штрафовать будут за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, попытки ограничить конкуренцию, неповиновение законному распоряжению сотрудников контролирующих органов, невыполнение предписания об устранении нарушений, подделку документов, штампов или печатей.

    Это стало возможным благодаря тому, что:

    Особенности регулирования труда в микропредприях

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 348-ФЗ "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" с 01.01.2017 в Трудовой кодекс РФ введена глава 48 1:

    Глава 48 1 . Особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям

    Статья 309 1 . Общие положения

    У работодателей - (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к (далее - работодатели - субъекты малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям), регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

    В случае, если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, не позднее четырех месяцев с даты внесения соответствующих изменений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у данного работодателя должно осуществляться в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, без учета особенностей, установленных настоящей главой.

    Статья 309 2 . Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, и трудовыми договорами

    Работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, вправе отказаться полностью или частично от принятия локальных нормативных актов , содержащих нормы трудового права (правила внутреннего трудового распорядка , положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и другие). При этом для регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений работодатель - субъект малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, должен включить в трудовые договоры с работниками условия, регулирующие вопросы, которые в соответствии с трудовым законодательством должны регулироваться локальными нормативными актами. Указанные трудовые договоры заключаются на основе типовой формы трудового договора , утверждаемой Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Все компании и ИП должны периодически отчитываться о показателях своей деятельности в налоговую инспекцию. Состав налоговой отчетности зависит прежде всего от выбранной системы налогообложения. Что и в какие сроки сдавать, рассмотрим в данной статье.

Налоговая отчетность содержит информацию о начисленных и уплаченных налогах.

Виды налоговой отчетности:

  • декларации (по НДС, по земельному налогу и т.д.);
  • расчеты (расчет по авансовому платежу по налогу на имущество);
  • справки (справка по форме 2-НДФЛ).

Чаще всего налогоплательщики сталкиваются с заполнением деклараций. Также существуют налоговые расчеты по авансовым платежам, которые являются своего рода промежуточной отчетностью.

Сдача отчетности в налоговую инспекцию — прямая обязанность каждого налогоплательщика. За несоблюдение сроков представления отчетности ФНС может оштрафовать компанию или ИП.

Сдайте отчет в налоговую инспекцию, даже если деятельность в текущем году не велась. Для некоторых форм предусмотрена возможность сдачи нулевых деклараций (например, по налогу на прибыль). Если у компании не было оборотов по счетам и отсутствовал объект налогообложения, можно сдать единую упрощенную декларацию.

Отчетность бывает квартальная, годовая, а иногда и ежемесячная. Время от времени состав отчетности растет. Налоговая отчетность в 2016 году пополнилась новой формой 6-НДФЛ. В 2017 году компании и ИП будут сдавать в ФНС отчет по страховым взносам.

Отчетность по НДС

Декларация по НДС сдается раз в квартал до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Сдают ее только компании и ИП, работающие с НДС. К примеру, ООО на УСН освобождены от такой обязанности.

Отчетность по налогу на прибыль

О своих доходах и расходах компании отчитываются с помощью декларации по налогу на прибыль.

Отчет также квартальный, но у него есть особенность: все показатели фиксируются нарастающим итогом. Так, в полугодовой декларации нужно учесть доходы всех шести месяцев, а не только последних трех. Например, выручка от реализации покупных товаров у ООО «Месяц» за I квартал составила 576 000 рублей, а в течение апреля — июня фирма получила за проданные товары 172 300 рублей. В декларации за полугодие ООО «Месяц» запишет общую сумму выручки — 748 300 рублей (576 000 + 172 300). Эту сумму нужно записать в строку 012 приложения № 1 к листу 02.

Прибыльную декларацию ФНС ждет от налогоплательщиков в марте (годовую), апреле, июле и октябре. Крайний срок сдачи — 28-е число в каждом из перечисленных месяцев.

Отчетность по НДФЛ

Любой доход, получаемый физическим лицом, должен был задекларирован. Работодатели — налоговые агенты сообщают о выплаченных доходах путем представления расчетов по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ.

Справка 2-НДФЛ — годовая. Информацию по доходам 2016 года сдать нужно до 03.04.2017.

Форма 6-НДФЛ — квартальная. ФНС ждет ее в последних числах апреля, июля и октября. Для годовой формы срок подготовки дольше — сдать ее нужно до 1 апреля.

Отчетность про прочим налогам

Если у компании или ИП есть соответствующие объекты налогообложения, следует представлять в ФНС декларации по налогу на имущество, транспорт и землю. Срок отчетности по транспорту и земле — 1 февраля. Декларацию по имуществу нужно сдать в срок, установленный субъектом РФ.

Нюансы отчетности у ИП

Предпринимателям отчитываться гораздо проще. Спецрежимники сдают декларацию по своему налогу (УСН, ЕНВД, ПСН). ИП на ОСНО сдают декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля.

Министерство финансов объявило о двух готовящихся нововведениях для субъектов малого предпринимательства. Чиновники признали, что ведение бухгалтерской отчетности надо дальше упрощать, и рассказали, как именно.

Своими планами Минфин поделился в Письме от 26.02.2014 N 07-01-06/8136 . В нем рассказывается о мерах по снижению административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства в связи с ведением бухучета. Финансовое ведомство сообщило, что уже готовит два документа, призванные облегчить жизнь микропредприятий. Первый - приказ, дающий право раскрывать в бухгалтерском балансе информацию только за отчетный год. Без сравнительной информации можно будет обойтись. Второй - проект изменений в . Будущий закон освободит микропредприятия от обязательного представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Министерство отметило, что уже предприняло ряд шагов в интересах микропредприятий:

Важнейшими мерами, осуществленными в этом направлении, стали:

    1) предоставление права микропредприятиям вести бухгалтерский учет по простой системе (без применения двойной записи) (Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н); 2) предоставление права экономическим субъектам, включая субъекты малого предпринимательства и микропредприятия, самостоятельно определять состав регистров бухгалтерского учета и утверждать их формы (Федеральный закон "О бухгалтерском учете"). В частности, для ведения бухгалтерского учета субъекты малого предпринимательства, включая микропредприятия, вправе использовать книгу (журнал) учета фактов хозяйственной деятельности (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н); 3) предоставление права субъектам малого предпринимательства, включая микропредприятия, составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность (Федеральный закон "О бухгалтерском учете"). Состав и содержание упрощенной бухгалтерской отчетности определены Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"; 4) предоставление права руководителям субъектов малого предпринимательства, включая микропредприятия, принимать на себя ведение бухгалтерского учета (Федеральный закон "О бухгалтерском учете").
Обращаем внимание, что ведение бухгалтерского учета в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности может осуществляться микропредприятием как с применением, так и без применения двойной записи. Бухгалтерская отчетность микропредприятия может быть составлена на основе данных Книги (журнала) учета фактов хозяйственной деятельности независимо от применения двойной записи. Различные варианты организации и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства, включая микропредприятия, детально рассмотрены в Рекомендациях для субъектов малого предпринимательства по применению упрощенных способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности...

Напомним, новый закон «О бухгалтерском учете» заменил устаревший закон, подготовленный в середине 90-х годов. Цель правового акта - установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Действие правового акта распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, госорганы и органы местного самоуправления, а также индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов. Добавим, средняя численность работников микропредприятия за предшествующий календарный год не должна превышать пятнадцати человек. Показатель определяется с учетом сотрудников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений. Об этом говорится в законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Отметим также, что узнать тонкости той или иной формы собственности предприятия, оценить её плюсы и минусы можно на нашем сайте, ознакомившись с разделом «Справка». На сегодняшний день доступны подробные разъяснения по вопросам