Сущность неоклассической экономической теории. Неоклассическая теория экономики

Данное направление возникло в 1870–1880-х гг., когда произошел существенный скачок в движении экономической теории, который можно охарактеризовать как разрыв в постепенности и нарушение в преемственности развития. Начало этого скачка принято связывать с именем У. С. Джевонса, которого впоследствии поддержали те, кого сегодня называют основателями неоклассического направления – Л. Вальрас, В. Парето, И. Фишер и др. Отличительной характеристикой этой плеяды исследователей является активное внедрение формально-математических методов в экономическую теорию.

Стремление внести в экономическую теорию формальные методы объяснялось желанием, во-первых, превратить ее в точную науку, свободную от неопределенных суждений, которыми характеризовалась политическая экономия со времен А. Смита, во-вторых, сделать ее в отличие от марксизма социально нейтральной.

Неоклассическое направление включает в себя целый ряд школ: австрийскую, американскую, кембриджскую, чикагскую и др.

Особый интерес представляет австрийская школа.

Австрийская школа – это субъективно-психологическое направление в политэкономии, разработавшее в борьбе с теорией трудовой стоимости потребительскую версию ценообразования в форме теории предельной полезности.

Австрийская школа пыталась преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не давшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Поворот от господствовавшей в классической и марксистской школах до 1880-х гг. "производственной версии" ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе наименование маржиналистской революции (от фр. marginal – предельный).

Авторы данной концепции для исследования экономических процессов стали использовать особый инструментарий – изучение так называемых предельных величин: предельной полезности, предельной производительности, предельного продукта и т.д.

Основные положения теории предельной полезности были сформулированы Г. Госсеном еще в 1844 г. Однако начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу относится к середине 1880-х гг., когда экономистами-математиками были опубликованы "Теории политической экономии" (У. С. Джевонс), "Основания политической экономии" (К. Менгер) и "Элементы чистой политической экономии" (Л. Вальрас).

Дальнейшее развитие теория предельной полезности получила в трудах А. Маршалла, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина "политическая экономия" в пользу понятия "экономике". Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл (1842–1924), издавший книгу "Принципы Экономикса".

Особое внимание австрийская школа обращает на исследование роли потребителя в процессе ценообразования. Все экономические явления эта школа исследует с точки зрения примата сферы потребления по отношению к сфере производства. Теория субъективной ценности и предельной полезности ставит ценность хозяйственных благ, а в конечном счете и их цены в зависимость от степени удовлетворения потребностей человека в этих благах. Тем самым австрийская школа поднимает важный вопрос о роли потребителя в деле формирования не только рыночных цен на товары, но и их стоимостей. Именно потребители на рынке своим выбором определяют, какой труд товаропроизводителей является общественно-необходимым, а какой нет. Если товаров произведено больше, чем это необходимо для потребителя, труд, пошедший на их изготовление, не становится общественно необходимым и не образует стоимости.

Вместе с тем, абсолютизируя роль потребителей и фактически игнорируя значение труда товаропроизводителей в процессе ценообразования, австрийская школа дает односторонние знания о стоимости и цене.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической науки. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической теории оказалось изучение поведения отдельной фирмы, максимизирующей свою прибыль, и отдельного потребителя – "экономического человека" (homo есопотгсш), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты.

Такой подход получил название микроэкономического .

В рамках неоклассического направления появилось и развивается множество различного рода теорий: либерализм, монетаризм, теория экономики предложения (А. Лаффер, М. Эванс), теория рациональных ожиданий (Р. Лукас, Н. Уоллес и др.), теория экономического роста, теория общего экономического равновесия, теория экономики благосостояния и др. Обратимся к некоторым из них.

Либерализм – это экономическая доктрина, утверждающая, что лучшей экономической системой является та, которая основана на частной собственности на средства производства и гарантирует свободу личной инициативы экономических субъектов.

Либерализм возник как теория, отвергающая необходимость широкого вмешательства государства в экономическую жизнь. Он родился еще в XVIII в. (Д. С. Милль, Ж. Б. Сэй, Ф. Бастиа) в условиях промышленной революции и стал официальной доктриной государств, вставших на путь промышленного развития. Главными теоретиками концепции современного либерализма (неолиберализма) являются Л. Мизес (1881-1973) и Ф. Хаек (1899-1992). В отличие от своих предшественников неолибералы оценивают процессы хозяйственной жизни не с микроэкономических позиций, а с точки зрения национальной экономики в целом (макроэкономика). Неолиберализм оставляет государству только те функции, которые рынок не может осуществлять (например, производство общественных благ), а также функции, необходимые для создания структуры, в рамках которой частные предприятия и рынки могли бы эффективно функционировать (например, законодательство, определяющее права собственности и юридически закрепляющее антимонопольную политику).

Монетаризм – это экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики.

Основоположник монетаризма – создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. американский ученый М. Фридмен. Его рекомендации использовались в 1960–1970-е гг. в США, Великобритании, ФРГ, Чили и других странах. В России неудачные монетаристские преобразования в начале 1990-х гг. предпринимались Е. Гайдаром. Монетаристы предлагают поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3–5% в год. В противном случае, по их мнению, нарушается механизм частного предпринимательства, наступает кризис, развертываются инфляционные процессы. Монетаристы допускают вмешательство государства в экономику, но роль его сводят только к контролю над денежной массой.

Концепция теории экономики предложения стала разрабатываться в конце 1970-х – начале 1980-х гг. на основе английской, американской и западногерманской школ. Ее основателями явились американские экономисты А. Лаффер, Р. Мандель и др. Это течение оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительства М. Тэтчер в Англии.

Структурные и циклические кризисы, хроническая безработица и инфляция, по мнению сторонников данной теории, были спровоцированы прежде всего ростом государственных расходов. В них они видели причину бюджетного дефицита, высоких налогов на корпорации, расстройства кредитно-денежной системы. Поэтому они предлагали роль государств резко ограничить.

Теория экономики предложения акцентирует внимание на предложении ресурсов и их эффективном использовании. Одновременно она предлагает активизировать побудительные мотивы предпринимательской деятельности экономических агентов.

Одновременно теория предложения предусматривает меры антиинфляционного характера: снижение налогов, сокращение расходов государства на социальные нужды, ликвидацию бюджетного дефицита, отмену административных ограничений, мешающих свободной предпринимательской деятельности.

Продуктом новейшей эволюции неоклассицизма, вторым изданием монетаризма принято считать теорию рациональных ожиданий .

Она сформировалась в США. Ее разрабатывали Дж. Мут, Р. Берроу, Р. Лукас и др.

Теория рациональных ожиданий основана на идее, что в макроэкономическом анализе особая роль принадлежит субъективным ожиданиям и прогнозам участников хозяйственного процесса.

На основе этой мысли возникла идея разработки новой равновесной модели, опирающейся на данный фактор. Понятие "рациональные ожидания" ввел в экономический оборот в начале 1960-х гг. американский экономист Дж. Мут. Под рациональными ожиданиями он подразумевал ожидания, складывающиеся не только с учетом информации прошлых периодов, а главным образом на основе всей имеющейся в определенный момент информации о современном состоянии и перспективах хозяйства. В своей гипотезе Дж. Мут исходил из того, что ожидания максимизирующих свое положение экономических агентов рациональны. В результате на базе всей полученной экономическими агентами информации формируются представления о положении в экономике, которые автор гипотезы принимает как условные математические ожидания.

Одну из первых подобных моделей построил профессор Чикагского университета Р. Лукас.

Теория рациональных ожиданий предполагает существование идеальной экономической системы, где все предусмотренные авторами модели параметры имеются налицо. В жизни такая ситуация нереальна.

Теоретические постулаты неоклассической школы можно подытожить несколькими выводами.

  • 1. Отвергнув марксистский, классовый подход в изучении экономики, неоклассики стремились исследовать "чистую экономику", отвлекаясь от характера общественных отношений, в рамках которых она организована.
  • 2. Неоклассики отошли от изучения объективно действующих законов, сконцентрировав внимание на изучении внешних форм проявления этих законов, их поверхностного среза. К примеру, неоклассики изучают количественные пропорции между спросом и предложением, которые есть не что иное, как внешнее проявление закона стоимости, открытого представителями классической школы.
  • 3. Используя принцип А. Смита "laisser fairer ("предоставьте свободу действовать"), г.е. невмешательства государства в экономику, неоклассики ратовали за рыночный, а не государственный механизм установления равновесия между производством и потреблением, выступали за свободу частного предпринимательства.
  • 4. Используя микроэкономический подход к описанию экономики, они перешли от трудовой оценки стоимости товара к субъективной теории предельной полезности, поставив в центр своих исследований субъективно-психологические мотивы поведения отдельных хозяйствующих субъектов.
  • 5. Неоклассики заложили базу для более поздних теорий, которые ныне составляют современную неоклассическую школу, "новый классический экономике", который лежит в основе курса, преподаваемого во всех университетах под названием мейнстрим (mainstream – основное течение).
  • 6. Маржиналистский подход неоклассиков имеет существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное – несоциален.

Интерес к неоклассической теории, отстаивающей свободу предпринимательства и ограничивающей вмешательство государства в экономику, испытывает волнообразное движение: усиливается в периоды поступательного развития экономики и затухает в периоды экономических неурядиц. Первые звонки о своей несостоятельности неоклассические идеи получили в период мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. Новой критической атаке неоклассическая теория подверглась в период глобального мирового кризиса, начавшегося в 2008 г.

Как реакция на неспособность неоклассической теории ответить на вопрос о причинах кризиса и путях стабилизации экономики появляется кейнсианство.

Введение

Термин "неоклассическая школа" в экономической науке с точки зрения преемственности своих предшественников по "классической школе".

Неоклассики переняли у классиков, главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление "держаться чистого знания" или, как еще говорят, "чистой теории" без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому, признавая, что маржиналисты "второй волны" в отличие от маржиналистов "первой волны", да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого — к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системы, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход исследования хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же самое время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки как проблематики социальной, так и макроэкономической направленности.

Прежде всего, нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма).

1 Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы?

Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» (1890 г.) (в русском переводе «Принципы политической экономии») считается основателем англо-американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка - трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы - широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

1.1 Принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом

Принцип экономического равновесия является одним из определяющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономике - это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора - слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

В подходе А. Маршалла учитываются как объективная (издержки производства), так и субъективная (полезность благ) сторона.

В коротком периоде равновесная цена образуется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса. По словам Маршалла, «принцип издержек производства и принцип "конечной полезности", без сомнения, являются составной частью одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».

Равновесная цена

Маршалл также пишет: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

«Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки».

Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос - под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности торта; предложение - в результате возрастания или убывания предельных издержек. Изменения происходят под воздействием многих факторов: доходов, времени, перемен в экономической ситуации.

Равновесие по Маршаллу - это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего - свободной конкуренции.

1.2 Концепция Дж. Б. Кларка. Распределение дохода между производственными факторами

Принцип предельных величин был распространен неоклассиками на сферу производства. Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1939) использовал этот принцип (наряду с другими) для решения проблемы распределения «общественного дохода».

Как определить долю каждого фактора в продукте?

Кларк рассматривает соотношение двух факторов - труда и капитала и делает следующие выводы:

1) с количественным увеличением одного фактора (при неизменности другого) его отдача постепенно уменьшается;

2) рыночная цена, а значит, и доля каждого фактора устанавливается в соответствии с предельным продуктом, который создается с помощью этого фактора.

Согласно концепции, выдвинутой Кларком, заработная плата наемных работников совпадает с размером продукта, который следует «приписать» (вменить) предельному труду. При найме рабочих предприниматель не будет превышать границу, за которой дополнительные работники не приносят ему дополнительного дохода. Продукт, создаваемый «предельными» работниками, и соответствует оплате их труда.

Иначе говоря, предельный продукт равен предельному доходу.

Весь фонд заработной платы представляет собой предельный продукт, умноженный на число работников. Продукт труда дополнительных работников устанавливает уровень оплаты всех занятых на данном предприятии.

Доход предпринимателя есть разница, которая образуется между величиной созданного продукта и той частью, которая представляет собой фонд заработной платы. Если заработная плата определяется предельной производительностью труда, то доход предпринимателя - предельной производительностью капитала (его последней, добавленной единицей). По теории Кларка, доход предпринимателя как владельца средств производства представляет собой процент на вложенный капитал. Прибыль же - результат предпринимательской функции владельца капитала. Она образуется в случае, когда предприниматель выступает в качестве новатора, внедряет усовершенствования, новые комбинации производства.

Особенность распределительной концепции Кларка состоит в том, что она опирается не на принцип «затрат», а на принцип результативности производственных факторов, их вклада в создание продукта.

«Цена» фактора, по Кларку, определяется стоимостью прироста продукции при использовании дополнительной единицы этого фактора.

Производительность факторов определяется в соответствии с принципом вменения. Каждой дополнительной единице фактора вменяется весь дополнительный («предельный») продукт без учета участия в этом процессе других факторов. Предельная производительность каждого фактора производства соответствует величине созданного им предельного продукта.

1.3 Теория благосостояния Сиджвика и Пигу

Важным течением в неоклассической науке была теория благосостояния. Значительный вклад в нее внесли Генри Сиджвик (1838-1900) и Артур Пигу (1877-1959).

В своем трактате "Принцип политической экономии" Сиджвик подверг критике понимание богатства у классиков, их доктрину "естественной свободы", согласно которой каждый индивид, преследуя собственную выгоду, одновременно служит выгоде всего общества. Доход общества слагается из доходов частных лиц. Сиджвик утверждает, что частная и общественные выгоды не совпадают; что свободная конкуренция обеспечивают эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система "естественной свободы" порождает конфликты между частными и общественными интересами. Более того, конфликт возникает также внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Сиджвику в первую очередь обязана своим формированием доктрина о смешанной экономике.

Главное сочинение А. Пигу - "Экономическая теория благосостояния" (первое издание - 1920 г.). В центре его теории - понятие национального дивиденда (национального дохода). Пигу поставил задачу - выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие "предельный чистый продукт".

Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими как результат экономических решений отдельных людей, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Он считал, что нерыночные связи глубоко проникают в индустриальную экономику и представляют собой большой практический интерес. Средством воздействия на них должна быть система государственных налогов и субсидий.

Обратим внимание также на эффект Пигу. Классики считали, что при наличии гибкой заработной платы и подвижных цен процентная ставка будет приводить в равновесие сбережения и инвестиции, а также спрос и предложение денег при полной занятости. А как обстоит дело в условиях безработицы? Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на "внешних деньгах" (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от "внутренних денег" (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения "внешнего" ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

Сравнительная таблица различий двух направлений в развитии экономической мысли IXX в начале ХХ веков

Классическая экономическая теория

Маржинализм

Основная идея

Базировались лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине.

маржинализм базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях.

Теория стоимости

по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке - издержками производства).

По концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, то есть учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

Количественная теория денег.

Ведь классики в противовес примитивному инфляционизму своих предшественников - меркантилистов еще со времен Д.Юма, то есть боле ста лет, «доказывали» степень ненейтральности денег ходя бы в краткосрочном периоде, они не допускали возможность позитивного воздействия ползучей инфляции на производство и занятость. Согласно их интерпретации количественной теории денег речь идет о «простой ясной теореме пропорциональности».

маржинальная революция» дала «новые доказательства» для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рекардо-Миля. В результате «пришло время» неформального признания главных функций денег: средство обращения; мера стоимости или единицы счета; средство сбережения, накопления или средства сохранения стоимости.

Методология

классики подразделяли экономические явления тенденциозно, считая, в частности сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа

маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, то есть материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Заключение

В данной контрольной работе была раскрыта тема «Общая характеристика неоклассической школы». Рассмотрены Теория благосостояния Сиджвика и Пигу Концепция Дж. Б. Кларка. Принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом. Даны ответы на следующие вопросы: Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы? Дали сравнение двух направлений в развитии экономической мысли IXX в начале XX веков.

Список литературы

  1. Блауг С.А. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений: в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 1998.
  3. Кларк Д.Б. Распределение богатства. - М.: Экономика, 1992.
  4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - Пресс, 1996.
  5. Маршалл А. Принципы экономической науки. Кн. I-III - М.: Прогресс, 1993.
  6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968.
  7. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996.

Неоклассическое направление возникло в конце 19 века как отрицание идей классической школы экономической теории и марксизма, идей трудовой теории стоимости, а также как критика исторической школы, абсолютизиро­вавшей эмпирический метод ис­следования экономических явлений. Основатели данного направления: Менгер, Маршалл, Кларк, Вальрас, Джевонс и др.

Предметом исследования у неоклассиков являются закономерности и экономические формы хозяйствования, проблемы эффективного использова­ния ресурсов и оптимизации результатов работы капиталистических предпри­ятий в условиях свободной конкуренции. Основ­ное внимание уделяется сферам потребления и обмена потребительских благ.

Методологической основой неоклассической экономической теории служит маржинализм,из­вестный также под названием теорий «предельной полезности» и «предельной производительности», а также теория факторов производства.

Важным моментом является уяснение принципов неоклассического маржинального анализа.

Субъективно-психологический принцип. Исходным пунктом являют­ся субъективные оценки личных выгод и потерь агентов рынка, на основе которых объясняются различные экономические явления.

Принцип примата потребления над производством. Маржиналисты признают лишь субъективные оценки предметов потребления. По их мнению, человек может составить какое-то мнение о пользе для себя, о полезности потребительского блага, а не средства производства.

Принцип «атомизированной» экономики. Экономическая система рассматривается как взаимодействие обособленных друг от друга ин­дивидов, а ее свойства, а также свойства представляющих ее институ­тов, социальных общностей определяются свойствами составляющих ее элементов.

Принцип рационального поведения человека в экономике. Человек выступает в роли хозяйствующего субъекта с независимыми предпочтениями, средством расчета издержек и выгод, связанных с выбором.

Принцип «чистой» экономики. Хозяйственная система характеризу­ется как однородная, вне зависимости от ее социально-экономической формы, ис­торических условий и национальной специфики.

Принцип «закрытой» экономики. Функционирование и развитие эко­номической системы представляется как определяемое внутренними по отношению к ней, преимущественно экономическими факторами, вне связей с другими подсистемами общества.

Принцип детерминированности экономических процессов и явлений. Случайные действия множества не связанных друг с другом хозяйствующих субъектов рассматриваются как определяющие дви­жение экономики в одном определенном направлении - к равнове­сию.

Принцип редкости. В основу теории первоначально закладывается предположение об ограниченности, фиксированной величине того или иного экономического блага. В результате его цена попадает в полную зависимость от спроса, который, в свою очередь, увязывается с субъективными оценками.

Принцип предельности. Он позволяет определить, на сколько изме­нится общее значение какого-либо показателя при потреблении или производ­стве еще одной, дополнительной единицы товара.

Неоклассическая экономическая теория внесла значительный вклад в решение конкретных хозяйственных задач, в развитие микроэкономики. Неоклассики утвердили приоритет функционального анализа, осущест­вили значительный прогресс в технике анализа. Неоклассики разрабатывают не теорию стоимости, а теорию цены, меха­низм ценообразования объясняют через категории спроса и предложения. Со­гласно их версии сведение стоимости к затратам неприемлемо. Цены зависят исключительно от субъективных оценок полезности, а точнее, предельной полезности.И пропорции обмена определяются не затратами труда, а зависят от того, как участни­ки обмена оценивают их полезность.

Современная неоклассическая политическая экономия представляет со­бой синтез теории предельной полезности и классической теории стоимости. По мнению Маршалла и его сторонников их мнению, оба фактора при формировании цены выступают как равноправные и независимые величины. Oт анализа спроса они перешли к анализу предложе­ния товаров и взаимодействия между спросом и предложением при установле­нии цены.

Современная неоклассическая школа представлена теориями монетаризма, «экономики предложения», «рациональных ожиданий». Создателем мо­нетаризма является Милтон Фридмен.

Монетаристские взгляды базируются на представлении об устойчивом и равновесном развитии хозяйства, обеспечиваемым саморегулирующимся ры­ночным механизмом. Деньги расматриваются как решающая пружина рыноч­ной экономики.

КЕЙНСИАНСТВО

Данное направление возникло в 30-е годы XX столетия как критика основных идей либерализма на фоне мирового кризиса экономики 1929-1933 гг., наглядно показавшего несостоятельность попытки решения экономических проблем исключительно на принципах свободного предпринимательства, саморегулирующегося рынка. С изменением экономи­ческой ситуации кейнсианство претерпевает определенные модификации в виде неокейнсианства и посткейисианства.

Основоположником является Кейнс. Предметом исследования у Кейнса являются проблемы общего эконо­мического равновесия, закономерные количественные связи совокупных на­роднохозяйственных величин, таких как инвестиции, занятость населения, на­циональный доход, потребление и сбережения, количество денег в обращении, уровень цен, заработная плата, прибыль, процентная ставка.

В методологическом плане в исследовании используется макроэкономи­ческий подход. Это означает, что экономические явления рассматриваются на уровне общест­ва в обобщенном виде. Поставленные проблемы решаются с субъективно-­идеалистических позиций. При этом за основу берется не индивидуальная,а массовая психология людей. Теория характеризуется ста­тичностью.

В вопросе о регулировании общественного производства Кейнс придерживается идеи о необходимости вмешательства государства в экономические процессы средствами бюджетной и кредитно-денежной политики. Это дикту­ется необходимостью приспособления капиталистического производства к растущему обобществлению и устранения кризисных явлений.

Он впервые рассмотрел экономику как денежную систему. Кейнс дока­зал, что несбалансированность денежной сферы предопределяет и несбаланси­рованность производства. Кейнс по-новому поставил вопрос о роли государства в экономике, обосновав положение о том, что обеспечить экономическое равновесие можно только с помощью государственного регулирования.

Теория Кейнса, обозначаемая как общая теория занятости, делится на несколько блоков: 1) теория «эффективного спроса», 2) теория занятости, 3) теория рынка, 4) теория мультипликатора, 5) теория денег, 6) теория регули­рования или «управления спросом».

Основным фактором, воздействующим на динамическое развитие эко­номики, Кейнс считал совокупный спрос («эффективный спрос»), определяе­мый как сумма потребительского спроса, инвестиционного спроса и государ­ственных расходов на товары и услуги.

Кейнс выделил три причины недостаточного совокупного спроса: 1) со­кращение предельной склонности к потреблению, обусловленное ростом бо­гатства людей и неравномерностью его распределения в обществе; 2) падение предельной эффективности капитала и сокращение производительного спроса, связанное с относительным сокращением склонности к потреблению; 3) чрезмерное предпочтение ликвидности (рост сбережений в денежной форме), обу­словленное высоким уровнем ссудного процента. Для повышения эффектив­ного спроса государство должно осуществлять активную денежную политику, направленную на пополнение каналов денежного обращения. В отличие от Кейнса неокейнсианцы акцен­тируют внимание на проблемах экономического роста, выступают за систематическое и прямое воздействие государства на экономику. Посткейнсианцы (Робинсон, Калдор и др.) больше внимания уделяют вопросам распределения дохода в обществе.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Институционально-социологическое направление возникло в конце 19 века и сформировалось к 20-30-м годам 20 века под влия­нием развития исторической школы и социологии.

Наиболее видные представители: Веблен, Коммонс, Митчелл, Гэлбрейт и др.

Институционалисты рассматривают экономику как систему, где отношения меж­ду хозяйствующими субъектами складываются как под влиянием экономиче­ских, так и в значительной степени неэкономических факторов. Они также полагают, что предметом экономического исследования должны быть не столько проблемы функционирования, сколько проблемы сущности, эволюции капиталистического общества, направления современного социально- экономического развития.

Институционалисты отказались от некоторых исходных принципов маржинализма и, в частности, от анализа экономических отношений с пози­ций «экономического человека», от рассмотрения экономики как «атомизированной» и «закрытой» систе­мы, от внеисторической трактовки экономики, от постулата о полной рацио­нальности и информированности индивида.

В качестве главной движущей силы эволюции человеческого общества институционалисты признают общественные институты. Под «институтами» понимаются корпорации, профсоюзы, государство и т.п. структуры, регули­рующие общественную жизнь, а также различного рода морально-этические и психологические явления общественной жизни (например, обычаи, нормы по­ведения различных социальных групп, привычки, инстинкты). Они формиру­ют ограничения наряду с бюджетными, технологическими и др., служат ори­ентирами в сложном и меняющемся мире, делают поведение индивида понятным и предсказуемым для других.

В отличие от неоклассической доктрины, институционалисты подчеркивают важность связей между элементами для формирования свойств как самих элементов, так и системы в целом. Этот подход, обозначаемый понятием «холизм» означает преобладание социальных отношений над психофизическими качествами ин­дивидов, что определяет сущностные свойства системы.

Согласно современному представлению институционалистов экономика рассматривается как эволюционная открытая система, испытывающая посто­янные воздействия внешней среды и реагирующая на них. Стремление экономики к равновесию рас­сматривается как нетипичное и очень кратковременное явление.

Институциональная теория признает возможность случайных траекторий развития.

В области регулирования экономических процессов институционалисты отдают приоритет различного рода общественным институтам, поддерживают идею о необходимости государственного регулирования экономики. Они ратуют за «социальный контроль» над капиталистической экономикой, за расширение социальных программ. Институционалисты отрицают способность капиталистический эконо­мики к саморегулированию, не считают рынок экономически нейтральным и универсальным механизмом эффективного распределения ресурсов. По их мнению, рыночная система способствует обогащению и укреплению власти крупных предприятий (корпораций). Институционализм распадается на три направления: социально­психологическое, социально-правовое и эмпирическое. Все они, несмотря на общность фундаментальных по­ложений, значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения от­дельных институтов в жизни общества.

Основоположник социально-психологического институционализма - Веблен. Он отождествлял закономер­ности общественного развития с биологическими, считал, что эволюция общественно-экономических структур представляет собой процесс их естественного отбора, выживания наиболее приспособляемых из них.

Во главе социально-правового направления в институционализме стоял Коммонс. Главное внимание в экономическом анали­зе он придает таким институтам, как семья, государство, профсоюзы, корпора­ции, тортовые объединения, юридической и прежде всего правовой стороне их функционирования.

Основоположником эмпирического институционализма является Митчелл. Митчелл исследовал циклические явления и процессы в экономике, факторы, их определяющие. Ведущее место в экономи­ке он отводил институтам денежного обращения.

Важнейшей чертой неоинституционализма является качественный анализ эконо­мических явлений, обращение к проблемам сущности и тенденций социально- экономического развития, к научному прогнозированию.

План занятия

1. Экономическое учение А. Маршалла.

2. Экономические взгляды Дж. Б. Кларка – основателя американской школы маржинализма.

3. Концепция общего экономического равновесия В. Парето.

Под неоклассическим направлением в экономической науке принято называть ряд направлений и школ, признающих воздействие на формирование цены, как издержек производства, так и предельной полезности благ. То есть, это направление можно считать сочетанием классического и маржиналистского подхода к анализу экономических явлений.

Неоклассическое направление в экономической науке рассматривается также как второй этап «маржиналистской революции».

Неоклассическое направление является до настоящего времени лидирующим в экономической науке.

Формирование неоклассического направления связано с именем выдающегося английского экономиста А. Маршалла.

Альфред Маршалл (1842-1924 гг.) получил образование в Кембриджском университете, изучал математику. Окончив с отличием университет, был оставлен в нем преподавателем. Преподавал политэкономию более 40 лет, досконально изучил предмет, но у него появились и собственные идеи. Идеи эти были настолько глубокие, что он полностью переписал курс политической экономии и даже назвал предмет по-другому: «экономикс».

Издав в 1890 году свое главное произведение «Принципы экономической науки» («Principles of Economics»), он не только открыл новую эпоху в экономической теории, но и изменил само название науки. «Экономикс» – так она стала называться и называется до настоящего времени.

Предмет своего исследования Маршалл определил так: «Экономическая наука занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает сферу индивидуальных и общественных действий, связанную с созданием материальных основ благосостояния». То есть, в теории Маршалла сочетаются исследование богатства и исследование человека, его поведение связанное с созданием и распределением богатства.

Указанные выше действия Маршалл рассматривает с позиций идеальной модели хозяйствования, т.е. в условиях совершенной конкуренции, а само название предмета подразумевает экономию или максимизацию, т.е. достижение наибольшего результата при оптимальных затратах.

При этом Маршалл признает «плохое распределение национального дивиденда (читай: национального дохода)» в современном ему обществе, но он против равного распределения. Неравномерность богатства – серьезный дефект общества, но уменьшение этой неравномерности может осуществляться лишь средствами, не подрывающими мотивов свободной инициативы.

Центральное место в исследованиях Маршалла – проблема свободного ценообразования в условиях рынка. Рыночная цена, утверждает он – это результат взаимодействия цены спроса, основанной на предельной полезности и цены предложения, основанной на предельных издержках.


С величиной цены связаны, прежде всего, спрос и предложение. С понижением цены спрос растет, с повышением цены спрос понижается. Предложение – наоборот. В точке равновесия спроса и предложения возникает равновесная цена. Колебание цены вокруг точки равновесия и достижение этой точки есть движение к общему равновесию в экономике.

Маршалл впервые вводит в экономический анализ понятие эластичности спроса, или показатель зависимости объема спроса от изменения цены.

Понятие предельные издержки производства было успешно использовано Маршаллом для выявления закономерностей изменения удельных издержек производства от увеличения объемов производства. Увеличение объемов производства, как правило, приводит к снижению удельных издержек, однако это явление не абсолютно. Впоследствии на основе этого заключения были сделаны выводы об оптимальном объеме производства, при котором удельные издержки будут наименьшими.

Маршалл также внес существенное дополнение в теорию процента. Величина процентной ставки, по его представлению, определяется соотношением спроса и предложения на капитал, но также психологией человека, старающегося сберегать больше или меньше, если это лишь обещает, по его предположениям, больший или меньший доход в будущем.

Это последнее положение, одно из немногих, было использовано впоследствии Дж. М. Кейнсом, который может считаться учеником А. Маршалла.

Джон Бейтс Кларк (1847-1936 гг.). Родился в Америке, но образование получил в Европе. Преподавал экономику в Колумбийском университете.

Два фундаментальных труда:

– «Философия богатства» – 1886 г.

– «Распределение богатства» – 1899 г.

Богатство, в представлении Д. Кларка – это количественно ограниченные источники материального человеческого благосостояния. Богатство при совершенной конкуренции закономерно распределяется между факторами производства. Каждый фактор производства получает при этом ту долю богатства, которую сам производит. А разложение всего дохода общества на различные виды (заработную плату, прибыль и процент) и есть предмет экономической науки. Виды дохода получаются соответственно за выполнение работы, за предоставление капитала и за регулирование заработной платы и процента. При определении доли каждого ни один из классов общества не должен иметь претензий друг к другу. А завершающим этапом общественного производства является окончательная реализация продукта (продажа потребителю). В этом кратком изложении ключевых идей и трактовок Д. Кларка ясно видно движение экономической мысли от простого к сложному, от наметок идей к их детальной проработке.

Отметим еще два важных положения учения Кларка.

Учение о статике и динамике. Здесь присутствует вполне обоснованная аналогия с теоретической механикой, но все же метод, углубляющий именно экономический анализ, движение от менее сложного уровня анализа к более сложному.

Сначала рассматриваются проявления богатства. Затем – экономическая статика – рассматривается то, что происходит с богатством впоследствии, и, наконец, – экономическая динамика – что происходит с богатством при условиях, когда общество меняет форму и способы деятельности.

Изучив экономику в статике, установим закономерности ее равновесия. Затем вводим факторы, нарушающие это равновесие, их, в основном, пять:

– рост населения;

– рост капитала;

– совершенствование приемов производства;

– изменение форм предприятий;

– выживание более производительных предприятий и устранение менее производительных.

После этого возникает возможность построения приближенной к реальности модели динамичной экономики

Этот подход оказался плодотворным и впоследствии был положен в основу концепций ученых Н. Кондратьева и Й. Шумпетера.

«Закон Кларка» или закон предельной производительности факторов производства. В соответствии с этим законом распределение доходов осуществляется на основе предельных цен факторов производства. Закон действует в условиях совершенной конкуренции и означает, что при неизменной капиталовооруженности производства производительность труда снижается с привлечением каждого дополнительного рабочего, а при постоянной численности рабочих производительность труда может возрасти только при увеличении капиталовооружености.

Доли в распределении произведенного продукта зависят от конечной производительности факторов. Заработная плата, например, продуктом конечного приращения труда, и при условии действия совершенной конкуренции рабочие получают в виде заработной платы полный продукт своего труда. Это положение весьма спорно. И впоследствии подверглось критике отнюдь не со стороны марксистов, его не принял Б. Селигмен, с ним не согласен М. Блауг.

Тем не менее, «закон Кларка» утверждал о полной «социальной гармонии» в современном ему обществе. Однако при всем том дал направление более поздним теориям оптимизации структуры издержек производства. Это – его сильная сторона закона и безусловное достижение Д. Кларка.

Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) – итальянский экономист. Родился в Париже, но образование получил в Туринском политехническом университете. Затем – успешная карьера на инженерном поприще, затем – должность главного управляющего металлургическими заводами Италии.

В 1891 г. он проявил интерес к экономическим трудам Л. Вальраса, познакомился с ним лично и пишет ряд статей на экономические темы. В 1892 году Вальрас предлагает ему кафедру политической экономии в Лозаннском университете, и В. Парето навсегда становится экономистом.

Основные труды – «Курс политической экономии» (1898 г.), «Учение политэкономии» (1906 г.), «Трактат по общей социологии» (1916 г.).

Уже из биографии и перечня трудов видно, что В. Парето не мог не отличаться широтой взглядов, что в экономические исследования он вложил не только свой богатый практический опыт, но также хорошее знание социологии.

Основное направление экономических исследований В. Парето – общее экономическое равновесие, проблема основы экономического равновесия. Вальрас, как казалось, навсегда установил, что основой равновесия является полезность благ. В. Парето считая, что полезность для каждого индивидуальна и сравнение полезностей невозможно, предлагает следующую модель. В качестве основы равновесия берется не стремление к достижению максимальной полезности, а соотношение предпочтений индивидов по отдельным слоям населения. Отрицая возможность количественного измерения полезности, он использует для анализа «кривые безразличия», отражающие суммарные полезности товаров в различных сочетаниях их комбинаций и предпочтение одних комбинаций другим.

«Кривые безразличия» позволяют выразить предпочтения потребителя и построить с их использованием реальную модель экономического равновесия. Позиция, высоко оцененная впоследствии В. Леонтьевым.

«Оптимум Парето» (или «Парето – оптимум») применим для оценки оптимальности решений по максимизации прибыли.

Литература по теме

  1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.
  2. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.- Прогресс,1993.
  3. Самин Д. К. Сто великих ученых М.: Вече, 2000.
  4. Ядгаров Я.С. История экономических учений. Учебник.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИНФРА-М, 2004.

Вопросы и задания

  1. В чем состоит метод «частичного равновесия»
  2. Дайте оценку анализа полезности и спроса
  3. Дайте оценку анализа издержек и предложения
  4. В чем взаимосвязь равновесной цены и фактором времени
  5. Какие элементы «теории благосостояния» использует А. Маршалл?
  6. Как Маршалл относится к государственному вмешательству и проблеме монополии?

Неоклассическая теория (школа) (англ. neoclassical economics) – направление экономической мысли, отражающее идеи классической политической экономии (см. ) и их дальнейшую эволюцию и развитие в рамках маржиналистской школы (см. ), неолиберальной, монетарной (см. ) и других концепций современного консерватизма.

Впервые понятие неоклассическая теория появилось в конце XIX в. в отношении представителей маржинализма второй волны. Для неоклассической школы характерна поддержка идеи экономического либерализма, которая заключается в минимальном вмешательстве государства в рыночную систему свободной конкуренции.

Представители неоклассической школы (Дж.Б.Кларк, Ф.И.Эджуорт, И.Фишер, У.Джевонс, К.Менгер, И.Тюнен, А.Маршалл, В.Парето, Л.Вальрас, К.Викселль) рассматривают рыночную систему как саморегулируемую, самонастраиваемую и наиболее экономически эффективную из всех известных человечеству. В рамках представлений неоклассической школы Л.Вальрас разработал модель конкурентного равновесия.

Неоклассическая теория экономики, неоклассицизм - возникшее в конце XIX в. течение экономической мысли, которое можно считать началом современной экономической науки. Оно произвело так называемую маржиналистскую революцию в классической экономике минувшего столетия, которая была представлена такими именами как А.Смит, Д.Рикардо, Дж.Милль, К.Маркс и другими.

Маржиналистская революция означает следующее: «Неоклассики» развили инструментарий предельного анализа экономики, прежде всего понятие предельной полезности, практически одновременно открытое У.Джевонсом, К.Менгером и Л.Вальрасом, а также предельной производительности, которое использовалось и некоторыми представителями классической экономики, например, И.Тюненом. Среди крупнейших представителей неоклассицизма, кроме названных, Дж.Кларк, Ф.Эджеворт, И. Фишер, А.Маршалл, В.Парето, К.Викселль. Они подчеркивали значение дефицитности благ для определения их цены, заложили общее представление о сути оптимального распределения (заданных) ресурсов. При этом они исходили из теорем предельного анализа, определяя условия оптимального выбора благ, оптимальной структуры производства, оптимальной интенсивности использования факторов, оптимального момента времени (процентной ставки). Все эти понятия суммируются в главном критерии: субъективные и объективные нормы замещения между любыми двумя благами (продуктами или ресурсами) должны быть равны для всех домашних хозяйств и всех производственных единиц соответственно, и эти субъективные и объективные соотношения должны равняться друг другу. В дополнение к этим основным условиям исследовались условия второго порядка - закон убывающей отдачи, а также система ранжирования индивидуальных полезностей и др.

По-видимому, главным достижением этой школы является разработанная Вальрасом модель конкурентного равновесия. Тем не менее, в целом для неоклассической теории экономики характерен микроэкономический подход к экономическим явлениям, в отличие от , в теории которого доминирует макроэкономический подход.

Неоклассики заложили базу для более поздних экономических концепций, таких как теория экономики благосостояния, теория экономического роста. Эти концепции иногда называют «современной неоклассической школой». Ряд экономистов недавнего времени попытались также соединить некоторые положения классической теории, неоклассицизма и кейнсианства - это течение получило название неоклассического синтеза.

Идеи неоклассической теории экономики наиболее полно были изложены в «Принципах экономической теории» А.Маршалла, которые «… должны быть признаны одной из наиболее долговечных и жизнеспособных книг в истории экономической науки: это единственный трактат XIX в. по экономической теории, который все еще продается сотнями каждый год и который все еще с большой пользой может быть прочитан современным читателем».