8 положение по бухгалтерскому учету. Положение по ведению бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — это не только документальная запись хозяйственных и финансовых действий экономического субъекта, но и целая система организации отношений между партнерами, внутренними подразделениями фирмы, с внешними субъектами - органами власти, судебными инстанциями, потенциальными клиентами и инвесторами.

Компетентный специалист, просмотрев данные бухгалтерии фирмы, может выразить мнение не только о фактическом положении бизнеса, но и об уровне квалификации бухгалтеров этого предприятия.

Бухгалтерские документы - это своеобразное «лицо» фирмы при удаленном контакте.

Поэтому важно правильное ведение структурированного учета - соблюдение законодательства, использование допустимых эффективных мер оптимизации, четко систематизированный документооборот.

Помимо Федерального Закона «О бухгалтерском учете» №402 и нормативно-правовых актов органов исполнительной власти, к основам бухгалтерии относятся национальные стандарты по бухгалтерскому учету - Положения.

В настоящее время общее число ПБУ составляет 24, каждый из которых раскрывает особенности той или иной сферы бухгалтерии :

  • движение денежных средств;
  • отчетность;
  • сведения о МПЗ;
  • сведения об основных средствах;
  • доходы;
  • расходы;
  • сведения о нематериальных активах;
  • и др.

Доступ к положениям свободный.

Виды

Учетная политика - это руководство для бухгалтерии предприятия о выбранных методах учета и расчета и обоснование перед фискальными органами тех или иных сведений подаваемых отчетов.

В силу многосторонних функций документа в него включаются нормы ведения не только бухгалтерского учета, но и налогового.

Смысловая разница между этими формами учета состоит в предназначении данных по их результатам . Бухгалтерские сведения служат для стандартного отражения деятельности предприятия, а налоговые - исключительно для исчисления налогов.

В практике встречается совмещение в одном документе разделов - по каждому виду учета. А также распространено принятие отдельных Приказов - об учетной политике в целях бухгалтерского учета и об учетной политике в целях налогообложения.

Несмотря на перечисленные реформы последнее Положение сохранило ряд первоначальных норм, которые законодатель посчитал неоспоримыми.

Так, не подверглись правкам следующие пункты :

  • деятельность предприятия считается непрерывной, т.е. считается, что предприятие не намеревается прекращать работу и будет продолжать хозяйственную деятельность в дальнейшем и, как следствие, исполнять долговые обязательства;
  • разделение активов и пассивов предприятия и активов и пассивов владельца этого предприятия, а также активов и пассивов других предприятий;
  • использование принятой и утвержденной учетной политики последовательно, период за периодом;
  • все хозяйственные операции привязываются ко времени осуществления и не зависят от их документального или денежного сопровождения.

Последнее ПБУ не изменило критериев качества сведений , добавив к ним лишь параметр своевременности.

Нововведения

Что касается ПБУ 1/2008, то последняя редакция стандарта датируется 2015 годом, а за последние полтора года новшества в документ не вносились. Однако, все изменения в бухгалтерском учете находят отражение в учетной политике хозяйствующих субъектов.

В самом ПБУ указано, что в учетную политику вносятся поправки в трех случаях :

  • новое законодательство;
  • перемены в хозяйственной деятельность предприятия - изменение вида деятельности, расширение масштабов производства, реорганизация и пр.;
  • выбор новых, более достоверно отражающих сведения, способов учета.

Изменения действуют с нового отчетного периода, если причины поправок не требуют более раннего введения в силу.

Стандартный документ об УП, как говорилось, состоит из двух частей - политика в целях бухгалтерского учета и политика в целях налогового учета.

Причина такого совмещения в требованиях Налогового кодекса России и существенных отличиях между двумя формами учета, которые давно планируется устранить, но пока в этом направлении прогресс невелик.

Допустимо формирование и отдельных документов УП по каждому учету.

Какие пункты содержит УП для бухгалтерии:

  • формы отчетности, учетных регистров и первичных документов, бланки отчетов для личного пользования внутри предприятия;
  • план счетов, необходимых для ведения бухгалтерии, включая счета аналитические, синтетические и субсчета;
  • методы оценки;
  • положение об инвентаризации материальных и нематериальных объектов, ее правила и порядок;
  • порядок и методы проверки за осуществляемые финансово-хозяйственными операциями;
  • методология работы с учетными сведениями и требования к документообороту;
  • прочие положения.

В части налогового учета сложнее сформулировать политику, поскольку в налоговом законодательстве нет четких указаний и рекомендаций по этому вопросу. Как правило, при составлении этого раздела бухгалтеры берут в качестве основы уже разработанную политику по бухучету с соблюдением требований законодательства о налогах и сборах.

Налоговый учет - это комплекс правомерных методов расчета доходов и расходов и связанных с ними других параметров, необходимых для налогообложения.

Какие разделы включаются в УП для налогового учета:

  • уплачиваемые налоги;
  • методы определения расходов и доходов, момент определения операций и другие особенности по каждому отдельному налогу;
  • наличие или отсутствие раздельного учета - перечень общехозяйственных расходов и методы их распределения между налоговыми режимами;
  • формы отчетности.

Законодатель не предъявляет требований к виду документа об учетной политике. Его форму выбирает или разрабатывает сам руководитель предприятия либо бухгалтерия, но документ должен быть оформлен как Распоряжение или Приказ.

Полный перечень положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) на 2014 год

  • ПБУ 1/2008 Учетная политика организации
    Документ устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Описывает требования к отражению в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности. Порядок изменения учетной политики организации.
  • ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда
    Устанавливает особенности порядка формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организациями, выступающими в качестве подрядчиков либо субподрядчиков в договорах строительного подряда. Определяет порядок учета доходов, расходов и финансовых результатов по договорам данного вида, раскрывает порядок признания доходов и расходов.
  • ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте
    Положение устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
  • ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации
    Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
  • ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов, регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии.
  • ПБУ 6/01 Учет основных средств
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и формирования первоначальной стоимости объекта.
  • ПБУ 7/98 События после отчетной даты
    ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.
  • ПБУ 8/2010 Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы
    Устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении.
  • ПБУ 9/99 Доходы организации
    Это положение по бухгалтерскому учету устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций). Документ раскрывает перечень и состав доходов организации, утверждает их классификацию.
  • ПБУ 10/99 Расходы организации
    Определяет правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия коммерческих и управленческих расходов в отчетности.
  • ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах
    Это Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав информации подлежащий раскрытию.
  • ПБУ 12/2010 Информация по сегментам
    Положение применяется организациями (кроме кредитных) при формировании и представлении информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Раскрытие информации по сегментам должно обеспечивать заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности организации информацией, позволяющей оценить отраслевую специфику деятельности организации, ее хозяйственную структуру, распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности.
  • ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи
    Документ устанавливает правила формирования в учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества)
  • ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов
    Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Определяет условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, и регламенирует прорядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА.
  • ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам
    ПБУ раскрывает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим).
  • ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности
    Устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности.
  • ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы
    Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
  • ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций
    Это ПБУ определяет правила формирования в учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
  • ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений
    Определяет правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о финансовых вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по финансовым вложениям.
  • ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности
    Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.
  • ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений
    Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности), информации об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
  • ПБУ 22/2010 Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности
    Положение устанавливает правила исправления ошибок и порядок раскрытия информации об ошибках в бухгалтерском учете и отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений).
  • ПБУ 23/2011 Отчет о движении денежных средств
    Настоящий документ устанавливает правила правила составления отчета о движении денежных средств коммерческими организациями (за исключением кредитных организаций).
  • ПБУ 24/2011 Учет затрат на освоение природных ресурсов
    Определяет порядок формирования в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений), пользователей недр информации о затратах на освоение природных ресурсов.
При восстановлении бухгалтерского учета организаций мы столкнулись с непониманием некоторых бухгалтеров положения по бухгалтерскому учету 18\02. в связи с чем решили написать цикл статей, разъясняющий

Практический пример расчета для определения текущего налога на прибыль есть в

Кто применяет ПБУ 18/02?

Читая раздел «Общие положения», мы, безусловно, отвечаем на этот вопрос. Применяют данное ПБУ организации, которые исчисляют и уплачивают налог на прибыль. Другими словами, если вы в соответствии с законодательством не исчисляете и не уплачиваете налог на прибыль, то применять ПБУ 18/02 не нужно. Не применяют ПБУ 18/02:
  • кредитные учреждения;
  • государственные (муниципальные) учреждения;
  • применяющие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Зачем ПБУ 18/02 вообще нужно применять?

Ответ содержится в этом же разделе. Применение ПБУ 18/02 позволяет отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), от налога на прибыль, сформированного и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль. Другими словами, данное ПБУ отражает в бухгалтерском учете некую величину, которая в будущем будет влиять на налог на прибыль. В результате разных правил учета доходов и расходов, изложенных в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету и в законодательстве о налогах и сборах в РФ, возникает разница между бухгалтерской прибылью (убытком) и прибылью (убытком), отраженной в налоговой декларации по налогу на прибыль и формируется из временных и постоянных разниц п.3 ПБУ 18/02.

ОНА (отложенный налоговый актив)-

сначала признаем расходы в бухгалтерском учете, а в последующие периоды в налоговом. Доходы в налоговом, а позднее в бухгалтерском.Сложилась практика использования аббревиатуры ТНП (текущий налог на прибыль) и УРНП (условный расход по налогу на прибыль).
Отражаются в отчетности:
Бухгалтерский баланс: Актив:

ОНО (отложенное налоговое обязательство)-

противоположность ОНА. Сначала признаем расходы в налоговом учете, а в последующие периоды в бухгалтерском. Доходы в бухгалтерском, а позднее в налоговом. Отражаются в отчетности: Бухгалтерский баланс: Пассив:

Постоянные разницы

доходы и расходы, признаваемые только в бухгалтерском или только в налоговом учете. Они бывают: ПНА-постоянные налоговые активы; ПНО-постоянные налоговые обязательства; Отражаются в отчетности:

Временные разницы.

Итак, мы подходим к самому «серьезному» моменту, который вызывает всегда массу вопросов со стороны бухгалтеров. Это - временные разницы. Что это такое, и как с этим «бороться», мы рассмотрим в этой статье. Временные разницы – это такие разницы, которые будут влиять на налог, в будущем увеличивая его или уменьшая. Соответственно, те разницы, которые увеличат налог на прибыль, будут называться налогооблагаемые временные разницы, а те, которые будут уменьшать налог на прибыль – вычитаемые временные разницы. Отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства. Отложенные налоговые активы (ОНА) - это вычитаемые временные разницы, умноженные на ставку налога на прибыль в момент признания ОНА. При уменьшении или погашении вычитаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться ОНА. Бухгалтерские проводки: Начисление ОНА Дт09 Кт68; Погашение ОНА Дт68 Кт09. Отложенные налоговые обязательства (ОНО) - это налогооблагаемые временные разницы, умноженные на ставку налога на прибыль в момент признания ОНО По мере уменьшения или полного погашения налогооблагаемых временных разниц будут уменьшаться или полностью погашаться отложенные налоговые обязательства. Бухгалтерские проводки: Начисление ОНО Дт68 Кт77; Погашение ОНО Дт77 Кт68. В бухгалтерской отчетности позволяется отражать ОНА и ОНО сальдировано (свернуто). Сумма налога на прибыль (НП) называется условным доходом (расходом) (УД(Р)), если НП определять из бухгалтерской прибыли (убытка). НП сформированный из налоговой прибыли равен УД(Р)-ПНО+(-) ОНА+(-)ОНО ОНА и ОНО отражаются в бухгалтерском балансе соответственно в качестве внеоборотных активов и долгосрочных обязательств. Переплата по налогу на прибыль учитывается в качестве актива, задолженность – в качестве пассива. В отчете о финансовых результатах отражаются ПНО, ОНА, ОНО и текущий налог на прибыль.

Отчет о финансовых результатах:


Кроме того, отдельно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах раскрываются:
  • условный расход (условный доход) по налогу на прибыль;
  • постоянные и временные разницы, возникшие в отчетном периоде и повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль в целях определения текущего налога на прибыль;
  • постоянные и временные разницы, возникшие в прошлых отчетных периодах, но повлекшие корректирование условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль отчетного периода;
  • суммы постоянного налогового обязательства (актива), отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства;
  • причины изменений применяемых налоговых ставок по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
  • суммы отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства, списанные в связи с выбытием актива (продажей, передачей на безвозмездной основе или ликвидацией) или вида обязательства.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

1. Утвердить:

а) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98" (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; "Российская газета", N 10, 20 января 1999 г.).

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.Кудрин

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации

(в ред.-28.04.2017 № 69н)

Положение
по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"
(ПБУ 1/2008)

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и организаций государственного сектора) (далее - организации).

(в ред. Приказов Минфина России от 25.10.2010 N 132н, от 28.04.2017 N 69н)

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику в соответствии с настоящим Положением либо исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

2. Для целей настоящего Положения под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

3. Настоящее Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики - на все организации;
  • в части раскрытия учетной политики - на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

II. Формирование учетной политики

4. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

5. При формировании учетной политики предполагается, что:

  • активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);
  • организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);
  • принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);
  • факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

5.1. Организация выбирает способы ведения бухгалтерского учета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. В случае если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов.

(п. 5.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

6. Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
  • своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
  • большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
  • отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
  • рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации (требование рациональности).

6.1. При формировании учетной политики микропредприятия и некоммерческие организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут предусмотреть в ней ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

(п. 6.1 введен Приказом Минфина России от 18.12.2012 N 164н; в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

7. Учет конкретного объекта бухгалтерского учета ведется способом, установленным федеральным стандартом бухгалтерского учета. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета федеральный стандарт бухгалтерского учета допускает несколько способов ведения бухгалтерского учета, организация осуществляет выбор одного из этих способов, руководствуясь пунктами 5, 5.1 и 6 настоящего Положения.

Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности. В частности, такая организация вправе не применять способ ведения бухгалтерского учета, установленный федеральным стандартом бухгалтерского учета, когда такой способ приводит к несоответствию учетной политики организации требованиям Международных стандартов финансовой отчетности.

(п. 7 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.1. В случае если по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. При этом организация, основываясь на допущениях и требованиях, приведенных в пунктах 5 и 6 настоящего Положения, использует последовательно следующие документы:

а) международные стандарты финансовой отчетности;

б) положения федеральных и (или) отраслевых стандартов бухгалтерского учета по аналогичным и (или) связанным вопросам;

(п. 7.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.2. Организация, которая вправе применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в случае отсутствия в федеральных стандартах бухгалтерского учета соответствующих способов ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.

(п. 7.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.3. В исключительных случаях, когда формирование учетной политики в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения приводит к недостоверному представлению финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения ее денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация вправе отступить от правил, установленных данными пунктами, при соблюдении всех следующих условий:

а) определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

б) возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;

в) альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств;

г) информация об отступлении от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, и применении альтернативного способа ведения бухгалтерского учета раскрывается организацией в соответствии с настоящим Положением.

(п. 7.3 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

7.4. В той степени, в которой применение учетной политики, сформированной в соответствии с пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности (далее - несущественная информация), организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности (без применения пунктов 7, 7.1 настоящего Положения). Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.

(п. 7.4 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

8. Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями, стандартами и т.п.) организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

9. Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

III. Изменение учетной политики

10. Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

  • изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
  • разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает повышение качества информации об объекте бухгалтерского учета;
    (в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)
  • существенного изменения условий хозяйствования. Существенное изменение условий хозяйствования организации может быть связано с реорганизацией, изменением видов деятельности и т.п.

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

11. Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Положения.

12. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

13. Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

14. Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 настоящего Положения.

15. Последствия изменения учетной политики, вызванного причинами, отличными от указанных в пункте 14 настоящего Положения, и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и (или) других статей бухгалтерского баланса на самую раннюю представленную в бухгалтерской (финансовой) отчетности дату, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно).

15.1. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

(п. 15.1 введен Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 144н; в ред. Приказов Минфина России от 27.04.2012 N 55н, от 06.04.2015 N 57н)

16. Изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.

IV. Раскрытие учетной политики

17. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

(п. 17 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

18. Абзац исключен. - Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике подлежит раскрытию, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

19. Если учетная политика организации сформирована исходя из допущений, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, то эти допущения могут не раскрываться в бухгалтерской отчетности.

При формировании учетной политики организации, исходя из допущений, отличных от предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, такие допущения вместе с причинами их применения должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности.

20. Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеется значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно описать, с чем она связана.

20.1. Организация, формирующая учетную политику в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящего Положения, должна в отношении каждого не примененного ею способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, описать такой способ, а также раскрыть соответствующее требование Международного стандарта финансовой отчетности и описать, каким образом это требование будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета.

(п. 20.1 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

20.2. Организация, применившая при формировании учетной политики пункт 7.3 настоящего Положения, должна раскрыть:

  • наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
  • обстоятельства, в результате которых применение правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств и причины наступления этих обстоятельств;
  • содержание альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, примененного организацией, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
  • значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, которые были изменены в результате отступления от правил, установленных пунктами 7 и 7.1 настоящего Положения, как если бы отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя.

(п. 20.2 введен Приказом Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

21. В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

  • причину изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

22. В случае, если раскрытие информации, предусмотренной пунктом 21 настоящего Положения, по какому-то отдельному предшествующему отчетному периоду, представленному в бухгалтерской отчетности, или по отчетным периодам, более ранним в сравнении с представленными, является невозможным, факт невозможности такого раскрытия подлежит раскрытию вместе с указанием отчетного периода, в котором начнется применение соответствующего изменения учетной политики.

23. В случае если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету предусматривает возможность добровольного применения утвержденных им правил до наступления срока их обязательного применения, организация при использовании такой возможности должна раскрыть в бухгалтерской (финансовой) отчетности данный факт.

(п. 23 в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

24. Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

В случае представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

(в ред. Приказа Минфина России от 28.04.2017 N 69н)

25. Утратил силу. - Приказ Минфина России от 28.04.2017 N 69н.

З аконодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон «О бухгалтерском учете») и других федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства. Порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления отчетности изложен в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденном приказом Минфина от 29.07.1998 г. № 34н. Также Министерство финансов разработало ряд положений (стандартов) и других нормативно-правовых актов и методических указаний по бухгалтерскому учету.

Итак, обязательными для исполнения всеми организациями являются (п. 2 ст. 5 Закона «О бухгалтерском учете»):

  • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) по бухгалтерскому учету;
  • нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

При этом план счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов и субсчетов (приказ Минфина от 31.10.2000 г. № 94н). Порядок же ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений, нормативных актов и методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.

В данной статье мы рассмотрим действующие Положения по бухгалтерскому учету (см. Таблицу 1).

Рассмотрим указанные положения более подробно.

Учетная политика организации

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/98).

Заметим, что филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут формировать учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если последние не противоречат международным стандартам финансовой отчетности (п. 4 ПБУ 1/98).

Подробно на этой объемной теме мы останавливаться не будем, а лишь напомним, что грамотно составленная учетная политика не только облегчит работу бухгалтерии, но и поможет отстоять свою позицию в споре с налоговыми органами.

Учет договоров на капитальное строительство

Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94) устанавливает правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций застройщиков и подрядчиков, связанных с выполнением договоров подряда (контрактов) на капитальное строительство. При этом следует учитывать, что порядок применения застройщиком настоящего Положения определяется Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, изложенным в письме Минфина от 30.12.1993 г. № 160.

Отметим, что из статьи 740 Гражданского кодекса и ПБУ 2/94 следует, что под капитальным строительством понимается не только новое строительство, но и реконструкция, расширение, техническое перевооружение, ремонт действующих предприятий, зданий и сооружений, а также производство отдельных видов и комплексов подрядных работ, являющихся объектами строительства (письмо Минфина от 04.09.2007 г. № 03-05-06-01/98).

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006) устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях.

Новшества с 2008 года

В ПБУ 3/2006 приказом Минфина от 25.12.2007 г. № 147н были внесены изменения, которые вступают в силу, начиная с бухгалтерской отчетности за 2008 год.

По состоянию на 1 января 2008 г. все организации обязаны произвести в бухгалтерском учете пересчет в рубли выраженной в иностранной валюте стоимости долгосрочных ценных бумаг (за исключением акций). Пересчет стоимости производится по официальному курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операции (п. 5 ПБУ 3/2006). Образовавшиеся при пересчете суммы увеличения или уменьшения стоимости указанных ценных бумаг относят на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Причем при несущественном изменении официального курса пересчет в рубли, связанный с совершением большого числа однородных операций в такой иностранной валюте, может быть произведен по среднему курсу, исчисленному за месяц или более короткий период (п. 6 ПБУ 3/2006).

Также с этого года уточнен порядок бухгалтерского учета полученных и выданных авансов, предварительной оплаты и задатков. Теперь указанные суммы оценивают в рублях по курсу, действовавшему на дату пересчета (п. 9 ПБУ 3/2006). При этом пересчета стоимости после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса производить не придется (п. 10 ПБУ 3/2006).

Бухгалтерская отчетность

Состав отчетности

Исключение сделано для предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Указанные организации ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса (п. 3 ст. 4 Закона «О бухгалтерском учете»). При этом лица, осуществляющие деятельность, подлежащую налогообложению единым налогом на вмененный доход, обязаны вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность (см. Таблицу 2).

Сроки сдачи отчетности

Распространенным заблуждением является то, что годовой баланс можно сдавать, начиная с 1 января. Все не так просто. Попробуем разобраться в хитросплетениях законодательства.

Итак, в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона «О бухгалтерском учете» организации обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года. При этом годовая бухгалтерская отчетность подается не ранее 60 дней по окончании отчетного года (п. 86 приказа Минфина от 29.07.1998 г. № 34н). В принципе это логично, поскольку годовые результаты деятельности общества с ограниченной ответственностью утверждаются на очередном общем собрании участников. Причем указанное собрание проводится не ранее чем через два месяца после окончания финансового года (ст. 34 закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее - Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В свою очередь годовое собрание акционеров собирается также не ранее чем через два месяца после завершения года (п. 47 закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ).

Как видите, законным сроком сдачи годовой бухгалтерской отчетности является только март. А предоставление баланса в январе и феврале может повлечь нарушение законодательства. Поэтому не удивляйтесь, если налоговая инспекция откажет вам в приеме. Хотя, как показала практика, не все инспекторы в курсе «тонкостей» бухгалтерского законодательства.

Кому представляем отчетность

Еще более интересным вопросом является законность представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы.

Итак, налогоплательщики обязаны представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Законом «О бухгалтерском учете» (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Смотрим далее. Организации представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики. Другим же органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (подп. 1 ст. 15 Закона «О бухгалтерском учете»). Исходя из этого видно, что годовая отчетность должна быть представлена в статистику. А вот про налоговые органы не говорится ни слова. Не можем же мы всерьез воспринимать фразу о представлении бухгалтерской отчетности «по месту нахождения организации» (т.е. самой себе)! Заметим, что в более ранней редакции Налогового кодекса налогоплательщики были обязаны представлять бухгалтерскую отчетность «в налоговый орган по месту учета» (п. 4 ст. 23 НК РФ в редакции, действующей до 1 января 2007 года).

Несмотря на наши доводы, мы вам ни в коем случае не советуем отказываться от сдачи промежуточной и годовой бухотчетности в налоговую инспекцию. Просто рассмотрели еще один казус нашего законодательства.

Кстати, в отличие от налоговой отчетности, законодательством не предусмотрена обязанность представлять бухгалтерскую отчетность исключительно в электронном виде (письмо Минфина от 15.01.2008 г. № 03-02-07/1-11).

Учет материально-производственных запасов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации.

Кстати, продукция, полученная концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением и являющаяся собственностью концессионера, учитывается в соответствии с ПБУ 5/01 (письмо Минфина от 19.12.2007 г. № 07-05-06/324).

Новшества с 2008 года

В ПБУ 5/01 приказом Минфина от 26.03.2007 г. № 26н были внесены изменения, вступающие в силу, начиная с бухгалтерской отчетности 2008 года.

Основное новшество заключается в том, что с 1 января 2008 года из правил бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей исключен метод ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов). Заметим, что указанная поправка не касается налогового учета (п. 8 ст. 254, подп. 3 п. 1 ст. 268 и п. 9 ст. 280 НК PФ).

Учет основных средств

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации. Обратим ваше внимание, что ПБУ 6/01 обязаны использовать и лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 4 Закона «О бухгалтерском учете»).

Заметим, что ПБУ 6/01 не применяется в отношении:

  • машин, оборудования и иных аналогичных предметов, числящихся как готовые изделия на складах организаций-изготовителей, как товары - на складах организаций, осуществляющих торговую деятельность;
  • предметов, сданных в монтаж или подлежащих монтажу, находящихся в пути;
  • капитальных и финансовых вложений.

Порядок принятия к учету

Рассмотрим порядок принятия на баланс организаций объектов основных средств. Тем более что именно этому вопросу финансисты уделили особое внимание в прошедшем году. И это не удивительно, т.к. объектом налогообложения по налогу на имущество организаций признают движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с установленным порядком ведения именно бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Итак, актив принимается к учету в качестве основных средств при единовременном выполнении следующих условий (п. 4 ПБУ 6/01):

  • а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Еще раз обращаем ваше внимание, что важно единовременное выполнение вышеперечисленных условий (письма Минфина от 27.12.2007 г. № 03-05-06-01/146, от 27.11.2007 г. № 03-05-06-01/137, от 29.05.2007 г. № 07-05-06/137). Таким образом, объект должен быть включен в налоговую базу по налогу на имущество организаций, когда приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию (письмо Минфина от 18.04.2007 г. № 03-05-06-01/33).

Финансисты в письме от 11.01.2008 г. № 03-05-05-01/3 напомнили, что для учета движимого и недвижимого имущества в качестве объектов основных средств предназначен счет 01 «Основные средства», а также, начиная с расчетов за 2006 г., - счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Причем, согласно пункту 6 ПБУ 6/01 в случае наличия у одного основного средства нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект (письмо Минфина от 03.07.2007 г. № 07-05-06/181).

Согласно пункту 27 ПБУ 6/01 затраты на восстановление (модернизацию и реконструкцию) увеличивают первоначальную стоимость основного средства, если в результате улучшаются первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта (письмо Минфина от 30.10.2007 г. № 03-05-06-01/125).

Стоимость основных средств, внесенных в уставный капитал

Еще один спорный вопрос касается установления стоимости основных средств, внесенных в уставный капитал.

Согласно пункту 9 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, внесенных в счет вклада в уставный капитал, является их денежная оценка, согласованная учредителями. При этом денежная оценка неденежных вкладов утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно (п. 2 ст. 15 Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Если же номинальная стоимость доли участника общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот МРОТ, то такой вклад должен оценивать независимый оценщик. В свою очередь номинальная стоимость доли участника, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки, определенную оценщиком.

Имейте в виду, что в случае совершения сделки по цене, не соответствующей стоимости , приведенной в отчете независимого оценщика, соглашение будет признано судом недействительным (п. 3 информационного письма Президиума ВАС от 30.05.2005 г. № 92). Такой же позиции придерживаются и финансисты (письмо Минфина от 24.10.2007 г. № 03-05-06-01/124). Заметим, ранее чиновники утверждали, что в бухгалтерском учете должна приниматься в расчет стоимость основного средства не ниже суммы оценки вклада, произведенной оценщиком (письмо Минфина от 02.10.2006 г. № 03-06-01-04/184). Правда, и тогда финансисты ссылались на письмо Президиума ВАС от 30.05.2005 г. № 92.

События после отчетной даты

Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.

Порядок отражения в отчетности

Событие после отчетной даты - это факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания годовой бухгалтерской отчетности (п. 3 ПБУ 7/98).

К событиям после отчетной даты относятся (п. 5 ПБУ 7/98):

  • 1) события, подтверждающие существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность (процедура банкротства в отношении дебитора, снижение стоимости активов, объявление дивидендов зависимыми обществами за периоды, предшествовавшие отчетной дате и т.д.);
  • 2) события, свидетельствующие о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность (принятие решения о реорганизации организации, приобретение предприятия как имущественного комплекса, реконструкция, крупная сделка, связанная с приобретением и выбытием основных средств, прекращение существенной части основной деятельности и т.д.).

При этом все существенные события после отчетной даты должны найти отражение в годовой бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 7/98). По общему правилу при наступлении события в периоде, следующим за отчетным, производится сторнировочная запись и одновременно делается проводка, отражающая это событие (п. 9 ПБУ 7/98).

Пример 1

Свернуть Показать

В бухгалтерской отчетности ООО «Стандарт» по состоянию на 31 декабря 2007 г. числится дебиторская задолженность ООО «Универсам» на общую сумму 100 000 руб. В отношении ООО «Универсам» в декабре 2008 г. осуществлялась процедура банкротства.

В марте 2008 г. ООО «Стандарт» получило информацию о том, что ООО «Универсам» было признано банкротом в январе 2008 г.

В бухгалтерском учете ООО «Стандарт» надо сделать следующие проводки:

  • Дебет 91-2 Кредит 62 - 100 000 руб. - отражено событие после отчетной даты (списание дебиторской задолженности);
  • Дебет 007 - 100 000 руб. - отражена списанная дебиторская задолженность за балансом;

январь 2008 г.:

  • Дебет 91-2 Кредит 62 - 100 000 руб. - сторнировано событие после отчетной даты (списание дебиторской задолженности);
  • Дебет 007- 100 000 руб. - сторнирована дебиторская задолженность за балансом;
  • Дебет 91-2 Кредит 62 - 100 000 руб. - отражено событие после отчетной даты (списание дебиторской задолженности).
  • Дебет 007 - 100 000 руб. - отражена списанная дебиторская задолженность за балансом.

После ликвидации ООО «Универсал» в бухгалтерском учете ООО «Стандарт» надо сделать следующую проводку:

  • Кредит 007 - 100 000 руб. - списана с забалансового учета сумма дебиторской задолженности.

Событие после отчетной даты, свидетельствующее о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, раскрывают только в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (п. 10 ПБУ 7/98).

Новшества с 2008 года

В положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98) были внесены изменения, утвержденные приказом Минфина от 20.12.2007 г. № 143н, которые вступили в силу 10 февраля 2008 года.

Теперь в случае если в период между датой подписания бухгалтерской отчетности и датой ее утверждения получена новая информация о событиях после отчетной даты, раскрытых в бухгалтерской отчетности, представленной пользователям, или же произошли события, которые могут оказать существенное влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации, то организация обязана информировать об этом лиц, которым была представлена указанная отчетность.

Условные факты хозяйственной деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01) устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности. В связи с тем, что указанное положение неоправданно игнорируется, остановимся на нем подробнее.

Условным фактом является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность (п. 3 ПБУ 8/01). Примеры условных фактов: незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства, выданные до отчетной даты гарантии, учтенные (дисконтированные) до отчетной даты векселя, продажа или прекращение какого-либо направления деятельности организации и т.д.

Последствия условного факта (п. 4 ПБУ 8/01):

  • условные обязательства, которые в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности могут привести к уменьшению экономических выгод организации;
  • условные активы, которые в будущем с очень высокой или высокой степенью вероятности приведут к увеличению экономических выгод организации.

Все существенные последствия условных фактов отражают в годовой бухгалтерской отчетности (п. 5 ПБУ 8/01). В отличие от них, информация об условных активах раскрывается только в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности (п. 7 и п. 23 ПБУ 8/01).

Организация должна создавать резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность. В зависимости от вида обязательства резервы относят на расходы по обычным видам деятельности либо учитывают как прочие расходы (письмо Минфина от 28.05.2007 г. № 07-05-06/135).

Новшества с 2008 года

Приказом Минфина от 20.12.2007 г. № 144н в ПБУ 8/01 были внесены изменения, которые вступили в силу с годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год.

Теперь, если организация предполагает существенное изменение покупательной способности рубля в будущие отчетные периоды, то величина резерва подлежит дисконтированию. При этом изменение величины резерва признается прочим расходом организации.

Законодатели привели пример расчета дисконтированной стоимости резерва. Рассмотрим его подробнее.

Пример 2

Свернуть Показать

Организация приняла решение о дисконтировании величины резерва.

Предполагаемая величина подлежащего погашению обязательства - 1 200 тыс. руб.

Срок погашения обязательства - через 2 года.

Принятая организацией ставка дисконтирования - 14 процентов.

Коэффициент дисконтирования определяется по формуле:

КД - коэффициент дисконтирования;

СД - ставка дисконтирования;

N - период дисконтирования резерва.

Расчет резерва

Как и ранее, правильность расчета и обоснованность резерва подлежит инвентаризации в конце отчетного года (п. 10 ПБУ 8/01).

По результатам инвентаризации сумма резерва может быть:

  • увеличена за счет тех расходов, за счет которых создавался резерв;
  • уменьшена с отнесением суммы корректировки на прочие доходы организации;
  • оставлена без изменения;
  • списана полностью на прочие доходы организации.

Доходы и расходы организации

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденному приказом Минфина от 06.05.1999 г. № 32н и в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденному приказом Минфина от 06.05.1999 г. № 33н.

Доходы и расходы бывают от обычных видов деятельности (счет 90 «Продажи») и прочие (счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

Напомним, что согласно пункту 12 ПБУ 9/99 выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  • организация имеет право на получение этой выручки;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В свою очередь расходы признают в бухгалтерском учете, если (п. 16 ПБУ 10/99):

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если же в отношении расходов не исполнено хотя бы одно из вышеназванных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность (письмо Минфина от 13.12.2006 г. № 07-05-06/299). Причем в соответствии с пунктом 17 ПБУ 10/99 расходы подлежат признанию вне зависимости от намерения получить выручку.

Имейте в виду, что в случае неправильного отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета в прошлом году прибыль (убыток), выявленная в отчетном году, включается в прочие доходы (расходы) именно отчетного года (письмо Минфина от 29.01.2007 г. № 03-03-06/1/42).

Информация об аффилированных лицах

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000) устанавливает порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ.

Итак, аффилированные лица - это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона от 22.03.1991 г. № 948-I) (см. Таблицу 3).

Заметим, что согласно пункту 10 ПБУ 11/2000 перечень аффилированных лиц, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно.

Информация по сегментам

Применение Положения по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000) обеспечивает заинтересованных пользователей информацией, позволяющей лучше оценить деятельность организации и перспективы ее развития.

Перечень сегментов, информация по которым должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности, устанавливается организацией самостоятельно. При этом перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности определяет лицо, на которое возложено ее составление (п. 6 ПБУ 12/2000).

Учет государственной помощи

Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов. Например: субвенции, субсидии, бюджетные кредиты (за исключением налоговых кредитов) и т.д.

Настоящее положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с (п. 3 ПБУ 13/2000):

  • государственным регулированием цен и тарифов;
  • применением соответствующих правил налогообложения прибыли;
  • участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц.

Учет нематериальных активов

С 2008 года действует абсолютно новое Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденное приказом Минфина от 27.12.2007 г. № 153н. Заметим, что теперь ПБУ 14/2007 распространяется и на некоммерческие организации. Ранее же правила учета ПБУ 14/2000 касались только коммерческих организаций (за исключением кредитных).

Учтите, что ПБУ 14/2007 обязаны использовать и лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 4 Закона «О бухгалтерском учете»).

Настоящее положение не применяется в отношении (п. 2 ПБУ 14/2007):

  • не давших положительного результата НИОКР;
  • не законченных и не оформленных в установленном законодательством порядке НИОКР;
  • материальных носителей (вещей), в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации;
  • финансовых вложений.

Принятие к учету

Для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий (п. 3 Положения):

  • а) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем и предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации;
  • б) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем, а также имеются ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;
  • в) возможность выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;
  • г) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев ;
  • е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена ;
  • ж) отсутствие у объекта материально-вещественной формы.

Что нового:

  • теперь достаточно, чтобы объект был предназначен для использования, а не уже использовался;
  • уточнено, что организацией не предполагается продажа объекта именно в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена.

С этого года не являются нематериальными активами организационные расходы (п. 4 ПБУ 14/2007).

Стоимость нематериального актива

Новое Положение допускает изменение фактической стоимости нематериального актива в случаях их переоценки и обесценения (п. 16 Положения) (см. Таблицу 4).

При выбытии нематериального актива сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации.

Заметим, что при принятии решения о переоценке впоследствии данные активы должны будут переоцениваться регулярно (п. 18 Положения).

При желании организации вправе проверять нематериальные активы на обесценение в порядке, определенном Международными стандартами финансовой отчетности (п. 22 ПБУ 14/2007).

Как и ранее, нематериальные активы, полученные в пользование, надо учитывать на забалансовом счете в оценке, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного договором. В свою очередь платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового перечисления, отражают как расходы будущих периодов и списывают в течение срока действия договора (п. 39 ПБУ 14/2007).

Пример 3

Свернуть Показать

ООО «Салон» получило в пользование от ООО «Модуль» компьютерную программу, которая будет использоваться для основного производства.

В соответствии с договором:

  • стоимость программы - 500 000 руб.;
  • срок пользования - 5 лет;
  • стоимость приобретенного права - 30 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Салон» надо сделать следующие проводки:

  • Дебет 60 Кредит 51 - 30 000 руб. - оплачено право пользования компьютерной программой;
  • Дебет 97 Кредит 60 - 30 000 руб. - сумма расходов за приобретенное право учтена в составе расходов будущих периодов;
  • Дебет 012 - 500 000 руб. - отражена стоимость компьютерной программы.

Ежемесячно в течение 5 лет:

  • Дебет 20 Кредит 97 - 500 руб. - (30 000 руб. : 60 мес.) - расходы будущих периодов учтены в составе затрат на основное производство.

Амортизация нематериальных активов

Способы начисления амортизации остались те же (п. 28 ПБУ 14/2007):

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Однако с этого года ежемесячная сумма амортизационных отчислений при способе уменьшаемого остатка рассчитывается исходя из остаточной стоимости нематериального актива на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой - установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе - оставшийся срок полезного использования в месяцах (п. 29 ПБУ 14/2007).

Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования (п. 25 ПБУ 14/2007). Ранее по таким активам нормы амортизационных отчислений устанавливались на 20 лет.

Теперь срок полезного использования надо ежегодно проверять и при необходимости уточнять. По активам с неопределенным сроком полезного использования каждый год придется рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет срок использования актива и способ его амортизации (п. 27 ПБУ 14/2007). Кстати, если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования актива не является надежным, то амортизацию по этому активу определяют только линейным способом (п. 28 ПБУ 14/2007).

Новшеством является и то, что теперь отрицательная деловая репутация в полной сумме относится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов (п. 45 ПБУ 14/2007). Ранее она равномерно распределялась на финансовые результаты организации в течение 20 лет.

По нематериальным активам некоммерческих организаций амортизация начисляться не должна (п. 24 Положения).

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

С 2008 года в составе информации об учетной политике по нематериальным активам подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация (п. 40 ПБУ 14/2007):

  • способы оценки нематериальных активов, приобретенных не за денежные средства;
  • принятые организацией сроки полезного использования нематериальных активов;
  • способы определения амортизации нематериальных активов, а также установленный коэффициент при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка ;
  • изменения сроков полезного использования нематериальных активов ;
  • изменения способов определения амортизации нематериальных активов .

Ранее надо было прописывать способ отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений по нематериальным активам. Это было связано с тем, что амортизационные отчисления по нематериальным активам учитывались либо путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта. В новом Положении об этом не упоминается.

Учет займов и кредитов

Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о затратах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам.

Настоящее положение не относится к беспроцентным договорам займа и договорам государственного займа (п. 2 ПБУ 15/01).

Не будем подробно останавливаться на ПБУ 15/01. Напомним лишь, что затраты по полученным займам и кредитам признают расходами того периода, в котором они произведены, за исключением той части, которая входит в стоимость инвестиционного актива (п. 12 ПБУ 15/01). Если же кредит взят для погашения ранее полученного займа на приобретение объектов недвижимости, то затраты по нему в первоначальную стоимость инвестиционного актива не включаются (письмо Минфина от 22.01.2007 г. № 03-03-06/1/19).

Информация по прекращаемой деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) устанавливает порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации по прекращаемой деятельности.

Настоящее положение не применяется при прекращении деятельности (п. 3 ПБУ 16/02):

  • вследствие обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;
  • вследствие принудительного изъятия имущества по основаниям, предусмотренным законодательством;
  • вследствие обращения имущества в государственную собственность (национализации).

При этом приостановление части деятельности организации без намерения прекратить ее не рассматривается и не раскрывается в отчетности как прекращаемая деятельность (п. 4 ПБУ 16/02).

Учет расходов на НИОКР

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) применяют организации, которые выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы собственными силами или являются по договору заказчиками указанных работ. Настоящее положение не применяется к незаконченным НИОКР, а также к НИОКР, результаты которых учитываются в бухгалтерском учете в качестве нематериальных активов (п. 3 ПБУ 17/02).

Напоминаем, что при выполнении НИОКР важно определиться со способами их списания и сроками применения результатов.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Применение Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02) позволяет отражать в бухгалтерском учете и отчетности отличие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Учет финансовых вложений

В положении по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) прописаны правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о финансовых вложениях организации. Применяется ПБУ 19/02 при установлении особенностей учета финансовых вложений для профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов. Напоминаем, что к финансовым вложениям относят: ценные бумаги, вклады в уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы, дебиторскую задолженность, приобретенную на основании уступки права требования и т.д.

Информация об участии в совместной деятельности

Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03) устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности.

Настоящее положение не применяется в случаях (п. 2 ПБУ 20/03):

  • заключения учредительного договора или договора о создании финансово-промышленной группы, результатом которого является образование юридического лица или финансовопромышленной группы, а также внесение вкладов в уставный, складочный капитал, паевой фонд другой организации;
  • заключения договора об участии в совместной деятельности, которым не предусмотрено извлечение экономических выгод или дохода.

Информация об участии в совместной деятельности - это информация, раскрывающая часть деятельности организации (отчетный сегмент), осуществляемой с целью извлечения экономических выгод или дохода совместно с другими организациями или индивидуальными предпринимателями путем объединения вкладов или совместных действий без образования юридического лица (п. 3 ПБУ 20/03). Примером является организация, ведущая общие дела товарищей (письмо Минфина от 11.01.2006 г. № 03-03-04/4/2).