Правовые основы аудиторской деятельности в рф. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. О системе и структуре нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, читайте в этой статье.

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Исторической родиной аудита считается Англия, где в 1844 г. была принята серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний были обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России наиболее известными аудиторскими фирмами являются "Прайсвотерхаускуперс", "Эрнст энд Янг", "Современные бизнес-технологии", "Что делать консалт", "Юникон МС", "Росэкспертиза", "Развитие бизнес систем", "ФБК" и ряд других.

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ

Налоговый кодекс Российской Федерации

Уголовный кодекс Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 08.04.2008 г. № 395-1 от 02.12.1990 г.)

Закон «О бухгалтерском учете» (Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ вред, от 03.11.2006 г.)

Федеральный закон «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г., в ред. от 29 апреля 2008 г.)

Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., в ред. от 26 июня 2008 г.)

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в ред. от 29 ноября 2007 г.)

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» № 75-ФЗ от 8 мая 1998 г. (в ред. от 6 декабря 2007 г.)

Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в ред. от 23 марта 2002 г.)

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о лицензировании аудиторской деятельности» от 16 февраля 2008 г. № 80

Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деятельности 11 апреля 2002 г. N 28-05-01/781/СШ

17.36 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696., в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405, от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228, от 25.08.2006 N 523)

Система регулирования аудиторской деятельности включает в себя акты пяти уровней:

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696. На сегодняшний день утверждено 23 таких стандарта, среди которых: "Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности"; "Документирование аудита"; "Планирование аудита"; "Существенность в аудите"; "Аудиторские доказательства"; "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности"/"Особенности первой проверки аудируемого лица"/"Внутренний контроль качества" и др.;

Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ (на сегодняшний день действует 16 стандартов, в частности, стандарт о характеристике сопутствующих аудиту услуг от 18 марта 1999 г., стандарт об использовании работы другой аудиторской организации от 27 апреля 1999 г.). Все они были изданы до принятия Закона от 30 декабря 2008 г. и поэтому действуют в части, не противоречащей ему;

Рекомендательные акты, изданные профессиональными объединениями аудиторов (в частности, Аудиторской палатой России). Характерным примером рекомендательного акта является Кодекс этики аудиторов России, принятый Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003 г., который был разработан с учетом рекомендаций Кодекса этики международной федерации бухгалтеров.

Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Аудит не заменяет государственный контроль. К проведению аудиторской деятельности применяются нормы гл. 39 "Возмездное оказание услуг" Гражданского кодекса РФ.

Аудиторскую деятельность осуществляют:

аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат аудитора: работник аудиторской организации, в том числе по гражданско-правовому договору; индивидуальный предприниматель;

аудиторские организации - коммерческие организации любой организационной формы, за исключением ОАО. Пятьдесят процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие на ее территории. Если руководителем аудиторской фирмы является иностранный гражданин, такие требования предъявляются к 75% кадрового состава организации. В штате аудиторской организации должно быть не менее пяти аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности проводится в форме квалификационного экзамена. Аттестаты выдаются без ограничения срока действия. Но аудиторы обязаны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации.

Основные требования к претендентам на получение аттестата аудитора таковы:

а. высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию. Допускаются иностранные дипломы о высшем образовании при наличии свидетельства об эквивалентности его российскому диплому государственного образца;

б. наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Претендент на получение квалификационного аттестата должен иметь безупречную репутацию, подтвержденную тремя рекомендациями других аудиторов за последние три года; у него не должно быть судимости, и он должен быть членом саморегулируемой организации аудиторов. При этом

последние два года стажа работы по юридической или экономической специальности должны приходиться на работу в аудиторской организации. Квалификационные аттестаты разделяются на несколько типов:

аттестаты в области общего аудита;

аттестаты в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

аттестаты в области аудита страховых компаний и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);

аттестаты в области аудита кредитных организаций, банковских групп, банковских холдингов (банковский аудит).

Аудиторская деятельность является исключительным видом деятельности и может совмещаться только с оказанием "сопутствующих" услуг. Примерный перечень таких услуг установлен Законом об аудиторской деятельности:

а. налоговое консультирование;

б. оценка стоимости имущества;

в. разработка и анализ инвестиционных проектов;

г. составление бизнес-планов;

д. маркетинговые исследования;

е. правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам.

Аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Злоупотребление аудиторами своими полномочиями, если это причинило существенный вред, наказывается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет, а также лишением права заниматься аудиторской деятельностью на тот же срок (ст. 202 УК РФ). Также аудиторы обязаны возмещать убытки, причиненные аудируемым лицам.

Требования к независимости аудиторов сформулированы в ст. 12 Закона об аудиторской деятельности путем родственных, корпоративных и профессиональных запретов. Так, аудит не может осуществляться, если:

аудитор является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером и иным лицом, отвечающем за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудитор состоит с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

руководитель и иные должностные лица аудиторских организаций состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

аудируемые лица являются учредителями (участниками) аудиторской организации; аудиторские организации являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, а также их дочерних организаций, филиалов и представительств; аудиторские организации имеют общих с аудируемыми лицами учредителей (участников);

6. аудиторские организации и индивидуальные аудиторы оказывали в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемым лицам.

Действующее законодательство по-разному определяет статус аудитора по отношению к аудируемым лицам:

а. аттестованных аудиторов;

б. индивидуальных аудиторов;

в. профессиональных аудиторских объединений;

г. учебно-методических центров.

Минфин России проводит аккредитацию профессиональных аудиторских объединений на срок три года. Аккредитация проводится при наличии в составе такого объединения не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) 100 аудиторских фирм, а также Кодекса этики аудиторов России и Правил (стандартов) аудиторской деятельности.

При Минфине России создан Совет по аудиторской деятельности, который на 51% формируется по представлению профессиональных аудиторских объединений. Остальные члены совета могут выдвигаться вузами, научными организациями, органами власти. К основным функциям Совета можно отнести утверждение экзаменационных билетов для получения квалификационных аттестатов аудиторов, разработку федеральных стандартов аудиторской деятельности и пр.

Обязательный аудит представляет собой ежегодную аудиторскую проверку, которая проводится аудиторскими организациями.

Аудиторская организация обязана страховать риск своей ответственности за нарушение договора об оказании аудиторских услуг (ст. 932 ГК РФ). Индивидуальные аудиторы не вправе проводить обязательный аудит.

Обязательный аудит проводится в отношении следующих субъектов.

1. Открытые акционерные общества.

ОАО публикует свою бухгалтерскую отчетность, достоверность сведений которой должна быть подтверждена заключением аудитора (п. 5 ст. 103 ГК РФ, ст. ст. 88, 92 Закона об акционерных обществах).

2. Кредитные организации.

Результаты ежегодной аудиторской проверки кредитные организации обязаны направлять в Центральный банк (ст. 24 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). В самом Центральном банке РФ проводится внешний и внутренний аудит. Для проведения внутреннего аудита в ЦБ РФ создана Служба главного аудитора, непосредственно подчиняющегося председателю Банка России (ст. 95 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ").

3. Бюро кредитных историй.

Эти юридические лица осуществляют новый для нашей предпринимательской практики вид деятельности, а именно: услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй (информации, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств займа и кредита), а также предоставлению кредитных отчетов. Их правовой статус регламентирован Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях".

4. Страховые организации и общества взаимного страхования. Страховщики публикуют годовые балансы и счета прибылей и убытков

после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений (ст. 29 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в РФ").

5. Товарные и фондовые биржи.

Специальных требований к проведению аудита бирж в настоящее время законодательством не установлено.

6. Негосударственные пенсионные фонды.

Указанные фонды обязаны ежегодно проводить по итогам финансового года независимую аудиторскую проверку. Бухгалтерская отчетность подтверждается заключением независимого аудитора, которое считается неотъемлемой частью годового отчета о деятельности фонда (ст. 22 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Кроме того, реорганизация такого фонда также проводится с учетом заключения аудитора (ст. 33 Закона).

7. Государственные внебюджетные фонды.

К таковым относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ. Аудиторские проверки данных фондов проводят аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе.

Обязательный аудит проходят далеко не все организации, созданные в форме фондов. Закон устанавливает следующее условие: обязательная аудиторская проверка проводится только в фондах, источником формирования средств которых являются добровольные отчисления физических и юридических лиц.

9. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Здесь имеется противоречие между Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и ст. 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Дело в том, что первый Закон предусматривает определенные условия для проведения обязательного аудита (объем годовой выручки, стоимость активов баланса - см. об этом п. 11 настоящего параграфа), второй же таких условий не содержит.

10. Организации, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет более 25%.

Аудиторы выбираются на основе открытого конкурса проводимого аудируемым лицом не реже одного раза в три года. Правила проведения этого конкурса, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2005 г. N 706, обязательны также для федеральных государственных унитарных предприятий.

11. Организации и индивидуальные предприниматели.

Данные субъекты проходят обязательный аудит при наличии одного из двух условий: объем годовой выручки превышает 500000 МРОТ; сумма активов баланса на конец года превышает 200000 МРОТ.

12. Финансово-промышленные группы.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах" годовой отчет о деятельности ФПГ составляется по результатам проверки независимым аудитором. Аудиторская проверка оплачивается за счет центральной компании ФПГ.

К правовым и законодательным документам по аудиторской деятельности в РФ относятся:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. ФЗ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г. (в ред. ФЗ от 14 декабря 2001 г.

№ 164-ФЗ).

4. Налоговый кодекс РФ.

5. Уголовный кодекс РФ.

7.ФЗ от 30 декабря 2001 г. «О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001г.

8. ФЗ «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с изм. по состоянию на 7 августа 2001 г.).

10. ФЗ «Об акционерных обществах» (№ 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г. в ред. от 7 августа 2001 г.).

11. ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (№ 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г., с изм. и доп. от 7 марта 1997 г. и 18 февраля 1999 г.).

12. Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1 от 27 ноября 1992 г. (в ред. от 31 декабря 1997 г.).

14.Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» № 3085-1 от 19 июня 1992 г. (в ред. от 11 июля 1997 г.).

16. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах гос-ного регулирования аудиторской деят-ти в РФ».

17.Положение о лицензировании аудиторской деят-ти, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190.

18. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. № 409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».

19. Положение о Совете по аудиторской деят-ти при Министерстве финансов РФ (Приказ МФ РФ от 3 июня 2002 г. № 47-н).

20. Приказ Минфина РФ от 7 марта 2002 г. № 47 «Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деят-ти Министерства финансов РФ».

21. Временное положение о ведении гос-ных реестров в области организации аудиторской деят-ти (Приказ МФ РФ от 28 июня 2002 г. № 64н).

22. Временное положение о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Министерстве финансов РФ (приказ Минфина РФ от 29 апреля 2002 г. № 38н).

23. Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в РФ (Приказ МФ РФ от 12 сентября 2002 г. № 93н).

24. Перечень документов, требований и условий, необходимых для подачи заявления в лицензирующий орган о предоставлении лицензии на осуществление аудиторской деят-ти (Письмо МФ РФ от 11 апреля 2002 г. № 28-05-01,781/СШ).

25. Порядок предоставления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деят-ти в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков (Приказ МФ РФ от 27 октября 1999 г. № 69н).

26. Российские правила (стандарты) аудиторской деят-ти. Комиссия по аудиторской деят-ти при Президенте РФ. Протоколы № 1 от 9 февраля 1996 г., № 6 от 25 декабря 1996 г., № 2 от 22 января 1998 г., № 4 от 15 июля 1998 г., № 2 от 18 марта 1999 г., № 3 от 27 апреля 1999 г., № 5 от 20 августа 1999 г., № 6 от 20 октября 1999 г.

27. 6 федеральных правил (стандартов) аудиторской деят-ти (утверждены Постановлением правительства РФ от 23 сентября 2002г. №696).

Из приведенного перечня нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности можно выделить: кодексы и федеральные законы (пп. 1-15); постановления Правительства РФ, положения, утвержденные министерствами и ведомствами, федеральные стандарты (пп. 16-27).

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В литературе отмечается, что в мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, где аудиторская, деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развита в англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в некотором виде саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность здесь регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления.

Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется четырехуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Эта система включает 4 основных уровня, расположенных сверху вниз. Каждый уровень обладает определенными видами документов, областью регулирования и степенью их разработанности.

Первый (верхний) уровень включает закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. Он определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля.

Таблица Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Уровни регули­рова­ния Виды и наименования нормативных документов Область регулирования и использования Степень разработанности
I Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе Закон принят
II Федеральные Пра­вила (стандарты) аудиторской дея­тельности Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанав­ливают нормы аудита, обя­зательные для всех субъек­тов рынка аудиторских услуг Федеральные стандарты (разра­ботано и утвер­ждено 6 стандар­тов). Вместо не­разработанных используются российские пра­вила (стандарты)
Законодательные и подзаконные нор­мативные акты Устанавливают общие по­ложения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организа­ций и индивидуальных ау­диторов Разработаны в соответствии с ФЗ нормативные документы в об­ласти аттестации и лицензи­рования аудитор­ской деятельно­сти и др.
Внутренние правила (стандарты) аккре­дитованных про­фессиональных объединений Регулирование специфиче­ских вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объеди­нений. Разрабатываются аккредитованны­ми профессио­нальными ауди­торскими объеди­нениями
Нормативные доку­менты министерств и ведомств Регулирование специфиче­ских особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институ­тов, банковский Министерствами и ведомствами принят и разраба­тывается ряд до­кументов по ви­дам аудита
IV Внутренние аудиторские стан­дарты При проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

К документам второго уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в РФ, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. В настоящее время разработано и принято Правительством РФ 6 федеральных стандартов. Кроме того, действуют также российские правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Третий уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов - прерогатива аудиторских фирм, их ноу-хау. Такие стандарты определяют качество работы и престиж аудиторских фирм.

Тема 20. Правовые основы аудиторской деятельности

20.1. Понятие, принципы и виды аудита

Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Аудит осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;

5) правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

6) автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;

8) разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение маркетинговых исследований;

10) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

11) обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;

12) оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью (ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами исключительной компетенции , так как им запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

Ниже перечислены принципы аудиторской деятельности.

1. Принцип независимости . Аудитор не должен иметь финансовой, имущественной, родственной и иной заинтересованности в отношении проверяемого хозяйствующего субъекта. Согласно ст. 12 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» аудит не может осуществляться:

1) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

4) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);

6) аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам – в отношении этих лиц.

2. Принцип профессиональной компетентности аудиторов выражается в том, что высокий уровень оказываемых аудиторами услуг обеспечивается имеющимся у них объемом знаний и навыков. В связи с этим законодательство Российской Федерации устанавливает довольно высокие требования к профессиональным аудиторам: наличие высшего образования, стажа работы, необходимость сдачи квалификационного экзамена и др.

3. Принцип конфиденциальности (аудиторская тайна) заключается в том, что аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать также сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

4. Принцип полноты (объективности) выражается в требовании достаточности состава проверяемых документов хозяйствующих субъектов для получения объективной оценки их достоверности. В случае непредставления аудитору необходимых для проведения проверки документов аудитор обязан отказаться от выражения мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Выделяют два вида аудита:

1) обязательный аудит;

2) инициативный аудит.

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше пределам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей прямо предусмотрен федеральным законом.

Под инициативным аудитом следует понимать аудит, который проводится по инициативе самого аудируемого лица в случаях, не указанных в законодательства.

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц 6.1. Понятие и способы реорганизации юридических лиц Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.Способы

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 8. Правовые основы проведения наблюдения 8.1. Задачи и правовые последствия введения процедуры наблюдения Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на

Из книги автора

Тема 9. Правовые основы проведения финансового оздоровления 9.1. Порядок и последствия введения финансового оздоровления Процедура финансового оздоровления осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда, а также

Из книги автора

Тема 10. Правовые основы проведения внешнего управления 10.1. Порядок и последствия введения внешнего управления Внешнее управление представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по

Из книги автора

Тема 11. Правовые основы проведения конкурсного производства 11.1. Основания и последствия введения конкурсного производства Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства

Из книги автора

Из книги автора

Тема 20. Правовые основы аудиторской деятельности 20.1. Понятие, принципы и виды аудита Аудиторская деятельность (аудит) – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и

Из книги автора

Тема 21. Правовые основы оценочной деятельности 21.1. Понятие и виды оценки К числу нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; Стандарты

Из книги автора

Тема 8. Правовые основы проведения наблюдения I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Первое собрание кредиторов созывается по итогам проведенияА. НаблюденияБ. Финансового оздоровленияВ. Внешнего управленияВ случае отстранения руководителя

Из книги автора

Тема 9. Правовые основы проведения финансового оздоровления I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом сроком:А. До 2 летБ. До 18 месяцевВ. Свыше 2 летДля введения финансового оздоровления

Из книги автора

Тема 10. Правовые основы проведения внешнего управления I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Переход полномочий по управлению Должником к арбитражному управляющему является одним из последствий введения:А. Финансового оздоровленияБ.

Из книги автора

Тема 11. Правовые основы проведения конкурсного производства I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Процедура, в результате проведения которой прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина –

Из книги автора

Из книги автора

Тема 21. Правовые основы оценочной деятельности I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Государственное регулирование оценочной деятельности осуществляет:А. Министерство финансов РФБ. Федеральное казначейство РФВ. Федеральная служба по

Из книги автора

Тема 79. Правовые основы оценочной деятельности Основной документ – Закон № 135-ФЗ от 1998 г. «Об оценочной деятельности в РФ».Уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в РФ, который определяет основные цели, принципы и направления