Учет и отчетность по мсфо. Статус мсфо в россии

Министерство финансов России ввело в действие на территории России 40 международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Минфин опубликовал приказ от 28.12.2015 N 217н "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации". Документ объединил порядок применения российскими организациями МСФО, некоторые из которых уже были введены ранее. Ведомство сообщило, что с момента опубликования международных стандартов на официальном сайте министерства все прошлые приказы по МСФО утрачивают силу. В соответствии с требованиями статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" применение МСФО является обязательным для всех организаций, которые сдают консолидированную финансовую отчетность и попадают под действие статьи 25.1 Налогового кодекса РФ . Для всех остальных организаций существует возможность выбора стандартов отчетности в учетной политике. Они могут использовать не все введенные Минфином МСФО, а только некоторые из них. Полный перечень международных стандартов, действующих в России на 9 февраля 2016 года, выглядит следующим образом:
  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности";
  2. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 "Запасы";
  3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств";
  4. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки";
  5. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 10 "События после отчетного периода";
  6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 11 "Договоры на строительство";
  7. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 "Налоги на прибыль";
  8. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 16 "Основные средства";
  9. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 17 "Аренда";
  10. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 "Выручка";
  11. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 19 "Вознаграждения работникам";
  12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 "Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи";
  13. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 21 "Влияние изменений валютных курсов";
  14. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 23 "Затраты по заимствованиям" ;
  15. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах";
  16. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 26 "Учет и отчетность по пенсионным программам";
  17. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность";
  18. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные организации и совместные предприятия";
  19. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 29 "Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике";
  20. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление";
  21. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 33 "Прибыль на акцию";
  22. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность";
  23. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 36 "Обесценение активов";
  24. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы";
  25. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 38 "Нематериальные активы";
  26. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка";
  27. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 40 "Инвестиционная недвижимость";
  28. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 41 "Сельское хозяйство";
  29. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности";
  30. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 2 "Выплаты на основе акций";
  31. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 3 "Объединения бизнесов";
  32. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 "Договоры страхования";
  33. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 5 "Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность";
  34. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 6 "Разведка и оценка запасов полезных ископаемых";
  35. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации";
  36. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 8 "Операционные сегменты";
  37. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность";
  38. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 11 "Совместное предпринимательство";
  39. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других организациях";
  40. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 13 "Оценка справедливой стоимости".
Кроме того, Минфин опубликовал 26 разъяснений по применению этих стандартов. В них содержатся требования к применению каждого МСФО, объяснение терминологии и соотношения стандартов между собой. Использование МСФО согласовано с Банком России. Однако некоторые из стандартов не применяются страховыми и кредитными организациями, управляющими компаниями инвестиционных фондов, негосударственными пенсионными фондами, клиринговыми организациями и паевыми инвестиционными фондами, в частности, МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность". В связи с обновлением МСФО, действующих в России, Совет по международным стандартам финансовой отчетности объявил о выходе в марте новой версии сборника стандартов МСФО, который иначе называют "Красная книга". В него войдут все МСФО, утвержденные Минфином и действующие на территории России по состоянию на 1 марта 2016 года. Обязательными к применению для всех международные стандарты финансовой отчетности IFRS станут с 1 января 2018 года.

В предыдущей статье мы уже рассмотрели элементы финансовой отчетности в соответствии с МСФО , а также разобрались в ее основных принципах и способах подготовки. Этот материал посвящен непосредственно главным вопросам работы над отчетностью, а также требованиям, которые предъявляют к ней. Основная идея, которую воплощают международные стандарты финансовой отчетности и которая отразилась на финансовой отчетности компаний - свобода в составлении, стандартность и доступность информации для любого пользователя. Как именно это выражено в финансовой отчетности по МСФО мы и разбираемся в материале, представленном ниже.

Состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Напомним, что подготовку отчетности по МСФО выполняют несколькими способами: первичный учет и трансформация отчетности. Предприятия, имеющие дочерние фирмы, обязаны выполнять консолидацию финансовой отчетности .

Основным стандартом, который регулирует порядок формирования финансовой отчетности по МСФО выступает МСФО (IAS) 1 “Представление финансовой отчетности” . В нем определены критерии ее соответствия правилам МСФО, а также установлены требования относительно существенности, непрерывности деятельности, указаны обязательные компоненты финансовой отчетности, а также последовательности представления. Стандарт содержит рекомендации по составлению каждой из основных отчетных форм и устанавливает общие требования к признанию и оценке отчетности субъектов операций.

В пункте 8 МСФО (IAS) 1 указан состав полного комплекта финансовой отчетности, в который входят:

  • баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях в собственном капитале, отражающий либо все изменения в собственном капитале, либо изменения в собственном капитале, отличающиеся от тех, которые возникают в результате операций с владельцами собственного капитала (акционерами);
  • отчет о движении денежных средств;
  • примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснительные примечания.

Кроме вышеперечисленных документов в состав финансовой отчетности могут входить отчеты по охране окружающей среды, отчеты о добавленной стоимости и другие дополнительные отчеты, которые облегчают работу пользователям в принятии экономических решений.
Периодичность финансовой отчетности по МСФО указана в пункте 37 МСФО (IAS) 1, где говорится, что компаниям разрешено составлять отчетность за период в 52 недели (364 дня). Это меньше, чем календарный год (примерно 52,14 недели), но удобнее для компаний, составляющих отчетность за этот период.
Финансовую отчетность возможно формировать также за более короткие периоды. По МСФО этот период составляет 6 месяцев. Однако нередко такую отчетность составляют и за более короткий срок, что повышает полезность финотчетности. Независимо от сложности операций, проведенных в компании, важно, чтобы в финансовой отчетности информация о них была полезной.


Требования к отчетности по МСФО

Название Общие требования к финансовой отчетности МСФО
Требование полноты Информация в финансовой отчетности должна быть полной с учетом существенности и затрат на ее создание (п.38 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
Требование своевременности Своевременное отражение информации в отчетности с учетом соблюдения баланса между уместностью и надежностью информации (см. п.43 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
Требование осмотрительности Требование осмотрительности изложено в п.37 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности.
Требование приоритета содержания перед формой Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только в соответствии с юридической формой (п.35 Принципов подготовки и составления финансовой отчетности).
Требование непротиворечивости Требование непротиворечивости в МСФО не определено.
Требование рациональности Требование рациональности в отношении ведения бухгалтерского учета в МСФО не определено. В то же время в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности содержится положение о необходимости соблюдения баланса между выгодами, получаемыми от информации и затратами на ее сбор.

Представление отчетности

Представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО должно осуществляться согласно требований МСФО (IAS) 1. А именно: такая отчетность должна быть полезной для пользователей, должна обеспечивать сопоставимость, как с отчетностью за другие периоды, так и с отчетностью других предприятий.
Подразумевается, что финансовую отчетность составляют на основе непрерывной деятельности предприятия. Исключением являются случаи, когда руководство планирует прекратить торговую деятельность предприятия либо ликвидировать его, если не существует альтернативных вариантов решения ситуации. Руководство составляет финансовую отчетность на основе принципа начисления, за исключением информации о движении денежных средств.
Не существует единого установленного формата для финансовой отчетности, но МСФО (IAS) 1 содержит их примеры, и требования к примечаниям к отчетности - они должны раскрывать минимальный объем информации.
Финансовая отчетность раскрывают соответствующую информацию за предыдущий период, за исключением случаев, когда МСФО или разъяснения допускают или требуют иного.
Составление финансовой отчетности по МСФО ответственный процесс, который требует от специалистов обстоятельных знаний и навыков. Множество компаний пользуются более простым способом составления отчетности по МСФО - трансформацией.
Если вы хотите повысить свой профессиональный уровень в области применения МСФО для трансформации отчетности и расширить свои карьерные перспективы, то онлайн-курс “МСФО и практика трансформации” станет лучшим способом освоить этот пласт востребованных навыков. Зарегистрируйтесь и пройдите бесплатно 1-й урок курса.

Стандарты МСФО — это нормативныйориентир для составления финансовой отчетности по международным нормам. Из нашей статьи вы узнаете об основных понятиях, принципах классификации, составе и структуре МСФО.

Международные стандарты учета и финансовой отчетности — 2016: понятие, состав и основные принципы классификации

Составление финансовой отчетности по международным нормам расширяет возможности фирмы, позволяя:

  • освоить новые сферы деятельности с помощью международного партнерства;
  • получить кредитные средства на выгодных условиях в заграничных банках;
  • выйти на иностранные фондовые рынки;
  • получить иные бонусы и преимущества.

Составить отчетность по международным нормам — это значит представить результаты своей работы на основе требований международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Важно! МСФО — это совокупность стандартов и разъяснений, оформленных в виде отдельных документов, позволяющих составить финансовую отчетность, понятную пользователям во всех странах мира.

В общем виде МСФО-2016 представлены следующей совокупностью документов:

  • КОС ФО по МСФО (концептуальные основы составления финансовой отчетности по международным стандартам);
  • МСФО (IAS);
  • МСФО (IFRS);
  • разъяснения КРМФО (IFRIC);
  • разъяснения ПКР (SIC).

Всю совокупность международных стандартов можно по назначению классифицировать на 5 групп:

  • организационные;
  • отчетные;
  • отраслевые;
  • детализирующие;
  • вспомогательные.

Указанные группы МСФО рассмотрим в следующих разделах.

Организационные и отчетные МСФО

Организационная группа стандартов содержит общие требования к применяемой фирмой учетной системе, а также регламентирует такой важный вопрос, как вхождение в систему подготовки отчетности по международным нормам. Среди таких стандартов можно назвать:

  • МСФО (IFRS) 1 (о первом применении фирмой МСФО);
  • МСФО (IAS) 8 (о ее учетной политике).

К группе отчетных можно отнести стандарты, раскрывающие особенности составления и представления финансовых отчетов (ФО). К примеру, стандарты, посвященные:

  • нюансам ФО в условиях гиперинфляции (МСФО (IAS) 29);
  • алгоритмам представления ФО (МСФО (IAS) 1);
  • особенностям составления консолидированной и индивидуальной ФО (МСФО (IFRS) 10, МСФО (IAS) 27).

С отчетной группой международных стандартов знакомьтесь в материалах, размещенных на нашем сайте:

Группа отраслевых стандартов

В стандартах данной группы учитывается специфика отдельных отраслей и видов деятельности. Такого внимания удостоились:

  • страховая деятельность (МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования»);
  • сельскохозяйственная отрасль (МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство»);
  • учетные нюансы добывающей отрасли (МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых»).

Список детализирующих МСФО: основные средства, финансовые инструменты и др.

В данных стандартах расшифровываются особенности формирования показателей отчетности, поэтому эту крупную совокупность стандартов можно классифицировать по видам ФО:

  • формирующие балансовые статьи;
  • конкретизирующие строки отчета о совокупном доходе.

К 1-й группе относятся стандарты, описывающие нюансы признания и оценки разнообразных активов и обязательств, информация о которых находит отражение в отчете о финансовом положении (балансе). Перечень МСФО данной группы (частично) представлен ниже:

  • МСФО (IAS) 2 «Запасы»;
  • МСФО (IAS) 16 «Основные средства»;
  • МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»;
  • МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» и др.

2-я группа стандартов позволяет сформировать отчет о прибылях и убытках (совокупном доходе):

  • МСФО (IAS) 18 «Выручка»;
  • МСФО (IAS) 23 «Затраты по заимствованиям»;
  • МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» и др.

Изучайте детализирующие МСФО с помощью материалов нашего сайта:

Вспомогательные МСФО

В данной группе стандартов конкретизируются отдельные понятия и определения, применяемые в текстах других стандартов, сущность которых требует детального рассмотрения. Например, справедливая стоимость, обесценение и др.

Понять цели и задачи вспомогательных МСФО поможет статья .

Итоги

Стандарты МСФО позволяют сформировать понятную и полезную для пользователей отчетность.

Чтобы показатели финансовой отчетности достоверно отражали финансовое положение и финансовые результаты работы фирмы, необходимо учитывать требования обширного перечня международных стандартов и разъяснений.

Осуществляемая реформа учета и отчетности в РФ показала, что Россия пошла не по пути тотального применения МСФО взамен национального регулирования учета, а по пути разумного, взвешенного их применения . Суть такого подхода заключается:

С одной стороны, в конвергенции МСФО в РСБУ: индивидуальная финансовая отчетность составляется по российским стандартам, которые, в свою очередь, разрабатываются на основе МСФО;

С другой стороны, во введении обязательного требования составления консолидированной отчетности по МСФО, а также ее аудита и публикации: консолидированная финансовая отчетность публичных компаний составляется по МСФО (причем каждый документ МСФО вводится в правовое поле путем принятия решения правительством РФ, которому предшествует экспертиза его применимости на территории Российской Федерации, осуществленная негосударственным экспертным органом).

Такой подход позволяет: во-первых, на государственном уровне непосредственно регулировать бухгалтерский учет и отчетность в стране (индивидуальная отчетность формируется по российским стандартам); во-вторых, осуществлять стратегию повышения привлекательности российского рынка для зарубежных инвесторов за счет использования такой технической меры, как введение требования представления консолидированной отчетности по МСФО для публичных компаний.

Следует отметить, что де-факто сегодня большинство публичных российских компаний уже составляют отчетность по МСФО (см. таблицу). Их действия объясняются либо наличием иностранного инвестора, либо необходимостью привлечения внешнего финансирования с помощью первоначального выпуска акций (IPO, Initial Public Offering), облигаций, либо желанием получить инструмент консолидации финансовой отчетности холдинга, а также заинтересованностью в повышении положительного имиджа (PR). В последние годы число хозяйствующих субъектов, составляющих отчетность по МСФО, в России неуклонно возрастало. Помимо МСФО, российские компании используют в качестве международно признанных стандартов американские стандарты GAAP US. Однако в последние несколько лет в связи с появлением возможности использования на биржах США финансовой отчетности по МСФО, а также с введением в ЕС требования о представлении консолидированной отчетности по МСФО российские компании стали переходить от GAAP US к МСФО.

Применение крупнейшими российскими компаниями МСФО

Компании, составляющие отчетность по МСФО, % от 400 компаний

Компании, составляющие отчетность по МСФО, % от 100 крупнейших компаний

Объем реализации продукции компаний, составляющих отчетность по МСФО, % от общего объема реализации 400 крупнейших компаний

Нет данных

Нет данных

* По данным на 1 сентября 2010 г. Расчеты произведены по данным рейтинга «Эксперт — 400. Крупнейшие» по объему реализации продукции, http://www.raexpert.ru/ratings/expert400/.

Таким образом, международные стандарты оказывают существенное влияние на формирование учетной информации российских компаний посредством влияния на национальные учетные стандарты, а также за счет того, что весомая часть крупнейших российских компаний формирует отчетность непосредственно по МСФО, включая кредитные организации, для которых это предписано Банком России.

Принятие в 2010 г. Закона «О консолидированной отчетности» позволит придать отчетности по МСФО правовой статус, что, в свою очередь, по нашему мнению, должно сопровождаться повышением ее качества, в том числе за счет усиления ответственности в этой области.

Влияние применения МСФО на учет и отчетность в России

Учет в России за последние десятилетия претерпел значительные изменения, во многом связанные с переходом на международные учетные стандарты. Учитывая, что международные стандарты формировались под влиянием английской и американской школ учета, можно говорить и о влиянии на российский учет идей этих учетных школ.

Ниже мы представили обзор ключевых изменений, которые принесли МСФО и идеи англо-американской школы бухгалтерского учета в учет в России.

1. Смена приоритетного пользователя финансовой отчетности. На наш взгляд, основное отличие Международных стандартов финансовой отчетности от российской бухгалтерии обусловлено целевой направленностью отчетности. МСФО главным образом обслуживают потребности инвесторов, как реальных так и потенциальных, и как следствие, эти стандарты базируются на экономическом подходе к отражению фактов хозяйственной жизни. Российские же правила бухгалтерского учета по сей день на практике, скорее, направлены на удовлетворение интересов государства. Следует отметить, что ситуация в этом аспекте неуклонно меняется, и декларативные заявления о приоритете интересов инвесторов воплощаются в реальность крупными российскими компаниями. Таким образом, в России наблюдается смена приоритетного пользователя финансовой отчетности (от государства к инвестору), вызванная принятием идей международных стандартов. Это, в свою очередь, явилось результатом реформы учета, суть которой состоит в переходе от системы бухгалтерского учета, обслуживающей интересы плановой экономики, к системе учета и отчетности, отвечающей требованиям рыночной экономики. Переориентация на иного приоритетного пользователя повлекла за собой введение в российский учет метода начисления, учета временной стоимости денег, определение элементов финансовой отчетности (активов, обязательств, капитала, доходов и расходов) через будущие экономические выгоды, требование приоритета содержания над формой и пр.

2. Концепция «достоверного и добросовестного взгляда» (true and fair view ). Данная концепция является достижением британской школы бухгалтерского учета, которое впоследствии было взято на вооружение разработчиками международных стандартов, включено в директивы ЕС. Не осталась в стороне и Российская Федерация (закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 3 ст. 4). Концепция «достоверного и добросовестного взгляда» заключается в том, что если нормативные документы не позволяют отразить суть происходящего, то бухгалтер должен отступить от них и, вынеся профессиональное суждение, отразить факты хозяйственной жизни так, как он считает нужным. Таким образом, и МСФО, а вслед за ними и РСБУ обязывают бухгалтера отступить от требований регулятивов, если последние не позволяют отразить реальное положение вещей. «Основным критическим моментом остается крайний субъективизм концепции. Она открывает дверь бесконтрольному расхищению имущества, поскольку не все понимают, что означает “профессиональное суждение”, “разумное мнение”, “достоверность”, “добросовестность”. Каждый понимает разумность по своему разумению» .

3. Приоритет содержания над формой. Данный принцип содержится в российских и международных регулятивах. Различие состоит в том, что в России он часто игнорируется не только бухгалтерами, но и в нормативных документах. Ярким примером последнего является учет финансовой аренды. В отличие от международных стандартов по РСБУ порядок бухгалтерского учета финансовой аренды определяется договором, т. е. юридической формой: закон № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» и Приказ № 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» устанавливают, что объект аренды может учитываться на балансе либо арендатора, либо арендодателя, в зависимости от соглашения сторон. Ключевой проблемой реализации в России приоритета содержания над формой является невыполнение тех действий, выполнение которых предполагается: «Принцип приоритета содержания перед формой внес существенную сумятицу в бухгалтерские умы. Все признают его значение, но не все идут так далеко, как это следует из его логических построений» .

4. Профессиональное суждение. Профессиональное суждение заимствовано из англо-американской школы учета международными, а впоследствии и российскими стандартами. Критика этого нововведения в отечественный учет главным образом связана с тем, что профессиональное суждение субъективно по своей природе, а потому оно способно привести к еще большей несопоставимости отчетности, чем до введения МСФО. Вторым аспектом, за который критикуют профессиональное суждение, является то, что оно создает почву для манипулирования финансовой отчетностью в условиях недобросовестности бухгалтера.

5. Справедливая стоимость. Это один из самых критикуемых аспектов Международных стандартов финансовой отчетности. В МСФО требования об оценке по справедливой стоимости установлены для многих учетных объектов: инвестиционной недвижимости (IAS 40), биологических активов (IAS 41), финансовых инструментов (IAS 39), основных средств (IAS 16) и нематериальных активов (IAS 38) в случае применения модели учета по переоцененной стоимости и пр. Постепенно аналогичные требования вводятся и в российские нормативные акты. Несмотря на явные преимущества оценки по справедливой стоимости (главным из которых является актуализация финансовой информации), имеются и существенные недостатки ее использования, связанные с надежностью представляемой информации. Так, определение справедливой стоимости во многом базируется на субъективных суждениях составителя отчетности и оценщиков, а в отдельных случаях данные о ней просто отсутствуют. Так, по оценкам иностранных экспертов, на территории СНГ долгое время справедливой стоимости не существовало вовсе, потому что о наличии такой стоимости говорит действующий активный рынок, т. е. тот рынок, где постоянно совершаются сделки по купле-продаже тех или иных объектов. Учет по справедливой стоимости неизбежно приведет к привлечению независимых оценщиков, которые при определении справедливой стоимости для целей МСФО должны руководствоваться Международными стандартами оценки (IVS, International Valuation Standards), которые в настоящее время активно пересматриваются с тем, чтобы они «удовлетворяли нуждам МСФО».

6. Разделение налогового и бухгалтерского (финансового) учета. В теории учета выделяют две концепции сосуществования бухгалтерского и налогового учета: первая, возникшая в континентальной Европе «балансовая (бухгалтерская) концепция» гласит, что сумма балансовой (бухгалтерской) прибыли должна быть равна налогооблагаемой величине; вторая, возникшая в Великобритании «налоговая концепция» звучит так: сумма балансовой прибыли принципиально отлична от налогооблагаемой величины. В России долгое время превалировала первая концепция, различий между налоговой и бухгалтерской прибылью практически не существовало. Но с переходом к рыночным отношениям встал вопрос о том, как рассчитывать бухгалтерскую и налоговую прибыль.

В первые годы постсоветского периода налогооблагаемая прибыль определялась путем несложных корректировок бухгалтерской прибыли. Однако впоследствии налоговый учет выделился в самостоятельный вид учета. Одним из негативных последствий этого процесса, на наш взгляд, является «потеря» бухгалтерского финансового учета во многих средних и небольших компаниях. Такая ситуация вызвана тем, что бухгалтер, оценивая трудоемкость своей работы (как правило, он ведет и бухгалтерский и налоговый учет), делает выбор в пользу налогового учета, поскольку его неведение чревато соответствующими налоговыми последствиями. При этом бухгалтер сознательно отказывается от всех «свобод» финансового учета (установление сроков полезного использования основных средств, выбор метода амортизации и оценки основных средств и нематериальных активов, отражение обесценения запасов и дебиторской задолженности и пр.), максимально совмещая его с требованиями налогового законодательства, а порой и просто игнорируя положения отечественных бухгалтерских стандартов.

Как следствие, финансовый учет, ориентированный на информационные потребности широкого круга пользователей и призванный обеспечивать их достоверной информацией, де-факто прекращает свое существование, поскольку подменяется учетом налоговым. Такая картина во многом явилась следствием того, что идеи международных стандартов были привнесены в российский учет преждевременно, поскольку собственник, в интересах которого создавалась налоговая концепция (ее еще называют собственнической ), не осознал необходимость финансового учета, а потому готов в целях сокращения расходов на бухгалтерию отказаться от него.

7. Деление бухгалтерского учета на финансовый и управленческий учет. Идея такого разделения принадлежит американской школе учета. В МСФО она также нашла широкое отражение. Так, сегментная отчетность должна строиться на управленческой информации (IFRS 8), положения по учету затрат (IAS 2) и обесценению активов (IAS 36) также отсылают нас к управленческому учету.

В период становления рыночных отношений в нашей стране управленческий учет был широко поддержан российским бизнесом в искаженном виде. Дело в том, что многие собственники в условиях «подмены» финансового учета «налоговым» восприняли управленческий учет как возможность вести «учет для себя», отражая все операции, включая те, которые они «не проводили» в налоговом учете. Таким образом, одно из бесспорнейших достижений американской бухгалтерии - управленческий учет на российской почве дало совершенно неожиданные ростки, а именно «двойную» бухгалтерию: один учет - для налоговой инспекции (он же де-юре финансовый), второй учет - «управленческий», для себя. В последнее время, по нашим наблюдениям, наметилась тенденция, что управленческий учет в российских компаниях стал выполнять свойственные ему функции в классическом их понимании.

На наш взгляд, МСФО и идеи англо-американской школы оказали значительное влияние на развитие российского бухгалтерского учета в последние десятилетия, и последствия этого влияния еще предстоит оценить.

Перспективы МСФО в Российской Федерации

Завершить рассмотрение проблематики перехода России на МСФО мы хотели бы формулированием направлений, в которых, по нашему мнению, будет развиваться учет России в ближайшей перспективе в свете дальнейшего принятия международных стандартов:

1. Дальнейшая интеграция МСФО и идей англо-американской школы учета в регулирование и практику российского учета.

2. Распространение консолидированной финансовой отчетности.

3. Повышение престижа и изменение наполнения бухгалтерской профессии.

4. Развитие оценочной деятельности как необходимого инструмента учета по справедливой стоимости.

5. Изменение системы образования в области учета и аудита.

6. «Легализация» управленческого учета.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. Достоверность и добросовестность составления бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. 1999. № 12.

Соколов Я.В., Бычкова С.М. О приоритете содержания перед формой: проблемы учета // Бухгалтерский учет. 2000. № 1.