Развитые страны критерии. Типология стран: экономически развитые страны и развивающиеся страны

Разделение мирового хозяйства на сферы экономической деятельности и определение основных экономических взаимосвязей между ними позволяют не только проанализировать тенденции развития отдельных стран, но и сравнить их между собой. Однако в мире в целом примерно 200 стран, которые очень различны по уровню экономического развития. И знание классификаций чрезвычайно важно для взаимного изучения и обмена опытом экономического развития.

В качестве экономически развитых стран Международный валютный фонд выделяет государства: 1. Страны, квалифицирующиеся ВБ и МВФ как страны с развитой экономикой в конце XX - начале XXI вв.: Австралия, Австрия, Бельгия, Кипр, Чехия, Дания, Финляндия, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Израиль, Италия, Япония, Южная Корея, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Словения, Швейцария, .

2. В более полную группу развитых стран включаются также Андорра, Бермудские острова, Фарерские острова, Ватикан, Гонконг, Тайвань, Лихтенштейн, Монако и Сан-Марино.

Среди основных признаков развитых стран целесообразно выделить следующие:

5. Экономики развитых стран характеризуются открытостью мировому хозяйству и либеральной организацией внешнеторгового режима. Лидерство в мировом производстве определяет их ведущую роль в мировой торговле, международном движении капитала, международных валютно-расчетных отношениях. В области международной миграции рабочей силы развитые страны выступают как принимающая сторона.

Страны с переходной экономикой

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».

К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация , поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную. Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства; 3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.

Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.

Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.

Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.

Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики. Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.

Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Развивающиеся страны

Развивающиеся страны – 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся низким и средним уровнем доходов. В силу большого разнообразия развивающихся стран международной экономике их принято классифицировать как по географическим признакам, так и по различным аналитическим критериям.

Существуют определенные основания для выделения вчерашних зависимых и колониальных стран, отставших в своем экономическом и социальном развитии и условно объединенных термином «развивающиеся», в особую группу государств. В этих странах проживает 80% населения мира, и судьба этого региона всегда будет в существенной степени влиять на мировые процессы.

Важнейшие критерии выделения развивающихся стран – это особое место в системе экономических и политических связей, уровень экономического развития и специфические черты воспроизводства и особенности социально-экономической структуры.

Первой и наиболее существенной чертой развивающихся стран является их место в мировой экономике и политике. Сегодня они являются частью мировой капиталистической системы и в большей или меньшей степени подвержены действию господствующих экономических законов и мировых хозяйственных тенденций. Оставаясь звеном мировой экономики, в этих странах продолжает действовать тенденция к углублению экономической и политической зависимости от экономик развитых стран.

Развивающиеся страны по-прежнему являются крупными поставщиками сырья и топлива на мировой рынок, несмотря на то, что доля развивающихся стран в импорте странами Запада топлива за последние годы несколько уменьшилась. Являясь поставщиками сырья, они зависят от импорта готовой продукции, поэтому сегодня удельный вес развивающихся стран в мировом экспорте составляет только около 30%, в том числе в поставках промышленных изделий – 21,4%.

Велика зависимость экономики этой группы стран от ТНК, а также финансовая зависимость. ТНК с самой передовой технологией не идут на ее передачу при создании в развивающихся странах совместных предприятий, предпочитая размещать там свои филиалы. В развивающихся странах сосредоточено не менее 1/4 зарубежных вложений ТНК. Частный капитал сегодня стал главным элементом иностранных поступлений в развивающиеся страны. На долю прямых иностранных инвестиций сегодня приходится более половины всех средств, поступающих из частных источников.

Уровень экономического развития развивающихся стран можно охарактеризовать как экономическую отсталость от наиболее развитой части мира. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость технической оснащенности промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры – основные черты экономики этих стран в целом. Наиболее характерный признак отсталости – аграрный профиль экономики и доля населения, занятого в сельском хозяйстве. Индустриально-аграрный профиль экономики не типичен для развивающихся стран. Он сложился лишь в наиболее развитых странах Латинской Америки и нескольких азиатских государствах. В подавляющем большинстве стран сельскохозяйственная занятость и поныне в 2,5 раза, а иногда и в 10 раз превышает индустриальную. В этом отношении многие нефтедобывающие страны стоят ближе к развивающимся странам, чем к развитым.

Особенности социально-экономической структуры развивающихся стран связаны с многоукладностью экономики. Развивающимся странам присущ значительный набор форм производства: от патриархально-общинной и мелкотоварной до монополистической и кооперативной. Хозяйственные связи между укладами ограничены. Уклады характеризуются своей системой ценностей и образом жизни населения. Патриархальный уклад характерен для сельского хозяйства. Частнокапиталистический уклад включает различные формы собственности и существует в торговле, сфере услуг.

Возникновение капиталистического уклада имеет здесь свои особенности. Во-первых, часто он связан с экспортом капитала из более развитых стран, и в условиях неподготовленной экономики носит «анклавный» характер.

Во-вторых, капиталистический уклад, развиваясь как зависимый, не может ликвидировать многоукладность и даже ведет к ее расширению. В-третьих, не наблюдается последовательного развития одной формы собственности из другой. Например, монополистическая собственность, чаще всего представленная филиалами ТНК, не является продуктом развития акционерной собственности и т.п.

Социальная структура общества отражает многоукладность экономики. Общинный тип доминирует в общественных отношениях, гражданское общество только формируется. Для развивающихся стран характерны бедность, перенаселение, высокий уровень безработицы.

Экономическая роль государства в развивающихся странах весьма велика и наряду с традиционными функциями включает: осуществление национального суверенитета над природными ресурсами; контроль над иностранной финансовой помощью, чтобы ее использовать для осуществления проектов, предусмотренных в программах социального и экономического развития государства; аграрные преобразования, связанные с увеличением производства сельскохозяйственной продукции, созданием кооперативов и т.п.; подготовку национальных кадров.

Существует классификация развивающихся стран в зависимости от уровня экономического развития, измеряемая показателем ВВП на душу населения:

1) cтраны с высокими доходами на душу населения, сопоставимыми с доходами в развитых странах (Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Сингапур);

2) cтраны со средними показателями ВВП на душу населения (Ливия, Уругвай, Тунис и т.п.);

3) бедные страны мира. В эту группу входит большинство стран тропической Африки, страны Южной Азии и Океании, ряд стран Латинской Америки.

Другая классификация развивающихся стран связана с уровнем развития капитализма как хозяйственного уклада. С этой точки зрения можно выделить следующие группы развивающихся стран:

1) это государства, где государственный, иностранный и местный капитал преобладает. Экономическая активность государства является госкапиталистической по содержанию. В этих странах высока включенность иностранного капитала в местный. К таким странам относятся Мексика, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, а также ряд небольших государств Азиатско-Тихоокенского региона.

2) вторая группа государств – самая большая. Их особенность в том, что здесь капитализм представлен «анклавами», причем иногда весьма изолированными. К данной группе относятся такие страны как Индия, Пакистан, страны Ближнего Востока, Персидского залива, Северной Африки, нескоторые страны Юго-Восточной Азии (Филиппины, Тайланд, Индонезия).

3) третья группа – наименее развитые государства мира, примерно 30 стран с населением около 15% населения развивающегося мира. Капиталистический уклад в них существует в виде фрагментов. Эти капиталистические «анклавы», в основном, представлены иностранным капиталом. 2/3 наименее развитых стран находится в Африке. В докапиталистическом секторе преобладают натуральные связи. Почти все сфер занятости населения – традиционные уклады. Единственная моторная сила развития в большинстве из них – государство. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП не более 10%, ВВП на душу населения не более 300 долл., а уровень грамотности – не более 20% взрослого населения. У этих стран мало шансов улучшить свое положение самостоятельно, опираясь лишь на внутренние силы.

Источник - Мировая экономика: учебное пособие / Е.Г.Гужва, М.И.Лесная, А.В.Кондратьев, А.Н.Егоров; СПбГАСУ. – СПб., 2009. – 116 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

К числу экономически развитых стран в настоящее время ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения (свыше 5000 $ США). Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.

Первую из них образует "большая семерка стран Запада" , в которую входят США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности.

На долю стран "семерки" приходится около 50% мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции. ВВП из расчета на душу населения составляет в них от 20 до 30 тыс. долларов.

Ко второй подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все возрастающую, роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах "большой семерки".

Третью подгруппу образуют внеевропейские страны - Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые фактически не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.

Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.

Задачи и тесты по теме "Экономически развитые страны"

  • Страны мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 6 Заданий: 9

  • Население и страны Южной Америки - Южная Америка 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Население и страны Северной Америки - Северная Америка 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Индия - Евразия 7 класс

    Уроков: 4 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Хозяйственная деятельность населения мира - Население Земли 7 класс

    Уроков: 3 Заданий: 8 Тестов: 1

Ведущие идеи: уровень экономического и социального развития страны во многом определяются ее географическим положением и историей развития; многообразие современной политической карты мира - системы, находящейся в постоянном развитии и элементы которой взаимосвязаны между собой.

Основные понятия: Территория и граница государства, экономическая зона, суверенное государство, зависимые территории, республика (президентская и парламентская), монархия (абсолютная, в том числе и теократическая, конституционная), федеративное и унитарное государство, конфедерация, валовой внутренний продукт (ВВП), индекс человеческого развития (ИЧР), развитые страны, страны большой семерки Запада, развивающиеся страны, страны НИС, ключевые страны, нефтеэкспортирующие страны, наименее развитые страны; политическая география, геополитика, ПГП страны (региона), ООН, НАТО, ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТР, ОПЕК.

Навыки и умения: Уметь проводить классификацию стран по различным признакам, давать краткую характеристику групп и подгрупп стран современного мира, оценивать политико-географическое положение стран по плану, выявлять положительные и отрицательные черты, отмечать изменение ПГП во времени, использовать важнейшие экономические и социальные показатели для характеристики (ВВП, ВВП на душу населения, индекс человеческого развития и т.д.) страны. Выявлять важнейшие изменения на политической карте мира, объяснять причины и прогнозировать последствия таких изменений.

Развивающаяся экономика – это система производства, обмена, распределения товаров и услуг, которая находится активной в стадии развития и по своим параметрам прибилижается к экономике развитых стран.

Развивающаяся экономика характеризуется успехами в сфере промышленности, производства, сельского хозяйства, активным ростом уровня жизни, ВВП.

К странам с развивающейся экономикой можно отнести Китай, Бразилию, Россию, Индию, Аргентину, Индию, ЮАР, Нигерию и прочие.

отличаются свободными рыночными отношениями, низкими стандартами демократического руководства, гарантиями прав человека, активным развитием социальных программ и индустриализации. При этом термин «развивающая экономика» нельзя применять к каждой стране, которая не относится к категории развитых. Наиболее бедные государства классифицируются как несостоявшиеся или наименее развитые.

Развивающая экономика подразумевает:

Наличие современной инфраструктуры и ее обновление;
- внедрение новых технологий в производство;
- частичный отход от добычи природных ресурсов и сельского хозяйства в пользу промышленности и сферы услуг.

Виды развивающихся экономик

Особенность развивающейся экономики состоит в том, что она требует постоянного внимания в области механизма ценообразования, а также совершенствования основных отраслей. При этом задача правительства – приведение всех параметров экономики к текущим требованиям технического прогресса, меняющимся параметрам хозяйствования, а также уровням затрат на производственную сферу.

Развивающуюся экономику можно условно разделить на несколько видов:

1. Эффективно развивающаяся экономика . Здесь производство товара осуществляется не по принципу «чтобы быстрее продать», а для того, чтобы его действительно купили. То есть основной упор делается на качество, повышение собственной конкурентоспособности на внешнем рынке. Все это позволяет стране с развивающейся экономикой быстрее добиться достижения требуемых критериев. Один из наиболее ярких примеров - Китай.

2. Промышленно развивающаяся экономика отличается эффективным развитием промышленности. В таких странах тяжелое машиностроение, производство стали, текстильного сырья и прочие сферы дают от 10 до 25% всего валового продукта страны. Активная индустриализация, в свою очередь, приводит к появлению новых классов богатых людей и среднего класса.

3. Медленно развивающаяся экономика . Ее особенность – длительный процесс обновления технологий, низкая конкурентоспособность на внешнем рынке, накопление излишков продукции. С другой стороны, валюты таких стран могут весьма высоко цениться в течение длительного промежутка времени.

4. Поступательно развивающаяся экономика отличается постепенным ростом промышленности, развитием основных сфер и увеличением потребностей общества. В сфере работы компаний многое зависит от стабильности в политической и экономической сфере. Для стабильно развивающейся экономики планирование доходности возможно на срок от года. При проявлении явной нестабильности срок планирования не должен превышать 3-6 месяцев.

Сущность развивающейся экономики

Страны с развивающейся экономикой составляют большую населения планеты. При этом эпоха разделения стран по скорости развития экономики зародилась давно. Еще в 1950 году стала заметная явная «пропасть» в экономике многих государств. В частности, к наиболее развитым можно было отнести 35 стран, более продвинутых (среднего уровня) – 54 страны, слаборазвитых – 36 стран. Уже к концу 90-х годов двадцатого века разница в уровне развития между странами сильно увеличилась. К примеру, на каждого человека в развивающейся стране была почти в три раза больше, чем прибыль в стране «среднего уровня» и в 12 раз больше, чем в странах нижней категории.

Сформировалось два полюса – бедные страны, имеющие слабую экономику и группа развитых стран, которые в экономическом плане смогли многого добиться, и вышли на качественно новый уровень жизни. Между ними расположились государства, у которых преобладала развивающаяся экономика. .При этом сущность и причины отсталости следующие:


К отличительным признакам таких стран можно отнести – высокие темпы увеличения численности населения, многогранная экономика с различными формами собственности, частичная или полная зависимость от капиталов других стран, основной упор на производство сырьевой продукции и так далее.

Развивающаяся экономика имеет несколько форм:

Основной доход государство получает от продажи сырьевой продукции на внешний ;
- основа для развития экономики и ее стабильности – иностранный .

Правительства таких стран делают все возможное, чтобы привлечь дополнительные инвестиции извне. Процесс роста происходит, как правило, на фоне внешних вливаний в виде займов, появления новых видов бизнеса, оформления кредитов и субсидий;

Современные государства принято подразделять на развитые и развивающиеся. Первые традиционно рассматриваются как лидеры мировой экономики, вторые — как те, что, возможно, будут когда-то претендовать на соответствующий статус. Но каковы же критерии разграничения государств на развитые и развивающиеся? За счет чего возможно сокращение отставания одних стран от других?

Принципы экономической классификации стран

Итак, современные экономисты выделяют и развивающиеся страны. Исходя из каких критериев допустима данная классификация? Подобная схема была введена в оборот экономическим и социальным советом ООН. Основной критерий, предложенный экспертами данной организации, — степень соответствия национальной экономики того или иного государства рыночным критериям и финансовым показателям: ВВП на душу населения, уровень технологичности отраслей, качество социальных институтов и т. д. Есть методология МВф, в соответствии с которой рассматриваемая классификация стран ("развитые и развивающиеся") не используется, вместо нее практикуется отнесение государств к передовым и тем, что не подпадают под данную категорию.

Есть сферы, характеристики которых не позволяют отдать каким-либо государствам лидерство. Например, многие демографические проблемы развитых и развивающихся стран совпадают. Схожим образом дело обстоит также с климатическими ресурсами, экологией — далеко не всегда в развитых государствах положение дел в данных сферах лучше, чем в развивающихся.

Развитые страны

Сейчас к развитым принято относить государства США, Канаду, Израиль, азиатские страны — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Данные государства имеют не менее 30 тыс. долларов, устойчивую экономику, высокий уровень развитости социальных институтов. Лидирующими в экономическом и политическом плане принято называть страны «Большой семерки» - США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду и Японию. На долю государств G7 приходится около 50% мирового ВВП.

Специфика развитых экономик

Развитые страны и развивающиеся страны различаются, прежде всего, За счет чего государствам первого типа удается быть лидерами? По одной из распространенных версий, показатели ВВП в развитых государствах выше, чем в развивающихся, в силу двух основных причин: доступности капитала (который можно инвестировать в различные отрасли и тем самым способствовать росту экономики), а также открытости рынка (благодаря чему тот или иной хозяйственный сегмент имеет необходимый потребительский спрос).

Фактическая структура экономик развитых стран, как отмечают некоторые исследователи, вовсе не обязательно может предполагать диверсифицированность. Так, например, в структуре ВВП Норвегии прослеживается сильная зависимость от экспорта нефти. Однако чрезмерный акцент в развитии экономики на соответствующем секторе в Норвегии — не проблема в связи с постоянством рынков сбыта, а также по причине наличия у страны очень больших резервов.

Роль транснациональных корпораций

Значимое отличие развитых стран от развивающихся в том, что в государствах первого типа ведущую роль играют транснациональные корпорации. Собственно, во многом именно их активность предопределяет открытость внешних рынков для стран соответствующей категории. Развивающиеся государства не всегда обладают данным ресурсом. Другое отличие развитых стран от развивающихся — в важности роли малых и средних предприятий. Небольшие компании — это, во-первых, снижение социальной нагрузки на государство (граждане трудоустраивают сами себя посредством открытия бизнеса, а также берут на работу других), во-вторых, это дополнительный ресурс для сбора налогов.

Значимость социальных институтов

Развитые страны и развивающиеся страны различаются также на уровне социальных институтов — права, государственного управления, образования. В государствах первого типа, как правило, внедрена в достаточной мере эффективная система законодательства, оптимально сочетающая в себе необходимые бюрократические механизмы и свободу бизнесов от лишних формальностей. В системе государственного управления большое внимание уделяется внедрению демократических институтов — причем акцент делается на развитии соответствующих инициатив на местном, локальном уровне, а не на общенациональном. Важнейшее условие для поддержания государством статуса развитого — конкурентоспособная система образования. Ее наличие предопределяет формирование лучших кадров, которые смогут принимать непосредственное участие в модернизации экономики и поддержании ее высокоразвитого статуса.

Роль государства в развитых экономиках

Выше мы отметили, что развитые страны и развивающиеся страны различаются тем, что в первых — большой процент частных бизнесов. Вместе с тем в большинстве стран соответствующего типа крайне значимую роль играют правительственные институты, осуществляющие необходимое хозяйственное регулирование. Основная цель подобных активностей властей — формирование оптимальных условий для товарно-денежных коммуникаций бизнесов как внутри государства, так и с его торговыми партнерами. Правительство может регулировать экономику посредством собственного участия в хозяйственных процессах посредством госпредприятий либо реализовывать те или иные законотворческие инициативы.

Либерализация развитых экономик

Важнейший признак хозяйственной системы развитого государства — открытость внешним рынкам. В этом прослеживается либеральный подход к организации экономической системы в большинстве стран соответствующего типа. Однако страна должна быть готовой к активным коммуникациям на внешних рынках, особенно в аспекте конкурентоспособности товаров, выпускаемых национальными предприятиями.

Влияние глобализации на развитые и развивающиеся страны в этом смысле может быть несхожим. Государства первого типа, как правило, адаптированы к конкурентным условиям глобального рынка, и потому могут чувствовать себя достаточно комфортно в условиях, когда экономика должна постоянно совершенствоваться с тем, чтобы предлагать лучшие продукты и сервисы. Развивающиеся страны в силу возможного дефицита капитала и - как результат — уровня технологичности производств не всегда способны выдерживать конкуренцию на внешних рынках.

Развивающиеся страны

Специалисты выделяют порядка 100 государств, которые можно отнести к соответствующей категории. Есть большое количество критериев, по которым та или иная страна может быть определена как развивающаяся. Отметим, что данный термин может предполагать дополнительные основания для классификации. Например, среди развивающихся выделяют страны с переходной экономикой — те, в которых долгое время хозяйственная система развивалась по принципам социализма. К таким государствам относится Россия. Достаточно сложно классифицировать в соответствии с отмеченным критерием Китай. Дело в том, что в КНР — коммунистическом государстве - соседствуют элементы как рыночной экономики, так и командно-административной.

Одним из критериев отнесения страны к развивающимся можно отнести тот же уровень ВВП на душу населения. Однако не все экономисты считают его корректным. Дело в том, что в некоторых ближневосточных странах — например, в Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне — ВВП на душу населения даже больше, чем в самых развитых европейских государствах. Однако данные страны, тем не менее, классифицируются как развивающиеся. Поэтому многие эксперты предпочитают иные критерии, позволяющие разграничивать экономически развитые и развивающиеся страны.

В числе распространенных оснований — уровень развитости социальных институтов. Данный фактор, полагают экономисты, может предопределять устойчивость, в свою очередь, экономической системы государства. То есть, например, при неэффективном политическом управлении страной и низком качестве законодательного регулирования высокий ВВП государства вполне может снизиться в силу влияния тех или иных факторов (противодействовать которым вполне можно было бы в случае выстраивания сильных социальных институтов).

Некоторые экономисты считают, что хозяйственная система государства должна пусть и не быть диверсифицированной, но все же - весьма желательно — базироваться хотя бы на нескольких ведущих отраслях. Например, в экономике некоторых ближневосточных стран до сих пор играет важнейшую роль нефтяной сектор, что дает повод исследователям не относить их к категории развитых.

Критерии отнесения России к развивающимся странам

Исходя из каких критериев к развивающимся государствам относится РФ? В данном случае можно говорить о недостаточном соответствии нашей страны развитым по уровню ВВП на душу населения. Сейчас он составляет порядка 24 тыс. долларов — по паритету покупательной способности. Необходимо хотя бы 30 тыс. для соответствия статусу развитой страны по данному критерию.

Что касается социальных институтов, подходы к оценке их российского варианта сильно разнятся. Есть исследователи, которые считают, что государственная и правовая системы РФ нуждаются в скорейшей модернизации. Другие эксперты полагают, что российская схема законодательного регулирования экономики оптимальна для государства — с учетом его исторических и культурных особенностей. То есть простое копирование образцов правовых систем развитых стран может быть неэффективным.

С точки зрения роли в экономике малых и средних предприятий показатели РФ объективно также менее выдающиеся, чем те, которые характеризуют многие развитые и развивающиеся страны мира. Возможно, это связано с долгим периодом при СССР, когда частный бизнес был запрещен. За годы строительства свободного рынка в РФ попросту не сформировалось пока что большого класса предпринимателей.

Касательно доступа РФ к мировым рынкам — недавние политические события свидетельствуют о том, что таковой может быть искусственно ограничен западными государствами. В результате перед Россией встает задача — формировать для себя новые рынки. Чем наше государство, по всей видимости, и занимается, заключая все новые контракты с государствами БРИКС, развивая совместно с Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией сотрудничество в рамках ЕАЭС.

Россия обладает рядом уникальных технологий — особенно это можно пронаблюдать на примере военной сферы. Многие из соответствующих решений имеют крайне мало аналогов на Западе — например, это касается самолетов 5 поколения. По этому критерию РФ к категории развивающихся государств отнести, конечно, сложно. В России производятся многие другие образцы высокотехнологичной продукции — например, процессоры «Эльбрус», по ряду параметров ничем не уступающие микросхемам от Intel и AMD.

Поиск новых рынков актуален для всех

Отметим, однако, что в последнее время свободный доступ к рынкам — общая проблема развитых и развивающихся стран. Каким бы ни был потенциал того или иного сегмента, рано или поздно он исчерпывается. Даже самым развитым государствам приходится искать новые рынки. Определенное преимущество могут иметь те, которые обладают развитым индустриальным сектором. В промышленно развитых и развивающихся странах со значимой долей производственных предприятий в ВВП, как правило, всегда находятся игроки бизнеса, способные предложить мировому рынку тот или иной конкурентоспособный продукт. Таким образом, наличие соответствующего ресурса — критерий, который важен для развития стран обоих рассматриваемых типов, если говорить о решении такой проблемы, как поиск новых рынков.

Итак, в соответствии с распространенной в среде современных экономистов классификацией, есть развитые, развивающиеся, переходные страны. В ряде случаев границу между ними найти непросто — например, если речь идет о государствах с большим ВВП, но недостаточно совершенными, по западным критериям, социальными институтами. В ряде случаев экономика развитых и развивающихся стран может быть, в целом, сопоставимой с точки зрения наличия у вторых неких уникальных технологий.

Однако реальность современной мировой хозяйственной системы такова, что в уровне экономического развития многих государств наблюдается существенная разница. В большинстве случаев можно выделить причины, обусловившие в тех или иных хозяйственных аспектах. Их преодоление станет ключевым условием повышения динамики экономического роста страны и возможного включения в элитную категорию развитых.

Все страны мира (за исключением постсоциалистических и социалистических) в соответствии с их местом в системе мировой экономики и международных отношений были разделены на три основные группы:

Экономически высокоразвитые страны;

Страны среднего уровня развития;

Экономически слаборазвитые страны или по терминоло­гии ООН

- «развивающиеся страны».

В каждой из этих групп можно выделить типы стран и даже подтипы. Рассмотрим основные типы стран современного мира в соответствии с данной группировкой. В первую группу включены:

1. Экономически высокоразвитые страны. К их числу отнесены США, Канада, западноевропейские страны, Япония, Австралийский Союз, ЮАР, Израиль и Новая Зеландия. Эти государства отличаются зрелым уровнем разви­тия рыночных отношений. Велика их роль в мировой политике и экономике, они обладают мощным научно-техническим потен­циалом. Но можно выделить и внутри этой группы три основые подтипа:

1.1. Главные капиталистические страны: США, Япония,ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. Это наиболее развитые по своему экономическому и научно-техническому потенциалу страны мира. Они отличаются друг от друга особенностями своего развития и экономической мощью, но всех их объединяет очень высокий уровень развития и роль, которую они играют в мировом хозяйстве.

В эту группу стран входят шесть государств из знаменитой «большой семерки». Среди них первое место по экономическому потенциалу занимают США.

1.2. Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной. Европы: Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды,Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия. Эти страны достигли высокого уровня развития, но каждая из них, в отличие от главных капиталистических стран, имеет 28 гораздо более узкую специализацию в мировом хозяйстве. При этом они направляют на внешний рынок до половины своей продукции. В экономике этих государств велика доля непроиз­водственной сферы (банковское дело, предоставление различно­го рода услуг, туристический бизнес и др.).

1.3. Страны «переселенческого капитализма»: Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Первые четыре страны - бывшие колонии Великобрита­нии. Капиталистические отношения возникли в них в резуль­тате хозяйственной деятельности иммигрантов из Европы. Но в отличие от США, которые в свое время были также переселенческой колонией, развитие их имело некоторые особенности. Несмотря на высокий уровень развития эти государства сох­раняют аграрно-сырьевую специализацию, сложившуюся в их внешней торговле еще в колониальный период. Но такая спе­циализация в международном разделении труда существенно отличается от подобной специализации развивающихся стран, так как сочетается с высокоразвитой внутренней экономикой. Израиль - небольшое государство, сформировавшееся за счет иммигрантов после второй мировой войны на территории Палестины (находившейся после первой мировой войны по ман­дату Лиги наций под управлением Великобритании). Канада входит в «большую семерку» экономически высоко­развитых стран, но по типу и особенностям развития своей экономики она относится именно к данной группе. Ко второй группе в данной типологии относятся:


2. Страны со средним уровнем развития капитализма. Таких стран немного. Они отличаются от государств, включен­ных в первую группу и по истории, и по уровню своего социаль­но-экономического развития. Среди них также можно выделить подтипы:

2.1. Страна, достигшая политической независимости и среднего уровня экономического развития в условиях господства капиталистической системы: Ирландия. Современный уровень развития экономики и политическая независимость в Ирландии были достигнуты ценой чрезвычайно тяжелой национальной борьбы против империализма. Еще недавно к этому подтипу относилась и Финляндия. Однако в настоящее время эта страна вошла в группу «Экономически высокоразвитых стран».

2.2. Страны, отставшие в развитии: Испания, Греция, Португалия. В прошлом эти государства играли важную роль в мировой истории. Испания и Португалия создали в эпоху феодализма огромные колониальные империи, но позже потеряли все свои владения. Несмотря на известные успехи в развитии индустрии и сферы услуг, по уровню развития эти страны в целом отстают от экономически высокоразвитых государств. В третью группу включены:

3. Экономически менее развитые страны (развивающиеся страны). Это самая многочисленная и разнообразная группа стран. В большинстве своем - это бывшие колониальные и зависимые страны, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от стран, бывших ранее их метрополиями. Объединяет страны этой группы многое, в т. ч. проблемы развития, а также внутренние и внешние трудности, связанные с низким уровнем развития экономики и социальной сферы, недостатком финансовых средств, отсутствием опыта ведения капиталистического товарного хозяйства, недостатком квалифи­цированных кадров, сильной экономической зависимостью, ог­ромным внешним долгом и пр. Ситуацию усугубляют граж­данские войны и межэтнические конфликты. В международном разделении труда они занимают далеко не лучшие позиции, являясь в основном поставщиками сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции в экономически развитые страны.

К тому же во всех странах этого типа в связи с быстрым ростом населения ухудшается социальное положение больших масс жителей, проявляется избыток трудовых ресурсов, особен­но остро стоят демографическая, продовольственная и другие глобальные проблемы. Но несмотря на общие черты, страны этой группы сильно отличаются друг от друга (а их всего около 150). Поэтому выделяются следующие подтипы:

3.1. Ключевые страны: Бразилия, Мексика, Индия (страны, обладающие самым крупным среди развивающихся стран ресурсным, людским и экономическим потенциалом и наиболее диверсифицированной экономикой).

3.2. Страны относительно зрелого капитализма. Эта груп­па включает большой диапазон стран - от государств Латин­ской Америки до арабских стран, где господство капиталисти­ческих отношений утвердилось лишь в последние десятилетия. Здесь выделяются следующие подтипы:

3.2.1. Переселенческие страны раннего развития зависимого капитализма: Аргентина и Уругвай (в международном разделении труда они до сих пор выступают как аграрные страны).В этих государствах достаточно высокий уровень жизни населения. В последние годы проводились очень существенные преобразования в экономике Аргентины.

3.2.2. Страны крупноанклавного развития капитализма: Венесуэла, Чили, Иран, Ирак, Алжир (развивались при массированном вторжении иностранного капитала, связанного с экспортной эксплуатацией крупных месторождений полезных ис­копаемых на территории этих государств).

3.2.3. Страны внешнеориентированногоприспособленческого развития капитализма (их характеризует экспортная ориентация индустрии и импортозамещающая экономика). В Латинской Америке это - Боливия, Колумбия, Парагвай, Перу, Эквадор; в Азии: Малайзия, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Республика Корея; в Северной Африке: Египет, Марокко, Тунис.