Внутренние функции государства. Основные внутренние функции государства

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства» решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренней функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную),

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенства и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существуют два основных экономических метода государственного регулирования:

  • а) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству решать успешно его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
  • б) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

а) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Таким учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат Президента страны.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательства, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используются механизмы налогов, выделяются под строительства земельные участки, выпускаются облигации, которыми финансируются новые производители.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях) Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности» нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

В правовом государстве распределение благ (материальных) осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада, в целях обеспечения достойного уровня жизни тех, кто в силу различных обстоятельств и объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилье, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие общества и его обогащение ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашенное равенство воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты социального государства, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на нужды всего населения страны.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка, как явление примитивно-потребительское, выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, к падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Только в условиях свободы и экономического самостоятельного развития производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую политику в отношении населения страны.

Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходования налогов.

Высший финансовый контроль за доходами и расходами является, как отмечалось, прерогативой парламента. На местах эти функции выполняют местные органы государственной власти. Во всех государствах широкими правами такого контроля обладают министерства финансов. В Англии, например, контроль за распределениями между ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов. В качестве специального органа финансового контроля в США функционирует Генеральное управление отчетности, возглавляемое главным контролером, который назначается президентом и может быть смещен только по решению обеих палат Конгресса. Во Франции соблюдение всеми государственными органами финансовой дисциплины в центре и на местах контролирует Счетная палата. Отчеты Счетной палаты направляются президенту Франции, решение ее можно обжаловать только в Государственный совет. Министерство финансов через финансовых инспекторов непосредственно контролирует государственные органы и учреждения по вопросам бюджета и сметы. Во Франции имеются также инспекции социального обеспечения, просвещения, мостов и дорог, лесов и вод, рудников и шахт, которые контролируют доходы и расходы денежных средств государственными и частными секторами.

Специфические функции финансового контроля осуществляют государственные таможни, которые контролируют провоз материальных ценностей через государственную границу и взимают таможенные сборы и пошлины. Денежный сбор с товаров и имущества, пропускаемых через границу под контролем таможенных ведомств, идет в доход государства.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использования в интересах общества,

Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы личности, государства, общества охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно свои интересы, интересы всего общества.

Борьба с правонарушениями - важная, но не главная сторона правоохранительной деятельности государства. Государство призвано реально обеспечить, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т.д.), такой порядок в общественной жизни, который полностью отвечал бы требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного правопорядка в стране - задача всего государства, всей системы его органов. Принудительная сторона государственной деятельности постепенно утрачивает свою силу при гармоничных, объективно обусловленных экономических, политических, социальных и нравственных отношений граждан и государства. Она преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.

Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира. атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, лесов, земли). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие активное применение мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. В США, например, действует закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы отходами производства и быта. Предусмотрены конкретные предупредительные меры по ограждению окружающей среды от отрицательного влияния деятельности людей. При президенте США действует Консультативный орган - Совет по качеству окружающей среды, действует также Федеральное агентство по охране природного мира, наделенное широкими полномочиями по контролю за выполнением природоохранительного законодательства. Храпанюк В.Н.- Теория государства и права.-М. :1998.

В Великобритании, Казахстане, России, на Украине, во Франции, ФРГ. Швеции и других странах существуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды, функционирует целая система законодательных актов, которые предусматривают жесткие меры юридической ответственности за нарушение их требований. Наряду с высшими и местными органами государственной власти контроль за точным и строгим соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора.

Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами реализуются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество с о всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Современный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической, культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного решения внутренних проблем каждого государства в отдельности и мирового сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение совместными усилиями находить наиболее рациональное решение, отвечающее интересам не только данной страны, но и всех участников сотрудничества.

Важное место в межгосударственном экономическом сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения. Так, Экономический и Социальный Совет ООН в своем составе имеет ряд органов, которые призваны в масштабах мирового сообщества регулировать вопросы межгосударственных экономических отношений, а именно: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Сферой международного и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообщество, целью которого является достижения всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях; скорейшее повышение уровня жизни; более тесные связи народов, входящих в данное содружество государств. Эти государства договорились устранять все ограничения в торговле между ними, ввести общий таможенный тариф в торговле с третьими странами, устранить препятствия для свободного передвижения лиц, капиталов и услуг, проводить общую политику в области транспорта, энергетики и хозяйства, установить единые правила конкуренции и другое. Европейское сообщество заключило целый ряд конвенций со странами других континентов, с которыми оно тесно сотрудничает. В последнее время участники Европейского сообщества одобрили новые договоры о валютно-экономических и политических союзах. В частности, большинство стран-участниц сообщества договорились перейти к общей валюте и единой системе обороны. В рамках сообщества функционирует ряд кредитных учреждений, в задачу которых входит финансирование мероприятий общей экономической и социальной политики (Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития и другие). Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных международных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

Европейское сообщество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

Возникшее в 1991 году Содружество Независимых Государств (СНГ) строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов СССР чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних органически неразрывных экономических взаимосвязей. Переход к более организованному государственному сотрудничеству между ними в области политической, социальной, культурной и других - дело времени, разумного, использования опыта мировой, цивилизации.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств. Организация африканского единства, Организация американских государств и другие. Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим путем, на основе двух или многосторонних переговоров.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В ООН такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАРАТЕ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например Всемирной организацией демократической молодежи, Международным советом научных союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов). В рамках международного и научно-технического сотрудничества осуществляется обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов. различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете. Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. В.Н. Храпанюк. Теория государства и права. -М. :1998.

В статье рассмотрим таблицу внутренних и внешних функций государства. Также мы подробно окунемся в подробности каждой задачи, выполнение которой должно брать на себя правительства страны. Будут рассмотрены конкретные примеры и ситуация, сложившаяся конкретно в Российской Федерации. Начнем с главного.

Внутренние и внешние таблица

Цель существования государства заключается в том, что оно должно помогать всему обществу руководить. Понятное дело, что каждый человек не может заниматься управлением, ведь из-за этого ничего не выйдет. Свои права по участию в руководстве люди посредством голосования передают власть имущим. Под самим словом «функция» понимают некую направленность действий. Благодаря им можно понять социальную ориентированность страны.

Есть несколько подходов к тому, как можно рассматривать цели страны. Наиболее распространённый подход состоит в делении функций на внутренние и внешние. Последние заключаются в обеспечении независимости государства среди других государств, внутренне функция - в обеспечении порядка внутри страны.

В удобной форме посмотрим, какие задачи возложены на страну. Это классическое деление.

Отдельно выделяют такую внешнюю функцию, как обороны границ государства. Она включает в себя повышение боевой мощи Вооружённых Сил, обучение военных кадров и укрепление позиций.

Мы рассмотрели классические внутренние и внешние функции государств в таблице, но есть и другие. Согласно иной концепции целей страны выделяют следующие:

  1. Правовое регулирование, которое заключается в создании конституционных норм, обеспечения прав и законного рассмотрения всех дел.
  2. Защита экологии.
  3. Культура и воспитание.
  4. Социальное развитие, которое заключается в справедливом распределении благ среди населения.
  5. Координация, обеспечивающая общественное развитие, согласие и единство.
  6. Стабилизация, заключающаяся в поддержке мира в обществе.
  7. которая выражается в регулировании экономикой.

Внешние миссии делятся на:

  1. Оборона и защита государства, его независимости. Включает в себя ведение военных действий против других стран.
  2. Защита интересов на международной арене. Состоит в заключении выгодных международных контрактов, участии в решении глобальных проблем, внесение вклада в развитие мира.

Важные внутренние задачи

В таблице внешних и внутренних функций государства, последние из них мы подробно не рассматривали. Так вот, внутренние задачи могут быть основными и неосновными. Пока остановимся на первом их виде.

Особенность основных задач в том, что их может выполнять исключительно государство. В первую очередь к таким функциям относят обеспечение общественного права, безопасности, свободы и правопорядка. При более детальном рассмотрении сюда включают борьбу с преступностью, учет количества населения, предотвращение кризисов и катастроф, меры по ликвидации последствий природных катаклизмов. Вторая основная задача - установление и контроль за выполнение общественных правил. Цель заключается в разработке и воплощении в жизнь гражданского, трудового и т.д. законодательства.

Третья важная задача - регулирование валютно-финансовой ситуации, то есть контроль выпуска денег. Последняя основная цель - регулирование бюджета, которое заключается во взимании налогов, пошлин и т. д.

Неосновные внутренние задачи

Примеры внутренних и внешних функций государства мы рассмотрели. Это просто, ведь каждый взрослый человек хотя бы раз сталкивался с государством напрямую, желая посредством закона добиться желаемого. Однако не все знают об неосновных функциях, которые преимущественно носят внутренний характер. Их условно делят на те, что сформировались исторически и на появившиеся недавно.

Внутренние и внешние функции несколько отличаются от общепринятых и это нормально. Отличия эти очень незначительны. Какие же неосновные, исторически сложившиеся задачи стоят перед Россией?

  1. Управление связью и транспортом.
  2. Контроль над образованием и охраной здоровья.
  3. Защита и помочь неполноценным лицам.
  4. Управление СМИ.

Некоторые функции становятся ненужными со временем. Например, российские СМИ были приватизированы и на данный момент страна управляет только двумя телеканалами.

Новые цели:

  1. Предоставление социальных услуг.
  2. Принятие экономических и административных мер для поддержания стабильной экономической ситуации.
  3. Развитие государственного предпринимательства.

Внешние функции

Рассматривая в таблице внешние и внутренние функции государства, мы подробно не останавливались на первых. К внешним целям относят:

  1. Использование армии для решений международных конфликтов.
  2. Дипломатическая деятельность с целью решения глобальных мировых проблем.
  3. Стимулирование развития международной экономики.
  4. Защита экономики мира от негативных факторов.

Внешние функции исключительно основные, так как осуществлять их может лишь государственный аппарат.

Экономика

Из характеристики внутренних и внешних функций государства становится понятно, что каждая из них очень важна. Остановимся подробнее на тех, которые оказывают наибольшее влияние на отдельного человека.

Экономическая задача страны заключается в создании рабочих мест, предприятий, законов, регулирующих эту область, и необходимых условий для развития негосударственных компаний. Неправильное или неполное выполнение этого задания приводит к экономическим кризисам. Естественно, не всегда. Однако даже при негативной общемировой ситуации, страна должна стараться сохранить стабильность.

Пользы не приносит ни жесткое регулирование со стороны государства, ни полное его отдаление от экономических дел. В России были испробованы оба этих подхода. В итоге все пришли к выводу, что лучше придерживаться «золотой середины» - давать возможность экономике развиваться самостоятельно, но время от времени регулировать её направленность.

Социальная политика

Мы рассмотрели кратко внутренние и внешние функции государства, а теперь подробно остановимся на задачи, которая непосредственно касается каждого человека. Социальная функция заключается в обеспечении достойного уровня жизни для каждого гражданина. Сюда также входит обеспечение медицинской помощи, защита матерей, детей и отцов, гарантированная минимальная зарплата и пенсия, охрана труда. Социальная задача ещё подразумевает оказание необходимой помощи людям, которые пострадали при природном катаклизме.

Также сюда входит развитие культуры и образование. Поддержание общечеловеческих ценностей. Политическая функция проявляется в обеспечении власти народа во всех отраслях в приемлемой форме.

Экология, налоги, охрана правопорядка

Основные внутренние и внешние функции Российского государства невозможно представить без защиты экологии. Правительство обязательно должно вмешиваться в эти вопросы и следить за тем, чтобы предприятия не наносили природе непоправимый вред.

Фискальная функция очень важна, так как её выполнение обеспечивает наполнение государственного бюджета. Выполняется на всех уровнях власти.

Правоохранительная цель каждого государства складывается из трех составляющих:

  1. Охрана порядка.
  2. Охрана и защита прав собственности.
  3. Охрана и защита прав человека.

Оборона и мир

В таблице внутренних и внешних функций государств с примерами, мы указали, что оборона выносится отдельно. Главная задача оборонительной функции состоит в отражении агрессии со стороны других государств. Несмотря на мирную политическую ситуацию, ни одна страна не сокращает расходы за счет армии. Опыт показал, что слабого «товарища» другие страны всегда заметят и не поленятся захватить его территории мирно или при помощи оружия.

Более глобальная задача заключается в поддержании мира не между отдельными странами, а во всем мире. Война может привести к гибели всего человечества, особенно с современной технической мощью.

Международное сотрудничество

Примеры внутренних и внешних функций государства дают понимание о том, что как бы хорошо страна не выполняла свои задачи, без взаимодействия с другими она не сможет быть полноценной. Международное сотрудничество проявляется в создании всемирных организаций, обмене студентами, укреплении культурных связей. Страны совместно занимаются охраной границ, вопросами коллективной безопасности, выгодного экономического взаимодействия, расширением прав меньшинств. Основные внутренние и внешние функции государства могут быть исполнены только при тесном сотрудничестве с другими странами.

Кроме того, такое сотрудничество позволяет не бояться за свою дальнейшую судьбу людям, которые по каким-то причинам оказались в чужой стране. Посольства каждый день решают множество важных и неотложных дел, помогая людям с разных уголков мира.

Таким образом, мы рассмотрели основные внутренние и внешние функции государства.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
Рубрика (тематическая категория) Государство

По сферам деятельности различаются внутренние и внешние функции. Внутренние функции реализуются во внутренней политике и направлены на решение задач внутри страны, а внешние функции реализуются в международном общении с другими государствами и международными организациями Экологическая и экономическая функции, а также функция охраны прав и свобод человека являются как внутренними, так и внешними. Экология является одной из глобальных проблем современности и, напр., бороться с глобальным потеплением климата исключительно в рамках внутренней политики невозможно. Экономика в современных условиях глобализации и международного разделœения труда также имеет международный характер.
Размещено на реф.рф
В области защиты прав и свобод человека широко осуществляется международное сотрудничество.

Внутренние функции:

1) экономическая функция (т. е. обеспечение благоприятных условий экономического развития);

2) социальная функция (т. е. обеспечение благосостояния всœех социальных групп, в частности здравоохранение, образование, социальное обеспечение, охрана труда, сюда же можно отнести развитие культуры, хотя многие ученые выделяют культурно-воспитательную функцию в качестве самостоятельной);

3) экологическая функция (т. е. обеспечение благоприятного для жизни человека состояния окружающей среды и охрана природы) 4) функция охраны правопорядка, прав и свобод человека и гражданина;

5) функция обеспечения безопасности граждан в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

6) некоторые ученые выделяют также финансовую функцию (т. е. налогообложение), эта функция не является самоцелью, она направлена на создание условий для осуществления государством всœех прочих своих как внутренних, так и внешних функций.

Внешние функции:

1) оборона страны (а в мирное время – поддержание на должном уровне ее обороноспособности); 2)обеспечение мира и международной безопасности (основным инструментом в данном остается ООН и ее Совет Безопасности) 3) функция международного сотрудничества по самым разным вопросам. Вместе с тем, в качестве не только внутренних, но и внешних функций можно понимать и экологическую, экономическую функции и функцию защиты прав человека.

15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА

Государственный механизм – система гос. органов и иных организаций, посредством которых государство осуществляет свои функции.

Структура государственного механизма:

1) гос. аппарат – совокупность гос. органов, наделœенных властными полномочиями для реализации гос. власти;

2) гос. учреждения и гос. предприятия. Не имеют властных полномочий, но их деятельность непосредственно направлена на реализацию функций государства. Гос. учреждения - ϶ᴛᴏ некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность по выполнению функций государства в различных сферах. Напр., организации образования, здравоохранения, библиотеки. Гос. предприятия - ϶ᴛᴏ коммерческие организации, их деятельность тесно связана с осуществлением функций государства. Напр.
Размещено на реф.рф
монетные дворы, аффинажные заводы и т. п.

Структура государственного механизма определяется правовыми формами деятельности государства: 1) правотворчество, 2) управление и 3) охрана права. Соответственно различаются и три вида гос. органов: 1) законодательные, 2) исполнительные и 3) судебные.

Особенности структуры гос. механизма в России:

1. Строгое разграничение гос. и муниципальных органов, гарантируется относительная независимость органов местного самоуправления от государства.

2. Принцип разделœения властей проводится не в полном объёме. Президент стоит как бы над системой разделœения властей, символизируя единство нации и координируя деятельность всœех ветвей власти, является гарантом Конституции, прав и свобод граждан. Имеет огромные полномочия в сфере исполнительной власти, практически руководит работой Правительства и его главы. Президент имеет огромные полномочия, от президентской республики он взял полномочия в сфере исполнительной власти, от парламентарной – право роспуска Госдумы. Кроме того Президент разбил страну на ʼʼокругаʼʼ, назначив своих ʼʼполномочных представителœейʼʼ.

3. Законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием. Верхняя палата формируется из ʼʼпредставителœейʼʼ от законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации. Нижняя палата избирается населœением при смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе.

4. Исполнительная власть осуществляется Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (которые могут иметь свои территориальные органы) и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

5. Судебная власть осуществляется федеральными судами и мировыми судьями. К фед. судам относятся: 1) ВС и возглавляемая им система судов общей юрисдикции; 2) ВАС и возглавляемая им система арбитражных судов; 3) КС.

6. Прокуратура – система независимых правоохранительных органов во главе с генеральным прокурором. Осуществляет прокурорский надзор за соблюдением законов, уголовное преследование и обвинœение по уголовным делам в суде.

16. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Государственный орган - ϶ᴛᴏ структурно обособленное звено государственного аппарата͵ обладающее следующими основными признаками:

1) осуществляет от имени государства его задачи и функции;

2) обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий (он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы; применять меры принуждения убеждения, воспитания, поощрения для обеспечения требований этих актов; осуществлять надзор за их реализацией);

3) имеет определœенную компетенцию, т. е. закрепленную за ним совокупность прав и обязанностей и функций;

4) имеет, как правило, территориальный масштаб деятельности;

5) характеризуется определœенной структурой т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);

6) образуется в порядке, установленном законом.

Государственные органы классифицируются по функциям (законодательные, исполнительные, судебные), структуре (единоличные и коллегиальные) компетенции (общей компетенции, напр.
Размещено на реф.рф
Правительство РФ, отраслевые и межотраслевые, напр.
Размещено на реф.рф
федеральные министерства и ведомства), сферам деятельности (напр., органы внутренних дел и органы внешних сношений, напр.
Размещено на реф.рф
МИД, его дипломатические и консульские представительства)

Форма государства - ϶ᴛᴏ организация политической власти в государстве, взятая в единстве трех ее базовых элементов: 1) формы правления 2) формы государственного устройства и 3) политического режима.

Форма правления - ϶ᴛᴏ организация верховной власти государства, характеризующаяся особым источником власти и особым взаимным отношением высших органов государства между собой Основные формы правления – монархия и республика. Монархия должна быть абсолютной, сословно-представительной, конституционной (в том числе дуалистической или парламентарной). Республика должна быть советской, президентской (дуалистической), парламентарной и смешанной.

Форма государственного устройства – политико-территориальное и административно-территориальное устройство государства, соотношение территориальных частей государства и их органов с государством в целом. Различают федерации и унитарные государства. Все более сложным становится вопрос об отличии федерации от международной организации.

Политический режим - ϶ᴛᴏ совокупность способов и методов фактического осуществления политической власти. Виды политического режима: демократизм и авторитаризм, либерализм и тоталитаризм а также разные их комбинации.

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА" 2017, 2018.

Внутренние функции государства -- это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятель-ности государства. Каждое государство, независимо от формы правле-ния или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Матузов Н.И., Малько А.В. Указ.соч. с.57

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

Социальная политика правового государства предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудово-го вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям). Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надле-жащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.

Только в условиях свободы и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

3. Функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетво-рения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль над правильностью расходование налогов.

Эффективный финансовый контроль позволяет государству накапливать определенные средства с целью их дальнейшего использова-ния в интересах общества.

4. Функция охраны правопорядка -- это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

Государство призвано реально обеспечивать, в том числе с помощью специальных органов (суда, прокуратуры и т. д.), такой порядок в общественной жизни, который бы полностью отвечал требованиям правовых норм, заложенным в них началам свободы и справедливости. Поддержание стабильного право-порядка в стране -- задача всего государства, всей системы его орга-нов. Принудительная сторона государственной деятельности постепен-но преобразуется в правовой порядок цивили-зованного общества.

5. Экологическая (природоохранительная) функция -- стала в последние десятилетия одной из наиболее актуальных. Это связано с тем, что экологически агрессивное производство стало агрессивным и по отношению к человеку, его здоровью. А потому государство вынуждено заниматься этой деятельностью. В со-временных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и раз-личных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к наруши-телям ее целостности, вплоть до полного устранения источников за-грязнения или вредных отходов производства.

6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения -- составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государства существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и терри-ториальной целостности.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения побе-ды.

Поскольку оборона страны подразумевает пассивную связь с другими государствами, эту функцию можно рассматривать как в категории внутренних, так и в категории внешних.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами -- это разнообразная деятельность государства, направленная на установле-ние и развитие равноправных экономических, политических, культур-ных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств. Со-временный уровень развития общества объективно требует интеграции хозяйственной, политической и культурной жизни всех цивилизованных государств, объединения их общих усилий для более эффективного ре-шения внутренних проблем каждого государства в отдельности и миро-вого сообщества в целом. Такое сотрудничество предполагает широкий и взаимовыгодный подход к интеграционным вопросам, умение со-вместными усилиями находить наиболее рациональные решения, отве-чающие интересам не только данной страны, но и всех участников со-трудничества.

Функция интеграции в мировую экономику подразумевает международное разделение труда, кооперирование и специализацию производства, обмен новейшими технологиями, координацию товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую коорди-нацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, такие как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие.

Экономическое сотрудничество эффективно осуществляется в рамках сообщества тех государств, которые территориально связаны друг с другом. В качестве примера можно привести Европейское сообще-ство. Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных го-сударств.

В политической области сотрудничество государств проявляется прежде всего в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных во-оруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между госу-дарствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местно-го самоуправления. Примером таких политических союзов может служить Европейское сообщество, имеющее общие межгосударственные зако-нодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности -- постоянный орган ООН. В его ком-петенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию междуна-родного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разно-образных сферах межгосударственных отношений.

Многие вопросы политического характера государства решают непосредственно дипломатическим пу-тем, на основе дву- или многосторонних переговоров.

Борьба с международной преступностью стала одной из важных внешних функций последнего времени, что связано с широкими масштабами международной преступности. Шестаев Н.Т. Функции и структура государства. - М.,2002. с.7 Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание международных организаций по борьбе с преступлениями.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координиру-ют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергети-ке (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или многосторонних договоров между государствами, а также неправитель-ственными организациями (например, Всемирной организацией демо-кратической молодежи, Международным союзом архитекторов, Международным союзом сту-дентов). В рамках международного и научно-технического сотрудни-чества осуществляются обмен научной информацией, произведениями искусства, достижениями музыкальной и сценической культуры, взаимная подготовка специалистов, различного рода фестивали, конференции по проблемам науки и культуры, непосредственные контакты между учеными, деятелями культуры, спортсменами.

Сотрудничество в области охраны окружающей среды - это жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового со-общества в целом. Эта функция объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологи-ческой обстановки на планете и имеет всеохватывающий характер. Она активно проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Для охраны окружающей среды используются новейшие достижения государств в области космонавтики, медицины, биологии, электроники. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество. Хропанюк В.Н. Указ.соч. с.163

  • 6. Основные теории происхождения права.
  • 7. Основные закономерности возникновения государства и права. Неолитическая революция.
  • 8. Основные подходы к понятию государства.
  • 9. Признаки государства.
  • 10. Типология государства: понятие, основные подходы.
  • 11. Основные подходы к определению сущности государства.
  • 12. Функции государства: понятие, виды, содержание.
  • 13. Внутренние функции государства: общая характеристика.
  • 14. Внешние функции государства: общая характеристика.
  • 15. Государственная власть: понятие, сущность, признаки.
  • 16. Механизм государственной власти: понятие, принципы формирования и функционирования, элементы.
  • 17. Понятие, признаки и виды государственных органов.
  • 18. Принцип разделения властей как основа функционирования органов государственной власти.
  • 19. Форма государства: понятие, элементы. Монократическая, поликратическая и сегментарная формы государства.
  • 20. Форма правления: понятие, критерии выделения, виды.
  • 21. Монархическая форма правления: понятие, признаки, виды.
  • Виды монархий По объёму ограничений
  • 22. Республиканская форма правления: понятие, признаки, виды.
  • 23. Смешанные и нетипичные формы правления: понятие, виды, особенности, причины появления.
  • 24. Форма государственного устройства: понятие, критерии выделения, признаки, виды.
  • 25. Федеративная форма государственного устройства: понятие, признаки, виды федераций.
  • 26. Унитарная форма государственного устройства: понятие, признаки. Автономия в унитарном государстве.
  • 27. Формы внешнего государственного устройства: конфедерация, уния, союз, содружество.
  • 28. Политический (государственно-правовой) режим: понятие, виды, признаки.
  • 29. Демократический политический (государственно-правовой) режим: понятие, признаки.
  • 30. Антидемократические политические (государственно-правовые) режимы.
  • 31. Государство как основной элемент политической системы общества.
  • 32. Понятие и принципы правового государства.
  • 33. Гражданское общество: понятие, элементы, условия формирования и функционирования.
  • 34. Право: понятие, признаки. Естественное и позитивное право. Объективное и субъективное право.
  • 35. Принципы права: понятие и виды.
  • 36. Функции права: понятие, виды.
  • 37. Право в системе социального регулирования(понятие и виды социальных норм, место норм права в системе социальных норм).
  • 38. Соотношение права и морали.
  • 39. Основные подходы к пониманию и происхождению права (юридический позитивизм, социологический позитивизм, теория естественного права, психологическая теория).
  • 40. Правовой статус личности: понятие и элементы.
  • 41. Виды правового статуса личности.
  • 42. Права, свободы и обязанности как элементы правового статуса личности.
  • 43.Правовое регулирование: понятие, признаки. Правовое регулирование и правовое воздействие.
  • 44. Способы и методы правового регулирования.
  • 45. Предмет, сфера и пределы правового регулирования.
  • 46. Типы правового регулирования.
  • 47. Стадии правового регулирования.
  • 48. Механизм правового регулирования: понятие, элементы.
  • 13. Внутренние функции государства: общая характеристика.

    ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

    Внутренние функции государства:

    Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

    Политическая функция - обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

    Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

    Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

    Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

    Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

    Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

    Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

    14. Внешние функции государства: общая характеристика.

    ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства на международной арене.

    Внешние функции государства:

    Внешнеполитическая функция - развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

    Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

    Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

    Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

    15. Государственная власть: понятие, сущность, признаки.

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ- Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории.

    Во-первых, государственная власть, как и любая власть, – это способность или возможность при помощи каких-либо средств воздействовать на чье-то поведение, распоряжаться или управлять кем-то, подчинять своей воле других. Именно так или почти так чаще всего определяется власть.

    Во-вторых, государственная власть является разновидностью социальной власти, т.е. власти общественной, власти, которая возникает и проявляется в отношениях между людьми.

    В-третьих, государственная власть – это публичная власть, т.е. власть, которая носит не частный, а всеобщий, всенародный характер. Она распространяется на общество в целом, на всех его членов и все их объединения.

    Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть - великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

    Особенностью государственной власти является и то, что её субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчётливо разделены.

    Государственная власть реализуется через государственное управление - целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций.

    Ещё одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующий механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что её практически олицетворяет, приводит в деятельности, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими.

    Государственная власть может быть слабой или сильной, но, лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становиться неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют центральной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у неё и предметно-материальные источники силы - вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является её гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Применение всей наличной сила имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

    Государственная власть:

    Является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

    Является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства,так и за его пределами;

    Осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

    Обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

    Обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета - казны государства);

    Распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

    Издает нормативно-правовые акты.