Дополнительная классификация расходов бюджета на год. Новости компании

Бюджетная классификация РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Она используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (при планировании плана ФХД и смет на 2016 год следует учесть изменения, внесенные приказом Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н).

Вы можете посмотреть и скачать бесплатно все нормативные акты в интернет-бухгалтерии «Моё дело» предварительно зарегистрировавшись по , вся законодательная база регулярно обновляется и поддерживается в актуальном состоянии.

Структура бюджетной классификации

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:

  1. кода главного администратора доходов бюджета. Его присваивают в соответствии с законом (решением) о соответствующем бюджете. Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти.
  2. кода вида доходов. Он отражает, каким было поступление: налоговым, неналоговым или безвозмездным (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода).
  3. кода подвида доходов. Применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов. Его устанавливает Минфин, финансовые органы субъектом и муниципальных образований и детализирует поступления.

Например, в 18-20 разрядах кода отражают коды по экономическому содержанию доходов:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия.

Например: КБК 182 1 01 02000 01 0000 110 - данный код означает налог на доходы физических лиц, главный администратор – ФНС России.

Классификация расходов бюджетов

Код классификации расходов бюджетов состоит из:

  1. кода главного распорядителя бюджетных средств. Отражает ведомство (учреждение), которое распределяет средства по подведомственным учреждениям.
  2. кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов. Определяет на какую функцию государства предназначены средства. Соответственно, код подраздела детализирует код раздела.

Код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов. Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов по целевым статьям расходов бюджетов. Перечень и правила применения видов расходов едины для всех бюджетов бюджетной системы. Они приведены в пункте 5.2 раздела III указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, и в приложении 3 к данному приказу.

В зависимости от направления финансирования расходов выделены следующие группы видов расходов:

  • 100 – расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • 200 – закупка товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд;
  • 300 – социальное обеспечение и иные выплаты населению;
  • 400 – капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности;
  • 500 – межбюджетные трансферты;
  • 600 – предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям;
  • 700 – обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • 800 – иные бюджетные ассигнования.

Классификация операций сектора государственного управления

Код классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) используется для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. КОСГУ включает группу, статью и подстатью классификации операций сектора государственного управления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами классификации операций сектора государственного управления являются:

  1. доходы;
  2. расходы;
  3. поступление нефинансовых активов;
  4. выбытие нефинансовых активов;
  5. поступление финансовых активов;
  6. выбытие финансовых активов;
  7. увеличение обязательств;
  8. уменьшение обязательств.

Группа 100 «Доходы» предназначена для группировки операций, которые относятся к доходам и детализирована статьями 110–180. Наиболее распространенные статьи 120 «Доходы от собственности», 130 «Доходы от платных услуг» , 140 «Суммы принудительного изъятия» и 180 «Прочие доходы». Остальные используются реже, при наличии полномочий на проведение соответствующих операций.

Группа 200 «Расходы» предназначена для группировки операций, которые относятся к расходам и детализирована статьями 210–260, 290.

Наиболее распространенные статьи 210 «Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда», 220 «Оплата работ услуг», 260 «Социальное обеспечение» и 290 «Прочие расходы». Остальные встречаются реже, при наличии полномочий на проведения соответствующих операций.

Группа 300 »Поступление нефинансовых активов» предназначена для отражения операций, связанных с приобретением, созданием нефинансовых активов: основных средств, нематериальных и непроизведенных активов, а также материальных запасов. Она детализирована такими статьями: 310 «Увеличение стоимости основных средств», 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов», 330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

При проведении кассовых расходов по статьям и подстатьям КОСГУ обратите внимание на экономическое содержание условий договора. Например, расходы по договору, предметом которого является строительство здания, отразите по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. А если в договоре отмечена сумма на приобретение стройматериалов – примените статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.

Группа 400 «Выбытие нефинансовых активов» предназначена для операций по выбытию от продажи данных активов. В нее входят такие статьи: 410 «Доходы от реализации основных средств, возмещения ущерба от недостачи основных средств», 420 «Доходы от реализации нематериальных активов», 430 «Доходы от реализации непроизведенных активов», 440 «Доходы от реализации материальных запасов, возмещение ущерба от недостачи материальных запасов».

Так, учреждения вправе при формировании учетной политики предусмотреть дополнительную детализацию операций по статьям:

  • 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ);
  • 180 «Прочие доходы»;
  • 290 «Прочие расходы»;
  • 310 «Увеличение стоимости основных средств»;
  • 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов»;
  • 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в рамках третьего разряда кода).

Группа 500 «Поступление финансовых активов» детализирована статьями КОСГУ 510 - 550, в рамках которых группируются операции, связанные с поступлением финансовых активов.

Группа 600 « Выбытие финансовых активов» предназначена для отражения операций, связанных с выбытием финансовых активов (статьи 610 – 650 КОСГУ).

Группа 700 «Увеличение обязательств» детализирована статьями КОСГУ 710 и 720. А уменьшение обязательств, отражают по статьям, которые относятся к группе 800.

Увязка видов расходов и КОСГУ

При распределении затрат по видам расходов нужно руководствоваться таблицей соответствия этих кодов и кодов КОСГУ (п. 5.1 Указаний № 65н).

С 1 июня 2015 года платежные документы, в которых увязка между видами расходов и КОСГУ не соблюдена, органы Казначейства России к исполнению принимать не будут (письмо Казначейства России от 12 марта 2015 г. № 07-04-05/05-153).

Обратите внимание: проведение кассовых расходов по кодам видов расходов, которые не соответствуют детализации, предусмотренной ведомственной структурой расходов в законе (решении) о соответствующем бюджете или сводной бюджетной росписи соответствующего бюджета, может быть квалифицировано как нецелевое использование бюджетных средств (ст. 38, п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).

В статье приведены разъяснения по применению Указаний № 65н в части отражения расходов, связанных с выплатой заработной платы (денежного довольствия), а также с уплатой страховых взносов и НДФЛ в 2016 году.

В 2014 году Федеральным законом № 311-ФЗ в ст. 18, 20, 21, 23 БК РФ были внесены существенные изменения, которые затронули структуру кодов бюджетной классификации и порядок применения КОСГУ.

Особо необходимо отметить поправки, которые были внесены в ст. 18 БК РФ. В соответствии с новой редакцией данной статьи бюджетная классификация является:

  • группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов;
  • группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, применяемой для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом, как следует из вышеизложенного, коды КОСГУ в настоящее время применяются только для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной и иной финансовой отчетности.

С учетом всех корректировок, внесенных в БК РФ, финансовым ведомством были подготовлены приказы от 08.06.2015 № 90н, от 01.12.2015 № 190н о внесении изменений в Указания № 65н. Так, начиная с 2016 года виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Общие принципы отражения расходов бюджетов

Прежде чем перейти к вопросу отражения расходов бюджета в части выплат, производимых физическим лицам в виде оплаты труда, социальных пособий, страховых взносов и «зарплатных» налогов, необходимо рассмотреть структуру кода классификации расходов бюджета.

В соответствии с п. 1 ст. 21 БК РФ код классификации расходов бюджета состоит:

  • из кода главного распорядителя бюджетных средств;
  • из кодов раздела, подраздела, целевой статьи;
  • из кода вида расходов.
Схематично это выглядит следующим образом.

Код расходов бюджета

Главный распорядитель бюджетных средств

(1 - 3-й разряды кода классификации расходов бюджета)

(4 - 5-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Подраздел

(6 - 7-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Целевая статья

(8 - 17-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Вид расходов

(18 - 20-й разряды кода классификации расходов бюджета)

Целевая статья. Основные изменения коснулись структуры кода целевой статьи. Так, в соответствии с разд. 4.1.1 Указаний № 65н с 1 января 2016 года код целевой статьи расходов бюджета состоит из 10 разрядов (ранее он состоял из семи разрядов) и включает:
  • код программной (непрограммной) статьи (8 - 12-й разряды кода классификации расходов бюджета);
  • код направления расходов (13 - 17-й разряды кода классификации расходов бюджета).

Целевые статьи расходов бюджетов обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к государственным (муниципальным) программам и (или) не включенным в государственные (муниципальные) программы по направлениям деятельности государственных органов, органов местного самоуправления (муниципальных органов) наиболее значимым учреждениям науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета.

Перечень направлений расходов, применяемых в увязке с программными статьями целевых статей расходов федерального бюджета, непрограммными направлениями расходов федеральных органов государственной власти, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, установлен в п. 4.1.2.4 Указаний № 65н. Так, например, по целевой статье 01 0 00 00000 Государственной программы РФ «Развитие здравоохранения» отражаются расходы федерального бюджета на реализацию данной гос­программы, разработанной в соответствии с Перечнем государственных программ РФ, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р, по следующим подпрограммам государственной программы:

  • 01 1 00 00000 подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»;
  • 01 2 00 00000 подпрограмма «Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи»;
  • 01 3 00 00000 подпрограмма «Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины»;
  • 01 4 00 00000 подпрограмма «Охрана здоровья матери и ребенка» и др.
Вид расходов. Виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений. Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям № 65н. Так, в соответствии с данным приложением общий код вида расходов 110 «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений» включает в себя следующие коды:
  1. 111 «Фонд оплаты труда учреждений»;
  2. 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда»;
  3. 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий»;
  4. 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений».
Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ представлена в приложении 5 к Указаниям № 65н.

Рассмотрим несколько примеров по применению приложения 5.

Бюджетное учреждение за январь 2016 года совершило операции, связанные с начислением заработной платы, удержанием НДФЛ с доходов физических лиц и начислением страховых взносов.

Согласно Указаниям № 65н расходы, связанные с начислением заработной платы и страховых взносов, будут учтены следующим образом:

  • выплата заработной платы работникам и удержание НДФЛ будут отражены по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и отнесены на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • начисление и уплата страховых взносов будут отражены по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и отнесены на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
Пример 2.

Сотрудница казенного учреждения, работающая по трудовому договору, представила листок нетрудоспособности, в соответствии с которым ей следует выплатить пособие за пять дней.

Как отразить в учете данный вид расходов?

В силу Указаний № 65н расходы казенного учреждения на выплату пособия по временной нетрудоспособности будут учтены так:

  • пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств работодателя, будет отражено по коду вида расходов 111 «Фонд оплаты труда учреждений» и отнесено на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • пособие за последующие два дня, выплачиваемое за счет средств ФСС, будет отражено по коду вида расходов 119 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений» и отнесено на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
Пример 3.

Изменим условия примера 2. Предположим, что сотрудница является государственной служащей и выплата ей пособия осуществляется в соответствии с заключенным с нанимателем контрактом.

Как отразить в учете данный вид расходов?

В соответствии с Указаниями № 65н расходы казенного учреждения на выплату пособия будут отражены в учете следующим образом:

  • пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, выплачиваемое за счет средств работодателя, будет отражено по коду вида расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» и отнесено на подстатью 211 «Заработная плата» КОСГУ;
  • пособие за последующие два дня, выплачиваемое за счет средств ФСС, будет отражено по коду вида расходов 129 «Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов» и отнесено на подстатью 213 «Начисления на выплаты по оплате труда» КОСГУ.
Пример 4.

Как отразить расходы на выплату компенсации в связи с сокращением за пятый и шестой месяцы со дня увольнения гражданскому служащему, уволенному из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера? Бывший сотрудник представил справку из службы занятости населения о том, что в данный момент он состоит на учете в центре занятости и не трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится за счет средств государственного органа.

На основании Указаний № 65н расходы на выплату компенсации за пятый и шестой месяцы со дня увольнения гражданскому служащему, уволенному из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера, подлежат отражению:

  • по коду вида расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств»;
  • по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ.

Существенные требования к отражению расходов

Перечень и правила применения единых групп, подгрупп и элементов видов расходов приведены в подразд. 5.1.2 разд. 5 «Виды расходов» Указаний № 65н.

Существенные требования утвержденной структуры видов расходов установлены в подразд. 5.1.1 данного раздела. В частности, нужно обратить внимание на следующие положения этого документа.

При отражении расходов, связанных с выплатами физическим лицам, важным является их разграничение между элементами видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», а также видами расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»:

  • по форме, в которой они осуществляются (денежная или натуральная);
  • по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан).
При отражении расходов, связанных с командированием работников, необходимо учитывать, что:
  • выдача командируемым работникам наличных денежных средств (или их перечисление на банковские карты сотрудников) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений отражается по соответствующим элементам вида расходов 112;
  • оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается по коду вида расходов 244.
Рассмотрим несколько примеров по применению положений Указаний № 65н.

Бюджетное учреждение отправило в командировку сотрудников, числящихся в штате. Их суточные составили 1 000 руб. Расходы на проезд - 5 000 руб. Все расходы приняты к учету на основании авансовых отчетов и отнесены на себестоимость услуг по основному виду деятельности. Расходы на проживание оплачены учреждением по договору с гостиницей в размере 5 000 руб. Суточные перечислены на банковские карты сотрудников. Денежные средства на проезд выданы наличными. Все операции проведены в рамках выполнения государственного задания.

В соответствии с Указаниями № 65н расходы бюджетного учреждения будут отражены в учете следующим образом:

  • на выплату суточных и оплату проезда работников - по коду вида расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ;
  • на оплату проживания в гостинице - по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
В учете бюджетного учреждения согласно Инструкции № 174н данные операции будут отражены так:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислены суточные сотрудникам учреждения 4 210 03 660 4 201 11 610 1 000
Выданы денежные средства на проезд к месту командировки 4 208 12 560 4 201 34 610 5 000
Перечислена гостинице плата за проживание 4 206 26 560 4 201 11 610 5 000
Отражены услуги проживания в гостинице 4 109 60 226 4 302 26 730 5 000
Произведен зачет аванса за проживание в гостинице 4 302 26 830 4 206 26 660 5 000
Приняты к учету расходы на выплату суточных сотрудникам 4 109 60 212 4 208 12 660 1 000
Приняты к учету расходы на проезд сотрудников 4 109 60 212 4 208 12 660 5 000

Пример 6.

Как отразить расходы органа местного самоуправления городского округа на выплату ежегодной компенсации за лечение муниципальных служащих, а также граждан, уволенных со службы?

В соответствии с Указаниями № 65н расходы на оплату договоров на медицинское обеспечение государственных (муниципальных) гражданских служащих, а также граждан, уволенных со службы, отражаются по видам расходов в следующем порядке:

  • в случае возмещения служащему расходов на оплату медицинских услуг посредством выдачи (перечисления) денежных средств - по коду вида расходов 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда» и подстатье 212 «Прочие выплаты» КОСГУ;
  • в случае заключения государственным (муниципальным) органом (учреждением) с учреждением здравоохранения контракта на оказание служащим медицинских услуг - по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ;
  • в случае возмещения бывшему служащему расходов на оплату медицинских услуг в учреждении здравоохранения посредством выдачи (перечисления) денежных средств - по коду вида расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» и подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ;
  • в случае заключения контракта на оказание медицинских услуг бывшим работникам (служащим) - по коду вида расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Предположим, что расходы органа местного самоуправления на выплату ежегодной компенсации за лечение муниципальному служащему и бывшему сотруднику составили по 10 500 руб.

Цифры в примере условные.

В соответствии с Инструкцией № 162н данные расходы будут отражены в учете следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Начислена ежегодная компенсация муниципальному служащему 1 401 20 212 1 302 12 730 10 500
Выдана из кассы учреждения компенсация за лечение муниципальному служащему 1 302 12 830 1 201 34 610 10 500
Начислена ежегодная компенсация бывшему сотруднику 1 401 20 262 1 302 62 730 10 500
Выдана из кассы учреждения компенсация за лечение бывшему сотруднику 1 302 62 830 1 201 34 610 10 500

Пример 7.

Автономное учреждение направило сотрудника в командировку. Из кассы учреждения работнику выданы железнодорожные билеты, приобретенные ранее по безналичному расчету на сумму 10 500 руб. за счет средств, полученных от оказания платных услуг.

Как отразить в учете данную операцию?

В силу Указаний № 65н оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно для командируемых работников по договорам (контрактам) отражается по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» и подстатье 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Приобретенные проездные билеты подлежат учету в составе денежных документов на счете 0 201 35 000 (п. 169 Инструкции № 157н ). Их выдача из кассы подотчетному лицу отражается на основании расходных кассовых ордеров (ф. 0310002) с проставлением на них записи «Фондовый» по кредиту данного счета (п. 90 Инструкции № 183н ).

В соответствии с Инструкцией № 183н в бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Перечислены денежные средства РЖД за билеты по безналичному расчету 2 206 22 000 2 201 11 000 10 500
Поступили железнодорожные билеты в кассу учреждения 2 201 35 000 2 302 22 000 10 500
Произведен зачет аванса 2 302 22 000 2 206 22 000 10 500
Выданы билеты из кассы подотчетному лицу 2 208 22 000 2 201 35 000 10 500
Работником сдан авансовый отчет 2 109 80 222 2 208 22 000 10 500
* * *

В заключение обобщим вышесказанное.

Начиная с 2016 года виды расходов детализируют направления финансового обеспечения расходов государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, органов местной администрации, казенных учреждений, иных организаций, осуществляющих полномочия получателей бюджетных средств, по целевым статьям классификации расходов, а также расходов государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.

Коды КОСГУ в настоящее время применяются при отражении операций в бухгалтерском учете и данных учета в бухгалтерской отчетности.

Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Федеральный закон от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Бюджетная классификация РФ - группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.

Она используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ.

Указания о порядке применения бюджетной классификации утверждены приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (при планировании плана ФХД и смет на 2016 год следует учесть изменения, внесенные приказом Минфина России от 8 июня 2015 г. № 90н).

О применении бюджетной классификации в статье "Применение бюджетной классификации в 2016 году "

Структура бюджетной классификации

Бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов

Код классификации доходов бюджетов РФ состоит из:

  1. кода главного администратора доходов бюджета. Его присваивают в соответствии с законом (решением) о соответствующем бюджете. Администраторами доходов бюджетов являются органы государственной власти.
  2. кода вида доходов. Он отражает, каким было поступление: налоговым, неналоговым или безвозмездным (включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода).
  3. кода подвида доходов. Применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов. Его устанавливает Минфин, финансовые органы субъектом и муниципальных образований и детализирует поступления.

Например, в 18-20 разрядах кода отражают коды по экономическому содержанию доходов:

110 - налоговые доходы;

120 - доходы от собственности;

130 - доходы от оказания платных услуг;

140 - суммы принудительного изъятия.

Например: КБК 182 1 01 02000 01 0000 110 - данный код означает налог на доходы физических лиц, главный администратор - ФНС России.

08 февраля

При ведении бухгалтерского учета бухгалтерам государственных и муниципальных учреждений необходимо обратить внимание на некоторые уточнения и дополнения, введенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации и в порядок применения Бюджетной классификации РФ всеми типами учреждений. При этом следует также учитывать новый порядок учета некоторых хозяйственных операций, введенный редакцией Приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н в Единый план счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

В соответствии с Федеральным законом от 22.10.2014 № 311-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» бюджетная классификация не предусматривает коды классификации операций сектора государственного управления (статьи 18, 19, 20, 21, 23 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ)). При этом применение кодов классификации операций сектора государственного управления (далее - коды КОСГУ) всеми типами учреждений необходимо при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности. Коды КОСГУ являются инструментом отражения и управления экономическими операциями в целях достижения результатов исполнения бюджета (для казенных учреждений) и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных и автономных учреждений) в части доходов, расходов и источников финансирования. Коды КОСГУ определяются в рамках формирования учетной политики учреждения. С 2016 года расходы определяются не КОСГУ, а кодами видов расходов (ст. 18, 21 БК РФ), поэтому формирование и исполнение бюджетов в части расходов следует отражать по видам расходов, а не по кодам КОСГУ. В связи с этим внесены изменения в Федеральные законы от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений и от 03.11.2006 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Допускается дополнительная детализация расходов по кодам КОСГУ (например, код 223.1, 223.2 и т.п.) для целей планирования и управления деятельности бюджетных и автономных учреждений. При ведении бухгалтерского (бюджетного) учета учреждениям необходимо учитывать целевой характер расходования средств бюджета (ЛБО, субсидии), определяемый не кодами КОСГУ, а целевой направленностью этих средств.

В соответствии со ст. 306.4 БК РФ «нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств». Из вышеизложенного понятия следует, что нецелевое использование бюджетных средств (субсидии) относится также к бюджетным и автономным учреждениям, так как они являются участниками бюджетных правоотношений и на них распространяются нормы бюджетного законодательства в части участников бюджетного процесса. При этом целевое назначение расходов бюджетных и автономных учреждений в части субсидий бюджета определяется целевыми статьями расходов (далее - ЦСР), попадающих под финансовый контроль.

Формирование ЦСР предусматривает 10 знаков (8-17) структуры кода классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом необходимо учитывать, что структура целевой статьи расходов одинакова для всех типов учреждений. Первые пять знаков (8-12) структуры целевой статьи расходов определяют программную статью , другие пять знаков (13-17) - направление расходов (НР).

Программная статья расходов определяется целью, зафиксированной соответствующим Законом (решением) о бюджете, нормативно-правовым актом, государственной программой. При этом необходимо учитывать, что целью исполнения программной статьи расходов является не расходование денежных средств, а обеспечение их целевой направленности в соответствии с государственной программой. В противном случае нецелевое использование бюджетных средств квалифицируется органом финансового контроля как растрата государственных (муниципальных) средств бюджета. Поскольку денежные средства являются средством для достижения программной цели, обращается внимание на авансовые платежи по окончании года (дебетовое сальдо счета 206 00). В случае если органом финансового контроля устанавливается необоснованное перечисление авансового платежа по окончании года, приводящее к кассовому разрыву, то признается нецелевая направленность средств бюджета. Программная статья расходов определяется также общими функциональными целями , ради которых учреждения созданы учредителем, зафиксированные Уставом (положением) учреждения, соответствующим законодательством. К общим функциональным целям относятся, например, расходы по содержанию муниципальной администрации, централизованной бухгалтерии, обеспечивающей ведение бухгалтерского учета всех учреждений и т.п., так как данные расходы не могут быть обеспечены одной конкретной программной целью.

Целевая статья расходов, включающая направление расходов , определяется целью, зафиксированной в расходном обязательстве в соответствии с реестром расходных обязательств, конкретизирующим цель, связанную с целевой статьей расходов и кодами видов расходов. При этом необходима ссылка на соответствующий нормативно-правовой акт. Направление расходов включает также общефункциональные расходы , определяющие выполнение функций учреждения (например, финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями). Если перечень целевой статьи расходов один, все показатели программы выполнены и цели достигнуты, то признается целевая направленность бюджетных средств. В случае если фактически показатели программы выполнены, но цели были не достигнуты, то есть денежные средства израсходованы, но задание не выполнено или по окончании года имеется неизрасходованный остаток субсидии на выполнение задания, связанный с недостигнутыми показателями, то в соответствии со ст. 3, 4 Федерального закона от 03.11.2015 № 301-ФЗ может быть предусмотрен возврат в бюджет неиспользованного остатка субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания по оказанию государственных (муниципальных) услуг в объеме, соответствующем недостигнутым показателям государственного (муниципального) задания автономным (бюджетным) учреждением. Таким образом, выполненное государственное (муниципальное) задание определяется не суммой потребленных денежных средств (субсидий бюджета), а качественными и количественными показателями. В целях реализации утвержденных (плановых) показателей бюджетным и автономным учреждениям необходимо в оперативном порядке управлять направлением расходов для достижения целей и результатов выполнения государственного (муниципального) задания и на основе этого формировать Отчет об исполнении объемов выполненного государственного (муниципального) задания.

В соответствии с законодательством РФ с января 2016 года за бюджетными и автономными учреждениями закреплена обязанность по ведению бухгалтерского учета по кодам видов расходов (18, 19, 20 разряды классификации расходов бюджета). Начиная с января 2017 года бюджетные и автономные учреждения будут обязаны распределять результаты исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности функционально и в годовом отчете за 2017 год будет подлежать раскрытию себестоимость оказанных услуг в соответствии с прошлым периодом (2016 годом) в структуре классификации расходов бюджета (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов). В целях перехода на новую бюджетную классификацию при формировании финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений Минфином России регламентированы Таблица соответствия кодов видов расходов 2015 г. и 2016 г., а также Таблица соответствия кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) и кодов видов расходов (КВР) для получателей субсидий (бюджетных и автономных учреждений). Например, код КОСГУ - 211 «Расходы по оплате труда», с января 2016 года соответственно код вида расходов (КВР) - 111 «Расходы по оплате труда». Командировочные расходы: коды КОСГУ - 212 (суточные), 222 - (транспортные расходы), 226 - (расходы по найму помещения), с января 2016 г. предусмотрен единый платеж командировочных расходов (код вида расходов - 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда»), не связанный с фондом оплаты труда. При этом необходимо учитывать основание выплаты и обоснование командировочных расходов (смета, соблюдение нормируемых расходов, выполнение цели командировки и т.п.). В случае если работник самостоятельно оплачивает командировочные расходы (перерасход), то используются КВР - 112 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда». В случае если учреждение оплачивает за услуги гостинице или транспортные услуги перевозчикам, то используется КВР - 200 «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд». При этом необходимо учитывать, что перечисление денежных средств учреждением гостинице признается авансовым платежом, а перечисление денежных средств транспортным организациям признается моментом приобретения транспортных билетов.

При ведении бухгалтерского (бюджетного) учета и формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности КВР отражают целевую направленность денежных средств. При этом необходимо учитывать, что не допускается направление за счет экономии денежных средств на иные расходы, не предусмотренные установленной целью (например, направление денежных средств обусловлено целью: приобретение компьютера. Экономия денежных средств от приобретения компьютера не может быть направлена на закупку мягкого инвентаря, расходных материалов и т.п.). Допустим цель направления расходов - строительство здания (под ключ). При этом не допускается приобретение оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, материальных запасов (шторы, посуда и т.п) за счет целевых средств (ЛБО, субсидий на цели осуществления капитальных вложений), связанных со строительством объекта. В соответствии с методологией бухгалтерского учета все поступающие в учреждение нефинансовые активы должны подлежать учету по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

Обращается особое внимание на применение КВР, связанных с ремонтом объектов основных средств. При этом необходимо учитывать вид ремонта (текущий, капитальный и т.п.), зафиксированный в договоре (контракте). При квалификации ремонта объекта основного средства в виде недвижимого имущества на текущий или капитальный ремонт с элементами реконструкции или без элементов реконструкции необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами. При проведении ремонта объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений) в зависимости от конкретного вида ремонта для целей бухгалтерского учета используются КВР в следующем порядке:

  • текущего ремонта 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд»;
  • если согласно договорным условиям предусмотрено проведение капитального ремонта без элементов реконструкции объекта недвижимости, то используется КВР - 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества»;
  • если согласно договорным условиям предусмотрено проведение капитального ремонта с элементами реконструкции , то используется КВР - 400 «Капитальные вложения в объекты недвижимости имущества государственной (муниципальной) собственности». При этом необходимо учитывать, что данные расходы увеличивают первоначальную (балансовую) стоимость объекта недвижимости.

Расходы по капитальному ремонту оборудования - движимого имущества (особо ценного и иного движимого имущества) признаются расходами и при этом используется КВР - 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». В случае если приобретается новое оборудование, то исключается проведение ремонта в текущем периоде (в противном случае признается нецелесообразное приобретение). По приобретенному оборудованию, бывшему в использовании, решение о проведении капитального ремонта принимает Комиссия по поступлению и выбытию активов на момент принятия объекта основного средства к бухгалтерскому учету.

При проведении учреждением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ применяется КВР - 241 «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы». При этом необходимо конкретизировать цель НИОКР и выполнение следующих критериев признания НИОКР в качестве нематериального актива на бухгалтерском учете: признание в виде исследования; признание научной новизны; признание в будущем результата. В случае если одна из составляющих критериев признания НИОКР не исполнена, то на бухгалтерском учете учреждения признаются расходы и при этом применяется КВР - 244 «Прочая закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд». Принятие результата выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляется на основании Акта выполненных работ в оценке заказчика и на бухгалтерском учете отражается в следующем порядке:

  • положительный результат НИОКР на бухгалтерском учете признается нематериальным активом (т.е. фиксируется исключительное право учреждения на результат интеллектуальной деятельности: Дебет 0 102 00 320 Кредит 0 106 02 420;
  • отрицательный результат НИОКР признается расходом учреждения: Дебет 0 401 20 200 Кредит 0 106 02 420 и одновременно на сумму расхода открывается забалансовый счет 01 «Имущество на праве пользования»;
  • в случае если получен положительный результат НИОКР, но исключительные права на результат закреплены не за учреждением, а за автором, согласно договорным условиям, то учреждение учитывает результат НИОКР на забалансовом счете 01 «Имущество на праве пользования».

В соответствии с Приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н (новая ред. Приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) обратите внимание на применение счета 206 11 «Расчеты по авансам по заработной плате». Данный счет применяется в случае, если по определенным обстоятельствам по работникам учреждения на бухгалтерском учете формируется кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус» (суммы переплаты по заработной плате, в том числе по предоставленным авансовым отпускам). В этих случаях необходимо учитывать согласованное с работником учреждения удержание из его заработной платы.

В случае если имеется письменное согласие работника на удержание, а также в соответствии с нормой трудового законодательства (ст. 137 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)), необходимо на учете провести способом «Красное сторно» по начислению заработной платы (Дебет 0 109 60(80)211, 040120211 Кредит 0302 11 730 ). Если отсутствует письменное согласие работника на удержание из заработной платы или имеется сумма переплаты по заработной плате уволенного работника, то необходимо кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус» списать в следующем порядке: Дебет 0 206 11 560 Кредит 0 302 11 730 и одновременно списанная сумма подлежит отражению: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

В случае обнаружения счетной ошибки по начислению и выплате заработной платы работникам учреждения необходимо оформить Уведомление о перерасчете заработной платы и Справкой ф. 0504833 бухгалтерскую операцию отразить на учете: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

Если по окончании текущего года в учете отражается кредитовое сальдо счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» со знаком «минус», связанное с уволенными работниками, то необходимо перед составлением годового отчета списать данную сумму со счета 302 11 «Расчеты по заработной плате» на счет 206 11 « Расчеты по авансам по заработной плате». При этом в январе следующего года необходимо по уволенным работникам открыть расчеты по компенсации затрат в следующем порядке: Дебет 0 209 30 560 Кредит 0 206 11 660.

Редакцией Приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н в Единый план счетов бухгалтерского учета (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) введен новый счет бухгалтерского учета 201 06 «Денежные средства на специальных счетах в кредитных организациях» , который предназначен для учета денежных средств по специальным счетам учреждений, открываемым в кредитных организациях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в том числе по аккредитивным счетам по договорам с поставщиками за поставки материальных ценностей и оказанные услуги. Данный бухгалтерский счет подлежит применению для операций по движению денежных средств по отдельно открытым лицевым счетам, связанным с государственными оборонными заказами, а также по лицевым счетам, открытым для движения денежных средств с использованием банкоматов. При этом необходимо учитывать, что счет 201 06 «Денежные средства на специальных счетах в кредитных организациях» не подлежит применению для операций по перечислению заработной платы работников учреждений на их личные банковские карты. В соответствии с Письмом Минфина России от 08.07.2015 № 02-07-07/39464 в случае, если в соответствии с коллективным договором или трудовым договором с работником предусмотрено перечисление заработной платы работникам учреждения на банковские счета, в том числе на счета, к которым привязаны банковские карты, операция перечисления заработной платы работникам учреждения на их банковские карты отражается в бухгалтерском учете без применения счета 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда». В этом случае операция перечисления заработной платы работника учреждения на банковскую карту отражается в следующем порядке:

  • начисление заработной платы работникам учреждения: Дебет 1 401 20 211, 0 109 60(80) 211 Кредит 0 302 11 730;
  • перечисление заработной платы на банковские карты работникам учреждения: Дебет 0 302 11 830 Кредит 1 304 05 211, 0 201 11(21) 610 забалансовый счет 18 код КОСГУ 211. При этом указанный порядок отражения операции перечисления заработной платы на банковские карты работников необходимо учесть при формировании учетной политики учреждения. Счет 304 03 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» в соответствии п. 273 Инструкции по бухгалтерскому учету (Приказ Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) применяется для удержания из заработной платы работников в пользу третьего лица.

С января 2016 года предусмотрен новый подход к отражению в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с возвратами дебиторских задолженностей прошлых лет. При поступлении денежных средств на лицевой счет учреждения, связанный с возвратом дебиторской задолженности прошлых лет (Дебет 0 201 11(21) 510 Кредит 0 205 00 (209 00) 660) , а также поступление денежных средств в виде возвратов, связанных с обеспечением закупок (Дебет 0 201 11(21) 510 Кредит 0 210 05 660), необходимо на забалансовом счете 17 «Поступление денежных средств на счета учреждения» показывать код КОСГУ 510 . Данная информация подлежит раскрытию в Отчете об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ф. 0503737) в разделе 3 «Источники финансирования дефицита учреждения» на вновь введенных строках: по строке 591 подлежат отражению суммы прироста денежных средств (возвраты дебиторских задолженностей прошлых лет); по строке 592 подлежат отражению суммы поступлений в виде обеспечений.

С 2016 года под финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений открывается общий лицевой счет для движения денежных средств учреждения, связанных с субсидиями на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, со средствами от приносящей доход деятельности, а также со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения. Таким образом, неиспользованный остаток денежных средств по лицевому счету учреждения является общим, и необходимые платежи подлежат оплате в пределах остатков денежных средств лицевого счета, в том числе за счет средств, находящихся во временном распоряжении (временное покрытие кассовых разрывов). При этом необходимо учитывать, что допускается обеспечение исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности (оплата иных денежных обязательств) за счет средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, при условии их временной невостребованности владельцем и восстановлении в течение текущего финансового года. При планировании деятельности бюджетных и автономных учреждений необходимо также учитывать, что в доходной части плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения закладываются все денежные потоки, кроме средств, находящихся во временном распоряжении учреждения. Использование денежных средств, находящихся во временном распоряжении учреждения, в оплату иного денежного обязательства в целях бухгалтерского учета признается не банковской операцией и отражается в учете с использование счета 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами». Допустим имеется кредитовое сальдо счета 4 302 26 730 - начисленное денежное обязательство (кредиторская задолженность) за оказанные учреждению услуги. При этом учреждение не имеет возможности произвести оплату денежного обязательства по причине отсутствия субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, но на лицевом счете учреждения имеется остаток денежных средств находящихся во временном распоряжении учреждения. Руководством учреждения принимается решение произвести оплату денежного обязательства в пределах остатка денежных средств по лицевому счету с последующим восстановлением потребленного источника. Операция оплаты иного денежного обязательства средствами, находящимися во временном распоряжении учреждения, отражается на бухгалтерском учете в следующем порядке:

  • на основании заключенного договора на оказание услуги и Справки ф. 0504833 отражается принятое обязательство за счет плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (субсидий на выполнение задания): Дебет 4 506 10 226 Кредит 4 502 11 226;
  • на основании Акта оказанных услуг и Справки ф. 0504833 отражается принятое денежное обязательство: Дебет 4 502 11 226 Кредит 4 502 12 226;
  • на основании Акта оказанных услуг начисляется кредиторская задолженность по оплате за оказанные услуги: Дебет 4 109 60(80) 226 Кредит 4 302 26 730;
  • направление средств находящиеся во временном распоряжении учреждения в оплату денежного обязательства: Дебет 3 304 06 830 Кредит 3 201 11 610 18 код 610; Дебет 4 201 11 510 Кредит 4 304 06 730 17 код 510;
  • перечисление денежных средств с лицевого счета учреждения в оплату денежного обязательства за оказанные услуги: Дебет 4 302 26 830 Кредит 4 201 11 610 18 код 226;
  • при поступлении на лицевой счет учреждения субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания прозводится восстановление потребленного ранее источника (средств, находящихся во временном распоряжении учреждения): Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 11 610 18 код 610; одновременно отражается не банковская операция: Дебет 3 201 11 510 Кредит 3 304 06 730 17 код 510.

Данная информация подлежит раскрытию в Отчете об исполнении учреждением плана финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) строки 831, 832.

С 2016 года при формировании бухгалтерской (бюджетной) отчетности государственными и муниципальными учреждениями необходимо выполнять требования Минфина России по соблюдению принципов раскрытия информации в отчетности: достоверности, своевременности, оперативности, существенности и достаточности. Целью бухгалтерской (бюджетной) отчетности о государственных (муниципальных) финансах является предоставление информации необходимой (полезной) для принятия экономических (управленческих) решений учредителем, руководителем учреждения и иным пользователями отчетной информации. Для реализации этой цели особое внимание следует уделять проведению оперативного мониторинга дебиторской и кредиторской задолженностей в течение финансового года, а также формированию в обязательном порядке резервов предстоящих расходов.