Разрешение на строительно монтажные работы. Не забудьте разрешение

Разрешение на строительство не требуется, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций (п. 1 ст. 3 Закона № 169-ФЗ). Перечень объектов, для строительства которых не требуется разрешения на строительство, определяют органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно Примерному положению о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (утв.

Разрешение на строительство

Однако в соответствии с приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 8 апреля 2009 г., № 145, комплексное заключение государственной экспертизы не является обязательным для утверждения проектов строительства многоквартирных жилых домов с площадью не больше 500 кв. м с числом надземных этажей до двух включительно (в т. ч. мансардный); строительства усадебных (коттеджных) жилых домов, дачных и садовых домов общей площадью до 500 кв. м с числом надземных этажей не более трех, в том числе с хозяйственными и вспомогательными помещениями в подвальном этаже (I и II категорий сложности). Разрешение на выполнение строительных работ получают на основании ст.

Публікації

Инфо

Таким образом, общая стоимость процедуры не превысит 800 грн. Получение сертификата соответствия для жилых домов общей площадью до 350 кв. м станет возможно только после прохождения технического осмотра, а для домов общей площадью свыше 350 кв. м — на основании детального технического обследования, причем будут выполняться исключительно лицензированными организациями. Сертификат выдается должностным лицом Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в разрешительном центре по месту расположения частного здания.


По общему же правилу, в соответствии со ст. 30′ Закона Украины «О планировании и застройке территорий», принятие в эксплуатацию завершенных строительством объектов осуществляется на основании сертификата соответствия, который выдается инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля.

Обзоры законодательства

Важно

Подробней Положение о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ в Киеве Подробней Перечень документов, которые подаются органам госархстройконтроля для получения разрешения на выполнение строительных работ в соответствии с требованиями Закона Украины «О планировании и застройке территорий» и положения о порядке предоставления разрешения на выполнение строительных работ. Подробней Решение о строительстве, реконструкции градостроительного объекта издается в форме: Распоряжения Киевсовета во всех иных случаях (объекты категории I и II). Подробней Срок действия разрешения на строительство, реконструкцию устанавливается в соответствии с утвержденной проектной документацией и действующими нормативами продолжительности сроков строительства на период до приемки в эксплуатацию законченного градостроительного объекта…

Разрешения в строительной деятельности

Архитектурно-планировочное задание должно содержать положения утвержденной градостроительной документации, обязательные экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные требования к архитектурному объекту, требования по охране памятников истории и культуры, указания на строительство в особых условиях, требования по соблюдению прав граждан и юридических лиц, интересы которых затрагиваются в ходе данного строительства. Основанием для выдачи архитектурно-планировочного задания являются заявка заказчика (застройщика) и документы, удостоверяющие его право собственности (право распоряжения) земельным участком, либо разрешение собственника земельного участка на проектирование на этом участке.

Перечень строительных работ на выполнение которых не требуется разрешение

Письмом Минфина России от 30.12.1993 № 160; далее — ПБУ по учету долгосрочных инвестиций) (см. Письмо Минфина России от 15.09.2005 № 07-05-06/243 «О бухгалтерском учете расходов организации и операций, связанных с долгосрочными вложениями») в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету. На основании п. 2.3 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций плату за получение разрешения на выполнение СМР по объекту заказчик включает в стоимость этого объекта и отражает в бухгалтерском учете на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».
Для целей налогообложения прибыли плата за получение разрешения на строительство включается у заказчика в стоимость объекта (ст. 257 НК РФ).

Основанием для рассмотрения процедуры узаконивания вышеперечисленных объектов должно стать заявление, которое необходимо подать до 31 декабря 2010 г. Принятие в эксплуатацию частных жилищных домов усадебного типа, дачных и садовых домов, хозяйственных сооружений, пристроек, строительство которых осуществлено без привлечения подрядных организаций, проводится по результатам технического обследования строительных конструкций и инженерных сетей таких объектов. Частные здания принимает в эксплуатацию Инспекция государственного архитектурно-строительного контроля по месту их местонахождения, которая на платной основе выдает застройщикам сертификат соответствия таких зданий государственным строительным нормам, стандартам и правилам (дальше — сертификат) согласно дополнению 1 к Временному порядку.

Внимание

Как отмечено в п.1.1 Положения, выполнение строительных работ без разрешения запрещается. В соответствии с п.5.1 Положения выполнение строительных работ на объектах без получения разрешения или его заблаговременной перерегистрации, а также выполнение не указанных в разрешении строительных работ считается самовольным и влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству. Нарушение этой нормы влечет административную ответственность.


В соответствии со ст.92 Кодекса об административных правонарушениях выполнение строительных или реставрационных работ без разрешения или утвержденного проекта либо с отклонением от него влечет за собой наложение штрафа на граждан от одного до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан, на должностных лиц - от пяти до двадцати необлагаемых минимумов доходов граждан.
В соответствии с Законом Украины «Об архитектурной деятельности» при сооружении индивидуальных жилых зданий в два этажа и выше, а также при строительстве на территориях со сложными инженерно-геологическими условиями в сейсмоопасных районах, — индивидуальный застройщик обязан обеспечить соответствующий технический и авторский надзор. Срок рассмотрения документов индивидуальных застройщиков в инспекции госархстройконтроля не должен превышать 15 дней. Где и как можно обжаловать неправомерный отказ в выдаче разрешенияНеправомерные действия должностных лиц инспекций госархстройконтроля по вопросам регистрации объектов и выдачи разрешения на выполнение строительных работ могут быть обжалованы в судебных органах в установленном порядке.

О порядке выдачи разрешения индивидуальным застройщикамВ связи с увеличением индивидуального строительства жилых зданий, хозяйственных и бытовых сооружений представляет интерес порядок получения разрешений на строительство в этих случаях.Индивидуальным застройщикам разрешение на выполнение строительных работ выдается на основании заявления застройщика, документа о праве на землепользование, разрешения на строительство (выданное соответствующим органом исполнительной власти), проектной документации со штампом согласования местным органом по делам градостроительства и архитектуры, а также подписки исполнителя работ и приказа о его назначении в случае строительства подрядным способом.
Разрешение на строительство объектов градостроения предоставляется заявителю бесплатно в течение двух месяцев со дня подачи заявления на основании комплексного заключения органа градостроения и архитектуры районной государственной администрации (исполнительного органа городского совета в городах областного зна-чения, Киевской, Севастопольской городской государственной администрации для городов Киева и Севастополя) относительно соответствия предложенного строительства градостроительной документации, государственным строительным нормам, местным правилам застройки (п. 6.5. Типовых региональных правил застройки, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 10 декабря в 2001 г.) Разрешение на строительство должно быть реализовано в течение двух лет.

Владислав КАПЛАН
ООО «Файюм»

Реконструкция, расширение или возведение нового помещения давно престали быть уделом исключительно строительных фирм. Многие организации производят строительно-монтажные работы хозяйственным способом. Закон говорит по этому вопросу много и путано, а между тем несоблюдение его требований может вылиться в массу неприятностей.

Виды работ

Прежде всего: что следует понимать под строительно-монтажными работами? Перечень их содержится в Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству (утв. постановлением Госкомстата России от 03.10.96 № 123).

К строительным работам, в частности, относятся:

  • работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, работы по устройству и разработке подкрановых путей для башенных и других кранов;
  • работы по сооружению внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения, возведение установок (сооружений) по охране окружающей среды от загрязнений;
  • работы по установке санитарно-технического оборудования (включая стоимость этого оборудования);
  • работы по освоению участков, по подготовке и планировке территорий строительства, включая намыв территории и связанные с этим снос строений, вырубку леса, корчевание пней, осушение, вертикальную планировку и т. д.;
  • затраты, связанные с управлением и производством строительных работ и включаемые в их стоимость;
  • затраты, связанные с командированием работников для выполнения строительных, монтажных и специальных работ;
  • затраты на ремонтно-строительные работы, проводимые в соответствии с проектно-сметной документацией (с рабочими чертежами и сметами на отдельные объекты и виды работ).
Прочие виды строительных работ и затрат указаны предусмотрены в строительных нормах и правилах. К строительным работам относятся также работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства.

Подряд или хозспособ?

Сначала необходимо определить способ строительства:

  • подрядный способ - с привлечением строительной организации;
  • хозяйственный способ. Организация выполняет строительные работы для собственных нужд собственными силами без привлечения специализированных подрядных строительно-монтажных организаций;
  • смешанный способ. При этом часть работ организация производит своими силами, а для некоторых видов работ привлекает специалистов со стороны.
Важно правильно определить способ строительства - от этого зависит и документальное оформление, и порядок бухгалтерского и налогового учета затрат. Вот основные три вопроса, ответив на которые, можно различить, какой способ имеет место.

Вопрос № 1: самостоятельно ли осуществляются строительно-монтажные работы? При хозяйственном способе строительно-монтажные работы осуществляются организацией самостоятельно без привлечения подрядчика. При подрядном способе строительно-монтажные работы производятся специализированной подрядной организацией.

Вопрос № 2: заключается ли договор? При хозяйственном способе договорные отношения между структурными подразделениями организации отсутствуют, при подрядном способе заключается договор строительного подряда.

Вопрос № 3: для чего осуществляются строительно-монтажные работы? При хозяйственном способе они осуществляются для собственных нужд. При подрядном способе строительно-монтажные работы являются предметом деятельности подрядной организации и осуществляются в первую очередь для других организаций и в меньшей мере - для собственного потребления.

Внимание: к работам, выполненным хозяйственным способом, не относятся отдельные объемы работ, выполненные подрядными организациями, при осуществлении стройки в целом хозяйственным способом.

Нужна ли лицензия?

Строительство хозспособом предваряет целый ряд мероприятий:

  • создается производственная база;
  • приобретается или арендуется инструмент, машины и механизмы;
  • приобретаются стройматериалы, конструкции, детали;
  • разрабатывается и утверждается проектно-сметная документация и т. д.
Должно быть создано подразделение, которое будет непосредственно заниматься строительством. И оно должно иметь лицензию.

Лицензия нужна не только для осуществления функций заказчика-застройщика, но и для непосредственного выполнения строительно-монтажных работ. В законе о лицензировании вы не найдете этого вида деятельности.

Выполнение функций заказчика-застройщика отнесено к лицензируемой деятельности Положением о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений (утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.02 № 174). Однако при рассмотрении иска о признании незаконным указанного положения Верховный Суд РФ решением от 02.10.03 № ГКПИ 03-1073 отказал в признании недействующим данного положения в части включения в состав лицензируемого вида деятельности выполнение функций заказчика-застройщика. Кассационная инстанция оставила данное решение без изменения (определение от 25.12.03 № КАС 03-603).

Не забудьте разрешение

В соответствии со статьей 222 ГК РФ строительство объектов недвижимости:

  • без специального на то разрешения;
  • на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом;
  • с грубым нарушением градостроительных и строительных норм и правил
является самовольной постройкой.

При наличии хотя бы одного из трех вышеуказанных признаков строение, сооружение или иная недвижимость будут признаны возведенными самовольно, что влечет за собой ряд неблагоприятных последствий.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой (продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки). Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Постройка в любом случае будет подлежать сносу, если она нарушает права и законные интересы других лиц либо создает угрозу для жизни и здоровья граждан.

Есть два случая, когда возможно принятие судом решения о признании права собственности на самовольную постройку:

  • за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что этот участок будет в установленном порядке предоставлен ему под возведенную постройку;
  • за лицом, в собственности (пожизненном наследуемом владении или пользовании) которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Статья 9.5 КоАП РФ устанавливает, что строительство объектов недвижимости без разрешения влечет наложение административного штрафа:
  • на граждан - от 3 до 5 МРОТ;
  • на должностных лиц - от 5 до 10 МРОТ;
  • на юридических лиц - от 50 до 100 МРОТ.
Разрешение на строительство объектов недвижимости выдается органами местного самоуправления на основании документации, подготовленной органами архитектуры и градостроительства. Как правило, такие разрешения выдаются в месячный срок со дня письменного обращения и при наличии следующих документов:
  • заявления заинтересованного физического или юридического лица;
  • документов, удостоверяющих право лица на земельный участок;
  • предполагаемых сроков начала строительства;
  • утвержденной проектной документации.
Разрешение на строительство и утвержденная проектная документация подлежат регистрации органами местного самоуправления. Орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство в случаях:
  • несоответствия проектной документации разрешенному использованию земельного участка;
  • несоответствия проектной документации строительным нормам и правилам.
Решение органа местного самоуправления о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на строительство может быть обжаловано в суд.

Выдача разрешения на строительство не требуется, если изменения объектов капитального строительства и (или) их частей не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

При переходе прав собственности на объекты недвижимости действие разрешения на строительство сохраняется, но подлежит повторной регистрации на нового собственника.

Разрешение на выполнение работ

Кроме разрешения на строительство и лицензии на выполнение строительных работ необходимо получить также разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.

Разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается заказчику на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве данного объекта (п. 2 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ; утв. приказом Минстроя России от 03.06.92 № 131)

Разрешение выдается органами архитектуры и градостроительства и подразделяются на два вида:

  • разрешение на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту;
  • разрешение на выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ - подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов.
Срок действия разрешения устанавливается инспекцией органов архитектуры и градостроительства исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ. По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в инспекции в недельный срок.

Разрешение подлежит продлению также в случае, если в течение одного года со дня выдачи разрешения выполнение строительно-монтажных работ по объекту не началось.

При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации разрешение подлежит перерегистрации в инспекции в трехнедельный срок.

Для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора следующие документы и материалы:

  • заявление на получение разрешения;
  • лицензии на право выполнения строительно-монтажных и проектных работ по данному типу объектов;
  • проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства;
  • заключения экологической и государственной вневедомственной экспертизы и распорядительный документ об утверждении проектной документации;
  • стройгенплан, согласованный с органами архитектуры и градостроительства, другими заинтересованными организациями;
  • копию Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;
  • приказы заказчика, подрядчика и проектировщика о назначении на строительство объекта лиц, осуществляющих технический надзор, авторский надзор, ответственного производителя работ;
  • прошнурованный журнал работ.

Проектно-сметная документация

Проектно-сметная документация при строительстве хозспособом оформляется так же, как и при строительстве подрядным способом. Готовить ее должна специализированная проектная организацич. Разработка такой документации нестроительной организацией, осуществляющей строительство, возможна только в том случае, если в штате у нее есть необходимое количество специалистов - инженеров, проектировщиков, сметчиков и т. п., а также имеется лицензия на проектирование зданий и сооружений.

Сметная документация составляется в установленном порядке независимо от метода осуществления строительства - подрядным или хозяйственным способом. Цена строительных работ определяется на основании сметы (ст. 743 ГК РФ). Смета представляет собой перечень работ с указанием их стоимости и единиц измерения объемов работ.

Цена выполняемых работ может состоять из двух частей:

  • сметной (в виде известных расценок)
  • переменной (выраженной текущим коэффициентом пересчета базисных цен).
Такой способ определения цены позволяет производить расчет без каких-либо дополнительных согласований сторон при подрядном строительстве.

С 9 марта 2004 года введена в действие Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (по заключению Минюста России не нуждается в государственной регистрации; письмо Минюста России от 10.03.04 № 07/2699-ЮД). Методика рекомендует для определения сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составлять следующую документацию (п. 3.23):

  • в составе проекта (рабочего проекта):
  • сводку затрат (при необходимости);
  • сводный сметный расчет стоимости строительства (ремонта);
  • объектные и локальные сметные расчеты;
  • сметные расчеты на отдельные виды затрат;
  • в составе рабочей документации - объектные и локальные сметы.
В этой методике документе приведены также формы этих документов.

(Следует отметить, что в соответствии с поручением Правительства РФ от 27.11.03 № ВЯ-П10-14161 положения, приведенные в этой методике, распространяются на все предприятия строительного комплекса РФ вне зависимости от источников финансирования)

Проектно-сметная документация утверждается руководителем организации, осуществляющей строительство.

Окончание строительства и незавершенка

По окончании строительства организация определяет инвентарную стоимость объекта в размере фактических затрат по его возведению. К законченному строительству относятся принятые в эксплуатацию объекты основных средств, приемка которых оформлена в установленном порядке.

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14) - это документ по приемке и вводу законченного строительством объекта и зачисления его в состав основных средств (включая реконструкцию, расширение и техническое перевооружение). Данный акт приемки является также основанием для окончательной оплаты всех выполненных работ по договору подряда.

Акт составляется и подписывается представителями исполнителя работ, руководителем организации, а также членами приемочной комиссии. В состав приемочной комиссии должны входить представители органов:

  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • экологического надзора;
  • пожарного надзора;
  • государственного архитектурно-строительного надзора;
  • генерального проектировщика, а также представители других заинтересованных организаций.
Законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств на основании акта приемки-передачи основных средств (типовая форма № ОС-1).

К акту приемки законченного строительством объекта должна быть приложена следующая документация:

  • перечень организаций, участвующих в производстве строительно-монтажных работ, с указанием видов выполненных ими работ, фамилий инженерно-технических работников, непосредственно ответственных за их выполнение, и данных о наличии соответствующих лицензий;
  • комплект рабочих чертежей на строительство предъявляемого к приемке объекта с надписями о соответствии выполненных в натуре работ этим чертежам, сделанными лицами, ответственными за строительство;
  • сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество материалов, конструкций и изделий, применяемых при производстве строительно-монтажных работ;
  • акты об освидетельствовании скрытых работ и акты промежуточной приемки отдельных ответственных конструкций и узлов (опор и пролетных строений мостов, арок, сводов, подпорных стен, несущих металлических и сборных железобетонных конструкций и т. п.);
  • акты об индивидуальных испытаниях смонтированного оборудования;
  • акты об испытаниях технологических трубопроводов, внутренних систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения, отопления и вентиляции, наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения и дренажных устройств, а также об испытаниях сварных соединений;
  • акты об испытаниях внутренних и наружных электроустановок и электросетей;
  • акты об испытаниях устройств телефонизации, радиофикации, телевидения, сигнализации и автоматизации;
  • акты об испытаниях устройств, обеспечивающих взрывопожаробезопасность и молниезащиту;
  • журналы производства работ и авторского надзора проектных организаций, материалы обследований и проверок в процессе строительства органами государственного и другого надзора.
Кроме того, при приемке объекта в наличии у заказчика должна быть следующая документация:
  • разрешение на производство строительно-монтажных работ;
  • утвержденный проект;
  • документы об отводе земельных участков;
  • документы на специальное водопользование;
  • документы о геологии и гидрологии строительной площадки, о результатах испытаний грунта и анализах грунтовых вод, данные о результатах микросейсморайонирования и экологических изысканиях;
  • паспорта на установленное оборудование;
  • заключения органов государственного надзора о соответствии завершенного строительством объекта законодательству, действующим стандартам, нормам и правилам.

Оформление разрешений на производство работ.

Основные требования к порядку выдачи разрешений на строительство предусмотрены ст. 62 Градостроительного кодекса РФ. Подготовку документов для выдачи разрешений на строительство осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства.

Для получения разрешения на строительство застройщик представляет главному архитектору района (города) заявление на получение разрешения на строительство, постановление главы муниципального образования о разрешении на размещение объекта строительства и заключение Градостроительного совета Главархитектуры или местного органа архитектуры и градостроительства по проекту, инвестиционный контракт (иной необходимый договор) на строительство (реконструкцию) объекта недвижимости на территории Московской области в соответствии с законодательством Московской области.

Разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления муниципального образования. По поручению главы муниципального образования разрешение на строительство подписывает и выдает главный архитектор района (города) (3, ст. 23 и ст. 27). Разрешение на строительство утверждает глава района, города или другого муниципального образования.

Разрешение на строительство выдается на срок не более чем три года. Разрешение на строительство может быть продлено на основании заявления застройщика. Порядок и срок продления действия разрешения на строительство устанавливаются органами местного самоуправления.

До начала производства строительно-монтажных работ объекты строительства подлежат регистрации в органах Госархстройнадзора Московской области. Застройщик одновременно с заявлением на регистрацию представляет в органы Госархстройнадзора необходимые документы.

Перечень документов для получения разрешения на строительство индивидуальных жилых, садовых, дачных домов.

За разрешением на строительство индивидуальных жилых, садовых, дачных домов застройщик обращается в Управление архитектуры и градостроительства с заявлением на имя Главы района.

При этом представляет следующие документы:

Заявление;

Ходатайство Главы территориального образования района;

Копию свидетельства на право собственности на землю;

Кадастровый план земельного участка;

Проект дома и хозяйственных построек в двух экземплярах (Проект разрабатывается организацией или частным лицом, имеющим лицензию на этот вид деятельности);

Технические условия на подключение к сетям инженерных коммуникаций;

Договор купли-продажи земельного участка (договор дарения);

Акт выноса в натуру осей строений и границ земельного участка, согласованный с УАГ и территориальной администрацией;

Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому атомному надзору от 26 декабря 2006 г. № 1128

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации».

2. Настоящий Порядок определяет состав и порядок ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

3. Исполнительная документация представляет собой текстовые и графические материалы, отражающие фактическое исполнение проектных решений и фактическое положение объектов капитального строительства и их элементов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по мере завершения определенных в проектной документации работ.

4. Исполнительная документация подлежит хранению у застройщика или заказчика до проведения органом государственного строительного надзора итоговой проверки. На время проведения итоговой проверки исполнительная документация передается застройщиком или заказчиком в орган государственного строительного надзора. После выдачи органом государственного строительного надзора заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации исполнительная документация передается застройщику или заказчику на постоянное хранение.

II. порядок ведения исполнительной Документации

5. Исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.

5.1. Акты освидетельствования геодезической разбивочной основы объекта капитального строительства оформляются по образцу, приведенному в Приложении 1.

5.2. Акты разбивки осей объекта капитального строительства на местности оформляется по образцу, приведенному в Приложении 2.

5.3. Акты освидетельствования работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ (далее - крытые работы) оформляются актами освидетельствования скрытых работ по образцу, приведенному в Приложении 3. Перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной документацией.

5.4. Акты освидетельствования строительных конструкций, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения (далее - ответственные конструкции) оформляются актами освидетельствования ответственных конструкций по образцу, приведенному в Приложении 4. Перечень ответственных конструкций, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной документацией.

5.5. Акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения оформляются актами освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения по образцу, приведенному в Приложении 5. Перечень участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию, определяется проектной документацией.

5.6. Рабочая документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства с записями о соответствии выполненных в натуре работ рабочей документации, сделанных лицом, осуществляющим строительство. От имени лица, осуществляющего строительство, такие записи вносит представитель указанного лица на основании документа, подтверждающего представительство.

6. В состав исполнительной документации также включаются следующие материалы:

а) исполнительные геодезические схемы;

б) исполнительные схемы и профили участков сетей инженерно-технического обеспечения;

в) акты испытания и опробования технических устройств;

г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;

д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий);

е) иные документы, отражающие фактическое исполнение проектных решений.

Требования к составлению и порядку ведения материалов, предусмотренных настоящим пунктом, определяются в соответствии с законодательством Российской Федераци.

Электронные услуги

Полное название услуги

Оформление ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве

Условия получения услуги на сайте

  • Кто может обратиться за услугой:

    Юридические лица

    Юридические лица, являющиеся заказчиками проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов

    Индивидуальный предприниматель

    Индивидуальные предприниматели, являющиеся заказчиками проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов

  • Стоимость услуги и порядок оплаты:

    Бесплатно

  • Перечень необходимых сведений:

    Форма интерактивной заявки на предоставление государственной услуги на оформление ордера (оригинал, 1 шт.)

    • Обязательный
    • Предоставляется без возврата
  • Сроки предоставления услуги

    13 рабочих дней

  • Результат оказания услуги

    Выдается:

    • Ордер (разрешение) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов (оригинал, 1 шт.)

      Направляется в форме электронного документа, подписанного в установленном порядке, в "личный кабинет" заявителя на Портале.

  • Формы получения

    На WEB сайте

  • Основания для отказа в предоставлении услуги

    1. Основания, указанные для отказа в приеме документов, если указанные обстоятельства были установлены в процессе обработки документов и информации, необходимых для предоставления государственной услуги.

    2. Невозможность выполнения работ в заявленные сроки.

    3. Несоответствие указанных в проекте проведения (производства) работ типов ограждений утвержденным Правительством Москвы в качестве приложения к Правилам проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве типам ограждений.

    4. Несоответствие проекта проведения (производства) работ требованиям, установленным Правительством Москвы.

    5. Не устранение нарушений, допущенных при проведении земляных работ, установке временных ограждений, размещении временных объектов.

    6. Неуплата в установленном порядке штрафа в связи с нарушениями, допущенными при проведении земляных работ, установке временных ограждений, размещении временных объектов.

    Основания для отказа в приеме документов

    1. Представление документов, необходимых для предоставления государственной услуги, не соответствующих требованиям, установленным правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы, Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Оформление ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве".

    2. Представление документов, утративших силу в случаях, когда срок действия установлен в таких документах или предусмотрен законодательством Российской Федерации, правовыми актами города Москвы.

    3. Представление неполного комплекта документов и непредставление информации, указанных в пункте 2.5.1.1 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Оформление ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве".

    4. Наличие противоречивых сведений в интерактивной заявке и приложенных к ней документах.

    5. Подача заявки от имени заявителя не уполномоченным на то лицом.

    6. Обращение за предоставлением государственной услуги лица, не являющегося получателем государственной услуги в соответствии с настоящим Регламентом.

    7. Обращение за оказанием государственной услуги, не предоставляемой ОАТИ.

    8. Некорректное заполнение обязательных полей в форме интерактивной заявки.

    9. Обращение заявителя за предоставлением государственной услуги с заявкой на бумажном носителе по истечении срока, установленного пунктом 1.4 Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Оформление ордеров (разрешений) на проведение земляных работ, установку временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве".

    Законодательство устанавливает перечень разрешительной документации , необходимой для выполнения определенных видов деятельности. Нормами предусматривается специальный порядок ее составления и выдачи. Рассмотрим далее, какая используется разрешительная документация в строительстве .

    Общие сведения

    Возведение новых сооружений, проведение некоторых других работ строительного характера допускается в соответствии с разрешительной документацией. К ней в первую очередь относят бумаги, свидетельствующие о предоставлении участка земли. На основании их составляется разрешительная документация на проектирование .

    Земельный участок

    На любых наделах субъекты, осуществляющие возведение сооружений или иные работы, касающиеся зданий (реконструкцию, капремонт, например), должны соблюдать требования о целевом назначении. Участки, которые относятся к собственности муниципалитета или государства, могут предоставляться уполномоченными органами непосредственно для строительства. Пользователи наделов в своей деятельности должны руководствоваться 263-й статьей ГК (п. 1). В соответствии с ней субъекты, которые не являются титульными владельцами участков, должны получить разрешение от собственника на выполнение строительных работ. Оно может содержаться в отдельной бумаге или включаться в договор с пользователем.

    Дополнительно

    Если субъект предполагает осуществлять реконструкцию или вносить изменения в существующее сооружение, исходно-разрешительная документация на строительство должна включать и бумагу, в которой будет согласие собственника этого здания. Соответствующее требование устанавливается в ФЗ № 169, регулирующем архитектурную деятельность в РФ. В нормативном акте предусматривается, что строительные работы на любом объекте должны осуществляться с согласия собственника участка либо здания при соблюдении СНиП и градостроительных правил. Данное положение присутствует в 3-й статье (ч. 3, п. 2) указанного ФЗ.

    Проектно-разрешительная документация

    Она разрабатывается в соответствии со СНиП и прочими нормами и правилами. Исходно-разрешительная документация на строительство должна быть согласована с рядом контрольных органов. В первую очередь к ним относят управление архитектуры, а также службы госконтроля и надзора. В соответствии с 48-й статьей Градостроительного кодекса проектной называют документацию, в которой содержатся материалы, представленные в текстовом виде, а также в форме карт и схем. Она определяет архитектурные, конструктивные, функционально- и инженерно-технические решения для обеспечения работ на объекте. Разрешительная строительная документация необходима, если предполагаемые мероприятия будут влиять на характеристики безопасности и надежности сооружений.

    Разработка

    Подготовка разрешительной документации может осуществляться непосредственно самим исполнителем работ. Субъект также вправе привлечь к разработке организацию, имеющую соответствующую лицензию. Прежде чем , необходимо выполнить инженерные изыскания. Без их результатов бумаги не будут представлены. Изыскания также может выполнить сам субъект или привлечь организацию, имеющую на это лицензию.

    Необходимые сведения

    Оформление разрешительной документации осуществляется на основании материалов, которые представляет заинтересованное лицо (исполнитель работ). К необходимым сведениям и бумагам относят:

    1. Техзадание. Оно предъявляется в случае, если исполнитель работ привлек к разработке бумаг лицензированную организацию.
    2. Градостроительный план территории строительства.
    3. Результаты выполненных инженерных изысканий.
    4. Бумаги, удостоверяющие использование надела в соответствии с целевым назначением.
    5. Техусловия на присоединение к инженерно-техническим коммуникационным сетям.

    Разделы

    В соответствии с общими правилами в строительстве включает в себя:


    Экспертиза

    Разрешительная документация должна быть направлена на проверку. В случае положительного экспертного заключения она утверждается. Как правило, это осуществляется проставлением подписи должностного лица, представителя/руководителя уполномоченного органа и оттиска печати на титульном листе. Правительство устанавливает случаи, когда должна пройти обязательную проверку. В частности, в Постановлении № 1008 от 1 января 2001 г. определено, что экспертиза должна проводиться в отношении всех бумаг, касающихся мероприятий, затрагивающих конструктивные и прочие характеристики безопасности и надежности сооружений, вне зависимости от формы собственности и источников финансирования объекта.

    Исключения

    Их составляют сооружения, для технического переоснащения, реконструкции, расширения, возведения, капремонта, ликвидации и консервации которых не предусмотрена. Кроме этого, экспертиза не проводится для бумаг:


    Предмет проверки

    В качестве него выступает оценка соответствия документации положениям техрегламентов, санитарно-эпидемиологическим, экологическим нормам, требованиям госохраны объектов культурно-исторического наследия, промышленной, пожарной, ядерной, радиационной и другой безопасности, результатам проведенных инженерных изысканий. Целями экспертизы, таким образом, являются:

    1. Предупреждение возведения объектов, строительство и эксплуатация которых нарушают интересы и права граждан и юрлиц либо не отвечают требованиям правил и норм, утвержденным в установленном порядке.
    2. Оценка эффективности капвложений, которые направляются на выполнение работ из бюджета соответствующего уровня.

    Разрешительная документация проходит проверку в уполномоченных госорганах либо в организациях, которые имеют государственную аккредитацию.

    Нюансы

    В ряде случаев необходима государственная экспертиза и составление дополнительных бумаг. Например, предпроектная документация на сооружения и прочие объекты, возведение которых частично или полностью выполняется за счет бюджетных средств, госкредитов и займов, полученных под госгарантии, прочих инвестиций, поступающих в форме господдержки, проходит проверку до ее утверждения. Аналогичное правило действует и в отношении бумаг, разрабатываемых на потенциально опасные и особо сложные в конструкции вне зависимости от источников их финансирования и типа собственности. В отношении объектов, строительство которых выполняется на средства заказчика, в том числе привлеченные, решение о выполнении государственной экспертизы принимает он сам. Исключение составляют особо сложные и потенциально опасные сооружения и конструкции.

    Получение разрешительной документации

    После выполнения экспертизы при положительном заключении бумаги проходят утверждение. Застройщик, получив документацию, обращается в уполномоченную организацию с заявлением на выдачу разрешения на строительство и/или ордера. Вид бумаг будет зависеть от характера работ. По Градостроительного кодекса разрешение на строительство подтверждает соответствие документации требованиям плана участка. Эта бумага предоставляет субъекту право на выполнение необходимых работ на объекте. Разрешение предоставляется на основании заявления. К нему прилагаются бумаги, удостоверяющие права на участок. Кроме этого, уполномоченная инстанция требует утвержденную проектную документацию. Форма, в которой составляется заявление, сроки и порядок его рассмотрения определяются Градостроительным кодексом, а также иными нормативными актами. Бланк разрешения утверждается правительством.

    Необходимые бумаги

    Для получения разрешения застройщику необходимо представить уполномоченной инстанции, исполнительному органу региональной/местной власти заявление с приложением:


    Упрощенный порядок

    Он применяется в случае, если разрешение выдается на строительство объекта ИЖС, для которого проектная документация не составляется. В такой ситуации заинтересованное лицо прилагает к заявлению:

    1. Правоустанавливающие бумаги на надел.
    2. Чертеж планировочной организации территории, на котором обозначается место размещения объекта ИЖС.

    Действия уполномоченных органов

    Утвержденная документация и разрешение на строительство должны быть зарегистрированы в местных структурах управления. вправе отказать в выдаче бумаги в случае отсутствия необходимых материалов либо несоответствия их сведений требованиям, установленным в плане или допуске на отклонение от предельных показателей. Данное решение может быть оспорено в суде. Разрешение на строительство предоставляется без взимания платы. Данная бумага имеет определенный срок действия - 10 лет для объектов ИЖС. Период для прочих сооружений устанавливается в соответствии с проектом строительных работ.

    Ответственность

    Нарушение установленного порядка оформления разрешительной документации преследуется по закону. Ответственность устанавливается КоАП. В соответствии со ст. 8.4 субъекты, не выполнившие требования закона об обязательности государственной экспертизы, а также лица, реализующие или финансирующие проекты, которые должны пройти проверку, не получившие положительного заключения, наказываются административным штрафом. Величина взыскания для граждан - 10-15, должностных лиц - 30-50, организаций - 400-500 МРОТ. К административной ответственности могут привлекаться субъекты, осуществляющие деятельность, не соответствующую документации, на которую было выдано положительное заключение. В таком случае штрафы для граждан составляют 15-20 МРОТ, для должностных лиц и организаций их размер аналогичен приведенным выше цифрам. Строительство сооружений и зданий непроизводственного и производственного назначения, объектов ИЖС без разрешения влечет наложение административного взыскания в соответствии со ст. 9.5, п. 1 КоАП. Для граждан штраф составляет 3-5, должностных лиц - 5-10, организаций - 50-100 МРОТ.