Хозяйство западной сибири.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Исследование состава, географического расположения, демографической ситуации и ресурсов Западной Сибири. Характеристика природных условий и рельефа, состояния промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Описания заповедников и природных комплексов.
презентация , добавлен 15.05.2012
Изучение физико-географических характеристик Западной Сибири. Исследование геологического строения, рельефа, почв, растительного и животного мира. Описания особенностей ландшафтов Западной Сибири. Сравнительный анализ ландшафтных зон тундры и лесотундры.
курсовая работа , добавлен 21.04.2015
Общие представления о Западной Сибири, природное районирование данного региона: тундра и лесотундра, мелколиственные леса, степь и лесостепь, горные районы. Характеристика климатического районирования юга Западной Сибири, объект и цели данного процесса.
курсовая работа , добавлен 24.07.2014
История зарождения и освоения газового комплекса Западной Сибири. Структура ресурсов нефти и текущая характеристика качества ее запасов. Динамика развития нефтегазоперерабатывающей промышленности Западно-Сибирского региона, перспективы ее развития.
курсовая работа , добавлен 16.10.2010
Географическое положение, природные ресурсы и месторождения района. Численность и уровень жизни населения. Характеристика отраслей рыночной специализации Западной Сибири. Уровень их экономического развития. Особенности и структура сельского хозяйства.
контрольная работа , добавлен 13.12.2014
Экономико-географическая характеристика размещения месторождений нефти РФ. Владельцы нефтеперерабатывающих предприятий. Нефть Западной Сибири, экономическая эффективность добычи. Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам России.
реферат , добавлен 18.07.2015
Топливно-энергетическое минеральное сырьё. Уголь как наиболее масштабный энергоноситель, источник получения электроэнергии. Анализ мировых запасов угля и перспективы развития угольной отрасли. Основные угольные бассейны России и месторождения в Сибири.
контрольная работа , добавлен 21.06.2009
Западная Сибирь одной из больших территориальных единиц России. Её площадь исчисляется 2451, 1 тыс. км 2 , что составляет 15 % всей территории страны.
Индустриальное развитие региона находится на высоком уровне, и ежегодно увеличивает масштабы.
Население края
Численность региона составляет около 15 млн., и эта цифра, благодаря активному индустриальному развитию, активно увеличивается. Средняя плотность населения Западной Сибири невелика и составляет всего 2 человека на км 2 . Такие показатели обусловлены особенностями природного ландшафта и климата региона. Само же распределение населения в регионе не равномерное и показатель плотности каждой области колеблется в диапазоне от 0,5 чел./ км 2 (в Ямало - Ненецком автономном округе) до 33 чел./км 2 (Кемеровская область). Больше всего населения проживает в приречных регионах, а так же в районах предгорья Алтая.
Около 73% всего населения составляют городские жители, проживающие в 80 городах региона. Так же в западной Сибири насчитывается 204 населенных пунктов, имеющих статус поселка городского типа. Больше всего на данной территории проживает русских, и лишь 10 % от общей численности населения составляют малочисленные нации, такие как коми, эвенки, ханты и другие.
Промышленность Западной Сибири
О топливно-энергетической мощности России наслышаны многие, и во многом, такой популярность удалось достичь именно благодаря промышленности Западной Сибири. На территории региона находятся на высоком уровне и продолжают развиваться такие индустриальные отрасли, как угольная, газовая, нефтяная, металлургическая, электротехническая и другие. Каждое из этих направлений дает высокие результаты продуктивности и наращивает объемы производства, что сказывается на приросте населения края. По удельному весу промышленности каждая из областей региона показывает свои показатели, но лидирующие места в этом списке принадлежат Тюменской и Кемеровской областям.
Топливная промышленность
Западная Сибирь по праву называют базой топливной промышленности страны. Ведь множество предприятий по добыче, транспортировке угля и нефти обеспечивают не только потребность страны в ресурсах, но и экспортируются во многие страны, таким образом, пополняя государственную казну.
На сегодняшний день самым большим нефтеперерабатывающим комплексом, который перерабатывает около 80% добытого сырья, является НПЗ в городе Омске. Часть объема обрабатывает нефтеперерабатывающий завод в Тобольске. НО так как транспортировка с месторождений до мест переработки достаточно затратная, сегодня идет рассмотрение возможности строительства экономичных мини - НПЗ. Такие промышленные объекты планируют построить в местах добычи, снизив таким образом себестоимость топлива.
Черная металлургия
Еще одним из основных направлений промышленности Западной Сибири выступает черная металлургия. Основная её мощность приходится на Кемеровскую область. Именно в этом регионе успешно работают такие предприятия, как Западно - Сибирский завод полного цикла, а так же Новокузнецкий металлургический комбинат.
Что касается производства готового металлопроката, то над этим направлением так же трудится большое предприятие в Новосибирске.
Машиностроение
В развитой промышленности Западной Сибири особое место занимает отрасль машиностроения. Её крупнейшими центрами являются Омск, Кемерово, Новосибирск, А также Алтайский край. Именно на территории этих регионов расположены крупнейшие машиностроительные предприятия, которые выпускают множество разнообразной продукции, от ткацких станков, до крупных единиц сельскохозяйственной техники и автомобилей.
Сельское хозяйство Западной Сибири
В отличие от других соседних экономических регионов, климат и ландшафтные возможности Западной Сибири позволили достаточно широко развить различные направления сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий, расположенных на этой территории достаточно велика и составляет 1/6 от всех земель, выделенных под сельское хозяйство государством.
Основными областями, в которых максимально развито данное направление выступают Новосибирская, омская и южная часть Тюменской области. На этих территориях активно выращиваются зерновые культуры и овощи, хорошо развито животноводческое направление.
В северных районах данного региона, процветает оленеводство, пушной промысел и рыболовство. А вот на территории Алтайского края, жители деревень промышляют пчеловодством, пантовым оленеводством, а также промышленной заготовкой лекарственных растений.
Кроме того, в настоящее время ведутся работы по расширению сельскохозяйственных угодий Западной Сибири: осуществляется осушение Барабинской лесостепи, а так же орошение Кулиндинской степи.
Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км 2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская . В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва
Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.
Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км 2 , в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км 2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км 2 . в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.
На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).
Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.
Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.
Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.
Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.
Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.
Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.
Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.
Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.
Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.
Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.
Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.
Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.
Следующей отраслью специализации является машиностроение . Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край) . Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.
Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.
Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).
Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.
На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.
Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:
Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»
Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:
На запад– г.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)– г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.
Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.
Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.
Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.
Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.
В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.
Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.
Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.
С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:
1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).
2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).
3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.
4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов.
5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции
Таблица 2
Наименование материалов | г. Братск | ||||
База снабжения | Расстояние, км | Грузооборот, ткм | |||
Литьё | Новокузнецк (40%) | ||||
Машнитогорск (10%) | |||||
Челябинск(50%) | |||||
Ст.прокат | Красноярск(30%) | ||||
Екатеринбург(30%) | |||||
Челябинск(40%) | |||||
Цв.металл | Абакан(100%) | ||||
Эл/аппаратура Эл/моторы | Красноярск(50%) | ||||
Новокузнецк(50%) | |||||
Эл/моторы | Челябинск(20%) | ||||
Канск(20%) | |||||
Карсоярск(60%) | |||||
Итого | |||||
150508677,2 | 225763015,8 |
Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.
Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)
Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:
164131600*1,5*0,917=225763015,8
При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.
Таблица 3
Транспортные показатели по снабжению материалов.
Наименование материалов | Количество материалов на программу | г. Нефтьюганск | |||
База снабжения | Расстояние, км | Грузооборот, ткм | Стоимость перевозок материалов, р | ||
Литьё | Новокузнецк (40%) | ||||
Машнитогорск (10%) | |||||
Челябинск(50%) | |||||
Ст.прокат | Красноярск(30%) | ||||
Екатеринбург(30%) | |||||
Челябинск(40%) | |||||
Цв.металл | Абакан(100%) | ||||
Эл/аппаратура Эл/моторы | Красноярск(50%) | ||||
Новокузнецк(50%) | |||||
Эл/моторы | Челябинск(20%) | ||||
Канск(20%) | |||||
Карсоярск(60%) | |||||
Итого | |||||
182035045,5 |
Таблица 4
Экономичес кие районы потребления | Условные Транспортн ые центры | Удельный вес в потреблении, % | Количество грузов | г. Братск | ||||
шт. | т. | Расстояние | Грузооборот | Стоимость перевозок готовой продукции, р. | ||||
Восточно – Сибирский | Канск | 10440ё | ||||||
Красноярск | ||||||||
Чита | ||||||||
Абакан | ||||||||
Челябинск | ||||||||
Улан – Удэ | ||||||||
Иркутск | ||||||||
Назарово | ||||||||
Ангарск | ||||||||
Минусинск | ||||||||
Итого: |
Пример расчета(Канск):
1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт
2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)
Таблица 5
Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям | ||||||||
Экономичес- кие районы потребления | Условные Транспорт- ные центры | Удельный вес в пот – реблении | Количество грузов | г. Нефтьюганск | ||||
шт. | т. | Расстояние | Грузооборот | Стоимость перевозок готовой продук- ции, р. | ||||
Западно – Сибирский | Новоси- бирск | |||||||
Новоку- знецк | ||||||||
Ишим | ||||||||
Кемерово | ||||||||
Тюмень | ||||||||
Томск | ||||||||
Рубцовск | ||||||||
Барнаул | ||||||||
Славгород | ||||||||
Сургут | ||||||||
Итого: |
Таблица 6
Стоимость перевозок по вариантам
Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).
618243788,04 =772804735,05
Таблица 7
Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий
Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.
Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:
Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей
Отрасли рыночной специализации Уральского экономического района являются горная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Важное значение имеет также производство строительных материалов.
Специализация сельского хозяйства Урала - зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства. Выращивается картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла.
На севере преобладает молочное скотоводство, птицеводство.
На юге - мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, свиноводство 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 248..
Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Западно-Сибирского ЭР
В состав Западно-Сибирского экономического района входят:
Алтайский край, республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская область (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО). Западная Сибирь относится к районам высокой обеспеченностью природными ресурсами при дефиците трудовых ресурсов 22 Там же, с. 156..
Западная Сибирь выделяется разнообразными запасами полезных ископаемых, особенно топливно-энергетическими ресурсами. Основные месторождения нефти находятся в Среднем Приобье. Месторождения природного газа находятся в приполярном районе: Медвежье, Уренгой и др., в Заполярье - ----?---, Ивановское и др. Новые месторождения открыты на полуострове Ямал. Основные ресурсы угля находятся в Кузбассе. Велико-рудная база (Западно-Сибирский железорудный бассейн). Алтай богат строительными материалами. Лесом богаты Томская, Тюменская области, предгорные районы Алтайского края и Кемеровской области 33 Там же, с. 257..
Западная Сибирь - район крайне неравномерного размещения населения. Преобладает городское население. Это один из наиболее трудодефицитных районов России. Сальдо миграции отрицательное 44 Там же, с. 258..
Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Западно-Сибирского ЭР
Основные направления в развитии района связанны с углублением рыночной специализации на базе нефтяной, угольной, газовой промышленности, созданием на их основе крупнейшего комплекса энергоемких, материалоемких и водоемких отраслей промышленности.
Рыночные отрасли специализации - топливная, черная и цветная металлургия, лесная, машиностроение, химическая, пищевая
К отраслям сельскохозяйственной специализации относятся: производство зерна, молочно-мясное, скотоводство, тонкорунное овцеводство, оленеводство, звероводство, пушной промысел 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 259..
- 1. ХОЗЯЙСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
- 2. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ - ГЛАВНАЯ ТОПЛИВНАЯ БАЗА СТРАНЫ Добыча нефти, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год, к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений. Новые месторождения, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране. На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (Томске и Тобольске). Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.) Добыча газа, достигнув 500 млрд м3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж. Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижается, но запасы угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.
- 3. Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы. Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун. Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.
- 4. ВЫВОДЫ Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно- ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.
- 5. Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага. Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство. В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.