Польша: большие амбиции и жизнь взаймы. Куда будет двигаться экономика польши после устойчивого роста

Польша, население которой на конец 2016 года составило более 38,63 млн человек, является крупнейшим членом Евросоюза среди всех стран Центральной и Восточной Европы. Площадь Польши оставляет 312 679 км 2 . По количеству жителей эта страна занимает тридцать пятое место в мире и шестое место в Европе. Предлагаем макроэкономический анализ ее экономики, в ходе которого рассмотрим динамику изменения ВВП Польши, а также состояние этого показателя в настоящее время.

Основная информация об экономических показателях Польши

Эта страна имеет выход к морю и граничит с 9-ю европейскими государствами. Эти факторы достаточно сильно влияют на развитие ее экономики. Польша является девятой в ​​ЕС и двадцать пятой в ​​мире по производству на душу населения.

В структуре ВВП Польши 63,5% - услуги и транспорт, 33% - промышленное производство, 3,5% - сельское хозяйство.

В отношении ИРЧП эта страна классифицируется Организацией объединенных наций как высокоразвитая (высший разряд по шкале ООН). Такая оценка выставляется на основе следующих факторов:

  • Ожидаемая продолжительность жизни.
  • Годы среднего образования для 25-летних жителей.
  • Ожидаемое число лет обучения детей школьного возраста.
  • Валовой национальный доход на душу населения с учетом паритета покупательной способности.

Динамика роста ВВП

В 2014 году Польша заняла пятое место в ЕС после Люксембурга, Ирландии, Венгрии и Мальты (по данным Евростата). Международные институты, в том числе ОЭСР и ожидали, что польская экономика в 2016 году вырастет на 3,4-3,5%.

За последние годы наблюдатели привыкли к относительно хорошей динамике ВВП Польши на фоне Центральной и Восточной Европы, а также всего Европейского Союза. Это было особенно заметно в 2009 году, когда этот показатель (по данным Евростата) вырос на 1,6%. Такие темпы сделали Польшу единственной страной ЕС с положительным экономическим ростом. Напомним, что в 2009 году в Европейском Союзе зафиксирована рецессия с показателем 4,1%.

Также в 2010 и 2011 годах польская экономика выделялась среди европейских стран: рост ВВП Польши на 3,9% в 2010 году был третьим по величине в ЕС, а достигнув рубеж в 4,5%, Польша в 2011 году заняла четвертое место среди 27 государств-членов Евросоюза.

Динамика роста ВВП на душу населения

В 1990 году Польша попрощалась с централизованно планируемой экономикой. В 2016 году ВВП Польши на душу населения увеличился в 8,5 раз - с 1 731 долларов США (в текущих ценах) до 15 048 долларов США. Это наглядно демонстрирует приведенный ниже график.

По темпам роста Польша опередила все государства ОЭСР и всю Европу. Рост ВВП Польши по годам позволил ей занять 13-е место в глобальном списке, основанном на данных Всемирного банка. Если ограничиться только членами ОЭСР и европейскими странами, то очень близко к Польше находится Словакия, которая имеет несколько более низкие темпы роста. А где доход на душу населения увеличился в четыре с половина раза, занимает только 36-е место.

Рост ВВП

По итогам 2016 года ВВП Польши достиг 469,51 млрд долларов, а по итогам 2017 года ожидается показатель 509,96 млрд долларов.

Страны, которые на протяжении полувека разделяли судьбу Польши в качестве государств - сателлитов Советского Союза, а затем долго цеплялись за мираж альтернативных путей в направлении развития, боясь свободной рыночной экономики со всеми ее плюсами и минусами, заплатили очень высокую цену за нежелание проведения реформ. Они теряли время, ресурсы и людей, добиваясь гораздо меньших результатов, чем Польша. Так, в Болгарии ВВП на душу населения увеличился лишь в три раза, а в Венгрии рост был в 3,7 раза.

Прибалтийские государства тоже могли бы достичь таких же результатов, которые наблюдаются в Польше, но их экономически независимая жизнь началась несколько позже. Всемирный банк имеет данные, относящиеся к этим странам, только с 1995 года.

ВВП Польши и России

Проведем краткий сравнительный анализ экономического положения этих стран. ВВП России в 2016 году составил 1 триллион 283,2 млрд долларов.

Сравнивая ВВП на душу населения Польши и России, можно сказать, что в нашей стране этот показатель также не стоит на месте, но развивается более умеренными темпами. На результаты оказывает влияние то, в каком тяжелом экономическом положении находилась Россия в период перестройки и какое-то время после ее окончания. Также на показатели 2016 года повлияло падение цен на нефть - один из основных источников дохода России, отсутствующий в Польше. Из приведенной диаграммы видно, что наиболее плачевное состояние наблюдается на Украине, где в настоящее время ВВП едва дотягивает до 77% того уровня, который был в 1988 году.

Мировые лидеры в росте ВВП

Как правило, такие данные содержат определенные искажения. Глобальным лидером в плане увеличения доходов является которая является крошечной страной с очень жесткой диктатурой. 20 лет назад здесь началась добыча нефти. В абсолютном выражении "черного золота" в Гвинее добывают сравнительно немного (1,1 млрд баррелей в год), но в пересчете на душу населения это дает 900 баррелей, что на 100 баррелей больше, чем в Саудовской Аравии. Поэтому неудивительно, что ВВП на душу населения в этой стране увеличился почти в 50 раз, хотя прибыль идет только диктатору и его клике.

Два азиатских лидера по росту ВВП

Явлением номер один в мире является Китай. За ним следует Вьетнам. Некоторые аналитики называют Китай феноменом мировой экономической динамики. За период с 1990 по 2015 года здесь ВВП на душу населения увеличили в 25 раз.

Вьетнам и его граждане также достойны восхищения решимостью, с которой они преодолевают последствия войн. Эта страна, вероятно, будет развиваться еще быстрее, если сможет сбросить оковы все еще правящей коммунистической партии.

Темпы роста ВВП Польши

Для рассмотрения этого показателя делают сравнительную характеристику по годам. Польша до сих пор очень хорошо себя показывает по абсолютному ВВП, результаты которого помещают ее на первые строки списка.

Если Польша захочет догнать Германию, потребуется не менее полувека, чтобы компенсировать разницу в ВВП на душу населения, который наблюдается в этих двух странах.

На основе текущих цен ВВП на душу населения в Германии в настоящее время в 3,3 раза выше, чем в Польше, и составляет 41 331 долл. США против 12 555 долл. США.

Если предположить, что население и цены в обеих странах останутся прежними, то в 2067 году средний ВВП на каждого поляка будет составлять более 89 000 долларов, тогда как средний ВВП на одного немецкого жителя составит 87 000 долларов.

Почему Польша должна продолжать догонять

ВВП Соединенных Штатов равняется 18 триллионам долларов США. Американцы тратят 17,1% на здравоохранение, что составляет немногим более 3 триллионов долларов в год. В Польше на здравоохранение приходится 6,4% ВВП, включая государственные и частные расходы, что составляет менее 30 млрд долл. США в год.

Поэтому в Соединенных Штатах Америки в 100 раз больше тратят на здравоохранение в абсолютном выражении, чем в Польше. Это сравнение не имеет общей базы (например, на душу населения), поэтому оно служит только для иллюстрации разницы в потенциале, основанной на утверждении, что огромная больница с опытным персоналом справится лучше с тяжелобольным пациентом, чем хорошая, но маленькая клиника, где работает всего пара врачей.

В пересчете на душу населения в 2014 году расходы на здравоохранение в Польше составляли 910 долларов на человека, в США - 9 403, а в Германии - 5 411. Эксперты считают, что нет смысла сравнивать Польшу с Соединенными Штатами, поскольку уровень расходов на здравоохранение в этой далекой стране сильно раздувается из-за проблем правовой защиты, а также благодаря быстрому внедрению всех успешных новых методов лечения, оборудования и технологий. Следовательно, более правильной точкой отсчета для Польши будет Германия.

В абсолютном выражении расходы на здравоохранение в Польше увеличились в период 1995-2014 годов в четыре с половиной раза, то есть со 197 до 910 долларов на душу населения. Это так называемое номинальное увеличение. Оно получается из-за роста цен. Фактическое увеличение было намного меньше.

Калькулятор инфляции

Оперировать цифрами, показывающими экономическое состояние в разных странах, нужно корректно. Для этого мы можем использовать «калькулятор инфляции», который находится на веб-сайте Министерства финансов Польши. Тут есть небольшая проблема, так как программа ориентирована на польский злотый, а Всемирный банк конвертировал PLN в доллары США. Поэтому приходится корректировать данные с учетом курса валют.

Согласно показаниям калькулятора инфляции, в 2014 году 910 долларов США соответствовали эквиваленту 321 доллара в 1995 году. Это означает, что реальный рост расходов за 20 лет составил 63%. Мнения многих поляков подтверждают эту оценку. Люди говорят, что за эти годы слишком мало изменилось в системе здравоохранения.

В Германии номинальное увеличение расходов на здравоохранение было подобным реальному приросту в Польше и составляло скромные 73% за тот же период (1995-2014). Однако это не должно служить утешением для Польши, поскольку в 1995 году расходы на здравоохранение ее западного соседа в расчете на душу населения были почти в 16 раз выше. Другими словами, 20 лет назад немцы уже получали хорошее медицинское обслуживание, поэтому их прогресс в этой области должен быть медленнее. Германия тратит на 1% меньше, чем Польша, на здравоохранение, так как ее доля в таких расходах в ВВП составляет 5,4%. Нынешним польским новорожденным придется ждать до конца XXI века, прежде чем расходы на здравоохранение на душу населения в этих двух странах достигнут одинакового уровня. Такое станет возможным при следующих условиях:

  • Все цифры будут приведены к общему знаменателю.
  • Количество жителей останется без изменений.
  • Будут заморожены курсы валют и цены.
  • Доля расходов на здравоохранение останется на постоянном уровне в обеих этих странах.
  • Разница в темпах экономического роста останется на нынешнем уровне.

Доля частного потребления в ВВП Польши составляет около 60%. В течение одного года поляки должны потратить более 6 млрд долларов. В масштабах густонаселенной страны это не очень большая сумма, так как она составляет всего лишь 70,2 долларов на человека в год.

Создание условий для развития страны и ее экономики является одним из самых важных видов деятельности. Польша должна продолжать свои усилия и бороться за каждый процентный пункт экономического роста. Другие страны (Германия, Франция, Япония, США, Швеция) пока могут почивать на лаврах.

Польша это одно из первых государств, которое покинуло блок социалистических стран и встала на ноги капитализма и истинной демократии по-американски. Так чего же наши соседи славяне добились за эти 30 лет? На этот и многие другие вопросы мы постараемся ответить в этом материале.

Давайте познакомимся с основными показателями Польши для того, что бы понимать, что же все-таки это за страна и какие у нее экономические показатели. Все показатели я постараюсь давать на 2017 год, кроме тех случаев, когда их нет, тогда будут даваться примечание, на какой год указаны эти данные.

Статистические данные Польши на 2017 год

На 2017 год население Польши составляет — 38,634 млн. чел , территория – 312 679 км2 , плотность населения – 123 чел/км2 .

Номинальное ВВП – 509,955 млрд $ , на человека — $13 429 . ВВП по ППС — 1110 млрд $ , на человека — $29 250 . Рост ВВП – 3,1% (2016) и 3,3% (2017), прогноз роста ВВП — 3,2% (2018), 3,2% (2019). Распределение ВВП по секторам экономике выглядит так: agriculture – 2,6% ; industry — 38.5% ; services — 58.9% (2016). Инфляция – 1,8% (CPI, 2017).

Коэффициент Джини — 29.8 (2014) – это статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределён показатель.

Рабочей силы – 17,64 млн. человек (2016), распределение рабочей силы по секторам: agriculture – 11,5% ; industry – 30,4% ; services – 58,1% (2015). Безработица составляет – 4,6% (Eurostat, September 2017). Средняя зарплата — €975,96/$1 320 в месяц (2014). Главные отросли промышленности — machine building, iron and steel, mining coal, chemicals, ship building, food processing и glass.

Экспорт и Импорт (2016)

Экспорт — $195.70 млрд. (2016). Экспортные товары — machinery and transport equipment — 37.8%, intermediate manufactured goods — 23.7%, miscellaneous manufactured articles — 17.1%, food and live animals — 7.6% (2012 est.).

Лучшие экспортные страны: Germany — 27.3% , United Kingdom — 6.6% , Czech Republic — 6.6% , France — 5.4% , Italy — 4.8% , Netherlands — 4.5%

Импорт — $193,60 млрд. (2016). Импортные товары — machinery and transport equipment 38%, intermediate manufactured goods 21.0%, chemicals 15.0%, minerals, fuels, lubricants and related materials 9.0% (2011 est.)

Лучшие импортные страны: Germany — 28.3% , China — 7.9% , Netherlands — 6% , Russia — 5.8% , Italy — 5.3% , France — 4.2% , Czech Republic — 4.1% ,

Всего зарубежных инвестиций — $224,5 млрд . (31 December 2016 est.), государственный внешний долг — $347,8 млрд. или 48,4% от ВВП (31 December 2016).

Государственный бюджет (2016):
— доходы в бюджет — $79,75 млрд.
— расходы — $91,45 млрд.

Экономическая помощь Европейского Союза:
Выделено $137 млрд. на структурные реформы на протяжении 2007–2013 годов. Планируется выделить еще $142 млрд. на структурные реформы в 2014–2000 годах.
Золотовалютные резервы страны – $114.4 млрд . (31 December 2016 est.)

Как видите очень хорошие показатели у экономики Польши, так на протяжении 2007-2017 годов в ее экономику было влито экономической помощью и инвестициями более $410 млрд. Не плохой показатель, как для страны загнивающего Запада. Например, весь ВВП Украины в 2017 году планируется на уровне $104 млрд , а ВВП России на 2017 год – $1 469 млрд, Белоруссии — $53 млрд , Казахстана — $156,2 млрд.

Теперь давайте посмотрим на динамку развития ВВП Польши с 1986 года по 2017 год. Будут рассмотрены разные показатели и сведены в таблицу. Также построено несколько графиков, для более наглядного понимания некоторых процессов.

Таблица: Динамика ВВП Польши 1986-2017 годы (по данным ЦРУ)

Таблица:

год Население, млн ВВП, номинал, $ ВВП, ППС, $ рост ВВП, % Инфляция, % Безработица, % пром произ, % экспорт, млрд. $ импорт, млрд. $ гос долг, % к ВВП
1986 37,6 73,7 191,1 3,5 17,8
1987 37,8 63,7 201,2 2,3 25,2
1988 37,8 68,6 214,9 3,3 60,2
1989 37,8 66,9 231,5 3,8 251,1
1990 38,2 62,1 223,2 -7,2 585,8 6,3
1991 38,3 80,5 215 -7 70,3 11,8
1992 38,4 88,7 224,5 2 43 13,6
1993 38,5 90,4 239,3 4,3 35,3 16,4
1994 38,6 103,7 257,2 5,2 32,2 11,4
1995 38,6 139,1 280,2 6,7 27,9 13,4 49
1996 38,6 156,7 303,3 6,2 19,9 12,4 43,4
1997 38,7 157,1 330,6 7,1 14,9 11,3 42,9
1998 38,7 172 351 5 11,8 10,6 38,9
1999 38,7 167,8 372,2 4,5 7,3 13,8 4,3 27,8 40,8 39,6
2000 38,6 171,3 396,5 4,3 10,1 16,1 0 28,4 42,7 36,8
2001 38,6 190,4 410,3 1,2 5,5 18,3 0,3 35,4 49,4 37,6
2002 38,6 198,2 423 1,4 1,9 19,9 0 32,4 43,4 42,2
2003 38,6 216,8 448,6 3,9 0,8 19,6 8,6 32,4 43,4 47,1
2004 38,6 253 484,9 5,3 3,5 19 10 57,6 63,7 45,7
2005 38,6 304 518 3,6 2,1 17,7 3,7 76 81,6 47,1
2006 38,5 341,7 568 6,2 1 13,8 10,2 92,7 95,7 47,7
2007 38,5 425,3 624,1 6,8 2,5 9,6 8,9 110,7 113,2 45
2008 38,5 529,4 670,7 5,1 4,2 7,1 4,8 175,3 199 47,1
2009 38,5 430,5 688,6 1,6 3,5 8,2 1,2 142,1 146,4 50,9
2010 38,5 469,4 723 3,9 3 12,1 6,5 162,3 173,7 54,9
2011 38,4 531,8 765,6 4,5 4,2 12,4 7 193,9 208,1 53,4
2012 38,4 470,4 799,2 2 3,7 12,8 0,8 191 197,7 48,3
2013 38,4 513,9 814 1,7 1,1 13,5 5,2 197,8 196,9 49,7
2014 38,3 552,2 941,4 3,3 0,1 12,3 5,5 210,7 215 43,7
2015 38,6 481,2 1003 3,7 -1 10,6 4,3 190,8 188,4 45
2016 38,5 467,4 1052 3,1 -0,8 9,6 4,2 188,3 189,5 44,7
2017 38,6 510 1111 3,3 1,8

Фото Gettyimages

За первую половину 2017 года власти Польши выдали белорусам в три раза больше разрешений на трудоустройство в стране, чем за аналогичный период прошлого года. В общем же и целом их число пока невелико - всего 24 тыс. Лидерами по-прежнему остаются украинцы. Треть всех трудовых мигрантов в Польше составляют жители Незалежной, что уже подстегнуло рост экономики Польши.

Как сообщают СМИ со ссылкой на данные Министерства труда делам семьи, труда и соцполитики Польши, власти страны за первое полугодие текущего года выдали белорусам около 24 тыс разрешений на работу в Польше. Цифры вроде бы небольшие, но это в три раза больше аналогичных показателей прошлого года, подчеркивают власти.

При этом преобладают на польском рынке труда по-прежнему украинцы. По оценкам жители Незалежной составляют треть от всех экономических мигрантов, работающих в Польше. При этом за весь 2016 год Варшава выдала почти 1,3 млн украинцев временные разрешения на работу, еще 116 тыс получили долгосрочные разрешения на работу. «Оба показателя выросли в шесть раз с 2013 года», - сообщала газета Financial Times.

Однако еще до 2014 года многие украинцы ездили на работу в Россию. «Сейчас большинство приезжает в Польшу», - приводит FT слова председателя Межотраслевого профсоюза украинских работников в Польше Юрия Карягина. «До 2013 года включительно преобладали «многократные экономические мигранты» - люди, приезжавшие в Польшу на сезонные работы. Теперь растет количество людей, приезжающих на постоянную работу», - следует из исследования, проведенного Национальным банком Польши совместно с Варшавским университетом.

Меняется и портрет такого работника. «Начиная с 2014 года снижается возраст украинских гастарбайтеров в Польше. Однако повышается уровень их образования», - говорится в исследовании. Увеличивается доля тех, кто приезжает с востока и юга Украины. «Если в 2013 году их было около 6% от общего числа украинских работников, то сейчас - почти 20%», - сообщали украинские СМИ.

Причина такого притока работников из стран СНГ связана с нехваткой рабочих рук в Польше. Треть компаний в стране испытывает проблемы с поиском рабочих, особенно синих воротничков, следует из опроса агентства по трудоустройству и консалтингу Work Service. При этом почти 40% из тех, кто испытывает дефицит кадров, ответили, что наняли бы на свободные места украинцев.

Как известно, после вступления в 2004 году Польши в ЕС из страны уехало несколько миллионов поляков – прежде всего, в Великобританию и Германию, где условия труда лучше. В результате, предприятия и коммунальные службы Польши начали испытывать острую нехватку рабочей силы. А девальвация российской валюты и конфликт на востоке Украины привел к переориентации трудовых мигрантов из РФ в Польшу.

В среднем, сообщает агентство Regnum, в среднем заработная плата украинских гастрабайтеров в Польше составялет около 2100 злотых (почти 500 евро) после налогообложения. При этом самые высокие зарплаты в сфере строительства – почти 2800 злотых (или 650 евро), наименьшие – в секторе домохозяйства (1800 злотых или 420 евро).

При этом именно дешевая рабочая сила украинцев фактически спасла экономику Польши, замечают некоторые эксперты. «Без украинцев нашу экономику ждала катастрофа», - приводит Deutsche Welle слова председателя польского Союза предпринимателей и работодателей Цезаря Казмирчака.

И сегодня польская экономика является одной из самых динамично развивающихся в Евросоюзе, следует из данных Нацбанка Польши и Eurostat. «По итогам по 2016 года Польша удерживала первое место в ЕС по производству меди и серебра, добыче угля, а также была среди лидеров по выращиванию ряда сельхозпродуктов», - замечают в Eurostat. По итогам этого года Нацбанк Польши ожидает, что экономика страны вырастет на 4,7%. Ранее в ведомстве ожидали роста на 4%.

Какую экономическую политику проводит правительство «Права и справедливости»? В чем залог экономического роста Польши ? Какую роль играют в ее развитии европейские фонды? Об этом рассказал польский экономист и публицист Виктором Войцеховским.

Основные аспекты экономической политики нового правительства Польши. Правительство, сформированное партией "Права и справедливости" (ПиС), официально подвергает сомнению много экономических реформ, которые были воплощены в жизнь в течение последних 25 лет. Основным и одновременно самым дорогим проектом новой команды является внедрение универсальных социальных выплат семьям объемом 500 злотых в месяц на ребенка. А ее заметный недостаток - огромные расходы бюджета (около 1% ВВП в год), потому что право на такие трансферты не привязано к доходам семьи. Кроме того, эти выплаты могут существенно уменьшать желание работать в многодетных семьях и таким образом формировать устойчивую зависимость от социальной помощи у людей с низкой профессиональной квалификацией.

Более того, согласно популистского предвыборного обещания правительство ПиС хочет вернуть прежний низкий пенсионный возраст (то есть 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин). Только в первые годы такая смена обойдется государству в среднем примерно в 0,5% ВВП в год. Учитывая высокие темпы старения населения в дальнейшем эти суммы могут постепенно расти даже до 1% ВВП. По моему мнению, начало поэтапного повышения пенсионного возраста до 67 лет для обоих полов, что вылилось в продолжение профессиональной активности поляков, было одной из важнейших экономических реформ, введенных предыдущим правительством.

В 2016-м программу помощь на детей будет полностью финансироваться из единовременных поступлений (прибыли Национального банка Польши и средств, вырученных от тендера на частоту LTЕ), но уже в следующем году их не будет. Несмотря на введение новых секторальных налогов (в частности, для банков и магазинов с большой площадью), а также сохранение повышенной ставки НДС, новое правительство не уйдет в 2017-м в рост дефицита бюджета. Сразу после выборов 2015-го правящий кабинет ПиС ослабил так называемое регулирование расходов, которое должно держать в рамках бюджетные расходы, особенно в период хорошей конъюнктуры. Следовательно, несмотря на относительно высокий темп роста ВВП (3,0–3,5%), который пока держится и прогнозируется на ближайшие годы, в 2017-м дефицит государственных финансов вырастет примерно до 3% ВВП. Стоит вспомнить, что только в прошлом году Польше удалось достичь показателей, необходимых для завершения процедуры преодоления чрезмерного дефицита, обязательной для члена ЕС. Достаточно незначительного замедления темпа роста - и к ней снова придется вернуться. В нынешней ситуации, когда основным двигателем роста экономики является внутренний спрос, для достижения желаемого мы должны минимум сформировать сбалансированный бюджет, а может, даже с незначительным профицитом. Тот факт, что новая власть радикально игнорирует необходимость восстановления государственных финансов, может нам дорого стоить.

Правительство очень оптимистично считает, что новые социальные расходы будут профинансированы благодаря повышению эффективности фискальной системы и дополнительно за счет новых сборов в различных секторах экономики. Конечно, в Польше есть большая проблема с эффективностью взыскания НДС и налога на прибыль предприятий. Но ожидаемых дополнительных поступлений пока нет, и не факт, что их можно будет получить так быстро, как надеются министры.

Кроме слишком экспансивной фискальной политики, которая, по мнению представителей правительства, должна ускорить темп роста ВВП, новая команда тяготеет к усилению роли государства в экономике. На практике это выражается в полной остановке приватизации, обжаловании ранее подписанных приватизационных сделок, а также в переборке из частных рук конкретных компаний, в частности в банковском секторе. Сейчас страховой гигант PZU, контролируемый государственным казначейством, ведет переговоры с итальянской группой UniCredit о выкупе контрольного пакета ее дочери - банка Pekao SA, который по объему активов является вторым в Польше.

Экономические вызовы для Польши на кратко - и среднесрочную перспективу. Текущая ситуация в реальной экономике неплохая. Однако я считаю, что Польша должна серьезно подготовиться к стойкому замедлению темпа экономического роста в среднесрочной перспективе. Базовые резервы, которые стимулировали рост производительности и давали возможность динамично развивать экономику после 1989-го, сегодня стремительно иссякают. Не стоит рассчитывать на то, что мы будем развиваться на уровне 4,5% в год. Если бы динамику роста удалось удержать на 3%, это уже было бы большим успехом. Но для этого нам требуется существенное увеличение производительных инвестиций в частном секторе, которые являются основным носителем технологического прогресса.

К сожалению, тенденция к усилению роли государства в экономике, которая наблюдается сейчас, постепенная политизация финансового сектора, наложение новых налогов на банки и крупные магазины, которые в основном принадлежат зарубежным инвесторам, - все это не способствует инвестициям. Как и все постсоциалистические страны, мы имеем ограниченные ресурсы государственных сбережений, поэтому должны создавать хорошие условия для инвесторов из-за рубежа. Кроме действий только экономического характера инвестиционный климат в Польше портит конфликт вокруг Конституционного суда . Паралич этого учреждения усиливает инвестиционную неуверенность, а потому тормозит рост как внутренних, так и иностранных вложений и заставляет инвесторов ожидать высшей премии за риск. Кроме того, Польша не сможет удерживать должный темп подъема экономики, если ограничивать предложение труда. Количество людей трудоспособного возраста в стране уже несколько лет уменьшается по демографическим причинам. Вместо того чтобы снижать пенсионный возраст, как это предлагает ПиС, мы должны быстро его повышать. Я считаю, что темп этого процесса мог бы быть даже выше, чем предусматривает реформа, введенная предыдущим правительством (то есть 67 лет для женщин только в 2040-м).

В короткой перспективе существенный риск для темпа экономического роста в Польше составляет конъюнктура за рубежом. Несмотря на низкие процентные ставки в Западной Европе, экономический рост там разочаровывает. Мы не знаем, насколько масштабным будет замедление в китайской экономике, куда много инвестировали многочисленные компании, после чего они испытывают проблемы с обслуживанием долгов. При таких условиях рассчитывать, что темпы роста польской экономики в течение ближайших лет составят около 3,5%, как предполагает правительство, рискованно.

Ей оказался польский злотый, который, по мнению немецких специалистов, недооценён на 10%. Согласно их прогнозу, курс злотого начнёт укрепляться — этому будет способствовать низкий уровень безработицы, рост зарплат и высокие показатели деловой активности.

В марте самой недооценённой валютой по версии Deutsche Bank был российский рубль. На тот момент курс рубля к доллару составлял 73-74 рубля, затем российская валюта начала уверенно укрепляться. В настоящее время доллар стоит 66 рублей.

Deutsche Bank ожидает роста польской экономики на 3,5% в 2016-2017 гг. Такой же рост ожидает и международное рейтинговое агентство Moody’s, которое, впрочем, пересмотрело прогноз по рейтингу Польши со стабильного на негативный.

Замедлился ВВП, посыпались прогнозы

Польша — единственная страна Евросоюза, которой удалось избежать рецессии после кризиса 2008-2009 годов. С тех пор экономика страны неизменно демонстрировал положительную динамику. Однако в этом году ВВП Польши снизился впервые с 2012 года. В первом квартале показатель сократился на 0,1% по сравнению с предыдущим кварталом. В годовом выражении экономика выросла на 3%. Это ниже прогнозов экономистов.

«Скажем прямо, снижение всего на 0,1% не является доказательством слабости экономики Польши или «первой ласточкой» рецессии. По сути, это незначительное снижение, которое, скорее всего, будет нивелировано по итогам года. Собственно, в первом квартале рост был положительным и составил 2,5%», — отмечает зампредправления «Локо-банка» Андрей Люшин .

Следом за новостями о падении польского ВВП международное агентство Moody’s ухудшило прогноз по рейтингу страны. Своё решение аналитики объяснили наличием рисков, связанных с увеличением текущих расходов, планами правительства понизить пенсионный возраст, нарушением инвестиционного климата из-за политической ситуации.

В агентстве признают, что в 2016-2017 годах темпы роста экономики сохранятся на уровне 3,5%, а объём торговли будет расти. Однако, по мнению Moody’s, существует риски, угрожающие экономической стабильности государства. Они связаны с высокой безработицей среди молодёжи и низким уровнем профессиональной мобильности.

Даже несмотря на небольшое снижение кредитного рейтинга, Польша остаётся одной из самых стабильных стран Восточной Европы и ЕС, говорит Люшин. «Тем не менее я не склонен соглашаться с мнением о том, что в ближайшее время национальная валюта продемонстрирует 10% рост, просто в силу того, что никаких предпосылок для столь существенного укрепления нет, тем более, с учётом скептической оценки экономической политики действующего правительства, которая и стала причиной снижения рейтинга», — поясняет он.

По мнению начальника отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константина Бушуева , квартальное снижение ВВП Польши может быть серьёзным «звоночком». «В последний год загрузка производственных мощностей в Польше почти достигла рекордных уровней, а безработица снизилась до многолетних минимумов. В таких условиях правительство решило вводить аккуратные меры по охлаждению экономики. Например, ввело новый налог на активы заёмщиков в размере 0,44%. Это уже привело к падению числа новых кредитов в первом квартале. В условиях проблем с кредитованием и ослаблением спроса на польскую продукцию из-за российских санкций можно опасаться дальнейшего замедления темпов роста ВВП страны. При этом годовые темпы роста ВВП всё равно могут оставаться выше нуля, так как экономика Польши неплохо сбалансирована», — добавляет эксперт.