Выбор стратегии. — Различные стратегии инвестирования и торговли на рынке

Специалисты по стратегическому планированию доказывают, что для получения представления о стратегической позиции организации во внешней среде и выяснения тенденций, опасностей, шансов, а также отдельных чрезвычайных ситуаций, которые способны повлиять на сложившиеся тенденции, необходимо провести стратегический анализ. Требуется пройти несколько этапов для постепенного перехода от концепций к конкретным организационно-техническим мероприятиям.

Первый этап - стратегический анализ, который предполагает осуществление анализа внешней среды, в которой работает организация, изучение (оценку) ресурсов, которыми располагает организация для того, чтобы понять и оценить свои стратегические возможности, выступающие в форме ограничений.

Менеджерам важно анализировать природу явлений и состояний внешней среды для того, чтобы понять, выявить и по возможности оценить ключевые переменные, которые воздействуют на работу организации и ее результаты. Другими словами, выявляются возможности и угрозы, и позиционируется собственное положение как возможность противостоять этому влиянию, если оно негативное, и наоборот. Оценивается, почему эти факторы важны, с какой степенью неопределенности приходится сталкиваться. В частности, оценивается текущее конкурентное положение относительно основных конкурентов. После такого анализа менеджеры должны быть уверены, что они не столкнутся с неприятными сюрпризами в будущем. Одновременно они оценивают собственные силы и слабости, чтобы убедиться, что стратегия реализуема. Поэтому для выбора разумной стратегии необходимо оценить ресурсы организации с точки зрения стратегической перспективы.

Итогом анализа является представление о том, насколько можно улучшить результаты работы, изменив конкурентную стратегию в соответствующих видах деятельности организации. Анализ конкурентных позиций показывает, что одни виды деятельности более перспективны, чем другие, а некоторые совсем не перспективны. Уровень результатов, на которые может рассчитывать организация, пользуясь своими конкурентными преимуществами, отражает существующий потенциал организации. Если организация удовлетворена нынешними возможностями и считает их ориентиром на будущее, то анализ конкурентных возможностей заканчивается и фирма переходит к составлению программ и бюджетов.

Второй этап - выбор стратегии: сравнение перспектив фирмы в различных видах деятельности, установление приоритетов и распределение ресурсов между ними, анализ путей диверсификации производства. Фактически на этом этапе и выполняется стратегическое планирование. Формулировка стратегии состоит в установлении соответствия собственных возможностей и условий внешней среды. Перед выбором стратегии необходима оценка собственных сил и слабостей, а также определение того, какие рыночные технологические, технические и финансовые ноу-хау (существующие сегодня и предлагаемые по разумным ценам) следует внедрить в потенциальные области деятельности. Это делается одновременно с оценкой аналогичных позиций конкурентов (если удается) для понимания собственных перспектив и определения областей, где компания может стать лидером, а где - аутсайдером (и даже банкротом).

Выявление (идентификация) альтернативных стратегий предполагает также анализ путей диверсификации производства. Диверсификация - это одновременное развитие различных видов производства, не связанных друг с другом технологически. Диверсификация производства дает синергический эффект, это стратегическое преимущество, которое возникает при координации менеджерами взаимоотношений между подразделениями в рамках различных бизнес-процессов или соединения нескольких подразделений и сосредоточения управления в одних руках. Таким образом, задачами второго этапа являются оценка недостатков и определение новых видов деятельности, к которым фирме следует перейти.

Ожидаемые результаты можно оценивать с помощью различных методов прогнозирования, маркетинговых исследований в рамках методологии, относящейся к инвестиционной деятельности: разработка инвестиционного проекта, оценка ожидаемых потоков денежных средств, определение источников и структуры финансирования проекта, расчет эффективности при помощи методов определения чистой текущей стоимости (NPV) и внутренней нормы отдачи (IRR) и др. Соизмеряя ожидаемые результаты с текущими, фирма выходит на перспективные цели и задачи в форме различных программ. Считается, что при формировании стратегических программ необходимо учитывать:

  • общую (базовую) стратегию , в соответствии с которой компания собирается конкурировать или добиваться совершенства, используя ключевые факторы успеха (соответствие услуги возможностям организации и требованиям рынка; технологическое превосходство услуги; большой объем рынка; поддержка новой услуги руководством фирмы, общественными организациями, законодателями региона; использование маркетинговых исследований при принятии решения о выходе с услугой на рынок; уклонение от рынка с высокой конкуренцией и удовлетворенными покупателями; уклонение от динамичных рынков с частой сменой продуктов и др.);
  • альтернативные направления , по которым компания может желать развиваться;
  • альтернативные методы , с помощью которых данное направление развития может быть достигнуто.

Альтернативные направления и методы определяются на третьем и четвертом этапах. М. Портер в 1985 г. выделил три альтернативных варианта базовой стратегии, которым может следовать компания:

  1. лидерство в издержках, благодаря которому компания добивается конкурентного преимущества в рассматриваемой отрасли;
  2. дифференциация, с помощью которой компания ищет уникальные свойства своего продукта или услуги, которые важны для клиентов, что дает ей возможность устанавливать премиальную (выше номинала) цену;
  3. фокусирование, которое означает, что компания сосредотачивается на определенном участке рынка.

Например, услуга предназначена для определенной группы потребителей (сегмента продуктовой линии или определенного географического региона). При этом компания должна определиться, по какой из первых двух стратегий она будет продвигаться вперед: на основе лидерства в издержках или поиска уникальных свойств продукта.

М. Портер и многие специалисты считают, что любая компания для получения существенных и устойчивых конкурентных преимуществ должна выбрать единую базовую стратегию, а не быть «слугой всех господ», стараясь сделать все вещи для всех людей.

Третий этап. Если базовая стратегия выбрана, то следует определить направления деятельности для ее реализации. Здесь есть несколько возможностей: 1) ничего нового не делать (продолжать прежнюю деятельность); 2) уйти с некоторых рынков; 3) продавать продукты на рынке с большим эффектом (рыночное проникновение), зачастую это предполагает и большее умение; 4) продавать продукты на новых рынках (развитие рынка); 5) разрабатывать новые услуги (развитие продукта); 6) разрабатывать новые продукты для продажи на новых рынках (диверсификация). Позиции 3-6 соответствуют так называемой матрице Ансоффа.

Четвертый этап. После того как направление выбрано, можно переходить к выбору метода следования по этому направлению. В 1989 г. Джонсон и Скоул предложили три альтернативных метода: внутреннее развитие, поглощение компаний и некоторые формы совместного развития, такие, как венчурные предприятия и франчайзинг. Создав венчурное предприятие, компания вкладывает деньги в бизнес для развития, экспансии (захвата рынка) или производства нового продукта (инновации). При этом в случае неудачи финансовые и иные потери не должны оказать существенного влияния на основной бизнес. Франчайзинг - это бизнес по продаже товаров с фирменным знаком по разрешению компании-собственника знака.

Пятый этап - оценка стратегического выбора. Стратегические альтернативы сравнивают для выявления достоинств каждой из них на основе следующих критериев.

  1. Пригодность. Этот критерий позволяет установить степень соответствия предполагаемой стратегии поставленным целям и ситуации, которая была вскрыта в ходе стратегического анализа.
  2. Выполнимость или осуществимость. Критерий позволяет определить, реализуема ли стратегия при данных ресурсах. Например, может ли стратегия быть профинансирована? Или может ли быть достигнута желаемая рыночная позиция? Может ли компания соответствующим образом ответить на акции конкурентов?
  3. Приемлемость. Критерий позволяет оценить принципиальную допустимость использования стратегии. Например, путем ответа на вопросы: будет ли стратегия обеспечивать существенную прибыль и приемлем ли уровень риска?

Их перечисленных критериев выбирают основной критерий, который позволяет уменьшить число рассматриваемых вариантов. Эти варианты подвергаются более тщательной и детальной оценке, которая может осуществляться при помощи экспертных методов, например методом анализа иерархий.

Если в рассматриваемых стратегиях предполагается достижение одной цели, то выбирается одна из стратегий. Если должны быть достигнуты несколько целей, то можно выбрать разные стратегии, но в любом случае руководители должны быть уверены, что это стратегии с наибольшим потенциалом для фирмы. Одновременно могут осуществляться программы инвестирования в физические, нематериальные и финансовые активы. Во всех случаях должны быть привлечены специалисты в области финансового, а также риск-менеджмента.

Шестой этап состоит в постановке оперативных и стратегических организационных программ и бюджетов. Оперативные программы и бюджеты ориентируют подразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности, тогда как стратегические закладывают основы будущей рентабельности. Таким образом, на этом шаге более высокие уровни планирования соединяются с более низкими.

Рассмотрим одну из известных моделей стратегического анализа и планирования. В начале 1970-х годов появилась модель GE/McKinsey, предназначенная первоначально для сравнительной оценки 43 важных видов бизнеса компании GE. К началу 80-х годов эта модель стала одной из наиболее популярных моделей многофакторного анализа стратегических позиций бизнеса (ее внедрили 45% компаний из списка «Форчун 500»). Модель дает сравнительную базу для видов деятельности, которые сильно отличаются друг от друга («Наша модель - это единственный способ сравнить яблоки с апельсинами»). Возможность сравнения достигается тем, что по оси X «Относительное преимущество на рынке» и оси Y «Привлекательность рынка» откладывают значения различных факторов в зависимости от их важности для того или иного вида бизнеса. Значения факторов связаны с ожидаемой отдачей от инвестиций в тот или иной бизнес в обозримой перспективе. Таким образом, все рассматриваемые виды деятельности (бизнеса) компании ранжируются по значимости с учетом количественных и качественных факторов и целесообразности инвестиций, что делает оценку каждого вида более точной. Стратегия заключается в том, чтобы увеличивать ресурсы, выделяемые для развития и поддержания бизнеса в той сфере, где у компании есть определенные рыночные преимущества, и, наоборот, сокращать присутствие, если позиции компании на рынке оказываются слабыми. Для других видов деятельности стратегия должна быть избирательной с учетом дополнительных обстоятельств.

В таблице приведен вариант модели GE/McKmsey, предложенный Д. Дэем.

Таблица 1. Факторы для построения модели GE/McKinsey

Привлекательность рынка для бизнеса Сильные стороны конкурентной позиции
А. Факторы рынка

Объем продаж (в стоимостном

и натуральном выражении)

Размер рынка продукта (услуги)

Темпы роста рынка

Стадия жизненного цикла продукта

Разнообразие рынка

Эластичность спроса по цене

Покупательная способность

Цикличность (сезонность) спроса

А. Позиция на рынке

Относительная доля рынка

Темп изменения рыночной доли

Колеблемость доли в сегментах

Воспринимаемая клиентами

дифференциация качества, цен и обслуживания

Предлагаемый ассортимент

Имидж компании

Б. Экономические и технологические факторы

Интенсивность инвестирования в отрасль

Инвестиционный потенциал отрасли

Инвестиционный риск

Уровень и срок использования технологии

Мощность (возраст) индустрии

Барьеры входа и выхода в отрасли

Доступ к источникам сырья

(для телекоммуникаций - доступ к клиенту)

Б. Экономическая и технологическая позиции

Относительная позиция по издержкам

Уровень использования мощностей

Технологическая позиция

Запатентованные технология, услуги, процессы

Доходность на одного клиента (ценность клиента)

В. Конкурентные факторы

Тип конкурентов

Структура конкуренции

Угроза появления продуктов-заменителей

Ощущаемые изменения среди конкурентов

В. Способности

Сильные стороны системы управления

Сильные стороны системы маркетинга

Корпоративная культура и трудовые отношения

Система распределения ресурсов

В следующей таблице показаны варианты стратегического выбора по Дэю.

Таблица 2. Варианты стратегического выбора

Сильная Инвестируйте в развитие Защищайте позицию Развивайтесь селективно
Обеспечьте максимальные инвестиции

Соглашайтесь на скромную норму прибыли

Консолидируйте (согласуйте) разные позиции

Концентрируйте усилия на сохранении сильных сторон

Рынок предлагает возможности, которых может не быть на стадии зрелости

Серьезно инвестируйте только в выборочные сегменты

Увеличивайте долю на рынке до максимума

Ищите новые привлекательные сегменты

Сосредоточьтесь вокруг небольшого числа сильных сторон

Ищите пути преодоления слабых сторон

Контролируйте наличие оживления в отрасли, темпы получения дохода и при их снижении прекратите инвестиции

Уходите из бизнеса, если нет признаков устойчивых темпов роста, и переориентируйтесь на другой (более привлекательный) сегмент

Средняя Развивайтесь селективно Извлекайте доход Небольшое расширение
Сосредоточьтесь на инвестировании в привлекательные отрасли.

Делайте упор на повышение производительности.

Развивайте сильные стороны для противостояния конкуренции

Укрепляйте позицию в сегментах с высокой нормой прибыли, в особенности при больших барьерах для входа конкурентов на рынок (относительно малым риском)

Незначительные инвестиции

Подготовьте программы для выхода с рынка на случай непредвиденных обстоятельств

Ищите способы развития без большого риска, совершенствуйте организационные и бизнес-процессы

Минимизируйте инвестиции

Слабая Защищайтесь и выборочно инвестируйте Защищайте свою систему извлечения доходов Добейтесь прибыли или уходите
Найдите ниши (специализация)

Сосредоточьтесь на «зарабатывании сегодня»

Развивайте и защищайте сильные стороны

Минимизируйте инвестиции

Сохраняйте денежную наличность

Рассмотрите возможность рационализации или продажи бизнеса

Продайте бизнес за максимально возможную цену или сократите ассортимент, сократите постоянные издержки, избегайте инвестиций
Привле-

кательность рынка

Сильные Средние Слабые
Конкурентные позиции

Автор - доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор; министр связи, информатики и космоса РСФСР (1990-1991), министр связи РФ (1991–1997), заместитель Председателя Правительства РФ (1997-1999), советник генерального директора "СЦС Совинтел".

Достаточно часто начинающие трейдеры, которые только пытаются осваивать азы рынка, задаются с одной стороны простым, но глобальным вопросом: “Какую стратегию выбрать, чтобы торговать на рынке?”. По сути дела, выбор той или иной торговой системы является непростой задачей и субъективной задачей, так как что хорошо подойдет одному человеку, может быть неприемлемым для другого!

Исходя из этого, четкого и структурированного ответа на данный вопрос попросту нет. Многое зависит именно от Вашего характера и предпочтений. Тем не менее, существуют некоторые рекомендации, которые позволят Вам быстрее понять, что к чему.

Для начала нам необходимо определить, в какое время торговли нам наиболее подходит. Далеко не каждый человек может сидеть целый день за терминалом, ведь у каждого из нас есть и свои личные дела (работа, учеба и так далее). Естественно, определенным выходом из этого являются мобильные терминалы, которые устанавливаются на Ваш планшет или смартфон.

Но тут опять же, возможно у Вас такая специфичная работа, что использовать мобильные терминалы не получиться использовать, когда есть желание. По большому счету, использование мобильных терминалов является совершенно другим вопросом, который достоин отдельного внимания.

Таким образом, для начала необходимо четко определить, в какое время Вы сможете уделять время торговле и, исходя из этого, подобрать необходимый для себя таймфрейм. Например, Вы занятой человек и целый день находитесь на работе.

В таком случае, не получится много времени уделять торговле. Учитывая этот момент, наиболее хорошо подойдет дневной таймфрейм, так как необходимо заглядывать в терминал только на закрытии рынка. В принципе, торговых систем для этого временного интервала предостаточно, и ограничивается все лишь Вашей фантазией.

Если же Вы являетесь офисным сотрудником и есть возможность иногда заглядывать в торговый терминал, то можно использовать часовой таймфрейм. В качестве стратегии Вы можете выбрать Doske Scalping, которую мы рассматривали ранее. Опять же, если у Вас есть достаточно времени, то наиболее хорошо подойдут таймфреймы М30-Н4.

В данном случае, необходимо будет заглядывать в терминал раз в несколько часов. При желании можно использовать системы на тиковом графике, например Forex Speedometr, но при этом необходимо обладать железной выдержкой и нервами. Кроме того, существуют и универсальные торговые системы, которые можно смело использовать на многих временных интервалах. Для примера, можно присмотреться к системам MACD-combo и Метод Пуриа.

Какую стратегию выбрать, если мы определились со временем?

Например, если Вы уже четко знаете, сколько времени сможете уделять торговле, как быть дальше? Для начала стоит отчетливо понимать, что два трейдера, которые торгуют по одной системе, могут иметь различные результаты. Парадоксально, но такое действительно происходит всегда! Начнем с того, что огромную роль играют психологические факторы, например, один трейдер четко действует по системе, другой нарушает ее правила, соответственно, и результаты у них будут отличаться.

Как правило, торговля на реальном счету сильно отличается от демо торговли, и трейдер может попросту не справляться со своими эмоциями. Кроме того, каждый трейдер склонен всячески корректировать систему под себя, например, выставлять другой стоп-лосс и тейк-профит, непредусмотренный базовыми правилами системы.

Другие трейдеры добавляют свои индикаторы к системе или торгуют в другое время. По большому счету, примеров можно привести великое множество. Но суть сводится к тому, что в действительности успех напрямую обуславливается технической и психологической подготовкой трейдера. Исходя из этого, на различных формах можно встретить противоположные отзывы о той или иной системе. Просто одному трейдеру она действительно подошла, и он зарабатывает с ее помощь, а другому человеку этого сделать не удалось.

В любом случае, чтобы выбрать торговую систему, нужно учитывать свои собственные предпочтения. Представьте, ведь Вы обязательно купите именно тот автомобиль, который Вам нравится по определенным критериям, то же самое должно быть и с торговой системой. Тестируя ту или иную систему, Вы должны понимать, приходится ли она Вам по нраву? Комфортно ли Вам торговать с ее помощью? Если у Вас изначально нет уверенности в системе, то лучше отказаться от нее.

//www.youtube.com/watch?v=L22hVcM9Ap8

Почему? – спросите Вы. Все очень просто, любой убыток по данной системе (а без убытков невозможно обойтись, так как они являются составной частью трейдинга в целом) будет вызывать у Вас страх при открытии других позиций, которые потенциально были бы прибыльными. Тем самым, Вы попросту будете нарушать правила системы, ухудшая при этом ее математическое ожидание.

Ваша система должна соответствовать Вашему характеру! Если Вам комфортнее держать сделку в рынке долгое время, то и система должна быть консервативной. Но если Вы хотите совершать большое количество сделок в день, то здесь уже необходимо рассматривать различные скальперские системы.

Кроме того, система четко должна соответствовать Вашему представлению о торговле. Например, многие трейдеры явно выступают против Мартингейла, но при этом существует и не малый процент тех людей, которые охотно используют его и хвалят.

Но вполне может быть и такое, что человек может комбинировать торговые системы. Например, есть три стратегии и от каждой из них он берет на его взгляд лучшие элементы, тем самым создавая личную торговую систему. В любом случае, этот вопрос является целиком и полностью субъективным. Все будет напрямую зависеть только от Вас и Ваших предпочтений.

На успех в торговле влияет несколько факторов: настрой, отработка навыков и выбранная стратегия. На последний приходится примерно 50% успеха. Поэтому, стоит определиться с выбором, учитывая жесткость любого финансового рынка, на котором вы планируете торговать.

Чтобы преуспеть на финансовом рынке, вы должны четко понимать стратегию торговли, которая больше всего соответствует вам и вашим торговым целям.

Почему не получается?

Стратегия – это концепция, лежащая в основе вашей системы торговли – и именно это дает вам преимущество на рынках.

Многие стратегии торговли могут зарабатывать деньги, НО, из-за вашей собственной психологии, убеждений и предпочтений, многие из них могут не сработать так, как вы этого ожидаете. У вас должна быть действующая торговая стратегия для руководства решениями, иначе вы потеряете средства.

Большинство новичков на финансовом рынке испытывают нетерпение и просто хотят начать использовать выгодную систему торговли здесь и сейчас. Именно поэтому большинство людей сталкиваются с неудачами в торговле… Все хотят быстрых решений, которые обеспечивают мега-доход. НО, не понимая, как ваша стратегия торговли соответствует вашей психологии, вы вряд ли будете торговать с прибылью… потому что она не подходит ВАМ!

Как решить эту проблему?

И дело не в том, что она не работает. Просто, когда вы пытаетесь действовать против своих убеждений и образа жизни, это вызывает психологический дискомфорт. Результатом является не что иное, как стресс и дорогостоящие ошибки.

Например, трейдеры-новички часто спрашивают у меня: «Можете ли вы показать мне, как вы торгуете?». Но, это неправильный вопрос. Каждый человек имеет разные убеждения, опыт, предпочтения, страхи, сильные, слабые стороны и т. д. Поэтому в этой ситуации надо спрашивать:

«Какая стратегия торговли подойдет для меня?»

Вот лично я пробовал как системы на пробой, так и на пробой уровней. И не смотря на всю популярность торговли при отбое – такой подход явно не для меня. Множество пойманных стопов, ложных разворотов, и не знания в определении точек выхода со сделок лично мне не дали результатов. При этом подобные системы пользуются спросом в других трейдеров. Но вот трендовые системы на пробой – это то что мне подходит и то, по какой методики торгую я.

Только зная себя и свои предпочтения, убеждения, цели, вы можете выбрать из множества различных стратегий, которые работают.

Из чего выбирать?

Итак, поговорим о некоторых моментах анализа.

Изначально очень важно определить для себя рабочий таймфрейм. Правильно подобранный временной интервал позволяет сделать проще процесс торговли, так как оно определяет, какое количество времени вы будете затрачивать на это дело. В зависимости от того, насколько длительный будет выбран интервал, это обеспечит вам более стабильную прибыль, но и подходит для более сложной и профессиональной подготовки.

Также следует выбрать вид анализа рынка: технический, фундаментальный или интуитивный, хотя последний чаще применяется в комплексе с первыми двумя, даже среди профессиональных трейдеров. И конечно, не стоит забывать о типах технического анализа: классического (уровневый), трендового или индикаторного.

После того, как вы определили стратегию, которая вам подходит больше всего, вы можете разработать систему ожиданий результатов торговли и структурировать свою работу и размер позиции для достижения ваших целей.

Перед тем, как останавливаться на торговой системе, следует понять, что вы от нее ожидаете, учитывая ее возможности и ваш опыт. Если возникнут вопросы, я с удовольствием помогу вам разобраться в этом подробнее.

FX Review

Цель создания или выбора торговой стратегии всегда одна – получить заветный сигнал, который приведет к прибыли на счете. Можно взять понравившуюся стратегию, применить ее и ждать результата. Но отчего-то все не так хорошо, как в оригинале: либо прибыли просто нет, либо сразу — полный слив. Чтобы выяснить причины столь странного поведения торговых систем и стратегий, проведем небольшое исследование относительно создания и выбора своей стратегии.

Какие бывают торговые стратегии?

1) Стратегии, которые основаны на фундаментальном анализе: новостные

2) Стратегии, в основе которых лежат ценовые графики — графики поведения цены: технический анализ

3) Системы с применением статистических данных: индикаторные

В торговле начинающие трейдеры чаще всего пользуются третьим видом. Изучим его более подробно.

Что такое индикатор?

Индикатор – автоматизированный набор правил для анализа рынка, отображающий сигналы на ценовом графике. Индикатор, как правило, создается с целью предсказать дальнейшее движение цены. В зависимости от принципа работы индикатора, такое предсказание может носить краткосрочный, среднесрочный или долгосрочный характер.

На сегодняшний день предлагаются тысячи различных индикаторов, авторы которых обещают получение профита.

Методика создания или выбора трейдером своей стратегии в целом такова:

1. Находит на просторах интернета свежеиспеченный индикатор и подключает его.

2. Видит, что индикатор, в принципе, показывает неплохие сигналы и правильно ловит тенденцию движения.

3. Проверяет его на текущем рынке, чтобы подробнее изучить его характеристики.

4. Убеждается в том, что нашел по-настоящему достойный индикатор.

5. Сравнивает новый индикатор с уже имеющимися в распоряжении трейдера индикаторами.

6. Убеждается в том, что, благодаря индикатору, периодически результаты торговли улучшаются.

7. Поторговав определенное время своей стратегией, трейдер решает, что ему удалось создать нечто совершенно новое.

8. Трейдер бросается в трейдинг, пытаясь заработать как можно больше и как можно быстрее.

9. Очень часто через пару деньков все довольно грустно – система не работает!

В чем же проблема? Все просто – любую, особенно новую, стратегию, для начала нужно всесторонне и внимательно изучить:

  • Кто автор стратегии? Изучаем обсуждения, тесты на реальном счете, скриншоты торгов, видеообзоры (при наличии).
  • Устанавливаем стратегию, по возможности проверяем ее в тестере стратегий.
  • Многократно убедившись в ее работоспособности, проводим дополнительные тесты на истории, выбираем оптимальное время закрытия сделок.
  • Перепробовав все варианты тестирования, и при условии, что вы уже достаточно уверены в работоспособности стратегии, можно выходить на реальный рынок.

В качестве дополнительных подсказок при выборе своей торговой стратегии можно использовать следующие советы:

  • Старайтесь рассматривать стратегии, в которых соотношение профита к лоссу составляет как минимум 1 к 1 или лучше.
  • Всегда отмечайте сильные уровни поддержки и сопротивления, чтобы избежать входов в упор таких уровней и для определения возможной точки выхода.
  • Следите за важными новостями и старайтесь избегать торговли в это время.

Надеемся, что эти простые правила помогут избежать вам многих минусовых сделок.

Удачи в торговле!

Журнал FX Review

Друзья, всем привет. В эфире команда Gamebizclub, и сегодня мы продолжим знакомить вас с жанрами мира компьютерных игр. В конце мая мы погрузились в и показали 12 лучших игр в этом жанре. А в этой статье подробно расскажем про лучшие стратегии на ПК за последние несколько лет и составим свой топ лучших игр этого жанра.

Казалось бы, составлять рейтинги – дело несложное. Стоит взять список из понравившихся игр, выбрать лучшие и расставить по порядку. Мы бы так и сделали, если бы не один нюанс – в команде Gamebizclub собрались люди, заставшие Warcraft 1 и Heroes of Might and Magic.

С тех пор вышло много игр, так или иначе в большинство мы успели поиграть и составить своё мнение. Поэтому мы сделали правдоподобный рейтинг с учётом всех мнений – заново протестировали старые игры и новинки, освежили память. И вот что получилось.

Из этой статьи вы узнаете:

14. DEFCON

Последнее место нашего рейтинга достаётся DEFCON – игру про тактику ядерных ударов, выпущенную в 2006 году. Название переводится как «готовность к обороне» – это реально существующая шкала готовности армии США к возможным боевым действиям.

В основу DEFCON лёг сюжет американской киноленты «Военные игры», где показан глобальный ядерный конфликт между США и СССР. Не только события игры, но и её стилистика перекликаются с фильмом, о чём говорит девиз «Everybody dies» (в переводе – «Умрут все»).

В DEFCON вы не сможете создавать боевые единицы, собирать ресурсы и развивать технологии. Зато можно выбрать расположение сил на территории Северной или Южной Америки, Европы, России, Африки или Азии.Игра стартует, когда шкала DEFCON показывает уровень тревоги 5. Далее вы последовательно переходите на следующие уровни. Всё это время конфликт развивается, напряжённость нарастает. Когда уровень достигает 1, можно начинать ядерную атаку.

Основная цель – нанести урон противнику, избегая собственных потерь. Моральных ограничений нет, поэтому стоит следовать только своим соображениям, желаниям и эмоциям. В игре могут участвовать до 6 человек. В качестве боевых единиц задействованы ядерные ракеты разного типа, истребители, бомбардировщики, подводные лодки, авианосцы, крейсеры, аэродромы, радары.

DEFCON похожа на реальный командный пункт, где сидит президент страны и планирует боевые действия. Нет ничего лишнего – только карта, отметки своих и вражеских войск, самые важные цели и города. И вы можете сделать всё, что придёт в голову: войти в роль главного злодея, спасать народы и страны, уничтожать города и целые регионы одним кликом.

Единственный минус, перевешивающий все плюсы – у DEFCON нет графического движка. Несмотря на интересный геймплей, через некоторое время процесс обмена ядерными боеголовками надоедает – становится скучно передвигать боеголовки и боевые машины по карте, уничтожать второстепенные страны и так далее.

И всё потому, что нет спецэффектов и какого-либо сопровождения. Поэтому подойдёт вместо сапёра или любой другой игры с низкими требованиями – она занимает всего 60 Мб на жёстком диске и пойдёт на любом PC.

13. Dune

На тринадцатом месте серия игр Dune про мир Арракиса, ставшей одной из первых стратегий в реальном времени. Дюна вышла в 1992 году на приставке Sega, а через некоторое время стала доступна и на ПК. В то время это был прорыв, который смогли повторить только через три года.

Интересный факт: по поручению издательской компании Virgin Interactive над созданием игры работали одновременно два независимых разработчика. Французская компания Cryo Interactive выпустила игру первой. Американская Westwood Studios – чуть позже. Поэтому в названии игры от Westwood Studios присутствует цифра «2».

Сюжет основывается на научно-фантастическом романе Фрэнка Герберта «Дюна». В процессе прохождения вы встретитесь с основными действующими лицами, займёте роль лидера одного из великих домов и покорите планету Арракис.

Единственный минус – события книги и игры слабо связаны, геймплей основывается на миссиях по зачистке территории от неприятеля и добычи полезного ресурса.

В борьбе за доминирование на планете столкнулись три великих дома – Атрейдесы, Харконнены и Ордосы. У каждого дома свои плюсы и минусы, уникальные технологии и мощные лидеры.

Вы можете выбрать любой дом, но потом поменять его нельзя. После выбора вы попадёте на поле боя, будете командовать армией, строить базу, добывать ресурсы и уничтожать противника. Важно – чтобы победить, нужно уничтожить всех противников на карте.

Например, если вы разгромили базу противника, но один солдат спрятался в углу карты и постоянно перемещается – вы не победите до тех пор, пока не уничтожите его.

В Дюне впервые применили подход, ставший основой жанра RTS. Это глобальная карта, экономическая модель, панель команд и мини-карта в пользовательском интерфейсе, «туман войны» и разные возможности противоборствующих сторон.

В 1998 году вышел ремейк под названием Dune 2000, а в 2001 году разработчики продолжили серию, выпустив Emperor: Battle for Dune. К сожалению, после этого ни одной игры про Дюну больше не появилось. Прошло уже 15 лет, но серия остаётся только в памяти самых преданных поклонников – поэтому только предпоследнее место.

12. Age of Empires

Двенадцатое место мы отдаём Age of Empires, ставшей основой для многих RTS, вышедших после неё. Первая часть вышла в 1997 году, а с того времени Microsoft Game Studios выпустила 8 игр и 4 дополнения к ним. В серию также входит Age of Empires Online (MMORTS).

В Age of Empires вы окажитесь в роли лидера одной из 16 цивилизаций, отражающих определённый архитектурный стиль: египетский, вавилонский, греческий, азиатский и римский. Выполняя миссии и развиваясь, вы будете переходить из эпохи в эпоху – от каменного до железного века.

Цивилизация развивается путём строительства построек, исследования технологий и войны, куда же без неё. Кроме вас, на карте будет ещё несколько цивилизаций, конкурирующих за ресурсы. Поэтому вы постоянно будете воевать – обороняться за стенами или атаковать противника.

В игре присутствуют кампании, в том числе обучающие. Обучающий процесс построен на 12 сценариях, объясняющих игровой процесс. Это поможет вам быстро освоить азы управления, эффективно работать с юнитами и полноценно пользоваться камерой. Другие кампании состоят из разных миссий, в которых вы будете обороняться в укреплённом форте, атаковать стены замка и многое другое.

Мультиплеер доступен для максимум восьми человек. Для игры по сети вы можете выбрать с кем воевать – с ботами или другими людьми. Если выберите режим с другими пользователями, то получите возможность заключить союз, объявить войну выбранному противнику или занять нейтральную позицию.

Для Age of Empires не нужен мощный компьютер. Даже при самой скромной конфигурации игра выглядит реалистично, а изображение радует глаз при максимальном приближении.

Для многих людей Age of Empires стала проводником в мир стратегий. Но серия постепенно угасла и потеряла популярность – третья часть вышла в далёком 2005 году, а полноценной четвёртой части до сих пор нет, если не принимать во внимание AoE Online. Поэтому посоветуем игру тем, кто хочет увидеть начало эпохи RTS.

11. Star Wars: Empire at War

На одиннадцатом месте Star Wars: Empire at War – вышедшая в 2006 году игра по сеттингу всемирно известной саги Звёздные войны. Сюжет основан на 4, 5 и 6 эпизодах Звёздных войн, а именно на гражданской войне между повстанцами и имперцами.

Вы окажетесь в роли полководца одной из сторон, будете управлять флотом, командовать в сражениях с противников, уничтожать базы и многое другое. Сюжетная линия состоит из миссий, в которых вы встретите известных героев – Дарт Вейдера, Палпатина, Фирмуса Пиетта, Хана Соло, Бобу Фетта, Чубакку и других персонажей.

Каждый персонаж даёт определённые бонусы, а при необходимости можно нанять дополнительных героев второго плана – агентов, контрабандистов и других.

Star Wars: Empire at War состоит из двух частей:

  • Завоевание галактики – глобальная стратегия на карте галактики. В этом режиме вы будете управлять подконтрольными планетами, изучать (или похищать) технологии, захватывать стратегические ресурсы, наступать и обороняться.
  • Тактический режим – состоит из космических и наземных операций. Вы проведёте в этом режиме много времени, потому что от исхода боя будет зависеть очень многое. Именно здесь вы увидите основные боевые машины, пехоту и корабли двух сторон, сможете проявить командные навыки и победить.

Главное – выбрать правильную сторону. У имперцев больше возможностей для освоения новых технологий, улучшения оружия и кораблей. А повстанцы не могут заниматься наукой, зато умеют похищать технологические достижения Империи.

Станьте повелителем галактики вместе с Дартом Вейдером или освободите планеты от тирании Империи вместе с Люком и его друзьями. Выбирайте сторону и в бой. Вам точно понравится.

Звёздные войны – сверхпопулярный проект Джорджа Лукаса. Поэтому неудивительно, что по мотивам фильма вышло много интересных игр, вот только продолжения Empire at War мы до сих пор не увидели, а жаль. Только одиннадцатое место нашего рейтинга, двигаемся дальше.

10. World in Conflict: Soviet Assault

Десятку замыкает World in Conflict: Soviet Assault – стратегия в реальном времени, вышедшая в 2009 году и продолжившая события, случившиеся в World in Conflict. Другими словами, разработчики взяли World in Conflict и добавили 6 новых миссий – игра стала длиннее в полтора раза.

Мнение Gamebizclub: на наш взгляд, это лучшая стратегия про начало Третьей мировой войны. События начинаются с падения Берлинской стены, которую разрушают русские танки. Войска СССР начинают наступление по всему фронту и устраивают мясорубку силам НАТО.

Вы окажетесь в роли советского десантника и командира подразделения, вставшего на острие атаки, уничтожающего вражеских солдат и технику. Непередаваемые ощущения!

Боевые операции проходят то на территории Берлина, то в сельской местности, где воевать приходиться с войсками НАТО. Также вы сможете покомандовать артиллерийской батареей и обеспечить конвою сопровождение с воздуха.

В каждой миссии есть определённый сюжет, но главное – нет необходимости строить базу. Вы распоряжаетесь ограниченным набором войск, но можете запрашивать подкрепление.

Разработчики не смогли избежать стереотипов о русских – представления американцев, англичан, немцев и других народов очень заметны и часто режут глаз. Поэтому в диалогах иногда возникает ощущение нереальности происходящего до тех пор, пока не начнутся боевые действия.

Вы можете выбрать и сторону НАТО – в этом случае сюжет начнётся на территории США, где вы будете защищать города и побережье. Постепенно вы оттесните войска СССР и переместитесь в Европу. Добавим, что обе сюжетных линии неразрывно связаны, поэтому победит та сторона, которую вы выберите.

Игра привлекает острым сюжетом, масштабными битвами, которые проходят не только вблизи, но и на всей карте – создаётся ощущение, что вы участвуете в крупномасштабной военной операции. Всё это выглядит очень реалистично, как будто действительно оказались в центре сражения.

World in Conflict: Soviet Assault на десятом месте только потому, что мы не увидели продолжения этой серии. Игра должна быть на полке у каждого поклонника жанра – это 100%.

9. Stronghold

На девятом месте серия игр Stronghold – стратегия про средневековье, Крестовые походы, рыцарей и королей. Первая часть Stronghold вышла в 2001 году, а последняя Stronghold 3 в 2011. Добавим, что в 2010 году разработчики выпустили первую ММОRTS – Stronghold Kingdoms, где стала доступна игра по сети против других людей.

Действие разворачивается во времена раннего Средневековья, поэтому вы войдёте в роль барона или графа – будете строить замок, развивать производство, основывать поселения и сражаться с противником. В зависимости от выбранной части, вы попадёте на территорию Европы или Палестины.

В Strongold Crusader действия происходят на жарких землях Палестины. В роли крестоносца вы будете строить и оборонять замок, налаживать производство, атаковать неприступные укрепления воинов пустыни.

В Stronghold 3 действия происходят в Европе. Сюжет начинается спустя семь лет, после окончания событий первой части.

Серия стала успешной благодаря совмещению экономической стратегии и средневекового антуража. Вы сможете построить собственный замок, осадить замок соседа, поливать штурмующих кипящим маслом и смолой – вся средневековая романтика присутствует. Но до начала боевых действий придётся обеспечить тылы продовольствием и развить производство, чтобы всего хватило на время войны.

Компьютерными противниками управляет искусственный интеллект – как и вы, они добывают ресурсы, строят замки, формируют собственную армию и начинают войну. А в мультиплеере вам будут противостоять те люди, которых вы пригласите в игру – друзья, знакомые или члены семьи.

8. Heroes of Might and Magic III

На восьмом месте – одна из лучших пошаговых стратегий Heroes of Might and Magic III. Несмотря на то что игра вышла в далёком 1999 году, она до сих пор остаётся самой почитаемой в жанре пошаговых стратегий. И следующие части «Героев», вышедшие после неё, так и не смогли превзойти третью часть.

Действия игры происходят в фантастическом мире, где существуют драконы, эльфы, гоблины, гномы и много других мифических существ. Вы возглавите одну из фракций, покомандуете отрядом, будете захватывать и управлять городами, исследовать мир.

Карта приключений местами труднопроходима. Передвижения в игровом мире не всегда предсказуемы – есть территории, куда попасть очень сложно и приходится идти по неочевидному пути.

Одна из основных задач – развитие городов таким образом, чтобы они приносили доход, обеспечивали боевую мощь и придавали силу магическим заклинаниям. Если город хорошо развит, то он приносит достаточно золота, позволяет нанять сильную армию для захвата прилегающих территорий и уничтожения противника.

Как и должно быть в пошаговой стратегии, время в игре течёт дискретно. Главная единица времени – ход, который также называется днём. В течение хода можно выполнить определённое количество действий – сделать ход героями, запланировать строительство здания и так далее.

А в сражении действия происходят поочерёдно и напоминают шахматную партию. Каждый юнит имеет определённое количество очков действия, тип атаки и количество здоровья. Чем сильнее юнит, тем сильнее он бьёт и тем сложнее его убить. Войска возглавляет герой, который при победе получает опыт и артефакты поверженных врагов.

Heroes of Might and Magic 3 доступна в одиночной и многопользовательской игре. Хотя многопользовательская – громко сказано. Первый режим называется «Hot Seat» и переводится как горячее место – два человека за одним компьютером по очереди делают ходы и выясняют кто сильнее.

Второй режим – сетевой. Нужно создавать отдельную «комнату» и давать адрес этой комнаты друзьям и знакомым. Вот тогда можно не сидеть на одном стуле, а действительно рубиться по сети.

В 2015 году вышла версия Heroes of Might and Magic III HD – ремейк популярной игры, сделанный для ПК со средними характеристиками. Советуем каждому – HoMM должна быть на полке каждого поклонника пошаговых стратегий. А мы идём дальше.

7. Command & Conquer

На седьмом месте знаменитая Command & Conquer – стратегия в реальном времени о противостоянии братства NoD и Инициативы Всемирной Защиты (если переводить в современные реалии – Террористы и Служба безопасности).

Первая часть вышла в далёком 1995 году, а последняя на данный момент вышла в 2013. Отметим, что первая часть, наравне с Дюной стала основой для жанра RTS. Но если сравнивать с миром Арракиса, то сага «Командуй и Завоёвывай» продлилась гораздо дольше. У двух игр один разработчик – Westwood Studios, поэтому вполне возможно, что Дюной решили пожертвовать в пользу более раскрученного C&C.

Во вселенную Command & Conquer входит 3 сюжетных подсерии: Tiberium, Red Alert и Generals. В общей сложности это 15 игр.

Сюжет C&C построен на конфликте вокруг тиберия – инопланетного вещества, посланного пришельцами на Землю в метеоритном потоке. Это вещество извлекает полезные ископаемые, его можно использовать в качестве источника энергии, и вообще тиберий – это ценный элемент.

Мировые правительства консолидируются и начинают добывать тиберий. В то же время террористы тоже начинают его добывать, в результате быстро набирают силу и получают финансовые вливания от стран, где тиберия нет.

Через некоторое время ИВЗ решает покончить с NoD, но не тут-то было – Братство наносит ответный удар и начинается долгое и выматывающее противостояние.

Вы можете стать членом террористического братства НоД, которое стремится захватить мир. Но если ближе высокие идеалы, стоит выбрать ИВЗ. Хотя главный акцент делается не на сторону конфликта, а на то, как будете командовать в бою.

В каждой игре есть миссии, которые нужно выполнить и достичь поставленных задач. В принципе всё просто – строите базу, добываете тиберий, рекрутируете войска и строите боевую технику. А потом отправляете войско в атаку и командуете как, где и кого уничтожать. Easy?

Но враг не дремлет, поэтому ни разу не easy. Вас будут постоянно атаковать и пытаться разнести базу, нападать с неожиданных направлений и лишать возможности заработка. Поэтому нужно постоянно быть готовым к внезапным атакам противника, который вдруг возникает в самых уязвимых местах. Главный фактор победы – не превосходство в боевой мощи, а отсутствие промахов.

Неизвестно, что будет с серией C&C дальше. Прошло уже четыре года, но внятных новостей и комментариев до сих пор нет. Хотя остаётся ещё немало поклонников игры, продолжающих оттачивать мастерство в сетевых сражениях. Поэтому пока только седьмое место.

6. Civilization

Шестое место мы решили отдать Цивилизации – пошаговой стратегии про развитие человечества на Земле. Игра, созданная Сидом Мейером в далёком 1991 году, и её последующие ремейки были и остаются флагманом жанра пошаговых стратегий.

Сейчас выпущено уже 6 частей с модификациями и дополнениями. Цивилизация получила ряд наград и внесена в Зал славы видеоигр. В разных странах продано более 9 миллионов копий – большой успех, подтверждённый многочисленными критиками со всего мира.

Основная задача – развивать выбранную цивилизацию, начиная от первобытного общества и до современности. Станьте Сталиным и управляйте Россией, или займите место Наполеона, Рамзеса, Джорджа Вашингтона и возглавьте свой народ на пути к процветанию.

Чтобы достичь могущества и процветания, нужно строить города, заниматься экономикой и наукой, создавать технологии и чудеса света, наращивать военную мощь, налаживать дипломатические отношения с другими цивилизациями и воевать с конкурентами.

В общем, всё как в реальной жизни – поставь себя на место президента или диктатора. События происходят на заданной карте мира, подобранной случайно или в точности повторяющей Землю.

В развитии цивилизации участвуют поселенцы, военные, дипломаты и другие персонажи (юниты). Можно менять политический режим, выбирая деспотию, монархию, демократию, коммунизм, республику. Чем выше выбранный уровень сложности, тем лучше надо планировать действия.

Проще всего быть вождём – противники почти не мешают. А сложнее всего быть божеством, в этом случае весь мир ополчится на вас и будет постоянно ставить палки в колёса – объявлять войну, внезапно нападать, разорять и уничтожать города и так далее.

По итогу игры определяется счёт. При подсчёте очков учитывается количество населения, число созданных чудес света и другие критерии.

Мнение редакции: в ранних версиях Civilization возникали курьёзные моменты. Если один народ значительно обгонял другие в развитии и начинал воевать, то его танки и пехота сталкивались с рыцарями, мечниками, арбалетчиками и другими юнитами средневековья, а иногда и античности. И часто танки проигрывали при одновременной атаке нескольких юнитов более ранних эпох. В Civilization VI разработчики улучшили баланс, но моменты до сих пор возникают – при скоординированной атаке арбалетчики и катапульты могут уничтожить танк.

Главная фишка игры – возможность увидеть развитие цивилизации, поучаствовать в этом процессе и переписать историю. Представьте, ацтеки запускают первый спутник в космос, египтяне строят пентагон в Каире, римляне запускают бомбардировщик «Стелс».

В рамках игровой механики возможно всё. Последняя на данный момент часть игры вышла в 2016 году, а продолжения стоит ждать в 2019—2020 годах.

5. Total War

Пятое место мы решили отдать Total War – серии исторических игр, где органично соединились тактика и стратегия. В самой серии – 10 частей и 7 дополнений. Первая часть создана в 2000 году, а последняя на текущий момент вышла в 2016 под названием Total War: WARHAMMER.

Главная фишка Total War – перенос во времени в конкретную эпоху развития человечества. В сюжете вы попадёте в Японию эпохи Воюющих провинций, в Европу времён Наполеона, в средневековье и более ранние времена. В роли Аттилы вы покорите Европейский континент, в роли Карла Великого создадите непобедимую империю, в роли Петра Первого выведите Россию на уровень ведущих мировых держав.

Если описывать Total War в двух словах, то наиболее подходящие – большие сражения. Помимо захвата городов, налаживания экономических связей и производственных циклов, вы будете воевать. Война состоит из множества сражений разных масштабов, и вы будете командовать войском в каждом из них. Осады замков, оборона городов, засады и схватки «стенка на стенку» – есть всё, что нужно поклонникам жанра.

В стратегическом режиме сражения ведутся на глобальной пошаговой карте, где обозначены города, армии, границы территорий, ценные ресурсы и дороги. А в тактическом режиме вы переноситесь на поле боя, на реальную местность с холмами, деревьями, постройками и другими деталями пейзажа.

Если устанете от постоянных сражений – жмите «автоматический расчёт итогов». При большом превосходстве вашей армии противник будет разбит без вашего участия.

А вот если силы равны или противник превосходит числом, то без вашего участия не обойтись. В «автоматическом расчёте итогов» вы скорее всего проиграете, а вот в ручном режиме есть шансы выиграть. Причём часто случается так, что меньшая по размеру армия сначала обороняется, а потом успешно наступает и вырезает убегающие войска неприятеля – но только если вы будете командовать войском.

Поражения тоже случаются, куда же без них. Но после каждого поражения вы будете учиться думать и принимать нестандартные решения, управлять войсками эффективнее и умело использовать особенности ландшафта.

Приведём пример – если обороняете город, то надо сидеть за стенами и не делать вылазки. Но если противник слишком быстро подвёл войско, а осадная техника только на подходе и медленно двигается вдоль стен – смело выводите командующего и кавалерийские отряды в атаку, старайтесь уничтожить осадные башни и таран в первую очередь. Без них противник много не навоюет.

В крупных сражениях сталкиваются армии по несколько тысяч человек. Учитывая, что большинство армий имеет максимальное количество подразделений (15-20 в зависимости от версии игры), в самых больших битвах принимает участие несколько подразделений максимального размера – этого хватает, чтобы усыпать телами павших воинов половину карты.

Можно было бы много писать про Total War, но мы скажем так – хотите стать царём Леонидом и возглавить спартанцев? Так сделайте это. В бой вы сможете взять больше человек, чем 300 элитных бойцов. И в конце концов надрать одно место Ксерксу, полностью изменив ход истории. Поэтому Total War – в пятёрке.

4. Halo Wars 2

Четвёртое место достаётся Halo Wars 2 – продолжению саги о войне людей с инопланетными захватчиками. Серия, разработанная Microsoft, в тренде уже больше 15 лет. По сюжету игры уже выпустили несколько десятков книг и один фильм, и это ещё не конец. Серия развивается, и через некоторое время мы увидим продолжение в виде шутера, а может быть и ещё один фильм.

А теперь предыстория: в далёком будущем люди заселили немало планет и контролировали большой участок космоса до тех пор, пока не столкнулись с империей ковенантов. Столкновение произошло на окраине «космоса людей» и закончилось уничтожением нескольких сторожевых корветов и планеты с населением десять миллионов человек.

С того момента события развилась плохо для людей – десятки потерянных систем, сотни миллионов загубленных жизней и потеря половины флота. В такой ситуации К.К.О.Н решает отправить колониальный корабль «Дух Огня» в неисследованный сектор космоса для колонизации.

Halo Wars 2 начинается с того, что люди просыпаются после криосна у «Арки» (The Ark) – космического сооружения, созданного загадочной древней расой. При высадке на космический объект, солдаты сталкиваются с армией ковенантов – война настигает колонистов.

Сражения вспыхивают на всей территории «Арки», обе стороны теряют бойцов и технику. Конфликт развивается стремительно, и только вы сможете победить противника.

Геймплей в Halo Wars 2 несильно отличается от других стратегий – постройка базы, сбор энергии и припасов (их могут собирать простые солдаты), формирование армии и боевые действия. При всём этом, Halo Wars 2 – это игра про сюжет, в котором вы участвуете.

В миссиях много дополнительных заданий, которые нужно выполнять. Например, в одном задании вы будете уничтожать врага одним спартанцем с пулемётом, продавливать силовые щиты и освобождать пленных – каждая миссия в таком духе.

Microsoft сделала не просто RTS, а стратегию с высоким бюджетом. Графика и качество изображения выглядит удивительно – солдаты, техника, постройки и другие детали выполнены на очень высоком уровне. А местные красоты вам надолго запомнятся. Это фирменная фишка Halo, которую Microsoft активно развивает.

Halo Wars 2 – потрясающе красивая стратегия, в которую вы сможете играть часами не отрываясь. Она пойдёт на Xbox One и ПК. При этом есть один небольшой недостаток. Владельцам ПК может показаться, что задания слишком быстро заканчиваются. Хотелось бы поставить её в тройку, но по «легендарности» она проигрывает более успешным стратегиям. Переходим к ним.

3. Warhammer 40,000: Dawn of War III

Бронзу мы решили отдать Warhammer 40,000: Dawn of War III – эпической стратегии о войне империи людей с другими расами в космосе. С момента выхода в 2004 году, появилось уже 3 части игры, а последняя вышла в 27 апреля 2017.

Мир «Молота Войны» очень велик. В нём всё завязано на жёсткое противостояние нескольких рас – людей, орков, эльфов, хаоситов, некромантов и других фракций. При этом у каждой фракции – своя политика, войска, путь развития и другие особенности, делающие её отличной от остальных.

События сюжета разворачиваются на поверхности планет, где в кровопролитном сражении сталкиваются представители разных рас. В результате остаётся только один победитель, а остальные безжалостно уничтожаются.

Warhammer 40,000: Dawn of War 3 вошла в тройку, и это оправданно – игра новая, сделана на очень высоком уровне, а сюжет продолжает устоявшиеся традиции серии Warhammer. Графика и дизайн локаций и природы, боевых машин и пехоты, зданий и героев радует глаз – если у вас широкоформатный монитор, вы как будто перенесётесь в далёкое будущее. А вот в геймплее мало что поменялось – это по-прежнему стратегия, выполненная в классическом стиле.

На поле боя вы будете строить базу, рекрутировать пехоту и строить боевые машины, формировать подразделения и бросать их в бой с противником. Старайтесь учитывать уязвимости каждого бойца или боевой машины: лёгкие БМ проигрывают тяжёлым, противотанковые отряды быстро помножат на ноль самый крутой танк, но уязвимы для пехоты, а пехота боится снайперов и лёгкую технику. Знакомая схема, правда?

Есть и интересная фишка – впервые появились уникальные сверхтяжёлые воины, которые переворачивают сражение с ног на голову. Призрачный рыцарь у эльдаров, имперский рыцарь у людей и орочья стомпа у орков. Но они появляются ближе к финалу сюжета, поэтому долго порулить ими не получится.

Мультиплеер – в классическом формате 1 на 1, 2 на 2 и так далее. Всё просто – выбираете расу, строите базу и стараетесь быстро вынести оппонентов. Ну или выносят вас, тут всё зависит от скилла.

В целом, Warhammer 40,000: Dawn of War III – это чистый драйв. Сюжет и сражения захватывают и буквально не дают оторваться от экрана монитора. В пылу битвы даже не успеваешь обращать внимание на ляпы в озвучке и фразы героев. Например, представьте орков, разговаривающих на нормальном русском языке – фантастическое зрелище. Бронза – заслуженная, идём дальше.

2. StarCraft II

Второе место достаётся StarCraft II – народной стратегии в реальном времени, разработанной Blizzard Entertainment. Первая часть игры, под названием Wings of Liberty вышла в 2010 году, а в 2013 и 2015 годах – второе и третье дополнения Heart of the Swarm и Legacy of the Void.

StarCraft 2 – главный представитель стратегий в киберспорте. Чемпионаты по Старкрафту проводятся регулярно, победители получают ценные призы. Отметим, что по популярности игра уступает другим представителям киберспорта – CS: GO, Dota 2, League of Legends.

Но всё-таки у неё миллионы поклонников из разных стран, а первый день после выхода Legacy of the Void продажи составили более 1 миллиона. Проще говоря, StarCraft II остаётся очень популярным.

Время и место действия – отдалённая часть Млечного Пути, XXVI век. Сюжет построен на войне трёх рас – протоссов, зергов, терранов. Терраны – потомки сосланных преступников, разорвавшие все связи с родной планетой. Зерги – управляемые Сверхразумом и Королевой Клинков мутировавшие существа с различных планет. Протоссы – представители высокотехнологичной цивилизации, обладающие псионическими способностями.

StarCraft 2 – классическая стратегия. Выбрав одну из рас, вы будете строить базу и боевые единицы, добывать ресурсы, разрабатывать технологии, формировать армии и участвовать в сражениях. Чтобы победить, вы должны разрушить постройки, главную базу и уничтожить всех врагов.

Например, если уцелеет хотя бы один строитель, то через пять или десять минут игры вы рискуете нарваться на вторую базу врага, который успеет подготовиться к обороне.

В однопользовательском режиме вы будете следовать линии сюжета, пройдёте 26 миссий, встретитесь с главными героями и привыкните к геймплею. Кроме сюжета, вы можете пройти испытания, требующие особой смекалки. Если успешно пройдёте – получите медаль. После того как всё прошли, можно переходить к мультиплееру.

В сетевой игре могут принимать участие игроки из СНГ, США, Азии и Европы. Здесь вы сможете завести друзей, организовать клан (онлайн-сообщество), поучаствовать в турнирах и пробиться на большой чемпионат. Чем лучше ваш скилл, тем больше шансов что-то выиграть. Если хотите добиться хороших результатов тренируйтесь на разных картах, общайтесь с людьми и смотрите что делают профессиональные игроки.

Starcraft II должна быть в списке игр каждого поклонника жанра. Она останется в тренде ещё несколько лет, а потом Blizzard превзойдут самих себя и выпустят третью часть. Близы так уже делали – пример Diablo перед глазами. А теперь переходим к победителю нашего рейтинга.

1. Warcraft III

Золото достаётся легендарной игре Warcraft III – стратегии в реальном времени и RPG, сделанной в жанре фэнтези. Студия Blizzard Entertainment разработала и выпустила игру в 2002 году, в первый месяц количество продаж превысило 2 миллиона копий. Мы поставили Warcraft III на первое месте всего по одной причине, название которой – лучшая игра во всех смыслах.

Поясним: Варкрафт надолго установил те принципы RTS и RPG, которые остаются актуальными спустя 15 лет. Все современные RPG и MMORPG с открытым миром так или иначе используют систему развития, заложенную Warcraft 3.

Фэнтезийные расы, интересный сюжет, механика боя и магии – всё это органично сочетается и заставляет возвращаться в игру снова и снова. И неслучайно World of Warcraft и Dota 2 остаются в топе – они продолжают жанр, заложенный в третьем Варкрафте.

Добавим, что по сюжету игры сняли , вышедший в 2016 году. Кассовые сборы за несколько месяцев проката во всём мире собрали больше 300 миллионов долларов – это большой успех, который мало кто может повторить.

С популярностью разобрались, теперь расскажем о геймплее и принципиальных отличиях от других стратегий.

Warcraft III – классическая стратегия с элементами RPG. От стратегии здесь всё: начиная с постройки базы и набора армии, до тактики сражений на карте. В вашем распоряжении небольшая армия, ограниченная количеством ферм, производящих для неё еду.

Рабочие добывают золото на рудниках, рубят лес и строят сооружения – казармы, фермы, мастерские и другие постройки. А RPG составляющая заключается в прокачке героев.

По сюжету, в каждом задании вы управляете героем, который повышает уровень за счёт уничтожения врага, использует артефакты, применяет мощные способности и заклинания. Чем выше уровень героя, тем он сильнее и тем мощнее урон от его способностей.

Сюжет основан на кровопролитном противостоянии двух рас – людей и орков. Присутствуют ещё ночные эльфы, гномы, нежить и другие расы, оказывающие влияние на расстановку сил в бою. Кто-то будет вашим союзником, кто-то окажет ожесточённое сопротивление и будет уничтожен – всё зависит от выбранной стороны.

Боевые действия происходят на картах – в локациях с лесами, реками, озёрами, рудниками и нейтральными персонажами. Качество изображения может показаться немного устаревшим, но это уровень 2002 года, когда требования к ПК были совсем другими. Зато W3 пойдёт на любом компьютере, плюс можно порубиться по сети с другими людьми из разных стран. Поклонников игры хватает до сих пор.

Warcraft 3 должен быть в избранном у каждого поклонника стратегий. Best of the Best – именно так и никак иначе. И ждём новостей о Warcraft 4, слухи ходят уже два года, а Близы отмалчиваются.

Подводим итоги

Несмотря на то что жанр стратегий постепенно теряет позиции, всё равно появляются достойные стратегии наподобие Halo Wars 2 или Warhammer 40,000: Dawn of War 3. И мы видим новую тенденцию – разработчики стараются делать игры интересными. В новых играх виден захватывающий сюжет, проработанные модели юнитов и красивый дизайн локаций.

Посмотрим, что будет через два-три года – возможно, увидим действительно интересную и увлекательную стратегию и обязательно о ней напишем. Всем успехов, пока-пока.