Учебный словарь: Аграрное общество - Исполнительная власть. Традиционное (аграрное) общество

Научная литература содержит множество определений понятия «общество». Так, в узком смысле - это группа людей, объединившихся для выполнения какой-либо деятельности и общения, а также конкретный этап исторического развития страны или народа. В широком - часть материального мира, обособившаяся от природы, но с ней тесно связанная, состоящая из индивидуумов, обладающих сознанием и волей, включающая и способы их взаимодействия.

В 20 веке Р.Арон выдвинул теорию которая затем была усовершенствована американскими социологами и политологами А.Тоффлером, Д.Беллом, З.Бжезинским. В ней описывается поступательный процесс развития отсталого общества к передовому. Всего выделялось 3 этапа: аграрный (доиндустриальный), индустриальный и постиндустриальный.

Аграрное общество - это первая стадия цивилизованного развития. В некоторых источниках его также называют традиционным. Характерно для Древности и Средневековья. Однако присуще некоторым государствам и в настоящее время. В большей степени странам «третьего мира» (Африке, Азии).

Можно выделить следующие признаки аграрного общества:

  • Экономика основана на примитивном ремесле и сельском натуральном хозяйстве. Используются в основном ручные орудия труда. Промышленность либо совсем незначительно развита, либо полностью отсутствует. Большая часть населения проживает на селе, занимаясь сельским хозяйством.
  • Господство государственной, общинной форм собственности; а частная неприкосновенной не является. Материальные блага распределяются в зависимости от занимаемого человеком положения в социальной иерархии.
  • Темпы являются низкими.
  • практически неизменна. Человек рождается в определенном сословии или касте и не меняет своего положения на протяжении всей жизни. Основными социальными ячейками являются община и семья.
  • Консервативность общества. Любые изменения происходят медленно и спонтанно.
  • Поведение человека регулируется верованиями, обычаями, корпоративными принципами и нормами. Самостоятельность и индивидуальность не поощряется. определяет нормы поведения для личности. Человек не анализирует свое положение, он стремится приспособиться к окружающей обстановке. Все происходящее с ним он оценивает с позиции социальной группы, к которой относится.
  • Аграрное общество предполагает сильную власть армии и церкви, обычный человек отстранен от политики.
  • Ограниченное количество образованных людей, преобладание устной информации над письменной.
  • Приоритет над экономической, человеческая жизнь воспринимается как осуществление божественного промысла.

В результате экономического, политического, социального и духовного развития аграрное общество в большинстве стран перешло в индустриальную стадию, для которой характерен рост в сельском хозяйстве и промышленности производительности труда, увеличение объема основного капитала, рост доходов населения.

Возникают новые классы - буржуазия и промышленный пролетариат. Сокращается количество крестьян в составе населения, происходит урбанизация. Возрастает роль государства. Аграрное общество и индустриальное противостояли друг другу по всем направлениям.

Для постиндустриальной стадии характерно развитие сферы услуг, выдвижение их на первый план, повышение роли знаний, науки и информации. Происходит стирание классовых различий, увеличивается доля среднего класса.

Аграрное общество, с европоцентристской точки зрения, - отсталый, закрытый, примитивный социальный организм, которому западной социологией противопоставляются индустриальная и постиндустриальная цивилизации.

Аграрные общества {их еще называют земледельческими) появились в различных регионах мира в результате неолитической революции. Спе­циализация племен на скотоводстве и на земледелии вызвала рост про­дукции, которую легко можно было обменять на другие товары. Аграр­ному обществу предшествовали культура охотников и собирателей, ро-доплеменной строй и вождества. Сменили его индустриальное и постиндустриальное общества. Таким образом, аграрное общество на­ходится как бы посредине исторической шкалы общества, образуя его стержень. Выбор земледелия в качестве такого стрежня вовсе не слу­чаен. Доместикация животных и растений в эпоху неолитической рево­люции стала поворотным пунктом в нашей истории, и сегодня без зем­леделия и сельского хозяйства не может обойтись ни одна страна.

Построим историческую хронологию человеческого общества:

Тип общества Период существования

Общество охотников-собирателей.......................................... 40 000-10 000 лет до н.э.

Аграрное (традиционное) общество....................................... 10 000 г. до н.э. - 1750 г. н.э.

Древневосточные империи (рабство)...................................... 3500-600 гг. до н.э.

Античные государства (рабовладение) ................................... 600-е гг. до н.э. - 500-е гг. н.э.

Европейское средневековье (феодализм).............................. 500-1750 гг.

Индустриальное общество (капитализм)................................ 1750-1970-е гг.

Постиндустриальное общество................................................ с 1970-х гг. по настоящее время

Как видно, период существования аграрного общества короче, чем пред­шествующего первобытно-общинного (культура охотников и собирателей) в 3 раза, но продолжительнее, чем последующего индустриального обще­ства, в 6 раз. Аграрное общество знает две формации - рабовладение и фе­одализм, индустриальное - лишь одну, а именно - капитализм. Древне­восточные империи в таблице отмечены рабством вовсе не случайно. Оно принимало здесь более мягкие, размытые и почти домашние формы. На­против, античные государства - Древняя Греция и Древний Рим, возвели рабство, придали ему не только юридические и правовые формы, но и со-

циальные и политические. Если рабство являлось одним из самых древних и крупных социально-экономических институтов, а такова эпоха древне­восточных империй, то рабовладение - это уже целая общественно-эконо­мическая формация, классическими представителями которой являлись Древние Греция и Рим.

Ранее уже говорилось, что понятия «доиндустриальное общество» и «тра­диционное общество» в социологии и антропологии используются в качестве синонимов. Первый термин указывает на то, что данное общество предше­ствовало индустриальной революции, второй термин - что в данном обще­стве доминируют, преобладают и даже господствуют обычаи и традиций во всех сферах жизнедеятельности. Если мы теперь, после проведенных разъяс­нений, добавим сюда понятие «аграрное общество» и примем его в качестве третьего синонима, то окажется, что мы указали на еще одну отличительную черту такого общества, т.е. способ производства - земледелие.


В традиционных обществах может смениться несколько поколений лю­дей, заставая одни и те же структуры общественной жизни, воспроизводя их

1) В аграрном обществе подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве , его доходы и богатство в значительной мере основывались на сельском хозяйстве и на владении землей. Промышленные товары были немногочисленны и изготавливались в значительной мере на сельскохозяйственных предприятиях. 2) Эффективность сельского хозяйства была невелика . Излишки (то, что оставалось от сельскохозяйственной продукции после того, как был накормлен ее непосредственный производитель), которые можно было бы продать на рынке, составляли очень небольшую часть всего урожая. 3) В аграрном обществе люди часто жили мелкими общинами , совместно владея землей и обрабатывая ее. Поэтому и взаимная зависимость членов таких общин была довольно высока. Конечно, в аграрном обществе были и города, но городские жители составляло только малую часть от общей численности населения. Можно сказать, что городская жизнь была скорее исключением, чем правилом.
Определяющим в жизни сельских общин было натуральное хозяйство, основанное на самообеспечении как продуктами питания, так и немногочисленными товарами, орудиями труда или быта. Рынок, а значит и связи между селами или селами и городами играли незначительную роль.
4) Социально-политическое устройство общества еще можно в общем считать феодальным . Это означает, что политическая власть осуществлялась на личной основе, так сказать была «собственностью» местных феодалов, которые были хозяевами на своей территории. Владение землей и политическая власть - это два понятия, которые в аграрном обществе образуют единое целое. Такое политическое устройство имело своим следствием и характерную социальную иерархию, место в которой как правило передавалось по наследству (сословный строй). Западноевропейское аграрное общество в общем можно назвать обществом сословий. 5) В аграрном обществе существовал так называемый традиционный образ правления [см. Три типа правления Макса Вебера ]. Традиционный образ правления осуществляется на основании повседневной практики или рутины, которая считается неприкосновенной и священной. Примерами его являются роль и положение «отца семейства» или выводимые из этого понятия роль и статус государя - верховного сеньора. 6) В качестве последней характерной черты аграрного общества назовем здесь тот факт, что только совсем незначительное число людей умело читать и писать: большая часть населения была неграмотна. Это явление связано с мелкомасштабностью многих проявлений повседневной жизни, в результате чего достаточно было устной передачи знания, а также с принятием традиционного образа правления. Традиционные отношения, которые уже в силу своего длительного существования приобретают некую обоснованность и законность, находят свое подтверждение в устных контактах .

Аграрное общество - понятие, которое характеризует общественно-экономическое развитие общества, его определенную стадию, при которой преобладает сельское хозяйство, имеет место жесткая сословная иерархия, решающая роль в социально-политической жизни принадлежит церкви и армии. Это первая стадия развития общества.

«Крестьянское общество» и «традиционное общество» - это синонимы понятия «аграрное общество», определение которого стало активно использоваться в 50-60-е года прошлого века. Так как широкое распространение получила концепция индустриального общества.

Традиционное или аграрное общество - это тесное взаимодействие человека с природой, его состязание с ней. Во всех сферах жизни (социальной, хозяйственно-экономической, духовной, политической) проявляются особенности этого типа общества.

Социальная жизнь

Аграрный тип общества подразумевает под собой социальные отношения, основанные на подчинении. Все являются включенными в коллектив, каждый становится его частью. Человек обычно появлялся на свет, заводил семью, умирал в одном месте и окружении. Его быт, трудовая деятельность переходили из поколения в поколение, то есть воспроизводились. Смена коллектива была затруднительна или вообще трагична. Срок жизни людей в таком обществе был достаточно коротким. Это 40-50 лет. Имела место высокая смертность вследствие не очень развитой медицины, да и других сфер жизни. Смертность компенсировалась высокой рождаемостью.

Хозяйственно-экономическая сфера

В экономической сфере наблюдается полная зависимость экономики от природы и климата. В основном распространены такие виды хозяйства, как скотоводство и земледелие, их распределение зависит от положения человека в социальной иерархии. Вообще трудятся люди индивидуально, преимущественно ручным способом, без использования какой-либо техники.

Политическая жизнь

Основой аграрного общества стала сельскохозяйственная община, отношения в которой были очень прочными вследствие происхождения от общего предка, признания друг друга родственниками. Основой общины являлись коллективное пользование землей, совместная трудовая деятельность, периодический передел земельных угодий. Аграрное общество характеризует малая динамика. Положение каждого человека в нем напрямую зависит от того, какой социальный статус он занимает, приближен ли он к власти. Самый старший (глава семьи, рода, вождь) непререкаем, вне зависимости от того, какими личностными качествами он обладает, завоевал ли он любовь и уважение других членов общины. В традиционном обществе всегда почитают старых, старших. Оно основывается на писанных и неписанных традициях, нормах и обычаях. Конфликты, споры, разногласия решаются при участии старшего, авторитетного члена общества.

Духовная сфера жизни

Можно сказать, что аграрное общество является закрытым, самодостаточным, оно не допускает никакого влияния на него извне. Традиции определяют политическую жизнь, а не законы. Большую ценность представляет собой власть, нежели закон, для нее не требуются никакие обоснования. Так как она передается по наследству по воле Бога, то есть правитель осуществляет волю высших сил на земле. Власть всегда находится у одного человека, чаще всего он предпочитает деспотичный тип правления, являясь верховным правителем земли. Можно сказать, что общество, да и само государство стремится подавить человека и его личность. Таким образом, формой правления аграрного общества является монархия.

Мода и аграрное общество

Понятия моды как такого не существовало. Каждый народ имел общепринятую манеру одеваться, то есть национальный костюм, который очень мало изменялся или оставался неизменным на протяжении долгого времени. Социальная иерархия очень хорошо проявлялась в одежде. В зависимости от принадлежности к определенному страту менялся и национальный костюм человека.

Культура

Во времена аграрного периода истории человечества произошло очень значимое событие. Это возникновение письменности и выделение особого сословия или класса людей - ученого сословия. Только немногие владели грамотой в середине аграрной эпохи. Только лишь некоторые общества создали свою собственную письменность. Однако очень немногие люди, состоящие в этих обществах, могли действительно читать и писать.

Грамотность приводит к централизации и накоплению знаний и культуры. Хотя существуют соперничество и разногласия между ученым сословием и духовенством.

Заключение

Таким образом, можно выделить характерные черты аграрного общества:

  • преобладание сельскохозяйственного производства;
  • незначительное развитие или отсутствие производства;
  • слабая социальная дифференциация;
  • преобладание сельского населения.

В современном мире уже нет примеров такого уклада общества, хотя есть возможность привести в качестве примера различные племена аборигенов, которые проживают на территории Австралии и Африки.

СЛОЖНОЕ ОБЩЕСТВО

Неолитическая революция стала завершающим этапом раз­вития простых обществ и прологом к сложному обществу. К сложным обществам относят такие, где появляется прибавоч­ный продукт, товарно-денежные отношения, социальное не­равенство и социальная стратификация (рабство, касты, со­словия, классы), специализированный и широко разветвленный аппарат управления. С точки зрения социальной структуры, переходной фазой от простого к сложному обще­ству являлись вождества.

Сложные общества многочисленные, от сотен тысяч до сотен миллионов человек. Изменение численности населения изменяет социальную ситуацию. В простом малочисленном обществе друг друга знали и находились в родстве. В вождествах люди еще остаются родственниками близкими или дальними, хотя могут занимать разные соци­альные положения.

В сложных обществах кровно-родственные отношения заменяются безличными, неродственными. Особенно в городах, где даже проживающие в одном доме незнакомы друг с другом. Система социальных рангов уступает место системе социальной стратификации.

Сложные общества называют стратифицированными пото­му, что, во-первых, страты представлены большими группами людей, во-вторых, эти группы состоят из тех, кто не является родственником по отношению к правящему классу (группе).

Английский археолог В. Чайлд выделил признаки сложных обществ:

· расселение людей по городам,

· развитие неаграрной специализации труда,

· появление и накопление прибавочного продукта,

· возникновение четких классовых дистанций,

· переход от обычного права к юридическим законам,

· зарождение практики крупномасштабных общественных работ типа ирригации и возведения пирамид,

· появление заморской торговли,

· возникновение письменности, математики и элитарной культуры.

Обобщенную формулу сложного общества можно выразить так: государство, стратификация, цивилизация.

Цивилизация, прежде всего письменность, знаменует пере­ход человечества от предыстории к истории. Сложные общества охватывают такие типы: аграрное (земледельческое, традицион­ное), индустриальное (современное), постиндустриальное (по­стсовременное, постмодерное).

Они появились в различных регионах страны в результате неолитической революции. Специализация племен как на скотоводстве, так и на земледелии вызвала рост продукции, кото­рую легко можно обменять на другие товары. Избыточный про­дукт, характерный для эпохи вождеств, сменился прибавоч­ным продуктом, который в отличие от первого можно использовать не только для продажи, но и для эксплуатации наемного труда. По существу избыточный продукт ненамного превышал жизненно необходимый продукт и представлял собой скорее продуктовые запасы. При таком уровне человеку прихо­дится влачить жалкое существование и весь рабочий день по­свящать добыванию пищи. Традиционное, прежде всего первобытное общество, это то, где у людей нет досуга.



Итак, сложное общество – это эпоха прибавочного продукта. Он появился впервые за всю историю человечества. При земледе­лии одна семья способна обеспечить себя за один-два месяца, остальное рабочее время идет на производство прибавочного продукта, значительная часть которого отчуждается го­сударством и правящим классом.

Таким образом, именно при земледелии впервые за всю ис­торию появляется эксплуатация человека человеком. И виной тому стали рост производительности труда и возникновение прибавочного продукта. У него есть отличительная черта: при­бавочный продукт создается одним человеком, а присваивается другим. Присваивает господствующий класс, который в конце XIX века американский социолог Торстейн Веблен назовет праздным классом. Его характерная черта демонстративное по­ведение: приобретение роскоши и дорогих вещей, которые не нужны для жизни.

Но зарождение праздного класса свидетельствует о прогрессе человечества. Если есть люди, которые живут, не работая, значит, в обществе появился досуг время, свободное от труда и домашних забот. Усложняется социальная жизнь общества: возникает сфера досуга и развлече­ний, профессионализируется искусство, которое направлено на удовлетворение запросов правящего класса (циркачи, бродячие актеры, трубадуры и т.п.), расширяется сфера товарно-денежных отношений, в которой появляются профессионалы, обслу­живающие экономические интересы правящего класса (банки­ры, кредиторы, купцы и т.п.). В это время домашние промыслы (производство изделий для собственных нужд) уступает место ремеслам (производству изде­лий для обмена и продажи).

Пашенное земледелие буквально привязало людей к одному месту. Возникли крупные постоянные поселки. Крупными они стали благодаря тому, что один квадратный километр почвы стоил те­перь гораздо больше, чем раньше. Экономия земли и особеннос­ти ее возделывания вынуждали людей «кучковаться» в новый тип социальной общности в территориальные общины. Да и продук­тивность метра земли выросла: теперь он мог прокормить гораз­до больше едоков.

Росло население, создавались города, возникали крупные территориально-властные объединения, называемые госу­дарствами. Все большая часть людей высвобождалась от необ­ходимости трудиться на земле. Часть их занялась высокоспе­циализированным ремесленным трудом. Почему он так называется? Дело в том, что домашние про­мыслы представляли любительский труд, которым можно было заниматься не весь рабочий день или не всю неделю. Это труд для себя и своей семьи. Ремесленный труд – это профессиональное занятие с целью изготовления продукции на продажу.

Города зародились как центры, где специализировавшиеся на ремеслах слои населения продавали свою продукцию другим слоям населения, специализировавшимся на сельском хозяй­стве, торговле или управлении. Аграрное общество это мно­жество городов и пригородных зон, объединенных экономичес­ким обменом.

Хотя в аграрном обществе появилось множество городов, основ­ная масса населения проживала в деревнях. Деревня замкнутая территориальная крестьянская община, ведущая натуральное хо­зяйство, слабо связанное с рынком. Она ориентирована на тради­ционный образ жизни и религиозные ценности.

Усложнилась социальная организация общества. Коллектив­ная собственность сменилась личной, а затем частной. Последняя возможна только там, где имущество наследуется от отца к сыну. А это подразумевает ломку прежней организации семьи. На смену групповому браку и простейшей моногамии приходит сложная патриархальная семья современного типа.

Теперь земля делилась не между всей родней, составлявшей локальную группу или род, а концентрировалась в одной семье, в руках мужчин. Резко пошло в гору имущественное неравенство. Общество поделилось на работающее большинство и неработа­ющее меньшинство. Первые только продавали свою рабочую силу, вторые только накапливали прибавочный продукт.

Поясняющий пример

Классы могли появиться только в связи с прибавочным про­дуктом, а его могли дать лишь земледелие и скотоводство.

О возникновении земледелия говорят археологические на­ходки, монументальные сооружения. На строитель­стве платформы одного из храмов Урука в Месопотамии 1,5 тыс. человек должны были трудиться 5 лет. А это значит, что на стро­ительство ушло 1,7 млн человеко-дней. Для того чтобы оторвать от земледелия столько людей, общество, а это проис­ходило в начале 4 тысячелетия до н.э., должно было иметь огромные запасы прибавочного продукта.

А для его создания производительность труда должна была подскочить вверх, как не снилось охотникам и собирателям. Да и разве могли группы первобытных людей по 30-50 человек освоить такие сооружения?

Экономическая и социальная сила аграрного общества поко­илась на земельной собственности. Зрелой формой такого общества выступает феодализм. Феод означает наслед­ственное земельное владение, пожалованное вассалу (слуге) его сень­ором (господином) на условии несения военной службы, участия в суде и управлении государством, а также уплаты установленных обычаем взносов. Социальной организацией феодализма является сословный строй, а политической – монархия.

Вскоре на первый план среди всех сословий выдвигается воен­ное. Раньше, в догосударственную эпоху, оборонялись всем ро­дом. Привилегированных военных сосло­вий не было. Теперь они понадобились. Почему привилегированным не стало сословие купцов или ремесленников? Разве они не приносили пользу обществу?

Приносили, но всему населению, а не господ­ствующему классу или монарху. Военные, рискуя жизнью, а не кошельком, защищали трон от внешних и от внут­ренних врагов (восстания). Второе часто было глав­нее первого. Вот почему короли, императоры жаловали земельными наделами военных, а не гражданских. Они помогали в сборе налогов, которые часто приходилось брать силой. А разве принимали участие в этом ремесленники, крестьяне или купцы?

Постепенно вождества плавно эволюционировали в аг­рарные государства, а позже – в империи. Вождь становился пра­вителем: князем, королем, царем. Его родственники и друзья (чаще боевые) становились советниками и наместниками на периферии. Дружина трансформировалась в постоянное войско, что позволяло перейти только от оборони­тельных к захватническим операциям. А там, где возможен захват новых территорий, там неизбежны империи и централизация власти. Так, ранние государства переходят в зрелые и «перезре­лые», имперские.

В самостоятельную власть превращается суд со своими спутниками тюрьмами и палачами. Зачатки подобных органов власти имелись уже в вождествах. Но лишь с их институционализацией можно говорить о превращении вождеств в ранние государства.

Специализированный и разросшийся аппарат управления стал самостоятельной силой и претендовал на свою долю общественного пирога. Власть служащих канцеля­рии стала настолько всемогущей, что с появлением древневосточных империй (Египет, Вавилон), а это случилось задолго до н.э., можно говорить о зарождении бюрократии .

Бюрократы также питались за счет прибавочного продукта, добываемого земледельцами. Но иждивенцами себя не счита­ли. Напротив, полагали, что выполняют чуть ли не самую тяже­лую работу: занимаются переписью населения и припасов, распоряжаются выполнением общественных ра­бот, в т. ч. ирригацией и возведением пирамид, сбором налогов, отправлением ритуалов и церемоний, написанием отчетов, рапортов, записок и докладных. Некоторые древневосточные чиновники жаловались, что не остается времени написать мемуары.

Важной частью их трудов было составление законодательства и слежение за его испол­нением. Стало быть, в их руках концентрировалась судеб­ная власть. Именно в этот период человечество переходит к новой фазе развития - фазе правового общества. При царе Хаммурапи (за 2,5 тыс. лет до н. э.) впервые появляется пи­саное право.

Право - совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством. В социальном смысле это возведенная в закон воля правящего класса. Соблюдение норм обеспечивается принудительной силой органов государства – полицией и судами. Еще один признак госу­дарства – деление населения не по родоплеменному, а по тер­риториальному принципу.

В сложном обществе индивиды занимают разные позиции на шкале доступа к власти. Наверху располагается правящий класс, который добивается всего отнюдь не благодаря род­ственным связям. В крупном государстве правящий класс не может состоять сплошь из кровных родственников. Правящий класс крупного государства гетерогенный, т.е. разношерст­ный по своему составу, в нем перемешаны все родственные группировки. Напротив, в простом обществе сплошь и рядом властные позиции находятся в руках одной родственной груп­пы, клана.

По мере того как истощались одни земли, государства стремились к захвату других. Разделение земель на плодородные и неплодородные приводило к постоянному столкновению на­селявших их групп людей. Как вы думаете, кто на кого чаще нападал? Разумеется, обитатели неплодородных земель. По­скольку им грозило вымирание, агрессия захватчиков удеся­терялась. История аграрных государств это история непрек­ращающихся войн за лучшие земли. Собственно говоря, государство как политическое объединение нескольких пле­мен понадобилось для защиты от "бедноземельных". Обита­тели плодородных земель заключили между собой соглаше­ние об объединении усилий для защиты от обитателей истощенных земель.