Хозяйство западной сибири.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Исследование состава, географического расположения, демографической ситуации и ресурсов Западной Сибири. Характеристика природных условий и рельефа, состояния промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Описания заповедников и природных комплексов.

    презентация , добавлен 15.05.2012

    Изучение физико-географических характеристик Западной Сибири. Исследование геологического строения, рельефа, почв, растительного и животного мира. Описания особенностей ландшафтов Западной Сибири. Сравнительный анализ ландшафтных зон тундры и лесотундры.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Общие представления о Западной Сибири, природное районирование данного региона: тундра и лесотундра, мелколиственные леса, степь и лесостепь, горные районы. Характеристика климатического районирования юга Западной Сибири, объект и цели данного процесса.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2014

    История зарождения и освоения газового комплекса Западной Сибири. Структура ресурсов нефти и текущая характеристика качества ее запасов. Динамика развития нефтегазоперерабатывающей промышленности Западно-Сибирского региона, перспективы ее развития.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2010

    Географическое положение, природные ресурсы и месторождения района. Численность и уровень жизни населения. Характеристика отраслей рыночной специализации Западной Сибири. Уровень их экономического развития. Особенности и структура сельского хозяйства.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2014

    Экономико-географическая характеристика размещения месторождений нефти РФ. Владельцы нефтеперерабатывающих предприятий. Нефть Западной Сибири, экономическая эффективность добычи. Распределение нефтеперерабатывающих предприятий по регионам России.

    реферат , добавлен 18.07.2015

    Топливно-энергетическое минеральное сырьё. Уголь как наиболее масштабный энергоноситель, источник получения электроэнергии. Анализ мировых запасов угля и перспективы развития угольной отрасли. Основные угольные бассейны России и месторождения в Сибири.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2009

Западная Сибирь одной из больших территориальных единиц России. Её площадь исчисляется 2451, 1 тыс. км 2 , что составляет 15 % всей территории страны.

Индустриальное развитие региона находится на высоком уровне, и ежегодно увеличивает масштабы.

Население края

Численность региона составляет около 15 млн., и эта цифра, благодаря активному индустриальному развитию, активно увеличивается. Средняя плотность населения Западной Сибири невелика и составляет всего 2 человека на км 2 . Такие показатели обусловлены особенностями природного ландшафта и климата региона. Само же распределение населения в регионе не равномерное и показатель плотности каждой области колеблется в диапазоне от 0,5 чел./ км 2 (в Ямало - Ненецком автономном округе) до 33 чел./км 2 (Кемеровская область). Больше всего населения проживает в приречных регионах, а так же в районах предгорья Алтая.

Около 73% всего населения составляют городские жители, проживающие в 80 городах региона. Так же в западной Сибири насчитывается 204 населенных пунктов, имеющих статус поселка городского типа. Больше всего на данной территории проживает русских, и лишь 10 % от общей численности населения составляют малочисленные нации, такие как коми, эвенки, ханты и другие.

Промышленность Западной Сибири

О топливно-энергетической мощности России наслышаны многие, и во многом, такой популярность удалось достичь именно благодаря промышленности Западной Сибири. На территории региона находятся на высоком уровне и продолжают развиваться такие индустриальные отрасли, как угольная, газовая, нефтяная, металлургическая, электротехническая и другие. Каждое из этих направлений дает высокие результаты продуктивности и наращивает объемы производства, что сказывается на приросте населения края. По удельному весу промышленности каждая из областей региона показывает свои показатели, но лидирующие места в этом списке принадлежат Тюменской и Кемеровской областям.

Топливная промышленность

Западная Сибирь по праву называют базой топливной промышленности страны. Ведь множество предприятий по добыче, транспортировке угля и нефти обеспечивают не только потребность страны в ресурсах, но и экспортируются во многие страны, таким образом, пополняя государственную казну.

На сегодняшний день самым большим нефтеперерабатывающим комплексом, который перерабатывает около 80% добытого сырья, является НПЗ в городе Омске. Часть объема обрабатывает нефтеперерабатывающий завод в Тобольске. НО так как транспортировка с месторождений до мест переработки достаточно затратная, сегодня идет рассмотрение возможности строительства экономичных мини - НПЗ. Такие промышленные объекты планируют построить в местах добычи, снизив таким образом себестоимость топлива.

Черная металлургия

Еще одним из основных направлений промышленности Западной Сибири выступает черная металлургия. Основная её мощность приходится на Кемеровскую область. Именно в этом регионе успешно работают такие предприятия, как Западно - Сибирский завод полного цикла, а так же Новокузнецкий металлургический комбинат.

Что касается производства готового металлопроката, то над этим направлением так же трудится большое предприятие в Новосибирске.

Машиностроение

В развитой промышленности Западной Сибири особое место занимает отрасль машиностроения. Её крупнейшими центрами являются Омск, Кемерово, Новосибирск, А также Алтайский край. Именно на территории этих регионов расположены крупнейшие машиностроительные предприятия, которые выпускают множество разнообразной продукции, от ткацких станков, до крупных единиц сельскохозяйственной техники и автомобилей.

Сельское хозяйство Западной Сибири

В отличие от других соседних экономических регионов, климат и ландшафтные возможности Западной Сибири позволили достаточно широко развить различные направления сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий, расположенных на этой территории достаточно велика и составляет 1/6 от всех земель, выделенных под сельское хозяйство государством.

Основными областями, в которых максимально развито данное направление выступают Новосибирская, омская и южная часть Тюменской области. На этих территориях активно выращиваются зерновые культуры и овощи, хорошо развито животноводческое направление.

В северных районах данного региона, процветает оленеводство, пушной промысел и рыболовство. А вот на территории Алтайского края, жители деревень промышляют пчеловодством, пантовым оленеводством, а также промышленной заготовкой лекарственных растений.

Кроме того, в настоящее время ведутся работы по расширению сельскохозяйственных угодий Западной Сибири: осуществляется осушение Барабинской лесостепи, а так же орошение Кулиндинской степи.

Западно-Сибирский район занимает обширную территорию в 2 427,2 тыс. км 2 (14,2% территории России), на которой расположены Республика Алтай, Алтайский край и пять областей – Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская и Тюменская . В состав Тюменской области входят Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.

На севере Западная Сибирь граничит с Карским морем, на западе – с Урало-Поволжьем, в частности со Свердловской, Пермской областями, Республикой Коми и Ненецким АО, на юге – с Казахстаном и Монголией, на востоке – с Восточной Сибирью, в частности с Красноярским краем, Республикой Хакасия и Тыва

Население Западной Сибири составляет 15,1 млн человек, или 11,5% населения России. Значительный рост численности населения связан с быстрым освоением природных ресурсов.

Западная Сибирь – район крайне неравномерного размещения населения. Средняя плотность населения составляет 6,2 чел. на 1 км 2 , в то время как Тюменской области она составляет около 2 чел. на 1 км 2 , а в Кемеровской – 33 чел. на 1 км 2 . в Западной Сибири преобладает городское население, его удельный вес составляет 72,4%. В районе насчитывается 80 городов и 204 поселка городского типа.

На территории района находятся два города миллионера – Омск (1160000 жителей), Новосибирск (1368000 жителей) и три крупных города: Тюмень (493000 жителей), Томск (500000 жителей), Кемерово (517000 жителей).

Омская область 2017 тысяч человек 6 городов 24 посёлка городского типа.

Алтайский край 2508 тысячи человек 11 городов 30 посёлков городского типа.

Республика Алтай 207.1 тысяч человек городское население 27% 1 город (Горно-Алтайск) 2 посёлка городского типа.

Новосибирская область 2635 тысяч человек городское население 74% 14 городов 19 посёлков городского типа.

Томская область 1034 тысяч человек городское население 69% 5 городов 6 посёлков городского типа.

Тюменская область 1325 тысяч человек городское население 91% 26 городов 46 посёлков городского типа.

Ханты-Мансийский автономный округ 1505 тысяч человек городское население 92% 15 городов 25 посёлков городского типа.



Ямало-Ненецкий автономный округ 542.7 тысяч человек городское население 83% 6 городов 9 посёлков городского типа.

Кемеровская область 2823 тысяч человек 87% городское население 19 городов 47 посёлков городского типа.

Удельный вес района в общероссийской территории составляет 14%. В нем проживает 47% населения, производится 53% товарной промышленной продукции, сосредоточенно 46% основных производственных фондов, выпускается 66% валовой продукции сельского хозяйства восточной зоны.

Основой экономики Западной Сибири является нефтяная и газоваяпромышленность.

Отраслью специализации является также черная металлургия. Она, также как и угольная промышленность, имеет общероссийское значение. Отрасль представлена Новокузнецким металлургическим комбинатом и Западно-Сибирским заводом полного цикла, передельным заводом в Гурьевске, трубопрокатным в Новосибирской области, а также коксохимическими заводами. На западную Сибирь приходится 20% от российского производства черных металлов.

Следующей отраслью специализации является машиностроение . Оно представлено энергетическим машиностроением (производство турбин и генераторов – в Новосибирской области, котлов – в Алтайском крае), производством оборудования для угольной промышленности (Кемеровская, Новосибирская, Томская области), станкостроением (новосибирская область и Алтайский край) . Основные центры машиностроения западной Сибири – Новосибирск, Омск, Барнаул, Кисилевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Анжеро-Судженск, Рубцовск, Бийск и др.

Сельское хозяйство Западной Сибири характеризуется производством зерновых, технических культур, овощей, картофеля, а также развитием молочно-мясного скотоводства, овцеводства и оленеводства. Из зерновых основными культурами являются пшеница, рожь, ячмень и овес.

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная«Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе»определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск – Сургут – Ханты-Мансийск – Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

На западг.Ивдель – г.Серов (Свердловская-область)г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;

На восток –г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.

Автомобильная дорога в меридиональном направлении«Тюмень – Тобольск – Сургут –Ноябрьск – ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обеспечивает выход автотранспорта из Ханты – Мансийского и Ямало–Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.

Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направленииг.Надым –г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский –г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере – это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) – вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию – завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

В районе до сих пор не получили достаточного развития отрасли машиностроения, имеющие большое значение для нужд местного хозяйства.

Пунктом строительства в Западно-Сибирском экономическом районе был выбран г. Калачинск Омской области.

Город расположен на левом берегу реки Омь (приток Иртыша), в 80 км от Омска. Город Калачинск является восточным экономическим центром Омской области. В городе расположены: механический завод; завод керамических стеновых материалов; обувная фабрика; маслодельный комбинат; мясокомбинат; пищекомбинат; элеватор; завод кондитерских изделий. Железнодорожная станция на Транссибирской магистрали. Население 23,9 тыс. чел.

С целью экономического обоснования выбора пункта строительного завода необходимо определить:

1. Транспортные показатели снабжения проектируемого предприятия материалами (грузооборот в тонно-километрах).

2. Транспортные показатели сбыта готовой продукции потребителям (грузооборот в тонно-километрах).

3. Сводные транспортные показатели (по снабжению и сбыту) в тонно-километрах.

4. Средневзвешенный пробег каждой тонны грузов: материалов, готовой продукции, всех грузов.

5. Соотношение между стоимостью всех перевозок и стоимостью готовой продукции


Таблица 2

Наименование материалов г. Братск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
150508677,2 225763015,8

Количество материалов на программу получаем умножением нормы расхода материала на единицу продукции на программу предприятия.

Грузооборот получаем умножением расстояния на количество материалов. Стоимость перевозок – это грузооборот умноженный на 1,5 руб. (Стоимость перевозки материалов за 1 ткм)

Суммарные затраты на перевозку материалов получаем:

164131600*1,5*0,917=225763015,8

При увеличении размера предприятия вдвое, норма расхода уменьшается на 10% соответственно при увеличении мощности (10000/6000≈1,66) в 1,66 раза норма расхода уменьшается на 8,3%. Т.е. в формулу для расчета количества материалов нужно ввести понижающий коэффициент 0,917.

Таблица 3

Транспортные показатели по снабжению материалов.

Наименование материалов Количество материалов на программу г. Нефтьюганск
База снабжения Расстояние, км Грузооборот, ткм Стоимость перевозок материалов, р
Литьё Новокузнецк (40%)
Машнитогорск (10%)
Челябинск(50%)
Ст.прокат Красноярск(30%)
Екатеринбург(30%)
Челябинск(40%)
Цв.металл Абакан(100%)
Эл/аппаратура Эл/моторы Красноярск(50%)
Новокузнецк(50%)
Эл/моторы Челябинск(20%)
Канск(20%)
Карсоярск(60%)
Итого
182035045,5

Таблица 4

Экономичес кие районы потребления Условные Транспортн ые центры Удельный вес в потреблении, % Количество грузов г. Братск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продукции, р.
Восточно – Сибирский Канск 10440ё
Красноярск
Чита
Абакан
Челябинск
Улан – Удэ
Иркутск
Назарово
Ангарск
Минусинск
Итого:

Пример расчета(Канск):

1. Количество грузов: 0,12*10000=1200 шт

2. Количество грузов(т.): 1200*8,7=10440т. (8,7 вес одного станка)


Таблица 5

Транспортные показатели по сбыту готовой продукции потребителям
Экономичес- кие районы потребления Условные Транспорт- ные центры Удельный вес в пот – реблении Количество грузов г. Нефтьюганск
шт. т. Расстояние Грузооборот Стоимость перевозок готовой продук- ции, р.
Западно – Сибирский Новоси- бирск
Новоку- знецк
Ишим
Кемерово
Тюмень
Томск
Рубцовск
Барнаул
Славгород
Сургут
Итого:

Таблица 6

Стоимость перевозок по вариантам

Годовой выпуск продукции - 125% от себестоимости выпуска (т.е. Re = 25%).

618243788,04 =772804735,05

Таблица 7

Стоимость перевозок в % к стоимости готовых изделий

Анализируя данные таблиц 4 и 5, 6, 7делаем вывод, что экономически выгоднее построить завод в Нефтьюганске, а не в Братске.

Сумма экономии, полученная на перевозках (по сбыту и снабжению) при этом:

Э = 228018288,8- 184498885,5= 43519403,3 рублей

Отрасли рыночной специализации Уральского экономического района являются горная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Важное значение имеет также производство строительных материалов.

Специализация сельского хозяйства Урала - зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства. Выращивается картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла.

На севере преобладает молочное скотоводство, птицеводство.

На юге - мясомолочное и мясное животноводство, овцеводство, свиноводство 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 248..

Географическое положение, состав, трудовые и природные ресурсы Западно-Сибирского ЭР

В состав Западно-Сибирского экономического района входят:

Алтайский край, республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская область (включая Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО). Западная Сибирь относится к районам высокой обеспеченностью природными ресурсами при дефиците трудовых ресурсов 22 Там же, с. 156..

Западная Сибирь выделяется разнообразными запасами полезных ископаемых, особенно топливно-энергетическими ресурсами. Основные месторождения нефти находятся в Среднем Приобье. Месторождения природного газа находятся в приполярном районе: Медвежье, Уренгой и др., в Заполярье - ----?---, Ивановское и др. Новые месторождения открыты на полуострове Ямал. Основные ресурсы угля находятся в Кузбассе. Велико-рудная база (Западно-Сибирский железорудный бассейн). Алтай богат строительными материалами. Лесом богаты Томская, Тюменская области, предгорные районы Алтайского края и Кемеровской области 33 Там же, с. 257..

Западная Сибирь - район крайне неравномерного размещения населения. Преобладает городское население. Это один из наиболее трудодефицитных районов России. Сальдо миграции отрицательное 44 Там же, с. 258..

Отрасли специализации промышленности и сельского хозяйства Западно-Сибирского ЭР

Основные направления в развитии района связанны с углублением рыночной специализации на базе нефтяной, угольной, газовой промышленности, созданием на их основе крупнейшего комплекса энергоемких, материалоемких и водоемких отраслей промышленности.

Рыночные отрасли специализации - топливная, черная и цветная металлургия, лесная, машиностроение, химическая, пищевая

К отраслям сельскохозяйственной специализации относятся: производство зерна, молочно-мясное, скотоводство, тонкорунное овцеводство, оленеводство, звероводство, пушной промысел 11 Региональная экономика: Учебное пособие / под ред. Т.Г. Морозовой, - М: ЮНИТИ, 1995, с. 259..

  1. 1. ХОЗЯЙСТВО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
  2. 2. ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ - ГЛАВНАЯ ТОПЛИВНАЯ БАЗА СТРАНЫ Добыча нефти, достигнув к концу 1980-х гг. 400 млн т в год, к концу 1990-х гг. сократилась вдвое из-за истощения самых богатых месторождений. Новые месторождения, гораздо мельче, расположены дальше, и условия добычи на них хуже в результате разработка их обходится все дороже. Несмотря на трудности в освоении этих месторождений (суровые климатические условия, большая заболоченность, отсутствие дорог и т. д.), себестоимость добычи западносибирской нефти и газа все равно самая низкая в стране. На базе добычи нефти в Западной Сибири стали развиваться нефтепереработка (в Омске) и нефтехимия (Томске и Тобольске). Перерабатывается и попутный газ, хотя большая его часть все еще сгорает в факелах. (На космических снимках, сделанных ночью, самые освещенные территории России - не столько крупнейшие города, сколько именно Среднее Приобье, где круглосуточно горят сотни факелов.) Добыча газа, достигнув 500 млрд м3 в год, держится на этом уровне; на полуострове Ямал осваиваются новые месторождения, газ которых уже начал перекачиваться по газопроводу Ямал - Западная Европа. Западная Сибирь буквально покрыта сетью магистральных трубопроводов, по которым нефть и газ насосными станциями перекачиваются в другие регионы России и за рубеж. Добыча угля в Кузбассе в последние годы снижается, но запасы угля (в том числе и для добычи открытым способом) здесь очень велики, и в перспективе Кузбасс останется главным угольным бассейном России.
  3. 3. Кроме уже названных отраслей в Западной Сибири развита лесная промышленность, но с преобладанием лесозаготовок. В крае есть и деревообработка, но большая часть необработанной древесины вывозится в другие регионы. Западная Сибирь известна и своим рыбным промыслом, дающим 1/3 всей рыбы, вылавливаемой во внутренних водоемах России, среди них - ценные виды: осетр, стерлядь, нельма, муксун. Сельское хозяйство района специализируется на производстве зерна, в основном яровой пшеницы. Крупный рогатый скот дает молоко (на кормах заливных лугов в долинах рек и многочисленных озер) и мясо (на более южных пастбищах сухих степей). На юге равнины развито овцеводство. Горный Алтай знаменит своим горным медом и мараловодством - разведением благородных оленей, от которых получают панты (молодые, еще не окостеневшие рога), идущие на производство ценных лекарств.
  4. 4. ВЫВОДЫ Хозяйственный комплекс Западной Сибири формируется прежде всего на базе использования огромного природно- ресурсного потенциала, и в первую очередь нефти и газа. Главная отрасль специализации района - топливная промышленность: добыча нефти, газа, угля и их поставка в европейскую часть России. Преобладает сырьевая направленность с недостаточным развитием перерабатывающих звеньев основных производств.
  5. 5. Черная металлургия района, созданная еще в 1930-е гг., оказалась в трудном положении. Урало-Кузнецкий комбинат создавался в глубине страны, чтобы стать резервной угольно-металлургической базой СССР, недоступной для внешнего врага. Но с переходом к рыночной экономике такое расположение предприятий стало недостатком с точки зрения внешних экономических связей: чтобы поставить прокат на экспорт, его нужно везти 4-5 тыс. км до ближайшего порта, и транспортные расходы делают его неконкурентоспособным. А при резком сокращении потребления металла внутри страны именно экспорт остается единственным способом сохранить и объем производства, и трудовой коллектив. Но на мировом рынке гораздо лучше чувствуют себя заводы европейской части России (Липецка и Череповца), расположенные гораздо ближе к портам, и поэтому сибирские заводы значительно сократили производство. В отличие от продукции черной металлургии, цветные металлы, которые сами по себе гораздо дороже, в меньшей степени зависят от транспортного положения заводов-производителей. Например, алюминий из Новокузнецка и олово из Новосибирска идут на экспорт, не испытывая каких-либо затруднений.