Кредитование апк. Кредитование агропромышленного комплекса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль кредитования в развитии малого бизнеса. Особенности кредитования малого бизнеса в России и за рубежом. Состояние и оценка кредитования малого бизнеса на современном этапе на примере ЗАО "Старбанк". Мероприятия по увеличению объемов кредитования.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2013

    Роль и место банковского кредита предприятиям малого и среднего бизнеса. Способы оценки кредитоспособности заемщика. Анализ качества кредитного портфеля предприятия. Нормативно-правовая база, проблемы и перспективы развития банковского кредитования в РБ.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2015

    Состояние и оценка кредитования на современном этапе. Роль кредитования в развитии малого бизнеса. Предоставление услуг по кредитованию малого бизнеса. Кредитование малого бизнеса на примере российских банков. Лизинг - альтернатива кредитованию.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2010

    Анализ собственного капитала и ресурсной базы ОАО "Сбербанк", факторный анализ экономической рентабельности. Этапы кредитного процесса и методика оценки финансового состояния заёмщика. Разработка нового продукта кредитования малого и среднего бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2015

    Исследование процессов кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь. Характеристика деятельности ЗАО "РРБ-Банк". Анализ кредитного портфеля банка. Проблемы и перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в РБ.

    курсовая работа , добавлен 02.10.2014

    Современное состояние экономики России, роль малого предпринимательства и проблемы кредитованной малого бизнеса. Цели кредитования и процентные ставки, способы погашения кредита. Разработка скоринга по микрокредитам, перспективы развития кредитования.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2010

    Сущность и специфика малого и среднего бизнеса, предпосылки необходимости его кредитования. Современное состояние банковского кредитования малого и среднего бизнеса в Российской Федерации. Оценка кредитных продуктов, качества банковского обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2014

Сельскохозяйственный кредит всегда является предметом особого внимания государства. Однако в переходных экономиках положение становится более сложным. Причем для стран с преимущественно аграрной структурой экономики проблема кредита на первых этапах реформ практически не стоит: сельскохозяйственные производители покупают незначительное количество средств производства, а реализация собственной продукции ориентирована в основном на локальные рынки. В этих условиях потребность в кредитовании производственного оборота не очень велика. Кроме того, в рамках централизованно планируемой экономики сельское хозяйство косвенно облагалось налогом на развитие индустриального сектора, а с переходом к рынку данный налог, как правило, перестает действовать. Остающиеся в аграрном секторе ресурсы становятся дополнительным источником инвестиций.

В переходный период государственные гарантии по сельскохозяйственным кредитам имеют особое значение. Падение объемов производства, неразвитость земельного рынка резко обостряют проблему залога в аграрном секторе, и государство в определенном смысле заменяет залог своими гарантиями. Кроме того, гарантии по займам делают эту сферу более привлекательной для банков

B первые годы реформ из-за возникшего финансового кризиса у сельскохозяйственных производителей накапливались долги, часть их становилась безнадежной. Для проведения дальнейших реформ иногда оказывалось полезным списать или реструктурировать накопившуюся задолженность. Реструктуризация долга - это отсрочка платежей по нему на определенных условиях. Списание - полное прощение долга и переведение его на государственный внутренний долг. При эффективном реструктурировании проблема задолженности обычно решается окончательно. Неэффективное списание или реструктурирование долгов влечет за собой необходимость неоднократного повторения этой процедуры без достижения поставленной цели. Списание и реструктуризацию долгов сельскохозяйственных производителей проводили" Болгария (1993 г.), Россия (1994 и 1997 тг.) Государственное регулирование земельных отношений/ А. А. Варламов, В. С. Шаманаев. - М.: Колос, 2000. - 261 с.

В ходе реформ в России у государства не оставалось иного выбора, кроме распределения в виде сезонного кредита для сельского хозяйства бюджетных средств. Первые два года льготный кредит распределялся под льготную ставку и через бюрократический аппарат, что вело к нарушениям, связанным с перепродажей займов. Безусловное списание долгов сельскому хозяйству в конце 1994 г. ослабило финансовую дисциплину и сделало этот сектор с точки зрения кредитования еще более рискованным.

Введение механизма товарного кредита на период 1995-1996 гг. из-за отсутствия бюджетных средств для сезонного кредитования аграрного сектора могло бы иметь не столь разрушительные последствия, если бы он сразу не превратился в бюрократический инструмент. Нефтяные компании были закреплены за территориями, что моментально сделало их монополистами и дало им возможность завышать цены на горюче-смазочные материалы, поставляемые селу. Поставки их в кредит были также обусловлены встречными поставками сельскохозяйственной продукции в региональные продовольственные фонды. Это привело к бартеризации обмена на сельскохозяйственных рынках, которая всегда складывается не в пользу аграрных производителей. Наконец, как и в предыдущей схеме, распределение товарного кредита оставалось в руках чиновников со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Фонд льготного кредитования АПК Государственное регулирование земельных отношений/ А. А. Варламов, В. С. Шаманаев. - М.: Колос, 2000. - 261 с.

Созданный в начале 1997 г. для сезонного кредитования сельского хозяйства под 1/4 учетной ставки, не оправдал надежд прежде всего потому, что из-за заблокированности счетов большинства сельскохозяйственных предприятий деньги доставались не им, а аффилированным структурам банков. Кроме того, наличие льготной ставки само по себе вносит искажения в функционирование рынка кредитов, и банки, потенциально могущие работать с аграрным сектором, были не в состоянии этого сделать из-за неконкурентоспособности предлагаемой ставки.

Осенью 1997 г. под влиянием мирового финансового кризиса ставки на внутреннем российском финансовом рынке повысились, что привело к оттоку денег из реального сектора. Для банков любые денежные средства, даже сверхкороткие, вновь приобрели особую ценность. В таких условиях правительство провело второй конкурс на право распределять средства Фонда. Неудивительно, что этот тендер вызвал ажиотаж среди банков (было подано 35 заявок). Банки были очень заинтересованы в получении бюджетных средств для своих финансовых операций. Об этом свидетельствовал тот факт, что они соглашались на участие в программе на условиях 4-процентной маржи (а некоторые даже бесплатно) при том, что инфляция составила за год 11%, а доходность по ГКО была выше 30%. Государственное регулирование земельных отношений/ А. А. Варламов, В. С. Шаманаев. - М.: Колос, 2000. - 261 с.

Тем не менее у некоторых банков были и другие причины для участия в программе. В первую очередь к ним относился банк "СБС-Агро", только что приобретший филиальную сеть, - ему было необходимо любой ценой насытить ее кредитными ресурсами. Другие банки, такие, как "МЕНАТЕП", "Альфа-банк", Инкомбанк, также активно действовали в продовольственном секторе и стремились получить фактически бесплатные ресурсы с целью закупок сельскохозяйственной продукции для своих предприятий.

Замедленные темпы реформ, ошибки в проведении аграрной политики обусловили отсутствие эффективной кредитной системы в сельском хозяйстве России. Современный кризис не только породил сложные проблемы, но и предоставил ему определенный шанс обеспечить конкурентоспособность своей продукции хотя бы на внутреннем рынке. Для этого необходим кредит - ведь увеличить объемы производства, не говоря уже о его структурной перестройке, без финансовых ресурсов невозможно. А в самом сельском хозяйстве их нет.

УО "Полесский государственный университет"

Володько Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики организации производства; УО «Полесский государственный университет»

Аннотация:

В данной статье проанализировано банковское кредитование предприятий агропромышленного комплекса. Исследована проводимая политика государства в отношении банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса; выявлены перспективные направления в развитии банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса, выделены наиболее эффективные способы, позволяющие в короткие сроки добиться снижения негативных показателей в данной сфере.

In this article bank crediting of the entities of agro-industrial complex is analysed. The pursued policy of the state for bank crediting of the entities of agro-industrial complex is researched; the perspective directions in development of bank crediting of the entities of agro-industrial complex are revealed, the most effective methods allowing to achieve in short terms decrease in negative indicators in this sphere are allocated.

Ключевые слова:

кредит; банковский кредит; сельское хозяйство; убыточная организация.

credit; bank loan; agricultural industry; unprofitable organization.

УДК 631

Введение. Кредит являет собой опору современной экономики, представляет собой неотъемлемую часть современного экономического развития. Его используют как крупные предприятия, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.

Одним из направлений банковского кредитования является льготное кредитование предприятий агропромышленного комплекса, основной целью которого является удовлетворения временных, сезонных потребностей в средствах, а также расширение производства, что способствуют бесперебойности и увеличению объёмов про-изводства и реализации продукции.

Выбранная темя актуальна , так как основной целью работы является решение таких проблем как:

  • неспособность предприятий агропромышленного комплекса выполнять свои обязательства по кредитам, предоставленным банками;
  • ежегодное увеличение количества кредитов, приобретённых предприятиями агропромышленного комплекса;
  • не способность предприятий агропромышленного комплекса эффективно функционировать без государственной поддержки.

В Республике Беларусь существует система льготного кредитования АПК, включающая разнообразные виды кредитов, выдаваемые на условиях компенсации за счет государства, некоторые из которых не имеют аналогов на кредитном рынке страны; вследствие этого предприятия зачастую не сталкиваются с необхо-димостью погашать кредиты. Таким образом, второй и не менее важной проблемой является то, что, многие сельскохозяйственные предприятия относятся к кредитам не как к заимствованию, а как к гранту.

Одной из немаловажных проблем является то, что предприятия агропромышленного комплекса испытывают существенные сложности по выплатам кредитов, следствием чего являются рост задолженностей по кредитам и займам, рост просроченных выплат по кредитам и займам и т.д.

Предметом исследования работы является банковское кредитование предприятий агропромышленного комплекса.

Объектом исследования является предприятия агропромышленного комплекса, методы и способы организации банковского кредитования сельскохозяйственных предприятий, а также проводимая политика государства в отношении банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса.

Целью работы является поиск перспективных направлений в развитии банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса, выявление наиболее эффективных способов, позволяющих в короткие сроки добиться снижения негативных показателей в данной сфере.

При выполнении работы использовались методы: сравнительный анализ, индукция, дедукция, статистический анализ, синтез.

Основные этапы достижения поставленной цели:
1. Анализ организации кредитования сельского хозяйства на территории Республики Беларусь в целом.

2. Анализ основных показателей кредитования агропромышленного комплекса, выявление проблем.

3. Поиск путей решения проблем, приведших к увеличению невыплаченных кредитов и займов сельского хозяйства.

Научная новизна. Данная работа затрагивает критические вопросы в сфере кредитования предприятий агропромышленного комплекса, решение которых позволит в дальнейшем снизить количество низкорентабельных предприятий в данной сфере, позволит повысить продуктивность предприятий. Данная сфера является базисной для государства, ведь с помощью предприятий агропромышленного комплекса государство обеспечивает население продуктами жизненной необходимости, тем самым обеспечивая продовольственную и социальную безопасность.

Исходя из того, что сельскохозяйственное производство имеет такие особенности как медленный оборот капитала, взаимозависимость производственно-экономических процессов с природно-биологическими процессами, длительность производственного цикла, высокая сезонная зависимость, повышенные затраты труда и подверженность стихийным силам природы, кредиты для сельского хозяйства предоставляются на более льготных условиях, чем для других отраслей экономики.

Чтобы оценить организацию кредитования сельского хозяйства на территории Республики Беларусь в целом необходимо рассмотреть все факторы и показатели, влияющие на данную экономическую категорию.

Рассмотрим динамику средних процентных ставок по кредитам в национальной валюте и в свободно конвертируемых валютах (далее - СКВ). Средняя процентная ставка по кредитам сельскому хозяйству в национальной валюте колеблется между 9,8 и 11 процентами годовых, где её среднегодовое значение за 2015г. составило 10,7%, а на начало 2016 года значение средней процентной ставки снизились до 10,1%. Среднегодовое значение её по кредитам в СКВ за 2015г. равно 7,0%. В 2016 году наблюдаются значительные её снижения - до 5,9%. Из чего следует, что средние ставки по кредитам сельскому хозяйству складываются на уровне меньше ставки рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь, которая в 2016 году колеблется от 18 до 24 процентов годовых.

В Республики Беларусь ежегодно осуществляется льготное кредитование на реализацию государственных программ и мероприятий в АПК, в том числе на осуществление текущей деятельности в размере не менее 10 % от валовой стоимости сельскохозяйственной продукции согласно Указу Президента Республики Беларусь «О государственной аграрной политике» от 17 июля 2014г. №347.

Учитывая сложность и сезонность сельскохозяйственного производства, обязательства сельских товаропроизводителей перед банками по полученным кредитам и процентам за пользование ими (таблица 1), а также необходимость долгосрочного инвестирования, важно обеспечить привлекательность и доступность кредитных ресурсов по льготным процентным ставкам с погашением банку льготной части кредита за счёт средств бюджета.

Для того чтобы проанализировать банковское кредитование предприятий АПК необходимо рассмотреть такой показатель как количество выданных кредитов предприятиям агропромышленного комплекса. Данный показатель рассмотрим на примере ОАО «Белагропромбанк», так как в Республике Беларусь данный банк является ведущим в сфере кредитования предприятий агропромышленного комплекса.


Рисунок 1
-Кредиты, предоставленные предприятиям агропромышленного комплекса ОАО «Белагропромбанк», млн. рублей

Примечание - Источник: собственная разработка

Рассмотрев значения, приведённые выше (рисунок 1), можно отметить, что кредиты, предоставленные предприятиям агропромышленного комплекса ОАО «Белагропромбанк» с 2011 по 2015 год увеличились на 65,02%, а это 9848940 млн. рублей. Таким образом, отметим значительный рост предоставляемых кредитов. С одной стороны - это способствует развитию предприятий агропромышленного комплекса, позволяя расширить производство, с другой - ложится тяжёлым бременем на предприятия, так как наблюдается зависимость доходов предприятий от сезонных, климатических особенностей, определяющих род их деятельности.

Теперь необходимо рассмотреть эффективность использования предоставленных кредитов АПК. Это можно сделать посредством анализа показателей, связанных с выполнением обязательств предприятий агропромышленного комплекса по кредитам, а также целевое использования кредитов. Рассмотрим темп роста задолженности предприятий по кредитам и займам (таблица 1).

Таблица 1 - Темп роста задолженности по кредитам и займам сельского хозяйства за 2013-2015 гг., %

Базисный

Темп роста

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2013 г.

2015 г. к 2014 г.

2013 г. к 2012 г.

2014 г. к 2012 г.

2015 г. к 2012 г.

Сельское хозяйство

В том числе:

Сельскохозяйственные организации

Крестьянские хозяйства

Примечание - Источник:

Заметим, что, несмотря на льготные процентные ставки в соответствии с целевыми программами развития различных отраслей агропромышленного комплекса утверждёнными Правительством, находящиеся в пределах 6-8 % годовых, можно наблюдать существенные сложности по выплатам кредитов. Так рассчитав цепной темп роста задолженности по кредитам и займам сельскохозяйственных организаций, можно проследить, сколько % составляет уровень данного периода по сравнению с предыдущим. Таким образом, темп роста задолженности по кредитам и займам за 2013 год составил 148%, 2015 -115,8%, а 2014 составил 134%. Базисный темп роста показывает, сколько % составляет данный уровень по сравнению с базисным, так в 2015 году это 229,6%. Таким образом, базисный темп прироста составил 129,8%. Как видим, наблюдается отрицательный эффект задолженностей по кредитам и займам сельскохозяйственных предприятий.

Таблица 2 - Просроченная задолженность по кредитам и займам сельскохозяйственных организаций, млрд. руб.

Примечание - Источник:

Анализируя данные таблицы 2, можно сказать, что просроченная задолженность за 2015 год увеличилась на 426,22% по сравнению с 2012 годом. Из чего следует, что данные об увеличении просроченной кредитной задолженности ещё раз свидетельствуют о недостатке денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами.

Стоит заметить и тот факт, что помимо пониженных процентных ставок предприятия зачастую не сталкиваются с необхо-димостью погашать кредиты, выданные в соответствии с данными схемами, и, поэтому, многие сельскохозяйственные предприятия относятся к кредитам не как к заимствованию, а как к гранту. Полагаясь на помощь госу-дарства, предприятия получают возможность приобретать сырье, материалы, в результате чего можно наблюдать рост задолженности по кредитам и займам.

В связи с этим государством были приняты меры по сокращению государственных программ, согласно которым осуществлялось долгосрочное кредитование предприятий агропромышленного комплекса. Так в отношении АПК в нынешнем 2016 году банки руководствуются лишь:

I. Указом Президента Республики Беларусь от 2 октября 2015 года № 406 «О кредитовании некоторых мероприятий в агропромышленном комплексе» ГСМ (горюче-смазочные материалы), МУ (минеральные удобрения), УО (азотные удобрения)

II. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 декабря 2015 года №1037 «О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2015 году».

Так в 2016 году государством предполагается осуществлять краткосрочное кредитование АПК, а долгосрочное кредитование замедлить.

Результат. Анализируя всё вышеприведённое можно заметить значительный рост задолженностей предприятий агропромышленного комплекса, в результате чего прослеживается тенденция снижения долгосрочного кредитования предприятий агропромышленного комплекса.

Правительством Республики Беларусь была приведена сумма бюджетной поддержки сельского хозяйства на последующие годы, где на 2016 год она составила 16,2 триллиона рублей, следующий — 17,1, 2018-й — 18,4, 2019-й — 19,7 и заключительный год пятилетки — 21,1 триллиона рублей. Это обеспечит стабильную финансовую составляющую всех 11 подпрограмм, включенных в единую Государственную программу развития аграрного бизнеса. Таким образом, несмотря на отрицательность большинства показателей, государство продолжит постепенно увеличивать объёмы вкладываемых средств, что, на наш взгляд, продолжит негативно влиять на дальнейшую деятельность предприятий агропромышленного комплекса.

Стоит обратить внимание на то, что неуклонно растет количество убыточных организаций. Убыточная организация - это организация, получившая за отчетный период чистый убыток. Так в 2015 году количество убыточных организаций в сельском хозяйстве составило 723 единицы, это на 574 единицы выше значений 2010 года. Из чего следует, что наличие значительного числа убыточных и низкорентабельных хозяйств в АПК, требует постоянного поиска путей для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий и организаций в банковских кредитах при сохраняющихся высоких рисках, сопровождающих совершение этих операций.

Вследствие этого, банки периодически испытывают недостатки ликвидных средств, а также вынуждены нести существенные затраты по формированию резервов на возможные потери по активам, подверженным риску, и прежде всего, по кредитным вложениям.

В соответствии с принципами коммерческой целесообразности и безопасного ведения банковского дела первостепенное значение для банков приобретает оптимизация структуры активов и пассивов, т.е. привлечение максимально возможного объема ресурсов и их размещение в наиболее доходные активы, обладающие заданным уровнем ликвидности и имеющие ограниченный уровень риска.

Так кредитная политика банков на 2013-2015 год была направлена на осуществление операций кредитного характера с учётом снижения уровня кредитного риска и достижения ликвидного функционирования банка.

Таким образом, в целях снижения риска невозврата кредитов при рассмотрении вопроса выдачи кредитов первоочередное внимание будет уделяться изучению кредитоспособности клиентов, недопущению выдачи кредитов неплатежеспособным заемщикам, достаточности ликвидного залога и других форм обеспечения для гарантирования погашения кредитов и процентов по ним.

Заключение. Повышению эффективности выдаваемых кредитов должно способствовать строгое соблюдение основополагающих принципов кредитования, предусматривающих срочность, возвратность, материальное обеспечение, платность и целевое использование заемных средств. В этой связи процесс кредитования должен строиться в строгом соответствии с инструктивными документами Национального банка Республики Беларусь и локальными нормативными документами банков.

Так же, государством выявлено ряд направлений, обеспечивающих решение выявленных проблем за счет финансового оздоровления предприятий, совершенствования программ государственной поддержки, введение в производство инноваций и т.д.

Важнейшим инструментом для достижения поставленных целей станет реализация Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. № 196 «О Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 - 2020 годы и внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2014 г. № 585».

Библиографический список:


1. Государственная программа устойчивого развития села на 2011 - 2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 1 авг. 2011 г., № 342, в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 17 нояб. 2014 г., № 535 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. 
2. Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016 – 2020 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 11 марта 2016 г., № 196// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.  
3. Микулич, А.В. Агропромышленный комплекс: состояние, перспективы, проблемы и пути их решения / А.В. Микулич. – Минск: Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2012. – 201 с. – ISBN 978-985-6972-08-2. 
4. Сельское хозяйство республики / Национальный Статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/compilation - Дата доступа: 12.02.2016

Рецензии:

4.02.2017, 18:28 Челомбитько Марина Александровна
Рецензия : Ситуация в сельском хозяйстве Белоруссии критическая. С каждым годом количество убыточных предприятий увеличивается. Сокращаются посевные площади и урожайность по всем основным сельскохозяйственным культурам, нарушаются технологии выращивания сельскохозяйственных культур. Причина такого положения не в системе кредитования, а в форме собственности – государственной. Общеизвестно, что подневольный труд никогда не был производительным. Пока не поменяется форма собственности на средства производства, надеяться на улучшение в экономике Белоруссии не приходится. Считаю, что статья не отражает истинной причины катастрофической ситуации в агропромышленном комплексе страны. В связи с этим данную статью не рекомендую к публикации.

5.02.2017, 11:10 Пырков Михаил Михайлович
Рецензия : Еще одной проблемой кредитования банковским сектором предприятий агропромышленного комплекса я бы счел нужным указать постоянно меняющуюся для предприятий агропромышленного комплекса внешнеэкономическую среду и постоянно меняющийся уровень государственной поддержки. Согласен с автором, кредитование банковским сектором сельскохозяйственных предприятий является одним из высокорисковых видов активов. Данная статья вызывает интерес и целесообразна к публикации. М.М. Пырков.

6.02.2017, 15:29 Бублик Николай Александрович
Рецензия : Статья Сергей Вероники Викторовны "Проблемы банковского кредитования предприятий агропромышленного комплекса и пути их решения" по моему мнению имеет определенный практический интерес. Автор показывает, что государство, обеспечивая продовольственную и социальную безопасность своих граждан, увеличивает размеры льоготного кредитования сельского хозяйства Белоруссии. Это, сожалению, не приводит к повышению эфективности работы этой отрасли, так как сельскохозяйственные предприятия не способны погасить эти кредиты. Следовательно, необходимо искать пути преодоления этого кризиса. Выделю два аспекта. 1. Строгое соблюдение основополагающих принципов кредитования приведет к повышению эффективности выдаваемых кредитов, поскольку будут кридитоваться успешные предприятия. Они смогут наращивать выпуск сельскохозяйственной продукции. 2. Даную статью следует рассматривать как начало разговора о путях повышения эффективности работы агропромышленного комплекса в республике. Рекомендую к печати.

Как упомянуто выше, одним из важнейших экономических условий реализации права собственности на землю для аграрного сектора является предоставление им доступного и долгосрочного кредита. Так как выдача банковского кредита для такого рода операций является весьма рисковой, то можно поставить вопрос о долгосрочных займах сельским товаропроизводителям под залог их земли. В этой связи необходимо создание специализированных земельных банков. Если обратиться к историческому опыту то можно вспомнить, что во времена царской России подобные организации были распространены достаточно широко. Земельные банки в России при сложившейся экономической ситуации должны создаваться по строго разработанной программе с учетом всевозможных экономических факторов. На мой взгляд, можно выделить три важных правила их работы.

1. Ссуды из земельных банков не должны выдаваться заемщикам с очень низкой экономической культурой, так как заемщик, беря кредит под обеспечение земли, может не представлять себе последствия тех обязательств, которые на него возлагались. В этой связи сельскохозяйственному товаропроизводителю самостоятельно, без помощи профессионалов будет очень трудно обеспечить эффективное использование взятого кредита, своевременные выплаты платежей и избежать разорения. Как следствие этого у банка будет очень низкий возврат долгов по кредиту.

2. Деятельность земельных банков не должна строится на принципе стремления изъятия и продажи с торгов земли в случае непогашения ссуды, поскольку накопление объектов залога - земель у ссудозаемщиков будет расти. Как показывает мировая практика, реализация заложенных земель с торгов идет очень тяжело. Во-первых, покупателю приходится за свой счет совершать длительные поездки для осмотра земель. Во- вторых, в случае приобретения этих владений ему приходится оплачивать все числящиеся за участком долги. В результате земельный банк может превратиться в гигантского земельного собственника и нести значительные убытки от эксплуатации оставшихся за ним земель. Банки также будут нести убытки от платежей по наложению ареста на заложенные владения, от обращения в судебные инстанции, уплаты сборов и т.д.



3. Управление операциями земельных банков не должно носить централизованный характер. Отделения банков не должны располагаться в центральных городах и в значительном удалении от мест проживания своих клиентов. Они должны иметь право самостоятельно решать вопрос о выдаче ссуд. В противном случае от разрешения о выдаче ссуды советом банка и от этого разрешения до фактической выдачи денег может пройти очень много времени (порой до года), а это может привести к отказу потенциальных клиентов от услуг банков. Следует также помнить, что выдача ссуд должна соответствовать реальной стоимости земли. Далее я попытаюсь сформулировать некоторые принципы отношений будущих собственников земли с кредитными банками.

Первый принцип заключается в совместном занятие денег многими, объединенными в союз собственниками, так как их союз позволяет брать деньги в кредит сразу крупными суммами, что будет экономически выгодно как для банков (размеры ссуды будет достаточным, чтобы покрыть процентами с нее издержки по обслуживанию долга), так и для собственников (при выдаче большой суммы кредита банк берет более низкие проценты по нему).

Второй принцип: товарищество, получившее под общую ответственность деньги, должно давать их своим членам только на производственные, или на какие-нибудь необходимые нужды. Следовательно, оно должно создать орган по контролю за выданными средствами, и производить “внутреннюю” выдачу ссуд только членам товарищества.

Третий принцип включает в себя создание самими же фермерами центров по повышению квалификации, целью которых должно являться обучение, а не материальная сторона, т.е. обучение должно проводиться не на платной основе.

Стоит заметить, что в США, где такие центры получили широкое развитие, рынок услуг для фермеров обеспечивает очень высокий процент возврата кредитов (90 - 95%).

Плата за землю.

Не секрет, что во всем мире собственники земли платят земельные налоги, даже если эта земля в их собственности. В настоящее время и в России за использование земли приходится платить. Цель введения платы за землю, я считаю, оправдана. Это пополнение бюджета, стимулирование рационального использования земли и т.д.

Так что же такое земельный налог?

Земельный налог- это определенная сумма, которую обязан ежегодно вносить (уплачивать) собственник земли, а также землепользователь и землевладелец.

Я бы хотела отметить один несправедливый факт того, что фермерские хозяйства, а так же другие субъекты земельных правоотношений должны вносить земельный налог в виде стабильных платежей за единицу площади в расчёте за год, и этот размер земельного налога не зависит от результатов их хозяйственной деятельности. Я считаю, что это является большим упущением и здесь нужен другой подход. Например, можно бы было предложить анализировать хозяйственную деятельность собственника земли и в определенный момент этой деятельности взять и ослабить эту плату или же наоборот увеличить налог (например, установив некий процент от повышенного дохода того или иного хозяйства).

Теперь я бы хотела коснуться такого вопроса как нормативная цена земли.

Если обратиться к действующему законодательству, то там мы найдем определение нормативной цены земли, “это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости”.

Нормативная цена земли определяется на основании ставки земельного налога умноженной в 200 раз и помноженную на единицу площади соответствующего земельного участка. И в этом я не совсем согласна, так как, на мой взгляд, необходимо введение новых коэффициентов или процентных ставок при продаже земли для определения ее цены. Например: при продаже земельного участка разным слоям населения (с разным достатком и разным социальным статусом), или для различного целевого предназначения, то цена на один и тот же участок может быть разной - фермеру одна цена, дачнику другая, а колхозу третья.

Заключение

Главная особенность экономических отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного природного фактора является существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.

Рента, которая возникает вследствие разности плодородия земельных участков (или разности местоположения участков по отношению к рынку), называется дифференциальной рентой.

Абсолютная рента является результатом монополии частной собственности на землю со стороны определенного класса общества.

В сельском хозяйстве есть еще одна разновидность ренты – монопольная рента: это особая форма земельной ренты, которая появляется при монопольных ценах на исключительно редкие и невоспроизводимые в других местах земледельческие продукты и полезные ископаемые.

Земля является предметом не только аренды, но и купли – продажи, и она имеет иррациональную цену, основанную не на стоимости, а на доходе, который приносит использование земли владельцу. Цена земли – это капитализированная рента.

Крестьяне, являющиеся собственниками своего участка, в качестве хозяйствующих субъектов получат дифференциальную ренту, а в качестве собственников земли они ее присваивают. Абсолютной ренты в крестьянском хозяйстве нет.

Повсюду, где силы природы могут быть монополизированы и обеспечивают применяющему их промышленнику добавочную прибыль, будет ли то водопад, или богатый рудник, или богатая рыбой вода, или хорошо расположенное строительное место, лицо, признаваемое собственником этих предметов природы, улавливает у функционирующего капитала эту добавочную прибыль в форме ренты.

Список литературы

1. Боголюбова С.А. Земельное право. М: Проспект, 2002

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: ЮРАЙТ, 2002

3. Валовой Д.В. Политическая экономия. М.: Проспект, 1999

4. Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М.: 2001

5. Жариков Ю.Г., Улюкаев В.Х. Земельное право. Москва, Былина, 2000

6. Земельный кодекс Российской Федерации. Москва, 2002

7. Лапина А.А. Все налоги России. Москва, Проспект, 2002

8. Камаев В.Д. Экономическая теория. Москва ЮНИТИ, 2002

9. Мугалимов М.Г. Основы экономической теории. ООО «Интерпрессервис», УП «ЭКОПЕРСПЕКТИВА», Минск, 2002

10. Николаева Л.С. Экономическая теория. Москва ЮНИТИ, 2002

11. Сумцева Н.В., Орлова Л.Г. Экономическая теория. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

12. Чепурина М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров «АСА», 2001

13. Черника Д.Г. Налоги. Москва «Финансы и Статистика», 2001

14. Эйсмонд О.А., Петров П.Д., Логвин В.Н. Оценка лесной ренты и эффективность повышения рентных платежей. Москва, 2000

Сотрудничество банков и аграриев играет важную роль и для тех и для других. С какими трудностями столкнулись банки при работе с аграриями в ушедшем году, на что чаще всего берут кредиты крестьяне, по каким причинам им могут отказать, изменится ли работа банка с аграрными компаниями в связи с вступлением России в ВТО? На эти и другие вопросы дают свое профессиональное мнение специалисты нескольких банков.

Сельское хозяйство - это сфера высокого риска, поэтому работать с агропромышленным комплексом всегда непросто. На деятельность агропредприятий оказывают влияние и природно-климатические условия, и сезонный характер поступления выручки от реализации продукции, и наличие возможностей и условий для ее сбыта. Потому перед любым банком, кредитующим АПК, стоят непростые задачи: своевременно предо ставить аграриям кредитные ресурсы на привлекательных условиях и при этом обеспечить эффективное использование средств, поддерживая развитие рентабельных предприятий и окупаемые проекты. Спрос на кредитные ресурсы в сегменте малого агробизнеса в последние годы растет. Об этом говорит динамика объемов кредитования. По данным Краснодарского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк»: «Являясь одним из ключевых» кредиторов АПК, Россельхозбанк финансирует крупные проекты практически во всех основных сегментах сельскохозяйственного производства страны. По итогам 2011 г. общий кредитный портфель Россельхозбанка, более 75% которого составляют кредиты АПК, достиг 953,8 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 г. на 30%.
В 2011 г. фермерские хозяйства России привлекли кредиты Россельхозбанка на сумму более 30 млрд руб., это на 63% больше, чем в 2010 г. В целом портфель кредитов, предоставленных фермерам, индивидуальным предпринимателям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам, за прошлый год вырос на 45% и достиг 73 млрд руб. В 2011 г. на кредитование крупных проектов в сфере АПК было направлено более 196 млрд руб. Корпоративный кредитный портфель вырос на 25% и составил 807 млрд руб.».

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КРЕДИТОВАНИЯ
Введя субсидирование процентных ставок, государство повысило привлекательность кредитования. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» повысил финансовую устойчивость агропроизводителей и расширил им доступ к кредитным ресурсам. Сегодня предприятия агропромышленного комплекса привлекают кредиты как для обеспечения текущей деятельности, так и для реализации долгосрочных проектов, связанных с модернизацией действующих и созданием новых производственных мощностей. По данным Краснодарского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», около трети всего объема кредитов банк выдает на проведение сезонных работ. В 2011 г. на эти цели Россельхозбанк направил свыше 150 млрд руб. кредитных ресурсов, это на 24% больше по сравнению с 2010 г.
Популярны комплексные кредиты на приобретение горюче-смазочных материалов, семян, удобрений и запчастей к сельхозтехнике. По словам Сергея Геращенко, заместителя председателя правления банка «Кубань Кредит», чаще у аграриев возникает потребность в финансировании весенне-полевых работ, приобретения техники и оборудования, модернизации и реконструкции основных средств. Часто финансирование требуется животноводческим предприятиям для приобретения кормов, ветпрепаратов и средств санитарии. По информации Краснодарского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк», повысился спрос агропредприятий на кредиты для приобретения зерна. На данный момент их доля в общем объеме кредитования сезонных полевых работ составляет 16,8%.

ОТКАЗ И ЕГО ПРИЧИНЫ
Принимая решение о предоставлении кредита, банк рассматривает проекты, исходя из их экономической эффективности. Немаловажный факт - платежеспособность заемщика. Поэтому банк также оценивает источники финансирования для уплаты процентов по запрашиваемому кредиту до выхода проекта на окупаемость. С невыполнением этих условий может быть связан отказ в предоставлении кредита. Как утверждает Сергей Геращенко, основные причины для отказа в кредите - наличие не связанных с сезонностью убытков и низкий уровень собственного капитала предприятия. «При кредитовании аграриев в 2011 г. наш банк столкнулся с некоторыми трудностями, такими как высокая кредитная нагрузка и слабая залоговая база у аграрных предприятий, - говорит Сергей Геращенко. Нередко банки не отказывают клиенту в кредите, даже если предприятие не соответствует заявленным требованиям. «При не соответствии стандартным параметрам кредитования мы предлагаем клиенту индивидуальные параметры сделки,- рассказывает Николай Гладыш, директор ОО «Краснодар» ООО «ЗЕМКОМБАНК»

ПОДДЕРЖКА
НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ
Главный результат переговоров о вступлении России в ВТО - это сохранение достигнутого уровня государственной поддержки сельского хозяйства как в течение переходного периода, так и после полного завершения присоединения в 2020 г. «В связи с вступлением России в ВТО принципиальных изменений в отношениях банков и предприятий АПК не произойдет. Но аграриям нужно быть готовыми к тому, что появится больше дешевой импортной продукции, и приложить все возможные усилия, чтобы оставаться конкурентоспособными»,- говорит Николай Гладыш.
По мнению ведущих российских экспертов, членство в ВТО усилит конкуренцию на таких товарных рынках, как:
свинины - в связи с обнулением пошлины на свежую, охлажденную и замороженную свинину и существенным снижением таможенной пошлины для живых свиней на убой - с 40 до 5%;
риса - таможенная пошлина снижается с 20 до 10%;
пива и крепких алкогольных напитков - в связи с обнулением пошлины;
растительных жиров - обнуление пошлины на соевые бобы и соевое масло;
мясных сосисок-установление низкой таможенной пошлины в размере 0,25 € за 1 кг.
Ожидается, что присоединение России к ВТО будет стимулировать рост инвестиций в переработку продукции сельского хозяйства и пищевую промышленность. Для обеспечения достаточного уровня конкурентоспособности отечественные сельхозтоваропроизводители будут наращивать добавленную стоимость своей продукции, повышать эффективность производства. Это означает, что кредитные продукты, особенно инвестиционного характера, должны быть востребованы в аграрном секторе. Сегодня интересы многих предпринимателей, в том числе непрофильных инвесторов, активно смещаются в сторону АПК. На наш взгляд, этому способствуют два основных фактора. Первый фактор - глобальный рост спроса на сельскохозяйственное сырье, вызванный ростом потребления продуктов питания (в том числе и в России). Второй - уровень государственной поддержки отрасли, при котором созданы комфортные условия привлечения инвестиций в сельское хозяйство.
В долгосрочной перспективе ожидается рост объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, вызванный необходимостью дальнейшей модернизации отрасли, реализацией экспортного потенциала сельского хозяйства продукции, импортозамещением продовольственных продуктов. «В последнее время прослеживается тенденция прихода крупного бизнеса в АПК. Благодаря государственному регулированию АПК и его поддержке растет привлекательность вложений в отрасль. Инвесторы стали иначе относиться к агробизнесу в связи с ростом мировых цен на продовольствие и повышением значимости сельского хозяйства в целом», - подытожил Николай Гладыш.

Текст: Виктория Жученко