В чем назначение амортизационного фонда. Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе

Cтраница 1


Средства амортизационного фонда используются для полной замены устаревших средств труда, на ремонт, модернизацию оборудования.  

Средства амортизационного фонда, хранящиеся на особом счете в Госбанке, учитываются на активном счете Прочих счетов и банках - субсчет Особого счета в Госбанке по капитальному ремонту. Ежемесячно на основании ведомостей начисления амортизации делают 2 записи: 1) дебет счетов производств.  

Средства амортизационного фонда на капитальный ремонт хранятся в банке на расчетном счете или на особом счете, что устанавливается министерствами и ведомствами по согласованию с Правлением Госбанка СССР.  

Средства амортизационного фонда, направленные на образование фонда развития производства, хранятся в учреждениях Стройбанка на особом счете.  

Средства амортизационного фонда используются для капитального ремонта износившихся средств труда, а также для приобретения и строительства новых. К собственным средствам предприятия относятся лишь часть амортизационного фонда, предназначенная на капитальный ремонт, а также некоторая часть амортизационного фонда, предназначенная на полное восстановление основных средств. Остальная часть этих средств используется государством для централизованного финансирования капитальных вложений и перечисляется предприятиями в Стройбанк.  

Средства амортизационного фонда на капитальный ремонт основных средств используются для финансирования соответствующих затрат.  

Средства амортизационного фонда на капитальный ремонт используют строго по целевому назначению для финансирования работ по частичному восстановлению износа основных средств, модернизации, осуществляемой одновременно с капитальным ремонтом, на приобретение нового оборудования вместо подлежащего восстановлению.  

В СССР средства амортизационного фонда не могут быть использованы на какие-либо другие цели. В западных странах амортизация накапливается периодическим списанием основных средств. Этот фонд не предназначен для какой-либо определенной цели и является внутренним источником поступления средств для возможного дальнейшего использования в текущих деловых операциях. Неодинаковость в подходах к формированию амортизационных отчислений может повлиять на положение дел СП в части поступления денежных средств, против чего будут возражать западные партнеры.  

На предприятии накапливаются средства амортизационного фонда.  

На предприятии накапливаются средства амортизационного фонда. Их тоже нежелательно вкладывать в производство, а лучше накопить, пока амортизируемое оборудование или машины не износятся полностью, чтобы были средства для их замены.  

В случае, если средства амортизационного фонда не реинвестируются во внеоборотные активы в этом же периоде, - то они могут быть использованы в форме краткосрочных финансовых вложений.  

К специальным фондам и резервам относятся средства амортизационного фонда, предназначенного на реновацию и подлежащего взносу в Стройбанк СССР и Госбанк СССР, а также источники затрат на капитальный ремонт. Амортизационные отчисления, предназначенные для капитального строительства, перечисляются в учреждения банка в установленные сроки. До наступления этих сроков данные средства Используются в обороте у предприятий, объединений. К источникам затрат на капитальный ремонт относятся оставшаяся в распоряжении директора хозяйственной организации часть амортизационных отчислений, ссуды Госбанка на капитальный ремонт, задолженность подрядчикам по счетам за выполненные работы и прочие средства.  

Кроме того, в устойчивые пассивы включаются средства амортизационного фонда на капитальный ремонт по введенным в эксплуатацию в истекшем году зданиям и сооружениям. Это обусловлено тем, что в первые годы на этих вновь введенных в эксплуатацию объектах капитальный ремонт не производится.  

Нежелательными источниками являются: рост кредиторской задолженности, средства амортизационного фонда и специальных фондов, используемые не по назначению, просроченные ссуды банка.  

На особом счете в банке по капитальному ремонту (в совхозах) учитывают средства амортизационного фонда и другие, предназначенные на капитальный ремонт. Учет операций по этому счету ведут на счете № 55 Прочие счета в банках, аналитический счет Особый счет в банке по капитальному ремонту. При зачислении средств на этот счет дебетуют счет № 55 и кредитуют счет № 51 Расчетный счет.  

Для того чтобы осуществлять в форме капитальных вложений, руководитель предприятия должен ясно представлять, из каких источников им будет обеспечено финансирование. Как бы замечательно ни развивался в нашей стране банковский бизнес, какие бы мы ни возлагали надежды на иностранных и отечественных инвесторов, лучше и выгоднее собственных средств не будет. Собственные средства прирастают прибылью, а в ней в скрытой форме накоплена прошлая амортизация действующих основных фондов. Так постепенно в составе финансового результата накапливается виртуальный амортизационный фонд – главный источник реноваций.

Основа методологии начисления амортизации

В экономике имеется важный инструмент постепенного накопления средств для возмещения основных производственных фондов (ОПФ), именуемый амортизацией. ОПФ относятся к внеоборотным активам, т.е. к тем материальным ресурсам, которые участвуют в хозяйственном обороте, но не отдают свою полезность продукту производства сразу. В отличие от материалов, энергоресурсов и зарплаты, основные средства (ОС) переносят стоимость на результаты деятельности постепенно, в течение многочисленных циклов.

Данный процесс визуально незаметен, но со временем оборудование, машины и другие ОПФ изнашиваются, исчерпывают свой экономический потенциал и выходят из строя. Чтобы к этому моменту производство не прекратилось, предприятие с самого начала эксплуатации основных средств начинает готовиться к их замене. Производится равномерное начисление амортизации в размере износа. При этом износ списывается на себестоимость продукции, уменьшая тем самым прибыль. Предлагаю взглянуть на представленную ниже модель операционного цикла.

Модель включения амортизации основных средств в операционный цикл через износ

Списанием износа ОС совместно с другими расходами в затратную часть операционного цикла мы включаем амортизационный процесс. Его назначение – обеспечить реновацию, т.е. экономически обоснованное обновление ОПФ для целей непрерывности деловых процессов. Такое положение вещей вызвано наличием в экономике двух видов кругооборота: операционного цикла, в результате которого генерируется прибыль, и капитальных активов в форме основного капитала. Результатом последнего является расширенное воспроизводство ОПФ с приращением их научно-технического и производственного потенциала.

В ходе кругооборота основных средств происходит формирование сумм износа, которые ежемесячно накапливаются в учете благодаря выполнению амортизационного расчета. Условия и правила такого расчета устанавливаются в двух управленческих политиках предприятия: амортизационной и учетной. Обе эти политики играют существенную роль для управления экономическим успехом компании. Обе сильно зависимы от государственной финансовой, инвестиционной и налоговой политик, которые проводятся посредством законодательного регулирования деятельности субъектов хозяйствования.

Амортизация для целей хозяйствования и налогообложения

Инвестиционная и налоговая политики государства, призванного стимулировать экономику и развивать свои институты, служат базисом для формирования локальной амортизационной политики. Данная политика делится на три императивные части: в сфере стимулирования реновационных процессов, в областях финансового учета и налогообложения. Цели у направлений амортизационной политики разные.

Первые два направления обслуживают интерес бизнеса выжить и развиваться, несмотря на кризисные колебания рынка. Такое возможно за счет рационализации форм расчета амортизации, в т.ч. и ее ускорения, своевременной переоценки ОС и контроля использования начисленного износа. Главная задача государства – поддержать бизнес в направлении инвестиций и предоставить необходимую степень свободы предприятиям в их собственной амортизационной политике. Цель налоговой концепции в вопросах начисления износа ОС – обеспечить такие нормы списания, которые дадут больший объем налоговых поступлений с минимальным ущербом для процессов развития в бизнес-сфере.

Экономика не может развиваться за счет снижения поступлений в бюджет, потому что помимо бизнеса у государства имеются и другие национальные интересы. Существуют два экономических понятия: основные средства и амортизируемое имущество. Они могут совпадать, а могут отличаться, исходя из государственной или частной экономической политики. Критериями служат срок полезной эксплуатации (более 12 месяцев) и первоначальная стоимость объекта (более 40000 рублей). Исходя из двух действующих подходов, различают и два способа начисления амортизации, представленные далее на схеме.

Составы вариантов начисления амортизации для двух форм учета

В процессе учета ОС, формирования амортизационных накоплений оперируют тремя видами стоимости основных средств:

  • первоначальной;
  • восстановительной;
  • остаточной.

Цена приобретения или затраты на строительство, расходы на транспортировку, монтаж в совокупности определяют первоначальную стоимость. В результате проводимых переоценок ОПФ их первоначальная стоимость корректируется, после чего именуется восстановительной. Остаточная стоимость формируется из первоначальной стоимости в результате исключения из нее начисленного износа. Ниже вашему вниманию предлагается формула расчета первоначальной стоимости объекта ОС.

Для начисления амортизации ключевое значение имеет показатель, именуемый «норма амортизации». Его назначение состоит в обеспечении механизма списания износа на себестоимость продукции по установленным правилам. Норма исчисляется в процентах к первоначальной стоимости объекта ОС в годовом разрезе, расчет производится, исходя из нормативного или предполагаемого срока полезной эксплуатации средств.

Методы начисления амортизации

На представленной выше схеме приведены доступные методы начисления амортизации для целей управления компанией и для налогообложения прибыли. Для обеих целей подходит единый линейный метод. Его называют также пропорциональным способом, потому что ежемесячно производится пропорциональное списание, исходя из ставки нормы амортизации. Формула данного способа расчета представлена далее.

Линейный (пропорциональный) способ начисления амортизации

В учетной политике предприятия для целей налогообложения может быть избран способ, именуемый нелинейным методом. Все группы основных средств делятся на амортизационные группы. Для каждой из них устанавливается специальное суммарное значение остаточных стоимостей имущества. Для каждой амортизационной группы такое значение называется суммарным балансом, и для них применяются амортизационные нормы в соответствии со статьей 259.2 НК РФ. Всего таких групп насчитывается десять. Если суммарный баланс снизился до суммы менее 20000 рублей, компания имеет право ликвидировать такую группу. Согласно условиям статьи 259.3 НК РФ, налогоплательщик в локальных, четко прописанных случаях вправе применять специальные коэффициенты ускорения амортизации и может использовать понижающие коэффициенты.

Следующий способ применяется в финансовом учете. Его называют способом уменьшаемого остатка. Амортизационные значения рассчитываются с определенным ускорением, коэффициент которого не может превысить значение 3. Для расчета применяется остаточная стоимость объекта ОС, норма амортизации, исходя из срока полезной эксплуатации. Далее представлена применяемая формула расчета по данному способу.

Способ уменьшаемого остатка расчета амортизации

Представленный выше способ в течение всего срока полезного использования не приводит к ситуации, когда остаточная стоимость ОС опускается до нуля. Следующие два метода также относятся к нелинейным способам начисления амортизации. Первый из них позволяет ускорять амортизацию в первые годы использования за счет специального механизма распределения сумм списаний по сумме годичных чисел срока полезной эксплуатации объекта.

Способ списания стоимости по сумме лет срока полезного использования

Наконец, последний способ расчета учитывает соотношение фактического объема произведенной продукции за год в натуральном выражении и планируемого объема на весь срок использования объекта ОС.

Способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

Перспективы выхода амортизационного фонда из тени

Настоящему поколению руководителей, менеджеров проектов и финансовых специалистов уже не известны многочисленные события двадцатипятилетней давности. В 1992 году произошла маленькая революция, которая заложила незаметную основу для одной из современных проблем системного развития бизнеса. Амортизационный фонд как официальная учетная позиция пассива баланса перестал существовать.

Странно наблюдать интересную картину. Современные учебники по экономической и инвестиционной теории описывают амортизационный фонд, как «живое» понятие учетной и управленческой практики, в то время как в реальной действительности его давно уже не применяют. Знаю, что на некоторых крупных предприятиях, где осталась сильная школа, эти учетные явления сохранены вопреки методологии Минфина. При этом двойная запись может не применяться. Используется либо забалансовый счет, либо вокруг пассивных операций совершаются «танцы с бубнами», чтобы накапливать средства на реновацию по-бухгалтерски.

По плану счетов 1985 года пассивный счет «Амортизационный фонд» прекрасно работал и позволял отслеживать аналитику и «синтетику» накоплений средств для воспроизводства ОПФ и их расхода. Средства амортизационного фонда всегда были «на карандаше» у главного бухгалтера предприятия. Понимаю, что в проводки по обороту ОС, начислению амортизации и износа был включен еще и уставный фонд, и методологию нужно было менять. Но зачем убрали амортизационный фонд из пассива баланса, понять не в силах. Есть стойкое ощущение недальновидности.

Конечно, история не приемлет сослагательных наклонений. С этим можно согласиться. Но тогда почему не принят проект закона «Об обороте основного капитала», предложенный в 2002 году? Проект возвращал понятие амортизационного фонда в правовой и деловой оборот. Более того, счет «Амортизационный фонд» предлагалось сделать не только учетным, но еще и денежным для прямой аккумуляции инвестиционных средств. Не все идеи проекта бесспорны, однако предложен механизм системного формирования инвестиционных ресурсов внутри предприятия. Во всяком случае, исключался процесс бесследной утраты амортизационных накоплений, затерянных в списанной себестоимости.

Статья получилась проблемной, и поднятую тему, мне кажется, нужно продолжать. Думается, что предмет статьи стоит того, чтобы не только верить в лучшее, но и попробовать его вернуть. На уровне ощущений чувствую, что здесь кроется одно из сильных решений, реализовав которые, инвестиционные проекты в России получат новый импульс к развитию.

Я призываю менеджеров проектов, финансовых руководителей глубже разбираться в поднятом вопросе. Руководителям компаний рекомендую запрашивать цифры по накопленному с начала деятельности износу и погодовому его использованию. Уверен, вас ждет множество открытий. Средства амортизационного фонда в нашей кризисной ситуации следует считать с учетом дисконтирования. Но это уже новая тема для будущей статьи.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Амортизационный фонд – это денежные средства, накопленные за счет амортизационных отчислений основных средств (основных фондов) и предназначенные для восстановления изношенных основных средств и приобретения новых. Сумма амортизационных отчислений включается в издержки производства (себестоимость) продукции и тем самым переходит в цену продукции (товаров). Предприятия обязаны накапливать суммы амортизационных отчислений, "откладывая" их из выручки за проданную продукцию в амортизационный фонд. Величина годовых амортизационных отчислений предприятий определяется по нормам от стоимости объекта основных фондов.
Амортизация начисляется ежемесячно, т. е. имеет постоянный и непрерывный характер. Расходуются средства фонда на возмещение износа (восстановление, обновление) основных фондов периодически, т. е. расход средств осуществляется в процессе их воспроизводства по истечении нормативных сроков службы. До этого момента они свободны и могут быть использованы как источник финансовых ресурсов для воспроизводства основных фондов.

Основная функция амортизации – обеспечение воспроизводства, восстановление основных фондов. Вторая функция – учетная. Кроме этого, амортизация в определенной степени выполняет и стимулирующие функции, так как предусматривает наиболее полное использование основных фондов: чем дольше по времени функционирование, тем больше производится продукции и тем больше будет перенесена стоимость основных фондов. Это позволит уменьшить их недоамортизацию вследствие морального износа и снизить потери предприятия, что очень важно в условиях рынка.

Обязательным условием образования амортизационного фонда является продажа произведенных товаров и поступление выручки. Выручка - это еще не доход, но источник возмещения затраченных на производство продукции средств и формирования денежных доходов и финансовых резервов предприятия. В результате использования выручки из нее выделяются качественно разные составные части созданной стоимости. Прежде всего это связано с образованием амортизационного фонда, который образуется в виде амортизационных отчислений после того, как износ основных производственных фондов и нематериальных активов примет денежную форму. Сущность амортизационных отчислений, их места в доходе предприятия и движении амортизационного фонда в составе активов состоит в следующем: амортизационные отчисления - часть стоимости основных средств, включенная в себестоимость продукции; амортизационные отчисления - это часть дохода предприятия (в выручке от реализации продукции, в арендном платеже и т.д.); амортизационный фонд формируется по мере оплаты продукции, работ, услуг, прав пользования капиталом и используется для финансирования простого воспроизводства долгосрочных активов. Если амортизационный фонд не использован и числится на забалансовом счете (существующая методология учета амортизационного фонда), это свидетельствует об уменьшении стоимости активов и убытках предприятия, не представленных в балансе и отчете о прибылях и убытках. Если амортизационный фонд использован сверх начисленных амортизационных отчислений и числится на забалансовом счете со знаком "минус", это свидетельствует об увеличении стоимости активов за счет несуществующего источника и убытках предприятия, не представленных в балансе и отчете о прибылях и убытках.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Экономическая сущность амортизации и амортизационной политики. Амортизация нематериальных активов, формирование и использование амортизационного фонда воспроизводства нематериальных активов. Документальное оформление и методы начисления амортизации.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2010

    Понятие, состав и оценка основных средств. Виды износа, порядок начисления; формирование и использование амортизационного фонда. Анализ состояния и движения основных средств на предприятии "Сагава", влияние ускоренной амортизации на их эффективность.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2011

    Значение и порядок использования амортизационного фонда на предприятии. Расчет амортизационных отчислений при равномерной и ускоренной амортизации основных фондов. Определение и анализ фондоотдачи основных фондов и фондоёмкости продукции на предприятии.

    задача , добавлен 08.12.2011

    Планирование и использование амортизационного фонда. Исследование особенностей начисления амортизации на нематериальные активы. Амортизационная политика организации. Основные направления распределения прибыли на предприятиях различных форм собственности.

    контрольная работа , добавлен 10.01.2017

    Экономическая сущность амортизации, ее место и значение в воспроизводстве основных фондов. Способы и методы начисления амортизации. Амортизационный фонд предприятия ЧУП "Калинковичский молочный комбинат". Амортизационная политика на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 02.05.2011

    Расчеты величин амортизационных отчислений, остаточной стоимости фондов и амортизационного фонда тремя методами: равномерного начисления, суммы чисел лет и снижающегося остатка. Расчет показателей использования материальных ресурсов и оборотных средств.

    контрольная работа , добавлен 09.02.2012

    Классификация и оценка основных средств и нематериальных активов. Сущность амортизации основных средств и нематериальных активов. Сравнительный анализ методов начисления амортизации в РБ. Амортизация и финансовое обеспечение ускорения воспроизводства.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2011

Амортизационный фонд - это денежные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов.

Начисленная амортизация расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов.

Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт. Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов.

Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства. Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и морально устаревшего оборудования. Амортизация сильнее других финансовых рычагов способна влиять на увеличение объемов и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.

38Амортизационный фонд в системе финансов организаций. Амортизационный фонд - это денежные средства, предназначенные для воспроизводства основных фондов. Начисленная амортизация расходуется на возмещение износа основных фондов в процессе их воспроизводства лишь по истечении нормативных сроков службы. До этого времени амортизационный фонд относительно свободен и может использоваться как дополнительный источник накопления и расширения фондов. Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процесса перенесения стоимости на продукт. Амортизация является целевым источником финансирования воспроизв-ва основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов. Амортизационные отчисления по возможности должны отражать размер переносимой на готовый продукт части стоимости основных производственных фондов с учетом наиболее полного их использования, создавать предпосылки для поддержания постоянно высокого технического уровня производства. Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и морально устаревшего оборудования. Амортизация сильнее других финансовых рычагов способна влиять на увеличение объемов и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.



38. Амортизационный фонд в системе финансов организаций. Основной собственный источник финансирования капи­тальных вложений - амортизация. Но пока она не используется может служить источником финансирования материальных средств. По своей экономической сущности амортизация - это процесс постепенного перенесе­ния стоимости средств труда по мере их износа на производи­мую продукцию, превращения в денежную форму и накопления ресурсов для последующего воспроизводства основных средств. Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукт труда части стоимости основных средств. Это целевой источник финансирования инвести­ционного процесса. Амортизация начисляется на нормативный срок службы ос­новных средств. В амортизационной политике государства про­изошли существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Согласно Положению о бухгалтерском учете основных средств (ПБУ 6/97), утвержденному Министерством финансов России от 19 сентября 1997 г. № 65н, организации получили право самостоятельно определять срок полезного ис­пользования приобретаемого актива. Ранее такое право было предоставлено предприятиям только в отношении нематериаль­ных активов. Использование этого права дает предприятию воз­можность полнее учитывать высокий уровень технического прогресса и своевременно обновлять основные средства. Срок полезного использования основных средств – период, в течение которого использование объекта основных средств мо­жет приносить доход. Однако самостоятельное определение срока полезного ис­пользования объекта основных средств при принятии данного объекта к бухгалтерскому учету возможно только в случае, если такой срок отсутствует в технических условиях. При самостоятельном установлении срока полезного исполь­зования предприятие должно исходить из: I) ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производи­тельностью или мощностью применения; 2) ожидаемого физи­ческого износа в зависимости от режима эксплуатации; 3) имеющихся нормативно-правовых и других ограничений ис­пользования этого объекта (например, срок аренды, срок дея­тельности предприятия, установленный при регистрации). Согласно ПБУ 6/97 введены следующие способы начисления амортизации: -линейный; -уменьшения остатка; -списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; -пропорционально объему продукции.

40.Экономическое содержание и значение налогов.

В доходах бюджета налогам принадлежит решающая роль (в РФ примерно 70% всех доходов государства). Ни одно государство не может существовать без налогов. Они отражают конкретные экономические условия жизни людей и государства. НК РФ определяет налог след. образом:

Налог – это индивидуально безвозмездный платеж с организаций и ФЛ в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хоз. ведения или оперативного управления ден. ср-в в целях фин. обеспечения деят-сти гос-ва и (или) МО.

Сущность налога состоит в отчуждении гос-вом в свою пользу принадлежащих частным лицам ден. ср-в. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов: 1) обязательность (уплата налога явл. констит.-правовой обяз-стью). 2) индивидуальная безвозмездность (уплата налога не влечет встречной обязанности гос-ва оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия). 3) денежная форма уплаты (НК РФ определяет налог как денежный платеж, какие-либо натуральные формы уплаты не предусмотрены). 4) публичные цели налогообложения (функциональное назначение налогов состоит в фин. Обеспечении реализуемой гос-вом внешней и внутр. политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества).

40. Экономическое содержание и значение налогов. Налоги являются основным источником бюджетных доходов. Налоги выполняют три функции: 1.фискальная функция. Она обеспечивает поступление необходимых средств в бюджеты разных уровней. 2.ругулирующая функция. С помощью налогов можно воздействовать на темпы развития производства, уровень доходов населения, на платежеспособный спрос. 3.контрольная функция. Зная ставки налогов и сроки их уплаты можно отслеживать полноту и своевременность формирования бюджета доходов. Исходя из общего объема поступления налога, можно судить о формировании стоимостных пропорций дохода населения и т.д. Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементы налогообложения: 1.объект налогообложения (имущество, факт реализации товара). 2.налоговая база. 3. налоговый период (срок, по истечению которого взимается налог). 4.налоговая ставка (размер налога с единицы налоговой базы в %). 5.порядок исчисления налога. 6.порядок и сроки уплаты налога. Налоги классифицируются по разным признакам: 1.налоги делят на прямые и косвенные (акциз, НДС). 2.в зависимости от характера налоговых ставок, налоги бывают: - пропорциональный налог – налоговая ставка всегда постоянна (налог на прибыль – 20%). - прогрессивный налог – налоговая ставка возрастает при увеличении налоговой базы. - регрессивный налог – ставка понижается при увеличении налоговой базы. В зависимости от уровня, на котором установлен налог их делят на федеральные, региональные и местные налоги

41. Система органов управления финансами в РФ. Управление финансами – это целенаправленная деятельность государства связанная с практическим использованием финансового механизма В РФ управление финансами осуществляется: 1) Президент РФ Он определяет основное направление финансовой политики государства 2) Высшие законодательные органы власти (Федеральное собрание, совет федерации и государственная дума). Они рассматривают и утверждают закон о Федеральном бюджете, отчет о его исполнении, законы о налогах и сборах. 3) Органы исполнительной власти - Министерство финансов и находящейся в его ведении Федеральные службы: · Федеральная налоговая служба · Федеральная служба финансово-бюджетного надзора · Федеральная служба страхового надзора · Федеральное казначейства Министерство финансов отвечает за разработку и исполнение Федерального бюджета составление отчета о его исполнении управление государственным долгом. - Федеральная таможенная служба. Контролирует полноту и своевременные уплаты таможенных пошлин. - Счетные палаты РФ и субъектов РФ. Дают заключения на проект соответствующего бюджета, отчет о его исполнение, осуществляют проверки, используя бюджетные средства. На уровне субъекта РФ и муниципальных образований, управление финансами осуществляется: 1- Высшие законодательные (представительные) органы власти и местное самоуправление: · Законодательное собрание, советы депутатов в муниципальных образованиях Они утверждают законы и решения о соответствующих бюджетах, отчеты об их исполнении, законы и решения о налогах и сборах. 2- Высшие исполнительны органы субъекта РФ и муниципальных образований, региональные и местные администрации. Они отвечают за составление и исполнение соответствующих бюджетов. Также в управлении финансами участвуют распорядители и получатели бюджетных средств. Управление финансами также, осуществляется в рамках коммерческих организаций. В управлении финансами организации участвуют: 1- специально созданные финансовые службы. отвечают за финансовое планирование и разработку управленческих решений, целей. 2- бухгалтерская служба организации – осуществляет контроль и учет денежных средств, составление отчетности и таким образом готовит базу для проведения финансового анализа и принятия управленческих решений. 3- руководитель организации 4- отдельные вопросы может решать собрание акционеров

42. Финансы организаций, их характеристика. Финансы организации – это денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, при которой формируются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, происходит их распределение и использование. Финансы организации включают в себя следующие группы отношений : 1.Отношения между учредителями при создании организации 2.Отношения между организациями в процессе реализации продукции, приобретения товара, работ, услуг 3Между организацией и её филиалами 4Между организацией и её работниками 5Отношения внутри ассоциации, союзов и так далее, связанных с организацией мероприятий, в которых заинтересованы их участники 6Между организациями и финансовой системой государства (уплата налогов) 7Между организацией и банковской системой 8Между организациями и страховыми компаниями (уплата страховых взносов) Финансы организации выполняют 2 функции: 1 Распределительная функция . Реализуется при формировании начального капитала, в его кругообороте, формирование прибыли. 2 Контрольная функция . Означает учет затрат на производство и реализацию, контроль за эффективностью производства, сохранностью денежных средств. Финансы организации основаны на следующих принципах: 1Принцип хозяйственной самостоятельности . Означает самостоятельных выбор хозяйствующими субъектами в сфере экономической деятельности источников финансирования и направления вложения средств. 2Принцип самофинансирования . Он означает самоокупаемость затрат на производство и реализацию, а так же расширение производства за счет собственных средств и при необходимости заемных ресурсов. 3Принцип материальной заинтересованности . В финансовых результатах деятельности организации заинтересованы её собственники, а так же государство. 4Принцип материальной ответственности . Он означает наличие системы ответственности за ведение и результаты деятельности организации. 5Принцип обеспечения финансовых резервов организации в соответствии с законодательством, либо на добровольной основе формирует финансовые резервы для обеспечения финансовой устойчивости. На финансы организации влияют 2 фактора : 1Организационно правовая форма хозяйствования. Это влияет на создание финансовых отношений при формировании первоначального капитала, а также распределение прибыли. 2Отраслевые технико-экономические особенности. Это влияет на продолжительность производственного цикла, потребность в заемных средствах, регулярность поступления выручки. В сельском хозяйстве производственный цикл связан природным циклом, поэтому поступление выручки происходит в определенное время года. В сфере транспорта большой удельный вес в активах организации занимают основные средства. При этом поступление выручки совпадает с моментом реализации услуг или опережает его. В сфере товарного обращения наибольший удельный вес занимает оборотный капитал и торговые организации часто прибегают к банковскому кредиту. В строительстве требуются крупные первоначальные вложения и производственный цикл может занимать несколько лет.

43.Бюджетная система РФ. Бюджетная с-ма – это совокупность бюджетов гос-ва, административно-террит. образований, самостоятельных в бюджетном отношении гос. учреждений и фондов, основанная на экон. отношениях, гос. устройстве и правовых нормах.БС явл. главным звеном фин. с-мы гос-ва. В соотв. с Конст. РФ и БК РФ БС РФ состоит из 3 уровней: 1. фед. бюджета и гос. внебюдж. фондов. 2. бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территор. гос. внебюдж. фондов. 3. местных бюджетов. Фун-ие БС РФ основано на след. принципах: 1. единство БС. 2. разграничение доходов и расходов между уровнями БС. 3. самостоятельность бюджетов разных уровней. 4. полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов гос. внебюдж. фондов. 5. сбалансированность бюджета. 6. эффективностьи экономность использования бюдж. ср-в. 7. общее покрытие расходов бюджета. 8. гласность. 9. достовернось бюджета. 10. адресность и целевой хар-р использования бюдж. ср-в.

44.Система органов финансового контроля в РФ. Гос. фин. контроль заключается в контролировании составления и исполнения фед., регион. и местных бюджетов, гос. внебюдж. фондов, ден. обращения, внутр. и внешн. гос. и регион. долгов и др. В соотв. с российским зак-вом осущ. гос. фин. контроля возложено на Минфин РФ, Счетную палату РФ, контрольно-ревизионные органы субъектов РФ, Банк России. Ведущая роль в гос. фин. контроле отводится бюджетному контролю. Бюджетный контроль – это этап бюджетного процесса. осущ-ый представит. органами власти, Счетной палатой РФ и контрольно-счетными палатами на местах, фин. и налог. органами. В РФ контроль за исполнением бюджета имеет 2 формы: 1. Парламентский контроль(осущ. соотв. представит. органами – счетная палата, контрольно-счетные палаты на местах). 2. Административный контроль (осущ. Минфином РФ, Казначейством РФ, фин. органами субъектов РФ и МСУ, главн. РБС, главн. бухгалтерами бюдж. учреждений). В составе территориальных органов власти создаются бюджетно-фин. комиссии (осущ. контроль за фин. деят. органов исполнит. власти), контрольно-счетные палаты субъектов РФ и МО (осущ. бюджетно-фин. контроль), контрольно-ревиз. управления террит. администраций (осущ. контроль за ФХД гос. и муп. предприятий, использов. ими бюдж. ср-в).

44. Система органов финансового контроля в РФ. Финансовый контроль - з аконодательно регламентирующаяся деятельность специально созданных учреждений контроля, а также контролеров-аудитов за соблюдение финансового законодательства экономическими субъектами, а также за целесообразностью и эффективностью их операций. Различают государственный финансовый контроль и не государственный финансовый контроль. негосударственный финансовый контроль включает в себя внутрифирменный и аудиторский контроль. Финансовый контроль осуществляется в 2 формах: - обязательный финансовый контроль Контроль за налоговыми поступлениями, бюджетными расходами и так далее (может быть как государственный, так и негосударственный контроль). - инициативный контроль может включать внутрифирменный и аудиторский контроль. Разделяют следующие виды контроля: 1) в зависимости от времени проведения: - предварительный - текущий - последующий 2) по субъектам контроля: - со стороны законодательных органов - со стороны исполнительных органов - со стороны аудиторских фирм - со стороны внутрифирменный 3) по объектам контроля: - бюджетный контроль - налоговый контроль - валютный контроль - таможенный контроль различают следующие методы финансового контроля: 1- проверки при них рассматривают определенные вопросы финансовой деятельности для выявления нарушений и их устранений 2- обследование при нем рассматривается ряд финансово-экономических показателей субъекта для определения его состояния и перспектив развития 3- надзор осуществляется контролирующей организацией за экономическими субъектами, получившими лицензию, на какой либо вид деятельности 4- анализ финансового состояния детальное изучение финансовой отчетности субъекта для определения результатов финансовой деятельности, ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

46.Бюджетн планирование Бюджетное планирование - важнейш составн часть финансов планирован, котор подчинена требован финансов полит гос-ва. Экономич сущность бюджетн планирован сост в централизован распределен и перераспределен ВВП и национальн дохода м/у звеньями финансов сист на основе общенацион соц-экономич проги развит страны. В ходе бюджетн планир финансы активно воздейств на основн экон и качеств показат гос прог развит страны. Бюджетное планирование включает: Бюджетн процесс, как порядок составлен и исполнен бюджетов разного уровня. 1Его нормативно-правовую базу и организацион основу 2Вопросы теории и методологии составл бюджетов страны. Основы бюджетного планирован определ конституц, бюджетн кодексом и др законодат актами. Бюджетн процесс как главн форма бюджетн планирован предст собой регламентирован нормами права деятельн органов гос власти, местн самоуправлен и участников бюджетн процесса по составлен и рассмотрен проектов бюджетов, проектов бюджетов гос внебюджетных фондов, утвержден и исполнен бюджетов и бюджетов гос внебюджетн фондов, а также контролю за их исполнен

46,.Бюджетное планирование. Бюджетное план-ие явл. составной частью фин. план-ия. Бюдж. план-ие – это централиз. распред. и перераспред. сто-сти ВВП и НД между звеньями БС на основе общенац. соц-экон. программы развития страны в процессе состалвения и исполнения бюджетов и бюджетов внебюдж. фондов разного уровня. Цели бюдж. план-ия опр-ся целями гос. рег-ия эк-ки. В бюдж. план-ии используются те же методы, что и в фин. план-ии, а именно: нормативный метод, программно-целевой метод (в том числе и БОР), балансовый метод и экон. анализ. БОР (бюджетирование ориентированное на рез-т) представляет собой план-ие расходов бюдж. ср-в в виде скользящей3х-летки. 1ый год обяз. к исполнению, а данные по 2ому и 3ему году корректируются с учетом подведения итогов по 1ому году. Данный метод предназначен для повышения эф-сти использования бюдж. ср-в. В наст. вр. в РФ с помощью методики БОР составляются бюджеты различных уровней и бюджеты внебюж. фондов. Осн. принципами бюдж. план-ия явл. научность, соц. направленность и приоритет общ. потребностей, системность, пропорциональность и сбалансированность, а также согласование кракоср. и перспективных целей и задач, а также эффективность и результативность

47.Доходы бюджетной системы: их классификация и характеристика. Бюджет как финансовый план имеет форму баланса, в котором с одной указывается источник средств, а с другой стороны направление их расходования. Источники средств бюджета по форме мобилизации делятся на две больших группы: 1)Доходы Бюджета 2)Заимствования (источники финансирования бюджетного дефицита) Доходы- это средства поступающие в собственность безвозмездно и безвозвратном порядке. По методу мобилизации доходы делятся на: 1)Налоги 2)Налоговые доходы 3)Безвозмездные перечисления Налоги можно классифицировать по ряду признаков: 1) по плательщикам: а)Юр. Лица, б)Физ. Лица. Формально юр.лица обеспечивают основную часть налогов. Физ. Лица уплачивают НДФЛ(13%), платят налог на имущество, земельный налог. Но кроме этого физ.лица являются конечным плательщиком НДС (18%) и акцизов, а так же таможенных пошлин за ввоз продукции в РФ. Юр.лица официально платят НДС и акцизы, налог на прибыль, на имущество, на добычу полезных ископаемых, земельный налог и ЕСН (идет во внебюджетные фонды). 2)По объектам обложения: Прибыль - юр.лица (налог на прибыль). Доход- физ.лица (налог на доходы). Фонд оплаты труда (ЕСН, взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Имущество (на имущество физ и юр лиц). Налог на товары и услуги (НДС и акцизы). Природные ресурсы (Налог на использование природных ресурсов). 3)Метод взимания все налоги делятся на две группы: а)прямые, б)косвенные. Прямые- это налоги на доходы и имущество Косвенные- автоматически увеличивают цену товара, т.е. производитель к своей цене прибавляет косвенный налог (НДС и акцизы). 4)В зависимости от того чье законодательство устанавливает этот налог (общее кол-во налогов, порядок их взимания, исчисления зафиксирован в налоговом кодексе, но субъект и муниципалитет может налоги относящиеся к его юрисдикции вводить или не вводить. а)Федер.налоги- они водятся федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории РФ, б)региональные налоги- они водятся с субъектами федерации и обязательны к уплате на всей территории данного субъекта РФ, в)местные налоги- они водятся региональным муниципалитетом и обязательны к уплате на всей территории муниципалитета. Определение налога конфедерального не означает, что этот налог обязательно поступает в федербюджет. В качестве примера можно привести НДФЛ – налог федеральный, но поступает в бюджет субъекта федерации. Налог на прибыль – федеральный, но делится между субъектом федерации и федерацией. К федеральным налогам относятся самые крупные налоги – НДФЛ, налог на прибыль, НДС, акцизы, ЕСН, налог на добычу полезных ископаемых. К региональным относятся более мелкие налоги. Неналоговые доходы- складываются из двух основных групп: 1)Это доходы от использования гос.имущества (дивиденды по акциям принадлежащим гос-ву, прибыль унитарных предприятий, прибыль ЦБ в доли передаваемой в бюджет). 2)Доходы от оказания услуг бюджетным учреждениям (Плата за оформление паспортов, плата за обучение студентов). 3)Административные платежи – различные штрафы неналогового характера (нарушение ПДД). Таможенные пошлины по Российскому законодательству не относятся к налогам, но по сути они являются налогами.

48, .Финансовый рынок.

Финансовый рынок – это рынок, на котором в качестве товара выступают финансовые ресурсы.

Целью фин. рынка является обеспечение эффективной аккумуляции денежных средствв и их реализации структурам, нуждающимся в фин. ресурсах.

Фин. рынки можно классифицировать по ряду признаков: 1. по срокам размещения средствв : рынок денег (средства размещаются на срок не более 1 года) и рынок капиталов (на срок свыше 1 года). 2. по форме организацииции движения денежных потоков : рынок кредитов, рынок ценных бумаг, рынок лизинговых услуг, рынок факторинговых услуг, страховой и валютный рынки. 3. по месту нахождения: внутренние (национальные – основная ресурсная база этих рынков основывается на национальных источниках) и мировые рынки (ресурсы на них складываются за счет средств резидентов различных государств). 4. по участию в проведении сделки посредников : рынок без посредников и рынок с участием профессиональных посредников (кредитн. орг-ции, страховые компании и т.д.). 5. в зависимости от уровня развития фин. рынки делятся на развитые и развивающиеся .

Российский финансовый рынок является типичным развивающимся рынком. Это модель фин. рынка, находящегося в тесной зависимости от развитых фин. рынков, с ограниченной конкурентоспособностью, при которой крупнейшие отечественные компании финансируются преимущественно за рубежом.

50.Участники бюджетного процесса. Бюдж. процесс осущ-ся органами, наделенными в соотв. с зак-вом бюдж. полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюдж. процесса. Такими полномочиями наделены: 1.Представительные органы власти (рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении). 2. Исполнительные органы власти (осущ. сводное фин. план-ие, составление проектов бюджетов, внесение проектов на рассмотрение, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджета). 3. органы денежно-кредитного рег-ия (Банк России совместно с Правительстов РФ разрабатывает направления денежно-кредитной политики, обслуживает ден. счета Казначейства РФ и др.). 4. ГРБС (главн. распор. бюдж. ср – это орган исполнит. власти, первый прямой получатель бюдж. ср-в, имеющий право распределять ср-ва между РБС и ПБС). 5. РБС (орган исполнит. власти, распределяющий ср-ва между ПБС. контролирует целевое использование ими бюдж. ср-в). 6. ПБС (бюджетное учреждение – это организация, созданная органом исполнит. власти для осущ-ия ф-ций некоммерч. хар-ра). 7. Контрольно-счетные органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и МО – осущ-ют контроль за исполнением соотв. бюджетов и внебюдж. фондов).

Нефтегазовые доходы РФ.

Согласно Бюджетному кодексу РФ к нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и природный газ, а также вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

В дальнейшем эти выделенные доходы разбиваются на три потока - нефтегазовый трансферт, резервный фонд и фонд будущих поколений (фонд национального благосостояния).

Нефтегазовый трансферт, как определено Бюджетным кодексом, представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета и средств резервного фонда.