География польши. Общие черты хозяйства

. Хозяйство современной. Польши отмечается развитой отраслевой и территориальной структурой. Это индустриально-аграрное государство (промышленность дает около 36% стоимости. ВВП, 4% - сельское хозяйство и 60% - сфера услуг)

Промышленность имеет многоотраслевую структуру, в которой ведущее место занимают угольная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Хорошо развита строительная промышлен словисть.

Особенностью территориальной организации промышленности. Польши является ее значительная концентрация на юге страны. В наследство от социалистической экономики. Польша получила ряд нерентабельных, энергоемких и экологической чно грязных производств. После вступления в. ЕС в 2004 г страна получила многомиллиардную финансовую помощь для преодоления кризисных явлений в топливно-энергетическом, машиностроительном комплексах, легкой промышленно сти и других отраслях и успешно осуществляет их модернизациицію.

Топливная промышленность в значительной степени ориентирована на добычу и использование собственного топлива. Так, объемы добычи угля (прежде всего. Верхне-Силезский бассейн) составляют в последние годы 215-250 млн т т. Значительная часть его поступает на экспорт (в страны. Западной. Европы, скандинавских, а также в Украину). Нефть и газ. Польша импортирует, в основном, трубопроводами из. России. Рассматривается возможность имп орта нефти морским путем из. Норвегии и стран. Персидского залива. В перспективе. Польша может импортировать нефть. Каспийского бассейна при достройке нефтепровода. Одесса-Броды (Украина) до м. Плоцк. Производ тво электроэнергии сосредоточено на. ТЭС (97%), 3% дают. ГЭС. Треть тепловых электростанций сосредоточена в. Верхней. Силезии. Работают они в основном на угле, частично, на мазутна мазуті.

Металлургическая промышленность представлена??черной и цветной металлургией. Черная металлургия производит около 20 млн т стали и работает на собственном коксующихся углях и привозном руде (железной - из. Швеции т и Украины, марганцевой - из Украины). Черная металлургия сконцентрирована на юге в. Верхней. Силезии. Крупнейшими центрами е. Краков,. Катовице,. Ченс-тоховова.

Цветная металлургия частично работает на собственном сырье (медной и свинцово-цинковой) и на привозном (бокситы из. Венгрии). Цветная металлургия сконцентрирована в юго-западной части. Польши, ориентированных уеться на медные руды. Нижней. Силезии (Глогув,. Легница). Свинец и цинк выплавляют в. Катовице и других промышленных центрах. Верхней. Силезии. На электроэнергии. ТЭС работают предприятия по производству алюминиевых мини -. Скавиний и. Конинін.

Металлургия в целом удовлетворяет потребности. Польши в металле. Часть ее продукции идет на экспорт

Машиностроение, которое является важнейшей отраслью промышленного комплекса. Польши, дает около. ЗО% стоимости промышленной продукции и составляет значительную долю ее экспортного потенциала. В 1980-1990-х гг проблем мою польского машиностроения было технологическое отставание от уровня высокоразвитых стран. ЕС. Теперь эта проблема решается в основном за счет импорта технологий. Польское машиностроения специа лизируется на выпуске судов (Гдыня,. Гданьск,. Щецин), оборудования для энергетики, металлургии и химической промышленности (Краков,. Катовице,. Чен-стохова,. Бытом), для пищевой промышленности (Варшава,. Быдгощ), а также сельскохозяйственные машины"легковые автомобили, вагоны и т.д.. В последние годы получило развитие станко-и приборостроение, производство бытовых машин, развиваются отрасли точного наукоемног в машиностроение (Варшава,. Вроцлав,. Познань,. Краковаків).

Химическая промышленность. Польши имеет многоотраслевую структуру. Здесь активно развивается нефтехимия (Плоцк), газохимии (Пулавы и. Тарнов), химия органического синтеза, основная химия. Предприятия выпускают га алузи пластмассы, синтетические волокна, каучук, минеральные удобрения, серную и азотную кислотыти.

Текстильная промышленность - традиционная отрасль. Польши. Она отличается высоким уровнем территориальной концентрации. Большинство предприятий находится в. Лодзи (2/3 работающих) и в. Нижней. Силезии

Пищевая промышленность подверглась значительной модернизации в последние годы. Она выпускает муку, сахар, плодоовощные и мясные консервы и другую продукцию. В своем размещении тяготеет к районам производства сел ькогосподарськои сырьяни.

Сельское хозяйство

Проблемой сельского хозяйства. Польши в низкая эффективность, небольших фермерских хозяйств. Однако рост сельскохозяйственного экспорта в страны-члены. ЕС в 2004-2006 гг укрепляет его позиции й за счет качества и дешевизны продукции животноводства и растениеводства. Польское сельское хозяйство специализируется среди стран. Центральной. Европы на производстве картофеля (пятое место в мире), лен в, молока, табака, мяса, сахарной свеклы, ягод. В структуре сельскохозяйственной продукции основное место принадлежит растениеводству. Под зерновыми культурами занято 56% посевных площадей, кормовыми - 13%, к артоплею - 16%, техническими - 5%. Крупнейшие посевы пшеницы в южной и юго-восточной. Польше. На севере, в центре и на востоке в структуре зерновых увеличивается доля ржи и ячменя. Южная и центр альная. Польша - районы развитого садоводства и овощеводства. Здесь значительного развития приобрело выращивание, ягод (смородины, клубники, малины и др.ни та ін.).

Не указаны проблемы промышленности. Польши, в частности легкой промышленности и машиностроения

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная транспортная система радиальное (от. Варшавы) простирания. Однако все большее значение приобретают транспортные артерии направления. Восток -. Запад (две железнодорожные ветки: южная, щ что уходит из Украины через. Краков -. Катовице в. Варшаву, и северная - из. России через. Беларусь в. Варшаву и. Познань), а также меридиональные пути от. Балтики на юг. В. Польше идет реконструкция отдельных вы дев транспорта, создание трубопроводной сетижі.

На сегодня автомобильные перевозки превышают железнодорожные-Наивысшая плотность автодорог сформировалась на западе. Морской транспорт. Польши осуществляет значительную долю международных перевозок грузов. Речной транспорт использует судоходные реки. Одра,. Вислу и каналли.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-и газопроводами, которые идут с. Востока через. Польшу в. Западную. Европу, а также от портов на. Балтийском море

Внешнеэкономические связи

К середине 1980-х гг были ориентированы на социалистические страны. Во время рыночных преобразований возросла интенсивность связей со странами. Запада, хотя восточноевропейские также составляют значительную долю в эксп портно-импортных операциях. Польши. Сейчас она экспортирует судна, оборудования для пищевой и химической промышленности, автомобили, кокс, продукты питания, изделия деревообрабатывающей промышленности, медь и другое продукцию. Польша импортирует нефть, газ, руды черных металлов и бокситы, химическую продукцию, машиншини.

Польская промышленность берет свое начало еще в первобытном обществе. Тогда в основном развивались те отрасли, которые обеспечивали людей всем жизненно необходимым: земледелие, скотоводство, гончарство, ткачество, обработка шкур и изготовление пряжи. В средние века бурно развивалось ремесленничество и земледелие, а большая машинная индустрия появилась уже в капиталистическое время.

В годы, когда Польша шла по пути социализма, в стране активно развивалось тяжелое машиностроение, энергетика, металлургия и легкая промышленность. Но в 1991 году страна перешла к рыночной экономике, и эта реорганизация привела к ухудшению уровня жизни работников, занятых в промышленности. Но преодолев все трудности, Польша вышла из кризиса, переориентировав свое производство на рынки стран Западной Европы и Ближнего Востока. И уже в 2004 году она первой из постсоветских стран стала членом Европейского Союза.

Главные отрасли польской промышленности

Сейчас Польша считается аграрно-индустриальной страной, а её промышленность представлена машиностроением, металлургией, металлообработкой, судостроением, химической, фармакологической, текстильной и пищевой отраслями.

На сегодняшний день польская промышленность насчитывает около 400 тысяч экономических субъектов, большая часть которых, находится в частной собственности.

Машиностроение

Среди стран Восточной Европы Польша имеет самый высокий экономический потенциал, а самой крупной отраслью её промышленности по праву считается машиностроение.

Здесь выпускают промышленное, транспортное, сельскохозяйственное и строительное оборудование, изготавливают трактора и машины. И по многим видам производимой продукции, как например, рыболовные суда, дорожные и строительные машины, пассажирские и товарные вагоны, телевизоры, самолеты и вертолеты различного назначения, Польше принадлежат лидирующие позиции в Европе. В 2013 году в стране машиностроительной отраслью было изготовлено и реализовано продукции на сумму 72 млрд. долларов.

На подъеме находится автомобилестроение – ежегодно в стране выпускается более 700 тысяч легковых и грузовых автомобилей, в основном это Opel, Volkswagen, Fiat, Daewoo, Volvo, MAN.

Основные машиностроительные предприятия расположены в таких городах как Варшава, Лодзь, Познань, Вроцлав, Гданьск.

Химическая промышленность

Эта отрасль промышленности в Польше очень хорошо развита. Страна прочно обосновалась в первой десятке европейских стран, выпускающих разнообразную химическую продукцию, среди которой минеральные удобрения, серная кислота, синтетические волокна, лаки и краски, содопродукты. В меньших масштабах страна выпускает пластмассы, синтетический каучук, покрышки для машин.

Основные предприятия химической промышленности находятся в Катовицком воеводстве.

Легкая и пищевая промышленность

Среди предприятий легкой промышленности лидирующие позиции принадлежат текстильной отрасли, старейшей и традиционной для страны. Её предприятия сконцентрированы в районе Лодзи. Здесь выпускают различные виды пряжи и тканей: шелковые, хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, а также из искусственного волокна. Многие предприятия Польши используют эти ткани для пошива готовой одежды и изготовления трикотажного полотна.

Предприятия пищевой промышленности, выпускающие продукты питания, напитки и табачные изделия, находятся практически во всех городах Польши, ведь в структуре польской промышленности доля этой отрасли составляет более 20 %, а количество работающих здесь достигает 17 % от всех занятых в промышленности.

Наиболее перспективными секторами пищепрома Польши считается плодоовощной, молочный, мясоперерабатывающий, кондитерский. Спрос на польские продукты питания с каждым годом увеличивается, и уже около 80% экспортируемых польских пищевых товаров сегодня поставляется в высокоразвитые страны.

Крупные промышленные предприятия

Польская промышленность размещена по всей территории страны довольно равномерно, хотя в некоторых районах наблюдается концентрация предприятий какой-либо одной отрасли. Так, например, на промышленных предприятиях Катовицкого воеводства, которое находится в Верхней Силезии, работает более 20 % всех занятых в польской промышленности. Здесь расположены крупные заводы и фабрики металлургической, угольной, машиностроительной и химической отрасли.

В районе Лодзи, Ченстохова и Бельско-Бялы находятся основные предприятия текстильной промышленности, где занята почти половина всех работников этой отрасли.

Центром судостроения традиционно считаются балтийские города – Гданьск и Щецин.

Предприятия, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции сконцентрированы в столице и её окрестностях.

Предприятия транспортного машиностроения размещают, как правило, в крупных промышленных городах. Легковые автомобили производят в Варшаве, Познани, Люблине, Плоньске, Нисе. Центрами по выпуску грузовых автомобилей считаются Стараховице и Ельч. Пригородные электрички изготавливают во Вроцлаве, вагоны для пассажирских поездов в Познани, а товарные вагоны – в Свиднице и Зеленой Гуре.

Крупные польские предприятия

Сегодня в Польше работает множество крупных перспективных компаний, занятых в различных областях промышленности.

В странах Восточной Европы очень популярна бытовая техника польской фирмы Zelmer. Это кухонные комбайны, мясорубки, блендеры, кофеварки, утюги, фены и другая мелкая бытовая техника. За 60 лет качественная техника заслужила у потребителей высокую оценку и доверие.

Фармакологическая компания Polpharma SA специализируется на выпуске препаратов для кардиологии, неврологии и гастроэнтерологии, а также антибиотиков, косметических препаратов и диетических добавок. Компания входит в 20 самых лучших производителей лекарственных препаратов.

Компания Brilux, основанная в Польше 20 лет назад, является одним из крупнейших разработчиков, изготовителей и поставщиков осветительного оборудования в мире.

В Люблинском воеводстве находится химический комбинат «Пулавы», который вот уже 50 лет специализируется на производстве азотных и фосфорных удобрений, меламина, перекиси водорода и технических газов.

Когда речь заходит об иммиграции в Европу, у многих возникает желание переехать в Германию или Францию. Там самый высокий уровень жизни и самые высокие зарплаты. Однако в этих странах высокая конкуренция на рынке труда и к тому же жесткие условия для трудовой миграции. Узнав об этом, многие опускают руки, считая, что переезд в благополучную европейскую страну – недоступная мечта. Но это вовсе не так – страны ЕС успешно развиваются, и потребность в профессионалах, которые способны работать, в частности, на заводских производствах, постоянно растет. Несомненным лидером в этом отношении является Польша. Работа в Польше на заводах отличается комфортными условиями труда и конкурентной заработной платой, а также имеет ряд преимуществ, которые ценятся мигрантами.

Рынок труда и особенности трудоустройства на заводах в Польше

Первые вакансии для иностранцев в Польше появились в сфере сельского хозяйства. Речь шла о сезонных работах по уборке урожая. Зачастую такой труд был нелегальным. При этом устроиться на работу на фабрику или завод не представлялось возможным – в то время они были укомплектованы местной рабочей силой.

По мере того как Польша продвигалась по пути интеграции с ЕС, в стране стали появляться новые производственные мощности – европейские производители начали переносить в Республику Польша (РП) свои производства из-за сравнительно недорогой рабочей силы, поэтому устроиться на работу, например, на автомобильном заводе, не составляло особого труда.

Компании из разных регионов мира заинтересованы в строительстве новых производств на польской территории, поскольку продукция, произведенная внутри ЕС, не облагается ввозными пошлинами и может продаваться на всей его территории.

Именно этими соображениями руководствовались концерны по производству бытовой техники Samsung и LG, построившие свои заводы в Польше.

В настоящее время польская продукция успешно экспортируется не только в страны ЕС, но и за его пределы. Нам она, в частности, знакома по конфетам, которые выпускает шоколадная фабрика “Ферреро”.

И все же интеграция в ЕС принесла Польше не только преимущества, но и определенные проблемы. Вместе с полноценным гражданством Европейского союза поляки получили право жить и работать в любой его точке. Результатом этого стала активная миграция местного населения в страны Западной Европы, которые могут предложить более высокие зарплаты. К примеру, поляки, работавшие на макаронной фабрике, перебрались на работу на аналогичные предприятия в Италии или Германии.

Нужно сказать, что западноевропейские работодатели отдают предпочтение работникам из Восточной Европы перед беженцам из Африки и Азии, которые достаточно сложно адаптируются и не очень хотят работать, несмотря на то, что вакансии для них есть. К тому же многим беженцам не хватает квалификации, а некоторые просто предпочитают жить на пособие: нередко оно выше, чем оплата за неквалифицированный труд.

Для выходцев из стран СНГ работа в Польше имеет целый ряд преимуществ:

  • высокая заработная плата;
  • возможность легального трудоустройства. Нехватка персонала побуждает польское правительство максимально упрощать процесс привлечения иностранной рабочей силы. Официальное трудоустройство позволяет легализовать длительное пребывание в ЕС и в конечном итоге рассчитывать на получение европейского гражданства. Безусловно, в первую очередь требуются представители рабочих специальностей (например, можно работать на кофейных заводах) – это позволит быстрее легализоваться, а со временем заняться той работой, которая вам больше по душе;
  • забота о наемных работниках. Нельзя сказать, что работодатели очень хотят заботиться о своих рабочих, но по закону они вынуждены это делать. Поэтому работники в обязательном порядке обеспечиваются спецодеждой и средствами защиты, а их труд, в том числе сверхурочный, оплачивается в полном объеме. Кроме того, на них распространяются все социальные гарантии;
  • работники нередко обеспечиваются бесплатным или льготным жильем. В основном это общежития, расположенные недалеко от предприятия, что позволяет работнику без труда добраться к месту работы. Для людей, оказавшихся в чужом государстве, это является серьезным подспорьем;
  • стоимость продуктов питания в Польше намного ниже, чем в большинстве европейских стран, в том числе и в Украине. Это позволяет экономить и не тратить на питание много денег;
  • получение навыков работы на современном производстве. Заводы Польши преимущественно новые либо реконструированные, процент автоматизации производства на них очень высок. Работа, например, на фабрике подушек, существенно отличается от аналогичной работы в странах СНГ. Правда, подобные фабрики в последнее время появляются и у нас. Естественно, им нужен подготовленный персонал, поэтому те, кто планирует вернуться на родину, обязательно будут востребованы;
  • немаловажным является языковой фактор. Русский язык в СНГ знают практически все. Польский язык тоже относится к группе славянских, поэтому освоить его на уровне, достаточном для работы, например, на картонной фабрике, значительно легче, чем немецкий, французский или голландский. Впрочем, в Польше довольно много компаний, в которых работают преимущественно мигранты из СНГ, поэтому общение происходит на русском.

Поиск работы на заводе: какие вакансии предлагаются и на каких предприятиях

Заводы и фабрики обычно строят вблизи крупных городов, таких, как Варшава или Гданьск. Поэтому вакансии можно искать на сайтах объявлений интересующего вас региона. Многие находят работу с помощью знакомых, отправившихся на заработки в Польшу ранее. Можно также просматривать сайты польских представительств крупных международных компаний – обычно они содержат целые разделы об имеющихся вакансиях.

Трудоустройство всегда требует от соискателя определенных затрат времени и сил, однако нет ничего невозможного в том, чтобы найти работу в Польше самостоятельно.

Если же вы хотите ускорить процесс поиска работы, можно обратиться в специализированные агентства по трудоустройству за рубежом.

Вакансии предлагаются самые разные. Как и везде в мире, очень нужны специалисты высокой квалификации в своей отрасли, но есть работа и не только для них. В Польше успешно работает пищевая промышленность – имеется в виду переработка различного пищевого сырья и производство продукции с высокой добавленной стоимостью.

Часто предлагается работа на мясокомбинатах. Причем требуются не только обвальщики, но и различные технические работники по ремонту и обслуживанию производственных линий, а также логисты и специалисты подразделений снабжения и сбыта, обслуживающий персонал.

На рыбном заводе в Польше от соискателя не потребуют даже минимального опыта работы, поскольку перед допуском к рабочему месту обязательно проводится обучение. Такие заводы занимаются замораживанием и размораживанием рыбы, изготовлением из нее консервов и пресервов, упаковкой готовой продукции. Все это должно быть выполнено в соответствии с современными требованиями, поэтому поляки считают, что любой сотрудник должен быть обучен.

Довольно много вакансий на фабриках по производству кофе, куда требуются технологи, техники и низкоквалифицированный персонал: уборщики, разнорабочие, грузчики.

В Польше хорошо развито машиностроение. Поэтому если вы сварщик, токарь, слесарь или представитель подобных специальностей, можно найти себе работу на автомобилестроительном или на судостроительном заводе. Развиты в стране и другие области машиностроения. Причем на многие предприятия, помимо рабочих, требуются также техники и квалифицированные инженеры.

Правда, дипломы о полученном в СССР или СНГ высшем образовании требуют нострификации – прохождения специальной процедуры их признания в Польше.

Нередко самостоятельный поиск работы сопряжен со значительными трудностями. В этом случае имеет смысл обратиться за помощью в одно из рекрутинговых агентств, воспользовавшись базой польских агентств по трудоустройству .

Разумеется, за услуги посредника придется заплатить, однако помощь в трудоустройстве и организации выезда за рубеж того стоит. Условия у всех агентств разные, и вы сможете подобрать для себя то, которое устроит вас по цене.

Для получения информации о потенциальных работодателях Польши, а также для проверки вакансий, предлагаемых агентствами, следует воспользоваться реестром Центрального статистического управления (GUS) Польши.

Какие документы потребуются для трудоустройства в Польше

Для легального трудоустройства в РП вам понадобится . Чтобы оформить это разрешение в дипломатическом представительстве Польши в вашей стране, нужно представить следующие документы:

  • 3,5 на 4,5 см;
  • и его ксерокопию;
  • внутренний паспорт и его ксерокопию;
  • оригиналы и копии публичного обещания трудоустройства и заявления о намерении поручить работу иностранцу от приглашающей стороны. Приглашение от работодателя должно быть зарегистрировано в уездном управлении труда.

Для легального трудоустройства в Польше наемному работнику заключить трудовой договор (контракт) с работодателем.

В РП существует несколько видов трудовых договоров, каждый из которых четко регламентирует права и обязанности работника. Если вы не владеете польским языком на достаточном уровне, работодатель обязан предоставить вам перевод документа на доступном для понимания языке.

Особенности трудоустройства при наличии биометрического паспорта

Не так давно украинцы получили возможность ездить в Европу по безвизу. Это значительно упростило процедуру трудоустройства в Польше, хотя и не дает права на длительную легальную работу в этой стране. Поскольку национальная рабочая виза теперь не является необходимым условием, украинцы, которые хотят работать в Польше, должны получить так называемое oświadczenie – декларацию о намерении трудоустройства иностранца, или же традиционное разрешение на работу.

Для того чтобы гражданин Украины получил oświadczenie, польский работодатель должен заполнить декларацию с его и своими данными и зарегистрировать этот документ в местном управлении труда.

Как известно, многие работодатели, в том числе и польские, желая снизить затраты, нередко нанимают работников, не подписывая с ними трудовых договоров. Такая работа считается нелегальной, поскольку ни одна из сторон не платит налоги, и грозит работнику неприятными последствиями: денежным штрафом в размере от 1 000 до 5 000 злотых, депортацией и запретом на въезд в Польшу и другие страны ЕС на срок от полугода до 3 лет.

Требования к работникам, условия труда и проживания

В зависимости от того, на какую должность вы претендуете, меняются требования, предъявляемые к вашему опыту и знаниям. В Польше много работы для неквалифицированных и начинающих работников. Соответственно, требования к ним минимальны, а иногда и вообще отсутствуют. Главное, чтобы человек был способен работать и учиться.

Условия труда в Польше соответствуют нашим представлениям о работе в Европе: качественное оборудование и спецодежда, нормированный рабочий день и доплаты за сверхурочную работу. Часто вместе с работой предлагается и место для проживания. Условия в таких общежитиях не слишком шикарные, но вполне приемлемые для человека, приехавшего на заработки.

Уровень зарплат

Намного выше, чем в российской глубинке или странах СНГ. Минимальная оплата труда составляет 13,7 злотых (3,29 евро) в час. В целом минимальная зарплата – 2 100 злотых (503,72 евро) в месяц. При этом средняя зарплата составляет 4 353 злотых (1035 евро).

Размер средней зарплаты зависит от региона страны, в котором вы собираетесь работать. Наиболее высокие средние зарплаты в Варшаве – 5 600 злотых (1330 евро), Гданьске – 4 720 злотых (1125 евро) и Катовице – 4 700 злотых (1120 евро).

Самые низкие в Белостоке – 3 790 злотых (900 евро), Жешуве – 3 760 злотых (895 евро) и Ольштыне – 3 630 злотых (865 евро).

Стоимость жизни в Польше

Наряду с довольно высокими зарплатами в Польше весьма умеренные цены, позволяющие прилично жить на имеющиеся доходы.

Польские расценки на некоторые основные товары, услуги и продукты питания:

Товар/ услуга Стоимость злотых (евро)
Проезд в общественном транспорте 1,7-7 (0,41-1,68)
Бензин за 1 литр 5,3-5,7 (1,27-1,37)
Хлеб за 1 буханку 3 (0,72)
Молоко за 1 литр 5 (1,2)
Картофель за 1 кг 0,6 (0,14)
Свинина (шея) за 1 кг 20 (4,8)
Растительное масло за 1 литр 5 (1,2)
Сок за 1 литр 4 (0,96)
Коммунальные услуги в месяц 250-400 (60-96)

В заключение

Работа в Польше на заводах и фабриках – отличная возможность пожить и поработать в Европе. РП заинтересована в притоке рабочей силы, поэтому условия получения работы здесь одни из самых мягких в ЕС.

Легальная работа позволяет находиться в стране на законных основаниях, а в дальнейшем оформить ее гражданство. Если же вы не хотите покидать родину навсегда, трудоустройство в Польше предоставит возможность приличного заработка на личные и семейные нужды.

Работа на заводе в Польше. Отзыв: Видео

Польша, в настоящие дни, обладает сильно развитой экономикой и является значимым участником европейских и мировых экономических отношений. Польша успешно производит и отправляет на экспорт машины и оборудование — это около половины экспорта страны, автомобили, автобусы; авиационную технику; суда для добычи морских запасов страны, суда для транспортировки грузов, яхты; продукцию химической отрасли, топливо, текстильные изделия, продукты питания, мясо, фрукты. Так же развита область производства строительных материалов и рыболовство.

На сегодняшний день, после переориентации производства на ближневосточный и западноевропейский рынки, основными отраслями промышленности Польши являются автомобильная, металлургическая, тяжёлое машиностроение, химическая и фармакологическая отрасли, пищевой и текстильный сектора. Большое развитие получило судостроение и авиационная промышленность. Страна, на сегодняшний момент, является одним из экономических лидеров в . Промышленность Польши сегодня составляет более тридцати процентов от общего ВВП страны. Большая часть производимой продукции отправляется в страны Евросоюза, на экспорт, что может говорить о высоком уровне качества и конкурентоспособности.


Автомобильная промышленность

На сегодняшний день в Польше выпускается более пятисот тысяч автомобилей в год. В основном это марки зарубежных брендов, таких как: Toyota, Fiat, Opel, Volkswagen. Кроме легкового транспорта страна производит грузовой. Это и автобусы, и строительная и аграрная техника. Также, в этом направлении производится большое количество автомобильных деталей, начиная от производства покрышек и автокресел и заканчивая электроникой и двигателями внутреннего сгорания. Большая часть производимой продукции страна отправляет на экспорт. Автомобильное производство располагается в таких городах как Варшава, Плоцк, Нысь, Люблин. Производство грузового транспорта – в Ельче и Стараховице.

Металлургия

Металлургическая промышленность Польши делится на чёрную и цветную отрасли.

Чёрная металлургия.

За последние годы страна провела обширную модернизацию своих производств, что подняло промышленность на новый уровень, улучшило качество выпускаемой продукции и, соответственно, её объём. Сегодня Польша выпускает более 20 миллионов тонн проката. Для производства металла страна добывает и использует собственные залежи угля. Центры производства – Варшава, Гданьск, Познань.

Цветная металлургия.

Здесь можно выделить горнодобывающую отрасль. По запасам и добыче медной руды, серебра и серы страна занимает одно из ведущих мест в мире, по запасам полиметаллов, в Европе. По производству меди Польша занимает третье место в Европе и десятое в мире. Промышленность сосредоточена в южных воеводствах.

Тяжёлое машиностроение

Эта отрасль отличается большой металлоёмкостью. Специализируется на продукции сельхоз назначения, горнодобывающих машинах, оборудовании для строительства; оборудовании для химических производств, пассажирских и товарных вагонов. Производственные комплексы расположены, в основном, в Силезском воеводстве, Варшаве, Лодзе, Вроцлаве, Познани, Гданьске. Годовой оборот в машиностроении Польши на данный момент составляет порядка 70 миллиардов долларов.
Ближе к настоящему времени в машиностроении появилось направление по приборостроению, по изготовлению изделий для электротехнической промышленности. Центрами по изготовлению электронных и электротехнических деталей является Варшава, Быдгощ и Гданьск.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Польши основывается в основном на больших залежах соли и серы. Польша производит огромное количество высококачественных азотных удобрений для сельского хозяйства, пластификаторы и другие химические вещества. Сильно развито производство серной кислоты, фосфата, лаков, красок. Чуть менее – производство пластмасс, каучука, автомобильных покрышек. Польша и здесь является лидером по количеству выпускаемой продукции, входит в европейскую десятку производителей. Но, тем не менее, отсутствие в природных ресурсах такого важного сырья как нефть (добыча очень незначительна), сказывается на общей экономике страны, в связи с чем, Польша сильно отстаёт от западноевропейского региона в области химической промышленности.

Фармацевтическая отрасль

Производство фармацевтической продукции, так же, занимает ведущие места в экономике Польши. Благодаря своей положительной динамике в развитии, эта отрасль вышла, по данным компании “Business Monitor International”, на второе место по обороту и привлекательности рынка. По аналитическим прогнозам, развитие этой отрасли на конец 2017 года, будет более пяти процентов, а оборот составит порядка девяти млрд евро. Акцент фармацевтической отрасти делается, в основном, на производство генериков. Генерик – это лекарственное средство, у которого химический состав такой же, как у оригинала, обладающее такой же эффективностью, но не имеющее патента.

Лёгкая промышленность

Основными препятствиями в динамике развития легкой промышленности Польши остаётся невысокий спрос местной продукции на внутреннем рынке и возросший ввоз продукции легкой промышленности из стран Азии, в первую очередь из Китая. Влияние данных факторов приводит к тому, что, по оценкам экспертов, рынок продукции легкой промышленности неминуемо ожидает четкое разделение: в низшей ценовой категории будет преобладать продукция, ввозимая из стран Южной или Юго-Восточной Азии, а польские предприятия, выпускающие подобные изделия будут закрываться, в то же время шансы дальнейшего развития будут только у тех производств, которые занимаются производством дорогой, качественной и уникальной продукции под хорошо узнаваемым брендом, а также развивают свою собственную торговую сеть розничных продаж.

Пищевая промышленность

Пищевая промышленность занимает солидную нишу в двадцать процентов от всей экономики страны. Предприятия, выпускающие продукты питания, алкоголь, табак или напитки расположены равномерно по всей территории, есть почти в каждом городе. Особо выделяются своим развитием отрасли мясоперерабатывающей, кондитерской, молочной продукции. Экспорт продукции этих сегментов промышленности на рынке достигает восьмидесяти процентов, что говорит о надлежащем высоком качестве. Очень важным направлением в пищевой промышленности является производство сахара, так как это усиливает влияние на рост в других областях. За последний период пищевая промышленность так же прошла модернизацию новым оборудованием и технологиями.

Текстильная промышленность

Текстильная промышленность — это национальная отрасль Польши. Большинство производственных предприятий располагается в Лодзи. Предприятия занимаются обработкой шёлка, льна, синтетических волокон, хлопка для изготовления тканей. Далее, продукция передаётся на внутренние предприятия, которые специализируются на пошиве одежды, изделиях из ткани.

Обувное производство

Польша производит модную и комфортную мужскую и женскую обувь. В списках брендовых польских производителей такие фирмы, как: Nessi, Szydlowski, Sala, Kanewski, Marco, Acord, Badura, Best But, Simen, Mariaz. Обувь польского производства прекрасно зарекомендовала себя и на внутреннем рынке страны, и в странах Европы.
Производители польской обуви работают на новых линиях оборудования, закупленного в других странах для модернизации внутреннего производства, на предприятиях работает квалифицированный, обученный персонал, проводится постоянный контроль за качеством на всех этапах производства. Все это обеспечивает польскую продукцию необходимыми для конкурентной позиции на рынке особенностями - надежность, невысокая стоимость и комфорт. Время сломанных каблуков и супинаторов давно в прошлом.
Материалы для производства закупаются в соседних европейских странах. Например, кожу для производства обуви возят из Италии и Испании.
Мягкие отделочные материалы, гибкая подошва, делают изделия удобными.
Польская обувная продукция отличается сравнительно невысокой ценой. При этом, как уже говорилось, для ее изготовления поставляется высококачественное сырьё стран европейского союза. Дело в том, что у польских производителей нет такой известности как у именитых брендов, поэтому ставить высокую стоимость за неизвестное имя не приходится.

Судостроение

Грузооборот здесь обеспечивается и речными и морскими путями. Польша обладает довольно большим торговым флотом. Основные водные направления – реки Одра и Висла. Наибольшую часть морских перевозок (более 60%) обеспечивают порты Гданьска и Гдыни.
Несмотря на то, что мощные судоверфи, построенные во времена ПНР и являвшиеся экономическим двигателем, фактически потеряли свою значимость, на их основе, как ростки после дождя, прорастают небольшие, но более специализированные частные предприятия. Ближе к настоящему времени совместная доходность этой отрасли составляет около десяти миллиардов долларов. По мнению ведущих мировых держав, это развитие может только радовать. Современные, небольшие польские судоверфи чувствуют себя и на внутреннем и на внешнем рынках, как рыбы в воде.

Если в конце прошлого века в Польше строились суда, стоимостью примерно 3-4 доллара за один килограмм веса, то сегодняшнее, частное судостроение, поменяв сектор выпускаемой продукции, значительно подорожало. Сегодня стоимость продукта водной промышленности возросла в шесть – семь раз и составляет 18-20 долларов за килограмм, а это служит лучшим ориентиром технологического развития. Всё производство прошлого века не идет ни в какое сравнение с суперсовременными роскошными яхтами, парусниками и другими видами судов.

Рыболовство

Несмотря на то, что за последние годы добыча продуктов моря имеет тенденцию к понижению объёма добычи, оно остаётся важной отраслью хозяйства. Если в середине прошлого века Польша улов в морской промышленности составлял около 650 тыс. т., то к нынешнему времени показатели добычи уменьшились до 450 тыс. т.

Производство стекла, строительных материалов

Запасы природных ресурсов в Польше имеют благодатные условия для поднятия промышленности строительного сырья и материалов. Основным является производство цементной и стеклянной промышленности. Основные районы по производству цементной промышленности – это Опольский — 30% всего производства в Польше, Свентокшиский (25%) и Холмский – это Люблинское воеводство, 10-12%.
Лидирующей областью с многолетним опытом в производстве стекла и изделий из него является Судетский округ. Здесь находится много больших предприятий, сосредоточенных вблизи городов Болеславца, Валбжиха и Строне-Сленска.

Авиационная промышленность

В Польше хорошо развита внутренняя сеть собственных авиалиний, что предполагает её использование как в перевозке пассажиров внутри страны, так и различных грузов. Благодаря этому по стране находится множество сервисных и инженерных авиацентров.

Польша производит большое количество разнообразной авиационной техники. И, так же, занимается её обслуживанием. По стране располагается более пятидесяти авиационных предприятий, которые выпускают вертолёты, небольшие спортивные и пассажирские самолёты, планеры, самолёты для сельского хозяйства. Производят авиационные запчасти к своей продукции.

Авиационная долина, территориально находящаяся на юго-востоке Польши – это одно из лучших мест для осуществления и развития авиапроектов. Самолёты местного производства, помимо спроса внутри страны, идут на экспорт. Их закупает как Европа, так и страны мира. Польша располагает своими центрами по подготовке, переквалификации и обучению пилотов.

Воздушное сообщение имеет большое значение для международных перевозок пассажиров. Крупнейший аэропорт расположен в столице страны — Варшаве (1700000 Пассажиров). Он соединен международными авиационными направлениями со всеми европейскими странами, а также с основными мировыми: Нью-Йорком, Каиром, Дели и Пекином. Также, значимые аэропорты находятся в городах: Гданьск, Вроцлав, Краков, Познань.

Заключение

Утверждают, что улучшение экономических изменений, которые происходят в стране за последние годы, связаны с переориентацией внутренних производителей на экспорт выпускаемой продукции. В связи с чем совершенно не удивительно, что все промышленные отрасли страны сегодня активны в своём развитии. В результате, страна, считается одной из самых обещающих по вложению субсидий и своему экономическому потенциалу.
В Европе, развитие польской экономики считают феноменом. Страна получила название «европейского Китая», которому, несмотря на мировой кризис, удалось не остановиться в своём развитии. Польша – это быстро растущий рынок, который вскоре начнёт оказывать влияние на мировую экономику.

Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование.

Страна занимает пятое место в мире по разведанным запасам каменного и бурого угля, а также имеет залежи меди, серы, цинка, свинца, серебра, магния и каменной соли, что дает значительный вклад в польский экспорт. Есть также потенциально перспективные запасы известняка, каолина, глинозема, поташа и природного газа.

Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 10-15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.

Польская промышленность - это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше - это частные субъекты.

В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин - крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

  • машиностроение
Польша - самая крупная из стран Восточной Европы по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению - отрасли международной специализации.

Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.

Польские заводы отличаются самым высоким качеством изделий, эффективностью их производства и низкими расходами. Выгодное расположение в сердце Европы дает возможность сотрудничать с моторизационными заводами в соседних странах.

Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

  • авиационный сектор
Польская «авиационная долина» славится авиационной промышленностью и центрами подготовки пилотов. Свои знания она черпает из столетней традиции этой отрасли экономики и 70 лет опыта польской авиации. Польская авиационная промышленность сконцентрирована главным образом в одном географическом регионе. Семьдесят пять процентов производства и занятости в секторе находится в южно-восточной части страны. Сейчас на польском рынке в этом секторе действует около 100 предприятий, в которых занято более 20 тыс. человек.

Можно перечислить несколько положительных факторов объясняющих, почему следует вкладывать деньги в авиационную промышленность именно в Польше, среди них:

  1. многолетние традиции страны в этом секторе,
  2. развитая производственная деятельность иностранных инвесторов,
  3. конкурентные издержки производства,
  4. наличие высококвалифицированных инженерно - технических кадров,
  5. развитая сеть субподрядчиков,
  6. деятельность Объединения «Авиационная Долина»,
  7. густая сеть международных и внутренних аэропортов,
  8. развитая база для обучения и подготовки кадров.
Положительной чертой польского авиационного сектора является развитая сеть внутренних авиалиний, которую можно использовать для перевозки грузов, что является привлекательным фактором для размещения в нашей стране инженерных и сервисных центров воздушных линий.

Польша производит самолёты: народно-хозяйственного назначения, учебно-тренировочные, самолеты бизнес авиации, а также вертолёты, планеры, запчасти и аксессуары для авиации. Большая часть продукции предназначена на экспорт, главным образом в США, Венесуэлу, Индонезию, Италию, Грецию, Канаду, Испанию, Германию, Южную Корею, Вьетнам.

  • химическая промышленность
Химическая промышленность Польши отличается от соседних стран тем, что производит значительное количество серной кислоты, кальцинированной соды, карбида кальция, суперфосфата, азотных удобрений, синтетических волокон и каучука, пластмассы, парфюмерии, автопокрышек и фармацевтических изделий.

Но химическая промышленность всего региона Восточной Европы сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти.

  • строительная промышленность

Строительный сектор регулируется законом "О строительстве" от 7 июля 1994 года с изменениями.

Показатели строительной промышленности значительно возросли в 1997-2000 годах, первоначально как результат иностранных инвестиций главным образом в областях производственной, торговой и административной застройки, хотя возрастало также число новостроек, финансируемых польским капиталом. Однако в 2001 году, после десятилетнего подъема, эта благоприятная тенденция изменилась. В 2003 году польская строительная промышленность испытала спад порядка 3%.

На итоговый результат повлиял спад (3%) в частном секторе и резкое понижение показателей государственных предприятий (5%). В 2003 году доля частного сектора в строительстве продолжала возрастать, чтобы достичь почти 98% (в 2002 году 97,6%).

  • пищевая промышленность
Доля пищевой промышленности, к которой относится производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, в структуре продаж польской промышленности в целом составляет около 20%. В ней работает почти 17% от общего числа занятых в промышленности.

Существенной чертой развития пищевой промышленности в последние годы является ускорение процесса индустриализации переработки сельхозпродуктов как отражения роста уровня производства больших промышленных предприятий.

Несмотря на очевидный прогресс, доля пищевой промышленности в освоении сельскохозяйственной продукции по-прежнему является низкой и составляет: в производстве концентрированных кормов и в переработке овощей и картофеля -около 25-30%, в убое скота - неполных 50%, в переработке зерна и молока - около 65%, а фруктов - свыше 80%.