Лицензия на осуществление строительной деятельности. Как получить строительную лицензию

Во всем мире лицензирование строительной деятельности - это обычная практика, позволяющая ограничить круг подрядчиков квалифицированными специалистами с положительной репутацией. Такой подход позволяет снизить любые риски и повысить качество возводимых объектов. Лицензия на строительство и проектирование - это необходимая мера, которая защищает интересы многих сторон, прежде всего государства и заказчика, заинтересованных в технически грамотном осуществлении программ.

В условиях российского рынка одну из главных ролей играет изначальный отбор подрядчика. Это важно, прежде всего, в программах по долевому строительству. Не для кого не секрет, что недобросовестные застройщики являются реальной болезнью отечественной отрасли, победить которую в состоянии только дифференцированный подход к процессу выдачи разрешений на строительство жилых объектов. Лицензия на строительство СРО радикально изменила ситуацию по защите интересов различных сторон, а именно:

  • увеличила размер поступлений в государственную казну;
  • осуществила отбор подрядчиков еще на начальной стадии, путем допуска к определенным работам профессиональных операторов, имеющих достаточный экономический и производственный потенциал;
  • провела учет для создания общей статистики всех строительных проектов;
  • повысила в целом конкурентоспособность строительного рынка;
  • обязала соблюдать в процессе реализации проектов все действующие стандарты и нормы;
  • создала определенную репутацию конкретным строительным компаниям, обладающим лицензиями на осуществление того или иного вида деятельности.

В соответствии с законом № 148-ФЗ от 22.07.2008 года «О внесении изменений в Градостроительный кодекс» произошел плановый переход на систему саморегулирования строительной отрасли, в свою очередь, лицензия на строительство была отменена.

На данный момент единственным документом, регулирующим деятельность в этой сфере, является допуск СРО.

Следует отметить, что был пересмотрен и перечень работ, предусматривающих наличие допуска (ознакомиться с ним Вы сможете на нашем сайте в соответствующем разделе ).

Компания «Информационно-консультационный центр «Эксперт» готова оказать профессиональную помощь по вступлению в СРО (получение строительной лицензии 2013 года) или переоформлению уже имеющегося свидетельства о допуске СРО в области проектирования, строительства или инженерных изысканий. Мы окажем Вам квалифицированные услуги по подбору и обучению сотрудников в соответствии с программой «Выполнение работ по строительству на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах», проведем аттестацию по промышленной безопасности персонала ИТР в территориальных органах Ростехнадзора РФ.

Огромную роль в получении допуска играет степень надежности, выбранной Вами саморегулируемой организации, степень компетентности ее экспертов и руководства, легитимность выданных ею свидетельств о допуске. Ведь именно эти аспекты обуславливают законность допуска на проведение работ, которым была заменена государственная лицензия на строительство. Именно поэтому руководители проектных и строительных организаций нуждаются в консультации независимых специалистов, которые на профессиональном уровне смогут оценить предлагаемые условия и целесообразность их принятия.

Выдача лицензий на ведение строительной деятельности была отменена в 2010 году. Тем не менее, выполнение многих видов строительных работ невозможно без специального разрешения. В соответствии с законодательством, чтобы получить право на ведение строительной деятельности необходимо состоять в саморегулируемой организации строителей (СРО). Именно СРО и решает все вопросы допусков к реконструкции, капитальному ремонту и прочим видам работ в строительной сфере.

Регламентирует список работ, для которых нужно членство в СРО приказ № 624 от 30.12.2009 года. Правда при более детальном анализе Градостроительного кодекса РФ, классификатора работ, а также рекомендаций ФГУ «Главгосэкспертизы России», получается выделить некоторые виды работ, проведение которых не требует допуска, а соответственно и членства в СРО.

В каких случаях не требуется допуск СРО

В ст. 51 ГК РФ в п. 1-5 и п. 17 перечислены виды работ, для выполнения которых не требуется получать разрешение на строительство.

Допуск СРО не требуется:

При возведении объектов индивидуального жилищного строительства, предназначенных для проживания одной семьи, являющихся отдельно стоящими и имеющих не более трех этажей;

Для построек в виде блочных жилых домов, с количеством блоков не более десяти. Отдельный блок рассчитан для проживания одной семьи и имеет одну или более стенок, общих с блоком соседнего дома и не имеющих проемов. Обязательным условием является то, что дом должен располагаться на личном участке и иметь выход на территорию общественного пользования. Этажей в таком объекте должно быть не больше трех.

В зданиях производственного назначения, являющихся объектами капитального строительства, у которых общая площадь не превышает 1500 квадратных метров,

Такие постройки должны принадлежать к типу зданий и сооружений, которые не нуждаются в организации санитарно-защитной зоны или аналогичные зоны устанавливаются на территории участка, принадлежащего данному объекту. Исключением является объект капитального строительства, который, исходя из положений статьи 48 части 1 ГК РФ, признается либо особо опасным, либо технически сложным, либо уникальным. Этажей в таком сооружении должно быть не больше двух.
Нужно иметь в виду, что 624 приказ был неоднозначно встречен строительными организациями и индивидуальными предпринимателями.

По этой причине приказом № 294 от 23.07.2010 года были внесены ряд поправок и расширенных объяснений, какие виды работ не нуждаются в допуске:

Почти все виды остекления;

Отделка гипсокартоном;

Штукатурные и облицовочные работы;

Внутренние отделочные работы (все виды);

Земляные работы, полы и стяжки;

Установка заборов, ограждений и ворот;

Малярные работы;

Грунтовые работы;

Работы по благоустройству, а также ремонту и содержанию дорожных покрытий;

Помимо всего этого допуска СРО не требуют:

Изготовление деревянных конструкций для уже готовых фундаментов малоэтажного строительства. Не распространяется данное положение на висячие конструкции, оболочки двоякой кривизны, а также мембранные покрытия;

Работы, производящиеся на внутренних сетях зданий и сооружений, не относящихся к особо опасным объектам либо уникальным. Это исключение не относится к работам с газовыми сетями;

Кровельные, каменные, фасадные работы зданий и сооружений, не относящихся к особо опасным объектам или уникальным;

Геодезические работы на строительных площадках вышеуказанных объектов;

Защитные работы на строительных конструкциях, а также трубопроводе и оборудовании, в том числе работы по защитному покрытию лакокрасочными материалами и теплоизоляции трубопровода. Данное положение не распространяется на магистральные и промысловые трубопроводы;

Можно частично выполнять работы по подготовке строительных площадок под здания и сооружения, не относящихся к особо опасным или уникальным объектам.

Строительные работы, для которых допуск СРО необходим

Разрешение на строительство требуется при проведении работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, полный перечень которых содержит Градостроительный кодекс РФ в ст. 48.1.
В качестве примера, к подобным объектам относятся: объекты авиационной и космической инфраструктуры, метрополитены, гидротехнические сооружения, морские порты, а также объекты капстроительства, которые имеют высоту или длину пролетов более чем сто метров и пр.

Лицензия на строительство Госстроя РФ нужна для осуществления деятельности предприятия на рынке в сфере архитектуры строительства и жилищной политики.

Виды строительства и лицензий на его осуществление

Основными видами строительства считаются:

  • инженерные изыскания, осуществленные при строительстве зданий, относящихся к первому и второму уровню ответственности;
  • деятельность, связанная с проектированием таких зданий и сооружений;
  • непосредственное их строительство.

Лицензия на строительство может быть условно отнесена к одной из двух основных групп. Первый вид – разрешительные документы, выданные на эксплуатацию производственных объектов повышенной опасности. Вторая группа представлена лицензиями на осуществление экспертизы по безопасности промышленных производственных объектов.

Орган, выдающий лицензии на строительство

Госстрой России или Госкомитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу – федеральный орган исполнительной власти, которым осуществляется межотраслевая координация и регулирование деятельности, осуществляемой в сфере строительства, градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального комплекса. Ранее такие лицензии выдавались Министерством регионального развития.

Получение лицензии на строительство необходимо для работы субъекта хозяйствования в условиях эксплуатации опасных объектов производственного значения, а также при осуществлении деятельности, связанной с обеспечением мер безопасности в промышленности.

Лицензия на осуществление работ по обеспечению пожарной безопасности

Орган, который выдает лицензию данного вида – Госпожнадзор России. Данная лицензия нужна для работы предприятия на рынке услуг в сфере контроля, производства и наладке безопасности.

Среди лицензий данной категории необходимо выделить следующие:

  • разработка мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности;
  • осуществление экспертизы технических и организационных решений для обеспечения пожарной безопасности;
  • организация работы пожарной охраны различных населенных пунктов и ведомств, а также субъектов хозяйствования независимо от организационно-правовой формы;
  • осуществление ведомственного контроля обеспечения пожарной безопасности;
  • установка пожарной техники, огнетушащих средств с проведением соответствующих испытаний;
  • обучение сотрудников мерам пожарной безопасности.

Таким образом, можно увидеть, что в каждой сфере деятельности существуют различные разрешительные документы на обеспечение мер безопасности. В данном случае речь идет и о надзоре в энергетической сфере, и о пассажирских перевозках и т.д.

Лицензия на проектирование

Ответ на вопрос о том, нужна ли лицензия на строительство в современных условиях хозяйствования, отрицательный. Данные новшества вступили в действие в начале 2010 года. Теперь лицензия на строительство зданий и сооружений заменяется допуском СРО.

Современное предприятие, осуществляющее деятельность в строительной сфере, должно вступить в СРО. Такие организации формируются как некоммерческие партнерства и подлежат обязательной регистрации в соответствии с действующим законодательством. Как уже указывалось выше, если есть членство в СРО, то лицензия на строительство не нужна.

Такие саморегулируемые организации имеют право на использование статуса, позволяющего довольно эффективно повышать качество с одновременным контролем всех выполняемых работ. Ими разрабатываются и утверждаются стандарты и нормативы в той или иной сфере. Правовой статус СРО регламентирован соответствующим Федеральным законом.

Полномочия СРО

Так как уже не нужна лицензия на строительство, саморегулируемые организации наделяются соответствующими полномочиями:

  1. Оформление допусков, которые выдаются в виде специальных свидетельств и нужны для работы предприятия в области строительства, капитального ремонта и реконструкции, а также архитектурно-проектных работ. Такие разрешительные документы могут быть выданы только после рассмотрения соответствующих документов, которые подтверждают профессиональные навыки и квалификацию сотрудников на предприятии.
  2. Осуществление контроля работы субъекта хозяйствования.
  3. Ведение реестра предприятий – членов СРО.
  4. Обучение, аттестация и повышение квалификации сотрудников, что обеспечивает высокий уровень профессионализма, а также компетенцию работников предприятия той или иной отрасли.

Лицензия ФСБ на строительство

Иногда даже те предприятия, которые не имеют никакого отношения к государственной тайне и секретным документам, могут сталкиваться с необходимостью получения такой лицензии.

Данный разрешительный документ понадобится при наличии необходимости осуществления строительных и ремонтных работ на каких-либо режимных объектах. Информация о финансовых, военных или внешнеполитических операциях имеет гриф «Государственная тайна». Поэтому допуск к ней может означать, что субъект хозяйствования может использовать такую информацию при осуществлении строительных работ именно на данном объекте.

Именно это обеспечивает лицензия на строительство, выданная ФСБ. Для ее получения необходимо в первую очередь пройти специальную проверку, по результатам которой Федеральной Службой Безопасности формулируется вывод о соответствии соискателя предъявленных к нему требований.

Лицензия ФСБ оформляется на восемь лет в два этапа:

  • получение лицензии на три года;
  • продление ее на следующие пять лет.

Оформление такого разрешительного документа дает своему владельцу ряд преимуществ. Без него не может обойтись предприятие, которое имеет дело с государственной тайной.

Данный документ также охватывает область торговли, охранного бизнеса и информационных технологий.

Наличие данной лицензии необходимо при участии в тендерах. Например, для допуска к участию в конкурсе на проектирование городка военного значения предприятие должно получить специальное разрешение.

). В настоящее время в Российской Федерации заменена членством в [Саморегулирующаяся организация|Саморегулирующейся организации]. Под термином «строительная лицензия» в широком смысле понимали также лицензии на осуществление изыскательской и проектной деятельности, а также деятельности по выполнению строительно-монтажных работ. С правовой точки зрения строительная лицензия имеет двойной статус: с одной стороны, как любая лицензия, это право (разрешение) аналогичное праву аренды, пользования и т. д. C другой стороны, лицензию необходимо рассматривать как индивидуальный нормативный акт (акт органа государственной власти адресованный конкретному лицу) - определяющий субъекта специальных правоотношений, то есть строительную компанию - лицензиата, а также указывающий на наличие особой (расширенной) правоспособности этого лица, указывающий границы этой правоспособности и устанавливающий связанные с этой правоспособностью особые права, обязанности и ответственность. С экономической стороны строительная лицензия представляет собой инструмент государственного управления экономикой и в частности строительной отраслью.

Цели лицензирования строительства

Лицензирование строительства преследует множество целей:

  • Фискальная - связанная с изъятием части прибыли у экономических субъектов в доход государства.
  • Цензовая - призванная не допустить на рынок лиц, не имеющих достаточных ресурсов.
  • Статистическая - связана с учётом количества и распределения строительных компаний в пределах государства.
  • Защитная - призванная защитить потребителей от низкого качества услуг и возможных техногенных катастроф, а также рынок в целом от недобросовестной конкуренции.
  • Регулятивная, связанная собственно с государственным управлением строительной отраслью в целом, в том числе методом отзыва, приостановления лицензии, включения в её текст специальных условий и т. д.
  • Нормативная - механизм дополнения общих нормативных требований изложенных в ГОСТ , СНИП, СанПИН, Технологических регламентах индивидуальными нормативами для данной компании.
  • Информативная - подтверждение государственным органом специального статуса компании лицензиата.

Строительные лицензии в Российской Федерации в период до их отмены (до 1 января 2010 года)

Под строительной лицензией понималась лицензия выданная соответствующим органом лицензирования (в 2009 году это был орган государственной власти - РОССТРОЙ, а не государственное предприятие - Федеральный Лицензионный Центр как ошибочно принято считать) на право осуществления деятельности по: 1. По инженерным изысканиям 2. По проектированию зданий и сооружений. 3. По строительству зданий и сооружений. Перечисленные выше виды деятельности делились в целях удобства на группы и виды работ в соответствии с классификатором разработанном ещё Госстроем, в этом же классификаторе содержатся и особые условия: типы грунтов, высотность возводимых объектов и т. д. Виды работ условно делились на подвиды: так, проектирование делится на общее проектирование, технологическое проектирование , обследование зданий и сооружений, сметные работы и выполнение функций генерального проектировщика. Выполнение строительных работ было разделено на общестроительные работы, специальные работы, выполнение функций генерального подрядчика и выполнение функций заказчика застройщика.

Срок действия лицензии по закону составлял не менее 5 лет (Обычно он был равен ровно 5 годам). Однако встречаются лицензии выданные территориальными органами лицензирования - лицензионными палатами, выданные на 7, 10 и даже 25 лет. Эти лицензии действуют в полном объёме только если они выданы соответствующим органом лицензирования до момента отзыва у него соответствующих полномочий (в период с 1995 по 2001-2002 г. во многих субъектах федерации лицензирование осуществляли на основании договора территориальные органы лицензирования субъектов - лицензионные палаты). В 2000-2002 годах ГОССТРОЙ провёл кампанию по отзыву соответствующих полномочий у палат и передаче их ФЛЦ. В последние дни перед отзывом полномочий палаты выдавали очень много лицензий с формулировками «на все виды строительной и проектной деятельности» и со сроком действия «Бессрочно». Следует настороженно относится к такого рода лицензиям, так как многие палаты продолжили выдачу документов уже после часа Ч. Кстати, однозначно недействительными являются лицензии выданные союзом архитекторов на право создания творческой архитектурной мастерской и осуществление всех видов проектных работ со сроком действия - бессрочно, просто по тому что у союза архитекторов никогда не было прав на выдачу таких лицензий.

Следует различать Лицензию как право (аналогичное например праву аренды) и лицензию как документ (то есть цветную бумажку) подтверждающий наличие у упомянутого в ней субъекта прав на осуществление определённой деятельности с определёнными условиями и оговорками (т. н. лицензионными требованиями и условиями)этого права.

Существуют определённые требования к бланку лицензии он должен в частности содержать наименования лица получившего лицензию его ИНН адрес гос. регистрации и номер в государственном реестре лицензий (он же номер лицензии содержащий код территориального подразделения росстроя, ИНН получателя лицензии и другую служебную информацию, в бланк так же должны входить сведения о лицензионных условиях и видах работ которые вправе выполнять лицензиат. Следует однако иметь в виду что в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдаётся на строительство зданий и сооружений, а не выполнение функций заказчика при строительстве зданий и сооружений, то есть какая либо дальнейшая классификация законом не предусмотрена, таким образом законность такого деления вызывает большие сомнения. Формально любое лицо получившее лицензию на строительство зданий и сооружений даже с одним подвидом (например отделочные работы), вправе выполнять все виды работ относимые к строительству. Ещё 2 тонких момента в классификации строительной деятельности вызывают трудности у лицензиатов 1. После отмены лицензирования работ по ремонту и технической эксплуатации встаёт вопрос какие виды работ относить к строительству а какие к эксплуатации и ремонту. Ответ все виды работ относятся к новому строительству и требуют получения лицензии за исключением случаев когда предмет труда возможно разобрать и собрать без его конструктивного разрушения. 2. Какие работы требуют получения ещё и лицензий других лицензирующих органов. Все проектные строительные, реставрационные работы на зданиях памятниках (за исключением функций генерального подрядчика) требуют лицензии министерства культуры, все работы связанные со сведениями содержащими государственную тайну требуют лицензии ФСБ, работы по монтажу и пусконаладке систем пожарной сигнализации и противопожарной обработке конструкций, а также установке специальных дверей требуют лицензии МЧС(проектирование может осуществляться по проектной лицензии РОССТРОЯ). Работы которые могут быть отнесены к работам по эксплуатации опасных объектов требуют лицензии ГГТН.

Достаточно сложной является система лицензирования действующая на сегодняшний день: В соответствии с законом лицензирующим органом является РОССТРОЙ (федеральное агентство - орган государственной власти), орган уполномоченный на осуществление функций по надзору и контролю за соблюдением лицензионных требований и условий на сегодня не определён (в соответствии с законом это должна быть федеральная служба - орган государственной власти) Хотелось бы подчеркнуть что полномочия по лицензированию и надзору в области лицензирования наделены исключительно органы государственной власти однако фактически(по сложившейся административной практике) лицензированием занимается государственное предприятие -Федеральный лицензионный центр. Такое разделение связано с тем что РОССТРОЙ не вправе взимать за выдачу лицензии более чем 1000 и 300 рублей государственной пошлины направляемых в бюджет, однако нуждается в средствах на содержание аппарата связанного выдачей лицензий и ведением реестра строительных лицензий. Федеральный лицензионный центр по заданию РССТРОЯ принимает на себя работы по приему документов от соискателей лицензий, консультированию соискателей, проверке правильности и полноты заявлений на получение лицензий, формированию и хранению лицензионных дел, включению сведений в реестр и ведение реестра. При этом принятие решения о выдаче лицензии приостановлении действия лицензии или отзыве лицензии формально остаётся у РОССТРОЯ. Взаимодействие этих структур выглядит следующим образом: Соискатель лицензии обращается в территориальные органы Федерального Лицензионного Центра (далее ФЛЦ) . ФЛЦ заключает (принуждает соискателя к заключению) договора на оказание услуг по проверке достоверности и правильности оформления документов, из расчёта 2500- 5000 рублей за вид (цены изменяются в зависимости от региона: в депрессивных регионах цены выше т.к соискателей меньше а штат необходимо содержать за счёт поступлений от данной территории) после чего ФЛЦ так же принуждает к заключению ещё нескольких договоров в том числе с экспертной организацией которой поручают проведение фактической проверки организации соискателя мотивирую это нехваткой кадров в ФЛЦ. Кроме договора с экспертной организацией обязательно так же заключение договора с ФЛЦ на оказание дополнительных услуг - обучение специалистов предприятия соискателя. В некоторых регионах так же дополнительно принуждают оплатить услуги аффилированных к ФЛЦ организаций разрабатывающих для предприятия методические указания по внедрению системы контроля качества После уплаты всех выше перечисленных платежей ФЛЦ производит забивку данных в электронные формы и направляет в сжатом виде в ФЛЦ г. Москва. В центральном ФЛЦ эти данные распечатываются и формируются в протокол который списком обычно по 100 штук подписывается в руководителем лицензионной комиссии Росстроя. С этого момента у соискателя возникает право на осуществление деятельности по запрашиваемым видам деятельности. Территориальный орган ФЛЦ после получения подтверждения из Москвы о подписании протокола распечатывает и выдаёт соискателю Уведомление о выдаче лицензии на основании которого соискатель/лицензиат вправе начать осуществление деятельности. При этом следует отметить что любые справки, описи и подтверждения выдаваемые ФЛЦ до момента подписания указанного протокола - права работать не дают. Принципиально столь сложная схема организации получения лицензии связана с двумя моментами. Первый: с государственного органа - РОССТРОЯ РФ снимается какая либо ответственность так как соискатель лицензии «добровольно» обращается ФЛЦ и взаимодействует с ним на "договорных"началах На основании этого договора ФЛЦ навязывает соискателям любые условия (в основном финансовые). Второй: с утверждённой «цены» лицензии в 1000 и 300 рублей определённой в законе стоимость лицензии поднимается в сотни раз: величина затрат предприятия соискателя на лицензию в среднем суммарно составляет 120-200 тысяч рублей.

Для получения лицензии соискатель строительной лицензии должен формально выполнить 3 группы лицензионных условий 1. Оплатить государственную пошлину в размере 1000 и 300 рублей. 2. Иметь соответствующим образом оформленные документы о государственной регистрации своего предприятия (и представить их в виде нотариальных копий) 3.Предоставить информацию о Технической базе, Кадровом составе, Системе контроля и управления качеством.

Замена лицензирования строительства в Российской Федерации на членство в саморегулирующихся организациях

27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2009 года N 273-ФЗ о прекращении с 1 января 2010 года действия лицензий на осуществление следующих видов деятельности (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения): - инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений; - проектирование зданий и сооружений; - строительство зданий и сооружений. В соответствии с Законом с 1 января 2010 года прекращается действие всех лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен. С 1 января 2010 года единственным документом, удостоверяющим право осуществлять определенный вид работ по (а) инженерным изысканиям, (б) подготовке проектной документации и (в) строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства (Перечень видов таких работ установлен Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274), будет Свидетельство о допуске к соответствующему виду работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО), соответственно в области (а) инженерных изысканий, (б) архитектурно-строительного проектирования и (в) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно закону, все члены СРО обязаны вносить взнос в компенсационный фонд СРО (минимальный размер взноса для строительных организаций - 300 000 рублей). Фонд затем расходуется на выплаты в случае причинения какого-либа вреда в результате ошибок в строительстве.